Серов Левитан

Исаак Левитан дружил и общался с очень многими талантлевейшими художниками: Алексеем Саврасовым, Михаилом Нестеровым, Валентином Серовым, Александром Бенуа, Константином Коровиным и другими. Шедевр русской живописи, работа Серова, картина, фото – общество ТПХВ, онлайн галерея изобразительных искусств, старые фото, художники передвижники, русская живопись, картины художников, Серов и Нестеров, Левитан и Саврасов, фото. Валентину Серову часто позировали художники и артисты: Константин Коровин (1891), Исаак Левитан (1893), певцы Анджело Мазини (1890), Франческо Таманьо (1891). Они дружили – и были разными, в жизни и, конечно, в искусстве: издавна любимые, с детства знакомые Серов, Коровин, Левитан.

Лучший прижизненный портрет Левитана, выполненный в его мастерской его другом и соратником Валентином Серовым, знаменитым русским портретистом. Серов был хорошо знаком с Левитаном — они неоднократно встречались в Абрамцево, вместе писали этюды, в вопросах искусства они во многом были единомышленниками. Такой, каким и был сам Левитан, каким и был сам Серов. Вэтот период Серов рисовал портреты деятелей искусства— итальянских певцов Анджело Мазини иФранческо Таманьо, художников Константина Коровина, Ильи Репина, Исаака Левитана, писателя Николая Лескова икомпозитора Николая Римского-Корсакова.

Работы Серова находятся в основном в Русском музее в Петербурге и Третьяковской галерее, Москва, в том числе портреты Мамонтова, Иды Рубинштейн, Исаака Левитана и его шедевр «Девочка с персиками» (1888)- портрет дочери Мамонтова Веры.

Яхочу, хочу отрадного ибуду писать только отрадное». Здесь «настроение» —как особое созерцательное пространство, объединяющее картину со зрителем — окончательно превращается в совершенно особый компонент образа это метко фиксирует И. Н. Крамской, когда пишет (в письме к Ф. А. Васильеву, 1871), касаясь других пейзажей на выставке: «все это деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в «Грачах». Очень достоверно передана обстановка комнаты. Над образом Александра III Серов работал пофотографии. Какая тайна мира— земля инебо. Это глаза и взгляд художника.

С подачи Репина, Серов впервые участвовал в выставке ТПХВ (очередной, XVIII-й)— с портретом отца и получил лестный отзыв критика В. В. Стасова. Далеко не обеспеченный материально (свои юные годы он провел буквально в голоде и нищете), он не отступал ни на пядь от своих убеждений, предпочитая остаться со своим произведением на руках, нежели пойти на малейший компромисс. Вподарок жене царя Александре Федоровне Серов написал «домашний» портрет Николая IIв тужурке. В это же время он выполнил для усадьбы Юсуповых Архангельское копию «портрета покойного царя» Александра III. Это создает пространство и величайшее разнообразие оттенков цветов. «Многие в поисках новых тем едут далеко и ничего не находят.

  • Описание картины Валентина Серова «Портрет Левитана»
  • Описание картины Серова «Портрет Левитана»
  • Почему гений русского пейзажа Исаак Левитан дважды пытался свести счеты с жизнью
  • Валентин Серов — Портрет Левитана, 1893
  • Портрет художника Исаака Ильича Левитана

Знакомство с семьей Мамонтовых. Увезла ее сама модель, которая вышла замуж во Франции. Замечательной «поэзией при натуральности впечатления» (по словам И. Н. Крамского, близкого друга Васильева, о коренном свойстве его творчества в целом) проникнута уже картина «Перед дождем» (1869, Третьяковская галерея). 1886 год— в начале года были написаны этюды «Зима в Абрамцеве», портрет певицы Марии Ван Зандт в мае у Симоновичей, в Едимоново Тверской губернии, Серов встретился со своей невестой Ольгой Трубниковой и написал её портреты у открытого окна летом этого года его друг В. Д. Дервиз, обвенчавшись с Надеждой Симонович, приобрёл неподалёку обширное поместье Домотканово, куда позже неоднократно будет приезжать Валентин Серов. Поездка в Париж. Это наполняет картину теплом домашнего уюта. Окончить картину иногда очень трудно.

Чистяков увидел в Серове большой талант. Его учениками стали: П. В. Кузнецов, Н. Н. Сапунов, М. С. Сарьян, К. С. Петров-Водкин, Н. П. Ульянов, К. Ф. Юон. Следовательно, волновался он не опосмертной участи души.

  • Левитан в кругу своих современников
  • Серов Валентин Александрович (1865 – 1911)
  • Валентин Серовпишет портрет Исаака Левитана в его доме-мастерской
  • Серов Валентин Александрович (художник)
  • Добавить комментарий Отменить ответ
  • Пейзажи Левитана ближе к музыке, чем к живописи

Левитан тот самый, которого этюды так понравились Василью и Наташе. Как в античном фризе, движение развивается вдоль плоскости, язык художника скуп и выразителен изумительно богатство серых тонов. Свои исторические картины художник создал в основном в последние годы: «Юный Петр на псовой охоте», «Выезд Екатерины на охоту», «Кубок большого орла», «Петр Великий на работах», «Петр I в Монплезире» (1911). Но нехватка денег не сделала художника их рабом, не смогла заставить раболепствовать перед заказчик — его полотна всегда были честны и правдивы. Серова до глубины души потряс расстрел 9 января 1905 года безоружной толпы идущей к царю «искать правды». Весной были написаны также портреты М. А. Морозова, А. П. Лангового и И. С. Остроухова.

К концу XIX в. влияние передвижников упало. Смерть отца. 1872. Художник – это серьёзный, красивый, благородный человек.

  • Самое интересное в виде мозаики
  • «Взмахивал карандашом решительно исмело»
  • «Все, чего ядобивался, — это свежести»
  • Иллюстратор, преподаватель, художник Русских сезонов
  • Исаак Левитан: последние новости

Отец умер, когда мальчику было шесть лет. Нужно работать быстро, но не спешить заканчивать. С начала года по заказу С. И. Мамонтова писал портрет А. Мазини и вместе с К. Коровиным работал в московской мастерской на Долгоруковской улице— они получили заказ: написать для церкви Космы и Дамиана в Костроме, в приходе фабрики П. М. Третьякова и В. Д. Коншина, картину «Христос на Гефсиманском озере (Хождение по водам)» к ним присоединился и М. Врубель всю весну работал в Костроме (на картине Серов писал только фигуры) и Ярославле летом жил с женой и дочерью в Домотканово, переехав осенью в Москву— в Малый Гнездниковский переулок (дом Крумбюгеля на углу со Шведским тупиком). По всей вероятности, Елена Дмитриевна имеет в виду левитановскую акварель «Еврейка в восточном покрывале», эту модель она писала вместе с Левитаном (обе – 1884, Музей-заповедник В. Д. Поленова). Дервизом. 1885.

Он назвал ее по-своему— «молитвой немой души». Позднее Серов писал, что «в Академии ценил лишь мнение одного П. П. Чистякова». Вероятно, к 1887-му следует отнести поленовский этюд, в котором Левитан написан в повороте головы Христа для картины «Мечты» (1894, Саратовский государственный художественный музей им.

Ее волосы растрепаны, смуглое лицо раскраснелось. 22 ноября (5 декабря) Серов скоропостижно скончался. Нет конца, никто никогда не поймет этой тайны, как не поймут исмерть». Есть эта тайна ипечаль внеподвижной дреме бескрайней Волги вкартине «Вечер на Волге» ив преддверии ночной мглы впейзаже «Последние лучи солнца.

Репиным. Была печаль ввечернем свете. — Что свами. Эту работу особо выделял иЛев Николаевич Толстой. До конца донести и выполнить своё призвание.

Серов делает образ Петра живым и убедительным, передавая и обостряя индивидуальные черты внешнего облика – его высокий рост, длинные ноги, маленькую энергичную голову (Серов детально изучил портреты Петра, особенно скульптурные и среди них – фигуру Петра, выполненную Растрелли Старшим, документально воссоздающую внешность Петра). Сила молодости брала свое и мы не погибли. Любовь к природе и особая чувствительность к ее состояниям были присущи ему с детства. Выставленный на конкурс МОЛХ «Портрет В. М» («Девочка с персиками») в декабре был удостоен единственной премии в номинации портрет в сумме 200 рублей, а «Заросший пруд», выставленный на том же конкурсе под названием «Сумерки», хотя и не смог конкурировать с пейзажами Левитана (2-ю премию получил левитановский пейзаж «Вечереет»), однако был приобретён с выставки В. В. и М. Ф. Якунчиковыми. А. Ростиславов). В жизни Левитана эта деятельность была кратким и незначительным эпизодом.

И так благостно смотреть на такие портреты – душа радуется. Тщетность, ненужность всего очевидна». Я таким всегда дураком стою в церкви (в русской в особенности, не переношу дьячков ит. д. ), совестно становится. Возьмем хотя бы такие шедевры, как «Ранняя весна» (1898, Русский музей) или «Весна – большая вода» (1897, Третьяковская галерея). Как писал Александр Ростиславов, «как бы внасмешку над национализмом именно бедному еврейскому юноше открылась тайна самой сокровенной русской красоты». Александр Бенуа замечал, что «лишь споявлением картин Левитана» он поверил вкрасоту, ане в«красоты русской природы». Свой художественный дар Левитан действительно отдал русской природе. – А на Западе Серова знают.

Сколько труда было положено Левитаном, этим в высшей степени честным и строгим к себе мастером, на некоторые из таких «неоконченных эскизов». Даже внешне Василий Дмитриевич выделялся среди преподавателей училища. Он принимает иславит красоту божественного мира— здесь именно «мироприятие имироблагословение». Любил он и её подвижность лица и её грацию» А. Н. Бенуа отметил, что «в последнем из своих больших портретов, в портрете княгини Юсуповой, Серов встал вровень с величайшими мастерами женской красоты». Под впечатлением этих событий Серов написал картины «Солдатушки, бравы ребятушки» и «Разгон демонстрации казаками в 1905 году»15. Форму лейб-гвардии Преображенского полка Николай носил вбудни.

Серов. Петр I Портрет Г. Л. Большая вода», «Деревня», «Ветхий дворик», «Половодье»: эти оголенные беззащитные березки на фоне нежно-голубого неба бедные избы под соломенной крышей— здесь все пронизано сердечной тихой печалью, щемящим чувством земного сиротства. Красивый изысканный колорит (золотисто-красноватые тона столика, серебристый блеск стекла, черная бархатная кофточка, белое полотенце, перекинутое через плечо), артистический рисунок фигуры, красивой головы в сложнейшем повороте и тонкой, как бы точеной руки – все способствует тому, что образ Гиршман в какой-то мере читается тоже как некая принадлежность туалетного набора изящных безделушек (это впечатление усиливается и контрастом хмурого, сосредоточенного лица самого художника, отраженного, как бы мимоходом. В 1891 году Поленов закончил замечательный портрет Левитана (частное собрание), о котором в письме к родным упоминает Нестеров20. Нестеров испытывавший к Левитану особую любовь и духовное родство, считал, что талантливый художник «показал нам то скромное и сокровенное, что таится в каждом русском пейзаже, – его душу, его очарование» 22 Не менее интересную характеристику творчества мастера дал Ф. А. Малявин. В 1890-1900 годах Серов написал много пейзажей страны, в которых художественное направление взял романтический поворот.

  • Записки переводчика с Андреем Десницким
  • Картины (нажмите для увеличения и подробного описания)

Конечно, это школа целой жизни. «Летом Левитан мог лежать на траве целый день и смотреть в высь неба. В последующие годы Серовым были написаны «Сестры Боткины», портрет Мики Морозова, также поражающие глубоким пониманием и точной передачей детского характера. 132Как странно все это. По заказу тульских помещиков Селезнёвых сделал роспись плафона «Феб лучезарный»7 и, получив деньги за заказ (тысячу рублей), в мае с друзьями (Илья Остроухов, Михаил и Юрий Мамонтовы) отправился в Италию с августа по октябрь— в Абрамцеве, где написал знаменитый портрет В. С. Мамонтовой «Девочка с персиками» в конце года— в Ярославле, где писал портреты Чоколовых и начал, по просьбе А. И. Мамонтова, делать иллюстрации к детской Библии (проект не состоялся).

Описание картины 
Валентина Серова 
«Портрет Левитана»

В конце года по просьбе Дягилева занимался устройством выставки «Мир Искусства» в Москве. На уроки по наукам ему надо было ходить почти от Девичьего поля (Зубово) к Каменному мосту на Замоскворечье. В это же время Серов организовал «подписной лист» с ходатайством о назначении И. С. Остроухова попечителем Третьяковской галереи20. Начал выполнять гуашью композицию «Набор» («Новобранец»), которая позже была воспроизведена в красках на почтовых открытках. Портретов Репина у Серова очень много, вот этот – один из самых известных.

Поездка с Репиным в Крым и Запорожье. Левитана. Он был необыкновенно трудоспособен. были связаны крепким духовным, художественным родством.

Среди них выделяется «Петр I». Рождение сына Александра. 1894. Всегда подтянутый, корректный, опрятно одетый, обращавшийся к ученикам на «Вы», – он, по словам А. Я. Головина, располагал к себе как человек «всесторонне образованный, культурный, внимательный и сердечный» 6. Через два года в этом же имении Серов создал один из лучших своих пейзажей «Заросший пруд.

Ее сын, микробиолог, лауреат Нобелевской премии Андре Мишель Львов передал портрет в музей дОрсэ в Париже. Толстым во время работы над портретом С. А. Толстой. 1893. Его дружескому суду мыверили иссорившиеся протягивали друг другу руки». На частной выставке в Мюнхене (Сецессион) впервые за границей демонстрировались работы В. А. Серова в результате в конце года Серову поступили предложения участвовать в заграничных выставках— в Мюнхене, Стокгольме, Копенгагене.

Посмотри, что за пейзажи сейчас на выставках. Для этой работы Серов выбирает несвойственный ему темный колорит. Портреты Ф. Таманьо, К. А. В шесть лет его постигла первая утрата – умер горячо любимый отец. Портрет И. И.

Серов считал его мнение даже авторитетнее мнения Репина. В начале октября тяжело заболел, даже написал завещание но операция, проведённая в хирургической лечебнице А. В. Чегодаева 25 ноября, показавшая, что было прободение желудка и перитонит, прошла удачно— художник остался жив. За свою недолгую жизнь — Левитан прожил неполных 40 лет — он создал более тысячи картин.

1894 год— был избран членом Товарищества передвижных художественных выставок. Поленицы» (1897, Музей-заповедник В. Д. Поленова) с трогательной подписью «от преданного Левитана». «Как бы в насмешку над национализмом именно еврейскому юноше открылась тайна самой сокровенной русской красоты» (А. Каждому свое.

— спросил яЛевитана. Он плакал игрязной тряпочкой вытирал уноса бегущие слезы. — Я не могу, — как это хорошо. А искусство — в нем есть что-то небесное — музыка147» (из воспоминаний К. Коровина о Левитане). До конца донести и выполнить своё призвание.

О развитии дарования сына позаботилась мать. Ходил за грибами по ковру осени, пережидал под дубом дождь. Но какая грусть влучах, впоследних лучах».

Содержать их и большую квартиру, где художник мог бы творить, было трудно. Осенью Серов выслал А. В. Прахову эскиз росписи «Рождества Христова» для Владимирского собора в Киеве, однако срок предоставления работы уже истёк и контракт был подписан с М. В. Нестеровым. Трубниковой (1865-1927). Вероятно, к 1887-му следует отнести поленовский этюд, в котором Левитан написан в повороте головы Христа для картины «Мечты» (1894, Саратовский государственный художественный музей им. Левитан родился вбедной семье, вЛитве, вместечке Кибартай.

Яхочу, хочу отрадного ибуду писать только отрадное». Кроме этого, в начале года был закончен портрет И. И. Левитана, который вместе с «портретом г-жи О. Ф. Т» представил на XXI выставке ТПХВ. Словно внезапно, после грохочущего, сумасшедшего ритма вступает человек втишину. Это он ходит в лесу и слушает свирели звук унылый и простой. Затем Серовы обосновались в Москве. 1891.

В ней, в окружающей жизни художники черпали свое вдохновение. Видимо, под одним из левитановских этюдов подразумевается его ранняя работа «Въезд в деревню» (1884), представленная вместе с другими произведениями из Музея-заповедника В. Д. Поленова на выставку, приуроченную к 150-летию со дня рождения выдающегося пейзажиста. Выходит из ТПХВ. «Дать недоговоренные картины на выставку составляет для меня страдание. 1896 год— В начале года был получен выгодный заказ на выполнение акварели «Миропомазание Государя Императора» для художественного альбома коронования Николая II в связи с этим он получил право присутствовать на коронации 26 мая, «на правом клиросе или же в самом алтаре» Успенского собора, а завершить работу он должен был до 1 мая 1897 года. Его дружескому суду мыверили иссорившиеся протягивали друг другу руки».

В октябре 1889 года Серов одновременно с Репиным, в его мастерской, писал портрет восемнадцатилетней Софьи Михайловны Драгомировой, дочери генерала М. И. Драгомирова немного не закончив портрет, Серов уехал в Москву и Репин, передавая его работу Драгомировой10, «сделал несколько мазков на костюме и аксессуарах, не трогая лица»— это вмешательство так возмутило Серова, что он направил своему бывшему учителю резкое письмо, на некоторое время омрачившее их отношения11. Вся недолгая творческая жизнь Левитана была наполнена поисками.

В 1888-м семья Поленова, состоящая из его матери Марии Алексеевны, обладавшей художественным и литературным даром, сестры Елены Дмитриевны – талантливой художницы и супруги Натальи Васильевны, также намеревавшейся стать живописцем и посещавшей классы училища, поселилась в двухэтажном особняке Фроловой в Кривоколенном переулке. К 35-летию артистической деятельности М. Н. Ермоловой по заказу Литературно-художественного кружка выполнил её ростовой портрет, который был представлен на устроенной Дягилевым в Таврическом дворце в Петербурге Историко-художественной выставке русских портретов (в основном— русское портретное искусство XVIIIв. ). То же самое мы видим в картине Левитана. И меня совсем не смущает, что «Золотая осень» написана не в «моей» деревне.

1865, 7 (19) января родился в Петербурге. Нестеров испытывавший к Левитану особую любовь и духовное родство, считал, что талантливый художник «показал нам то скромное и сокровенное, что таится в каждом русском пейзаже, – его душу, его очарование» 22 Не менее интересную характеристику творчества мастера дал Ф. А. Малявин. 1900 год— в январе—марте работал над заказными портретами царской семьи. Возвращение в Москву. Нет конца, никто никогда не поймет этой тайны, как не поймут и смерть.

В 1891 году Поленов закончил замечательный портрет Левитана (частное собрание), о котором в письме к родным упоминает Нестеров20. На картине «Дети» (1889 г. ) изображены два его сына, которые охотно позировали отцу. Получает звание академика живописи. 1899.

Рождение сына Антона. 1902. Константин Коровин — близкий друг Левитана в те годы — вспоминал, как Саврасов, «этот величайший, проникновенный артист с умным и добрым лицом, любил учеников своих всем своим сердцем». Есть вего пейзажах то особое чувство, которое философ Иван Ильин называл христианским «мироприятием имироблагословением».

Бенуа. Художник пишет портреты представителей крупной буржуазии, высшей знати, в том числе Мамонтова, Бахрушина, Победоносцева, Морозова, Витте, князя Голицына, Нобеля, Морозова, Гиршман, членов царской фамилии. Один из первых парадных портретов, «Портрет великого князя Павла Александровича» (1897-го года), принес художнику золотую медаль «Гран при» на Парижской всемирной выставке 1900-го года. Серов также создал галерею светских полотен: Боткиной, Сумарокова Эльстон, Гиршман, Позднякова, Морозовой, Олив, Ливен, Иды Рубинштейн. К числу подлинных шедевров мастера следует отнести портреты детей: «Саша Серов», «Мика Морозов», графические листы — «Дети Боткины», «Юра Морозов», «Девочки Касьяновы». У Серова была большая семья. Театр настолько завладел Коровиным, что, начиная с 1900-х годов вплоть до отъезда за границу, он возглавлял художественную часть Императорских театров в Москве и Санкт-Петербурге. В это же время от Н. И. Кутепова Серову поступило предложение иллюстрировать книгу «», два тома которой уже были изданы. В Мюнхене Серов изучает коллекцию Старой Пинакотеки, копирует Веласкеса. 1886.

Во многих графических работах начала 1880-х годов он с «шишкинской» скрупулезностью изучал и фиксировал подробности пейзажа: прослеживал рисунок древесной коры, формы листьев различных растений, «мелодику» природы. Вышел царский указ, запрещавший евреям жить встолице. Орловой. Работа над композициями Похищение Европы и Одиссей и Навзикая портрет Иды Рубинштейн. 1911. Предлагали мне поступить сюда (в Москве) в школу живописи преподавателем— я отказался». Портреты Ермоловой, Горького. 1906.

Отклоняет приглашение преподавать в Академии художеств. Художник особое внимание обращает на психологическую характеристику человека. Внимательно, со всей страстью всматривался он в живое, незнакомое ему до тех пор искусство Запада и, поняв его, мало-помалу стал разбираться и в самом себе. Без этого чувства не может быть истинный художник.

"Девушка, освещенная солнцем" "Заросший пруд". Левитан в этом отношении не был похож на Константина Коровина. Ты просто глупость делаешь. Ответ всамом духе левитановской живописи. Однако в момент поступления в МУЖВЗ, когда одаренным от природы юношам было по 13 – 14 лет, они не могли блеснуть эрудицией, поскольку не получили серьезного домашнего и гимназического образования.

Вот и стоят они 132дозревают147, повернутые к стене. Его прямо-таки преследовали смешливые племянницы хозяина, особенно Машенька Ярунчикова. Его портреты— незначительная часть его наследия, можно сказать, «художественная периферия».

Иными словами, не заслоняет своим творческим «я» изначальную гармонию творения. Но лишь об одной картине он написал вписьме кТретьякову: «моих вещей уВас достаточно, — но что эта последняя попала кВам, трогает меня потому так сильно, что вней явесь, со всей своей психикой, со всем моим содержанием». Далеко не обеспеченный материально (свои юные годы он провел буквально в голоде и нищете), он не отступал ни на пядь от своих убеждений, предпочитая остаться со своим произведением на руках, нежели пойти на малейший компромисс. Золотой плес», «Вечерний звон», «Тихая обитель». В 1886 году он пишет тонкую по настроению картину «Осенний вечер. Быть может, потому, что даже лучшие из них— собственники.

Левитан). Иней» (1876-77, Воронежский музей изобразительных искусств). Видимо, под одним из левитановских этюдов подразумевается его ранняя работа «Въезд в деревню» (1884), представленная вместе с другими произведениями из Музея-заповедника В. Д. Поленова на выставку, приуроченную к 150-летию со дня рождения выдающегося пейзажиста. Но сохранил своё видение жизненных ценностей художник Валентин Серов. Возвращение в Россию. А в 1887 году в Абрамцево появляется полотно «Девочка с персиками», на котором изображена 12-ти летняя дочка Мамонтовых Вера.

Заказывают у него портреты и другие известные личности: князья Юсуповы (1893), мультимиллионер Морозов (1902), банкир Гиршман (1911). и Ю. С. По словам С. А. Виноградова, «последнее десятилетие сердечная болезнь очень подавляюще влияла на него», по этой причине он работал «хотя ежедневно, но не больше двух часов» 12. По воспоминаниям Серова, он писал портрет Веры «с упоением» и сделал его всего за месяц. Следом за этой картиной в 1888 году Серов пишет другой свой шедевр — «Девушка, освещенная солнцем». В девяностые годы все больше растет и крепнет мастерство Серова портретиста. Александру Серову было тогда шестнадцать лет, Владимиру Стасову – двенадцать.

Домотканово». Переезд с матерью в Париж. Я видел, что унего не было рубашки. Тем не менее, понимая, какую помощь оказывает образование в творчестве и в общении с людьми, уже в зрелом возрасте они с жадностью приобретали знания. Вот таким был Валентин Серов. Все лучшие его работы хранятся в русских музеях.

В долгие зимние вечера в петербургском доме Серовых на Лиговке нередко собирался блестящий струнный квартет с участием первых скрипок оркестра столичной оперы Семенова и Лабазина. «Видно, агасферовское проклятие тяготеет инадо мною, но так идолжно быть— ятоже семит», — пишет он Чехову. Ищите около себя, но внимательно и вы обязательно найдете и новое и интересное» (И. Над образом Александра III Серов работал пофотографии. Однако, вотличие от Шагала, который, по сути, стал «гением местечка» ивсю жизнь рисовал провинциальный Витебск, Левитан вживописи не возвращался квпечатлениям детства. Его тоска глубже икорнями уходит вто самое «агасферовское проклятие», которое не случайно упоминает сам художник. Крамской боролся против так называемого «чистого искусства».

В1892 году харьковское дворянство заказало художнику картину «Император Александр IIIс семьей»— вчесть спасения царской семьи при крушении поезда настанции Борки. Во второй половине года выполнил несколько заказных портретов: А. И. Абрикосова, М. К. Олив, жены и дочери харьковского губернатора— В. В. Капнист и В. В. Мусиной-Пушкиной. В1898 году появилось новое объединение художников— «Мир искусства», вэту группу вошел иСеров. 1897 год— в 1-й половине года были написаны портреты великого князя Павла Александровича и великой княжны Марии Павловны («Портрет девочки с собакой»), а также М. Ф. Морозовой— матери С. Т. Морозова. Осиновый лес» ив лунном свете вкартине «Сумерки. Женитьба на О. Ф. Так же проста и поэтична пастель «В деревне.

Мысль эта старая иболезнь эта старая, но, тем не менее, уменя трещит череп от нее. На XXIII Передвижной выставке представил портреты Н. С. Лескова и 3. В этом году в возрасте 9 лет от скарлатины скончался его сводный брат Александр Немчинов, живший у Симоновичей.

Они работали одновременно и оба – по первоисточникам венецианского Возрождения. На XXII Передвижной выставке были показаны портрет С. А. Толстой и пейзаж «В Крыму». Только любя природу, учась у нее, можно найти себя». Одно окно меня приводит всегда в восторг, оно все почти сплошь заполнено готической киркой очень милой архитектуры, стрельчатые окна, контрфорсы, флораны, шпиль, одним словом, готика» в письме Е. Г. Мамонтовой Валентин Серов признавался, что рисунки с натурщиков доставляют ему большое удовольствие: «хотя я уже их третью зиму рисую, но все же с удовольствием именно теперь». Он также увлеченно пишет детские портреты.

Больше всего их восхищала простота выполнения: «взял бы вот эти цветные палочки и сам сейчас все так и написал». Рождение сына Михаила. 1897. В мастерской К. Коровин наталкивал нас на понимание сути живописи. Так мы на том и расстались» 23. В его глазах нет радости, они наполнены тоской. – В 90-х годах Серова как портретиста рвали на части.

Портрет O. K. Там из рассветного тумана мне навстречу вышли лосиха и лосенок. На полотне изображена Вера Мамонтова, дочь Саввы Мамонтова. Позднее он создает портреты Остроухова, Горького, Чехова, Шаляпина, Федотовой, Ермоловой. О тонком своеобразии серовского портрета ярко свидетельствуют портреты художников Коровина и Левитана (1893-го года). Пейзажам Серова того времени присущ лаконизм. А когда наступало время «золотой осени», мы с отцом собирали подосиновики в этом леске — слева, за которым проходит железная дорога, а за ней старое деревенское кладбище, а дальше соседняя деревня — там, в изумрудном поле, где земля сходится со студеным, лазурным осенним небом. В 1889 году ему удалось побывать на Всемирной парижской выставке. Его натурщицей стала двоюродная сестра художника Мария Симонович. Рождение сына Георгия. 1895. Участие в Международной выставке мюнхенского Сецессиона.

«Как бы в насмешку над национализмом именно еврейскому юноше открылась тайна самой сокровенной русской красоты» (А. Новой и хорошей струйкой пахнуло от этого элемента» 17. Эти слова — прекрасная эпитафия жизни и творчеству великого живописца – Валентина Серова.

Был написан портрет императора Николая II. Поездка в Берлин и Париж. 1910. Учил тому, «что искусство и ландшафты не нужны, где нет чувства.

Его живопись вся из одного куска — цельная, могучая и гармоничная. При этом на картине нет ни красок, ни кистей, ни картин, написанных Левитаном. Выполнил эскизы к неосуществленному панно «После Куликовской битвы», заказанному Серову для Исторического музея в Москве. Так он не мог на нее смотреть без дрожи – не принял девиз коммуны «Долой предрассудки. ». Солдаты выкололи штыками глаза на портрете императора. В более поздних произведениях художественный метод Серова, оставаясь реалистическим, включает черты модерна.

Серов писал портрет именно в мастерской изображенного художника. — говорил он мне, — и как хорошо небо и никто не смотрит. Этим подчеркнута значительность личности Петра. В 19 лет Левитана первый раз выселили из Москвы.

1896 год— В начале года был получен выгодный заказ на выполнение акварели «Миропомазание Государя Императора» для художественного альбома коронования Николая II в связи с этим он получил право присутствовать на коронации 26 мая, «на правом клиросе или же в самом алтаре» Успенского собора, а завершить работу он должен был до 1 мая 1897 года. Девочка на фоне персидского ковра написана за год до Девочки с персиками. Но зато практика ежедневного писания с натуры углубляла познание «сути» живописи, вырабатывала мастерство». Встреча с А. Матиссом, посетившим Москву осенью. Левитан запечатлён неким мрачным графом или принцем датским, благородным, но как будто «каменногрудым» и обжигающе холодным.

Наиболее острой оказалась пастель «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава». В последние годы жизни Серов был увлечен поисками большого стиля. В этом году появился целый ряд портретов деятелей искусства. Я так не могу. «Надо чтоб мужик понимал, а не барин, а мы все для бар пишем и ужасно падки на всякую затейливость и пышность. При этом на картине нет ни красок, ни кистей, ни картин, написанных Левитаном. Начало систематических занятий с И. Е.

Это— как музыка. «У Поленова в большой комнате, – писал Коровин, – было особенно нарядно. Таких других глубоких, темных, задумчиво-грустных глаз я, кажется, никогда не видел. А интерес к рисованию проявился у Тоши, как его звала Валентина Семеновна, очень рано. Не умею молиться, да и невозможно, когда о боге нет совершенно никакого представления».

После банкротства С. И. Мамонтова журналу «Мир искусства» шесть месяцев оказывали помощь И. С. Остроухов и С. С. Боткин, а затем, ставшему «придворным портретистом», Серову удалось выхлопотать у императора субсидию на три года. По заказу тульских помещиков Селезнёвых сделал роспись плафона «Феб лучезарный»9 и, получив деньги за заказ (тысячу рублей), в мае с друзьями (Илья Остроухов, Михаил и Юрий Мамонтовы) отправился в Италию с августа по октябрь— в Абрамцеве, где написал знаменитый портрет В. С. Мамонтовой «Девочка с персиками» в конце года— в Ярославле, где писал портреты Чоколовых и начал, по просьбе А. И. Мамонтова, делать иллюстрации к детской Библии (проект не состоялся). И такие молодые, свежие, верующие в будущее.

Самой значительной своей работой Серов считал картину «Девушка, освещенная солнцем». Сколько труда было положено Левитаном, этим в высшей степени честным и строгим к себе мастером, на некоторые из таких «неоконченных эскизов». Чтобы закончить иногда нужно два-три мазка, а вот каких, не сразу решишь» (И. 1892 год— после крушения 17 октября 1888 года императорского поезда харьковское дворянство, чтобы увековечить чудесное спасение императорской семьи, решило построить на месте трагедии (станции Борки) церковь и объявило конкурс на создание картины Александра III с семьёй— Серов с Коровиным, выполнив эскиз будущего полотна, выиграли в начале года конкурс эскизные портреты для картины писать пришлось по фотографиям.

Любовь к природе и особая чувствительность к ее состояниям были присущи ему с детства. Именно в России. Осенью Серов выслал А. В. Прахову эскиз росписи «Рождества Христова» для Владимирского собора в Киеве, однако срок предоставления работы уже истёк и контракт был подписан с М. В. Нестеровым. Работа над полотном шла три месяца.

Однако лучший живописный образ пейзажиста был создан В. А. Серовым (1893, ГТГ). Избран членом ТПХВ. Становится членом "Мира искусства". Онговорил: «В нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного.

1886 год— в начале года были написаны этюды «Зима в Абрамцеве», портрет певицы Марии Ван Зандт в мае у Симоновичей, в Едимоново Тверской губернии, Серов встретился со своей невестой Ольгой Трубниковой и написал её портреты у открытого окна летом этого года его друг В. Д. Дервиз, обвенчавшись с Надеждой Симонович, приобрёл неподалёку обширное поместье Домотканово, куда позже неоднократно будет приезжать Валентин Серов. Стога». Художник работает преимущественно над образом русской деревни. В связи с выполнением заказного портрета Александра III выезжал в Данию.

Получая широкую популярность, в 1894 году Серов присоединился к передвижникам и взял важные заказы, среди которых были портреты великого князя Павла Александровича 1897 года (Третьяковская галерея), Боткина С. М. 1899 года, Юсуповой Ф. Ф. 1903 года, а также княгини Ольги Орловой (все три портрета находятся в Русском музее в Санкт-Петербурге). 1888 год— в начале года окончил портрет М. Ф. Якунчиковой летом жил у Дервиза в Домотканово, где кроме ряда пейзажей была написана «Девушка, освещённая солнцем», которую приобрёл за 300 рублей П. И. Третьяков. Нам кажется, что это просто: увидел художник – так и спел.

Такой, каким и был сам Левитан, каким и был сам Серов. Левитан – певец русской природы, глубоко национальный, русский художник. Поездка в Вену и Италию с И. С. Но это мое прозрение для меня источник глубоких страданий. В октябре 1889 года Серов одновременно с Репиным, в его мастерской, писал портрет восемнадцатилетней Софьи Михайловны Драгомировой, дочери генерала М. И. Драгомирова немного не закончив портрет, Серов уехал в Москву и Репин, передавая его работу Драгомировой8, «сделал несколько мазков на костюме и аксессуарах, не трогая лица»— это вмешательство так возмутило Серова, что он направил своему бывшему учителю резкое письмо, на некоторое время омрачившее их отношения9. Мне ужасно тяжело, как никогда». С Левитана написал прекрасный, очень похожий портрет Серов.

Левитан все переписал и так написал, как ни тебе, ни другому ни за что не написать. Если бы вы были художником, то написали бы так же. По всей вероятности, Елена Дмитриевна имеет в виду левитановскую акварель «Еврейка в восточном покрывале», эту модель она писала вместе с Левитаном (обе – 1884, Музей-заповедник В. Д. Поленова). 1905 год— В связи с ролью великого князя Владимира Александровича в событиях «Кровавого воскресенья» в январе 1905г. Бергман, 1846-1927), композитор и музыкально-общественный деятель. 1871.

После банкротства С. И. Мамонтова журналу «Мир искусства» шесть месяцев оказывали помощь И. С. Остроухов и С. С. Боткин, а затем, ставшему «придворным портретистом», Серову удалось выхлопотать у императора субсидию на три года. Как все знакомо, как близко. Фигура кажется громадной, образ приобретает черты величественности. Мать – Валентина Семеновна Серова (урожд.

Рождение дочери Натальи. 1909. И. И. С начала года по заказу С. И. Мамонтова писал портрет А. Мазини и вместе с К. Коровиным работал в московской мастерской на Долгоруковской улице— они получили заказ: написать для церкви Космы и Дамиана в Костроме, в приходе фабрики П. М. Третьякова и В. Д. Коншина, картину «Христос на Гефсиманском озере (Хождение по водам)» к ним присоединился и М. Врубель всю весну работал в Костроме (на картине Серов писал только фигуры) и Ярославле летом жил с женой и дочерью в Домотканово, переехав осенью в Москву— в Малый Гнездниковский переулок (дом Крумбюгеля на углу со Шведским тупиком). Серов хотел вот такой беззаботности, лёгкости. Всякий раз, когда мне удается в марте быть на природе или же сидеть в городе на бульваре в солнечное мартовское утро, то в мыслях мелькает шуточный парадокс: «Как удивительно природа подражает «Марту» Левитана». Незримо зримая «душа», настроение животворит и последующие вещи Саврасова: замечательные московские пейзажи, органично сочетающие бытовую простоту переднего плана с величавыми далями («Сухарева башня», 1872, Исторический музей, Москва «Вид на Московский Кремль, Весна», 1873, Русский музей), виртуозный по передаче влаги и светотени «Проселок» (1873, Третьяковская галерея), сентиментальную «Могилу над Волгой» (1874, Алтайский краевой музей изобразительных искусств, Барнаул), светозарную «Радугу» (1875, Русский музей), меланхолическую картину «Зимний пейзаж. Через год Серов пишет «Девушку освещенную солнцем», натурой для которой была его двоюродная сестра. Валентин Серов был членом Товарищества передвижных художественных выставок. "Октябрь.

Левитан). — говорил он мне, — и как хорошо небо и никто не смотрит. Спустя много лет уже зрелый Левитан запутался вчеловеческих отношениях. Левитан, Серов, Коровин и Нестеров — вот мастера, сумевшие передать истинную красоту русской природы до них — одинокая картина Саврасова да некоторые «фоны» в картинах Венецианова.

А в 1900-м он рисует портрет Николая II. Летом начал обустраивать приобретённую дачу в Ино17. Галерея «высочайших особ» пополнилась портретом великого князя Георгия Михайловича, однако в конце года, после вмешательства в работу Серова (когда он писал очередной портрет Николая II) императрицы Александры Фёдоровны, он прекратил работать для царского двора. 1887 год— в феврале серьёзно заболел: у Серова было воспаление предстательной железы. ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаВалентин СеровГоды жизни: 19 января 1865 — 05 декабря 1911Страна рождения: РоссияСфера деятельности: ХудожникВалентин Серов писал портреты ипейзажи, рисовал иллюстрации ивыпускал журнал «Мир искусства», преподавал живопись исостоял всовете Третьяковской галереи.

Это было время пика, наивысшего расцвета идеи передвижничества. Это очень ровный художник, почти каждая его работа может по праву считаться шедевром. Во всей русской живописи лишь три-четыре художника обладали этим даром. Душа всвоей неизбывной раздвоенности между высшим инизшим поднимается ввысь. Баржи» (1870, Русский музей) и другие работы, отмеченные тонкостью световоздушных эффектов, мастерством передачи речной и воздушной влаги.

В феврале родилась дочь Ольга. Знакомство с К. А. Создав несколько самостоятельных эскизов и написав некоторые картины по эскизам В. М. Васнецова к опере А. С. Даргомыжского «Русалка», пейзажист практически не возвращался к этому делу, хотя постановка имела потрясающий успех, впервые за всю историю оперы публика аплодировала именно декорациям11. Летом родился старший сын О. Ф. и В. А. Серовых— Александр. В портретах детей Серов стремился захватить позу и жест, чтобы показать и подчеркнуть непосредственность внутреннего движения искреннюю чистоту и ясность взгляда ребёнка («Дети», 1899, Русский музей «Мика Морозов», 1901, Третьяковская галерея).

Левитан — это пронзительное чувство Родины, моей маленькой родины. потому, что слишком уважаю её— я только не понимаю всех этих обрядов. Валентин Серов — прославленный русский портретист и один из крупнейших мастеров европейской живописи 19 века. Форму лейб-гвардии Преображенского полка Николай носил вбудни. Что может быть «проще» картин Левитана. "Девочка с персиками". 1888.

Поступление в петербургскую Академию художеств. 1883. Онзанимался организацией выставок искал деньги наиздание журнала «Мир искусства». Но что соединяло трех художников – Левитана, Серова и К. Коровина.

Саврасов был замечательным, вдумчивым, душевным педагогом. Спустя годы Константин Коровин писал обэтом портрете: «Серов первым изхудожников уловил изапечатлел наполотне мягкость интеллигентность ивместе стем слабость императора». Так началась целая серия портретов императорской семьи.

От нее веет здоровьем, безмятежностью. Поездка в Крым и Сочи с В. Д. Девочка изображена сидящей за столом в столовой дома Мамонтовых. Соперничество между матерью идочерью очень тяжело переживал виновник этой драмы. Избран членом попечительского Совета Третьяковской галереи. 1900.

Художник, по рассказам дочери, работал над портретами с творческим горением. Слава Богу, рана от пули оказалась не смертельной. Отец – композитор и музыкальный критик Александр Николаевич Серов (1820-1871), автор опер Юдифь, Рогнеда, Вражья сила. Маленькие Александр и его сестра Софья, чутко воспринимавшие музыку, опрометью бежали к матери, чтобы сообщить: «Бог тата-та. » – в детском сознании служитель церкви Турчанинов был равнозначен Богу.

Глаза слишком живые, слишком сильная мысль в них затаилась. Висели старые восточные материи, какие-то особенные кувшины, оружие, костюмы. Художник давно мечтал написать портрет всаду, где играют солнце итень листвы. Отец Анны Карловны, Карл Людвиг (позднее – Карл Иванович) Таблиц, происходил из семьи немецких евреев, переселившихся в середине XVIII века из Пруссии в Россию. Здесь художник создал немало интересных произведений. Работа растянулась на месяц и Веруша сердилась, что Антон (так по-домашнему звали Серова) заставляет ее часами сидеть в столовой. Начало работы над портретами семейства Юсуповых. 1901.

В сентябре получил заказ на исполнение портрета императора, «поколенного размера, в парадной форме 80-го Кабардинского генерал-фельдмаршала князя Барятинского полка» за заявленную художником цену в 4 тысячи рублей. Работая над портретами царской семьи в Историческом музее, Серов уговорил позировать его директора известного историка И. Е. Забелина, кроме того был написан заказной портрет О. Ф. Тамара (урождённой Якунчиковой), о котором позже И. Э. Грабарь выскажется, что более всего удалась на полотне такса. Какая тайна мира — земля и небо.

8-я периодическая выставка МОЛХ, на которой за "Девочку с персиками" Серов получил единственную премию, присуждавшуюся за портрет. 1889. Хотя и кроме портрета, ему, казалось, было подвластно все. На этом портрете Левитан признанный, любимый художник, достигший вершины славы. Поездка в Германию. 1903. Кисти Перова принадлежит ряд портретов его знаменитых современников (Островского, Тургенева, Достоевского).

В результате живого прикосновения к античности появились такие произведения, как «Одиссей и Навзикая», «Похищение Европы». Домотканово» (1888). Посмотри, что за пейзажи сейчас на выставках. В 1893-м художником были созданы портреты дочерей Александра III Ольги и Ксении.

Будучи полноправным членом Санкт-Петербургской Академии художеств с 1903 года, в 1905 году Серов ушёл в отставку в знак протеста против казни бастующих рабочих и их семей 9 января, в «Кровавое воскресенье». По словам Нестерова, Левитан, «красивый своей серьезной восточной красотой», неоднократно служил моделью на поленовских рисовальных вечерах.

В своей педагогической деятельности он продолжал развивать традиции лирического пейзажа настроения, заложенные А. К. Саврасовым, – самым дорогим, по выражению Коровина, человеком, открывшим для них с Левитаном «неведомое, как райское блаженство» 4. Поражает своим драматизмом, безысходной скорбью одна из лучших картин Перова — «Проводы покойника», которая рассказывает о трагической судьбе семьи, оставшейся без кормильца. А искусство — в нем есть что-то небесное — музыка147» (из воспоминаний К. Коровина о Левитане). Картина Саврасова «Грачи прилетели» положила начало новому отношению к родному, русскому. Поездка в Париж. 1907. А когда наступало время «золотой осени», мы с отцом собирали подосиновики в этом леске — слева, за которым проходит железная дорога, а за ней старое деревенское кладбище, а дальше соседняя деревня — там, в изумрудном поле, где земля сходится со студеным, лазурным осенним небом. Нодевушку это несмущало, потом она вспоминала, что увлеклась «важностью своего значения».

Здесь Серов познакомился с Ильёй Репиным, ставшим его подлинным учителем. Илья Ефимович сразу оценил недюжинные способности своего ученика. Не есть ли прекрасное, как говорил Данилевский, духовное начало вматерии. У генерала (отца модели) в доме висело два портрета дочери, писанных одновременно – Репина и Серова. Эти поиски привели его к созданию прекрасных картин на мифологические и исторические темы. В 1907-м году Серов осуществил свою давнишнюю мечту — он поехал в Грецию, где его пленило «удивительное ощущение от света, легкого легкого ветра, близости мраморов, за которыми виден залив и зигзаги холмов».

Эскизные портреты детей царя— 17-летней Ксении, 14-летнего царского сына Михаила и11-летней Ольги— художник рисовал снатуры. А уж время для его жизни выпало на события чрезвычайно богатое. В конце года на конкурсе МОЛХ представил портрет А. Мазини, который получил первую премию. В детстве учился в Париже и Москве у Ильи Репина и в Санкт-Петербургской Академии художеств (1880-1885) у Павла Чистякова.

В конце года последовали заказы портретов от царствующей династии Романовых. Это кажется никогда не будет, вот вчем мое проклятье». Душа внемощи ищет целостности ипока не находит, захлестывают страсти, хандра. В молодости вприступе такой хандры Левитан совершил попытку самоубийства. Солдаты выкололи штыками глаза на портрете императора. Поленицы» (1897, Музей-заповедник В. Д. Поленова) с трогательной подписью «от преданного Левитана».

1903 год— 15 февраля Серов присутствовал на собрании участников выставок «Мира искусства», на котором было решено прекратить деятельность этого художественного объединения 21 апреля был избран «профессором-руководителем» мастерской Высшего художественного училища при Петербургской Академии художеств, но отказался от должности 30 октября был избран в число действительных членов Академии художеств. Сейчас трудно поверить, что появление русского лирического пейзажа, пейзажа «настроения» связано исключительно с именем Левитана. Фигуры в портретах Серова постепенно становились всё более и более графически изысканными и экономичными, особенно в поздний период (Василий Качалов, 1908, Тамара Карсавина, 1909 многочисленные персонажи из басен Ивана Крылова, 1895-1911). Выполнил эскизы к неосуществленному панно «После Куликовской битвы», заказанному Серову для Исторического музея в Москве. Стасов и Серов, такие разные и внешне и по характерам, еще больше сближаются. В сентябре супруги Серовы отправились в Париж, на Всемирную выставку. И сложно даже назвать другого художника его эпохи (за исключением, разве, Левитана), чье наследие и творческие достижения имели бы такое большое значение и влияние на все последующее русское искусство. Валентин Александрович Серов родился 19 января 1865 года в Петербурге, в семье известного композитора и музыкального деятеля Александра Николаевича Серова.

Летом Серовым была выполнена одна из лучших его работ, картина «Дети», на которой изображены сыновья художника, Саша (справа) и Юра, стоящие на балконе дачи Василия Матэ в Териоках. Серов писал портрет именно в мастерской изображенного художника. Мария Симонович должна была позировать художнику несколько часов вдень ипри этом— думать оприятном, чтобы сохранять задумчивое ирасслабленное выражение лица. Ты просто глупость делаешь. Тогда же Серов писал интерьеры особняка в Белкине, один из которых лёг в основу картины «Зал старого дома». Бакстом в Грецию и на Крит. Видно, что каждую вещь художник писал с нежным чувством, что все в этом доме хорошо знакомо и мило его сердцу.

К 35-летию артистической деятельности М. Н. Ермоловой по заказу Литературно-художественного кружка выполнил её ростовой портрет, который был представлен на устроенной Дягилевым в Таврическом дворце в Петербурге Историко-художественной выставке русских портретов (в основном— русское портретное искусство XVIIIв. ). Продолжение занятий с Репиным. 1880. Избран действительным членом венского Сецессиона. В мае вместе с матерью уехал за границу, где встретился со своим первым учителем рисования Кёппингом в Мюнхене, в Пинакотеке Серов скопировал «Портрет молодого испанца» Веласкеса (эта копия находится в ГТГ) посетил Всемирную выставку в Антверпене8.

Полюбила как-то ошалело, безудержно. «Летом Левитан мог лежать на траве целый день и смотреть в высь неба. Именно эти две картины принесли художнику успех и славу. Это не просто физическая тишина.

Летом вместе с матерью посетил Вагнеровский фестиваль в Байрейте. Левитан утверждал, что только вРоссии может быть настоящий пейзаж. При этом на картине нет ни красок, ни кистей, ни картин, написанных Левитаном. Говорили, что только ему Саврасов передал «тайну мотива». Не годится.

Известный пейзажист даже внешне, как отмечали его современники, «жил так красиво, как никто из художников его поколения» 14. Тогда Чехов увез его ксебе на дачу на реке Истре. В сентябре вместо занятий в Академии уехал в Одессу, чтобы встретиться с невестой и в имении Н. Д. Кузнецова весь октябрь писал этюд «Волы» и к концу года вернулся в Москву.

Только плохие подделки под Левитана"». " я почти всегда думаю о Левитане.

В. Якунчиковой (Мориц), а также пейзаж «Татарская деревня», который был сразу приобретён П. М. Третьяковым за 300 рублей. А вскоре покинул академию. Однако как пейзажист Левитан не останавливается на уровне лирика. «Портрет Портретыч», как ласково называл свои работы автор, не только талантливо воссоздает внешний облик, но и передает внутренний мир изображаемой личности, чем привлекает ценителей настоящего искусства. 1892 год— после крушения 17 октября 1888 года императорского поезда харьковское дворянство, чтобы увековечить чудесное спасение императорской семьи, решило построить на месте трагедии (станции Борки) церковь и объявило конкурс на создание картины Александра III с семьёй— Серов с Коровиным, выполнив эскиз будущего полотна, выиграли в начале года конкурс эскизные портреты для картины писать пришлось по фотографиям.

1889 год— 29 января в церкви Семёновского полка в Санкт-Петербурге состоялось венчание Валентина Серова с Ольгой Трубниковой (шафером Серов попросил быть Сергея Мамонтова, свидетелем был приглашён И. Е. Репин). Поездка с женой в Италию. 1905. Онзанимался организацией выставок искал деньги наиздание журнала «Мир искусства». Левитан — это пронзительное чувство Родины, моей маленькой родины. На открывшейся в самом конце года, IX выставке МОЛХ были выставлены две его работы: Портрет юноши (1885)— копия с картины Веласкеса в Старой пинакотеке и портрет М. Ф. Якунчиковой (1888).

Вот и стоят они 132дозревают147, повернутые к стене. Обучение в гимназии К. И. Все его картины сами по себе явление в живописи: не по сюжету, не по «содержанию», но по своему внешнему виду, как живопись, как краски, как сочетание форм. Картина «Тихая обитель» принесла Левитану славу.

Там, над полем, по утрам всходит солнце. Спустя месяц Серов продолжил писать галерею портретов Юсуповых. Летом поселился в Домотканове, где выполнил ряд пейзажей и портретов, в том числе портрет жены: «Летом».

Так, в одном из писем Поленова сообщает: «Сегодня получила два этюда от Левитана и один Третьякова» 18. Во всей русской живописи лишь три-четыре художника обладали этим даром. Самому Левитану портрет очень понравился, а Серову – не очень. Часто его картины называли этюдами, «талантливыми, но недоделанными набросками», словом, говорили, что картины его — не картины. В 1890 году он пишет портрет Мазини, через год — портрет своего друга, художника Коровина, затем Левитана, Лескова, Римского Корсакова, Репина.

Здесь описано более длительное состояние природы и человека – явный постимпрессионизм. Безусловно, творческая атмосфера с особым «культом рыцарства и красоты», которую создавали вокруг себя Поленов и Мамонтов, благотворно влияла на молодых художников. Мария Симонович не смогла вернуться в Россию, какие уж возвращения после революции. С той поры Верхняя Волга, заштатный городок Плес прочно вошли в его творчество. Это он ходит в лесу и слушает свирели звук унылый и простой.

Хотя, по словам Чехова, он «не верил ни во что тамошнее». Коллеги-передвижники были не столько возмущены, сколько обескуражены. Одни восхищаются эффектами освещения, закатами, силою солнечного света, эффектом «лунного серебра» играющего длинною дорожкою на необъятной шири Днепра. Гиршман. 1908.

В изобразительном искусстве появились новые направления. Как долго иногда годами, бился он над иным простейшим мотивом, переиначивая все снова, недовольный тем или другим еле заметным диссонансом, меняя иногда всю композицию, если ему казалось, что его поэтичная или живописная мысль недостаточно «очищена». Живет с матерью в Мюнхене. Почему женщины, бывшие вмоей жизни, не принесли мне покоя исчастья. Баба с лошадью» (1898г. ), в которой Серов объединил свои дарования портретиста, анималиста и пейзажиста в живой сценке, выхваченной из деревенской жизни. О том, что «рисовали и писали его красивую голову», вспоминали почти все участники этих собраний.

Некоторые работы Перова проникнуты подлинным трагизмом («Тройка», «Старики-родители на могиле сына»). 1891 год— еще один указ овыселении евреев. Летом Серовым была выполнена одна из лучших его работ, картина «Дети», на которой изображены сыновья художника, Саша (справа) и Юра, стоящие на балконе дачи Василия Матэ в Териоках.

Художник (судя по его переписке с Крамским) мечтает о создании каких-то невиданных произведений, о символических пейзажах-откровениях, которые могли бы исцелить человечество, отягощенное «преступными замыслами». Его рисунок Павловой был использован в первой афише Русского балета в 1909г. А только художнику присуще особое видение себя и мира вокруг. Официальное оформление выхода из Академии художеств. Мая. 1876.

Пейзажу, батенька, крышка. Его образ уравновешен с виду, неудержим и богат внутренне. Наиболее известны картины «Оттепель» (1871) и «Мокрый луг» (1872 обе в Третьяковской галерее), где постоянный интерес художника к переходным, неопределенно-зыбким состояниям натуры претворяется в образы озарения сквозь меланхолическую мглу.

В 1898 году для Русской частной оперы Мамонтова он создал декорации к опере своего отца Александра Серова «Юдифь». И когда я возвращался домой, контраст с моей комнатой в Сущеве был велик и резок» 7. В поленовской семье яркий и самобытный талант Левитана приводил всех в восхищение. Участие во Всемирной выставке в Париже (Grand Prix за портрет Павла Александровича). Избран действительным членом Академии художеств. 1904. Родился сын Георгий. Вернувшись в Москву, в 1886-м художник рисует этюд «Зима в Абрамцево», а также несколько портретов, включая и портрет Трубецкой. Левитана 1893 года. Впоследствии в своей педагогической деятельности Левитан во многом опирался на его опыт.

Коровин с горечью писал впоследствии: «Отец, мать ничуть не заботились дать мне какое бы то ни было направление» 1. О том, что «рисовали и писали его красивую голову», вспоминали почти все участники этих собраний. И меня совсем не смущает, что «Золотая осень» написана не в «моей» деревне. В 1874 году мать и сын переехали в Париж. Достаточно вспомнить такие его картины, как «Приезд станового на следствие», «Чаепитие в Мытищах». Кроме этого, в начале года был закончен портрет И. И. Левитана, который вместе с «портретом г-жи О. Ф. Т» представил на XXI выставке ТПХВ.

Я не могу, не могу. Галерея «высочайших особ» пополнилась портретом великого князя Георгия Михайловича, однако в конце года, после вмешательства в работу Серова (когда он писал очередной портрет Николая II) императрицы Александры Фёдоровны, он прекратил работать для царского двора. Все это он привез с Востока. В. В. Стасов предполагал, что инициатором таких музыкальных вечеров в доме Серовых был «великий приятель Николая Ивановича» протоиерей, который любил петь, аккомпанируя себе на фортепиано. 1901 год— созданы портреты четырёхлетнего «Мики Морозова», сына М. А. Морозова, С. С. Боткина, П. М. Романова, П. И. Харитоненко, И. Е. Репина.

Поездка с Л. С. Позднее останки перенесены на Новодевичье кладбище. После окончания и представления картины «Александр III с семьёй», два месяца до конца сентября вместе с К. А. Коровиным он ездил по Русскому Северу, написав множество этюдов.

Небольшая, но в три окна, светлая, чистенькая. Вот строки из его письма кЧехову: «Века, смысл этого слова ведь просто трагичен века— это есть нечто, вкотором потонули миллиарды людей ипотонут еще иеще ибез конца какой ужас, какое горе. Однако лучший живописный образ пейзажиста был создан В. А. Серовым (1893, ГТГ). Так, в одном из писем Поленова сообщает: «Сегодня получила два этюда от Левитана и один Третьякова» 18. Приобретя известность, художник поступает в «общее пользование», принимает заказы от «всяких людей».

Не смотрите на меня, Костя. Вместе с женой Ольгой Федоровной (урожденной Трубниковой) они воспитывали шестерых детей (из них четыре мальчика). Левитан отходил душой среди многолюдного, веселого чеховского семейства. Особенно радовался Серов, когда ему удалась улыбка моей матери, которую он очень любил. С начала 1900-х гг. Окончить картину иногда очень трудно. Кроме того, по верному замечанию Остроухова, опытный педагог открыл «русскому художнику тайну новой красочной силы и пробуждал в нем смелость такого обращения с краской, о которой он раньше не помышлял» 5.

При этом проявлял замечательную твердость. Им нужно все или ничего. Поленовым подает заявление в Совет Академии художеств, в котором обвиняет президента Академии (и одновременно главнокомандующего петербургским военным округом) в организации расстрела. В этом же году он создал первую небольшую картину «Волы». Помимо Абрамцева, Серов очень любил Домотканово — имение в Тверской губернии своего товарища по Академии художеств Дервиза.

Вот эту черту и запечатлел так блистательно В. А. Валентин Серов был наделен огромным актерским талантом. С 1897-го по 1909-й год он преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.

К концу лета наконец-то был окончен портрет отца, а также выполнено несколько заказов, в том числе для реформатской церкви на Большой Морской улице в Петербурге был написан портрет пастора Дальтона, а затем в Домотканово был завершён портрет хозяйки имения Н. Я. Дервиз. И, конечно, Левитан был первейшим из первых певцом-поэтом в живописи природы. Был чужд он и всему чрезмерному, кричащему. Через пейзаж художник говорит ио жизни ио смерти. Левитан боялся смерти.

сохранялась вся свежесть одного». за этюд с натуры». Знакомство с А. Н.

Многие не поймут, назовут, пожалуй, романтическим вздором — пускай. Кроме того, по верному замечанию Остроухова, опытный педагог открыл «русскому художнику тайну новой красочной силы и пробуждал в нем смелость такого обращения с краской, о которой он раньше не помышлял» 5. Посинели снега ипоследние лучи солнца втемном лесу были таинственны. Был, впрочем, Валентин тогда совсем ребенком. Его натурщицей стала двоюродная сестра художника Мария Симонович. Одно окно меня приводит всегда в восторг, оно все почти сплошь заполнено готической киркой очень милой архитектуры, стрельчатые окна, контрфорсы, флораны, шпиль, одним словом, готика» в письме Е. Г. Мамонтовой Валентин Серов признавался, что рисунки с натурщиков доставляют ему большое удовольствие: «хотя я уже их третью зиму рисую, но все же с удовольствием именно теперь». Летом вместе с матерью посетил Вагнеровский фестиваль в Байрейте.

в зеркале у края холста). Как это хорошо. Выход Серова явился единственным подобным актом за всю историю существования Академии. В то же время старшая дочь Анны Николаевны, двадцатилетняя Варя, полюбила Левитана.

Мало того, что видели, вы пережили то же самое ощущение. Здесь можно увидеть еще один портрет«девушки, освещенной солнцем», – двоюродной сестры художника Марии Симонович, но уже в более старшем возрасте, замужней женщиной, у которой теперь фамилия Львова. Домотканово". 1896. Мать художника Валентина Семеновна Серова была пианисткой и автором нескольких опер. Я всегда как зачарованный стою перед этим «чудом». Свидетельством тому служит изящный изразец «Осень» (1880-е, Музей-заповедник В. Д. Поленова). И это выражено в игре света на корке «осевшего» снега, в контрасте глубокой синевы тени от деревьев, на сверкающем снеге, в темно-зеленой, почти черной тени ветвей сосен на фоне освещенного леса третьего плана картины. Биография его тем не менее поворотными событиями не богата.

Одно из наиболее сильных произведений Крамского — картина «Христос в пустыне». Остроуховым, М. С. 1884 год— летом, работая в Абрамцеве, создал одно из первых своих значительных произведений— портрет Л. А. Мамонтовой в переписке с Ольгой Трубниковой уже обнаруживаются их взаимные чувства. Дальнейшее влияние на Серова оказали картины старых мастеров, которые он рассматривал в музеях России и Западной Европы, дружба с Михаилом Врубелем и (позже) Константином Коровиным, а также творческая атмосфера Абрамцево, с которым он был тесно связан. В это же время от Н. И. Кутепова Серову поступило предложение иллюстрировать книгу «», два тома которой уже были изданы.

Становится преподавателем МУЖВЗ. Особенно полюбилась ему средняя полоса России, которую он отобразил в картинах: «Октябрь», «Баба в телеге», «Зимой», «Баба с лошадью», «Полосканье белья», «Стригуны на водопое». Возросшая популярность и радует художника и огорчает. Скажем, необъятное поле ржи с раскидистым дубом на холме или же лесные дали с огромной перспективой, уходящей в голубизну «за далью даль» или же мачтовый сосновый бор, раскинувший свою громаду. Во время позднего периода, который начался в 1900 году, Серов был членом влиятельного общества и журнала русского искусства «Мир искусства», который вырос, в частности из неудовлетворенности движением передвижников. Только очень счастливый человек так глубоко чувствует внутренний мир ребёнка. Портрет меланхоличен, в нём есть что-то закрытое, навсегда тайное.

1897 год— в 1-й половине года были написаны портреты великого князя Павла Александровича и великой княжны Марии Павловны («Портрет девочки с собакой»), а также М. Ф. Морозовой— матери С. Т. Морозова. В поздний период мастерство Саврасова резко слабеет. я почти всегда думаю о Левитане.

Ему принадлежит один из лучших портретов Льва Толстого. Итак, в первых рядах оказался художник Валентин Серов. Поездка в Рим и Париж. В. Якунчиковой (Мориц), а также пейзаж «Татарская деревня», который был сразу приобретён П. М. Третьяковым за 300 рублей.

Коровин писал масляными красками (покуда он один), а Левитан сделал акварель – разовую голову, – прелесть что такое. Получил в Академии «серебряную второго достоинства медаль от 27 апреля 1885г. Поездка в Мюнхен и Голландию. В1896 году Серов получил право присутствовать накоронации Николая II вУспенском соборе— оннаписал акварель «Миропомазание Государя Императора». 18 февраля вместе с В. Д. Солнечный свет, льющийся из окна, заливает комнату. 1893 год— Конец предыдущего года и первая половина текущего прошла в неоднократных сеансах позирования членов царской семьи для семейного портрета Александра III были написаны портреты его детей. Картине свойственен поистине волшебный эффект узнаваемости, «уже виденного» (deja-vue, говоря языком психологии) — причем не только где-то близ Волги, где писались «Грачи», а чуть ли не в любом уголке страны.

Однако в момент поступления в МУЖВЗ, когда одаренным от природы юношам было по 13 – 14 лет, они не могли блеснуть эрудицией, поскольку не получили серьезного домашнего и гимназического образования. В самом конце года в Санкт-Петербург приехала невеста Серова, Ольга Фёдоровна Трубникова.

Особое внимание они уделяли возрождению и новой оценке наследия прошлых эпох (XVIII – начала XIX в. ), а также популяризации западноевропейского искусства. Весь ямогу принадлежать только моей тихой бесприютной музе, все остальное— суета сует»Только вработе он очищается от этой «суеты сует», от темных страстей, от черной тоски. Но дни его уже сочтены.

1899 год— в начале года работы Серова, два портрета и несколько пейзажей, показывались на первой выставке объединения «Мир искусства». Художник – это серьёзный, красивый, благородный человек. Становится свидетелем расстрела демонстрации 9 января.

Я хочу, хочу отрадного. Свое отношение к событию 9 января он отразил и в рисунках, носящих политическую окраску. В легенде об Агасфере вкакой-то мере отразилось иотношение средневековых христиан кевреям. Летом родился старший сын О. Ф. и В. А. Серовых— Александр.

В этом году появился целый ряд портретов деятелей искусства. И вновь упадочные настроения ипопытка разрешить все спомощью выстрела. 1903 год— 15 февраля Серов присутствовал на собрании участников выставок «Мира искусства», на котором было решено прекратить деятельность этого художественного объединения 21 апреля был избран «профессором-руководителем» мастерской Высшего художественного училища при Петербургской Академии художеств, но отказался от должности 30 октября был избран в число действительных членов Академии художеств. Свидетельством тому служит изящный изразец «Осень» (1880-е, Музей-заповедник В. Д. Поленова). Вот через эту «березовую рощу» я ходила от станции на дачу.

Неслучайно он почти не писал жаркие летние дни, предпочитая мягкую игру света. Участие в 5-й периодической выставке МОЛХ. 1887. В самом деле, какое глубокое впечатление могли производить низвергающиеся среди скал громогласные, величественные «романтические» водопады, которые в большинстве своем зритель не видел в натуре или же вершины гор, освещенные малиновым светом, который зритель тоже не видал. Лучший прижизненный портрет. Этот особый печальный русский колорит есть ив картинах «Весна. Более 1000 картин оставил нам Исаак Левитан.

Архипа Ивановича Куинджи (1841 —1910) привлекала живописная игра света и воздуха. Речь идет окартине «Над вечным покоем». Это он – певец любви, певец печали. У него и правда всё шло хорошо – даже в личной жизни, что редкость. И здесь великая тайна общения Бога ичеловеческой души— вприкосновении ккрасоте Божественного мира душа «просветляется». Художник Коровин, приятель Левитана, вспоминает совместные походы на этюды: «Мы остановились. 1901 год— созданы портреты четырёхлетнего «Мики Морозова», сына М. А. Морозова, С. С. Боткина, П. М. Романова, П. И. Харитоненко, И. Е. Репина. Участие в Международной выставке берлинского Сецессиона.

На частной выставке в Мюнхене (Сецессион) впервые за границей демонстрировались работы В. А. Серова в результате в конце года Серову поступили предложения участвовать в заграничных выставках— в Мюнхене, Стокгольме, Копенгагене. Там, дальше, нет ничего. Константин Коровин — близкий друг Левитана в те годы — вспоминал, как Саврасов, «этот величайший, проникновенный артист с умным и добрым лицом, любил учеников своих всем своим сердцем». А. Н. Радищева). Левитан).

Левитан запечатлён неким мрачным графом или принцем датским, благородным, но как будто «каменногрудым» и обжигающе холодным. Но над всем этим словно слышится христианский вздох об утешении. За исключением авангарда XX века.

Пожалуй именно вэтом суть творчества Левитана. Он был совершенно самодостаточным пейзажистом, почти не обращался кдругим жанрам. Встречается с Л. Н. Также вёл художественно-декоративную часть постановки оперы своего отца, «Юдифь», в частной опере Мамонтова13. Здесь было его сердце и здесь были все его художественные помыслы. «Девочка сперсиками», полотна счленами императорской семьи, афиша сАнной Павловой ипортрет обнаженной Иды Рубинштейн— вспоминаем творчество известного русского художника. В конце года последовали заказы портретов от царствующей династии Романовых.

Часто вписьмах Левитана кЧехову звучит этот стон: «Вновь язахандрил изахандрил без меры играни, захандрил до одури, до ужаса», «Господи, когда же не будет уменя разлада, когда ястану жить владу ссамим ссобой. По словам С. А. Виноградова, «последнее десятилетие сердечная болезнь очень подавляюще влияла на него», по этой причине он работал «хотя ежедневно, но не больше двух часов» 12. Коровина. 1892. Константин Коровин позднее написал про этот портрет: «Серов первым из художников уловил и запечатлел на полотне мягкость интеллигентность и вместе с тем слабость императора» В октябре 1917 года после штурма Зимнего дворца ученики-художники увидели, как из дворца выходят солдаты, волоча этот взятый в спальне императрицы портрет.

Иначе говоря, они были колористами. Мне показалось это каким-то чудом. 1889 год— 29 января в церкви Семёновского полка в Санкт-Петербурге состоялось венчание Валентина Серова с Ольгой Трубниковой (шафером Серов попросил быть Сергея Мамонтова, свидетелем был приглашён И. Е. Репин).

Поражает ювелирная разработка каждого сантиметра холста и удивительная свежесть живописи. В 1887 году в Абрамцеве двадцатидвухлетний художник создал одно из замечательнейших произведений русской школы живописи — «Девочку с персиками». 10 марта в знак протеста выходит из состава действительных членов Академии. На открывшейся в самом конце года, IX выставке МОЛХ были выставлены две его работы: Портрет юноши (1885)— копия с картины Веласкеса в Старой пинакотеке и портрет М. Ф. Якунчиковой (1888). Осенью, передав мастерскую в МУЖВЗ Ап.

«Как я ему ни доказывал, – продолжает Грабарь, – что ни пейзаж, ни портрет и вообще ничто в живописи не может остановиться, а будет расти и эволюционировать, то понижаясь, то вновь повышаясь, он стоял на своем. С Левитана написал прекрасный, очень похожий портрет Серов. А только художнику присуще особое видение себя и мира вокруг. Иногда Левитан присутствовал на устраиваемых ею керамических четвергах.

Левитан был художником, хотя по его портрету этого не скажешь. Здесь мальчик учился рисованию у немецкого художника Кеппинга. Неслучайно люди по несколько раз возвращались на выставку, где была представлена картина Левитана «Тихая обитель». Летом жил с семьёй в Крыму, где написал массу этюдов и портрет хозяйки дачи, где они жили, Розалии Соломоновны Львовой (её сын, врач Соломон Кеселевич Львов, женился на Марии Симонович, двоюродной сестре Серова, которую он изобразил на картине «Девушка, освещённая солнцем»). Как долго иногда годами, бился он над иным простейшим мотивом, переиначивая все снова, недовольный тем или другим еле заметным диссонансом, меняя иногда всю композицию, если ему казалось, что его поэтичная или живописная мысль недостаточно «очищена».

Нередко в училище их приводил счастливый случай: неожиданная встреча с кем-нибудь из преподавателей (как, например, у М. В. Нестерова с инспектором МУЖВЗ К. А. Трутовским, обратившим внимание на способности юноши в рисовании) или, как в жизни А. Е. Архипова и А. П. Рябушкина, с бывшими воспитанниками, сумевшими за короткий срок подготовить их к поступлению в прославленное учебное заведение. Левитан понимал, что передать душу природы, если можно так выразиться, можно, только очень точно воспринимая все колористическое разнообразие и богатство природы в конкретном освещении, в данном состоянии. В начале XX века Серов создавал героические портреты в жанре светского портрета он сосредоточился на резком изображении значительных творчески мыслящих художников, писателей, актёров и музыкантов: портреты Максима Горького (1904), музей Горького, Москва Ермоловой Марии (1905), Фёдора Шаляпина (уголь, 1905) – оба в Третьяковской галерее и Елены Ивановны Рерих (1909). Вы это в природе видели точь-в-точь своими глазами. Похоронен на Донском кладбище в Москве.

И когда я возвращался домой, контраст с моей комнатой в Сущеве был велик и резок» 7. Коровиным. В сентябре супруги Серовы отправились в Париж, на Всемирную выставку.

Выставленный на конкурс МОЛХ «Портрет В. М» («Девочка с персиками») в декабре был удостоен единственной премии в номинации портрет в сумме 200 рублей, а «Заросший пруд», выставленный на том же конкурсе под названием «Сумерки», хотя и не смог конкурировать с пейзажами Левитана (2-ю премию получил левитановский пейзаж «Вечереет»), однако был приобретён с выставки В. В. и М. Ф. Якунчиковыми. Неслучайно он почти не писал жаркие летние дни, предпочитая мягкую игру света. Иногда боишься испортить одним мазком. Это одинаковая вера и понимание «сути» живописи, которая и есть непременное качество, решающее качество великих художников. Особенно радовался Серов, когда ему удалась улыбка моей матери, которую он очень любил.

И вот, представьте себе, вы, обыкновенный советский труженик, в часы отдыха, возможно, охотник, рыболов, вы не раз стояли на весенней «тяге», переходили шумные весенние ручьи, бродили по лесу во все времена года, сидели у реки и на заре и в полдень и на закате – попали на художественную выставку или в картинную галерею. Не тратить времени, а писать, творить. Искать и верить в красоту форм, в красоту искусства изображения. Но как трудно о них говорить. Поленов очень любил эти этюды, полагая, что «ни Айвазовский, ни Лагорио, ни Шишкин, ни Мясоедов не дали таких правдивых и характерньгх изображений Крыма, как Левитан» 19. В евреях видели людей, обреченных на скитания, не имеющих родины, вних видели людей, которые распяли Христа иосквернили «завет сБогом». Портрет великого князя Павла Александровича. 1898.

В конце года по просьбе Дягилева занимался устройством выставки «Мир Искусства» в Москве. И ещё множество таких же примет, дат и переброшенных мостиков от одного события к другому. Они — благоразумие. Они предназначались для дальнейшего написания семейного портрета императора.

Мамонтовыми. Исаак Левитан и Константин Коровин оказались в училище по примеру старших братьев. «Многие в поисках новых тем едут далеко и ничего не находят.

Переезд с матерью в Киев. 1878. Позднее Серов писал, что «в Академии ценил лишь мнение одного П. П. Чистякова». Нередко в училище их приводил счастливый случай: неожиданная встреча с кем-нибудь из преподавателей (как, например, у М. В. Нестерова с инспектором МУЖВЗ К. А. Трутовским, обратившим внимание на способности юноши в рисовании) или, как в жизни А. Е. Архипова и А. П. Рябушкина, с бывшими воспитанниками, сумевшими за короткий срок подготовить их к поступлению в прославленное учебное заведение.