Сезанн Гора Сент Виктуар

Совсем неудивительно, что гора Сент-Виктуар «вскружила» голову великому Полю Сезанну — постимпрессионист сделал ее своей главной «моделью» изобразив целых 87 раз, написав 44 картины маслом и 43 акварелью. Под кистью Сезанна кривятся дома, в сплетениях буйно разросшейся листвы зеленеют деревья, громоздятся скалы и на горизонте возникает подавляющая своей громадой Сент-Виктуар, подобная вулкану, образованному глухими подземными толчками. Гора Сент-Виктуар занимает особое место в творчестве Поля Сезанна.

«гора Сент-Виктуар» – серия картин французского художника-постимпрессиониста Поля Сезанна, посвящённая одноимённой горной гряде в окрестностях Экс-ан-Прованса. «гора Сент-Виктуар»— серия картин французского художника-постимпрессиониста Поля Сезанна, посвящённая одноимённой горной гряде в окрестностях Экс-ан-Прованса.

Гипнотическое очарование горы Сент-Виктуар

Какая разрушающая сила таится в нем — люди предстают во всей их обнаженности. 27 июня он просит друга немедленно известить его, как только тот водворится в Медане. К сожалению, в Париже нет Марии, она бы призвала к порядку «вышеупомянутую» Гортензию, дала бы совет брату, как организовать семейный бюджет. Ведь этот ребенок, обожаемый отцом, самый верный ее козырь.

Его мысль о «власти» над моделью важна для понимания художественных идей Новейшего времени: художник утверждал право на собственное видение мира, на волевую трансформацию натуры. Виадук, 1906, обе — Нью-Йорк, Музей Метрополитен Гора Сент-Виктуар, ок. Но, правда, делал он это практически в разных стилях. Художник, давно поселившийся в Жанвилье, простудился, подрезая в саду розы: воспаление легких за несколько дней свело Кайботта в могилу. В свое время художник отдал дань дендизму.

Вид на гору Сент-Виктуар 
и виадук долины 
реки Арк

Вид на гору Сент-Виктуар и виадук долины реки Арк

Это недостойно того, чем они были друг для друга столько лет кряду. В более ранних произведениях, относящихся к 1880-м годам (таких, как «Гора Сент-Виктуар с большой сосной», 1886—87), гора ещё не является совершенной доминантой композиции, будучи просто одним из элементов пейзажа9. Отныне между ним и Золя все кончено. Тем хуже. Говорят об искусстве, говорят о науке.

Разумеется, Сезанн пытается писать – живопись всегда для него большая поддержка. Упорно постигая натуру, подолгу разрабатывая один и тот же мотив, С. стремится к созданию «классического» искусства (огражденного в его представлении от всего преходящего и незначительного), к раскрытию величия природы, её совершенства, неподвластного изменениям в пространстве и времени, органического единства её форм. В Марселе вспыхнула эпидемия холеры и, боясь заразиться, Золя отменил встречу с Сезанном. А дальше «бордель в том или другом городе и это все. 11 июля Сезанн срывается и внезапно уезжает в расположенный неподалеку от Медана Виллен. Золя еще в Париже, но скоро переедет в Медан. Как уловить ее, как объять во всех проявлениях.

Только латиняне способны продолжить традиции классицизма. Всматриваясь в расстилающийся перед ними пейзаж. И если когда-нибудь в один прекрасный день он найдет себя, ему удастся себя «выразить» (realiser), то только перед этой горой Сент-Виктуар, перед этой горной цепью Этуаль, контуры которой так четко вырисовываются в сухом воздухе. Сезанн живет «у подножия холма».

И в свою очередь, едет туда следующим, отходящим на юг поездом. И вдруг начинает неистово колотить по столу. Но прежнего подъема уже нет.

Сезанна, несомненно, радуют сообщения Танги. Ничего особенного. — Я вдыхаю девственную чистоту Вселенной.

Что ж. Он ответит Золя. Сезанн не терпит ни малейшего проявления усталости. Нет, нет.

Но он также много бродил по окрестностям в поисках наилучших видов, что подтверждают его многочисленные этюды. Нет больше сил топтаться в Ларош-Гюйоне. Золя любит поесть и потому полнеет.

Какая разрушающая сила таится в нем – люди предстают во всей их обнаженности. Кто может это подтвердить. Она, несомненно, чуточку ревнует его к Гортензии. Оперируя преимущественно градациями трёх основных цветов (зелёного, голубого и жёлтого) — то изысканно тонкими, то резко контрастными, определяя с их помощью пространственные планы, гармонично сочетая их с чёткостью рисунка, ясной определённостью композиции, С. добивается эпического звучания пейзажей с их панорамным, сферическим охватом ландшафта («Гора Сент-Виктуар в сумерки», около 1905, Музей изобразительных искусств им.

Сент-Виктуар – живописный 
горный массив Прованса 
и Франции

Сент-Виктуар – живописный горный массив Прованса и Франции

Старые привязанности отошли в прошлое. И мать хотела бы возможно дольше видеть Поля подле себя. Доводя до крайности верность своему видению, повинуясь страстному желанию писать именно то, что он видит, стремясь точнее выразить «свое маленькое ощущение», Сезанн спрашивает себя, не отказаться ли ему от того произвола, который считается общепринятой истиной, но для него эта истина ничто. Что за притягательная сила таится в этой ослепительной плоти.

Да, его жизнь целиком отдана живописи, но не закончится ли она ужасным поражением. И победил. Но сейчас и речи не может быть о том, чтобы Гортензия на шаг отпустила от себя отца своего ребенка. Вернувшись в Прованс, этот, по существу, единственный край, в котором Сезанн познает себя, с которым прочно и навсегда связан, он в одиночестве будет продолжать поиски, чтобы постигнуть тайны живописи – своей живописи.

  1. Гора Сент-Виктуар (Гора святой Виктории)
  2. Описание картины «Гора Сент-Виктуар (Гора святой Виктории)»
  3. Гора Сент-Виктуар (серия картин)
  4. Поль Сезанн – Гора Сент-Виктуар и виадук в долине реки Арк
  5. Описание картины Поля Сезанна «Гора Сент-Виктуар»

«Так же как в личной жизни сюжет «отец—сын» становится для Поля Сезанна постоянным лейтмотивом, так и в творчестве он удивительно постоянен. Сезанн мечется, тоскует. А. С. Почему из Экса 151 понятно.

Он издерган. В ней, кроме двух работ Милле, есть три работы Мане, шестнадцать – Моне, восемнадцать – Писсарро, семь – Дега, девять полотен Сислея и четыре полотна Сезанна. Он вдруг решает вернуться в Экс. Золя взволнован и слегка смущен.

  1. Описание картины Поля Сезанна «Гора святой Виктории» (Гора Сент Виктуар)
  2. Экологический туризм на зеленой планете
  3. обзор достопримечательностей, рассказы, новости
  4. Гора Сент-Виктуар – природное вдохновение художников Марселя
  5. Поль Сезанн "Гора Сент-Виктуар"
  6. Гора Сент-Виктуар: работы Сезанна 10-23
  7. Поль Сезанн: жизнь и творчество

Эти радужные планы, благодаря которым Сезанн принял Алексиса с исключительной приветливостью (художник подарил ему четыре картины), не соответствуют напряженной атмосфере, царящей в семье Сезанна. Кроме Поля в доме росли две сестры, с которыми он поддерживал теплые отношения. В те вечера, когда Монтичелли слушает музыку (он обожает оперу и цыганские хоры), он, взбудораженный, почти невменяемый от только что услышанного, торопливо возвращается в свою мансарду, «зажигает все светильники, какие только может у себя найти» и работает, «пока хватает сил». Бедные натурщицы.

Верните ствол – и ветви вернутся на передний план, словно навесая над головой художника. И только Сезанн, единственный, не признан. Уступив настояниям Марии, Сезанн начал ходить в церковь. За домом высятся поросшие соснами крутые скалы. Сезанн назвал гору «прекрасной темой» (beau motif) и в том же году начал писать картины, вылившиеся в целую серию, которой художник посвятил многие годы. – этот маг и волшебник интуиции». Обед привел Сезанна в прекрасное расположение духа. Подчёркивая структуру предмета, «утяжеляя» форму чистым цветом, пользуясь обратной перспективой (т.

  1. Самые интересные замки долины Луары
  2. Горнолыжные сезоны: 8 самых популярных курортов
  3. Удивительные рукотворные места, которые стоит увидеть в жизни
  4. Гора Сент-Виктуар: нет комментариев

«Но можешь ли ты несколько дней потерпеть. » – спрашивает Золя Сезанна. Он и сам писал стихи. Гора изображена Сензанном более чем в 60 картинах.

Слишком быстро, «проклятые», вянут. Кост по поручению Золя роется в антикварных лавках и в лавках с разным старьем. Как утверждает Филипп, его прадед пришел бы в ужас, если бы узнал об этом. Страх сжимает горло, он охвачен страстью.

  1. Отправить запрос на изготовление копии
  2. Словари и энциклопедии на Академике
  3. Рифы, подводные объекты и пещеры, морские парки

Его не замечают. Только на юге, на природе можно «проверить» Пуссена. То, что сегодня нас так удивляет, возможно и есть живопись завтрашнего дня. Он продолжает пребывать на вершине художественного Олимпа.

Гора Сент-Виктуар 
 (Гора святой Виктории)

Здоровье его расшатано. Гортензия призывает Ренуаров быть судьями между нею и мужем. Несчастный, неудавшийся талант. Смерть уже коснулась Луи-Огюста своим беспощадным резцом. «Да почиет в мире», – читал священник.

Он принял все необходимые предосторожности. С творческим горением, с окрыляющей уверенностью «хочу одним-единственным яблоком удивить Париж» покончено. Одно лишь воображение. Даже тихий остров Сен-Луи не может удержать его: Сезанн живет теперь на авеню дОрлеан. Он разоткровенничался. Сезанну нигде не удается получить комнату: ни в Софоре, ни в Берсо, ни в Отель дю Нор.

В семье Сезаннов власть Луи-Огюста становится все более призрачной, он доживает свой век – отныне правит Мария. Как будто и не прошло ста лет. В этом одна из его самых мучительных забот. Ведь он прекрасно знает, как его друг работал над «Творчеством». Сезанн воспринял эту смерть как тяжелую личную утрату.

У Сезанна слишком тяжело на душе, чтобы задерживать на этом свое внимание. Уже ранние работы нарушают законы прямойперспективы: все линии в пространстве искривлены, предметы предстают преувеличенно весомыми иобъёмными, а пространство – сферическим. В классически ясных и спокойныхпейзажах перспективные линии не сходятся в одной точке, а закругляются «как по краю блюдца» дальниепредметы приподнимаются и увеличиваются. Творчество Сезанна оказало существенное влияние на развитие ряда направлений XX столетия, на становление таких мастеров, как Матисс, Пикассо, Брак, Дерен, на русских «сезаннистов» — Лентулова, Машкова, Кончаловского, Удальцову, Фалька и других. Он художник этой земли с ее грубыми геологическими напластованиями.

Против ожидания она находит в Марии союзницу, хотя та ее презирает. Но, убедившись в том, что все усилия напрасны, решил подчиниться капризам животного. Да разве я знаю, что он с ним сделал. Одержимый страхами, он все больше поручает себя заботам матери и сестры. Ободренный, Сезанн возвращается к Жеффруа и сеансы начинаются снова. Нет, он больше не поедет к своему другу. Сквозь пенсне Золя смотрит на живой прототип героя своего произведения.

Как далек он теперь от импрессионизма. Впрочем, лучше он немедля отправится к Золя, возьмет у него лодку и начнет работать. «Я по-прежнему работаю, — сообщает Сезанн Золя.

Он здесь родился, вырос, учился, работал, умер и был здесь же похоронен. Вентури). Ответ подтвердил Оллеру правильность его предположения. Жена и сын так привыкли к странностям Сезанна, что его отсутствие их не беспокоит. Сезанн, уверяет Бернар в своем метком высказывании, «открывает искусству заветную дверь: живопись для живописи». Более чем любому другому художнику Сезанну близки эти с виду простые и вместе с тем сложные люди, о которых горожане обычно судят весьма поверхностно.

На своих полотнах художник достигает гармонии между противоречивыми устремлениями разума и чувства, смягчает слишком строгий, слишком абстрактный характер своего, сезанновского, классицизма. Скитания приводят Сезанна в Марсель. Неподалеку от Сент-Виктуар находится древний замок Вовенарг (Chteau of Vauvenargues), связанный с именем Пабло Пикассо, который купил его в середине прошлого века. Несмотря на нужду, Гоген противится жене, когда та, чтобы обеспечить семью деньгами, хочет продать несколько «сезаннов» из его коллекции. В портрете своего друга Виктора Шоке (ок.

Эта грязь, подымающаяся со дна души из-за какой-то служанки на ферме. Спустя три недели, 28 апреля в мэрии Экса Сезанн зарегистрировал брак с Гортензией. Trahit sua quemque voluptas. Юноши вынуждены простаивать долгие часы, не меняя позы. Лучше исчезнуть.

Единственная значительная сумма в 3 тысячи франков была выручена за одно из полотен Моне. Пока Сезанн не закончит работу, все предметы должны оставаться на месте. Впоследствии Сезанн запечатлел этот мост в ряде картин из серии, а на «Пейзаже с виадуком, гора Сент-Виктуар» (1885 – 1887) – движущийся по нему поезд. С болью в сердце Сезанн примиряется со своей судьбой. 15 октября 1877 года была открыта железнодорожная линия Экс – Марсель. Впрочем, его мастерство непрерывно совершенствуется.

В ноябре он возвратился на зимнюю квартиру в Эстак, куда вскоре приехала мать. В середине июня Сезанн появляется в Париже и находит приют у Ренуаров в Ларош-Гюйоне. Исследователи пожимают плечами. И вечно мечется, охваченный нервным беспокойством и нетерпением. Завез к неграм.

Некому довериться, не с кем поговорить в минуту тоски. Сезанн, ослепленный гневом, ходит взад-вперед, сжимая кулаки. «Он самый сильный среди нас, – замечает Сезанн, – Моне, я ему даю место в Лувре». А если правительство под предлогом того, что эти художники, бесспорно, революционеры, надумает упрятать в тюрьму приверженцев «школы», как их называет Танги. Но эти встречи лишены для него всякого интереса. Ведь немногим более ста лет назад сам мастер считал большой удачей, если продавал свои холсты по 40 франков (для сравнения: 20 франков в месяц тогда, в конце XIX века, стоила комната в Париже, а за 10 франков в месяц художник мог обеспечить себя красками и холстами).

Мария и мать вечно ссорятся. Все подвластно смерти, все подвержено разрушению. Серия автопортретов, написанных в разные годы, 151 лучшее «пособие» по изучению отношения художника к себе и миру. У праха нелюбимого отца Сезанн внезапно ощутил чувство глубокого волнения. Всю жизнь Сезанн таил в себе ту лирическую силу, которая так неловко проявлялась в его первых работах. Сезанн настойчив, он снова шлет письмо.

Пушкина). Он читает и перечитывает эту маленькую новеллу Бальзака: десять лет Френхофер, гениальный художник, работает над полотном «Прекрасная Нуазеза», своим шедевром, который он тщательно ото всех скрывает. Он избрал мотивом старую Гарданну. Все как у обычного человека. Я стараюсь наполнить свои полотна деталями, чтобы работать правдивее и совершеннее.

На этот раз именно так и произошло: Сезанн все оставил. Быть может, он ошибается, быть может, никогда не сумеет «теоретически обосновать результаты своих попыток». Монтичелли – какой «temmperammennte». Неудачи больно задевают его. Выводя толстым пальцем кружки, Танги любил говорить: «Взгляните на это небо. Сезанн — человек мощного творческого темперамента, суровой воли, сильных чувств.

Кто мог предвидеть что-либо подобное, когда они учились в коллеже и позднее, в Париже, во времена знаменитого Салона отверженных. Вначале Сезанн пытался воздействовать на него голосом или палкой. е. разворачивая предмет к зрителю), он выявляет в натюрмортах веществ. Как мало нужно, чтобы привести Сезанна в отчаяние. Но это не мешает Сезанну безгранично восхищаться сыном. Впрочем, даже эта дружба отныне кажется ему бессмысленной.

Затем учился юриспруденции, работал в банке. Гортензия едет в Жа де Буффан с маленьким Полем (ему уже минуло четырнадцать. ), в сопровождении свекра и свекрови. Та же скала справа, проем, деревья на заднем плане. Он одинок. Именно его, Сезанна, похоронил этот «краснобай». Несколько позднее, в феврале, Валабрег просит Сезанна приехать к нему в Экс.

Где же он берет эту природу. Однако не все ответы таковы. Сад превратился в парк с вновь посаженной липовой аллеей. И что же. С лихорадочным блеском в глазах разглядывает Сезанн эту красивую девушку из Прованса. Писатель удивлен нетерпением Сезанна.

Сезанн, притворяясь, будто все в порядке, пытается работать, пишет пейзаж в Ларош-Гюйоне. Вода и листва будто спят каменным сном. И какой странный человек. Мертв.

У меня было свое, маленькое видение мира, совсем крохотное. Разумеется, в родном Провансе. Только латиняне способны продолжить традиции классицизма. Куда вы направляетесь, Сезанн. » И Сезанн рассказывает Монтичелли о своих намерениях. Красная занавеска на единственном окне наполняет комнату розоватым отсветом. Так или иначе, Поль просит отца оплатить ему курс живописи в местной художественной школе. Но не проходит и сорока восьми часов, как все планы Сезанна снова рушатся.

Белоснежные воротничок и манжеты, бархатное пальто, жемчужно-серые перчатки, трость с золотым набалдашником, можно сказать, «персонаж Тициана, покинувший раму». Ему уже 51 год. Он ни у кого не бывает. О. Луи-Огюст, вот кто был на высоте своего призвания. Ни дуновения.

А что последует затем. Устроители выставки согласны и картину «Дом повешенного» (Шоке получил ее от графа Дориа в обмен на картину «Тающий снег в лесу Фонтенбло») покажут на Всемирной выставке. Иной раз его охватывает нервное возбуждение, а иной раз депрессия и усталость. Вот почему Сезанн никогда не устает смотреть, как Монтичелли работает.

Она распоряжается, наводит порядок – свой порядок – в хозяйстве Розы, Гортензии, в Жа де Буффане. В душе у Сезанна больше нет иллюзий. Он ждет писем от Фанни, которые Золя (Сезанн просил его об этом сразу же по своем приезде в Париж) должен отправлять ему «до востребования». Чего только не приходилось им сносить от этого нелюдима, грубияна.

Он капитулировал. По словам историка искусства Готфрида Бёма, автора монографии о Сезанне, в многочисленных вариациях одного и того же сюжета художник стремился осуществить «синтез постоянства и изменчивости». Еще чего. Бедное мое. То ли я обезумел, то ли в здравом уме.

«Мы вместе прогулялись по городу, вспомнили кое-кого из знакомых, но ничто нас при этом не волновало. » – восклицает Сезанн. Вопреки воле властного и деспотичного отца (от которого он материально зависел в течение всей жизни) Поль уезжает в Париж (1861), чтобы стать живописцем. Он приносит своему хозяину немало огорчений. Его учителем была сама природа. Он больше не в состоянии оставаться в Ларош-Гюйоне. Сегодня «Ругон-Маккары» насчитывают 13 томов. Накануне национального праздника Виллен украсился флагами. Посещал рисовальную школу в Эксе (1858—62) и Академию Сюиса в Париже (1861—65).

Жалкий, жалкий Сезанн. Сестра Роза с мужем никак не решается уехать их младенец пищит. Правда, понять искусство реформатора тогда смогли лишь избранные. 1883 год. Кончен.

Сомнения нет – перед нами один из величайших художников мира, но – не прискорбно ли это. И тогда тяжелый характер Сезанна проявляется еще резче. Он не художник Севера и не художник Иль де Франс.

Увы, того не интересует Сезанн. Он изверился. Сестра Роза с мужем никак не решается уехать их младенец пищит. Знал бы Сезанн, каким баснословным эквивалентом оценивают потомки его талант. Ничто больше не нарушает однообразного течения времени. Мария ходит за Сезанном по пятам, выслеживает, укоряет, не дает ему опомниться.

Под его кистью воскресают венецианские празднества, галантные сцены Ватто. В октябре он снова уехал в Экс с мыслью не возвращаться в столицу. В этом все. Только на юге, на природе можно «проверить» Пуссена. 1878, Париж, частное собрание Натюрморт с драпировкой, ок. Скоро смерть.

Но настал день и художник, опьяненный удачей, соглашается показать друзьям картину. Тишина. Будь то в портрете (например, Л. Гийома, 1879—82, Национальная галерея, Вашингтон), фигурной композиции («Пьеро и Арлекин», 1888, Музей изобразительных искусств им. Сезанн изучает ее структуру, вычисляет объемы.

По мнению Марии, Гортензия слишком расточительна и сестра порицает Сезанна, который дает жене столько, сколько та просит. Никого вокруг. Церковь – это прибежище. Она тащит мужа за собой в Веве, в Лозанну. Задетый за живое, Сезанн говорит, указывая на небо: «Нет ничего, кроме этого», – и, взволнованный увиденным и услышанным, художник исчезает в толпе. С 1874 участвовал в нескольких их выставках постоянно (кроме 1882) отвергался жюри Салона. В поздних картинах серии часто видят истоки кубизма и абстракционизма.

Едва заслышав позвякивание упряжки, осел пускается рысью или, внезапно охваченный непонятным упрямством, ни за что не хочет идти вперед. А я, что прикажете делать мне. Быть может. Если с вами на выставку пришла женщина «в интересном положении», ни на секунду не задерживайтесь у «Портрета мужчины» кисти господина Сезанна.

Он художник этой земли с ее грубыми геологическими напластованиями. Он задумал написать Жеффруа сидящим в кресле у письменного стола, спиной к книжным полкам. Сезанн вырывает предметы из потока времени, чтобы вернуть их вечности.

Сезанн злится, на долгие дни исчезает из дому. Что бы ни говорил Сезанн о «несбыточных мечтах», он прекрасно знает, что писать ему необходимо, что писать он будет до последнего вздоха. С поразительной легкостью переходит он от воодушевления к отчаянию, от смеха к слезам. В последние годы С. часто обращается к мотивам «Купальщиц» и «Купальщиков», стремится синтезировать в многофигурных композициях остроту пластического видения с гармонической определённостью и монументальностью образов.

«Дамское счастье» вышло в свет в 1883-м. Затем все перетасовал и без дурного умысла, беззлобно и простодушно написал книгу. Он не художник Севера и не художник Иль-де-Франса.

Малейший шум для него нестерпимая мука. Если картина не удалась, ее швыряют в огонь и начинают новую». И семья, в которой он вырос, была отнюдь не маленькая. Но довольно цифр, хоть и убедительных, ведь речь идет об искусстве.

Американская художница Мэри Кассат, друг Моне, увидев впервые Сезанна, приняла его за разбойника, головореза, «a cut-throat», но это впечатление быстро рассеялось и она поняла, что «разбойник» застенчив и кроток, как дитя. Но нет покоя в душе у Сезанна. Отныне Сезанн живет в Жа вдвоем с матерью, почти калекой, – ей 81 год.

Бог мой. » Три года. Что там наговорит ему этот «папаша Жеффруа. ». Он, Золя, никогда не одобрял связь с этой особой. Почитатель классического пейзажа, он считает необходимым «вернуться к Пуссену через природу». Так же как в личной жизни сюжет «отец151сын» становится для Поля Сезанна постоянным лейтмотивом, так и в творчестве он удивительно постоянен. Страдает, убеждаясь, что его друг и вправду «поглупел».

13 июля он уведомляет об этом Золя. «У меня самого чуть не случился приступ, – сообщил Филипп Сезанн в интервью журналистам The Daily Telegraph. К тому же вновь обостряется его мизантропия.

илл. ). И чтобы это отобразить, надо очень мало краски и очень много простоты. Тишина. Сезанн потрясен. «Отец», – шепчет Сезанн.

Думая иногда о Гойе и герцогине Альба, Сезанн вздыхает. Полностью меняется восприятие ветвей. Амбруаз Воллар, прищурив глаза, с безразличным видом присматривается к обстановке, наблюдает «славного папашу Танги» и его клиентуру, прислушивается к разговорам в лавке. уплотнённость, пластическое богатство предметного мира («Персики и груши», конец 1880-х гг. Моделями ему послужат крестьяне. Сезанн мечется, ездит то туда, то сюда, все, что творится вокруг, его не касается.

Роза бумажная: длительная работа не позволяет художнику писать живые цветы. Полагаю, что все-таки я буду жить и не хочу рисковать и in aeternum жариться. Не так обстоит дело с Марией. Ему необходимо уехать, переменить место.

Но Сезанн не испытывает никакого удовольствия. Интересна история, связанная с горой Сент-Виктуар и правнуком великого художника. Однажды они целый месяц бродили с мешком за плечами по холмам между Марселем и Эксом. Шесть картин Сезанна дали в общем ничтожные деньги – 902 франка.

А. С. Написав книгу «Творчество», он вывел в ней главного героя, в котором узнавали Сезанна. В Париже уже воздвигнута башня Эйфеля и готовится открытие Всемирной выставки, где намечено организовать также большой отдел изящных искусств. По своей обычной методе писатель сперва накопил груду выписок, затем порылся в воспоминаниях, получил у одних, у других людей сведения о том о сем, о торговцах картинами, о любителях искусства (вплоть до Шоке под именем господина Гю), об инвентаре художника, разузнал всю подноготную о натурщиках и натурщицах, вникнул в интриги Салона.

– ему уже не подчинялась. «Пошлый мещанин – вот кем теперь стал Золя. » Однажды Сезанн, явившись с опозданием, перехватил насмешливый взгляд, которым его друг обменялся со служанкой, завидев его внизу у лестницы, запыхавшегося, обремененного свертками, в помятой шляпе. Вдобавок ко всему еще эта мерзость, безвкусица. Скоро ему стукнет пятьдесят. «Отшельником из Экса» Сезанна прозвали его современники.

Вокруг ни малейших следов присутствия человека. Он якобы живет в Эксе. Только латиняне способны продолжить традиции классицизма. По поводу двух из них Гоген пишет жене в ноябре: «Я очень дорожу моими двумя полотнами Сезанна, поскольку у художника мало законченных вещей, но придет день и они станут большой ценностью», – предсказывает Гоген.

Одна многолетняя дружба с Эмилем Золя чего стоит. Сезанн знает, что работа над портретом будет длительной. Поселившись на постоялом дворе, Сезанн часто навещал друга, находил у него то, в чем так сильно нуждался: «моральную поддержку». Прошли те времена, когда его пинали все, кто мог, когда газета «Ле Пти Паризьен» позволяла себе следующие высказывания: «Это своенравный, вспыльчивый, поистине непримиримый художник. Когда в жизни Поля происходит перелом к творчеству.

Позади ничего, кроме пепла. В своей книге, героем которой будет Сезанн—Лантье, писатель покажет не только «борьбу художника с природой», но и «борьбу женщины с творчеством». Теперь Сезанн корпит в своей мастерской на улице Валь де Грас над картиной с двумя фигурами – сценой из «Масленицы» («Марди гра»), моделями для которой служат его сын Поль в костюме Арлекина и сын сапожника Гийома в костюме Пьеро. Несмотря на дружбу с Сезанном, Золя в конце концов соглашается с мнением жены: «Становится неприличным сохранять дома, на виду у посетителей, полотна этого неудачника». Он хотел бы передать ее красоту — это одна из его самых мучительных забот. В какую беспросветную нужду впал бы он без отца, этого финансового воротилы, чей коммерческий размах навсегда избавил от нужды сына, такого слабого, не приспособленного ни к ремеслу, ни к работе, не сумевшего даже стать скромным, но уважаемым художником – одним из тысячи тысяч художников Салона Бугро.

Писатель не заехал в Экс. Гортензия, которая лучше кого бы то ни было знает, что с Сезанном ее ничто не связывает, кроме ребенка и привычек, устоявшихся за шестнадцать лет близости, энергично защищается от угрожающей ей опасности. А еще это и это. » Новички ничего не покупают и, хотя папаша Танги постепенно заражает их своим восторгом «Сезаннами», сам он по-прежнему остается бедняком. Абсолютно равнодушный ко всему, что волнует отца, Поль – натура сугубо уравновешенная, с ярко выраженной практической жилкой. Через две недели после смерти Танги, 21 февраля, умирает Кайботт. Вместе с сыном она садится в поезд идущий в столицу.

За табльдотом, среди незнакомых людей, он необщителен, ни с кем не сближается, за исключением одного пруссака, выказывающего художнику «немного симпатии». Он старше Сезанна на пятнадцать лет, ему скоро минет шестьдесят. «Благодарю тебя за присланную книгу, – пишет он другу, – за то, что не забываешь меня в моем уединении». Разве пишут для денег. Танги, много претерпевший из-за причастности к коммуне, затаил неприязнь и недоверие к правительству.

Он, как говорится, звезд с неба не хватает». Разочарование Сезанна глубоко и необратимо. Ничего. «Я целомудрен, – любит говорить о себе Золя. – Женщина помимо жены. Сын, как всегда, ее любимец (о нет, нет, только не Мария, она слишком властная, что ни говорите, «это не то»). То же самое происходит, когда дело касается вертикальности и устойчивости предметов.

Имя Сезанна постепенно приобретает известность. Но, стремясь, как всегда, производить впечатление, преувеличивая врожденную склонность ко всему причудливому, он подчеркивает необычность своих манер, туманность речей, уснащенных «заранее продуманными нелепостями». Острые боли заставляют его время от времени прерывать работу. Лишь четыре дня спустя от него пришло письмо, помеченное почтовым штемпелем: Женева. Но Сезанн страдает. В покойном он потерял друга и одновременно своего единственного серьезного ценителя. Борьба между темпераментом и разумом никогда не проходит безболезненно.

Фанни. «Эскизы сплошным потоком» спускаются с потолка до самого пола, где, скопившись, образуют «оползень брошенных вперемежку полотен». С 1870-х гг. Три года.

Но ведь это напрасная трата времени. » Конечно, отчасти виновата и Гортензия. Мы даем всходы». В ноябре прошлого года его разбил частичный паралич. Напротив, его всегда окружали родственники и друзья. В этом смысле он был даже не постимпрессионистом, а подлинным реалистом. Их полотна раскупают и часто платят большие деньги.

Сезанн-отец находится в Жа де Буффане. Однако есть и другой вариант – более длинный «южный» путь. Но встречаться с Сезанном. «Пошлый мещанин — вот кем теперь стал Золя. » Однажды Сезанн, явившись с опозданием, перехватил насмешливый взгляд, которым его друг обменялся со служанкой, завидев его внизу у лестницы, запыхавшегося, обремененного свертками, в помятой шляпе.

Он возвращается сюда из лета в лето, бродит по карьерам Бибемю (Bibemus), обходит гору Сент-Виктуар, посещает маленькие городки и деревни вокруг, насыщается образами местной природы, концентрированными, наполненными энергетикой. (Другое дело, что его самого «сливки» парижского арт-мира признали не сразу. ) В какой-то момент Сезанн и сам заводит семью: его натурщица рожает ему сына. Новую линию планируется открыть к 2020 году. Согласно проекту, самый короткий, т. н. «северный», маршрут железной дороги будет занимать четыре часа и пройдет через Прованс вдоль южного склона горы Сент-Виктуар до Ниццы.

Та знает своего братца получше Луи-Огюста, ее не проведешь никакими ухищрениями. «Жизнь в Жа де Буффане, — пишет Сезанн своему другу Золя, — не очень-то веселая». «Меня всегда влекли к себе небо и безграничность природы. » – говорит Сезанн. Не в пример сыну отец «выразил» себя. Одна лишь видимость дружбы.

1877, Колумбус, шт. Мелкий укол самолюбию – и он страдает от обиды. Однако это не мешает старым спорам вновь разгореться.

Сезанн предельно возбудим. На поверхности реки застыли призрачные темные нагромождения – спящая флотилия лодок и яликов, плавучая прачечная, землечерпалка они стоят на приколе у самого берега. Годен на съедение собакам. Он все такой же, каким был всегда, – важный барин, любящий наслаждения, роскошь, великолепие.

Сегодня он позволил этой силе расцвести. И вовсе не потому, что его дружеские чувства к Золя иссякли. Но все-таки Сезанн любит приезжать в Жа без жены. Дни летят, но он этого не замечает. В октябре он снова уехал в Экс с мыслью не возвращаться в столицу. Марион все время по-дилетантски занимается живописью.

Сент-Виктуар – его отдых, радость, его вера в себя. Брачная церемония – лишь формальность. Резкая, требовательная, с мрачным характером. Сезанн взбешен, 6 июля он вспоминает, осыпая себя ругательствами – черт подери эту дурацкую голову. Маршрут «Париж — Экс» становится для него также постоянным. Лучше отойти.

Благодаря Э. Золя (другу детства) и К. Писсарро (соученику) сблизился с Э. Мане, К. Моне, О. Ренуаром и другими будущими импрессионистами. Ничего значительного, просто пробует свои силы в перепродаже картин. Радостное возбуждение Сезанна так велико, что друзья Моне изумлены. Правдиво передать его в живописи.

Можно сказать, что, прекратив работу над «Игроками в карты», Сезанн перестал сопротивляться, перестал принуждать себя к той аскетической объективности, которой долгие годы подчинял свое искусство, чтоб исторгнуть из него песню, отмеченную печатью сильной личности, некую патетическую исповедь. С первых же слов Моне Сезанн опустил голову и заплакал. Она ведет беззаботный образ жизни, который ей так по душе. Их отправляют на чердак. Край этот, столько раз исхоженный Сезанном, уже не подвержен для него капризам дней и времен года.

О, никогда в жизни Сезанн не признается, что он смертельно ранен. Год 1883-й тоже промелькнул как сон. 4, 5 июля от Золя ни звука. Впрочем, как ни приятно ему это уважение, но оно так мало значит. Страшная вещь успех. Нередко художники уходят вдвоем на мотивы. И пишет. Хочу просить об одной услуге, ничтожной для тебя и весьма значительной для меня.

«Меня всегда влекли к себе небо и безграничность природы — писал Сезанн. К моменту его появления гости уже сидели за столом. Весь район Эстака неотступно владеет мыслями художника.

Пейзажи Эстака, «Купальщицы», портреты – Гортензии, сына, автопортрет, – натюрморты, одно сменяет другое. И что же. Так вот тоже самое и с Сезанном. Бог сотворил людей и каждому человеку подбирает пару.

1869—1871, Париж, частное собрание на циферблате часов отсутствуют стрелки — здесь как бы царит вечность). Это даст ему возможность появиться в Медане по первому зову Золя. На ней ничего не видно, кроме туманного нагромождения красок и множества беспорядочных линий из которых – непонятно каким чудом – возникает прелестная обнаженная нога, «уцелевшая от медленного, непрестанного разрушения». Остальные, разумеется, любезны, но их сочувственные взгляды выводят его из себя. Импрессионизм, – добавляет он (и кажется, что читаешь Золя), – делает лишь первые шаги но в день, когда человек сильного темперамента и высокой культуры заставит нас признать импрессионизм, в этот день мы, возможно, получим новое искусство».

Доходы его ничтожны. То, как написана гора, позволяет нам думать, что Сезанн находился неподалеку, хотя на самом деле расстояние составляло около 13 км. Как в воду канул. Век за веком сначала римские рабы, затем наемные рабочие «срезали» землю, уходя все глубже и создавая причудливый пейзаж из ущелий, образованных пластами вырубок. Но прежде чем покинуть Париж, он провел некоторое время у Золя.

И вовсе не спешит переменить место жительства. Моральная подавленность сказывается на здоровье Сезанна. «Лавровый венок и возлюбленную бог приберегает для нас к двадцати годам», – говаривал в свое время Золя. В свое время художник отдал дань дендизму.

Поразмыслив, Сезанн, должно быть, почувствовал некоторую неловкость – всегда он обременяет Золя своими просьбами – и в постскриптуме добавил странную фразу: «Я человек маленький и не в состоянии оказать тебе никакой услуги, но я уйду из этого мира раньше и постараюсь исхлопотать для тебя у Всевышнего тепленькое местечко». Нет, он больше не поедет к своему другу. Пока Монтичелли делает набросок, Сезанн, которого дорожные приключения настроили на поэтический лад, читает вслух что-нибудь из Апулея или Вергилия. складывается собственная живописная система С., достигшая принципиальной законченности к концу 1880-х гг. Поль Сезанн.

О загадка мира сего. На его огромном рабочем столе лежит рукопись, которая с каждым днем увеличивается на несколько страниц – «nulla dies sine linea» – «ни дня без строчки». Вскоре жизнь Сезанна становится невыносимой. Он художник этой земли с ее грубыми геологическими напластованиями. «Женись на ней, женись наконец. » – не перестает твердить Мария, заводя разговор о Гортензии. Примириться, симулировать чувства, о нет.

На этом дружба закончилась. Поль справедливо рассудил, что это было предательством» (Тина Гай). Страдает, убеждаясь, что его друг и вправду «поглупел». Сезанн по-прежнему угрюм, беспокоен, обуреваем сомнениями. Он писал до последнего вздоха. Сезанн убежден, что Монтичелли, этот алхимик цвета, с ошеломляющей быстротой создающий картину за картиной, почти рельефные по фактуре и одновременно напоминающие блестящие эмали, владеет «только ему одному известным секретом растирания красок». Отношение сына к жене поддерживает в ней это чувство.

Он не художник Севера и не художник Иль де Франс. Френхофер, Френхофер. Вот именно, терпеть Сезанн не может Фанни по-прежнему не пишет. Наряду с этой тенденцией в произведениях С. 1860-х гг., с их тяжеловатой «вещественностью» письма, тёмными и глухими тонами колорита, ощутимо и воздействие манеры Г. Курбе («Печка в мастерской», 1865—68, частное собрание, Лондон). Он не располагает большими деньгами, но не теряет надежды их заработать.

Он богат. Этот бедняк превратил жизнь в чудесную грезу.

«Видишь, – усмехнулся Сезанн, – если бы все глупцы исчезли, ты был бы принужден доедать остатки тушеного мяса наедине со своей благоверной». С беззаботными прогулками покончено.

Казалось бы, ему открывается весь мир и он 151 провинциал 151 должен его покорить. На черный день он запасся тонной солдатских сухарей. Прах Пабло Пикассо захоронен во внутреннем дворе замка Вовенарг. Несказанность. Сезанн запирается в Жа де Буффане. Мир застыл.

Там он завоевывал художественную сцену, а жил и творил на родине, в Эксе. Какая трагическая судьба. «Мгновенье уходит и не повторяется. Опять нелады. В Швейцарии он чувствует себя чужим.

Впрочем, даже эта дружба отныне кажется ему бессмысленной. Вот почему он почти всегда стеснен в средствах. Лучше уйти, уединиться. Однако вскоре Сезанн уезжает в Шантильи, где поселяется в гостинице Делакур. Мир застыл.

«Я хочу раствориться в природе, врасти в нее, расти в ней». Сезанн исчез. По словам историка искусства Готфрида Бёма, автора монографии о Сезанне, в многочисленных вариациях одного и того же сюжета художник стремился осуществить «синтез постоянства и изменчивости»8. Вот уже два года, как этот с виду скучающий молодой человек (креол по происхождению, зовут его Амбруаз Воллар) исподволь занимается продажей картин.

Его пейзажи Прованса залиты солнцем. Все трудности стоящей перед ним задачи ему известны. Вокруг ни следа человеческой жизни. Продолжать разыгрывать дружбу, взаимопонимание.

Он, Сезанн, ничего не получил. Единственный, с кем, пожалуй, можно было бы поддерживать отношения, это Нума Кост. Впрочем, что мог бы он сегодня сказать этим людям. Сезанн покоряется.

Как далек он теперь от импрессионизма. А дерево, тянущееся снизу вверх по всей левой стороне холста, создает ощущение глубины – этот прием создает иллюзию, будто гора и поля находятся в отдалении (несмотря на то, что написаны «ближе», чем они есть, не в пропорции). Но это отнюдь не значит, что Сезанн был одинок и несчастен. Но Сезанн страдает. И со многими предосторожностями принимается за работу.

Это позволяло ему делать его мастерское владение кистью и карандашами. 1889 год. «Я хотел бы обладать вашим уравновешенным умом, – пишет он Шоке. Он забыл о бесчисленных мелких придирках, которыми Луи-Огюст постоянно изводил его. Мелкий укол самолюбию — и он страдает от обиды. Но ему достаточно собственного воображения. Основное доминирующее впечатление такое, что Сезанн подходит к натуре не с какой-то обязательной программой, с деспотическим намерением подчинить эту натуру провозглашенному им закону, приспособить или свести натуру к формуле того искусства, которое он носит в себе. Жизнь ускользает, та жизнь, что совсем близко, рядом, только руку протянуть.

Для работ раннего «романтического» периода характерна экспрессия форм, линий, цвета бурные страсти, снедающие художника ищут выхода в живописи (Оргия, 1864—1868, Париж, частное собрание Похищение, 1867—1869, Кембридж, Музей Фитцуильям). Неудачи больно задевают его. Забыться в женской любви.

Вместо этого он днями сидит в Лувре, копируя классиков. Здесь в Жа он вновь становится тем ребенком, каким был в годы далекого детства, когда, спасаясь от гнева Луи-Огюста, прятался, сжавшись в комочек, за широкими юбками матери или искал защиты у Марии, младшей сестры. А. С. Пушкина, Москва), пейзаже («Гора Сент-Виктуар», 1900, Эрмитаж, Ленинград) или натюрморте («Натюрморт с апельсинами и яблоками», 1895—1900, Музей импрессионизма) изображаемые С. объекты как бы символизируют равновесие природных сил: они монументально статичны, кристаллически завершены, замкнуты в себе. Уже три года, как этот человек состоит депутатом Экса и абсолютно поглощен политикой. Научные работы – в сотрудничестве с Гастоном де Сапорта Марион опубликовал девятнадцатитомный труд «Эволюция растительного царства», – разнообразная деятельность, приближающееся сорокалетие не погасили в этом человеке увлечения искусством. Почти две тысячи франков уплачены за полотна Писсарро.

Но оно было мое. Природа – место действия извечной драмы.

Золя в своем романе «Творчество» несколькими фразами заклеймил бесполезность подобных восторгов, высмеял энтузиазм Шоке и тот благоговейный трепет, с каким он уносит к себе полотна Сезанна – «полотна сумасшедшего, которые он повесит у себя рядом с картинами замечательных мастеров». Даже более того, со стороны история жизни Сезанна выглядит подозрительно спокойной. Гортензии, той все нипочем. На юге ее снедает тоска. Область Эстака неотступно владеет мыслями художника. Он вообще ничего больше не выносит.

От нежной дружбы, что была для Сезанна отдохновением, вдруг повеяло могильным холодом. По словам Алексиса, они ненавидят «эту особу», которая рассорилась и с Розой. Достаточно увидеть «Автопортрет в фуражке» 18731511875 годов из Эрмитажа, «Автопортрет на розовом фоне» 1875 года или «Автопортрет» 18771511880 годов (оба из музея Орсэ), чтобы почувствовать силу его личности. «Я как ребенок», – говорил о себе Сезанн. 29 июня художник скончался. Гора Святой Виктории влечет Сезанна не «своей объемной массой, но своим внутренним светом Дорога, ведущая по долине к горе, — это дорога из мрака к свету Кажется, будто Сезанн тихо читает вечернюю молитву» (Л.

Лучше уйти, уединиться. Но вернемся к растущему Полю. Вот, например, место рождения картины «Красные скалы» (1900). В рейтинге самых «ценных мастеров» художник занимает четвертое место после Пикассо, Клода Моне и Ван Гога. Одиночество тяжелым грузом ложится на сердце Сезанна.

Поболтав с братом Байля, Изидором, ныне адвокатом, Сезанн ворчит: «У него вид смазливого судейского гаденыша». А если эти чужие люди шпики. «Меня всегда влекли к себе небо и безграничность природы» — говорит Сезанн. Пушкина Вид на гору Сент-Виктуар со стороны Бельвю, 1883 Гора Сент-Виктуар. Все на той же картине «Гора Сент-Виктуан» мы можем увидеть и геометрию и систему параллельных горизонтальных линий, выстроенных при помощи полей, виадука, крыш домов – она тянется до подножия горы. см. Сезанн обретет себя только тогда, когда поймет, что смысл его работы в поиске нового видения природы как таковой.

Меня мучит острое ощущение оттенков. Спустя некоторое время после их отъезда Сезанн и сам уезжает в Эстак к Гортензии. Здешний климат – вечный довод Гортензии – вызывает у нее эмфизему легких. Однако к чему этот разговор. В них даже есть нечто магическое и многие приезжающие сюда иностранцы очень удивляются тому, что пейзаж остался таким же, каким его видел художник». Филипп Сезанн, защищающий «моральные права» своего прославленного предка, заявил, что проложить железную дорогу через столь живописную местность, с ее соснами, кипарисами и красными черепичными крышами, – все равно что нанести столь любимому его прадедом пейзажу «кровавый удар мечом». Потомок Поля Сезанна оказывает большую поддержку приобретающей все большую огласку кампании против строительства отрезка скоростной трассы от Экс-ан-Прованса до Ниццы.

— Отсюда открываются прекрасные виды, но это не вполне живописные мотивы. Скитания приводят Сезанна в Марсель. И ради этого забыть обо всем. » – восклицает Сезанн. Только на юге, на природе можно «проверить» Пуссена.

95 килограммов веса, 1 метр 10 сантиметров объем талии. Глубокая усталость одолевает его, он чувствует себя физически ослабевшим. Живопись для него вериги. Правда иной раз Танги, заинтересовавшись каким-нибудь полотном и желая «отвадить» покупателя (он всегда с болью душевной расставался с любым произведением), назначает аховые цены – вплоть до 400, 500 и 600 франков при таких цифрах покупатель, разумеется, «остывал» и больше не настаивал на покупке. Почему отшельник.

Несказанность. Он хотел бы передать его красоту. Он уже в Медане, но у него заболела жена. Он и Сезанн, как в прежние времена, ставят свои мольберты рядом. Впрочем, ему везде плохо. Сезанн не ждал, никак не ждал глубокого понимания со стороны Золя.

Писем нет, Фанни, видимо, не дорожит этой тягостной любовью. Художник становится нетерпим, несдержан. Мария ценит умение Гортензии стушевываться и мать Сезанна это ценит. Здесь и только здесь он бывает самим собой. Сезанн не задерживается у Золя. Ибо надо сознаться, что никто никогда еще не видел этого Сезанна.

Вода и листва будто спят каменным сном. Победила Мария. Ах, этот бедный Поль. Для реализации своих замыслов и идей Сезанн предпочитает жанр натюрморта.

Сезанн последует за ним. Какая-то старая женщина с вязаньем в руках по привычке подошла к месту, где писал Сезанн. Вот уже пять месяцев, как они покинули Францию.

Сезанн очутился в этом городе и, успокоившись, просит жену с сыном приехать к нему. Он одинок. Молодой Поль, тот умеет себя защитить. Однако мастер вносит коррективы в принципы линейной перспективы, господствовавшие в европейской живописи со времен Ренессанса, приближая трактовку глубины пространства к более естественной, соответствующей зрительному восприятию (так называемая «перцептивная» перспектива), он добивается передачи пространственных планов с помощью градации цвета (Шато Медан, 1880, Цюрих, Кунстхауз Панорама Овера, 1873—1875, Чикаго, Институт искусств Деревня на севере Франции, 1879—1882, Сан-Франциско, Дворец ордена Почетного легиона Овер-сюр-Уаз, 1879—1882, Цюрих, частное собрание).

Сезанн любил эти карьеры. Но терпение Сезанна иссякло. Так, в своей мастерской на улице Ботрейи он жил «среди ужасающего беспорядка.

Вот он, непонятно по какой причине потерявший надежду добиться «выражения себя» (realisation), охваченный яростью, судорожно рвет на куски свои творения. Впрочем, ему везде плохо. «Постоянная борьба, ежедневная десятичасовая работа, предельная самоотдача. «Я чувствую, что скоро покину грешную землю. Уйти от самого себя, забыться, не быть существом, зависящим от капризов необычной судьбы. Эта хижина и сейчас встречает гостей. Недурно.

Я и мое полотно — мы одно целое. Часто Сезанн уходит бродить по холмам, высящимся вдоль дороги в Толоне. Но многие полотна были тоже оценены не выше, чем полотна Сезанна.

Кончено. Лучше отойти. В более ранних произведениях, относящихся к 1880-м годам (таких, как «Гора Сент-Виктуар с большой сосной», 1886 – 87), гора ещё не является совершенной доминантой композиции, будучи просто одним из элементов пейзажа. С 1861 года художник начинает периодически жить в Париже, снимая здесь мастерскую и знакомясь с новыми явлениями в живописи. Заведены оранжереи, голубятня, образцовый птичий двор.

Лучше исчезнуть. По системе Сезанна учат студентов, а знаменитые художники, от абстракционистов до гиперреалистов, создают ему «Hommage» 151 посвящения и преклоняются перед даром гения. Сезанн назвал гору «прекрасной темой» (beau motif)6 и в том же году начал писать картины7, вылившиеся в целую серию, которой художник посвятил многие годы. На этот раз именно так и произошло: Сезанн все оставил. В них – душа Сезанна. Он работает в пустыне.

Взбешенный художник возвращается к себе в Жа де Буффан. Я прибегаю к твоей помощи и умоляю отпустить мне мои грехи да будут благословенны мудрецы. Его творческий накал доходит до исступления.

Странная загадка эта живопись. Этим летом Сезанн пробыл несколько недель в Жа де Буффане. Он нуль. В общем распродажа принесла 14621 франк, что все же составило довольно приличную сумму, особенно для таких бедных людей, какими всю жизнь были супруги Танги.

Однажды, гуляя по улицам, Сезанны увидели антирелигиозную демонстрацию. За «Терезу Ракэн» изданную в 1868 году, Золя получил 13 тысяч франков авторского гонорара. Разумеется, в родном Провансе.

Критик немедленно принимает предложение и художник с жаром берется за работу.

«Что случилось. » – недоумевает Золя. Ту поддержку, которая более чем когда-либо была ему необходима. В 1884-м – «Радость жизни» и в марте того же года – «Жерминаль». Сезанн запрещает подметать у себя «из боязни, как бы пыль не осела на еще влажные полотна». Сезанн злится, на долгие дни исчезает из дому.

Гортензия, та ни за что не хочет возвращаться в Экс. Здесь и только здесь, он бывает самим собой. Небольшой приятный городок вполне во вкусе Гортензии.

И с ним уехал. О чем мог бы беседовать с этим Виктором Лейде. Сезанн (Czanne) Поль (19. 1. 1839, Эксан-Прованс, — 22. 10. 1906, там же), французский художник, ведущий мастер постимпрессионизма. А в «Руководстве по инвестированию на рынке предметов искусства» компании Kunst Asset Management GmbH натюрморт Поля Сезанна «Занавес, кувшин и блюдо с фруктами» (18931511894 годы) стоит на шестом месте в списке 500 самых дорогих произведений искусства, проданных за последние 20 лет. В данную минуту он берется за все. «Аминь. » – отвечал мальчик-певчий.

Мы видим лоскуты зеленых и золотых полей, которые как одеяло покрывают долину (поля написаны под двумя углами, как минимум) и растелены до самого подножия синевато-розовой громады. Худой, бледный, трясущийся, он продолжал писать даже в постели. Какой уж тут отшельник. Пора возвращаться.

Неужели Золя мог отожествить его с героем своего романа, этим малодушным, чуть ли не галлюцинирующим истериком. Эти натюрморты для Сезанна лишь эксперименты, упражнения. Мария подчас внушает страх невестке, которая ведет себя скромнее скромного. Быть может, его произведения обречены на небытие.

«Пишу тебе, рассчитывая на ответ. Шоке умер. И пустился в плавание, быть может длительное и ненадежное.

Он должен жениться на Гортензии и чем скорее, тем лучше. Исступленный, галлюцинирующий, озверелый, он либо проклинал живопись 151 «это собачье ремесло», либо в хмельном порыве безудержной радости заявлял: «Когда я пишу, у меня такое ощущение, точно я сам себя щекочу». Страшная вещь успех. Сыграла ли тут свою роль любовь матери Поля к романтической живописи и сюжетам типа «Поцелуй музы» или влияние друга детства Золя, который раньше уехал в Париж делать свою судьбу и понял, как там процветает современное искусство. Близок день, когда каждое из этих полотен будет стоить много дороже пятисот франков, отныне Танги считает своих «Сезаннов» «бесценным сокровищем». В этом отношении он неумолим. Однако Сезанн 151 не только пейзажист.

Порой, не сдержавшись, он швырял их, полуодетых, на приготовленную для них подставку, а потом возвращался к мольберту и, сжигаемый внутренним огнем, «укладывал их на ложе своих картин». Но прежде чем покинуть Париж, он провел некоторое время у Золя. Но швейцарский пейзаж, столь отличный от провансальского, озадачивает Сезанна. Пресса спешит откликнуться на книги Золя. О, этот Гоген.

Пусть все остается по-прежнему, словно бы ничего не произошло, словно «Творчество» не причинило ему нестерпимой боли и Клод Лантье не Поль Сезанн. Она сложена из того же камня, что и все вокруг. Жеффруа беседует с ним о Моне.

Оллеру не повезло. Вот уже 3 июля, а от Золя все еще нет ответа. Но своим помрачненным сознанием он этого не понимал. Особенно выразительны картины, моделью для которых послужил негр Сципион (Скорбь, 1864—1868, Париж, Музей Орсэ). Он старше Сезанна на пятнадцать лет, ему скоро минет шестьдесят121.

«Отсюда можно было бы увезти сокровища. Оллер не растерялся, он не намерен сдаваться. Столько надежд, столько терзаний, суровое детство, надорванная тяжелым трудом молодость, то одно, то другое. И Сезанн дал себе слово: больше он в Медан не вернется. Это рукопись его романа, следующего, 14-го тома «Ругон-Маккаров» это «Творчество», роман о Клоде Лантье, роман о Сезанне, который писатель начал править два с половиной месяца назад.

Он все упустил. Кто же все-таки этот Сезанн. Выждем. После неожиданно свалившегося наследства – кто-то из друзей отписал Косту сто тысяч франков «на память и в доказательство уважения» – он ушел из армии и поселился в Эксе купив по дороге в Ламбеск деревенский домик, а против собора Сен-Совер довольно красивый особняк. И если когда-нибудь в один прекрасный день он найдет себя, ему удастся себя «выразить», то только здесь, перед этой горой Сент-Виктуар, перед этой горной цепью Этуаль, контуры которой так четко вырисовываются в сухом воздухе.

Художник собирается в Экс, к Гортензии, он должен повидать мать, Марию, Жа де Буффан, его уединенные холмы, вновь почувствовать спокойное, умиротворяющее величие родной провансальской земли. И если когда-нибудь в один прекрасный день он найдет себя, ему удастся себя «выразить» (realiser), то только перед этой горой Сент-Виктуар, перед этой горной цепью Этуаль, контуры которой так четко вырисовываются в сухом воздухе. Но они радушно приняли неполадивших супругов. Полотно не поддается.

С одной стороны, Жорж Леконт в своей книге «Искусство импрессионизма» воздает должное «искусству очень здоровому, очень цельному, которого часто достигал – почему в прошедшем времени. Он будет огибать «сезанновские» места и протянется через прибрежные города Марсель и Тулон. Она привыкла к его длительным отлучкам, к перерывам в их беспорядочной супружеской жизни. Как знать, быть может, его работы не так уж презираемы, как он воображает. На этот раз настроение у Сезанна самое мрачное. «Каких глупостей ты бы ни натворил, ничто не заставит меня забыть о том, что я твой отец», – говорит он с нежностью.

– что забыл осведомиться на почте, где его ждало «до востребования» письмо Золя. Но Гортензия, та рассуждает по-иному. И надо признать, все действительно оборачивается как нельзя хуже. За те два года, которые Пикассо прожил в этой части Прованса, он написал самые известные портреты своей последней жены Жаклин, серию картин по мотивам полотна Мане «Завтрак на траве», создал несколько скульптур. С. начинает работать на пленэре и хотя его палитра высветляется именно с этого времени обнаруживается его принципиальное расхождение с импрессионизмом: С. интересуют не изменчивость цветов в атмосфере, не динамика окружающей среды и случайные эффекты светотени, а устойчивые закономерности цветовых соотношений, материальная насыщенность и осязаемая предметность природы («Дом повешенного в Овере», 1872—73, «Поворот дороги», оба произведения — в Музее импрессионизма, Париж). Я прихожу на мотив и теряюсь в нем.

Первый план -прочная опора для второго, второй — для третьего. Забыл их стычки, отцовский гнет, различие взглядов, обиды – забыл все. Тогда он скатывает его, ломает о колено и отшвыривает в дальний угол комнаты. Так компоновал Веронезе». В них есть нечто грандиозное, подлинная духовная мощь, они покоряют классической ясностью. Дни идут.

Ни дуновения. Как бы там ни было, в 1892 году одна за другой вышли две статьи о Сезанне. Сезанн работает. Сезанну по душе их сдержанность, степенность, склонность этих тяжелодумов к размышлениям. «И вы, Моне, –прерывающимся голосом воскликнул Сезанн, – вы тоже издеваетесь надо мной. » Затем вскочил из-за стола и, не слушая возражений друзей, огорченных столь неожиданной реакцией, убежал с перекошенным от волнения лицом.

Лениво разглядывает Амбруаз Воллар «Сезаннов» в лавке Танги. Критик утверждает, что «начатый портрет – очень удачная работа» и долг художника перед самим собой ее закончить. Разве жизнь, которую он ведет, не безумие. Там снимает «маленький домик с садом. И Сезанн дал себе слово: больше он в Медан не вернется. Где же он берет эту природу. На это дерево.

Он ненавидит толпу. Несвоевременное вторжение гостей удивило Ренуаров. Они показывают его неуверенность в себе, преклонение перед великими. Это – вид на гору с западной части Экса, со стороны фамильного поместья Сезанна. Их натуры где-то в глубине схожи между собой Сезанн обуздал свою натуру, подчинил ее законам искусства, в котором хочет следовать классикам, но в художнике все бурлит, возмущается и, порой взрываясь, он привносит в тщательно обдуманные полотна неожиданный акцент: нарядность в присущую им аскетическую строгость и те досадные «промахи», которые составляют мучительную драму его творческой жизни. Он ставит свой мольберт на берегу Невшательского озера или в долине реки Арез. В ее торжественной красоте он видит отблеск гармонии мироздания, отсвет мировой души.

Художник издерган, взвинчен, все его отвращает. Что еще он может ждать от будущего. В любой победе таится зародыш грядущего поражения. Здесь и только здесь он бывает самим собой. В глазах Сезанна она сохранила прежний авторитет, она, по его словам, «старшая».

В отличие от импрессионистов, устремлявшихся в своем творчестве в погоню за ускользающим мгновением, Сезанн надеялся превратить «импрессионизм в искусство такое же прочное и долговечное, как искусство музеев». Маршрут «Париж 151 Экс» становится для него также постоянным. И делал это всю свою сознательную жизнь.

Но, как ни изолирован Сезанн, он не прекращает трудолюбивых поисков. да что я знаю. Его современники 151 барбизонцы и импрессионисты 151 давно уже забыли про музеи и работают на пленэре, стараясь уловить «впечатление» (impression), а Сезанна вдохновляют классицисты и романтики, Пуссен и Делакруа. Сезанн легко раним.

И вовсе не потому, что его дружеские чувства к Золя иссякли. Болезнь обостряет присущую ему раздражительность. Когда Моне закончил речь, Сезанн посмотрел на него печальным полным укоризны взглядом. Сезанн узнает себя в этом человеке.

Они показывают его неуверенность в себе, преклонение перед великими. Он продолжает заниматься живописью его полотна приняты в Салон. Они пишут. Она и сама обожала менять места, кочевать по гостиницам.

«Я вижу, что планы набегают один на другой и иногда отвесные линии мне кажутся падающими». Однажды Золя, кичась своими связями, рассказал Сезанну, что недавно обедал «у одной важной персоны» и художник не смог удержаться, чтобы не напомнить Золя о его письме. Здесь он полностью властен над натурой. И какие. И вот однажды этот господин Гоген похитил его у меня.

– пребывающий в безвестности. Сезанн одинок Книги Золя по-прежнему единственные вестники, доходящие до него извне. «1882 год.

Попробуйте просто заслонить рукой ствол и вы увидете, что иллюзия исчезает. После двадцати лет страстной одержимости дойти до такого состояния, так опуститься. Гортензия, со своей стороны, больше не посещает ни мать, ни сестру Сезанна. И все-таки исповедуется, причащается, находит в мессах успокоение и отдых. над самой пристанью», в том месте, которое называется кварталом Замка.

Сезанн легко раним. Мы воспринимаем токи мощной духовной энергии исходящие от полотен мастера. Сезанн вырывает предметы из потока времени, чтобы вернуть их вечности.

Будем относиться с интересом к каждому новому дерзанию. Не отказывай мне в этой услуге, я не знаю, куда кинуться». А. С. Пушкина). «Женись на ней, женись наконец. » — не перестает твердить Мария, заводя разговор о Гортензии.

Катастрофа. Тщетно обыскав вокзал, он предполагает, что художник укатил в Прованс. Но внутренняя тревога мешает ему сосредоточиться. Вскоре он будет так же богат, как старый Луи-Огюст.

«Жизнь в Жа де Буффане, – пишет Сезанн своему другу Золя, – не очень-то веселая». Но Сезанн не задерживается у Шоке. В ранних работах С. сказывается влияние П. Веронезе, Я. Тинторетто, Э. Делакруа, О. Домье однако преломление традиций их творчества часто носит утрированный характер, принимает вид безудержно экспрессивных, фантасмагорических сцен («Оргия», 1864—68, частное собрание, Париж «Убийство», 1867—70, галерея Вильденштейна, Нью-Йорк). На столе несколько листов бумаги, раскрытая книга, небольшой слепок Родена, цветок в вазе. Раз есть деньги ими надо пользоваться.

Он действительно являлся настоящим трудоголиком, посвятившим всю свою жизнь живописи. А ведь этот человек награжден ленточкой Почетного легиона». Разные новые направления, дивизионизм вызывают у Сезанна смех: «Я люблю барона Гро, так могу ли я, по-вашему, серьезно относиться к разным глупостям. » Однако у беседующих есть темы, которых касаться нельзя. Особенно это сравнение становится очевидным, когда оказываешься в карьерах Бибемю.

Все между собой не ладят. С черной шапочкой на гриве поседевших волос, ниспадающих на шею, с седой бородой и усами, он выглядит стариком. Вместе с тем позднее творчество С. было отмечено значительной противоречивостью, т. к. сознательно упрощая реальные объёмы (путём уподобления их простейшим геометрическим формам) и их пространственные отношения, мастер не только подчёркивал конструктивную стройность мироздания, но и тяготел к значительной отвлечённости живописных построений. О нет, нет. На другом берегу Сены, на набережной дез-Орм тянутся маленькие серые домики с пестро раскрашенными вывесками лавок внизу и неровной линией крыш наверху. В поздних картинах серии часто видят истоки кубизма и абстракционизма3.