Пуссен Никола Танкред И Эрминия

Сделавшись самым молодым оруженосцем в стране, он начал готовиться к миссии рыцаря. Победа была кровавой -- город буквально захлебнулся в крови.

После Рождества большой отряд под предводительством Боэмунда и Роберта Фландрского отправился на промысел в область Харим, что в нескольких милях от Антиохии. Взволнованность Эрминии передается каждой детали картины, каждой линии и световому блику. Готфруа, который по случаю опасной раны долго не мог выходить из палатки, явился наконец в лагерь и присутствие его произвело оживление среди общего упадка духа.

  1. КАРТИНА «ТАНКРЕД И ЭРМИНИЯ» – ОБРАЗНО-СТИЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
  2. Описание картины «Танкред и Эрминия»
  3. Танкред и Эрминия — Николя Пуссен
  4. Пуссен, Никола – Танкред и Эрминия
  5. Никола Пуссен «Танкред и Эрминия»

Но, оставаясь навсегда приверженным «достойной и благородной натуре» идеалу, Пуссен не приемлет искусства Караваджо, натурализм фламандской и голландской школы, противостоит влиянию Рубенса, его пониманию живописи. Крылатый седобородый старик, под музыку которого кружится хоровод, – Отец Время. Затем эта идея соединяется с точным пластическим решением, определяющим число персонажей, композицию, ракурсы, ритм и цвет. На холмике подле ворот св. Для него все это были лучи одного, непостижимого умом света. В ней слились и удивительное спокойствие и напряженный порыв и нежность и сострадание.

Военную добычу переносили в город несколько дней, пустив большую часть сокровищ, отнятых у сарацин, на украшение святых храмов. Тревожный оранжевый закат, оседланные кони, стоящие, как живая преграда. Башзиан успел ускользнуть через потайные ворота — но его узнали армянские дровосеки.

  1. Сайт с говорящим названием — Про искусство и его ведение
  2. Вернуться к странице — Выставка «Вечные темы искусства»
  3. Рисунок акварелью собирателя открыток
  4. Галереи, серии картин, портретов
  5. СОВЕТСКИЕ ХУДОЖНИКИ часть третья

Рядом с Аполлоном и Дафной, с урной из которой льется вода изображен речной бог Пеней. Ее явление сродни вмешательству божества в финале античной трагедии (deus ex machina). В романтических тонах автор поэмы повествует о походе рыцарей-крестоносце в Палестину.

«Ключи от города» добыл для крестоносцев не кто иной, как Боэмунд. Рядом путти пускает мыльные пузыри – символ быстротекущей человеческой жизни. Пуссен в Греции не бывал и это не греческие местности.

  1. Общееколичествопросмотровстраницы
  2. Ссылки на Танкред и Эрминия (Пуссен)
  3. Описание картины Николы Пуссена «Танкред и Эрминия»
  4. Никола Пуссен и живопись Классицизма
  5. Мужские и женские символы в палеолитическом искусстве
  6. Реферат по предмету Искусство и культура

Наиболее знаменитыми работами Пуссена являются картины «Разрушение Иерусалима» (первый вариант не сохранился и был написан второй) (рис. 2). С этой стороны «мышеловка захлопнулась» — но в распоряжении осажденных были еще одни, западные ворота, через которые они могли получать продовольствие.

КАРТИНА «ТАНКРЕД 
И ЭРМИНИЯ» – ОБРАЗНО-СТИЛИСТИЧЕСКИЙ 
АНАЛИЗ

Итак, на всех уровнях организации изображения может быть прослежен «эффект борьбы», выражающий действительную борьбу, в которой совершается волшебная метаморфоза героев. И позднее в Дельфах победителям на состязаниях давались лавровые венки. Есть несколько вариантов ее расшифровки: ET IN ARCADIA EGO I TEGO ARCANA DEI (Иди, я сохраняю тайны Бога) если добавить необходимый грамматически глагол sum, то складывается следующая анаграмма – ET IN ARCADIA EGO SUM TANGO ARCAM DIE IESU (Я прикасаюсь к гробнице Господа Иисуса).

Рационализм первого (характерный для французского духа в целом) и неуемная фантазия второго (Марино не только поэт, но и явление stile moderno в его наиболее яркой — итальянской — версии) суть два полюса того мира, в котором предстояло раскрыть себя гению Пуссена. Практически все картины Пуссена на историко-мифологическую тематику. разве это свидетельствует о том, что я создавал ее с большей любовью, нежели ваши. Выявлена по-своему. Здесь упорядочено все – и вытянутое параллельно переднему краю холста тело умершего и складки на плащанице, в которую оно завернуто и позы всех присутствующих (в отличие от первой картины, здесь исчезают ангелочки, но появляется упомянутая в Евангелии от Матфея другая Мария) и сосуд для благовоний, прочно стоящий на постаменте.

Два ангелочка у ног Христа рыдают, застыв в неустойчивых позах. Лавровым венком увенчивали голову победителя в поэтическом состязании.

У Богатства волосы перевиты ниткой жемчуга. Вопрос, однако, не исчерпывается этими обстоятельствами. В картине Пуссена выражена высочайшая оценка его таланта, не случайно он единственный из смертных введен в круг Аполлона и муз. Пуссен совмещал в себе и веру в таинства христианской церкви и веру в мифологию древних. «Этот человек, — сообщает Беллори, — страстно увлеченный рисунком, являвшийся хранителем богатой коллекции замечательных гравюр с Джулио Романо и Рафаэля, пленил ими душу Никола, который копировал их с таким рвением и столь верно, что сумел постичь мастерство рисунка, передачу движений, мастерство замысла и другие замечательные качества этих мастеров». Оба плана принадлежат пространству «обрамления» главного действия в этом смысле — и только в этом — можно говорить об их декоративной функции (ср.

Впрочем, возможно, дело отнюдь не в корысти, а в божьем промысле. Тогда вперед выступил неутомимый Танкред. Гибель героя воспринимается как трагедия общественного значения.

Никола Пуссен родился 5 мая 1594 года в Нормандии, около городка Ле Андели. Характерно, что в ударных позициях цвет очищается от примесей, приближаясь к локальному. Вафрин, только что спешившись, бережным жестом приподнимает раненого рыцаря. Далее идет перечисление модусов, применявшихся древними, причем характеризуется соотношение каждого модуса с определенной группой (типом) сюжетов и присущее модусу действие.

Пуссен, сохранивший в Риме строгий ум и чистую душу — достояния своей родины Нормандии (родины Мопассана и Флобера), мог обратиться к древности с той же простотой, с тем же свежим энтузиазмом, с которыми к ней подошли Рафаэль и его школа. Конец 1640-х— начало 1650-х— один из плодотворных периодов в творчестве Пуссена: он написал картины «ЭлиазариРевекка», «Пейзаж сДиогеном», «Пейзаж с большой дорогой», «СудСоломона», «Аркадские пастухи», второй автопортрет. Через некоторое время место педагога занял художник Жорж Лалльман. Замечательна искренность всего этого разностороннего творчества. Рейнольдс. Противостояние двух сил их борьба и вражда, переходит в свою противоположность при посредстве третьей: торжественно-мажорно звучит цвет, свет заполняет пространство изображения из лесного мрака появляются сияющие фигурки крылатых детей (их вхождение в картинное пространство в целом совпадает с направлением светового потока) и вместе с ними вступает, нисходит на сцену главное действующее лицо — Любовь. Но и этого мало.

Однако, нарушая «спокойствие» формата, Пуссен акцентирует диагональное членение плоскости и тем самым задает схему динамической композиции. Картина Танкред и Эрминия написана в 30-е годы, когда Пуссен находился под влиянием Тициана. Как понятно, что Пуссен предпочел всю свою жизнь (с 1624) провести в Риме, где он мог свободно окунаться в мечты о прошлом, о былом здоровье человечества. Эти слухи встревожили всех и заставили умолкнуть все личные интересы соперников.

В ином ключе решена композиция «Танкред и Эрминия» (1630-е гг., Ленинград, Эрмитаж), ее сюжет навеян поэмой Торквато Тассо «Освобожденный Иерусалим». Биографы в один голос говорят об исключительном трудолюбии художника. И именно душу.

Как справедливо отмечал Р. Ли, сюжеты, почерпнутые художником из «Освобожденного Иерусалима», быстро обрели популярность не только в силу их самоценной прелести, но также и потому, что имели за собой давнюю традицию пасторали, восходящую к античной мифологии и литературе и культивированную искусством Ренессанса (можно назвать такие излюбленные сюжеты, как «Венера и Адонис», «Аврора и Кефал», «Диана и Эндимион» и т. п. ). В 18 лет он едет в Париж, чтобы заниматься живописью. Этим волшебным ароматом здоровья пахнуло от развалин и раскопок и на Рафаэля. Слева на одном из холстов виден античный женский профиль, к которому тянутся две руки. А почему бы и нет. Скоро антиохийские улицы были заполнены христианами.

Вероятно, его первым учителем был портретист Фердинанд Ван Элле (1580 – 1649), вторым – исторический художник Жорж Лалльман (1580 – 1636). У прославленного рыцаря не хватало денег и остальные вожди охотно «сбросились» на столь богоугодное предприятие.

Лихо скакал на коне, легко попадал «в яблочко» из лука и из арбалета, фехтовал, переплывал бурную реку, дрался «на кулачках» Он настолько преуспел, что в нарушение всех правил дядя решился посвятить его в рыцари еще до абсолютнолетия. Таким образом, в теории Пуссена мы видим неразрывное функциональное единство трех составляющих идеи, воплощающей ее структуры изображения и «программы» восприятия. В 1640 популярность Пуссена привлекла внимание Людовика XIII (1601 – 1643) и по его настойчивому приглашению Пуссен приехал работать в Париж, там он получил заказ от короля написать картины для его капелл в Фонтенбло и Сен-Жермене.

Первый план ритмически уподоблен третьему при этом параллельным диагоналям задано разное направление: на первом плане — справа / сверху налево / вниз (потоком воды), на третьем — слева / снизу направо / вверх (движением колесницы). Легким шагом, подобным стремительному полету, к ним приблизилась Эрминия. Велико значение его творчества для истории живописи. Некоторую твердость духа сохраняли лишь дамы, сопровождавшие бойцов: «Наши женщины были нам великой подмогой, принося питьевую воду и, не прекращая, подвигая на битву» — напишет аноним.

Художник изображает группу пастухов, подошедших к саркофагу, на котором видна надпись «Et in Arcadia ego» и сверху лежит череп. Бедность одета очень просто. Но, как бы то ни было, крестоносцы торжествовали победу: «Христос, подвергнув своих воинов испытаниям и, наконец, смилостивившись над ними, привел их, ликующих, к счастливому завершению» Историки утверждают, что 100 тысяч мусульман остались лежать в долине, которая отделяет Антиохию от Черных гор.

Относительно света важно специально заметить, что его «вхождение» в картину подчинено направлению, контрастному диагонали-доминанте, — слева / сверху направо / вниз. Случилось так, что как-то в поле она обнаружила его лежащим на земле с кровавой раной.

Получается сложное, двойное ритмическое движение: одно, пронизывающее три фигуры, другое, «всасывающее» композицию в глубину пространства и резко «выталкивающее» ее вперед. Он лишь сильнее сжал рукоять игрушечного меча. При этом, слабым местом из было полное отсутствие оборудования для штурма стен.

Волшебница Армида усыпляет молодого рыцаря Ринальдо, отправившегося в крестовый поход. Как-то в жаркие июньские дни все тот же Танкред мучился желудком. Игнатия Лойолы и св. А. С. Пушкина). Донести эти идеи до зрителей художнику помогает логичная и ясная композиция. В своих полотнах он показывал совершенных героев, верных гражданскому долгу, самоотверженных, великодушных, при этом демонстрируя абсолютный общечеловеческий идеал гражданственности, патриотизма, душевного величия.

О прорицаниях из самого дерева лавра сообщает Гомеровский гимн. Теперь на осадных работах денно и нощно трудились все — даже толпы нищих и разбойников, объединенные под командованием так называемого «царя отребья». Создавая идеальные образы на основе реальности, он сознательно исправлял природу, принимая из неё прекрасное и отбрасывая безобразное. Мы теперь гораздо точнее знаем Грецию и ее богов, нежели это знали во времена Пуссена.

Холсты этой группы обладают особенным колористическим богатством. Эрминия мечется в желании спасти Танкреда, но ей нечем перевязать его рану. Пастухи остановились перед неожиданной находкой и взволнованно читают текст. Какой покой и простор, как тихо и сладко. Воспылав ненавистью к крестоносцу Ринальдо, волшебница Армида решает погубить его.

Впоследствии отождествлялась с Немесидой и карфагенской небесной богиней Целестой. Впрочем, утверждает хронист, «врагам помешала вовсе не распутица, а единственно всемогущество Божье». Это прекрасный пример для всех, кто решил посвятить себя искусству».

Говорят, услышав о гибели отца, пятилетний Танкред не проронил ни слезинки. Двуглавое каменное изваяние слева – римский бог Янус. Она сама, как луч света и спасения для своего рыцаря, ее движения точны. Санк-Петербург. лишенный «обрамления» вариант композиции «Ринальдо и Армида» из лондонского Далвич-колледжа).

Герои здесь выглядят, как обычные люди, которых свел необычный, трагический случай.

Пуссен выделяет их и с помощью цвета. Все ждали чуда – Всевышний должен был открыть им Иерусалим. Чтобы покончить с кривотолками, несчастный даже решился на «суд Божий» — ордалию. Картина Пуссена «Смерть Германика» (1627, Рим, палаццо Барберини) — программное произведение классицизма.

Пуссена: «Его искусство захватывает очень большой круг переживаний, чувств и знаний. Танкред, как пишет его историограф Рауль Каэнский, не поверил «ни себе, ни глазам своим». Ясная, уравновешенная структура, в целом свойственная зрелому стилю Пуссена, внушает иной настрой зрителю.

Поход чуть было не закончился в Антиохии сначала из-за невзгод, затем из-за процветания. Уроки Куртуа, попав на благодатную почву, дадут щедрые всходы. Именно в это время Пуссен пишет свою знаменитую картину «Великодушие Сципиона» (1640, Москва, ГМИИ им. Марино умер в 1625 г., но современники считали его равным великим античным авторам.

1630-е гг. Но крестоносцы переработав свой план захвата поступили следующим образом: часть армии стала у Дамасских ворот (шаар Шхем), другая, во главе с Танкредом стала на северо-западе от города, напротив башни Голиафа. Рассматривая строение картины «в глубину», можно с известной условностью выделить три основных плана: первый, которому соответствуют аллегории реки и ручья второй — Ринальдо, Армида и амуры третий — группа с колесницей. Литературным источником этой картины, которую Пуссен пишет в 1625 г., также являются «Метаморфозы» Овидия (I, 438-550). Его присутствие напоминает о Смерти – постоянной спутнице хоровода Жизни. С 1650-х годов в творчестве Пуссена усиливается этико-философский пафос.

Какой ритм во всех движениях, во всех расположениях. заложившие основы классицизма в европейской живописи, поэтические композиции на литературные и мифологические темы, отмеченные возвышенным строем образов, эмоциональностью интенсивного, мягко сгармонизированного колорита «Вдохновение поэта», (Париж, Лувр), «Парнас», 1630—1635 (Прадо, Мадрид). Она пытается коснуться ускользающей руки Богатства. Особой популярностью пользовались два произведения Марино – «Адонис» и «Избиение младенцев», с которыми, вероятно, он здесь и изображен.

Из 70 тысяч едва ли осталось две, «и те еле-еле бродили вокруг палаток истлевших от зимних дождей». Так, дорический модус соответствует сюжетам «важным, строгим и полным мудрости» ионийский — радостным, лидийский— печальным иполидийский охарактеризован как содержащий «сладостную мягкость» и т. д. (Нужно заметить, что с фригийским модусом произошло явное недоразумение: ему даны взаимоисключающие оценки, о чем еще будет сказано ниже. ) Опорой Пуссену служат крупнейшие авторитеты древности — Платон и Аристотель. Ведь по сути дела Шантелу расценивает живописную манеру как выражение личного отношения художника к заказчику. Тем самым тема смерти еще сильнее и определеннее звучит в картине. Последнее замечание, проникнутое иронией, — очень точная реакция разума на вздорную ревность. Оказывается, накануне Танкред сражался с великаном Аргантом и получил опасный удар мечом.

Многие вожди поняли тайное побуждение, которым руководствовался Боэмунд и возразили ему, что несправедливо было бы допустить, чтобы один человек воспользовался общими трудами восстали и против того, чтобы овладеть крепостью посредством какой-нибудь уловки или коварства изобретением которых свойственно пробавляться женщинам. Простерто тело обессилевшего от ран Танкреда.

Это позволяет художнику определит пространственные соотношения и планы композиции. Далее, первоплановая фигура речного бога повернута спиной к зрителю, тогда как женские фигуры третьего плана даны в развороте на зрителя. Стоит заметить, что самые захватывающие художественные события часто происходят именно на границах культур и языков. Этот аллегорический образ истолковывается как изображение Музы, которую стремится удержать творец. Иакову Старшему» («Мадонна на столбе») (1629, Париж, Лувр). Утверждают, что для 10 тысяч горожан эта ночь стала последней. Попытка была неудачной.

И тут взор вновь останавливается на головке Эрминии, затем на ее коне, белизну которого по контрасту подчеркивает брошенное на его спину золотисто-оранжевое покрывало и, наконец, снова возвращается к переднему плану. Фигуры изображенные художником, невероятно реалистичны. На голове у Трудолюбия лавровый венок – символ победы и добродетели. Некоторые исследователи отметили, что более близким примером для подобного композиционного решения мог стать ковер из серии «Смерть императора Константина» Рубенса, подаренный кардиналу Франческо Барберини королем Людовиком XIII в сентябре 1625 г. Сюжет картины как exemplum virtutis, кроме того, что становится образцом для подражания в искусстве неоклассицизма, может быть связан и с другими, более поздними произведениями самого Пуссена.

Но дело здесь не во внешних признаках, а в общем настроении.

В этом Пуссен выступает как истый классицист ищущий в искусстве возвышенного и прекрасного. Принципиально важно следующее: произведения на сюжеты, почерпнутые из мифологии и литературы, связаны преимущественно с ориентацией на Ренессанс в венецианском варианте (здесь особенно ощущается влияние Тициана), религиозные сюжеты чаще всего облекаются в формы, специфически присущие барокко (иной раз молодой Пуссен не чужд и приемов караваджизма), тогда как исторические мотивы получают выражение в классически строгих композициях, аналогию которым могли бы составить композиции Доменикино. Для Пуссена подобная оценка немыслимо субъективна и граничит с невежеством. Как хорошо в пейзажах Пуссена, как божественно хорошо. В это время прибыли в христианский лагерь послы от египетского халифа.

На празднике Дафнефорий в Фивах несли лавровые ветви. Вокруг в темноте какие-то предметы. Пуссен, глава живописи классицизма, трактует средневековую легенду в духе античного мифа. И опять контрасты Пуссена. Фигура амазонки пронизана светом. Картина является парной к "Танкреду и Эрминии", хранящейся в Государственном Эрмитаже. С детства Пуссен обратил на себя внимание своими склонностями к рисованию.

Христиане полностью контролировали внешнюю сторону крепости но то, что творилось внутри, было поистине ужасно. Обращаясь к сюжетам античной истории, уподобляя библейских и евангельских персонажей героям классической древности, художник добивался полноты образного звучания, ясной гармонии целого («Отдых на пути вЕгипет», 1658, Эрмитаж, Санкт-Петербург).

Однако основной чертой его творчества было сведение всего к одному гармоническому целому. Только что спешились Эрминия и ее спутник, склонившийся над раненым рыцарем. Каждая фигура на полотне лаконична и изящна.

В этом заключается все мастерство живописи.

Господствующий в произведениях Пуссена 1630-х годов ясный композиционный ритм воспринимается как отражение разумного начала, придающего величие благородным поступкам человека— «СпасениеМоисея» (Лувр, Париж), «Моисей, очищающий водыМерры», «Мадонна, являющаяся св. Франциска Ксаверия (не сохранились). На Иерусалим напали.

Если бы я написал для вас картину в такой манере, вы вообразили бы, что я вас не люблю». Здесь царит та же душа, которая потом (и именно в изучении Пуссена) открылась Коро и Бёклину, душа, вся озаренная, вся спокойная в своей радости бытия, душа какой-то вечной доверчивой молодости.

Так «классический треугольник» превращается в какое-то подобие закручивающейся воронки. Его молодое лицо смотрит в будущее, старое обращено к прошлому. Сюжет заимствован у римского историка Тита Ливия. Природа захватывала Пуссена безграничностью своих пространств их ясной обозримостью («Пейзаж с Геркулесом и Какусом», 1649, Москва, ГМИИ).

Его религиозные сюжеты лишены аффектации и полны глубокого чувства. Эта находка заставила их остановится и глубоко задуматься.

Он буквально бежал обратно в Рим и там лишь почувствовал себя снова ожившим. Время не терпит, — говорит он, — торопитесь действовать: завтра, может быть, будет поздно. Художник применяет резкие ракурсы и движения, чтобы передать их скорбь. Ярость турок обрушилась на беззащитных пленников. Из всех танцующих обуты лишь Наслаждение и Богатство.

А окружающий пейзаж безмолвный и пустынный. Карина невероятно драматична. Георгия высился монастырь, который Танкред и приказал укрепить. Героический характер события, романтика и поэзия любви переданы всем строем произведения.

В это время были написаны «Элиазар и Ревекка», «Пейзаж с Диогеном», «Пейзаж с большой дорогой», «Суд Соломона», «Экстаз Святого Павла», «Аркадские пастухи», второй автопортрет. А. С. Пушкина «Танкред и Эрминия», Санкт-Петербург, Эрмитаж «Спящая Венера», Дрезден, Картинная галерея «Аврора и Кефал», Лондон, Национальная галерея и другие) вписаны в горизонтальные форматы спокойных, как правило, пропорций и строятся на ясном чередовании пространственных планов их ритмическая организация способствует объединению «далекого» и «близкого» в единый узор на плоскости холста свет и цвет, выделяющие главных героев действия, органически вплетаются в ритм линейного узора. Здесь художник активно «грыз гранит науки» изучая работы Рафаэля, Микеланджело и Леонардо да Винчи. Возможно это мертвые тела.

Сюжет заимствован художником из эпической поэмы итальянского поэта Торквато Тассо «Освобожденный Иерусалим». Здесь нет и намека на религиозные мотивы, которыми пронизаны стихотворения Тассо. 19 ноября 1665 Никола Пуссен скончался. И если понадобится, они живо унесут их подальше от врагов. Здесь пока не ступала нога крестоносца. Композиции литературно-мифологической ориентации («Эхо и Нарцисс», Париж, Лувр «Марс и Венера», Бостон, Музей изящных искусств «Ринальдо и Армида», Москва, ГМИИ им.

С 1622 г. он получает в Париже заказы на религиозные произведения. Призванный чувством долга, рыцарь покидает возлюбленную. Ясны и выразительны позы героев.

Молодому художнику оставалось выбирать. Он в строгом черном плаще из-под которого виден уголок белого воротничка.

Именно его изображает и Пуссен в своей картине. Характерно, что в качестве доминирующего направления выбрана именно «активная» диагональ — из нижнего левого угла в правый верхний. О священном лавре на Делосе упоминает Каллимах.

Началась зима, а с нею пришел голод подмокшие палатки не спасали от ветра. В колорите ощущается влияние Тициана, творчеством которого Пуссен увлекался в эти годы. Известны святилища Дианы на горе Тифате в Кампании (отсюда эпитет Диана Тифатина) и в районе Ариция в роще на озере Неми. Содержание раскрывается столкновением различных характеров и их состояний. Вот как описывают осаждавших летописцы: бледные изможденные люди в лохмотьях (почти что тени. ) выкапывают острием оружия корни растений и вырывают дикие травы у животных Впрочем, почти все боевые кони уже пали. Но там, где свет, где люди, там спасение, там жизнь и там надежда. В руках он держит папку для эскизов, перевязанную розовой лентой.

Она вся в порыве и сострадание. Никто не сможет помешать взволнованной красавице спасти своего героя.

Пуссен начинает свое обучение во Франции. Трагический сюжет картины взят у древнеримского историка Тацита. Таким образом, обращаясь к программному произведению Тассо, знаменитой поэме «Освобожденный Иерусалим», Пуссен вступал на родственную эстетическую почву. Возникает эффект как бы зеркального отображения ближнего и дальнего планов друг в друге. Здесь под звуки волшебного пения он засыпает и оказывается во власти Армиды. Полководец Сципион Старший прославившийся во время войн Рима сКарфагеном, возвращает вражескому военачальнику Аллуцию его невесту Лукрецию, захваченную Сципионом во время взятия города вместе с военной добычей.

Но чуда не случилось и крестоносцы решились на атаку. Здесь нет ни легкомысленного веселья Альбани и Фети из которых потом возникли идеалы XVIII века, здесь нет и меланхолии Клода или Рембрандта, здесь нет и вялости академизма, накладывающих на прекрасные пейзажи обоих Карраччи и Доменикино (истинных родоначальников исторического пейзажа) известную печать уныния, здесь нет и оргийной чувственности Рубенса.

Общий тонус композиции звучит мажорно». В картине легко фиксируются две группы линейных повторов: группа диагонали-доминанты (фигура речного бога, поток воды, колесница, кони, облако и т. п. ) и контрастная ей группа «препятствий» (ствол дерева в левом верхнем углу, фигура Армиды, женские фигуры, управляющие колесницей и т. п. ).

Менее выражены вертикальное и горизонтальное членения. Кружение хоровода символизирует повороты колеса Фортуны, а каждая из фигур – то или иное состояние, в котором человек оказывается по воле судьбы. Вместе с верным оруженосцем рыцаря Вафрином они находят на поле брани Танкреда, ослабевшего от ран после победоносного поединка со страшным черкесом (кавказ)Аргантом. Эрминия отсекает мечом волосы, чтобы сплести перевязь для ран Танкреда. Характерно, что и в любовном сюжете Пуссена привлекает не идиллия (все хорошо, все идеально) а полный внутреннего драматизма момент, ракрывающий глубокое чувство девушки, спасающей от смерти любимого. Неосторожный юноша, оставив своих слуг, садится в ладью и переправляется.

Но и здесь не получается покоя. Вместе с Ф. де Шампенем участвует в декорации Люксембургского дворца (не сохранилась). В результате рождался образ идеального мира, устроенного согласно высшим законам разума.

И вот оба они — и дядя и племянник — уже под Антиохией. Пространство картины замыкается, а средний план получает сильный акцент. вспыхнувшая любовь к искусству, помноженная на сильную волю, побуждает юного провинциала покинуть родные места, стойко переносить житейские невзгоды, обосноваться в Париже, чтобы оттуда после нескольких неудачных попыток добраться до «родины искусств», до художественной столицы мира — Рима. Пуссен продолжает занятия геометрией, перспективой, анатомией изучает оптику, стремясь постигнуть «разумную основу прекрасного».

Выявляя «ударные» позиции этой схемы, свет и цвет выступают в роли регуляторов интонации изображения: своего рода восклицаниями звучат контрасты красного, синего и золотисто-желтого в группах второго и третьего плана. Им стало строительство осадных башен из запасов дерева, хранившихся у стен Иерусалима. При этом везде ощутимо корректирующее действие основной линии (Рафаэль — античность) последнее хорошо согласуется с влиянием Доменикино, которого иногда называли «Рафаэлем сеиченто».

«Еще удивительнее то, что в течение предшествующих дней лил страшный ливень, который размыл почву и заполнил ров вокруг нового укрепления». И все же, после семи месяцев мучений, Антиохия была покорена. В чисто археологическом смысле, во внешности здесь много ошибок. Н. М. Тарабукин так определял свойства этой диагонали, названной им «диагональю борьбы»: «Она не обладает слишком быстрыми темпами.

Никто не побеспокоит их хозяев. Скорее это окрестности Остии и Анцио, Альбано и Неми. В цитированной работе Тарабукина это направление истолковано именно как «диагональ входа»: «По этой диагонали участники действия обычно входят, чтобы остаться в пределах картинного пространства».

Его отец, ветеран армии короля Генриха IV (1553 – 1610), дал сыну неплохое образование. Он выбирал обычно средний горизонт, на уровне стоящего на земле человека и тяготел к местностям, где взгляд может охватить обширные пространства — равнины, горные массивы и скалы, морские просторы. Но за зимой всегда приходит весна. Характерно, что фигура Ринальдо лишь деталями своего построения включается в энергичное взаимодействие диагоналей, подчиняясь в целом ритму горизонтальных членений и являясь наиболее «пассивной» из фигур. Требовалось новое решение, которое вскоре было найдено.