Портрет Пушкина Работы Кипренского

2. собрать и изучить материалы о самых известных портретах Пушкина работы О. А. Кипренского и В. А. Тропинина. Портрет работы Кипренского очень понравился Пушкину.

Описание портрета Пушкина автора Кипренского

Композиция – поза. Осознавал свой долг перед Отечеством Кипренский. Тонкослойная живопись с мастерски точными касаниями кисти особенно сильное впечатление производит тем, как выписаны глаза. Пушкин в свою очередь поверял художнику свои взгляды на поэта и природу творчества. Его молоденькая дочь Софья вышла замуж.

Ничто не омрачает в этот миг душу: поэт взволнован захватившим его воображением. Илья Ефимович Репин (1844-1930) изобразил событие, которое описал Пушкиным: «Державин видел я только однажды в жизни, но никогда того не позабуду. Кроме того, пестрая игра цвета требовалась, чтобы уравновесить светлеющую на черном кисть руки, восхитительно написанную, прямо отсылающую к пушкинской строке о «красе ногтей». Это редкий в истории искусства случай, когда два больших художника создали вмести одно полотно. Пушкина кисти О. А. У них был общий круг знакомых и друзей и, по преданию, в доме одного из них — Н. Д. Кудри его приглажены, но отдельные прядки уже приподнялись, готовые опять завиться.

  • Портреты Пушкина Тропинина и Кипренского
  • Портреты Пушкина Кипренского и Тропинина
  • Рядом расположены достопримечательности
  • «Минута – и стихи свободно потекут»
  • Ты вновь создал, волшебник милый,

Пушкин написал по этому поводу стихотворение «Кипренскому». Явно показывается, что поэт погружен в свои мысли, к нему пришла муза, он раздумывает над своим определенным творением. Первое впечатление от портрета – впечатление предельной завершенности. Таким себя Пушкин мог и не увидеть в зеркале, это был тот ореол поэтического воодушевления («лесть», по терминологии поэта), который открылся проницательному художнику. Но она необходима здесь и для оживления цветовой монохромности и для выявления, по контрасту изгиба упругой, словно оковывающей силуэт линии. С этой страной мастер в дальнейшем прочно связал свою жизнь.

Поэт поглощен своей работой, сосредоточен, строг. Отец поэта признавал, что «лучший портрет сына моего суть тот, который написан Кипренским». Художник создал очень реальный образ поэта.

Художник живо изобразил тёмные вьющиеся волосы поэта, унаследованные от деда-арапа. Нет этой веселости, которую я помню в лице Вашем». Художник создал очень реальный образ поэта.

  • Сочинения по картинам 5-9 класс
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • Другие варианты этого сочинения

Скульптурным ассоциациям способствует темный бронзово-оливковый колорит и мягкое золотистое мерцание фона, оттеняющее словно прочеканенный силуэт не говоря уже о рифмовке со статуэткой музы (лира в ее руках – атрибут Эрато, музы лирической поэзии).

Одни отмечали удивительное сходство, другие (кто привык видеть поэта подвижным, разговаривающим, кто помнил необычайно изменчивое выражение лица А. С. Пушкина) заявляли, что никакого сходства нет. Якут передал миниатюру в московский музей Пушкина. На большом портрете лицо сделано значительно «благообразнее» и от «арапских» черт сохранилось только кое-что в губах.

А. С. Орест Кипренский признавался А. С. Тема: «Портретное описание. Пушкин, написанный Кипренским, как будто спокоен и задумчив.

Равнодушных не было. Его эпиграммы и запрещенные цензурой стихотворения ходили по рукам в списках. Но Соколов не только сглаживает характерные черты лица, а предает ему миловидность, делает губы «сердечком», утончает черты. Пухлые розовые губы, верхняя с «бантиком», совсем как у женщины. Два перстня украшают ее. Заказ на создание портрета русского поэта последовал в 1827 году от А. Дельвига.

Нет той веселости, которую я помню в лице Вашем.

Тропинин обнаружил его в кабинете, возившимся со щенками. Ему хотелось сохранить изображение поэта, как он есть, как он бывал чаще и он просил Тропинина «нарисовать ему Пушкина в домашнем его халате, растрепанного, с заветным мистическим перстнем на большом пальце одной руки». Шереметева – и писался этот знаменитый портрет. Поэт отдыхает, наслаждается обществом художника.

Портреты Пушкина 
Тропинина и Кипренского

физический облик: «Когда он говорит, забываешь о том, чего ему недостает, чтобы быть красивым, его разговор так интересен, сверкающий умом, без всякого педантства Невозможно быть менее притязательным и более умным в манере выражаться». Взгляд задумчивый, спокойный. И хотя памятник так и не был сооружен, но уже сам факт включения О. А. Мудровой подарил миниатюру талантливому актеру Всеволоду Якуту, создавшему живой образ поэта в спектакле «Пушкин», во время гастролей театра в Ленинграде.

Большие выразительные глаза под чёрными бровями смотрят на мир по-детски широко и открыто. Это было отмечено самим -Пушкиным. Пушкин заказал ему два экземпляра, один он подарил П. А. Осиповой, второй – поэту Е. А. Нам они кажутся нанесенными на бумагу каким-то очень современным художником. Он говорил, что в повседневной жизни поэт ничем не отличается от других людей.

Только в минуты творчества он преображается сам и преображает все, что видит вокруг. Портрет изображен на желто-зеленом фоне. Но в то же время во взгляде Пушкина чувствуются некоторая настороженность, тревога. Он не акцентирует творческую силу, темперамент поэта, не подчеркивает в нем ганнибаловские черты.

В 1950 г. правнучка С. М. Сюжет картины подсказан стихотворением Пушкина «К морю» (1824). На наброске черты лица носят печать того «арапского безобразия», которое отмечал у себя сам Пушкин.

Однако ему не суждено было попасть на общее обозрение. Руки Пушкина спокойно сложены на груди. Одни отмечали удивительное сходство, другие (кто привык видеть поэта подвижным, разговаривающим, кто помнил необычайно изменчивое выражение лица А. С. Пушкина) заявляли, что никакого сходства нет. Настроение этого портрета близка «Элегии», созданной Болдинской осенью 1830 года.

Однако трудно отделаться от чувства, что здесь перед нами – весь Пушкин: образ этого портрета вполне адекватен тому представлению о зрелом и позднем Пушкине, каким оно возникает из воспоминаний современников, да и, собственно из самого творчества поэта. На картине есть только она, да сам Пушкин. Ф. Глинка, например, отмечая безупречную выстроенность портрета, тем не менее писал А. С. Главным достоинством этой подготовительной вещицы были непосредственность и живость восприятия модели, дружеская доверительность исключавшая привычный романтический пафос. Эта одежда символична и означала в те времена стремление к вольности и свободе.

Это состояние, о котором говорил он в Х и ХI строфах стихотворения «Осень». Стоит отметить, что «веселый» Пушкин 1820-х годов, хотя и ссыльный, но увенчанный славой и популярностью, отличается от Пушкина 1830-х, подвергаемого злорадным упрекам в потере читательского интереса, уже вступившего в тот круг, где разыгралась трагедия его гибели. Кто-то восхищался, кто-то негодовал. Автопортреты исполнены высокой поэзии, трагичны и одновременно не лишены самоиронии. На смуглом лице— вдохновение, поэт как бы обдумывает стихотворение.

Руки скрещены на груди, видно лишь тщательно выписанные четыре пальца правой руки. Кипренский «изобразил Пушкина каким-то денди, а не поэтом», – заметил Тарас Шевченко в своей повести Художник. Народный артист СССР В. С.

Сочинение. Пушкин высоко ценил работу Кипренского. Но и Пушкина, который мечтал увидеть «народ неугнетенный и рабство падшее», не могла не волновать необычная судьба художника-крепостного. Но знаем, что они встретились позднее.

Мы доверяем живописцу, полагая, что он верно отразил облик портретируемого. Художник уловил неповторимый цвет глаз, светлых (современники говорили даже о голубых глазах Пушкина), но могущих быть и холодного и золотистого теплого оттенка. Ужели это следствие печалей жизни. » Карл Брюллов (по свидетельству Т. Г Шевченко) заметил, что О. Кипренский изобразил А С. Пушкина «каким-то денди, а не поэтом».

Сеансы для большого портрета происходили в мастерской Тропинина, на Ленивке. Оба произведения В. А. Видно только правую руку с длинными тонкими пальцами и ногтями. Хотя некоторые критики все-таки затевали споры. Но эта версия неверна, так как из письма самого Соболевского к М. М. То, что портрет А. С. На смуглом лице — вдохновение, поэт как бы обдумывает стихотворение. Орест очень точно передал напряжение чувств, захвативших его модель. Рассеянный ореол света выделяет светлым пятном голову Пушкина.

Но что означает в таком случае «верно». Отметили работу живописца и современники поэта. Пушкин показан и модном для того времени сюртуке, в плаще, накинутом на плечо. Портрет Пушкина – это на века. Рассеянный ореол света выделяет светлым пятном голову Пушкина. Тропинин, по его словам, был взволнован близостью поэта. Это человек, который выигрывает, когда его узнаешь.

Соболевский, отдал портрет длякопирования Авдотье Петровне Елагиной. Нос длинный, без горбинки, ноздри не такие широкие, как у негроидов. И только волосы указывают на африканских предков. Кто не помнит его блестящий отзыв на работу живописца.

М. Я. Мудров лечил Пушкиных, когда они жили в Москве. Рисунок очень «пушкинский» по стилю: художник выработал свой стиль идя от рисунков Пушкина, от его графической манеры. Смесь сосредоточенной строгости с чуть заметным налетом тревожности не просто придает образу портрета психологическую глубину, но и допускает возможность странного временного сдвига при восприятии портрета, когда становится возможным отождествление запечатленного в потоке времени облика поэта с вневременным понятием «Пушкин». Брюллов, по словам Шевченко, критиковал Кипренского изобразившего Пушкина не поэтом, а «каким-то денди».

Кипренский вполне осознавал меру своей ответственности перед современниками и потомками. Прийти к единому мнению пока не удалось, вот таким образом обе точки зрения имеют место быть. Художник Петр Федорович Соколов (1787-1848), знаменитый мастер камерного акварельного портрета, увидел в Пушкине элегантного аристократа. Рот напряженно сжат, горький изгиб губ свидетельствует о печальном жизненном опыте поэта.

VIII, с. 65-66). Возможно, но точных доказательств тому нет. Владелец портрета С. А. Соболевский отдал работу В. А. Тропинина А. П. Елагиной (частым гостем ее литературного салона бывал Пушкин) для снятия копии. Только в минуты творчества он преображается сам и преображает все, что видит вокруг.

Орест Адамович Кипренский (1782—1836) — первый русский художник- романтик. Ногти чистые, ухоженные. Задачей другого крупнейшего живописца эпохи -Ореста Кипренского было показать в Пушкине прежде всего «гения поэзии», по выражению того времени. Наконец вызвали меня.

Стоит отметить, что «веселый» Пушкин 1820-х годов, хотя и ссыльный, но увенчанный славой и популярностью, отличается от Пушкина 1830-х, подвергаемого злорадным упрекам в потере читательского интереса, уже вступившего в тот круг, где разыгралась трагедия его гибели. Кроме того, пестрая игра цвета требовалась, чтобы уравновесить светлеющую на черном кисть руки, восхитительно написанную, прямо отсылающую к пушкинской строке о «красе ногтей». Портрет отличается подчеркнутой сдержанностью и поэтичностью. Одной из знаменитых картин Кипренского был портрет Пушкина. Поэт как бы прислушивается к внутреннему голосу: «.

Кроме того, пестрая игра цвета требовалась, чтобы уравновесить светлеющую на черном кисть руки, восхитительно написанную, прямо отсылающую к пушкинской строке о «красе ногтей». Однако до возвращения Пушкина из ссылки так и не было сделано ни одного портрета. Художник, создавая портрет (портрет с французского переводится как изображение «черта в черту», «черта за черту»), предлагает свое толкование поэта. Тут он оживился, глаза заблестели он преобразился весь.

Халат в данном случае не «товарищ неги праздной», а свободная одежда свободного человека. Пушкин показан в модном для того времени сюртуке, в плаще, накинутом на плечо. Все построено, как обычно у Кипренского, на тончайших нюансах: по видимости простой композиционный прием – как бы «пустынное» пространство вокруг уподобленного скульптурному бюсту объема с замыкающим контуром – создает атмосферу одиночества вместе с ощущением воинственной собранности, сосредоточенности. В 1831 г. он погиб во время эпидемии холеры. Пушкин в свою очередь поверял художнику свои взгляды на поэта и природу творчества.

В некоторых источниках этот плед называют плащом. Рукопись на столе подсказывает, что лишь на минуту Александр Сергеевич оторвался от нее.

Такова история создания портрета Пушкина. Эти черты классицистической нормы соединены с таким внешне сугубо романтическим предметом, как ткань накидки – шотландская клетка вошла в моду в связи с увлечением романами Вальтера Скотта. Поэт (адумчив и невесел.

Портрет А. С. (Имеется в виду снятая с него гравюра). Фигура изображена в фас, лицо слегка повёрнуто вправо. Он говорил, что в повседневной жизни поэт ничем не отличается от других людей.

Рот закрыт, поэт серьёзен, даже не улыбнётся. Пушкина. Портрет исчез. Мыслями поэт далеко, он будто слушает спой внутренний голос. Все построено, как обычно у Кипренского, на тончайших нюансах: по видимости простой композиционный прием – как бы «пустынное» пространство вокруг уподобленного скульптурному бюсту объема с замыкающим контуром – создает атмосферу одиночества вместе с ощущением воинственной собранности, сосредоточенности.

Пушкин показан в самый счастливый, светлый момент -- момент творчества. После обеда, за чашкой кофе, он начал читать её в слух». Пушкин отметил этот счастливый день в двух стихотворениях – «19 октября» (1825) и в послание к Пущину, переданном в Сибирь на каторгу (написано 13 декабря 1826 г. ) Картина Николая Николаевича Ге (1831-1834) очень популярна. Она гораздо официальнее и холоднее, чем рассказ Пущина о посещение поэта. Кузьмин изображает Пушкина много и всегда интересно, точно, содержательно. Хоть Пушкин позировать не любил, желанию друга подчинился беспрекословно. Рука, украшенная любимым «мистическим» перстнем, водружена на листы рукописи. То, что портрет А. С. Ресницы едва намечены, вот таким образом не закрывают глаз. Свидетельства о безусловном сходстве портрета вполне авторитетны.

Карл Брюллов заметил, что О. Кипренский изобразил А. С. Пушкина «каким-то денди, а не поэтом». Пушкин. Когда же черезпять лет он вернулся вРоссию, то обнаружил, что портрет исчез, авместо него враме присутствовала весьма скверная копия (другая версия— портрет был выслан ему заграницу, нобыл подменен подороге мне обе версии кажутся странными— непредставляю, каккартина могла пропасть уЕлагиной изачем надобыло подменять портрет впосылке). Портрет, возможно, был сделан после женитьбы, как было принято в те времена.

Мыслями поэт далеко, он будто слушает свой внутренний голос. Художник изобразил Пушкина в Болдине осенью 1830 года. Тщательная отделка деталей, строгая гармония целого создают ощущение торжественной тишины. Большой мастер, Уткин привнес в работу свое: убрал Гения поэзии (Музу), несколько «упростил» образ, придал портрету камерность. Я прочел мои «Воспоминания в Царском Селе», стоя в двух шагах от Державина. Желательно привлекать его если не полностью, то в больших отрывках. Шереметева — и писался этот знаменитый портрет.

Он слушал живостию необыкновенной. Считается, что именно этому предмету посвящено стихотворение Храни меня, мой талисман.

Сразу становится понятно, что человек не занимается тяжёлым физическим трудом. Взгляд карих глаз глубок, но в то же время слегка рассеян. Художник мог передать только одно из них, которое больше соответствовала его представлениям о «свободной стихии», – он изобразил море пасмурное и бурное.

Пушкина) заявляли, что никакого сходства нет. Отъезжая за границу, он очень хотел иметь портрет Пушкина «как он есть, в домашнем его халате, растрепанного, с заветным мистическим перстнем на большом пальце одной руки». Портрет Пушкина является самым известным его творением. Кипренский, создавая портрет Пушкина, подчеркнул в нем поэтическое начало. Этот портрет запечатлел наиболее светского Пушкина. На этом портрете поэт захвачен мыслью, он творит.

Мы, люди конца XX века, привыкли воспринимать живописные портреты прошлого (а тем более начала прошлого столетия) как аналоги фотографии, как подобия почти документальных свидетельств эпохи, предшествовавшей изобретению светочувствительной пластинки. В большинстве других портретов Пушкин – частное лицо (исключая портрет работы Кипренского) и только в изображении Тропинина предстает лицом общественным, деятелем, каким ощущал себя сам поэт и это несмотря на «домашний» костюм. Н. Н. Характер освещения явно указывает на увлечение Кипренским творчества Рембрандта. В 1812 – 1816 годах Кипренский жил в Петербурге, часто посещал Царское Село. О том, как преображалась внешность Пушкина внутренним огнем его гения, говорит А. П. Керн: «Надо сказать, что он не умел скрывать свои чувства, выражал их всегда искренне и был неописанно хорош, когда что-нибудь приятное волновало его Когда же он решался быть любезным, то ничто не могло сравниться с блеском, остротою и увлекательностью его речи». Портрет написан с редкостным мастерством. Скульптурным ассоциациям способствует темный бронзово-оливковый колорит и мягкое золотистое мерцание фона, оттеняющее словно прочеканенный силуэт не говоря уже о рифмовке со статуэткой музы (лира в ее руках – атрибут Эрато, музы лирической поэзии).

В июле 1827 года Кипренский писал его в доме Шереметьева на Фонтанке. Портрет А. С. Судьба портрета сложилась сложно, внешней канвой своей, напоминая, детектив. Гете). Поворот головы – сближает этот портрет с портретом Кипренского. Одни и те же реальные лица вдохновляли Пушкина и изображены на портретах Кипренского. Скульптурным ассоциациям способствует темный бронзово-оливковый колорит и мягкое золотистое мерцание фона, оттеняющее словно прочеканенный силуэт не говоря уже о рифмовке со статуэткой музы (лира в ее руках – атрибут Эрато, музы лирической поэзии).

Серова обычно связываются с Болдином. Этот портрет сразу был признан одной из лучших работ художника-портретиста. Образ дан не просто на фоне пейзажа, а слит с ними в одно целое. Второй сделан на обороте первого.

На светлом желто-зеленом фоне рисуется изображение поэта, одетого в строгий сюртук с перекинутым через плечо клетчатым красно-зеленым шотландским пледом (некоторые исследователи называют его плащом). Пушкина. Портрет работы Кипренского похож безукоризненно – писал М. В. Юзефович. Иван Иванович Пущин оставил подробные и очень живые воспоминание о своем посещение Пушкина в Михайловском 11 января 1825 г. Картина иллюстрирует следующую сцену: «Я привез Пушкину в подарок «Горе от ума» он был очень доволен этою тогда рукописною комедией, до того ему во все почти незнакомую. Истории создания картины – помочь учащимся понять образный язык искусства и сформировать умение анализировать картину как произведение искусства – стимулировать творческое воображение учащихся. Здесь мастер сочетал глубокие коричневые и золотистые тона.

Взгляд невольно останавливается на руке, которая лежит на ней. Но в то же время во взгляде Пушкина чувствуются некоторая настороженность, тревога. Нет той веселости, которую я помню в лице Вашем. Некоторые из современников считали, что портрет верно передаёт черты лица поэта, другие критиковали работу Кипренского, который, по их мнению, не смог передать «изменчивое выражение лица», энергию, живость, свойственные Пушкину. Тогда же, вероятно, по первому впечатлению и был написан маленький этюд. Пушкину из Петрозаводска: «У меня есть Ваш портрет (имеется в виду снятая с него гравюра), только жаль, что Вы в нем представлены с некоторой пасмурностью. Фигура Пушкина написана Репиным, пейзаж – знаменитым маринистом Иваном Константиновичем Айвазовским (1817 – 1900). Заказ на создание портрета русского поэта последовал в 1827 году от А. Дельвига.

Пушкина имел успех, хотя и вызывал споры. Стоит отметить, что «веселый» Пушкин 1820-х годов, хотя и ссыльный, но увенчанный славой и популярностью, отличается от Пушкина 1830-х, подвергаемого злорадным упрекам в потере читательского интереса, уже вступившего в тот круг, где разыгралась трагедия его гибели. Воротник белой рубашки лишь чуть выглядывает из-под чёрного шёлкового шейного платка. Брюллов, по словам Шевченко, критиковал Кипренского изобразившего Пушкина не поэтом, а «каким-то денди».

Художник избегает всяких внешних выигрышных примеров: эффектного жеста, ракурса, поворота. Отец поэта, уже после смерти Пушкина, сказал: «Лучший портрет сына моего есть тот, который написан Кипренским и гравирован Уткиным». Копию видел Пушкин. «Художников друг и советник», как звал его Александр Сергеевич, Дельвиг предвидел, что портрет станет важным событием в русской культурной жизни и не случайно остановил свой выбор на уже известном живописце. Взгляд карих глаз глубок, но в то же время слегка рассеян. Ф. Глинка, например, отмечая безупречную выстроенность портрета, тем не менее писал А. С. Но сам Пушкин высоко ценил оригинал.

«Незримый рой гостей» в рисунке Кузьмина – образы «Маленьких трагедий». Этим объясняется должно быть, неуверенность в датировке портрета Пушкина. Кипренский «изобразил Пушкина каким-то денди, а не поэтом», - заметил Тарас Шевченко в своей повести Художник. Ресницы едва намечены, вот таким образом не закрывают глаз. Был ли в те годы знаком с самим поэтом.

Пушкин подарил большой портрет Соболевскому, набросок же хранился в семье Тропинина. Смесь сосредоточенной строгости с чуть заметным налетом тревожности не просто придает образу портрета психологическую глубину, но и допускает возможность странного временного сдвига при восприятии портрета, когда становится возможным отождествление запечатленного в потоке времени облика поэта с вневременным понятием «Пушкин». Большую критику полотно вызвало у портретиста-современника Брюлова, который отметил, что Пушкин на полотне вышел не поэтом, а «каким-то денди». В этот день между ними состоялся разговор об искусстве.

У них был общий круг знакомых и друзей и, по преданию, в доме одного из них – Н. Д. минута -- и стихи свободно потекут». Один, основной из них, является наброском общей композиции портрета. Пушкин. Разумеется, читаны были его стихи, разбирались его стихи, поминутно хвалили его стихи.

«Портрет А. С. Пушкина» имел успех, хотя и вызывал споры. Гравюра выполнена также по заказу А. Дельвига и прилагалась к альманаху Северные цветы на 1828 год, ко второму изданию Руслана и Людмилы (СПб., 1828), к альманаху Подснежник на 1829 год, а также разошлась в многочисленных оттисках и выполненных по ним новых гравюрах на меди, стали, дереве. Этим подчеркивается зоркость и значительность взгляда. Взгляд голубых глаз устремлён вдаль. Высокий лоб, прорезанный парой морщин и обрамлённый колечками чёрных кудрей, расслаблен.

Но за несколько месяцев появилось несколько портретов и все с натуры. Лицо одухотворено внутренним волнением. У него тихий, задумчивый взгляд, грустная складка губ. Поэт задумчив и невесел.

Остальные прижизненные изображения Пушкина прежде всего несут на себе печать своей эпохи. Судьба портрета после его создания была полна приключений. Большой портрет, во всяком случае менее документален, чем этюд. Такое недовольство «великого Карла» происходит, может быть, оттого, что сам он при изображении художников и поэтов отмечал их свободный порыв, раскованность, мятежную силу вдохновения, любил эффектные приемы композиции и цвета. Нет той веселости, которую я помню в лице Вашем. Его искусство сформировалось и расцвело в первые десятилетия XIX века.

Кипренского» Урок развития речи. Кипренский «изобразил Пушкина каким-то денди, а не поэтом», – заметил Тарас Шевченко в своей повести Художник. Но эта версия, скорее всего ложная, так как из письма самого же Соболевского Погодину стало известно (опубликовано лишь в 1952 году): «Портрет Тропинину заказал сам Пушкин тайком и поднес мне его в виде сюрприза с разными фарсами (стоил он ему 350 руб. )» Неверно и с «изображением поэтакак он бывал чащев домашнем халате».

Не только символической фигурой Музы, НО и всем строем композиции, обликом портретируемого, световой и колористической нюансировкой. Ужели это следствие печалей жизни. ». В. А Серов (1865-1911), один из крупнейших русских портретистов, отличался талантом особого лирического обаяния. Погодину, опубликованного лишь в 1952 году, очевидно, что «портрет Тропинину заказал сам Пушкин тайком и поднес мне его в виде сюрприза с различными фарсами (стоил он ему 350 рублей)».

На готовый портрет поэт ответил известным откликом-экспромтом. Это было замечательное время, когда революционные события в Европе, падение деспотии Павла I и «дней александровских прекрасное начало» пробудили в лучших русских людях России надежду на переустройство жизни по законам красоты и гармонии. Руки Пушкина спокойно сложены на груди. Портрет похож на эскиз, очень лиричный и проникнутый «осенними настроениями» поэта и самого художника – Серов тоже любил осень. Интересная, ответственная и трудная работа встала перед художником. Живой взгляд пушкинских глаз выражает вдохновение и сосредоточенность.

Этим подчеркивается зоркость и значительность взгляда. Глядя на портрет, первое впечатление, которое отмечает зритель – чувство завершенности.

Пушкина заказывал именно А. Дельвиг, не случайный факт: поэт называл А. Дельвига «художников друг и советник». Киреевскому. У малыша живой взгляд серо-голубых блестящих глаз. Рот напряженно сжат, горький изгиб губ свидетельствует о печальном жизненном опыте поэта.

В этот день между ними состоялся разговор об искусстве. Баратынскому. А. С. «Портрет А. С. Пушкина» имел успех, хотя и вызывал споры. Ужели это следствие печалей жизни. Так же сдержанны и краски – портрет написан в коричневато-зеленых тонах. Пушкин на портрете Кипренского очень спокоен.

Один из них – талисман, с которым поэт не расставался и посвятил ему стихотворение. Этот портрет предназначался для друга Пушкина – поэта Дельвига. Все построено, как обычно у Кипренского, на тончайших нюансах: по видимости простой композиционный прием – как бы «пустынное» пространство вокруг уподобленного скульптурному бюсту объема с замыкающим контуром – создает атмосферу одиночества вместе с ощущением воинственной собранности, сосредоточенности. Как бы ты его полюбила сама, если бы видела его, как я, всякий день. Смесь сосредоточенной строгости с чуть заметным налетом тревожности не просто придает образу портрета психологическую глубину, но и допускает возможность странного временного сдвига при восприятии портрета, когда становится возможным отождествление запечатленного в потоке времени облика поэта с вневременным понятием «Пушкин».

Художник, однако, не сразу перешел от портретного этюда к самому портрету, а сделал еще ряд подготовительных рисунков из которых сохранились только два. Здесь сошлись два больших человека эпохи.