Оплакивание Христа Джотто

Знаменитое панно Джотто – центральная фреска «Оплакивание Христа».

Словно окаменел от горя Иоанн Богослов, прижимающий руки к подбородку. И действительно, даже в самых лучших и экспрессивных своих работах, таких как Чудесное открытие источника (Ассизи, базилика Сан Франческо, верхняя церковь), Мастер истории Святого Франциска предстает по сравнению с Джотто более архаичным художником. Центром композиции являются два сближенных лица: мертвого Христа и Его Матери. По всей вероятности, это одна из немногих его абсолютно авторских работ, как «Троица» Рублёва и она действительно очень полно раскрывает личность Джотто. Настроение путешествия, переданное с идиллическим оттенком, в вышеупомянутой фреске ассизской церкви Бегство в Египет находит себе в падуйском варианте того же сюжета иное, более строгое и печальное, выражение, Печальное настроение пейзажа усиливается затем в Падуе с каждой картиной15 (за исключением Входа Господня в Иерусалим) и таким образом подготовляется впечатление от финала в Распятии16 и особенно в Плаче над Телом, в которых печаль переходит в трагический пафос.

Эпическое величие и драматизм сцены «Оплакивание Христа» подчеркнуты построением пейзажа спускающийся склон горы развернут так, чтобы выделить главных действующих лиц: мертвого Христа и пристально, скорбно глядящую на него Марию. Вот таким образом сейчас стараются избегать самого названия «реализм», называя его более точно «чувством пространства». Именно сюда ведут зрителя каменный склон и взгляды остальных участников сцены. Это был первый в истории итальянской (и всей западноевропейской) живописи художник, отошедший от традиций средневекового искусства и внесший в свои произведения элементы реализма.

Используя ряд известных в то время приемов, вкл. Слишком еще много в них схематичного, обобщенного, приблизительного. Этот обширный фресковый цикл включает в себя роспись коробового свода, уподобленного синей небесной тверди с золотыми звездами и заключенными в медальоны изображениями Христа, Марии и пророков, композицию «Страшный суд» на западной стене, тридцать четыре сцены из жизни Марии и Христа, расположенные в три ряда на длинных боковых стенах и так называемой «триумфальной арке» алтаря. И когда мы смотрим на фреску «Поцелуй Иуды», то сразу выделяем глазами центр композиции.

  1. «Оплакивание Христа», Джотто ди Бондоне — описание картины
  2. Пейзаж в Итальянском треченто – Джотто
  3. Фрески Джотто в Капелле дель Арена в Падуе
  4. Кристина Ляхова – Мастера иконописи и фрески

Дань уважения Джотто отдавали многие деятели эпохи Возрождения. К ним обращены склоненные фигуры и взоры всех присутствующих. Момент его встречи со своей женой (эта встреча произошла у Золотых Ворот, ведущих в город) и запечатлел Джотто на своей фреске. Учился в мастерской Чимабуэ (между 1280 и 1290), работал главным образом во Флоренции (где с 1334 руководил строительством собора Санта-Мария дель Фьоре и городских укреплений) и Парме.

1318—1325). Фрески были варварски переписаны в XVIII веке и расчищены в середине XIX века. Царственная Мадонна Джотто сидит на роскошном троне, держа маленькую фигуру Христа. И третий, с кошельком в руках, — аллегория алчности. Фрески в нижней церкви Сан Франческо на тему молодости и распятия Христа выполнены мастерской Джотто гораздо позднее, в 1315-1320 гг.

Так, например, трудно определить, какие деревья он желал изобразить (особенно постарался он вырисовать их в падуйской гризайли изображающей Несправедливость, но и там не скажешь, что именно видишь: бук, пинию или даже какие-то высокие овощи). Евангельские сюжеты «Бегства в Египет» и «Избиения младенцев» были широко распространены в европейской церковной живописи. Несколько столетий именно фреска была тестом на степень одарённости художника. Но, любое явление искусства следует рассматривать в контексте исторического развития. В пятой новелле шестого дня «Декамерона» Боккаччо называет Джотто «превосходным талантом», «светочем флорентийской славы», который «вывел на свет искусство, в течение многих столетий погребенное» и следовал в своих изображениях природе.

  • Оплакивание Христа Джотто Описание
  • Картинки и картины художников мира
  • «Оплакивание Христа» Джотто, Капелла дель Арена, Падуя, Италия,
  • Другие картины Джотто ди Бондоне

Под «греческим» Ченнини подразумевал формальныевизантийские каноны, являвшиеся общепринятыми художественными аксиомами в средневековой Европе. Скорбь Марии, склонившейся над мертвым сыном, находит отзвук в драматизме жестов других персонажей композиции, в ее напряженной экспрессии и звучном колорите. Художник предстает в них более холодным и рационалистичным. В этом центре происходят главные драматические события. Композиция картины у Джотто всегда подчинена художественной логике и избегает эффектности.

Любая фигура цикла обладает не только объемной и индивидуальной физической формой, но и ярко выраженным нравственным обликом. Им же было создано для собора несколько статуй, а также фрески для церкви Санта-Кроче. Иногда размеры росписей были огромные. Джотто был решительным реформатором живописи.

  1. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  2. Туристические сервисы и мобильные приложения для смартфонов
  3. 20 фотографий для новогоднего настроения
  4. Рождество Христово на картинах художников разных стран и эпох

Сколь экспрессивны и выразительны образы, запечатленные художником. Джотто «Положение во гроб»Роспись церкви в Падуе являлась поворотом в развитии европейской живописи, появилось чувство пространства, в котором движется человек. С современной точки зрения, его живопись может показаться несколько упрощенной. Они составляют идейный центр композиции.

Местами эта зависимость сказывается в столь сильной степени (в виде крошечных бутафорских домиков и павильонов, в виде кулисообразных, плоских, точно из картона вырезанных скал), что сомневаться в воздействии постановок духовных спектаклей на его живопись просто невозможно: мы, вероятно, видим в некоторых фресках прямо зафиксированные сцены этих зрелищ. Джотто с его мастерской в 1336 г. расписал фресками торцовые стены капеллы святой Магдалины в Палаццо дель Подеста (Барджелло). «Испытание огнем» — одна из них. Позы и жесты окружающих тело Христа фигур, подчеркивают эмоциональное состояние.

  1. Новогодние елки в сказочном лесу: красивые фото
  2. Август Маке – ещё один немецкий экспрессионист, убитый на войне
  3. Кирилл Челушкин: японские сказки и новая Алиса
  4. Зимние пейзажи выдающихся художников

К раннему периоду в творчестве мастера исследователи относят большой расписной крест, Мадонну с младенцем и двумя ангелами из церкви Сан Джорджо алла Коста (Флоренция), алтарный образ Стигматизация Святого Франциска (Лувр, Париж) и Полиптих из флорентийской церкви Бадиа. Есть и иные предположения о дате рождения Джотто вплоть до 1275 года. Одновременно с этим вторым завоеванием Джотто было создание пластической, округлой человеческой фигуры, причем каждая из изображенных им фигур обладала и чисто материальной весомостью и в силу этого глубокой жизненной, реалистической убедительностью. е. Предвозрождением).

Их размещение продумано с учётом планировки часовни и её естественного освещения. Италия. Скончался Джотто 8 января 1337 г., вскоре после своего возвращения из Милана.

  • Вася Ложкин – самый известный художник Рунета
  • Нико Пиросмани: 9 фактов о голодном грузинском художнике
  • 20 лучших фото с дронов за 2017-й по версии
  • Василий Кандинский: реальная жизнь великого абстракциониста
  • Модный ориентир: красивые носки

Создание фресок считали мужской работой. Мастера Исаака относили к кругу Каваллини или отождествляли с Арнольфо ди Камбио. Со временем, такая техника получала своё официальное название – гризайль. Важно отметить, что именно Джотто впервые применил в истории живописи такую технику.

Именно эти сцены определяют характер росписей капеллы. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. «триста») – в итальянском языке наименование XIV в. В XIII-XIV вв. Он интуитивно обращался к действию и убедительно изображал его. угловые ракурсы и упрощенную (античную) перспективу, емуудалось придать пространству иллюзию глубины и ясности композиции. Все персонажи наделены пластической цельностью, одухотворенностью, силой.

  • Черный юмор: самые смешные шутки интернета
  • Джентиле да Фабриано (около 1370–1427)
  • Оплакивание Христа Информацию О
  • Описание фрески Джотто ди Бондоне «Оплакивание Христа»
  • Словари и энциклопедии на Академике

Джотто создал облик мира, адекватный реальному по своим основным свойствам — материальности и пространственной протяженности. Их создание относят к 1325 – 1328 годам. C 1320 года Джотто – член Корпорации врачей и аптекарей Флоренции (Arte dei Medici e degli Speziali), куда входили также художники. С его именем связывают также некоторые из рельефов, украшающих капанилу.

Станковые картины в XIII – XIV веках писались на деревянных досках (в Италии это, как правило, был тополь). Композиционное построение слегка асимметрично из-за того, что кортеж ангелов и патриархов справа расположен по восходящей линии, поднимающейся к плечам Христа, а группа апостолов слева, напротив, по линии нисходящей, которая заканчивается фигурой молодого апостола (Иоанн. ), склонившегося, прижимая руки к груди.

«Оплакивание Христа», 
Джотто ди Бондоне 
— описание картины

Каменный склон делит картину по диагонали, символизируя глубину утраты. Тур в Италию дает уникальную возможность ознакомиться с творчеством предтечи ренессансного искусства —Джотто ди Бондоне. Это был первый в истории итальянской (и всей западноевропейской) живописи художник, отошедший от традиций средневекового искусства и внесший в свои произведения элементы реализма. Драматическое начало сдержанно и в то же время очень эмоционально выражено в одной из лучших композиций падуанского цикла — Взятии Христа под стражу (Поцелуе Иуды), где на фоне взволнованной толпы вырисовывается профиль полного спокойствия и скорбного понимания Христа, взгляд которого как бы ловит взгляд Иуды, тянущегося к нему губами и как бы обволакивающего его своим широким охристо-желтым плащом. Однако нужно сказать, что как раз в картинах, принадлежащих несомненно Джотто, зависимость эта сказывается меньше и каждый раз сильно переработанной, согласно условиям монументальной живописи, форме. Прямым свидетельством пребывания там Джото является «Распятие» из Темпио Малатестиано (церковь Сан Франческо в Римини), дошедшее до нас с обрезанными краями – отсутствуют фигуры Марии и Иоанна Богослова на правом и левом лучах креста навершие креста с благословляющим Богом-отцом обнаружено в частной коллекции в Англии.

Это Мадонна в итальянском позднем смысле и понимании этого сюжета. Особенности фресок, выполненных мастерской Джотто, по словарю Брокгаза: «Сдержанность и достоинство в трактовке сюжетов, пластическая моделировка объемов, четкость пространственных построений, выразительность жестов и поз, светлый праздничный колорит и внутреннее художественное единство делают эти росписи уникальными в истории монументально-декоративной живописи». Картины художника наполнились разнообразными эмоциями. Дальше можно назвать моделировку объёма одежды.

Расцвет риминийской школы XIV века несомненно связан с поездкой Джотто в этот город. В Милане Джотто работал над фресками правителя Милана Аццоне Висконти, который начал масштабное строительство в Милане – возводились новые стены и часовые башни, строились новые площади, каналы и мостовые, были построены новая церковь и дворец, для работы над которым прибыл Джотто. Франциска, Рождественская ночь в Греччио, Видение блаженного Августина и некоторые другие.

Одна из женщин едва ли не кричит от отчаяния. Леонардо да Винчи, например, писал, что «Джотто превзошел не только всех мастеров своего времени, но и многих художников прежних столетий». Первое упоминание об этой работе относится к 1418 году.

Судьба не даровала ему возможности принять мученический венец от мусульман. Для своего времени, Джотто был великим новатором. Она действительно далека от полного реализма. Картины художника наполнились разнообразными эмоциями.

Второй фресковый цикл Джотто, дошедший до нас, не так обширен. Воздействие его на зрителя было тем сильнее, чем естественнее и реалистичнее были художественные приемы Джотто, поставившего перед собой задачу изображения реального трехмерного пространства, построенного на перспективно-линейном основании. Проследить творческое формирование Джотто невозможно.

Но, любое явление искусства следует рассматривать в контексте исторического развития. «Испытание огнем» — одна из них. Справа — аллегория Смирения с большой восковой свечой.

Пейзаж выглядит символистическим. Местами эта зависимость сказывается в столь сильной степени (в виде крошечных бутафорских домиков и павильонов, в виде кулисообразных, плоских, точно из картона вырезанных скал), что сомневаться в воздействии постановок духовных спектаклей на его живопись просто невозможно: мы, вероятно, видим в некоторых фресках прямо зафиксированные сцены этих зрелищ. Франциск, мчимый небесными конями, ассизский вариант сцены перед султаном, Экстаз св.

Герои Джотто объемны, полны жизни, что, при этом, не умаляет их божественного величия. 1311/1313) и был крестьянином.

Историк Джованни Виллани в своей Хронике (1334) назвал Джотто «величайшим мастером живописи своего времени». Так, персонажи святых (как было принято в иконописи), снабжены нимбами, свидетельствующими об избранности. угловые ракурсы и упрощенную (античную) перспективу, емуудалось придать пространству иллюзию глубины и ясности композиции.

Краски нанесены широко и свободно, тем самым, усиливая линейный ритм и динамику. Джотто мог великолепно передавать изобразительными средствами драматизм ситуации. При этом, часть византийских канонов была сохранена. Исследователи полагают, что художник испытал влияние утончённой авиньонской живописи.

Франциска, Рождественская ночь в Греччио, Видение блаженного Августина и некоторые другие. Размеры капеллы позволили создать монументальные композиции, задуманные как единое целое. Это обстоятельство во многом определило роль Джотто как родоначальника новой живописи в Италии, поскольку на протяжении нескольких столетий именно фреска (за исключением Венеции с ее сырым климатом) считалась своеобразным индикатором, показывающим степень одаренности художника, остроту его глаза и твердость руки, т. к во время работы нет возможности исправлять возможные ошибки (фреска предполагает нанесение разведенных в воде красок на влажную штукатурку). Настроение путешествия, переданное с идиллическим оттенком, в вышеупомянутой фреске ассизской церкви Бегство в Египет находит себе в падуйском варианте того же сюжета иное, более строгое и печальное, выражение, Печальное настроение пейзажа усиливается затем в Падуе с каждой картиной15 (за исключением Входа Господня в Иерусалим) и таким образом подготовляется впечатление от финала в Распятии16 и особенно в Плаче над Телом, в которых печаль переходит в трагический пафос.

Момент его встречи со своей женой (эта встреча произошла у Золотых Ворот, ведущих в город) и запечатлел Джотто на своей фреске. Он помещает Богородицу под деревянный навес и прислоняет этот навес к скале14. Она действительно далека от полного реализма. Фрески располагаются на стене в четком порядке, создавая величавый ансамбль.

Сюда относятся Сон св. Это – одна из знаменитых фресок Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи аллАрена. Возможно, он побывал в Ассизи, где в верхней церкви двухъярусной базилики Сан Франческо, одной из главных христианских святынь Италии, с конца восьмидесятых годов XIII века велись обширные живописные работы, в которых участвовал учитель Джотто — Чимабуэ, мастера римской школы и другие художники.

Не обладая знанием научной перспективы, примитивными, казалось бы, средствами Джотто достиг небывалого для искусства своего времени эффекта, одним из первых введя в живопись изображение интерьера. Серый словно превращает художество в каменные изваяния. Фрески располагаются на стене в четком порядке, создавая величавый ансамбль. Вот таким образом появление Джотто было не случайностью, а закономерностью. В конце концов, Иоакиму пришлось покинуть Иерусалим. Мы видим справа, как вошёл первосвященник иерусалимского храма. Скончался Джотто ди Бондоне 8 января 1337 во Флоренции.

Еще спустя век с небольшим, в 1919 году, она была перемещена в галерею Уффици, где хранится и сейчас, деля зал, в частности, с не менее знаменитой «Мадонной Святой Троицы» (ок. С той же новостью небесный посланник навестил и жившего в изгнании Иоакима. Джотто «Поцелуй Иуды». С именем Джотто связан новый этап в развитии итальянского и европейского искусства (Проторенессанс), разрыв итальянской живописи со средневековыми художественными канонами и традициями так называемого итало-византийского искусства.

А когда обратили внимание на сходство Иакова с Иоанном с Распятия из церкви Санта Мария Новелла во Флоренции, то пришли к заключению, что обе работы завершены примерно в одно и то же время (около 1290) и их автором является Джотто. Художник исполнил это алтарь совместно с ассистентами из своей мастерской.

Выше: что вы искали. Образ Марии Магдалины — одно из самых ярких воплощений идеи покаяния. Итальянский художник, основоположник проторенессанса. Джотто был известен также как архитектор — создатель кампанилы (колокольни) Флорентийского собора. Со временем, такая техника получала своё официальное название – гризайль. Итальянский художник, основоположник проторенессанса.

Рядом с ним — две женские фигуры, будто птицы, с раскинутыми по сторонам руками. Один из договоров Джотто – на сдачу в аренду ткацкого станка некоему Бартоло Ринуччи (по годовой ставке 120 при том, что обычной была – 50) – заверен нотариусом Лапо ди Джанни, другом Данте. вы можете запросить все в системе с коробкой. До него, в живописи царствовала плоскость, пространство картин стало объемным.

Техника таких влажных фресок получила название буон фреско. Он невелик ростом, его маленькие ноги упираются в колени матери и она нужна ему для поддержки, но божественная сущность помогает преодолеть физическую немощь.

Согласно канонам иудаизма, отсутствие детей являлосьпризнаком неодобрения брака со стороны Бога. После этого Иоаким поспешил в Иерусалим. Творчество Джотто очень ярко отражено в колокольне флорентийского собора Санта Мария дель Фьоре, которую он спроектировал в качестве главного архитектора. Ноаким и Анна были благочестивыми людыми, однако их брак долгое время оставался бездетным.

«Перед образами Джотто испытываешь восторг, доходящий до оцепенения», писал Петрарка. Кажется, ничего тут не происходит, но как все насыщено эмоциями. Фреска (около 1295). «Расписной крест», около шести метров в высоту, был создан для флорентийской церкви Санта Мария Новелла между 1290 и 1300 годами и вскоре стал образцом для подражания (в 1301 году Деодато Орланди уже скопировал его в «Распятии» для церкви Сан Миньято аль Тедеско). Многие исследователи полагают, что Джотто, работая над этими фресками вместе со своими помощниками, наметил лишь общий план и выполнил некоторые детали, а основную работу делали его ученики: Стефано Фьорентино (который считается родственником Джотто) и Анджойелло да Губбио (художник умбрийского происхождения). Этот обширный фресковый цикл включает в себя роспись коробового свода, уподобленного синей небесной тверди с золотыми звездами и заключенными в медальоны изображениями Христа, Марии и пророков, композицию «Страшный суд» на западной стене, тридцать четыре сцены из жизни Марии и Христа, расположенные в три ряда на длинных боковых стенах и так называемой «триумфальной арке» алтаря.

С именем Джотто связан новый этап в развитии итальянского и европейского искусства (Проторенессанс), разрыв итальянской живописи со средневековыми художественными канонами и традициями так называемого итало-византийского искусства. Датировка большинства из них приблизительна, в некоторых случаях имеет широкий диапазон (например, семь небольших сцен из жизни Христа, принадлежавшие одному алтарю, хранящиеся в нескольких музеях, разные эксперты датируют от 1320-25 годов до 1306-12 годов). Это обстоятельство во многом определило роль Джотто как родоначальника новой живописи в Италии, поскольку на протяжении нескольких столетий именно фреска (за исключением Венеции с ее сырым климатом) считалась своеобразным индикатором, показывающим степень одаренности художника, остроту его глаза и твердость руки, т. к во время работы нет возможности исправлять возможные ошибки (фреска предполагает нанесение разведенных в воде красок на влажную штукатурку). Рассказ начинается с истории Иоакима и Анны, родителей Девы Марии. С 1334 года он руководил строительством флорентийского собора Санта Мария дель Фьоре и его колокольни (кампанилы). Царственная Мадонна Джотто сидит на роскошном троне, держа маленькую фигуру Христа.

Вазари сообщает, что Джотто вернулся из Авиньона в 1316 году. Колорит картин художника строг и целостен. И действительно, даже в самых лучших и экспрессивных своих работах, таких как Чудесное открытие источника (Ассизи, базилика Сан Франческо, верхняя церковь), Мастер истории Святого Франциска предстает по сравнению с Джотто более архаичным художником. Позы и жесты окружающих тело Христа фигур, подчеркивают эмоциональное состояние. Появление чувства пространства, композиционное мастерство Джотто искусное смещение оптической перспективы, чтобы направить взгляд зрителя, необычно светлые тона фресок, умение достигать живописных эффектов не за счёт количества цветов, а за счёт градации их оттенков – все эти черты проявились в творчестве Джотто достаточно рано и стали характерными приметами его неповторимого стиля.

С современной точки зрения, его живопись может показаться несколько упрощенной. Джотто изобразил здесь Мадонну с младенцем, Св. Так, персонажи святых (как было принято в иконописи), снабжены нимбами, свидетельствующими об избранности. Герои Джотто объемны, полны жизни, что, при этом, не умаляет их божественного величия.

Образно охарактеризовал достижения Джотто флорентийский художник Ченнино Ченнини, на рубеже XIV — XVвеков отметивший, что он «перевел искусство живописи с греческого на латынь, сделав его современным». Прекрасный тому пример – Фараон Сети I и Хатор, богиня радости. Знакомство Джотто с позднеантичной живописью и произведениями Пьетро Каваллини способствовало становлению его творческого метода, созданию такого выдающегося памятника проторенессансной живописи, как росписи капеллы дель Арена (Скровеньи) в Падуе (1304–1308). До него изображаемые персонажи были эмблематичны у него они приобрели индивидуальные черты. Прежде, живопись была строго функциональна (и вот таким образом ритуальна).

Наряду с большими фресковыми циклами Джотто создал целый ряд станковых произведений. Очень скоро в систему будут добавлены новые языки. Двумя-тремя чертами Джотто умеет затем изменить это зимнее, мертвое настроение на весеннее оживление, на праздник утра – в следующей сцене Воскресения. Для современников, его произведения стали редким откровением.

Создание фресок считали мужской работой. Образно охарактеризовал достижения Джотто флорентийский художник Ченнино Ченнини, на рубеже XIV — XVвеков отметивший, что он «перевел искусство живописи с греческого на латынь, сделав его современным».

Когда Анна достигла зрелого возраста, явившийся ей ангел сообщил, что она забеременеет и родит ребенка имя которого прославится во Вселенной. Справа три молодых человека отказывают ангелу, предлагающего им следовать путем Франциска. Центром композиции являются два сближенных лица: мертвого Христа и Его Матери. До него, в живописи царствовала плоскость, пространство картин стало объемным. Многие поколения флорентийских молодых живописцев собирались в расписанных Джотто капеллах Барди и Перуцци базилики Санта Кроче, копируя фрески, срисовывая отдельные фигуры и споря об искусстве. Франциска, Св.

Каждый год родители Иисуса ходили в Иерусалим на праздник Пасхи.

С его именем связывают также некоторые из рельефов, украшающих капанилу. Приблизительно в 1315 году из мастерской Джотто вышел ещё один расписной крест (ныне Лувр, Париж). Джотто «Проповедь птицам»Особенностями фресок Джотто и его мастерской были «сдержанность и достоинство в трактовке сюжетов, пластическая моделировка объёмов, чёткость пространственных построений, выразительность жестов и поз, светлый праздничный колорит и внутреннее художественное единство делают эти росписи уникальными в истории монументально-декоративной живописи» (словарь Брокгауза).

1280) Чимабуэ. Родом из Колле да Веспиньяно в Тоскане.

Вот таким образом у художника не было возможности исправить ошибку, так как штукатурка быстро высыхала. Весь цикл состоит из 36 фресок с изображением юности Христа и Страстей.

Леонардо да Винчи, например, писал, что «Джотто превзошел не только всех мастеров своего времени, но и многих художников прежних столетий». В начале 14 века Джотто посетил Рим. В документе указано, что это работа выполнена Джотто. Благодаря этому, ее образ выглядит более земным. Вполне вероятно, что кто-то из них был заказчиком этого алтарного образа. С 1334 года он руководил строительством флорентийского собора Санта Мария дель Фьоре и его колокольни (кампанилы). Свои картины Джотто ди Бондоне подписывал крайне редко, вот таким образом среди исследователей нередко возникают разногласия относительно авторства произведений, приписываемых Джотто.

Часть исследователей (включая Лючано Беллози) считает этот крест произведением самого Джотто, основываясь на близости его стиля к фрескам Джотто в правом трансепте Нижней церкви в Ассизи другая часть специалистов полагает, что он создан кем-то из его учеников или ассистентов. Разнообразны жесты, мимика печальных лиц.

Какова была зависимость пейзажей Джотто от декорации мистерий. Джотто мог великолепно передавать изобразительными средствами драматизм ситуации. В церкви Оньиссанти картина оставалась до 1810 года, после чего ее перевезли в Галерею Академии. Знакомство Джотто с позднеантичной живописью и произведениями Пьетро Каваллини способствовало становлению его творческого метода, созданию такого выдающегося памятника проторенессансной живописи, как росписи капеллы дель Арена (Скровеньи) в Падуе (1304–1308). – «первый» и фр.