Описание Картины Завтрак На Траве Клод Моне

Картина Клода Моне Завтрак на траве: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.

Картина "Завтрак на траве", Клод Моне, 1866

Парижский Салон – одна из самых престижных художественных выставок Франции. Восход солнца». Сюжет взят, думается изжизни. Некое подобие признания Мане появилось в 1890-х годах.

Между тем тремя годами ранее, в 1862 году, Мане создал одноимённую картину (холст, масло, 208 264, 5см Музей Орсе)8, отвергнутую Салоном 1863 года из-за своей «непристойности»9. В мае 1865 года Моне писал Базилю: «я думаю только о моей картине» и «думаю, что я схожу с ума». На одном из них видно вырезанное сердце, символизирующее любовь Камиллы и Моне, которую ему приходилось скрывать от осуждения родственников, доказательство чего может служить сидящий за деревом мужчина, в котором художник, вероятно, вывел своего собственного отца, шпионящего за возлюбленными.

Завтрак на траве 
 (картина Моне)

Завтрак на траве (картина Моне)

Примечательно, что часто изображая естественный свет, Моне расчленял его на различные фракции по методу призмы. Женские фигуры – невеста Камилла Донсье – у скатерти.

Таким образом, Щукин стал обладателем тринадцати полотен Моне99101, практически закрыв для себя тему коллекционирования импрессионистов100. Какибрат самого художника Густав. В работе с пастелью Дега отличала удивительная свобода и новаторство.

Свет в природе соединяет буквально всё. Уже после смерти Мане вся Франция собирала деньги на приобретение «Олимпии» для Люксембургского музея по подписке, организованной Моне.

Кстати, брат его жены Фердинанд изображен с портретной точностью на этой картине. Картина Чашка чая. Наиболее значительное различие между эскизом и окончательной работой заключается в замене сидящего безбородого и худого молодого человека на более взрослого, бородатого и дородного имеющего благодаря своей бородке с бакенбардами поразительное сходство с Курбе2646536. Организацию выставки взял на себя Клод Моне.

Завтрак на траве 
картина Клода Моне

Завтрак на траве картина Клода Моне

Эти эскизы больших деревьев с отбрасывающими тень ветками и листьями, созданные примерно в одних и тех же местах, послужили ландшафтным фоном для будущего «Пикника»2627. Примечательно, что всю картину Моне целиком создал на природе, для чего вырыл канаву в земле и постепенно, по мере заполнения холста, опускал его в яму, чтобы писать все части с одного ракурса6360. Не успев с «Завтраком» к Салону, в апреле 1866 года Моне уехал с Камиллой в небольшой домик близ Виль-дАвре, написав Арману Готье о своём решении «оставить на некоторое время в стороне все крупные вещи, которые только съедали бы все мои деньги и ставили меня в трудности»56575. Господа изображены в пиджаках и брюках, дамы же в кринолинах.

Тогда-то Моне и рассказал ему, что случилось с картиной46: «Мне очень важна эта работа, такая неполная и изуродованная я должен был заплатить за аренду, я отдал её в залог хозяину, хранившему её в своем подвале и когда я наконец-то смог забрать её, то увидел, что она успела заплесневеть»77. Даже лица написаны схематично. Есть свидетельства, что Викторина Мёран была нетрадиционной ориентации.

Описание картины 
«Завтрак на траве»

Описание картины «Завтрак на траве»

На одном из них видно вырезанное сердце, символизирующее любовь Камиллы и Моне, которую ему приходилось скрывать от осуждения родственников, доказательство чего может служить сидящий за деревом мужчина, в котором художник, вероятно, вывел своего собственного отца, шпионящего за возлюбленными4.

Его картины начали приобретаться в частные и государственные собрания. «Непристойная», «нелепая», «неприличная», – эпитеты, которыми наградили картину. Возможно, художник пытался затронуть и тему запретной, порицаемой обществом сексуальности. Критика обрушилась со всех сторон. Но все это поверхностная, фальшивая сексуальность, декорация живой жизни. Между тем, картины Мане и Моне часто путали, вследствие чего последнему приходилось подписывать свои работы, в том числе и «Завтрак на траве», не просто фамилией, а вместе с именем412. Они концентрировались не на «понимании деревьев», а на том, как свет падает на них и раскрывает их формы, цвета и текстуру. Обнаженная натура часто встречалась в произведениях современников Мане, но так изображались лишь боги и прочие «небожители».

Специально для него Базиль, будучи студентом-медиком, разработал приспособление, которое при помощи противовеса приподнимало повреждённую ногу2933. В это же время, картина, к сожалению, была повреждена. Примечательно, что импрессионизм был так назван по его же картине «Впечатление. Я не вижу никакого восхода, одно только впечатление – писал он в этой заметке. И как мы сейчас знаем импрессионисты не только приняли эту кличку, (nickname) но и сделали её официальным названием (title) своей группы. К счастью рана оказалась несерьезной и художники в итоге остались в хороших отношениях.

В рамках года культурного туризма Россия—Франция с 22 октября 2016 года по 20 февраля 2017 года картина Моне среди работ Гогена, Пикассо и Матисса из коллекции Щукина экспонируется в «Фонде Луи Виттона» в Париже на выставке «Шедевры современного искусства» под кураторством Анны Балдассари при сотрудничестве с министром культуры России Владимиром Мединским, директором Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина Мариной Лошак, директором Государственного Эрмитажа Михаилом Пиотровским и директором Государственной Третьяковской галереи Зельфирой Трегуловой29261730. Публика возмущалась, тыкала в картины тростями, картина «Бульвар Капуцинок» даже пострадала на глазах автора, Клода Моне. Как и брат самого художника Густав. XIX в. Эдуард Мане переехал в район Батиньоль на Монмартре.

Не будучи замужем за художником, она забеременела и родила от него своего. В мае 1865 года Моне писал Базилю: «Я думаю только о моей картине и если я совершу ошибку, я думаю, что сойду с ума»4043. Между ними на траве разложена скатерть с разнообразными яствами. Один из них – другхудожника, Фредерик Базиль (он погиб очень молодым, в 29 лет, когда его призвали на войну, где он был убит шальной пулей) изображён дважды – стоит слева и лежит под деревом в правом нижнем углу. Художник Ля Грон – сидит у скатерти и Камилл Донсье, он тоже сидит у скатерти. Символом Салона Отверженных 1963 г. стала работа Эдуарда Мане «Завтрак на траве».

Художник не писал на популярные тогда классические темы, но вдохновлялся ими. Вот и весь завтрак. Об этом говорит активное использование художником на данной картине чёрного цвета, от которого импрессионисты впоследствии отказались, считая, что он не существует в чистом виде в природе и может быть более натурально передан рефлексами других цветов, как в упоминавшихся «Женщинах в саду»4.

Сам того не желая, Эдуард Мане становится идейным лидером художников и литераторов новой формации, которых пресса прозвала батиньольцами или «бандой Мане». Впоследствии они стали друзьями18. После русской революции Щукин эмигрировал во Францию, а его коллекция в 1918 году была национализирована по декрету Ленина и целиком передана в новосозданный Государственный музей нового западного искусства. Критик присутствовал на выставке, бегал по залу и переписывал название картин в блокнот. Его картина оказалась более сдержанной. Осенью 1865 г. художник переносил сделанные с натуры эскизы на полотно в мастерской. Критики оценивают данную картину как дебют Моне в импрессионизме. Не будучи замужем за художником, она забеременела и родила от него своего первого сына.

Эдуард Мане и Клод 
Моне с "Завтраком 
на траве"

Эдуард Мане и Клод Моне с "Завтраком на траве"

Не успевая закончить полотно для салона, в апреле 1866 года Моне сказал о своём решении «оставить на некоторое время в стороне все крупные вещи, который только съедали бы все мои деньги и ставили меня в трудности». Первоначально картина имела внушительные размеры — 4, 66 м, что неудивительно: в отличие от Эдуара Мане, написавшего в 1862 г. полотно с одноименным названием с четырьмя фигурами, Клод Моне собирался представить 12 персонажей в полный рост, расположившихся на пикнике в Фонтенбло. Однако и в этом случае картина наверняка превратилась бы в мишень для большинства критиков, хотя и стала бы «манифестом пленэризма»: объединяя в себе все амбиции Курбе и Мане, но без сексуального подтекста или политических и социальных нотаций59. Спустя несколько лет упрёк Бенуа был опровергнут95. После выставки в прессе появился ядовитый фельетон (topical satire) критика Луи Леруа, озаглавленный «Выставка художников-впечатленцев». Однако к тому времени художника уже не было в живых.

На переднем плане блестяще выполненный в виде натюрморта сам завтрак – бутылки вина, недопитые бокалы, тарелки с грушами и виноградом. Из групповых этюдов Моне того времени сохранился лишь один2622: «Базиль и Камилла» (холст, масло, 93 68, 9см Коллекция Алисы Меллон Брюс, Национальная галерея искусства), который хранился у Мишеля Моне, сына художника, а затем у Эдварда Молино37. Невыраженность объема на картинах Мане – результат его увлечения японским искусством.

Главными героями полотна стали друзья Моне. Сюжет картины создаёт впечатление встречи знакомых людей на поляне в летний день. Моне и Ренуар поняли, что нужно довести до совершенства то, что считалось вспомогательной стадией и не сохранялось, чему не придавалось значения (эскиз, набросок). Картина написана маслом на холсте, а её размеры составляют 130 181см. Он заметил, что Моне очень долго не приступает к работе. Пушкина в Москве.

Моне стал признанным мастером импрессионизма, несмотря на творческую неудачу с «Завтраком на траве»69, картиной-символом своей эпохи, которой была уготована трагическая судьба71. Зрители и критики не приняли полотно Мане. Моне словно остается незамеченным наблюдателем, дамы и кавалеры не позируют ему. Клод Моне (1840—1926) является одним из основателей и представителей движения импрессионистов, зародившегося во Франции в конце XIX века.

Затем Моне начал картину для следующего Салона, обобщив в ней то, что он понял во время работы над «Завтраком» и одновременно отказавшись от огромных масштабов, резких контрастов, а также переноса пленэрных эскизов на холст в мастерской60. Картина «Завтрак на траве» — это собрание элегантных мужчин и женщин, устроивших пикник на природе в тени вековых деревьев. 15 мая 1863 года в Париже правителем Наполеоном III был открыт «Салон отверженных».

Они знали, как ценители относятся к их экспериментам искусстве, да и к ним самим. Издевательство, да и только.

15 малоизвестных 
фактов о скандальной 
картине Эдуарда

15 малоизвестных фактов о скандальной картине Эдуарда Мане Завтрак на траве

Спустя два года Эдуард Мане представит на суд зрителя еще более скандальную работу «Олимпия», где будет изображена обнаженная современница, больше смахивающая на проститутку, ожидающую клиента, после чего художника обвинят в аморальности и порнографии. Между тем, картины Мане и Моне часто путали, вследствие чего последнему приходилось подписывать свои работы, в том числе и «Завтрак на траве», не просто фамилией, а вместе с именем. А к сожалению – знаменитого кафе теперь не существует. В результате, Моне разрезал её на три части. Восход солнца».

Они стремились максимально приблизиться к тому, как человек видит тот или иной предмет. Считается, что именно «Завтрак» Мане дал толчок к появлению импрессионизма. Моне даже НЕ ПЫТАЕТСЯ показать, что это разные люди. «Женщина в зелёном» была допущена к выставке и вместе с «Дорогой на Шайи» экспонировалась на Салоне, где была положительно оценена критикой5455. В 1884 году Моне выкупил картину и разрезал её на три части. Интересно, что в этой картине Клод Моне ещё использует чёрный цвет.

«Завтрак натраве» 
Мане: история создания 
картины

«Завтрак натраве» Мане: история создания картины

В начале 60-х гг. Вслед за Эдуаром Мане, автором одноименного произведения (1863, Музей Орсэ, Париж), художник делает героями полотна своих друзей, собравшихся на пикник. Курбе уже успел покрыть холст грунтом и сделать набросок, а Моне всё ещё не начинал. После приезда Базиля Моне активно взялся за написание групповых этюдов22. Это определение, данное в насмешку, укрепилось.

В настоящее время один эскиз к картине размерами 93 68, 9см под названием «Базиль и Камилла» находится в коллекции в Национальной галерее искусства (США). Картина оставляет впечатление удивительной легкости, а вместе с тем художник работал над ней на протяжении несколько месяцев. В январе 1878 года «Завтрак» был оставлен Фламену в качестве залога просроченной задолженности Моне и в течение следующих шести лет холст лежал свернутым в подвале8081. вы можете запросить все в системе с коробкой.

Чтобы разгадать замысел художника, рассмотрим детали. После Моне обе работы находились у его сына Мишеля8384. Находясь в тяжёлом материальном положении, в 1878 году художник в качестве залога просроченной задолженности оставил неоконченный «Завтрак на траве» арендодателю дома, который он снимал вместе с семьёй в Аржантёе. В картине чувствуется гигантская работа. Между тем картины Мане и Моне часто путали, вследствие чего последнему приходилось подписывать свои работы, в том числе и «Завтрак на траве», не просто фамилией, но также и именем417.

Завтрак на траве 
– 1866 Клод Моне

Завтрак на траве – 1866 Клод Моне

И хотя Моне ещё пытался писать большие полотна, но ему пришлось отказаться от этого. Как и ранее Жерико, Моне в тот момент было только 25 лет, когда он решился на создание работы, которая была бы в три раза больше, чем «Завтрак» Мане и в два раза шире, чем «. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoЗавтрак на охоте» Курбе14 (холст, масло, 207 325см Музей Вальрафа-Рихарца)15.

Здесь нет ничего предосудительного или скандального. Кстати, брат егожены Фердинанд изображен спортретной точностью наэтой картине. Один из них держит руку за спиной женщины, подчеркивая, что это его собственность.

Что скрывает за 
собой картина Эдуарда 
Мане «Завтрак на

Что скрывает за собой картина Эдуарда Мане «Завтрак на траве»

Женщина вызывающе смотрит прямо на зрителя. Реакция была ожидаемой. В это время он замыкается в узком кругу близких друзей, уйдя во внутреннюю эмиграцию. Строгое жюри отвергло ее, но работа получила скандальную известность.

Как и в гравюрах, художник сконцентрировался на линиях и контуре. Базиль «был в восторге» от картины, однако, по сведениям именно комментарии Курбе стали причиной отказа Моне от дальнейшей работы над полотном. Деревья в композиции играют роль классической театральной кулисы. Творческая неудача с картиной не помешала Моне стать признанным мастером импрессионизма. Композиционно картина схожа с другой работой Моне того же периода под названием «Женщины в саду» (музей Орсе), на которой он также изобразил так ему полюбившиеся меняющиеся эффекты естественного света, а помимо этого и такие же женские платья.

Его многочисленные купальщицы этого периода отличает ассиметричность композиции, необычность поз, возросшая интенсивность цвета. Вернувшись как-торазизАржантея, предместья Парижа, — там, кстати, втечение долгих летжилиработал Клод Моне, — художник взялся заработу. Мане написал картину для выставки на Парижском салоне. Впоследствии, по мотивам бесед с Моне, герцог Тревизо опубликовал обстоятельный очерк «Паломничество в Живерни», проиллюстрированный фотографом Пьером Шумоффом74.

Завтрак на траве (этюд) — Клод Моне

В ноябре 1920 года в Живерни к художнику на его 80-летие приехал герцог Тревизо, во время бесед с которым Моне продемонстрировал многие свои работы, в том числе «Кувшинки»72, а также среднюю часть «Завтрака на траве», впервые спустя 50 лет со времени создания картины73. Она вызывающе смотрит прямо на зрителя. Картина построена по принципам светотени. 3. Моне намеренно изображает только трёх человек, которые ему позировали. Сохранились только левая и средняя часть. Однако к открытию Салона 1866 г. закончить картину он не успел.

Тем не менее, в следующем году картина «Женщины в саду», написанная по мотивам «Завтрака», не была одобрена к показу жюри выставки для «спасения искусства» от этого «отвратительного» импрессионизма. В том же году художник вернул себе полотно и разрезал его на три части5644. Примечательно, что само возникновение термина «импрессионизм» связывают с его художественным полотном «Впечатление.

Воскресный пикник проходил, возможно, даже с моделью Викториной Мёран, которой приписывается не только творческая связь с живописцем. Композиция «Завтрака на траве» напрямую отсылает к таким произведениям итальянского искусства XVI века как картина «Концерт на открытом воздухе» («Пасторальный концерт», «Сельский концерт») Джорджоне и/или Тициана и гравюра Маркантонио Раймонди «Суд Париса» по утраченному оригиналу Рафаэля Санти. Моне один из главных приверженцев импрессионизма. От названия этой картины с легкой руки критика Луи Леруа, посетившего выставку и написавшего в сатирической газете «Шаривари» едкую статью о «впечатленцах», произошло название нового направления. Проведя несколько месяцев в ожидании Базиля, модели и одного из героев будущего полотна, Моне создал ряд пейзажных этюдов, варьирующихся от маленьких эскизов до больших набросков22. В 1865-- Моне работал над картиной «Завтрак на траве», вдохновленный одноименным скандальным полотном Эдуара Мане. Целью этого мероприятия – защита творчества.

Зимой 1865—1866 годов Базиль вместе с Курбе посетил мастерскую Моне: Базиль «был в восторге» от картины, однако, по сведениям Гюстава Жеффруа именно комментарии Курбе стали причиной отказа Моне от дальнейшей работы над полотном2648549. Такого раненого художника Базиль запечатлел в работе «Импровизированный госпиталь» (холст, масло, 48 65см Музей Орсе)342935. Не будучи замужем за художником, она забеременела и родила от него своего первого сына. Моне задумал своё полотно в качестве вызова и одновременно дани Мане избрав ту же тему, но подойдя к ней с другим стилем, которым тоже хотел удивить зрителя, но уже с другой стороны121013. Свой знаменитый «Завтрак на траве» он подготовил в качестве своеобразного изобразительного манифеста специально для поддержки одноименной работы Эдуарда Мане.

Какова история создания 
картины Эдуарда 
Мане «Завтрак на

Какова история создания картины Эдуарда Мане «Завтрак на траве»

Мария Ревякина: Фигура обнаженной женщины выглядит слишком светлой, яркой и автор усиливает это «свечение», окружая ее темными тонами, заставляя как бы «выступать» из картины. В то же время, в 1866 году Моне встретил свою будущую жену — Камиллу Донсье, вскоре ставшую одной из его моделей. Клод Моне (1840—1926) является одним из основателей и представителей движения импрессионистов, зародившегося во Франции в конце 1800-х годов. Картина вызвала скандал в обществе.

Впоследствии художник разрезал холст на три части (два сохранившихся фрагмента находятся в Музее Орсе в Париже). Будучи наследниками представителей «барбизонской школы» Руссо и Милле, Моне и Курбе в отличие от них не наделяли деревья антропоморфными чертами и не проецировали свои чувства на неодушевлённые объекты природы. Позже художник все гармонично компонует, вписывая модели в пейзаж. И на вопрос, чего же тот ждёт, Моне ответил, что ждёт нужного ему света.

Примечательно, что импрессионизм был так назван по его же картине «Впечатление. Однако неудовлетворенный почти законченной работой, художник отказался показывать ее публике, а впоследствии разрезал холст на три части (два сохранившихся фрагмента находятся в Музее Орсэ в Париже). В картине «Дама в саду» это ему еще не вполне удается.

«Завтрак на траве» — это своеобразный манифест в поддержку одноименной картины Эдуарда Мане, которая в 1863 г. произвела настоящий скандал в рамках Салона Отверженных. Современники же называли его картины незаконченными, небрежными и безыскусными. В числе других полотен в студии была представлена и его работа «Впечатление. и передал ее в дар Лувру. Эскиз надлежало превратить в законченную картину. Задав моду на живописание пикников, Мане не терпел того, когда его сравнивали и ставили рядом с Моне, «этим выскочкой из Гавра»16. Художника обвиняли в незнании и неумении соблюдать законы перспективы.

До Мане голыми на картине могли быть только мифические боги и богини. Передав свой холст Лувру, торговец лишил ливанца последней надежды. Сюжет взят, думается из жизни. Эдуарда Мане нельзя назвать импрессионистом. Об этом говорит активное использование художником на данной картине чёрного цвета, от которого импрессионисты впоследствии отказались, считая, что он не существует в чистом виде в природе и может быть более натурально передан рефлексами других цветов, как в работе Моне «Женщины в саду»4. Правый фрагмент был утерян, а две единственные сохранившиеся левая (4, 18 1, 5м) и средняя (2, 487 2, 18м) части находятся в коллекции музея Орсе.

Фигура обнаженной дамы выглядит слишком яркой. Одним из тех, кто видел «Завтрак» у Щукина, был критик Яков Тугендхольд, посвятивший его собранию обстоятельную статью102. Моне вернул полотно себе в 1884 году и разрезал его на три части.

Из них можно выделить несколько отдельных произведений пейзажного искусства, которые сам Моне считал значительными среди остальных своих работ19: «Дорога на Шайи через лес Фонтенбло» (холст, масло, 97 130, 5см Музей Ордрупгаард)23, «Дорога на Шайи» (холст, масло, 43 59см Музей Орсе)24, «Дуб Бодмера, лес Фонтенбло на дороге в Шайи» (холст, масло, 96, 2 129, 2см Метрополитен-музей)25. Начав в Шайи, а закончив в мастерской в сентябре 1865 года, Моне создал очень тщательно выписанный меньший вариант композиции (холст, масло, 130 181см Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина), по которому в настоящее время можно с большой точностью восстановить изначальный замысел всего большого полотна22564445. Неподалеку располагалось кафе «Гербуа», куда он частенько наведывался.

В следующем месяце Путин принял у себя в Кремле главу компании «Louis Vuitton» Бернара Арно, поблагодарив его «за выставку, которую вы организовали в Париже»113114115116. Исследование, проведенное в сентябре 1865 года (в настоящее время в Пушкинском музее в Москве) дает представление о полноценной картине, которая состояла из не менее 12 частей в натуральную величину. Выше: что вы искали. Зимой 1865-1866 годов Курбе с Базилем посетили мастерскую Моне. Известна фотография, на которой художник и герцог запечатлены стоящими у «Завтрака» в мастерской7576. Композиционно картина схожа с другой работой Моне того же периода под названием «Женщины в саду» (музей Орсе)22, на которой он также изобразил так ему полюбившиеся меняющиеся эффекты естественного света3, а помимо этого и такие же женские платья4.

В момент нужды Моне заложил картину, чтобы заплатить за квартиру. Как писал в своём дневнике граф Гарри Кесслер, в ноябре 1903 года вместе с Рейссельберге посетивший мастерскую художника в Живерни, Моне рассказывал, что по совету Курбе начал переделывать женские платья и в результате окончательно испортил холст5051. Об этом говорит активное использование художником на данной картине чёрного цвета, от которого импрессионисты впоследствии отказались, считая, что он не существует в чистом виде в природе и может быть более натурально передан рефлексами других цветов, как в работе Моне «Женщины в саду».

Солнечные лучи пронзают все полотно художника и струятся сквозь листву деревьев. Тогда Мане предлагает им свою картину «Завтра на траве». Картина написана маслом на холсте, а её размеры составляют 130 181см6.

Импрессионизм (фр. Несмотря на амбиции Моне, его полотно «Женщины в саду» было отвергнуто жюри Салона 1867 года во имя «спасения искусства» от «этого отвратительного направления»62. Это – толпа. Очень скоро в систему будут добавлены новые языки. В рамках года культурного туризма Россия—Франция с 22 октября 2016 года по 20 февраля 2017 года картина Моне среди работ Гогена, Пикассо и Матисса из коллекции Щукина экспонировалась в «» в Париже на выставке «Шедевры современного искусства» под кураторством при сотрудничестве с министром культуры России Владимиром Мединским, директором Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина Мариной Лошак, директором Государственного Эрмитажа Михаилом Пиотровским и директором Государственной Третьяковской галереи Зельфирой Трегуловой.

В «Завтраке на траве» он следует некоторым академическим традициям. Для пейзажа Моне выбрал лес Фонтенбло. Представленные работы отличались новым взглядом на живопись: сюжет стал второстепенен, основное внимание уделялось краскам и игре света, четких линий не существовало, полотна рисовались мазками, преимущественно на свежем воздухе.

Коллекция Щукина — ещё до его эмиграции в Германию в августе 1918 года — была национализирована в соответствии с декретом Совета народных комиссаров РСФСР от 11 мая 1918 года «О национализации Художественной Галлереи Щукина» за подписью Ленина103 и целиком передана в новосозданный Государственный музей нового западного искусства. Наиболее заметное различие между эскизом и окончательной окраски заключается в замене сидящего безбородого молодого человек на бородатого имеющего благодаря своей бородке с бакенбардами поразительное сходство с Курбе. Итогом этого стали «Женщины в саду» (холст, масло, 255 205см Музей Орсе)61, на которых Моне, также как и в «Завтраке» изобразил так ему полюбившиеся меняющиеся эффекты естественного света3, а помимо этого и такие же женские платья4. Две дамы повернуты спиной к нам, оставляя любоваться складками своих платьев.

Клод Моне, Завтрак 
на траве – обзор 
картины

Клод Моне, Завтрак на траве – обзор картины

Снискать славу и получить признание можно было только пройдя через Салон. Восход солнца».

Необычайная композиция, наполненная живой ритмичностью наклона женских головок, признательными взглядами и вытянутыми руками, стала своего рода данью почтения элегантной картине Ватто «Высадка на остров Киферу», которая, по словам Моне, была его любимой в Лувре22. Впоследствии, в 1920 году сам художник рассказал, что случилось с картиной: «я должен был заплатить за квартиру, я отдал её в залог хозяину, хранившему её в своем подвале и, когда я наконец-то смог забрать её, увидел, что она успела подгнить». В тот год публика посмеялась над молодыми художниками. Художники не ждали от посетителей ничего хорошего. Узнав, что автора скандальных «Завтрака на траве» и «Олимпии» можно застать в «Гербуа», туда постепенно начинают подтягиваться старые знакомые и прогрессивно настроенная молодежь.

Картины Мане Завтрак 
на траве и Олимпия 
– звезды Салона

Картины Мане Завтрак на траве и Олимпия – звезды Салона отверженных

Известен также один предварительный набросок женских фигур, находящийся в альбоме Моне (бумага, мел, 26 34см музей Мармоттан-Моне)39404142. Он был одним из немногих художников, чьи картины удачно продавались. В «банде Мане» среди прочей богемы оказались писатель Эмиль Золя, фотограф Надар, поэт Захари Астрюк, художники Клод Моне, Огюст Ренуар, Эдгар Дега, Камиль Писсарро, Поль Сезанн, Альфред Сислей и другие.

После этого, чтобы хоть что-то выставить на Салон, Моне за четыре дня написал «Женщину в зелёном»5051 (холст, масло, 231 151см Бременская картинная галерея)52, для которой моделью снова послужила Камилла53. Картина «Завтрак на траве» считается одной из самых известных картин Моне. В рамках года культурного туризма Россия—Франция с 22 октября 2016 года по 20 февраля 2017 года картина Моне среди работ Гогена, Пикассо и Матисса из коллекции Щукина экспонировалась в «Фонде Луи Виттона» в Париже на выставке «Шедевры современного искусства» под кураторством Анны Балдассари при сотрудничестве с министром культуры России Владимиром Мединским, директором Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина Мариной Лошак, директором Государственного Эрмитажа Михаилом Пиотровским и директором Государственной Третьяковской галереи Зельфирой Трегуловой6997108109. В 1865 г. Клод Моне начинает работу над собственной версией картины «Завтрак на траве». Художник решил написать полотно после того, как зрители раскритиковали одноимённую картину Эдуарда Мане.

История одного шедевра: 
«Завтрак на траве» 
Мане

История одного шедевра: «Завтрак на траве» Мане

Наполненный радостными красками Завтрак гребцов начисто лишен парадности, присущей академической традиции конца XIX века. Все фигуры вписаны в геометрические формы – эллипсы, треугольники, прямоугольники. Полотно задумывается огромным — 6х4, 6 м. Сначала художник выполняет этюды и небольшие наброски в лесу Фонтенбло, а затем отдельно в мастерской рисует мужские и женские модели (для которых позировала его будущая жена Камилла Донсье).

Моне задумал огромное полотно шириной более шести метров, для участия в Салоне 1866 года. Базиль приехал в Шайи в августе 1865 года и жил там до сентября, поразившись большим и красивым лесным пространствам и написав несколько этюдов, которые форматом и палитрой были подобны работам Моне: сверкающее голубое небо, темно-зелёная листва, красновато-коричневый подлесок с оранжевыми бликами29 среди них выделяется «Пейзаж Шайи» (холст, масло, 81 100, 3см Чикагский институт искусств)30. Клод Моне задумал создать новое полотно, которое было бы и данью и вызовом Эдуарду Мане. А все остальные женские фигуры, которые он изображает со спины и в глубине, поправляющая шляпку, взяты с обложек модных журналов.

В 1863 г. случился скандал: до выставки не допустили около трех тысяч работ. Когда он писал этюды к этой картине, его увидел за работой художник Гюстав Курбе. Однако, внимательно наблюдая природу, художник увидел, что и тени наполнены светом.

Картина Завтрак 
на траве Клода Моне

Картина Завтрак на траве Клода Моне

Для того, чтобы хоть что-то показать на Салоне 1866 года, Моне в короткие сроки написал «Женщину в зелёном», которая была положительно оценена критикой.

Там же хранится и зарисовка композиции картины (бумага, мел, 30, 5 46, 8см), сделанная Моне в 1865 году и подаренная Базилю38. И тогда он решил полностью работать на пленэре. «Недоучки» – это был один из самых безобидных эпитетов, которым называли импрессионистов, ведь полный курс Академии закончил только Эдгар Дега.