Самсон И Далила Рембрандт

Рембрандт ослепление самсона картина

Жестокость и предсказуемый исход вызывает у зрителя ужас и оторопь. Далила или овдовела или как-то еще рассталась с супругом. Потеря чудесной силы (или гибель) в результате женского коварства также характерна для ряда эпических героев. В основу картины легла история из Ветхого Завета. И начал он ослабевать и отступила от него сила его» (Суд. 16:19) Утративший свою силу Самсон был захвачен филистимлянами, ослеплён, закован в цепи и брошен в темницу.

Далила, которую подкупили телегой серебра, выпытывает у своего возлюбленного тайну его нечеловеческой силы. Самсон также был погребен под обломками. Филистимляне выступили в Иудею, чтобы поймать и наказать Самсона. Несчастный слепой, приведенный в цепях в дом врагов, обрушил во время их пира кровлю дворца, погибнув под обломками вместе с филистимлянами. На пути в Фимнафу, где жила невеста Самсона, на него нападает молодой лев, но Самсон исполнившись «духа господня», раздирает его, как козлёнка.

  1. «Ослепление Самсона», Рембрандт — описание картины
  2. Описание картины «Самсон и Далила»
  3. Картина Самсон и Далила Рембрандта
  4. Самсон и Далила Рембрандт Хармес ван Рейн
  5. Библейские сюжеты в русской живописи
  6. Картина Рембрандта «Ослепление Самсона» (краткое описание)

если же остричь меня, то отступит от меня сила. с рук его». Богатейшая коллекция восточных костюмов, старинного оружия, ковров, экзотической утвари, украшений очень помогает ему в работе для создания исторического антуража героям библейской старины. На картине запечатлён библейский эпизод, в котором Самсон засыпает на руках у Далилы. Он молод, счастлив в любви, богат, полон энергии.

Вид Самсона беспомощно бьющегося в руках беспощадных врагов (размеры картины таковы, что все фигуры изображены в натуральную величину), орудие ослепления – зловещий изогнутый кинжал, торжество Далилы, выбегающей из шатра с ножницами в одной руке и волосами Самсона в другой – всё это производит на зрителя удручающее впечатление. Тем временем, волосы на голове Самсона начали отрастать и он сдвинул с места два несущих столба, на которых держался весь дом и обрушил дом на Филистимлян, убив, тем самым, больше Филистимлян, чем за 20 лет своего судейства. Голландия XVII века являлась одной из самых передовых стран того времени извечного конфликта «отцов и детей» не получилось и скоро родители Рембрандта забрали сына из университета и отдали его первому учителю живописи Якову Ван Сваненбюрху. Однако, такой упадок был только временный и под конец своей жизни Рембрандт снова стад производить вещи великие, неподражаемые, сообщив своей фактуре еще большие свободу и ширину так например в 1661 году им были написаны: знаменитые «Синдики гильдии ткачей» и «Возвращение блудного сына», а в 1662 – «Еврейская невеста».

  • Неистовый Самсон (Книга Судей, главы 13-16)
  • Самсон и Далила (картина Рубенса)
  • Рембрандт, Рубенс и библейский Самсон
  • Библейские сказания: Самсон и Далила
  • Напишите отзыв о статье Самсон и Далила (картина Рубенса)
  • Отрывок, характеризующий Самсон и Далила (картина Рубенса)

Было высказано предположение, согласно которому Ослепление Самсона – то самое полотно, о котором упоминает Рембрандт в переписке с Константином Хейгенсом, секретарем принца Фридерика Хендрика (1590-1687). За границей подпись Рембрандта уже подделывали на картинах менее известных художников. Но даже столь жестокую сцену Рембрандт преображает своей гениальной живописью.

Он происходил из колена Дана, наиболее страдавшего от порабощения филистимлян. Видимо, не слишком-то симпатичен ей был Самсон. Мильтона «Самсон борец», среди музыкально-драматических произведений – оратория Г. Ф. Генделя «Самсон» и опера Ш. К. Сен-Санса «Самсон и Далила». Этим С. (как Исаак, Самуил и др. ) избирается на служение богу от чрева матери, причём даётся повеление – подготовить ребёнка к пожизненному назорейству (обет, состоявший в соблюдении ритуальной чистоты и в воздержании от вина для всецелого посвящения себя богу внешний признак назорея – длинные волосы, которые запрещено стричь, – Чис. Далила согласилась.

За границей подпись Рембрандта уже подделывали на картинах менее известных художников. Находясь в зените своей славы, Рембрандт пишет «Жертвоприношение Авраама», «Данаю», целый ряд выразительных портретов своей жены Саскии и автопортретов. И одной из самых тиражируемых в изобразительном искусстве. Однако, такой упадок был только временный и под конец своей жизни Рембрандт снова стад производить вещи великие, неподражаемые, сообщив своей фактуре еще большие свободу и ширину так например в 1661 году им были написаны: знаменитые «Синдики гильдии ткачей» и «Возвращение блудного сына», а в 1662 – «Еврейская невеста». Возможно именно из-за мрачного натурализма картины искусствоведы, говоря о творчестве Рембрандта, вспоминают об «Ослеплении Самсона» гораздо реже, чем она того заслуживает.

  • Программа просмотра веб-материалов ( 286)
  • Христос и женщина, уличенная в прелюбодеянии
  • Словари и энциклопедии на Академике

Они заламывают ему руки за спину и заковывают их в тяжелые и гулкие блестящие цепи. Приняв во снимание все это, можно понять, почему поступок Далилы не выглядит нелогичным. После этих подвигов Самсон всенародно избирается «судьёй израилевым» и правит двадцать лет. На картине запечатлён библейский эпизод, в котором Самсон засыпает на руках у Далилы. Рембрандт же избрал самую трагичную сцену в этой истории – сцену ослепления. В основу картины легла история из Ветхого Завета.

Голландия XVII века являлась одной из самых передовых стран того времени извечного конфликта «отцов и детей» не получилось и скоро родители Рембрандта забрали сына из университета и отдали его первому учителю живописи Якову Ван Сваненбюрху. Самсон сражался с Филистимлянами в течение двадцати лет. За границей подпись Рембрандта уже подделывали на картинах менее известных художников.

«Ослепление Самсона», 
Рембрандт — описание 
картины

А когда Самсон спросил, как же они узнали, гости ответили загадкой на загадку: «Что слаще меда и что сильнее льва. » Самсон понял, что они имели в виду: любовь жены слаще меда, а сладострастие оказалось сильнее льва и сокрушило героя Самсон разгневался и, чтобы отдать им выигранное, пошел в город Аскалон, убил тридцать филистимлян и снятую с них одежду отдал своим гостям. Тайна заключена в волосах Самсона, которых никогда не касались ножницы. Четвёртое действующее лицо — старуха-сводница, отсутствующая в библейском тексте. Полные жаждой мщения филистимляне ослепляют Самсона и ввергают его в темницу. Рембрандт же избрал самую трагичную сцену в этой истории – сцену ослепления. Герой ветхозаветных преданий (Суд.

Находясь в зените своей славы, Рембрандт пишет «Жертвоприношение Авраама», «Данаю», целый ряд выразительных портретов своей жены Саскии и автопортретов. Самсон согласился, чтобы израильтяне связали его и передали филистимлянам. Вид Самсона беспомощно бьющегося в руках беспощадных врагов (размеры картины таковы, что все фигуры изображены в натуральную величину), орудие ослепления – зловещий изогнутый кинжал, торжество Далилы, выбегающей из шатра с ножницами в одной руке и волосами Самсона в другой – всё это производит на зрителя удручающее впечатление. Филистимляне идут на тебя. Самсон поддался страсти к коварной филистимлянке Далиле (в русской традиции Далида), обещавшей филистимлянским правителям за вознаграждение выведать, в чём сила Самсона. Так, в дверях видны солдаты с орудиями для ослепления. Одной из самых запоминающихся свадеб в Ветхом Завете. Уступив ее просьбам, Самсон открыл тайну:.

Она жила одиноко и Самсон стал приходить к ней как любовник. Самсон погиб, так как он позволил своим эмоциям управлять своим поведением. Среди произведений художественной литературы наиболее значительна драматическая поэма Дж. Изгибаясь всем туловищем и вскидывая босые ноги, он тщетно пытается продолжать борьбу.

Его отец Моной успел состариться, но так и не дождался рождения сына. Благодаря этому, Самсон избирается на служение богу «от чрева матери», причём даётся повеление – подготовить ребёнка к пожизненному назорейству (обет, состоявший в соблюдении ритуальной чистоты и в воздержании от вина для всецелого посвящения себя богу). Поднимая вопрос о ношении длинных волос, считается возможным объяснить это двумя причинами: 1) страхом за те беды, которые могут сотвориться со стриженными волосами и тем самым повредить человеку и 2) священностью головы, в которой обитает особый затылочный дух и боязнью неосторожным обращением с волосами причинить ему боль «Волосы рассматриваются чем-то вроде жилища или седалища бога, так что, если их обрезать, то бог теряет жилище, которое он имеет в лице жреца», говорит он. «Избиение Святого Стефана» (1625г. ), «Валаам» (1626г. ), «Товий и ангел» (1626г. ), «Давид и Голиаф» (приблизительно 1627г. ), «Самсон и Далила» (1628г. ), «Иеремия» (1630г. ), с их натурализмом, виртуозностью исполнения, гармонией цветов и оттенков буквально потрясли современников.

Болоньи), предательство Далилы (картины А. Мантеньи, А. ван Дейка и др. ), героическая смерть С. (мозаика церкви Санкт-Гереон в Кёльне, 12 в., барельеф Нижней церкви в Пече, 12 в., Венгрия, барельеф Б. Беллано и др. ). Тут же Самсон, подняв с земли ослиную челюсть, поражает ею тысячу воинов-филистимлян. И в конце концов пришли к жене Самсона с угрозой: «Уговори мужа, чтоб он разгадал нам загадку иначе мы сожжем огнем тебя и дом отца твоего». Благодаря содействию Хейгенса, художник получил заказ на создание серии Страстей (Старая Пинакотека, Мюнхен).

Правосудие должно быть в руках Бога. Это полотно было преподнесено автором своему покровителю, поэту и государственному секретарю Гюйгенсу в 1636-ом году ныне картина находится во Франкфурте-на-Майне. Самсон поддался страсти к коварной филистимлянке Далиле (в русской традиции Далида), обещавшей филистимлянским правителям за вознаграждение выведать, в чём сила Самсона.

к этой теме обращались А. Карино (около 1820 г. ), Михай Темпа (1863), А. де Виньи (1864) в 20 в. Ф. Ведекинд, С. Ланге, а также писатели-евреи: В. Жаботинский («Самсон Назорей», 1927, на русском языке переиздано – издательство «Библиотека-Алия», Иер., 1990) Леа Гольдберг («Ахават Шимшон» – «Любовь Самсона», 1951 – 52) и другие. Рубенс перенёс место действия в бордель. А когда Самсон спросил, как же они узнали, гости ответили загадкой на загадку: «Что слаще меда и что сильнее льва. » Самсон понял, что они имели в виду: любовь жены слаще меда, а сладострастие оказалось сильнее льва и сокрушило героя Самсон разгневался и, чтобы отдать им выигранное, пошел в город Аскалон, убил тридцать филистимлян и снятую с них одежду отдал своим гостям.

С. прощались все грехи за то, что он никогда не произносил имя божие всуе но открыв Далиле, что он назорей, С. тотчас был наказан: ему вменились все прежние грехи – и он, который следовал влечению очей своих (любодействовал), был ослеплён. На пути в Фимнафу, где жила невеста С., на него нападает молодой лев, но С. исполнившись духа господня, раздирает его, как козлёнка (14, 6). Подвиги Самсона описаны в библейской Книге Судей. А родители невесты, видимо, не имели ничего против.

Напуганные израильтяне послали к Самсону делегацию из трех тысяч человек с требованием отдать себя в руки филистимлянам. Все основные события жизни Самсона отразил в своём творчестве Рембрандт («Самсон задаёт загадку на пиру», «Самсон и Далила», «Ослепление Самсона» и др. ). Все поступки его имеют скрытый смысл, непонятный для окружающих.

к этой теме обращались А. Карино (около 1820 г. ), Михай Темпа (1863), А. де Виньи (1864) в 20 в. Ф. Ведекинд, С. Ланге, а также писатели-евреи: В. Жаботинский («Самсон Назорей», 1927, на русском языке переиздано – издательство «Библиотека-Алия», Иер., 1990) Леа Гольдберг («Ахават Шимшон» – «Любовь Самсона», 1951 – 52) и другие. Рождение С., которому суждено спасать Израиля от руки филистимлян (13, 5), Маною и его жене, долго бывшим бездетными, предрекает ангел. Он поведал ей ответ на загадку, а она рассказала наутро гостям Филистимляне выиграли спор. Представители старой солярно- метеорологической школы видели в С. олицетворение солнца, на что, по их мнению, указывает имя С. (солнечный) волосы С. будто бы символизируют солнечные лучи, срезаемые ночной тьмой (Далила рассматривается как олицетворение ночи, её имя частью учёных производится от евр. Он происходил из колена Дана, наиболее страдавшего от порабощения филистимлян. При этом им руководит тайное желание найти случай отомстить филистимлянам. Начали готовить свадьбу.

На самом деле причина все та же. Что коварная Далила была женой Самсона. упали. После трёх неудачных попыток ей удалось узнать секрет его силы. Среди произведений 18 в. следует отметить: стихотворение У. Блейка (1783), стихотворную пьесу М. Х. Луццатто «Шимшон ве-ха-плиштим» («Самсон и филистимляне») В 19в.

«И усыпила его на коленях своих и призвала человека и велела ему остричь семь кос головы его. Он молод, счастлив в любви, богат, полон энергии. Далила или овдовела или как-то еще рассталась с супругом. Он убивал Филистимлян из гнева и мести. Во всяком случае, великолепная игра света и тени, психологизм и динамика изображённой сцены ставят это произведение в ряд величайших шедевров живописи. Тайна заключена в волосах Самсона, которых никогда не касались ножницы. В произведении чувствуется желание Рембрандта воплотить в тематически определённом действии, в событиях, страданиях и триумфе не только «страсти», но и показать раздвоенность, противоречивость человеческой сущности и в этом показе достичь пределов обнажённой жизненной правды.

Волосы, безусловно, главный символ мифа. Его отец Моной успел состариться, но так и не дождался рождения сына. упали. Рембрандт же избрал самую трагичную сцену в этой истории – сцену ослепления. При этом им руководит тайное желание найти случай отомстить филистимлянам.

Болоньи), предательство Далилы (картины А. Мантеньи, А. ван Дейка и др. ), героическая смерть Самсона (мозаика церкви Санкт-Гереон в Кёльне, 12 в., барельеф Нижней церкви в Пече, 12 в., Венгрия, барельеф Б. Беллано и др. ).

Красное платье Далилы символизирует страсть и последующие кровавые события. Рубенс перенёс место действия в бордель. И сказала ему: Самсон. Самсон – герой ветхозаветных преданий, наделенный невероятной физической силой. Однажды, следуя в гости к своей невесте, Самсон увидел, как лев нападает на ягненка.

Самсон разрешает им связать себя и выдать филистимлянам. Красное платье Далилы символизирует страсть и последующие кровавые события.

В изобразительном искусстве наиболее полное воплощение получили сюжеты: Самсон, раздирающий льва (гравюра А. Дюрера, статуя для Петергофского фонтана работы М. И. Козловского и др. ), борьба Самсона с филистимлянами (скульптуры Пьерино да Винчи, Дж. Он убил многих и уничтожил многое. Рубенс перенёс место действия в бордель. Исторический образ «судьи», каковым был Самсон, обогащен фольклорно-мифологическими мотивами, которые восходят к астральным мифам, в частности, к мифологии Солнца (имя «Самсон» – буквально солнечный, «косы головы его» – солнечные лучи, без которых солнце теряет свою силу). Тут же Самсон, подняв с земли ослиную челюсть, поражает ею тысячу воинов-филистимлян. Наконец, пришел первый день свадьбы, которую положено было праздновать семь дней.

Красное платье Далилы символизирует страсть и последующие кровавые события. 13-16). Потеря чудесной силы (или гибель) в результате женского коварства также характерна для ряда эпических героев. Помимо изображения основного эпизода, Рубенс намекает на то, что должно произойти с Самсоном дальше. Три дня они мучились над загадкой. Как в ранних, так и в позднейших его работах отсутствует красочность.

Если назарей соблюдал все это — он мог стать первосвященником. Назареи были уверены, что в своих обетах и жертвах они черпают уникальную силу. Полные жаждой мщения филистимляне ослепляют Самсона и ввергают его в темницу. Исторический образ «судьи», каковым был Самсон, обогащен фольклорно-мифологическими мотивами, которые восходят к астральным мифам, в частности, к мифологии Солнца (имя «Самсон» – буквально солнечный, «косы головы его» – солнечные лучи, без которых солнце теряет свою силу).

В 1638 году Рембрандт пишет одно из самых значительных своих произведений, картину «Ослепление Самсона». Но вместе с тем, Рембрандт становится подлинным мастером портрета (особенно удачно у него получались изображения умудрённых жизнью стариков) и автопортрета1. Позже С. находит в трупе этого льва пчелиный рой и насыщается оттуда мёдом (14, 8).

Среди произведений художественной литературы наиболее значительна драматическая поэма Дж. Четвёртое действующее лицо— старуха-сводница, отсутствующая в библейском тексте.

Благодаря этому, Самсон избирается на служение богу «от чрева матери», причём даётся повеление – подготовить ребёнка к пожизненному назорейству (обет, состоявший в соблюдении ритуальной чистоты и в воздержании от вина для всецелого посвящения себя богу). Он уже отчаялся, когда ему явился Ангел Господень и предрек, что пожилая жена Моноя забеременеет и родит великого героя: «И он начнет спасение Израиля от руки филистимлян». Видимо, не слишком-то симпатичен ей был Самсон. Тайна заключена в волосах Самсона, которых никогда не касались ножницы. Помимо изображения основного эпизода, Рубенс намекает на то, что должно произойти с Самсоном дальше.

После битвы по молитве изнемогшего от жажды Самсона из земли пробивается родник, получивший имя «источник воззвавшего», а вся местность, в честь битвы наречена Рамат-Лехи. Это символ жизненной силы, наделенной героем мифа. "Самсон, угрожающий своему тестю" (1635-ый год, Берлин), наконец, очень сильная картина "Свадьба Самсона" (1638-ой год, Дрезден) – во всех этих картинах Рембрандта содержимое легенды о библейском герое передано со сдержанным величием, без малейшей позы. Вид Самсона беспомощно бьющегося в руках беспощадных врагов (размеры картины таковы, что все фигуры изображены в натуральную величину), орудие ослепления – зловещий изогнутый кинжал, торжество Далилы, выбегающей из шатра с ножницами в одной руке и волосами Самсона в другой – всё это производит на зрителя удручающее впечатление. Он также является прототипом Храбрости, чей атрибут – сломанная колонна. Во время пира Самсон предложил тридцати гостям из числа филистимлян загадку: «Из ядущего вышло ядомое, а из сильного вышло сладкое». Среди произведений 18 в. следует отметить: стихотворение У. Блейка (1783), стихотворную пьесу М. Х. Луццатто «Шимшон ве-ха-плиштим» («Самсон и филистимляне») В 19в.

Поднимая вопрос о ношении длинных волос, считается возможным объяснить это двумя причинами: 1) страхом за те беды, которые могут сотвориться со стриженными волосами и тем самым повредить человеку и 2) священностью головы, в которой обитает особый затылочный дух и боязнью неосторожным обращением с волосами причинить ему боль «Волосы рассматриваются чем-то вроде жилища или седалища бога, так что, если их обрезать, то бог теряет жилище, которое он имеет в лице жреца», говорит он. С самого детства в решающие моменты жизни на Самсона нисходит «дух господень», дающий ему чудесную силу, с помощью которой Самсон одолевает любых врагов. Наконец, пришел первый день свадьбы, которую положено было праздновать семь дней.

Самсон (правильно произносить — Шимшон) родился в семье знатной и был с детства посвящен в назареи. Так, в дверях видны солдаты с орудиями для ослепления. Подвиги Самсона описаны в библейской Книге Судей (гл. Если придерживаться версии, что филистимлянкой, на которой женился Самсон, была Далила, то, видимо, он действительно любил ее и тосковал по ней. А родители невесты, видимо, не имели ничего против. В настоящее время картина «Ослепление Самсона» находится в собрании Штеделевского Художественного института во Франкфурте-на-Майне.

с рук его». Библейский сюжет о Самсоне – одна из излюбленных тем в искусстве и литературе, начиная с эпохи Ренессанса (трагедия Ганса Сакса «Самсон», 1556 и ряд других пьес). На картине запечатлён библейский эпизод, в котором Самсон засыпает на руках у Далилы. В изобразительном искусстве наиболее полное воплощение получили сюжеты: Самсон, раздирающий льва (гравюра А. Дюрера, статуя для Петергофского фонтана работы М. И. Козловского и др. ), борьба Самсона с филистимлянами (скульптуры Пьерино да Винчи, Дж. Он бросился на льва и, схватив его челюсти, разорвал животное пополам. Однако любовь к филистимлянке Далиле ведет его к гибели. Находясь в зените своей славы, Рембрандт пишет «Жертвоприношение Авраама», «Данаю», целый ряд выразительных портретов своей жены Саскии и автопортретов.

Любопытно, что в этот период среди библейских легенд внимание Рембрандта заостряется на теме Самсона, в которой элементы драматизма сочетаются с изображением грубой силы, тогда как в позднейшие годы его больше привлекает тема отцовской любви, одиночества и одухотворенного молчания. Быть может, самой крайней степени в своем стремлении к драматической патетике и в то же время пренебрежении к традиционным идеалам героики и к условным художественным канонам, то есть системам точных правил и предписаний, установленных академистами, Рембрандт достигает в самой большой картине самсоновского цикла – "Ослепление Самсона" (длина двести восемьдесят семь, высота двести тридцать восемь сантиметров). В настоящее время картина «Ослепление Самсона» находится в собрании Штеделевского Художественного института во Франкфурте-на-Майне. Мильтона «Самсон-борец». В левой части изображен мужчина с мечом, который спешит состричь волосы мужчины. Потерять волосы означало потерять силу. Похоронили его рядом с отцом.

Волосы считались местонахождением души или магической силы. Однако в стане врагов «сошёл на него дух господень и верёвки. При этом им руководит тайное желание найти случай отомстить филистимлянам (14, 3-4). Узнав об этом, филистимляне предложили Далиле: «Уговори Самсона и выведай, в чем великая сила его и как нам одолеть его, чтобы связать его и усмирить его а мы дадим тебе за это каждый тысячу сто сиклей серебра». Но вместе с тем, Рембрандт становится подлинным мастером портрета (особенно удачно у него получались изображения умудрённых жизнью стариков) и автопортрета1.

В плену назорей совершил свой последний подвиг. Самсон сумел настоять на своем. Могила его затерялась, но великое наследие осталось в память о нём на многие века. Она принялась выспрашивать, Самсон несколько раз обманывал ее, но наконец сдался и сказал правду: «Бритва не касалась головы моей ибо я назарей Божий от чрева матери моей если же остричь меня, то отступит от меня сила моя я сделаюсь слаб и буду как прочие люди». Самсон сумел настоять на своем.

Возможно именно из-за мрачного натурализма картины искусствоведы, говоря о творчестве Рембрандта, вспоминают об «Ослеплении Самсона» гораздо реже, чем она того заслуживает. Так, юноша вопреки воле родителей решает жениться на филистимлянке. Далила, как и Самсон была одержима желанием отомстить. Он разорвал тетивы, как разрывают нитку из пакли, когда пережжет ее огонь. Ангел потребовал, чтобы Моной стал назареем и вырастил из своего сына назарея. Наиболее значительное произведение, созданное в это столетие, – драма Дж. После битвы по молитве изнемогшего от жажды Самсона из земли пробивается родник, получивший имя «источник воззвавшего», а вся местность, в честь битвы наречена Рамат-Лехи.

Это символ жизненной силы, наделенной героем мифа.

Самсон (правильно произносить — Шимшон) родился в семье знатной и был с детства посвящен в назареи. Золотое одеяние лежит у кромки воды, а милая молодая женщина, стыдливо поднимая рубашку, входит в холодную воду. Сила возвратилась к нему перед смертью в награду за смирение: будучи судьёй израилевым, он ни разу не возгордился и не превознёсся ни над кем (Сота 10а). Назареи были уверены, что в своих обетах и жертвах они черпают уникальную силу.

В 1638 году Рембрандт пишет одно из самых значительных своих произведений, картину «Ослепление Самсона». Находясь в зените своей славы, Рембрандт пишет «Жертвоприношение Авраама», «Данаю», целый ряд выразительных портретов своей жены Саскии и автопортретов. Все основные события жизни Самсона отразил в своём творчестве Рембрандт («Самсон задаёт загадку на пиру», «Самсон и Далила», «Ослепление Самсона» и др. ). Ортодоксальный иудаизм назарейства не признавал и считал ересью. Рубенс перенёс место действия в бордель. Далила, подкупленная сородичами, хитростью выведала источник силы героя.

Филистимляне изображены Рембрандтом облаченными в металл. В основу картины легла история из Ветхого Завета. Так, в дверях видны солдаты с орудиями для ослепления. Узнав об этом, филистимляне предложили Далиле: «Уговори Самсона и выведай, в чем великая сила его и как нам одолеть его, чтобы связать его и усмирить его а мы дадим тебе за это каждый тысячу сто сиклей серебра». Волосы считались местонахождением души или магической силы.

Это даёт ему повод на брачном пиру задать тридцати филистимлянам – брачным друзьям – неразрешимую загадку: Из ядущего вышло ядомое и из сильного вышло сладкое (14, 14). В основу картины легла история из Ветхого Завета. Он был зол и гнев отвлекал его от Божьего плана на него. Она принялась выспрашивать, Самсон несколько раз обманывал ее, но наконец сдался и сказал правду: «Бритва не касалась головы моей ибо я назарей Божий от чрева матери моей если же остричь меня, то отступит от меня сила моя я сделаюсь слаб и буду как прочие люди». Внимание Рембрандта обращено главным образом на передачу игры света и тени и в этой области гениальный мастер стоит на недосягаемой высоте. Произведения Рембрандта всегда отличались гениальной композицией и особым колоритом. Отросшие волосы вновь возвратили ему силу.

Рембрандт же избрал самую трагичную сцену в этой истории – сцену ослепления. Самсон поддался страсти к коварной филистимлянке Далиле (в русской традиции Далида), обещавшей филистимлянским правителям за вознаграждение выведать, в чём сила Самсона. Поспорили на тридцать рубашек и тридцать смен одежды.

После трёх неудачных попыток ей удалось узнать секрет его силы. Возможно именно из-за мрачного натурализма картины искусствоведы, говоря о творчестве Рембрандта, вспоминают об «Ослеплении Самсона» гораздо реже, чем она того заслуживает. В плену Самсон совершил свой последний подвиг. Композиция картины по-шекспировски динамична. За границей подпись Рембрандта уже подделывали на картинах менее известных художников.