Серов Валентин Портрет Ермоловой

Заданный автором Боря лучший ответ это Картина Валентина Серова "Портрет актрисы Марии Ермоловой" из собрания Государственной Третьяковской галереи. Знаменитый портрет Марии Ермоловой кисти Валентина Серова.

Художник Валентин Серов— портрет артистки Марии Ермоловой

Он, как и стены, написан «очень жидко», кое-где даже нет мазков кисти. По утверждению Ильи Репина, с той поры «его милый характер круто переменился». Но на полотне она кажется гораздо старше Может быть, это и коробило Ермолову. Благодаря этому приему актриса казалась художнику выше, стройнее, «монументальнее».

Художественные средства, применявшиеся для «монументализации образа» Ермоловой, вероятно, получили развитие в картине «Портрет О. М. Нестеровой» Михаила Нестерова. Актёрская убедительность Ермоловой была столь сильной, что, по воспоминаниям Татьяны Щепкиной-Куперник, во время премьеры спектакля «Татьяна Репина» по пьесе Алексея Суворина и партнёры по сцене и публика поверили в реальную смерть актрисы: «В зале творилось что-то неописуемое: истерики, вопли, вызывали докторов, выносили женщин без чувств»28. Заказ от имени кружковцев художнику передал Илья Остроухов. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.

Например, после своего любимого спектакля «Орлеанская дева», где Ермолова с блеском и страстью играла главную роль, она два дня лежала, не вставая. Л., 1965, с. 31. 9 Валентин Серов в воспоминаниях, т. 2, с. 181. 10 В. Стасов. 2, с. 88. 11 В. Стасов.

Судьбы пяти героев 
портретов Валентина 
Серова

Судьбы пяти героев портретов Валентина Серова

На сцене нет Марии Николаевны Ермоловой. С этого холста она продолжает жечь сердца»6768. Щепкина – Куперник, современница великой русской актрисы. Закрытое черное платье с единственным украшением — жемчужной нитью — удивительно гармонирует с благородным обликом Ермоловой, со скромной домашней обстановкой. В московской квартире Серова не было мастерской в привычном понимании этого словакомм.

Позже, сблизившись с Сергеем Дягилевым, он работал над плакатами для его «Русских сезонов», рисовал эскизы для занавеса к балету Михаила Фокина «Шахерезада». Там дело другое. Встречная расписка Серова о том, что деньги получены, датирована 28 февраля12138.

В портрете поворот лица был изменен по сравнению с эскизом. Портрет был ему заказан Литературнохудожественным кружком. Среди полотен художника, открывавших выставку и расположенных на главной экспозиционной линии, по инициативе организаторов были представлены портреты, «создавшие ему славу» одного из ведущих портретистов России. ". В 1902-м году Серов пишет портрет Остроухова.

  1. Серов Валентин Александрович (1865 – 1911)
  2. Портрет актрисы Марии Николаевны Ермоловой
  3. Портрет артистки Марии Николаевны Ермоловой
  4. Сочинение по картине Серова «Портрет актрисы Ермоловой»
  5. Мария Ермолова: «Всё навыворот: порнография, безумие – вот литература и театр нашего времени»

Грабарь восклицал: «Перед вами стоит не Ермолова, а сама Драма, даже Трагедия». Завзятый молчальник, Серов встретил в Ермоловой надежного товарища. Сам по себе интерес к театру со стороны Серова отнюдь не случаен: в детстве он видел театральные афиши в кабинете отца— композитора Александра Серова в юношеские годы, находясь в Абрамцеве, проявлял себя в мамонтовском кружке не как художник, а как артист53. Она была хорошо сложена, отличалась «строгой красотой» современники, обращавшие особое внимание на взгляд актрисы, писали про свет и глубину её «глубоко карьих» глаз.

Ни к чему эта затея. в зеркале у края холста). В 1905 году картина была представлена на Таврической выставке, организованной Сергеем Дягилевым и проходившей с 6 марта по 26 сентября в Таврическом дворце17. Но это не безмолвие, а пауза, звучащая сильнее самых громких слов. В работе Серова он увидел присущее ей «высокое благородство» и «спокойное величие»66.

  1. Серов Валентин Александрович (художник)
  2. Добавить комментарий Отменить ответ
  3. Критики о творчествеВалентина Серова
  4. Портрет Ермоловой (Серов):взгляд с разныхракурсов
  5. Литературный портфельчик Искуссницы
  6. Общееколичествопросмотровстраницы
  7. Валентин Серов «Портрет Марии Николаевны Ермоловой» 1905

Стернин. Серов создал незабываемый образ человека свободного духом, человека-творца. По утверждению Дмитрия Сарабьянова, «социальное измерение» стиля Серова приобрело монументальность и окончательно сложилось именно в этот период76. Платье Серов писал обычной кистью разнонаправленными мазками используя чёрную краску, к которой в небольшом количестве были добавлены синяя, зелёная и коричневая. Очень достоверно передана обстановка комнаты.

Возможно, вот таким образом в портрете Ермоловой оказались совмещёнными два различных культурологических пласта: с одной стороны, Серов снял маску с модели, представив публике подлинную сущность человека с другой— он создал образ трагической актрисы с культовой «маской жреца». К. С. Станиславский. Портрет Ермоловой вызвал неоднозначные оценки среди современников художника. Сама Мария Николаевна сказала как-то, что театр «выпил её всю». Серов видел ее словно стоящей на пьедестале.

  • Описание картины Валентина Серова «Портрет Ермоловой»

В первом ряду сел в кресло среднего роста коренастый человек. 1. по: Е. Сахарова, указ. Лицо лишь слегка обозначено. Над её портретами ещё в XIX веке работали Виктор Быковский (1874), Сергей Ягужинский (1893), Леонид Пастернак (1895). соч., с. 345. 14 См. : Л. Мошин. В 1905 году Серов, помимо «Ермоловой», создал портреты Фёдора Шаляпина и Максима Горького.

Чёрное бархатное платье, в котором Ермолова позировала Серову, было сшито в мастерской Надежды Ламановой— законодательницы мод, получившей известность в качестве великосветской портнихи, а затем— театрального художника. Согласна. Ермолова была немного выше среднего роста.

Серов Валентин Александрович 
 (1865 – 1911)

Лепные карнизы, в стены вделаны зеркала, на окнах, на дверях тяжелые портьеры. Но что толковать — раз приехали, давайтепопробуем. М., 1970, особенно с. 60—74. 6 Е. В.

Творческое развитие Серова шло под мировоззренческим девизом «Ищу человека», что означало движение художника к некоему этическому идеалу50. Схожими являются повороты головы (хоть и в разные стороны) и положение рук.

Вы насчет портрета. Он верен себе. Кроме того, портрет демонстрировался на коллективных выставках Союза русских художников. При этом, несмотря на связь с предыдущим опытом Серова, портрет Ермоловой настолько своеобразен, что искусствовед Владимир Леняшин применил по отношению к нему слово «загадка». Торжественное «открытие» портрета состоялось в 1907 году во время банкета, устроенного в честь Ермоловой. mw-parser-output. ts-Переход imgmargin-left:. 285714em.

Картины «Девочка с персиками» и «У балкона. Приехал, позвонил. соч. ). 7 См. : И. Э. По его мнению, Серов был представлен на ней «как никогда, в блеске своего таланта», а портрет Ермоловой— «такая изумительная психология, такое виртуозное мастерство, такая простота и величие красок, которых он, может быть, не достигал ещё ни в одном портрете»64. И Ермолова и Шаляпин изображены художником в тот момент, когда они находятся в «фазе творческого подъёма». По словам Эйзенштейна, при знакомстве с картиной Серова им овладело «абсолютно особое чувство подъёма и вдохновения», которое он не смог себе сразу объяснить, ведь портрет был «предельно скромен по краскам. В момент написания портрета Ермолова находилась в расцвете творческих сил.

Все «фигуры в чёрном» у Серова одиноки: изображения Шаляпина и Горького написаны на абсолютно пустынном фоне Леонид Андреев словно погружён во мрак графически точные линии стены и зеркал на портрете Ермоловой созданы для того, чтобы сосредоточить внимание на властном лице и силуэте актрисы60. Хочу писать ваш портрет, Мария Николаевна. Сперва молчала захваченная зала, потом разразилась бурей рукоплесканий, слез, приветствий. Глаза устремлены вдаль. Вот это все ермоловское и хочет найти Серов.

Сахарова. Знал, что сценические подмостки были для Ермоловой общественной трибуной, откуда она произносила слова, «палящие огнем, проникнутые безграничной любовью к свободе и ненавистью к гнету» (Вл. 5. Вторая выставка этюдов в Московском обществе любителей художеств. Люди из близкого окружения актрисы сочли, что на портрете Мария Николаевна выглядит старше своих лет и «не так красива, как в жизни»8. 1 М. Алпатов.

Передвижная выставка и ее критики. Фигура кажется громадной, образ приобретает черты величественности. Он чувствовал, что должен создать портрет великой актрисы, показать покоряющую силу ее искусства. Однако общее настроение их картин— разное.

3. Лесков в изображении Серова— это русский интеллигент, пребывающий в мучительных поисках ответов на «вечные вопросы» в его взгляде прочитывается непрестанный самоанализ. Василий Дмитриевич Поленов, Елена Дмитриевна Поленова. Выставка русских и финляндских художников в зале Музея барона Штиглица.

Грабарь. Голова в гордом повороте чутьчуть приподнята. Впоследствии Серов рассказывал живописцу и искусствоведу Игорю Грабарю, что писать «в этой скрюченной позе, без возможности не только отойти, но и пошевельнуться», ему было непросто. Он изучает каждое ее движение, следит за мимикой, прислушивается к тембру голоса. «Макбет» — одно из самых колоссальных и вместе с тем самых чудовищных произведений Шекспира, — писал Белинский, — где, с одной стороны, отразилась вся исполинская сила творческого его гения, а с другой — все варварство века, в котором он жил. »Серов размышляет над словами Александра Белинского о поучительном уроке, который должно усвоить человечество, чтобы спасти мир от жестокости, коварства, зла. В зале тишина.

Работа над полотном проходила дома у актрисы— на Тверском бульваре, 11. К примеру, Сергей Дягилев считал, что в его творчестве совместились этическая («передвижники») и эстетическая («Мир искусства») эпохи. Ермолова также пребывает в состоянии «неразряженной напряжённости», она уже находится вне обычной жизни, в другом измерении всем своим обликом актриса создаёт невидимую, но неприступную грань, которая отделяет артиста от рядового зрителя. Серов, скрупулёзно изучавший мельчайшие нюансы в настроении актрисы, уловил «доминирующий» оттенок её взгляда— по мнению искусствоведа Наталии Радзимовской, «он состоит в необычайной просветлённости». Не исключено, что именно полотно Серова дало импульс к появлению картины Михаила Нестерова «Портрет О. М. Нестеровой». В начале 1911 года он сумел сделать цветной карандашный набросок, однако сеансы прервались из-за зарубежной поездки Ламановой.

Освещённые складки платья создавались на чёрном фоне с помощью «жидких прописок» белилами. А. Яблоч-кина).

Солнечный свет, льющийся из окна, заливает комнату. Для придания фигуре актрисы монументальности художник выбрал ракурс, при котором видно «основание для монумента», то есть высокий пол. Это— произведение живописца. Это наполняет картину теплом домашнего уюта. Если некоторые другие женские портреты Серова по стилистике сравнимы с тонкими, несущими лирическую историю новеллами, то, говоря об образе Ермоловой, художник Игорь Грабарь заметил, что «перед вами стоит сама Драма, даже Трагедия»30. Портрет актрисы произвёл на художника большое впечатление.

А на сцене. Просветленные черты лица героини обрамлены деталями отраженного в зеркале интерьера. Актриса Мария Ермолова была властительницей дум для нескольких поколений зрителей. Это памятник Ермоловой. Серов и Остроухов подружились еще в Абрамцеве, вместе они путешествовали по Италии. Работа Серова вызвала неоднозначные отклики среди современников художника диапазон их мнений варьировался от полного неприятия картины до утверждений о том, что портрет является «лучшим отражением творческой личности актрисы».

В доме на Тверском Мария Николаевна в феврале— марте 1905 года позировала Серовукомм. Актрисе и художнику для создания портрета потребовались тридцать два сеанса. Ермолова выходила на сцену в образах Марии Стюарт в одноимённом спектакле по пьесе Шиллера, Жанны дАрк в «Орлеанской деве», Катерины в «Грозе» в постановках по произведениям Александра Островского она сыграла в общей сложности более двадцати ролей8комм. В дальнейшей работе Серов изменил поворот головы (на картине он дан больше, чем в три четверти) и сделал более изысканной линию плеч36.

По воспоминаниям Татьяны Щепкиной-Куперник, ей доводилось встречать Ермолову в концертных залах: «Она выезжала в чёрном бархатном платье с жемчужной ниткой на шее, как изобразил её на портрете Серов»8. Белый зал, в котором позировала актриса имеет строгие архитектурные формы, на полотно не попали никакие приметы «бытовизма», которые могли бы быть восприняты как что-то случайное, преходящее. Нерадовский.

В 1920 году картина перешла в собственность Малого театра. Благодаря смене ракурсов взгляд зрителя постепенно перемещается по картине снизу вверх, как в замедленной съёмке, с одновременным впечатлением движения зрителя («камеры») сверху вниз, «к ногам» изображённой фигуры424344. На его гроб, среди прочих, был возложен и венок от Марии Ермоловой с надписью: «Вечная память славному художнику»3435. Режиссёр Сергей Эйзенштейн, анализируя композицию холста, пришёл к выводу, что использовавшиеся Серовым «монтажные приёмы» являются предтечей кинематографической техники работы с кадром. Как заметил Валерий Брюсов, «портреты Серова срывают маски, которые люди надевают на себя и обличают сокровенный смысл лица».

В число людей, принявших картину, входил литературовед Сергей Дурылин— он, в частности, писал, что портрет Ермоловой является «лучшим отражением творческой личности» актрисы. Девочка изображена сидящей за столом в столовой дома Мамонтовых. После юбилейных выставок картин Серова, приуроченных к его 70-летию и проходивших в Русском музее и Третьяковке, Нестеров употребил всё своё влияние, чтобы портрет уже не покидал Лаврушинский переулок, но только в 1949 году удалось добиться письменного распоряжения Комитета по делам искусств о передаче картины из временного хранения в собрание Третьяковской галереи1682221.

«Моделирование» фигуры актрисы происходило— в том числе— за счёт освещения: оно на картине распределено справа налево. Здравствуйте, Валентин Александрович. В конце 1920-х годов живая легенда русского театра, бесподобная Ермолова, тихо и уединённо доживала свои дни в прелестном особняке XVIII века в самом центре Москвы, на Тверском бульваре. Возобновление работы произошло осенью того же года.

Л. — М., 1960, с. 30. 4 И. Грабарь, указ. Тот, говоря об артистических возможностях актрисы, отмечал её темперамент, чуткость, «большую нервность и неисчерпаемые душевные глубины». При этом выражение лица Марии Николаевны ещё не просматривалось8. Русский портрет второй половины XIX века.

Акцентированное внимание к контуру напоминает о работах 1903 года, входящих в так называемый «юсуповский цикл». На полотне отсутствуют какие бы то ни было яркие красочные пятна, но оно не монохромное цветовая гамма картины цельна, в ней удачно найдены сочетания различных оттенков серых и коричневых тонов и чёрного цвета: «в чёрном есть и тёмно-синее и зелёное и коричневое серая стена переливает фиолетовым пол написан охристыми, синеватыми, зеленоватыми мазками». Лицо Ермоловой вдохновенно.

номер 28079). М. — Л., 1937, с. 125. 8 См. : П. И. Внешние данные Марии Николаевны были не менее значительны. Красивый изысканный колорит (золотисто-красноватые тона столика, серебристый блеск стекла, черная бархатная кофточка, белое полотенце, перекинутое через плечо), артистический рисунок фигуры, красивой головы в сложнейшем повороте и тонкой, как бы точеной руки – все способствует тому, что образ Гиршман в какой-то мере читается тоже как некая принадлежность туалетного набора изящных безделушек (это впечатление усиливается и контрастом хмурого, сосредоточенного лица самого художника, отраженного, как бы мимоходом. И логически выясняя, какую роль в нём играет динамическая организация «кадров», мы непосредственно ощущаем, как просто, свободно и безупречно поставлена в пространстве фигура, как точно найдены её отношения к холсту, как глубок и насыщен общий тон, лаконична и в то же время тонко разработана цветовая гамма, как внутри больших пятен цвет движется без вялости, свободно, связываясь в убедительную колористическую систему, то есть переживаем комплекс эмоций, который может быть вызван только предметной сутью живописи. В портретной живописи Серова, в том числе в «Ермоловой» исследователями обнаружены оригинальные пространственные концепции и композиционные принципы. 11 марта в помещении Литературно-художественного кружка в честь актрисы состоялся банкет.

М., 1964, с. 463 (в дальнейшем: Е. Сахарова, указ. Там я не Ермолова. Художник хорошо знал Ермолову. На фоне этих традиций мировоззренческим «катализатором» при написании портрета Ермоловой стали события Первой русской революции. Он бывал в её ателье, слушал там лекции о современной моде, делал эскизы моделей.

на которые открывается душа». Возникает ощущение, что актриса и певец готовы к выходу на сцену они уже настроены на определённую волну и напоминают сосуды, наполненные водой, которую важно не расплескать до срока. Ермолова как модель и ранее привлекала внимание художников. Характер Марии Николаевны раскрывается не только во взгляде, но и в положении рук— их пластическая сцепленность, выдающая достоинство и непреклонность, сродни драматическому жесту одного из персонажей скульптуры Родена «Граждане Кале»25. Хроника семьи художников. В одном из писем художник объяснил причины нежелания писать портрет неизвестного лица так: «Как ленивый эгоист я выбираю то, что мне легче, что более по руке»3.

На юбилейную экспозицию были отобраны «вершинные достижения творчества художника». В подобных творческих устремлениях признавался и Серов, который в ту пору был далёк от «тяжёлой» живописи: «Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное». За картину художник получил 1000 рублей. Такой мы ее и запомнили по картине Валентина Серова. Он должен впитать этот образ, постичь его. Серов готовился писать портрет Ермоловой. Ему нужно изучить каждый жест актрисы, модуляции ее голоса, а главное — лицо, глаза.

Среди представленных экспонатов, демонстрировавшихся до середины марта, был и «Портрет М. Н. Ермоловой» (поступил на выставку из собрания Литературно-художественного кружка)20. Этим подчеркнута значительность личности Петра. С 1935 года находится в Государственной Третьяковской галерее (инв.

Директор Русского музея Владимир Леняшин, говоря об общей одухотворённости портрета Ермоловой, сравнил бушующий в актрисе трепет с «огнём, мерцающим в сосуде»29. При этом оставаться в стороне от веяний времени художник не мог. Ге. — Новь, 1897, 18, с. 446. 15 И. Репин, указ. От первого к четвёртому кадру происходит расширение пространства с одновременным доминированием в нём изображения модели каждый новый кадр имеет всё больший уровень освещённости лица Ермоловой относительно фона.

Не люблю выставляться напоказ. Даже поведенческие установки художника при написании этих картин разнились: работая с Юсуповой, Серов словно стремился избежать переоценки образа княгини, тогда как во время сеансов с актрисой он интуитивно ставил перед собой иную задачу: «Достаточно ли поднял, возвысил»50. Оно стало первым в цикле портретов корифеев Малого театра, которые создал Серов. Художник Михаил Нестеров считал изображение Ермоловой «совершенным произведением»8. Ермолова была не единственной женщиной, вошедшей в историю русской живописи в платье «от Ламановой». Но я боюсь: в твоей душе так многоЛюбви мелкой, что не изберешь тыПути кратчайшего.

Силуэт актрисы и общий фон требовали определённого размера и пропорций. Лишь некоторые из картин, в том числе портреты Ермоловой и Фёдора Шаляпина, художник дописывал в своём помещении именуемом «залой». Той же цели служат арки, которые по форме совпадают с линиями головы и рук Ермоловой. Актриса позировала художнику в течение тридцати двух сеансов. Из жизни художника. Искусствовед Игорь Грабарь в своей публикации в журнале «Весы» (1, 1908) назвал краски картины «тяжёлыми, тоскливо-серыми и бесцветно-чёрными»65.

соч., 1965, с. 168. 5 Подробнее об этом в кн. : Г. Ю. Он же сумел убедить Ермолову, не любившую «выставлять себя напоказ», дать согласие на совместную работу с Серовым2. Тогда же состоялось и своеобразное «открытие» портрета Ермоловой кисти Серова. И. Немирович-Данченко). На стенах портреты Шекспира и Шиллера в овальных рамах.

Гордой красотой и вдохновением отмечено ее уже немолодое лицо (Ермоловой тогда было пятьдесят два года). Взрыв аплодисментов был выражением горячей любви к актрисе и благодарности художнику»168. Таким образом достигается эффект «растущего озарения и одухотворения» образа актрисы4546. Монументальный лаконизм композиции, строгая сдержанность колорита соответствуют возвышенно-героической концепции замысла художника.

На выставке картин с художником Н. Н. В 1907 году Ермолова, устав от интриг со стороны театрального начальства испытывая недовольство художественной жизнью Малого театра и чувствуя переутомление, решила оставить сцену (позже выяснилось, что не навсегда)14. Демонстрация масштаба личности достигается— в том числе— за счёт формата холстов: портреты Ермоловой и Шаляпина (235133 см)— это «изображения в размер натуры». Каждое слово, произнесенное на сцене, звучало как набат. 10 марта— во время работы над портретом Ермоловой— Серов подал заявление о сложении с себя полномочий академика.

Их внутреннее родство проявлялось и в том, что в кругу близких они считались «великими молчальниками»: и художник и актриса отличались малоречивостью и склонностью даже во время многолюдных вечеринок погружаться в собственные размышления и переживания4. В 1935 году благодаря Михаилу Нестерову, считавшему, что портрет является шедевром и должен быть доступен массовому зрителю, картина попала в Третьяковскую галерею на правах «временного хранения». За год до начала работы над портретом дочери Нестеров видел «Ермолову» на историко-художественной выставке. 27-я выставка картин Товарищества художественных выставок. Искусствоведы отмечают, что, вероятно, это восприятие граничит с тем, что Серов писал Ермолову вне возраста, стремясь сохранить её внутреннюю сущность и «вечные черты»118. Появление ряда картин, отражающих напряжённо-драматическое настроение живописца, связано, вероятно, с присущим Серову «чувством России». Репин, несмотря на тёплое отношение к своему ученику, не всегда принимал его картины.

Ермолова сама отказалась от проведения праздничных мероприятий1. В тебе, я знаюИ гордость есть и жажда громкой славы. »Серов не сводит глаз с леди Макбет. соч., с. 581. 13 И. Репин, указ. — Новости и биржевая газета, 1896, 1 марта. 12 Цит. 4, с. 167. 19 Валентин Серов в воспоминаниях, т. 1, с. 541. 20 Н. Кравченко.

Серов выбрал формат 224120 см (высота почти вдвое превышает ширину). Она исчезает, растворяется в другом образе. Через несколько лет после завершения работы над портретом, в 1911 году, Шаляпин, выступая в Мариинском театре, вместе с хором опустился на колени во время исполнения «Боже, Царя храни. ». В этюде (Гос.

– Артист, 1890, 11, кн. Живописцу было важно обозначить границы «скульптурного» контура и одновременно показать фактуру тонкого бархата. Картина создает ощущение, что Ермолова стоит на сцене, что вот-вот услышишь ее «низкий грудной голос, проникнутый трепетом нарастающей страсти», «услышишь вопль страдания оскорбленной души или могучий призыв к свободе». — Искусство и художественная промышленность, 1899, 7, с. 608. 18 С. Глаголь.

Портрет Ермоловой несёт отпечаток различных эволюционных этапов и влияний, через которые прошёл Серов. Серов сел на маленькую скамеечку, чтобы смотреть на Ермолову снизу вверх. Важную роль играет высота пола. Она уходила вся в жизнь тех, кого изображала, а личной жизни у нее почти не было» (А. Третьяковская галерея), который является единственно известным наброском основной мысли художника, перед нами возникает темный силуэт на светлом фоне.

По его мнению, художник сумел передать в удачном полотне голос Ермоловой70. Чуть меньше, чем в три четверти, он стал органически связанным со всем силуэтом фигуры. Зоркий, сосредоточенный взгляд говорит о незаурядной интеллектуальной личности.

соч., с. 351, 352. 16 Валентин Серов в воспоминаниях, т. 1, с. 93. 17 Старовер. Серов. В 1889 году особняк был приобретён мужем Ермоловой— Николаем Шубинским. Если в его ранних работах (например, в «Девочке с персиками») искусствоведы обнаруживают мажорное мироощущение автора, позитивно относящегося к «цветущему усадебному укладу», то полотна, написанные художником во время Первой русской революции, несут на себе печать «России омрачённой»55. На картине ей 52 года – по нынешним меркам совсем не старая женщина. Вечером 21 ноября Серов, по словам драматурга Сергея Саввича Мамонтова, «сделал свой последний штрих на этом портрете и в общих чертах он уже был закончен»— оставался, вероятно, только один сеанс.

С. Станиславский). Серов, редко хваливший себя, оценил работу над портретом Ермоловой фразой: «Но ничего, как будто что-то получилось»11. В январе 1914 года состоялась первая посмертная выставка работ Серова. Илья Репин, считавшийся учителем Валентина Александровича, после знакомства с экспонатами Таврической выставки сообщил в письме историку искусств Владимиру Стасову, что Серов его «огорчил последними работами». Его отставка была принята в мае 1905 года56. Немирович-Данченко в своём выступлении, в частности, сказал: «Когда мы вспоминаем ваши сценические создания, сотканные из тончайших страданий, мы называем вас певцом женского подвига»15.

Автомонография. Все стихло. На сцене идет трагедия Шекспира «Макбет». Серов пристально смотрит на сцену, чегото ждет. Королем ты будешь. Вот таким образом работа над заказанными портретами шла обычно в доме той или иной модели. Небольшие усы, эспаньолка. Губы сжаты.

По словам Татьяны Щепкиной-Куперник, если бы речь шла о портрете Ермоловой в преклонном возрасте, то «всего лучше написал бы её в это время Рембрандт, как раньше гениально изобразил Серов». Арбузов. «Трагическая Россия как бы прислушивается в этих портретах к самой себе, прислушивается нутром»59. Изначально предполагалось, что бенефис актрисы, приуроченный к знаменательной дате, состоится 30 января на сцене Малого театра. В следующем году полотно выставлялось в Париже на экспозиции Серова, участвующей в «Русской художественной выставке», организованной Обществом Осенних салонов18.

От нее веет здоровьем, безмятежностью. Работал напряженно. Ермолова была немного выше среднего роста. Изменение образа лирического героя шло у Серова постепенно— с годами для него стали более привлекательными не свежесть и обаяние юности, а «тонкие движения умудрённого жизнью сердца»51. Ермолова написана в ее московской квартире (у Никитских ворот), куда она возвращалась из театра, провожаемая возгласами благодарности и шумными рукоплесканиями громадной толпы зрителей, всегда ожидавших у театрального подъезда выхода Ермоловой. Как и всякой женщине, тем более актрисе, ей хотелось быть молодой и красивой. Газета «Русские ведомости», разместившая отчёт о мероприятии в номере от 13 марта 1907 года, писала, что портрет Ермоловой, «очень эффектно освещённый и окружённый лаврами», стал украшением зала13. — Искусство, 1947, 3, с. 20. 2 Там же, с. 23. 3 Г. С.

4. Обозреватель газеты «Гардиан» (англ. The Guardian) назвала портрет Ермоловой «виртуозным выступлением как актрисы, так и художника»81. "Ее данные были исключительные. Иногда Серов и Коровин создавали изображения одной и той же модели (например, Мазини и Морозова), а над ранними портретами Шаляпина (знакомство с которым состоялось в мамонтовском кружке72) они работали почти одновременно73.

Художественная жизнь России на рубеже XIX—XX веков. Модельер упомянута в строчках Марины Цветаевой: «Та богиня— мраморная. Вертикальная форма полотен, на которых актриса и певец написаны в полный рост, с ног до головы, превращают картины «в настоящие памятники исторической значимости артиста».

Поза Ермоловой торжественна и величественна. Заметки о 24-й выставке передвижников. Мне Остроухов говорил. При жизни Серова картина экспонировалась на Таврической выставке (1905), организованной Сергеем Дягилевым, на Русской художественной выставке в Париже (1906). 2, был впоследствии назван сотрудниками Музея Ермоловой «домом с привидениями».

К моменту «открытия» портрет уже имел определённую известность. Серов по-разному выбирал «точки съёмки» для всех кадров: нижнюю часть фигуры Ермоловой (первый кадр) он писал как бы при съёмке сверху, фигуру по колени— с прямого ракурса, фигуру по пояс— немного снизу, а крупный план головы— с самой нижней точки. Героини обоих полотен (у Нестерова позирует его дочь) изображены в полный рост их фигуры словно приподняты на пьедестале, чёрные силуэты прописаны очень чётко. Архитектор и художник Фёдор Шехтель признавался, что при взгляде на портрет Ермоловой у него возникало ощущение «то холода, то жары»: «Чувствуешь, что перед тобою произведение как бы не рук человеческих. В итоговом варианте каждая подробность служит элементом для воплощения общего замысла.

По словам Татьяны Щепкиной-Куперник, родственники также говорили, что «непохожа», а сама Ермолова восприняла картину как слишком парадную: «Она хотела бы видеть в ней больше простоты»62. 4. «Омрачённость», связанная с настроением Серова в ту пору, особенно явно проявляется в портретах артистов, души которых в минуты высокого напряжения Серов, согласно трактовке Поспелова, воспринимал как нечто родственное стихии России57. Это произведение, написанное в 1906 году имеет явную отсылку к «Ермоловой».

Выразителен жест сомкнутых рук, который говорит о сдержанной внутренней силе актрисы, умевшей передать «всю сложность женской души, до слез трогательной, до ужаса страшной, до смеха комичной» (К. Так рождался эскиз будущего платья. Если одна из картин создаёт впечатление «светской любезности», то другая демонстрирует внутренний накал чувств если героиня одного из портретов включена— «почти на равных правах»— в мир окружающих вещей, то вторая явно отстранена от бытового пространства. илл. ). Герои обоих портретов— и Ермолова и Шаляпин— стоят с подчёркнуто прямыми спинами умение держать осанку в любых обстоятельствах было одной из внутренних установок Серова, определявших его отношение к людям. Он заметил: «Всегда играла животом вперёд. По настроению работы двух художников отличаются, но в них заметно использование одних и тех же приёмов79. – Северный вестник, 1890, 3, отд.

Такая же глубокая духовная работа— «родственная античному катарсису»— видна в глазах Ермоловой29. Я — Серов. Монолог ледиМакбет волновал, мучил. Так в портрете соединились настоящее лицо и маска как «суть творчества трагического актера»5254.

Ее волосы растрепаны, смуглое лицо раскраснелось. Фигура трактована в живописной манере, но при этом линии силуэта строго определены. Судя по всему, художника совсем не интересовали в данном портрете бытовые детали, хотя в других случаях он охотно привлекал их к раскрытию характера изображаемого человека (например, в портрете Г. Л. Гиршман, где эта светская красавица окружена дорогими вещами и безделушками). Утром следующего дня 46-летний художник скончался.

Серов Валентин Портрет М. Н. Ермоловой. Он отмечал, что некоторые портреты Серова грубоваты и небрежны75. Только очень немногим близким друзьям, уцелевшим в годы революции, Гражданской войны и послевоенной разрухи, разрешалось изредка навещать стареющую больную актрису.

Серов видел ее словно стоящей на пьедестале. Глаза серые. Серов сел на маленькую скамеечку, чтобы смотреть на Ермолову снизу вверх. Моя жизнь. (Для сравнения: портрет Николая II, написанный Серовым в 1900 году, был оценён заказчиком в 4000 рублей за изображение актрисы Иды Рубинштейн ему также заплатили 4000 рублей. ) Гонорар за портрет Ермоловой живописцу передал Илья Остроухов, принявший, согласно сохранившейся расписке, необходимую сумму от членов Литературно-художественного кружка 27 февраля 1905 года.

В их число вошёл и «Портрет М. Н. Ермоловой»80. — Новое время, 1898, 18 января. Прочитав письмо мужа, говорит:«. На торжестве было прочитано большое количество адресов и речей в честь актрисы. Благодаря этому приему актриса казалась художнику выше, стройнее, «монументальнее».

Эффект также подкрепляется пространственными и световыми решениями художника. В мае— июне 2016 года картина выставлялась в Лондоне на проходившей в Национальной портретной галерее выставке «Россия и искусство: эпоха Толстого и Чайковского». Артист Малого театра Михаил Ленин рассказывал, что они «плавали среди бесконечно бушующего моря, это был такой взлёт могучего темперамента, что у меня дрожал каждый нерв»826. Серов делает образ Петра живым и убедительным, передавая и обостряя индивидуальные черты внешнего облика – его высокий рост, длинные ноги, маленькую энергичную голову (Серов детально изучил портреты Петра, особенно скульптурные и среди них – фигуру Петра, выполненную Растрелли Старшим, документально воссоздающую внешность Петра).

Так животом вперёд и стоит на портрете Серова»63. Руки спокойно опущены вниз, тонкие пальцы сплетены. Основная же работа над портретом Марии Николаевны проходила в её доме, на Тверском бульваре, 11. Зеркала зрительно расширяют пространство, добавляют картине «глубины и воздушности». С ними не согласился художественный критик Николай Врангель, писавший о выставке в журнале «Искусство» (5—7, 1905). Он же изъявил желание для защиты полотна оформить картину под стекло811. В своём творчестве, напоминавшем работу скульптора, Ламанова использовала «метод наколки», при котором длинный кусок ткани, задрапированный на фигуре клиентки, закалывался десятками булавок. / Нарядить— от Ламановой»33. Эту группу произведений, а также написанный двумя годами позже портрет прозаика Леонида Андреева объединяет наличие тёмных, почти траурных силуэтов— искусствовед Глеб Поспелов назвал их «фигурами в чёрном».

По меньшей мере дважды художник пытался написать портрет Надежды Петровны. Я буду писать в те дни, когда вы свободны, на следующий день после спектакля, не так ли. По словам Владимира Леняшина, «репинские портреты бодрят, перед холстами Серова всегда чуточку щемит сердце»74. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств». Маска как эпатажный игровой элемент повседневной жизни считалась способом самовыражения человека52.

Важную роль играл и шлейф: благодаря стелющемуся по полу подолу и его отражению возник эффект «искусственного удлинения»— изображение Ермоловой зрительно увеличилось и силуэт актрисы приобрёл монументальность8. Серов сам заказал для портрета Ермоловой дубовую раму, выполнив её эскиз.