Портрет Никитин

Иван Никитич Никитин (около 1690, Москва — не ранее 1742) — русский живописец-портретист, основатель русской портретной школы XVIII века. Иван Никитич Никитин (около 1690 — не ранее 1742) — русский живописец-портретист, основатель русской портретной школы XVIII века. Портрет был создан после возвращения Никитина изИталии, где он обучался вофлорентийской Академии художеств. Иван Никитич Никитин (около 1680— не ранее 1742)— русский живописец-портретист, основатель русской портретной школы XVIII века. Портрет царевны Натальи Алексеевны — одно из ранних произведений Никитинa.

Иван Никитич Никитин (около 1690, Москва— не ранее 1742)— русский живописец-портретист, основатель русской портретной школы XVIII века. В «Портрете напольного гетмана» – Никитин демонстрирует нам человека петровской эпохи, познавшего взлеты и падения своего времени. Гетмана Но пожалуй, лучшим произведением Никитина по красоте живописи, по глубине и сложности психологической характеристики является «Портрет напольного гетмана» (1720-е). Иван Никитин считается основателем русской портретной школы XVIII в. С уверенностью Роману Никитину приписывают только два портрета: Григория Дмитриевича Строганова и его супруги, баронессы Марии Яковлевны (Вассы) Строгановой, относящиеся примерно к 1724 г. Возможно им созданы портреты всей семьи Строгановых, но они не сохранились.

Любимый художник Петра I, «Персонных дел мастер», первый знаменитый портретист во всей Европе Иван Никитич Никитин середина 1680-х (точная дата его рождения не установлена), город Москва. Портреты собственноручно подписаны Никитиным. Лишь недавно из архивных материалов историки узнали отчество Никитина и определили точную принадлежность портретов кисти И. Н.

Иван Саввич Никитин, портрет и биография

Роман Никитин, сверх того, работал в Париже, у Н. Ларжильера. Из Италии И. Н. Никитин действительно вернулся мастером. Получили распространение портреты, так называемые парсуны (от слова «персона»). Биография этого мастера типична для людей его поколения. Ощущение полыхания цвета на мантии создается стремительными оранжевыми и алыми мазками, брошенными поверх красного тона.

Он был первым российским государем, который отправился в путешествие за границу. Холст, масло. В 1732 г. Иван Никитин вместе с братьями Романом и Иродионом (протопопом Архангельского собора в Москве) был арестован по обвинению в распространении пасквилей на вице-президента Святейшего Синода Феофана Прокоповича, кстати, тоже выдвиженца и сподвижника Петра. В атом портрете (и вообще в манере Никитина) удивителен цвет — повсюду необычайно интенсивный, вещественный, светящийся изнутри, не оставляющий места серым теням. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)Царевне Прасковье Иоанновне 19 лет. Прасковья Иоанновна (1694-1731) – младшая дочь царя Ивана VI Алексеевича и царицы Прасковьи Федоровны, племянница Петра I. Жила с матерью в селе Измайлово под Москвой, затем имела свои дворы в Москве и Петербурге.

Парадный портрет 
 (на примере Никитина 
и Антропова)

Парадный портрет (на примере Никитина и Антропова)

Тяжелые, покрасневшие веки. Главное желание Никитина, чтобы человек на его портрете был живым и незаурядным. Царь решает отправить Никитина на учебу в Италию. Они стали главными учителями Ивана Никитина. Портрет Елизаветы ПетровныДочь Петра I – будущая российская императрица Елизавета Петровна (1709–1761). Этот образ полон обаяния.

В её образе нет кокетства, а есть осознание себя и своих возможностей. Она обладала волевым, настойчивым характером, несмотря на слабое здоровье. В этом зале мы видим овальный портрет Петра I (1672–1725), предположительно созданный Караваком. Холст, масло. Перед нами портрет барона Сергея Григорьевича Строганова (1707-1756). Можно предположить, что это определение перешло в название. Вероятно, он умер где-то на пути к ней. Никитин запечатлел момент перелома от жизни к смерти.

Пышный парадный костюм ребенка, тяжелое платье с большим декольте, горностаевая мантия на плечах, высокая прическа взрослой дамы – дань требованиям времени. Портрет царевны Прасковьи Иоанновны – одна из ранних его работ. Здесь-то и заметил его Петр. Он учился у таких мастеров, как Томмазо Реди и И. Г. Дангауера.

Портрет не закончен. Художник прибыл очень быстро и увидел царя, только что испустившего последний вздох. Портрет канцлера Г. И. Как мы знаем, она была тоже скульптором и помогала Фальконе в работе над памятником. Портрет датируется 1722 годом, когда художник сопровождал царя в астраханский поход. В 1732 г. Иван Никитин вместе с братьями Романом и Иродионом (протопопом Архангельского собора в Москве) был арестован по обвинению в распространении пасквилей на вице-президента Святейшего Синода Феофана Прокоповича, кстати, тоже выдвиженца и сподвижника Петра.

Иван Никитин – первый 
русский портретист

Иван Никитин – первый русский портретист

Он писал портреты самого императора (несколько раз), его супруги, великих княжон Анны, Елизаветы и Натальи и многих других высокопоставленных лиц. Реформы Петра изменили весь уклад жизни в России. В 1716-20 гг. Можно только предполагать. Вместе с тем в них есть и несомненное композиционное мастерство и умение эффектно задрапировать фигуру, передать фактуру различных материалов, гармонично согласовать насыщенные цветовые пятна.

Возможно, этому косвенно способствовала неудачная женитьба художника и последовавший затем развод: родственники бывшей жены стремились всячески навредить Никитину. В 1716—1720 на государственную пенсию, вместе со своим братом Романом послан (в числе двадцати человек), учиться в Италии, в Венеции и Флоренции. Картинное начало, присущее этим маленьким полотнам, характерно и для «Автопортрета с женой» (1729. ) – наиболее популярной работы Матвеева. Полнота – свидетельство физического нездоровья, скрыта под розово-золотистой мантией.

Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург)Портрет дочери Петра I, Елизаветы (1709-1761), будущей императрицы – самое раннее из известных полотен художника. Пётр очень любил сестру. В его осанке – чувство собственного достоинства. Одним из таких подающих надежды начинающих художников был Иван Никитин. Роман Никитин умер в конце 1753 г. или в начале 1754г.

Считается, что он родился в Гаскони – области Франции на границе с Испанией. Прасковья Ивановна (1694–1731) была младшей дочерью единокровного брата Петра I – Ивана Алексеевича, который считался соправителем Петра, но в управлении никакого участия не принимал, так как был болен и умер молодым. Пётр с большим уважением относился к художнику и, как известно, будучи за границей, познакомившись с ним и его работами, писал жене, что надобно ему заказывать портреты, чтобы все знали – и у нас, в России «есть добрые мастера». Вероятно, он умер где-то на пути к ней. По словам критика А. М. Скабичевского, автобиографической основой многих стихов Никитина, находившегося в сложных взаимоотношениях со своим отцом, человеком крутого нрава, был «вечный российский сюжет семейного самодурства», вырастающий под пером Никитина в проблему несоответствия высоких душевных порывов творческой личности и ее грубого эгоистического окружения, в характерную для романтизма и специфически преломленную в «народной» лирике Никитина проблему неизбывного одиночества талантливого неудачника. Но главное — от этих портретов остается ощущение какой-то особенной реалистической убедительности и психологической достоверности.

  • Иван Никитин: жизнь и творчество художника
  • Картины — Никитин, Иван Никитич
  • Портрет напольного гетмана, Иван Никитич Никитин
  • Иван Никитич Никитин (около 1788 – 1741)
  • Официальный блог Государственной Третьяковской галереи
  • Биография Никитина Ивана Саввича

Основателем новой русской живописи XVIII в. является Иван Никитин (ок. Молодой человек недавно возвратился из-за границы. Роман Никитич Никитин – младший брат художника Ивана Никитича Никитина. Он вполне владеет современной системой живописи. Этот портрет – собственный голос Никитина, где сила, скорбь, слезы – все настоящее. Персонажи объединены взаимным уважением и внимательностью.

Художнику предстояло ещё многому научиться. В ранних (до 1716 г. ) работах художника ощутима связь с парсунами — русскими портретами конца XVII столетия, с их жестким и дробным письмом, глухими темными фонами, плоскостностью изображения, отсутствием пространственной глубины и условностью в распределении света и теней. В глазах блики, которые делают их живыми. В это время там работал и преподавал немецкий художник Иоганн Таннауэр, приглашённый Петром I для обучения живописи русских художников.

  1. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  2. Братья Никитины – русские художники века
  3. Коллекция Государственного Русского музея
  4. Портрет царевны Натальи Алексеевны
  5. Словари и энциклопедии на Академике

Иван и Роман оказались в Тобольске. Свет искусственно падающий сверху слева, ярко выделяет лицо и фигуру. Ткани, одежды, украшения второстепенны, самое главное – лицо. Мастер умно и серьезно показывает новый тип отношений. Иван и Роман оказались в Тобольске.

Портрет этого привлекательного человека принадлежит к лучшим творениям Антропова, хотя он может показаться несколько архаичным, «парсунным» и потому, на первый взгляд, неожиданным. Художник был знаком с приемами главенствующего стиля эпохи — рококо, легкого и игривого, но использовал их лишь тогда, когда это действительно соответствовало характеру модели, как в портрете юного барона С. Г. Строганова (1726). В 1716-20 гг. Они близки по размеру, формату, постановке фигуры, характеру одеяний и даже красочной гамме. Рядом с Никитиным в Оружейной палате работали замечательные парсунщики того времени. Иван Никитин (1680-е – 1742 (. )) Иван Романович (. ) Никитин родился, предположительно, в Москве, в 1680-х годах, в семье священника.

Государственная Третьяковская галерея (Москва)Это также ранняя работа художника, выполненная по возвращении из Италии. Царь изображён в мундире бомбардирской роты лейб-гвардии Преображенского полка. Возможно, как говорится в каталоге Русского музея, это название граничит с чинами, которые существовали в Польше и Литве в начале XVIII века: главнокомандующий назывался «коренной» гетман, а его заместитель – «польный» (но всё же не «напольный»). Портрет необыкновенный, в 20-х годах XVIII столетия подобной живописи мы не знаем. Никитину абсолютно чужда лесть, обычная для парадных портретов.

Иван Никитин: жизнь 
и творчество художника

Другим крупным мастером этой эпохи был А. Матвеев (1701/02-1739). Сын священника, он пел в патриаршем хоре, однако, позже оказался преподавателем математики в «Артиллерной школе» (будущей Артиллерийской академии). «Петр 1 на смертном ложе» (в музее Академии Художеств)— в сущности, большой этюд исполненный свободно, однако цельный, продуманный и монументальный. Кто именно изображён на полотне – не вполне ясно, называются различные имена. Никитина считают основоположником русского портретного жанра. Но Иван Никитин скончался в 1742 г. по дороге во время возвращения. Наталья Алексеевна была годом моложе Петра, но рано умерла.

Проходит много лет. Перед нами целая композиция на фоне колонны и пейзажа. Энергичное, с крупными чертами лицо, словно вырублено из крепкого дерева. При нём, с 1685 года, начала работать известная Славяно-греко-латинская академия.

Массивная фигура Измайловой помещается на фоне очень темного цвета с зеленым оттенком. Их писали русские мастера имена которых до нас не дошли. В ранних (до 1716 г. ) работах художника ощутима связь с парсунами – русскими портретами конца XVII столетия, с их жестким и дробным письмом, глухими темными фонами, плоскостностью изображения, отсутствием пространственной глубины и условностью в распределении света и теней.

В 1732 г. братья Никитины были арестованы по делу Феофана Прокоповича, о чём сказано в биографии Ивана Никитина. Приковывает к себе внимание живой взгляд тёмнокарих глаз Петра. Он писал портреты самого императора (несколько раз), его супруги, великих княжон Анны, Елизаветы и Натальи и многих других высокопоставленных лиц. Вероятно, он умер где-то на пути к ней. Да его и так многие не любили за прямой и независимый нрав.

изучением французского и немецкого языков, переводами из Фр. Шиллера и Г. Гейне), опять одевается «по моде» и становится, по словам его неустанного попечителя Второва, «светским человеком». Хотя на гетмане парадная одежда, богато расшитая позументами, чувствуется, что ему привычнее обстановка походов, нежели аудиенций. Жил в Тобольске, где работал как иконописец и писал портреты, которые до нас не дошли. Портреты сестры Петра I – Наталии Алексеевны, цесаревны Анны Петровны и другие работы раннего периода говорят о том, что Никитин уже хорошо знаком с европейской системой композиции, вдумчиво и наблюдательно относится к модели. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.

Пережил несколько царствований: Петра Великого, Екатерины I, Петра II, Анны Иоанновны, недолгое правление Анны Леопольдовны, работал при Елизавете Петровне, в царствование которой и умер. Никитин показал человека, глубоко погружённого в свои переживания. Портрет написан незадолго до её смерти.

28 января 1725 года Петр больше не принадлежит ни земному времени, ни земному пространствуНикитин прощался с умершим императором и в волнении спешил занести на холст его гигантскую уснувшую фигуру: "Петр I на смертном ложе". Иван Никитин. Повзрослев, Никитин отправляется в Московскую Оружейную палату в ученики к голландцу Шхонебеку. По окончании похода царь привёз портрет в Петербург и впоследствии он оказался в Екатерининском дворце Царского Села. Позже наставником Романа стал Иоганн Готфрид Дангауер (Таннауэр) – немецкий художник, портретист, миниатюрист, придворный художник Петра I. Возвратившись в Россию после учёбы в Италии, Роман Никитин участвовал в украшении живописью триумфальных ворот в Москве, воздвигнутых по случаю заключения Ништадтского мира, занимался церковной живописью. Он учился у таких мастеров, как Томмазо Реди и И. Г. Дангауера.

Но важен сам факт всё более усиливающегося интереса к человеку. (1725) Застыли вокруг шеи Петра складки на рубашке. В нём ощущается ещё некоторая скованность в изображении фигуры, плоскостность в трактовке костюма и фона (следы парсуны), но уже и умение передать живой образ девочки. Так, Никитину принадлежит портрет умирающего Петра Первого. Считается, что именно Мари Анн Колло была автором головы Петра.

Пётр умер 28 января 1725 года после затяжной болезни почек, осложнённой сильной простудой. В 1854 Н. В. Кукольник опубликовал в своей «Библиотеке для чтения» две подборки стихотворений Никитина несколько стихотворений вышли в журнале «Москвитянин». Мастера уже не ставили себе задачу сделать портрет похожим на модель. Он – представитель уже нового российского общества, вполне европеец. В 1725 г. Никитин в последний раз пишет с натуры царя.

Окончив работу, Фальконе покинул Россию, взяв портрет с собой. Образ подкупает простотой, необычной для искусства начала 18-го столетия. К сожалению, судить об этом можно по очень немногим дошедшим до нас произведениям.

В Италии и Флоренции братья Никитины учатся у Томмазо Реди. Царь поселил его в доме, расположенном недалеко от дворца. Большинство полотен практически не отмечено стремлением к «грациозности». Помимо портрета императора, он выполнял и другие заказы.

«Портрет напольного гетмана» (20-е годы) – полная противоположность портрету Головкина. Портрет царевны Прасковьи Иоанновны (племянницы Петра I, 1714). Быстрая известность окрылила Никитина, он упорно занимается самообразованием (в т. ч.

Царь Алексей Михайлович уделял много внимания образованию. Затем, вернувшись в Петербург, – портрет Петра I. Задумчиво глядят с портрета черные глаза младшей сестры Петра – Натальи Алексеевны, («Портрет Натальи Алексеевны» 1714) одной из самых образованных женщин того времени. «Напольный гетман» воспринимается сегодняшним зрителем как образ мужественного человека, который выдвинулся не в силу родовитости, а благодаря неустанному труду и способностям. Никитин запечатлел цесаревну Анну в 6-7-летнем возрасте. Елизавета вернула его, но по дороге из ссылки Никитин умер.

И. Н. Никитин вместе с младшим братом Романом, тоже живописцем, находится в Италии. Современники писали о хорошем воспитании и образовании царевны, владевшей несколькими иностранными языками, покорявшей всех окружающих красотой, весёлостью и изяществом. Портрет Елизаветы Петровны ребенком (1712-1713). После возвращения становится придворным художником.

Никитин любил царя. Лицо Натальи Алексеевны грустное и даже несколько строгое, без условной улыбки. Он был сыном солепромышленника Г. Д. Строганова, впоследствии камергер и генерал. Скульптор Этьен Фальконе работает над памятником Петру – знаменитым Медным Всадником. Но по сравнению с портретом царевны Прасковьи Ивановны Никитин здесь проявил больше мастерства в изображении лица и груди царевны.

Подобный портрет находится в Павловском дворце-музее, в ГТГ. Роман Никитин умер в конце 1753 г. или в начале 1754 г. После возвращения становится придворным художником. исполнен, согласно надписи на обороте, когда ему было 59 лет. В 1716—1720 на государственную пенсию, вместе со своим братом Романом послан (в числе двадцати человек), учиться в Италии, в Венеции и Флоренции.

Он небрежно одет, внешне не ухожен, волосы всклокочены. Посмотрим портреты, которые он выполнил до отъезда. Роман Никитин, сверх того, работал в Париже, у Н. Ларжильера.

Парик – по моде того времени. Юный вид Елизаветы позволяет предположить, что ей здесь 16-17 лет. Главное внимание художник сосредотачивал на лицах.

В 1716-1720 гг. В ранних (до 1716 г. ) работах художника ощутима связь с парсунами — русскими портретами конца XVJI столетия, с их жестким и дробным письмом, глухими темными фонами, плоскостностью изображения, отсутствием пространственной глубины и условностью в распределении света и теней. 1680 г. – не ранее 1742 г. ). Кроме того, Петр хотел, чтобы у него был свой русский портретист.

По предположению исследователей, Иван Никитин учился живописи у голландца Корнелиуса де Брюина и гравёра Адриана Шхонебека. Необычна его биография. Однако перед отъездом Никитин выполняет пробный заказ Петра.

На синем бархате одеяла вспыхнул холодный, странный свет. Луи Каравак (1684–1754)О жизни Каравака до его приезда в Россию сохранилось немного сведений. 88 x 67, 5 см. Вернувшись из-за рубежа, он возглавил русскую реалистическую художественную школу. Иван и Роман оказались в Тобольске.

Само название «Напольный гетман» вызывало некоторое недоумение. Вскоре художник выполняет другой заказ – он пишет портрет сестры Петра – царевны Натальи Алексеевны (1673–1716). Занимался хозяйством (вплоть до выполнения обязанностей дворника на купленном семьей постоялом дворе), сменив, соответственно, свой недавний внешний вид свободолюбивого «западника» на облик простого русского мужика (волосы «в кружок», сапоги с высокими голенищами, тулуп на голое тело и т. п. ).

Во времена правления Анны Иоанновны художник был арестован, пять лет находился под следствием, а затем в ссылке (возвращаясь из ссылки, он умер). Петр Первый на смертной ложе (1725). После его смерти в Париже в 1791 году портрет перешёл к его невестке, Мари Анн Колло. Да его и так многие не любили за прямой и независимый нрав.

Петр заточил гетмана в Петропавловскую крепость, где тот и погиб. Иван Никитин становится его учеником. Главное внимание Никитин сосредоточил на голове умершего. Весьма вероятно, что эта черта делает его портреты заметно похожими друг на друга.

Вероятно И. Н. Никитин (1680-е – не ранее 1742. ) выполнил портрет до своего отъезда в Италию, куда он был послан Петром I в качестве пенсионера. К сожалению, судить об этом можно по очень немногим дошедшим до нас произведениям.

Холст, масло. Иван Никитин. На обороте картины существует надпись: «портрет наполно неоконченный». Среди его произведений – «Венера и Амур» и «Аллегория живописи», свидетельствующие о трудном для русского искусства освоении незнакомого мифологического сюжета, довольно сложных композиционных схем и изображения обнаженного тела. Лицо модели идеализировано, его контуры и черты отличаются безупречной ровностью, форма строится с помощью обобщенных рафинированных линий, размер глаз преувеличен.

Человек изображен без парика и парадного костюма. Его манера далека от поверхностных ухищрений. Благодаря его уму, расчетливости, ловкости, Головкин сумел в продолжении своей деятельности заключить 72 трактата с правительствами разных стран. В портретах канцлера Головкина и напольного гетмана Никитин далеко опережает своих современников, работавших в России. Но пожалуй, лучшим произведением Никитина по красоте живописи, по глубине и сложности психологической характеристики является «Портрет напольного гетмана» (1720-е). Иван Никитин передал не только внешнее сходство, но и настроение Елизаветы. Дряблость старческой шеи.

Но пожалуй, лучшим произведением Никитина по красоте живописи, по глубине и сложности психологической характеристики является «Портрет напольного гетмана» (1720-е). Первоначальное образование он получил, возможно, в Оружейной палате.

Ему было тогда двадцать пять лет. Из Италии И. Н. Никитин действительно вернулся мастером. К тому же Антропов избегает здесь теней, благодаря чему лицо кажется источающим свет, но плоскостным и словно вырезанным из твердого материала. Лицо царя смуглое и моложавое. Увлекался изобразительным искусством, о чем стало известно Петру I. Никитина направили стипендиатом (за счет государства) в Италию, где он обучался в академиях художеств.

Родился 21 сентября (3 октября) 1824 в Воронеже. Никитину абсолютно чужда лесть, обычная для парадных портретов. Теплоту и спокойствие маленького «мира» подчеркивает мягкий колорит, построенный на преобладании желтоватых и красноватых цветов. Головкина (1720). При этом художник не скрывает ни пухлых щёк, ни по-детски полных губ, подчёркивая юношеский облик молодого барона.

Впадины измятой подушки исчезли в бесконечности. Художник еще не умеет передавать воздушное пространство, вот таким образом фон плотный. Да его и так многие не любили за прямой и независимый нрав. Никитин умер зимой, в начале 1742 года, во время долгой и утомительной дороги из Сибири.

Его мужественное лицо задублено ветром и солнцем. В 1732 г. Иван Никитин вместе с братьями Романом и Иродионом (протопопом Архангельского собора в Москве) был арестован по обвинению в распространении пасквилей на вице-президента Святейшего Синода Феофана Прокоповича, кстати, тоже выдвиженца и сподвижника Петра. Они посетили Флоренцию, где занимались под руководством Томмазо Реди, Венецию и Рим. А эти качества формы сообщают образу характер волевой, смелый, необычайно живой и колоритный, каким и отличалась славившаяся в молодости красотою, обаятельная и умная наперсница Елизаветы. Художник стремился подчеркнуть значимость персонажа, герои картин одеты в пышные, парадные костюмы, обязательно было присутствие регалий и знаков отличия, символов власти и могущества.

Один из его братьев (Иродион) стал священником, а другой (Роман) – художником. Учился гравировальному делу в Москве при Оружейной Палате у голландца А. Шхонебека. В 1711 г. вместе с гравировальной мастерской был переведен в Петербург. Обстановка предполагала торжественность интерьер был пышным. 54 х 43см. Всю жизнь Никитин был верен идеалам петровских времен.

Так, Никитину принадлежит портрет умирающего Петра Первого. Все учатся на государственную пенсию. Художественная деятельность Никитина началась в Москве. Художник создал образ энергичного государственного деятеля, человека эпохи Петра. Мастер старается избежать условности и статичности, придать фигуре движение.

Вместе с тем в них есть и несомненное композиционное мастерство и умение эффектно задрапировать фигуру, передать фактуру различных материалов, гармонично согласовать насыщенные цветовые пятна. Они посетили Флоренцию, где занимались под руководством Томмазо Реди, Венецию и Рим. Возвратившись на родину, Иван Никитин стал придворным художником и любимцем Петра I. Жил в Петербурге и Москве. Но карьера Ивана Никитина внезапно прерывается. И. Н. Никитин вместе с младшим братом Романом, тоже живописцем, находится в Италии. Сын разорившегося к 1830-м годам владельца свечного завода, получил образование в Воронежском приходском (1833) и уездном (1834 – 1839) духовных училищах и духовной семинарии (1839 – 1843 отчислен за неуспеваемость), в литературной жизни которой несколько ранее участвовал А. В. Кольцов. Роман Никитин умер в конце 1753 г. или в начале 1754г.

Художник был знаком с приемами главенствующего стиля эпохи — рококо, легкого и игривого, но использовал их лишь тогда, когда это действительно соответствовало характеру модели, как в портрете юного барона С. Г. Строганова (1726). Тогда при дворе был лишь один художник-портретист – саксонец Таннауэр, он не успевал выполнять многочисленные заказы царя и его придворных, мечтавших иметь собственный портрет. В царской семье и в среде образованного боярства появились книги – об Александре Македонском, сочинения античных философов – Платона, Аристотеля историка Геродота, поэта Вергилия, учебники иностранных языков. Произведения западноевропейской живописи украсили царские хоромы. Каравак работал преимущественно портретистом.

В правление Анны Иоанновны примкнул к оппозиции и был сослан в Сибирь, в Тобольск. Неотвязная дума лежит на лице, недоуменно изогнута бровь, воспалены глаза. Иван Никитин родился в Москве в семье священника, служившего в Измайлове. Кто изображен на нем неясно. А это далеко не каждый представитель древнего боярского рода делал охотно. Художнику по-прежнему присущ серьезный и объективный взгляд на мир. Картины часто были больших размеров, а человек изображался в полный рост, стоя или сидя.

Иван Никитин. Никитину абсолютно чужда лесть, обычная для парадных портретов. Всклокоченные седоватые волосы. Значительное место занимало в ней изобразительное искусство. Лишь светлеет, выделяясь, лоб, нетронутый загаром под прикрывавшей его в походах шапкой.

90, 9 x 73, 4 cм. Затем портрет перешёл к её дочери, внучке Фальконе, баронессе Мари Люси де Янкович. У царя Ивана Алексеевича и Прасковьи Фёдоровны было три дочери – Екатерина, Анна (будущая русская императрица Анна Иоанновна) и Прасковья.

.