Портрет Александры Струйской Рокотов

Портрет Александры Петровны Струйской, созданный великим художником Фёдором Степановичем Рокотовым, некоторые искусствоведы называют «русской Джокондой». Александра Петровна Струйская (в девичестве Озерова) – вторая жена богатого пензенского помещика Николая Струйского, его портрет Рокотов написал тоже в 1772 г. Ей только 18 лет, она первый год замужем.

описание портрета Александры Петровны Струйской

Писал он и саму государыню императрицу Екатерину Великую и близких ей людей: графа Г. А. А один из её гуляк-сыновей погиб от руки крепостного. Ф. С. Она была дочерью помещика.

Его очаровательной невесте – 17. Особенно удавшиеся на портрете Струйской, глаза всегда интересны на рокотовских портретах. Среди ее родственников наиболее значительной фигурой со временем стал П. X. Упомянутая Рузаевка – одно из их поместий, где находилась главная усадьба. Известный портрет в 1772 году заказал Рокотову супруг дамы, которая на нем изображена.

Парадные портреты 
петербургского периода

Парадные портреты петербургского периода

Не менее страстно Николай Еремеевич увлекалсяв русской литературой и, особенно, поэзией. А на пятый день состоялась жестокая экзекуция виновного. Это был сын императрицы и графа Орлова, маленький князь Бобринский.

При ней им жилось значительно легче. Так что для «смертных мук» причин было предостаточно. Он скончался от чахотки в 1838 году. Рокотов скончался в Москве 12 (24) декабря 1808 г. Похоронен племянниками на кладбище Новоспасского монастыря.

Видимо влюбилась в этого ловеласа. По одним данным её было 13-15лет, подругим-18. Кстати о нём оставили воспоминания очень многие. Он досаждал всем своими стихами. А, по поводу глаз, это ведь поэт так видел её портрет и написал прекрасное стихотворение. Воспоминания о Струйской. В это время в Русском музее не было ни одной его работы, а в Третьяковской галерее находился только «Портрет Г. Г. Орлова». Во время революции сожгли дворец великогоРастрелли вместе с коллекцией бесценных картин (по преданию там был еще одинрокотовский портрет Александры Петровны), разрушили храм Святой ТроицыБаженова и уникальную типографию. А выяснили тогда факты, достойные памяти. Спустя семнадцать лет рокотовский портрет запечатлел Сумарокова в последний год его жизни.

  • Портрет Струйской Рокотова: история и описание картины
  • Портрет Александры Петровны Струйской
  • Описание картины «Портрет Александры Петровны Струйской»
  • Портрет Струйской кисти Рокотова
  • Портрет Струйской, Рокотов – описание

В ее глазах -- гордость и душевная чистота. Что касается осанки Струйской, то она поистине царская и свидетельствует о хорошо развитом чувстве собственного достоинства. Струйской была не менее счастлива, чем судьба её портрета. По воспоминаниям современников она до последних дней сохраняла следы былой красоты.

Довелось ли когда-нибудь Ф. Рокотову побывать в пензенских краях. Внук Струйской А. И. Полежаев был поэтом. И супруг её мне представлялся чем- то вроде портрета Дориана Грея. Говорят, что он часто приходил в Третьяковскую галерею (где теперь выставлен портрет) и останавливался, любуясь таинственной красавицей. Ну а смерть новорожденных детей – большое, но нередкое горе для женщин 18 века.

Но кроме слухов иных подтверждений её несчастливого супружества не было. А может, портрет был не романтическим, а роковым.

  • Портреты женщин века художника Рокотова
  • Свет и тьма Александры Струйской
  • Портрет Александры Петровны Струйской работы Федора Рокотова
  • Федор Рокотов, Портрет Струйской
  • Фёдор РокотовПортрет Александры Петровны Струйской
  • Описание картины Федора Рокотова «Портрет Александры Струйской»

Он был знаком со многими известными литераторами того времени. И всё это в эпоху безграничной власти помещиков-крепостников над своей «крещеной собственностью». Лицо героини окутывает легкий слой воздуха, скрадывающий контуры.

Дом, в котором они жили, был возведен по рисункам самого Растрелли. Обольянинов. Николай Еремеевич пугал своими причудами (после его кончины жена выпустит из жутких сараев крепостных, многие годы просидевших там по воле жестокого хозяина в темноте, грязи и уже – безумных). На губах едва заметная полуулыбка. Фёдор Рокотов создал огромную галерею портретов. Анакреонтические оды».

  • Рокотов Федор Степанович (1736-1808 или 1809)
  • Сообщество «Волшебная сила искусства»
  • Открытка (плейкаст) «Рокотов "Портрет Струйской"»
  • Несколько слов о творчестве автора полотна
  • Кем был Николай Еремеевич Струйский

Молодой помещик был поклонником русского изобразительного искусства. И с годами он не стал называть ее иначе. Может, жестокость покойного барина оказалась заразной для хозяйки Рузаевки. мимо зрителя. Конечно, больше всего он любил себя в поэзии и даже завел собственную типографию, чтобы печатать свои опусы и зал искусств «Парнас». На обороте портрета была загадочная зашифрованная надпись. Тем не менее, за 60 лет (если быть точными, то за всю вторую половину 18-го столетия и даже за первое десятилетие 19-го) он, по словам современников, переписал пол Петербурга.

Это рокотовское решение пользовалось особенно большой популярностью, судя по числу существующих его повторений и копий. В 1808 году Струйская узнала, что ее очередной незаконный внук сочиняет стихи. Но Александра и так знает ужасную тайну: муж привозит проштрафившихся (как ему кажется) крепостных и сажает их в особо оборудованную в сарае тюрьму.

Скорее всего, нет. В отличие от её супруга, об Александре Петровне все отзывались только положительно. Растрелли. Сравнивая два созданных Рокотовым портрета Струйских, нельзя не прийти к выводу, что изображены очень разные люди.

  1. Кем была Александра Петровна Струйская
  2. Картина Рокотова Портрет Струйской: где посмотреть
  3. Удивительная судьба Александры Струйской
  4. О жизни и творчестве выдающихся художников
  5. Об авторах Рекомендуем Все статьи
  6. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Впрочем, одно из двух может быть и ошибочным – либо репутация Николая Струйского была сознательно «подмочена» недоброжелателями или завистниками, либо портрет, написанный художником Рокотовым, по какой-то причине безмерно льстил модели. Бессмысленно и бездарно. Александра Струйская была призвана стать вечной музой своего мужа-поэта. При доме у неё была ткацкая мастерская, где работали 7-8-летние девочки. мимо зрителя. Такое судопроизводство для крестьян утвердится в России почти столетие спустя – только после отмены крепостного права. В его стихотворении больше вопросов, чем ответов.

Но умерла великая императрица, появились новые властители и модные художники. А. П. Лосенко пишет А. П. Сумарокова в 1760 году, уже немолодого, но в расцвете славы и надежд, увлеченного идеей создания русского театра и создавшего этот театр — от первых актеров до репертуара, пользовавшегося огромным успехом. Интересно, что у него во дворце висела единственная авторская копия портрета царицы. Полувосторг, полуиспуг, Безумной нежности припадок, Предвосхищенье смертных мук.

Еще больший интерес представляет Портрет неизвестного в треуголке с собственноручной надписью Струйского на обороте холста: партрет т: (. ) Е: Б: Николай Струйск. Фигура, лицо и глаза обращены в разные стороны. Во взгляде этих глубоко посаженных глаз художник сумел передать неуравновешенность натуры Струйского. Струйский был известен своей несколько маниакальной литературной деятельностью.

Выполненный в той же манере, Николай Струйский все же гораздо меньше известен. И всё отражено в прекраснейших стихах, Что посвятил портрету Заболоцкий. О последних двадцати годах его жизни известно мало.

  • Последние комментарии (всего 1)
  • Портретная галерея Фёдора Рокотова
  • Фёдор Степанович Рокотов (1735-1808)
  • Портреты последнего периода жизни

Портрет А. П. Струйской отмечен особой утонченностью и трепетной одухотворенностью. Книги печатались на великолепной дорогой бумаге. О Струйской восторженно писал поэт И. М. Долгоруков: «Мало женщин знаю таких, о коих обязан я говорить с таким чувством усердия и признательности, как о ней».

Портрет Струйской 
Рокотова: история 
и описание картины

А к памяти о ней время оказалось жестоким. А тот слал стихи. И все же свой след в русской культуре и литературе он оставил.

Наверное, Струйская и сама понимала, что в ее душе поселилась тьма. Сохранилась легенда о любви художника к своей модели. Искусствоведы назвали ее самой красивой русской женщиной ХVIII века. Воспитала восьмерых детей. Теплый тон грунта работает здесь особенно явственно и активно. Вот таким, «иступленным и диким» в своих порывах, с горящим «восторгом и жаром» взглядом и кривой улыбкой, он смотрит.

-Способствует тому неясный колорит. Иван Есаулков. Бабка тут же приняла меры: перекрестила в свою честь Александром, выдала вольную его матери Аграфене и пристроила ее замуж за разночинца Ивана Полежаева. Рокотов писал в то же время.

Он умер от инсульта в один день с императрицей. При этом художник остается верен натуре. 1757), вероятный автопортрет РокотоваРокотов родился в подмосковном имении князей Репниных Воронцово. Изображена обаятельная юная женщина, полная пленительной грации. Её образ – словно воздушный полунамек. Своим детям она была мудрым советчиком. Все «оды» в ней переполнены объяснениями в любви к той, которая звалась в стихах Сапфирой, а в жизни — Александрой, любимой женой. Тогда жене запрещается выходить из дому.

Могила его затерялась. До начала XX в. творчество художника было почти забыто. От тонированного грунта зависел основной полутон и тональность живописи. «Всё обращение его было дико, а одевание странно», – писал его друг. В связи с этим возникла версия о происхождении его из крепостных. В портрете запечатлен один из наиболее непринужденных и живых образов в русской живописи XVIII столетия.

Но она была человеком своего времени. Его происхождение не совсем выяснено. Разбирательства он производил по-нынешнему и судил говоря за и против обвиняемого. Всё на портрете этом поэтично, Загадочно, свободно, гармонично. К тому же свидетельство Н. А. Тучковой-Огаревой, посетившей поместье в 1836 году, служило доказательством существования в рузаевском собрании портретов хозяев: В углублении большой гостиной над диваном висел в позолоченной раме портрет самого Николая Петровича (Еремеевича. — Н. М. ) в мундире, парике с пудрою и косою, с дерзким и вызывающим выражением лица и рядом, тоже в позолоченной раме, портрет Александры Петровны Струйской, тогда еще молодой и красивой, в белом атласном платье, в фижме, с открытой шеею и короткими рукавами. Жениху было 23 года.

юность проходит быстро. Жила во дворце Растрелли. Дед поэта А. И. Полежаева.

Но однажды произошло событие, повернувшее ее жизнь к свету. А тут такое полное несоответствие между знанием о человеке и впечатлением от его портрета. Стало мне ещё интереснее. При этом среди своих соседей прослыл он чудаком и оригиналом. Николай Еремеевич посвятил ей огромное количество «эротоид», т. е. Здесь молодожены построили роскошный дом-дворец по проекту самого Ф. Б. Оригинал находился в Зимнем дворце.

То-то же. Там художник, видимо и написал оба портрета, которые потом привез к Струйским в имение. Особенно когда он возвращается из поездок по деревням.

Александра Петровна -- вторая жена Н. Е. Достаточно сказать, что в подарок новобрачной жених преподнес не украшения, а храм Пресвятой Троицы в Рузаевке, так как знал, что для невесты гораздо большую ценность представляла духовная сторона жизни, а не драгоценности или наряды.

Художник почти не обращает внимания на детали одежды. Четко прописаны только выразительные глаза – яркие, приковывающие взгляд. Но союз их был счастливым. Была и еще одна тайна в фамильных портретах, она лишь недавно раскрыта искусствоведами. Александру окружала атмосфера поэзии и красоты. Почему она не стремилась к жизни беспечной и легкой, с балами, флиртом и поклонением ей, как богине.

Александра Петровна мудро правила семейным состоянием. Исследователи считали, что Николай Еремеевич хорошо знал Рокотова.

Ф. Рокотов (1735 – 1808)Портрет А. П. Струйской1772, холст, масло, 59, 8х47, 5cм Государственная Третьяковская галерея, МоскваПортрет Александры Струйской, несомненно, самый блестящий образ идеально прекрасной женщины во всей русской портретистике. Первоначально считалось, что он из псковских дворян Рокотовых, вот таким образом «Портрет молодого человека в гвардейском мундире» можно считать автопортретом художника. В 1953 году он написал ставшее знаменитым стихотворение «К портрету Струйской».

Когда-то жизнь обещала ей радостный праздник, а дала жестокие помещичьи будни. Его издания на религиозные темы, по изобразительному искусству и литературе были столь высокого качества, что выигрывали в сравнении с продукцией знаменитого во всем мире скандинавского издательства «Ашетт». Вела большое хозяйство. А эти качества никак не традиционны для светских красавиц XVIII века. В доме хранился портрет молодого человека с нежными чертами лица, пышным галстуком и накидкой, драпирующей фигуру. Представьте себе, на нем была изображена молодая женщина с татарскими чертами лица и только уже поверх нее написан «неизвестный в треуголке».

Был ли он женат, определенно мы тоже сказать не можем. Он остался единственным наследником и богатых имений и немалых капиталов. На портретах были изображены глава семьи Николай Еремеевич Струйский и его жена – Александра Петровна. Впрочем исследователи творчества художника отмечают, что такая камерность и даже некая интимность вообще присущи произведениям этого портретиста, за исключением работ, написанных им в последние годы жизни.

Свадебное настроение тоже и вот наступают будни. Вот и последняя загадка, можно сказать, разгадана. Этим человеком был Николай Еремеевич Струйский. Судьба Струйской была не очень удачной.

Видимо, все же ответ был в том, что она верила в Господа и вот таким образом знала истину. Конечно, крепостные в России все равно что скот, но ведь и собаку бить жалко, а тут пытать ни в чем не повинных людей только для того, чтобы получить «виршевое вдохновение». Оставила детям большое наследство.

Воодушевленный супруг посвятил ей огромное множество стихов. В 1820 году Струйская определила своего внука, Александра Ивановича Полежаева, в Московский университет, мечтала, чтобы поэт получил образование. Но и он мало что отгадал.

Конечно, ее судьба была удивительной.

Пьяный сынок Александры надругался над малолетней девочкой-крепостной. Потомки поэта вспоминали, что у Струйских «везде висели фамильные портреты: в углублении большой гостиной, над диваном, портрет самого Николая Еремеевича, а рядом, тоже в позолоченной раме, портрет Александры Петровны Струйской, тогда еще молодой и красивой» «в картинной галерее были известные художники русской и иностранной школы». Вокруг был столетний парк с тенистыми аллеями и проточными прудами.

Но сам Полежаев, увы, не вынес долее унижений и болезни. Портрет молодого человека в гвардейском мундире (ок. Вот таким, «иступленным и диким» в своих порывах», с горящим «восторгом и жаром» взглядом и кривой улыбкой, он смотрит.

Взгляд миндалевидных темных глаз загадочен и неопределенен, он как бы устремляется мимо вас и в то же время в себя. Но быть просто сторонним наблюдателем ему было мало. У итальянки Моны Лизы Леонардо да Винчи запечатлел ее таинственную непонятную полуулыбку. А потом к чаю спускался поэт и читал восторженные стихи. Любой художник – человек подневольный. Подтверждал данный факт и редкий документ – воспоминания Струйского о Рокотове.

Муж нередко писал посвященные своей супруге стихи. Проштрафившегося поэта забрили в солдаты. Молилась в храме Святой Троицы Баженова.

Да и с женой, судя по всему, Струйский обращался по-крепостнически: известно предание о том, что однажды он проиграл ее в карты какому-то помещику, увезшему Александру Петровну с собой на какое-то время. «После «Телемахиды» ничего нет на свете потешнее, как его произведения», замечает Долгорукий. И эта экспрессия живописного письма сообщает портрету огромную внутреннюю динамику. Ее красоту запечатлел Рокотов. Какая ей доступна тайна бытия. Князь никогда его сыном не признавал, хоть и продвигал потом по жизни. Так возникает эффект мерцания, ощущение особой призрачной атмосферы.

Присутствие Сумарокова в Петербурге давно стало нежелательным. Возможно, у художника слабело зрение.

Несчастный Павел ничего из им задуманного осуществить уже не мог. Возможно, в этом проявилось представление о каком-то необыкновенном цвете ее глаз. В то же время, это полотно лишено помпезности, свойственной парадным портретам. Сапфир – дорогой и редкий драгоценный камень синего цвета. Хотя, конечно, Александра Петровна в юности не могла оставить равнодушным ничье мужское сердце.

Кроме того, сапфир – символ верности и высоких душевных качеств. Пострадали все родственники Струйского. Назвать себя инициалами и притом только двумя, мог, скорее всего, сам Струйский. Энергия, с которой Рокотов кладет краску, растет вместе с нарастанием света. Он был человеком начитанным, знавшим языки. На портрете ему примерно 23 года. Рокотов хорошо знал Струйского и вот таким образом можно считать, что он создал правдивый образ вспыльчивого, увлекающегося и крайне неуравновешенного человека, в котором удивительным образом уживалось поклонение Вольтеру и Екатерине II (он скончался, узнав о ее смерти) с дикими привычками барина-самодура. А в образе Александры Струйской художник подчеркнул ту красоту, которая несёт в мир добро и любовь.

Он тщательно записывал, все, что слышал от своих гостей. Портрет написан переливами цвета и света. Ему этого и не дали сделать. Вечерами восторженный поэт читал ей посвященные стихи. Именно С. Дягилев вывел этого замечательного портретиста из забвения.

Ну, я не знаю Мне показалось, что на портрете вполне себе вменяемый, просто очень романтический юноша, может быть, несколько экзальтированный, если судить по горящему взгляду. При этом известно, что работал он не очень быстро. Известно, что она оживленно переписывалась и со своими внуками. Ну а когда его стихотворная Муза не является идет в эту тюрьму и пытает людей. Гораздо более доказательным является подлинный текст надписей на полотнах Исторического музея (в настоящее время портреты входят в собрание Третьяковской галереи).

Тем более он – Федор Степанович Рокотов. Левицкий подробно продумывает каждую форму. Духовный мир ее богат и сложен. И заботы эти были велики, а дети – особенно сыновья – далеко не сахар.

Несмотря на свою красоту, она предпочитала балам тихие радости семейной жизни и родила супругу 18 детей из которых до абсолютнолетия дожили только 8. Хозяйство не досаждало Александру Струйскую. 1772. И кто бы мог подумать, что этому она будет обязана бастарду.

Ей 18 лет, она первый год замужем. Причем средневековые пытки он изучил по историческим книгам и в точности воссоздал орудия «труда». Дело в том, в 1771-72 гг Россию терзали две напасти – полыхал пугачевский бунт и свирепствовала чума.

Вряд ли так было на самом деле. Что таится за умным, тронутым печалью, но уверенным взором. Он же хоть и пишет портреты светских красавиц и щеголей, блистающих при дворе самой матушки императрицы Екатерины II, но сам-то живет на «незаконных основаниях». Они выражают гамму чувств, они всегда особенно ярки и составляют центр портрета. Не зря говорят. С кем поведёшься. Хозяйкой Александра Петровна слыла замечательной.

Сколько в этом прекрасных ассоциаций. И по тому, как дорожил Струйский этим портретом, можно предположить, что изображен на нем один из друзей его петербургской молодости, с которым его разъединила ранняя отставка. Вместе с тем это была утонченная натура, увлекающаяся литературой. Ей только разрешили получать от Полежаева письма.

Супруги прожили вместе 24 года, до самой смерти Николая Еремеевича.

Беда в том, что после скоропостижной смерти мужа – он скончался, потрясённый смертью имперетрицы Екатерины – заботы о детях и управлении имением легли на её хрупкие плечи. За этот ее «неразгаданный» взгляд исследователи и назвали ее русской Джокондой. Но вот перед нами акварельный портрет кисти неизвестного художника, созданный в 1828 году. У Полежаева действительно оказался истинный поэтический дар, но В 1825 году, накануне восстания декабристов, пылкий юноша написал вольнолюбивую поэму «Сашка», в которой сам Николай I усмотрел «следы вольнодумства». Майков наверняка вел беседы во время сеансов.

Вряд ли можно представить себе более преданного поданного. Александра Петровна Струйская (1754 – 1840), вторая супруга Н. Е. Струйского известного тем, что в своем имении Рузаевка Пензенской области завел типографию, ставшую известной благодаря изяществу изданий. Она почти нереальна. В 1832 году Струйская помогла Александру выпустить две книги. К несчастью, его слава, как поэта, не пережила его.

Большого шума наделал дикий случай. Одновременно Рокотов написал и портрет самого Николая Струйского. Когда потемки наступают И начинается гроза, Со дна души моей мерцают Ее прекрасные глаза. Сейчас они кажутся громоздкими и без меры торжественными. Можно всякому подарить, но с такой нежностью едва ли дано всем одолжать другого.

Как уже было сказано, А. П. Струйская (портрет Рокотова, по свидетельству современников, довольно точно передает черты ее лица) была особой неординарной. Окружала её атмосфера творчества и красоты. Ко времени написания портретов они только что поженились. К тому же руки ее полностью закрыты рукавами. Он называл ее Сапфирой.

О Рокотове забыли. Репнина, но рожден был от крепостной девушки. Но есть и другие свидетельства. Носились слухи, что он был большой тиран, любил юридические процессы и делал сам своим людям допросы. Он пишет обобщенно и легко, создавая прелестную гамму жемчужно-серых, перламутровых тонов.

Струйского, парный портрет которого Ф. С. Одним из них был Александр Полежаев, самый одаренный и любимый. Но чтобы уж такой злодей, каким он представляется после приведённого выше описания – трудно поверить, невероятно, чтобы под столь романтической внешностью скрывалась этакая синяя борода. 1772 и портрет А. Струйской.

Естественно, они были и в ее личной библиотеке. Но десять из них умерло в младенчестве, а четыре пары близнецов – семь сыновей и дочь благополучно выросли. Красотой своей она поражала всех, но, рано выйдя за богатого самодура Струйского, в браке была несчастлива, хотя и прожила долгую жизнь. А ему всего 4 года. Легенда, конечно, навеяна особенно удачным исполнением портрета.

Возникнет перед нами лик не плотский, А ангельский – и он сияет изнутри. Остался только ее портрет в музее, новсе остальное, ее окружавшее исчезло. Рокотову были заказаны парные портреты Струйского и его будущей жены перед свадьбой. Ничего не вырисовывая до конца, художник передает прозрачность кружев, мягкую массу напудренных волос по моде того времени, светлое лицо с затенёнными глазами. Князь И. М. Долгорукий писал о ней в своих воспоминаниях: «Я признаюсь, что мало женщин знаю таких, о коих обязан бы я был говорить с таким чувством усердия и признательности, как о ней». Но. Ко времени написания портретов Николай Еремеевич стал очень богатым человеком.

Однако упорно ходили слухи о её несчастливой жизни с мужем–сумасбродом.

Воспитанные им племянники сделали успешную военную карьеру. Ф. С. И многие рисковали заезжать в Рузаевку только ради ее приветливости и ласк. Александра Петровна родила восемнадцать детей.

Художник вздохнул – такова его доля. В нём чувствуется деликатная тонкость, доброта и жажда привязанности. Рузаевка) — русский поэт 18 века, критик издатель. Маленький Павел Петрович приветлив и весел, взгляд его доверчив. Иначе вряд ли бы удержался восторженный хозяин от упоминания этого факта в своих стихах и не почтил любимого художника специальным сочинением.

И снова все это в далеком будущем. Об Александре Петровне Струйской современники отзывались одинаково. В Пензе существует его музей.

Кстати, один из них – Андрей Полежаев – стал довольно известным поэтом. Николай Еремеевич Струйский (род. 1749, Москве, умер 13 декабря 1796, в дер. Иногда Александре действительно кажется, что муж сходит с ума. В 1905 г. Сергей Дягилев устроил в Петербурге в Таврическом дворце «Историко-художественную выставку русских портретов». Земная судьба А. П. Ведь хоть и рос он в барском доме князя П. И.

На обратной стороне портрета находилась загадочная зашифрованная надпись. Её всю жизнь согревал пламень любви и поэтического вдохновения мужа. К его чести он распоряжался ими очень толково. И смерть его была тоже неординарной.