Шишкин Лесные Дали Описание

Картина Ивана Шишкина Лесные Дали: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Картина Ивана Шишкина Лесные Дали: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.

Сочинение по картине Шишкина Лесные дали

Те, что в тени, – темные, а со стороны окна – совсем светлые. Вместе с большой золотой медалью он получил право поехать за границу. Зритель словно стоит на пороге того мира, который окружает его и в котором все ему доступно и близко (принцип активного композиционного построения, словно бы сталкивающего зрителя с жизнью изображенной художником и уничтожающего воображаемую преграду между пространством реальным и живописным, был применен Репиным, Суриковым, Серовым в произведениях тех же 1880-х гг. ). И. И. Шишкин создавал свои пейзажи в годы, когда Суриков работал над созданием «Боярыни Морозовой», когда Репин уже написал «Крестный ход в Курской губернии» и мощную по живописи картину «Иван Грозный и царевич Иван», совершенной в своем живописном решении – когда Крамской требовал «живописи живой и разительной», Но развитие стремительное русской художественной культуры нуждалось в большем. Вдали виднеется озеро.

Ничто не нарушает тишины этого удивительно красивого зимнего дня. Проселочная дорога вьется среди полей и теряется вдали. На горизонте видны поросшие хвойными деревьями невысокие горные хребты.

Никогда еще Шишкин не писал такого неба и такого, наполненного воздухом, пейзажа. Картина Шишкина «Лесные дали» по песенной своей красе непревзойденна, в этой картине художник изливает как бы безграничную любовь к своей родине. Цвет неба переходит из сине-голубого в нежно-розовый у горизонта.

Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. На горизонте видны поросшие хвойными деревьями невысокие горные хребты. В 1861 году он отправился в Мюнхен, в 1863 перебрался в Цюрих, затем – Дюссельдорф. Зритель ощущает запах озерной воды, прохладу легкого ветра в жаркий солнечный день. Предполагается, что «сюжет» картины подсказал автору передвижник К. Савицкий. Вторая картина – «Лесная глушь» – более целостна. Могучая, полная богатырских сил природа, богатый, привольный край.

Был похоронен на Смоленском православном кладбище2. «Туман в сосновом лесу» имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены.

Описание картины 
Шишкина Лесные дали

Описание картины Шишкина Лесные дали

Оно будто подчеркивает прелесть и лучезарность земной природы. Там на горизонте посреди темной зелени протянулась маленькая полосочка лесного озера. Озеро отражает солнечный свет, озаряя картину каким-то необыкновенным умиротворением. «Полдень в окрестностях Москвы» Пейзаж не характерен для творчества Шишкина. Чувствуется глубина оврага, глушь. На дальнем плане композиции — маленькое горное озеро.

Он попробовал смешивать краски, чтоб получить полутона, Это оказалось не так просто. Взамен этого он много работал с натуры то в ближайших окрестностях Петербурга, то среди суровой природы на острове Валаам (в северной части Ладожского озера). Лишь в центре виднеется озеро, разрывающее господство могучего леса. После вступления в действие нового устава академии, в 1892 году был приглашён руководить её учебной пейзажной мастерской, но по различным обстоятельствам исполнял эту должность недолго. Кстати именно за «Вид в окрестностях Дюссельдорфа», посланной в Россию в качестве своего рода отчёта, Иван Иванович Шишкин получил право называться академиком. Он, как гордый богатырь, ожидает поединка со стихией.

Сочинение по картине 
Шишкина «Лесные 
дали»

Сочинение по картине Шишкина «Лесные дали»

Это ранее утро, которое опускается на нетронутую, девственно чистую природу уральских гор. Окончив 5 классов гимназии, поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Однако отец Шишкина выделялся из этой среды широкими культурными интересами.

Интересно отметить, что эта картина Шишкина рассматривалась самим автором как этюд. Сложные противоречия русской художественной жизни проявились в том, что Шишкин, член Товарищества передвижных художественных выставок, за картину «Лесная глушь» был признан Академией художеств профессором (хотя реализм Товарищества передвижников был враждебен академическим воззрениям). Справа темнеет непроходимая чаща леса. Эти черты свойственны картине «Ручей в лесу» (1880) и еще более – картине «Среди долины ровныя. » (1883, ее названием служит первая строка стихотворения А. Ф. Сочной травой, Излюбленный художником предметный план с папоротниками, разорванной корневищами, сырой зверьком землей, на переднем плане и мухомором, контрастирующий с торжественным и гулким лесом, – все это внушает чувство упоения красотой материальной жизни природы, энергией произрастания леса. Неподвижна кудрявая зелень дуба-великана.

Описание настроения 
картины Лесные дали

Описание настроения картины Лесные дали

Ее стремительный полет дополняет гордое великолепие ландшафта. Но облачное небо уже начинает светлеть. Неподвижна кудрявая зелень дуба-великана. Ярослав увлекся. Истинной ценностью произведения явилось прекрасно выраженное состояние природы. Весь пейзаж залит рассеянным светом восходящего солнца. Он и на фотографиях, портретах удивляет своей былинной фигурой и богатырской осанкой.

Шишкина «Лесные дали» восхваляет красоту уральской природы. Вот справа стоит одинокая сосенка, качающаяся на ветру и потрепанная неблагоприятными погодными явлениями. Он мог создать несколько выдающихся произведений – картины «В лесу графини Мордвиновой.

Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Хочу запомнить и свет и цвет и линии. » Не тогда ли он «подсмотрел» эту свою работу. Сосны не только верно изображены, не только похожи, но красивы и выразительны. Небо на картине огромно, необозримо и занимает большую часть композиции.

Но там он был просто ошеломлен, растерян и повержен громадой впечатлений. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Стилистика этой картины похожа по духу на романтическую живопись Архипа Ивановича Куинджи. В 1860 году Шишкин блестяще, с Большой Золотой медалью заканчивает Академию художеств.

Тогда он взял чистый картон и стал осторожно накладывать зеленые мазки-листья. Лишь одинокая сосна- «мечтательница», грезит о другом, светлом и радостном мире. В лесу всё замерло. Художник заставляет зрителя любоваться тонким сочетанием темных силуэтов стволов, молочно-серой пелены дождя и серебристых приглушенно-серых оттенков зелени.

Трудно назвать людей, которые писали природу так же хорошо, как художник Шишкин. Вместе с ними выставляются и произведения другого «масштабного», на сей раз исторического, живописца – В. И. Сурикова, картины которого тоже в своё время подвергались разрушительной критике за «скученность» (везде у него – толпы людей, бессистемно заполняющих пространство). Природа насыщена сырым воздухом. В 12 лет был определён в ученики 1-й казанской гимназии, но дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856). Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник. Это было открытие, в котором ему виделся ключ к заветным тайнам. Это указывает на то, какие высокие требования предъявлялись в то время к этюду. На переднем плане видна заснеженная лесная поляна. В их число входит и «Сосны, освещенные солнцем», где убедительно и задушевно передана общая атмосфера, подкупающая нас новым цветовым решением.

Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне— Гатчинский район Ленинградской области). Они выделяются на фоне соседних деревьев. С той поры он нередко предпринимал путешествия с художественной целью по России, почти ежегодно выставлял свои произведения сначала в академии.

Описание картины 
Ивана Шишкина «Лесные 
дали»

Описание картины Ивана Шишкина «Лесные дали»

Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса. Общий холодный тон картины как бы несет в себе дыхание северного лета. Если первый план выписан подробно, то самый дальний пейзаж теряет четкость, размыт. Она как будто чужая здесь и ей совсем не рады. Так, он умеет рисовать без прикрас, в точности передавая реальность.

Наперекор лютым морозам, ветрам и снегам, она растёт там, где ничто расти не может. С 12 лет обучался в 1-й казанской гимназии. Лишь в центре виднеется озеро, разрывающее господство могучего леса. Тени от деревьев очень длинные и темные, художник изобразил их почти чёрными. Опушка его буквально купается в лучах благодатного летнего солнца.

Мощный ствол его никогда не согнется под ударами ветра. Приближается страшная гроза. Может не быть дивана, на котором он спит, – подумаешь и на раскладушке неплохо спать, может не быть письменного стола, за которым он делает уроки (ну и что – и за обеденным можно решать задачки и писать упражнения по русскому языку) и даже без радиоприемника можно обойтись, а вот чтоб без Лесных далей – нет уж. За присланную в Санкт-Петербург картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» Шишкин получил звание академика.

Взамен этого он много работал с натуры то в ближайших окрестностях Петербурга, то среди суровой природы на острове Валаам (в северной части Ладожского озера). Картина сразу покоряет национальными особенностями русского пейзажа – величавой своей красотой, силой и крепостью. Но это цвет не летнего заката. Весь пейзаж залит рассеянным светом восходящего солнца. Мастерство художника показало множество оттенков снега. Первое, что бросается в глаза – контраст неба и поля, голубого и желтого цветов. Глубокая предгрозовая тишина царит в природе.

Тонкая зеркальная гладь отражает хмурое небо с летящими по нему облаками. Художник (Шишкин) выделил больше места для неба, наверное, потому, что снопы и так очень яркие. Таким образом, Иван Шишкин передал всю мощь многолетних сосен. Он, как гордый богатырь, ожидает поединка со стихией. Проселочная дорога вьется среди полей и теряется вдали.

  1. Шишкин Лесные Дали Описание Картины
  2. Презентация на тему: Иван Иванович Шишкин – выдающийся художник-пейзажист, воспевший красоту русского леса
  3. Самые знаменитые картины Шишкина
  4. По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Но передний план разработан в картине с обычной для Шишкина тщательностью. А на макушке сосны снег схож с облаками и они будто беседуют между собой. Человек вырубил деревья, обработал землю и посадил рожь, что дает ему пищу. кажется прогретой до самого дна.

Если вы из тех людей, у которых хороший литературный вкус, то вспомните стихотворение Бунина «И цветы и шмели и травы и колосья», которое звучит очень по-шишкински. Это его царство и тут он не имеет соперников, он – единственный". В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь». Они придают картине свою величавость, размеренность, широту.

  • Описание картин Шишкина и его художественного стиля
  • Вид вокрестностях Дюссельдорфа, 1865
  • Сосны, освещенные солнцем, 1886

Но стремительное развитие русской художественной культуры нуждалось в большем: Шишкин создавал свои пейзажи в годы, когда Крамской требовал «живописи живой и разительной», когда Репин уже написал «Крестный ход в Курской губернии» и мощную по живописи картину «Иван Грозный и царевич Иван», когда Суриков работал над созданием «Боярыни Морозовой», совершенной в своем живописном решении. Кажется тьма тяжелее света, она сгущается и оседает в пропасти. Цвет неба переходит из сине-голубого в нежно-розовый у горизонта. На вершине, с которой показан вид сверху нет сосен, здесь только трава, цветы и камни.

Шишкин Лесные Дали 
Описание Картины

Картина «Лесные дали» при всей доходчивости сюжета отличается виртуозной техникой исполнения и убедительностью образов. Все эти Клодты, Боголюбовы и прочие — мальчишки и щенки перед ним. Лермонтов буквально в мгновение ока перевёл это стихотворение по просьбе князя Вяземского. Впоследствии оттиски с досок, служившие для этого альбома, подправленные и несколько переделанные, были изданы Марксом (с прибавкой нескольких других офортов) в виде нового альбома. Работа была написана через год, в 1878, а на обратной стороне ее эскиза автор написал: «Простор, раздолье, рожь, русское богатство, Божья благодать».

Как хорошо. Борьба с технической частью искусства – тайна развития таланта». Следует отметить, что лирическое творение Михаила Юрьевича Лермонтова «Сосна» — это вольный перевод стихотворения немецкого поэта Генриха Гейне.

Мрачные тени от туч побежали по равнине темными волнами. Кажется, у леса нет конца и края и он тянется вдаль на многие километры. Характерный пример этого составляет одна из его ранних картин «Рубка леса» (1867). В «Полдне» Шишкин был еще связан с венециановской традицией и в полужанровом мотиве и в композиционном решении картины. Сосны не только верно изображены, не только похожи, но красивы и выразительны. Все эти Клодты, Боголюбовы и прочие — мальчишки и щенки перед ним. И когда он перед натурой. Внизу густой хвойный лес, который выглядит как темно-зеленое покрывало, укрывшее землю.

заданный автором Lera лучший ответ это Лесные дали (1884)Шишкин "Лесные дали"Эта насквозь поэтическая картина, словно рифмующаяся с высокими стихотворными строчками, представляет зрителю лесные просторы малой родины художника. Особого внимания заслуживают небольшие картины Шишкина с изображением дубов: «Дубки» (1886), «Дубовая роща» (1886), «Дубы. Природа здесь первозданная, в нее никто не вторгается и не пытается, как то ее изменить.

В картинах «Лес весной», «Лесные дали» (обе 1884 г. ) или «Туманное утро» (1885) Шишкин обращается к переживаниям человека пейзажные образы напоминают зрителю о том душевном волнении, которое он сам испытывал, присматриваясь к природе, улавливая ее далекие, чистые голоса. Приближается страшная гроза. Он тонко чувствует природу и воспевает ее красоту. Особенно ярко проявилась его творческая зрелость в двух картинах 1872 года – «Сосновый бор» и «Лесная глушь». И всюду, куда ни кинешь взор, колосятся созревшие хлеба. Брался ли он за изображение соснового или елового леса, отдельные сосны и ели, точно так же, как и их совокупность, получали у него свою истинную физиономию, без всяких прикрас или преуменьшений, — тот вид и с теми частностями, которые вполне объясняются и обуславливаются почвой и климатом, где художник заставлял их расти.

Могучая, полная богатырских сил природа, богатый, привольный край. Снег не чисто белый. Вдалеке этот лес превратился в синеватый массив. Что вы можете сказать о ней. С 1852 по 1856 год Шишкин обучался в Московском Училище живописи и ваяния. Прогретой до самого дна кажется и вода железистого ручья, вытекающего из-за деревьев.

Тогда это будет не их дом, а совсем чужой. Он и на фотографиях, портретах удивляет своей былинной фигурой и богатырской осанкой. Мрачные тени от туч побежали по равнине темными волнами. Вид на равнину открывается с возвышения, вот таким образом взору зрителя открываются чудные дали.

Все вокруг погружено в зимний сон. Дорога, поворачивая, врезается в гущу хлебов и они тотчас скрывают ее. Если в картинах «Святой ключ близ Елабуги» и «Дубовая роща» (обе 1886 г. ) он дал прекрасные образцы своей годами выработанной живописи, точно определенной в цвете, верно характеризующей предметный мир, с краской, положенной плотным слоем, то в том же 1886 году он создал совсем иное, чудесное произведение – «Сосны, освещенные солнцем».

В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. По своим изобразительным особенностям картина «Полдень» занимает особое место в творчестве художника, являясь одним из лучших его произведений. Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким. Полное замороженное безмолвие. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.

Только птицы могут быть по-настоящему свободными. Точно определенной в цвете, Если в картинах «Святой ключ близ Елабуги» и «Дубовая роща» (обе 1886 г. ) он дал прекрасные образцы своей годами выработанной живописи, с краской, верно характеризующей предметный мир, положенной плотным слоем, то том в же 1886 году он создал совсем иное, чудесное произведение – «Сосны, освещенные солнцем». При Третьякове она была выставлена в залах галереи на мольберте. Всю жизнь он изучал русский, преимущественно северный лес, русское дерево, русскую чащу, русскую глушь. Свет приобрел большую роль в произведениях Шишкина (и не только в живописи, но ив его рисунках 80-х гг. ) – он оживляет цвет, вызывает к жизни все богатство его тонов.

Зритель ощущает запах озерной воды, прохладу легкого ветра в жаркий солнечный день. Небо в картине бледно-голубое, прзрачное, легкое, с еле заметными облачками, светлеющее к горизонту и чуть тронутое золотистым налетом. «Утро в сосновом лесу». Как-то внимание его привлекла стоящая на подоконнике герань с розовым бутоном. На скале, среди снега и тьмы, одиноко стоит могучая сосна.

Сильные искривленные стволы, верхушка, которая тянется в небо, подсознательно навеивает ассоциацию с песней «Сосны» одной из украинских рок-групп. И. Н. Крамской отчетливо сознавал историческое место Шишкина. Сложные противоречия русской художественной жизни проявились в том, что Шишкин, член Товарищества передвижных художественных выставок, за картину «Лесная глушь» был признан Академией художеств профессором (хотя реализм Товарищества передвижников был враждебен академическим воззрениям). Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу». Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. Кажется, будто исполины тяжелой размеренной поступью шагают по степи.

Эти медведи с некоторыми различиями в позах и в количестве (сначала их было два) фигурируют во всех подготовительных и набросках эскизах Шишкина. Картина И. И. Но стремительное развитие русской художественной культуры нуждалось в большем: Шишкин создавал свои пейзажи в годы, когда Крамской требовал «живописи живой и разительной», когда Репин уже написал «Крестный ход в Курской губернии» и мощную по живописи картину «Иван Грозный и царевич Иван», когда Суриков работал над созданием «Боярыни Морозовой», абсолютной в своем живописном решении.

«На севере диком» 1883 Одиночество. Эстетика в то время понималась по-иному, нежели простое копирование «натуры», несмотря на то, что участь художника определялась исключительно как возможность «копировать». Лейтмотивом прославленной картины 1889 года является туман в сосновом лесу.

Картина Шишкина «Лесные дали» по песенной своей красе непревзойденна, в этой картине художник изливает как бы безграничную любовь к своей родине. Все свои художественные помыслы он направлял на изображение природы, для этого он постоянно ездил в парк Сокольники на этюды, штудировал натуру. Солнце постепенно поднимается надо горизонтом, но его скрывают легкие тучи. Только птицы могут быть по-настоящему свободными. «Рожь» дает уже чисто шишкинское ощущение широкого размаха русской природы.

Широкая, простирающаяся до самого горизонта равнина (художник специально располагает пейзаж вдоль вытянутого холста). Шишкин родился в 1832 году в г. Елабуге, среди нетронутых и величественных лесов Прикамья, которые сыграли огромную роль в формировании Шишкина-пейзажиста. Крамской) академического направления. На вершине, с которой показан вид сверху нет сосен, здесь только трава, цветы и камни.

Кажется, что сосна смотрит на Луну. Почерневшие стволы дубов буквально окутаны влагой, по дорогам струятся потоки воды, капли дождя пузырятся в лужах. Получалось что-то похожее и непохожее. Шишкин изображает его не издали, но забираясь в самую чащу, движимый стремлением изучить его «изнутри», во всех многочисленных деталях. Картина написана в холодной серебристо-зеленой гамме. Зритель словно стоит на пороге того мира, который окружает его и в котором все ему доступно и близко (принцип активного композиционного построения, словно бы сталкивающего зрителя с жизнью изображенной художником и уничтожающего воображаемую преграду между пространством реальным и живописным, был применен Репиным, Суриковым, Серовым в произведениях тех же 1880-х гг. ).

Скорее всего, появление в этих местах человека редкое явление. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Ф. Диде и А. Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа»— картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербурге кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. С юности им владела страсть к живописи и в 1852 году он покидает родные места и едет в Москву, в Училище живописи и ваяния. Воплощением достижений Шишкина в 80-х годах явилась картина «Бурелом», созданная в 1888 году (показанная впервые на XVI выставке Товарищества передвижников, она называлась «Бурелом. Я думаю, что это единственный у нас человек, который знает пейзаж ученым образом. За присланную в Санкт-Петербург картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» Шишкин получил звание академика.

Ощущение полета и невесомости мечтает почувствовать наверно каждый человек. Биограф Шишкина писал, что до него никто так красиво не писал природу:. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного художника.

Кажется, нет такой силы, которая может её свалить, обломить, согнуть. Озеро отражает солнечный свет, озаряя картину каким-то необыкновенным умиротворением. Глубокая предгрозовая тишина царит в природе. Но движение продолжают высокие сосны, выстроившиеся в ряд вдоль дороги. В их числе «Сосновый бор» (1872), отмеченный в свое время Крамским как «лучшее и характернейшее произведение русской школы», картина «Лесные дали» (1884) и многие другие. Солнечный свет золотит стволы деревьев, рассыпается яркими зайчиками по траве. Их мощные стволы темнеют на фоне ярко-белого снега. Она изображает любимый мотив Шишкина – густую лесную чащу.

На первом плане несколько столетних сосен-исполинов. Лес просто утонул в сизой дымке утреннего тумана. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20)марта1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Всю жизнь он изучал русский, преимущественно северный лес, русское дерево, русскую чащу, русскую глушь. Волнующееся поле спелой ржи словно налито золотом, отливающим тускловатым блеском. Слайд 6 «Ручей в лесу» (1880) Родной земли прелестный уголок.

Картину повесил на свое место и посматривал на нее теперь с завистью и смущением. Постоянная работа на натуре развивала в Шишкине понимание природы.

Зимний лес на этой картине скован морозом, он как будто оцепенел. В этих картинах, а также в картинах Полдень в окрестностях Москвы, Сосны, освещенные солнцем, Утро в сосновом лесу и многих, многих других, русская природа предстает перед нами в том понимании и восприятии, которые веками складывались в народном сознании и удивительно соответствуют представлениям самого народа об окружающем его могучем изобилии бесконечно просторного зеленого мира, среди которого вырастали и трудились бесчисленные поколения русских людей. К числу лучших произведений Шишкина относится и картина «Сосны, освещенные солнцем» (1886, этюд). Природа дана здесь Шишкиным как бы в своей благорасположенности к человеку. Перед человеком, смотрящим на картину, открывается удивительной красоты пейзаж. Оно словно расширяет это пространство и оживляет пейзаж.

просто поле, лес, реку, – и они у него выходят так же красивы, как и швейцарские виды. Там он не мог сосредоточиться на чем-то одном, глаза разбегались, мысли рассеивались. С 1857 продолжил образование в Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге. Характерно, что в ряде его картин этого периода появляется изображение человека. Однако трактованы они с большей живописной свободой.

В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой». Он и на фотографиях, портретах удивляет своей былинной фигурой и богатырской осанкой. Очень скрупулёзно написано на полотне освещение. Мама очень удивилась и даже напугалась, поведение сына показалось ей странным. Именно небо, чистое и великое, является в «Полдне» главным объектом изображения. Биограф Шишкина писал, что до него никто так красиво не писал природу:.

Затем он обосновался в Дюссельдорфе, крупном центре художественной жизни Западной Европы. Палитру он не швырнул, а бережно отложил в сторону. Пронизана светом и каждая песчинка обнажившейся почвы его русла. Это его царство и тут он не имеет соперников, он – единственный. Мощное и беспомощное, высокое и малое, вековое и мгновенное (две бабочки на первом плане) образуют систему противопоставлений, далекую от назойливости и нарочитости, но подлинно выразительную в своей жизненной правде.

И исчезает грусть, Проходит безо всякого следа. Шишкин передает изумительную красоту зимнего пейзажа, спокойную и величавую. В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25.