Портрет Босх

Автопортрет Босха, написанный карандашом на сагнине имеет небольшие размеры – всего 40 на 28 см. В данном случае нужно найти 99объектов в Саду земных наслаждений – например, двуногую собаку, автопортрет Босха, нож с ушами и группу людей, залезающих в яйцо. Мы даже не знаем, как выглядел Босх, так как те несколько автопортретов Босха, которые дошли До нас, у многих исследователей вызывают сомнения в их принадлежности кисти художника.

Описание картины Иеронима Босха «Автопортрет»

В той же капелле было совершено и отпевание живописца, скончавшегося9 августа1516г. Розовый цвет символизирует божественность и источник жизни. Этот мир, населенный грешниками, отвратительными монстрами, демонами, предстает перед нами как «Царство Антихриста», «Новый Вавилон», заслуживающий разрушения и гибели. Чего только не сделано, чтобы поколебать веру. Хотя ничего страшного в изображении этих птиц вроде бы нет, они производят жуткое впечатление. Семья ван Акенов, происходившая из немецкого городаАхена, была издавна связана сживописным ремеслом— художниками былиЯн ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония.

Если бы нидерландский Проект по исследованию и реставрации работ Босха (Bosch Research And Conservation Project, BRCP), запущенный за несколько лет до юбилея, не наделал такого же шуму в мире искусства, что и аналогичный исследовательский проект по Рембрандту десятилетиями ранее, критически пересмотрев босховский oeuvre. Не мудрствуя лукаво, Босх картины писал изображая и Рай и Ад, которые уже действуют. Ослепительно белые лучи особенно заметны на фоне охватившего мир мрака. Босх не использовал метод работы с натуры, не интересовался проблемами точного изображения человеческого тела (анатомии, пропорций, ракурсов), а также построением математически выверенной перспективы. «Сад наслаждений» (картина Босха) – предостережение всем людям: грешите, но знайте меру, а то придется испить горькую чашу наказания.

Этот же самый чудодей/обманщик появляется маленькой, с ребенка, фигурой в центре «Искушения святого Антония». Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях— (в собраниях Прадо и Эскориала). Они и впрямь полны загадок: их населяют мириады фантастических существ, будто рожденных на иных планетах или в параллельных мирах. Оно усиливается видом огромной красной ягоды, принесенной в клюве одной из птиц.

  1. Иероним Босх: когда видения становятся реальностью
  2. Взятие Иисуса под стражу и Несение креста
  3. Жизненный путь, алтарь Воз сена
  4. Земной Рай, композиция Видения загробного мира
  5. композиция Видения загробного мира
  6. Аллегория чревоугодия и любострастия

Сколько его ни набери, богаче не будешь. Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин.

600-летняя песня на заднице из ада быстро стала популярной – сейчас можно послушать ее метал-кавер или хоровое исполнение с наложенными на музыку словами: This is the butt song from hell, we sing from our asses while burning in purgatory (Жопная песнь в аду, претерпевая муки, задом издаем звуки). Он перевернул обычный мир вверх тормашками и вывернул его наизнанку.

  • К 500-летию со дня смерти нидерландского художника
  • Иероним Босх: жизнь и творчество художника
  • 8 малоизвестных фактов о предшественнике сюрреализма Иерониме Босхе
  • Биография Иеронима Босха, перечень картин
  • Загадочные картины Иеронима Босха (9 фото)

На черном фоне расположен под ним Ад. Другие считают мастера хорошим знатоком народных традиций и нидерландского фольклора.

Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. Трактир страшен: крыша разваливается, в открытых дверях стоит парочка, которая откровенно занята друг другом, за углом мужчина справляет нужду. На обложке «Невыносимой лёгкости бытия» красуется «Искушение святого Антония» (не триптих, отдельная картина). В них тоже тесновато от тиар и нимбов, рогов и копыт. Странник колеблется и почти готов поддаться искушению.

По меркам людей, сено – товар никчемный и дешевый. Что же мы видим у Босха. Победителем-учеником. Есть подозрение, что он просто решил добрать за счет Босха солидности. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и благотворительностью. Мастерская ван Акенов выполняла самые разнообразные заказы— в первую очередь, это стенные росписи, но также золочение деревянной скульптуры и даже изготовление церковной утвари.

  • 10 кинорежиссёров, которые продолжили дело Иеронима Босха
  • Картины Иеронима Босха (34 работ)
  • Искусство за пять минут: Иероним Босх
  • Словари и энциклопедии на Академике
  • Шок-контент под увеличительным стеклом
  • Подражатели и нынешние последователи
  • Переделки картин от юных умельцев
  • Мистический художник Иероним Босх

Монахиня играет на белой лютне, которая традиционно считалась символом вагины. Достаточно предупредить в самом начале: Эта книга следует за мыслью Босха и за его картиной – и успех Семи смертным грехам Милорада Павича обеспечен. Другой объелся до рвоты. Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок). Критики двадцатого века называли Иеронима Босха сумасшедшим.

А десятилетием раньше, в 1484 году, в Хертогенбосе вышли «Видения Тунгдала» – история ирландского рыцаря, жившего беспутной жизнью, который во сне посетил загробный мир и, в частности, Ад. Поскольку это изображение, по сути, является введением к тому, что изображено на внутренней панели, то оно выполнено в монохромном стиле известном как гризайль (это было обычным явлением для триптихов той эпохи и предназначалось, чтобы не отвлекать внимание от цветов открываемой внутренней части).

Значительное количество символов Босха являются алхимическими. Перед странником лежит ненадежный мостик. Достоверные факты скупы. Особенно много загадок и по сей день таит в себе другой босховский триптих — «Сад земных наслаждений» (Около 1510-1515гг. ), (внешние створки-триптих закрыт, рай-левая створка, сад любви-центральная часть, ад-правая створка)в котором художник выступает во всеоружии своего мастерства.

  • Самое интересное в виде мозаики
  • искусство анти-искусство массовая культура
  • Общая характеристика творчества
  • Роттердам, Пилигрим или Торговец вразнос
  • Триптих из коллекции испанских королей
  • Сатира в произведениях художника
  • Хед Мартин Джонсон, «Голубая бабочка»
  • Винсент Ван Гог, «Цветущие ветки миндаля»
  • 20 фотографий для новогоднего настроения

В центре на голове человека-дерева идет дьявольский хоровод. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия. Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы – «основами морализирующей философии». Его фильмы, как и полотна Босха, слегка страдают от перенаселения.

Они подвешивают людей на крюки, как туши в мясной лавке, запекают в печах и поджаривают на сковородах убийц и скупых. Интересное наблюдение делает философ и математик Василий Налимов, который обратил внимание на то, «что Босх (XV век) сумел увидеть своим внутренним зрением почти современные самолет, танк и подводную лодку Все это, конечно, только видения. По мнению Френгера, Босх был членом Братства Свободного Духа, приверженцы которого назывались также адамитами, – еретической секты, возникшей в XIII веке, но бурно развившейся по всей Европе несколькими столетиями позже.

  1. Рождество Христово на картинах художников разных стран и эпох
  2. Новогодние елки в сказочном лесу: красивые фото
  3. Август Маке – ещё один немецкий экспрессионист, убитый на войне
  4. Кирилл Челушкин: японские сказки и новая Алиса
  5. Зимние пейзажи выдающихся художников
  6. Вася Ложкин – самый известный художник Рунета
  7. Нико Пиросмани: 9 фактов о голодном грузинском художнике

В 1486 году вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw»)— религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318 году и состоявшее как из монахов, так и мирян. Багрово-парной кошмар «Сайлент Хилла» щедро присыпан пеплом и типичными для Босха символами — крестами, ключами и т. п. По городу бродит жуткий пирамидоголовый жнец (нужно ли напоминать, насколько любимы были Босхом всякие пирамиды, конусы и треугольники. ) и, кажется, если приглядеться, на лезвии его чудовищного тесака обнаружится столь характерное для Босха клеймо «М». Детализация очень высока, вот таким образом стоит приглядеться к мелким фигуркам и сценкам поближе.

Рядом сидит в кресле тучный монах. Фотография ниже представляет эту наступившую трагедию Страшного суда. Розовый флаг с полумесяцем и сова на дереве – символы зла и ереси. Недаром лучшие из кинокритиков норовят разобрать «Хэллбоя» в контексте манихейской ереси, а, например, «Лабиринт фавна» — как метафору взаимоотношений ребенка с миром религиозных запретов. Особый успех имели гравюры иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни.

Практически на всех картинах можно заметить, что зритель вынужден смотреть на всё происходящее как бы сверху, как сторонний наблюдатель откуда-то с небес. Эта картина представляет фольклорную линию в творчестве художника. Все эти изображения были хотя бы частично выдержаны в духе Босха – с обилием чудесных и чудовищных созданий. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. Из всех средневековых описаний Ада в «Видениях Тунгдала» они наиболее изобретательны.

  1. 20 лучших фото с дронов за 2017-й по версии
  2. Владимир Высоцкий и Марина Влади: 12 лет их любовь преодолевала расстояния
  3. Я люблю Высоцкого: фильмы с участием Владимира Семеновича, в которых он исполнил свои песни
  4. Базовые женские аксессуары: Пусеты

«Семь смертных грехов» считается почти самой ранней известной работой, хотя сам художник свои произведения не датировал. На Босха даже напяливают ранг предтечи доктора Фройда. Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. Лишь 7 творений Босха подписаны. На ногах надета разная обувь, которую он подобрал где попало. Один из исследователей назвал «Сад» «отравленным раем», следствием которого может быть только ад (левая створка).

Главная выставка проходит на родине Босха – в городке Хертогенбосе. Он распорядился повесить «Семь смертных грехов» в спальне, чтобы на досуге предаваться размышлениям о греховности человеческой натуры. Босх превратилискусствов зеркало современного мира. Некоторые говорят, что тьма на его картинах победила свет.

  1. «Говорить о будущем – смешить мышей под столом» – японские пословицы и поговорки
  2. Александр Лукашенко: 33 самых искромётных высказывания белорусского диктатора
  3. Кейт Мосс: андрогинный стиль как ступенька на пути к Олимпу
  4. «Глупец хвалит сам себя»: башкирские пословицы и поговорки

По смерти не канул в Лету благодаря усердным граверам, копиистам, подражателям (целая школа последователей сложилась в Антверпене, к ней принадлежал и Ян Мандейн – его босхианский Пейзаж с легендой о святом Христофоре можно увидеть в Эрмитаже) и такому преданному коллекционеру, как ФилиппII Испанский – в сущности, это его стараниями в Прадо пройдет самая роскошная из юбилейных выставок. Босх выполнял заказы братства, например, написание алтаря для собора святого Иоанна. В последние годы жизни художник обращается исключительно к сюжетам о Христе («Поклонение волхвов», «Увенчание терновым венцом», «Несение креста»).

Приблизительно в то время Иерун ван Акен женился на Алейт Гойартс Ван дер Меервене. Этот непроницаемого вида остроносый персонаж в черном цилиндре, сопровождаемый собачкой в колпачке, двигает перед глазами завороженного дурня ореховыми скорлупками (то же, что у нас игра в наперстки). Jeroen Anthoniszoon van Aken), более известный как Иероним Босх (нидерл. Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана с живописным ремеслом— художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония.

Даже Питер Брейгель сознательно использовал имя Босха в коммерческих целях, «подписывая» гравюры, сделанные по мотивам рисунков мастера, что сразу повышало их ценность. При жизни он, видимо, был неплохо известен от Мадрида до Венеции. Просто идти в Черный вигвам можно разными тропами. Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, Иероним Босх в своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч (Искушение святого Антония, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон триптихи Сад наслаждений, Поклонение волхвов – все в музее Прадо Корабль дураков, Музей Лувр) сочетал изощренную средневековую фантастику, порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами.

Был посвящён в члены Братства Богоматери (нидерл. Подробнее: Центральная тема "Корабля дураков" проходит через все творчество художника. Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. Это увлечение длилось несколько десятилетий. Картина Босха – не иллюстрация к ней.

  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • Документальные фильмы о Босхе Править

Коллеги-художники ценили его мастерство колорита. Его техника называется алла прима. Его творчество волнует и притягивает, оно очень загадочно и, как это ни странно, совершенно современно.

Мы едим, пьём, обманываем играем в глупые игры. Тогда были поколеблены казавшиеся дотоле незыблемыми основы средневекового общества. Всё человечество плывёт через море времени на одном общем "корабле". Одни считают Босха кем-то вроде сюрреалиста XV века извлекавшего свои невиданные образы из глубин подсознания и, называя его имя, неизменно вспоминают Сальвадора Дали.

Иероним Босх: когда 
видения становятся 
реальностью

Автор спрашивает: Куда плывет такой корабль. Фантастические, деятельные и упоротые сцены на картинах были близки и интересны истовому религиозному зрителю в лице благородных идальго и королей. С ним очень мало праведников оказалось на небесах. Причудливое воображение художника очень достоверно изображает адские муки: на блюдце он поставил жернов и заставил одних грешников давить им других. В Северной Европе его обозначают термином «новое искусство».

И одним из самых прочных мостов, связавших искусство авангарда с живописью Босха, стала магия алхимии— их общий неисчерпаемый источник образов. Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками.

Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях— (в собраниях Прадо и Эскориала). И все же лучше судить о Босхе по его работам. Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы— «основами морализирующей философии».

Лубберт – имя нарицательное, обозначающее слабоумного. Так еще именовался «Блудный сын» – картина Босха, которую разные источники относят к 1500 или к 1510 году. Одно из доказательств тому— очевидное влияние, которое творчество Босха оказало на работу представителя нефигуративного искусства Евгения Михнова-Войтенко, посвятившего Босху в 1970-х годах ряд работ, созданных в стиле «творческого диалога» с предшественником. В картине «Христос, несущий крест» Христос как бы не в силах смотреть на эту беснующуюся вакханалию зла, он изображен с закрытыми глазами.

Профессор психиатрии Олег Ерышев пишет: «Даже поверхностное знакомство с картинами И. Босха позволяет нам судить о психическом нездоровье автора». Или собрание фламандских пословиц и поговорок, как в целом Возе сена (Мир – это стог сена и каждый выдергивает из него сколько сможет), так и в мельчайших деталях Сада земных наслаждений вроде стеклянной сферы с любовниками внутри (Счастье и стекло – как они недолговечны). Сменил имя на Босх – в честь родного города, в просторечии Бос (Bosch). Для совращения святого организованы черная месса и шабаш. Вдаль грешников уносит огненная река в полыхающее пламя. Неудивительно, что многие ценители живописи видят в Босхе предшественника сюрреализма и других авангардных течений.

Некоторые думают, что он через страх пытался внушить зрителю набожность. В Преисподней с наслаждением трудятся не только черти, но и дьяволицы. Кроме того, они страдают от копий, кинжалов и стрел, которыми их проткнули. Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты. В четырех углах картины изображены «четыре последние вещи» : смерть, Страшный Суд, ад и Небесные Врата. Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок). Останки его были захоронены в приделе храма Святого Иоанна, который он некогда расписывал.

Тот же «Синий бархат» неслучайно начинается с отрезанного уха — ключевого образа в творчестве Босха. Подробности, как обычно, до премьеры не разглашаются. Из творчества художника сохранилось около десяти картин и двенадцати рисунков. Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы – «основами морализирующей философии».

Более или менее достоверно следующее. Подлинного Босха будут окружать копии его картин художников XVI и XVIIвеков, в частности кисти Лукаса Кранаха Старшего, а также подготовительные рисунки художника из берлинского собрания. Да и о том, что совы — не то, чем кажутся, Босх знал за 500 лет до сериала «Твин Пикс». В той же капелле было совершено и отпевание живописца, скончавшегося 9 августа 1516г.

Так бичует Босх, картины которого при всей фантасмагоричности жизненны, грех любострастия. Они кричат, буянят, рискуя перевернуть корабль. Над ними сидит сова, как воплощенное зло. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. Все вокруг вызывает раздумье, дойдет ли человек до своей цели и какова она.

тварей на балу не мало. Освещение на картине резкое, неестественное, но оно наводит сомнения на призрачность преисподней – ад реален. Но и в этот период на некоторых картинах у Босха уже появляются единичные «чудища», которых можно считать лишними в контексте вполне реалистического сюжета. Однако дон Фелипе де Гевара (исп. «Здоровые» люди придумывают какого-нибудь монстра на пяти ногах или с одним рогом, но душевнобольные, как правило изображают нечто неимоверное, такое, о чем можно сказать: «нарочно не придумаешь».

(внешние створки-триптих закрыт, рай-левая створка, воз сена-центральная часть, ад-правая створка) Сюжет его, видимо, основывался на старой нидерландской пословице: «Мир, — стог сена и каждый старается ухватить с него сколько может». Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества— «философского камня». О нем не забудут барокко и романтизм из гентского Несения креста вырастет весь Джеймс Энсор. Поскольку о становлении Босха как художника ничего не известно, предполагается, что первые уроки живописного ремесла он получил в семейной мастерской. Французский постановщик Кристоф Ган, главным образом известный, благодаря экранизации культовой компьютерной игры «Сайлент Хилл», сумел воссоздать на большом экране натурально босховский ад. Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного».

Уютная открыточная одноэтажная Америка из-за опрятных фасадов которой вдруг начинает переть инфернальная жуть, — его излюбленная натура. Из-за его видений коллеги называли художника «почетным профессором кошмаров». Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру.

Ерун ван Акен родился около 1453г. Синий цвет относится к Земле, а также земным удовольствиям. Принадлежал к семье потомственных живописцев ван Акен – фамилия говорит о том, что семья была немецкая, происходила из города Ахена. Некоторые его произведения («Воз сена», «Сад земных наслаждений», «Семь смертных грехов», «Искушение Св.

Апокрифы. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. Но главное — характерная для Средневековья в целом и Босха в частности тема расплаты за такие тяжкие грехи, как любопытство, веселье и легкомыслие. Не лучше их высокопоставленные лица, которые являются хозяевами стога. На многофигурную композицию сверху из облаков взирает Христос. Картины – это триптихи, фрагменты триптихов и отдельные, самостоятельные картины.

Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях – (в собраниях Прадо и Эскориала). Иоанна (1489, картина утрачена) или даже модели канделябра. Фантазия Босха соединяла не просто разные элементы животных, как было принято в его время при изображении демонов или монстров.

Можно предположить, что художественному мастерству он выучился в семье. Теперь никто не упрекнет их в инфантильности и легкомыслии. Его расплывшееся тело говорит, что он повинен в грехе чревоугодия. Картины— это триптихи, фрагменты триптихов и отдельные, самостоятельные картины.

Кто-то идет по следам мастера, даже не подозревая об этом. Это высмеивание и осуждение человеческих пороков, представителей церкви и религии в общем. Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов».

Его фигура воспринималась современниками в контексте с сатирической книгой С. Брандта «Корабль дураков». История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты. Особый успех имели гравюры иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни. Возможно, через мрак мастер пробивался к Свету.

Иеронима Босха называют не иначе как – Почётным профессором кошмаров. Над его рабочим столом висит копия Ада Босха. Босх – был личностью весьма интересной. Он – живое обличение глупости и безбожия. Создавая культ планетарного масштаба, стоит обзавестись респектабельными источниками вдохновения — в самом деле, не говорить же Лукасу, что на создание «Звездных войн» его вдохновило «Маппет-шоу». Это увлечение длилось несколько десятилетий.

Впрочем, не будем забывать о том, что Лукас был в первую очередь ловким промоутером.

Закрытые створки картины «Воза сена», одного из шедевров мастера, сразу заставляют испытывать тревогу: по дороге с грабителями вдали бредет замученный жизнью человек. Его техника называется алла прима. К нему явилась прекрасная дьяволица, чтобы он впал с ней в грех.

Некоторые считают, что Босх, возможно, сам боялся своих творений. Лишь 7 творений Босха подписаны. Особой популярностью пользуется версия, что в работах зашифрованы секреты средневековых «эзотерических дисциплин»— алхимии, астрологии, гностицизма, чёрной магии Третьи стараются связать художника с различными религиозными ересями и называют его адептом запрещённых сект, хотя, вероятнее всего, Босх был человеком чрезвычайно набожным.

Как воссоединится душа с телом. В патопсихологии существует тест под названием «Рисунок несуществующего животного», когда пациенту предлагают нарисовать нечто подобное для уточнения характеристик его мышления. Олег Ерышев склонен считать это «проявлением болезненной абстрактности и парадоксальности мышления художника». «Хиеронимус-художник» (согласно документу 1480 года) взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города— Den Bosch— в период смены власти в стране: после гибели Карла Смелого (1477) власть в Бургундских Нидерландах к 1482 году перешла от Валуа к Габсбургам3.

Но как они могли появиться за много столетий до того, как для этого созрели технические возможности. » И делает сенсационное предположение: «Фантазия своими образами, может быть, не столько опережает реальный научно-технический прогресс, сколько направляет его. » Вот еще одно «крамольное» подтверждение того факта, что шизофреническое расстройство может являться «драйвером» (driver в обширном смысле перевода этого термина) искусства и науки. Нынешний любитель искусства может любить Босха как за его «глубинность», так и просто за занятную галерею уродцев, монстров, упырей, демонов и тварей. «А если христианин-мученик был разорван и съеден дикими зверями на арене, то как будет собрано его тело. » – и такие вопросы задавали тоже. Современников Босха забавлял гротеск его изображений. Третьи стараются связать художника с различными религиозными ересями, существовавшими в ту эпоху.

Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. Стиль Босха уникален и не имеет аналогий в нидерландской живописной традиции.

Связь между ними более глубинная, поверхностным взглядом ее не разглядеть. Влюбленные беззастенчиво предаются любовным утехам в водоемах, в невероятных хрустальных сооружениях, скрываются под кожурой огромных плодов или в створках раковины. На его пути лежат кости и череп, за ним гонится собака, которая хочет его укусить. То, что Питер Брейгель Старший (ок. По характеру он был жизнерадостным, общительным и позитивным человеком.

На первый взгляд, здесь изображена обычная, правда, опасная операция, которую хирург почему-то проводит под открытым небом, водрузив себе на голову воронку (здесь она, скорее всего, служит символом обмана). Нынешний любитель искусства может любить Босха как за его «глубинность», так и просто за занятную галерею уродцев, монстров, упырей, демонов и тварей. Но это прекрасное видение обманчиво ибо за ним скрываются грехи и пороки, представленные художником в виде многочисленных символов, заимствованных из народных поверий, мистической литературы и алхимии.

История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Вот и Босх населял свои картины такими животными, которые психически здоровый человек придумать просто не в состоянии. В 1977 году захоронение вскрыли археологи и выяснилось, что внутри пусто. Она звучит в «Триумфах» Петрарки, «Корабле дураков» Бранта, стихах Эсташа Дешана и Франсуа Вийона, проповедях монаха Савонаролы.

«Как будто Норманн Роквелл встречается с Иеронимом Босхом», — сказал однажды о фильме «Синий бархат» один из звукорежиссеров Дэвида Линча. Филипп II видел в Босхе моралиста, обличителя пороков и, например, распорядился хранить картину «Семь смертных грехов» в своей спальне в Эскориале, чтобы размышлять на досуге о человеческой греховности. Благодаря изображениям геенны огненной, мастер получил от сюрреалистов прозвище «почетного профессора кошмаров». Он действительно с особой детализацией изображал потусторонний мир, его работы переполнены символизмом. Из сухого дерева призывно выглядывает обнаженная женщина, перед св.

Вот, собственно и всё. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. В изобразительном искусстве – фресках, алтарной живописи, скульптуре, книжной миниатюре, гравюре – излюбленными сюжетами становятся такие, как «Трое мертвых и трое живых», «Триумф смерти», «Пляски смерти», «Искусство умирать».

Там же и умер в 1516году. Все его картины изумляют, но динамики изменения стиля, в них не просматривается. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» – алхимию, астрологию, чёрную магию.

После смерти художника испанский король Филипп II (1527-1598 гг. ) собрал большую коллекцию его работ в своей резиденции-монастыре Эскориале. Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов». Имеющаяся хронология произведений художника, которая подтверждается манерой письма, свидетельствует о том, что начальный этап творчества характеризовался психологически понятными для зрителя картинами, носившими религиозно-морализаторский характер. Антония» и ряд других) не имеют аналогов ни в современном ему искусстве, ни в искусстве предшествующего времени. Босх создал особый мир образов, где царит зло и страдание. К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира.

Коричневый цвет символизирует ум. То, что Питер Брейгель Старший (около1525/30—1569) в первую очередь унаследует от Босха, будет именно причастность народной крестьянской культуре, а также морализаторский дух, выраженный через аллюзии и подтексты двусмысленной и тонкой трактовки сюжета.

Известно, что испанский король Филипп II император Священной Римской империи, распорядился повесить «Семь смертных грехов» в спальне своей резиденции в Эскориале. Подобно «Моне Лизе», она породила тонны диссертаций, книг и искусствоведческих срачей. Однако никто из живописцев не повлиял на кинематографическую картину мира основательнее, чем Иероним Босх — главный хоррормейкер Средневековья, почетный профессор ночных кошмаров, художник, чьего наследия хватило последователям на добрых 500 лет. На импровизированном столе стоит блюдо с вишнями, которое означает похоть. О, если бы они рассудили, подумали о сем, уразумели, что с ними будет. » (Втор 32: 28-29) и «И сказал: сокрою лице Мое от них и увижу, какой будет конец их ибо они род развращенный дети, в которых нет верности» (Втор 32:20). «Артхив» вспомнил 10 режиссеров, в чьих фильмах Босх присутствует как минимум на правах музы. Братство, посвящённое культуДевы Марии, занималось и деламимилосердия.

Злой сатирой на церковь как институт оборачивается при рассмотрении «Корабль дураков». Картина Босха показывает корабль. Родился в 1460 году – умер в 1516 г. Полное имя — Иеронимус Антонисзон ван Акен. Творчество Босха загадочно. Этот всплеск интереса к босховским мотивам, объясняющий популярность работ Питера Брейгеля Старшего, был подкреплён широким распространением гравюры. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам.

Особый успех имели гравюры иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни. Его причисляли к колдунам и магам, еретикам и алхимикам, занятым поиском философского камня и даже обвиняли в тайном сговоре с самим Сатаной, который в обмен на бессмертную душу даровал ему особый талант заглядывать в иные миры и мастерски изображать их на холсте. И, конечно же, успех этой темы был одним из проявлений великого страха, который охватил Европу в переломный период ее истории. Предыдущий проект BDH – Война слов (2014) --позволял оказаться в роли готовящегося к битве на Сомме поэта Зигфрида Сассуна и был номинирован на премию BAFTA.

У Терри Гиллиама (режиссера «12 обезьян», «Бразилии», «Страха и ненависти в Лас-Вегасе», участника знаменитой комик-группы «Монти Пайтон») много общего с Иеронимом Босхом. Трио медиапродюсеров из Бристоля BDH (Стив Баррел, Джон Даррант и Роб Хифле), которое последние 20лет задает моду на британском телевидении и собрало уже 18наград Королевского телевизионного общества, выпустило приложение для iOS и Android Босх: виртуальное путешествие по Саду земных наслаждений. Босх — давняя обсессия Терри Гиллиама. Могила художника, находящаяся в его родном городе в приделе расписанного им храма святого Иоанна, спустя столетия пополнила список связанных с его именем тайн. При археологических работах в храме выяснилось, что захоронение пустует. Фигуры напоминают гротескные маски: плоские, грубые и уродливые. То, что Питер Брейгель Старший (около 1525/30 – 1569) в первую очередь унаследует от Босха, будет именно причастность народной крестьянской культуре, а также морализаторский дух, выраженный через аллюзии и подтексты двусмысленной и тонкой трактовки сюжета. Jheronimus Bosch, лат.

Мистик Иоганн Рюйсбрук пишет, что сова избегает света и посещает мертвых. Множество пугающих, синтетических образов напоминают персонажей фольклора известных по пословицам, поговоркам, сказкам и легендам Босх, вне сомнений, создавал свои картины в измененном состоянии сознания, при котором активизируется мифологическое мышление, оперирующее образами бессознательного». Он в полнейшем разочаровании от увиденного, только разводит руками. Основоположник Европейских пейзажной и жанровой живописи.

Ерун ван Акен родился около 1453г. Сигуенса так оценивал творчество Босха: «Разница между работами этого человека и работами других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри». «Где сейчас находятся души, раз не было Суда. » – спрашивали пытливые умы и шли за такие вопросы на костер. Картины ада были второй, наиболее таинственной стороной творчества Босха. И даже Игорь Фёдорович, да.

История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины»— алхимию, астрологию, чёрную магию. Красный цвет представляет страсть. Это была эпоха, памятно описанная де Костерем в «Легенде о Тиле Уленшпигеле».

Из музея Прадо в Эмитаж привезена лишь одна из картин Босха «Извлечение камня глупости» («Операция глупости»). Похоть Босх изобразил множеством обнаженных фигур, занимающихся легкомысленными занятиями. Особенное место в его творчестве занимает Конец света: сюжет, в который его современники не просто верили – его ждали.

Ад и демоны присутствуют у Босха почти везде. Детализация очень высока, вот таким образом стоит приглядеться к мелким фигуркам и сценкам поближе. Меня зовут Лубберт Дас».

Маленькая однозальная выставка – отличная возможность приобщиться к году Босха, если не удалось попасть в Хертогенбос или Мадрид, сэкономив силы для изучения прекрасной коллекции берлинской галереи. Едва ли вы перепутаете кадр Линча с фрагментом какого-нибудь триптиха Босха. Точная дата рождения неизвестна (по предположениям –около1450года). в боковом пределе) братства. По Писанию они все еще закрыты.

Еще одна тайна связана с могилой художника. Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». Сатира – одна из сторон живописи Босха. На сегодняшний день, фильмы про апокалипсис входят в списки самых кассовых фильмов. Виселица на заднем плане не мешает крестьянам устроить праздник и танцевать.

Эта суета не касается святого, который крепок в вере. Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества – «философского камня». Пастыри и паства совместно беспутствуют. Композиция картины подчеркивает эфемерность корабля, бессмысленность происходящего. Тем не менее на полотнах Босха он поразительно далек от церковной догматики. В средневековой символике эти орудия выявляли сексуальные связи между людьми. Персонажи корабля Босха – представители различных слоев общества.

Он, по традиции, является символом Церкви и ведет души к небесной пристани. Мы все подвержены тем же порокам, что и "дураки" на картине. Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов». Однако дон Фелипе де Гевара (исп. Felipe de Guevara), признанный знаток творчества Босха, продавший Филиппу II несколько произведений Босха из своей коллекции, придерживался мнения, что Босха нельзя считать изобретателем демонов. В первое время наибольший интерес к его картинам проявился в насквозь католических Испании и Португалии.

Безжалостность – вот что она значит для живописца. Она происходила из весьма состоятельной семьи и была много старше мужа. Даже монахини поддались всеобщему помешательству и наполняют мешок сеном.

Джорджа Лукаса трудно заподозрить в любви к средневековой живописи. Ведь семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана с живописным ремеслом и насчитывала, как мимнимум четыре поколения – художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Под ней надпись: «Берегись, берегись, Бог видит все». Творческий путь художник начал с росписи алтарей, храмовых элементов. Лишь семь творений Босха подписаны.

Это – кощунственная для церкви мысль. У всех исследователей творчества Босха он рождает ассоциации с человеком, бредущим по створкам «Воза сена».

Босх выгодно женился, вошел в руководство Братства Богоматери имел признание и много заказов. Библиотекарь Эскориала монах Хосе де Сигуенса (исп.

Загадочный Босх, картины которого не случайно ценили и хранили самые рьяные католики Европы в Эскуриале и Прадо, называются: «Воз сена» (уже рассмотренный), «Сад наслаждений», «Семь смертных грехов», «Поклонение волхвов». Удод предпочитает жить там, где воздух зловоннее. Библиотекарь Эскориала монах Хосе де Сигуенса (исп. Jos de Sigenza), живший в XVII веке и хорошо знавший картины Босха, считал, что будь его живопись еретической, король Филипп II едва ли стал бы терпеть его работы в Эскориале они, напротив, представляют собой сатиру на всё греховное. Иероним Босх – великий нидерландский художник. Испанские богословы XVI века подозревали его в ереси, но потом художник был оправдан.

Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок). Эта снайперская формулировка подойдет ко многим фильма Линча. Одно из доказательств тому – очевидное влияние, которое творчество Босха оказало на работу представителя нефигуративного искусства Евгения Михнова-Войтенко, посвятившего Босху в 1970-х годах ряд работ, созданных в стиле «творческого диалога» с предшественником.

Параллельно с чисто ремесленными подражателями, не претендовавшими на оригинальность, как, например, Ян Мандейн или Ян Велленс де Кок, работали и другие мастера, создававшие под впечатлением картин Босха собственные интересные композиции. На правой створке святой отшельник изображен в пустыне. Некоторые позы, в которых находятся персонажи картин Босха, напоминают позы застывания психически больных в кататоническом ступоре (болезненной обездвиженности). Психиатр Р. Б. Хайкин отмечает такую особенность творчества Босха, как «боязнь пустого пространства»: художник старается заполнить фигурами и предметами каждый сантиметр картины.

Что же думал про себя сам художник. Гринуэй давно сообщал о намерении завершить трилогию о голландских мастерах (Ночной дозор, 2007 и Гольциус и Пеликанья компания, 2012) биографическим фильмом о главном голландском анархисте. Иоанна (1489, картина утрачена) или даже модели канделябра. Нам также известно, что Босх был знаменит и почитаем.

Его техника называетсяалла прима.

Библиотекарь Эскориала монах Хосе де Сигуенса писал: «Разница между работами этого человека и других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри». Родился будущий маэстро живописи в небольшом нидерландском городке Хертогенбосе. Дель Торо, как и Босх, нередко становится жертвой смелых зрительских трактовок.

Она – символ не только мудрости, но и ночи с ее охотой на живое. Рулем ему служит ветка, а мачтой – дерево. Знаем, что Иерон или Иером ван Акен (Jeroen van Aeken) – таково его настоящее имя – происходил из города Хертогенбоса Брабантского герцогства (территория современных Нидерландов).

Плоды вишни, лютня и винный кувшин – распутство и потеря самообладания от алкоголя. Кто-то заимствует у него «букву». В фильмографии американца Байера — всего один полнометражный фильм: ремейк «Кошмара на улице Вязов», который неловко сравнивать не то что со средневековой живописью, но даже с оригинальным фильмом про Фредди Крюгера. Вот таким образом, вполне возможно, что "корабль" – это и есть сама "церковь".

Режиссер Гильермо дель Торо (фильмы Лабиринт фавна, Тихоокеанский рубеж, Багровый пик) приводит Босха в качестве вдохновителя для своей знаменитой сюрреалистической образности. В 1486 году вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw») – религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318 году и состоявшее как из монахов, так и мирян. Надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень.

Например, персонажи картины едят синие ягоды из синей посуды и резвятся в синих прудах. Они держат одинаковые палки в руках, за ними, как метафорическая клевета, бежит собака. Ожизни художника Иеронима Босха, как ни странно известно очень мало.

Сигуенса так оценивал творчество Босха: «Разница между работами этого человека и других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри». Колдуны, алхимия, рептилоиды, звероподобные фрики, мертвое дерево, тьма. Бог сложил в копну все хорошее и дурное и предназначил это для всех. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины»— алхимию, астрологию, чёрную магию. Для Нидерландов в конце XV и начале XVI века наступали тяжелые, грозные времена.

Его доски и опоры могут не выдержать его веса. Главное место занимают монах и монахиня, пьянствующие с группой крестьян. Алтарь «Искушения святого Антония» (преподобного Антония Великого) наполнен бесами: чудовищами, составленными из частей различных животных, уродливыми карликами, летящими рыбами-кораблями, безголовыми птицами, оживающими предметами, обнаженными женскими фигурами. Спорна центральная часть. Вполне возможно, что свои «Видения загробного мира» Босх создал на основе этой книги.

Его картины очень многогранны и неоднозначны их можно понимать по-разному. В первую очередь мексиканца дель Торо роднит с Босхом страсть к многофигурным композициям. Иоанна (1489, картина утеряна) или даже моделиканделябра. Ренессансным интеллектуалом, единомышленником Эразма Роттердамского, с которым его (безуспешно) пытались связать биографы или провинциальным ремесленником из головы которого так и не извлекли все камни глупости средневековых предрассудков. Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин. Это уже безнравственность и блуд.

Эту картину всегда обсуждают отдельно как самый яркий пример стиля. В центре композиции – Всевидящее божественное око, в зрачке которого расположена фигура Христа. Босх, Бос (Bosch) Хиеронимус, великий нидерландский художник. А вот клип Until it Sleeps, который Байер снял для группы Metallica, — это очевидный оммаж Босху: за пять минут Байер умудрился процитировать «Сад земных наслаждений», «Воз сена» и приписываемую Босху работу «Се человек». «Именитый мастер» – так называли Босха в Хертогенбосе, которому художник оставался верен до конца своих дней, хотя прижизненная слава о нем распространилась далеко за пределы родного города. Словом, Дэвид Линч — верный последователь Иеронима.

Внизу под ним буйствует Жадность. Корабль традиционно символизировал Церковь, ведущую души верующих к небесной пристани.

Среди картин Босха— так называемый «Фокусник» (иначе «Маг»). Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями. По его словам, однажды увидев триптих «Искушение святого Антония» в Брюсселе, он испытал «синдром Стендаля», превратился в «собаку Павлова от искусства» и теперь всякий раз при упоминании Иеронима Босха роняет восторженные слюни. Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480г., взялпсевдонимпо сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Что за тексты он иллюстрирует в своих адских видениях.

Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии. К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира. О нем вообще мало что известно. Более того, пейзаж в ней очень похож на пейзаж рая из правой створки.

В преисподней сосредоточены люди, наказанные за все смертные грехи. Ни одна работа Босха не датирована им самим, а этих работ известно не больше тридцати. Перед вами – репродукция картины Босха.

Мотив музыкальных инструментов мастер, скорее всего, заимствовал из некоторого средневекового сочинения «Видения Тундала», где беспечному рыцарю Тундалу при жизни довелось побывать в аду. Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы— «основами морализирующей философии». Это было последнее произведение Босха.

Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками. Такая тенденция тоже характерна для творчества душевнобольных. Впрочем, портретов и автопортретов Босха будет найдено предостаточно. Лишь семь творений Босха подписаны. Подробнее: Цвета картины имеют скрытый смысл.

Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. Зато культура массовая без всяких сомнений предпочла Брейгелю Босха. Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты. Иоанна (1489, картина утеряна) или даже модели канделябра.

Причиной столь широкого распространения таких сюжетов, несомненно, служили многие бедствия, обрушившиеся на Европу, – эпидемии чумы, самая страшная из которых, «черная смерть» 1347-1353 годов, унесла жизнь более 24 миллионов человек, Столетняя война, голод, вторжение турок. Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480г., взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Библиотекарь Эскориала монах Хосе де Сигуенса (исп. Jos de Sigenza), живший в XVIIв.

Бестселлер эпохи Молот ведьм. Скажем вновь, что его современники, покупая их, знали время создания и последовательность, в которой их желательно рассматривать. Веселый пир, наполненный грехом чревоугодия, в самом разгаре.

Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» – алхимию, астрологию, чёрную магию. В своих картинах соединял такие вещи, которые не соединял до него никто. В 1516 году художник скончался, отпевание прошло именно в этом соборе, в капелле (т. е. вХертогенбосе (Брабант).

День, месяц и год рождения Босха неизвестны. В 1494 году в Базеле была напечатана сатирическая поэма «Корабль дураков» Себастьяна Бранта считается, что одноименная картина Босха написана по мотивам этого произведения. Существа, населяющие картины, по сути, являются «несуществующими животными». Кроме того, это что-то вроде культурной индульгенции фанатам эпопеи.

Значительное количество символов Босха являются алхимическими. Законодатели моды обычно не придерживаются никаких правил. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам.

Прежде считалось, что «чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты. Ерун Антонисон ван Акен (нидерл. в Хертогенбосе (Брабант). Псевдоним Босх, возможно, появился от сокращения названия родного города. Далее мы продолжим рассматривать картины Босха с описанием.

Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества— «философского камня». На самом загадочном и самом известном алтаре «Сад земных наслаждений» три створки: на правой – рай, последние три дня творения мира на центральной – сам Сад наслаждений на левой – ад. Одним из примеров претворения этих знаний в художественные образы является трехстворчатый алтарь, названный Босхом «Воз сена».

Священное писание. Необходимые пояснения к сюжетам средневековый человек получал из разнообразных символов, которыми изобилуют картины Босха. Отметилась также группа Metallica с клипом на песню Until It Sleeps, вдохновлённым «Садом земных наслаждений» Босха. Очевидный смысл— наказание за глупость, но можно увидеть и кое-какие другие, обратные.

Даже персональная выставка его фоторабот (по большей части состоявшая из обнаженной женской натуры) называлась «Диптихи и триптихи». Его жизненный путь не отличался какими-либо особыми зигзагами, превратностями судьбы. Что ж, Босх, конечно, знал толк в гигантских жабах.

Считается, что цветы и фрукты символизируют временные удовольствия плоти. К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира. Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями.

Сигуенса так оценивал творчество Босха: «Разница между работами этого человека и других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри». Именно от сокращенного названия своего родного города (Den Bosch) позже был взят псевдоним живописца, видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. В церковных росписях появляются изображения скелетов на смертном одре с подписью на латыни: «Мы были такими, как вы, вы будете такими, как мы».

Также картины Босха периодически используются различными музыкальными ВИА разной степени интересности: так, кусок «Страшного суда» швейцарские авангардисты от митола из Celtic Frost стянули для альбома «Into The Pandemonium», «Музыкальный ад» использован для оформления обложки диска «Deep Purple» 1969г., что символизирует, а Depeche Mode по мотивам полотен Иеронима сотворили клип на песню «Walking In My Shoes». Его техника называется алла прима. Чернокнижником и алхимиком. Известно, что Босх картины свои не только оставлял без названия, но и не датировал.

И правда, кем был Босх. Средневековую мистику и демонологию. А дело было в избыточности и непонятности многих символов. Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин. Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками.

Все. Кто-то — дух. Сцены с демонами, уродцами, раем и адом наверняка впечатляли не хуже современных топовых фильмов и игровых блокбастеров, задевали не просто как развлечение, а били куда глубже. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и благотворительностью. При том, что никакого внешнего воздействия на него не производилось. Параллельно с чисто ремесленными подражателями, не претендовавшими на оригинальность, как, например, Ян Мандейн или Ян Велленс де Кок, работали и другие мастера, создававшие под впечатлением картин Босха собственные интересные композиции.

Лютня изображенная на полотне в виде белого инструмента с круглым отверстием посередине, символизирует вагину, а игра на ней обозначает разврат (на языке символов мужским эквивалентом лютне считалась волынка). «Может быть, вообще не будет воссоединения души и тела. » – это тоже волновало отдельных богословов. На этот вопрос, наверное, никто уже не сможет ответить.

Однако дон Фелипе де Гевара (исп. Felipe de Guevara), признанный знаток творчества Босха, продавший Филиппу II несколько произведений Босха из своей коллекции, придерживался мнения, что Босха нельзя считать изобретателем демонов. Теперь это Корабль Зла и плывет он прямиком в Ад. Тем не менее, автор «Звездных войн» говорил в интервью, что некоторых инопланетных существ он придумал под влиянием картин Босха (в частности он упоминал Джаббу Хатта). «Хиеронимус-художник» (согласно документу 1480 года) взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города – Den Bosch – в период смены власти в стране: после гибели Карла Смелого (1477) власть в Бургундских Нидерландах к 1482 году перешла от Валуа к Габсбургам. Всем руководит шут, который в серой одежде с бубенцами отвернулся от всеобщего веселья. В Городском музее Хертогенбоса мероприятия, посвященные Босху, запланированы на весь год, но самым любопытным, пожалуй, станет финальный проект Небеса, Ад и Земля.

Это увлечение длилось несколько десятилетий. Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». В любом случае, теперь Босх – муза для некоторых из самых важных создателей. Тех, кто видел это в детстве, уже не испугать поделками вроде «Кошмара на улице Вязов»: не пытаясь походить на полотна мастера визуально, эта «Халиф-аист» эксплуатирует самые жуткие элементы обязательной босховской программы. Еще известно, что художник вступил в Братство Богоматери – религиозное общество в Хертогенбосе, состоящее как из монахов, так и мирян, занимающееся благотворительностью и просвещением.

Значительное количество символов Босха являются алхимическими. Он происходит из семьи потомственных живописцевван Акен.