Шишкина И

Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким. Он ведь всегда работал с натуры, тонкими кисточками. Талант Шишкина в который раз отметила и Академия, возведя его в звание профессора за картину «Лесная глушь». Каждое дерево обладает своим «характером».

Спавшая до того времени мысль заколыхалась, дрогнула и начала работать2. Знание природы ученым образом (слова того же Крамского) отнюдь не исчерпывает существа его искусства, в котором с годами все сильнее сказывалось стремление к обобщениям, возрастал эмоциональный фактор. Раздолье, простор, угодье. Академию Шишкин окончил в 1860 году с высшей наградой – Большой золотой медалью и правом на три года поездки за границу. Известно большое количество сделанных художником пробных оттисков. Но в целом, если бы даже и можно было говорить об ассоциациях в дальнейшем творчестве Шишкина, связанных с Каламом (или, например, с представителем мюнхенской школы Моргенштерном), то только лишь в отношении отдельных сюжетов, а никак не в плане творческих исканий. Среди долины ровныя.

Главной темой исполненного Шишкиным этюда Полдень. В нем сильнее, чем во многих других картинах художника, звучит лирическая, задушевная нота. В окрестностях Москвы. Успехи молодого художника отмечаются золотыми и серебряными медалями.

  • Иван Шишкин: жизнь и творчество художника
  • Биография и картины Ивана Ивановича Шишкина
  • Шедевры Ивана Шишкина: Самые известные картины великого русского пейзажиста
  • Самые знаменитые картины Шишкина

Шишкин, стремясь к точной передаче бесконечного разнообразия растительного мира, сумел создать целостные образы русской природы, раскрывая идею величия и красоты родной земли, своеобразия её лесов и полей («Рожь», 1878 «Лесные дали», 1884, – ГТГ). Некоторые отголоски романтизма ощущаются и в рисунке Разливы рек, подобные морям (1891) исполненном к стихотворению Лермонтова Отчизна. Дневник. Однако исполненное гармонии произведение вызывает скорее чувство спокойного умиротворения. В период занятий в училище взгляды Шишкина приобретают большую определенность и четкость. Пробудившаяся критическая мысль стала всеобщим достоянием1.

Вот так в полном одиночестве великий мастер скончался 20 марта 1898 года у себя в мастерской работая над очередным гениальным творением. Медведей написал Савицкий в самой картине. С малых лет мальчик проявлял сильный интерес к природе и очень часто гулял в лесу, который находился недалеко от его дома. Шишкин проявлял отчаянное усердие в живописи и совершенствовании своего мастерства.

В училище сразу определилось влечение Шишкина к пейзажу. Едва ли здесь была только сохранившаяся от академического времени привычка. На родине Шишкина эту картину оценили настолько высоко что пожаловали ему титул академика.

  1. Шишкин Иван Иванович, картины, биография, творчество
  2. Доклад: Творчество Ивана Ивановича Шишкина
  3. Смотреть галерею Шишкина Ивана Ивановича
  4. Галерея авторских картин Андрея Шишкина

Стоять по десять часов в зимнем лесу, как стаивал в весеннем, летнем и осеннем, он не мог. Сознание важности новых задач опережало возможности их решения. Недаром, говоря о Манесе, Шишкин вспоминает старых больших мастеров.

Иногда между ними сияли аметистами темные капли какой-нибудь фиолетовой краски или лака. Автор словно утверждает значительность темы. Тесное общение с природой вызывает в нем желание как можно достовернее ее запечатлеть. Но такие все-таки имеются, знаменитое творение «Утро в сосновом лесу» было написано во время рассвета. Сосновый бор».

Он написал очень много картин соснового леса, среди наиболее известных – «Ручей в лесу», «Утро в сосновом бору», «Сосновый лес», «Туман в сосновом лесу», «Заповедник. На ней было представлено 300 этюдов и более 200 рисунков. Был похоронен на Смоленском православном кладбище2. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. Во многом еще наивный провинциал, он впервые увидел картины исполненные маслом, на проходившей в 1852 году в Москве выставке кавказских горных видов Л. Ф. Лагорио и марин И. К. Айвазовского, среди которых был и прославленный Девятый вал.

Лучшим в этой группе произведений можно считать Ручей в лесу. В 1886 г. сам художник Иван Иванович выпустил в свет альбом своих избранных 25 гравюр. При кажущейся хаотичности композиционное решение полотна очень продумано. Ему удавалось отлично передавать не только солнечную теплоту, но и мистическую прохладу луны. Коллер незадолго до знакомства с Шишкиным вернулся из Франции. Они свидетельствовали о разнообразии замыслов, об исключительной зоркости глаза художника, не только остававшегося на том высоком уровне мастерства, которого он уже достиг, но и продолжавшего совершенствоваться в непрестанном изучении натуры.

В 12 лет Ивана отдали в 1-ю казанскую гимназию. Однако малоинтересная в живописном плане, она утратила свойственную рисунку поэтичность. Так, В. В. Чуйко писал: Поразительнее всего его Туман. Немного поразмыслив над этим вопросом, я поняла, что это картины Ивана Ивановича Шишкина.

  • Творчество Ивана Ивановича Шишкина
  • История одного шедевра: «Утро в сосновом лесу» Шишкина и Савицкого
  • Биографии великих и известных людей
  • Интересные факты из жизни Ивана Шишкина

Ничуть не бывало.

В этюдах, написанных с натуры и имеющих самостоятельную ценность, Шишкин довел светотеневое решение своих картин до совершенства, тонко передавая изменчивое состояние природы («Сосны, освещенные солнцем», 1886, ГТГ). Процесс отбора идет даже на этой стадии. Созданные им в это время произведения свидетельствуют о том, насколько расширился круг творческих исканий художника. Правда, судя по заграничным этюдам Шишкина, в частности, по пейзажу Буковый лес в Швейцарии (1863) исполненному в период занятий у Коллера, профессиональное мастерство молодого художника, несомненно, выросло, палитра стала светлее, рисунок крепче. До 1860 года Шишкин продолжает обучение в Петербургской Академии художеству С. М.

  • «Изображение всего, что имеет жизнь, есть главная трудность искусства»
  • «Гений искусства требует, чтобы ему была посвящена вся жизнь художника»
  • Возвращение на родину и пик карьеры
  • Не получившийся чиновник и нашедший свой путь художник
  • Петербург и Академия художеств в жизни Ивана Шишкина
  • Личная жизнь и невосполнимые потери художника Шишкина

И в поздние, 90-е годы, когда на арену художественной жизни вступило новое молодое поколение и в русском искусстве совершались большие перемены, Шишкин неизменно оставался на избранном пути. До 1856 года руководителем начинающего художника был Аполлон Мокрицкий.

Важную роль в педагогической практике Академии играло следование западноевропейским мастерам и прямое их копирование. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой». Недаром на одном из эскизов художника мы находим такую запись: Раздолье, простор, угодье.

Переписка. Высказывания молодого художника отличаются независимостью, порой резкой прямолинейностью. Одинокая сосна на краю обрыва несет в себе некую символичность и одиночество. Лесной мир Шишкина открыт и расположен к человеку, в нем есть фольклорное начало. Их знакомство, важное для обоих, произошло, по-видимому, в конце 1866 года.

  • Картины Шишкина Ивана Ивановича – самая долгая любовь в его жизни
  • Самое интересное в виде мозаики
  • Вид вокрестностях Дюссельдорфа, 1865
  • Сосны, освещенные солнцем, 1886
  • Раннее признание и популярность
  • Картины как отражение обстановки в стране
  • Безудержная любовь к родному краю

Вдали он извивается, открывая заманчивую перспективу2. Кстати, мастерски писать русскую природу Шишкин научился за границей. Такие полотна, как Ручей в лесу (На косогоре) (1880), Заповедник.

В 1882 году он пишет картину Дубки (местонахождение неизвестно), в 1885 году выполняет рисунок Побережье дубовой рощи Петра Великого в Сестрорецке, в 1886 году повторяет его почти без изменений в одноименной картине, наряду с которой создает и такое известное произведение, как В заповедной дубовой роще Петра Великого (в Сестрорецке) исполненное тишины и гармонии, подчеркнутых уравновешенной композицией, сдержанным колоритом и спокойно льющимся светом. Наряду с такими разнообразными полотнами, как Сосны на берегу моря, На Севере диком.

  • Неповторимая точность исполнения
  • Известные высказывания Ивана Шишкина
  • Жизнь и творчество пейзажиста Ивана Шишкина, описание
  • 13 января (25 января – по новому стилю) 1832, Елабуга – 8 марта (20 марта) 1898, Петербург
  • Известные произведения Шишкина Ивана Ивановича

В ней присутствуют все признаки использования определенных академических требований.

Именно в этот период были созданы «Первый снег», «Дорога в сосновом лесу», «Сосновый бор», «Рожь» и другие известные картины мастера. Шишкин здесь большой мастер, но мастер, находящийся в известной мере под чужим влиянием. Валаам (1858, 59. Крамским. Глухомань в шишкинских лесах впечатляет, но не страшит.

Иван Шишкин: жизнь 
и творчество художника

Упоминание прежде всего В. Г. Здесь он познакомился с сообществом аквафортистов и вернулся к старому увлечению гравирования «царской водкой» которое не оставлял до конца своих дней. Выбранная им точка зрения (несколько снизу вверх) усиливает ощущение грандиозности уходящих ввысь деревьев. Окрестности Москвы.

Произведения, созданные им в подобной комбинированной технике (карандаш, уголь, соус, тушь, мел, белила), особенно живописны и по-своему поэтичны. Стр. Узорчатые листья то вспыхивают на солнце, то погружаются в полутень. Одной из работ, запечатлевшей дикую красоту Валаама, стала картина «Сосна на Валааме». Густые кроны бросают на них тень.

Мокрицкий, сам учившийся у Венецианова. Это смело, ново, колоритно и в то же время правдиво1. Он занимался в Чехии, Германии, Швейцарии. Из его класса вышла целая группа художников (среди них А. И. Мещерский, Ю. Ю. Клевер), в творчестве которых академические приемы сочетались с внешними эффектами, отличающими эпигонов романтизма.

Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу». Кажется почти осязаемой пластика ее любовно написанного смолистого ствола.

Характерно, что Куинджи изображавший, как правило, явления природы, не поддающиеся длительному изучению, обходился без предварительных натурных этюдов, в то время как Шишкин считал их первоосновой творческого процесса. Картина получилась полной жизни и радостной свежей энергии.

Но для начала расскажу немного о том, почему именно Шишкин. Тогда только картина будет выглядеть достоверно. Работы Калама рекомендовались в учебных классах Академии как образец для подражания.

Под светло-желтыми верхнего ряда сияли рядом с белилами цинковая желтая, начинающая собой веселую мажорную гамму ярких, блестящих как драгоценные камни красок, переходящих от лимонных к канареечным, золотым оранжевым (кадмии, многие хромы). Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Ф. Диде и А. Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа»— картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Есть в этом пейзаже особенная поэтичность и даже таинственность.

Полотно «На севере диком» показывает, как высоко было мастерство художника. Уже тогда он выбрал тему жизни: «Люблю я по-настоящему русский лес и только его пишу. Он кропотливо изучает натуру. Мерикюль (1894) – тихий, словно погруженный в летнюю дрему лесной уголок с извилистым ручьем (мотив, часто встречающийся у Шишкина), вдоль которого разрослись высокие липы. Многочисленны как всегда у Шишкина рисунки, выполненные графитным карандашом в свободной линейно-штриховой манере. Пейзаж.

Ее лирико-эпический строй характерен для творчества Шишкина поздних лет. Именно в восьмидесятые годы как никогда окрепла вера передвижников в народ. В связи с картиной Шишкина Сосновый лес (1885), прекрасно передающей суровость хвойной чащи, царящий в ней сумрак, безукоризненной по рисунку, по трактовке формы, но недостаточно выразительной по колориту, Крамской отмечал в письме А. С. Суворину более тонко развитое, чем у старых мастеров, в том числе и у Шишкина, живописное видение натуры у художников молодого поколения1. Ее можно рассматривать как итог трехлетних занятий в училище. Их объединяют горячая любовь к природе и стремление к ее правдивому истолкованию.

Мачтовый лес в Вятской губернии и Лесная глушь. Картина имела большой успех и была приобретена государем. Яркими примерами являются «Рожь», «Болото» и «Полдень».

Их будет охватывать чувство нежности к своей земле, к своей малой родине. А их было немало. Но детали не нарушают целостности общего впечатления. Картина имеет чрезвычайно внушительный вид, здоровая, крепкая и даже колоритная. В утверждении важной роли передвижнического пейзажа огромная заслуга принадлежит Шишкину.

Мрачное настроение. Взяв за основу известное стихотворение А. Ф. Мерзлякова Одиночество (Могучий дуб развесистый один у всех в глазах, один, один, бедняжечка, как рекрут на часах), художник трансформирует его в мажорном плане. Порывы ветра словно доносят шум их ветвей.

Помимо этого, работе над большинством картинами предшествовал ряд этапов собирания подготовительного материала. К этому периоду творчества относится его талантливое полотно «Иней». Здесь и следование конкретной натуре (которого, впрочем, требовала и Академия) и выбор подчеркнуто обыденного мотива, желание связать жизнь природы с повседневной жизнью крестьянина. Это обусловило и дальнейшее уважительное отношение к нему и к его творчеству.

Большое значение в воспитании мальчика имел образ отца, человека разносторонне развитого. Такое положение дел привело к тому, что в 1866 году Шишкин вернулся в Санкт-Петербург. Идущие под дождем люди усиливают ощущение обжитости природы.

Условность и некоторая декоративность цветового решения соседствуют здесь с тщательной проработкой деталей, с тем пристальным всматриванием в натуру, которое станет отличительной чертой всего дальнейшего творчества мастера. Но его, видимо, привлекал не позднеромантический Калам, а тот не лишенный трезвости мастер, который нам известен по альбому рисунков Etudes progressives de peysage1 изданному в Париже в сороковых – пятидесятых годах и по картине из собрания Государственного Эрмитажа Пейзаж с дубами (1859). Они давали богатый натурный материал. Воздух словно напоен теплом.

– отмечает он там же И. И. Шишкин. 8 марта 1898 года Иван Шишкин умер сидя за мольбертом. Несмотря на то, что мощь его образов как будто не убывала и даже напротив – творчество его не уставало обновляться, заметна все-таки некоторая «усталость» шишкинской проблематики, его стилистики.

Этюды, рисунки, офорты Шишкина были той наглядной живой школой, о которой говорил в свое время Крамской. Московское училище (возникшее из Натурного класса, организованного в 1832 году) в ту пору уже достаточно окрепло и приобрело свое лицо. До старости. «Утро» полностью лишено всего этого.

И Шишкин не останавливался на достигнутом. К ним относятся Уголок заросшего сада. Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного художника. В 1868 году Шишкин женился на сестре художника Ф. А.

Основу живописи у него составляет чрезвычайно богатый оттенками и в то же время сплавленный цвет, отчего все детали воспринимаются в единстве, а подвижный, динамичный мазок способствует ощущению живой трепетности окружающего мира. К наиболее значительным листам относится рисунок Крымские орешины (1884) исполненный в той же технике угля. Снег он стал изображать в старости, когда понял, что можно писать, глядя в окно.

Ему были далеки искания молодого К. А. Коровина, талантливейшего ученика Поленова. В частности, русских лесов. Новое десятилетие в творчестве Шишкина открывает пейзаж Ручей в лесу (На косогоре). Иван Шишкин родился 13 (25) января 1832 года в Елабуге – маленьком провинциальном городке, расположенном на высоком берегу Камы, в купеческой семье. И именно Шишкину предстояло в дальнейшем сыграть одну из ведущих ролей в этом поступательном движении искусства на пути реализма.

Конкретность и жизненность образа сочетаются в ней с обыденностью мотива. Его привлекала изменчивость состояний природы, он стремился поймать и запечатлеть ускользающую натуру. Это одно из самых совершенных произведений художника. Третьяков решил судьбу картины по-своему. В 1852 году Иван едет в Москву и поступает в Московское училище.

И даже среди них выделялся пейзаж Шишкина Рожь. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. В окрестностях Москвы, как раз и стало родное русской душе золотое раздолье. В своей теще, которая поселилась у него, он находил даже поддержку этому. В окрестностях Москвы (1866 и 1869).

Именно вот таким образом любовь его к лесу так подробна, так тщательна и так восторженна. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Стр. Картина Корабельная роща (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) – как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу.

Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина Туманное утро (1885). Характерна в этом смысле «Рожь». По сравнению с очень уверенно написанным, крепким по рисунку, натурным Тевтобургским лесом (1865) Шишкина, в котором главное внимание сосредоточено на стволах двух центральных деревьев, резко рисующихся на светлом фоне, на их огромных темных сучьях и переплетающихся ветвях, образующих шатер зелени, впечатляющий своим размахом Пейзаж Каменева (явившийся, по-видимому, результатом работы художника в Тевтобургском лесу) выделяется оригинальностью замысла и картинностью созданного образа.

Впереди художника ждали новые достижения. Очень расстраивался из-за этого Шишкин Иван Иванович. В картине Сосновый бор Шишкин четко определил свою основную тему в искусстве. Она была представлена в 1878 году на VI Передвижной выставке.

Но выделяя в центре деревья, Шишкин не замыкает ими пространство. Принципы и устои этого академика сказались на творческой манере Шишкина. Вечер», «Утро в сосновом лесу» и «У берегов Финского залива».

Шишкин. Картина «Утро в сосновом лесу» (рис. 2) пользуется популярностью занимательным сюжетом. В этой более поздней авторской ремарке раскрывается суть созданного образа. Биография художника тесно сплетает между собой вехи его судьбы и созданные им живописные полотна. В училище сразу определилось влечение Шишкина к пейзажу.

Современники о художнике. Видимо, по эскизу Шишкина (то есть так, как они были задуманы пейзажистом), Савицкий и написал медведей в самой картине. И действительно, сравнение литографий обоих художников несмотря на встречающуюся близость мотивов говорит о стремлении Шишкина идти своим путем избегать красивости и трафаретности приемов. Богатство и разнообразие растительных форм увлекают Шишкина с первых же шагов в искусстве.

В 1861 году он на все лето уезжает в Елабугу, где много работает с натуры. В одном только Государственном Русском музее хранятся семь карандашных эскизов-вариантов.

Недаром его называли швейцарским Поттером. Мы видим их, например, в пейзаже Сумерки. Что может быть лучше природы. Васнецову.

Пожалуй, самым выдающимся результатом этой работы стал большой этюд Сосны, освещенные солнцем (1886) исполненный под Сестрорецком. Примечательно, что, добиваясь большей чистоты и звучности цвета, Шишкин даже переписал центральную часть произведения. В 1872 году из-под его кисти вышли два больших полотна Сосновый бор. Внутренняя неуспокоенность, как видно, его не оставляла. В том же году была создана близкая ей по духу Оттепель Ф. А. Васильева. Тут есть и настоящая сельская природа в ее естественном виде и мягкая поэтичность.

Стремясь к воздушности, он не отказывается от предметности и материальности изображения. «Отобразить родную природу без прикрас, рассказать о ней правдиво и ясно – к этому стремился Шишкин» (с. 14, 2). Шишкина. Мокрицкому.

Небезынтересно сопоставить это произведение с этюдом Вид в швейцарских Альпах (гора Малый Рухен) (1862) А. К. Саврасова, посетившего ту же страну за несколько месяцев до Шишкина. Видимо, Туман в сосновом лесу, с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехословакии), породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. Присмотревшись к своему ученику, он верно определил его незаурядные способности и сумел направить талант юноши по единственно верному для него пути.

Я пишу портрет. Приблизиться к природе было его главной целью уже в ту пору. Однако впоследствии некоторые художники и критики в полемическом задоре напрочь отвергали значение Шишкина, объявляли его «натуралистом», «фотографом», безнадежно устаревшим «копиистом природы». И это лишний раз подтверждает возможность взаимосвязи обеих картин. Он страдал легкими, его мучили вечные простуды, вспышки туберкулеза.

Стр. И то, что Шишкин показывал на своих персональных выставках не картины, а именно этюды, позволяет судить о том, сколь принципиально важной была для него эта область художественной деятельности. И в этом уже проявляется своеобразие художника.

В 1883 году художник создает одну из самых впечатляющих своих картин Среди долины ровныя.

Кажется, художник не пишет, а свободно лепит его кистью. Среди всех произведений художника наиболее широкой известностью пользуется картина Утро в сосновом лесу. Заход солнца (1874) и в картине Первый снег (1875). Это суховато написанное (как обычно у Клодта) произведение маловыразительно по живописи.

Переброшенная через него изгородь говорит о близком присутствии человека. Шишкин примкнул к Товариществу передвижных выставок, сблизившись с И. Н. Живя неподалеку от родных мест живописца, мы, конечно, считаем (или надеемся. ), что на своих полотнах он отразил именно их. Здесь он работал самостоятельно и прожил до окончания срока пенсионерства.

Создать же наполненное иным содержанием, утверждающее иные творческие позиции, новый подход к художественному образу, короче – истинно оригинальное произведение Шишкин мог только на родине, в окружении родной природы и в обстановке широкого демократического подъема, охватившего прогрессивные круги общества. Наряду с присущими этой большой рисованной картине элементами внешней романтизации образа, в ней есть и ощущение натурности изображения. Отец художника, И. В. Шишкин, был не только предпринимателем, но и инженером, археологом и краеведом, автором «Истории города Елабуги». Никогда не употреблял гуммигут, ауреолли.

Что говорит биография Шишкина об этом периоде его жизни. Полотно «Дама с собачкой» покрыто занавесом тайны и лишь недавно коллекционеры смогли определить, что эта картина была написана великим художником Шишкиным. В 1866 году Иван Шишкин возвращается в Петербург. Молодого художника привлекают разнообразие и богатство форм в природе.

Быстро летящее цветение Пистунова А. Н. Одни срубы разбухают, другие – тонут, а третьи – отталкивают воду. В своем творчестве И. И. Нужно также заметить, что с Шишкиным повторилось то, что бывает почти со всяким особенно сильным художником: наука форм далась ему в ущерб для колорита, который, не будучи у него слабым и негармоничным, всё-таки не стоит на одном уровне с мастерским рисунком.

Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. Есть нечто общее между данной картиной и Лесным пейзажем (1857) одного из основателей так называемой дюссельдорфской школы живописи, представителя немецкого академического романтизма К. Ф. Лессинга. 1. Венецианова, основанная на внимательном и бережном отношении к натуре. Внимательное штудирование натуры заметно и в этюде Камни в лесу. Но все забывалось летом на пленэрах.

В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. В его лучших произведениях реалистическая пейзажная живопись поднимается на одну из самых высоких ступеней. В его картинах – чуткое отношение к деталям. Это светлая, гостеприимная дорога, зовущая и манящая вдаль.

Но, как всегда, скорее более рисунок, чем живопись. Он усердно работал как во время занятий в академии, так и во время пленэров.

Именно в это время Шишкиным было создано капитальное полотно "Среди долины ровныя. Видимо, одной из них, позднее доработанной художником, является сравнительно недавно вошедший в собрание Государственного Русского музея Пейзаж со стадом коров (1864). Шишкин же был пока что на пути к этому. Их он стремился передать как можно конкретнее. Для Шишкина мрачная природа – нонсенс.

Живой, общительный, обаятельный, деятельный Шишкин был окружен вниманием товарищей. Картина «Рубка леса» (1867) – своеобразный итог раннего периода творчества художника. Но Шишкин был не только зачинателем исследовательского подхода к природе. Уже на первой выставке передвижников появилась известная картина Шишкина "Сосновый бор. Мери-Хови по финляндской железной дороге (1890) и целый ряд других.

В картине 1867 года В церковной ограде. Одна из этих деталей – прислонившийся к сосне старый покосившийся крест – создает определенный элегический настрой. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и в количестве (сначала их было два) фигурируют во всех подготовительных набросках и эскизах Шишкина. В картине нет ни одного куска, написанного равнодушной, привычно умелой рукой.

Мотив, близкий этюду Вид на острове Валааме, Шишкин разрабатывает и в пейзаже Государственного Русского музея Вид на острове Валааме (Местность Кукко) (1859, 60. ), почти идентичном картине, находившейся в Лондоне.

Образы со временем как бы подновлялись, но не предлагалось принципиально новых решений. А в 1880-х Шишкин женился на красавице Ольге Лагоде, своей ученице. Он близок и понятен каждому русскому человеку. Помимо нескольких этюдов, завершают эту серию две картины 1887 года.

Шишкина» (СПб., 1885) и Д. Ровинский «Подробный словарь русских граверов XVI — XIX веков» (том II, СПб., 1885). Во всем чувствуются отточенное мастерство, уверенная рука художника. Знаменательна стала она и для развития пейзажа. Присущая Шишкину основательность, сказывающаяся в глубоком постижении свойств натуры, проявлялась также в создании картин (которым всегда предшествовала вдумчивая подготовительная работа) и даже в скрупулезном внимании к технологии живописи. Среди них выделяется Лесное кладбище (1893) – произведение большой поэтической выразительности.

В нем все, как в натуре, но все введено в строгую систему пространственных отношений. У него были какие-то свои трения с Савицким. Отсюда и дорога, теряющаяся в поле. Что впереди.

Родник в лесу. Но уже в следующем году он снова возвращается к проблеме сиюминутного состояния природы в картине Дождь в дубовом лесу (1891). Крамской сообщал Репину: Я буду говорить в том порядке, в котором (по-моему) вещи по внутреннему своему достоинству располагаются на выставке. Васильева.

С его именем связана история отечественного пейзажа второй половины XIX столетия. Его образ органически слит с природой, навевающей элегическое, созерцательное настроение. В картинах переданы торжественная красота и мощь бескрайних русских лесов. Каждое из них вызывало интерес зрителей.

Кроме этого увлекался археологоией историей. Знаменитые строки стихотворения Н. А. Некрасова – Будь гражданин.

О графическом мастерстве Шишкина можно судить по рисунку Дубки под Сестрорецком (1857). В сентябре 1864 года Шишкин поселился в Дюссельдорфе. Мокрицкий всячески поощрял любовь Шишкина к природе, стремление к точному воспроизведению натуры, развивал наблюдательность.

62. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник.

В сентябре за картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» (1864) Шишкин получает звание академика и с октября окончательно поселяется в Петербурге. В 90-е гг. Фигура отца была очень значимой для Ивана Шишкина. Все эти произведения представляли различные направления в единых рамках русского реалистического пейзажа.

В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Весь уклад жизни училища был менее казенным, чем установившийся в Академии художеств. Думается, что можно. Обращение к поэзии Лермонтова снова возродило у Шишкина элементы романтизма. Теперь он чаще прибегает к графитному карандашу, чем к стальному перу, чаще обращается к натурным наброскам, чем к рисованным картинам.

Домотканово (1888). Что может быть лучше природы – отмечает он там же2. Став маститым художником, бывал в Белоруссии – рисовал в Беловежской пуще. Эта кропотливая работа особенно заметна в работах конца 1880-х, например в пейзажах «Сосны, освещенные солнцем», «Дубы.

В Цюрихе Шишкин попробовал впервые гравировать крепкой водкой.

Живя в Петербурге, ездил на Валаам, в Сестрорецк. Особое внимание привлекает стоящая слева сосна с частично отпавшей корой изображая которую художник, по-видимому использовал прекрасный живописный этюд Кора на сухом стволе (1889 – 1890). Случайность. 8 (20) марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина Лесное царство.

И в этом художник близок своему земляку В. М. Внизу, за утесом, уходит вдаль лесной массив, сливающийся с туманом. Стр. Один из самых совершенных – Берег моря. В лучшей картине раннего периода самостоятельного творчества Шишкина Полдень.

Завоевав право на заграничное пенсионерство, Шишкин не спешил покинуть родину. Их чешуйчатая кора написана с использованием многих цветов.

Переезжая на летние месяцы из Петербурга на дачу – в семидесятых годах это были места под Лугой и станция Козловка-Засека близ Тулы (помимо нескольких поездок на родину), художник сразу же спешил в лес, глухими тропами шел в поисках свежих впечатлений и без устали писал по нескольку этюдов в день с уверенностью и энергией человека, наконец-то оказавшегося в своей стихии. Поднятый до значимости подлинной картины, этот радостный по настроению этюд стал одним из лучших достижений Шишкина, свидетельствуя о высоком живописном мастерстве. Для начинающего художника выставка явилась подлинным откровением.

В композиционном решении видно стремление к ясной завершенности художественного образа. Тогда же в Академию вернулись И. Репин, А. Куинджи, В. Маковский. В период ученичества Шишкин с интересом изучал прежде всего гравюры Калама, особенно после того, как в 1857 году Академия художеств купила пятьдесят восемь литографированных пейзажей швейцарца, служивших, как и его методические руководства по рисунку, учебным пособием в художественных школах. Но этот мотив возведен теперь в степень величественной поэмы о России. Натурные рисунки мастера (как и живописные этюды) почти всегда заключают элемент обобщения вместе с непосредственностью мотива. «И вот среди этого лесного царства вдруг возникает фигура старика-лесника, сразу незаметного – его одежда по цвету сродни лесу» (с. 32, 1).

Поделюсь с вами кусочком деревенского леса. В 1856 году Шишкин принят в Академию художеств. Между тем характер леса в этой картине – глухой, дикий – ближе Бурелому, чем тому, который мы находим в пейзаже Смешанный лес (Шмецк близ Нарвы).

— Ср. К 1883 году художник находится в рассвете творческих сил. До конца разгадать личность изображенной на полотне дамы так и не удалось. Рисунок с самого начала стал для него важнейшим средством изучения натуры.

Отец не стал настаивать. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербурге кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Все они были написаны под Петербургом. Содержательность избранного мотива и точность натурных наблюдений представляются ему обязательными. Божия Благодать. Пожалуй, только Саврасов в картине Дорога в лесу (1871), менее замеченной современниками рядом с его шедевром Грачи прилетели, создал яркий образ лесной природы.

На ней экспонировалась прекрасная задушевно-лирическая картина А. К. Саврасова Грачи прилетели. Шишкин постоянно пишет с натуры, тщательно изучая каждый листочек, каждую травинку. Перед зрителем предстает образ величавого, могучего русского леса. «Стоит ли идти по ней, пытаясь излечиться от горя работой. », – думал Иван Шишкин.

Правда, трактует он его спокойно и сдержанно. «Но, пожалуй, самой мощной по своему звучанию явилась картина «Афонасовская корабельная роща близ Елабуги» (с. 20, 1).

Портрет черемухи. Мама Дарья Александровна возмущалась неспособностью Ивана к учебе, раздражало и то, что подросток абсолютно не приспособлен к домашним делам, сидит и занимается никому не нужной «пачкотней бумаги».

Пейзаж носит пространственный характер. Он критикует их за бездушный, сухой рисунок. Уже тогда можно было заметить его любовь к искусству и рисованию, в частности.

Хотя следует отметить одну очень важную черту этого периода. И вместе с тем произведение не носит камерного характера. Идея, организация, смысл, цель и стремления Товарищества создали ему почетное место, если только не главное, в среде русского искусства1. Только в глубине луч солнца осветил полянку, слегка окрасив ее в розоватый тон. Зимой, когда приходилось работать в помещении, заставлял начинающих художников делать перерисовки с фотографий. Взору открываются огромные массивы лесов. Он начал обретать собственный стиль и отношение к природе.

Видимо, он считал, что важно правильно изобразить брёвна их которых сделаны плоты. Иван Иванович Шишкин родился в Вятской губернии (город Елабуга) 25 января 1832 года.

Понятно вот таким образом желание многих русских пенсионеров-пейзажистов побывать в Дюссельдорфе. В этом плане заслуживает особого внимания картина Рубка леса (1867), важная, может быть, даже не столько сама по себе, сколько теми чертами и тенденциями, которые в ней наметились. В московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок.

Одно из них – Сосна. Стр. Изображена Кама близ Елабуги. Это очевидно. Несмотря на обилие деталей в трактовке образа нет измельченности.

Но у него нет душевных нервов, которые так чутки к шуму и музыке в природе. Это поистине поэтическая проза (причем у Аксакова превалирует лирическое начало). Первое место занимает Шишкина Рожь1.

Пейзаж этот тоже глубоко поэтичен и так же, как и предыдущий, пронизан эпическим дыханием. В последнее десятилетие своей жизни художник полон удивительной творческой силы.

Сиверская (1883. ). Мери-Хови по финляндской железной дороге (1889, 90. ), Молодые сосенки у песчаного обрыва. О его рисунках постепенно узнала вся школа. Художник приходит к новому пониманию законченного рисунка, в котором он сохраняет легкую, динамичную манеру, применяющуюся им в набросках. Братцево (1866), который благодаря его завершенности и содержательности можно рассматривать как первый вариант картины 1869 года Полдень.

Папоротники в его произведении служат частью сложного растительного мира. По прошествии нескольких лет Шишкин подарил Поленову один из своих лучших по живописи этюдов Сосновый лес (1889) исполненный близ Финского залива. Также художник показывал свои картины и в Товариществе передвижных выставок. Не хватало прикосновений природы к его лицу и руке.

Подтверждением тому служат не только данная и ряд других близких ей картин, но и множество превосходных графических листов с изображением неба, облаков, которые в дальнейшем именно в графике будут постоянно интересовать Шишкина (но, конечно, это не то взволнованное проникновение в жизнь неба, которое мы находим у Ф. А. Васильева). Вдали – пронизанное теплым светом, словно манящее к себе пространство бора. Мери-Хови (1889), созданный в излюбленной художником местности близ станции Куоккала.

Отсюда та приподнятость, то жизнеутверждающее начало, которыми пронизаны такие произведения, как Запорожцы (1880 – 1891) И. Е. Репина, Взятие снежного городка (1891) В. И. Сурикова, Крючник (1883) К. А. Савицкого, Косцы (1887) Г. Г. Мясоедова. С подлинно эпическим размахом трактован пейзаж в рисунке Водопад Пор-По-рог. В период обучения в Академии художеств продолжало активно формироваться мировоззрение Шишкина, которое складывалось под воздействием освободительных идей, широко распространявшихся в русском обществе. В июне 1865 года он возвращается в Россию, лето проводит на родине – в Елабуге. Шишкин был членом кружка аквафортистов.

Шишкин создал образ русской земли – необъятной и вечной. Свой вклад в формирование демократической национальной пейзажной живописи внес и Шишкин.

Разрабатывая тему облаков, Шишкин воплощает ее и в большом станковом рисунке Облака. Художник достигает здесь еще большей мягкости и богатства тональных оттенков. Упавшее дерево, помеченный 6 августа 1878 года. Первое было написано под впечатлением елабужской природы, второе под Петербургом в лужских лесах. Так в реальной жизни не бывает, повторяем мы.

В окрестностях Москвы. С Крамским у них были особенно теплые отношения. Желтую блестящую неаполитанскую он употреблял иногда помногу – для песка, обрывов, корней. Стр.

Три медвежонка-сосунка могут подобным образом резвиться, только находясь в полной безопасности. Впоследствии оттиски с досок, служившие для этого альбома, подправленные и несколько переделанные, были изданы Марксом (с прибавкой нескольких других офортов) в виде нового альбома. Сближение с членами Артели и особенно с И. Н.

Продолжая разрабатывать систему тональной живописи, Шишкин достигает в этом произведении удивительной колористической цельности. Разнообразнее становятся приемы изображения: от свободных линий и легких штрихов до довольно сложной светотеневой моделировки с применением растушки. Шишкин стал общепризнанным мэтром пейзажа. Однако вторая половина этого десятилетия стала тяжелым временем в жизни Шишкина. 332.

Он суров, величествен, но доступен. Лучшей вещи он не писал1. Творчеству Аксакова, как и Шишкина, не присущи вымысел, фантазия. Пышные кроны озаренных солнцем деревьев, могучие стволы, обильная листва, густая трава – все свидетельствует о полноте жизненных сил, настраивает на радостное восприятие природы.

90-е годы Шишкин встретил полный сил. На переднем плане среди тянущихся вверх крохотных елочек появилось семейство грибов. И. И. В отличие от И. И. Левитана, обратившегося к подобному же мотиву в картине Папоротники в бору (1895), Шишкин сосредоточил внимание не столько на листьях, сколько на всем лесном пейзаже в целом и прежде всего на стволах сосен, выступающих среди густой растительности. Причем достоверность образа сочетается здесь с широким обобщением и типизацией.

Чувствуются глубина оврага, глушь. Достаточно обратиться к ранней картине начинающего художника Жатва (1850-е гг. ), отмеченной простодушно-безмятежным созерцанием натуры и стремлением подчеркнуть гармоническое слияние человека и природы. Все его деревья, особенно знаменитые дубы имеют свой характер, они одушевлены.

Весной 1862 года вместе с В. И. Богатство и разнообразие растительных форм увлекают Шишкина с первых же шагов в искусстве. Кармин на свету абсолютно исчез. Пейзаж насыщен подробностями, придающими ему известную занимательность. Стр. 12.

Предельно яркого выражения тема эпического пейзажа достигла в знаменитой картине «Рожь». Пейзаж представляет зрителю высший летний расцвет.

Однако истинной ценностью произведения является прекрасно выраженное состояние природы. Легкие тени скользят по коре, падают на землю. Уехав в Петербург, он непрерывно переписывался с А. Н. Мокрицким, с товарищами-москвичами. Стр 53. При всей заметной здесь робости исполнения, Шишкин сумел создать впечатление простора возделанной крестьянином земли.

Многие рисунки он очерчивает (как было и в период ученья), чтобы лучше примериться к картине, на многие наносит масштабную сетку для перенесения на следующий эскиз или на полотно. Шишкин же подарил современникам и первую книгу об истории родного края.

Судьба ее в настоящее время неизвестна. В этот период Шишкин активно занимается живописью, а также гравировкой так называемой «царской водкой». Все полно жизни.

Замечание, очень важное для понимания сути творчества мастера. В 70-х годах художник много работает над изучением природы. В рисунке Поля и рощи (1880-е гг. ) свободными линиями, мягкими светотеневыми переходами, достигнутыми едва заметной штриховкой, переданы неровности почвы и уходящее вдаль пространство полей, обобщенно трактована группа деревьев в центре, чуть намечена зелень на переднем плане и облака в небе. Она играет важную роль в гравюре Ночь, построенной на контрастах светотени. Картина В чаще леса (1871) Л. Ф. Лагорио, казалось бы, близкая по мотиву произведению Шишкина, по сути носит традиционно-академический характер.

Он не уступал им в значительности содержания и в уровне исполнения. После картины Лесная глушь, художника возвели в звание профессора. Помимо солнечных летних пейзажей, Шишкин изобразил зимнюю холодную ночь. Шишкин тонко чувствует особенности и красоту графического языка. Якоби пенсионер Шишкин выезжает в Германию.

Уже в первый год пребывания его в академии были присуждены ему две малые серебряные медали за классный рисунок и за вид в окрестностях Санкт-Петербурга. Иван Шишкин. Уже в эти годы становится понятно, что любимым жанром Шишкина станет пейзаж. Солнечный день (1895) – тоже одна из удачных работ Шишкина позднего времени, когда он достигает поразительной виртуозности в передаче форм, не прибегая к дробной выписанности деталей.

Отец поддерживал супругу, хотя в тайне радовался проснувшейся в сыне тяге к прекрасному. Здесь был исполнен гармоничный по цвету, несколько романтический этюд Мельница в поле, заставляющий вспомнить красиво и просто написанную Мельницу в степи некогда увлекавшего Шишкина В. И. Штернберга. Пейзаж полон жизни и здоровой энергии, но почему на заднем плане – засохшая сосна. Утверждение этого нового реалистического метода (на первых порах может быть даже несколько упрощенно понимаемого, как в картине Рубка леса) явилось важнейшей заслугой художника. В прошлом сами новаторы, они теперь не признавали новаторства талантливой молодежи.

Но в самом понимании этого факта был уже залог дальнейшего развития. В Мерикюле создан, в частности, пейзаж Солнечный день. После смены обстановки и входа в творческое окружение, юноша словно ожил. Проникновенно-правдиво воспроизведены здесь свободно разместившиеся на прогретой солнцем сухой почве стройные деревья. Ее образ, ее характер.

Отобразить ее без прикрас, рассказать о ней правдиво, ясно стремился и Шишкин. Сколько в нем энергии, молодости и как сильно он все еще идет вперед. Окончив его, в 1857 году поступил в петербургскую Академию художеств, в класс профессора С. М. Воробьева. Дубы, как и сосны, в его представлении стали своего рода символом, метафорой этой мощи.

Деревенька эта небольшая и довольно-таки глуховатая. Картина «В лесу графини Мордвиновой» поражает нас не свойственной Шишкину проникновенностью и сосредоточенностью настроения. Глубоко верные по сути своей определения Крамского были сделаны в ранний период творчества Шишкина. К приходу в училище Шишкин был полон отвлеченно-романтических представлений. Стр.

Дремучая, озаренная холодным светом чаща с седыми елями. На рубеже восьмидесятых – девяностых годов Шишкин обратился к сравнительно редкой для него теме зимнего оцепенения природы и написал большую картину Зима (1890), поставив в ней трудную задачу передачи чуть заметных рефлексов и почти монохромной живописи. Последнюю свою работу он так и не закончил. Удивительный старик этот Шишкин. Активно используя цвет и средства построения линейной перспективы, художник добился большой органичности художественного образа.

В ноябре 1891 года в залах Академии художеств открылась большая ретроспективная выставка работ Шишкина, плод сорокалетней деятельности его как художника.

Природа всегда нова (. ) и всегда готова дарить неистощимым запасом своих даров, что мы называем жизнь. Эпический строй многих пейзажей Шишкина семидесятых годов далеко еще не определился. К приезду в Петербург он оказался более подготовленным как рисовальщик.

В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь».

Родная природа оказалась для обоих тем врачующим простором, о котором писал Н. А. Некрасов. Картина написана, как всегда у Шишкина, крепко, уверенно. Он недавно похоронил жену и двух маленьких сыновей.

На одной из выставок которые проходили в 80-х годах Шишкина признали лучшим пейзажистом. Родник в лесу. Помимо того, что Калам был искусным рисовальщиком, ему принадлежало и своего рода открытие в области живописи: удивительно точный, чуть ли не математический отбор в натуре одних только основных масс, тонов и их пропорций1. 9 марта 1878 года распахнулись двери Общества поощрения художеств. Колорит здесь играет решающую роль.

Занимательный жанровый мотив, введенный в картину, во многом способствовал ее популярности, но истинной ценностью произведения явилось прекрасно выраженное состояние природы. На опушке изображен сосняк – стройный, высокий. От этого снег, толстым слоем лежащий на земле, на ветвях сосен, кажется еще голубее. Таким же своего рода этапным произведением, как была для Шишкина Рубка леса, явилась в тот период для Л. Л. Каменева картина Вид из окрестностей села Поречье (1869). В нем в какой-то мере развивается мотив пейзажа Полдень.

До 1865 года он будет жить в основном в Германии, Швейцарии и Франции. Необходимо отметить и другую черту: лес в его картинах не подавляет человека. Окрестности Москвы.

Два года назад, в Дюссельдорфе, они с Каменевым лишь мечтали о русском раздолье с золотой рожью. Однако, несмотря на все достоинства картины, современники отдали предпочтение другому произведению Шишкина Туман (местонахождение неизвестно), экспонировавшемуся одновременно с ней на восемнадцатой передвижной выставке.

Характерные мотивы Валаама переданы во всем их своеобразии. Такие его картины, как «Сосны, освещенные солнцем», «Опушка», «Чернолесье», «Папоротник», по праву стали жемчужинами русского пейзажного искусства. Эта работа была для него подлинно творческим процессом, основанным на длительных наблюдениях и раздумьях. Большой пластичности и вместе с тем ощущения световоздушной среды Шишкин добивается и в картине Дубы (1887). Все эти познания он преподавал сыну, развивал у него интерес к природе. Кстати, виртуозно исполненный в том же году А. К. Саврасовым (ставшим уже руководителем пейзажного класса московского училища) рисунок Старый дуб у обрыва над рекой, близкий шишкинскому по мотиву, по картинности композиции, по академическому приему высветления листвы, представляется более романтическим. Детство художника прошло в Елабуге (в царские времена входила в состав Вятской губернии, сегодня это Республика Татарстан).

Кстати, последнее со всей наглядностью выявляет исследование произведений Шишкина в инфракрасном свете. Пейзажи Шишкина были созвучны картинам исторического бытового и портретного жанров передвижников. В лучших своих произведениях он воспел национальный пейзаж героического характера («Корабельная роща», 1898, ГРМ). Небогатый купец, И. В. Шишкин был человеком разносторонних знаний. Шишкин вообще любил высшие точки состояний природы, равно как и наиболее мощные и стойкие породы деревьев (рис. 1).

Сокурсники и даже учителя отмечали, что «Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, — а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды». В картине Лесная глушь все просто и вместе с тем необычно. Прекрасно передано ощущение глухого дремучего бора. Это дерево давно должны были спилить на дрова.

Но ни старый наставник, ни тем более С. М. Воробьев не могли ему помочь. Прозрачный ручей на переднем плане, в котором можно сосчитать все камушки. Во всех своих произведениях он является удивительным знатоком растительных форм, воспроизводящим их с тонким пониманием, как общего характера, так и мельчайших отличительных черт любой породы деревьев, кустов и трав.

Таков, например, подробно повествовательный рисунок Первый снег (1860), несущий следы венециановского непосредственного видения действительности. Воробьева. В семидесятых годах художник много работает над изучением природы. Ярко переданы богатырские формы гигантского дерева. Мастер смело экспериментировал.

По возвращении в Россию Шишкин оказывается на пороге нового этапа. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне— Гатчинский район Ленинградской области). Русское богатство".

Этот рисунок фактически начинает собой новую, чрезвычайно интересную и специфическую для восьмидесятых годов линию в творчестве Шишкина. Еще в 1857 году, впервые попав во время летней практики в деревушку Дубки под Сестрорецком, молодой художник был восхищен этим чудесным местом, где лес из дубов, саженный П Великим на берегу моря, – как писал он родителям, – и есть особенно отмеченные, которые им собственно посажены, – колоссальные дубы1. Был похоронен на Смоленском православном кладбище. В окрестностях Москвы художник переработал и обобщил мотив этюда, написанного тремя годами раньше. Художник их штудировал прямо в лесу. Совсем другая по настроению картина «Дождь в дубовом лесу».

В семидесятых годах Шишкин все серьезнее увлекается офортом. Сосновый бор (1881), Сосновый лес (1885), В сосновом лесу (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Тем более, что у неё не два малыша, как это бывает обычно, а аж три. Теперь все ощутимее его стремление к передаче состояния природы, экспрессии образов, чистоте палитры.

Богато нюансирован цвет. Что побуждало Шишкина прибегать к такой промежуточной стадии работы. Ему не хватало ветров, запахов, звуков, пения птиц и порхания их по снежным веткам. Крамским так же могло благотворно сказываться на назревших поисках творческой перестройки.

И солнечный свет как бы робко заглядывает в этот дремучий лес. В то же время многие работы западных мастеров Шишкин не принимает. Крамской подчеркивал, что «натура является стихией художника, той живительной и питательной средой, благодаря которой полностью раскрывается его дарование» Манин В. С. Иван Шишкин. Как раз в восьмидесятые годы создают свои самые значительные полотна Репин, Суриков, Поленов, В. М. Васнецов. Он носит романтический характер. По истечении полугода занятий он покинул его мастерскую.

За границей Шишкин с интересом знакомится с новым для него искусством. Он также продолжил работать с гравировкой «царской водкой», примкнув в 1870 к кружку санкт-петербургских аквафортистов. В этом же году Шишкин написал и представил работу «Корабельная роща», ставшую для него последней. Созданный последним в 1858 году идиллический, с элементами декоративности пейзаж У старой мельницы, в котором романтические традиции обернулись условной красивостью, со всей наглядностью демонстрировал художественный уровень произведений этого весьма ограниченного по своим возможностям живописца. Летом 1880 года Шишкин был уже ее женихом. В 1860 году за пейзаж «Вид на острове Валааме» Шишкин удостаивается первой золотой медали, а вместе с ней и права на заграничную командировку.

Оттого многие его пейзажи носят не только спокойный, но и торжественный характер. Шишкин сумел увидеть русскую природу глазами самого народа. Однако тема леса звучит в этюде Шишкина богаче и ярче.

Серебристый пруд, окруженный разно-лиственными деревьями, дремлет под знойными лучами. Присутствие медвежьего семейства, расположившегося на краю этого оврага, порождает у зрителя ощущение отдаленности и глухости дикого леса. В ней настойчиво звучит призыв к сближению с университетским студенчеством. В том числе и поэтический пейзаж В лесу графини Мордвиновой.

Замечание, важное для понимания сути творчества мастера. География работ Шишкина чрезвычайно широка.

334. Этот суховатый по живописи, но свидетельствующий о хорошем владении рисунком этюд лег в основу конкурсной картины Шишкина Вид на острове Валааме. Примером суховатой академической живописи является и пейзаж П. П. Джогина Дорога в лесу. Братцево и созданный в том же году (недавно обнаруженный в Лондоне) пейзаж Сосновый лес, определили как бы две основные сюжетные линии в последующем творчестве художника.

Из-за постоянных ссор многие близкие и друзья перестали общаться с ним. Репин удивился: «Не знаю, а в чём дело. » Иван Иванович пояснил, что каждая порода дерева от влаги по-разному себя ведёт. Лучшим этюдным работам Шишкина исполненным в пору высокого творческого подъема, не уступают многие его рисунки. Это послужило свою роль в его карьере, как художника.

Его репутация была безупречной. Вариант того же мотива мы находим в картине Омского музея изобразительных искусств Старые липы (1894). Не принять и не усвоить их – значит предаться сну и неподвижности и застою1. К. Г. Богемская. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Такое умение породить ощущение непосредственного соприкосновения человека с природой, отвечающее гуманистическому мироощущению передвижников, – одна из замечательных особенностей творчества художника.

24. В окрестностях Москвы. «Замысел картины подсказал Шишкину Савицкий К. А. Чрезвычайно серьезное отношение к своему ремеслу, присущее ему в высшей степени, давало явные результаты. Здесь тот же прием трактовки зелени – почти намеком, быстрым сильным косым штрихом. Однако трактованы они с большей живописной свободой. Выделяются такие работы углем, как, например, У ручья (1883).

Его друзьями были Константин Савицкий, Архип Куинжди и Иван Крамской. Современники о художнике. Так, А. Куинджи назвал метод Шишкина вредным для живописи. Скромные цветы, поднявшие над травой свои белые чашечки, освещенный солнцем луг – таков мотив одного из лучших офортов мастера На лесной меже (1878). Много работал Шишкин и за границей.

Савицкий согласился, хоть и посчитал решение несправедливым. В эго коллекции работ не так много полотен которые были написаны утром или в сумерках. За полотно «Лесная глушь» Академия присвоила Шишкину в 1873 году звание профессора.

Так в реальной жизни не бывает. Городом, который он предпочел посетить стал Мюнхен. Он много путешествовал по России, выставлялся в Академии, принимал участие в работе Товарищества передвижных выставок, много рисуя пером (эту технику художник освоил будучи за границей).

Природа для Шишкина – неиссякаемый источник познания. Отсюда так безукоризненны были впоследствии движения его острой граверной иглы. Сохраняя всю естественность найденного в натуре мотива, художник добивается впечатления гармонической цельности.

Картины и рисунки И. И. Шишкина» (СПб., 1892) А. Пальчиков «Перечень печатных листов И. И. В 1950 году прах художника был перенесён вместе с памятником на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры. «В Московском училище живописи и ваяния, где более трех лет занимался художник, широко применялась прогрессивная педагогическая система А. Г. Венецианова, основанная на внимательном и бережном отношении к натуре» (с. 5, 2). В том же году возникает один из наиболее солнечных пейзажей Шишкина Мордвиновские дубы. В московском училище широко применялась прогрессивная педагогическая система А. Г.

Не было другого человека, который бы так зорко подмечал его ошибки и помогал преодолевать их и вместе с тем так глубоко оценивал его талант. Элегическим настроением пронизана картина Вечерняя заря (1895). – один из самых пространственных пейзажей русской живописи.

Опытный, зоркий глаз художника подмечает скрытую в самой природе гармонию. Немало нарисовал он пером на этих вечерах своих превосходных рисунков. «Рожь» была написана после того как художник посетил свой родной город, который и вдохновил его своим спокойствием и умеренностью красок. Отсюда и достоверность и жизнь на его картинах.

Иван Иванович нарисовал девственный глухой лес, по которому не ступала нога человека. К 50-летию со дня смерти. В них нет политики и социальной направленности. Рассматривая наброски лесосплава, Шишкин спросил Репина, какое дерево сплавляли по реке.

О тех годах очень хорошо сказал известный революционер-демократ Н. В. Шелгунов. Стр. Здесь нет того, что составляет главную суть образа – ощущения глубины. Вместе с тем Шишкина никогда не покидало чувство любви к Москве.

1898-1948. Он охотно с ними занимался, брал их на этюды, совершал с ними дальние поездки» (с. 19, 2). В 1873 году он стал профессором Академии Художеств (получил звание закартину«Лесная глушь»). Виртуозно исполненные миниатюрными бисерными штрихами перовые рисунки Шишкина представляли собой сложные композиции и поражали жизненностью образов и филигранной отделкой.

Можно ли говорить о некотором его влиянии на Шишкина и в этом плане. Здесь исчезла всякая таинственность. В картине все характерно для избранного сюжета и легко узнаваемо от самых общих форм до мельчайших деталей. Заглаженная фактура, локальный цвет придают ему архаичность. Стволы, как морщинистые лица стариков, повествуют о долгих прожитых годах. С несомненным артистизмом в тонких градациях зеленого цвета исполнен этюд Опушка лиственного леса (1895).

Шишкин был прирожденным рисовальщиком, тяготеющим к линии, к открытому штриху. Основные работы этого периода – пейзажные наброски, в которых проявилась самобытность художника, заключающаяся в умении точно и ярко изобразить природу. 52. «Там-то, на природе, мы и учились по-настоящему На природе мы учились, а также отдыхали от гипсов», – вспоминал Шишкин. Вот таким образом так художественно совершенны этюды мастера, будь то укромный уголок природы или законченная пейзажная композиция (Пруд в старом парке, 1890-е гг. ). Таковы Швейцарский пейзаж (1866) – вариант картины Вид в окрестностях Дюссельдорфа или, например, пейзаж В роще (1869) – более светлый по колориту и чуть более пространственный, чем его ранний вариант 1865 года.

«Туман в сосновом лесу» имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены. Биография художника зашифрована в его творениях. В природе нет для него крупного или мелкого. В его холстах природа предстает то светлая, солнечная, одетая в золото хлебных полей («Рожь»), то бесконечно широкая, раздольная, не знающая границ своим равнинам («Среди долины ровные»), то в седых туманах лесистых далей («Лесные дали»), то глади озер, в которые глядятся стоящие стеной леса («Туманное озеро»). Первая (1891) носила ретроспективный характер: свыше пятисот этюдов раскрывали творческую лабораторию художника, его поиски являлись замечательной школой работы с натуры.

На всем словно лежит серый налет. Ничто не ускользнуло от взора внимательного и пытливого художника. Характерно, что первоначальный натурный рисунок становится и эскизом картины. Вместе с ними во весь голос заявляет о себе и Шишкин. Нужно подчеркнуть, что, решая свойственные искусству своего времени задачи, усложняя приемы письма, Шишкин по-прежнему не изменял собственной манере и стилю живописи: сохранял строгость рисунка, проработанность контура, особую пластичность формы. Тогда как Васильеву свойственна была восторженно-романтическая интерпретация природы, а произведения Саврасова отличали тонкий лиризм и мягкая поэтичность, в полотнах Шишкина, как ни у кого другого, явно выражено стремление к строго объективному воспроизведению природы, что не исключало глубоко прочувствованного ее восприятия, выражающегося в создании жизнеутверждающих образов.

В пейзаже явственно звучат необычные для Шишкина лирические ноты. В этюдах его талант проявился ярко и своеобразно, то была, по меткому выражению Крамского, «живая школа» Ягодовская А. Т. О пейзаже.

Благодать. Дневник.

Этюд Полдень.

На первой передвижной выставке он выступает с картинами «Вечер», «Сосновый лес» и «Березовый лес», а в 1872 году по этюдам с натуры пишет в мастерской Крамского «Сосновый бор. Здоровье его было подорвано. В этюдах его талант проявился ярко и своеобразно. «Молодые художники постоянно бывали в доме Шишкина.

Здесь его привлекали красивые окрестности Нарвы – смешанные леса в Шмецке и Мерикюле, просторы Удриаса. Рожь. Все это обусловило прекрасную сохранность его произведений. Распри и интриги вынудили художника подать в отставку.

Юный Иван Шишкин вырос среди родной вятской природы и больше всех занятий любил рисование, за что в семье был прозван «мазилкой». За поразительное умение изображения воздуха и света его называли «художником полудня». 121. Помимо лесных пейзажей художник не редко изображал степные или прибережные мотивы. Пейзаж Шишкина народен. Шишкин явно ищет мотивы, достойные картины. Сейчас эти мечты стали явью.

Художник Иван Шишкин посвятил свое творчество одному главному направлению – пейзажу. Он говорил, что краски меньше изменятся, если брать по возможности готовые, уже проверенные на фабрике тона и накладывать их рядом, чем смешивать всякую грязь на палитре, «хотя как от этого удержаться. » – прибавлял он Там же. Чувствуют приближение утра резвящиеся медвежата. Мало-помалу он отдалялся от общества Крамского, который один имел на него влияние и опять сошелся ближе с друзьями своей юности, которые все страдали той же болезнью и в это время совсем уже опустились как художники. Он считался лучшим пейзажистом и гравером своего времени. Глубокий мрак черного бора в глубине усиливает ощущение дикого, нетронутого места. организованы две выставки работ художника. Чуть поодаль у воды – устоявшая перед бурей крепкая старая ель.

В течение всей жизни Шишкин писал лес. В едином серовато-зеленоватом тоне исполнена картина Дебри (1881).

На одном из эскизов художника можно увидеть такую надпись: ". Эти медведи с некоторыми различиями в позах и количестве (сначала их было двое) фигурируют в подготовительных рисунках и эскизах» (с. 40, 1). Уже один из ранних офортов Шишкина Ручей в лесу (1870) свидетельствует о прочности профессионального фундамента гравера, за которым стоит напряженная штудийная и творческая работа. В 1888 году Шишкин написал Туман в сосновом лесу и тогда же, видимо, этюд Крестовский остров в тумане, в 1889 году – Утро в сосновом лесу и Туман, в 1890 году – снова Туман и, наконец, Туманное утро (пейзаж, экспонировавшийся на двадцать пятой передвижной выставке). У работы было очень много положительных отзывов.

Композиционной доминантой является группа деревьев в центре. Сныть-трава (1884), Лес (Шмецк близ Нарвы), У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы) (оба 1888 г. ), На песчаном грунте.

Впечатление глубокого покоя не нарушают ни два медведя у дерева с ульем, ни ястреб в небе. Примером таких работ является картина Рубка леса.

Страницы истории. /Авт. -сост. Глядя на картину создается впечатление глубокого покоя, который не нарушают ни медведи у дерева с ульем, ни летящая высоко в небе птица. Привезенные из Европы картины принесли первые приличные деньги.

Картины Шишкина «Кама» и «Полесье», написанные в эти годы, произвели настоящий фурор среди публики и художественной общественности. Оттого наверное ярче воспринималась незабвенная красота просторных зеленых полей, лугов, лесных опушек и глубин. он все-таки неизмеримо выше всех, взятых вместе, до сих пор.

В самой натуре Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии – Вид на острове Валааме (1858). По контрасту с погруженной в тень дорогой, появившейся из-за рощи и словно устремленной в сторону зрителя, ярко золотится край огромного, уходящего в даль поля. Этому способствуют золотистые солнечные лучи, пробивающиеся сквозь густые ветви и озаряющие свежий зеленый мох.

Уже в это время художник много работал с натуры в окрестностях Петербурга и на Валааме.

Срезая рамой верхушки деревьев (прием, часто встречающийся у Шишкина), он усиливает впечатление огромности деревьев, которым словно не хватает места на полотне. Зритель словно ощущает мягкость мха, нежную хрупкость молодой поросли, прохладу чащи. Кстати, если обратиться к русской литературе, представляется весьма возможным провести аналогии между рядом особенностей, характеризующих творчество Шишкина и С. Т. Аксакова, хотя, конечно, было бы упрощенчеством искать здесь прямое сходство. Перова, сделавшего вскоре важнейшие открытия в области бытовой реалистической живописи, да и вообще дружба Шишкина в то время со многими жанристами позволяет думать об уже осознанных демократических устремлениях художника и о том, какое серьезное значение начинает приобретать в его представлении вопрос о содержательности искусства. Русское богатство.

Лучшая работа этих лет – Полдень. В системе преподавания здесь намечалось преобладание реалистической линии. Строгая мать-медведица не допустила бы шумную возню вблизи человеческого жилища.

Недаром такой мастер пленэра, как В. Д. Поленов, сразу выделил Сосны, освещенные солнцем среди множества экспонатов пятнадцатой передвижной выставки: Я никогда такого живого у Шишкина не видал, – писал он жене1. Это несомненно.

Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса. Трудно представить, чтобы Шишкин смог показать реальное бытие леса вне реальных его форм. В глубине – уходящие в черноту леса стройные ряды деревьев. Однако трактованы они с большей живописной свободой. Все сковано морозом и погружено в тень.

Как всегда неторопливо рассказывает он о жизни этого леса в погожий летний день. За картину «Лесная глушь» (1872) Шишкин получает звание профессора пейзажной живописи. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях этого города» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Шишкин, путешествуя по России представлял затем свои полотна на различных выставках.

На ней мы видим дикое место с буйной растительностью среди скал и в расщелинах камней.

Шишкин неоднократно ездил в Прибалтику. На некоторых мы находим такого рода надписи: хорошо, эта, писать непременно, важнец. Великолепные стройные сосны даны во всей своей пластической красоте. Истинный масштаб таланта живописца наиболее полно раскрывается в его лучших работах. Красоту живописи Шишкин ценил не саму по себе.

1891 год оказался чрезвычайно плодотворным для Шишкина.

Прямо перед зрителем высятся огромные, крепкие, дуплистые стволы. Этот прием будет характерен для него и в позднее время.

Дорожа вещественностью изображения, он обходится и без таких пленэрных приемов, как растворение контуров и форм в воздушной среде по мере удаления предметов. Можно ли говорить о некотором влиянии его на Шишкина и в этом плане.

60. ). Думается, что можно. Ф. Булгаков «Альбом русской живописи.

Почему Ивана Шишкина называют художником полудня, догадаться не трудно. Пейзаж построен на противопоставлении безбрежной равнины и словно царящего в ней могучего одинокого дуба.

Работа очень понравилась знаменитому коллекционеру Петру Третьякову, но он потребовал вымарать подпись Савицкого, оставив авторство за Шишкиным. Вид на острове Валааме (1860). Часто они сразу же начинают играть роль эскиза. Сама местность под деревьями — камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и прочее — получали в картинах и рисунках Шишкина вид абсолютной действительности, максимально близкой к реальности» (с. 52, 1). Только в старости он понял, что можно обойтись зрением – своим дивным даром зрения, совсем не похожим на ту возможность видеть кое-что, которой обладаем мы.

К началу семидесятых годов, по-видимому, относится и картина Ивы, освещенные солнцем. В лучших произведениях Шишкина все настойчивей и сильней начинают звучать эпические ноты. Его этюд «Сосна на Валааме» принес автору серебряную медаль и зафиксировал стремление Шишкина передать простую, не романтизированную красоту природы. Terre de sieene, очень редко хром индийская желтая (для лессировки). Им было сделано несколько вариантов этой картины в различных техниках и множество мягких исполненных на цветной бумаге углем и мелом рисунков, на которых изображены заснеженные деревья, пни и коряги. Художник словно живет одной жизнью с изображенной им природой.

Шишкин мало что мог почерпнуть у такого наставника. Так, например, кармин был им полностью выброшен из употребления (хотя с большим сожалением), после того как в конце 1890-х годов Поленов показал свои таблицы красок, простоявшие 10 лет – одна на свету, другая в тени. Пленэризм получил у Коровина дальнейшее развитие, выразившееся в еще большем очищении, высветлении и освежении цветовой гаммы, что видно в его раннем звонком по цвету этюде Последний снег, свидетельствующем об обостренно чувственном восприятии природы, трактованной с подлинно живописным темпераментом. Причудливо изгибающиеся плотные ветви покрыты кружевом листвы, оттеняющей мощь чеканных по форме стволов. Картина Хвойный лес.

Будущий художник родился в семье купца Ивана Васильевича Шишкина 25 января 1832 года. Разнообразно проложенными мазками передано ощущение легкости листвы.

Творчество этого популярнейшего художника – одна из самых оригинальных страниц русской пейзажной живописи 19 столетия. Нередко он дорабатывал печатную форму сухой иглой, нанося рисунок на металлическую доску даже после травления и дополняя изображение новыми деталями. Лес выглядит небольшим и просторным. Известно и об его участии в раскопках знаменитого Ананьевского могильника. Однажды он пропал на несколько дней и вернулся с полотном «Лесная глушь» за которое его удостоили профессорского звания.

Мачтовый лес в Вятской губернии". Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20)марта1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Даже там Иван Шишкин не забывал о родной стране. Искусство Шишкина на редкость оптимистично.

Перед зрителем предстает образ величавого, могучего русского леса. В самом деле: Шишкин почти не писал зиму, снег. Свободно располагая их на лесной поляне, он в то же время выделяет самые крупные из них. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20)марта1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной.

Стр. Мери-Хови. Теплый свет проникает сквозь зелень ветвей. «В последние десятилетия XIX века, в трудный для Товарищества период, когда возникшие в его среде разногласия грозили распадом всей организации, Шишкин был с теми художниками, которые продолжали исповедовать демократические просветительские идеалы шестидесятых годов» (с. 17, 2).

В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25. Ему уже сопутствовала известность. Но отрицательные стороны столичной жизни не заслонили Шишкину того ценного, что давало ему пребывание в Петербурге, где в стенах университета в 1855 году защитил свою диссертацию, ставшую манифестом нового искусства, Н. Г. Чернышевский, где издавался Современник, передовой орган, привлекший на свои страницы крупнейших прогрессивных литераторов и критиков, где ширилось революционное студенческое движение. В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь». 42. Умение избежать нарочитой красивости особенно сказывается в работе Саврасова, поскольку художник не побоялся выбрать весьма распространенный на Западе (эффектный сам по себе, часто используемый Каламом) натурный мотив.

Но художник словно чувствовал природу с которой сотрудничал во время написания полотна. Некоторую аналогию можно было бы провести лишь с заграничными работами Шишкина, в частности, его этюдом Дубы (1864), где налицо в какой-то мере сходная концепция пейзажного образа. По-новому, выразительно и поэтически содержательно разработана в картине светотень. В нем есть продуманная, но не бросающаяся в глаза организованность.

В 1857 году Шишкин получил на экзамене малую серебряную медаль за две картины – «Вид из окрестностей Петербурга» и «Пейзаж на Лисьем Носу». В этом безжизненном полотне налицо не столько правда изображения, сколько правдоподобие. «Произведения, созданные Шишкиным в годы учения, носили нередко романтические черты» (с. 7, 2).

Она находилась ранее в США, а в 1986 году оказалась на аукционе в Лондоне. Иван Шишкин родился 13 января 1832 года в семье купца. Этот наивный, подражательный лунный пейзаж исполнен в традициях академического романтизма. Пейзаж был написан Шишкиным во время совместной поездки на Валаам с юным Ф. А. Васильевым.

Поездка на родину дала Шишкину тему другой его значительной картины Лесные дали (1884), красивой по соотношениям голубых, зеленоватых, голубовато-серых тонов. Его художественный язык ясен и четок, в нем нет места рефлексии, внутреннему разладу. Писал по возможности на дрезденском холсте. В центре выделены освещенные солнцем мощные стволы вековых сосен. Само название картины, казалось бы, должно настраивать на грустный лад.

Тема Шишкин в Петербурге неисчерпаема по богатству и разнообразию материала. 232.

В девяностые годы были организованы две выставки работ Шишкина. Вернувшись на родину, Шишкин продолжал совершенствовать пейзажную технику. Спустя некоторое время он посетил Женеву, а затем Дюссельдорф, где им было выполнено полотно «Вид в окрестностях Дюссельдорфа». Стр. Его восхищение природой с годами не притупляется. Художник как бы вводит зрителя внутрь глухого северного леса, позволяя ощутить его жизнь.

Сам отец был купцом, совсем не богатым, торговал зерном из арендованной мельницы. На косогоре (1880). Монументальная картина (самая крупная по размеру в творчестве Шишкина) – последний торжественный образ леса в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую силу русской природы. Эту технику художник освоил еще за границей. 296 – писал ему Васнецов. Высокое небо со светящимися по контуру кучевыми облаками – не просто фон, а важный компонент пейзажного образа, который имеет выраженный национальный характер.

Желтые краски употреблялись в большом количестве и самые разнообразные: охраны, кадмии, цинковая желтая (для дальних планов и освещенной солнцем листвы). И еще новое – приближенность изображения к зрителю. Рожь. Впоследствии он признавался, что в период обучения не раз поругивал Калямку. В первый же год своего обучения в Академии он уже был присуждён к двум серебряным медалям, а после выиграл большую серебряную медаль, малую и большую золотые медали за свои картины. Этот прием усиливает ощущение широты пейзажного образа.

Все эти Клодты, Боголюбовы и прочие – мальчишки и щенки перед ним» Там же.