Персей Скульптура Бенвенуто Челлини

Персей (скульптура Бенвенуто Челлини)

Над созданием Персея Бенвенуто Челлини работал 9 лет. Челлини снова попал в крепость. Кондотьер, предводитель известных в Италии «черных отрядов». И, ранее бойкий, дерзкий и самоуверенный, он до конца жизни будет ждать выплаты гонорара за Персея (хотя окончательно с ним так и не расплатятся). каковой прибыл из Англии, где он прожил много лет и так как он был очень дружен с этим моим учителем, то каждый день приходил к нему и, увидев мои рисунки и мои работы, сказал: «Я приехал во Флоренцию, чтобы набрать как можно больше молодых людей так как имея исполнить большую работу для моего короля, я хочу себе в помощь своих же флорентинцев а так как твой способ работать и твои рисунки скорее ваятеля, нежели золотых дел мастера, то, благо мне предстоят большие работы из бронзы, я в одно и тоже время сделаю тебя и искусным и богатым». Если мы рассмотрим постамент, то можем придти к выводу, что роскошные украшающие его элементы (подробнее рассмотренные выше)— наложенный декор, за которым скрывается простой куб с четырьмя врезными нишами и профилированными углами. Моих денег было вдвое больше, чем его так что все эти глаза, которые было уставились на меня с некоторой усмешкой, тотчас же, повернувшись к нему, сказали: «Луканьоло, эти деньги Бенвенуто, которые золотые и которых вдвое больше имеют гораздо лучший вид, чем твои». Чтобы избежать наказаний он часто скрывался, покидая Рим.

Сначала изготовлялась глиняная статуя. А так как он имел некоторые познания в латинском языке, то вокруг сказанного зеркала он сделал латинский стих, который гласил: «В какую бы сторону ни вращалось колесо Фортуны, Добродетель стоит твердо». Образ Челлини, как и воплощенная в нем ренессансная этика «доблести», представляют своими достоинствами, как и своими пороками определенную ступень общественного сознания переходной эпохи: его завоевания и достижения и его примитивность сравнительно с позднейшим развитием. Однако в этот момент Челлини столкнулся и с первыми неприятностями в жизни. почти все живут в самой гуще интересов своего времени.

Кстати, золотая солонка ФранцискаI — единственный дошедший до нас шедевр Челлини-ювелира. Челлини Бенвенуто появился на свет в 1500 году во Флоренции. Если мы рассмотрим постамент, то можем прийти к выводу, что роскошные украшающие его элементы (подробнее рассмотренные выше)— наложенный декор, за которым скрывается простой куб с четырьмя врезными нишами и профилированными углами. Его изобретательный и пытливый ум постоянно ищет все новых сфер деятельности. Время пощадило и лучшие творения Челлини-скульптора: бронзового «Персея» и две замечательные модели к нему (Флоренция), мраморное «Распятие» (Эскуриал), бюсты Бандо Альтовити (Бостон), Козимо I (Флоренция), а также «Нимфу Фонтенбло» (Лувр), «Борзую» (Флоренция) и некоторые другие работы. Оттуда мальчик мочился на врага, в итоге потерпевшего поражения.

10 шедевров мировой 
скульптуры во Флоренции

10 шедевров мировой скульптуры во Флоренции

Страницы мемуаров Челлини — это преимущественно рассказ о его делах, его «Труды и дни». Сама отливка происходила в тяжелейших условиях, так что конечный успех очевидцы считали чудом. 3, кн. Заболев в Мантуе лихорадкой, он в раздражении громко «проклинал Мантую и того, кто ей хозяин» и вызвал гнев герцога («но в гневе, — замечает Челлини, — мы были равны»).

Жизнь Бенвенуто Челлини вел беспокойную и кочевую. Из первой строфы еще неясно, что речь идет о статуе, читатель понимает это только из второй строфы: rinato a noi / Per cosi dotta man ti scorgi (возрожденным среди нас / Такой умелой рукой ты себя увидишь). Превесело передал мне это извещение этот милый и чудесный мальчуган. 27 апреля 1554 года состоялось торжественное открытие статуи «Персей». Его «Жизнеописание» изобилует стычками с сановными советниками двора и в уста папы Климента VII он вкладывает собственную презрительную оценку придворных: «Больше стоят сапоги Бенвенуто, чем глаза всех этих прочих тупиц». Настал день и Челлини перенёс «Персея» в Лоджию де Ланци.

Челлини покинул темницу только в декабре 1539 года. И вдобавок меня постигло еще и то, что начался пожар в мастерской. Тем не менее, 27 апреля 1554 года статуя Персея была установлена на площади Синьории. Если — принимая во внимание склонность автора мемуаров к хвастовству — можно и усомниться в абсолютной точности передачи подобных дерзких выходок, то в общем свидетельства современников показывают, что он действительно «не умел изображать льстеца».

Теперь оставалось искусно соединить обе фигуры. Когда я кончил рисунок, подошла другая весьма красивая благородная римская дама, которая была наверху и, спустившись вниз, спросила у сказанной мадонны Порции, что она тут делает та, улыбаясь, сказал а: «Я любуюсь на то, как рисует этот достойный молодой человек, который и мил и красив». Отсюда та полнота и сила характера, которые делают их цельными людьми». Его помощники признают, что он себя показал «не человеком, а сушим великим дьяволом» и «сделал то, чего искусство не могло сделать и столько великих дел, каковых было бы слишком даже для дьявола».

1), живо рисующая силу суеверий в то время. Движения ног героя, попирающих Медузу Горгону, так выразительны, словно «Персей», объятый страстью боя, ещё и пританцовывает над поверженным врагом. Герцогу Козимо, в ответ на его сомнения, он прямо дает понять, что «его светлость» «не разбирается в искусстве». И когда я уходил, она сказала, что на этот раз она не хочет оказать ему такую милость. «Он же (Челлини. Сначала Челлини создал восковую, а потом гипсовую модель скульптуры в полный рост. Здесь Персей вырос в непобедимого воина.

Боги Афина и Гермес помогли сыну Зевса найти логово горгон. Девиз поддерживающего небесный свод Атланта на одной из его медалей: «Summa tulisse juvat» — «Высшее сладко нести» — мог бы стать творческим девизом самого Челлини. Имя ему было Франческо, сын Филиппо и внук Фра Филиппо, 40 сын Филиппе и внук Фра Филиппе— Фра Филиппо Липпи (1406–1469), один из известнейших флорентийских художников XVв. Жить для Челлини – значит действовать. На русский язык «Жизнеописание» Челлини переводилось дважды, но не с оригинала, а с французского перевода, где язык книги сглажен в соответствии с нормами литературной речи. Таким образом, «сделав из необходимости добродетель» — употребляя любимое выражение автора, 5Это характерное для века и многозначительное выражение встречается и у Рабле и у Фиренцуолы и др.

Её обжигали, покрывали слоем воска, а затем снова обмазывали глиной. Вазари высоко оценивает его работы. Почти о каждой вещи, вышедшей из его рук, он пишет, что мир не видал ничего подобного или же утверждает, что на свете нет человека, способного довести до конца такое дело: «Такой, как я, может быть только один во всем мире, а таких, как вы, по десятку у каждой двери».

Во Флоренции Челлини продолжает свою карьеру ювелира, но при этом он занимается и созданием крупномасштабных скульптур, став конкурентом известного мастераБаччо Бандинелли (1493–1560). Учитель Боттичелли и др. — Намек на предполагаемое первоначальное название города Fluenzia (от итальянского слова fluente — текучий). Волны прибили мальчика с матерью к острову Сериф.

Персей (скульптура 
Бенвенуто Челлини) 
Информацию О

Персей (скульптура Бенвенуто Челлини) Информацию О

Весь Рим узнал его имя. Современники восторгались его ювелирным искусством. Рассуждения, медитации играют здесь небольшую и скорее орнаментальную роль. Творческая работа Бенвенуто перемежалась со ссорами, драками и скандалами. Козимо I остался должен художнику до конца своей жизни». В его характере и стиле жизни много добродушия. Это предельное насыщение стало привычным качеством, оно должно было заставить человека прочувствовать самые нереальные события или явления и оно стало основой «тенденции к натурализму, к вещественности, ошеломляюще осязательному восприятию реального мира», которая (как писал виппер), одновременно со «стремлением человека уйти от реальной жизни в мир чудес» породили феномен маньеристического искусства.

Спустя пару лет он расстригся. Начинало светать и ему грозила опасность быть замеченным. Это, скорее, подход не скульптора, но мастера небольших форм и декоративно-прикладного искусства, который легко разрабатывает изначально заданный объём (вазу, кубок, плакетку), но при построении многосоставной формы теряет общее единство. А поговорить мы хотим о скульптуре мастера «Персей». Буйство Челлини не казалось современникам преступным. Тут ему попались на глаза ножницы и вот играючи со мной, он отрезал ему хвост и клешни.

Они «. Чем же это объясняется. Составление общей работы из трех отдельных частей, находящихся между собой в неярко выраженном подчинении (скульптура, постамент, рельеф)— пример работы мастера, который мыслит свое произведение не единым объемом, но объединением значимых частей. Он совершил трудный подвиг. Встретив водоноса, он уговорил последнего отнести его во дворец одного из кардиналов.

и он думал, что моих будет четыре или пять скудо монетой. Совет Восьми осудил Бенвенуто за серьёзную драку. Натуралистическая идеализация (внимание-внимание. Его заказчики и их консультанты должны безусловно в него верить. Если имя Челлини стало нарицательным для всего золотого века художественного ремесла, который мы охотно называем «челлиниевским», хотя от самого Челлини-ювелира, как мы видели, мало что сохранилось, то известную роль здесь сыграли вдохновенные страницы его автобиографии.

Со всех сторон Персей видится одинаково сильным и неукротимым. Расплавленный в горне металл должен был стечь и заполнить форму. Герои того времени.

Описание скульптуры 
Бенвенуто Челлини 
«Персей»

Описание скульптуры Бенвенуто Челлини «Персей»

Бенвенуто был частым участникам ссор и драк, в которых нередко исход решался смертью его оппонентов. Позже Челлини вновь уезжает во Францию, где король Франциск I приближает его ко двору, а мастер создаёт свои самые знаменитые изделия такие как: золотая солонка и колоссальный бронзовый рельеф «Нимфа Фонтенбло» с изображением красивой молодой женщины. Затем всю эту работу я заключил в продолговатый четвероугольник и в верхних углах четвероугольника, в каждом, я сделал по Победе, барельефом, с этими факельцами в руках, как было принято у древних. Теперь, когда он очень стар, он, конечно, не сумеет этого. Отдельную главу мастер посвятил жадности Медичи. С отвращением он сообщает об этой страсти французов к тяжбам: тяжбы даже продают и «дают в приданое», а кто не умеет судиться — пропащий человек.

Было мне тогда ровно девятнадцать лет, так же, как и столетию. Наибольшего экономического могущества Медичи достигли при Козимо Старшем (1389–1464), который, формально сохранив республиканские учреждения, фактически стал полновластным правителем Флоренции. Он якобы помочился на зажжённый фитиль, когда враги пытались взорвать городские стены. Это был отличнейший работник и честнейший человек, гордый и открытый во всех своих делах. Сегодня мы вновь обратимся к научной работе «100 великих скульпторов», автором которой является Сергей Анатольевич Мусский и не только познакомимся с «Персеем» Челлини, но и узнаем об истории создания скульптуры (цитату из научной работы С. А. Мусского мы приведем в сокращении). Но самой спорной частью картины является вовсе не зеркало, а сама семейная пара.

Помимо этого, Бенвенуто освоил изготовление печатей и искусство эмали. Вследствие чего мастера обвинили в воровстве и приговорили к пожизненному заключению. Малое время спустя неблагодарный Пьеро от этого увечья умер.

Его бросили в подземелье, «где было много воды, полно тарантулов и множество ядовитых червей». На них изображены библейские сцены. Челлини вручают повестки — и вот он в зале суда. Попало это письмо в руки этому моему учителю Уливьери и он тайно от меня его прочел потом он мне открылся, что прочел его и сказал мне такие слова: «Значит, мой Бенвенуто, меня не обманул твой славный вид, как это мне подтверждает одно письмо, которое попало мне в руки, от твоего отца по каковому это должен быть очень добрый и честный человек считай же, что ты у себя в доме и как бы у своего отца». Челлини часто торопят заказчики, но он с этим не считается, наверное памятуя, что «удивительный» и «великий» Леонардо да Винчи почти четыре года готовил картон для фрески «Битва при Ангиари» и столько же лет писал портрет «Джиоконды», что «Тайная вечеря» создавалась целых десять лет, а макет колоссального памятника Франческо Сфорца — целых шестнадцать, да и то остался незавершенным. Ему нельзя отказать в большой храбрости, он сам пишет о себе, что «не знал, какого цвета бывает страх».

  • Что нужно увидеть во Флоренции и почему: Персей Челлини
  • ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ — ПРОРОЧЕСТВО БЕНВЕНУТО ЧЕЛЛИНИ
  • Итальянский скульптор Челлини Бенвенуто: биография, творчество и интересные факты
  • Творчество великого скульптора Бенвенуто Челлини
  • Челлини Бенвенуто – талантливый итальянский скульптор
  • Тайны 10 известных произведений искусства

Не имея дамы сердца, скульптор погряз в беспорядочных половых связях. Мой отец сказал: «О дорогой сын мой, я тоже был хорошим рисовальщиком но для прохлаждения от этих столь удивительных трудов и из любви ко мне, который тебе отец, который тебя родил и вскормил и положил начало стольким достойным дарованиям, на отдыхе от них, неужели ты мне не обещаешь взять иной раз эту самую флейту и этот нежнейший корнет и, к некоторому усладительному своему удовольствию, услаждая себя, поиграть. » Я сказал, что да и весьма охотно из любви к нему. Выходить на улицу без шпаги и кинжала было небезопасно даже днем. Склонив голову, увенчанную звездой и полумесяцем, положив ногу на охапку маков, цветов бога сна Морфея, в Новой Ризнице при Сан-Лоренцо мирно дремлет «Ночь». 1«Жизнеописание», кн.

Прав был Гёте, когда писал, что «Челлини обязан своей славой едва ли не больше своему слову, чем творениям» ибо «своим пером, едва ли не вернее, чем резцом, он оставил прочный памятник себе и своему искусству». Огонь разгорелся так сильно, что работать стало крайне тяжело. – СПб., 2012 – С. 255-260.

Он никогда не знал, «какого цвета бывает страх», обладал неукротимым, вспыльчивым и буйным темпераментом. «Рвением и усердием» в работе он всегда достигает высшего совершенства и заставит всех признать, что он не только сравнялся с античными художниками, но и превзошел их ибо и античное искусство — перед которым он вместе с другими мастерами Возрождения преклоняется. Если верить другой легенде, на статуе изображён двухлетний герцог Готфрида II (граф Лувен). В итоге он подцепил «французскую болезнь», которая едва не лишила мастера зрения.

  • Персей Челлини – античный герой во Флоренции
  • Скульптура Бенвенуто Челлини Персей
  • Челлини БенвенутоСкульптуры и биография
  • Похищение Сабинянки, Джамболонья
  • Дама с букетом, Андреа дель Верроккьо
  • Аллегория ночи, Микеланджело Буонарроти

«27 апреля 1554 года, – сказано в научном труде, – состоялось торжественное открытие статуи «Персей» Работу над «Персеем» Челлини завершил с пустым кошельком. Помню из далёкого детства книгу «Жизнь Бенвенуто, сына маэстро Джованни Челлини, флорентийца, написанная им самим во Флоренции». «Персей» был отлит на редкость удачно. Бенвенуто был частым участникам ссор и драк, в которых нередко исход решался смертью его оппонентов. Дворец вскоре стал местом заседания Синьории. Бенвенуто убедил родителей отправить его на обучение к золотых дел мастеру Бандини. Когда же пришла пора отливки «Персея» из бронзы, мастера свалила лихорадка.

Невозможные для предыдущего времени, неклассические выразительные средства применяет Челлини: вынос проекции скульптуры за пределы постамента, отсутствие тектоники в соподчинении постамента и фигуры, усложненная изощренная проработка (в которой сказывается влияние ювелирного опыта) форм и поверхности. Через два года Лотарингских изгнали из Флоренции и работы продолжились сначала под эгидой временного правительства Тосканы, а затем Итальянского государства (стоит отметить, что Флоренция с 1865 по 1871 являлась его столицей). Тело «Персея», наполненное жизненной мощью, противостоит статике распластанной, безжизненной Медузы. Волны прибили мальчика с матерью к острову Се риф. Над сказанным четвероугольником я сделал саламандру, собственную эмблему короля, со многими изящнейшими другими украшениями под стать сказанной работе, каковая явствовала быть ионического строя». Современники восторгались его ювелирным искусством.

  1. Бенвенуто Челлини — ученик Микеланджело
  2. Посмотрите, у Персея и Медузы — одно и то же лицо
  3. Челлини достоин славы первоклассного художника
  4. Влияние заказчика на художникаправить
  5. Влияние предыдущего опыта мастераправить
  6. Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Если мы рассмотрим постамент, то можем прийти к выводу, что роскошные украшающие его элементы (подробнее рассмотренные выше)— наложенный декор, за которым скрывается простой куб с четырьмя врезными нишами и профилированными углами. Козимо повелел строить третий дворец — палаццо Веккио, украсив его росписями Вазари. Он лежал на тюфяке, брошенном на пол и пропитанном водой. Но из замечательных творений Челлини почти ничего не сохранилось. Расплавленный в горне металл должен был стечь и заполнить форму.

Заполнив горн кусками бронзы, Челлини с помощниками разжег под ним огонь. На что я сказал: «Сегодня обождите, а завтра я вам отвечу». Боги Афина и Гермес помогли сыну Зевса найти логово горгон.

  • Общееколичествопросмотровстраницы

А большинство его собственных ювелирных шедевров повторит судьбу папских тиар. По другой версии — родственник барона Мюнхаузена. Вот за её-то головой и послал Персея коварный Полидект. Сначала изготовлялась глиняная статуя. С начала XIX века картина хранилась в британском музее Рокебай-парка.

Что нужно увидеть 
во Флоренции и почему: 
Персей Челлини

Эта голова и после гибели горгоны сохранила своё ужасное свойство обращать в камень всё живое. Все эти различные художества я с превеликим усердием принялся изучать. Если внимательно посмотреть на картину, можно заметить, что зеркало, висящее на задней стене, отражает большую часть комнаты, в том числе и 2 дополнительные фигуры, которые стоят в дверном проёме. Одним ударом отрубил Персей голову Медузе. Со всех сторон Персей видится одинаково сильным и неукротимым.

Музыковеды из Оксфорда попробовали воссоздать их по изображениям и сыграли на них. О ранней карьереЧеллини в Риме известно немного. Обычно в собраниях хранятся разрозненные створки. Лоренцо деМедичи19Медичи — флорентийский род, правивший во Флоренции с 1434 по 1737г. В последующие годы юный Челлини много путешествовал по Италии, обучаясь у лучших ювелиров. О «Распятии» Вазари писал: «Он же (Челлини. Герои того времени. Из двух финалистов — Филиппо Брунеллески (Filippo Brunelleschi) и Лоренцо Гиберти (Lorenzo Ghiberti), – заказ получает последний.

Сам папа Климент VII заказал у Челлини несколько вещей. На что я ей сказал, что величайшая награда, желаемая за мои труды, это угодить ее милости. И, ранее бойкий, дерзкий и самоуверенный, он до конца жизни будет ждать выплаты гонорара за Персея (хотя окончательно с ним так и не расплатятся). Бенвенуто не имел возможности нанять достаточное количество подмастерьев. Виной тому материал, с которым работал мастер — золото. Проблемы стиля и интерпретации //Итальянский сборник.

При лепке и отливке скульптуры Челлини натолкнулся на многочисленные трудности. Эту эпиграмму прочла вся Флоренция. Человеческая жизнь стоила дешево, ей постоянно грозили всевозможные опасности. Когда мы пришли в Сиену, Тассо сказал, что натрудил себе ноги, что дальше идти не хочет и просил меня ссудить его деньгами, чтобы вернуться на что я сказал: «Мне тогда не хватит, чтобы идти дальше а тебе следовало подумать об этом, трогаясь из Флоренции но если это ты из-за ног решаешь не идти, то мы найдем обратную лошадь в Рим и тогда у тебя не будет повода не идти». В 1401 году во Флоренции был объявлен конкурс на выполнение бронзовых врат для Баптистерия (крестильни). Но я не подымал головы, чтобы на него взглянуть и не отвечал ему ни слова. Здесь скульптор создаёт одно из своих знаменитых произведений— «Нимфу Фонтебло»: «В полукружии я сделал женщину в красивом лежачем положении: она держала левую руку вокруг шеи оленя, каковой был одной из эмблем короля с одного края я сделал полурельефом козуль и некоих кабанов и другую дичину, более низким рельефом.

каковой звался Микеланьоло, 29Микеланьоло — Микеланьоло Брандини (1459–1528)— отец Бандинелли. Сцены, посвященные беседам художника с духовными и светскими князьями (например, та, где приводится суждение папы Павла III, что мастера, «единственные в своем художестве, не могут быть подчинены закону», цитируемое историками и критиками), незабываемы и полны исторического колорита.

Если приглядеться, можно рассмотреть и собаку. Италия XVI века представляла собой арену разнообразных и острых политических столкновений. Помимо этого, он поддерживал деньгами двух внебрачных отпрысков и вдовую сестру с её пятью дочерьми. Он несколько раз впадал в отчаяние и готов был бросить работу и уехать, но затем вновь обретал мужество, чтобы «сразиться со своей судьбой». Когда этот вьюк поравнялся со мной, этот Герардо с такой силой толкнул его на меня, что сделал мне очень больно. Гордым, смелым, неистовым, режущим правду–матку в лицо.

Спустя некоторое время после ареста, Челлини стал готовиться к побегу из крепости. Архитектор Вазари выполнил заказ. Лишь в 1518 году он вернулся во Флоренцию. Бенвенуто убедил родителей отправить его на обучение к золотых дел мастеру Бандини. В мастерской случился пожар и «мы боялись, как бы на нас не упала крыша».

А у соседей на Авентинском холме – настоящий цветник, а око видит, да глаз неймет и задумывает Ромул коварный план: приглашает соседние племена с семьями в гости и очень по-гостеприимному, в самый разгар празднеств истосковавшиеся по любви римляне нападают на безоружных соседей и похищают их женщин. Персей – скульптура в бронзе, самая известная работа ювелира и скульптора флорентийца Бенвенуто Челлини (Benvenuto Cellini), рассказывает миф о древнегреческом герое Персее, сумевшем победить лупатое чудовище Медузу Горгону, на голове которой кишели змеи и от одного взгляда которой можно было окаменеть. Это был отличнейший работник и честнейший человек, гордый и открытый во всех своих делах. Так, лишь в XIX веке доказано, что эскуриальское мраморное «Распятие» принадлежит резцу Челлини и установлено, что «венская солонка» является той самой знаменитой солонкой, которую сделал Челлини для Франциска I. Своей славой мемуары Бенвенуто Челлини не обязаны также какому-то исключительному богатству исторических свидетельств или точности в их передаче. Отметим, что Веласкес закончил её писать в 1651 году. И, наведя дуло этой пищали на их домоправителя и делая вид, будто я готовлюсь выстрелить, сказал: «А ты, разбойник, который их науськиваешь, я хочу, чтобы ты умер первым». В итоге он подцепил «французскую болезнь», которая едва не лишила мастера зрения. Виной тому материал, с которым работал мастер— золото.

И нагота в искусстве относилась к «неприличным» темам. Движения ног героя, попирающих Медузу Горгону, так выразительны, словно «Персей», объятый страстью боя, ещё и пританцовывает над поверженным врагом. 1, гл. Не говоря уже о побеге из замка Святого Ангела или о рукопашных схватках с врагами, где Челлини неизменно оказывается победителем ибо «никогда не знал, какого цвета бывает страх», он еще в детстве совершает подвиги, напоминающие Геркулесовы и впоследствии, ни много ни мало, вступает в прямые сношения с силами ада и неба: некромантические заклинания в Колизее и лицезрение Христа в тюрьме — «вещь величайшая, какая случалась с другими людьми» (после чего над его головой, как он сообщает, засиял нимб, как у святого).

1 Якопо Сальвиати, племянник папы Льва X (как и Чибо и Ридольфи), кардинал с 1517г. 8О ее типичности можно судить по тому, что еще Боден, младший современник Челлини, крупнейший прогрессивный публицист Франции и один из основоположников теории государственного права нового времени, оставил после себя труд «Демономания», полный учености и проникнутый непоколебимой верой в нечистую силу. С детства у мальчика стали проявляться способности к музыке.

Но из замечательных творений Челлини почти ничего не сохранилось. Несмотря на то что все подозрения были сняты, ювелир провёл в тюрьме целых три года. Челлини жил и работал в замке Малый Нель. Маньеризм — что тут скажешь. Челлини саркастически берется даже прокомментировать одно темное место из песни VII «Ада» Данте, который, как известно, одно время жил в Париже и перенес, дескать, в свою поэму восклицание судьи, призывающего публику к порядку. Современники восторгались его ювелирным искусством. Повитуха, которая знала, что они ждут его девочкой, обмыв создание, завернув в прекраснейшие белые пелены, подошла тихонечко к Джованни, моему отцу и сказала: «Я несу вам чудесный подарок, какого вы и не ждали».

Работа молодого Микеланджело вызвала всеобщее восхищение. Составление общей работы из трех отдельных частей, находящихся между собой в неярко выраженном подчинении (скульптура, постамент, рельеф)— пример работы мастера, который мыслит своё произведение не единым объёмом, но объединением значимых частей. С другой стороны, дождь хлестал с такой силой, был такой ветер, что горн остывал. Годы правления Лоренцо, оказывавшего покровительство поэтам, художникам и ученым-гуманистам (Полициано, Пульчи, Пико делла Мирандола, Марсилио Фичино, Сандро Боттичелли и др. ), ознаменовались блестящим расцветом флорентийской культуры и искусства.

«Ужасающее величие» (terribilita) и «ярость» (furore), характерные для итальянского искусства XVI века и для этики «доблести», пронизывают и образ Челлини в этом эпизоде. Герцог не давал ему денег, необходимых для работы. Свою автобиографию «Жизнь Бенвенуто», скульптор писал, пребывая в глубокой депрессии. Архитектор Вазари выполнил заказ. Служитель этот пришел в такую ярость, что, показывая вид, что одной рукой он берется за шпагу, а другой намеревался и силился вломиться в мастерскую, в чем я ему немедленно воспрепятствовал оружием, сопровождаемым многими резкими словами, говоря ему: «Я не желаю ее тебе отдавать и ступай сказать монсиньору, твоему хозяину, что я желаю деньги за свои труды, прежде чем она выйдет из этой мастерской». Козимо I остался должен художнику до конца своей жизни».

в 1553г. ), сын упоминаемого в гл. Наконец, я сперва подучил деньги, затем расписался и, веселый и довольный, пошел домой. Бенвенуто было настолько плохо, что он стал готовиться к смерти. С этой медалью приключился такой же случай, как и с вазой Саламанки. Когда царь Серифа Полидект пожелал взять прекрасную Данаю себе в жёны, Персей воспротивился этому.

Скорее наоборот. Во время самого ответственного момента отлива бронзы пришлось бросить в огонь всю оловянную утварь, которая была в доме. Невозможные для предыдущего времени, неклассические выразительные средства применяет Челлини: вынос проекции скульптуры за пределы постамента, отсутствие тектоники в соподчинении постамента и фигуры, усложненная изощренная проработка (в которой сказывается влияние ювелирного опыта) форм и поверхности. На это мой отец ответил: «Худое дерево никогда не приносило доброго плода, а наоборот и еще я тебе скажу, что ты худой человек и дети твои будут безумные и бедные и придут за подаянием к моим дельным и богатым детям». Этот идеал великих дел предполагает натуры цельные и решительные.

До сих пор неизвестно имя мраморной красавицы, которую увековечил талантливый флорентийский скульптор Андреа дель Верроккьо (Andrea del Verrocchio). В ночь на 3 ноября 1500 года в семье флорентийского мастера по изготовлению музыкальных инструментов Джованни Челлини родился мальчик, которого назвали «желанным», по-итальянски — Бенвенуто. К XVI столетию изменилось само отношение художников к жизни. Челлини охватил настоящий творческий экстаз.

У этого юноши была под накидкой чудесная шпага и отличнейшая кольчуга и когда они пришли ко мне, мой отважный отец рассказал мне, как обстоит дело и что ему сказали господа Совет затем он поцеловал меня в лоб и в оба глаза сердечно меня благословил, говоря так: «Сила божья тебе да поможет». С происхождением «Писающего мальчика» связано множество легенд. Так он показал, как расправился с Республикой и установил диктатуру Медичи. Сын Зевса и Данаи победил ужасную Горгону. Ансамбль капеллы Элеоноры Толедской в палаццо Веккио.

Тем временем я домогался, через посредство одного ученика Раффаэлло да Урбино, живописца, чтобы епископ Саламанка заказал мне большую вазу для воды, так называемую «аккуеречча», которые служат для буфетов и ставятся на них для украшения. Герцог так до конца и не расплатился за сделанную для него статую «Персей». А вообще, с «музыкальным адом Босха» связаны десятки вопросов, на которые никто не может ответить. По приезде Челлини в Париж король дарит ему свой замок Мель для мастерской. Блестящий перевод на русский язык был выполнен Михаилом Лозинским. Что поделаешь: золото и камни — вечные ценности.

Позже Челлини вновь уезжает во Францию, где король Франциск I приближает его ко двору, а мастер создаёт свои самые знаменитые изделия такие как: золотая солонка и колоссальный бронзовый рельеф «Нимфа Фонтенбло» с изображением красивой молодой женщины. Невероятно, но даже крошечные медальоны внутри зеркальной рамы тщательно выписаны. В своих записках Челлини неоднократно предупреждает, что он не историк, что пишет «только свою жизнь» и «то, что к ней относится». Среди прочих артефактов, ее составляющих, обращают на себя внимание так называемые рельефные диптихи из слоновой кости (эта форма пришла в христианское искусство из языческой римской античности), которые датируются V — первой половиной VI века. Рассказывают, что я с великим торжеством побежал к деду, говоря: «Посмотри-ка, дедушка, какой у меня красивый рак. » Тот, увидев, что это скорпион, от великого страха и от тревоги за меня чуть не упал замертво и с великими ласками стал его у меня просить а я только еще больше сжимал его, плача, так как никому не хотел его отдавать.

Наконец, отчаявшись в предприятии, он поклялся, что приведет столько испанцев, что они меня изрубят на куски и убежал бегом, а я тем временем, отчасти веря этому их смертоубийству, решил мужественно защищаться и привел в порядок одну свою чудесную пищаль, каковая мне служила, чтобы ходить на охоту, говоря про себя: «Если у меня отнимают мое имущество заодно с трудами, то еще уступать им и жизнь. » Во время этого прения, которое я вел сам с собой, появилось множество испанцев вместе с их домоправителем, каковой, на их заносчивый лад, сказал им всем, чтобы они входили и забирали вазу, а меня отколотили палками. Жестоко расправившись с Пацци и их приверженцами, Лоренцо в 1480г. Сделаем одну оговорку: если в доме, где планируется установить копию «Персея», есть маленькие дети, то размещать данную статую, не стоит, так как главный герой изображен держащим в руке отрубленную голову Медузы Горгоны. — Прим. Движения ног героя, попирающих Медузу Горгону, так выразительны, словно «Персей», объятый страстью боя, ещё и пританцовывает над поверженным врагом.

В ночь на 3 ноября 1500 года в семье флорентийского мастера по изготовлению музыкальных инструментов Джованни Челлини родился мальчик, которого назвали «желанным», по-итальянски — Бенвенуто. По своему происхождению и жизненной школе он ближе стоял к простому народу. Очень скоро в систему будут добавлены новые языки. К счастью, время пощадило лучшие творения Челлини-скульптора: «Нимфу Фонтенбло», «Персея», «Распятие», бюсты Биндо Альтовити, КозимоI.

Выяснилось, что необычные инструменты звучат просто отвратительно. Мастер заканчивал статую на воздухе. Лишь два десятилетия спустя везунчик Гиберти автоматически получает следующий заказ — выполнить бронзовые позолоченные врата Баптистерия — которые с легкой руки Микеланджело, восхищавшегося их красотой и мастерством литья, получили название «Porta del Paradiso», Врата в рай.

И так как некий Джованбатиста, по прозвищу Тассо, 41 некий Джованбатиста, по прозвищу Тассо— Джованбатиста Тассо (1500–1555)— резчик по дереву и архитектор, большой друг Челлини, строитель Нового рынка во Флоренции. Наступил самый ответственный и напряженный момент. Есть предположение, что это флорентийка Лукреция Донати (Lucrezia Donati)– женщина, которую всю свою жизнь любил Лоренцо Великолепный Медичи (Lorenzo di Piero de Medici il Magnifico), хотя по воле его родителей исключительно из-за политической выгоды для укрепления могущество и связей династии, ему пришлось жениться на римлянке Клариче Орсини (Clarice Orsini).

Характер Челлини был далеко не спокойный, а скорее даже буйным, что и не позволяло оставаться ему долго на одном месте, резко менять свой образ жизни и вновь пускаться вплавь по бурным волнам «этого бешеного времени» (как называет свою эпоху сам Челлини), не заботясь о том, к какому берегу они его прибьют. По этой причине молодому человеку пришлось бежать из города, переодевшись монахом. Составление общей работы из трех отдельных частей, находящихся между собой в неярко выраженном подчинении (скульптура, постамент, рельеф)— пример работы мастера, который мыслит своё произведение не единым объёмом, но объединением значимых частей. Здесь он с отчаянием заметил, что замок окружен с этой стороны еще двумя высокими стенами. И вот, учинив мне здоровый разнос, они послали нас к секретарю я же, бурча, все время говорил: «Это была пощечина, а не кулак», так что Совет продолжал смеяться. Он поменял сосновые и ольховые дрова на дубовые, которые давали более сильный огонь. каковой был в числе Восьми, дал мне договорить «пощечина», как он сказал: «Ты ему не пощечину дал, а ударил кулаком».

— Прим. В те времена я ходил рисовать когда в Капеллу Микеланьоло, 51 в Капеллу Микеланьоло— т. е. Я сказал брату: «Иди со мной» и так мы расстались с бедным отцом и, вместо того чтобы дать нам сколько-нибудь денег, потому, что у него их не было, он дал нам свое благословение. Оттуда мальчик мочился на врага, в итоге потерпевшего поражения. Оказывается, что он уже успел «для своей зашиты учинить много этих самых дел». Если сравнить окончательный вариант статуи с двумя моделями (одна – восковая, другая – бронзовая, обе находятся во Флоренции, в музее Барджелло. ), то видно, как мастер добивался эффекта округлости.

Бенвенуто Челлини был не только ювелиром, скульптором, воином, но и талантливым писателем. Наконец, восковая модель Персея была готова, оставалось отлить фигуру из бронзы. Бурная политическая жизнь итальянских городов-синьорий, как известно, послужила прологом к истории буржуазного прогресса в Европе и среди итальянских городов — за Флоренцией наибольшие заслуги как за мастерской передовых идей Возрождения, недаром ее иногда называют «яйцом нового времени». Таким образом, Бронзино обыгрывает миф о Медузе, своим взглядом обращавшей людей в камень.

Его лицо обращено к распластанному под ногами телу. Когда он пополз дальше, на него набросились собаки и сильно искусали Челлини. Именно он сделал Бенвенуто управляющим римским монетным двором. Когда все было готово, Бенвенуто ночью открыл дверь и выбрался на крышу. В других случаях этого было достаточно для конфискации работы художника и отлучения его от церкви (вкупе с наложением серьёзного штрафа).

Пора обратиться к тому месту в рассказе, где о ней говорит С. А. Мусский. Это был отличнейший работник и честнейший человек, гордый и открытый во всех своих делах. У него начали выпадать зубы и волосы. С какой теплотой он рассказывает о сестре и ее семье, которой он помогает всю жизнь.

В его дворце (ныне называемом виллой Фарнезина) Рафаэль написал свою «Галатею», а также выполнил картоны и расписал с помощью своих учеников фрески на сюжет Амура и Психеи. Двигаться он не мог, так как нога еще не зажила. Челлини, обладавший многосторонним дарованием и способностью легко и успешно усваивать новые, ранее незнакомые ему области изобразительного искусства, работал ревностно и находил удовольствие в преодолении встречавшихся трудностей: «сказанные великие трудности мне казались как бы отдыхом», — пишет он. Второй дворец – палаццо Питти — построил Филиппо Брунеллески. Через 8 лет шедевр снова попал в заголовки английских газет.

художников. А вообще, с «музыкальным адом Босха» связаны десятки вопросов, на которые никто не может ответить. Также и эти слова дошли до ушей папы Климента, каковые подвигли его на великий смех. Однако, как пишет Челлини в своей знаменитой книге «Жизнь Бенвенуто», «Достигнув пятнадцатилетнего возраста, я, вопреки воле моего отца, поступил в мастерскую к одному золотых дел мастеру, которого звали Антонио ди Сандро, по прозвищу Марконе. А мой отец ему сказал: «Я утешаюсь тем, что наверняка вы этого не знаете».

Ни одна из этих работ не уцелела. /Отв. Брат Алессо одел меня монахом и дал мне в спутники послушника.

Персей Бенвенутто Челлини в чём-то сродни странной славе своего создателя. Это явно не его сфера.

Это в высокой мере пристрастный и эмоциональный стиль человека, который прошел жизненный путь в борьбе с врагами и завистниками, в борьбе с самой судьбой, как бы руководствуясь надписью на одной из своих медалей: «Fortunam virtute devicit» — «Доблестью судьбу победил». Герцог заказывает мастеру статую «Персей», которая должна ассоциироваться с победой власти Медичи над флорентийской республикой. С детства у мальчика стали проявляться способности к музыке. При осаде Рима войском испанского императора Карла V смелый Челлини участвовал в обороне города, отличаясь не только храбростью и дерзостью, но хвастовством. превосходнейшего живописца.

Прикрепив к выступавшему куску черепицы полосу простыни, он спустился по ней с большой высоты на землю. Вот уж где полный какус. Прекрасным примером флорентийского маньеризма является бронзовая статуя «Персей с головой Медузы», выполненная дляКозимо I. Это творение помогло Челлини добитьсявсеобщего признания по всей Италии. Здесь скульптор создаёт одно из своих знаменитых произведений— «Нимфу Фонтебло»: «В полукружии я сделал женщину в красивом лежачем положении: она держала левую руку вокруг шеи оленя, каковой был одной из эмблем короля с одного края я сделал полурельефом козуль и некоих кабанов и другую дичину, более низким рельефом.

В то время никто не рисовал просто стоящих в центре комнаты людей. — в общем благоволил к земляку (отчасти в силу традиционных связей родов Челлини и Медичи) и отпускал ему грехи не только убийства, но и недозволенной гордыни, то отношения Челлини с новым папой Павлом III довольно скоро испортились непоправимо. Современники высоко ценили Челлини и считали его королем ювелиров, резчиков и чеканщиков своего времени.

Наступил самый ответственный и напряженный момент. Плавку продолжали его работники. Именно с этого события официально для искусствоведов началась эпоха Возрождения. резчик по дереву, юноша как раз моих лет, начал мне говорить, что если я хочу отправиться в Рим, то и он охотно пошел бы со мной этот разговор, который у нас с ним был, происходил как раз после обеда и так как я по причинам все той же музыки поссорился со своим отцом, то я сказал Тассо: «Ты мастер на слова, а не на дела». Его сын, Филиппино Липпи (1457–1504)— флорентийский художник, ученик Боттичелли. Последняя работа привлекает внимание папы Климента VII.

Подробней о нем см. Он уже на службе при дворе кардиналов и пап, герцогов и королей. Собрав все свои силы, Бенвенуто на четвереньках пополз к воротам стены, окружавшей Рим. На каковые слова я поднял руку, ударив его по лицу и сказал: «А я вот этот». Факт, что горожане восторженно восприняли новый символ Флоренции, а мрачный тиран герцог Козимо I Медичи даже выплатил автору 3000 скудо (против запрошенных 10 тыс. ). Характер Челлини был далеко не спокойный, а скорее даже буйным, что и не позволяло оставаться ему долго на одном месте, резко менять свой образ жизни и вновь пускаться вплавь по бурным волнам «этого бешеного времени» (как называет свою эпоху сам Челлини), не заботясь о том, к какому берегу они его прибьют.

«Питая благородную зависть» к прославленным мастерам, переходя от одного искусства «чрезвычайно трудного» к другому, «наитруднейшему», «никогда не уставая от труда, который оно мне задавало», — рассказывает автор записок, — «я беспрестанно старался преуспевать и учиться». История «Персея» – настоящий детектив, здесь есть и болезнь Мастера и отсутствие финансирования и зависть конкурентов и т. д. Пока отлитая работа остывала, нужно было ждать два дня за это время купили новую глиняную посуду и все мы весело пообедали Бенвенуто Челлини о себе: Я сущий великий дьявол, так как сделал то, чего искусство не могло сделать и столько других великих дел, каковых было бы слишком даже для дьявола». Если верить другой легенде, на статуе изображён двухлетний герцог Готфрида II (граф Лувен). Челлини, обладавший многосторонним дарованием и способностью легко и успешно усваивать новые, ранее незнакомые ему области изобразительного искусства, работал ревностно и находил удовольствие в преодолении встречавшихся трудностей: «сказанные великие трудности мне казались как бы отдыхом», — пишет он. То, что это статуя работы Челлини, становится понятно в конце второй строфы, когда Бронзино намекает на место, где она установлена – на Лоджию деи Ланци: n cosi ricca loggia (в такой богатой лоджии). В этих словах, проникнутых гордостью плебея и чувством человеческого достоинства, звучит общий для всех гуманистов мотив учения о «доблести» и истинном благородстве.

Этот факт дал историкам основания утверждать, что в «Портрет четы Арнольфини» был вложен более глубокий смысл. «Жизнеописание» Челлини принадлежит к той разновидности мемуарной литературы, где личность автора, вынесенная на первый план, господствует над всем повествованием и больше всего приковывает к себе внимание. Но самой любимой его скульптурой, над которой он работал каждый день, был «Персей с головой Медузы». Кстати, золотая солонка ФранцискаI — единственный дошедший до нас шедевр Челлини-ювелира. Однако по наговору врагов Бенвенуто обвиняют в краже драгоценных камней из папской казны.

Из чего проистекало, что множество раз я возвращался нагруженный прежирными голубями. ред. Но даже несмотря на это сразу понимания того, о чем говорится, нет. Восковая модель будущего «Персея» вышла великолепно. Мы боялись, как бы на нас не упала крыша.

«Нельзя давать законов тому, — иронично замечает он, — кто их хозяин». Плавку продолжали его работники. Потом сказал: «О добрый сын мой, с этим в руке ты живи или умри». прим.

Но там уже давно поселился прево (верховный судья), который отказывается подчиниться приказанию короля. «Жизнь Бенвенуто, сына маэстро Джованни Челлини, флорентинца, написанная им самим во Флоренции» открывается горделивой генеалогией потомственного горожанина, род которого восходит к полулегендарным временам, когда зачинался город. 2. Но Бенвенуто любил рисование и лепку больше, чем музыку. Ему легко прощают убийства, но не строптивость и дерзкую независимость. Создал Персея ювелир, захотевший тягаться с Микеланджело.

Архитектурное, скульптурное и ювелирное мастерство художника достигло в работе над «Персеем» своей вершины. В 13 лет у будущего скульптора появился интерес к ювелирному делу. потрясая гребнем замотанного куколя, встал с места и с некоими оскорбительными словами сказал бедному моему отцу: «Убирайся отсюда и сейчас же выйди вон, так как завтра мы его отправим на дачу с копейщиками». Мой отец не хотел, чтобы он платил мне жалованье, как принято другим ученикам, с тем чтобы я, так как я добровольно взялся исполнять это художество, вдосталь мог рисовать, сколько мне угодно.

Во Франции мастер живёт на протяжении 5 лет, как и прежде в окружении соперников и врагов. О «Распятии» Вазари писал: «Он же (Челлини. — Прим. Художник пытался бороться, ему вежливо передали, что если он не уймётся, то герцог прикажет выбросить «Персея» из Лоджии де Ланци. Рассвирепел епископ и угрозы и препирательства были великие.

Здесь Персей вырос в непобедимого воина. Подсвечники эти были богато отделаны, насколько требуется для такого рода работы. Ибо самой сильной из страстей Челлини была страсть к творчеству, которое он ценил выше всего на свете.

И так как они хотели что-то предпринять, так как их было много, то я, вспылив, взялся за ножик, который у меня был при себе, говоря так: «Если кто из вас выйдет из лавки, то другой пусть бежит за духовником, так как врачу тут нечего будет делать». Мы можем заметить подобное явление и в солонке Челлини— изобилие сложных прихотливых форм не образует (особенно, если мы будем рассматривать вещь чуть сверху) единого целостного объёма. Сочетание тем в главной скульптуре и рельефе постамента— черта XVI века. Оригиналы панелей для конкурса выставлены в музее Барджелло.

Все те лица, которые были при этом, радостно его спрашивали, какое ему дать имя. Джованни, который стал моим отцом, больше, чем который-либо из остальных, занимался им. Я ему напомнил про мои деньги. Кстати, золотая солонка ФранцискаI— единственный дошедший до нас шедевр Челлини-ювелира.

Гордость за Флоренцию, которая «поистине всегда была школой величайших дарований» и даже известное высокомерие по отношению к другим городам (отзвуки традиционных распрей) нередко чувствуются в «Жизнеописании». К счастью, время пощадило лучшие творения Челлини-скульптора: «Нимфу Фонтенбло», «Персея», «Распятие», бюсты Биндо Альтовити, КозимоI. Однако это холодная чувственность, холодная красота, лишенная жизни. Творческая работа Бенвенуто перемежалась со ссорами, драками и скандалами. В 1537 году во время поездки во Флоренцию его мучила ужасная лихорадка. Но Франциск I полностью покровительствовал Бенвенуто и даже преподнес ему замок.

Но Бенвенуто был так силен духом и телом, что перенесенные испытания не сломили его. Теперь вернемся к Пьеро Торриджани, который, с этим моим рисунком в руке, сказал так: «Этот Буонарроти и я ходили мальчишками учиться в церковь дель Кармине, в капеллу Мазаччо39 в церковь дель Кармине, в капеллу Мазаччо— Церковь Санта Мариа дель Кармине во Флоренции с фресками Мазаччо (1401–1428)— один из важнейших памятников искусства флорентийских художников XVв. После «покушения» на полотне осталось 7 длинных рубцов. Бенвенуто создавал золотые и серебряные подсвечники, вазы, шкатулки, пряжки для поясов, бляхи, которые по тогдашней моде носили на шляпе, кольца, оправы для драгоценных камней. вы можете запросить все в системе с коробкой. Вот за её-то головой и послал Персея коварный Полидект. 89.

«Ты нам хотел обессмертить герцогов, а мы не желаем больше герцогов», — говорят они ему, на что Челлини, защищаясь, отвечает: «О дурачье. Тогда Бенвенуто приказал собрать все имевшиеся в доме оловянные блюда, чашки и тарелки. Припомнили ему и прежние убийства на дуэлях. Такова была великая охота или склонность и то и другое, что в несколько месяцев я наверстал хороших и даже лучших юношей в цехе и начал извлекать плод из своих трудов. Челлини испустил отчаянный крик и, забыв о своей болезни, бросился в мастерскую. Был у меня в ту пору родной брат, моложе меня на два года, очень смелый и прегорячий, который стал потом из великих воинов, какие были в школе изумительного синьора Джованнино деМедичи, 30Джованнино деМедичи — Джованни де Медичи (1498–1526), прозванный Непобедимым, но более известный под именем Джованни «delle Bande Nere» (т.

Здесь был его дом. В 1857 по велению великого герцога Леопольда II началась реставрация дворца. Персей изображён в момент триумфа. Последняя работа привлекает внимание папы Климента VII. В описываемый Челлини период происходила ожесточенная борьба флорентийских республиканцев против тирании Медичи, которых дважды изгоняли из Флоренции (в 1494 и в 1527гг. ).

Музыковеды из Оксфорда попробовали воссоздать их по изображениям и сыграли на них. Как настоящий человек эпохи Ренессанса, питая большое уважение к «учености», к «культуре», к развернутому, богатому, но соразмерному слогу, Челлини, особенно в рассуждениях, пробует свои силы в сложном цицероновском периоде, однако, запутавшись в нем, вырывается на волю, так и оставив словесное здание недостроенным. Независимо от оценки критика — осуждает ли он такую позицию «по ту сторону добра и зла» или восхищается ею, — это чудовищная модернизация, это искажение реального образа автора мемуаров. Его девиз – «Summa tulisse juvat», «Высшее сладко нести».

В данном случае у зрителя есть возможность увидеть обе части одного произведения. Флорентийцы были настолько поражены огромной творческой энергией, проявленной Челлини, что говорили о нем: «Это не человек, а сущий дьявол, так как он сделал то, что искусство не могло сделать». Но Бенвенуто был так силен духом и телом, что перенесенные испытания не сломили его. Но многие персонажи используют музыкальные инструменты непривычными способами, например играют на флейте, которая вставлена между ягодиц. К этому нужно добавить, что, при всем неистовстве и «ярости» в труде, работы, которые он стремится довести до совершенства, подвигаются медленно. «Не в богатстве, не в занимаемой должности, а единственно только в доблести духа заключается благородство (Кристофоро Ландино).

К счастью, реставраторы смогли полностью восстановить шедевр. Это, скорее, подход не скульптора, но мастера небольших форм и декоративно-прикладного искусства, который легко разрабатывает изначально заданный объем (вазу, кубок, плакетку), но при построении многосоставной формы теряет общее единство. Боги Афина и Гермес помогли сыну Зевса найти логово горгон.

В различных мастерских он практиковал свое ремесло. В 1906 году её переместили в лондонскую Национальную галерею. Но самым сильным ударом судьбы был арест. Он накопил много простынь, разрезал их на длинные полосы и спрятал в своем тюфяке. В 1534г. Жить для него значит действовать.

организовал заговор против гонфалоньера Содерини. «Жизнеописание» Челлини – одна из самых захватывающих книг, рассказывающая о судьбе Мастера. Но закончим это отступление и вернемся к истории создания «Персея». Среди прочих артефактов, ее составляющих, обращают на себя внимание так называемые рельефные диптихи из слоновой кости (эта форма пришла в христианское искусство из языческой римской античности), которые датируются V — первой половиной VI века. Флоренция, признание у прославленных мастеров ее «чудесной школы», влечет его к себе и он часто приезжает в родной город, но не задерживается в нем подолгу.

Здесь Персей вырос в непобедимого воина. в 1527г. ), золотых дел мастера, выдающегося чеканщика и лепщика. Мой отец, который был истинный философ, расхаживал и сказал: «То, что Бог мне посылает, всегда мне дорого» и, развернув пелены, увидел воочию нежданного младенца мужеского пола. Несомненно, что о своих драках автор мемуаров рассказывает с удовольствием, не без гордости сообщая, как он один ворвался в дом к оскорбителю, где, орудуя кинжалом направо и налево, нагнал страху, как «в судный день» и вышел победителем против дюжины противников. А некоторые инструменты по виду отличаются от настоящих.

К примеру, большая роль в триптихе отведена фигурам музыкантов. Великолепная скульптура не получает от туристов того внимания, какого заслуживает, так как теряется рядом с прославленными «Давидом» Микеланджело и «Похищением сабинянок» Джамболоньи. Во всех этих суждениях мы узнаем традицию флорентийской культуры, ее антифеодальные идеи. Отдельную главу мастер посвятил жадности Медичи.

В результате вся скульптурная группа обретает динамику, пластическую убедительность». Она пронесла в Национальную галерею и напала на картину «Венера с зеркалом». Мы можем заметить подобное явление и в солонке Челлини— изобилие сложных прихотливых форм не образует (особенно, если мы будем рассматривать вещь чуть сверху) единого целостного объема. Статуя в полный рост выполнена из белого мрамора, крест – из черного мрамора.

Cкульптура «Персей», расположенная возле нового главного дворца (резиденция герцогов переехала из палаццо Медичи в символ бывшей республиканской вольности— Палаццо Синьория) становится программным памятником Козимо I Медичи. Этот человек выделывал исключительно чеканные медальки из пластин и многое другое: он сделал несколько «паче», 68«паче»— маленькие пластинки с изображением святых. Украв у одного сторожа клещи, он начал вытаскивать гвозди из двери, а для того чтобы сторожа этого не заметили, смешал ржавчину с воском и подделал головки гвоздей. В это время приехал во Флоренцию один ваятель, которого звали Пьеро Торриджани, 36Пьеро Торриджани (1472–1522)— флорентийский скульптор изгнанный из Флоренции за то, что нанес увечье Микеланджело Буонарроти (этот эпизод описан в гл. В 1541г. Своё название она получит позже.

В 1906 году её переместили в лондонскую Национальную галерею. Её обжигали, покрывали слоем воска, а затем снова обмазывали глиной. Но Веласкеса сия незавидная участь миновала. Флорентийцы были настолько поражены огромной творческой энергией, проявленной Челлини, что говорили о нем: «Это не человек, а сущий дьявол, так как он сделал то, что искусство не могло сделать». Наконец, восковая модель Персея была готова, оставалось отлить фигуру из бронзы. Со всех сторон Персей видится одинаково сильным и неукротимым.

Лишь немногие сегодня имеют первоначальный облик. Сегодня мы вновь обратимся к научной работе «100 великих скульпторов», автором которой является Сергей Анатольевич Мусский и не только познакомимся с «Персеем» Челлини, но и узнаем об истории создания скульптуры (цитату из научной работы С. А. Мусского мы приведем в сокращении). Уже после начала литья вдруг оказалось, что бронза недостаточно хороша и Челлини приказал побросать в печь свою собственную оловянную утварь, а она в те годы ценилась не намного дешевле серебряной. Но спокойно работать ювелиру мешали некоторые события его беспокойной жизни.

Он, ласково меня успокоив, сказал мне так: «Сынок мой дорогой, я тебя бью не потому, чтобы ты сделал что-нибудь дурное, а только для того, чтобы ты запомнил, что эта вот ящерица, которую ты видишь в огне, это — саламандра, каковую еще никто не видел из тех, о ком доподлинно известно». Тем не менее, 27 апреля 1554 года статуя Персея была установлена на площади Синьории. М. :Альфа-книга, 2008. Великолепная скульптура не получает от туристов того внимания, какого заслуживает, так как теряется рядом с прославленными «Давидом» Микеланджело и «Похищением сабинянок» Джамболоньи. Скажу при этом только о некоторых примечательных и более редких вещах.

Республиканские городские вольности сменяются деспотией мелких князей (во Флоренции устанавливается власть Медичи). Кстати, золотая солонка ФранцискаI— единственный дошедший до нас шедевр Челлини-ювелира. Правосудие бездействовало или служило тому, кто больше платил судьям. В начале встречи мы сказали о скупости. Отсюда та полнота и сила характера, которые делают их цельными людьми».

Заказчик скульптуры – Козимо I из рода Медичи, правящий во Флоренции в середине XVI века. После смерти КлиментаVII новый папа, ПавелIII, оценив мастерство Челлини, также поручает ему изготовление монет. Персей Бенвенутто Челлини в чём-то сродни странной славе своего создателя. Своим резцом в мастерской он действует так же, как на площади кинжалом, — «смело и с некоторой долей ярости». В рассрочку. Как мы дальше увидим, это в значительной мере определило биографию Челлини, его непоседливый образ жизни, его судьбу, в которой он наивно усматривает влияние «зловредных звезд».

Многие зрители даже не замечают лежащее у ног Персея тело обезглавленной горгоны. «Насколько больше заслуги построить дом, чем обитать в нем Благородство — атрибут доблести», — учил гуманист Поджо Браччолини. Я их оценил в восемьсот скудо. Когда тот сказал эти слова, Луканьоло взял в руки вазу и долго ее осматривал затем сказал Паулино: «Красивый мальчик, скажи своему хозяину, что он великий искусник и что я его прошу считать меня своим другом, а в остальное не входить». Благородная дама, тоже слегка покраснев, сказала: «Ты сам знаешь, что мне хочется, чтобы ты мне служил» и, передавая мне лилию, сказала, чтобы я взял ее с собой и, кроме того, дала мне двадцать золотых скудо, которые были у нее в кошельке и сказала: «Оправь мне ее так, как ты мне нарисовал и сохрани мне это старое золото, в которое она оправлена сейчас». Его воодушевление передалось окружающим и каждый из них работал за троих.

Он сразу принялся за свое художество и сделал зеркало, около локтя20Локоть — мера длины (58 сантиметров). Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. Тело «Персея», наполненное жизненной мощью, противостоит статике распластанной, безжизненной Медузы.

Он развел такой сильный огонь, что металл снова начал светлеть. Однако, как пишет Челлини в своей знаменитой книге «Жизнь Бенвенуто», «Достигнув пятнадцатилетнего возраста, я, вопреки воле моего отца, поступил в мастерскую к одному золотых дел мастеру, которого звали Антонио ди Сандро, по прозвищу Марконе. Подойдя к нему, я его спросил, он ли тот наглец, который дурно отзывается о флорентинцах. Когда я ему показал немножко эту модель этой пряжки, которую я сделал во Флоренции у Салимбене, она ему изумительно понравилась и он сказал такие слова, обращаясь к одному подмастерью, которого он держал, каковой был флорентинец и звался Джаннотто Джаннотти и жил у него уже несколько лет он сказал так: «Этот из тех флорентинцев, которые умеют, а ты из тех, которые не умеют». Многие зрители даже не замечают лежащее у ног Персея тело обезглавленной горгоны. Но Челлини заметил, что металл не бежит по желобам с обычной быстротой, так как вследствие чрезмерного накала выгорело примешанное к меди олово.

Враг и соперник Челлини. На эти слова Пьерино возразил и сказал: «Маэстро Джованни, большинство людей, когда состарятся, вместе с этой самой старостью дуреют, как сделали и вы и я этому не удивляюсь, так как вы наищедрейше роздали все свое имущество, не подумав о том, что вашим детям оно может понадобиться, тогда как я думаю сделать как раз наоборот, оставить своим детям столько, чтобы они могли помочь и вашим». И было бы странно, если бы мемуары того времени (например, «Жизнеописания великих полководцев и знаменитых дам» выдающегося французского мемуариста XVI века Брантома) отличались трезвой мерой и авторской скромностью. е. Его изобретательный и пытливый ум постоянно ищет все новых сфер деятельности. Как бы оно там ни было, мне сейчас о нем говорить нечего.

Отметим, что Веласкес закончил её писать в 1651 году. Но спокойно работать ювелиру мешали некоторые события его беспокойной жизни. На цоколе он сделал барельеф изображающий освобождение Андромеды Персеем. Виной тому материал, с которым работал мастер — золото.

Челлини жил и работал в замке Малый Нель. И, ранее бойкий, дерзкий и самоуверенный, он до конца жизни будет ждать выплаты гонорара за Персея (хотя окончательно с ним так и не расплатятся). Старшие сёстры были бессмертны, а младшую, Медузу, можно было убить. Изобилие деталей, элегантные изгибы упругого тела юноши, театральная поза, подробные аксессуары «выдают» ювелира и говорят о налёте маньеризма Бенвенуто Челлини, «давший бронзе тайну плоти», в автобиографии посвящает «Персею» почти 50 страниц.

Но закончим это отступление и вернемся к истории создания «Персея». В конце концов, кардинал выдал Челлини папе, получив за это выгодную церковную должность. Он так рассердился на те слова, которые ему сказал его учитель, что сказал, что со мной незнаком и не знает, кто я такой тогда я, возмущенный такими речами, сказал ему: «О Джаннотто, когда-то мой близкий друг, с которым мы бывали там-то и там-то и рисовали и ели и пили и ночевали на твоей даче, мне нет нужды, чтобы ты свидетельствовал обо мне этому честному человеку, твоему учителю, так как я надеюсь, что руки у меня таковы, что и без твоей помощи скажут, кто я такой». Пересказывать его чудесную (в полном смысле этого слова) историю — дело неблагодарное: всё, что говорится о Бенвенуто Челлини, бледнеет в сравнении с тем, что Бенвенуто Челлини написал о себе сам. Но убежище оказалось ненадежным.

Исследователи «Жизнеописания» Челлини исходя из этого, часто говорят об «аморальности» флорентийского художника, «не признающего никаких нравственных авторитетов, кроме своей индивидуальной воли». Современниками Микеланджело скульптуре Аллегория ночибыло посвящено более ста сонетов. Так он попадает в папскую тюрьму в замке Святого Ангела. Когда же пришла пора отливки «Персея» из бронзы, мастера свалила лихорадка. Но самым сильным ударом судьбы был арест. Мастер делал её в течение восьми лет. В довершении всего, сам мастер был серьёзно болен и с трудом держался на ногах. Страдание как бы слегка отмечено – лишь в меланхоличном наклоне головы и томном лице.

Эта публикация, сделанная еще на основе искаженного списка, вызвала, однако, всеобщий интерес и в 1771 году появился первый английский перевод мемуаров, а в 1803 году — немецкий (Гёте). Тотчас же он пришпорил конька, на котором сидел и во весь опор поскакал прочь. Это выясняется по ходу прочтения текста. Здесь скульптор создаёт одно из своих знаменитых произведений — «Нимфу Фонтебло»: «В полукружии я сделал женщину в красивом лежачем положении: она держала левую руку вокруг шеи оленя, каковой был одной из эмблем короля с одного края я сделал полурельефом козуль и некоих кабанов и другую дичину, более низким рельефом. М. В. Малое время спустя ему было возвращено место флейтщика.

Для того, чтобы хозяева дома не оказались в подобной ситуации, мы периодически рассказываем об истории «рождения» того или иного творения, уделяя внимание и личности создателя. Спустя пару лет он расстригся. Но всегда возвращался во Флоренцию. Выше: что вы искали.

Торс Гадди (фамилия семьи в чьей коллекции когда-то находилась скульптура) принадлежал пожилому кентавру со связанными за спиной руками, на котором седел маленький купидон и подстегивал его кнутом — метафора всепобеждающей силы любви, способной покорить даже таких диких существ с необузданным нравом, как кентавры. Челлини Бенвенуто в очень короткие сроки обрёл много заказчиков. Через три месяца я закончил сказанную работу, с такими красивыми зверьками, листьями и машкерами, какие только можно вообразить, Я тотчас же послал ее с этим моим Паулино, учеником, показать этому искуснику Луканьоло, сказанному выше каковой Паулино, с этой своей бесконечной прелестью и красотой, сказал так: «Мессер Луканьоло, Бенвенуто говорит, что посылает вам показать свое обещание и ваш хлам, ожидая увидеть от вас свою дрянь». Челлини отзывается о нем с похвалой в своем «Трактате о ювелирном искусстве». Истекающий кровью, со сломанной ногой, Бенвенуто продолжал двигаться вперед. В результате вся скульптурная группа обретает динамику, пластическую убедительность.

Но из замечательных творений Челлини почти ничего не сохранилось. Эротизм «Венеры с зеркалом» зашёл так далеко, что эту картину считали самой откровенной работой того времени. «Он же (Челлини. — Прим. Сделаем одну оговорку: если в доме, где планируется установить копию «Персея», есть маленькие дети, то размещать данную статую, не стоит, так как главный герой изображен держащим в руке отрубленную голову Медузы Горгоны. Мой отец очень обрадовался и ему не терпелось встретить опять того из Восьми, который его оскорбил и, встретив его, он сказал так: «Вы видите, Антонио, что это Бог знал, что станется с моим сыном, а не вы. » На что тот ответил: «Пусть только попадется нам еще раз». Один ученик Раффаэлло да Урбино, по имени Джанфранческо и по прозвищу Фатторе, 50 по имени Джанфранческо и по прозвищу Фатторе— Джован-Франческо Пенни, по прозвищу Фатторе (1496–1536)— художник, один из учеников Рафаэля, помогал ему в росписи Ватикана и виллы Фарнезина.

Его этика сближается с «моральным индифферентизмом» Макиавелли и Челлини тогда оказывается неким «хищником в джунглях». Бенвенуто Челлини жил в переломную эпоху, был свидетелем осады Флоренции, Разграбления Рима (1527 г. ), видел нищету и роскошь. Вот таким образом он тотчас же весело мне сказал: «Мой Бенвенуто, если бы тебе пришлось иметь дело с самим Mapсом, я уверен, что ты бы вышел с честью, так как за все те годы, что я тебя знаю, я ни разу не видел, чтобы ты затеял неправую ссору». «27 апреля 1554 года, – сказано в научном труде, – состоялось торжественное открытие статуи «Персей» Работу над «Персеем» Челлини завершил с пустым кошельком. Его имя – Бенвенуто Челлини (1500 – 1571).

Мы можем заметить подобное явление и в солонке Челлини— изобилие сложных прихотливых форм не образует (особенно, если мы будем рассматривать вещь чуть сверху) единого целостного объёма. На них изображены библейские сцены. Челлини превзошёл самого себя. Особенно значительным стал вклад антиквара и бонапартиста Луи Каррана. В последующие годы Бенвенуто занимался обработкой мрамора («Венера и Амур», «Нарцисс», «Аполлон с Гиацинтом», «Ганимед») и изготовлением различных предметов роскоши. И все же это еще не объясняет биографии Челлини. И нагота в искусстве относилась к «неприличным» темам.

Это, скорее, подход не скульптора, но мастера небольших форм и декоративно-прикладного искусства, который легко разрабатывает изначально заданный объём (вазу, кубок, плакетку), но при построении многосоставной формы теряет общее единство. Она стала моделью и вдохновением для целого поколения скульпторов и живописцев. «Восковая модель будущего «Персея», – пишет С. А. Мусский, – вышла великолепно. Невероятно, но даже крошечные медальоны внутри зеркальной рамы тщательно выписаны.

Но Бенвенуто любил рисование и лепку больше, чем музыку. Челлини чрезвычайно высокого мнения о себе. В своей большой работе Челлини использовал прежний опыт. Бенвенуто не имел возможности нанять достаточное количество подмастерьев.

Старшие сестры были бессмертны, а младшую, Медузу, можно было убить. Он участвовал в 1887 в организации выставок в связи с юбилеем Донателло и завещал Национальному музею Барджелло после своей смерти, последовавшей через год, коллекцию мелкой пластики, бронзовых изделий, медалей, оружия, предметов из слоновой кости, ювелирных украшений (всего более 3000 экспонатов). Не в этом ли универсальный секрет успеха. Для Козимо искусство- пропаганда. Челлини стремился довести до совершенства свою работу, вот таким образом она продвигалась медленно.

Помимо этого, Бенвенуто освоил изготовление печатей и искусство эмали. Потомство охотно приписывало Челлини все шедевры ювелирного искусства. С другой стороны, дождь хлестал с такой силой, был такой ветер, что горн остывал. Тогда Бенвенуто приказал собрать все имевшиеся в доме оловянные блюда, чашки и тарелки.

Хотя сам Челлини воспринимал свою работу как апогей ренессансного искусства. Мадонна Порция добавила, что таланты редко уживаются с пороками и что, если бы я это сделал, я бы сильно обманул ту славную внешность честного человека, какую я показываю и, повернувшись, взяв за руку благородную римскую даму, с приветливейшей улыбкой сказала мне: «До свидания, Бенвенуто». Разумеется — как и у других итальянских художников и ученых, как у Микеланджело, его учителя, — поэтические опыты (образчиком его стихов служит написанная в тюрьме поэма в терцинах). У ног Героя извивается в судорогах смерти тело Медузы.

почти все живут в самой гуще интересов своего времени. Это предельное насыщение стало привычным качеством, оно должно было заставить человека прочувствовать самые нереальные события или явления и оно стало основой «тенденции к натурализму, к вещественности, ошеломляюще осязательному восприятию реального мира», которая (как писал виппер), одновременно со «стремлением человека уйти от реальной жизни в мир чудес» породили феномен маньеристического искусства. «Гораздо больше горжусь тем, что, родясь простым, положил своему дому некоторое почтенное начало, чем если бы я был рожден от высокого рода».

Персея можно назвать прекрасным примером скульптуры Италии середины XVI века, замечательным образцом техники литья и выдающимся примером обработки металла (и камня) и причислить его к лучшим работам маньеризма. Италия раздиралась на части иноземными завоевателями — французами и испанцами. Хвастун, мистификатор и плут. Мы оба весело посмеялись и она мне заказала еще несколько красивых и хороших работ. Бронзино с помощью звукового повтора связывает первую и вторую строфу используя относящиеся к Персею однокоренные слова nato (рожденный) и rinato (возрожденный). Мастер заканчивал статую на воздухе.

Тем не менее, 27 апреля 1554 года статуя Персея была установлена на площади Синьории. Этот кардинал дал ему убежище и начал его лечить. Герцог заказывает мастеру статую «Персей», которая должна ассоциироваться с победой власти Медичи над флорентийской республикой.

Челлини не стал делать Медузу крылатым чешуйчатым монстром, а изваял прекрасное тело молодой женщины. При лепке и отливке скульптуры Челлини натолкнулся на многочисленные трудности. Герцог не давал ему денег, необходимых для работы. Уже само начало мемуаров знаменательно: «Все люди всяческого рода, которые сделали что-либо доблестное (virtuosa) или похожее на доблесть (virtu), должны бы описать свою жизнь». В результате вся скульптурная группа обретает динамику, пластическую убедительность.

Его беспокойную, кочевую жизнь можно сравнить с жизнью Караваджо. Боясь новых напастей, мастер отправился во Францию. 2. С другой стороны, отчасти основываясь на указаниях из «Жизнеописания», такие исследователи, как Плон и другие, могли установить в целом ряде случаев его авторство. В Италии на «эти самые дела» смотрели часто сквозь пальцы и наказание обычно сводилось к изгнанию из города буйство ему легко сходило с рук. Буйство Челлини не казалось современникам преступным.

Но Веласкеса сия незавидная участь миновала. Подобные заявления чередуются с обычными проклятиями власти денег и заключают в себе существенный оттенок: у этих «наемных» художников, «кондотьеров искусства», каким является и Челлини, нет внутреннего уважения к тем, кому они создают памятники своими творениями, кого они славословят в литературных посвящениях.