Пустынник Картина Нестерова
Первой значительной картиной, которая стала свидетельством самобытности нестеровского таланта, был «Пустынник», написанный художником в 1888-89 годах. Картина Михаила Нестерова Пустынник: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Первой значительной картиной, свидетельствующей о самобытности нестеровского таланта, был «Пустынник», написанный художником в 1888-89 гг.
«Пустынник», Михаил Васильевич Нестеров — описание картины
В портрете С. Н. Зритель вместе с пустынником рассматривает землю. Он задумчив и сосредоточен, но в то же время его лицо наполнено внутренней улыбкой.
Родился Михаил Нестеров в1862 году вУфе. В картине Христос присутствует лишь в виде старинной потемневшей иконы Спаса. В 1916 году Нестеров завершил работу над большой картиной «Душа народа» («На Руси», Третьяковская галерея, Москва). От такого человека хочется получить благословение и воспринять хоть капельку смирения. В выражении глаз – неподдельное вдохновение творца.
Нестеров особенно почитал Достоевского. У самой реки — одинокая худенькая фигура мальчика (моделью для этого образа стал сын живописца, маленький Алеша Нестеров), легко ступающего по земле. В ней, в ее атмосфере, в атмосфере видения, чуда, которое должно было совершиться, жил я тогда (писал Нестеров в Воспоминаниях), Первый набросок картины появился во время путешествия Нестерова в Италию, в альбоме набросков острова Капри. Мастер обрадовался, что коллекционер принял его дар с искренней благодарностью. Пройдет много времени и он напишет своему другу: «Сегодня видел оригинал «елочки» для «Пустынника», за 18 лет она стала елью, кудрявой, стройной».
Сочинение по картине Нестерова Пустынник
Варфоломей ответил: «Всей душой я желаю научиться грамоте, Отче святой, помолись за меня Богу, чтобы Он помог мне познать грамоту». Неторопливо бредут два человека, погруженные в беседу. Член ТПХВ (с 1896, экспонент с 1889).
Не случайно первоначально картина называлась «Христиане». Согласно легенде, будучи юным пастушком и бродя по полям в поисках стада, отрок Варфоломей встретил у дуба древнего старца, который предсказал ему великую будущность и великую ответственность за судьбы своей земли. После встречи с монахом, мальчик начал бегло читать. Позже она получила название На Руси (Душа народа).
Портрет рожден страхом за ее жизнь и потребностью запечатлеть любимые черты. Человек сливается с окружающей природой, становится ее частичкой. Автор росписей во Владимирском соборе в Киеве (1890-1895), в церкви Александра Невского в Абастумане (1902-1904), в Марфо-Мариинской обители в Москве (1910-1912), картонов для мозаик храма Воскресения Христова в Петербурге (1894). В его профиле и жесте рук ощутима неуемная энергия. В "Молчании" это расстояние больше и глубже ощущается покой и благодать.
Ольга вспоминала, что она не была столь печальной. Состояние природы чутко уловлено художником, но он не следует за натурой пассивно. Содержание произведения определяли евангельские слова: Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные и Аз успокою Вы. Среди его работ раннего периода (1879—1884) можно отметить следующие картины на бытовую тематику: «В снежки», «В ожидании поезда», «Жертва приятелей», «Домашний арест», «Знаток» и «Экзамен в сельской школе». Почти через 60 лет вспоминал он о нем как о чем-то светлом, поэтичном, неповторимом. Знакомство с ученым перерастает в близкую дружбу.
Описание картины Нестерова «Пустынник»
Нестеровское мастерство композиции здесь проявляется в ее лаконизме, выборе крупных планов, скупости обобщающих линий. Все церковные заказы отпали. Художник был расстроен, т. к. Куда идем. В толпе — Ф. Достоевский, Л. Толстой, В. Соловьев.
Но красиво очень, слов нет – и очень волшебно и символично, но и не верится. Именно ребенок оказывается самым совершенным выражением души народа. Так и случилось. В этом существе «не от мира сего» он узнал своего Варфоломея. Румянец волнения окрасил ее щеки.
Сочинение по картине Нестерова «Пустынник»
И вслед за стужей обязательно придет тепло. Для этого требуются годы упорного труда и душевной борьбы, но результат стоит того. Вот она эта самая "Святая Русь". Он как бы прислушивается к тому, что говорит ему рябина, каждая травинка. Одежда его проста. ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаМихаил НестеровГоды жизни: 31 мая 1862 — 18 октября 1942Страна рождения: РоссияСфера деятельности: Художник «Яжил своим художеством», — писал осебе художник Михаил Нестеров. Словно эхо, повторяют друг друга фигурки монахов в лодках, седобородого старца и юноши.
За фигурой писателя он поместил его героя, русского инока Алешу Карамазова. Под ихвлиянием ранние картины Нестерова созданы втрадициях передвижничества. Глазу зрителя видны редкая елка и красная рябина – главные герои пейзажей Нестерова. Нестеров мастерски изобразил в картине полное единение человека и природы. Л. Толстой сравнил Христа с «итальянским тенором», а картину назвал «панихидой русского православия». Окружающая природа служит лишь подтверждением этому.
В нем появляется чахлая елка, гроздья красной рябины – любимые нестеровские герои. Согласно преданию, юному Варфоломею (мирское имя преподобного Сергия) никак не давалась грамота.
Только одна картина — Михаил Васильевич Нестеров «Пустынник» (1888-1889)
Герои становятся частью природы, умиротворенной и затаившей дыхание перед чем-то великим. Вся природа была для них святым храмом. На картине изображен странствующий старец на фоне ранней зимы. Картину объявили неудачей.
Флоренского, названном «Философы», Нестеров написал двух выдающихся представителей религиозно-философской мысли. Дочери предстоит еще одно хирургическое вмешательство – трепанация черепа. По поводу ее, едва ли не впервые, зрителями, критиками и художниками было употреблено слово «настроение».
Так возникает один из лучших в творчестве Нестерова портретов. Состояние природы чутко уловлено художником, но он не следует за натурой пассивно. Художнику не сразу удается найти модель для головы Варфоломея. Доминируют черный и белый, окрашенные голубыми и сиреневыми рефлексами. 18:3).
Только одна картина – Михаил Васильевич Нестеров «Пустынник» (1888-1889)
Спутнику Нестерова по путешествию, писателю В. М. Третьякова» указывала на то, что еще до открытия выставки картина была приобретена знаменитым собирателем национальной галереи, а помещение в каталоге, во всю страницу, репродукции с первой и единственной картины экспонента-дебютанта означало, что художественные достоинства ее были высоки в глазах требовательного жюри Товарищества передвижников (из 186 картин, бывших на XVII выставке, лишь 45 удостоились воспроизведения в каталоге). Впереди – юная девушка в сарафане и платке, повязанном по-старообрядчески. Осенний пейзаж пронизывает картину спокойствием и умиротворением. Трава почти желтая, а водная гладь до сих пор не покрыта льдом.
Он – его часть, его продолжение. Булгакова и П. А. В лучах заходящего солнца горят кресты храма. Жена, Екатерина Петровна Нестерова изображена в интерьере киевской квартиры. 1890 году «Отрока Варфоломея» увидел профессор Прахов, заведовавший росписью Владимирского собора в Киеве.
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1942). Всю эту красоту он видел с террасы дома в Абрамцево. Это первая значительная картина, раскрывшая самобытность нестеровского творчества. И Левитан и Суриков одобрили новую работу, но последнему не понравилась фактура головы. Нестеров в поисках духовно-религиозного и этического идеала обратился к воплощению просветлённой и чистой душевной красоты людей, пренебрегших мирской суетой («Пустынник».
В нем художник всматривается в лицо человека, пытается разгадать сущность его характера. Но старцу все нипочем. Художник относится к ним как к живым существам.
Сочиненин по картине Нестерова «Пустынник»
Позднее Нестеров подарил «Юность Сергия Радонежского» и две другие работы из этого цикла (триптих «Труды Сергия Радонежского» и полотно «Прощание Дмитрия Донского с преподобным Сергием») галерее Третьякова. Он превратно ее в нестеровскую девушку. Булгакова и П. А. Зрителю передавалось теплое любящее умиление, с которым бредущий по бережку старец в лаптях взирает на «кроткое природы увяданье» и на эту худенькую, взъерошенную елочку, на последнюю алую ветку рябины, на прибрежную луговинку с первым, робким еще снежком.
Автопортрет – это размышление художника о своем месте в искусстве и жизни. Другой, в черном пальто, Булгаков – олицетворение неистового противления, яростного бунта. Художник почти отчаялся найти подходящий облик, как вдруг на деревенской улице нечаянно встретил хрупкую, болезненную девочку с бледным лицом, широко открытыми удивленными глазами, «скорбно дышащим ртом» и тонкими, прозрачными ручками.
Один – аналитический, во многом похожий на портретный этюд. Белый кружевной цветок на столе вносит в портрет лирическое начало. «Вредный мистицизм, отсутствие реального, этот нелепый круг (нимб) вокруг головы старика Круг написан, так сказать, в фас, тогда как сама голова поставлена в профиль». Всех их насквозь пронизывает чисто-русская «любовь-жалость» автора к героиням, на всех тема одна и та же: раскрытие тайников народной души— чуткой, глубокой женской души, напрасно одарившей любовью не стоящего такого чувства человека и готовой скрыться в поисках покоя за стеной старообрядческого скита.
Другие картины Михаила Васильевича Нестерова
В портретах С. Н. Родители были людьми глубоко верующими. но и духовное видение эпохи. Другой, молодой, – трезв, схоластичен и не чужд практических мыслей о церковной карьере. Вскоре он приступил к созданию «Пустынника» (1888–1889, Третьяковская галерея, Москва). На художника снова обрушились критики, которые увидели в картине недоверие к официальному православию и неканоническую «картинность» в изображении Христа и святых. Его лицо обрамляет седая борода, в руке трость, а на лице легкая улыбка. Это первая значительная картина, раскрывшая самобытность нестеровского творчества.
За девушками следует старуха с девочкой. В природе – утверждает художник – ничто не безлико. Тихая умиротворенность сообщается всему пейзажу. Если на двух предыдущих картинах трилогии присутствует Христос, то здесь его уже нет.
1888-89, «Видение отроку Варфоломею», 1889-90, — оба в ГТГ). Нестерова Пустинник. Картины Михаила Нестерова полны правдивости и натуральности. Портрет понравился многим, а сам мастер считал его одной из лучших своих работ. В письме она объяснила свое решение тем, что не сможет дать художнику счастье, что ее любовь помешает осуществлению его творческой мечты. Тема картины «Великий постриг» – реквием по несбывшейся любви.
Описание настроения картины Пустынник
Оба монаха – "мечтатели", писал Нестеров о своей уже законченной картине. По его словам, он испытал «молниеносную любовь». Продолжая работать над циклом о Сергии, Нестеров написал картину «Юность Сергия Радонежского» (1892–1897, Третьяковская галерея, Москва). Витоге втворчестве художника появился особенный женский образ, который современники прозвали «нестеровской девушкой». Таинственный свет белой ночи.
Судьба Флоренского оказалась трагичной. Человеческие фигуры появились позже. Однажды отец послал его искать пропавших жеребят.
Описание картины Михаила Нестерова «Пустынник»
Художник относится к ним как к живым существам. На картине изображен странствующий старец на фоне ранней зимы. В 1895 году была создана картина «Под благовест» (настоящее нестеровское название: «Монахи»). Художник относится к ним как к живым существам. Похоже, что и для Нестерова он является таковым. Нестеров очень внимательно изучал и зарисовывал старинные одежды, писал знамена и бармы прошлых столетий в Оружейной палате, куда ездил ежедневно.
Под ихвлиянием ранние картины Нестерова созданы втрадициях передвижничества. Он почти протер холст до дыр, но ничего не получалось. в том немногом (одна фигура человека, одна елочка, одна гроздь рябины), что изображено в картине, Нестеров открывает поэтическую прелесть подробностей.
- Михаил Васильевич Нестеров» Картины, живопись» Пустынник, 1888-1889
- Михаил Васильевич Нестеров (1862–1942)
- Картина Пустынник Михаила Нестерова
- Официальный блог Государственной Третьяковской галереи
- Творчество русского художника Михаила Васильевича Нестерова
- «Любовь ипотеря сделали меня художником»
- «Отрок Варфоломей» и«Святая Русь»
- О жизни и творчестве выдающихся художников
Третьяков не выразил желания приобрести ее для своей галереи. Откуда мы. Нет мирской суеты и заботы. Они были рождены любовью и нежностью к близким – жене и дочери. Как бывает с животными, которые уходят умирать в другое место. Нестеров познакомился с Мухиной и загорелся желанием написать ее портрет: "Она интересна, умна. Лето 1888 года Нестеров провел в Троице-Сергиевом Посаде, где много и плодотворно работал.
Лишь на одном из первоначальных эскизов толпа народа идет за Христом. Счастье их первой любви созвучно весеннему ликованию природы. Ученый изображен на террасе своего дома в Колтушах.
С другой стороны – славянофилы видели в них истинных носителей «русского духа», силу, которая одна лишь может защитить Россию от надвигающейся с Запада угрозы, экспансии западных ценностей. Картина «Великий постриг» была написана Нестеровым под впечатлением личной драмы. Она – лична, порывиста, пылает, а не теплится". Первые нестеровские портреты, если не считать множества портретных этюдов или портретов родителей, написанных подростком с фотографий, появились в 1906 году.
Оба лица выражали одно и то же постижение, но по-разному, одному из них как видение ужаса, другое же как мира, радости, победного преодоления. Итогом творческих исканий этого периода стало большое полотно «Святая Русь» (1905, Русский музей, Санкт-Петербург), над которым Нестеров работал пять лет. На картине можно также увидеть Достоевского, Толстого и Соловьева.
Но, несмотря на реалистичность пейзажа и образов (все фигуры, кроме Христа и святых, написаны с натуры), картина получилась надуманной, лишенной жизненной убедительности. В нём царит тишина и медлительность, сказочная отчужденность иллюзорного мира. Когда картина была готова, художник стал показывать ее своим друзьям. Нестеров стал переписывать голову пустынника, но не мог вернуть лицу прежнее выражение, его «душу», что было очень важным для него.
Зрителю передавалось теплое любящее умиление, с которым бредущий по бережку старец в лаптях взирает на «кроткое природы увяданье» и на эту худенькую, взъерошенную елочку, на последнюю алую ветку рябины, на прибрежную луговинку с первым, робким еще снежком». Девушка согласилась стать его женой, но вдруг отказала ему. Детали одной фигуры несколько противопоставлены другой. " Отрок отвечал: "Возлюби душа моя паче всего учитися грамоту сию, еже и вдан бых учитися и ныне зело прискорбна есть душа моя, понеже учуся грамоте и не умею". И пусть увидят и поймут его люди века XXI. Утренний весенний пейзаж особенно удался художнику.
Свет излучает вдохновенное лицо художницы, написанное теплым, желтовато-охристым тоном. Обостренная композиция яснее выражает мысль художника. Священник в белой рясе – воплощение кротости, смирения, покорности судьбе. В его профиле и жесте рук ощутима неуемная энергия. Другой, в черном пальто, Булгаков – олицетворение неистового противления, яростного бунта. В его облике нет теплоты, он слишком холеный, надменный, начальственный. Все предельно просто и это сближает природу и человека.
За ней, словно печальное эхо, такая же девушка в профиль. Навстречу им из-за ограды выходят Христос и святые, наиболее почитаемые на Руси заступники – Николай, Сергий и Георгий (Егорий Храбрый – герой русских былин). Улыбка скитальца говорит нам, что он по-настоящему счастлив. Нестеров неоднократно гостит у Павлова в Колту-шах. Работая над картиной «За приворотным зельем», Нестеров задумал новое полотно. Художник делает с него зарисовки, наблюдая его за разговорами, чтением, работой в саду.
Отражением идеи жизни человека в гармонии с природой стала картина «Пустынник», написанная художником во время его жизни в Сергиевом Посаде. В ней, в ее атмосфере, в атмосфере видения, чуда, которое должно было совершиться, жил я тогда" (писал Нестеров в "Воспоминаниях"), Первый набросок картины появился во время путешествия Нестерова в Италию, в альбоме набросков острова Капри. Всю эту красоту он видел с террасы дома в Абрамцево. Закончена она была в разгар войны и отразила тревогу художника за судьбы родины.
Лицо горит. Не попадайся под руку: зашибет. Залив у подножия Рапирной горы. Мастер обрадовался, что коллекционер принял его дар с искренней благодарностью.
Критик Сергей Маковский писал о ней: «Царевич Димитрий изображен здесь не воскресшим человеком душою и телом, как это вытекало из христианских представлений, а каким-то страшным и в то же время трогательным призраком, напоминающим тех бесприютных оборотней, которые до сих пор тревожат суеверное воображение народа, вызывая в нем испуг и жалость». Фигуры святых Нестеров взял из своих прежних работ. В неподвижных водах отражается темная, поросшая лесом гора. И лицо светится каким-то детским счастьем. Мягкие лучи заходящего солнца заставляют ярче сверкать ее простодушные пестрые краски. Он просил святого отца помолиться за него Богу, что он "умел грамоту".
Она в это время перенесла тяжелую операцию и ожидала вторую. Еечертами наделяет художник героиню своей картины. У самой реки — одинокая худенькая фигура мальчика (моделью для этого образа стал сын живописца, маленький Алеша Нестеров), легко ступающего по земле. Зритель вместе с пустынником рассматривает землю.
Почти буквальное повторение силуэтов монахов использовано Нестеровым как ритм в музыке. Он счастлив, так как все законы природы, смена времен года – она незыблема и постоянна. Священник в белой рясе – воплощение кротости, смирения, покорности судьбе. Эта людская лавина движется за ребенком, который единственный с открытым и чистым сердцем может «догнать» Бога.
Вся эта толпа движется вдоль берега Волги. По его лицу видно, что он живет в полной гармонии с миром. "С топором да пилой в лесу Богу молимся", – говорили они о себе. Его лапти промокли и одет он не так тепло, как подобает. Толстой помещен стоящим вне толпы и как бы находящимся в сомнении – стоит ли присоединяться. Еще одной картиной, которую художник написал в окрестностях Сергиева Посада, станет «Под Благовест».
Художник относится к ним как к живым существам. Задача была не из легких. Последнее было весьма близко умонастроениям Нестерова. Ученый изображен на террасе своего дома в Колтушах.
Уже кое-где лежит снег, а странник одет в легкую накидку. Все предельно просто и это сближает природу и человека. Учился в МУЖВЗ (1877-81 и 1884-86) у В. Г. Перова, А. К. Саврасова, И. М. Прянишникова и в петербургской АХ (1881-84) у П. П. Чистякова.
Этот человек очень сильно повлиял на раннее творчество Нестерова. Время согнуло старца, но он не замечает ни бега времени, ни суетности мира. Затем художник побывал в Греции и Италии. Необычен и сам образ человека, окруженного спокойной осенней природой. Это смысловой центр картины. Состоянием полной гармонии наполнено полотно.
Создана она была после глубокой личной трагедии, постигшей художника. Зато фигура Борея – вся движение, полет, порыв. По преданию, неизвестный святой, взглянув на юного пастушонка, угадал в нем «сосуд избранный». В его профиле и жесте рук ощутима неуемная энергия. Так и случилось. Его семья была купеческой, родители— хорошо образованными людьми широких взглядов.
Нестеров, по свидетельству художника В. Н. Бакшеева, во время учебы в Московском Училище живописи зачитывался романами Мельникова-Печерского, «восхищаясь поэтическими картинами русской природы и старинного русского быта». Булгакова и П. А. Знакомство с ученым перерастает в близкую дружбу. В тот же период среди интеллигенции распространился интерес к старообрядчеству. Все, что ему нужно, дает природа: приют, отдых, пищу.
Картина была написана в год 70-летнего юбилея Виктора Михайловича. Первая значительная картина, раскрывшая самобытность творчества Нестерова. Но, несмотря на реалистичность пейзажа и образов (все фигуры, кроме Христа и святых, написаны с натуры), картина получилась надуманной, лишенной жизненной убедительности. Образ любимой жены был создан Нестеровым в их киевской квартире. В нем появляется чахлая елка, гроздья красной рябины – любимые нестеровские герои.
Создал множество портретов, пейзажей, картин на исторические и религиозные сюжеты. По великим праздникам, на Пасху и Рождество, в доме принималось множество гостей. Это ликующий светлый мир. Еечертами наделяет художник героиню своей картины. Скромно желая всем добра, святой человек отождествляет на картине миролюбие Руси Святой. Таково было распоряжение отца. Нестеров сумел добиться их органического слияния с пейзажем. Нестеров Михаил Васильевич (1862-1942), русский и советский художник.
В природе – утверждает художник – ничто не безлико. Она должна была стать выражением сокровенных нестеровских мыслей. Вглядитесь в лицо старца на картине.
С одной стороны, еще с 60-х годов многие искали в старообрядчестве «революционную силу», видели в этом явлении форму протеста существующему порядку. В церкви он рассматривает пелену шитую матерью убиенного в память о нем шелками и золотом.
Здесь особого внимания заслуживает написанная на стене трапезной картина «Путь ко Христу». Залив у подножия Рапирной горы. Художник делал с него зарисовки, наблюдая его за чтением, разговорами, работой в саду. Глубокий внутренний лад связывает человека и природу. Это первая значительная картина, раскрывшая самобытность нестеровского творчества.
Красота – она под ногами, как бы говорит мастер. Глубокий внутренний лад связывает человека и природу. После Октябрьской революции Нестеров стал преимущественно портретистом. И правда, в «Пустыннике» ни краски, ни фактура не интересовали меня: я тогда был увлечен иным, но Суриков сумел убедить меня, что «если я захочу», то и живопись у меня будет. Этот эпизод, случившийся в то время, когда Нестеров уже задумал «Пустынника», мог бы послужить сюжетом для картины, которая вряд ли уступила бы в яркости и остроте перовскому «Сельскому крестному ходу на Пасхе».
Неторопливо бредут два человека, погруженные в беседу. Это произведение исполнено удивительной тишины и поэзии. Это эпический образ родины, знакомый по многим картинам Нестерова.
В одинаковых поворотах фигур, наклонах головы – разные выражения. Внешне имеет "свое лицо", абсолютно законченное, русское. Ему нет надобности нести с собой много. Именно он оказывается смысловым центром картины, невольно наводя зрителя на евангельские слова: «Если не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное» (Мф. Художник делал с него зарисовки, наблюдая его за чтением, разговорами, работой в саду. Михееву, удается найти старую легенду об "Отроке – мученике". Интересно, что в первом варианте «Пустынника» (1888), принадлежащем Русскому музею, земля занимает меньшую часть холста, ноги старца срезаны рамой.
На фоне пологих холмов, поросших елями, стоят деревянные домики – кельи монахинь. Однако, он идет и улыбается тому, что видит. Соловьевым. Ему хорошо и приятно даже в этой обстановке. Пришлось переписывать все заново.
Эти картины отличаются вниманием кличности портретного героя иего роду занятий. Пройдет много времени и он напишет своему другу: «Сегодня видел оригинал «елочки» для «Пустынника», за 18 лет она стала елью, кудрявой, стройной». Портрет строится на контрасте статики и динамики. Они еще не монахини, но скоро и им предстоит выбрать этот путь.
На левом плане картины в группе женщин в белых холщовых паневах – Христа ради юродивый, человек, добровольно принимающий облик умалишенного, чтобы жить по закону правды. Однако в самой картине нет движения и динамики.
Природа и одинокий скиталец слились воедино, они части одного целого. Велика была моя радость. Л. Н. Толстой удивительно точно назвал ее «панихидой русского православия».
Критик Сергей Маковский писал о ней: «Царевич Димитрий изображен здесь не воскресшим человеком душою и телом, как это вытекало из христианских представлений, а каким-то страшным и в то же время трогательным призраком, напоминающим тех бесприютных оборотней, которые до сих пор тревожат суеверное воображение народа, вызывая в нем испуг и жалость». Два типа портретов сосуществуют в творчестве Нестерова. Нестеров умер во второй год Великой Отечественной войны. Нестеров пытается ответить на вопросы: Кто мы. Глубокий внутренний лад связывает человека и природу.
Природа и одинокий скиталец слились воедино, они части одного целого. Она еще находилась в мастерской, когда разразилась Февральская революция. Другой тип портрета – это портрет-обобщение, портрет-биография иногда – портрет-символ. Звери и птицы здесь не боялись человека, поскольку он не трогал их без особой надобности.
Нестеров проникся наивным и поэтическим рассказом Епифания Премудрого, его простодушной верой в чудо: "Я был полон своей картиной. Так и нападает на глину: там ударит, здесь ущипнет, тут поколотит. Первоначально он написал картину Святая Русь. Его героини приходили сюда в переломный момент жизни. Даже борода у старца цвета увядшей травы. Белый кружевной цветок на столе вносит в портрет лирическое начало. Картина повествует об эпизоде из детства Сергия Радонежского (в миру Варфоломея), великого русского святого и сподвижника, жизнь и наследие которого занимали Нестерова с ранней молодости. Первой значительной картиной, которая стала свидетельством самобытности нестеровского таланта, был «Пустынник», написанный художником в 1888-89 годах. Такой-то ты мне и нужна".
Вскоре после появления «Видения отрока Варфоломея» Нестерову предложили сделать росписи Владимирского собора в Киеве вместе с В. М. Васнецовым. Образ мальчика был написан художником со своего сына Алексея. В одинаковых поворотах фигур, наклонах головы – разные выражения. На стене – картина Бенуа «Сентиментальная прогулка».
Картина получилась слабее «Пустынника» и «Видения отрока Варфоломея». Его семья была купеческой, родители— хорошо образованными людьми широких взглядов. Ей дорога в жизнь, только в жизнь. Он идет и улыбается- ему нипочем эта стужа. «Жил в ту пору в Уфе, в бедном приходе, за Сутолокой, в Солдатской слободке батюшка, – его все звали по его приходу «батюшка Сергиевский», – человек на редкость добрый, благожелательный, бескорыстный. В1886году, спустя год после свадьбы, вовремя родов скончалась его жена Мария. Вечереет.
Впрочем, в спокойствии Мухиной угадывается огромная внутренняя энергия. Все это сливается с пустынником в единый одухотворенный мир. Для этого требуются годы упорного труда и душевной борьбы, но результат стоит того. Такой увидел ее художник.
Художник согласился, хотя из-за этого ему пришлось отложить работу над циклом о Сергии Радонежском. В нем появляется чахлая елка, гроздья красной рябины – любимые нестеровские "герои". Его старик-монах – простец, с наивной верой в Бога, не искушенный религиозно-философских мудрствованиях, но чистый сердцем, безгрешный, близкий к земле, – это и делает его таким счастливым. И он «портретирует» ее внимательно и проникновенно. Главная тема картины— реквием по несбывшемуся счастью.
Одинокая елка уже почти зачахла, а гроздья красной рябины вот-вот опадут. То было художественное ясновидение двух образов русского апокалипсиса, по сю и по ту сторону земного бытия, первый образ в борьбе и смятении (а в душе моей оно относилось именно к судьбе моего друга), другой же к побежденному свершению, которое нынче созерцаем. Опасаясь за ее жизнь, Михаил Васильевич старался запечатлеть любимую дочь на холсте – в 1906 году он напишет еще «Портрет О. М. К последней и держат свой путь седовласый старец и юноша.
Интересно сопоставить две картины Нестерова – "Молчание" и "Под Благовест". Это была не первая его попытка. Он ценит каждый момент этой жизни. Старец слегка наклонил голову. Неудачной оказалась левая часть композиции с изображением Христа и святых. Горький даже побывал на полотне в толпе богоискателей, но художник убрал его.
Нестеров согласился. Утренний весенний пейзаж особенно удался художнику. Он написал своего пустынника с отца Гордея, монаха Троице-Сергиевой лавры, привлеченный его детской улыбкой и глазами, светящимися бесконечной добротой.
Сгорбленная фигура, умиротворенное сосредоточенное лицо старца, длинные седины волос и бороды все это свидетельство того, что старец достиг полной гармонии своего внутреннего мира с гармонией в природе. Каких прекрасных, задушевных разговоров не велось тогда между нами. В коричневато-сером колорите картины еще сохраняется воздействие передвижнической живописи, но это уже неповторимый нестеровский мир Святой Руси. Здесь же церковь, часовенка. Внутренняя красота была для него важнее, чем «так называемые сильные страсти».
«Видение отроку Варфоломею» – стала первой картиной идея которой возникла во время посещения имения Абрамцево, куда он был приглашен женой Мамонтова Елизаветой Григорьевной. Картина повествует об эпизоде из детства Сергия Радонежского (в миру Варфоломея), великого русского святого и сподвижника, жизнь и наследие которого занимали Нестерова с ранней молодости. Сколько в нем одухотворенности.
Нестерова должен был посетить П. М. Третьяков и художник страшно боялся, что знаменитый коллекционер увидит «Пустынника» без головы. Автор воспринимал их исключительно как живых, как главных составляющих русской природы. На правом плане обращает на себя внимание Христова невеста с горящей свечой в руке.
Елочка для Нестерова – не представитель вида, а «личность». Лицо Нестерова строго и сурово, черты его обострены тяжелым раздумьем. Иным настроением проникнут портрет дочери Ольги. Она воспринимается как вскрик, прерывающий нежную лирическую мелодию. Последним его произведением стал пейзаж Осень в деревне – уголок русской природы. Вдали виднеется уютная церковь.
Сюжет картины взят из «Жития преподобного Сергия» авторства Епифания Премудрого. Но вот состоялась личная встреча и Нестеров был потрясен самобытностью и непосредственностью, буйным темпераментом этого человека, разменявшего девятый десяток. Нестеров в поисках духовно-религиозного и этического идеала обратился к воплощению просветлённой и чистой душевной красоты людей, пренебрегших мирской суетой («Пустынник». Он рад первому снегу, несильному морозцу, разлитой вокруг благодати. И действительно автор приметил чистого душой и сердцем монаха в Троице-Сергиевой лавре. Ее композиция созревает в живых наблюдениях около Троице-Сергиевой лавры.
Почти все крупные фигуры написаны с натуры. Христианство для этого, в сущности, нигилиста, озорника мысли есть несравненная тема. Апологеты передвижничества говорили, что нестеровское полотно «подрывает те рационалистические устои, которые с таким успехом укреплялись правоверными передвижниками много лет». В середине 1890-х путешествовал по старым русским городам, в 1905 – по Волге и Каме. Композиции предшествовала длительная подготовительная работа.
Пейзаж конкретен – это Волга у Царева кургана, но обладает эпической ширью. Целью путешествия Нестерова в Соловецкий монастырь частично были также художественные поиски, связанные с замыслом большой программной картины «Святая Русь», которая должна была подвести итоги его творческого пути. В полной мере это относится к его Пустыннику.
В одной руке старик держит посох, в другой четки. Замысел цикла картин, посвященных жизни Сергия Радонежского, появился у Михаила Васильевича во время пребывания в Сергиевом Посаде. Но Нестеров был не монументалистом по характеру своего дарования, а лириком. Когда Нестеров увидел скульптора за работой, он пришел в восторг: "Так вот ты какая. Осенний пейзаж пронизывает картину спокойствием и умиротворением. Вечереет.
Начав с жанровых картин в духе передвижников («Знаток», 1884, ГТГ) и исторических композиций («До государя челобитчики», 1886, частное собрание, Москва), с конца 80-х гг. Первой работой, вкоторой воплотились характерные для зрелого творчества Михаила Нестерова черты, стала «Христова невеста». Красота весенней природы вносит примиряющие нотки в скорбную мелодию целого. В конце концов мастер добился желаемого результата.
Руки чешутся написать ее, она согласна". В те годы пользовались большим успехом романы П. И. Мельникова (Андрея Печерского) «В лесах» и «На Горах», посвященные старообрядцам. Краски портрета строги. Такой портрет строится традиционно: лицо и фигура модели обращены к зрителю.
Нестерова упрекали в том, что Христос на картине слишком похож на простого человека. В 1888 году Нестеров создал картину «Пустынник», которая стала событием и впервые заставила заговорить о Михаиле Васильевиче как о состоявшемся художнике. Вот таким образом даже на стенах церкви он стремится создать станковую картину. Его старик-монах – простец, с наивной верой в Бога, не искушенный религиозно-философских мудрствованиях, но чистый сердцем, безгрешный, близкий к земле, – это и делает его таким счастливым. Нестеров долго не мог найти модель для отрока. Он старается ступать осторожно, словно боясь нарушить эту патриархальную тишину.
Эта картина становится первой работой в новом для мастера жанре портрета. Идет война, близится революция. Лето 1883 года провёл в Уфе, где познакомился с М. И. Мартыновской, своей будущей женой. «Пустынник» привлек внимание необычностью: слишком большими размерами холста, что не характерно для такой камерной темы и колоритом, выдержанным в гамме светло-зеленых, серебристо-серых, синеватых оттенков.
Нестерова привлекают самобытность и непосредственность, буйный темперамент ученого. Портрет понравился многим, а сам мастер считал его одной из лучших своих работ. Первые этюды к ней художник начал создавать еще в год написания «Святой Руси».
Знакомство с Павловым перерастает в близкую дружбу. Нестеров неоднократно избирает себя в качестве модели. В Марфо-Мариинской обители он задумывает написать на стене трапезной картину Путь ко Христу. Педагогами Михаила Нестерова были Василий Перов, Илларион Прянишников, Алексей Саврасов.
Как Тургенев, написав Асю, Лизу и других их сестер и подруг, создал свой женский образ и достаточно сказать: «тургеневская девушка», чтобы младшая сестра пушкинской Татьяны предстала пред нами, так достаточно назвать «нестеровская девушка», чтобы появился пред нами живой облик девушки из народа, поэтический образ, неразрывный с безмолвной печалью. У Нестерова это мир идеального старообрядчества.
Один из них в поисках свободной жизни отправился на привольный Урал, но «поверстан был заводчиком Демидовым в крепостную неволю». Название этой работы "Под Благовест" было придумано писателем В. С. Лишь красное пятно броши оживляет строгость колорита. Нестеров высоко ценил творчество Мухиной. В Толстом он видел, прежде всего, мастера слова, но иронически относился к его христианским мудрствованиям.
Исчерпал себя и миф о Святой Руси. Но у первых образ пустынножителя оказывался благостно-официозным, а вторые были склонны относиться к нему критически и осуждать за уход от мира. Эта девочка (а не мальчик) стала моделью для образа Варфоломея в главной картине Нестерова. Первая – воплощение примиренных страстей, вторая их еще не испытала. Он знает, что скоро осенняя палитра сменится суровой белоснежной зимой. Его любимым учителем был В. Г. Перов.
Выдающийся художник-сказочник изображен сидящим в своей мастерской на фоне икон.