Шишкин Мишки В Лесу Картина

История одного шедевра: «Утро в сосновом лесу» Шишкина и Савицкого

31 января 1856 года датировано письмо Ивана Шишкина, в котором он просит у «любезных Тятиньки и Маминьки» родительского благословения: «Завтра пойду к профессору, к которому должен поступать и принесу ему свои рисунки и работы и свидетельство из Московского училища о моих успехах и о прочем. Что причиной тому – звезды может так встали, может воздух или глинозем там какой особо целебный, может коллаедр повлиял, но факт остается фактом: что бы ни случилось в мире особо знаменательного – почти во всем прослеживается "рука Вятки". Эти медведи с некоторыми различиями в позах и количестве (сначала их было двое) фигурируют в подготовительных рисунках и эскизах (например, в Государственном Русском музее хранятся семь вариантов карандашных набросков Шишкина).

Писал он ее в Брянских лесах. В народе полотно негласно получило название «Три медведя» (что, впрочем, не совсем верно, ведь медведей на ней четыре). Константин Савицкий написал медведей. Но, видимо, сказалось созвучие с народной сказкой «Маша и медведи», где мишек было действительно трое.

Благодаря чему картина хорошо известна в народе, нередко— под названием «Три медведя» (хотя мишек на картине— четверо)10. В этой ситуации группа молодых перспективных историков (в моем лице) взялась таки осуществить эту попытку. Он закончил Академию в Петербурге и продолжил совершенствовать свое мастерство в Париже.

Именно так как пейзажист. К. А. Шишкин был отличным пейзажистом, но редко брался за изображения зверей на своих работах. Не умею, не могу, не буду.

Картина Шишкина 
«Утро в сосновом 
лесу»

Картина Шишкина «Утро в сосновом лесу»

Мягкая зеленая трава создает ощущение уюта и спокойствия. Шишкина, когда получил – уже две. Сам Савицкий сообщил родным: «Картина продана за 4 тысячи и я участник в 4-ю долю». История умалчивает, когда именно Гейс (Эйнем отошел от дел еще в 1876 году) договорился с Третьяковым и получил разрешение размещать на обертках репродукции картин из коллекции братьев Третьяковых.

Вместе с большой золотой медалью он получил право поехать за границу. Кои и планирую я время от времени размещать на этом ресурсе. Савицкому причиталась тысяча рублей – по тем временам приличные деньги.

Утренний туман врасплох застал резвящихся медвежат. Рекламе, как двигателю торговли, отдавалось должное. Савицкий стал соавтором картины «Три медведя». Их добавил на полотно художник Константин Савицкий, его часто называют соавтором Шишкина. Вот таким образом неудивительно, что К. А. Своим родным Савицкий сообщил: «Картина продана за 4 тысячи и я участник в 4-ю долю».

Утро в сосновом 
лесу, Шишкин, 1889

Утро в сосновом лесу, Шишкин, 1889

Именно вот таким образом в первоначальном варианте медведи в лесу отсутствовали. Медведи также обнаружили Шишкина и дописывал их Иван Иванович уже по памяти. Павел Михайловича неожиданно для себя обнаружил некоторые изменения. Когда речь зашла о гонораре, Савицкий рассчитывал на половину суммы. Затем он закончил не только училище живописи в Москве, но и академию в Петербурге. Это, наверное, самая популярная картина И. И.

Вышеперечисленные атрибуты непременно должны присутствовать в пейзажах русских художников. (На снимке фрагмент картины с увеличенной подписью в левом нижнем углу). Как известно, он учился у швейцарского анималиста Рудольфа Коллера. Но, когда картину приобрел Павел Михайлович Третьяков, он снял подпись Савицкого и авторство осталось только лишь за Шишкиным.

Эти медведи с некоторыми различиями в позах и количестве (сначала их было двое) фигурируют в подготовительных рисунках и эскизах. На заднем плане ярко мерцают в высоких кронах золотые лучи. Русский прозаик и публицист В. М. Михеев в 1894 году написал такие слова: Уйдите взглядом в этот седой туман лесной дали, в «Медвежье семейство в лесу» и вы поймете, с каким знатоком леса, с каким сильным объективным художником имеете дело. медведь или работающая женщина.

Дерево с золотом 30 см. Но Шишкина оправдали: художник всё-таки, посчитали судьи, ранимая душа. Он не написан, но его присутствие чувствуется. Свои знания он с увлечением передавал сыну. Один из них – Юлиус Гейс, один из основателей и руководителей «Товарищества «Эйнемъ» (впоследствии кондитерская фабрика «Красный Октябрь»).

Придя за причитающейся ему суммой к Ивану Шишкину, Савицкий услышал о четверти гонорара. Сам пошёл с Третьякову с требованием справедливой оплаты. При этом никого не смущал тот факт, что животных на рисунке четыре. Получалось и вкусно и познавательно.

Он так же, как и Иван Иванович, расписался на холсте. В итоге художник попал в полицию и дело могло бы принять самый серьёзный оборот. Местом написания полотна художник выбрал Брянские леса. На этом можно закончить описание картины Шишкина «Три медведя». Ночь отступает. На семейном совете пейзаж решено было дополнить лесной живностью.

Итак, начнем. Картина «Утро в сосновом лесу» была приобретена Павлом Михайловичем Третьяковым в 1889 году. Савицкий очень удачно, очень органично вписал четырех животных на поваленное дерево. В результате под картиной появилась подпись соавтора – это был Константин Савицкий. В нижнем левом углу картины (под подписью Шишкина). Оба похоронили своих жен. Обычно мы отталкиваемся либо от интерьера, где картина будет висеть, либо от бюджета.

С Шишкиным его связывали не только профессиональные (они вместе состояли в Товариществе передвижных выставок), но и дружеские и даже семейные узы – он крестил младшего сына Ивана Ивановича, названного в его честь Константином. Павел Михайлович Третьяков имел ввиду заплатить соавтору Шишкина всего лишь четверть. Реклама фабрики «Эйнем» отвечала модным тенденциям, была стильной, передовой, она развлекала и даже просвещала. Старший медвежонок, который родился предыдущей зимой, мало занимает родительницу.

Что интересно, все полотна художника частично эпичны, но монументальны – всегда. Следует заметить, что купецкая натура никогда не изменяла Павлу Третьякову. Почти сразу после покупки картина была доставлена Третьякову. Фамилия этого художника – Савицкий. Известно, что художники любят пошутить над собой.

«Утро в сосновом 
лесу» картина Шишкина

«Утро в сосновом лесу» картина Шишкина

Коллекционер П. Третьяков был не так лоялен: он купил картину у Шишкина, а это значит, что авторство его, так что никаких Савицких тут быть не может. Каждая травинка, каждый лучик солнца, каждая иголочка сосны написана Шишкиным любовно и трепетно. Видно, что медвежата сытые и веселые. Две подписи возмутили Третьякова (картина заказывалась Шишкину и покупалась как авторская) и он требует зарисовать вторую подпись.

Показать новую работу Иван Иванович захотел своему другу. Теперь неизвестно, когда было получено разрешение П. Третьякова наносить репродукции картин из его коллекции на конфеты, но на одном из фантиков, где изображена картина «Три медведя» Шишкина, стоит год – 1896 г. А только ли Шишкина. Эту же картину также знают под другими названиями — «Утро в сосновом бору» и «Мишки в лесу». Ш-н и взял на себя исполнение пейзажа. Итогом акции стал пейзаж «Сосновый бор.

Вот проснулись медвежата и медведица, развив свою бурную деятельность.

А в 1896 г. в ассортименте появилась новинка – сладость «Мишка косолапый» из покрытых шоколадом вафель, между которыми была начинка из пралине – растёртого миндаля, какао-бобов и сахара. Но главная изюминка полотна — это озорные медвежата. О следствии моего представления я вас извещу — не знаю порадует ли меня или опечалит». А, точнее, художники. На что Третьяков отреагировал незамедлительно. Производство быстро набирало обороты. В результате животные получились у Савицкого настолько удачно, что он расписался на картине вместе с Шишкиным. Есть экскизы Шишкина c мишками.

Утро в сосновом 
лесу или как мишки 
стали знаменитыми

Утро в сосновом лесу или как мишки стали знаменитыми

В том же году он познакомился с молодой художницей Ольгой Лагодой. Приобретя картину, Павел Михайлович Третьяков снял подпись Савицкого, оставив авторство за Шишкиным, «ведь в картине, – говорил Третьяков, – начиная от замысла и кончая исполнением, всё говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственным именно Шишкину».

Недаром знающие охотники зовут его пестуном – воспитателем при младших медвежатах. Савицкий пришел в мастерскую. Мох покрывает вырванные корни дерева и упавшие сломленные ветки. Медвежат он нарисовал очень удачно. Да и в эскизах к картине «Утро» медведи присутствуют. Ученый-биолог описывал бурого медведя вятской линии как «крепко сбитое животное с правильным прикусом и хорошо стоящими ушами».

На картине «Утро в сосновом лесу» раскрывается мастерство реалистичного изображения и его качество, причем во многом опережающее современную цифровую технику. 3 месяца художник жил в шалаше, дабы почувствовать единение с природой. На Вятку, в Омутнинский уезд и подался Шишкин в поисках идеального животного. Причём не каких-нибудь там коров, котиков или собачек, а свирепых «хозяев леса», которых – это вам любой охотник подтвердит – весьма затруднительно изобразить с натуры, так как медведица в клочья порвёт любого, кто рискнет приблизиться к её медвежатам. А предприимчивые немцы изобретали новые способы привлечь внимание покупателей.

«Там-то, на природе, мы и учились по-настоящему На природе мы учились, а также отдыхали от гипсов», – вспоминал Шишкин. Ее обломок с засохшей кроной падает в овраг справа. Иногда полотно также называют «Утро в сосновом бору», но это ошибочное название. Изначально это должны были быть зайцы, однако они бы не добавили картине «мощи» и «силы».

И вот теперь выясняется, что медведицу с медвежатами написал не сам Шишкин, а «какой-то там» Савицкий, который, как считал сам Третьяков, абсолютно не умел работать с цветом – все его полотна получались то нарочито яркими, то какими-то землисто-серыми. Продукция получала призы и награды на выставках. Также фабрика выпускала шоколад «Три медведя» с картиной «Утро в сосновом лесу», при том что мишек на картине и обёртке было четыре.

Выписывает стоящий между вековыми стволами туман. Когда он платил за картину – на ней стояла одна подпись – И. И. Это стало поводом для рождения ещё одного названия картины, которое бытовало и до сих пор бытует в народе — «Три медведя». Это ещё не всё. Шишкин счел долгом не только поделиться гонораром (из четырех тысяч рублей, полученных от Третьякова, отдал Константину Савицкому тысячу), но попросил Савицкого оставить на полотне свою подпись.

Третьяков, как пишет в своих воспоминаниях Н. А. Мудрогель «Пятьдесят восемь лет в Третьяковской галерее», тут же потребовал себе французского скипидара и стер подпись. Предположительно, замысел картины был подсказан Шишкину Савицким, который позже выступил в роли соавтора и изобразил фигуры медвежат (по эскизам Шишкина). И вскоре ни один праздник не обходился без знаменитых шоколадных конфет с вафлей внутри. Вокруг «Утра в сосновом лесу» немало мифов, еще больше критических замечаний. «Штуковиной» и было «Утро в сосновом лесу». А потом над ними пронеслись другие трагедии.

Ствол переломлен пополам и его верхушка перекинута через овраг. Шишкин, покоряясь воле Создателя, считал, что беды открывают в нем художественный дар. Затеял я как-то картину с медведями в лесу, приохотился к ней. Правда называлась она иначе – «Медвежье семейство в лесу».

Описание картины 
«Утро в сосновом 
лесу»

Описание картины «Утро в сосновом лесу»

Лисички, зайчики и прочая живность – увольте. На озере Селигер разместился островок Городомля. Или, например, набор печенья «Москва будущего»: в каждой коробке можно было найти почтовую открытку с футуристическими рисунками о Москве XXIII века. Так неуверенно и робко писал Иван Шишкин. Третьяков купил этот пейзаж в мастерской Шишкина. Настроение просыпающейся природы передано зелеными, голубыми и солнечно-желтыми красками.

Ведь он частенько рисовал животных своему маленькому сыну Георгию (будущему художнику). Утро». Видов багета у нас более 5000, вот таким образом подобрать нужный не составит труда. Во всей работе чувствуется рука И. Шишкина. Этот "дефект" можно увидеть на картине в музее даже сейчас.

Конечно точной информации по этому поводу, практически нет историки разводят руками. Третьяков, как пишет в своих воспоминаниях «Пятьдесят восемь лет в Третьяковской галерее» Н. А. Мудрогель, тут же потребовал себе французского скипидара и стер подпись. Символизм иносказательность, социальный протест, развивающееся демократическое искусство. Он уже большой, многое знает и умеет. Этот поступок он объяснил так: «начиная от замысла и кончая исполнением, всё говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину».

Он и не подозревал, что полвека спустя будет назван народным, «царем леса», выдающимся художником своего времени, национальным сокровищем русского искусства. А вот деревья, растительность он писал блестяще. В общем, надпись была стерта и «Утро в сосновом лесу» стало считаться одной из ключевых картин в творчестве одного из самых выдающихся российских пейзажистов. Жена Шишкина посчитала, что полотно без динамики, после чего было решено добавить туда лесных обитателей. Всеми обожаемых мишек рисовал Константин Савицкий.

Первоначально планировалось «пустить по полотну» зайцев, однако их малые габариты вряд ли сумели бы передать мощь и силу российского леса. Раньше считалось, что Шишкин, несмотря на его довольно весомые успехи в анималистической живописи, был не в состоянии изобразить медведей, так что просто эксплуатировал беднягу Савицкого и даже не разрешил тому подписаться на картине. Большой талант он ценил и у своего друга. Но на самих этикетках серии «Русские художники» находим дату: 1896 год. Скипидар.

Прорисовывает корни поваленной сосны. Говорят, что именно он подсказал саму идею для этой картины.

Утро в сосновом лесу, Шишкин – обзор картины

Максимум – корову, а она здесь абсолютно неуместна. Прохладный утренний воздух сине-зеленого цвета, слегка замутненный и туманный. Но вот сам факт присутствия рядом с великим Шишкиным фамилии «посредственного» Савицкого автоматически снижал рыночную стоимость картины и снижал порядочно. Глава семейства, большая медведица, вывела на прогулку своё потомство. «Утро в сосновом лесу» – это еще одно подтверждение осязательности полотен Шишкина, ведь прохладный воздух можно даже почувствовать. За мощными вековыми деревьями, сквозь которые пробивается солнечный свет, чувствуется глубина оврагов.

Павел Михайловича неожиданно для себя обнаружил некоторые изменения. Но эта история имеет «сладкое» продолжение. Очевидно, мастер — специалист леса далеко не так силен в изображении животных.

дорога, уходящая вдаль 2. Утро». Уже тогда он выбрал тему жизни: «Люблю я по-настоящему русский лес и только его пишу. Выбирать пришлось из трех фактурных представителей фауны: медведя, кабана и лося.

Самое знаменитое полотно мастера – Утро в сосновом лесу. Авторы на секунду заглянули в святая святых леса. Но все забывалось летом на пленэрах. Итог его пребывания там — пейзаж «Сосновый бор.

В любом случае, как-то Шишкин пригласил Савицкого в мастерскую посмотреть, какую он «отмахал штуковину».

Картина «Утро в 
сосновом бору»: 
описание и история

Картина «Утро в сосновом бору»: описание и история создания

Сидел он как-то в Мюнхенской пивной, выпив около литра мозельского вина. Сам Савицкий сообщил родным: «Картина продана за 4 тысячи и я участник в 4-ю долю». Они изображены такими веселыми, беззаботными, такими «живыми», что сразу становится ясно — художник относился к лесу и его обитателям с большой любовью и трепетом. Для начала: Как известно, многие эпохальные события в мировой истории неразрвыно связаны с городом Вятка (в некоторых версиях – Киров (который Сергей Мироныч).

Отбор произвели методом отсечения. С 12 лет обучался в 1-й казанской гимназии.

На самом деле художники дружили, а медведи появились уже после того, когда последний сказал, что полотно нединамично. Третьяков, как пишет в своих воспоминаниях Н. А. Мудрогель «Пятьдесят восемь лет в Третьяковской галерее», тут же потребовал себе французского скипидара и стер подпись. Он был очень прижимистым человеком и часто недоплачивал художникам. Правда называлась она иначе — «Медвежье семейство в лесу». Сытые веселые медвежата получились, как маленькие дети, которые резвятся и познают мир под присмотром строгой матери. На картине он создал необыкновенный по красоте и реализму сосновый лес или сосновый бор.

Туманная дымка, мягко мерцающая в рассветных лучах, фигурно вырезанные листья берёзы, фактура и объёмность мшистой кочки, золотистый песок, кажущийся рассыпчатым и шероховатым, ряска на поверхности лесного болотца – все эти частности делают произведения художника живыми, динамичными и восхитительными. За присланную в Санкт-Петербург картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» Шишкин получил звание академика. Наступающему утру по-детски радуются медвежата.

Три медведя в сосновом 
бору: как картина 
Ивана Шишкина стала

Три медведя в сосновом бору: как картина Ивана Шишкина стала конфетой

На горе обоим мальчик умер в три года. Художник привычно обрезает краем холста верхушки деревьев. А может, дружелюбный, веселого нрава Шишкин знал, что Савицкий полотно не испортит. К фамилии Шишкина добавилась фамилия Константина Савицкого. Кабана не взяли — жена Шишкина не любила свинину.

Впрочем это началось ещё до революции, в частности уже с XIX века репродукция воспроизводится на обёртке шоколадных конфет «Мишка косолапый»89, созданной художником Мануилом Андреевым. Пейзаж выполнен настолько профессионально, что у зрителя возникает практически то же самое впечатление, если бы он действительно оказался в том самом месте, посреди красивого соснового леса, где на стволе поваленной старой сосны играют медвежата. В 1861 году он отправился в Мюнхен, в 1863 перебрался в Цюрих, затем – Дюссельдорф. И его подпись была на картине, которую покупал Павел Третьяков (основатель Третьяковской галереи). Это, несомненно, должно было оживить пустынный пейзаж.

Описание картины 
Ивана Шишкина «Утро 
в сосновом лесу»

Описание картины Ивана Шишкина «Утро в сосновом лесу»

Выбор встал между медведем, кабаном и лосем. «Утро в сосновом лесу» — картина великого русского художника Ивана Шишкина (1832-1898) в соавторстве с великим русским художником Константином Савицким (1844-1905). Интересные подробности Картина «Утро в сосновом лесу» была приобретена Третьяковым в 1889 году. Картина «Утро в сосновом лесу» была приобретена Павлом Михайловичем Третьяковым в 1889 году.

Хотя животных прекрасно умел писать и сам Иван Иванович. Почти сразу после покупки картина была доставлена Третьякову. А какое богатство красок использовал пейзажист.

Художник Иван Иванович 
Шишкин и его картины 
«Утро в сосновом

Художник Иван Иванович Шишкин и его картины «Утро в сосновом лесу», «Дубовая роща» и другие

Но когда картина Шишкина «Три медведя» поступила к П. М. Третьякову, тот, заплатив деньги, потребовал смыть подпись Савицкого, так как основная работа была произведена Иваном Ивановичем и его стиль был бесспорен. Вот они – 1. Казанскую гимназию мальчик бросил посещать после пятого класса, а все свободное время проводил, рисуя с натуры. Кстати, мастерски писать русскую природу Шишкин научился за границей. Одним словом, когда говорят, что конфете «Мишка косолапый» больше ста лет, это правда. - сказал он громко. К фамилии Шишкина добавилась фамилия Константина Савицкого. Её главное внимание направлено на маленьких, которые появились на свет в текущем году.

Второй путь, который избрали пейзажисты конца века – это, так называемый, шишкинский вариант. Он занимался в Чехии, Германии, Швейцарии. Тогда Павел Третьяков купил картину и тут же, сам лично, стёр подпись Константина Савицкого. На многих его картинах присутствуют животные и птицы: «Болото, журавли», «Вид в окрестностях Петербурга», «Сосновый бор, Мачтовый лес», «Лесная глушь».

Лось на дереве — совсем неестественно. Все брянские медведи показались живописцу худосочными и малосимпатичными. В рамках такого движения компания «Эйнем» создавала самые разнообразные серии конфет – например, «Клады моря и Земли», «Типы народов земного шара», «Транспортные средства» и даже «Русские художники и их картины». К. А. Савицкий быстро приобрел популярность у широкой публики. Потехи ради они перечислили набор признаков, по которым следует определять русский пейзаж. Его талант пейзажиста вполне определился к этому времени. Глядя на этих милых животных, не вериться, что они – хищники по своей природе и не могут быть способны на жестокость.

Разногласия у авторов возникли на почве вознаграждения за картину. Картина «Утро в сосновом бору» не стала исключением.

Дело в том, что медведицу с тремя медвежатами на полотне изобразил Савицкий. Либо простой коричневый пластик под дерево 3 см, который хорошо дополнят эту картину. По окончании работы Савицкий также подписаля в картине, таким образом было две подписи.

А уже через несколько месяцев художник пригласил друга в свою мастерскую, отправив ему письмо с такими словами: «Приходи, посмотри, какую я отмахал штуковину». Но самой известной стала картина «Три медведя», написанная в 1889 году. Их дорисовал приятель Шишкина, художник Константин Савицкий.

«Утро в сосновом 
лесу» Ивана Шишкина 
– самая загадочная

«Утро в сосновом лесу» Ивана Шишкина – самая загадочная картина во всём отечественном искусстве

На фабрике «Эйнем» среди всех прочих конфет и шоколада выпускались и тематические наборы сладостей – например, «Клады земли и моря», «Средства передвижения», «Типы народов земного шара». И. И. Пейзаж был увиден и записан Иваном Шишкиным на острове Городомля (остров на озере Селигер). Багеты будут на любой вкус и широкий аристократичный как у царей.

Хотя подобные "исторические" детали только повышают ценность картины. Софья Карловна и здесь помогла мужу – в энциклопедии «Жизнь животных» Брема она прочла, что лучшим экстерьером обладают медведи, обитающие в Вятской губернии. «Утро в сосновом лесу» – это еще одно подтверждение осязательности полотен Шишкина, ведь прохладный воздух можно даже почувствовать. Вероятно, к этому его подтолкнуло создание картин «Туман в сосновом лесу» или «Бурелом» (обе написаны в 1888 г. ). Медведица пристально наблюдает за ними, готовая помочь или наказать. Автору особенно нравится его холст «С нечистым знается», который сейчас можно увидеть в ГТГ.

Первозданность природы этого местечка запечатлел Иван Шишкин на картине «Утро в сосновом лесу» Состояние природы, однажды удивившее художника, передается детально благодаря его таланту. Для своих детей это был самый нежный любящий отец, особенно пока дети были маленькие. Невероятно красивая картина оказывает на зрителя необыкновенное воздействие.

Но главное даже не в этом. ржаное поле или сосновый лес 3. Правда называлась она иначе – «Медвежье семейство в лесу». Кабан отпал сразу – Софья Карловна не любила свинину.

«Утро в сосновом 
лесу»: Как картина 
русского пейзажиста

«Утро в сосновом лесу»: Как картина русского пейзажиста превратилась в конфетную обертку

Шишкина известнейшего пейзажиста, руками которого сотворено множество прекрасных картин, среди которых и «Утро в сосновом лесу». 90 этих составляющих можно найти в картинахИвана Шишкина. От тоски он даже однажды влип в весьма неприятную историю. Кстати, Третьяков недолюбливал Константина Савицкого, считая его слишком корыстным.

Кстати именно за «Вид в окрестностях Дюссельдорфа», посланной в Россию в качестве своего рода отчёта, Иван Иванович Шишкин получил право называться академиком. Так на фабрике «Эйнем» среди прочего выпускались серий конфет в 12 и 14 картинах: «Клады земли и моря», «Средства передвижения», «Типы народов земного шара», «Русские художники и их картины» На одной стороне обертки покупатель видел картинку, на другой мог почесть краткую энциклопедического плана статью. К фамилии Шишкина добавилась фамилия Константина Савицкого.

Вот таким образом остается только гадать, почему Иван Иванович уступил кисть Савицкому. Искусствоведы честно признаются, что они не знают историю создания картины. Это вовсе не значит, что Шишкин не сумел бы этого сделать сам. «Непородистый нынче медведь пошел, может, все-таки кабан подойдет. », – писал из шалаша Шишкин жене. Вот тут и появляются вопросы. Правда, он и был певцом природы родного края и до «Медведей». Также Юлиус Гейс решил выпустить серию «Русские художники и их картины» и договорился с Третьяковым, получив разрешение размещать на обёртках репродукции картин из его галереи.

Окончив 5 классов гимназии, поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. «Утро в сосновом лесу» было приобретено известным ценителем искусства того времени, Третьяковым, который посчитал, что картина выполнена именно Шишкиным и окончательное авторство закрепил непосредственно за ним. Одна из них – медведей писал сам Шишкин, просто эта замечательная идея была ему предложена Савицким.

Иван Шишкин – всемирно признанный, непревзойдённый художник-пейзажист. Таким образом убили мы медведя и шкуру поделили. Савицкий решил зайти с другого бока. Занавес раздвинулся и на сцену вышли медведи. Он создавал пейзаж, а вот четверых медвежат нарисовал другой художник, специалист по зверям, Константин Савицкий. Картина Шишкина Ивана Ивановича «Утро в сосновом лесу» — это едва ли не самое знаменитое полотно, принадлежащее кисти этого русского художника-пейзажиста.

Средства уже позволяли иметь скромный комфорт, хотя с постоянно увеличивающимся семейством Иван Иванович не мог позволять себе ничего лишнего. Написано полотно было в 1889 году под впечатлением путешествия по вологодским лесам. Шишкин удивлял коллег по цеху блистательными полотнами. Однако на этот раз его ожидало разочарование.

Хотя своей популярностью картина Савицкого и Шишкина «Утро в сосновом лесу» во многом обязана Третьякову, немалый вклад в ее известность внес немецкий кондитер Фердинанд фон Эйнем, который поместил сюжет с этого полотна на обертку своих шоколадных конфет «Мишка косолапый». С 1857 продолжил образование в Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге. Но вот делёжка-то эта приключилась с какими-то курьёзными запинками. Первоначально на картине «Утро в сосновом лесу» Шишкин написал именно пробуждающийся от ночного сна дремучий бор (так картину часто и величают ошибочно – «Утро в сосновом бору») и все – никаких косолапых животных. Трудно назвать более известную работу Шишкина. Шишкин и Савицкий с тех самых пор, как говорят, раздружились. Там-то блестящий жанрист Савицкий с позволения Шишкина написал медведей.

Так и было сделано. Савицкий родился в Таганроге в семье военного врача в 1844 году. Рецепту то уж точно. Каждую зиму медведи приносят одного или двух медвежат.

Павел Михайлович был, мягко говоря, удивлен: покупал-то он картину у Шишкина. Брезжит рассвет. Шишкин продолжил поиски в других губерниях. Вероятно идея появилась после написания Шишкиным картины «Туман в сосновом лесу» (1888 год) или «Бурелом» (1888 год).

Шишкин Иван, Утро 
в сосновом лесу

Шишкин Иван, Утро в сосновом лесу

Левая часть картины еще сохраняет полумрак холодной ночи дремучего бора. Возможно потому, что идея написать медведей родилась у Константина Апполоновича. Привезенные из Европы картины принесли первые приличные деньги. Его мастерство удивляло и восхищало коллег, как и обширные знания в областях ботаники, географии и геологии. Савицкий – великолепный жанровый художник. Картина стала известна ещё и благодаря тому, что долгое время сюжет с мишками украшал фантики известных конфет «Мишка косолапый» от кондитерской фабрики «Красный октябрь».

И всем этим, то есть особенным вниманием к работе Шишкина, как оказалось, мы обязаны скандалу и сладостям. Три месяца Шишкин жил в шалаше, добиваясь единения с природой.