Суриков Пейзажи

В сибирских пейзажах Сурикова ярко выступает характерная для этого художника черта — любовь к родному краю, глубокая привязанность к сибирским рекам, лесам, к улицам Красноярска. В исторических полотнах Сурикова и пейзаж историчен и эпичен. Смотря на рисунок «Гора Ветергорн», сделанный Суриковым в альбоме в 1897 году в Швейцарии, невольно вспоминаешь необычайно точные и поэтичные слова Пушкина-пейзажиста. Черты величественной эпичности в пейзажах Сурикова усиливаются по мере того, как они переносятся в специфическую обстановку исторической картины.

И в эпоху передвижников историческая картина первое время представлена довольно скромно. отца Сурикова перевели наслужбу вакцизное управление всело Сухой Бузим (внастоящее время село Сухобузимское Красноярского края). Суриков подхватил эту мысль. Живописная картина – это вещь одномоментная. В галерее представлены некоторые подготовительные этюды и эскизы к этой картине: «Степан Разин» (эскиз), «Степан Разин» (эскиз), «Казак в красной рубахе», «Ковер».

Сюжетом для его следующей работы – картины «Боярыня Морозова» (1887) – послужило событие, связанное с движением религиозного раскола в России в середине XVII века. Часть духовенства, увидевшая в этом угрозу феодальной самостоятельности церкви, отказалась принять нововведения. Он ехал с обозом Кузнецова, вот таким образом дорога заняла два месяца. За годы обучения Суриков получил несколько денежных премий и четыре серебряные медали. Суриков не только тонко понимал родную сибирскую тайгу, но и чрезвычайно чутко воспринимал Крафту южной природы. Стрельцы мужественно держались во время пыток, ни один из них не раскаялся, не склонил головы. Уже в студенческие годы проявил себя как мастер историко-ассоциативных образов (романтичный пейзаж Вид памятника Петру I в Петербурге, 1870, Русский музей, Петербург).

Страсти разгорались. Женщины сочувствуют. Наиболее ранним датированным произведением Сурикова считается акварель «Плоты на Енисее» 1862г.

О широте его взглядов свидетельствует и дружба с поэтом-символистом М. А. Волошиным, создавшим яркий очерк о творчестве мастера (впервые опубликован в журнале «Аполлон» в 1916). В картинах «Покорение Сибири Ермаком» (1895г. ), «Переход Суворова через Альпы» (1899г. ) Суриков воспевает мужество иотвагу русского воина. Сумятица, царящая в их рядах, не мешает им с ожесточенным упорством сражаться с казаками. Как знаменитые пушкинские строки, так и суриковский пейзаж во «Взятии снежного городка» впечатляет удивительной естественностью и радостной красотой в нем картина русского ландшафта чудесно сливается с поэтическим народным восприятием родной природы. А возле ямы страж ходит. Своими белыми рубахами и огоньками свечей они резко выделяются из всей массы народа.

Сюжет картины относится к эпохе царя Алексея Михайловича. Это – родина художника, он не раз возвращался сюда и из каждой поездки привозил много этюдов. В 1854г. Но спор между ними должен разрешиться не преимуществом храбрости одной из сторон.

  • Картины — Суриков, Василий Иванович
  • Мастер исторических полотен: почему Василия Сурикова называли композитором, а его работы – математикой живописи
  • Биография и картины Василия Ивановича Сурикова
  • Суриков Василий Иванович (1848 – 1916)

Слева на картине бегущий мальчик, но куда он бежит. Места эти царь Иван Грозный пожаловал крупным промышленникам – купцам Строгановым. История – это то, что происходит не с нами и нам в нее хода нет.

Городок – старинная народная игра. Они не похожи на пейзажи современных ему художников.

  • уриков Василий ИвановичКартины и биография
  • Картины Василия Ивановича Сурикова
  • Суриков Василий Иванович (1848, Красноярск – 1916, Москва)
  • Василий Суриков: самые популярные картины (топ 12)
  • Василий Суриков – картины с названиями и описанием по алфавиту
  • Краткая информация о художнике и его картинах

Немало добрых казаков полегло у Ермака в пути и в битвах. Необычайной свежестью и новизной радует эта картина первого снега. исполнял живописные работы вмосковском храме Христа Спасителя.

– допрашивали ее увещатели. – так рассказывала Сурикову в детстве его тетка Ольга Матвеевна. Первым прототипом для Суворова стал красноярский отставной казачий офицер Фёдор Фёдорович Спиридонов. Но обстоятельства оказались сильнее его. Мальчишки смеются – они ещё ничего не понимают им весело. Однако «Мир искусства» увидел в этих так называемых пороках именно достоинства суриковской живописи.

  1. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  2. «Великий художник, воинствующий реалист»
  3. Самое интересное в виде мозаики
  4. Описание картины Василия Сурикова «Боярыня Морозова»
  5. Описание картины Василия Сурикова «Взятие снежного городка»

И это передано как бы перспективной ошибкой. В 1888 году великий русский художник испытал одно из своих самых тяжёлых потрясений. С 1881 член Товарищества передвижных художественных выставок, Союза русских художников. В качестве этюда к этой картине была написана «Голова смеющейся девушки» – одно из замечательнейших созданий Сурикова. Они убегали на окраины России, скрывались в глухих лесах, в болотах. Как-то брат посоветовал ему написать картину Взятие снежного городка.

Произошел раскол. С детства Федосья Прокопьевна была набожна и придерживалась старой веры. Изображение снега в этой картине было, в сущности, художественным откровением. Странник (справа, с посохом) снял шапку, выражая своё уважение и скорбь. Мы ощущаем это как историческую неизбежность.

  • Описание картины Василия Сурикова «Вид памятника Петру на Сенатской площади»
  • Описание картины Василия Сурикова «Переход Суворова через Альпы»
  • Описание картины Василия Сурикова «Пир Валтасара»
  • Описание картины Василия Сурикова «Покорение Сибири Ермаком»
  • Описание картины Василия Сурикова «Степан Разин»
  • Сочинение по картине Василия Сурикова «Утро стрелецкой казни»
  • Василий Суриков: последние новости

Художник Михаил Нестеров называл ее своей «самой любимой картиной Сурикова». В исторической картине очень силен тот романтический флер, на который передвижники смотреть не могут: пространства роковые, с шумом, с движением, сплошной «Последний день Помпеи». В углу иконы, зажженные лампады. Суриков приехал вКрасноярск, некоторое время жил вХакасии на золотых приисках Кузнецова.

До Сурикова никто в мировой живописи не умел так правдиво изобразить снег. Там способности мальчика крисованию были замечены преподавателем Николаем Васильевичем Гребневым, который стал заниматься сним отдельно, рассказывал опроизведениях классического искусства, водил рисовать снатуры виды Красноярска. Преодолев после поездки вСибирь в1889—1890 гг. Первое значительное произведение Сурикова было посвящено началу петровского царствования.

  • «Вид памятника Петру на Сенатской площади в Санкт-Петербурге»
  • «Клятва Горациев» Жака Луи Давида
  • «Свобода, ведущая народ» Эжена Делакруа
  • «Расстрел повстанцев» ФрансискоГойи
  • «Возрасты жизни» Каспара Давида Фридриха
  • «Утро стрелецкой казни» Василия Сурикова
  • «Похороны вОрнане» ГюставаКурбе
  • «Бар в Фоли-Бержер» ЭдуардаМане

В 1891 году он написал новую большую картину, на этот раз не на исторический, а на современный сюжет — «Взятие снежного городка». Судорожно порывается стащить с головы шапку при виде несчастной страдалицы истовый старик. Он как бы воплощает в себе красоту русского народного типа. Её муж, Степан Фёдорович изображён на картине «Утро стрелецкой казни»— стрелец с чёрной бородой. Жизнь в Москве стала особенным периодом жизни художника. Следующая картина была написана только в 1891 году, это была Взятие снежного городка. На первом из них имеется авторская надпись: «Многоуважаемому Федору Федоровичу Пелецкому.

В 1880–1890-е годы посетил Францию, Италию и ряд других стран Европы. Кузнецов (первый вариант картины хранится вКрасноярском художественном музее им. Большое внимание уделял композиции, за что получил прозвище «Композитор». Юноша устроился канцелярским писцом в Енисейское общее губернское управление, об этом времени он вспоминал: «Очень я по искусству тосковал». Страж-то корку-то бросить боится – царь не велел их кормить. Суриков создает величественные образы сибирской земли.

Картины — Суриков, 
Василий Иванович

Василий Иванович Суриков (1848–1916) родился в Красноярске и провел в Сибири первые двадцать лет своей жизни. О Сурикове говорили, что он умеет проникать в самый «дух эпохи». В поздние годы старый художник написал ряд лучших своих портретов (Автопортрет, 1913, Третьяковская галерея и др. ). Представители поколения «Бубнового валета» – критики Сергей Глаголь, Яков Тепин – придумали концепцию: Суриков – это человек шестнадцатого века, нечаянно занесенный в века девятнадцатый и двадцатый. С 1877 жил в Москве, но много путешествовал.

Летом 1897 года Суриков посещает Швейцарию, где пишет этюды. Расправа Петра с мятежными стрельцами и представлена в картине Сурикова. С поразительным мастерством изображен снег и в картине «Боярыня Морозова». Церковь раскололась. Он врежется в толпу, причем прямо сейчас. Суриков говорил, что «античную красоту можно найти и в остяке», разумея под этой красотой сгармонированность всех черт.

После смерти жены Суриков уезжает с дочерьми в свой родной город, где создает картину «Взятие снежного городка». В 1876—1877 гг. Сидят они в яме, цепями прикованные. У них было чуть более радикальное, чем следовало, представление, что все суриковские исторические сюжеты – это вещь случайная, что он был чистый художник и просто хотел заполнять холст.

Староверы беспоповцы (мои предки) слово старообрядцы не признавали. дай хоть корочку, не мне – сестре, видишь – помирает. Его похоронили рядом с женой на Ваганьковском кладбище. Тут и остяки и вогулы и сами татары. Мы понимаем, что воины Кучума будут смяты натиском дружины Ермака.

В 1887 году Суриков завершил работу над одним из самых известных своих произведений — «Боярыня Морозова». Еле уговорил позировать, сидя на снегу. Другая боярышня в голубой шубке с печальным и строгим лицом низко кланяется Морозовой. Надо проконопатить их и обшить дом новым тесом.

Конечно, потому, что дочь Сурикова была женой «бубнового валета» Кончаловского, но дело не только в этом. Много раз бросались татары в бой с казаками и много раз терпели поражение.

Летом 1873г. Не случайно он вслед за Пушкиным и одновременно с Мусоргским обратился к XVII веку, эпохе «многих мятежей» (Пушкин). Картина выставлялась в Санкт-Петербурге, Москве и была приобретена императором.

Затем были работы — Покорение Сибири Ермаком, Степан Разин. 6 марта 1916 года великого русского художника не стало. Завязалась битва великая и в этой битве атаман Ермак победил хана Кучума. На XV Передвижной выставке работа Сурикова вызвала неоднозначные оценки.

Художественный критик Владимир Стасов расчувствовался перед полотном. У передвижников такое было совершенно не принято: сначала – что, потом – как. Обреченными выглядят в этой избушке дети Меншикова. Действительный член петербургской Академии художеств (1893). Мы видим это событие, но в нем латентно содержится и то, чем оно вызвано и то, что будет после.

В последующие годы художник написал еще несколько масштабных полотен — «Покорение Сибири Ермаком» (1895), написанное с убедительностью очевидца, озорной и дерзкий «Переход Суворова через Альпы» (1899), былинный и напевный «Степан Разин» (1910). Обеими руками он схватился за шапку и не выпускает из рук ружья. Следующая работа художника висторическом жанре — «Степан Разин» (1910г. ). Сурикова). После того как на передвижной выставке 1883 года полотно приобрел для своей галереи Третьяков, Суриков на полученные средства совершил путешествие за границу: он побывал в Германии, Италии, Франции, Австрии, видел коллекцию Дрезденской галереи, собрание Лувра, познакомился с творениями итальянских и испанских мастеров. Боярышня со скрещенными руками потрясена чувством жалости к раскольнице.

Особенно это красиво в «Боярыне Морозовой». Забелина «Домашний быт русских цариц вXVI—XVII веках» Суриков с1908 по 1912г.

В 1875г. Иногда персонаж находился случайно.

Это новое регулярное войско Петра. Окрыленный успехом, художник немедленно приступил к работе над новой картиной — «Меншиков в Березове» (1883). Решающее значение будут иметь организация и вооружение войска. Цветовое оформление по-прежнему остается важнейшей составляющей мастерства Сурикова. Следующая большая картина Сурикова «Переход Суворова через Альпы» (1899) была написана им в связи со столетней годовщиной суворовского перехода 1799 года. Первую самостоятельную работу Сурикова «Вид памятника ПетруI на Сенатской площади вСанкт-Петербурге» (1870 г. ) приобрел П. И.

Суриков стремится передать не только внешние черты местности, а прежде всего ее дух. После прочтения книги И. Е. Василий Иванович окончил Академию взвании классного художника первой степени. Еще одно большое историческое полотно. После этой работы о Сурикове заговорили как о живописце-историке.

Поскольку старообрядчество – означает верность обряду. Без всякого заказа и чьей-либо материальной помощи Суриков приступил к созданию большого исторического полотна «Утро стрелецкой казни» (1881), ставшего первым в ряду картин, прославивших его имя и определившим основное направление его дальнейшего творчества: изображение русского народа в драматические минуты его истории. В 1899—1900 годах исполнил два графических портрета Ф. Ф. Пелецкого. И уже двое преображенцев, подхватив под руки, повели к виселице первого стрельца.

Вся семья сгрудилась вокруг стола в трагической безысходности. Не раз за долгую историю под знаменем Спаса ходили в бой русские полки (в частности, в битве на Куликовом поле). Он действительно видит прошлое, варварское, кровавое, жуткое прошлое России и рассказывает свои видения так выпукло-ярко, словно не знает различия между сном и явью. Родился в казачьей семье. Учился в петербургской Академии художеств (1869—75) у П. П. Чистякова.

В его творчестве – повелительная убежденность галлюцината. за картину «Апостол Павел благовествует перед царем Агриппой иего сестрой Вероникой» удостоен звания классного художника. 4ноября 1875г. Надо мамочку утешить, а то дом рушится.

В. И. Перед смертью она подписала продиктованный Меншиковым указ о престолонаследии – российским императором объявлялся 12-летний сын казненного Петром царевича Алексея Петр II с предписанием ему по достижении абсолютнолетия жениться на одной из дочерей Меншикова – Марии или Александре. Защитники, с трещотками, хворостинами, метлами в руках, отгоняли, пугали лошадей. Немаловажную роль играет пейзаж в его знаменитых исторических полотнах: «Боярыня Морозова», «Взятие снежного городка в Сибири», «Покорение Сибири Ермаком», «Степан Разин». Скорее всего, картина из Радищевского музея написана в Сибири. История им кажется чем-то отвлеченным, она связана с академической традицией.

Зерно образа Суворова Суриков видел в его народности, в том, что он был «солдатским полководцем». Картину Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе» обсуждали так: мог Петр допрашивать царевича именно так или не мог. Низкая бревенчатая изба.

Но если мы этого не знаем, мы видим жуткую толстенную тетку с искаженным лицом. За свою военную службу стрельцы пользовались многими привилегиями. Юродивый – единственный человек в толпе, который открыто поддерживает боярыню (повторяет её жест). Несомненно, что этот этюд был написан с конкретной натуры. Суриков никогда не брал заказов на портреты, но часто отправлялся от портретного образа в своей дальнейшей, чисто творческой работе. (хранится вмузее-усадьбе В. И.

Сама картина находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. В трагизме воскрешенной эпохи раскрывается загадочная, трагичная глубина народной души. Народная толпа шумит, волнуется, громко выражая свои чувства, свое глубокое горе. Стрельцы занимают левую большую часть картины.

Прототипами героев полотна послужили родственники Сурикова и другие жители Красноярска. В мглистом сумраке предрассветного часа вырисовываются громада Василия Блаженного, белокаменные стены Кремля, толпа народа, запрудившая Красную площадь. Быть может, гнетет его сознание собственного бессилия, невозможность действовать, в то время как враги его предают дело Петра, губят Россию. Историческая правота на стороне Петра. Всем этим трем «хоровым картинам» (как называл такого рода многофигурные сцены Стасов) не уступает и Взятие снежного городка (1891, Русский музей), посвященное уже целиком современной народной жизни – масленичной игре, представленной как веселая и в то же время сокрушительно-грозная стихия. Слюдяное заиндевелое оконце. Скупо пробивается свет. Исследователи этой темы – серьезные историки – не первый век спорят, какой термин справедлив: старообрядчество или староверие. Результатом стало полотно «Утро стрелецкой казни». Оно предстает перед зрителем в картине «Утро стрелецкой казни» (1881).

В Москве Cуриков создал свои наиболее значительные произведения — монументальные исторические картины «Утро стрелецкой казни» (1881г. ), «Меншиков вБерезове» (1883г. ), «Боярыня Морозова» (1887г. ). Стрельцы погружены в себя, будто окаменели. Этот старик – простой красноярский казак. Разбежалось Кучумово войско, а Кучум скрылся в Барабинской степи. Василий Иванович, русский исторический художник.

Действие разворачивается на фоне сурового сибирского пейзажа. Много времени и труда художник посвятил изучению сибирской природы. В. Суриков. Следующая большая картина Сурикова – «Покорение Сибири Ермаком» (1895) – посвящена теме военного прошлого русского народа.

В этом отношении особенно замечательны сибирские пейзажи Сурикова: «Деревня у подножия гор», «Минусинская степь», «Торгошино». Несколько позднее были созданы картины «Меньшиков в Берёзове», «Боярыня Морозова». Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова— Авдотья Васильевна Торгошина. Благодаря незаурядности своей натуры поднялся до высот управления государством. Люди определенным образом одеты – вот и весь историзм.

Приготовления к казни закончены. «Хороша старина, да бог с ней», – говорил художник. Это дало возможность Сурикову наблюдать «допетровскую старину», которая, по его собственному свидетельству, еще продолжала тогда жить в Сибири. У ворот ставили снеговые пушки, позади ворот – угощение из снега.

Однако противникам его удалось взять верх. В1856г. Стрельцы – это пехотное войско Древней Руси, учрежденное Иваном IV. В 1891 году Суриков написал картину «Взятие снежного городка» изображающую удалую народную игру, распространенную в Сибири.

это тяжелое душевное состояние, он создал необычайно яркое, жизнерадостное полотно «Взятие снежного городка» (1891г. ), запечатлевшее обобщенный образ русского народа, полного удали, здоровья ивеселья. Некоторые сравнивали картину с пестрым персидским ковром. Около Суворова немолодой солдат – в походе он всегда рядом со своим полководцем. Некоторые получились сразу, а некоторых художник искал долго, переписывал и снова искал.

Естественно, я говорю о староверах православных. Тем не менее он не воспринимается нами как портрет. 1899г» Рисунок хранится в Третьяковской галерее. При этом правда найденных в натуре деталей и типажей (каждый такой типаж – вроде стрельца с молитвенной свечой в руке – становился для художника предметом истовых поисков) лишь укрепляет «древний дух» образа (подмеченный И. Н. Крамским в письме к В. В. Стасову, 1884).

В исторических картинах 1890-х гг. Патриарх Никон тогда провел церковные реформы, которые привели к расколу в церкви. Первые уроки рисования получил у школьного учителя Н. В. Гребнева. В академических кругах Сурикова долгое время критиковали за скученность композиций, за «кашу» из лиц персонажей, презрительно называли его полотна «парчовыми коврами».

Тогда все сбивалось в кучу. Полотно «Меншиков в Березове» приобрел Павел Третьяков — так у Сурикова появились деньги для поездки в Европу. Мы смотрим на них, подчиняясь внушениям художника и бред его кажется вещим. Красочная выразительность деталей сочетается с виртуозностью общей режиссуры. Но никак не удавался главный образ – самой боярыни. В отличие от предшествующих живописцев, он обращался к историческому прошлому России не для того, чтобы воссоздать «домашний быт русских царей и цариц», но чтобы уяснить себе суть происходящих в ней событий. Оно формировалось из «вольных» людей, не записанных в тягло. Передвижники отдавали приоритет бытовому жанру, так как это современность, которая болит, а история не болит. Позже Суриков написал картину «Меншиков в Березове».

Родился в Красноярске 12 (24) января 1848 в семье канцелярского служащего, выходца из старинного казачьего рода. В то время Спиридонову было 82 года. Глава направления А. Н. Бенуа хвалил Сурикова за всё что есть в его живописи не западного, сугубо национального, за то, что «он рядом с Васнецовым внял заветам древнерусских художников, разгадал их прелесть, сумел снова найти их изумительную, странную и чарующую гамму, не имеющую ничего похожего в западной живописи»5. Критики этой генерации считали его своего рода визионером. В 1881 году Суриков сделал первый эскиз «Боярыни Морозовой», в 1884 году начал работать над картиной.

Боярыня Федосья Прокопьевна Морозова была ярой последовательницей протопопа Аввакума. И получилось именно то, что он хотел. В середине декабря 1868 года Суриков отправился из Красноярска в Петербург. В итоге прототипом боярыни Морозовой стала Авдотья Торгошина — тетка художника. Дело Петра он пытался продолжать и после его смерти. Картина «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» стала результатом поездок Сурикова в Сибирь.

А вот горестно задумалась старуха в узорном платке. Страж, глядючи на нее, сам-то плачет да и отвечает:Не приказано, боярыня-матушка. В центре внимания зрителя четыре стрельца: рыжебородый, черный, седой и чуть в глубине стрелец, прощающийся с народом. В Академии Сурикова прозвали «композитором»: в своих работах он считал главным композицию.

Но зато в раскрытии этого прошлого он добился исключительной глубины и правды. Это вызвало ряд стрелецких бунтов, жестоко подавленных Петром. Выделяются они и своим душевным состоянием. Вот боярыня и просит его:Миленький. Просто над ними есть история – то, что нельзя изменить. Умирает его жена.

Разнообразие поз и одежд придает группе стрельцов беспорядочно живописный характер. В последнем случае мастер всецело примыкает к стилю модерн в его религиозном варианте. И абсолютно случайно приехала с Урала начетчица Анастасия Михайловна.

Стремясь добиться максимальной убедительности образного действа, в поздних вещах Суриков уменьшает число фигур, параллельно усиливая выразительность красочной фактуры (Посещение царевной женского монастыря, 1912, Третьяковская галерея Благовещение, 1914, Художественная галерея, Красноярск). Казалось, Меншиков достиг вершин могущества. Правда исторической панорамы становится откровением.

В 1874г. В1888г., после неожиданной смерти жены, Суриков впал вострую депрессию. Ф. Ф. Спиридонов составлял родословную для Сурикова.

Трещали трещотки, кричали люди иногда стреляли из ружей холостыми зарядами. Интересен представленный в галерее этюд «Старик» (1898), написанный Суриковым в связи с работой над образом Суворова. Эта ненависть и привела их к бунту и до сих пор они находятся во власти этих чувств. Здесь он выступает предтечей новых течений в искусстве. Впервые картину показали в 1883 году на XI выставке Товарищества передвижников.

Оно вошло в обиход уже в 18 веке. Последующие «хоровые» полотна (Покорение Сибири Ермаком, 1895 Переход Суворова через Альпы, 1899 Степан Разин, 1903–1907 все в Русском музее) уже представляют определенного рода спад. В 1898 году появился этюд, в котором современники видели прототипом Суворова преподавателя пения Красноярской мужской гимназии Григория Николаевича Смирнова.

Суриков изобразил в картине момент перед казнью. По возвращении на родину Суриков приступил к созданию нового исторического полотна «Боярыня Морозова», посвященного трагическому эпизоду русской истории — расколу русской Церкви в середине XVII века.

Если вы посмотрите на картину того же Репина «Царевна Софья», то увидите экспликацию: «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичьем монастыре, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году». Слияние характерно-географических черт ландшафта с эпическими происходит в произведениях Сурикова по тем же законам, по каким в «отписках» (донесениях) землепроходцев или в дневниках путешественников происходило слияние отмеченных ими фактов и наблюдений с глубоко искренним и эмоциональным восприятием действительности. Воспитатель Остерман сумел восстановить молодого императора против Меншикова. Раскольников стали преследовать.

Так и моя бабушка говорила. Меншиков сидит у стола. Петра, руины римского Колизея — все, что его привлекло и заинтересовало во время путешествия за границу, он сумел изобразить точно и поэтично, глубоко почувствовав особенность незнакомого ландшафта, красоту итальянской архитектуры. Вот нищенка, соболезнующая страданиям Морозовой, преклонила перед ней колени.

пенятся холодные воды Иртыша, приняв в себя месиво человеческих тел. Все получалось не то, не так.

Свой собственный стиль Суриков обрел лишь после переезда в Москву в 1876 году. В «Пейзаже» автора не интересует переходное состояние природы – сиюминутное подчиняется вечному. Чаще всего – это акварели, панорамные виды.

Сурикова привлекали сильные личности, концентрирующие всебе дух народа. Суриков действительно говорил: я иду от холста, от него только все и возникает.

Сам художник в следующих словах выразил основную суть своего произведения: «Две стихии встречаются». Суриков вывел историческую живопись за пределы археологического изучения старины и сумел тесно связать историю с современностью. После создания «Меншикова в Березове» Суриков вновь вернулся к изображению больших народных сцен. К Петру подходит с докладом офицер Преображенского полка, ожидая распоряжения начать казнь. Солдатам, кажется, нет конца.

Работа над картиной «Переход Суворова через Альпы» завершилась в 1899 году— в 100-летие итальянского похода Суворова. Первое большое историческое полотно Сурикова. Переезд молодого художника в Москву, впечатления от старинной архитектуры «первопрестольной» сыграли важную роль в формировании его первого шедевра Утро стрелецкой казни, завершенного в 1881 (Третьяковская галерея, Москва). Купи покуда лесу, что ли Я думаю печки вверху не трогать. В холоде, в голоде, в язвах и паразитах, рубищами прикрытые.

О Сурикове хочется сказать: он вдохновенно-косноязычен. Г. Н. Смирнов также имел белую лошадь, которую Суриков изобразил на картине под Суворовым. Суриков чувствует себя здесь очень уютно, восхищается архитектурой города. На «Утре стрелецкой казни» справа, перед прорывом в глубину (куда мы тоже не можем войти, так как там страшный взгляд Петра), преображенец ведет так называемого поникшего стрельца. Спокойно лежит на барабане рука барабанщика. Все это виртуозно сочетается с красочной выразительностью деталей.

Суриков поступил вприходское училище вКрасноярске. Свой дар выдающегося живописца-историка Суриков подтвердил в полотнах Меншиков в Березове (1883) и Боярыня Морозова (1887 обе картины – там же), тоже своего рода сложных и в то же время впечатляюще-целостных визуальных романах – о сибирской ссылке некогда могущественного петровского царедворца и об увозе в острог старообрядческой подвижницы. В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев. Называли себя староверами.

Играющие делились на две партии: нападающие на крепость и защитники. К таким картинам относятся «Степан Разин», «Переход Суворова через Альпы». Суриков подарил Кузнецову свою картину «Милосердный самарянин» (хранится там же), за которую получил Малую золотую медаль. Неаполитанский залив, дымящийся Везувий, собор св. Это и побудило Петра ликвидировать стрелецкое войско, заменив его регулярными полками.

Эту неодолимость поступательного движения истории прекрасно понимал Суриков. Пелецкий Федор Федорович (1853—1916)— известный московский гитарист, выступал вместе со своим братом Пелецким Дмитрием Федоровичем. В 1887 году художника постигло большое личное горе — он потерял жену. По ледяным скатам, подобно лавине, низвергаются в пропасть суворовские чудо-богатыри.

Национальные интересы России были принесены в жертву честолюбивым планам сменявших друг друга временщиков. Своеобразным символом его тогдашнего просветления ивозрождения служит картина «Исцеление слепорожденного Иисусом», вкоторой воблике прозревшего угадываются черты самого художника. В 1874 году Суриков написал первую историческую картину — «Княжий суд», а год спустя дипломное полотно «Апостол Павел объясняет догмат веры в присутствии царя Агриппы и сестры его Береники», выдержанные в академических канонах. В октябре 1895 года, будучи в Красноярске, Суриков задумал картину «Переход Суворова через Альпы». Люди чуть младше Сурикова, следующее поколение, стали относиться к нему иначе.

Окончательно его подняли на щит художники из группы «Бубновый валет». Опять перспектива закрыта. Тепло выносит в стены. Проникнутая атмосферой праздника, эта картина стала исключением в творчестве Сурикова. Все это обливалось водой.

Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году. Како крестишься и како молитву творишь. Когда об этом стало известно царю, ог приказал послать к ней увещателей. Суриков глянул на нее и понял, что сейчас все получится.

Художник оставил занятия живописью и отправился на родину, в Сибирь, где прожил целый год. Остальные стрельцы ожидают своей очереди.

Картина потрясающая. писал картину «Посещение царевной женского монастыря». Знамя это – подлинно историческое оно писалось Суриковым с экспоната Оружейной палаты. Гаршин писал про ту же «Боярыню Морозову», что она была еще худшим насильником, чем ее палачи и нечего ее так поэтизировать. Они привезены на казнь в сопровождении своих жен и детей.

Но суть дела ведь не в обряде, а в вере. «Посылаю, Сашонок, — писал он, — сто рублей на поправку дома. Направо, на переднем плане, стремительно летит вниз солдат.

Отношение их к природе иное, чем у большинства художников-пейзажистов, далекое от пассивной созерцательности, окрашенное энергией походов и трудных испытаний и в то же время полное глубокого и тонкого проникновения в своеобразную красоту ландшафта. Склоняются многие, что староверы – правильнее. Восторженной улыбкой встречает его слова молодой солдат. И вся эта лавина людей неудержимо летит вниз по обрыву. Дым выстрелов разграничивает толпу сражающихся на два лагеря.

Екатерина I, жена Петра, царствовала всего лишь полтора года. Их предавали анафеме – церковному проклятию, ссылали, сжигали на кострах. В реалистической системе живописи историческое может явить себя исключительно пассивно.

Постоянно наезжал в Сибирь, бывал на Дону, Волге, в Крыму. Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни. В 1870 году появилось его первое произведение, ставшее известным: «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге». Кроме этого слово обряд применительно к церкви чуждо староверам. Сурикова вКрасноярске). Как и в прошлых картинах, все образы здесь написаны с натуры. Прототипами царевны стала внучка художника Наталья Кончаловская. В 1876–1877 создал эскизы на тему четырех вселенских соборов для украшения храма Христа Спасителя (ныне – в Русском музее).

Толта здесь состоит из всевозможных характеров, которые можно часами изучать. Уже вгоды пребывания вАкадемии сложился как исторический художник-реалист. С падением Меншикова иностранцы захватили при дворе небывалую власть.