Плот С Медузы

Частично вину на себя взял и губернатор Шмальц осознавая ответственность за ужасы и кошмары произошедшие на плоту «Медузы». Картину «Плот Медузы» художник создавал около года. Частично вину на себя взял и губернатор Шмальц осознавая ответственность за ужасы и кошмары произошедшие на плоту «Медузы».

Картина французского художника Теодора Жерико Плот Медузы1819 г. привлекла меня прежде всего своим сюжетом и страшной трагедией, которая легла в её основу. Гигантское полотно впечатляет своей выразительной мощью, соединив в одной картине мертвых и живых, надежду и отчаяние. Позже, французский художник по фамилии Жерико, проведя собственное расследование, пообщавшись с выжившими изучив тонны документации, создал свой шедевр «Плот «Медузы»», который по сей день экспонируется в зале 77 первого этажа галереи Лувра – Денон. «плот Медузы» — одна из самых известных картин известного французского художника XIX века Теодора Жерико (1791-1824). — Мы не можем согласиться с названием «Плот «Медузы», — заключает председатель жюри.

Т. е., "Плот Медузы" размером с настоящий 7-метровый плот, который был построен моряками. Жерико построил реплику плота с Медузы в своей мастерской и использовал ее в качестве наглядной модели. Позже, французский художник по фамилии Жерико, проведя собственное расследование, пообщавшись с выжившими изучив тонны документации, создал свой шедевр «Плот «Медузы»», который по сей день экспонируется в зале 77 первого этажа галереи Лувра – Денон. «плот Медузы» (фр. Le Radeau de la Mduse)— картина французского художника Теодора Жерико, одно из самых знаменитых полотен эпохи романтизма.

Сегодня мне хотелось бы рассказать о «Медузе» — французском фрегате и о одноименном плоте. Масштабность полотна, мелкие детали и подлинность истории заставляют многих искусствоведов считать, что "Плот Медузы" нужно классифицировать как исторический документ. Когда Жерико выставил «Плот Медузы» вСалонев1819году, картина вызвала негодование публики, так как художник вопреки академическим нормам того времени использовал столь большой формат не для изображения героического, нравоучительного или классического сюжета. Эти события явились сюжетом для масштабной картины художника, которая называется «Плот Медузы». Жерико построил реплику плота с "Медузы" в своей мастерской и использовал ее в качестве наглядной модели.

Тем временем капитан де Шомарей вспомнил, что на плоту «Медузы» остались три ьочонка с 90 000 франков золотыми монетами и очень расстроился. Масштабность полотна, мелкие детали и подлинность истории заставляют многих искусствоведов считать, что Плот Медузы нужно классифицировать как исторический документ. - Мы не можем согласиться с названием «Плот «Медузы», – заключает председатель жюри. «плот Медузы» (фр. Le Radeau de la Mduse)— magnum opus французского художника Теодора Жерико, одно из самых знаменитых полотен эпохи романтизма.

Искусствоведы считают, что техника передачи света и тени на картине "Плот Медузы" очень похожа на религиозные полотна итальянского художника 16 века. Перегруженный плот «Медузы» принявший на свой борт 147 человек, еле держался на плаву. Полотно Жерико «Плот Медузы» является одним из важнейших творений художника, с которого началось его всеобщее признание. На полотне Жерико «Плот Медузы» нет героя, зато увековечены безымянные люди, страдающие и достойные сочувствия. В этой картине Жерико первым поднял перед романтиками тему человечности и продемонстрировал исключительную реалистичную манеру живописи. Перегруженный плот «Медузы» принявший на свой борт 147 человек, еле держался на плаву.

Когда Жерико выставил «Плот Медузы» в Салоне в 1819году, картина вызвала негодование публики, так как художник вопреки академическим нормам того времени использовал столь большой формат не для изображения героического, нравоучительного или классического сюжета. Т. е., Плот Медузы размером с настоящий 7-метровый плот, который был построен моряками. Искусствоведы считают, что техника передачи света и тени на картине Плот Медузы очень похожа на религиозные полотна итальянского художника 16 века.

15 малоизвестных фактов о скандальной картине Теодора Жерико «Плот Медузы»

За застывшим Петром, шеренгой солдат, шеренгой виселиц – шеренга зубцов кремлевской стены. Картина полностью передает атмосферу и дух трагичности. Было настоящим чудом, что картина вообще была допущена к показу. Это был бриг «Аргус». На перегруженном плоту было мало провианта и никаких средств управления и навигации. В 1968 году немецкий композитор Ханс Вернер Хенце написал ораторию «Плот Медузы», постановка которой (Хенце осуществил её совместно с Эрнстом Шнабелем) вылилась в политический скандал— оратория была посвящена Эрнесто Че Геваре36.

Поочередно то надежда, то отчаяние овладевают людьми, заполнившими плот Медузы. Когда эти новости дошли до общества, то оно было потрясено кошмаром произошедшего. На борту находились 392 пассажира и члена экипажа. «Медуза» и «Эхо» оторвались от остальных кораблей и ушли далеко вперёд.

Писать он начинал с раннего утра, как только позволяло освещение и трудился до вечера. Гигантское полотно впечатляет своей выразительной мощью. Давид тщательно срежиссировал появление своего шедевра. «Про конфликт общества и государства, народа и империи говорить можно очень много.

– На протяжении тринадцати суток несчастные носились на плоту в океане». По мнению Г. Лавирона и Б. Гальбаччо («Салон 1833 года»), картина «приблизила революцию». Взгляды тех, кто еще жив, обращены на дальний край плота, где африканец, стоя на шатком бочонке, машет красным платком появившемуся на горизонте кораблю. Эта картина потрясающе проста. В настоящее время «Плот Медузы» находится в 77-м зале на первом этаже галереи Денон в Лувре (INV.

Флагманом конвоя был как раз фрегат «Медуза». Писать он начинал с раннего утра, как только позволяло освещение и трудился до вечера. В 1816 году у берегов Африки (Сенегал) произошло кораблекрушение из-за которого фрегат «Медуза» оказался на мели. Обнажённые мертвецы на первом плане – обращение к традиционным для европейского искусства темам «Танец смерти» и «Триумф смерти» – нагота мёртвого человека трактуется как «отсутствие всех благ» и противопоставляется наготе «естественной», «божественной» и «преступной». «XIX век создал историческую живопись, какой мы ее знаем. Тут нет человека, которого ты жалеешь.

Описание картины 
«Крушение плота 
«Медузы»»

Описание картины «Крушение плота «Медузы»»

В 1968 году немецкий композитор Ханс Вернер Хенце написал ораторию «Плот Медузы», постановка которой (Хенце осуществил её совместно с) вылилась в политический скандал— оратория была посвящена Эрнесто Че Геваре36. Его картина, точнее образ тонущих люди на ветхом плоту, является аллегорией людей, находящихся в затруднительных и нестабильных условиях в обществе. По словам художника, газетчики обвиняли его даже в оскорблении Морского министерства. 147 человек «попроще» они убедили перейти на спешно сколоченный плот, пообещав буксировать его до берега, однако вскоре бросили в открытом море. Все, кто был на лодках, спаслись.

В картине Жерико «Плот Медузы» нет статики, она динамична. Продуктов у них не было. «Плот Медузы» экспонировался на парижском Салоне 1819 года и получил неоднозначную оценку художественных критиков и публики.

Утром 17июля на горизонте показался корабль, но вскоре исчез из виду. На самом же деле фрегат ночью отнесло далеко к югу и курс был выправлен лишь утром 2июля. Человек, который сочувствует, по определению находится в приоритетной позиции. Самый простой ответ: Мане прежде всего художник, Мане прежде всего глаз. Ведь в то время Салон был наполнен произведениями, прославлявшими монархию и религию. Критик из «Таймс» отмечал «холодность», присущую этой школе и находил в полотне Жерико «холодность колорита искусственность поз, патетизм».

Вначале шлюпки взяли его на буксир, но затем, не предупредив, обрубили канаты. Конечно, Жерико не мог пройти мимо такого сюжета, как плот с «Медузы». Их, как и капитана «Медузы», находившегося в одной из шлюпок, уже волновала мысль лишь о собственном спасении— вот-вот могла нагрянуть буря. Природа и парусники – это то, что называется музыкой сфер, это вечное и от человека не зависящее. Семнадцать человек остались на фрегате, 147 человек перешло на плот. Но настоящими учителями для него стали Ж. Л. Давид и Ж. А. Гро.

Еще через четыре дня пятнадцать самых сильных человек выбросили всех остальных в море. Однако юный художник не унывает, пишет и пишет своих излюбленных лошадей. «Ужасное в искусстве — такой же дар, как и грация» — записал у себя в дневнике ещё один великий художник (и друг Жерико), Делакруа. Это требуется Жерико, чтобы передать все эмоции, владевшие обезумевшими людьми. В июле 1816 года у берегов Западной Африки французский фрегат «Медуза» из-за ошибок неопытного капитана, получившего должность по протекции, сбился с курса и сел на мель. Транспортировать громоздкий тяжёлый плот оказалось крайне сложно. По плану, шлюпки должны были буксировать плот до берега.

Капитан был на одной из шлюпок, к которой был привязан плот. Перед Салоном большие холсты были собраны в фойе Итальянского театра. – как можно было разбазаривать государственное имущество. Картина Жерико «Плот Медузы» будет создана через несколько лет. Плот скитался в море в течении 12 дней. Это Делакруа — он позировал другу для «Плота Медузы».

В общем, она ведет себя так, как должна была бы вести та, на которую смотрим мы». Лишь небольшая часть близких и мастеров, открытых новому, поздравила художника с успехом. – горячился он. Но 17 человек остались на судне, а сто сорок семь человек перебрались на плот. Жерико был всецело поглощён работой.

Но, несмотря на Золотую медаль, полученную за эту работу, правительство не купило ее. Вскоре отстал и «Аргус». Сами выжившие рассказывали об ужасах этого путешествия. Он как будто бы приближает камеру, от панорамы он переходит к исключительно близкому плану, чего тоже не было в такой степени до него. Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота3.

Теодор Жерико, «Плот 
Медузы»: история, 
описание, анализ

Теодор Жерико, «Плот Медузы»: история, описание, анализ

Еще несколько шлюпок продолжили путешествие морем и добрались до Сенегала (или были подобраны другими кораблями конвоя) — на них, среди прочих, находилисьДюруа де Шомаре и Шмальц. Ещё через год вышел роман Веркора «Плот Медузы» (Le radeau de la Meduse). История плота «Медузы» вдохновила художника Теодора Жерико, который потратил год на то, чтобы написать удивительное полотно размером 5 на 7 метров. Его семья была обеспеченной, но ребенка рано отдали в пансион, где он обучался.

Подробности плавания потрясли современное общественное мнение. Как ни странно, но для произведения в стиле романтизма основа была взята из реально произошедшего события. м. Но случилось непредвиденное: усилился ветер и фрегат дал трещину. «Эхом» командовал капитан Бетанкур, опытный моряк. небольшая французская эскадра – фрегат «Медуза», корветы «Эхо» и «Луара» и бриг «Аргус» – отправилась из Франции в Сенегал. На плот погрузилось большинство пассажиров и часть экипажа, а другая часть экипажа, сев в шлюпки, должна была буксировать этот плот идя на вёслах.

Смерть ещё страшней, когда её никто не замечает, когда никто не оплакивает мертвецов12. «Плот Медузы» (фр. Запасшись в Санта-Крусе провизией, корабли продолжили путь.

Публицистический пафос «Плота» был востребован в период падения Второй республики, знаменуя гибель общества. Одно-единственное полотно стало символом целой эпохи в живописи Франции и всей Европы. Немного погодя обозреватель той же «Ле Монитёр», Эмерик Дюваль, проанализировал картину, отметив «несколько отвлеченное воодушевление» художника, который всё-таки, по мнению критика, «превосходно выразил весь её ужас». Многие последующие художники-романисты черпали свое вдохновение из этой картины. Это два приятеля, которые возвращаются домой и один поддерживает другого дружески и тепло.

«Под жалобные крики 
чаек вы умерли от 
страха»

«Под жалобные крики чаек вы умерли от страха»

Есть и еще одна волнующая вещь: ощущение хаоса и поножовщины здесь чрезвычайно важно. В одном из своих писем он отмечает: «Художник, как шут, должен уметь относиться с полным безразличием к тому, что исходит от газет и журналов». Публицистический пафос «Плота» был востребован в период падения Второй республики, знаменуя гибель общества.

Оппозиция обвинила в случившемся правительство. А Курбе лишал своего зрителя возможности такого покровительственного сопереживания.

Сообщество «Волшебная 
сила искусства»

Сообщество «Волшебная сила искусства»

Его должны были отбуксировать при помощи шлюпок, но ситуация вышла из-под контроля. Но есть поразительные пейзажи, которые принадлежат и тому и другому модусу. Скудная провизия быстро кончилась. они опубликовали записки об этих трагических событиях. Из почти 150 человек в живых осталось десять. Из ста пятидесяти человек, остававшихся на «Медузе» после бегства капитана, в живых осталось только пятнадцать. В море, во избежание новых убийств, полетело и всё оружие. Ему удается в одной картине – очень патетической, очень романтической, очень звучной – соединить реальность, физически осязаемую и брутальную, (посмотрите на любимые романтиками трупы на переднем плане) и символы.

В самую первую ночь погибли двадцать человек. Разразился и немалый политический скандал: в трагедии «Медузы» либералы поспешили обвинить королевское правительство, которое плохо подготовило экспедицию. И все это по вине вздорного капитана, старого монархиста, который был восстановлен в правах в 1815 году после падения Наполеона, хотя не плавал уже более двадцати лет. Она шла против всего, к чему парижская публика на этот момент привыкла. Взорам его экипажа предстало страшное зрелище: полузатонувший плот и на нем пятнадцать истощенных до последней крайности, полумертвых людей (пять из них впоследствии скончались). В первую же ночь дрейфа 20 человек были убиты или покончили жизнь самоубийством. Картину скрепляет дуэль взглядов Петра и рыжебородого стрельца. Англичане, плохо знавшие современную французскую живопись, ошибочно причисляли его к представителям школы Давида.

Самое интересное 
в виде мозаики

Самое интересное в виде мозаики

В первую же ночь дрейфа 20 человек было убито или покончило жизнь самоубийством. Также стоит отметить цветовое решение, к которому прибегает автор на своем полотне. Прямо в фойе театра он переписал её, добавляя две новые фигуры: соскальзывающее в море тело (для него позировал Делакруа) и человека, стоящего за отцом с мёртвым сыном.

К шедевру Жерико часто обращались в 1960-е и 1970-е годы, связывая его с современными реалиями (так, например, участники группы «Малассис» выполнили панно для торгового центра в Гренобле по мотивам этого произведения). В настоящее время полотно находится в Лувре. На плоту – изможденные, отчаявшиеся люди.

Картина Теодора Жерико «Плот Медузы» показывает этот момент. Буллок незадолго до встречи с Жерико организовал удачную выставку одной картины – полотна Гийома Летьера «Брут, осуждающий на смерть своих сыновей» (в Англии, свободной от диктата академических кругов, прижились частные выставки отдельных произведений). Живые и мертвые. И она действительно была для того времени революционна. Но до Канарских островов всё-таки добрались благополучно.

Напишите отзыв о 
статье Плот «Медузы»

Напишите отзыв о статье Плот «Медузы»

- Поймите же наконец. Ветер с силою рвет парус, клонит мачту, удерживаемую толстыми канатами.

Он также размышлял на темы взаимного сосуществования людей в социуме. Подробности плавания потрясли современное общественное мнение. Но погода не благоприятствовала, ждали шторма. «Медуза» шла впереди «Эха».

«Плот Медузы» (Теодор 
Жерико): описание

«Плот Медузы» (Теодор Жерико): описание

Кроме лошадей он увлекался рисованием сумасшедших и трупов. Несколько человек сошли с ума. В первую же ночь было убито 20 человек. Таким образом, на холсте изображены подлинные участники разыгравшейся трагедии.

Для Теодора Жерико «Плот Медузы» стало одним из первых серьезных произведений, Именно это полотно принесло ему широкую известность и признание в профессиональных кругах и среди любителей искусства. При этом «Медуза» оторвалась от остальных судов конвоя — чем нарушила все мыслимые инструкции и приказы. Есть жертвы и есть убийцы. Сюрреалист Луис Бунюэль был вдохновлён35 ею на создание фильма «Ангел-истребитель» (1962) о группе людей, которых рок изолировал от окружающего мира— но не на плоту, а в гостиной роскошного особняка. 17 июля, через 12 дней кошмарной одиссеи, оставшиеся в живых 15 человек были подобраны бригом «Аргус». «Но когда эта картина была выставлена в 1851 году в Париже, она создала скандал.

  1. Картина Плот «Медузы», Теодор Жерико
  2. «ПЛОТ «МЕДУЗЫ» — ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ»
  3. «Плот Медузы», Теодор Жерико, 1818 — 1819
  4. «Плот Медузы» картина Теодора Жерико
  5. Отрывок, характеризующий Плот «Медузы»

Позже Делакруа вспоминал, что увидев законченную картину, он «в восторге бросился бежать, как сумасшедший и не мог остановиться до самого дома». Море у Фридриха очень часто метафора инобытия, смерти. Это команда.

На его борту находилось 232 пассажира (включая губернатора Шмальца с семьей) и 160 человек команды. Что соединяет эти две неравные части композиции. И, хоть он и начал свою службу на флоте ещё в 1780-х годах, последние 25 лет своей жизни он провел почти исключительно (он выходил в море только ради участия в высадке на Кибероне — и то пассажиром) на берегу, в Англии. А на плоту положение стало ужасным. Поразительный был распад коммуникаций между зрителями провинциальной Франции и парижанами. Дальше было ещё хуже: капитан обнаружил, что его познаний в навигации просто не хватает для прокладки нового курса — и попросил одного из ученых, находившихся на борту (философа Ришфора) помочь ему в управлении кораблем. Парижанам, в отличие от сегодняшних зрителей, не надо было объяснять, что изобразил молодой художник Теодор Жерико (1791 -1824).

Но наблюдал, как изменяется оттенок мертвой плоти и переносил эти цвета на холст. Когда стало очевидно, что тяжелый плот буксировать практически невозможно, капитан отдал приказ обрезать веревки. По всем морским законам Шомарэ как капитан должен был покинуть судно последним, но не сделал этого. Человек изменяет свой масштаб, человек переживает себя по-иному в мире. Флагманским кораблем «Медузой» и всей эскадрой командовал Дюруаде Шомарэ, неопытный капитан, получивший эту должность по протекции. Низкие тёмные тучи усиливают трагизм ситуации.

  1. Словари и энциклопедии на Академике

Все люди изображены в своеобразном клубке из сплетенных человеческих тел. Поводом для создания картины послужила морская катастрофа, произошедшая в июле 1816 года с пассажирами и членами команды фрегата «Медуза», покинувшими корабль, севший на мель, на плоту. На четвертый день в живых осталось 67 человек из почти полутораста. По словам его биографа, Шарля Клемана, художник составил «досье показаний и документов». «Французские салоны знали изображения тяжелого крестьянского труда, бедных крестьян.

Картина Плот «Медузы», 
Теодор Жерико

В их числе были и губернатор Сенегала Шмальц и солдаты «африканского батальона»— три роты по 84 человека, набранные из людей разных национальностей, среди которых попадались и бывшие преступники и разные сорвиголовы. Шомарэ был слегка удивлён исчезновением «Эха», но не попытался выяснить причины этого. Перед Салоном большие холсты были собраны в фойе Итальянского театра. Не знаю насколько осознан был подход художника к выбору темы картины, но он в своём произведении ухватил весь трагизм событий происходивших во французском обществе. Ведь французы вкусили "свободу" (взятие Бастилии 14 июля 1789 года, революция, заработала гильотина). Так ли уж случайно (без проведения свыше) судно потерпело крушение, сев на мель в 1816 году во время экспедиции по КОЛОНИЗАЦИИ. Он не получил академического образования, но у него была мощная рука, очень цепкий взгляд и огромное честолюбие. На столе, в тепле стоят четыре бутылки шампанского – но почему не во льду.

Тогда на отмели Арген в 40 лье от африканского берега потерпел крушение фрегат «Медуза». До 1821 года она выдержала пять изданий кроме того её перевели на английский, голландский, немецкий и итальянский языки. В1817г. К шедевру Жерико часто обращались в 1960-е и 1970-е годы, связывая его с современными реалиями (так, например, участники группы «Малассис» выполнили панно для торгового центра в Гренобле по мотивам этого произведения)34.

Жерико воспринимает действительность прежде всего объемно-пластически. Настолько близкий, что изображен на картине трижды. Странный художникбыл постоянным посетителем «скорбных домов» и моргов. Ещё через год вышел роман Веркора «Плот Медузы» (Le radeau de la Meduse). Затем поднялся шторм. Где это видано, мосье Жерико, чтобы потерять из виду позади идущие корабли.

Но это позволяет Гойе превратить современное событие в звено истории Испании. В мастерскую заходили лишь немногие из друзей. Спасательных шлюпок на борту было недостаточно, чтобы вместить всех пассажиров. Прямо в фойе театра он переписал её, добавляя две новые фигуры: соскальзывающее в море тело (для него позировал Делакруа) и человека, стоящего за отцом с мертвым сыном. Картина Жака Луи Давида «Клятва Горациев» является поворотной в истории европейской живописи.

Вскоре художник познакомился с английским предпринимателем Уильямом Буллоком, арендатором нескольких выставочных залов в Лондоне известных под названием Романской галереи. Так изобразил эту драму художник Теодор Жерико на своей картине «Плот Медузы» (1818–1819, Париж, Лувр). В чем сущность романтического мировосприятия. Подробности плавания потрясли современное общественное мнение.

Картину приобрёл Дедрё-Дорси за 6005 франков, выступив посредником в сделке. Как ты можешь увидеть свободу. Самое яркое и тревожное, что напишет Жерико, – «Плот Медузы». В первую же ночь дрейфа 20 человек были убиты или покончили жизнь самоубийством.

Считают, что несчастный философ (знавший, конечно, географию, но имеющий весьма слабое понятие о навигации) принял группу облаков на горизонте за мыс Кабо-Бланко и дело довершилДюруа де Шомаре, проигнорировав буруны и замеры глубины. Рядом с живыми лежат тела мертвецов. Стилистически она еще принадлежит к классицизму это стиль, ориентированный на Античность и на первый взгляд эта ориентация у Давида сохраняется.

Картина Сурикова здесь – яркое исключение. В учителя себе он выбрал Ораса Верне— их объединяла любовь к лошадям. Крестьян нужно было пожалеть, крестьянам нужно было посочувствовать. Художник родился в Руане в 1791 году.

Картина была закончена в июле 1819 года. Тяжелые волны вздымаются к небу, грозя вот-вот опрокинуть утлый плот. Семнадцать человек остались на фрегате, 147 человек перешло на плот. Так как эта полнокровная женщина – это, конечно, сама Свобода. Паника охватила команду, пассажиров и солдат.

Человек на переднем плане – это его конечное бытие. Нерешительность капитана сторицей передалась остальным. Всех охватила паника. Из-за голода многие из них начали практиковать каннибализм. Здесь Жерико по-новому увидел своё произведение и решил тут же переделать нижнюю левую часть, которая показалась ему недостаточно убедительной как основание для пирамидальной композиции. Памятуя об этом, Шомарэ решил позволить «Луаре» плыть в своем темпе, а остальным судам приказал двигаться как можно быстрее. Романтизм проявлял особенный интерес ко всему трагическому, мрачному и отталкивающему. Кое-кто пил морскую воду — и умирал.

К шедевру Жерико часто обращались в 1960-е и 1970-е годы, связывая его с современными реалиями (так, например, участники группы «Малассис» выполнили панно для торгового центра в Гренобле по мотивам этого произведения)34. Далее Жерико высмеивает стремление прессы в живописи видеть лишь желание художника утвердить ту или иную идею искать в любом произведении искусства политическую подоплёку. К развитию этой новой эстетики инстинктивно подошел в своей картине «Плот Медузы» Теодор Жерико.

Ничем не удерживаемые, шлюпки с капитаном и губернатором на борту устремились вперёд. «Медуза» и «Эхо» оторвались от остальных кораблей и ушли далеко вперед. Сюжет данной картины рассказывает о реально произошедшем трагическом случае. Шомарэ был слегка удивлен исчезновением «Эха», но не попытался выяснить причины этого. Они оба спаслись в ужасной катастрофе и позировали Жерико во время написания картины.

Оппозиция обвинила в случившемся правительство. Буксировочные тросы натянулись, процессия отчалила от полузатонувшего фрегата. По словам его биографа, Шарля Клемана, художник составил «досье показаний и документов». При высадке с корабля невероятная. И это команда к человеку, который сначала действует, а потом размышляет.

Слова эти, опубликованные в официальном печатном органе, газете «Ле Монитёр», на первых порах были восприняты как признание успеха Жерико и повторялись на разные лады. В относительной безопасности была только центральная часть плота. Франция была поражена, что её просвещённые граждане могли опуститься до каннибализма, поедания трупов и прочих мерзостей (хотя удивляться тут, пожалуй, особо нечему— ведь пассажиры «Медузы» росли и формировались в кровавую эпоху революции и непрерывных войн). Между тем она не кокетничает с нами, а смотрит сквозь нас.

Семнадцать человек остались на фрегате, 147 человек перешло на плот. На борту было около 400 человек. В одном из своих писем он отмечает: «Художник, как шут, должен уметь относиться с полным безразличием к тому, что исходит от газет и журналов». 1 июля корабли должны были миновать мыс Блан (Белый), но с борта «Медузы» этого мыса с характерной белой скалой так и не увидели.

Именно по его приказу плот с людьми был брошен не произвол судьбы. Во-вторых у многих картина вызвала отвращение — из-за чересчур натуралистичных деталей. Он, губернатор Шмальц и старшие офицеры разместились в шлюпках. Общественность была глубоко потрясена этим происшествием. Тяжёлые волны вздымаются к небу, грозя вот-вот опрокинуть утлый плот.

Людям пришлось покинуть фрегат, но боже, какой беспорядок царил при этом. На четвертый день в живых осталось всего 67 человек. Фрегат «Медуза» потерпел кораблекрушение 2 июля 1816 года у берегов Сенегала.

И они начали есть друг друга. Положение на плоту, оставленном на произвол судьбы, обернулось катастрофой. Слова эти, опубликованные в официальном печатном органе, газете «Ле Монитёр», на первых порах были восприняты как признание успеха Жерико и повторялись на разные лады20.

Ветер с силою рвёт парус, клонит мачту, удерживаемую толстыми канатами. Жерико был всецело поглощён работой. Видимо, они попытались спастись, соорудив плот и в итоге этот плот через две недели подобрало судно «Аргус». «Курбе переехал в Париж, но не стал частью художественного истеблишмента. «Новый рассказ о событии и три года спустя заставляет содрогаться», — писала либеральная газета La Minerve francaise. Неопытность капитана быстро дала себя знать. А спустя пятьдесят два дня после катастрофы был найден и фрегат «Медуза»— он, ко всеобщему удивлению, не затонул и на его борту ещё были три живых человека из числа тех семнадцати, что остались на корабле.

Запасшись в Санта-Крусе, столице острова Тенерифе, провизией, корабли продолжили путь. Слева от него – три сына, сливающиеся в одну фигуру, справа – три женщины. Солдаты дрались прикладами, чтобы занять места раньше пассажиров. Обнажённые мертвецы на первом плане— обращение к традиционным для европейского искусства темам «Танец смерти» и «Триумф смерти»— нагота мёртвого человека трактуется как «отсутствие всех благ» и противопоставляется наготе «естественной», «божественной» и «преступной».

Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плотаK 2. Книгу, полную шокирующих подробностей, написали очевидцы трагедии. Гребцы выбились из сил. Только 15 из них остались в живых и на двенадцатый день скитаний были подобраны бригом «Аргус».

«Мане – провокатор. Гигантское полотно впечатляет своей выразительной мощью. Тем временем начал усиливаться ветер, а в корпусе корабля образовалась трещина. Однако ему пришлось во всем подчиняться Шомарэ, а между тем с капитаном «Медузы» творилось что-то странное: похоже, он попросту заблудился в море.

Действительно, в них отсутствует один герой – в них отсутствует один двигатель. Немного погодя обозреватель той же «Ле Монитёр», Эмерик Дюваль, проанализировал картину, отметив «несколько отвлеченное воодушевление» художника, который всё-таки, по мнению критика, «превосходно выразил весь её ужас»21. Возможно, картина Жерико появилась в Салоне благодаря усилиям его друзей17. В реальности на плоту с «Медузы» был лишь один негр но Жерико любил рисовать своего сожителя и изобразил его в трех ракурсах: со спины (негр, взобравшийся на бочку и машущий кораблю, появившемуся на горизонте, красной тряпкой), в три четверти (третий от мачты в группе стоящих рядом с ней мужчин) и в профиль (сидит под мачтой в центре картины).

Вот таким образом, когда фрегат в 160 километрах от побережья Мавритании оказался у песчаной отмели, представлявшей собой единственную в тех водах угрозу из-за неграмотных и к тому же неправильно истолкованных приказов, 2 июля судно село на мель. Капитан фрегата, Гюго Дюрой де Шомарей, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции (впоследствии он был осуждён, получил условный срок, но общественности об этом не сообщалось)1. На перегруженном плоту было мало провианта и никаких средств управления и навигации. Он рос в то время, когда Франция была полна надежд, когда искренние патриотические, а затем драматические чувства захлестывали народ.

Дюруа де Шомаре решил срезать, спрямить путь — отклоняясь при этом на 160 километров от намеченного маршрута. Чтобы их успокоить, все шлюпки соединили вместе и к последней из них привязали плот. За это время большая часть людей погибла. «Несчастные, пишущие такие глупости, конечно, не голодали в течение двух недель, а то бы они знали, что ни поэзия, ни живопись не способны передать во всей полноте ужас, пережитый оставшимися на плоту»K 627.

В их числе были и губернатор Сенегала Шмальц и солдаты «африканского батальона» – три роты по 84человека, набранные из людей разных национальностей, среди которых попадались и бывшие преступники и разные сорвиголовы. Двигателем становится народ. Он делает смотрящих почти участниками происходящей трагедии. Это, вероятно, его любовник Луи Бро, гаитянский негр, солдат.

Люди на полотне только что заметили корабль и ведут себя по-разному. Сюжет картины основан на реальной трагедии. Но модус изображения был общепринятым.

Ничтожный и спесивый человек, он создал на борту «Медузы» невыносимую атмосферу: старый эмигрант-монархист, к тому же бездарный моряк, он пользовался любым поводом, чтобы унизить офицеров. 2 июля 1816 года «Медуза» наскочила на мель приблизительно в 50километрах от берега. «Это полотно обращается не к личности – оно обращается к человеку, стоящему в строю. «Эхом» командовал капитан Бетанкур, опытный моряк. Последние стали роптать (тем более что груз оказался слишком тяжел и плот погрузился так, что вода доходила им до лодыжек).

Это был взгляд несколько сверху. Картина была закончена в июле 1819 года. Оппозиция обвинила в случившемся правительство.

Следует провести реминисценцию с книгой Джулиана Барнса «История мира в 10, 5 главах», а именно с пятой главой этого постмодернистского романа второй половины двадцатого века (1989 г. ). Жерико (описание картины) становится близким и понятным каждому, кто всматривается в полотно, созданное классическими техническими приемами работы, но наполненное романтической эстетикой. Рядом с живыми лежат тела мертвецов.

Сам плот почти упирается в раму картины. Жерико, желая поправить свои финансовые дела (часть входной платы получал художник), убедил Буллока показать в Лондоне «Плот Медузы». Случилось это в 1816 году.

В живых осталось лишь 15 человек. Публицистический пафос «Плота» был востребован в период падения Второй республики, знаменуя гибель общества. Жерико воссоздавал события через изучение доступных ему документальных материалов и встречаясь со свидетелями, участниками драмы. Публикация эта имела самый широкий резонанс.

В схватке погибли двадцать человек. «Пейзаж абсолютно меняет оптику. Взорам его экипажа предстало страшное зрелище: полузатонувший плот и на нем пятнадцать истощенных до последней крайности, полумертвых людей (пять из них впоследствии скончались). Каждая европейская нация создала себе историю в XIX веке и, конструируя историю, она, в общем, создавала свой портрет и планы на будущее. Однако ему пришлось во всём подчиняться Шомарэ, а между тем с капитаном «Медузы» творилось что-то странное: похоже, он попросту заблудился в море.

Сюрреалист Луис Бунюэль был вдохновлён ею на создание фильма «Ангел-истребитель» (1962) о группе людей, которых рок изолировал от окружающего мира – но не на плоту, а в гостиной роскошного особняка. Его должны были вести на буксире лодки. Это был бриг «Аргус».

Так реалистично страдание и смерть до Теодора Жерико не изображал ещё никто. Художник тем самым аллегорично показывает связь между жизнью и смертью, её неразрывность. Плот размером двадцать на семь метров то и дело кренился в стороны под тяжестью ста сорока семи человек. Художественное произведение становится шедевром в самом высоком смысле, тогда когда оно отвечает смысловым запросам своей эпохи. Ходили слухи (весьма убедительные), что капитан получил это место по блату, будучи абсолютно некомпетентным моряком.

Пока строили плот шириной 7 м и длиной 20 м, «Медуза» дала опасную трещину. Быстроходная «Медуза» оторвалась от остальных судов флотилии и менее чем через месяц плавания села на мель близ островов Зелёного Мыса в 160 кмот берегов Западной Африки. Он решил добраться до берега на шлюпках. Сначала правительство пыталось скрыть эту историю. Входившие в состав эскадры корабли обладали разным запасом хода и тихоходная «Луара» начала отставать от головных.

Именно Давид превращает клятву в центральный эпизод трагедии. 2 июля «Медуза» прочно села на мель в 50 километрах от берега. Позже Делакруа вспоминал, что увидев законченную картину, он «в восторге бросился бежать, как сумасшедший и не мог остановиться до самого дома».

На огромной картине Жерико «Плот Медузы», написанной в 1818 – 1819 годах изображены люди в разных положениях и в разном психическом состоянии. На первом плане изображены люди, пытающиеся привести в чувство умирающих. Кто-то потерял рассудок, другие погружены в апатию.

В-третьих, у многих картина вызвала восторг. Шлюпок хватало максимум на две сотни человек. А поскольку этот ужас универсален, то и Клятва Горациев никуда от нас не уйдет». «Медуза» шла впереди «Эха». И очень трудно понять, на самом деле, какой из них доминирует».

В 1817 году они опубликовали записки об этих трагических событиях. Это Утро стрелецкой казни Василия Сурикова». Рядового человека она отпугивала тем, что он не очень может понять, кто это. Вот высокие фигуры, вот низкие фигуры, вот парусники большие, вот шлюпки под парусами.

В мастерскую заходили лишь немногие из друзей. 147 людей оказались обречены на смерть. Командовал фрегатом 53-летний капитан Юг Дюруа де Шомаре (в современном русском — бессмысленном и беспощадном — гуглопереводе он именуетсяГуго Дюрой де Шомарей).

Есть на картине и ещё один друг Жерико. А когда начался шторм, обезумевшие люди боролись за то, чтобы находиться в центре плота. Тогда на отмели Арген в 40 лье от африканского берега потерпел крушение фрегат «Медуза». Но мне кажется, что в этой вещи есть еще некоторые значения, которые делают ее уникальной. Попытки снять корабль с мели были безуспешны. Жерико, желая поправить свои финансовые дела (часть входной платы получал художник), убедил Буллока показать в Лондоне «Плот Медузы».

В полдень он появился снова и на этот раз взял курс прямо на плот. А журналисты роялистской Le Drapeau blanc упрекали живописца заодно с политической оппозицией в спекуляциях на болезненной теме. По мнению Г. Лавирона и Б. Гальбаччо («Салон 1833 года»), картина «приблизила революцию». Очень близкий друг. Капитан фрегата, Гюго Дюрой де Шомарей, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции (впоследствии он был осуждён, получил условный срок, но общественности об этом не сообщалось). Ещё через год вышел роман Веркора «Плот Медузы» (Le radeau de la Meduse). На восьмой день 15 наиболее сильных выживших выбросили за борт слабых и раненых.

Тем временем начал усиливаться ветер, а в корпусе корабля образовалась трещина. В числе спасенных на плоту были офицеры Корреар и Савиньи. И новый курс «Медузы»направил фрегат вдоль мавританского побережья изобиловавшего мелями и рифами.

Для начала 19 века это была катастрофа невероятных масштабов. В 1816 году небольшая эскадра во главе с фрегатом «Медуза» отправилась из французского Рошфора в Сенегал, чтобы доставить в колонию нового губернатора Жюльена-Дезире Шмальца и воинскую команду. Буллок незадолго до встречи с Жерико организовал удачную выставку одной картины— полотна Гийома Летьера «Брут, осуждающий на смерть своих сыновей» (в Англии, свободной от диктата академических кругов, прижились частные выставки отдельных произведений). Жерико выставил «Плот Медузы» в Салоне 1819 года, причём, как отмечал В. Турчин, «достойно удивления», что это полотно вообще было допущено к показу.

Романтизм был полностью ориентирован на современность. 1июля корабли должны были миновать мыс Блан (Белый), но с борта «Медузы» этого мыса с характерной белой скалой так и не увидели. Пятеро из нихумерли в течение ближайших нескольких дней.

Но до Канарских островов все-таки добрались благополучно. Сюрреалист Луис Бунюэль был вдохновлён35 ею на создание фильма «Ангел-истребитель» (1962) о группе людей, которых рок изолировал от окружающего мира— но не на плоту, а в гостиной роскошного особняка.

И вот Делакруа, пожалуй, первый и как бы не единственный, кто, в общем, успешно с этой задачей справился: мы теперь знаем, как свобода выглядит». Он стоит в центре, он представляет собой ось картины. Через несколько часов на море началось волнение. В техническом плане произведение выполнено превосходно. Из ста сорока семи человек только пятнадцать остались в живых. Утром 17июля на горизонте показался корабль, но вскоре исчез из виду.

Картина была закончена в июле 1819 года. «Медузу» называли шедевром, видели в ней «реальную правду», «натуру», а Жерико удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. Как бы ни был утомлен и пресыщен впечатлениями посетитель Лувра, он наверняка остановится в 77-м зале галереи Денон перед картиной «Плот Медузы» и, забыв усталость, начнет рассматривать огромное полотно.

Флагманским кораблём «Медузой» и всей эскадрой командовал Дюруа де Шомарэ, неопытный капитан, получивший эту должность по протекции. Неясно, произошло ли это по чьей-то вине или просто канат не выдержал. Неожиданно канат, удерживавший на буксире плот, оборвался.

«Клятва Горациев» написана на сюжет о том, как римские патриоты три брата Горация были выбраны, чтобы сразиться с представителями враждебного города Альба-Лонги братьями Куриациями. На втором – верящие в спасение и подающие сигналы. «Эхо» всю ночь шло правильным курсом и к утру далеко обогнало «Медузу», скрывшись за горизонтом. И эмоции, чрезмерные, бьющие через край, далекие от правильности и приглаженности «классической» живописи. Немного погодя обозреватель той же «Ле Монитёр», Эмерик Дюваль, проанализировал картину, отметив «несколько отвлеченное воодушевление» художника, который всё-таки, по мнению критика, «превосходно выразил весь её ужас»21. После появления картины со сценой гибели моряков, весь мир узнал о его поступке. Книга начиналась словами: «История морских путешествий не знает другого примера, столь же ужасного, как гибель Медузы». На перегруженном плоту было мало провианта и никаких средств управления и навигации.

А такие политические абстракции, как свобода, равенство, братство, не имеют облика. 147 человек были вынуждены спасаться, забравшись на плот. 140 пассажиров и членов команды попытались спастись, высадившись на плот. Исследователи-искусствоведы считают, что Жерико был ознакомлен с брошюрой Савиньи, которую тот посвятил катастрофе на фрегате «Медуза».

Чтобы усилить пространственный эффект сцены, он располагает диагонально переполненный людьми плот, выбирает высокую точку зрения: это дает ему возможность с наибольшей естественностью показать противоречивое многообразие происходящего, выразить весь спектр чувств — от пассивного отчаяния отца, оцепеневшего над трупом сына, до активной борьбы со стихией и недоверчивой и робкой надежды на спасение Романтическое звучание полотна достигается благодаря цвету, а также игре светотени. Разразились политические споры, атмосфера становилась все хуже и хуже. Кто-то потерял рассудок, другие погружены в апатию. Именно эта спрессованность момента здесь исключительно важна. В полдень он появился снова и на это раз взял курс прямо на плот.

Полуобезумевшие и обессиленные, они были найдены среди трупов своих погибших товарищей. В полдень он появился снова и на этот раз взял курс прямо на плот. Незадолго до создания Теодором Жерико «Плота Медузы» вышла его картина «Потоп», которую принято считать своеобразным предшественником. Дополнительно было решено построить плот площадью 140 кв. Когда «Медуза» села на мель Арген, он думал, что корабль в ста милях от нее. Кроме того, он решил вместо карьеры торговца табаком выбрать карьеру художника. О выставке написали все газеты, на театральной сцене появилась постановка «Гибель Медузы или Фатальный плот».

Возможно, картина Жерико появилась в Салоне благодаря усилиям его друзей. Но это не единственная проблема, которой коснулся Жерико в своей работе. Капитан дал приказ всем покинуть корабль. У берегов Африки капитан «Медузы» Дюрой де Шомарей оторвался от остальных кораблей и, не имея надежной лоции, устремился в район изобилующий рифами и мелями. 149 (по другим данным — 146) человек (в основном матросы, солдаты и пассажиры победнее — включая одну женщину, маркитантку) должны были плыть на плоту губернатор с семьей, ученые, офицеры (включая капитанаДюруа де Шомаре), чиновники и колонисты побогаче — разместились в шлюпках правда, несколько человек (в том числе офицеров) перешли на плот добровольно.

Под безобразием на самом деле понималась предельная правдивость». Памятуя об этом, Шомарэ решил позволить «Луаре» плыть в своём темпе, а остальным судам приказал двигаться как можно быстрее. Утром семнадцатого июля на горизонте показался корабль, но вскоре исчез из виду. Прямо в фойе театра он переписал её, добавляя две новые фигуры: соскальзывающее в море тело (для него позировал Делакруа) и человека, стоящего за отцом с мёртвым сыном. Тогда на отмели Арген в 40 лье от африканского берега потерпел крушение фрегат «Медуза».

Тонкий колорист Жерико, в отличие от остальных своих работ, сделал ставку на тёмные монохромные оттенки, подчёркивающие трагическую атмосферу. Перед Салоном большие холсты были собраны в фойе Итальянского театра. 17 июня 1816 года небольшая французская эскадра— фрегат «Медуза», корветы «Эхо» и «Луара» и бриг «Аргус»— отправилась из Франции в Сенегал. Положение на плоту, оставленном на произвол судьбы, обернулось катастрофой.

Первое полотно он создаст в 1812 году, там, конечно, будет конь. Места в шлюпках заняли высокопоставленные лица. Само создание этой картины является исторически важным.

Да и видно ли его. На двенадцатый день их подобрал бриг «Аргус». Жерико не был психически болен, но он был одержим живописью и таким необычным способом пытался найти оттенок цвета, наиболее характерный лицам умирающих. Образовалась группа из офицеров и пассажиров и группа моряков и солдат. Всего на «Медузе» было 245 пассажиров. 17июня 1816г.

На плоту тут же началась драка. Своей революционностью. В числе спасённых на плоту были офицеры Корреар и Савиньи. Но Анри Совиньи, судовой врач, публикует эту историю 13 сентября 1816 года в оппозиционной «Журналь де деба» — он поплатился за это своей должностью. Сенегала, людьми познавшими "сободу". 4884) вместе с другими произведениями французской живописи эпохи романтизма. Тянуть перегруженный плот стало практически невозможно.

Роман закончился ребёнком (которого воспитывали родители молодого Теодора) и большим скандалом, после какового Жерико (как утверждали сплетни) поклялся не прикасаться больше к женщинам и стал гомосексуалистом. Именно «Плот Медузы» послужил началом становления французского романтизма. В следующем году Совиньи и ученый-географ Александр Коррейяр (один из пятнадцати, выживших на плоту) опубликовали книгу «Крушение фрегата Медуза». Сухари были съедены в первый же день (200-300 граммов на человека).

Все это безумный художник сохранял до полного разложения. Входившие в состав эскадры корабли обладали разным запасом хода и тихоходная «Луара» начала отставать от головных. Чтобы добиться реализма, он провел собственное расследование этой трагедии, а так же обратился в кыжившим с просьбой позировать ему.

Но ветер относит плот от корабля спасения. Здесь прослеживаются традиции барокко. Офицеры (по большей части молодые бонапартисты) очень быстро воспылали злобой к своему капитану, считая его старым амбициозным аристократом. Он всегда ощущал себя провинциалом и лучше всего ему было дома, в Орнане.

Взорам его экипажа предстало страшное зрелище: полузатонувший плот и на нём пятнадцать истощённых до последней крайности, полумёртвых людей (пять из них впоследствии скончались). Фактически это было одно из первых полотен, написанное в этом стиле. Четыре дня спустя шлюпки с капитаном Дюруа де Шомареем и его друзьями благополучно добрались до сенегальского побережья бросив на произвол судьбы плот «Медузы» со 157 потерпевшими кораблекрушение.

4884) вместе с другими произведениями французской живописи эпохи романтизма. Жерико выставил «Плот Медузы» в Салоне 1819 года, причём, как отмечал В. Турчин, «достойно удивления», что это полотно вообще было допущено к показу. Кстати, о Делакруа и любопытныхдеталях: видите в левом нижнем углу картины двух мертвецов. Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота. В своей книге автор рассматривает ряд общечеловеческих проблем в философском аспекте. Иосиф Бродский в своей нобелевской лекции прекрасно сказал, что настоящая трагедия – это не когда гибнет герой, а когда гибнет хор».

В 1816 году вся Франция ужасалась, читая газетные сообщения о крушении недалеко от островов Зеленого мыса фрегата «Медуза». На плоту начались драки за доступ к воде. Смерть ещё страшней, когда её никто не замечает, когда никто не оплакивает мертвецов.

Сюжетом для картины послужило событие, взволновавшее в ту пору всю Францию. Картина написана в романтическом стиле, который тогда только-только появился. Вскоре отстал и «Аргус».

Положение на плоту, оставленном на произвол судьбы, обернулось катастрофой. После прибытия на Мадейру (27 июня) губернатор Шмальц выразил желание прибыть в Сенегал как можно быстрее. 7 июня 1816 года судно «Медуза» покинуло Францию и отправилось к берегам Сенегала (только что возвращенного Франции англичанами).

«Эхо» всю ночь шло правильным курсом и к утру далеко обогнало «Медузу», скрывшись за горизонтом. Взятый из реальной жизни сюжет, да ещё и не приукрашенный высокими идеалами и не освещенный отблеском славы (как, например, батальная живопись). На 8 день за борт выбросили наиболее слабых и раненых людей).

Тогда на отмели Арген в 40 лье от африканского берега потерпел крушение фрегат «Медуза». На «Плот Медузы» обратил внимание король Людовик XVIII, так отозвавшийся о картине: «Вот, г. Жерико, катастрофа, которая могла стать катастрофой для художника, её изобразившего». По мнению Г. Лавирона и Б. Гальбаччо («Салон 1833 года»), картина «приблизила революцию». Их путешествие длилось не более четырех дней. Чего нельзя сказать о жанре барокко, где эмоции выходят на первый план. - Капитан даже не знал, где мы находимся.

Картину приобрёл Дедрё-Дорси за 6005 франков, выступив посредником в сделке31. На «Плот Медузы» обратил внимание король Людовик XVIII, так отозвавшийся о картине: «Вот, г. Жерико, катастрофа, которая могла стать катастрофой для художника, её изобразившего». Старик держит три меча. Плот был оставлен на произвол судьбы. Лишь небольшая часть близких и мастеров, открытых новому, поздравила художника с успехом.

Решили соорудить плот и буксировать его шлюпками к африканскому побережью. Но в этой картине очень хорошо заметна роль народа. А спустя пятьдесят два дня после катастрофы был найден и фрегат «Медуза» – он, ко всеобщему удивлению, не затонул и на его борту еще были три живых человека из числа тех семнадцати, что остались на корабле. А огромные океанские волны готовы смыть людей с плота.

Слова эти, опубликованные в официальном печатном органе, газете «», на первых порах были восприняты как признание успеха Жерико и повторялись на разные лады20. Барнс обращает внимание читателей на некомпетентность морских офицеров фрегата «Медуза», коррумпированность Королевского флота, бессердечное отношение представителей правящего класса к тем, кто находится рангом ниже. А спустя пятьдесят два дня после катастрофы был найден и фрегат «Медуза» – он, ко всеобщему удивлению, не затонул и на его борту еще были три живых человека из числа тех семнадцати, что остались на корабле.

Правда, Жерико считал своих лошадей намного лучше лошадей Верне: «Одна моя лошадь съест семь его лошадей». Еще несколько человек решило остаться на «Медузе» (по разным данным от 10 до 17, 4 сентября спасли троихиз них). У берегов Сенегала терпит, сев на отмель, крушение военный трехмачтовый корабль «Медуза». Для того, чтобы не умереть от голода, они были вынуждены питаться погибшими товарищами. Теодор Жерико, впечатлившись ужасной историей, произошедшей с людьми, в 1819 году написал картину «Плот Медузы», холст, масло, 491716 см. По словам его биографа, Шарля Клемана, художник составил «досье показаний и документов».

Разумеется, выставленная картина произвела фурор. Критик из «Таймс» отмечал «холодность», присущую этой школе и находил в полотне Жерико «холодность колорита искусственность поз, патетизм». На «Плот Медузы» обратил внимание король Людовик XVIII, так отозвавшийся о картине: «Вот, г. Жерико, катастрофа, которая могла стать катастрофой для художника, её изобразившего». Переделке подверглись две перекладины в центре плота, а сам плот был удлинен слева— таким образом создавалось впечатление, что люди сгрудились на той части плота, что ближе к зрителю16. Некоторые стали поедать трупы.

«Несчастные, пишущие такие глупости, конечно, не голодали в течение двух недель, а то бы они знали, что ни поэзия, ни живопись не способны передать во всей полноте ужас, пережитый оставшимися на плоту». Она вызывает целый шквал переживаний и размышлений. А все капитан Шомаре. О выставке написали все газеты, на театральной сцене появилась постановка «Гибель Медузы или Фатальный плот».

Книга начиналась словами: «История морских путешествий не знает другого примера, столь же ужасного, как гибель Медузы». Он назвал картины такого рода хоровыми. В 1968 году немецкий композитор Ханс Вернер Хенце написал ораторию «Плот Медузы», постановка которой (Хенце осуществил её совместно с Эрнстом Шнабелем) вылилась в политический скандал – оратория была посвящена Эрнесто Че Геваре. Мане историй не рассказывает.

Оппозиция считала историю с «Медузой» не несчастным случаем, а преступлением режима, покрывающего коррупцию и пренебрегающего жизнями простых граждан, тем более что власти сразу же попытались замять скандал, не привлекая виновных к суду. Так начинал работу над картиной Жерико «Плот Медузы». Тем временем начал усиливаться ветер, а в корпусе корабля образовалась трещина. На плоту— измождённые, отчаявшиеся люди.

«Медузу» называли шедевром, видели в ней «реальную правду», «натуру», а Жерико удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо.

Это был бриг «Аргус».