Шинель Отца

У художника Владимира Попкова, лидера 70-х, погибшего при странных обстоятельствах, есть знаменитая картина «Шинель отца». Это автопортрет художника, примеряющего семейную реликвию — старую отцовскую шинель.

Описание картины Виктора Попкова «Шинель отца»

Автопортрет художника «Шинель отца» (1972) стал одной из работ, олицетворяющих творчество Виктора Попкова. Они плохо приспособлены к условиям войны. В этой связи представляется любопытной, знаковой картина Майский праздник – девочка в красном пальтишке самозабвенно прыгает со скакалкой, а фоном – образы старых провинциальных городков и деревень, но главное – храм. Мы тут- первые. Художник открыто выражал своё личное отношение к миру и человеку.

Именно вот таким образом столь популярной в те годы оказалась Болдинская тема в биографии поэта. Резоны и страхи, устремления и вкусы советского интеллигента-шестидесятника. Резоны и страхи, устремления и вкусы советского интеллигента-шестидесятника.

Прежде всего, война снята с точки зрения немца, то есть врага. В каждой картине – характер и судьба. Немецкие войска отступают.

Бытовые сцены превращались у него в бытийные. Ассоциативность, символизм этих и многих других произведений превращают их в философские живописные иносказания. Глубоким проникновением в духовную жизнь героев, обостренностью формы отличаются портреты Виктора Попкова. Именно вот таким образом столь популярной в те годы оказалась Болдинская тема в биографии поэта.

Отец, на мой взгляд, человек, которому эта пластика наиболее удается». Автопортрет художника «Шинель отца» (1972) стал одной из работ, олицетворяющих творчество Виктора Попкова. К середине 1960-х годов полностью отходит от этой стилистики. И примерно в то же время дедушка по материнской линии был убит на фронте.

Его (А. Германа-младшего. Так это сейчас модно- во всём винить режим. И, наконец, Америка – вечное притяжение и отторжение. Депрессивный колорит ещё больше подчёркивает безотрадность бытия. С возрастающим интересом Попков обращается к теме русского Севера- холодный край, лишённая яркой броскости- то есть подлинная- красота, медленные реки исконная, неискажённая правда.

Краткое описание 
картины шинель отца

Краткое описание картины шинель отца

В авторский текст вплетены выдержки из Эриха-Марии Ремарка, Генриха Бёлля (а также из «Записок врача» Михаила Булгакова, любовь к этому автору — семейная). Алексей Герман-младший снял фильм, отчетливо противостоящий идее дозволенности насилия, некоей его романтизации, воплощенной в «Чистилище» Александра Невзорова, в «Войне» Алексея Балабанова. Он до боли любил Россию, ее бескрайние просторы и душевных, открытых людей.

Шинель «ушла» довольно рано. Мне уже было около семи лет и это было на квартире в Померанцевом переулке. Полная утрата ориентиров делает бессмысленными понятия «вперед» и «назад», «наступление» и «бегство». И, наконец, Америка- вечное притяжение и отторжение. Три сюжета на лоскутном одеяле.

Виктор Попков «Шинель 
отца» Своеобразный 
автопортрет художника

Виктор Попков «Шинель отца» Своеобразный автопортрет художника

И всё это- на русском, деревенском исконно-посконном фоне. Сюда уже после ареста отца отвела меня мать – в первый класс. Таким образом как бы приоткрывается еще один образный нерв 60-х годов – итальянский неореалистический кинематограф. «Шинель отца» – об этом и не только об этом. Шофер видавшего виды «Опеля», буркнув: «Простите за опоздание, доктор Фишбах. », грузит чемоданы в машину с серебристым значком «Z» на грязном капоте.

Смерть снимает противоречия между ними и уж «нет ни эллина, ни иудея». С несколько отрешенным видом немец наблюдает за движением соседнего эшелона, медленно, словно через силу, набирающего скорость Действие разворачивается неспешно. Главных персонажей озвучили актеры, специально приглашенные из Германии. Три сюжета на лоскутном одеяле. К этой теме художник относился с огромной серьезностью и уважением.

«Шинель отца» – одна из самых выразительных картин на тему войны в советском искусстве. Меня мое сердце в тревожную даль зовёт. Точнее, усталость, смешанная с гордостью. Он не упивается жестокостью. В 1950—1960-е годы художник много путешествовал по стране.

Пушкин. Как такое могло произойти. И агрессия коллеги кажется ему неадекватной. 1970-е годы- эпоха любования осенью, эстетизация печали и грусти. Смыслы – разные, фон – един. Космос, Гагарин, Вселенная- гордость.

Краткое описание 
картины "шинель 
отца"

Краткое описание картины "шинель отца"

Смыслы- разные, фон- един. Во многих автопортретах есть сюжетные завязки, например, "Художник в деревне", "Мой день", "Мать и сын". Этот кашель — своеобразная звуковая доминанта в окружающем мире, густо насыщенном разнородными шумами (обрывками фраз, мелодий, скрипом снега под ногами тяжко передвигающегося толстяка). Особой темой для художника стал автопортрет, в котором он создает собирательный образ современника («Шинель отца», 1970—1972). Карл Фридман вспоминал, как однажды Попков пришел к нему в этой шинели и сказал: «Знаешь, я сегодня рисовал и плакал».

К этой теме художник относился с огромной серьезностью и уважением. Вспомним «Проверку на дорогах» Германа-старшего, ту нечеловеческую ненависть к врагу-немцу, которую партизаны перенесли на своего земляка, попавшего в плен и сбежавшего к своим. Попавшие в окружение военный врач, девушка из актерской бригады в смешной шапке-ушанке, цитирующая Пушкина, актриса в белом берете и беличьем полушубке (совсем как у героини Людмилы Гурченко в фильме «Двадцать дней без войны») — отнюдь не шекспировские герои.

1970-е годы – эпоха любования осенью, эстетизация печали и грусти. Алексей Алексеевич, воспитанный Алексеем Юрьевичем, не скрывает, что им с отцом нравятся одни и те же фильмы Андрея Тарковского, Александра Сокурова, Акиры Куросавы «Последний поезд» вызывает ассоциации с фатальным маршрутом «Поезда-беглеца», лес из которого нет выхода, — со сталкеровской «зоной», а опыт «бытия в небытии» напоминает сумеречно-серую магию «Камня» Александра Сокурова. Итак, высокое искусство, но не затасканное, не Передвижники и античная классика, а- сложная и требовательная к зрителю эстетика Проторенессанса.

Так это сейчас модно – во всём винить режим. Посмертная персональная выставка его работ, состоявшаяся в Государственной Третьяковской галерее, стала событием в художественной жизни. Однако же – сон, переутомление, депрессия. У дебютанта Германа просто генетическая предрасположенность к работе с фактурами. Камера обращается к небу.

Творческая деятельность В. Е. Попкова началась в период «оттепели». Будучи арестованным, он тупо повторял, что действовал по инструкции. Поводом для картины послужила шинель отца его жены — художницы К. И. Калинычевой. Однако с самого начала он пытался адаптировать "суровый стиль", стремился к максимальному проявлению своей индивидуальности. (Напомню, что одиозный и неоднозначный социалистический реализм включал в себя ряд направлений и ответвлений ибо сам по себе являлся не стилем, но методом).

С метаниями от агрессивного атеизма до истовой веры в Бога. Учился в Художественно-графическом педагогическом училище (1948—1952) и МГАХИ имени В. И. Сурикова (1952—1958) у Е. А. Кибрика. Все промерзли насквозь и кашляют.

Столь необычный автопортрет создает особый драматизм в прочтении темы. Наконец и он исчез, был разобран и растворился в мусорной свалке. Связь эта живая, трепетная, возвышенная, понятая современно. Попков тормознул на улице Горького инкассаторскую машину, приняв её за такси Шёл 1974 год.

После официального искусства сталинской эпохи, выражавшего государственную идеологию именно в произведениях Попкова вновь зазвучал авторский голос. Ему, как и Пушкину, хорошо писалось осенью. Среди ярких тому примеров — замечательное полотно «Шинель отца» (1972).

Попков Виктор Ефимович 
 (Шинель отца)

Попков Виктор Ефимович (Шинель отца)

Исполнил ряд картин по впечатлениям от поездок. Цвет картины, угнетенно-зеленый, напоминает цвет солдатских шинелей. Урбанистическая красота неоново-нейлоновых 1960-х полиняла и оказалась пустышкой. Особенно вдохновляла его Сибирь, где он был в Братске и на Иркутской ГЭС и целина.

Отцы и дети. Впрочем, красивую жизнь они тоже, скорее всего, никогда не видели, разве что в кино. Карл Фридман вспоминал, как однажды Попков пришел к нему в этой шинели и сказал: «Знаешь, я сегодня рисовал и плакал».

Шинель отца, Роман Сорокин, 1976

Точнее, усталость, смешанная с гордостью. Но он не понимает, что сделал уверенные шаги на пути к фатальному финалу. Виктор Попков, как и Пушкин, был стремительно-вдохновенным и очень эмоциональным. Это простой и страшный фильм о войне, трагизм которого заключен уже в магии отстраненного взгляда в минувшую эпоху «без драматургии, без сюжета» (по выражению одного из персонажей). В картине выражены сокровенное личное переживание, благодарная память об ушедших, неразрывная связь и духовное родство поколений. Тема последствий войны не оставляла художника и в этой картине он задает вопрос своему поколению: достойно ли оно подвига отцов, по плечу ли его современникам эта солдатская шинель. Некоторые искусствоведы видят в «Шинели отца» отголоски былых споров о связи поколений.

Однако семейные тайны ремесла не заслоняют влияний и других творческих традиций. Я помню имя моей классной руководительницы – Серафима Петровна Полетаева и фамилию директора – Шибанов. Элементы «цирка» в канве сугубо драматического высказывания использование стилистики гиперреализма вызывают отчетливые ассоциации с фильмами Германа-старшего, с «Проверкой на дорогах» особенно. В картине нет ни героя, ни антигероя. Именно вот таким образом в автопортретах художник выступает двойником настроений своего времени, окружающего мира. Среди них одно из центральных произведений «сурового стиля»— «Строители Братска» (1960—1961 также известна как «Строители Братской ГЭС»234). Воспоминаниями проходят бесплотные тени вдов, витающие на дальнем плане картины.

Сюжет, казалось бы, так прост. «Последний поезд», возможно, помимо воли автора, полемизирует со стереотипами изображения войны, сложившимися в последние годы, когда стали появляться фильмы о войне в Чечне. Однако начать мне хочется всё же с Лоскутного одеяла- с вещей и символов. Пушкин.

Замысел картины был подсказан режиссеру известным немецким киноведом Гансом Шлегелем. Вот таким образом уже не сам по себе, а в себе содержа нечто большее, выходящее за авторское «я», автопортрет, еще сохраняя портретный облик автора, обогащается его прозрениями мира, рисующими реальную картину эмоционально-психологического состояния человека. Однако начать мне хочется всё же с Лоскутного одеяла – с вещей и символов. Жил в Москве.

В череде попковских автопортретов «Шинель отца» — во многом итоговая работа этого жанра. Как и все "шестидесятники", Виктор Попков много ездил по стране. В картинах «После работы», «Приезжайте к нам на дачу», «Воскресенье» изображен сам Попков и в то же время уже не Попков, а лишь человек иногда близко, но чаще отдаленно с ним схожий.

  1. "Война — преходяща, а лирика — вечна"
  2. Нашлось результатов: 0 (0, 00 сек)

Директор Шибанов, как и мой отец, был фронтовиком. Как такое могло произойти. Работа окончена- одна из таких картин. Итак, конец 1950-х – начало 1960-х – в советском искусстве появляется интересное явление под названием суровый стиль. И эти два события по прихотливой логике ассоциаций сопоставлены с судьбой немца военврача, прибывшего последним поездом на передовую как раз накануне отступления и в итоге сгинувшего без следа» (см. Художник устало закрыл глаза, а за окном- тёмная, неласковая громада ночной Москвы- с высоткой МИДа и узнаваемым силуэтом Киевского вокзала.

В контрасте с ним звучит скорбно-малиновый, сообщающий сцене трагический оттенок. В моде- осенние мотивы, ретро-старина, стихи, разговоры о высоком Мастеру было чуть за сорок. Однако же- сон, переутомление, депрессия. Он как бы представительствует от лица современности. У шинели был неповторимый сырой и едкий запах. А также – трагическое мироощущение, печать обреченности, лежащая на героях и мире.

Там белым-бело. Рассеянно слушая жалобы водителя на недуги, перенесенные им в прошлом (излюбленная тема беседы с медиками), доктор созерцает скучный чужой ландшафт за окном машины, трясущейся по бездорожью.

"Война — преходяща, 
а лирика — вечна"

Картины Джотто – это уже не скольжение взглядом, но сложное иной раз, мучительное постижение. Урбанистическая красота неоново-нейлоновых 1960-х полиняла и оказалась пустышкой. Картина — нечто большее, чем личное воспоминание. Он парадоксально делит персонажей «поперек традиции»: не на русских и немцев, а на «варваров» (тех, кто стреляет, убивает, несет смерть увы, в их числе — группа партизан) и тех, в ком нет жажды убивать. Поводом для картины послужила шинель отца его жены. А советское правительство, стремясь замять скандал, поспешило присудить художнику, которого не очень-то жаловало, Государственную премию СССР (посмертно). Машина с убийцей сразу же скрылась с места преступления.

Новые герои были без пафоса, без красивых жестов и античной стати. Космос, Гагарин, Вселенная – гордость. (Напомню, что одиозный и неоднозначный социалистический реализм включал в себя ряд направлений и ответвлений ибо сам по себе являлся не стилем, но методом). Вместе с тем, Попков всё чаще испытывает усталость- кто-то, наверное, скажет, что во всём оказалась виновата Советская власть, принуждавшая, угнетавшая и давившая. Впрочем, красивую жизнь они тоже, скорее всего, никогда не видели, разве что в кино. – И. З. ) бабушка вместе с матерью, тогда еще в младенческом возрасте, были сняты с поезда, отправлявшегося в Германию, неким немецким офицером.

Родился 9 марта 1932года в Москве в семье рабочего. Фронт отступает, ситуация на грани паники и потери контроля, раненых спешно эвакуируют. Надо сказать, что такой проблемы для Попкова не существовало. Навязчивый звуковой лейтмотив кашля и визуальный размах заснеженной лесостепи, в тумане которой потерялись люди, оторвавшиеся от огромных социальных конгломератов (армий, народов), неожиданно превращают экран в почти условное пространство экзистенциального тупика.

Я любил прижиматься лицом к влажной шинели отца, когда вечерами он приезжал с работы. Теперь она находится в собрании Третьяковской галереи. Вот таким образом неслучайно на фоне появились фигуры из цикла «Мезенские вдовы» и цветок из «Северной песни», вспыхнувшие, как огнем, рядом с серовато-зеленой шинелью. Вновь прибывший, да еще такой штатский с виду человек, никому не нужен. Когда его арестовали, он был заместителем военного прокурора Москвы.

И всё это – на русском, деревенском исконно-посконном фоне. В ноябре 1974 года инкассатор выстрелом в упор убил художника Виктора Ефимовича Попкова. Новые герои были без пафоса, без красивых жестов и античной стати.

Работа окончена – одна из таких картин. Повествование в его картинах разворачивается как бы «от первого лица». Офицера встречают.

Попков тормознул на улице Горького инкассаторскую машину, приняв её за такси Шёл 1974 год. Мы тут – первые. Депрессивный колорит ещё больше подчёркивает безотрадность бытия. Вечную проблему война решила по-своему, оставив детей без отцов. «Последний поезд» — фильм, над которым витает тень отца автора.

преобладание автопортрета в ряду других жанров не случайно и, возможно, даже показательно.

На одном из них осталась фраза: "Трагичность радостная". С метаниями от агрессивного атеизма до истовой веры в Бога. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.

Взлетом в творчестве Виктора Попкова считается цикл "Мезенские вдовы". Есть завязка, занимающая полфильма и естьсильный, выразительный финал.