Портреты Репина С Названиями

Картины Репина с названиями позволяют понять, портреты каких людей он создавал. В этом же году появляются и другие известные картины Репина с названиями, это «Портрет Елизаветы Мамонтовой», «Портрет Ивана Сергеевича Тургенева», «Украинка у плетня», а также небольшое полотно «Дорога через узкий проход» и другие полотна.

Персоны и личности (интересное о известных)

Тяготение к портрету у художника проявилось в ранние детские годы. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. Не исключено, что ошибка умышленна: спрессованное время (пусть это заметно не всем) хотя бы отчасти, символически выводит картину из слишком конкретного измерения, представляя автора не этнографом, но вдохновенным сочинителем.

До 1917 года полотно находилось в Мариинском дворце часть этюдов были приобретены Музеем Александра III. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. Америка—Франция—Россия. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241.

Центральная группа словно недовольна своей ролью. Она ушла из жизни в 1931 году55. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб.

Репин Илья Ефимович – великий русский художник. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Перед нами изображение немолодого уже генерала, тучного, но сохраняющего хорошую осанку.

Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Девушка взята жизненно, естественно посажена на кушетку.

Известные люди на 
портретах кисти 
Репина и на фотографиях

Известные люди на портретах кисти Репина и на фотографиях (11 фото)

Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом. В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета. Для своей картины Репин сделал ряд блестящих портретов, писанных с натуры в этюдном порядке. Портрет Третьякова поразительно прост и глубок. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ.

Поставленная перед художником задача была очень трудной. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Однажды Крамской попросил его показать самостоятельные домашние работы.

Убедившись, что слушателям очередная история действительно интересна, Репин записывал её, сохраняя разговорную интонацию отсюда— сказовая стилистика его книги200. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу.

Демократическая интеллигенция жила сведениями о политических процессах и смертных приговорах, обсуждала террористические акты (увы, как раз приобретшие вид типических сюжетов) и реакцию власти на них. С «Бурлаков на Волге» началась репинская слава. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. Однажды на праздник к Репиным пришел двоюродный брат Ильи, Тронька и принес с собой краски.

Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232.

Таким оно становится благодаря переполняющим царевича чувствам – жалости к отцу и прощения. Все теневые части головы, согласно академической традиции, жидко протерты жженой сиенной, света нанесены густыми кроющими красками. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17.

Илья Репин: картины 
исторические, портреты, 
парадные полотна

Илья Репин: картины исторические, портреты, парадные полотна

А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. Казалось, она спит. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше.

Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Она обучала грамоте не только своих чад, в ее доме собиралось более десяти ребятишек, которых женщина учила читать и писать. Россия 1880-х изобиловала подобными обстоятельствами.

То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица. Общение с прежними друзьями было только заочным. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. Кроме нескольких ярких характеристик главнейших бюрократов, большинство их, при полном портретном сходстве, дано в виде общей безличной массы украшенных лентами и звездами «Действительных тайных советников». На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя.

Также написана бриллиантовая звезда на груди Дельвига. В здоровье Мусоргского наступило некоторое временное улучшение. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890).

В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. Человек – творческая натура и это творчество должно развиваться всесторонне. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235.

Картины Репина с 
названиями история 
создания, сюжет

Картины Репина с названиями история создания, сюжет

Убийство свершилось. Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза. Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. — И. Г. ) посидеть мне смирно. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты.

Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53.

Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. В его глазах читается печаль, тоска. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра.

Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека. Так отнеслись к нему и сановники изображенные на картине. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными.

После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246.

Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Однако портрет вышел очень похожий и, когда вернулась маменька с Устей (сестра Репина. Вегетарианцем стал и сам Репин. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина.

Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202.

Русский мир в портретах 
работы Ильи Репина

Русский мир в портретах работы Ильи Репина

Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Она была закончена только в 1891 году. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды».

Репин никуда не делся. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Особое внимание в портрете привлекают пышные серебряные эполеты.

«Роковой» художник: 
мистика и мифы, 
связанные с картинами

«Роковой» художник: мистика и мифы, связанные с картинами Ильи Репина

Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались.

Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. Еще секунда и новая строка послания будет придумана. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году.

Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. В эту минуту в комнату вошел Христос.

Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. Возвращается в Россию летом 1876 года. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Мы должны изучать мир вокруг нас, стремиться улучшить общество и свои качества. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. В последние годы он обратился к библейским сюжетам.

Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Ежедневно почтальон приносил художнику много конвертов на каждое из писем Илья Ефимович отвечал сам— порой на это уходило несколько часов. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея.

Эта большая шляпа бросает тень на ее лицо и потом он (Репин) придал ее лицу такое отталкивающее выражение, что оно кажется неприятным. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства». Вместе с тем скольжение света по лицу Пирогова вызывает ощущение подвижности этого лица. Известно, что художник внимательно изучал источники и стремился следовать правде во всех деталях: даже то, что героиня изображена с непокрытой головой (головной убор был сшит из той же старинной парчи, но не пригодился), указывает на скорый постриг – он случится как раз в 1698 году.

Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Этюд получился превосходный. Вот таким образом его взгляд получает направление сверху вниз.

Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Берег Волги. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину.

Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Одни зрители ругали ее, другие – восторгались. Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной.

Репин встречал их по средам. О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204.

самый последний ремейк был создан в 1918 году и назывался «Быдло империализма» – Репин вообще был склонен возвращаться к старым сюжетам. О чем эта история. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии.

Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. Чего стбит одна шеренга великокняжеских кукол, с царем в центре или ханжеская фигура «обер-прокурора святейшего синода» Победоносцева, молитвенно скрестившего руки или умная, лукавая голова Витте. Сильное боковое освещение, которое дал художник голове Пирогова, скрадывая в облике хирурга все мелкое и второстепенное, выявляет наиболее характерные в нем черты: гладкий, круглый череп, шишковатость лба, глубокие морщины у переносья, образовавшиеся от привычки щуриться, сильную линию носа, резкую складку щеки, придающую лицу выражение твердости.

Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Образ Пророка у Репина получился непривычным: уже немолодой, длинноволосый, бородатый интеллигент в рубище вместо одежды— таким его представил художник, находившийся под влиянием толстовских взглядов. Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Верно построенные, слегка по-монгольски поставленные глаза обнаруживают основательное знакомство с теорией и практикой «перспективного строения головы», культивировавшегося в академии со времен Брюллова и развитого впоследствии П. П. Чистяковым в целую систему. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет.

А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. Работал весь день, не замечая времени.

Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. Были и иные варианты – с бурлаками, пробирающимися сквозь бурелом (этюд, забракованный знатоком леса Шишкиным за «неправильные» деревья, уничтожен) и идущими вброд Картина хранится в Государственной Третьяковской галерее. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». В 80-е годы начинается самый плодотворный период его жизни. Пятый факт.

Найдите 10 отличий: 
современники Репина 
на его портретах

Найдите 10 отличий: современники Репина на его портретах и в жизни

В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки.

На время Репин перестал творить и впал в депрессию. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Шесть лет потратил Репин, чтобы композиционно выстроить сюжет: практически сливающаяся с темнотой спина священника и освещенное лучами восходящего солнца лицо сидящего на постели революционера.

Угодливо склонился над приставом сыщик, за ним другой – с торжеством протягивает руку со связкой книг. На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак. Комната небогатой интеллигентной семьи.

Загадочный Репин 
— 10 интересных 
фактов

Загадочный Репин — 10 интересных фактов

Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Портрет производит яркое и сильное впечатление. Жил в Италии и Франции (1873–1876).

В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. ». В его взгляде осуждение и тревога. За окном летний день. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96.

Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Эта работа имеющая общую площадь 35 квадратных метра, стала последней из больших произведений. Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы». 1887 год стал для И. Е. Репина переломным. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл.

Илья Репин: самые 
популярные картины 
 (топ 12)

Илья Репин: самые популярные картины (топ 12)

Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Глаза ясные и добрые. Приусадебная территория изначально была заболоченной, вот таким образом хозяева провели благоустроительные работы, построили пруды и каналы. Столь же энергично сжаты его губы, отчего вздернулся седой подбородок.

Репин дважды подавал прошения об отставке. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. Так ли это – судить зрителям. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта.

Илья Репин – картины 
с названиями и описанием 
по алфавиту

Илья Репин – картины с названиями и описанием по алфавиту

О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. Голова Пирогова слегка откинута назад. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. А свеча становилась ниже и тени менялись. Для создания фона художник специально ездил в Москву, чтобы во дворе Петровского дворца подготовить этюды с обязательным присутствием солнца, свет которого служил важнейшим элементом композиции3151. Больничный халат, вышитая рубашка написаны художником схематично, они не подчеркивают болезненность, а призваны служить обрамлением главного – лица, головы, вызывающий поворот которой позволяет думать, что до последнего мгновения жизни этот человек боролся со своим недугом.

Но как раз в восхищении «своих» был оттенок, для импульсивного по натуре художника неприемлемый: ему как бы вменялось в обязанность и дальше быть певцом обездоленных изображать, как писал Крамской, «тяжелый, крепкий и почти дикий организм». Его, по сравнению с фигурой и головой, непропорционально маленькие руки – это тоже мягкие холеные руки аристократа. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157.

Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. Жалко и одновременно страшно в своей потерянности и отчаянии старческое лицо царя с застывшими, обострившимися чертами.

Художественно-исторический 
музей Арт-Рисунок

Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Писемского» (1880). Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. -— И. Г. ), они много смеялись».

Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. В портрете Репин намеренно подчеркивает злую насмешливость, недружелюбность писателя.

«Отступничество» 
в картинах Ильи 
Репина

«Отступничество» в картинах Ильи Репина

Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми.

Еще до того, как этот портрет был окончен, его увидел писатель Александр Куприн с супругой: их пригласили в мастерскую на чтение пьесы Горького «Дети солнца». Случайно ему удалось у приехавшей купчихи достать шубу с лисьим воротником, боярскую шапку. Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Репин внимательно посмотрел на меня и проговорил: «Портрет вам не понравился.

Мужа постоянно отправляли в далекие походы, а Татьяна Степановна, живя с детьми в военном поселении, чтобы прокормить семью, была вынуждена много трудиться на самых тяжелых и грязных работах. «Как. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100.

О жизни и творчестве 
выдающихся художников

О жизни и творчестве выдающихся художников

Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Не случайно фигура ссыльного отсылает к фигуре Христа с картины Александра Иванова «Явление Мессии» здесь так же чуть искажена перспектива и вздыблен пол, чтобы шаг превратился в нисхождение. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Следом за ним, меланхолично покуривая трубку и не утруждая себя чрезмерными усилиями, спокойно шагает длинный, как жердь, бурлак в шляпе.

После того, как Илья Ефимович написал портрет Радова, он, не старый еще и вполне здоровый мужчина, заболел. Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225.

Портрет неудачен, он не похож на Марию Федоровну. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Сюжет картины не столь очевиден, как кажется.

Топограф иконописец, 
студент Академии 
художеств

Топограф иконописец, студент Академии художеств

Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. На время Репин перестал творить и впал в депрессию.

Труд — вот что определяет и украшает человека. В середине XX века советские искусствоведы считали эту работу утраченной: так, Илья Зильберштейн писал, что следы картины затерялись в Киеве в начале 1920-х годов128. Посетив Вену, Венецию, Флоренцию, Рим и Неаполь, художник снял квартиру и мастерскую в Париже57. Рассмотрим "ближний круг".

Жанровые и исторические 
полотна Ильи Репина

Жанровые и исторические полотна Ильи Репина

Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Внимание художника тяготит их. Они написаны Репиным с поразительным мастерством, а главное, с ощущением их великолепия.

Первый факт. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Как точно заметил Достоевский: «бурлаки, настоящие бурлаки и более ничего. Основной чертой характера Писемского Репин считал его саркастичность, язвительность.

«Отказ от исповеди 
перед казнью» (1879-1885)

«Отказ от исповеди перед казнью» (1879-1885)

Та эмоция, то чувство, которые были вложены Репиным в живопись эполет, были эмоцией, чувством самого Дельвига, раскрывали его отношение к своему мундиру, его наслаждение своим генеральским великолепием. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Но в «Протодьяконе», кроме влияния Рембрандта, мы видим нечто такое, чего раньше у Репина не было и что отныне явится характерной чертой его живописной манеры, его языка. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901 – 1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229.

Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Сходство черт лица и выражение поразительны. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером.

«Крестный ход в 
Курской губернии» 
 (1880-1883)

«Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883)

Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Написал её Соловьёв Лев Григорьевич. Изображённый Репиным человек всегда как бы сам говорит о себе.

Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. Впрочем, возможно, в картине был и некий дополнительный умысел.

«Запорожцы пишут 
письмо турецкому 
султану» (1880-1891)

«Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880-1891)

Отдавая многие годы на создание таких значительнейших и сложных по содержанию картин, как «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Иван Грозный и сын его Иван», Репин одновременно с этим на протяжении всей своей жизни уделял очень много внимания и времени портрету. Впрочем, так ли. Музыка переносила его в мастерскую, к картине. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей.

Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171.

«Торжественное заседание 
Государственного 
Совета 7 мая 1901

«Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1903)

В те времена доля солдатской жены была нелегкой. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз.

Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Случайно увиденная Репиным сценка сельского крестного хода явилась отправной точкой для создания монументальнейшего полотна художника «Крестный ход в Курской губернии», картины, запечатлевшей не только лицо всех классов царской России, но и давшей глубокое раскрытие их взаимоотношений как угнетателей и угнетенных. В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

Краткая характеристика творчества

В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. Он создаёт галерею портретов современников, работает как исторический художник и мастер бытовых сцен.

Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Он идет прямо к матери. И сейчас, глядя на портрет Дельвига, мы чувствуем, что он как бы красуется перед нами этой своей пышностью.

Девочка скорее насторожена, мальчик скорее возбужден, горничная невозмутима, дама у рояля будто грезит наяву – а лица матери (если это мать) мы не видим. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. Я согласен с вами — портрет неудачен»». Почти со всеми его связывали дружеские отношения.

Картины Репина (фото) 
с названиями

Картины Репина (фото) с названиями

Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года.

Веселый, удалой танец, счастливые лица людей Эта работа была написана Репиным под влиянием французских импрессионистов, которые старались показать секундное мгновение того, что происходит здесь и сейчас. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Они жили в Пенатах в течение двух недель. Исследователи не раз обращали внимание на то, что на фоне своих полотен Репин не выглядел великаном. Это лучше всех ваших академических работ.

Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Репин-писатель (а он был прекрасным писателем) способен анализировать своих героев, но Репин-художник с восторгом откликается на человеческую целостность, на полноту жизни, на органику и динамику. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141.

Стасов присылает ему все, что он просит. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы.

Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично. Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках. Руки Пирогова энергичным жестом плотно скрещены на груди.

Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Картина Репина «Не ждали» замыкает его «революционный цикл», куда входят также «Арест пропагандиста», «Отказ от исповеди» и другие работы. В «Протодьяконе», несомненно, сказалось влияние Рембрандта, даже и в композиции портрета Репин шел от известного шедевра Рембрандта «Ян Собесский».

Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157.

Портрет Модеста 
Мусоргского (1881)

Портрет Модеста Мусоргского (1881)

С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев.

А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий». В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман.

Откликается такой же живостью живописного почерка, бравурностью кисти. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой.

Как заключенные 
сбежали изСобибора

Как заключенные сбежали изСобибора

Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Тронька подарил краски Илье и с тех пор он не расставался с ними, рисовал постоянно, даже во время болезни. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4.

В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. Много учился на написании портретов близких и друзей. По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело».

Роман развивался стремительно: они познакомились в начале 1900 года и той же осенью Репин перебрался к Нордман в имение под Петербургом в поселке Куоккала. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. Полуголый казак смакует крепкое атаманово словцо, а другой, черноусый, в шапке с красным верхом, от восторга грохнул его кулаком по спине. В портрете В. А. Шевцовой Репин сделал опять огромный шаг вперед. Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу.

Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. — сказал Крамской.

«Иван Грозный и 
сын его Иван 16 
ноября 1581 года»

«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»

Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Рассеянный свет, падающий на лицо, выявляет бугристую выпуклость этого большого лба, подчеркивает затененность глубоко посаженных глаз, которые от этого становятся суровее, строже. Написан портрет вдохновенно. В портрете Хлобощина художник сделал дальнейший шаг на пути овладения формой. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Работа над картиной протекала в исключительно трудных условиях.

Репина привлекала тема революционно-настроенной России. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое».

В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему.

Его облик, пылающий взор на измождённом лице, противопоставлены облику другого персонажа— человека грубого и приземлённого. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243.

«Торжественное заседание 
Государственного 
совета»

«Торжественное заседание Государственного совета»

«Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. К тому же и погода благоприятствовала работе. Картина теперь писалась легко, вдохновенно. И вот уже перед нами не царь, а отец. И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери.

Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Тут больше любви к делу, — пояснил он. Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда.

Портрет премьер-министра 
Столыпина

Портрет премьер-министра Столыпина

Между тем «Бурлаки» построены гораздо сложнее. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. Ведь об освобождении узников родных оповещали. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой).

Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества».

Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году. По линии матери Лев Толстой прямой потомок Ярослава Мудрого, по линии отца – легендарного Индриса, фигуры загадочной, неясной. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)». После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу.

Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Одной из самых значительных полотен на эту тему является Не ждали. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории.

«Портрет пианистки 
графини Луизы Мерси 
дАржанто»

«Портрет пианистки графини Луизы Мерси дАржанто»

Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет». В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Этот мужчина слыл в городе колдуном. В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». Публике картина понравилась.

Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). На этой основе Репин строит характеристики действующих лиц в своих портретах и картинах.

Самое интересное 
в виде мозаики

Самое интересное в виде мозаики

Репин забыл о конкурсе, об Академии. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. Это вы сами. После рассекречивания архивов выяснилось, что в 1935 году он был арестован при пересечении границы с СССР и приговорён трибуналом Ленинградского военного округа к расстрелу на основании статей 58-8 и 84 УК РСФСР56. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий.

Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина). Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания. Они словно противопоставлены друг другу. Он сидит абсолютно прямо, не прислоняясь к спинке своего кресла.

Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Судя по отчётам финских надзорных служб, коллеги должны были уговорить Репина переехать на родину. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» – глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают" Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. «Протодьякон» является важнейшей вехой в творчестве Репина, тем трамплином, с которого только и можно было совершить пры-Яок к будущим, еще более совершенным его созданиям.

  • 7 знаменитых картин Ильи Репина
  • Илья Ефимович Репин – биография и картины
  • Илья Репин: биография и факты из жизни
  • Илья Ефимович Репин – биография и картины (1844- 1930)
  • Краткая информация о художнике и его картинах

Запечатленное угнетение бедных являло собой призыв к милосердию по отношению к простому человеку.

7 знаменитых картин 
Ильи Репина

Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора.

И напрасно Репин, поясняя, что «не давал клятву писать только дикие организмы», признавался, что в процессе работы его «нисколько не занимал вопрос быта и социального строя договоров бурлаков с хозяевами», – общественность видела то, что хотела видеть: обличение и гражданскую скорбь. На автопортрете, выполненном в 1877 году, Илья Ефимович выглядит измождённым по мнению исследователей, болезненность, которую кисть художника не сумела скрыть, — это следствие малярии, перенесённой Репиным сразу по прибытии в Москву. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать».

Не доносчик ли. Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин. В результате перед нами образ Писемского, необычайно верно раскрывающий его натуру, отразившуюся и в характере его творчества. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина.

Тут же Репин набросал карандашный эскиз, который позже стал основой для знаменитой картины. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце.

Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Вроде бы ссыльный революционер возвращается в семью, но тогда отчего его «не ждали». В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие.

Все заняты. Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное. Репин был очень дружен с Мамонтовым. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве.

Под его свободными складками легко угадывается сухая, но крепкая старческая фигура. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Пирогов изображен Репиным в просторном черном пальто. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда».

Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Третьяков»109. Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи.

Каждый персонаж переживает что-то своё. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. Репин считал сам эту картину красивой. По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку». Абсолютно иной человеческий образ предстает перед нами в «Портрете хирурга Н. И. Пирогова» (1881) изображающем также одного из выдающихся деятелей русской науки и культуры. Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. Рисунок уверенный, лепка твердая. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185.

Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки.

Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков.

На одном из вечеров было зачитано письмо XVII века, написанное запорожскими казаками турецкому султану Мохаммеду IV. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124.

Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Репин принес голову старушки, написанную на маленьком картончике. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году.

Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». М. Бунакову. Л. Н. Толстого».

Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. В композиции этого портрета ярко обнаруживается черта, особенно типичная для всего портретного искусства Репина в дальнейшем: постоянные поиски, «как взять» на холсте данного человека, как дать его в наиболее ему присущем и характерном движении. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242.

Вместо бытового жанра получился групповой портрет, где никто не выделен: можно сосредоточиться на «бунтарях», но можно назначить «главным» вожака ватаги, созерцателя Канина, который самому Репину казался проданным в рабство античным философом. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже.

В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. Пирогов в изображении Репина – волевой, целеустремленный характер. Вся центральная часть написана самим Репиным.

Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Может вызвать удивление то обстоятельство, что демократ Репин, ненавидевший мундиры, на этот раз употребил столько усилий и мастерства на воспроизведение знаков генеральского достоинства. При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт.

Но в канонической версии, развернув шествие по горизонтали и дав таким образом «реплики» всем членам артели, автор обеспечил и зрителям свободу выбора. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека».

Публика картину заметила: официальные люди – среди которых президент Академии художеств Федор Бруни и министр государственных имуществ Зеленой, возмущенный неактуальностью мотива («этот допотопный способ транспортов уже сведен к нулю»), – негодовали, прогрессисты восхищались. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Судьбы детей Репина сложились по-разному.

Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос».

— Да это превосходно. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Художник создал множество изображений своих выдающихся современников. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился.