Сочинение Кукла Мстислав Добужинский

Мстислав добужинский картина кукла содержание

Она лежит в правом углу подоконника, небрежно брошенная и забытая своей хозяйкой. А Добужинский, видимо, в своих иллюстрациях стремился не дополнить конкретными зрительными образами то, что дано у Пушкина, а интерпретировать все, что есть в повести, сохраняя то же соотношение отдельных элементов (психологического и описательного) и закрепляя в шести рисунках все самые существенные моменты повествования. Более того, катаклизмы этого времени стали предвестником будущих событий – революции 1917 года, с которой «закончился» Петербург. Одной из картин на эту тему является «Кукла», которая написана в 1905 г. Взгляд, направленный в окно полуразрушенного дома, падает на куклу.

Впрочем Добужинский, оставаясь верен себе, конечно, не только «декорирует». Ездил в Амстердам в связи с персональной выставкой. И потому так много мы можем ждать от него в области чисто литературной иллюстрации. Удачны контрасты белого, черного, серого (дан штриховкой). Работы, как правило, выполнены в стиле символизма или модерна. Сентябрь, 6—октябрь, 5.

Мстислав добужинский 
картина "кукла" 
содержание

Мстислав добужинский картина "кукла" содержание

Подтверждением этому как раз и служит забытая или умышленно оставленная кукла. Ворота Камероновой галереи» передает впечатление парадности (основная задача работы), но темно-оранжевая листва деревьев и рефлексы радужных осенних красок в стеклах полукруглого окна галереи несколько снижают его, придавая оттенок праздничной веселости. Петербург мирискуссников возникает как антитеза сусально-пряничной Москве. Май. На первой (начальной) изображена при лучах солнца перед Симоновым монастырем хижина из трубы которой весело подымается дым.

Четыре больших рисунка воспроизводят основные моменты этого «рассказа на могиле», повествующего о трагической судьбе крепостной актрисы и ее возлюбленного. Здания, улицы, глухие закоулки, площади, каналы, — вот что прежде всего привлекает его взор. Господствует линия, строго вычерченная, замкнутая. Однако, по словам Г. И. Таким образом, огромное значение приобретают «характерные детали», столь выразительные не нагромождением их, а удачным сопоставлением.

И кажется, что надо зарисовать, закрепить момент. Был в Гааге на открытии персональной выставки.

Таким образом, определяющим во всех работах Добужинского было графическое начало. Все же его детство было беззаботным по сравнению с взрослой жизнью, вот таким образом так отчетливо звучат в картине «Кукла» ностальгические нотки. И прежде всего это хочется сделать по отношению к М. В. Добужинскому. Это больше похоже на сельский пейзаж, чем на городской вид из окна. С революцией 1917 года Петербург кончился. Правда же состоит в том, что далеко не все произведения Овсея Дриза для взрослых были переведены и, лишь читая их на языке оригинала, можно ощутить глубоко национальный трагизм его творчества.

Работы, как правило, выполнены в стиле символизма или модерна. Несколько особняком среди работ для «Жупела» стоит «1905-1906 гг. ». За окном по логике вещей должен находиться пейзаж крупного города, каким был Петербург. Кое-что было сделано для «Детского альманаха». Его стихи буквально лучатся добротой и шуткой.

Эта картина про 
куклу значит и описывай 
ее

Эта картина про куклу значит и описывай ее

Были иллюстрированы и кой-какие из басен Крылова (для хрестоматий «Живое слово» и «Цветничок») и при этом с большой обдуманностью и тщательностью. Рисунки раскрашены, вернее, слегка подкрашены.

Первой книжкой иллюстрированной Добужинским, была сказка Алексея Ремизова Морщинка». Он строил цветом композицию, но не определял с его помощью форму. Словно перед нами какая-то «конденсированная» иллюстрация к сочинениям этого писателя, прекрасно выполняющая свое назначение быть школьным пособием.

С тех пор прошло более двадцати лет напряженного и все время совершенствующегося труда. Правда, у Пушкина сказано, что Лиза училась грамоте по буквам, рисуемым на бумаге. И так очаровательна буква «А», сложенная из прутиков, в руках Алексея. На них обычно запечатлены неброские домишки, старые дворики. Вот и все самое характерное из известного нам об его первоначальном развитии.

  1. Описание картины Мстислава Добужинского «Кукла»
  2. Художник Мстислав Добужинский (1875 — 1957)
  3. Сочинение-описание картины Добужинского «Кукла»
  4. Добужинский Мстислав Валерьянович

Долгое время его домом был Петербург. Точно так же и некоторые эскизы к постановке «Николая Ставрогина» воспринимаются определенно как иллюстрации к «Бесам». Раскрываем книжку и сразу воочию видим все то, о чем повествуется в первых же строках. Итак, художника интересует именно «Питер» с его таинственными уголками, дворами-колодцами, тихими закоулками, а не «парадный Петербург» мирискуссников (тем не менее, объективности ради, следует отметить, что Добужинским были исполнены несколько серий графических работ изображающих историко-архитектурные памятники Петербурга.

Под ней — сердце между белых крыльев. Одной из картин на эту тему является «Кукла», которая написана в 1905 г. Взгляд, направленный в окно полуразрушенного дома, падает на куклу. Многого в рисунке, предназначенного для столь миниатюрного издания, не воспроизведешь. Но и сказка Андерсена далеко не вполне для детей. Следующая страница в истории городского пейзажа связана с принципиально новым изображением города художниками объединения «Мир искусства».

  • Сочинение по картине: Добужинский — «Кукла»
  • Сочинение по теме Добужинский Окно парикмахерской
  • Картины художника Мстислава Валериановича Добужинского
  • По теме: методические разработки, презентации и конспекты
  • Сочинения по картинам 5-9 класс
  • Последние опубликованные вопросы

Характерно, что очень много внимания уделено пейзажу, как это и у самого Карамзина. Сам поэт был женат на нееврейской женщине и его собственный сын не мог читать стихов своего отца в оригинале.

С изумительным мастерством при помощи одних лишь контрастов широких пятен типографской краски с белизной бумаги передан белесоватый сумрак северной летней ночи, ранний рассвет, нежные очертания легких облаков и суровые массивы уходящих ввысь домов, штабели дровяного двора, неподвижная поверхность воды и косые линии проливного дождя. Но вместо этого там виден совсем не городского вида старый, покосившийся сарай. Контрастов черного и белого нет.

Занимался также офортом и литографией, пробовал свои силы и в живописи маслом. Но вот художник берется за работу над «Белыми ночами» Достоевского. Обычные «кривизна» линий и эскизность очертаний утратили некоторую прежнюю нарочитость.

Однако, отличительная особенность нового образа города, созданного Добужинским, безусловно, не только в его современности. Какой-то немецкой кажется вся книжка. К тому же ему не всегда дается хорошо изобразить человеческую фигуру, особенно в движении. В этой новой манере сделаны весьма примечательные иллюстрации 1917 г. к «Свинопасу» Андерсена. Так всегда.

В этом Добужинский близок литературным символистам серебряного века (вспомним Петербург в творчестве Блока, Брюсова, Белого). Впрочем, художник не ограничивается одними «эмблемами» иногда он не может удержаться от того, чтобы не показать нам того или другого героя, а то и изобразить целую сцену. Именно в них всегда особенно проявлялись вся зоркость и изобретательность Добужинского.

  • Сочинения по картинам известных художников
  • О знаменитости:русский художник

Наивно-элегический тон выдержан здесь до конца с исключительной последовательностью. Самое удачное в «Тупейном художнике» — это заглавные буквы. Но уже примерно с 1916-1917 гг. Добужинского», а также – альбом автолитографий Добужинского «Петербург в 1921 году» со вступительной статьей С. П. Замечательны сами приемы графики. Ничто не упущено, скорее даже можно признать излишним изображение Дуни с ребенком, едущих в карете, так как эпизод возвращения дочери смотрителя достаточно отражен в другом рисунке. Прежде всего любование бытом 20-х годов XIX в., когда и развертывается описанное событие.

Читатель любовно всматривается во все «мелочи», что так просто и четко изображены внутри небольших квадратов, являющихся фоном для буквы, вместе с тем внимательней воспринимает самый текст книги. Но так как внешних событии почти нет, то первый и третий фронтисписы малосодержательны и по существу излишни. Тому примером – следующая цитата: «Произведения Добужинского с изображением ночной улицы кажутся непосредственно взятыми из поэзии Блока. Во всей картине сквозит заброшенность, неухоженность, опустелость. Всего, что на них изображено, нет в пьесе, но это могло быть, это было и, быть может, подобные вольные парафразы — лучшие темы для книжных украшений.

Описание картины 
Мстислава Добужинского 
«Кукла»

Подтверждением этому как раз и служит забытая или умышленно оставленная кукла. Она лежит в правом углу подоконника, небрежно брошенная и забытая своей хозяйкой. Ведь это своего рода поэма, повествующая о временном запустении северной столицы, о том новом быте, который зарождался в годы революции. Яремича). Не все в графике к «Белым ночам» одинаково удачно. Март. Однако, художник не сразу приходит к такому пониманию и изображению города (в данном случае имеется в виду именно Петербург).

(Кстати и в приемах раскраски обнаруживаются скорее искания новой акварельной техники, чем забота о возможно лучшем воспроизведении рисунка при помощи печатного станка. ) Все герои сказочные, но трактованы иронически, подчас карикатурно. Имеются еще два рисунка в тексте из которых второй играет роль концовки и, повторяя тему предпоследней строфы (гусар уносит казначейшу среди предутренней тишины провинциального города), выразительно завершает текст. Здесь использован старый прием, уже знакомый нам по «Калиостро», — воспроизведения каких-нибудь деталей повествования. Сказка иллюстрирована вся, в буквальном смысле — от начала до конца. Но не только как обстоятельный «рассказчик» Добужинский близок маленьким читателям, его роднит с ними простота восприятия, острая наблюдательность соединенная с изобретательностью, редкая памятливость на мелочи и трогательная любовь к вещам, словно к живым существам.

Безусловно значение «Мира искусства» оказалось чрезвычайно важным в процессе художественного формирования Добужинского, однако даже испытывая определенное влияние объединения, художник всегда оставался «совершенно самостоятельным». Неподдельной жутью веет от этого листа, от одного сопоставления серых и темных пятен. После заключительной фразы пушкинской «Барышни-крестьянки»: «Читатели избавят меня от излишней обязанности описывать развязку» — нарисовано, как оба отца благословляют Лизу и Алексея.

Еще в 1909 г. Александр Бенуа не в хулу, а лишь свидетельствуя наличное направление творческих сил, отметил, что «в нем гораздо больше «рассказчика», нежели «художника формы». Но вместо этого там виден совсем не городского вида старый, покосившийся сарай. Закрыл собственную художественную студию. Главные свои силы за это время художник отдает декорационной живописи. Он ничего не изображает, а просто поверх пяти букв «конец» надписывает характерным размашистым почерком те слова, что навсегда остаются в памяти читателя: «помните и любите вашу Настеньку». Особенно изысканны тончайшие белые силуэты на черном фоне, рисующие даже целые пейзажи.

Художник любил его и посвятил ему многие из своих городских пейзажей. Плоскость листа строго блюдется. Много занимается портретом, меньше пейзажем, но главные свои силы отдает изображению города. Систематически это сделано в графике 1918 г. к «Жизни графа Калиостро» М. Кузмина. Это как бы иллюстрация к лирическому вступлению ко всей повести. Прекратил преподавание в парижской Школе декоративного искусства. Иллюстратор отнюдь не стремится воплотить все образы писателя, а лишь дополняет его и именно там, где средства последнего ограничены.

А. Сидоров метко определил его как «одного из лучших читателей среди художников Петербурга». Эта художественная самостоятельность Добужинского (как уже было отмечено) впервые проявилась именно в городских пейзажах, обозначивших принципиальное различие во взгляде на город. Иллюстрациями же только к ненаписанной поэме, воспевающей некий коллектив промышленного города, мнятся рисунки «Будни» и «Праздник» 1906 г. И совсем как рассказы-гротески нами «прочитываются» «Гримасы города», появившиеся на страницах «Сатирикона» в 1908-1911 гг. Большие рисунки даны в характерном архитектурном обрамлении.

Добужинский по-прежнему ограничивается композициями на отдельных листах одна единственная концовка в счет не идет. Апрель—май. Все равно где: на родине в Вильно, на месте ли постоянного его пребывания — в Ленинграде, в других ли русских городах (Витебск, Псков, Москва) или во время его многочисленных путешествий по чужим странам.

А поскольку жанр городского пейзажа в последствии становится для Добужинского определяющим, уже упомянутую «абсолютную самостоятельность» в изображении города можно назвать своеобразной визитной карточкой мастера, собственно, его творческим методом. Дело еще в том, что эти рисунки и силуэты выполнены в старой «классической» графической манере.

С середины 1920-х годов литература о художнике ограничивается, по существу, рассказами лишь о рисунке и графике, что впоследствии приведет к ошибочному представлению о творчестве Добужинского, которого стали считать, главным образом, книжным графиком (безусловно, книжная графика занимала далеко не последнее место в творчестве Добужинского, однако, следует отметить, что именно с середины 1920-х годов он не мог с прежней интенсивностью заниматься станковым искусством и книжной графикой и вынужден был стать, в основном, театральным художником). Овсей Дриз стал известен в большой советской литературе прежде всего как детский поэт. На второй — та же хижина, уже разрушенная, под облачным небом. Среди них – не только статьи, но и отдельные книги (отметим особо работу Э. Ф.

Таким образом, художник здесь размышляет, прежде всего о передаче «стиля эпохи», но на материале не прошлого, как это было свойственно художникам «Мира искусства», а современности. Остальные четыре рисунка воспроизводят основные моменты истории Лизы и Эраста. Основой его искусства был рисунок, задачи которого лишь подчеркивались цветом.

Пожалуй, содержательнее всего маленькие концовки. Перелистываем страницу, — перед нами слева большое изображение тронного зала. Линия здесь законченная, четкая, определенная, очерчивающая контуры целиком. В. И.

Фигуры героя и героини сравнительно мало заметны. Типичные приемы графики, обнаруживающие немецкие влияния. Зачастую это был раскрашенный рисунок.

Порой концовка воспроизводит какую-либо случайную, но характерную деталь. После «Ночного принца» в области иллюстрации Добужинский долгие годы, вплоть до 1917 года, не создавал ничего подобного не только в смысле удачности, но и в отношении значительности задания. Художник любил его и посвятил ему многие из своих городских пейзажей. Остановимся хотя бы на рисунке «Крестьянин и Смерть» 1908 г. Невольно при этом вспоминается силуэт Нарбута исполненный три года спустя к той же басне и повторяющий ту же композицию, но повернутую наоборот и с некоторыми изменениями (смерть иначе держит косу и левую руку песочные часы с крыльями нетопыря помещены отдельно внизу). Внимательный «читатель» и опытный «рассказчик», он умеет остановиться на самых существенных моментах повествования, наиболее ярких образах, выразительных «мелочах», столь любовно им подмечаемых.

Перед нами книжка, своим форматом, расположением многочисленных рисунков среди текста их яркими свежими красками напоминающая известные издания для детей И. Кнебеля. Первый рисунок играет роль фронтисписа. загадочных приключений «Ночного принца». Евгении»), работы для неосуществленного, к сожалению издания «Петербург» (1905) и серии школьных картин Кнебеля). Вариации реального пространства продолжали оставаться единственным принципом восприятия мира, живописное понимание пространства находились от него еще далеко.

Долгое время его домом был Петербург. В одной из записных книжек художника появляется заметка: «Думаю о современности Хочется какого-то синтеза и он есть где-то близко под рукою. Вообще исследователями не раз отмечалась связь творчества Добужинского с литературным символизмом (в особенности с поэзией А. Блока). Во всей манере рисунка какая-то особая чистота, свежесть, простота, быть может, несколько деланая, но вполне соответствующая «духу» жеманного сентиментализма. Иллюстрации же рисует редко.

Только два рисунка вдвинуты в текст (заглавная виньетка и концовка), три остальных помещены на отдельных страницах. На них обычно запечатлены неброские домишки, старые дворики. Можно только протестовать против того, что в изображении встречи у Красных ворот слишком много места занимают бытовые сцены. Петербург изображаемый художником, воплощает в себе некую общую идею города. Чугунова все вышеперечисленные труды «Хоть и представляют собой интересные исследования, без которых нельзя обойтись при изучении творчества художника, но затрагивают лишь отдельные стороны его творческой деятельности и не претендуют на ее обобщение».

Уже неоднократно говорилось о том, что Добужинский прежде всего — изобразитель города. Она лежит в правом углу подоконника, небрежно брошенная и забытая своей хозяйкой. Она лежит в правом углу подоконника, небрежно брошенная и забытая своей хозяйкой. Добужинский по характеру своего творчества обещал стать прекрасным «детским художником». И так много о снисходительном любовании «ретроспективного мечтателя» прошлым говорит обложка, на которой две гирлянды вокруг надписи сплетаются в форме сердца.

Конечно, здесь немало привлекательной казалась задача воссоздания внешнего быта начала XIX в. Но Добужинский, обдуманно и любовно воспроизводя ряд характерных мелочей (типичная карета, верстовой столб, дамская шляпка корзинкой, овальные портреты на стенах и т. п. ), не выдвигает их на первый план, как то бывало у иных чрезмерно увлеченных стариной ретроспективистов и не затемняет ими существенного. Например, в работе 1905 года «Зимний дворец и Александровская колонна» каменная непоколебимость композиции, «железный ритм строгих и четких линий рождает ассоциативную связь с напряженной жизнью Петербурга того времени, полной острой борьбы и жестокости». Одной из картин на эту тему является «Кукла», которая написана в 1905 г. Взгляд, направленный в окно полуразрушенного дома, падает на куклу. Это открытки, заказанные художнику благотворительной общиной (так называемой «общиной св.

Октябрь. Например, первый вариант акварели «Царское село. Мстислав Валерианович Добужинский принадлежит по возрасту к младшим членам группы художников «Мир Искусства». К форме силуэта Добужинский обращается снова год спустя, в 1919 г., работая над «Барышней-крестьянкой».

Картина «Кукла» 1905 года, была написана автором, когда он создавал цикл работ о Петербурге, он сравнивал старый город с новым, пытался описать, какой дух царил в жизни города. Значителен лишь второй, дающий образ безумца-скупца среди его сокровищ. Обычно в заключительном рисунке повторяется тот образ, которым выразительно завершается какой-либо отрывок или все повествование (в «Тупейном художнике», в «Западне» и во втором акте «Скупого рыцаря»). И хотя, впоследствии, он будет не раз возвращаться к живописи, пользуясь ею для решения различных художественных задач, графичность остается навсегда близкой его таланту. Апрель. Работает Добужинский преимущественно акварелью, карандашом, пером, пастелью, реже гуашью и сепией. Несмотря на подписи, столь старательно выведенные, мы в изображениях отдельных сцен преимущественно любуемся рядом деталей, в обилии нагроможденных помимо указаний текста (например обстановка комнаты Лизы) или красотой силуэта.

Работал в дюссельдорфском театре над оформлением драмы Г. Э. Лессинга Натан Мудрый. Удивительно подходит «чувствительной» повести Карамзина быть изданной в виде небольшого томика в плотной зеленой обертке с наклейкой, на которой наивно-узорчатыми буквами выведено заглавие. На обложке — сплошной узор из шлемов, стрел, гербов и скрещенных под черепами мечей. Лишь квартиру Дуни художник показал во всей прелести «ампира», но и здесь он следовал тексту, указывающему на особо пышную обстановку. Но это не вся правда о его творчестве.

Однажды художник просто договорил то, на что лишь намекнул писатель. В этих рисунках есть что-то жуткое, но нет опять-таки действия, драматического напряжения. Большую часть жизни Мстислав Валерианович Добужинский прожил в России, где он и родился. При этом в иллюстрациях отражены все характерные черты рассказа Ауслендера. Необходимо отметить еще значение концовок. Задавленностью, ежечасным, ежеминутным ожиданием несчастья веет от нее.

Как и всякая интерпретация, она принадлежит к наиболее «смертным» видам художественного творчества. Но драматическое напряжение пушкинской трагедии, ее монументальные и в то же время такие человечные образы остались невоплощенными, несмотря на всю «содержательность» иллюстраций.

Таким его знали на русском и на других языках. Небольшой альбомчик в украшенной нехитрым узором папке. Иногда в виньетках даются лишь вольные парафразы на мотивы текста («Месяц в деревне»). Быть может, это не совсем уместно там, где на передний план сильно выдвинуты какие-либо предметы (решетки канала, фигуры), от которых видна лишь верхняя часть.

За окном по логике вещей должен находиться пейзаж крупного города, каким был Петербург. Местами кое-где введены небольшие пятна черного. За окном по логике вещей должен находиться пейзаж крупного города, каким был Петербург. Кажется, что здесь ко всякой мелочи можно подыскать у Гоголя соответствующую цитату. Его возможности художник использовал лишь отчасти.

Внизу — песочные часы и черные крылья. Что здесь иллюстрировать. Призрачное освещение усиливает это впечатление: «унылый фонарь с похожими на усы лучами света и зловеще изгибающейся тенью напоминает огромную черную кошку, присевшую у края тротуара и озирающую улицу какой-то прохожий спешит прошмыгнуть по улице, подобно герою «Записок из подполья» его фигура кажется такой бесконечно одинокой и сиротливой, затерянной в странно-враждебном мире, где мертвые вещи словно вышли из-под контроля своего творца-человека и начали вести свою собственную жизнь». В этом рисуночке — вся поэма Лермонтова.

Это как-то сразу делает его более близким духу современности и отличает от других ленинградских «ретроспективных мечтателей». Пожалуй, эта ирония неуместна в книге для детей. Эпизоду с подаренной табакеркой — сама табакерка, очаровательной формы и с силуэтом на крышке (как сказано у Кузмина: охотник целится в утку, а из воды вылезает купальщица) из которой выпадают ожерелье и футлярчик с банковыми билетами. Впрочем, в самом характере своих восприятие и способе их передачи он остается верным «мир-искусником».

По окончании университета Добужинский занимается живописью и рисунком, уделяя главное внимание последнему, в Мюнхене у Ашбэ и Голоши. Это больше похоже на сельский пейзаж, чем на городской вид из окна. Так или иначе, но возле этого окна со старой куклой можно предаться воспоминаниям. Суриков и А. М. И потому так много прелести и подлинной детскости в его изображениях приключений двух озорников — куклы Нолли и паяца Пшика (к рассказу Саши Черного в сборнике «Жар-Птица», 1911 г).

Кое-какие из них разбросаны по разным изданиям, кое-что осталось не опубликованным (рисунки 1913 г. к стихотворениям Лермонтова). Так или иначе, но возле этого окна со старой куклой можно предаться воспоминаниям. Что же касается «Казначейши», выпущенной Кружком любителей изящных изданий в 1914 г. (подготовлена в 1913 г. ), то и здесь Добужинский преимущественно декоратор этой прекрасно «сделанной» книги. Но особенно характерны две виньетки, окаймляющие все повествование.

На них обычно запечатлены неброские домишки, старые дворики. Несмотря на все неудачи, он продолжал над собой работать и совершенствовался. Художник часто испытывал творческие муки, но все ровно продолжал творить. Работы, как правило, выполнены в стилесимволизмаилимодерна. Долгое время его домом былПетербург. И, таким образом, городской пейзаж, действительно «скорее служит только фоном, на котором художником показана безысходность народной доли».

Перед нами мелькают маски, плети и цепи, пистолеты и червонцы, а то и целые сценки. И опять-таки городу посвящен альбом литографий «Петербург в 1921 г. ». у Добужинского начинают вырабатываться новые приемы. Более близок художнику был «Станционный смотритель» Пушкина, к которому еще раньше, в 1905-1906 годах, были выполнены им шесть рисунков сепией, подправленных пером. Его отличает предельная «немногословность» сюжета, в котором присутствует обязательный кусок улицы со стеной дома, срезанной так, что не видно неба, с фонарем, какой-либо вывеской и одиноко неясно-различимой фигурой, словно случайно попавшей в поле зрения художника.

Его принцесса — совсем немецкая мещаночка, поет «Augustin» и очень интересуется, что у соседей на ужин. Но в других случаях достигнуты необычайные эффекты, например в изображении светлеющего неба (утро четвертой ночи) или водной глади (вторая ночь — Екатерининский канал у церкви Николы Мокрого). Это больше похоже на сельский пейзаж, чем на городской вид из окна. Эти противоречия к началу 20-века успели проявиться и в облике города. Но вот нарастает конфликт: король увидел свою дочь, целующую свинопаса. Одной из картин на эту тему является «Кукла», которая написана в 1905 г. Взгляд, направленный в окно полуразрушенного дома, падает на куклу.

Но вместо этого там виден совсем не городского вида старый, покосившийся сарай. Создал декоративное убранство зала для праздника Дягилевского балета в брюссельском Дворце изящных искусств. Конечно, не всегда в своей основной теме «Город» Добужинский повествует.

Иллюстрации здесь просто украшают самую книгу. Как писал А. В. Тут художник, видимо, не совладал с соблазном показать жизнь тогдашней Москвы. Но вместо этого там виден совсем не городского вида старый, покосившийся сарай. Среди работ этого плана – («Кукла», 1905, «Набережная в Петербурге», 1908) особо значительна акварель «Окно парикмахерской» (1906).

Конечно, в тексте нет ни слова, да и не могло быть, о каких-либо деталях жанра. «Петербургские работы Бенуа, Лансере, Остроумовой-Лебедевой – линейно стилизованные, в отличие от живописно-стихийных тинэрных работ москвичей, воссоздают стройный, строгий образ города Петра и Пушкина, красоту архитектуры елизаветинских и екатерининских времен». Но как не простить это отступление от текста, тем более, что оно вполне в духе повести. Мы видим типичные арки желтого Гостиного двора, купцов с картузами, зазывающих покупателей, огромную лужу, спящего алебардщика, чешущуюся о столб свинью, рожицу, нарисованную мелом на этом столбе и т. д. и т. д. и переносимся, действительно, в «Город николаевскик времен».

На обложке принцесса и свинопас, между ними — волшебный котелок. Художник любил его и посвятил ему многие из своих городских пейзажей. Принцесса изображена жеманной отцветающей девушкой.

Особое место в творчестве мирискуссников занимал Петербург, в первую очередь, как символ единения русской и западноевропейской культуры возрождение же интереса к нему было равносильно «отказу от славянофильских пеленок». Художник отказался от изображения событии, происходивших в плане реальном и остановился лишь на четырех главных эпизодах. Эскизы декораций к «Месяцу в деревне» могли бы быть с большим успехом помещены среди текста пьесы, понимание которой они бы существенно дополнили. Начал преподавать в частной Художественной академии Т. Л. Толстой-Сухотиной.

И в каждом случае строгая построенность придает композиции «незаметность» и всегда – действенность. Добужинский вне конкурса дал своего «Дьявола», помещенного в 1 «Золотого Руна» за 1907 г. Это — идеальная сюжетная символико-аллегорическая композиция. На шмуцтитуле и заглавном листе надписи и их орнаментации вычерчены «под готику». И таким он действительно был на языке оригинала. Маковского «Графика М. В.

На них обычно запечатлены неброские домишки, старые дворики. Композиции решаются то противопоставлением вертикальных линий горизонтальным членением («Старый домик», 1905), то однообразием горизонтально вытянутых форм («Обводный канал в Санкт-Петербурге», 1902), то приемом кулис, тонко между собой увязанных («Вечер», 1903, «Исаакиевский собор», 1905). Ведь и в повести его душевная драма — главная тема. Голлербаха «Рисунки М. Добужинского», С. К. Наибольшее внимание уделено станционному смотрителю. И этот мотив использован в очаровательном рисунке, замыкающем первую главу.

Различны и системы иллюстрирования. Перед нами действительно «книжка с картинками», честь создания которой в равной мере принадлежит и художнику и писателю. Отличие, пожалуй, лишь в тонкой, едва ощутимой иронии, рожденной отношением художника к такого рода «слишком красивым пейзажам» (что в последствии станет одной из наиболее характерных черт всего творчества Добужинского). На переднем плане — огромные причудливые синие вазы с подарками.

Но лишь восемь лет спустя после своей первой большой удачи в области иллюстрации («Ночной принц»), во всеоружии накопленного опыта в деле интерпретации чужих замыслов (декорации к пьесам драматургов разных времен и народов) и много поработав для искусства книги, он принялся за акварели к «Свинопасу». Все же его детство было беззаботным по сравнению с взрослой жизнью, вот таким образом так отчетливо звучат в картине «Кукла» ностальгические нотки. Автор часто пытался уловить и отобразить дух эпохи. Картина «Кукла», кроет в себе глубокий смысл, старая кукла на подоконнике давно покинутого деревянного дома, символизирует воспоминания о прошлом, о детстве, о значимых событиях в жизни человека. В работах Добужинского начала ХХ века прослеживается некоторая ностальгия и даже депрессия, художник искренне скучает по старому городу. Иногда книга орнаментируется рисунками, воспроизводящими лишь характерные детали («Жизнь Калиостро»).

Исполнил ряд графических заказов для советских издательств. Характерно для вкусов того времени, что в конце 1906 г. журнал «Золотое Руно» объявил конкурс для поэтов, прозаиков и художников на тему «Дьявол». Скупой рыцарь» усердно украшен. За окном по логике вещей должен находиться пейзаж крупного города, каким был Петербург. Но было бы несправедливо не упомянуть об этом альбоме. В своих работах для театра он в сущности так же — это заметил уже цитированный нами Н. Н. Врангель — «иллюстрирует» замыслы писателя. Но дух Ремизова, его народность и своеобразная ребячливость взрослого человека Добужинским не выражены.

Добужинский как будто хотел это передать и в самой манере графики (только можно ли здесь говорить о книжной графике. ) : линией капризной, гротескной, кривой формами шаржированными, упрощенными раскраской простодушно-яркой и вместе с тем нежной. Наиболее слабым звеном в цепи художественных средств продолжал оставаться цвет.