Серов Портрет Ермоловой Описание

Художник Валентин Серов— портрет артистки Марии Ермоловой

По утверждению Дмитрия Сарабьянова, «социальное измерение» стиля Серова приобрело монументальность и окончательно сложилось именно в этот период76. Его отставка была принята в мае 1905 года56. И вместе с тем этот портрет у Серова особый, здесь нет той аскетической суховатости, которая присуща многим его портретным работам. Это парадный портрет. Художник прибегает к декоративным аксессуарам — необычный ракурс, зеркала, углубляющий фон, черный бархат платья, падающий торжественными складками шлейф.

Даже поведенческие установки художника при написании этих картин разнились: работая с Юсуповой, Серов словно стремился избежать переоценки образа княгини, тогда как во время сеансов с актрисой он интуитивно ставил перед собой иную задачу: «Достаточно ли поднял, возвысил»50. Нетрудно заметить, что в этой работе художник изменяет своей манере. Вслед за ней Серов создает серию портретов, написанных в этом же ключе: «Портрет Г. Л. Гиршман» (1907 год), «Портрет И. А. Морозова» (1910 год) «Портрет В. О. Гиршман» (1911 год), «Портрет княгини О. К. Орловой» (1911 год) и другие.

В этюде (Гос. Картина знаменует зрелость таланта художника – точный глаз, уверенное мастерство. Сочетанием графических и живописных средств достигнута выразительность портрета известной танцовщицы Иды Рубинштейн (1910, Государственный Русский Музей). Монолог ледиМакбет волновал, мучил. Но что толковать — раз приехали, давайтепопробуем. когда дело касалось ее блестящего артистического будущего.

Надо самозабвенно, яростно любить искусство, как любил его Серов, чтобы так написать портрет Ермоловой. Он писал его два месяца, тридцать два сеанса. С этой картиной произошёл необыкновенный случай. По словам Эйзенштейна, при знакомстве с картиной Серова им овладело «абсолютно особое чувство подъёма и вдохновения», которое он не смог себе сразу объяснить, ведь портрет был «предельно скромен по краскам. Лишь некоторые из картин, в том числе портреты Ермоловой и Фёдора Шаляпина, художник дописывал в своём помещении именуемом «залой». В итоговом варианте каждая подробность служит элементом для воплощения общего замысла.

Живописцу было важно обозначить границы «скульптурного» контура и одновременно показать фактуру тонкого бархата. Такая же глубокая духовная работа— «родственная античному катарсису»— видна в глазах Ермоловой29.

сочинение-описание 
картины портрет 
Ермоловой

сочинение-описание картины портрет Ермоловой

Серов делает образ Петра живым и убедительным, передавая и обостряя индивидуальные черты внешнего облика – его высокий рост, длинные ноги, маленькую энергичную голову (Серов детально изучил портреты Петра, особенно скульптурные и среди них – фигуру Петра, выполненную Растрелли Старшим, документально воссоздающую внешность Петра). Когда картина ещё была на выставке и Павел Михайлович Третьяков только высказал своё желание её приобрести, то его спросили: «С каких это пор вы прививаете своей галерее сифилис. » На что Третьяков ответил: «Спасибо, я ваше мнение выслушал». Серов по-разному выбирал «точки съёмки» для всех кадров: нижнюю часть фигуры Ермоловой (первый кадр) он писал как бы при съёмке сверху, фигуру по колени— с прямого ракурса, фигуру по пояс— немного снизу, а крупный план головы— с самой нижней точки. Серов видел ее словно стоящей на пьедестале. на которые открывается душа». И жест руки его воспринимается как жест человека, доказывающего свою правоту. Работа над полотном проходила дома у актрисы— на Тверском бульваре, 11.

Фигуры сообщают природе исторический, «античный» характер пейзаж торжественной мерностью чередующихся планов, эпическим разворотом пространства, прозрачностью красок рождает лирическое чувство, которое является сущностью серовского отношения к античности. Вечером 21 ноября Серов, по словам драматурга Сергея Саввича Мамонтова, «сделал свой последний штрих на этом портрете и в общих чертах он уже был закончен»— оставался, вероятно, только один сеанс. Он же изъявил желание для защиты полотна оформить картину под стекло811. Эффект также подкрепляется пространственными и световыми решениями художника. Поза Ермоловой торжественна и величественна. 1. Судя по всему, художника совсем не интересовали в данном портрете бытовые детали, хотя в других случаях он охотно привлекал их к раскрытию характера изображаемого человека (например, в портрете Г. Л. Гиршман, где эта светская красавица окружена дорогими вещами и безделушками).

соч., с. 345. Горький – в активном действии, он словно спорит с кем-то, стоящим за рамой холста. Героини обоих полотен (у Нестерова позирует его дочь) изображены в полный рост их фигуры словно приподняты на пьедестале, чёрные силуэты прописаны очень чётко. Среди полотен художника, открывавших выставку и расположенных на главной экспозиционной линии, по инициативе организаторов были представлены портреты, «создавшие ему славу» одного из ведущих портретистов России.

Благодаря смене ракурсов взгляд зрителя постепенно перемещается по картине снизу вверх, как в замедленной съёмке, с одновременным впечатлением движения зрителя («камеры») сверху вниз, «к ногам» изображённой фигуры424344. Красивый изысканный колорит (золотисто-красноватые тона столика, серебристый блеск стекла, черная бархатная кофточка, белое полотенце, перекинутое через плечо), артистический рисунок фигуры, красивой головы в сложнейшем повороте и тонкой, как бы точеной руки – все способствует тому, что образ Гиршман в какой-то мере читается тоже как некая принадлежность туалетного набора изящных безделушек (это впечатление усиливается и контрастом хмурого, сосредоточенного лица самого художника, отраженного, как бы мимоходом. Силуэт актрисы и общий фон требовали определённого размера и пропорций. Судя по всему, художника совсем не интересовали в данном портрете бытовые детали, хотя в других случаях он охотно привлекал их к раскрытию характера изображаемого человека (например, в портрете Г. Л. Гиршман, где эта светская красавица окружена дорогими вещами и безделушками). Директор Русского музея Владимир Леняшин, говоря об общей одухотворённости портрета Ермоловой, сравнил бушующий в актрисе трепет с «огнём, мерцающим в сосуде»29. А на сцене.

Работа над картиной, вместе с этюдами, заняла три года. Например, в 1892 году Серов работал над портретами двух абсолютно различных лиц. Есть ее портрет работы В. Серова. Станковое полотно наделяется качествами монументального произведения. Торжественное «открытие» портрета состоялось в 1907 году во время банкета, устроенного в честь Ермоловой. mw-parser-output. ts-Переход imgmargin-left:. 285714em. Портрет другого знаменитого тенора, Франческо Таманьо, где певец изображен в берете (артистический аксессуар), с гордо поднятой головой, вдохновенным взглядом, устремленным вдаль, мимо зрителя, выглядит этюдом для парадного портрета.

Все «фигуры в чёрном» у Серова одиноки: изображения Шаляпина и Горького написаны на абсолютно пустынном фоне Леонид Андреев словно погружён во мрак графически точные линии стены и зеркал на портрете Ермоловой созданы для того, чтобы сосредоточить внимание на властном лице и силуэте актрисы60. Он одет в простую рубашку-косоворотку, брюки заправлены в сапоги. Акцентированное внимание к контуру напоминает о работах 1903 года, входящих в так называемый «юсуповский цикл». Картина создает ощущение, что Ермолова стоит на сцене, что вот-вот услышишь ее «низкий грудной голос, проникнутый трепетом нарастающей страсти», «услышишь вопль страдания оскорбленной души или могучий призыв к свободе».

Серов видел ее словно стоящей на пьедестале. Фигуры сообщают природе исторический, «античный» характер пейзаж торжественной мерностью чередующихся планов, эпическим разворотом пространства, прозрачностью красок рождает лирическое чувство, которое является сущностью серовского отношения к античности. «Левитан жил как-то не совсем на земле, всегда поглощенный тайной поэзией русской природы», – пишет о своем друге Коровин. Выразителен жест сомкнутых рук, который говорит о сдержанной внутренней силе актрисы, умевшей передать «всю сложность женской души, до слез трогательной, до ужаса страшной, до смеха комичной» (К.

Ещё одинпортретчлена семьи Морозовых, написанный Серовым, этоИван Абрамович. Изменение образа лирического героя шло у Серова постепенно— с годами для него стали более привлекательными не свежесть и обаяние юности, а «тонкие движения умудрённого жизнью сердца»51. Заказ от имени кружковцев художнику передал Илья Остроухов. И логически выясняя, какую роль в нём играет динамическая организация «кадров», мы непосредственно ощущаем, как просто, свободно и безупречно поставлена в пространстве фигура, как точно найдены её отношения к холсту, как глубок и насыщен общий тон, лаконична и в то же время тонко разработана цветовая гамма, как внутри больших пятен цвет движется без вялости, свободно, связываясь в убедительную колористическую систему, то есть переживаем комплекс эмоций, который может быть вызван только предметной сутью живописи. Освещённые складки платья создавались на чёрном фоне с помощью «жидких прописок» белилами.

Монолог ледиМакбет волновал, мучил. Глаза устремлены вдаль. Зеркала зрительно расширяют пространство, добавляют картине «глубины и воздушности». Хотя Серов выбрал такую позу певца, конечно, неслучайно.

«Моделирование» фигуры актрисы происходило— в том числе— за счёт освещения: оно на картине распределено справа налево. Мне всегда бывает интересно, по каким критериям определяют ценность арт-объекта. Голова написана на фоне зеркала, в котором отражается интерьер с фрагментом потолка – фигура актрисы показана возносящейся буквально от пола до потолка, подобно кариатиде. В своём творчестве, напоминавшем работу скульптора, Ламанова использовала «метод наколки», при котором длинный кусок ткани, задрапированный на фигуре клиентки, закалывался десятками булавок. Лесков в изображении Серова— это русский интеллигент, пребывающий в мучительных поисках ответов на «вечные вопросы» в его взгляде прочитывается непрестанный самоанализ. Эта вторая, правая половина и не дала Морозову растратить всё состояние.

Ермолова также пребывает в состоянии «неразряженной напряжённости», она уже находится вне обычной жизни, в другом измерении всем своим обликом актриса создаёт невидимую, но неприступную грань, которая отделяет артиста от рядового зрителя. В портрете поворот лица был изменен по сравнению с эскизом. Схожими являются повороты головы (хоть и в разные стороны) и положение рук. – Валентина Александровича поставили на лестнице, которая была абсолютно пуста.

Судьбы пяти героев 
портретов Валентина 
Серова

Судьбы пяти героев портретов Валентина Серова

Он должен впитать этот образ, постичь его. М. — Л., 1937, с. 125. На нем красивый костюм, высокий воротничок с модным галстуком, завязанным широким узлом. Но кора корявая, грубая, а пряди волос легкие, пушистые. Ее морда обращена к зрителю, а стоящие торчком «чуткие» уши придают ей выражение пристальной, настороженной внимательности.

С 1900 по 1904 годы Серов плодотворно сотрудничал с объединением «Мир искусства». Согласна. Ермолова была немного выше среднего роста. Модельер упомянута в строчках Марины Цветаевой: «Та богиня— мраморная. Немирович-Данченко в своём выступлении, в частности, сказал: «Когда мы вспоминаем ваши сценические создания, сотканные из тончайших страданий, мы называем вас певцом женского подвига»15. С. Станиславский). Кроме того, портрет демонстрировался на коллективных выставках Союза русских художников.

Он одет в простую рубашку-косоворотку, брюки заправлены в сапоги. Нет ни интерьера, никаких деталей: «чистый холст», на нем – гордой птицей, «черной молнии подобной» – фигура Горького. Иссиня – серая пелена неба, через которую не пробиться солнцу. Мне Остроухов говорил. По словам Татьяны Щепкиной-Куперник, если бы речь шла о портрете Ермоловой в преклонном возрасте, то «всего лучше написал бы её в это время Рембрандт, как раньше гениально изобразил Серов».

  • Портрет актрисы Марии Николаевны Ермоловой
  • Критика Портрет Ермоловой Серова
  • Портрет артистки Марии Николаевны Ермоловой
  • Сочинение по картине Серова «Портрет актрисы Ермоловой»
  • Описание Портрета Ермоловой Серов

Своей картиной Серов хотел подчеркнуть талант актрисы, создать ей памятник. Портрет необычен по композиции, он динамичен. По словам Владимира Леняшина, «репинские портреты бодрят, перед холстами Серова всегда чуточку щемит сердце»74. В 1935 году благодаря Михаилу Нестерову, считавшему, что портрет является шедевром и должен быть доступен массовому зрителю, картина попала в Третьяковскую галерею на правах «временного хранения».

Но публика приняла портрет любимой актрисы с восторгом. 5. Хочу писать ваш портрет, Мария Николаевна. Более того, он утрирует приемы импрессионистов. Лицо лишь слегка обозначено. Роль артистки Негиной и пьеса «Таланты и поклонники» была написана, как предполагает С. Н. Дурылин, для Ермоловой. На сцене перед нами стояла артистка одухотворенная, вдохновенная.

  1. Критики о творчествеВалентина Серова
  2. Портрет Ермоловой (Серов):взгляд с разныхракурсов
  3. Серов Валентин Александрович (художник)
  4. Добавить комментарий Отменить ответ
  5. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  6. Литературный портфельчик Искуссницы
  7. Общееколичествопросмотровстраницы
  8. По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Но главным для художника на протяжении всей жизни оставался портрет. В 1889 году особняк был приобретён мужем Ермоловой— Николаем Шубинским. Фигуру князя обрамляет свободно развернутый в пространстве корпус лошади. Тогда же состоялось и своеобразное «открытие» портрета Ермоловой кисти Серова. Именно так, «под Веласкеса», написан портрет итальянского певца Анджело Мазини, выступавшего с гастролями в столицах. Лепные карнизы, в стены вделаны зеркала, на окнах, на дверях тяжелые портьеры.

В работе Серова он увидел присущее ей «высокое благородство» и «спокойное величие»66. «Смуглое лицо с глубокими впадинами задумчивых, с тихой печалью глаз Грусть его изящна. Вертикальная форма полотен, на которых актриса и певец написаны в полный рост, с ног до головы, превращают картины «в настоящие памятники исторической значимости артиста». К примеру, Сергей Дягилев считал, что в его творчестве совместились этическая («передвижники») и эстетическая («Мир искусства») эпохи. Люди увидят воплощение великих идей времени, вечных идеалов человечества — свободы, красоты, добра и правды. Увидит его рабочий – хлоп в ноги. В «девичьих портретах» живопись является средством создания образа юности, ясной, безмятежной, ничем не омраченной.

Для придания фигуре актрисы монументальности художник выбрал ракурс, при котором видно «основание для монумента», то есть высокий пол. font-family:Times New Roman CYRВ отличие от крупноформатного живописного портрета Сергея Михайловича (1895), эскиз портрета Павла Михайловича (1899) невелик и выполнен в технике акварели, однако остается для нас одним из самых драгоценных свидетельств не только внешнего облика Третьякова, но и тончайших проявлений его великой и неординарной души. Сделав несколько эскизов старших детей, он отпускал их играть и Ольга беспокоилась: «Не убежали ли далеко, не отправились бы на пруд, спит ли маленький, услышит ли она его пробуждение, не ушли бы старшие одни в лес», – и сотни других мыслей, которые только могут промелькнуть в голове матери, когда она не видит детей.

Художник хорошо знал Ермолову. Серов, редко хваливший себя, оценил работу над портретом Ермоловой фразой: «Но ничего, как будто что-то получилось»11. «Трагическая Россия как бы прислушивается в этих портретах к самой себе, прислушивается нутром»59. Королем ты будешь. Портрет другого знаменитого тенора, Франческо Таманьо, где певец изображен в берете (артистический аксессуар), с гордо поднятой головой, вдохновенным взглядом, устремленным вдаль, мимо зрителя, выглядит этюдом для парадного портрета. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.

Актёрская убедительность Ермоловой была столь сильной, что, по воспоминаниям Татьяны Щепкиной-Куперник, во время премьеры спектакля «Татьяна Репина» по пьесе Алексея Суворина и партнёры по сцене и публика поверили в реальную смерть актрисы: «В зале творилось что-то неописуемое: истерики, вопли, вызывали докторов, выносили женщин без чувств»28. Ермолова как модель и ранее привлекала внимание художников. Фигура трактована в живописной манере, но при этом линии силуэта строго определены. Если одна из картин создаёт впечатление «светской любезности», то другая демонстрирует внутренний накал чувств если героиня одного из портретов включена— «почти на равных правах»— в мир окружающих вещей, то вторая явно отстранена от бытового пространства.

  • Описание картины Валентина Серова «Портрет Ермоловой»

С ними не согласился художественный критик Николай Врангель, писавший о выставке в журнале «Искусство» (5—7, 1905). Характер Марии Николаевны раскрывается не только во взгляде, но и в положении рук— их пластическая сцепленность, выдающая достоинство и непреклонность, сродни драматическому жесту одного из персонажей скульптуры Родена «Граждане Кале»25. В портрете Левитана ничто не указывает на то, что изображен именно художник (хотя известно, что Левитан также позировал в своей мастерской). Серов выбрал формат 224120 см (высота почти вдвое превышает ширину).

Портрет актрисы 
Марии Николаевны 
Ермоловой

Портреты И. Е. Репина, К. А. Коровина, И. И. Левитана, Н. С. Лескова, А. М. Горького, А. П. Чехова, Н. А. Римского-Корсакова, Ф. И. Шаляпина, М. Н. Ермоловой, В. И. Качалова, К. С. Станиславского, Т. П. Карсавиной – в ряду высших достижений русского портретного искусства конца XIX – начала XX в. Один из самых необычных портретов «Портрет Иды Рубинштейн» (1910) Серова был написан в Париже, незадолго до его смерти. На сцене нет Марии Николаевны Ермоловой. Значительную часть творческого наследия Серова составляют портреты театральных деятелей— речь идёт не только о Ермоловой, но и о Василии Качалове, Иде Рубинштейн, Константине Станиславском, Анджело Мазини и многих других52. Репин, несмотря на тёплое отношение к своему ученику, не всегда принимал его картины. Вначале 1890-х годов частыми моделями Серова оказываются актеры, писатели, художники. Встречная расписка Серова о том, что деньги получены, датирована 28 февраля12138. Небольшие усы, эспаньолка. Портреты Мазини и Таманьо образуют пару, представляя собой вариации на тему «артист в жизни и в искусстве».

Мика, снедаемый любопытством, весь вытянулся и даже приподнялся в кресле. К моменту «открытия» портрет уже имел определённую известность. «Портрет Николая» в коллекции ГТГ – авторское повторение так называемого портрета царя «в тужурке», которое Серов написал для Александры Фёдоровны. Ни к чему эта затея. Неизменным будет с этого времени успех Серова на выставках передвижников, а затем и «Мира искусства», но никогда не будет существовать для него окончательно найденной манеры, раз и навсегда усвоенных выразительных средств. Серов сам заказал для портрета Ермоловой дубовую раму, выполнив её эскиз.

Это произведение Серова вызывает чувство прекрасного. «Омрачённость», связанная с настроением Серова в ту пору, особенно явно проявляется в портретах артистов, души которых в минуты высокого напряжения Серов, согласно трактовке Поспелова, воспринимал как нечто родственное стихии России57. В картинах «Октябрь. Императора Серов писал в основном по фотографиям, лишь раз получив возможность наблюдать царя «в натуре».

На полотне отсутствуют какие бы то ни было яркие красочные пятна, но оно не монохромное цветовая гамма картины цельна, в ней удачно найдены сочетания различных оттенков серых и коричневых тонов и чёрного цвета: «в чёрном есть и тёмно-синее и зелёное и коричневое серая стена переливает фиолетовым пол написан охристыми, синеватыми, зеленоватыми мазками». Если некоторые другие женские портреты Серова по стилистике сравнимы с тонкими, несущими лирическую историю новеллами, то, говоря об образе Ермоловой, художник Игорь Грабарь заметил, что «перед вами стоит сама Драма, даже Трагедия»30. Возобновление работы произошло осенью того же года. В 1920 году картина перешла в собственность Малого театра. Картины «Девочка с персиками» и «У балкона.

Вот таким образом работа над заказанными портретами шла обычно в доме той или иной модели. В их число вошёл и «Портрет М. Н. Ермоловой»80. Завзятый молчальник, Серов встретил в Ермоловой надежного товарища. В число людей, принявших картину, входил литературовед Сергей Дурылин— он, в частности, писал, что портрет Ермоловой является «лучшим отражением творческой личности» актрисы. Он заметил: «Всегда играла животом вперёд.

Голова в гордом повороте чутьчуть приподнята. : Л. Мошин. Домотканово» (1895 год), «Баба в телеге» (1896 год), «Баба с лошадью» (1898 год), «Стригуны на водопое» (1904 год) перед зрителем возникают фрагменты из реальной однообразной жизни деревенской России. В одном из писем художник объяснил причины нежелания писать портрет неизвестного лица так: «Как ленивый эгоист я выбираю то, что мне легче, что более по руке»3. Хроника семьи художников.

Картина «Девушка, освещенная солнцем» строится на контрасте затененного первого плана и ярко освещенного солнцем – второго. Серов сел на маленькую скамеечку, чтобы смотреть на Ермолову снизу вверх. Работа создавалась во время неформального дружеского общения двух талантливых художников. С. Станиславский). По словам Татьяны Щепкиной-Куперник, родственники также говорили, что «непохожа», а сама Ермолова восприняла картину как слишком парадную: «Она хотела бы видеть в ней больше простоты»62. На его гроб, среди прочих, был возложен и венок от Марии Ермоловой с надписью: «Вечная память славному художнику»3435.

Он же сумел убедить Ермолову, не любившую «выставлять себя напоказ», дать согласие на совместную работу с Серовым2. 10 марта— во время работы над портретом Ермоловой— Серов подал заявление о сложении с себя полномочий академика. 3. Ге. В обычной жизни Ермолова была человеком сдержанным— со стороны казалось, что её сосредоточенность связана как с постоянной внутренней работой, так и с нежеланием растрачивать свои силы и эмоции на бытовые, приземлённые вещи. Работал напряженно.

Глаза серые. При этом оставаться в стороне от веяний времени художник не мог. Он должен впитать этот образ, постичь его. Серов готовился писать портрет Ермоловой. Люди из близкого окружения актрисы сочли, что на портрете Мария Николаевна выглядит старше своих лет и «не так красива, как в жизни»8. Илья Репин, считавшийся учителем Валентина Александровича, после знакомства с экспонатами Таврической выставки сообщил в письме историку искусств Владимиру Стасову, что Серов его «огорчил последними работами».

В основе композиции здесь лежит тот же мотив процессии, что и в «Петре I», но движение становится замедленным и величественным, развертывается вдоль плоскости холста. С 1935 года находится в Государственной Третьяковской галерее (инв. Зоркий, сосредоточенный взгляд говорит о незаурядной интеллектуальной личности. Но полностью изменить своей манере Серов не в силах. – совсем неправильно.

Взрыв аплодисментов был выражением горячей любви к актрисе и благодарности художнику»168. Отвлекаясь от натуры, выявляя в ней (с помощью обнаженной линейной логики композиции, обобщенного силуэта, ритма вертикалей и горизонталей, соотношений черного, серого и коричневого) только черты строгости, торжественности, возвышенной одухотворенности и благородства, Серов создал портрет, который стал памятником великой русской актрисе. Искусствоведы отмечают, что, вероятно, это восприятие граничит с тем, что Серов писал Ермолову вне возраста, стремясь сохранить её внутреннюю сущность и «вечные черты»118. Каждый из цветовых компонентов варьируется в ином тоне иной степени интенсивности.

Художник хорошо знал Ермолову. Теперь персонажи серовских портретов – это герои в полном смысле слова, отмеченные печатью исключительноти, гордого одиночества, словно вознесенные на некий пьедестал. Оно стало первым в цикле портретов корифеев Малого театра, которые создал Серов.

Работа Серова вызвала неоднозначные отклики среди современников художника диапазон их мнений варьировался от полного неприятия картины до утверждений о том, что портрет является «лучшим отражением творческой личности актрисы». По его мнению, Серов был представлен на ней «как никогда, в блеске своего таланта», а портрет Ермоловой— «такая изумительная психология, такое виртуозное мастерство, такая простота и величие красок, которых он, может быть, не достигал ещё ни в одном портрете»64. Серов видел ее словно стоящей на пьедестале. Она исчезает, растворяется в другом образе.

Хотя я ничего против этого не имею, но почему-то эта тенденция просуществовала долго. В доме на Тверском Мария Николаевна в феврале— марте 1905 года позировала Серовукомм. Важную роль играет высота пола. Валентин Серов в своем творчестве часто обращается к жанру пейзажа. Серов, скрупулёзно изучавший мельчайшие нюансы в настроении актрисы, уловил «доминирующий» оттенок её взгляда— по мнению искусствоведа Наталии Радзимовской, «он состоит в необычайной просветлённости». 7 См.

По меньшей мере дважды художник пытался написать портрет Надежды Петровны. Он верен себе. За год до начала работы над портретом дочери Нестеров видел «Ермолову» на историко-художественной выставке. Творческое развитие Серова шло под мировоззренческим девизом «Ищу человека», что означало движение художника к некоему этическому идеалу50. «Портрет балерины Корсавиной»выполнен в необычной манере – балерина изображена спиной к зрителю.

И. Немирович-Данченко). Он младший брат Михаила. Например, в 1892 году Серов работал над портретами двух совершенно различных лиц. По утверждению Ильи Репина, с той поры «его милый характер круто переменился».

Валентин Александрович говорил мне, что этого выражения, виденного в первую минуту на лице Александра III, он никогда не мог забыть» Серов по своему душевному и творческому складу менее всего был приспособлен к амплуа «придворного портретиста». Здесь В. Серов изобразил еще одну свою кузину – Машу. В жизни Валентин Серов и Константин Коровин были друзьями, которым за неразлучность дали прозвище «Коров и Серовин». Значение света, воздуха, пространства – чисто «пейзажных» компонентов – так велико в этих работах, что Серов в шутку делал вид, что боится, как бы его картину «Девочка с персиками» не приняли за пейзаж. В первом ряду сел в кресло среднего роста коренастый человек. Той же цели служат арки, которые по форме совпадают с линиями головы и рук Ермоловой.

Это случилось в день рождения близкого друга, Константина Коровина, которому в этот день исполнилось 50 лет. 4. Среди представленных экспонатов, демонстрировавшихся до середины марта, был и «Портрет М. Н. Ермоловой» (поступил на выставку из собрания Литературно-художественного кружка)20.

Серов и Остроухов подружились еще в Абрамцеве, вместе они путешествовали по Италии. Щепкина – Куперник, современница великой русской актрисы. Ермолова выходила на сцену в образах Марии Стюарт в одноимённом спектакле по пьесе Шиллера, Жанны дАрк в «Орлеанской деве», Катерины в «Грозе» в постановках по произведениям Александра Островского она сыграла в общей сложности более двадцати ролей8комм. Один из первых в серии заказных парадных портретов – портрет великого князя Павла Александровича, дяди императора Николая II, удостоенный Grand Prix на всемирной выставке в Париже в 1900 году. Так животом вперёд и стоит на портрете Серова»63. Эту группу произведений, а также написанный двумя годами позже портрет прозаика Леонида Андреева объединяет наличие тёмных, почти траурных силуэтов— искусствовед Глеб Поспелов назвал их «фигурами в чёрном».

Острый взгляд художника, едва уловимая улыбка, полная доброй иронии. На стенах портреты Шекспира и Шиллера в овальных рамах. Нет того смирения и терпения, как в позе кузины на картине «Девушка, освещённая солнцем», когда Маша была готова сидеть и позировать часами и днями. И жест руки его воспринимается как жест человека, доказывающего свою правоту. За картину художник получил 1000 рублей.

Ему нужно изучить каждый жест актрисы, модуляции ее голоса, а главное — лицо, глаза. Станковое полотно наделяется качествами монументального произведения. В московской квартире Серова не было мастерской в привычном понимании этого словакомм. Все стихло. На сцене идет трагедия Шекспира «Макбет». Серов пристально смотрит на сцену, чегото ждет.

В портретной живописи Серова, в том числе в «Ермоловой» исследователями обнаружены оригинальные пространственные концепции и композиционные принципы. Фигура Ермоловой уподоблена скульптурному изваянию или даже архитектурному элементу – колонне. При этом, несмотря на связь с предыдущим опытом Серова, портрет Ермоловой настолько своеобразен, что искусствовед Владимир Леняшин применил по отношению к нему слово «загадка».

Если в его ранних работах (например, в «Девочке с персиками») искусствоведы обнаруживают мажорное мироощущение автора, позитивно относящегося к «цветущему усадебному укладу», то полотна, написанные художником во время Первой русской революции, несут на себе печать «России омрачённой»55. Позже, сблизившись с Сергеем Дягилевым, он работал над плакатами для его «Русских сезонов», рисовал эскизы для занавеса к балету Михаила Фокина «Шахерезада». Добиться столь блистательного осуществления замысла помогли художнику не только дар глубокого проникновения в натуру и умение взять ее (Ермолова представлена в характерной для нее позе, лицо дано в наиболее выгодном для него ракурсе, отобраны лишь самые необходимые детали интерьера), но и точный выбор изобразительных средств – силуэтное начало, обобщенность и некоторая уплощенность объемов, опущенная линия горизонта, своеобразный аскетизм цвета. Каждое слово, произнесенное на сцене, звучало как набат. Актриса Мария Ермолова была властительницей дум для нескольких поколений зрителей.

: И. Э. Почитатели её таланта воспринимали М. Н. Ермолову так, как её написал художник. Небольшие усы, эспаньолка. И если не всё творчество Серова можно назвать «отрадным», то есть в этой картине то, с чем художник не расстанется – стремление проникнуть во внутренний мир изображаемого. 15 И. Репин, указ.

Демонстрация масштаба личности достигается— в том числе— за счёт формата холстов: портреты Ермоловой и Шаляпина (235133 см)— это «изображения в размер натуры». Газета «Русские ведомости», разместившая отчёт о мероприятии в номере от 13 марта 1907 года, писала, что портрет Ермоловой, «очень эффектно освещённый и окружённый лаврами», стал украшением зала13. (Для сравнения: портрет Николая II, написанный Серовым в 1900 году, был оценён заказчиком в 4000 рублей за изображение актрисы Иды Рубинштейн ему также заплатили 4000 рублей. ) Гонорар за портрет Ермоловой живописцу передал Илья Остроухов, принявший, согласно сохранившейся расписке, необходимую сумму от членов Литературно-художественного кружка 27 февраля 1905 года. «Это памятник Ермоловой. » – писал в марте 1905 года архитектор Федор Шехтель о серовском портрете выдающейся актрисы.

Трудился в архивах и запасниках Эрмитажа, зарисовывая в разных ракурсах посмертную маску Петра (ее снял с лица царя после его смерти скульптор Бартоломео Карло Растрелли), посещал исторические лекции, без устали занимаясь рутинной подготовительной работой. Станковое полотно наделяется качествами монументального произведения. Над её портретами ещё в XIX веке работали Виктор Быковский (1874), Сергей Ягужинский (1893), Леонид Пастернак (1895). Долгое время он имел в московской среде плохую репутацию— по одной из легенд, в его стенах произошло убийство на почве ревности. Друзья так их и называли – не Коровин и Серов, а Серовин и Коров. А на сцене.

Поднялся занавес. Неудивительно, что художник пользуется языком архаики: это и живописный лаконизм (всего три цвета: синий, зеленый, коричневый) и плоскостность и обобщённость, декоративность, помогающие создать образ хрупкой, но притягательной балерины. Ермолова сама отказалась от проведения праздничных мероприятий1. Нерадовский. Приехал, позвонил.

8 См. Фигуры сообщают природе исторический, «античный» характер пейзаж торжественной мерностью чередующихся планов, эпическим разворотом пространства, прозрачностью красок рождает лирическое чувство, которое является сущностью серовского отношения к античности. Но «трезвая» реалистическая живопись «под Крамского», писавшего с протокольной прозаической точностью, призвана уверить, что это не сочиненный романтический «образ» разочарованного художника-мечтателя, а честно переданный характер конкретного человека, словно невзначай, помимо воли портретиста, совпавший с фигурой героя романтической эпохи. соч. ). Хлопки парусов, словно кто-то невидимый выбивает подушки.

Тот, кто знаком с творчеством Коровина, сразу заметит «похожесть» этой работы Серова с работами изображенного коллеги художника. При этом выражение лица Марии Николаевны ещё не просматривалось8. Есть ее портрет работы В. Серова. Стернин. Лицо Коровина прописано мастерски точно.

Важную роль играл и шлейф: благодаря стелющемуся по полу подолу и его отражению возник эффект «искусственного удлинения»— изображение Ермоловой зрительно увеличилось и силуэт актрисы приобрёл монументальность8. Это произведение, написанное в 1906 году имеет явную отсылку к «Ермоловой». Стремление увязать новое с хорошим старым лежит в основе творчества Серова. В Третьяковской галерее хранится эскиз к портрету Ермоловой— единственный известный искусствоведам набросок, выполненный на бумаге графитным карандашом и акварельюкомм. Он бывал в её ателье, слушал там лекции о современной моде, делал эскизы моделей.

Утром следующего дня 46-летний художник скончался. Это Валентин Александрович Серов. Губы сжаты. Вместе с тем абрис силуэта похож на контур возносящейся ввысь струи фонтана – Серов, по своему обыкновению, дал неожиданную, триумфально-патетическую интерпретацию излюбленной стилем модерн «льющейся, текучей линии», приспособленной выражать образы медлительно-заторможенных, полудремотных состояний. Но кора корявая, грубая, а пряди волос легкие, пушистые. В подобных творческих устремлениях признавался и Серов, который в ту пору был далёк от «тяжёлой» живописи: «Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное».

Так рождался эскиз будущего платья. В 1907 году Ермолова, устав от интриг со стороны театрального начальства испытывая недовольство художественной жизнью Малого театра и чувствуя переутомление, решила оставить сцену (позже выяснилось, что не навсегда)14. Сперва молчала захваченная зала, потом разразилась бурей рукоплесканий, слез, приветствий. Красивый изысканный колорит (золотисто-красноватые тона столика, серебристый блеск стекла, черная бархатная кофточка, белое полотенце, перекинутое через плечо), артистический рисунок фигуры, красивой головы в сложнейшем повороте и тонкой, как бы точеной руки – все способствует тому, что образ Гиршман в какой-то мере читается тоже как некая принадлежность туалетного набора изящных безделушек (это впечатление усиливается и контрастом хмурого, сосредоточенного лица самого художника, отраженного, как бы мимоходом. по: Е. Сахарова, указ. Мне Остроухов говорил. Архитектор и художник Фёдор Шехтель признавался, что при взгляде на портрет Ермоловой у него возникало ощущение «то холода, то жары»: «Чувствуешь, что перед тобою произведение как бы не рук человеческих.

Вместе с тем абрис силуэта похож на контур возносящейся ввысь струи фонтана – Серов, по своему обыкновению, дал неожиданную, триумфально-патетическую интерпретацию излюбленной стилем модерн «льющейся, текучей линии», приспособленной выражать образы медлительно-заторможенных, полудремотных состояний. Она была хорошо сложена, отличалась «строгой красотой» современники, обращавшие особое внимание на взгляд актрисы, писали про свет и глубину её «глубоко карьих» глаз. Здравствуйте, Валентин Александрович.

Конечно, Валентин Серов затевал большой, основательный портрет певца в масле. илл. ). Платье Серов писал обычной кистью разнонаправленными мазками используя чёрную краску, к которой в небольшом количестве были добавлены синяя, зелёная и коричневая. Портрет Ермоловой, созданный Серовым, сделал для нас живым образ гениальной артистки.

Это— произведение живописца. И Ермолова и Шаляпин изображены художником в тот момент, когда они находятся в «фазе творческого подъёма». Тот, говоря об артистических возможностях актрисы, отмечал её темперамент, чуткость, «большую нервность и неисчерпаемые душевные глубины». Серов, без сомнения, был первым портретистом своего времени.

– Валентина Александровича поставили на лестнице, которая была совершенно пуста. Актриса брала в ней верх и повелительно требовала себе прав для свободы своих действий. Сама Мария Николаевна была крайне недовольна своим портретом, в нём Серов несколько «состарил» Ермолову. Я — Серов.

Не люблю выставляться напоказ. Серов сел на маленькую скамеечку, чтобы смотреть на Ермолову снизу вверх. — Новь, 1897, 18, с. 446. «Девушка, освещённая солнцем»- это работа, вызвавшая весьма резкую реакцию критиков. Актрисе и художнику для создания портрета потребовались тридцать два сеанса.

Благодаря этому приему актриса казалась художнику выше, стройнее, «монументальнее». В дальнейшей работе Серов изменил поворот головы (на картине он дан больше, чем в три четверти) и сделал более изысканной линию плеч36. Знал, что сценические подмостки были для Ермоловой общественной трибуной, откуда она произносила слова, «палящие огнем, проникнутые безграничной любовью к свободе и ненавистью к гнету» (Вл. Лицо Ермоловой вдохновенно. Он изучает каждое ее движение, следит за мимикой, прислушивается к тембру голоса. «Макбет» — одно из самых колоссальных и вместе с тем самых чудовищных произведений Шекспира, — писал Белинский, — где, с одной стороны, отразилась вся исполинская сила творческого его гения, а с другой — все варварство века, в котором он жил. »Серов размышляет над словами Александра Белинского о поучительном уроке, который должно усвоить человечество, чтобы спасти мир от жестокости, коварства, зла. В зале тишина. Ермолова написана в ее московской квартире (у Никитских ворот), куда она возвращалась из театра, провожаемая возгласами благодарности и шумными рукоплесканиями громадной толпы зрителей, всегда ожидавших у театрального подъезда выхода Ермоловой.

14 См. Каждое слово, произнесенное на сцене, звучало как набат. – Северный вестник, 1890, 3, отд. Серов сел на маленькую скамеечку, чтобы смотреть на Ермолову снизу вверх. В молодости Валентин Серов много путешествовал, посетив Италию, Австрию и Францию. Я — Серов.

Неожиданно отворилась дверь и Александр III вышел на лестницу один. В январе 1914 года состоялась первая посмертная выставка работ Серова. Режиссёр Сергей Эйзенштейн, анализируя композицию холста, пришёл к выводу, что использовавшиеся Серовым «монтажные приёмы» являются предтечей кинематографической техники работы с кадром. «А я Ольга Орлова и мне все позволено и все, что я делаю, хорошо», – высказывался об образе сам художник. В картине «Петр I», одной из лучших на этот сюжет в русском искусстве, Серов в случайном отбирает характерное. Он, как и стены, написан «очень жидко», кое-где даже нет мазков кисти.

Так в портрете соединились настоящее лицо и маска как «суть творчества трагического актера»5254. Портрет Коровина, несомненно, шутка великого Серова. И, по-видимому, это именно то, чего и добивался Серов в портрете. Здравствуйте, Валентин Александрович. На торжестве было прочитано большое количество адресов и речей в честь актрисы. / Нарядить— от Ламановой»33.

Иногда Серов и Коровин создавали изображения одной и той же модели (например, Мазини и Морозова), а над ранними портретами Шаляпина (знакомство с которым состоялось в мамонтовском кружке72) они работали почти одновременно73. 11 марта в помещении Литературно-художественного кружка в честь актрисы состоялся банкет. Ермолова была не единственной женщиной, вошедшей в историю русской живописи в платье «от Ламановой». Гордой красотой и вдохновением отмечено ее уже немолодое лицо (Ермоловой тогда было пятьдесят два года).

Художественные средства, применявшиеся для «монументализации образа» Ермоловой, вероятно, получили развитие в картине «Портрет О. М. Нестеровой» Михаила Нестерова. Появление ряда картин, отражающих напряжённо-драматическое настроение живописца, связано, вероятно, с присущим Серову «чувством России». Петр дубиной укладывает и этого на месте: Будешь знать, как царя не признавать. Изначально предполагалось, что бенефис актрисы, приуроченный к знаменательной дате, состоится 30 января на сцене Малого театра. Перед нами — человек, заключающий в себе значительное духовное содержание, человек цельный, убежденный, с горячим сердцем и большой силой воли. Это памятник Ермоловой. Там дело другое.

Возвеличивая камерный вид искусства до степени монументальной, художник заставляет помнить, что рисунок – в первую очередь средство не создания «героических образов», а передачи «трепета душевной жизни». Гордой красотой и вдохновением отмечено ее уже немолодое лицо (Ермоловой тогда было пятьдесят два года). 4. Портрет был ему заказан Литературнохудожественным кружком.

В живописи каждого портрета можно найти аналогию в искусстве прошлых эпох, как если бы художник перевоплощался согласно своему представлению о модели: «Этого человека мог бы написать Веласкес – я напишу его, как Веласкес». Я буду писать в те дни, когда вы свободны, на следующий день после спектакля, не так ли. Но это не безмолвие, а пауза, звучащая сильнее самых громких слов. Впоследствии Серов рассказывал живописцу и искусствоведу Игорю Грабарю, что писать «в этой скрюченной позе, без возможности не только отойти, но и пошевельнуться», ему было непросто. На юбилейную экспозицию были отобраны «вершинные достижения творчества художника».

По воспоминаниям Татьяны Щепкиной-Куперник, ей доводилось встречать Ермолову в концертных залах: «Она выезжала в чёрном бархатном платье с жемчужной ниткой на шее, как изобразил её на портрете Серов»8. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств». Портрет актрисы произвёл на художника большое впечатление. В этом портрете Серов пробует себя в новой для него эстетике. Обозреватель газеты «Гардиан» (англ. The Guardian) назвала портрет Ермоловой «виртуозным выступлением как актрисы, так и художника»81.

Возможно, вот таким образом в портрете Ермоловой оказались совмещёнными два различных культурологических пласта: с одной стороны, Серов снял маску с модели, представив публике подлинную сущность человека с другой— он создал образ трагической актрисы с культовой «маской жреца». Возвеличивая камерный вид искусства до степени монументальной, художник заставляет помнить, что рисунок – в первую очередь средство не создания «героических образов», а передачи «трепета душевной жизни». Чуть меньше, чем в три четверти, он стал органически связанным со всем силуэтом фигуры. Портрет Ермоловой вызвал неоднозначные оценки среди современников художника.

вся ее стройная фигура как бы вырастала. Просветленные черты лица героини обрамлены деталями отраженного в зеркале интерьера. «Левитан жил как-то не совсем на земле, всегда поглощенный тайной поэзией русской природы», – пишет о своем друге Коровин. По его мнению, художник сумел передать в удачном полотне голос Ермоловой70. И, по-видимому, это именно то, чего и добивался Серов в портрете.

Это декоративный, ритмично закомпонованный портрет. Он отмечал, что некоторые портреты Серова грубоваты и небрежны75. — Новое время, 1898, 18 января.

Нетрудно заметить, что в этой работе художник изменяет своей манере. В основе композиции здесь лежит тот же мотив процессии, что и в «Петре I», но движение становится замедленным и величественным, развертывается вдоль плоскости холста. В то время он был на вершине славы, современники отмечали его надменность и взбалмошность, свойственные избалованной успехом «звезде». Легкие и воздушные, они тонут, расплываются в тишине наступающего вечера. номер 28079).

Благодаря этому приему актриса казалась художнику выше, стройнее, «монументальнее». «Девочка с персиками» – лирическая поэма о светлой юности, созданная талантом и молодостью двадцатидвухлетнего художника, безмерно влюбленного в жизнь и лучшее её порождение – человека. Беспечность и артистичность Коровина – в позе, одежде, в окружающих его предметах. Это была его первая картина, которая отвечала общей направленности стиля модерн. В момент написания портрета Ермолова находилась в расцвете творческих сил. Но я боюсь: в твоей душе так многоЛюбви мелкой, что не изберешь тыПути кратчайшего.

С этого холста она продолжает жечь сердца»6768. Серов осознал, что в системе Репина ему было удобно, привычно, спокойно, но неинтересно. Для земских школ, гимназий и реальных училищ великолепно напечатанные хромолитографии большого формата (61, 0х83, 0 см) стали прекрасными наглядными пособиями по отечественной истории. В сюжетных картинах на смену бытовому жанру приходит исторический. Однако общее настроение их картин— разное.

Как заметил Валерий Брюсов, «портреты Серова срывают маски, которые люди надевают на себя и обличают сокровенный смысл лица». Она уходила вся в жизнь тех, кого изображала, а личной жизни у нее почти не было» (А. 2, был впоследствии назван сотрудниками Музея Ермоловой «домом с привидениями». В мае— июне 2016 года картина выставлялась в Лондоне на проходившей в Национальной портретной галерее выставке «Россия и искусство: эпоха Толстого и Чайковского». И, по-видимому, это именно то, чего и добивался Серов в портрете. Ее волосы растрепаны, смуглое лицо раскраснелось.

В эти же годы Серов пишет портрет светской львицы, красавицы Генриэтты Гиршман. Нелестным был отзыв и поэта Ивана Аксёнова, который без восторга относился к артистическим возможностям Ермоловой. Не исключено, что именно полотно Серова дало импульс к появлению картины Михаила Нестерова «Портрет О. М. Нестеровой». В первом ряду сел в кресло среднего роста коренастый человек. Органичными для художника явились приемы декоративного решения (живописный лаконизм, обобщенность форм) его поздних работ «Одиссей и Навзикая» и «Похищение Европы» (обе – 1910, Государственная Третьяковская Галерея). Художник Михаил Нестеров считал изображение Ермоловой «совершенным произведением»8.

В следующем году полотно выставлялось в Париже на экспозиции Серова, участвующей в «Русской художественной выставке», организованной Обществом Осенних салонов18. Для этого образа, нового в искусстве, Серов находит новые средства выражения. В 1905 году Серов, помимо «Ермоловой», создал портреты Фёдора Шаляпина и Максима Горького. Вот это все ермоловское и хочет найти Серов. В этом портрете Серов пробует себя в новой для него эстетике.

А потом, вдруг – бремя славы, когда поклонники едва давали жить. Руки спокойно опущены вниз, тонкие пальцы сплетены. Михаил Врубель ввёл Серова в Абрамцевский кружок, где Серова очень полюбили и сам Савва Иванович и его жена Елизавета Григорьевна и сестра Саввы Вера, которая была замужем за Павлом Михайловичем Третьяковым и Костя Алексеев (Станиславский), родственник жены Саввы Мамонтова. Белый зал, в котором позировала актриса имеет строгие архитектурные формы, на полотно не попали никакие приметы «бытовизма», которые могли бы быть восприняты как что-то случайное, преходящее. Серов делает образ Петра живым и убедительным, передавая и обостряя индивидуальные черты внешнего облика – его высокий рост, длинные ноги, маленькую энергичную голову (Серов детально изучил портреты Петра, особенно скульптурные и среди них – фигуру Петра, выполненную Растрелли Старшим, документально воссоздающую внешность Петра). Лицо модели написано иначе, чем все остальное, – более подробно, детализовано.

В 1888 году Серов пишет два прославивших его портрета: «Девушка, освещенная солнцем» (Москва, Третьяковская галерея) и портрет В. С. Мамонтовой «Девочка с персиками» (Москва, Третьяковская галерея). Отвлекаясь от натуры, выявляя в ней (с помощью обнаженной линейной логики композиции, обобщенного силуэта, ритма вертикалей и горизонталей, соотношений черного, серого и коричневого) только черты строгости, торжественности, возвышенной одухотворенности и благородства, Серов создал портрет, который стал памятником великой русской актрисе. «Смуглое лицо с глубокими впадинами задумчивых, с тихой печалью глаз Грусть его изящна.

Эта крепкая дружба продлилась до конца дней. : П. И. Иллюстрации к изданию Кутепова «Царские охоты» наполнены бытовыми реалиями и в то же время воплотили романтическую мечту о прошлом. Каждый мазок на его этюде говорит о красоте души художника-поэта. Там я не Ермолова. Идет такое страшилище с беспрестанно дергающейся головой. На фоне этих традиций мировоззренческим «катализатором» при написании портрета Ермоловой стали события Первой русской революции. При жизни Серова картина экспонировалась на Таврической выставке (1905), организованной Сергеем Дягилевым, на Русской художественной выставке в Париже (1906).

Серов готовился писать портрет Ермоловой. Об этом портрете Грабарь писал: «Портрет этот имел большой успех и окончательно упрочил репутацию его автора. В тебе, я знаюИ гордость есть и жажда громкой славы. »Серов не сводит глаз с леди Макбет. Искусствовед Игорь Грабарь в своей публикации в журнале «Весы» (1, 1908) назвал краски картины «тяжёлыми, тоскливо-серыми и бесцветно-чёрными»65.

Но «трезвая» реалистическая живопись «под Крамского», писавшего с протокольной прозаической точностью, призвана уверить, что это не сочиненный романтический «образ» разочарованного художника-мечтателя, а честно переданный характер конкретного человека, словно невзначай, помимо воли портретиста, совпавший с фигурой героя романтической эпохи. Артист Малого театра Михаил Ленин рассказывал, что они «плавали среди бесконечно бушующего моря, это был такой взлёт могучего темперамента, что у меня дрожал каждый нерв»826. Сахарова. Действительно, Шаляпин был человеком нервным и обидчивым часто жаловался, что стоит ему показаться где-нибудь в ресторане или просто выйти на улицу, как окружающие, узнав его, сразу начинают ждать какого-то необычного поведения от «знаменитости».

Актриса позировала художнику в течение тридцати двух сеансов. Их внутреннее родство проявлялось и в том, что в кругу близких они считались «великими молчальниками»: и художник и актриса отличались малоречивостью и склонностью даже во время многолюдных вечеринок погружаться в собственные размышления и переживания4. Линии скупы, краски лаконичны, колорит картины сведен к контрастам голубого и оранжевого. «Шаляпин и в жизни поневоле продолжат ощущать себя на сцене, не столько жил, сколько «играл себя» и от наития данной минуты зависело, каким, в какой роли он себя обнаружит», – вспоминал Сергей Маковский. Вы насчет портрета. Тот, кто знаком с творчеством Коровина, сразу заметит «похожесть» этой работы Серова с работами изображенного коллеги художника.

Прочитав письмо мужа, говорит:«. Через несколько лет после завершения работы над портретом, в 1911 году, Шаляпин, выступая в Мариинском театре, вместе с хором опустился на колени во время исполнения «Боже, Царя храни. ». Все его творчество отмечено поиском нового художественного языка. А. Яблоч-кина). Ермолова была немного выше среднего роста.

В тебе, я знаюИ гордость есть и жажда громкой славы. »Серов не сводит глаз с леди Макбет. Глубина общественного содержания портрета идейный смысл его, классически строгая, ясная и красивая художественная форма, в какой это значительное содержание выражено, делают это произведение подлинно великим, одной из вечных ценностей русского и мирового искусства. Серов создал незабываемый образ человека свободного духом, человека-творца. Таким образом достигается эффект «растущего озарения и одухотворения» образа актрисы4546.