Святое Семейство Рембрандт

Картина позднего Рембрандта «Святое семейство» полностью раскрывает зрителю авторский стиль, теплый колорит игру светотени. На картине Рембрандта «Святое семейство» лица всех персонажей естественные, как будто мастер хочет перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи. Все произведения Рембрандта и в частности картину «Святое семейство» отличает присущая художнику нравственность, душевность, которые на полотне отчетливо чувствуются как что-то явственно присутствующее.

Святое семейство — Рембрандт Харменс Ван Рей

– Строго говоря имприматурой называется полупрозрачный мутноватый сероватый (с различными оттенками) слой краски, нанесенный на белый грунт. Длина офорта четырнадцать, высота десять сантиметров. Она сама стала зимой. Впрочем, Сваненбург научил Рембрандта именно мастерству. Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста7. И после того отошел от них на расстояние брошенного камня и, преклонив колени, стал молиться: "Авва Отче.

Размеры этого фонаря на листе – не больше сантиметра. – Подчеркнуто Девятовым). Младенец стал старше. Все дело было в мельнице, расположенной над Рейном на валу Пеликан.

  1. Харменс ван Рейн Рембрандт ( )

В этой светотеневой естественности сильно чувствуется запах влажной земли и леса. Искусствоведы подчеркивают, что «Святое семейство» существенно отличается от картин, написанных ранее. Черты лица чудовищно серьезны кулак правой руки сжимает стержень – не то карандаш, не то штихель (гравировальную иглу). Гравюра Рембрандта "Фауст" (ширина шестнадцать, высота двадцать один сантиметр), стала чем-то абсолютно новым в мировой графике.

Конспирологическая версия истории «Ночного дозора» приведена в фильмах британского режиссёра Питера Гринуэя «Ночной дозор» (2007)11 и «Рембрандт. Сначала мы и не обращаем на него никакого внимания его темная фигура растворяется в мягких, тающих отсветах фона – все той же стены, параллельной плоскости картины. Побудьте здесь и бодрствуйте со мною".

Эти работы согреты тёплыми чувствами родственной близости, любви, сострадания7. Эрудицию, касающуюся мифологии, разумеется.

Первый взгляд падает на соломенную колыбельку, в которой спит маленький Иисус. Часто их изображали с младенцем Иоанном Крестителем. Наиболее караваджистские по исполнению полотна Рембрандта— «Притча о неразумном богаче» (1627), «Симеон и Анна в Храме» (1628), «Христос в Эммаусе» (1629). Эта своеобразная зыбкость форм еще более усиливается в офорте "Давид на молитве", 1652-ой год (высота офорта четырнадцать, ширина десять сантиметров).

Его родители сначала мечтают, что сын станет юристом и перед ним будет открыт весь мир. Они прописаны коричневым тоном и потом цветом как бы вытягиваются из глубины. А сейчас она, глотая слезы, слушает вопросы жреца и кощунственные ответы Язона. При этой манере письма отдельные цвета получают особую звучность и глубину. И никого не смущали эти прочно вошедшие в быт католические праздники.

Работа прошла довольно скованно. В третий раз стал писать в коричнево-зеленоватой среде, но еще не освоившись, допустил ряд грубостей в виде разрывав света (в книге и воротнике Марии). Дети бегали по улицам, гремя своими «роммельспотами» — это мог быть горшок, кабаний пузырь, кусок дерева – главное, чтобы шумел погромче. В частности, великий нидерландец Ян ван Эйк (даты жизни 1390 -1441-ый годы) на знаменитом триптихе, то есть складной картине из трех относительно самостоятельных частей, в центре изобразил мадонну величественно восседающей на богато украшенном троне, на фоне роскошных ковров и мраморной колоннады.

Скоро гроза пойдет и здесь. Его интересует не внешнее действие, а внутреннее. Отчасти он находит это в творчестве Луки Лейденского, чьи работы он не мог не видеть. Можно проследить бег кисти.

Харменс ван Рейн 
Рембрандт ( )

Короткие полуденные тени от фигуры игрока падают абсолютно вертикально и образуют на предметной плоскости лишь небольшие слабые пятнышки за окном никаких теней нет. – Видимо имеется ввиду аэросил – порошок, стабилизируюший (в большей степени) лак для лессировок. – Отмечено Девятовым). Остановимся перед ним, посмотрим на него издали изучим в течение долгого времени.

Поэтическое истолкование в эти годы получают сцены повседневной домашней жизни7, каковы два «Святых семейства» 1645 и 1646 годов. В первые амстердамские годы видное место в творчестве Рембрандта занимает жанр автопортрета изображая себя в фантастических одеяниях и замысловатых позах, он намечает новые пути развития своего искусства. На лице – улыбка. Рембрандт трактует членов "Святого семейства" как простых людей, всячески подчеркивает их человечность, теплоту их взаимоотношений, раскрывает их лучшие качества в каждодневном и обычном.

Борода подстрижена характерно, залихватски. Еще более дивным произведением являются "Ученики в Эммаусе" (высота шестьдесят восемь, ширина шестьдесят пять сантиметров). Легкими, воздушными прикосновениями написана просвечивающая, словно усыпанная золотыми блестками косынка на плечах матери. В то время Рембрандт рисовал и гравировал водные пейзажи пригородов Амстердама с лодками на каналах, обветшавшими хижинами.

Мастерски подобранный Рембрандтом коричневато-оливковый фон гораздо темнее освещенных частей натуры, но светлее теневых участков его полумрак освещают бесчисленные, переходящие друг в друга и угасающие рефлексы. К жемчужинам рембрандтовского реализма принадлежит «Зимний пейзаж» 1646 года.

Исчезли все черты светской утонченности и внешнего блеска, перед нами опять сын лейденского мельника. Он осваивает и другие новые для себя жанры— натюрморт (с дичью и освежёванными тушами) и конный портрет (хотя, по общему мнению, лошади Рембрандту никогда не удавались)1415. Еще левее подросток-конюх с одутловатым лицом поддерживает ее под уздцы.

– После того, как работа напиталась маслом (минут 15) лишнее масло необходимо убирать (особенно на тех участках, которые могут остаться незаписанными) иначе впоследствии работа покроется желтыми пятнами, так как без пигмента масло сильно желтеет. Почти все герои предстают перед зрителем наряженными в причудливые восточные наряды, блистают драгоценностями, что создаёт атмосферу мажорности, парадности, праздничности («Аллегория музыки», 1626 «Давид перед Саулом», 1627). Но внешне он совершенно спокоен.

Жизнь текла согласно установленному веками укладу. Мост через канал пуст. Рембрандт не желает больше казаться ни "аристократом духа", ни тем более светским щеголем. Дружная и работящая семья поддерживает оставшуюся без кормильца супругу старшего брата и его самого, при этом не оставляя своими заботами Рембрандта.

Также я научился организовывать палитру. В их характерах заметны чуть пассивные исполненные безотрадной печали черты. Размеры картины: высота двести шестьдесят пять, ширина сто девяносто шесть сантиметров.

И если в "Поклонении" трагические предвестия лишь в таинственной затаенности, в молчаливом потрясении – сама драма еще далеко впереди – то в поразительном "Принесении во храм", 1654-ый год (высота двадцать один, ширина шестнадцать сантиметров), трагизм почти готов прорваться наружу. Благодаря связям КонстантинаРембрандт вскоре обзаводится богатыми почитателями искусства: из-за посредничества Хейгенса принц Оранский заказывает у художника несколько религиозных работ, таких как «Христосперед Пилатом» (1636). Взгляд скользит поверх него.

Но все, что Спиноза облекал в научную форму философских трактатов, Рембрандт видел и передавал как художник. Он станет местом жительства евреев, эмигрировавших из Португалии.

Поток людей кажется бесконечным. Действие происходит ночью в темной спальне.

За сдвинутыми в правый верхний угол пышными театральными занавесями он изобразил фантастически просторный зал между высокими колоннами, на капители которых опираются еще более высокие своды – так что, несмотря на вертикальный формат изображения и опущенную линию голов (линию перспективного горизонта), находящиеся над верхним краем изображения потолки не видны. Все возможно тебе избавь же меня от этой чаши.

Контуры фигур не обрисованы, затушеваны множеством тональных пятен. Особенно благоволили к нему консервативные меннониты.

Льняное масло растер рукой (тыльной стороной), лишнее снял тряпочкой. Через все творчество Рембрандта пройдет тема «Жизнь Христа».

Но затем, придавая слишком большое значение лессировкам (понимая под этим акварельный метод наложения чистых красок на белое, доводя тон постепенным наложением новых слоев) (Ред. Он не собирается на ней жениться и его не интересует, что Хендрикье страдает из-за того, что стала причиной скандала. А в этом треугольнике и размещена фигура главного героя, сидящего за столом – Христа.

Старики сидят часами перед гаснущим камельком, согревая озябшие конечности. В теплом уюте семейной сцены сильнее выражены оттенок грусти и тяжелых предчувствий. Однако пусть свершится не то, что я хочу, но то, что ты хочешь".

Наполовину отдернутый полог перед этим семейством отсылает нас к более тонкой мысли. Итак, перед нами – Голландия. Эта маленькая процессия движется какими-то неровными толчками. Он чувствовался во всем. В хлеву темно и лишь лицо лежащей в глубине справа мадонны слабо освещено. «Иуда возвращает тридцать сребреников», написанное нидерландцем в 1629 году, он сравнивает со знаменитыми полотнами итальянских мастеров, но находит недочеты в рисунке.

Вспомним хотя бы Рене Декарта, который именно в Лейдене, в типографии Яна Мэра издавал свой труд «Рассуждение о методе». Не говоря о молодом ученике, сидящем к нам спиной за столом слева, который все понял и всплеснул руками, прижимая их к губам не говоря о сидящем справа старике, который резким порывом кладет салфетку на стол и смотрит прямо в лицо воскресшему, очевидно, вскрикивая от изумления не говоря о молодом черноглазом слуге, который подошел справа на заднем плане с блюдом в руках и замер, немного согнувшись, между Христом и его учеником справа, увидев одно – человека, который собирается есть, но не ест, а благоговейно осеняет себя крестным знамением, – если бы от этого удивительного произведения остался бы один Христос, то и этого было бы достаточно. В мастерской он захотел потренироваться в изображении обнаженной натуры. В 1645 году Харменс Ван Рейн Рембрандт пишет свое новое полотно, которое изрядно удивляет почитателей мастера и заставляет задуматься о течении времени. Это портреты стариков – Яна Лютмы и Томаса Харинга. Характерна в этом отношении работа «Аристотель с бюстом Гомера» исполненная в 1653 году для сицилийского аристократа Антонио Руффо и проданная в 1961 году его наследниками на аукционе Метрополитен-музею за рекордную на тот момент сумму в два с лишним миллиона долларов16.

Состав имприматуры: умбра натуральная белила цинковые и некоторое количество кедрового лака для высыхания пленки по всей толщине. А Рембрандт ищет что-то свое. Полусумерки свет просеивается сквозь лиственный покров и скользит по фигуре шагающего впереди (на офорте справа) видного выше колен маленького старичка в перехваченной у пояса куртке и высокой темной шапке, нащупывающего палкой, зажатой в левой руке, брод, а правой ведущего под уздцы осла. Самым выразительным из рембрандтовских пейзажных офортов является, несомненно, "Ландшафт поместья взвешивателя золота", 1651-ый год (длина тридцать три, высота двенадцать сантиметров). Стефана» (1629), «Сцене из древней истории» (1626) и «Крещении евнуха» (1626)8.

Издавна он носит название "Лист в сто гульденов".

Она отомстит Язону, безжалостно разбившему ее жизнь. Этот архитектурный пейзаж на лоне природы в левом верхнем углу, словно отсекаемый от остальной части полотна краем здания гостиницы, эта картина в картине зовет и манит нас своей красотой и необычностью. Старался делать так же. Здесь есть что-то от пейзажа, от надвигающегося ночного сумрака.

(Ред. Композиция пространства офорта диагональная, точка схода уходящих в глубину линий находится на невидимой линии горизонта, справа, за пределами листа.

Может, нужно было жениться на Хендрикье. Для изучения великих предшественников ему не было нужды выезжать из Амстердама ибо в городе тогда можно было увидеть такие шедевры, как тициановский «Портрет Джероламо (. ) Барбариго» и портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля8. Итоговые произведения периода— «Товит и Анна», «Валаам и ослица»— отражают не только богатую фантазию художника, но и его стремление как можно выразительнее передать драматичные переживания своих героев.

(Ред. Отринув ошеломляющие откровения своих «Страстей Христовых», Рембрандт понемногу выходит на менее зрелищный уровень, обращается к интимным картинам.

Риторический жест Христа – с его внутренней слабостью и бездейственностью. Таким образом, обе руки находятся в покое все остальное, кроме головы, бегло намечено. Фигура Давида показана в трехчетвертном повороте, почти со спины. Здесь есть парк аттракционов и место для прогулки. Этому способствуют тяжелые события в его личной жизни, смерть Саскии.

В нем не только материнское отношение к глубоко спящему справа младенцу любовь, озабоченность, умиленность. Отсутствует повествование в "Поклонении пастухов", 1652-ой год (длина двадцать три, высота одиннадцать сантиметров). Работая бок о бок, они не раз брались за один и тот же сюжет, как, например, «Самсон и Далила» (1628/1629) или «Воскрешение Лазаря» (1631).

По этой причине разграничение работ Рембрандта и Ливенса 1628—1632 годов представляет известные сложности для искусствоведов8. На самом деле, у Рембрандта в это время начинается связь с двадцатилетней Хендрикье Стоффельс, приехавшей в Амстердам в поисках работы. Лицо его не выражает никакого чувства, никаких ощущений – ни наслаждения, ни вызова. Высота офорта двадцать один, ширина шестнадцать сантиметров.

Известно, что эротическая гравюра всегда нуждалась в узаконении через мораль или эрудицию. Групповой портрет «Синдики» (1662), несмотря на естественность поз, оживлённость мимики и спаянность композиционного решения, представляет собой шаг назад по сравнению с бескомпромиссным натурализмом «Ночного дозора»8. Это, конечно, преувеличение, но в основе его лежит зерно истины. Жизнерадостная обстановка, на полу валяется игрушка – волчок и кнутик к нему.

Не хочешь оставаться на мельнице – не надо. Часто там появляется легко намеченный силуэт города с вертикалями соборов и башен. Он решает стать художником. Любовь привела его сюда.

И это не замедлит отразиться в творчестве мастера.

Только их светлые пятна и разорванные штрихами плоскости вспыхивают из темного потока, подобно жутким молниям. Перед утопающей в зелени деревьев группой домов много плоской почвы, горизонт – граница с небом – снова, приблизительно, на середине. У меня же в фон уже попала изумрудка, в лицо – кадмий желтый. Смотришь на этих "достойных" пожилых людей и сразу замечаешь самого освещенного человека (в трехчетвертном повороте) с выбритой макушкой тонзурой. Вот вам диалог неба и земли.

Хотя ещё Джованни Кастильоне и Джованни Баттиста Тьеполо вдохновлялись его офортами8, смелость Рембрандта-живописца и меткость его наблюдений в качестве рисовальщика впервые получили признание в XIX веке, когда художники реалистической школы Курбе (а в России— передвижники) противопоставили его глубоко прочувствованную поэзию света и тени беспрекословной чёткости и ясности французского академизма22. Однако такой замысел был уже в значительной степени чужд его заказчикам. Потом накрывают на стол и всякая трапеза выглядит как священнодействие.

В этот неподвижный час, предваряющий ночь, даже дерево не дрожит. Он прикасался к миру чужой и во многом чуждой ему веры.

Лейденец Герард Доу— один из первых учеников Рембрандта— всю жизнь оставался под влиянием ластмановской эстетики полотен вроде «Аллегории музыки» 1626 года8. Левее его на заднем плане высится торжественная фигура второго, главного первосвященника. Материальное благосостояние Рембрандта позволило ему приобрести собственный особняк (см. Левая рука в светлой перчатке опущена на закрытые пальто колени. Первым делом поскоблил. Это верно.

Подобное ощущение человека как слабой некрасивой плоти и напряженно сосредоточенной в себе души воплощено в листе "Христос в Гефсиманском саду", 1653-ий год (длина двенадцать, высота девять сантиметров). На картине «Святое семейство», которая была написана в 1645 году, лица персонажей естественны, нидерландец будто бы желает с помощью кисти и красок перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи. Бог создал море, а голландцы – берега.

Рембрандт стремится передать в картине не внешнюю канву страшного сказания, а тот эмоциональный тон, полный жуткой таинственности, который звучит в этом пророческом видении. (Ред. На лбу – несколько напряженных поперечных складок.

Вероятно именно в это время Рембрандт начинает чувствовать себя блудным сыном. Взгляд уходит в глубину и, хотя почва до самого переднего (нижнего) края офорта находится в поле зрения глаз, первый план остается еще незаметным. – Подчеркнуто Девятовым). Один из них, расправив крылья, витает над колыбелью. За те восемь лет, что здесь проживет Рембрандт, квартал сильно изменится. Младшие члены семьи почитают стариков, выслушивают их советы и покорно служат им. Он встал на цыпочки и через шею животного, без особой жалости, с бессердечием, так часто присущим его возрасту, смотрит в пространство правой части картины, следя за раненым человеком в лохмотьях, которого, поддерживая за плечи и за ноги, только что сняли с лошади.

Кроме того, в кассельской картине Рембрандт применяет еще один прием. Свет, пронизывающий пространство картины, кажется золотым. Слава о Рембрандте как о незаурядном мастере распространилась по Амстердаму после завершения им группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), на котором внимательные хирурги не были выстроены в параллельные ряды обращённых к зрителю голов, как то было принято в портретной живописи того времени, а строго распределены в пирамидальной композиции, позволившей психологически объединить всех действующих лиц в единую группу8.

Начал все неправильно. Родители Рембрандта понимают его стремление к знаниям.

Иногда пожилые персонажи этюдов, наряженные художником в роскошные восточные костюмы, преображаются его воображением в библейских персонажей8 таков задумчивый «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630). (Ред. Католические святые, вышедшие из-под станка для офортов Луки Лейденского, были не понятны молодому протестанту. В 1641 году у них родился сын Титус ещё трое детей умерли в младенчестве.

Характерная для начала зрелого периода творчества Рембрандта успокоенность и уравновешенность проявляется во всех жанрах рембрандтовской живописи и графики. Он ищет внутренний свет изменяющий личность. И Рембрандт показывает нам веками создаваемые дамбы, плотины, каналы, шлюзы.

Холст, масло, 117х91. Эрмитаж. Его учителями в отношении работы со светом были утрехтские караваджисты8, но ещё в большей степени он ориентировался на произведения Адама Эльсхаймера— немца, работавшего в Италии8.

Перед нами как будто самый обычный вечер нуждающейся семьи голландского ремесленника. Результат был обескураживающий, сбил весь рисунок.

Несколько ниже центра гравюры, на втором плане, на возвышении, к которому от нас ведет широкая невысокая (десять ступеней), лестница, мы видим установленный прямоугольный жертвенник, в полроста человека. Лессировки хорошо ложатся только по работанной поверхности. Именно к этому времени и относится офорт "Рембрандт, рисующий у окна" (высота шестнадцать, ширина тринадцать сантиметров), 1648-ой год, один из самых значительных автопортретов художника, самый замечательный его гравированный автопортрет. Однако внизу, с трудом различаемые глазом, границы тональных пятен (фигуры людей и лошадей) принимают криволинейный характер.

Не менее динамично «Жертвоприношение Авраама» (1635)— застывший в воздухе нож придаёт сцене непосредственность фотографического изображения8. – Отмечено Девятовым: «. ») стал класть их на серое, то есть выпустил промежуточный этап вплавления цвета в подмалевок, до локального.

Непредставимое и неизобразимое религиозное чудо на полотнах Рембрандта превращается в реальное и зримое чудо гения, мастерства и красоты. Секрет их липких, как бы стекающих по холсту красок до сих пор не разгадан. Хендрикье родила Рембрандту дочь Корнелию, стала моделью для многих работ художника, в том числе и для «Святого Семейства», но вот женой не стала никогда. Материальное благосостояние Рембрандта все ухудшается.

Сваненбург был в то время местной знаменитостью. И опять же семья его поддерживает. Точка схода приходится на его ярко освещенное лицо. Активное действие отсутствует, статичные, внешне сдержанные персонажи, подчас окутанные сиянием парчовых одежд, выступают из окружающего их затенённого пространства. С тоской и печалью сказал он им: "Душа моя объята скорбью в предчувствии смерти.

По улице ходили шествия с тремя волхвами. Разве что сейчас из них вынесли все изображения, а стены побелили известкой. У Рембрандта по сухому сделаны темные, очень прозрачны мазки.

Сделаны они очень свободно и легко, в некоторых местах чуть чиркает кистью. Это словно дружеский знак, рука, протянутая художнику, умершему более десяти лет назад – Хендрику Аверкампу, специализировавшемуся на голландских сценках на льду изображавшему брейгелевские толпы, которые развлекались катанием на коньках, санях игрой в кольф (то есть гольф) на льду. Издание трагедии друга Рембрандта Яна Сикса "Медея" побудило художника взяться за языческий сюжет, о чем свидетельствует великолепный офорт 1648-го года "Свадьба Язона и Креузы" (высота двадцать четыре, ширина восемнадцать сантиметров). Его лицо безмятежно, что позволяет зрителю угадывать его спокойный сон. Рембрандт видел корни, видел все, что ползает и плесневеет во тьме. Вкупе с «Поклонением пастухов» (1646) и «Отдыхом на пути в Египет» (1647) они позволяют говорить о наметившейся у Рембрандта тенденции к идеализации патриархального уклада семейной жизни6.

Светотень в них достигает невиданного прежде богатства оттенков. На левой, вблизи от нас – павший на колени юный, кудрявый Даниил, в одежде оливкового цвета. Считаю, что копия, в общем-то получилась неважно.

Художник подолгу работает над гравированными портретами бургомистра Яна Сикса (1647) и других влиятельных бюргеров. Для кажущегося вначале странным офорта 1656-го года "Авраам и три спутника" (высота шестнадцать, ширина тринадцать сантиметров) изображающего трех необычных посетителей патриарха, восседающих, по восточному обычаю, прямо на земле, перед входом в дом, Рембрандту послужила в качестве натуры одна индийская миниатюра изображающая восточное существо в восточной пышности. Надо думать, что Рембрандт не держал свои папки открытыми, принимая у себя пастора, но эротические произведения входили в число материалов, которые художник мог хранить у себя. Так, он дважды пишет «Святое семейство». "Проповедь Христа" – одна из вершин Рембрандта-психолога. Он ищет эмоциональных порывов, а не движения одежд и драпировок.

Художник в простой и темной войлочной шляпе (больше похожей на перевернутую кастрюлю без ручки, чем на сколько-нибудь приличный головной убор), в плохонькой рабочей темной куртке, надетой на измятую белую рубашку без воротника, свободно и спокойно сидит за столом, отделяющим его от зрителя. (Ред. В те же годы, когда им написана живописная серия "Святых семейств" (Петербург, Кассель, Дублин), он создает самый знаменитый из своих офортов "Христос исцеляющий больных" (1642-1646-ой годы).

Конечно, так же как в жизни имеются сильные пятна чистого цвета. Рембрандт приходит туда в четырнадцать лет. Но здесь они одухотворены и ожиданием чуда и горячим сочувствием самого художника к их страданиям. Из глубокой темноты светятся белые бороды и головы стариков их одежда подобна ночному свежевыпавшему снегу. Название офорт получил случайно, по абсолютно второстепенным соображениям.

Слева ее окаймляют несколько покосившихся вбитых в землю столбиков-околышей. Бедра застенчивого натурщика обернуты защитной белой повязкой. Художник прибегает к диагональной композиции. Кроющий (непрозрачный) слой краски различных цветов (кроме белого) или же пигмент, добавленный в грунт – все это называется цветным грунтом).

В то же время образ де Йонге исполнен горького одиночества и безотрадного разочарования. Сегодня его не заботят религиозные догмы, не будущая судьба великого мученика. Сначала это вполне процветающий район, где живут ремесленники и нотариусы. Художественный гений Рембрандта развивался по восходящей7. – Подчеркнуто Девятовым).

В проеме, как и за окном, царит жаркий солнечный полдень. Слева на заднем плане высокая гора поднимается в заоблачную высь, упираясь в верхний край изображения. Святое семейство переходит в лесной чаще водный поток. На нем дымится жертва.

Плотник Иосиф за работой, Мария и Дитя, кот у камина. Она страстно любит Язона, она мать двух его детей. Огромную роль играет и белый тон бумаги, в котором сосредоточена высшая сила света. Туманные мистические догматы христианского вероучения Рембрандт стремится перевести на язык реальных чувственных образов.

Последний год жизни, когда и создается «Возвращение блудного сына», наполнен бедностью и одиночеством. После распродажи в 1657—1658 годах дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта)8 художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни6.

К тому же крыши гостиницы не видно – край картины срезает стену над третьим этажом. Кепи сидит несколько набекрень. Она убьет своих детей, ради будущего счастья которых, по словам Язона, он вступил в новый брак. На протяжении 1640-х гг.

Его распахнутые крылья свидетельствуют, что он только сейчас слетел с небес. То же и у Марка-Антония Раймонди, сделавшего в 1524 году целый сборник гравюр с Джулио Романо: «Юпитер и Семела», «Марс и Венера, захваченные в сеть Вулканом». Нужно постараться научиться этому у него. При этом Рембрандт широко использует кроющие и просвечивающие свойства краски. К числу наиболее значительных портретов тех лет принадлежат изображения Саскии— иногда в домашней обстановке, лежащей в постели иногда в роскошных одеяниях (кассельский портрет, 1634) и театрализованных обличьях («Саския в образе Флоры», 1634).

В первую очередь речь идет о «Страшном Суде», который в то время был представлен в городской ратуше.

Он старается умерить силу ударов своего топора. Здесь нет активного сюжета, все полотно пропитано спокойствием и умиротворением. Его населяли в основном ткачи. Это вполне интимное и вполне пространственное искусство достигает вершин рембрандтовского реализма в "Пейзаже с башней" (длина тридцать два, высота двенадцать сантиметров), 1652-ой год. Он просил за них сто гульденов. Длина офортного листа "Дорога вдоль канала" двадцать один, высота восемь сантиметров.

Пишу лоб и волосы. Ну, также рыхловат рисунок. Этот момент идеально отражает диалог земного и небесного.

Он ими как бы рисует. Это могла бы быть, пожалуй, любая обычная семья, если бы не слетающие с небес ангелы-дети. Картина маленькая.

Но в семнадцатом веке высказывались самые разнообразные другие мнения о человеке. Лак для лессировок в основном состоит из уплотненного масла с добавками лака и скипидара по необходимости (см. В центре площади находится памятник Рембрандту.

Зато все требования заказчиков были выполнены. Рембрандт выступает здесь как график космического, одушевляет и делает живыми неподвластные человеку могучие стихии. Это было так не похоже на художников того времени. Все твердое стало неощутимым, ускользающим осталось лишь дрожание и вибрирование. У Рембрандта позы, лица персонажей и среда их окружающая, просты и естественны.

В то время Рембрандту было все интересно. Спасителем, словно не замечающим тех, кто больше других в нем нуждается. Мария, в простом мещанском платьице, вынула его из колыбели, чтобы успокоить, села в кресло (в левой части картины) и, прижимая ребенка к груди, внимательно слушает его несвязные жалобы.

В следующем, 1646 году он написал второе «Святое семейство» на холсте, меньшем по размеру в ширину. Совокупление изображено с необходимой точностью. Она представляется нам одновременно идущей навстречу и стоящей на месте.

Старший сын с удовольствием перенимает семейный бизнес. В 1653 году испытывая материальные трудности, художник передал почти всё своё имущество сыну Титусу8, после чего в 1656 году заявил о банкротстве. Он должен был остро воспринимать идеологическую борьбу своего времени, но не в ее внешних, поверхностных проявлениях (от них он стоял в стороне и, по-видимому иронически относился к литературным, религиозным и политическим спорам), а в ее скрытой сути.

И все-таки то, что отличало Лейден – это пьянящий воздух свободы. Моделями выступают не только товарищи художника (Николас Брейнинг, 1652 Герард де Лересс, 1665 Йеремиас де Деккер, 1666), но и безвестные солдаты, старики и старухи— все те, кто, подобно автору, прошёл через годы горестных испытаний7. Вскинутая было правая рука расслабленно падает, направленный вверх и влево от нас взгляд меркнет – силы женщины иссякают. Жизнь в этой лейденской семье несколько отличалась от жизни других горожан. Самаритянин становится символом, говорящим о бесконечном милосердии.

Ее сюжет навеян одним из библейских сказаний, воспроизведенным в "Книге пророка Даниила", о борьбе чудовищ, символизирующих злые силы, угрожающие еврейскому народу. «Святое семейство» — доказательство того, что божий дар может снизойти на любую семью. В том, что здесь в согласии жили протестанты и католики.

Младенец спит крепким сном в плетеной колыбели, не сознавая, что происходит вокруг. Но относительное обилие персонажей нисколько не мешает восприятию главного содержания этой легендарной сцены у Рембрандта – это прекрасное изображение освещенного солнцем готовящегося к питию Бога в светлых одеждах и его ангелов и аппетитного угощения. Удивительна ее судьба.

Они выражают его чувства, воплощают его деяния и его творческую мысль. – Подчеркнуто Девятовым). В двух случаях это были крупные и престижные заказы. Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в картине «Блудный сын в таверне» (1635). Получается не очень и течет краска.

В «Пире Валтасара» (1635) на лицах персонажей картины написан неподдельный ужас, впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены. Впервые познакомился с лессировками. Слово дамба, по-голландски "дамм", вошло в название многих городов Амстердам, Роттердам, а центральная площадь Амстердама до сих пор так и называется – Дамм.

Но, может быть, главное в этом замечательном офорте – глубочайшая сконцентрированность самого драматического события, в котором нет внешнего действия, но в котором дано нечто, превосходящее по напряжению обыденную атмосферу жизни и рождающее в участниках (как и в "Листе в сто гульденов") веру в чудо, но на этот раз в чудо их нравственного перерождения. Нужно иметь лессировочную пасту, как сказал М. М. (Ред. Но именно в это время в творчестве Рембрандта наступает пора зрелости. Именно свет объединяет семью в единую, нерушимую ячейку. И Рембрандтом сделано все, чтобы провести нас через это пространство. После «Ночного дозора» в мастерской Рембрандта остаются единичные ученики.

Волосы абсолютно не получаются. У него внимательный и веселый вид. На Богоявление искали лепешку с запеченной в нее горошиной.

Дома схватил на лету важный момент юной жизни, когда человечек уже стоит на ногах и начинает ходить. Из-под повязки видны его гениталии. Все замерло, все смотрят на лежащего в руках Симеона ребенка. расхождения художника с буржуазным обществом нарастают. Таким образом, мы догадываемся о направлении на еще один источник яркого света, помимо фигуры Христа – он находится перед изобразительной поверхностью, справа от зрителя.

Тем более что моральные гарантии предоставлялись антипапистской пропагандой. На нем написано лишь равнодушие. Рембрандт «Святое семейство и ангелы», 1645. Лицо каждого героя его полотен словно живое. Парадный портрет Яна Сикса (1654), натягивающего на руку перчатку, выделяется редкостной гармонией колорита, широтой пастозных мазков.

Для штатгальтера Фридриха-Генриха Оранского он создаёт парные полотна «Воздвижение креста» (1633) и «Снятие с креста» (1632/1633), вдохновлённые многофигурными гравюрами Рубенса8. Мы смотрим через затененный фаустовский кабинет прямо навстречу свету и он нас ослепляет. Все другие мастера – флорентийцы, венецианцы, фламандцы – находятся как бы посередине. Слева на первых планах сверкает канал, весь поросший осокой.

И есть чего спешить ибо над лесом, слева в глубине, уже навис обильный дождь. В 1661 году продолжилась работа над созданным в 1653 году офортом «Три креста» (не закончен).

Видение Луки было для Рембрандта новым, заставляющим пересмотреть свои прежние позиции. Отличительная черта рембрандтовского творчества 1650-х годов— ясность и монументальность крупнофигурных композиций6. У Серова все в воздухе, касания очень мягки. Коренным образом изменилась живописная фактура Рембрандта. Сильный солнечный свет, падая на неровности первого плана, заставляет сверкать их, если они обращены к солнцу или мерцать полутенями, если они освещены скользящими лучами и он же вызывает сочные, черные тени в сторону противоположную солнцу – налево.

Снизу лицо окаймлено большим белым воротником. Грунт – синтетический с масляно-смоляной имприматурой, кроющей. В том, что именно сюда, к лучшим печатникам Европы, приезжали мыслители и писатели. Измученная болезнью Саския умирает, оставив Рембрандту девятимесячного сына Титуса. Сейчас уже трудно определить, что его сформировало именно как художника. Она, словно в изумлении вскинув руки, медленно плывет мимо нас влево, в то время как старая служанка, фигура которой срезана правым краем гравюры, почтительно поддерживает шлейф ее царственного платья.

Но юноше учеба показалась неинтересной. Позади к нему склонился очень молодой белокурый ангел, в белой, сияющей, широкой, ниспадающей до земли одежде. С видом поучающего сидит на ее коленях младенец Христос.

Монументальная героическая картина «Заговор Юлия Цивилиса» (1661) создавалась для новой Амстердамской ратуши, но по каким-то причинам не удовлетворила заказчиков и не была оплачена8. В ее глубине слева – светлый отворот простынки, справа – пятно красного плаща-одеяльца. Даже четыре вертикальных арочных проема узорной решетки верхней части окна, между которыми вливается свет, даны слабыми разрывающимися штрихами. Оставив деревню справа, дорога, перевалив через пологий холм, опускается в черную глубину леса над ним небо темнеет все быстрее, слышится шум начинающегося проливного дождя. Одна из центральных площадей Амстердама, Botermarkt, в 1876 году получила современное название Площадь Рембрандта (нидерл. Rembrandtplein) в честь великого художника. Рот, в свою очередь, говорит об энергии и задоре.

Художник не оставил воспоминаний, вот таким образом нам остается только гадать.

Действие картины "Добрый самаритянин" (длина сто тридцать пять, высота сто четырнадцать сантиметров) происходит во дворе, перед неказистым зданием гостиницы, замыкающим справа и в центре неглубокую, в несколько шагов, сценическую площадку. Но чувство это вовсе не такое, какому поклоняются суеверные люди: героям Рембрандта незнакомо молитвенное исступление полотен испанского живописца Эль Греко (даты жизни 1541-1614-ый) или крупнейшего мастера итальянского барокко, скульптора и архитектора Лоренцо Бернини. Его образ полон глубокой внутренней значительности.

Рембрандт написал это в один прием, его картина подействовала, как мороз. скрытая под потемневшим лаком и копотью) повлиял на дальнейшую карьеру художника10. Более слабый свет падает от источника за картинной плоскостью, где-то правее правого края картины – это видно по тени плотничьих инструментов на противоположной от нас стене, в частности, по тени подвешенной к этой стене струбцины.

Так значительность и несравненная драматическая глубина события объединяют людей, тесно сближают их общностью чувств. Ну что ж, это его путь. Родители прощаются с сыновьями, отправляя их в путешествие. Почти все предметы и люди погружены в серо-черную мглу, где то и дело вспыхивают, оживляя пространство, белые огоньки на сером или черные точки на белом, определяющие правильный акцент или подчеркивающие интенсивность света или черноты силой контраста. Его последние работы представляют собой уникальное явление в истории живописи. Вставая с колен, она высоко поднимает, сцепив ладони, свои костлявые руки.

Особенно любил Рембрандт теплый свет огня. Этот жест вылеплен Рембрандтом из реального ощущения. Язон бросил ее, он женится на наследнице коринфского престола. Одинокий художник сближается с кормилицей мальчика Геертье Диркс.

И все касания различны – это не прием, а пытливое наблюдение. Но она словно сосредоточивает общие чувства этих людей, чьи высокие фигуры в левой половине офорта мы скорее угадываем, чем видим. Открывает эту группу произведений Рембрандта "Видение Даниила", Берлин, которое обычно датируют 1650-ым годом (длина картины сто шестнадцать, высота девяносто шесть сантиметров). Законом общества признавалась борьба всех против всех.

Однако вершиной мастерства Рембрандта-пейзажиста были не столько живописные работы, сколько рисунки и офорты, такие как «Мельница» (1641) и «Три дерева» (1643)8. – таится много плутовства, жизнерадостности и свежести. Теперь в его работах наблюдается меньше церковности и пышности. Так завершается круг пейзажного творчества Рембрандта, охватывающий около двух десятилетий в среднем периоде его деятельности. Вот две юные девушки в проемах окна и двери и их силуэты говорят о размеренной жизни дома, где женщины раскрывают окна по утрам и закрывают по вечерам ставни скорее по привычке, ради упорядоченности семейной жизни, для которой необходимо чередование дня и ночи.

Начало пятидесятых годов отмечено в фигурных композициях Рембрандта (в графике, может быть, даже лучше, чем в живописи) тягой к скрытой душевной жизни человека, к его внутренним видениям, находящим свой отголосок в окружающей среде, в таинственных явлениях природы. (Ред. Но для художника важно в первую очередь показать значительность изображаемого им человека.

Эта Семья – неколебимая постройка. Художник, не задумываясь, ломает влюбленной в него девушке жизнь. Мы угадываем, с какими усилиями пытается продвинуться поближе к исцелителю, еще не видя его, безногий калека, в спину которого упираются босые ноги лежащего на спине и завернутого в тряпье положенного на самодельную тачку умирающего.

Откуда взялась его тяга к религиозной живописи. Солнце низко висит перед наступлением ночи. Это классический рембрандтовский жест, очень красивый и притягательный.

Рембрандт отметил, что юноша скучает, сцепив руки под животом.

Фигуры монументальны и нарочито приближены к передней плоскости холста. Мать, дитя, даже колыбель — чисто голландские типы XVII века.

Он несколько младше своих сокурсников, но это не мешает ему участвовать в студенческих пирушках и других безобразиях. К тому же я слишком понадеялся на лессировки. Во-первых, ошибки в технологии, писал по неподготовленной поверхности, писал на пинене. Человеческие фигуры здесь вполне подчинены тому, что происходит во Вселенной. Такова сила света снаружи.

Пример, как нужно начать – некоторые фигуры в «Блудном сыне». Еще ни разу это не было показано Рембрандтом так прекрасно. Наклон столбиков слева от дороги кажется меняющимся, если путник заспешит по дороге. Трудно сказать, о чем думал этот усталый человек.

Их лица и руки озарены внутренним духовным светом. Это тень ее плеч и головы.

Босые ноги Марии, которые она греет у маленького очага на полу (посередине первого плана) и застывшая фигура сидящей справа от очага кошки еще больше усиливают ощущения грусти и одиночества. Но Рембрандт следует здесь букве Священного Писания, где речь идет об ангелах-мужах, а не о юношах да и с художественной точки зрения, по-видимому, только такие зрелые ангелы могут составить естественную свиту создателя Вселенной и человека в столь неестественной обстановке. Но несмотря на все эти ошибки, я считаю, что работа принесла мне много пользы.

Этот офорт дает еще больше пространства и воздуха. Биографы Рембрандта спорят о том, насколько неуспех «Ночного дозора» (именно такое ошибочное название впоследствии получила картина, до реставрации 1940-х гг. В этом лице – удивительная мягкость и нежность.

Необычайно яркий луч света, освещая отдельные фигуры, лица участников шествия и маленькую девочку с петухом у пояса, как будто пробирающуюся сквозь ряды стрелков, подчеркивает неожиданность, динамику и взволнованность изображения. Все пространство напоено теплым и сухим, но чистым и прозрачным воздухом водная гладь и обильная листва, равно как дорога и хижины, радуют глаз дыханием вечной жизни. Устало подогнув левое колено, он стоит, опершись локтем левой руки о прямоугольный каменный выступ стены.

Пот, подобно крови, стекает с него на землю. Все известные ему приёмы и техники гравировки пошли в ход при изготовлении тщательно проработанного офорта «Христос исцеляющий больных», более известного как «Лист в сто гульденов», — именно за такую огромную для XVII века цену он был однажды продан. Серьезно и грустно, словно задумавшись о судьбе человечества, глядит с высокого черного возвышения на озаренного трепетным сиянием Симеона старик первосвященник (справа в пышной пестрой одежде). Он проводит аукцион, распродает большую часть своих вещей и переселяется в квартал Йордан. Отец ничего не понимает в выбранной сыном профессии. Искусство Рембрандта заставляет говорить фигуры, повернутые спиной к зрителю.

Я много понял в организации холста. – Подчеркнуто Девятовым). Уступая им место, все остальные, особенно ближние, сжимаются, становясь более компактными.

Месяц разрывает облака и словно борется с мчащейся справа тучей. Духовный совет реформированной протестантской церкви, к которой она принадлежала, осуждает ее за «недозволенные отношения». Оно доносит до нас человеческие эмоции.

У Джулио Бонасоне, ученика Джулио Романо, распутство рядится в одежды античной культуры: изображена физическая любовь, но это не противозаконно, так как любовью занимаются боги. Я обвиняю. » (2008)12. (Ред.

Этот бизнес, приносивший хороший доход и уважение, принадлежал семейству пять поколений. Рассматриваемые вблизи, они складываются в целостный оптический образ искрящийся и переливающийся благодаря неровным слоям краски, подобно драгоценным каменьям. Рама и красная занавесь, защищающая полотно от света, являются частью композиции. Никогда еще искусство Рембрандта не служило так всецело единому душевному действию.

В живописи Рембрандта наступает период покоя. Тряпка может оставлять ворсинки, вот таким образом лучше пользоваться рукой). Огромную роль в решении образной задачи Рембрандта в этом офорте играет свет.

Колорит особенно тёплый, с преобладанием мерцающих красных и золотисто-коричневых тонов6. Для него художник – это такой же ремесленник.

Среди других известных его работ— «Валаамова ослица» (1626 г). Он любит изображать бродяг, людей, задавленных нуждой и страданиями. Критики обращают огромное внимание на светотени. Третий источник освещает Иосифа, работающего с топором. Природа этого света таинственна и непонятна.

К тому же эта работа дала кое-что в смысле живописной культуры. Потом, после замечаний М. М. Девятова подготовил живописную среду: мягкую, коричнево-зеленоватую, почти не выходя на белила. Волнующая человечность его образов отмечена печатью таинственной красоты7.

То же сверкает в уголках глаз. (Ред.

Не лишена такой точности и гравюра Гольция «Юпитер, насилующий нимфу Ио», но, чтобы позволить себе выгравировать соитие, нужно было сослаться на Золотой век. На переднем плане, в таинственной атмосфере угасающего дня, уже началась сутолока. И в этом офорте Рембрандт достиг высочайшего художественного мастерства: пространство и погруженные в него фигуры разработаны с исключительной тщательностью, каждый персонаж наделен только ему одному присущей характерностью, нет ничего приблизительного. Историки связывают такой переход с событиями личной жизни автора холста.

На заднем плане плотничает муж Марии Иосиф. Всех сковал холод.

Лекции М. М. Девятова). Да и в церкви ходили все в те же, что некогда их предки, лейденские католики. Картина «Святое семейство» становится ознаменованием начала нового, более умиротворенного цикла в творчестве великого мастера. Именно глубокая человечность составляет отличительную особенность пейзажей Рембрандта.

Оно явственно сквозит в его первых сохранившихся произведениях— «Побиении камнями св. Обе сцены выражают одинаковое любопытство. Перед нишей стоит небольшой низкий стол, покрытый белой скатертью.

В небольшом офорте (длина одиннадцать, высота девять сантиметров), рембрандтовский свет вызывает из глухого мрака загадочные фигуры движущихся слева направо трех путников. Насколько правильно и порядочно он поступил с Геертье. Первые годы в Амстердаме были самыми счастливыми в жизни Рембрандта.