Святое Семейство Рембрандт Описание Картины

Картина Рембрандта Святое семейство: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Картина Рембрандта Святое семейство: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.

Как в ранних, так и в позднейших его работах отсутствует красочность. Светотень в них достигает невиданного прежде богатства оттенков. Несколько сдвинутый от оси изображения влево, на черном фоне, на третьем плане, стоит лицом к нам Христос, в длинном до полу одеянии, босой, с ярким ореолом вокруг обнаженной головы, образующим как бы светящуюся арку вокруг верхней половины его фигуры. Оно явственно сквозит в его первых сохранившихся произведениях— «Побиении камнями св.

Почти все герои предстают перед зрителем наряженными в причудливые восточные наряды, блистают драгоценностями, что создаёт атмосферу мажорности, парадности, праздничности («Аллегория музыки», 1626 «Давид перед Саулом», 1627). Он заставляет вспыхивать сверхъестественным светом самое поверхность листа, как бы клокочет под ней страстным волнением. Действие картины "Добрый самаритянин" (длина сто тридцать пять, высота сто четырнадцать сантиметров) происходит во дворе, перед неказистым зданием гостиницы, замыкающим справа и в центре неглубокую, в несколько шагов, сценическую площадку.

Серьезно и грустно, словно задумавшись о судьбе человечества, глядит с высокого черного возвышения на озаренного трепетным сиянием Симеона старик первосвященник (справа в пышной пестрой одежде). С тоской и печалью сказал он им: Душа моя объята скорбью в предчувствии смерти. Левая рука в светлой перчатке опущена на закрытые пальто колени. Но внешне он абсолютно спокоен.

Черты лица чудовищно серьезны кулак правой руки сжимает стержень – не то карандаш, не то штихель (гравировальную иглу). Это были не только картины итальянских мастеров и гравюры, но также античная скульптура, оружие, музыкальные инструменты7. Групповой портрет «Синдики» (1662), несмотря на естественность поз, оживлённость мимики и спаянность композиционного решения, представляет собой шаг назад по сравнению с бескомпромиссным натурализмом «Ночного дозора»8.

Как ни у одного другого художника семнадцатого века, у Рембрандта красота определяется не ценностью самого предмета, а отношением к нему, тем душевным волнением, которое старая, закопченая горница или простой сарай вызывают в человеке. Книги в картине блестят тем же цветом, что и горстка золотых монет. Лицо его не выражает никакого чувства, никаких ощущений – ни наслаждения, ни вызова.

В этой светотеневой естественности сильно чувствуется запах влажной земли и леса. Слава о Рембрандте как о незаурядном мастере распространилась по Амстердаму после завершения им группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), на котором внимательные хирурги не были выстроены в параллельные ряды обращённых к зрителю голов, как то было принято в портретной живописи того времени, а строго распределены в пирамидальной композиции, позволившей психологически объединить всех действующих лиц в единую группу8. Спустя некоторое время Рембрандт похоронил своего сына Титуса и его невесту. В нем замечательно сочетаются точность и проникновенность.

Она страстно любит Язона, она мать двух его детей. Древнегреческие скульпторы и итальянские художники эпохи Возрождения знали лишь самые прямые и высокие побеги человека и жизни, здоровый цветок, распускающийся на солнце. На картине «Святое семейство», которая была написана в 1645 году, лица персонажей естественны, нидерландец будто бы желает с помощью кисти и красок перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи. Наиболее караваджистские по исполнению полотна Рембрандта— «Притча о неразумном богаче» (1627), «Симеон и Анна в Храме» (1628), «Христос в Эммаусе» (1629). Все возможно тебе избавь же меня от этой чаши. Третий источник освещает Иосифа, работающего с топором.

Слабой и дрожащей правой рукой шарит Товий по стене, нащупывая дверь. Это, конечно, преувеличение, но в основе его лежит зерно истины. Такие картины каждый день наблюдает Рембрандт во время прогулок по Синт-Антонисбреестраат и хотя она заурядна, ее освещает небесный свет – в доказательство того, что чудесное может в любое мгновение снизойти на каждую обычную семью по соседству. Размеры картины: высота двести шестьдесят пять, ширина сто девяносто шесть сантиметров. Рембрандт положил за правило писать автопортреты, но редко изображал себя за работой.

Ни на одном автопортрете Рембрандт не предстает столь безропотно покорным судьбе. Картины Серова очень разнообразны по исполнению. В остром взмахе они обе говорят одно и то же запинающимся, но полновесным языком. В 1641 году у них родился сын Титус ещё трое детей умерли в младенчестве.

Искусство Рембрандта заставляет говорить фигуры, повернутые спиной к зрителю. Характерна в этом отношении работа «Аристотель с бюстом Гомера» исполненная в 1653 году для сицилийского аристократа Антонио Руффо и проданная в 1961 году его наследниками на аукционе Метрополитен-музею за рекордную на тот момент сумму в два с лишним миллиона долларов16. В центре площади находится памятник Рембрандту.

Сильный солнечный свет, падая на неровности первого плана, заставляет сверкать их, если они обращены к солнцу или мерцать полутенями, если они освещены скользящими лучами и он же вызывает сочные, черные тени в сторону противоположную солнцу – налево. И из этой простоты, почти аскетизма форм из необъятных дистанций и масштабов рождается ощущение величественного покоя, эпической мощи, безграничной свободы и неудержимого стремления вдаль. Совокупление изображено с необходимой точностью. Мы смотрим через затененный фаустовский кабинет прямо навстречу свету и он нас ослепляет.

Но и они не похожи на свиту небесной царицы: их трогательный земной, детский облик и осторожные движения словно выражают благоговение перед святостью семейного очага, материнства, мирной тишины трудовой жизни. Материальное благосостояние Рембрандта позволило ему приобрести собственный особняк (см.

Пот, подобно крови, стекает с него на землю. Этот момент идеально отражает диалог земного и небесного. После «Ночного дозора» в мастерской Рембрандта остаются единичные ученики. Густые рельефные мазки, пронизанные движением светоносной красочной массы, сочетаются в затенённых зонах с написанными тонким слоем прозрачными лессировками.

Рембрандт написал это в один прием, его картина подействовала, как мороз. Самым выразительным из рембрандтовских пейзажных офортов является, несомненно, "Ландшафт поместья взвешивателя золота", 1651-ый год (длина тридцать три, высота двенадцать сантиметров). Его лицо безмятежно, что позволяет зрителю угадывать его спокойный сон. Тем более что моральные гарантии предоставлялись антипапистской пропагандой.

Не реальная среда деловитых и аристократизирующихся голландских бюргеров, самодовольных и ограниченных, а только героическая атмосфера древней легенды предлагает художнику обязательность трагедии, выявленной или потенциальной, но, по мысли Рембрандта, неминуемо выводящей человека из его замкнутой отчужденности. Потом накрывают на стол и всякая трапеза выглядит как священнодействие. А в богатстве своего чувства, в неповторимости своей психической настроенности ищет он нечто, этому хаосу противостоящее. Слева на заднем плане высокая гора поднимается в заоблачную высь, упираясь в верхний край изображения. Он является смыслом жизни для матери.

Вставая с колен, она высоко поднимает, сцепив ладони, свои костлявые руки. При этой манере письма отдельные цвета получают особую звучность и глубину. Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста7.

– таится много плутовства, жизнерадостности и свежести. Художник в простой и темной войлочной шляпе (больше похожей на перевернутую кастрюлю без ручки, чем на сколько-нибудь приличный головной убор), в плохонькой рабочей темной куртке, надетой на измятую белую рубашку без воротника, свободно и спокойно сидит за столом, отделяющим его от зрителя. Пустое старое кресло перед камином, на третьем плане. Побудьте здесь и бодрствуйте со мною.

В каждом из этих листов среди глухого ночного пространства маленькая кучка единомышленников, освещенная фонарем или факелом, словно шайка заговорщиков, в молчании теснится друг к другу. Конспирологическая версия истории «Ночного дозора» приведена в фильмах британского режиссёра Питера Гринуэя «Ночной дозор» (2007)11 и «Рембрандт. Коренным образом изменилась живописная фактура Рембрандта.

Историки связывают такой переход с событиями личной жизни автора холста. То же и у Марка-Антония Раймонди, сделавшего в 1524 году целый сборник гравюр с Джулио Романо: «Юпитер и Семела», «Марс и Венера, захваченные в сеть Вулканом». Старцу Симеону было предсказано, что он «не увидит смерти, доколе не увидит Христа. Что действительно важно: эти двое связаны глубокой любовью. Вставая с колен, она высоко поднимает, сцепив ладони, свои костлявые руки.

Хотя ещё Джованни Кастильоне и Джованни Баттиста Тьеполо вдохновлялись его офортами8, смелость Рембрандта-живописца и меткость его наблюдений в качестве рисовальщика впервые получили признание в XIX веке, когда художники реалистической школы Курбе (а в России— передвижники) противопоставили его глубоко прочувствованную поэзию света и тени беспрекословной чёткости и ясности французского академизма22. Поэтическое истолкование в эти годы получают сцены повседневной домашней жизни7, каковы два «Святых семейства» 1645 и 1646 годов. Длина офорта четырнадцать, высота десять сантиметров.

"Ученики в Эммаусе" – чудо искусства, затерянное среди уголков парижского Лувра, достойно того, чтобы занять место среди шедевров великого мастера. Даниил сказал царю, что они означают его гибель предсказание сбылось в ту же ночь.

Особенно любил Рембрандт теплый свет огня. И из этой тьмы в правом нижнем углу словно возникла скорбная гордая и властная женщина в богатой одежде. Жизнь ученого, нарушающего верность богословию и обращающегося к медицине и естественным наукам изображена в книге с осуждением той "дерзости", с которой Фауст "берет орлиные крылья, желает изведать все глубины на небе и на земле". Его отец был мельником, видимо, достаточно богатым, чтобы дать сыну хорошее образование и послать учиться в престижную Латинскую школу и в университет, созданный незадолго до того Вильгельмом Оранским, «дабы своей ученостью он смог наилучшим образом служить городу и родной стране». Риторический жест Христа – с его внутренней слабостью и бездейственностью.

И если в Поклонении трагические предвестия лишь в таинственной затаенности, в молчаливом потрясении – сама драма еще далеко впереди – то в поразительном Принесении во храм, 1654-ый год (высота двадцать один, ширина шестнадцать сантиметров), трагизм почти готов прорваться наружу. Слава о Рембрандте как о незаурядном мастере распространилась по Амстердаму после завершения им группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), на котором внимательные хирурги не были выстроены в параллельные ряды обращённых к зрителю голов, как то было принято в портретной живописи того времени, а строго распределены в пирамидальной композиции, позволившей психологически объединить всех действующих лиц в единую группу8. Именно свет объединяет семью в единую, нерушимую ячейку. Это вполне интимное и вполне пространственное искусство достигает вершин рембрандтовского реализма в "Пейзаже с башней" (длина тридцать два, высота двенадцать сантиметров), 1652-ой год. Но в семнадцатом веке высказывались самые разнообразные другие мнения о человеке. Спасителем, словно не замечающим тех, кто больше других в нем нуждается. Уступая им место, все остальные, особенно ближние, сжимаются, становясь более компактными.

Устало подогнув левое колено, он стоит, опершись локтем левой руки о прямоугольный каменный выступ стены. Перед нами как будто самый обычный вечер нуждающейся семьи голландского ремесленника. Смерть Титуса в 1668 году стала для художника одним из последних ударов судьбы его самого не стало годом позже. Остановимся перед ним, посмотрим на него издали изучим в течение долгого времени.

Эта Семья – неколебимая постройка. И только выглядывающий за левым плечом портретируемого угол спинки деревянного стула хоть что-то говорит об осязаемой среде.

Издавна он носит название "Лист в сто гульденов". Они выражают его чувства, воплощают его деяния и его творческую мысль. Мы смотрим через затененный фаустовский кабинет прямо навстречу свету и он нас ослепляет. Размеры этого фонаря на листе – не больше сантиметра.

Первые годы в Амстердаме были самыми счастливыми в жизни Рембрандта. Сильный солнечный свет, падая на неровности первого плана, заставляет сверкать их, если они обращены к солнцу или мерцать полутенями, если они освещены скользящими лучами и он же вызывает сочные, черные тени в сторону противоположную солнцу – налево. Никогда еще искусство Рембрандта не служило так всецело единому душевному действию. Таким образом, обе руки находятся в покое все остальное, кроме головы, бегло намечено.

Она сама стала зимой. Длина офортного листа "Дорога вдоль канала" двадцать один, высота восемь сантиметров. Туфли изношены, одну он обронил, став перед отцом на колени.

Рот, в свою очередь, говорит об энергии и задоре. Действие происходит ночью в темной спальне.

Мы смотрим через затененный фаустовский кабинет прямо навстречу свету и он нас ослепляет. Он старается умерить силу ударов своего топора. Наиболее караваджистские по исполнению полотна Рембрандта— «Притча о неразумном богаче» (1627), «Симеон и Анна в Храме» (1628), «Христос в Эммаусе» (1629). За сдвинутыми в правый верхний угол пышными театральными занавесями он изобразил фантастически просторный зал между высокими колоннами, на капители которых опираются еще более высокие своды – так что, несмотря на вертикальный формат изображения и опущенную линию голов (линию перспективного горизонта), находящиеся над верхним краем изображения потолки не видны.

Секрет их липких, как бы стекающих по холсту красок до сих пор не разгадан. В этот неподвижный час, предваряющий ночь, даже дерево не дрожит. Младенец стал старше.

Для кажущегося вначале странным офорта 1656-го года "Авраам и три спутника" (высота шестнадцать, ширина тринадцать сантиметров) изображающего трех необычных посетителей патриарха, восседающих, по восточному обычаю, прямо на земле, перед входом в дом, Рембрандту послужила в качестве натуры одна индийская миниатюра изображающая восточное существо в восточной пышности. Итоговые произведения периода— «Товит и Анна», «Валаам и ослица»— отражают не только богатую фантазию художника, но и его стремление как можно выразительнее передать драматичные переживания своих героев. «Святое семейство» — доказательство того, что божий дар может снизойти на любую семью.

После распродажи в 1657—1658 годах дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта)8 художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни6. обе — Ленинград, Эрмитаж), в которых глубина человеческих чувств покоряет удивительно тонким и сильным воплощением. Мирной тишиной трудовой жизни, святостью материнства веет от этого полотна. В картине «Ужин в Эммаусе» (1648, Лувр, Париж) изображена встреча воскресшего Христа с учениками.

Холст, масло. Младшие члены семьи почитают стариков, выслушивают их советы и покорно служат им. Однако такой замысел был уже в значительной степени чужд его заказчикам. Художник в простой и темной войлочной шляпе (больше похожей на перевернутую кастрюлю без ручки, чем на сколько-нибудь приличный головной убор), в плохонькой рабочей темной куртке, надетой на измятую белую рубашку без воротника, свободно и спокойно сидит за столом, отделяющим его от зрителя.

Волнующая человечность его образов отмечена печатью таинственной красоты7. Таким образом, Рембрандт сознательно нарушил наметившуюся было внутреннюю психологическую связь между надвигающейся из глубины справа нищей и болящей толпой и высоким человеком, облаченным в грубую власяницу, словно пронизанную сиянием. Однако внизу, с трудом различаемые глазом, границы тональных пятен (фигуры людей и лошадей) принимают криволинейный характер. В 1661 году продолжилась работа над созданным в 1653 году офортом «Три креста» (не закончен).

Для кажущегося вначале странным офорта 1656-го года Авраам и три спутника (высота шестнадцать, ширина тринадцать сантиметров) изображающего трех необычных посетителей патриарха, восседающих, по восточному обычаю, прямо на земле, перед входом в дом, Рембрандту послужила в качестве натуры одна индийская миниатюра изображающая восточное существо в восточной пышности.

Она представляется нам одновременно идущей навстречу и стоящей на месте. В «Пире Валтасара» (1635) на лицах персонажей картины написан неподдельный ужас, впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены. Сороковые годы – время, когда палитра художника, то есть точный перечень красок, которыми пользуется художник в своей творческой практике, в полной мере определилась. Именно в год, когда умерла его жена, он дописал картину «Ночной дозор». Искусство Рембрандта заставляет говорить фигуры, повернутые спиной к зрителю. В своей коллекции эстампов Рембрандт собрал целый ряд эротических гравюр Рафаэля, Россо, Аннибале Карраччи и Джулио Бонасоне, Хендрика Гольция, Дюрера и его учеников.

Открывает эту группу произведений Рембрандта Видение Даниила, Берлин, которое обычно датируют 1650-ым годом (длина картины сто шестнадцать, высота девяносто шесть сантиметров). В частности, великий нидерландец Ян ван Эйк (даты жизни 1390 -1441-ый годы) на знаменитом триптихе, то есть складной картине из трех относительно самостоятельных частей, в центре изобразил мадонну величественно восседающей на богато украшенном троне, на фоне роскошных ковров и мраморной колоннады.

Заказчик – предположительно Вилелм Схрейвер.

Золотые волосы пышным покрывлом окутывают обнаженные плечи. Начало пятидесятых годов отмечено в фигурных композициях Рембрандта (в графике, может быть, даже лучше, чем в живописи) тягой к скрытой душевной жизни человека, к его внутренним видениям, находящим свой отголосок в окружающей среде, в таинственных явлениях природы. Каждый из персонажей охвачен глубокими религиозными чувствами. Действительно, на протяжении всей жизни художник черпал вдохновение от окружающих людей, не исключено, что на полотне убаюкивает младенца женщина, срисованная со служанки. Однако пусть свершится не то, что я хочу, но то, что ты хочешь".

Огромную роль в решении образной задачи Рембрандта в этом офорте играет свет. Колорит особенно тёплый, с преобладанием мерцающих красных и золотисто-коричневых тонов6. Фигуры монументальны и нарочито приближены к передней плоскости холста. Со смешанным чувством радости и робости (двойственность человеческой натуры) стремится Даная навстречу золотому сиянию. Жизнерадостная обстановка, на полу валяется игрушка – волчок и кнутик к нему. Один из них, расправив крылья, витает над колыбелью.

Что отчасти объясняет ее очарование, так это контраст отполированного нагрудника кирасы, шлема великолепной работы (безусловно, парадного, а не боевого) и мрачно-меланхолического выражения лица. Картина маленькая. Парадный портрет Яна Сикса (1654), натягивающего на руку перчатку, выделяется редкостной гармонией колорита, широтой пастозных мазков. Это классический рембрандтовский жест, очень красивый и притягательный. Размеры картины: высота двести шестьдесят пять, ширина сто девяносто шесть сантиметров. На лице – улыбка.

Хилость и нужда проступают в каждой из этих разноосвещенных, медленно перемещающихся справа налево жалких живых статуй и каждая молит об исцелении от недуга. Одной из первых его картин становится «Притча о богаче» (1627). Все замерло, все смотрят на лежащего в руках Симеона ребенка. Первый – очаг, который бросает теплые лучи на лицо мирно спящего младенца, слева – небесный свет, освещающий ангелов.

Удивительна ее судьба. Однако, такой упадок был только временный и под конец своей жизни Рембрандт снова стад производить вещи великие, неподражаемые, сообщив своей фактуре еще большие свободу и ширину так например в 1661 году им были написаны: знаменитые «Синдики гильдии ткачей» и «Возвращение блудного сына», а в 1662 – «Еврейская невеста». Кассель. Поэтическое истолкование в эти годы получают сцены повседневной домашней жизни7, каковы два «Святых семейства» 1645 и 1646 годов.

К моменту женитьбы у каждого было хорошее состояние (у Рембрандта за счет рисования картин, а Саскии родители оставили внушительно наследство). Среди других известных его работ— «Валаамова ослица» (1626 г). Благодаря связям КонстантинаРембрандт вскоре обзаводится богатыми почитателями искусства: из-за посредничества Хейгенса принц Оранский заказывает у художника несколько религиозных работ, таких как «Христосперед Пилатом» (1636). Но в семнадцатом веке высказывались самые разнообразные другие мнения о человеке. Простота быта и облика людей не делают картину приземленным.

Полусумерки свет просеивается сквозь лиственный покров и скользит по фигуре шагающего впереди (на офорте справа) видного выше колен маленького старичка в перехваченной у пояса куртке и высокой темной шапке, нащупывающего палкой, зажатой в левой руке, брод, а правой ведущего под уздцы осла. Фигура Давида показана в трехчетвертном повороте, почти со спины.

Историки связывают такой переход с событиями личной жизни автора холста. 175, 5 x 210, 5 см. Этот офорт дает еще больше пространства и воздуха. Язон бросил ее, он женится на наследнице коринфского престола.

Эрудицию, касающуюся мифологии, разумеется. А в этом треугольнике и размещена фигура главного героя, сидящего за столом – Христа. Отец Рембрандта был зажиточным мельником, мать – хорошо пекла, была дочерью пекаря. Картина «Святое семейство» становится ознаменованием начала нового, более умиротворенного цикла в творчестве великого мастера. Поток людей кажется бесконечным. В 1634 году Рембранд женился на Саскии.

Наклон столбиков слева от дороги кажется меняющимся, если путник заспешит по дороге. До XIX в. картина уже так сильно потемнела (была покрыта слоем копоти, который исказил ее колорит), что ее считали изображением ночной сцены, но тень, которая падает от фигуры капитана на светлую одежду лейтенанта, доказывает, что это не ночь, а день). Но, может быть, главное в этом замечательном офорте – глубочайшая сконцентрированность самого драматического события, в котором нет внешнего действия, но в котором дано нечто, превосходящее по напряжению обыденную атмосферу жизни и рождающее в участниках (как и в "Листе в сто гульденов") веру в чудо, но на этот раз в чудо их нравственного перерождения. Еще левее подросток-конюх с одутловатым лицом поддерживает ее под уздцы.

Он старается умерить силу ударов своего топора. Сегодня его не заботят религиозные догмы, не будущая судьба великого мученика.

И Рембрандтом сделано все, чтобы провести нас через это пространство. Справа за ней приподнимается с колен отчаянно сжимающая протянутые к Христу иссохшие руки старуха, о которой мы уже говорили. Рембрандт отметил, что юноша скучает, сцепив руки под животом. Хотя ещё Джованни Кастильоне и Джованни Баттиста Тьеполо вдохновлялись его офортами8, смелость Рембрандта-живописца и меткость его наблюдений в качестве рисовальщика впервые получили признание в XIX веке, когда художники реалистической школы Курбе (а в России— передвижники) противопоставили его глубоко прочувствованную поэзию света и тени беспрекословной чёткости и ясности французского академизма22.

Не лишена такой точности и гравюра Гольция «Юпитер, насилующий нимфу Ио», но, чтобы позволить себе выгравировать соитие, нужно было сослаться на Золотой век. На лбу – несколько напряженных поперечных складок. Именно к этому времени и относится офорт "Рембрандт, рисующий у окна" (высота шестнадцать, ширина тринадцать сантиметров), 1648-ой год, один из самых значительных автопортретов художника, самый замечательный его гравированный автопортрет. Здесь есть что-то от пейзажа, от надвигающегося ночного сумрака.

Но Рембрандт следует здесь букве Священного Писания, где речь идет об ангелах-мужах, а не о юношах да и с художественной точки зрения, по-видимому, только такие зрелые ангелы могут составить естественную свиту создателя Вселенной и человека в столь неестественной обстановке. Работая в своей мастерской, Рембрандт быстро приобретает авторитет оригинального и талантливого художника, обзаводится богатыми клиентами и уже через 3 года переезжает в Амстердам, а затем и в Антверпен. Трудно найти другое произведение западного искусства, где подобная тонкость психологических оттенков соединялась бы с подобной глубиной и определенностью характеристики. Наполовину отдернутый полог перед этим семейством отсылает нас к более тонкой мысли. Полусумерки свет просеивается сквозь лиственный покров и скользит по фигуре шагающего впереди (на офорте справа) видного выше колен маленького старичка в перехваченной у пояса куртке и высокой темной шапке, нащупывающего палкой, зажатой в левой руке, брод, а правой ведущего под уздцы осла.

На картине «Святое семейство» изображены, на первый взгляд, простые люди и их быт, но ангелы, спускающиеся к полутени бедного жилья, напоминают нам, что это не обычная семья, а Богоматерь с сыном Иисусом, за спиной которой стоит Святой Иосиф. Призывает отомстить, а затем налагает на себя руки. Бедра застенчивого натурщика обернуты защитной белой повязкой. Несколько ниже центра гравюры, на втором плане, на возвышении, к которому от нас ведет широкая невысокая (десять ступеней), лестница, мы видим установленный прямоугольный жертвенник, в полроста человека. Часто там появляется легко намеченный силуэт города с вертикалями соборов и башен.

Это тень ее плеч и головы. Черты лица чудовищно серьезны кулак правой руки сжимает стержень – не то карандаш, не то штихель (гравировальную иглу). Но внешне он совершенно спокоен. На переднем плане, в таинственной атмосфере угасающего дня, уже началась сутолока. Когда свершилось это кощунство, вдруг появилась таинственная рука и начертала на стене странные слова: «Мене, мене, текел, упарсин». Благодаря связям КонстантинаРембрандт вскоре обзаводится богатыми почитателями искусства: из-за посредничества Хейгенса принц Оранский заказывает у художника несколько религиозных работ, таких как «Христосперед Пилатом» (1636).

Иногда пожилые персонажи этюдов, наряженные художником в роскошные восточные костюмы, преображаются его воображением в библейских персонажей8 таков задумчивый «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630). Она отомстит Язону, безжалостно разбившему ее жизнь. Он, наклонившись вперед, почти не может идти и кажется, что сейчас он выронит из дрожащей левой руки тонкий посох, на который он пытается опереться.

И если в "Поклонении" трагические предвестия лишь в таинственной затаенности, в молчаливом потрясении – сама драма еще далеко впереди – то в поразительном "Принесении во храм", 1654-ый год (высота двадцать один, ширина шестнадцать сантиметров), трагизм почти готов прорваться наружу. А в этом треугольнике и размещена фигура главного героя, сидящего за столом – Христа. Непредставимое и неизобразимое религиозное чудо на полотнах Рембрандта превращается в реальное и зримое чудо гения, мастерства и красоты. Но для художника важно в первую очередь показать значительность изображаемого им человека.

Именно глубокая человечность составляет отличительную особенность пейзажей Рембрандта. Все замерло, все смотрят на лежащего в руках Симеона ребенка. Первый взгляд падает на соломенную колыбельку, в которой спит маленький Иисус. Критики обращают огромное внимание на светотени.

В полотне «Молодая женщина, купающаяся в ручье» (1654, Национальная галерея, Лондон) Хендрикьё в свободном платье, небрежно ниспадающем с плеч, осторожно вступает в реку, приподняв подол выше колен. Он осваивает и другие новые для себя жанры— натюрморт (с дичью и освежёванными тушами) и конный портрет (хотя, по общему мнению, лошади Рембрандту никогда не удавались)1415. Естественно, что тема родительского горя стала ему особенно близка. Этот жест вылеплен Рембрандтом из реального ощущения.

Художник за работой и ничто не может нарушить его единения с миром образов, создаваемых его наблюдательностью и фантазией. Этот офорт дает еще больше пространства и воздуха. К числу наиболее значительных портретов тех лет принадлежат изображения Саскии— иногда в домашней обстановке, лежащей в постели иногда в роскошных одеяниях (кассельский портрет, 1634) и театрализованных обличьях («Саския в образе Флоры», 1634). Одной из величайшей картин художника Рембрандта ван Рейнапо силе образов и художественной выразительности является «Возвращение блудного сына».

Высота офорта двадцать один, ширина шестнадцать сантиметров. Мария, в простом мещанском платьице, вынула его из колыбели, чтобы успокоить, села в кресло (в левой части картины) и, прижимая ребенка к груди, внимательно слушает его несвязные жалобы. Подобное ощущение человека как слабой некрасивой плоти и напряженно сосредоточенной в себе души воплощено в листе "Христос в Гефсиманском саду", 1653-ий год (длина двенадцать, высота девять сантиметров). Я обвиняю. » (2008)12. Задумчивое, но, несомненно, счастливое лицо девушки вполне соответствует чувствам невесты.

Зато все требования заказчиков были выполнены. Свет, пронизывающий пространство картины, кажется золотым. Риторический жест Христа – с его внутренней слабостью и бездейственностью. Как раз такой характер художественного замысла в обращении к евангельской и библейской сюжетике позволяет Рембрандту вскрывать внутренний смысл темы, наполнять каждую сцену лирической одушевленностью, утверждать общечеловеческое значение воплощаемых им образов.

Смотришь на этих "достойных" пожилых людей и сразу замечаешь самого освещенного человека (в трехчетвертном повороте) с выбритой макушкой тонзурой. Для кажущегося вначале странным офорта 1656-го года Авраам и три спутника (высота шестнадцать, ширина тринадцать сантиметров) изображающего трех необычных посетителей патриарха, восседающих, по восточному обычаю, прямо на земле, перед входом в дом, Рембрандту послужила в качестве натуры одна индийская миниатюра изображающая восточное существо в восточной пышности. Однако Рембрандт, должно быть, гордился этой работой, так как она подписана и датирована. Нидерланды (Голландия).

Серьезно и грустно, словно задумавшись о судьбе человечества, глядит с высокого черного возвышения на озаренного трепетным сиянием Симеона старик первосвященник (справа в пышной пестрой одежде). Перед нами снова ожила и схватила нас за сердце великая рембрандтовская мечта о всеобщем братстве людей и торжестве милосердия. «Иуда возвращает тридцать сребреников», написанное нидерландцем в 1629 году, он сравнивает со знаменитыми полотнами итальянских мастеров, но находит недочеты в рисунке. С тоской и печалью сказал он им: "Душа моя объята скорбью в предчувствии смерти. Так Рембрандт пользуется горизонтальными планами, сменой освещенных и затененных полосок, все более сужающихся по мере приближения к горизонту и призванных изображать примерно равные по ширине полосы предметной плоскости.

Точка схода приходится на его ярко освещенное лицо. Отринув ошеломляющие откровения своих «Страстей Христовых», Рембрандт понемногу выходит на менее зрелищный уровень, обращается к интимным картинам. Заказчик – предположительно Вилелм Схрейвер. Законом общества признавалась борьба всех против всех.

Здесь нет активного сюжета, все полотно пропитано спокойствием и умиротворением. Первые годы в Амстердаме были самыми счастливыми в жизни Рембрандта. В ее глубине слева – светлый отворот простынки, справа – пятно красного плаща-одеяльца. Контуры фигур не обрисованы, затушеваны множеством тональных пятен.

Этот офорт дает еще больше пространства и воздуха. Все твердое стало неощутимым, ускользающим осталось лишь дрожание и вибрирование. Снопы света льются справа из глубины через высокие закругленные наверху окна весь интерьер залит этим радостным светом. Сама старость не пугает Рембрандта, как она пугала весельчака Франса Хальса она приходит тихо и незаметно, как желанный вечер жизни. При этом Рембрандт широко использует кроющие и просвечивающие свойства краски.

Часто там появляется легко намеченный силуэт города с вертикалями соборов и башен. Но, может быть, главное в этом замечательном офорте – глубочайшая сконцентрированность самого драматического события, в котором нет внешнего действия, но в котором дано нечто, превосходящее по напряжению обыденную атмосферу жизни и рождающее в участниках (как и в Листе в сто гульденов) веру в чудо, но на этот раз в чудо их нравственного перерождения. Святое семейство переходит в лесной чаще водный поток. Этим он подчеркивает беспечность влюбленной пары. Но чувство это вовсе не такое, какому поклоняются суеверные люди: героям Рембрандта незнакомо молитвенное исступление полотен испанского живописца Эль Греко (даты жизни 1541-1614-ый) или крупнейшего мастера итальянского барокко, скульптора и архитектора Лоренцо Бернини.

Эти работы согреты тёплыми чувствами родственной близости, любви, сострадания7. На протяжении 1640-х гг. Это классический рембрандтовский жест, очень красивый и притягательный. Размеры картины: высота двести шестьдесят пять, ширина сто девяносто шесть сантиметров. Его лицо безмятежно, что позволяет зрителю угадывать его спокойный сон.

Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в картине «Блудный сын в таверне» (1635). В 1641 году у них родился сын Титус ещё трое детей умерли в младенчестве. Здесь видны особенности обоих стилей. В условиях окружающего его филистерского, мещанского быта только она позволяет ему создавать в произведениях тот необходимый уровень драматической напряженности, в момент которой человеческое начало в людях обнаруживается полнее всего. Такова сила света снаружи.

Известно, что эротическая гравюра всегда нуждалась в узаконении через мораль или эрудицию. Его распахнутые крылья свидетельствуют, что он только сейчас слетел с небес. Вот вам диалог неба и земли. Перед нами как будто самый обычный вечер нуждающейся семьи голландского ремесленника.

И Рембрандтом сделано все, чтобы провести нас через это пространство. Рембрандт нарочно уходит от религиозной темы и представляет зрителю обычную жизнь людей, далекую от будущих мучений, выпавших на долю Иисуса.

Для штатгальтера Фридриха-Генриха Оранского он создаёт парные полотна «Воздвижение креста» (1633) и «Снятие с креста» (1632/1633), вдохновлённые многофигурными гравюрами Рубенса8. Конечно, так же как в жизни имеются сильные пятна чистого цвета. В то время Рембрандту было все интересно. Их лица и руки озарены внутренним духовным светом.

Скоро гроза пойдет и здесь. Босые ноги Марии, которые она греет у маленького очага на полу (посередине первого плана) и застывшая фигура сидящей справа от очага кошки еще больше усиливают ощущения грусти и одиночества. Другое название – «Меняла» – добавляет иные смыслы картине. В проеме, как и за окном, царит жаркий солнечный полдень. Характерна в этом отношении работа «Аристотель с бюстом Гомера» исполненная в 1653 году для сицилийского аристократа Антонио Руффо и проданная в 1961 году его наследниками на аукционе Метрополитен-музею за рекордную на тот момент сумму в два с лишним миллиона долларов16.

К тому же крыши гостиницы не видно – край картины срезает стену над третьим этажом. Название офорт получил случайно, по абсолютно второстепенным соображениям. Руки – сильные, мускулистые – не дают себе уже более труда чередоваться в жестах.

На нем дымится жертва. Слева ее окаймляют несколько покосившихся вбитых в землю столбиков-околышей. Рембрандт отметил, что юноша скучает, сцепив руки под животом. Однако вскоре молодой человек перебрался в Амстердам к более именитому учителю — Питеру Ластману (1583–1633). Почти все герои предстают перед зрителем наряженными в причудливые восточные наряды, блистают драгоценностями, что создаёт атмосферу мажорности, парадности, праздничности («Аллегория музыки», 1626 «Давид перед Саулом», 1627).

Моделью для Вирсавии, вероятно, послужила подруга Рембрандта Хендрикье Стоффельс. Родители прощаются с сыновьями, отправляя их в путешествие. На переднем плане, в таинственной атмосфере угасающего дня, уже началась сутолока. С видом поучающего сидит на ее коленях младенец Христос. Свет, пронизывающий пространство картины, кажется золотым. Бог создал море, а голландцы – берега. Это портреты стариков – Яна Лютмы и Томаса Харинга.

Рембрандт, сидя среди учеников, один, два, три раза выгравировал натурщика в фас, профиль, со спины, стоящим, сидящим на диванной подушке на полу, на высоком табурете, чтобы всем было хорошо его видно. В живописи Рембрандта наступает период покоя. Слева на первых планах сверкает канал, весь поросший осокой. В этом лице – удивительная мягкость и нежность.

Часто их изображали с младенцем Иоанном Крестителем. После распродажи в 1657—1658 годах дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта)8 художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни6. Потом накрывают на стол и всякая трапеза выглядит как священнодействие. Взгляд скользит поверх него. На нем написано лишь равнодушие. В хлеву темно и лишь лицо лежащей в глубине справа мадонны слабо освещено. Начало пятидесятых годов отмечено в фигурных композициях Рембрандта (в графике, может быть, даже лучше, чем в живописи) тягой к скрытой душевной жизни человека, к его внутренним видениям, находящим свой отголосок в окружающей среде, в таинственных явлениях природы.

Кепи сидит несколько набекрень. Так, он дважды пишет «Святое семейство». Биографы Рембрандта спорят о том, насколько неуспех «Ночного дозора» (именно такое ошибочное название впоследствии получила картина, до реставрации 1940-х гг.

Книги в картине блестят тем же цветом, что и горстка золотых монет. Все известные ему приёмы и техники гравировки пошли в ход при изготовлении тщательно проработанного офорта «Христос исцеляющий больных», более известного как «Лист в сто гульденов», — именно за такую огромную для XVII века цену он был однажды продан. Художественный гений Рембрандта развивался по восходящей7. Она представляется нам одновременно идущей навстречу и стоящей на месте. И после того отошел от них на расстояние брошенного камня и, преклонив колени, стал молиться: "Авва Отче.

Рембрандт видел корни, видел все, что ползает и плесневеет во тьме. Он изображен лицом к нам, у открытого на левой боковой стене окна, таким образом, чтобы свет падал на крышку стола перед ним и рисует. Мария, в простом мещанском платьице, вынула его из колыбели, чтобы успокоить, села в кресло (в левой части картины) и, прижимая ребенка к груди, внимательно слушает его несвязные жалобы.

Картина известна под названиями: «Синдики», «Старейшины суконного цеха» оба не совсем точны и связаны с учреждением при гильдии суконщиков, призванным отбирать образцы тканей и проверять их качество. Художник в простой и темной войлочной шляпе (больше похожей на перевернутую кастрюлю без ручки, чем на сколько-нибудь приличный головной убор), в плохонькой рабочей темной куртке, надетой на измятую белую рубашку без воротника, свободно и спокойно сидит за столом, отделяющим его от зрителя. Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в картине «Блудный сын в таверне» (1635). В их характерах заметны чуть пассивные исполненные безотрадной печали черты. И Рембрандт показывает нам веками создаваемые дамбы, плотины, каналы, шлюзы. Из-под повязки видны его гениталии.

скрытая под потемневшим лаком и копотью) повлиял на дальнейшую карьеру художника10. Она охраняет и животный мир, призывая к ответу Геракла, убившего керинейскую лань с золотыми рогами и требует взамен убитой Агамемноном священной лани кровавую жертву – его дочь Ифигению (на жертвенном алтаре Артемида тайком от людей заменила царевну ланью, а Ифигению перенесла в Тавриду, сделав ее своей жрицей). Можно проследить бег кисти. С видом поучающего сидит на ее коленях младенец Христос.

Книги свалены в беспорядке, но богач при свете свечи не читает, а рассматривает монету – притча о «скупом рыцаре», «неразумном богаче», который прячет не только золотые монеты, но и старые, рукописные, книги с драгоценными знаниями, не понимая, что богат не тот, у кого много золота, а у кого много знания. Его пейзажи не менее пространственны, чем у импрессионистов, но они более материальны и предметны. Эти картины таинственно мерцают, как старинное золото.

В этой светотеневой естественности сильно чувствуется запах влажной земли и леса. Эта Семья – неколебимая постройка.

Кроме того, в кассельской картине Рембрандт применяет еще один прием. Это вполне интимное и вполне пространственное искусство достигает вершин рембрандтовского реализма в Пейзаже с башней (длина тридцать два, высота двенадцать сантиметров), 1652-ой год. Только маленькие ангелочки с раскинутыми крылышками, спускающиеся сверху слева в полумрак бедной комнаты, служат намеком на то, что перед нами на просто голландское семейство. В то же время Рембрандту в значительной степени оказался чужд дух страстной патетики, присущий титаническим образам величайшего гения Италии Микеланджело Буонарроти (годы жизни 1475-1564-ый). Левее его на заднем плане высится торжественная фигура второго, главного первосвященника.

Природа этого света таинственна и непонятна. Переехавшей в Амстердам из Антверпена, Родившийся в зажиточной кальвинистской семье, где первый проходил обучение в 1628–1633 годах (видимо, безуспешно, так как не сохранилось никаких письменных свидетельств о получении Солмансом диплома), Солманс Мартен (1613–1641) познакомился с Рембрандтом в Лейдене. У него внимательный и веселый вид. А сейчас она, глотая слезы, слушает вопросы жреца и кощунственные ответы Язона.

Взгляд уходит в глубину и, хотя почва до самого переднего (нижнего) края офорта находится в поле зрения глаз, первый план остается еще незаметным. В мастерской он захотел потренироваться в изображении обнаженной натуры. Но не стоит забывать, что это и портрет Зевксиса, древнегреческого художника.

К жемчужинам рембрандтовского реализма принадлежит «Зимний пейзаж» 1646 года. Произведения Рембрандта всегда отличались гениальной композицией и особым колоритом. Высящаяся пологой горой, начинающейся по всему нижнему краю рисунка, большая и светлая фигура де Йонге, окруженная сверху белым фоном, кажется изолированной от всего мира. Высота офорта двадцать один, ширина шестнадцать сантиметров. Картинная галерея.

Лицо каждого героя его полотен словно живое. Здесь есть что-то от пейзажа, от надвигающегося ночного сумрака. Рама и красная занавесь, защищающая полотно от света, являются частью композиции. Барокко. К тому же крыши гостиницы не видно – край картины срезает стену над третьим этажом.

Отсутствует повествование в "Поклонении пастухов", 1652-ой год (длина двадцать три, высота одиннадцать сантиметров). Но именно в это время в творчестве Рембрандта наступает пора зрелости. Его последние работы представляют собой уникальное явление в истории живописи. Господня». У Рембрандта позы, лица персонажей и среда их окружающая, просты и естественны.

Месяц разрывает облака и словно борется с мчащейся справа тучей. Эта своеобразная зыбкость форм еще более усиливается в офорте "Давид на молитве", 1652-ой год (высота офорта четырнадцать, ширина десять сантиметров). Одна из центральных площадей Амстердама, Botermarkt, в 1876 году получила современное название Площадь Рембрандта (нидерл. Rembrandtplein) в честь великого художника. Барокко. Лейденец Герард Доу— один из первых учеников Рембрандта— всю жизнь оставался под влиянием ластмановской эстетики полотен вроде «Аллегории музыки» 1626 года8.

Как в ранних, так и в позднейших его работах отсутствует красочность. Картина маленькая. Богатство мимики каждого лица и драматическое использование светотени подводит итог под годами экспериментирования, свидетельствуя о наступлении творческой зрелости художника. Люди в шлюпках испугались, что к ним переберутся с плота по канатам и обрезали их.

В двух случаях это были крупные и престижные заказы. Так, пользуясь приемом иррадиации света (иррадиацией называется кажущееся увеличение размеров светлых фигур на темном фоне по сравнению с размерами таких же фигур, но темных на светлом фоне), Рембрандт еще более усиливает таинственность изображаемого события и вместе с тем еще сильнее подчеркивает творческую силу одухотворенного человека в его стремлении проникнуть в тайны Вселенной. В теплом уюте семейной сцены сильнее выражены оттенок грусти и тяжелых предчувствий. Сидящий на первом плане справа лицом к нам молодой герой находится внутри слабоосвещенного кабачка, почти в полной темноте. В те же годы, когда им написана живописная серия "Святых семейств" (Петербург, Кассель, Дублин), он создает самый знаменитый из своих офортов "Христос исцеляющий больных" (1642-1646-ой годы). Художник прибегает к диагональной композиции.

Художник подолгу работает над гравированными портретами бургомистра Яна Сикса (1647) и других влиятельных бюргеров. А сейчас она, глотая слезы, слушает вопросы жреца и кощунственные ответы Язона.

Стефана» (1629), «Сцене из древней истории» (1626) и «Крещении евнуха» (1626)8. Совокупление изображено с необходимой точностью. Первый взгляд падает на соломенную колыбельку, в которой спит маленький Иисус.

В ее сказочных глазах нет блистания, но в них есть какая-то глубокая, чудесная темнота их взор, никуда особенно не устремленный, видит необъятное. Издание трагедии друга Рембрандта Яна Сикса "Медея" побудило художника взяться за языческий сюжет, о чем свидетельствует великолепный офорт 1648-го года "Свадьба Язона и Креузы" (высота двадцать четыре, ширина восемнадцать сантиметров).

Его не смущает, что подобное времяпровождение могут считать признаком дурного тона. И есть чего спешить ибо над лесом, слева в глубине, уже навис обильный дождь. Он просил за них сто гульденов. В 1663 году умерла любимая художника – Хендрикье. Борода подстрижена характерно, залихватски.

Изображение большого прямоугольного зарешеченного окна в глубине на противоположной черной стене занимает верхнюю правую часть офорта на первом плане слева в нескольких шагах от нас хорошо видна высокая серая фигура прославленного чародея-алхимика, дни и ночи погруженного в тайны черной магии. Они выражают его чувства, воплощают его деяния и его творческую мысль. Этому способствуют тяжелые события в его личной жизни, смерть Саскии.

В «Автопортрете с Саскией на коленях» (1635–1636, Картинная галерея, Дрезден) перед нами необыкновенно счастливый и нарядный Рембрандт в образе жениха, сидящего за накрытым столом с Саскией на коленях. Книги свалены в беспорядке, но богач при свете свечи не читает, а рассматривает монету – притча о «скупом рыцаре», «неразумном богаче», который прячет не только золотые монеты, но и старые, рукописные, книги с драгоценными знаниями, не понимая, что богат не тот, у кого много золота, а у кого много знания.

Размеры этого фонаря на листе – не больше сантиметра. Одной из первых его картин становится «Притча о богаче» (1627). Но, может быть, главное в этом замечательном офорте – глубочайшая сконцентрированность самого драматического события, в котором нет внешнего действия, но в котором дано нечто, превосходящее по напряжению обыденную атмосферу жизни и рождающее в участниках (как и в Листе в сто гульденов) веру в чудо, но на этот раз в чудо их нравственного перерождения. При этой манере письма отдельные цвета получают особую звучность и глубину. Его образ полон глубокой внутренней значительности. Сегодня его не заботят религиозные догмы, не будущая судьба великого мученика.

На этот раз картина, главное место в которой занимают книги, названа притчей. В небольшом офорте (длина одиннадцать, высота девять сантиметров), рембрандтовский свет вызывает из глухого мрака загадочные фигуры движущихся слева направо трех путников. После снятия с креста Иисус, явившись ученикам, показывает свои раны. Особенно благоволили к нему консервативные меннониты. Для изучения великих предшественников ему не было нужды выезжать из Амстердама ибо в городе тогда можно было увидеть такие шедевры, как тициановский «Портрет Джероламо (. ) Барбариго» и портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля8.

До этого мгновения она сидела лицом к нам, но сейчас оторвалась от Библии, которую она держит в левой, положенной на колени руке, нагнулась всем корпусом немного вперед и влево от нас, слегка наклонила голову и правой рукой неслышно приоткрыла покрывало плетеной колыбели качалки, загораживающей от нас ее ноги – она всматривается в спящего младенца. Мирной тишиной трудовой жизни, святостью материнства веет от этого полотна. Она сама стала зимой. Перед нишей стоит небольшой низкий стол, покрытый белой скатертью. При этом Рембрандт широко использует кроющие и просвечивающие свойства краски.

Секрет их липких, как бы стекающих по холсту красок до сих пор не разгадан. Побудьте здесь и бодрствуйте со мною".

В раннем варианте этой картины (около 1629) Рембрандт изобразил момент откровения драматически: силуэт Иисуса и ученики, словно пораженные молнией. Гравюра Рембрандта "Фауст" (ширина шестнадцать, высота двадцать один сантиметр), стала чем-то абсолютно новым в мировой графике. Еще более дивным произведением являются "Ученики в Эммаусе" (высота шестьдесят восемь, ширина шестьдесят пять сантиметров). Считалось, что на полотне изображен древнегреческий философ Зенон. Это словно дружеский знак, рука, протянутая художнику, умершему более десяти лет назад – Хендрику Аверкампу, специализировавшемуся на голландских сценках на льду изображавшему брейгелевские толпы, которые развлекались катанием на коньках, санях игрой в кольф (то есть гольф) на льду. То же сверкает в уголках глаз.

Хотя художник переехал в Амстердам лишь незадолго до того, он уже доказал, что способен выполнить большую работу, написал пару великолепных портретов, после чего ему заказали «Урок анатомии». Рембрандт не желает больше казаться ни "аристократом духа", ни тем более светским щеголем.

Все более художника привлекают образы простых людей, стариков, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства (так называемый Портрет жены брата художника, 1654, Государственный музей изобразительных искусств, Москва Портрет старика в красном, 1652-1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Разубежденный Фома признал в Иисусе Господа Бога. Не выходя за границы повседневности, не взлетая в заоблачные выси и не опускаясь на дно морское, мыслящий герой Рембрандта через таинственные начертания света в своей комнате проникается смыслом мироздания, о чем позднее иным языком, скажет гетевский Фауст, увидевший знак макрокосма – знак звездного мира: Издание трагедии друга Рембрандта Яна Сикса Медея побудило художника взяться за языческий сюжет, о чем свидетельствует великолепный офорт 1648-го года Свадьба Язона и Креузы (высота двадцать четыре, ширина восемнадцать сантиметров). Снизу лицо окаймлено большим белым воротником.

Действие картины Добрый самаритянин (длина сто тридцать пять, высота сто четырнадцать сантиметров) происходит во дворе, перед неказистым зданием гостиницы, замыкающим справа и в центре неглубокую, в несколько шагов, сценическую площадку. Рембрандт начал эту картину в середине 30-х годов, но она была продана только в 1647 году. Ниша сдвинута от оси картины влево, оставляя справа место для дверного проема, частично срезанного краем изображения.

Монументальная героическая картина «Заговор Юлия Цивилиса» (1661) создавалась для новой Амстердамской ратуши, но по каким-то причинам не удовлетворила заказчиков и не была оплачена8. Его образ полон глубокой внутренней значительности. Человеческие фигуры здесь вполне подчинены тому, что происходит во Вселенной. Творец словно изображал на холсте не просто лицо, а душу, внутренний мирСтиль в котором писал свои творения Рембрандт – это классицизм.

За сдвинутыми в правый верхний угол пышными театральными занавесями он изобразил фантастически просторный зал между высокими колоннами, на капители которых опираются еще более высокие своды – так что, несмотря на вертикальный формат изображения и опущенную линию голов (линию перспективного горизонта), находящиеся над верхним краем изображения потолки не видны. Вкупе с «Поклонением пастухов» (1646) и «Отдыхом на пути в Египет» (1647) они позволяют говорить о наметившейся у Рембрандта тенденции к идеализации патриархального уклада семейной жизни6. "Проповедь Христа" – одна из вершин Рембрандта-психолога. Однако вершиной мастерства Рембрандта-пейзажиста были не столько живописные работы, сколько рисунки и офорты, такие как «Мельница» (1641) и «Три дерева» (1643)8.

Все другие мастера – флорентийцы, венецианцы, фламандцы – находятся как бы посередине. Родившийся в зажиточной кальвинистской семье, переехавшей в Амстердам из Антверпена, Мартен Солманс (1613–1641) познакомился с Рембрандтом в Лейдене, где первый проходил обучение в 1628–1633 годах (видимо, безуспешно, так как не сохранилось никаких письменных свидетельств о получении Солмансом диплома). Это словно дружеский знак, рука, протянутая художнику, умершему более десяти лет назад – Хендрику Аверкампу, специализировавшемуся на голландских сценках на льду изображавшему брейгелевские толпы, которые развлекались катанием на коньках, санях игрой в кольф (то есть гольф) на льду.

Пот, подобно крови, стекает с него на землю. Любовь привела его сюда.

В следующем, 1646 году он написал второе «Святое семейство» на холсте, меньшем по размеру в ширину. Солнце низко висит перед наступлением ночи. На картине «Святое семейство» изображены, на первый взгляд, простые люди и их быт, но ангелы, спускающиеся к полутени бедного жилья, напоминают нам, что это не обычная семья, а Богоматерь с сыном Иисусом, за спиной которой стоит Святой Иосиф. На этом вписанном в нежный овал изумительно простом и красивом лице, светлом, но несколько темнее, чем фон неба, на первый взгляд, ничего не выражено. Самаритянин становится символом, говорящим о бесконечном милосердии.

Кепи сидит несколько набекрень. расхождения художника с буржуазным обществом нарастают. У Джулио Бонасоне, ученика Джулио Романо, распутство рядится в одежды античной культуры: изображена физическая любовь, но это не противозаконно, так как любовью занимаются боги. Это могла бы быть, пожалуй, любая обычная семья, если бы не слетающие с небес ангелы-дети.

На картине «Святое семейство», которая была написана в 1645 году, лица персонажей естественны, нидерландец будто бы желает с помощью кисти и красок перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи. Полотно является философской поэмой на библейский мотив: пыльные босые ноги грешника вернулся с глубоким раскаянием, щемящая нежность рук слепого, которые «узнают» сына и тихий свет счастья на измученном старом лице. Однако, такой упадок был только временный и под конец своей жизни Рембрандт снова стад производить вещи великие, неподражаемые, сообщив своей фактуре еще большие свободу и ширину так например в 1661 году им были написаны: знаменитые «Синдики гильдии ткачей» и «Возвращение блудного сына», а в 1662 – «Еврейская невеста». Недаром он работал над доской несколько лет – с 1642-го по 1646-ой – и так ее и не окончил. Эта маленькая процессия движется какими-то неровными толчками.

Мост через канал пуст. Особенно любил Рембрандт теплый свет огня. И Рембрандт показывает нам веками создаваемые дамбы, плотины, каналы, шлюзы. Еще ни разу это не было показано Рембрандтом так прекрасно.

Но чувство это вовсе не такое, какому поклоняются суеверные люди: героям Рембрандта незнакомо молитвенное исступление полотен испанского живописца Эль Греко (даты жизни 1541-1614-ый) или крупнейшего мастера итальянского барокко, скульптора и архитектора Лоренцо Бернини. Наконец, очаг на первом плане, в нижнем правом углу разложенные прямо на дощатом полу и пылающие дрова – составляют четвертый источник света, теплыми отблесками освещающий пол. Тщательность проработки как отдельных героев, так и толпы в целом далека от сухости: как в обрисовке действия обилие подробностей не заслоняет главного, так и в самом перспективном светотеневом решении отдельные мотивы, бесчисленные нюансы штриха, формы и освещенности подчинены общему замыслу и господствующему в гравюре мощному контрасту темного и светлого.

После смерти Хендрикье Титус и дальше вел дела отца. Лицо каждого героя его полотен словно живое. И от этого так постоянен в его офортах художественный мотив сосредоточенности: в своей замкнутости, духовной обособленности, человек как бы находит себе защиту от несущего ему страдания хаоса жизни. В то же время образ де Йонге исполнен горького одиночества и безотрадного разочарования. С другой стороны интригует факт: в 1654 году в Амстердаме был напечатан памфлет под названием «Польский всадник» в защиту радикальной секты социниан. Работая бок о бок, они не раз брались за один и тот же сюжет, как, например, «Самсон и Далила» (1628/1629) или «Воскрешение Лазаря» (1631). Он должен был остро воспринимать идеологическую борьбу своего времени, но не в ее внешних, поверхностных проявлениях (от них он стоял в стороне и, по-видимому иронически относился к литературным, религиозным и политическим спорам), а в ее скрытой сути.

Не менее динамично «Жертвоприношение Авраама» (1635)— застывший в воздухе нож придаёт сцене непосредственность фотографического изображения8. До XIX в. картина уже так сильно потемнела (была покрыта слоем копоти, который исказил ее колорит), что ее считали изображением ночной сцены, но тень, которая падает от фигуры капитана на светлую одежду лейтенанта, доказывает, что это не ночь, а день). Старики сидят часами перед гаснущим камельком, согревая озябшие конечности. Все известные ему приёмы и техники гравировки пошли в ход при изготовлении тщательно проработанного офорта «Христос исцеляющий больных», более известного как «Лист в сто гульденов», — именно за такую огромную для XVII века цену он был однажды продан. Всех сковал холод.

Для изучения великих предшественников ему не было нужды выезжать из Амстердама ибо в городе тогда можно было увидеть такие шедевры, как тициановский «Портрет Джероламо (. ) Барбариго» и портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля8. Итак, перед нами – Голландия. На ранней (1664) Лукреция держит нож, готовясь уйти из жизни. С удивлением, восторгом и долей недоверия к изображаемому, мы видим – в творчестве Рембрандта в первый и последний раз – самого Бога-отца.

Огромную роль играет и белый тон бумаги, в котором сосредоточена высшая сила света.

Он любит изображать бродяг, людей, задавленных нуждой и страданиями. Оно доносит до нас человеческие эмоции. Обе сцены выражают одинаковое любопытство.

Она построена на мерцающем контрасте ярко освещенных цветовых пятен и затенённых зон. После «Ночного дозора» в мастерской Рембрандта остаются единичные ученики. Открывает эту группу произведений Рембрандта "Видение Даниила", Берлин, которое обычно датируют 1650-ым годом (длина картины сто шестнадцать, высота девяносто шесть сантиметров). Именно глубокая человечность составляет отличительную особенность пейзажей Рембрандта. Как и автопортрет в образе Зевкиса, этот написан в последний год жизни. Законом общества признавалась борьба всех против всех. Моделями выступают не только товарищи художника (Николас Брейнинг, 1652 Герард де Лересс, 1665 Йеремиас де Деккер, 1666), но и безвестные солдаты, старики и старухи— все те, кто, подобно автору, прошёл через годы горестных испытаний7.

У него тонкие, восточные черты лица он поднялся по лестнице, направо, ведущей в гостиницу, навстречу старой хозяйке, для которой уже приготовлены деньги за будущие заботы о несчастном раненом. Издание трагедии друга Рембрандта Яна Сикса Медея побудило художника взяться за языческий сюжет, о чем свидетельствует великолепный офорт 1648-го года Свадьба Язона и Креузы (высота двадцать четыре, ширина восемнадцать сантиметров). Теперь в его работах наблюдается меньше церковности и пышности. В сравнении с его зрелыми работами они необычайно красочны, художник стремится тщательно выписать каждую деталь материального мира7, как можно достовернее передать экзотическую обстановку библейской истории8. Искусствоведы подчеркивают, что «Святое семейство» существенно отличается от картин, написанных ранее. Не менее динамично «Жертвоприношение Авраама» (1635)— застывший в воздухе нож придаёт сцене непосредственность фотографического изображения8.

Плотник Иосиф за работой, Мария и Дитя, кот у камина. Но в семнадцатом веке высказывались самые разнообразные другие мнения о человеке. Кругом все застыло – конькобежец, сидящий на земле игроки в кольф, сидящие или стоящие со своими высокими клюшками, корова и пастух – все недвижны на льду. Известно, что эротическая гравюра всегда нуждалась в узаконении через мораль или эрудицию. В те же годы, когда им написана живописная серия Святых семейств (Петербург, Кассель, Дублин), он создает самый знаменитый из своих офортов Христос исцеляющий больных (1642-1646-ой годы). И Давид послал слуг взять ее. » (Вторая книга царств, 11).