Оттепель Федор Васильев

Картина Федора Васильева Оттепель: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Серия сообщений «русские, украинские художники «: Часть 1 — Шорохов ВладимирЧасть 2 — Художник Ilyas AidarovЧасть 42 — Поленов Василий Дмитриевич. Часть 43 — Николай Богданов-Бельский «Новые хозяева»Часть 44 — Картина Федора Васильева «Оттепель». Картина Федора Васильева «Оттепель» точно передает настроение природы в это время. Серия сообщений «по авторам (в)«: Часть 1 — Винтажные иллюстрации Coby WhitmoreЧасть 2 — Carl Whitfield. Часть 23 — Картина Федора Васильева «Деревня»Часть 24 — Бартоломео Венето (Bartolomeo Veneto), ок. 1480-1531Часть 25 — Картина Федора Васильева «Оттепель».

Передо мной картина Федора Васильева «Оттепель». N Именно такие чувства пробуждает картина Федора Александровича Васильева «Оттепель». Даже было пожелание, чтобы Федор Васильев приехал в Лондон и написал на ее улицах оттепель.

Свои карандашные работы, обведенные рамками, он готовил, как наброски для будущих картин. В ней автор смотрит на Крым по новому, хотя и ищет русские черты. Но для художника природа — прежде всего обитель людей. Бросил службу и поступил на учёбу в Рисовальную школу Общества поощрения художеств в Петербурге (1865—1868), в это время он совмещал занятия в школе по вечерам с работой у реставратора из Академии художеств П. К. Соколова. Но есть и несколько крымских работ, превосходно выполненных художником.

По словам искусствоведа Фаины Мальцевой, «можно с уверенностью утверждать, что рождение Оттепели было подготовлено поездкой на Волгу», поскольку, с одной стороны, жизнь среди крестьян обогатила художника впечатлениями, связанными с социальными вопросами, а с другой — работа над изображением приволжских ландшафтов открыла ему «своеобразие пейзажа с необозримыми далями»10. Бросил службу и поступил на учёбу в Рисовальную школу Общества поощрения художеств в Петербурге (1865—1868), в это время он совмещал занятия в школе по вечерам с работой у реставратора из Академии художеств П. К. Соколова. Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым (ещё до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и получил звание художника первой степени с условием выдержать экзамен из научного курса). Пейзаж, выбранный художником для своего творения, не очень-то привлекателен.

  • Сочинение по картине Оттепель Васильева 4 класс
  • В музей – без поводка / Фёдор Васильев "Оттепель"
  • Картина Васильева «Оттепель»: поэзия перемен
  • Сочинение по картине Васильева Оттепель 4 класс
  • Оттепель на картинах русских художников Алексея Саврасова и Федора Васильева
  • Картина Оттепель Федора Васильева
  • Фёдор Васильев: жизнь и творчество художника
  • Васильев Федор Александрович Оттепель
  • Федор Александрович Васильев (1850—1873)

Великий князь Александр Александрович (будущий император Всероссийский Александр III) заказал Васильеву авторское повторение картины «Оттепель», работа над которым заняла у художника немногим более месяца14. Великий князь Александр Александрович, будущий император Александр III, заказал для себя повтор прогремевшей на всю страну картины «Оттепель» и тут же определил ее в Аничков дворец. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.

Родился в Гатчине Санкт-Петербургской губернии. Он тоскует по бескрайним русским полям и трепещущим на ветру березам. Родители художника жили в невенчанном браке. Он скоро превзошел меня, своего учителя».

  • Как «Оттепель» немного разминулась с «Грачами»
  • Громкие успехи «Оттепели» Фёдора Васильева
  • Технические и смысловые находки в картине Фёдора Васильева «Оттепель»
  • Описание картины Васильева Оттепель

В Крыму Васильев написал и свои самые проникновенные и значительные картины посвящённые природе севера: «Утро», «Заброшенная мельница», «Болото в лесу. После того как авторское повторение картины «Оттепель» было передано заказчику — Александру Александровичу, оно было помещено в Аничков дворец. Вскоре семья перебралась в столицу, но жизнь её от этого лучше не стала. С дивной простотой художник передал сырой воздух и таинственные световые эффекты. Весной 1871 года Васильев работал над «Оттепелью», хотя был серьезно болен: обнаружились грозные признаки туберкулеза. Кроме того, Ваша теперешняя картина меня раздавила окончательно.

Для исследователей его творчества это не заменимый источник сведений о его картинах. Особенно дополняет картину задний фон. Мать, Ольга Емельяновна Польнцева – мещанка. Заброшенность видна в окружающей обстановке.

  • Васильев Федор Александрович – Оттепель
  • Сочинение-описаниеОттепель Васильева
  • Описание настроения картины Васильев – Оттепель
  • Картина Федора Васильева «Оттепель»
  • ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА

Такова и картина «Оттепель». вы можете запросить все в системе с коробкой. Уже в 12 лет Фёдор Васильев вынужден был пойти работать на почту. Все картины с этой выставки были раскуплены.

Друзей поражало то, как Фёдор Васильев умел держать себя. По словам искусствоведа Фаины Мальцевой, «можно с уверенностью утверждать, что рождение Оттепели было подготовлено поездкой на Волгу», поскольку, с одной стороны, жизнь среди крестьян обогатила художника впечатлениями, связанными с социальными вопросами, а с другой — работа над изображением приволжских ландшафтов открыла ему «своеобразие пейзажа с необозримыми далями». Самая лучшая из них – картина «В Крымских горах», одна из последних картин Васильева. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Во время работы над картиной «Оттепель», зимой 1870 года, Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз. Друзья художники даже иногда в шутку называли его «графом», хотя чаще величали «гениальным мальчиком». В Крыму Васильев провёл последние два года своей жизни.

  1. Известные произведения Васильева Фёдора Александровича
  2. маринины мультики на моём сайте
  3. Оттепель (картина Васильева) Информацию О
  4. Купить картину Оттепель, Федор Васильев

Великий князь Александр Александрович (будущий император Всероссийский Александр III) заказал Васильеву авторское повторение картины «Оттепель», работа над которым заняла у художника немногим более месяца14. Свой скромный заработок отец проигрывал в карты или пропивал. Всемирная выставка имела на этот раз особое значение для русской живописи и скульптуры. Великий князь Александр Александрович (вскоре он станет императором Александром III) заказал художнику повтор этого полотна.

Сочинение по картине 
Оттепель Васильева 
4 класс

Земля лишь пробуждается от зимнего сна. Уже сразу по возвращении из поездки Васильев создаёт «Оттепель», образ родной природы. Великая русская река и необъятные просторы центральной России покорили художника. Дружба Крамского и Васильева принимала такие трогательные формы, что И. Н. Крамской, человек сдержанный, признавался Васильеву: «Жизнь моя не была бы такая богатая, гордость моя не была бы так основательна, если бы я не встретился с Вами в жизни» Вы – точно часть меня самого и часть очень дорогая, Ваше развитие – мое развитие.

На золотистом песке готовится к отдыху ватага бурлаков — та самая, с которой для своего полотна «Бурлаки» списывал типы Илья Ефимович Репин. С детства любил рисовать и проявлял к этому немалый интерес. Отец, Александр Васильевич Васильев был бедным чиновником. Надеюсь окончить ее повторение к последним числам апреля»15.

Васильев был художник великих озарений и его «ясновидение» относилось не только к собственной живописи. Оттепель. 1871. Картины его раскупали лучше, чем картины его товарищей. Однако горизонт незаметно снижается слева направо (как бы проседая вместе с тающим снегом), а сумрачное небо, угрожая бурей, клубясь и густея в высоте, смутно проясняется в отдалении и солнечный луч проглядывает сквозь тучи, освещая мизансцену переднего плана.

Дело в том, что Васильев свою картину нарисовал молодым (является первой взрослой работой) и как представляется, его ни совсем охватили грустные раздумья. Барки» (1870) — важнейший итог этой поездки. Все деревья и крыши домов еще в снегу.

11029)26, также известная под названием «Зима»2728. Картина отличается от других картин не броскими красками, спокойствием и величавостью. Импрессионистические приемы той самой «живописи настроения», которую обязательно упоминают, говоря о полотнах Васильева, автор использует и в этом произведении.

Состояние переменчивой погоды и всеобщего уныния выражены «чутким мазком», который мастерски передаёт фактуру снега, следы полозьев и застилающую дали снежную пелену23. Унылый на огромном пространстве ландшафт, над которым низко нависло переполненное влагой небо.

Друзья не доумевали, когда у него было время работать и работать много. Вскоре после окончания работы над авторским повторением картины «Оттепель», 22 мая 1871 года, художник выехал из Петербурга в Харьковскую губернию, где остановился в имении Хотень, принадлежавшем Павлу Сергеевичу Строганову и его жене Анне Дмитриевне20. Лёгкая простуда перешла в серьёзную болезнь лёгких и горла. Работы Васильева выдерживали сравнение с работами прославленного мастера. В Крыму Васильев провёл последние два года своей жизни.

Серо, сыро и грустно вокруг. Эти поездки сыграли благоприятную роль в развитии самобытного таланта художника. Чёрная лодка на глади пруда напоминает о малороссийских приданиях, связанных с мельницами, мельничными прудами (в которых девушки топились из-за несчастной любви) и о мельниках колдунах. Выше: что вы искали.

На конкурсе, устроенном Обществом поощрения художеств, "Оттепель" получила первую премию, в то время как "Печорский монастырь"Саврасова, которого Васильев мог бы считать одним из своих учителей, получилвторую. Картина Васильева того же названия, которая украшает экспозицию Русского музея, авторское повторение исполненное специально для царского двора, было заказаноимператором Александром III. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Продольный формат и доминирующий горизонт «Оттепели» отвечают той же подчеркнутой горизонтали. И не проходила обида, что он, Федор — «незаконный». Тут же, за проталиной, приютились грачи, не добавляющие живописности своим чёрным цветом.

Но для художника природа — прежде всего обитель людей. Сравнивая «Оттепель» с появившейся в том же году картиной Саврасова «Грачи прилетели», Фёдоров-Давыдов отмечал лиричность обеих картин, но разницу между ними видел в том, что саврасовская лирика соответствует ясному и чёткому повествованию, в то время как васильевская «носит более общий, но вместе с тем и непосредственный характер, становясь содержанием картины». Не обладая крепким здоровьем, художник едва выдерживал подобный ритм, со свойственным ему легкомыслием, не обращая внимание на «маленький сухой кашель», уже несколько лет по временам напоминавший о себе.

Запечатлевать не столько сам предмет, сколько окутывающий его свет и атмосферу, сделать объект «дрожащим», каким именно и видит его человеческий глаз. Ощущение безнадёжности, вызываемое видом этой распутицы, подчёркивается растянутым вширь форматом холста2. Одна из таких примет васильевской «Оттепели» — безбрежная унылая горизонталь, отмечающая встречу земли и неба, — пластическое решение, подразумевающее бесконечное расширение пространства вширь и за горизонт.

Вся картина изображена в темных и серых тонах. Обсуждая картину «Оттепель» искусствовед Фаина Мальцева писала, что она «поражает смелостью в выборе столь необычного пейзажного мотива со столь же смелым его художественным обобщением и всё проникающей тревожностью, как бы отнимающей у человека надежду на весеннее пробуждение природы и веру в её благостное участие». Искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов писал, что «Оттепель» — первая значительная работа Фёдора Васильева, которая «знаменует окончание ученичества и выход на самостоятельную творческую дорогу»7. Едва намеченные цапли на переднем плане, кажется, перелетели сюда из «Заброшенной мельницы». Им стал князь Николай Константинович (в 1874 году его объявили сумасшедшим и выслали из Петербурга сначала на Урал, а потом – в Ташкент).

Тяжелое свинцовое небо нависло над землей. В настоящее время второй авторский вариант картины «Оттепель» находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (инв. Получал 3 рубля и отдавал их матери. Ж-4105), куда он поступил из Аничкова дворца в 1928 году131819.

В 1865 году после долгой болезни отец Федора скончался, велев похоронить себя в Гатчине. «Проживите Вы еще сто лет, работайте неослабно, не падая, а все идя вперед и тогда такое место в картине, как верхняя половина, будет достойна самого большого мастера». Обсуждая картину «Оттепель» искусствовед Фаина Мальцева писала, что она «поражает смелостью в выборе столь необычного пейзажного мотива со столь же смелым его художественным обобщением и всё проникающей тревожностью, как бы отнимающей у человека надежду на весеннее пробуждение природы и веру в её благостное участие»34.

Картина «Вид на Волге. Ее купилП. М. Третьяков.

Чуть позже легкая простуда переросла в серьезную болезнь. Не обладая крепким здоровьем, художник едва выдерживал подобный ритм, со свойственным ему легкомыслием, не обращая внимание на «маленький сухой кашель», уже несколько лет по временам напоминавший о себе. Так же грустно, как было, когда хоронили отца Федора.

Весь свет носился с Фёдором Васильевым. Обсуждая картину «Оттепель» искусствовед Фаина Мальцева писала, что она «поражает смелостью в выборе столь необычного пейзажного мотива со столь же смелым его художественным обобщением и всё проникающей тревожностью, как бы отнимающей у человека надежду на весеннее пробуждение природы и веру в её благостное участие»34. Благодаря этому очертания предельно реалистичны, подвижны, выразительны. В это же время устроился на работу к реставратору Академии художеств П. К. Серо, сыро и грустно вокруг.

Уже в 12 лет Фёдор Васильев вынужден был пойти работать на почту. У борта барки на песке отдыхают несколько измученных бурлаков. Однако художник тяжело переживал своё «двойственное» состояние, ведь с другой стороны по происхождению он был сыном мелкого чиновника, в паспорте которого не был записан в дети. Он страстно любил рисовать, но времени для любимого занятия катастрофически не хватало. Состояние переменчивой погоды и всеобщего уныния выражены «чутким мазком», который мастерски передаёт фактуру снега, следы полозьев и застилающую дали снежную пелену23. Да, он был близок этому. Отец Федора, почтовый служащий, считался среди своих родственников «человеком несостоятельным». Барки».

На снегу отчётливо отпечатаны следы полозьев санок, затопленных грязной водой от растаявшего снега, а посреди дороги – две фигурки (старик и ребёнок), которые придают пейзажу ещё более унылые нотки. В первую зиму 1871-72 годов, проведённую в Крыму Васильев в написал эту картину. Таким образом, картину «Оттепель» можно рассматривать в качестве рубежа, отделяющего петербургский период творчества художника от крымского17.

Васильев интуитивно шагнул на поколение вперед. Картина «Оттепель», за которую Васильеву была вручена первая премия имела самый широкий успех. Сравнивая «Оттепель» с появившейся в том же году картиной Саврасова «Грачи прилетели», Фёдоров-Давыдов отмечал лиричность обеих картин, но разницу между ними видел в том, что саврасовская лирика соответствует ясному и чёткому повествованию, в то время как васильевская «носит более общий, но вместе с тем и непосредственный характер, становясь содержанием картины»36. В картине очевидны украинские черты. Разъезженная дорога, сырые проталины, ржаво-коричневые пятна кустов. Произошло это благодаря правильному и объективному отбору экспонатов.

(авторская копия: Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия). Крым Васильева запечатлён во многих картинах: «В Крымских горах», «В Крыму. Вскоре после окончания работы над авторским повторением картины «Оттепель», 22 мая 1871 года, художник выехал из Петербурга в Харьковскую губернию, где остановился в имении Хотень, принадлежавшем Павлу Сергеевичу Строганову и его жене Анне Дмитриевне. В частности, автор статьи, опубликованной 6 мая 1872 года в газете The Morning Post, выражал желание, чтобы Васильев приехал в Лондон и написал «лондонские улицы во время быстрой оттепели», поскольку «никто бы не написал их так, как он». Далее он писал: «Взгляните на его отличную картину Оттепель, на мокрую грязь, на серый, грязный и коричневый снег заметьте колеи, текущую воду и общую слякоть и скажите, не он ли настоящий артист для этой задачи»17. Над эскизами Васильев работал в имении графа Строгонова, а закончил картину в Крыму.

В Государственной Третьяковской галерее находится картина «Оттепель» (бумага на картоне, масло, 16 28, 3см инв. Друзей поражало то, как Фёдор Васильев умел держать себя. Федор Александрович Васильев родился в Гатчине. Далее он писал: «Взгляните на его отличную картину Оттепель, на мокрую грязь, на серый, грязный и коричневый снег заметьте колеи, текущую воду и общую слякоть и скажите, не он ли настоящий артист для этой задачи»17. Его многочисленные рисунки составляют ценность в художественном наследии России. Соколову.

Как хорош ясный солнечный день короткого северного лета. Вскоре после окончания работы над авторским повторением картины «Оттепель», 22 мая 1871 года, художник выехал из Петербурга в Харьковскую губернию, где остановился в имении Хотень, принадлежавшем Павлу Сергеевичу Строганову и его жене Анне Дмитриевне20, а 18 июля выехал из Хотени в Крым, в Ялту, где и провёл последние два года своей жизни21. Однако в картине есть удивительный «эффект присутствия» – одной только силой мысли и своего творческого воображения художник переносится в болотистый и берёзовый край. Все кусты вдоль дороги еще завалены снегом и кажется, что увидим мы их еще не скоро. Её копия была специально создана автором по просьбе будущего самодержца российской империи Александра III, ходившего тогда в великих князьях. Чёрная лодка на глади пруда напоминает о малороссийских приданиях, связанных с мельницами, мельничными прудами (в которых девушки топились из-за несчастной любви) и о мельниках колдунах.

Над эскизами Васильев работал в имении графа Строгонова, а закончил картину в Крыму. Картина «В Крымских горах» написана в 1873 году, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Веет холодом и печалью. ваша теперешняя картина меня раздавила окончательно. Увидев «Oттепель», Шишкин сказал: «0. Пространство полотна делится на две части – земля и небо. Чётко намеченную диагональ в композиции картины образует дорога24, которая служит «центральным элементом пейзажного мотива» и в значительной степени определяет его смысловое содержание14.

Во время работы над картиной «Оттепель», зимой 1870года, Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз. А Крамской сказал: «. Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым (ещё до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и получил звание художника первой степени с условием выдержать экзамен из научного курса).

Федор взялся за заказы. Ж-4105), куда он поступил из Аничкова дворца в 1928 году. Произошло это при прямом воздействии многих передовых художников и в первую очередь Крамского и возглавлявшейся им знаменитой Артели петербургских художников, которая в середине 60-х годов находилась в расцвете своей популярности. Весной 1871 года Васильев работал над «Оттепелью», хотя был серьезно болен: обнаружились грозные признаки туберкулеза.

В этом светлом, блещущем красками и отражениями мире жизнь человека нелегка. Центральное произведение о крымской природе— большая картина «В Крымских горах» (1873г., Третьяковская галерея). Почетный вольный общник Императорской Академии художеств (с 1873). На данный момент мы служим только на английском, турецком, русском, украинском, казахском и белорусском языках. Готовых денег не имел, напротив имел на руках семейство, которое надо было кормить.

Академии художеств), Перед грозой (соб. 11029)26, также известная под названием «Зима»2728. По какой причине, неизвестно. Талая вода залила узкую проселочную дорогу. Покупал невообразимые наряды себе, гостинцы матери, дорогие игрушки младшему брату.

У борта барки на песке отдыхают несколько измученных бурлаков. Новизну этого художественного произведения он видел в том, что его «композиционная построенность, стаффажная насыщенность и сюжетная занимательность» направлены на «идейное истолкование русской природы, раскрытие её национального характера». «Оттепель» чрезвычайно высоко оценил друг и учитель художника Иван Крамской, назвав ее сильной, дерзкой, полной большого поэтического содержания и решительно новой работой. Сколько дум людских знают эти дороги. В эти годы Васильев созрел уже и как мыслящая личность. «Болото» Васильев написал в Крыму по привезённым из России наброскам. 2017 Федор Васильев. Рядом с дорогой небольшой кучкой лежат срубленные стволы деревьев.

Словно зима там, на заднем фоне не хочет уходить и пускать весну. Рисовать он мог только вечерами и по воскресеньям. Илья Ефимович не мог надивиться на него: поет, ходит на охоту. Васильев довел это ощущение до эпической высоты. Третьяков назначил цену картины тысячу рублей (такую цену назначил автор) и выкупил её у князя. Васильев создал два равноценных по художественному достоинству полотна.

На мокрой, с лужами дороге видны следы недавно проехавших саней. Чуть колышущаяся, почти зеркальная вода, низкий песчаный берег, открытый горизонт.

Открылась в Петербурге Первая передвижная выставка и на ней — самые яркие пейзажные полотна: «Грачи прилетели» Саврасова, «Оттепель» Васильева и «Сосновый лес» Шишкина. Великий князь Александр Александрович (будущий император Всероссийский Александр III) заказал Васильеву авторское повторение картины «Оттепель», работа над которым заняла у художника немногим более месяца. И так щемило сердце от этого родного, убогого, милого Васильев довел это ощущение до эпической силы. Весёлый и бесшабашный художник безрассудно распоряжался свалившимися на него деньгами. Если бы не ранняя смерть от туберкулеза (в 23 года), он, по утверждению Крамского, произвел бы переворот в пейзажном жанре. Однако, «мельница» не была озвучена в письмах автора. Весь свет носился с Фёдором Васильевым.

Автор изображает не столько объекты, сколько обволакивающий их свет и воздух. В начале I871 г. в течение одного месяца Васильев пишет «Оттепель», по-настоящему «взрослую» картину, где светлая юношеская любовь к жизни впервые соединилась с глубоким и грустным раздумьем. Очень скоро в систему будут добавлены новые языки. Ох, сколько на этих дорогах перестрадало сердец. Федор Александрович Васильев – великий русский художник, пейзажист. Перед нами – знаменитая русская распутица, которая, как говориться, «всех краёв дороже» подлинно русскому человеку.

Чётко намеченную диагональ в композиции картины образует дорога24, которая служит «центральным элементом пейзажного мотива» и в значительной степени определяет его смысловое содержание14. в Лондоне. Но всё же этот ручей на дороге означает о скором приближении весны. Она буквально открыла Европе высокие достоинства русского искусства.

Слабые легкие было наследственным в их семье. В частности, автор статьи, опубликованной 6 мая 1872 года в газете The Morning Post, выражал желание, чтобы Васильев приехал в Лондон и написал «лондонские улицы во время быстрой оттепели», поскольку «никто бы не написал их так, как он». Однажды увидев эти холсты их невозможно забыть. В Артели он познакомился с И. Е. Репиным, тогда студентом Академии художеств. Искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов писал, что «Оттепель» — первая значительная работа Фёдора Васильева, которая «знаменует окончание ученичества и выход на самостоятельную творческую дорогу»7. На конкурсе устроенном Обществом поощрения художников, картина получила первую премию.

Эта картина сразу была замечена критиками и зрителями на выставке в Петербурге. «Оттепель» чрезвычайно высоко оценил друг и учитель художника Иван Крамской, назвав ее сильной, дерзкой, полной большого поэтического содержания и решительно новой работой. Там густое темное небо и глыбы снега. Я увидел, как надо писать». Зимой 1871 года, разгорячённый катанием на коньках, Васильев наелся снега.

На полотне всё едино: композиция, цветовая палитра, рисунок. В Крыму Васильев провёл последние два года своей жизни. Дом такой ветхий и старый, что на секунду кажется, что под этим слоем снега он упадет. Близкая весна не несет радости. Однако художник тяжело переживал своё «двойственное» состояние, ведь с другой стороны по происхождению он был сыном мелкого чиновника, в паспорте которого не был записан в дети. г. Третьякова), Вид на Волге (соб. Им стал князь Николай Константинович (в 1874 году его объявили сумасшедшим и выслали из Петербурга сначала на Урал, а потом – в Ташкент).

А руку мастера нельзя спутать с творческой манерой других знаменитых пейзажистов. Из снега проглядывают сухие серые ветки кустарников. Он совершил вместе с Васильевым путешествие по приволжским землям.

Его юношеская картина «Заря в Петербурге», выполненная как случайно схваченный кусок действительности, была еще не импрессионистской, но уже предвещала импрессионизм. Во время работы над картиной «Оттепель», зимой 1870 года, Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз. На мокрой, с лужами дороге видны следы недавно проехавших саней. Картина «Заброшенная мельница» написана Фёдором Васильевым в 1872 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве.

Снег уже утратил свою белизну и на дальние поля легли синеватые тени. Картина сразу стала событием русской художественной жизни. Это не способствовало выздоровлению и привело к трагическому концу. Новизну этого художественного произведения он видел в том, что его «композиционная построенность, стаффажная насыщенность и сюжетная занимательность» направлены на «идейное истолкование русской природы, раскрытие её национального характера»35. Благодаря этому очертания предельно реалистичны, подвижны, выразительны. В картине очевидны украинские черты.

На Украине Васильев оставался недолго, по настоянию врачей он переехал в Крым. Из трубы криво стелется уходящий в небо белый дым. Позднее уже в Крыму он напишет одну из самых поэтичных своих картин «Заброшенная мельница».

И птицы и животные чувствуют себя здесь привольно, мельница давно «необитаема». Считается, что она отражает первоначальный замысел картины «Оттепель» 1871 года. Заброшенной и сиротливой кажется стоящая близ дороги изба.

Естественно, что вскоре молодой художник тоже влился в артель. Стройные сосны имеют в своём облике нечто северное (крымские сосны, как правило, несколько ниже и разлапистей), что, возможно и пленило тосковавшего по России художника. Рисовать он мог только вечерами и по воскресеньям. Отмечая мастерство художника в решении композиции картины, Мальцева писала, что этим полотном он «открывал для пейзажа новые перспективы и новые возможности выразить идейную содержательность, минуя принятую систему жанрового повествования»6.

По словам искусствоведа Фаины Мальцевой, «можно с уверенностью утверждать, что рождение Оттепели было подготовлено поездкой на Волгу», поскольку, с одной стороны, жизнь среди крестьян обогатила художника впечатлениями, связанными с социальными вопросами, а с другой — работа над изображением приволжских ландшафтов открыла ему «своеобразие пейзажа с необозримыми далями»10. Отмечая мастерство художника в решении композиции картины, Мальцева писала, что этим полотном он «открывал для пейзажа новые перспективы и новые возможности выразить идейную содержательность, минуя принятую систему жанрового повествования». Самая лучшая из них – картина «В Крымских горах», одна из последних картин Васильева. Его «На пашне», «Спящий пастушок» и, конечно же, первая в этом ряду «Жатва», с их вторящими горизонту градациями пространства, оформляют пластическийтопос национального мироощущения. Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым (ещё до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и получил звание художника первой степени с условием выдержать экзамен из научного курса).

Васильев много писал писем в Москву. Таким образом, картину «Оттепель» можно рассматривать в качестве рубежа, отделяющего петербургский период творчества художника от крымского17. На следующий год в Лондоне «Оттепель» была представлена на Всемирной выставке, получив премию и восторженные отзывы в прессе.

Мрачным и суровым выглядит заиндевелый лес. После дождя», «Зима в Крыму» Центральное произведение о крымской природе, поэма о Крымских горах, это, безусловно, большая картина «В Крымских горах» (1873 г., Третьяковская галерея). Шесть картин, посвященных северной русской природе написал он в Крыму. Васильев Федор Александрович (1850, Гатчина –1873, Ялта)Художник-пейзажист, рисовальщик. Подготовительная работа над сюжетом и композицией будущей картины «Оттепель» была начата Фёдором Васильевым в 1870 году (в частности, один из этюдов к этой картине был датирован этим годом). Картина «В Крымских горах» написана в 1873 году, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве.

Только бы не заболеть. К длящейся зимней дреме относится и хмурое небо и сдержанное колористическое решение и виднеющаяся на заднем плане изба под заснеженной крышей. Заснеженные просторы России без конца и края под хмурым облачным небом. Холст, масло. Предчувствие, начало, неукротимость перемен — главное содержание образа. Васильев не успел выполнить его просьбу и 20 февраля попавшей прямиком на выставку «Мокрый луг» увидел Крамской, пришедший в восторг. Считается, что она отражает первоначальный замысел картины «Оттепель» 1871 года.