Портрет Тургенева Репин

В марте 1874 года Репин начал писать портрет И. С. Тургенева по заказу П. М. Третьякова, для большой серии портретов выдающихся русских писателей. И все же Репин в Абрамцеве дружески встретился с Тургеневым и даже принялся писать новый его портрет. Виновником этого был П. М. Третьяков, который, воспользовавшись приездом Тургенева в Москву, просил Репина «толкнуться» к писателю, чтобы вновь написать его портрет. Особо следует остановиться на портрете Ивана Сергеевича Тургенева, написанном Репиным в Москве в 1879 году. Эта неудача с портретом, происшедшая отнюдь не по вине художника, конечно, не улучшила отношение Репина к Тургеневу.

3 апреля 1874 года Илья Репин в письме Павлу Третьякову сообщил, что приступил к работе над портретом Ивана Тургенева. Картина Ильи Репина Портрет писателя И. С. Тургенева: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Репродукция картины Портрет Тургенева (1874) Художник Илья Репин (1844-1930).

Илья Репин приступил к работе над портретом Тургенева

– Сколько говорилось там глубокого, правдивого, человеческого. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Зильберштейн «развел» эти портреты, доказав, что их было два и они различны. Лев Николаевич Толстой босой (1901).

Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Портрет П. М. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237.

Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. До 1917 года полотно находилось в Мариинском дворце часть этюдов были приобретены Музеем Александра III. Композитор старался не пропускать выставок Ильи Ефимовича тот, в свою очередь, бывал на премьерах его музыкальных произведений. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Кропоткин так описывал внешность писателя: «Внешность Тургенева хорошо известна. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Они высоко ценили талант друг друга.

Портрет тургенева 
в исполнении репина

Портрет тургенева в исполнении репина

Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. И. Репин.

Какое счастье, что есть теперь этот портрет на свете». Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Кажется, такая колоритная фигура должна удаваться легко, но этого почему-то не случалось. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29.

Видео: Наш китайский 
портрет) я и дочка 
Юлька

Видео: Наш китайский портрет) я и дочка Юлька

Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. Левый плохо видящий глаз чуть прищурен. По мнению Репина изображение получилось скучным и сухим. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Холст, масло. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245.

К переговорам был подключён и сын Репина Юрий, однако они завершились безрезультатно: художник остался в Куоккале214. Немалую роль в этой неприязни играли отнюдь не дружеские взаимоотношения Тургенева со Стасовым, а все, что касалось Стасова, сейчас же отражалось и на Репине. И всегда, был ли он за границей или жил в Москве вдали от композитора, ему вспоминался «Мусорянин», как называли Модеста Петровича Репин и Стасов: «Нас вечно восхищающий, здоровый, как лев, полный сил и таланта, до такой степени своеобразного и чисто русского, что я внутренне приседал до полу или подскакивал до потолка от его неожиданных и, как гром, сильных творений». Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3.

Неоднократно пишет он об этом Поленову, просит уговорить Репина съездить в Неаполь. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Портрет И. С. Тургенева (1879).

Известный исследователь И. С. Племянница первой жены Репина Людмила Шевцова-Споре, жившая в петербургской квартире художника в течение трёх лет, рассказывала, что в открытый дом Ильи Ефимовича постоянно наведывались гости: помимо коллег-художников, завсегдатаями просторной квартиры были литераторы Максим Горький и Зинаида Гиппиус, артисты Григорий Ге и Владимир Максимов, учёные Дмитрий Менделеев и Владимир Бехтерев. Наиболее сложным жанром в живописи всегда считался портрет, ведь написание такого шедевра возлагает на художника большую ответственность. Согласно воле жены художника, в помещениях усадьбы надлежало создать дом-музей, «сохраняющий вкусы и привычки Репина». Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254).

Убедившись, что слушателям очередная история действительно интересна, Репин записывал её, сохраняя разговорную интонацию отсюда— сказовая стилистика его книги200. Государственная Третьяковская галерея (Москва)Николай Иванович Пирогов (1810-1881) – русский хирург и учёный-анатом, основоположник русской военно-полевой хирургии, основатель русской школы анестезии. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110.

В апреле 1873 года, когда старшая дочь немного подросла, семья Репина имевшего право на заграничную поездку в качестве пенсионера Академии, отправилась в вояж по Европе. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером.

  1. Портрет Тургенева, выполненный Ильей Репиным: история создания и описание
  2. Портрет Тургенева в исполнении Репина
  3. Описание картины Ильи Репина «Портрет Тургенева»
  4. Портрет писателя Ивана Тургенева

Серг. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Репин отнесся к заказу Третьякова написать портрет Тургенева с большим энтузиазмом. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Репиным.

Через пять лет Репин вернулся к нему, но написал Рубинштейна дирижирующим. Именно стилистическая близость Репина к одному из родоначальников импрессионизма позволила устроителям выставки «Импрессионизм. Зильберштейн ошибся. Глаза его светились умом и не лишены были юмористического оттенка, а манеры отличались. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку».

Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. И. Репин.

Другой упрёк прозвучал от Николая Верхотурова, заметившего, что иные профессора живут в огромных квартирах, тогда как у их питомцев порой не хватает денег даже на обед162. Уже тогда Чижов высказывал пожелание, чтобы Репин и Поленов написали его портрет. И я заметил, что он уже посмотрел на меня, как на психически неблагополучного.

  1. Иван Тургенев – 195 лет со дня рождения
  2. Портрет писателя Ивана Сергеевича Тургенева
  3. Воспоминания современников Репина
  4. Слайды и текст этой презентации

По словам биографа Репина Софьи Пророковой, художнику долгое время не удавалось зафиксировать то выражение лица, которое бывает у близких людей в момент внезапной и долгожданной встречи, вот таким образом голову героя художник переписывал многократно. Репин дважды подавал прошения об отставке. Седая борода, которая закрывает половину лица Тургенева, гласит о его уже немолодом возрасте. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164.

Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Портрет был заказан художнику Павлом Михайловичем Третьяковым, мечтавшим собрать портретную галерею передовой русской интеллигенции XIX века – «разума нации»: художников, писателей, ученых.

  • Видео: Портреты Василия Тропинина
  • Видео: Илья Репин, Портрет баронессы Икскуль
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве.

Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. 78 х 63 см. Слишком мало времени мог уделить Антон Рубинштейн на сеансы, да и позировал Рубинштейн «скверно».

Портрет Тургенева, 
выполненный Ильей 
Репиным: история

Третьяков»109. «Это тип, а не портрет», как точно определил Третьяков. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Как видно, жизнь и труды знаменитых людей всегда окутаны дымкой привлекательности. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны.

Работа над этой картиной продолжалась довольно долго. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. И. Е. Мусоргского (1881). Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124.

В дальнейшем Пенаты должны были перейти в собственность Академии художеств. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко».

Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. В 1947 году в книге «Репин и Тургенев» он воспроизвел портрет, который с 1950-х годов хранится в Севастополе (композиция и все детали совпадают). Пирогова (1881). Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Общение с прежними друзьями было только заочным. Первое, на что сразу устремляется взгляд зрителя, это глубокий, целеустремленный взгляд писателя. Он был очень красив: высокого роста, крепко сложенный, с мягкими седыми кудрями.

Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Однако оттого что Репин вложил столько усилий в это произведение, ничего не изменилось.

Однако портрет «вышел» и не один, а два погрудных – прямо и сбоку. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». 207 х 73 см. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Видел много и в Европе и в России и знал превосходно русский народ и его язык. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58.

Репин писал о Мусоргском: «Какая глубина души изящество мысли и добродушие в поступках. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Я записал картину: Стенькой Разиным на лодке. Все же Репин показал портрет Тургенева на VII Передвижной выставке в Москве в 1879 году. Холст, масло, 101 x 77 см. Государственный Русский музей (Петербург)Репина с Толстым связывали многолетние дружеские отношения. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17.

Приветливый добрый взгляд обращён к зрителю. Решив создать большое полотно, художник начал работать над произведением в Ясной Поляне.

Все же Репин показал портрет Тургенева на VII Передвижной выставке в Москве, в 1879 году. Отзывы прессы были не очень лестными. И. С Тургенева писали многие художники, но почему-то результаты редко были положительными. Тургенев уважал вкус мосье Виардо и верил ему. «Это самое большое торжество образованного человечества. Репин изобразил его стариком (незадолго до смерти), со старчески сложенными на груди руками, со стариковским, плотно сжатым ртом, с сильно прищуренным глазом (один глаз у Пирогова почти не видел), но над этим, уже отжившим, уже близким к смерти, угасающим обликом старика высится изумительная, полная энергии, глубокой мудрости, страсти борца – голова. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Но чувство неприязни, возникшее еще при первом знакомстве в 1871 году в Петербурге и усиленное затем при последующих встречах – в Москве в 1872 году, когда Репин писал картину «Славянские композиторы» и в 1874 году в Париже, – осталось у Репина на всю его жизнь.

Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Но в третий раз, когда он захотел еще взглянуть на Христа, – его уже не было. Не в том дело, что он мне понадобится, а он бывает нужен мне очень часто. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Но заслуга Репина главным образом в глубоком психологическом раскрытии образа замечательного русского хирурга, педагога-гуманиста, героя русско-турецкой войны. На первый план выступает тот Мусоргский, который говорил про себя: «.

«Интересная голова, на льва похожа», – говорил художник. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Так, художник отказался продать его Третьякову для галереи, ответив, что портрет актрисы, «этюд», как называл Репин это абсолютное свое произведение, «останется у меня еще долгое и, может быть, очень долгое время.

В такую-то пору увиделся с Мусоргским Репин. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. У него были драгоценные перлы искусства. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122.

Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Все, знавшие Мусоргского, «были в восторге от этого портрета, – так он жизненен, так он похож, так он верно и просто передает всю натуру, весь характер, весь внешний облик Мусоргского». Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Этого следует пожелать всем начинающим и не только творческим людям. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Здесь даже и не соблюдено сходство.

Стасова называли «идейным вождём» русского реализма, но он бы бескомпромиссным противником «искусства для искусства». Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Согласно метрическим книгам, он умер в 1830-х годах, после чего все хозяйственные заботы легли на плечи его жены Натальи Титовны Репиной. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине.

Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Всё это выдаёт в нём целеустремленность ученого и борца, его ум, крутой нрав. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина».

П. А. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98.

И. Репин. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Тогда же Репин, по заказу Третьякова, написал портрет Антона Рубинштейна. Третьякова (1883).

Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Даже Стасов вынужден был отметить, что между многими портретами, написанными Репиным, «неудачен только один именно – портрет Тургенева». Судя по письмам Третьякова, этот портрет значительно больше нравился коллекционеру, но по каким-то причинам он его не приобрел. На этот раз Репин пытался «схватить» писателя, но, сам признавался, что «все это были неудачные потуги и из этого ничего особенного не вышло». Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135.

Портрет Антона Григорьевича Рубинштейна (1909-1915). По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Портрет Николая II (1896). Узнавая каждый раз что-то новое о творчестве великих писателей, художников, получаешь не только представление об их личностях, характерах, но и начинаешь видеть нечто доселе незаметное, невидимое в их произведениях, получая о них больше понимания, а, значит, возможностей для анализа, осмысления. Портрет хирурга Н. И.

А какое чутье Руси. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Газета «Русские ведомости» писала, что у Репина Тургенев «явился с таким цветом лица, какой бывает у человека после долгого перепоя вместо же роскошных седых волос и бороды Репин украсил г. Тургенева белыми мазками, напоминающими скорее взбитое мыло, чем человеческие волосы». На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35.

Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. – восклицал Репин. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл.

По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. КрошицкогоЭто второй портрет Тургенева кисти Репина.

Портрет В. В. Толстой несколько раз позировал ему в саду. Характер портрета – отражение духовных исканий писателя: в то время он стремился к «опрощению», часто занимался крестьянским трудом.

Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Он восторженно отзывался о нём в своих мемуарах. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале.

Репин знал произведения Тургенева, читал и перечитывал каждый новый его роман и повесть. Федор Васильевич Чижов, крупный предприниматель и финансист, был в то же время незаурядным математиком и историком литературы и искусства. Находясь под большим впечатлением от общения с Толстым, Репин писал его дочери: «Как бы ни унижал себя этот гигант, какими бы бренными лохмотьями не прикрывал свое могучее тело, всегда в нем виден Зевс, от мановения бровей которого дрожит весь Олимп». Художник работал над этим портретом почти 10 лет. заходил ко мне частенько, был нараспашку и с ним было очень интересно. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157.

Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Отзывы прессы были весьма резки, если не сказать больше. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились.

Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Государственная Третьяковская галерея (Москва)Репин дружил с Мусоргским и был поклонником его таланта. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Ведь благодаря такой детали, Репин смог подчеркнуть любовь писателя, к своей работе.

Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Америка—Франция—Россия. Первый портрет поступил в Третьяковскую галерею (где находится и ныне), второй же, не совсем законченный, остался у Репина.

Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Холст, масло 251 х 160 см. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Так, узнав, что Репин пишет в Париже картину «Садко», Чижов, через Поленова, рекомендует Репину съездить в Неаполь, посмотреть и сделать этюды с самого большого аквариума в мире, так как это для Репина «клад» и предлагает Репину для поездки деньги, обещает художнику великолепный прием в Неаполе, так как директором этого аквариума является приятель Чижова.

А. Г. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. «Художественный журнал» отмечал: «Общее внимание привлекает портрет И. С. Аксакова, написанный И. Репиным. Может быть он поступит в вашу галерею, когда меня уже не будет в живых».

Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична.

Севастопольский художественный музей им. Увы, портрет вышел сух и скучен».

В репинских письмах постоянно фигурируют тургеневские цитаты и образы. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. Через 11 дней после окончания работы Мусоргский умер. В. В. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141.

» В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». И. Репин. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Он сам – как это (ни) странно, – при абсолютно аристократических данных своей культуры, был очень скромен и до робости деликатен. Они жили в Пенатах в течение двух недель. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий.

Кстати, эта работа вернулась в галерею лишь много лет спустя, уже в советское время. Сложна и запутанна история создания Ильей Ефимовичем Репиным (1844 – 1930) портрета великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева (1818 – 1883). И это случилось несколько лет спустя, на сей раз в Москве в 1879 году. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична.

И. Маслов был в Москве для Тургенева даровая квартира, где его обожали, – вспоминал Репин. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым.

И. Репин. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Так, уже будучи в Петербурге, в 1883 году, после торжественных похорон Ивана Сергеевича, на которых Репин присутствовал (похороны состоялись 27 сентября), он начал писать новый портрет знаменитого писателя и снова, в который уже раз, его постигла неудача. Репин познакомился с ним еще во Франции, когда Чижов приезжал туда и бывал у В. Д. Поленова. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. П. М. Посетив Вену, Венецию, Флоренцию, Рим и Неаполь, художник снял квартиру и мастерскую в Париже57.

Тем более, что в 1909 году на большой выставке, посвященной памяти Тургенева в Императорской Академии наук, экспонировались два портрета писателя, написанные в 1879-м (ныне севастопольский) и 1883 годах, причем первый уже значился в каталоге как собственность Н. Н. Максимовского, другой – кассы взаимопомощи учащихся Академии художеств. Однако затем и И. С. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью.

Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. Но перед вторым сеансом Репин получил «длинную» и «беспокойную» записку Тургенева, в которой тот резко изменил свое первоначальное мнение о начатом портрете (это «совсем неудачное начало») и просил художника начать снова на другом холсте. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96.

Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Государственная Третьяковская галерея (Москва)Репин изобразил Третьякова в его обычной позе: когда он внимательно кого-то слушал, он скрещивал на груди руки. Однако дату под ним поставил «1883 год», хотя, несмотря на ретушь, даже на этой репродукции, а также на дореволюционных открытках и воспроизведении в каталоге XXXVI выставки ТПХВ над головой писателя в боковом свете можно прочесть дату «1878». Вот таким сложным и очень долгим оказался путь к зрителю одного из лучших портретов знаменитого русского писателя И. С.

К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Но история начинается в Париже в 1874 году. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Одна из работ художника – «Портрет Тургенева», картина написана в темных тонах, что делает ее особенной, не похожей на другие, а так же в свою очередь говорит о главном герое холста, о его характере, мудрости и серьёзности. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159.

В другой раз он зашел и говорил много интересного по поводу начатой картины. И. Репин. Репин восхищался музыкой Мусоргского, композитор преклонялся перед кистью Репина. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). И. Репин.

Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Припоминается случай с Иваном Сергеевичем Аксаковым.

В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Но этот портрет всё-таки был создан. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Глубокая любовь связывала Репина с Мусоргским. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта.

Репину были близки эти его качества, вот таким образом портрет получился психологически верным: резкие черты лица Пирогова, его чуть закинутая назад голова, крепко сжатые губы и складка между бровями. В то же время, как отмечал Чуковский, в своих новаторских идеях Наталья Борисовна порой заходила слишком далеко. Максимовскому. Стасов обещает написать об этом портрете и в газете «Голос» появляется его статья «Портрет Мусоргского».

На первый взгляд это неприметная, но на самом деле, очень важная деталь. Холст, масло. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194.

89 x 68 см. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Так как я жил недалеко, то Ив. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. М. Бунакову. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142.

Уже с самого начала своего творческого пути, с 1870-х годов, Репин стал одной из ключевых фигур русского реализма. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890).

Так как я часто и много увлекался этим сюжетом, то у меня первое время шло увлекательно. Взъерошенные волосы, запущенная борода с усами. Стасова (1873). На все он имел свой оригинальный взгляд. Начинаю писать его, он мне и говорит: «Вот что, Илья Ефимович, если вы хотите писать меня, как следует, убавьте мне лицо, рожи у меня много. » Действительно, лицо у Ивана Сергеевича Аксакова было красное, мясистое и массивное. Тонкие длинные пальцы говорят о его тонкой натуре.

Судьбы детей Репина сложились по-разному. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Однако судьба в лице Полины Виардо не дала наброску превратиться в портрет. «Первый сеанс был так удачен, – говорил Репин, – что И. С. торжествовал мой успех». Впервые Тургенев позировал художнику в 1874 году в Париже в доме Полины Виардо. Тяжко глядеть, чувствуется – ему остаются считанные часы жизни. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки.

А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. На лбу видны морщины, которые еще более добавляют серьезности внешнему виду и говорят о нелегкой работе, о постоянном напряжении и размышлении.

Она ушла из жизни в 1931 году55. Он хорошо относился к Репину, давал ему дружеские советы и предлагал свою помощь. Л. Н. Толстого». Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150.

Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Как ни убеждал художник Тургенева, что из этого ничего не выйдет, – не помогло. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. «И.

Дальше сведения об этих портретах были перепутаны. Холст, масло. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50.

Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Третьяков выполнил просьбу Репина.

Первый сеанс привел к появлению неплохого с точки зрения художника подмалевка. Портрет композитора М. П. В этом человеке виден ум, большой жизненный опыт и грусть. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Тургенев при первом взгляде на начало остановился со вниманием.

Писатель сидит в широком кресле, с зеленой обивкой и золотыми узорами. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. В нём он передал состояние сосредоточенности, самоуглубленности писателя. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50.

Холст, масло. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33.

216 x 136 см. Его глаза полны тоски, грусти и усталости. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Сначала Третьяков приобрел его, но впоследствии вернул автору (только после революции этот портрет вновь оказался в ГТГ).

В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. На лице мягкая и какая-то чуть виноватая детская улыбка. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. «И, о глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный яркий подмалевок (который не надо было трогать) головой вниз и начал с другого поворота. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140.

Многие портреты он создал по заказу П. М. И. Репин. Государственная Третьяковская галерея (Москва)Репин долгие годы дружил со Стасовым. Холст, масло, 64, 5 x 53, 4 см. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы.

Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Перед нами мудрый, начитанный человек, прошедший великий жизненный путь. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Репин боялся, что портрет не получится.

Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Я реалист и никогда не прикрашивал и не скрывал натуры. При продаже, то есть через много лет, Репин ошибочно поставил на нем дату – «1878», чем позднее ввел в заблуждение московских исследователей, позволив им усомниться в авторстве, так как надпись, конечно же, не соответствовала красочному слою всего холста. Иван Сергеевич симпатизировал мне лично и это особенно я заметил по одному случаю. Из Куоккалы, включённой по окончании боевых действий в состав СССР, поступило известие о том, что дом Репина остался без надзора.

Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет.

Следует отметить, что все трое сохраняли надежду на то, что достойный портрет Ивана Тургенева еще может состояться, несмотря на явное присутствие злого рока. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». 71, 8 x 58, 5 см.

Уважать авторитеты – это была в нем еще университетская традиция. По свидетельству Репина, Стасов был «грозою многих критиков, его боялись». Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899).

Государственный Русский музей (Петербург)На протяжении всей своей жизни художник занимался портретной живописью. В московском журнале «Свет и тени» говорилось: «Какого-то старческого селадона представил нам Репин вместо Тургенева». Тургенева, созданного в 1879 году великим русским живописцем И. Е. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4.