Репин Портрет Толстого

Но к созданию образа Толстого Репин еще долго не приступал, он все изучал Льва Николаевича, присматривался к нему и лишь в 1887 году написал первый портрет писателя. Так вот, за два года до скандальной выставки И. Е. Репин выставил у передвижников портрет Л. Н. Толстого, причем изобразил великого писателя босиком. Их дружба сослужила и большую службу для русского искусства – Репин создал 12 портретов, 25 рисунков, 8 зарисовок членов семьи Толстого и 17 иллюстраций к толстовским произведениям маслом – и акварелью и пером и карандашом кроме того, Репин вылепил три бюста Льва Николаевича. Репин создал 12 портретов, 25 рисунков, 8 зарисовок членов семьи Толстого и 17 иллюстраций к толстовским произведениям, создал 3 бюста писателя.

Известные люди на портретах кисти Репина и на фотографиях (11 фото)

Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Черткова, Ю. И. Маститый человек с нависшими бровями, все сосредоточивая в себе, своими добрыми глазами, как солнцем, освещает все». кто может, пусть следует благородному Прометею. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122.

Сам же Илья Ефимович Репин, великий мастер портретного жанра, рисовал «великого Льва» не один раз. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». У нее необыкновенно живые, блестящие черные глаза. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104.

Он погружён в работу и ничего не замечает. В «Запорожцах» он мне подсказал много хороших и очень пластических деталей первой важности, живых и характерных подробностей. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Репин не отказался от предложенной темы, но и не согласился с ней. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ.

  1. Портрет Льва Толстого, Репин, 1887
  2. Лев Толстой на картинах Ильи Репина
  3. Описание картины Ильи Репина «Портрет Толстого»
  4. Портрет Толстого Льва Николаевича
  5. Сочиненин по картине Репина «Портрет Толстого»
  6. Лев Николаевич Толстой в живописи

Весь день поглощена она этим. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Третьяков»109. Именно здесь и был написан портрет Толстого в 1887 году. Он часто про себя скромно говорил: «Я совсем не талантлив, я только трудолюбив». Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140.

Спуститься на минуту в эту тьму и сказать: я с вами – лицемерие. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. Он писал дочери Толстого Татьяне Львовне: «Как мне хорошо жилось в Ясной Поляне. Сколько было разнообразных людей, впечатлений и мыслей.

  1. Портрет Толстого Льва Николаевича – величайшее произведение русской живописи
  2. Описание картины Репина «Портрет Толстого»
  3. Художник: Репин Илья ЕфимовичПортрет Льва Толстого
  4. Илья Репин — Портрет Льва Николаевича Толстого, 1887
  5. Описание картин Репина Льва Толстого

Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Этот замечательный портрет Толстого Льва Николаевича находится в Третьяковской галерее. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50.

Я чувствую в себе возможность всяческих пороков. Пусть он несет божественный огонь этим утлым, омертвелым существам. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко».

  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • О жизни и творчестве выдающихся художников
  • Добавить комментарий Отменить ответ
  • Комментарии можно оставлять на сайте или в своей соцсети

«Крестный ход» ему очень понравился как картина, но он сказал, что удивляется, как мог я взять такой избитый истрепанный сюжет, в котором он не видит ровно ничего и знаете ли, ведь он прав. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Толстого, Д. Н. Очень много зарисовок ко всем картинам. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве».

Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Пастернака, М. С. Лев Николаевич – такая крупная личность, что его фигура должна быть оставлена потомству во весь рост и непременно на воздухе, летом во весь рост буквально». Я глубоко чту и уважаю Толстого, но философия его для меня темна и полна противоречий».

Все кажется неотразимо, как сама истина. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Жена считала такое поведение графа интимной, не подлежащей афишированию стороной жизни. Выражение победы духа над страстями». Портрет как бы получает вечное, вневременное звучание.

Портрет Льва Толстого, 
Репин, 1887

Общение с прежними друзьями было только заочным. Моисей (не думайте, что я сравниваю себя с ним) говорил, что всякие пороки гнездятся в нем, но он сильнее их. О ней много говорили, хвалили и порицали ее. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией».

Толстой, дочерей Татьяны и Марии, сына Льва, друзей писателя В. Г. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. После поездки в зону эпидемии тифа в 1911 году молодая женщина начала страдать душевным недугом54. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. А несколько позже, уже в Петербурге, он говорил по этому поводу своему приятелю А. В. Жиркевичу: «Я смотрю.

Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Наша страна богата изображениями великого соотечественника. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173.

Так изобразить Репин мог только человека, которого глубоко понимал, уважал, ценил. В комнате сумрак. Очень известна работа Н. Н. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Лицо обрамляет белая с серебром борода, а выражение глаз до боли задумчивое. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет.

В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». По ночам же – до 3-х час. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. В следующем 1885 г. Репин опять приезжал в Москву вместе с Передвижной выставкой.

Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. И хотя он ни одного намека не сказал, но я понял, что он представлял себе абсолютно иначе «Запорожцев» и, конечно, неизмеримо выше моих каракулей. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека».

Репин так писал о замысле этой картины: «Я все утро жил в Ясной Поляне, в лесу. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств.

Эта мысль до того выворачивала меня, что я решился бросить эту сцену – глупой она мне показалась я буду искать другую у запорожцев надо взять полнее, шире (пока я отложил ее в сторону и занялся малороссийским казачком «На досвитках»). Он говорил, что в нем нет воздуха и перспектива неверна. Он рисовал Толстого пашущим и играющим на рояле одного и вдвоем с дочерью А. Л. Толстой. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Сухотиной-Толстой.

Судьбы детей Репина сложились по-разному. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Свою лепту в пополнение коллекции внесли также друзья и близкие писателя: В. Г. Выдающийся подбородок.

Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Характерной особенностью портретного творчества Л. Пастернака (а создал он много портретов своих современников: М. Горького, Ф. Шаляпина, С. Рахманинова, А. Скрябина и др. ) была потребность постоянно делать наброски в альбомах. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым.

В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243.

В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Вскоре весть о талантливом ученике Бунакова распространилась далеко за пределами Чугуева юного мастера стали приглашать приезжавшие в город подрядчики, которым нужны были художники и позолотчики10. Это письмо подводит итог коренным противоречиям во взглядах Толстого и Репина. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года.

Лев Николаевич собирался вспахать поле вдовы. – писал Репин Стасову. Среди них – выдающиеся работы И. Н. Трубецкого, работы дочери Толстого Т. Л.

Так, он пишет Стасову: «Меня он очень хвалил и одобрял. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны».

Как интересно было видеть и следить впервые за работой и скульптурой даровитого художника. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. На нее всегда ссылаются, говоря о простоте графа: ходил босиком, пахал землю. Салтанова, И. Я. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Он написал тогда два портрета — один за письменным столом, другой — в кресле. ну и народец же.

Гоголь принадлежал к числу любимых писателей Репина, Репин неоднократно обращался к образу самого писателя и к иллюстрациям его произведений. Усадьба получила своё название в честь древнеримских богов, отвечавших за охрану дома и семьи. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Влияние сильной, гениальной личности таково, что решительно не находишь возражений. Сняв за пять с половиной рублей комнату в мансарде и перейдя на режим жёсткой экономии, он устроился в вечернюю рисовальную школу, где вскоре был признан лучшим учеником.

На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий.

В одной его руке – небольшая книжка, другая – удобно лежит на ручке кресла. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Среди других выдающихся портретов исполненных с натуры, особое место занимают работы ближайшего друга и единомышленника Толстого Н. Н. Ге (живописный портрет 1891 г. и бюст — первое изображение писателя в скульптуре, 1891 г. ) и портреты работы И. Е. Репина, живописные, графические, а также скульптурные. Вот таким образом ей приходится всем – и хозяйством и изданиями – заниматься самой.

Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Необыкновенно привлекательны и аристократически благородны были его губы. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Кроме того – у них 23 внука.

Тут что-то бодрое, сильное и попавшее в цель. И это отношение к философии Льва Николаевича осталось у Репина навсегда. Толстого, брата писателя, тетушек А. И. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159.

В летние месяцы, когда художник уезжал на этюды в Здравнёво, ученики следовали за ним227228. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Они жили в Пенатах в течение двух недель.

В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Главное, я никак не могу помириться с его отрицанием культуры. И, действительно, он работал до упаду.

Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». У меня в руках был альбомчик и я, не теряя времени. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Второй общеизвестный превосходный портрет продан в Третьяковскую галерею. Их дружба сослужила и большую службу для русского искусства – Репин создал целую галерею портретов Льва Николаевича и маслом и акварелью и пером и карандашом.

Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Репина, живописные, графические, а также скульптурные. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми.

Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Из его полотен 1891 года нужно отметить портрет Толстого в кабинете, затем картину «Толстой на отдыхе» и большой портрет, во весь рост, в лесу. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252.

Некоторые из них обращались к этому образу неоднократно. Как живописно местами трогали его сквозь ветви солнечные пятна света.

Нестерова – две работы, датированные 1907-м и 1918 годами. Бирюков, Н. Л. Его дед по отцовской линии— неслуживый казак Василий Ефимович Репин— вёл торговлю и владел постоялым двором. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83.

Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Репин об этой работе Крамского написал, что автору удалось «выразить всю суть великого Льва». Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890).

Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. А более всего ему понравились малороссийские «досвитки», – помните, которую Вы и смотреть не стали, а он ее удостоил названием картины, прочие – этюды только.

Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Ге. Года три уже у меня была мысль: когда Вы поедете на юг к себе на родину. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Таковы его картины Святой Николай, Иди за мной, сатано (Искушение), Запорожцы, Какой простор и др.

Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Картина строга и проста. Я считаю, что эта картина основана на ложной концепции. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое».

Этой картиной художник очень дорожил и горячо защищал ее идею в спорах. Первый портрет ему самому не понравился. Леонид Пастернак много рисовал писателя. Как интересно было видеть и следить впервые за работой и скульптурой даровитого художника. Толстого. М. Бунакову. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62.

Я дорого бы дал теперь за картинку из жизни Пушкина, Гоголя, Лермонтова и др. Репин показал не только масштаб личности писателя, но и его добрый и простой характер. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Хочется так же, как молодым.

Когда составители письма обратились к Репину с предложением поставить под текстом свою подпись, тот отказался, заметив, что великий князь не мог предвидеть, как развернутся события160. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения.

О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Последний факт биографии писателя тоже запечатлен великим Репиным, картина так и называется – «Пахарь». Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Отец не был человеком не от мира сего. В глубоко сидящих глазах писателя – мудрость и проницательность, кажется, что они пытливо заглядывают прямо в душу. Репин написал портрет Толстого, несколько «возвышая» фигуру портретируемого и сообщая ей монументальную значительность. Цвета полотна очень сдержанны.

Но Крамскому удалось убедить писателя. Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня.

И. Н. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Выражение победы духа над страстями». Работ очень много.

Энергия воли, физическая сила и чисто скифская беспощадность ко всему отжившему культу. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Художнику Л. О. Пастернаку, которому, как и Репину, выпало счастье на протяжении многих лет знать Толстого и писать его, более того — работать с ним над воплощением в графике образов романа «Воскресение», удалось в целом ряде картин выразить свое понимание писателя. Репин поначалу беспрекословно принял эти замечания, согласился с ними. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична.

Очертание всего рта было классически прекрасно. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей.

У него самая большая серия портретов писателя. Репин на это сказал, улыбаясь своей хитрой улыбкой: Я с вами согласен, Лев Николаевич. Писатель изображен сидящим в несколько необычном кресле. Уже через несколько дней Репин с любовью возобновил работу над «Запорожцами» и сообщил об этом в письме к В. В. Стасову: «. Энергия воли, физическая сила и чисто скифская беспощадность ко всему отжившему культу.

Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. ловлю чертами момент прохождения мимо меня всего кортежа. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153.

Кстати, семье не все рисунки нравились, особенно босой и пашущий классик. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171.

Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Репин дважды подавал прошения об отставке. Со своей веревочной сбруей и палочной сохой Лев Николаевич мне жалок. Он не знал еще, какой именно портрет Толстого сделал Репин. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Летом 1870 года Репин вместе с братом и друзьями-живописцами Фёдором Васильевым и Евгением Макаровым отправился на Волгу.

В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем».

В «комитете почина» по организации музея в Петербурге принял деятельное участие скульптор И. Я. Гинцбург, так много работавший над изображением Толстого в скульптуре. Какая же любовь к этим существам может смириться с такой юдолью. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Первое, что мы должны сделать, это — слезть с этой телеги. Америка—Франция—Россия.

В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Толстой не всегда был благосклонен в отношении конкретных картин Репина. Среди других выдающихся портретов исполненных с натуры, особое место занимают работы ближайшего друга и единомышленника Толстого Н. Н. Особенно хорошо известны живописные произведения кисти вышеперечисленных русских художников.

– И хотя он ни одного намека не сказал, но я понял, что он представлял себе абсолютно иначе «Запорожцев» и, конечно, неизмеримо выше моих каракулей. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. –.

Ге (живописный портрет 1891 г. и бюст – первое изображение писателя в скульптуре, 1891 г. ) и портреты работы И. Е. Нестеров, писавший Толстого в 1907 году для задуманной им грандиозной картины На Руси, признается в том, как трудно дать в искусстве целостный обобщающий образ писателя: Познакомившись (с Толстым – Н. З. ), я увидел еще многое, что ускользнуло от тех, кто писал с него, ускользнуло и от меня, хотя и я успел взять от него то, что мне было нужно для моих целей:. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Оболенский и др. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246.

С И. Е. Репиным писателя связывала многолетняя прочная дружба. «Портрет Толстого» Репина уникален, может быть, потому, что художник рисовал не просто писателя, а близкого человека, чье лицо он знал всех деталях и смог так реалистично передать. Как только он творит без тенденции, он велик, несравненен. Остен-Сакен, А. А.

Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. и С. А. Толстой на картине одет во все черное, как будто в рясу священнослужителя. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Башилова, С. Н.

Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. «Работаем до упаду. » – писал Репин Стасову из Ясной Поляны. Исследователи не раз обращали внимание на то, что на фоне своих полотен Репин не выглядел великаном. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии.

Скажу несколько слов о взаимных отношениях отца и Репина. Она ушла из жизни в 1931 году55. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Правда, я сижу на этой телеге, но я вроде певца, который бы пел и этим утешал везущих. А 1906 году он нарисовал портрет углем.

Да где тут раздумывать, пусть это будет и глумная картина, а все-таки напишу, не могу». Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична.

Но мы, старые люди, лучше владеем собой. Репина, Н. Н. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело».

Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232.

Но вскоре художник понял, что Толстой был неправ в своей оценке. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Репиным писателя связывала многолетняя прочная дружба. Приусадебная территория изначально была заболоченной, вот таким образом хозяева провели благоустроительные работы, построили пруды и каналы.

Нет. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Стаховичей. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213.

Чертовский народ. Музей Толстого – обладатель наиболее полной толстовианы Пастернака (более 200 произведений), только портретных работ в музее 36. Их постоянные беседы об искусстве оплодотворяли творческую мысль того и другого. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков.

Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. П. М. Третьяков был обрадован, но озабочен поездкой Репина в Ясную Поляну. Знакомство Репина и Всеволода Гаршина произошло в зале Павловой на Троицкой улице, куда писатель пришёл в сопровождении студентов и курсисток. Черткова, М. А.

«В «Запорожцах» он мне подсказал много хороших и очень пластических деталей первой важности, живых и характерных подробностей. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255.

Подымать до себя, давать жизнь – вот подвиг». Полотно отличает лаконичность и простота, ни на йоту не умаляющая его величия. И. Е. Репин стал почетным членом возникшего в Петербурге Общества Толстовского музея. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова.

–. Очертание всего рта было классически прекрасно. И все это только аксессуар, только фон для главной фигуры. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. На что он, улыбаясь, сказал: Я не талантлив, я трудолюбив.

Я все изучал их, вспоминал и наслаждался красивая картинка выходит». Выдающийся подбородок. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Ему же принадлежат портреты ближайшего окружения Толстого, его родных и друзей – С. А. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133.

В 1891 году Репин вылепил и бюст Льва Николаевича. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Художнику Л. О. Чертков, А. К. Никто на всем свете не чувствовал так глубоко свободы, равенства и братства.

В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Репину в полной мере удалось показать величие писателя.

Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Вспоминаю, как он, будучи уже глубоким стариком, однажды сказал: Вы думаете, что нам, старикам, уже ничего не хочется. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Эта поездка была очень плодотворна и много значила для самого художника. Она пишет записки «Моя жизнь», в сущности, биографию Л. Н. Она довела ее уже до 1892 года. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Л. Н. Толстого».

Крамского, И. Е. Свое отношение к Крестному ходу он выразил в следующих словах, которые я выписываю из его статьи о Мопассане (1894 г. ): Помню, знаменитый художник живописи показывал мне свою картину изображавшую религиозную процессию. Выше я упомянул об отношении Л. Н. к картинам Иван Грозный и Не ждали.

В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Есть полотно, где в рабочей комнате (комнате под сводами) за столом изображен пишущий Л. Толстой. Виден стол с исписанными листами бумаги, сосредоточенное лицо и руки писателя. С И. Е. Репин страстно любил свое искусство. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости».

В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Величие Льва Николаевича Репин передал иными средствами. Недаром про них Гоголь писал, все это правда. В нём нет примечательного колорита, нет ничего лишнего и яркого. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы.

Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Портрет написан в московской квартире классика в тот момент, когда Лев Николаевич трудился над трактатом «В чем моя вера. ». Музей Толстого — обладатель наиболее полной толстовианы Пастернака (более 200 произведений), только портретных работ в музее 36. Ничто земное никогда не было ему чуждо. Может быть, таким образом, художник не хотел отвлекать внимание зрителя от лица писателя.

В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Он часто про себя скромно говорил: «Я совсем не талантлив, я только трудолюбив». Многие художественные произведения были подарены музею старшими детьми Толстого — Сергеем, Ильей и Татьяной.

Прежде чем приступить к тому или иному очерку, Илья Ефимович несколько раз рассказывал его гостям, появлявшимся в Пенатах. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Есть фотография Льва Толстого, позирующего Репину. Погрязнуть с ними навсегда – жертва. Это барельефы и силуэты Ф. П.

Эта мысль до того выворачивала меня, что я решился бросить эту сцену – глупой она мне показалась я буду искать другую у запорожцев надо взять полнее, шире (пока я отложил ее в сторону и занялся малороссийским казачком «На до-свитках»). Художник выбрал точку зрения с низким горизонтом, благодаря чему фигура писателя становится возвышенной и монументальной. Репин именно молодец. История создания такова.

Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Этот портрет действительно может рассказать больше, чем долгие словесные описания. «Крестный ход» ему очень понравился как картина, но он сказал, что удивляется, как мог я взять такой избитый истрепанный сюжет, в котором он не видит ровно ничего и знаете ли, ведь он прав. Подымать.

«Не молчать перед правдой царицею». Портрет на фоне розового дивана тоже необычайно хорош. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала.

Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Наверное, только что прочитанное в книге вызвало у писателя умственные размышления. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий.

В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Их надо осветить, пробудить от прозябания. Гинцбурга, П. П.

Словно вопрос, который мучает его сейчас, он адресует и ему. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Игумнова, П. И.

Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. По предположениям исследователей, возможно, что книга является Евангелием. Где тут писать, голова кругом идет от их гаму и шуму. М. В.

Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». У М. В. что «Крейцерова соната» – признак упадка в духовном мире Толстого. Сдержанная, темных тонов, колористическая гамма, «неспешная» манера письма – все на портрете подчеркивает масштаб личности портретируемого.

Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Встав в литературных работах на скользкую почву тенденции, Толстой быстро пойдет под гору.

Многие жертвовали свои произведения в дар музею. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Крамской рисовал два портрета – для галереи Третьякова и семьи писателя.

С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Необыкновенно привлекательны и аристократически благородны были его губы. Нет. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея.

Репин и Н. Н. Репин пишет: «В один жаркий августовский день, в самую припеку. Главный акцент сделан на лице и руках писателя. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171.

Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135.

«Не молчать перед правдой царицею». Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Однако его оценка относилась не столько к художественности картин, сколько к их сюжетам.

В ней чувствуется что-то властное и энергичное. Ге, Л. О.