Умалишенный Жерико

Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения. Темперамент и своеволие определяли его личность. Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры. Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис». Работа хранится в Лувре, в Париже. Особенной отточенности достигает рисунок Энгра в его картинах с обнаженным человеческим телом: «Эдип и сфинкс» (1808), «Купальщица» (1807), «Большая одалиска» (1814), «Руджиеро освобождает Анжелику» (1819). Попытки снять корабль с мели были безуспешны.

Среди последних картин Жерико – «Скачки в Эпсоме» (1821), предвосхищающие искусство Э. Дега и «Печь для обжига извести» (1821-1822 обе – Лувр). Вместе с тем он был далек от одноплановости. Гро. Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты.

  • Умалишенный, воображающий себя полководцем
  • Описание картины «Умалишенный, воображающий себя полководцем»
  • «Портрет умалишённого, страдающего манией полководца», Теодор Жерико — описание
  • Портрет сумасшедшей, Теодор Жерико, 1822
  • ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: ИСТОРИЯ ИСКУССТВА
  • Теодор Жерико и частичная эвакуация в Лувре
  • Психиатрия Дневник психиатра (психиатрическая газета) – Вечно юный романтик Теодор Жерико
  • ЖЕРИКО ТЕОДОР Портрет сумасшедшей

Жерико воспринимает действительность прежде всего объемно-пластически. Пятеро из нихумерли в течение ближайших нескольких дней. Критик из «Таймс» говорил о «холодности», которой отличалась эта школа и отмечал в картине Жерико те же «холодность колорита искусственность поз, патетизм». В 1818 — 1819 годах он пишет и выставляет свой шедевр — картину «Плот «Медузы» (жертвы кораблекрушения на плоту в открытом море — пролог к потрясшей Европу незадолго перед тем драме предательства, каннибализма, последнего отчаяния). Неопытный и трусливый капитан (получивший должность по протекции) посадил судно на мель и вместе со своими приближенными спасся в шлюпках, бросив на произвол судьбы сто пятьдесят пассажиров и матросов.

Но, возможно, лишь старый Давид оценил ее подлинную новизну и мощь. Во Флоренции была написана картина Обет Людовика XIII (1824) для кафедрального собора в родном городе художника Монтобане, за которую критика назвала Энгра новым Рафаэлем. Колористический дар Делакруа проявляется здесь в полную силу.

Не считаясь с мнением отца, Жерико бросает учёбу в лицее. В реальности на плоту с «Медузы» был лишь один негр но Жерико любил рисовать своего сожителя и изобразил его в трех ракурсах: со спины (негр, взобравшийся на бочку и машущий кораблю, появившемуся на горизонте, красной тряпкой), в три четверти (третий от мачты в группе стоящих рядом с ней мужчин) и в профиль (сидит под мачтой в центре картины). При этом «Медуза» оторвалась от остальных судов конвоя — чем нарушила все мыслимые инструкции и приказы. Обстоятельства, при которых мастер получил заказ на портреты, загадочны.

  • Жерико ТеодорКартины и биография
  • Портрет сумасшедшего (Клептоман)
  • Жерико Жан-Луи-Андре-Теодор (1791 – 1824)
  • Рабы, останавливающие лошадь: Теодор Жерико
  • «Плот «Медузы»» и еще 5 самых известных картин Теодора Жерико
  • Французский романтизм 1820-1830-х годов

Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения. Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821). Портреты сумасшедших Жерико пишет уже смертельно больным. Главной картиной Ж. стало гигантское (ок. На четвертый день в живых осталось 67 человек из почти полутораста.

Иногда в серию включают также работу «Вандеец» (Париж, Лувр). В 1816–17 Ж. путешествовал по Италии изучая творчество мастеров Возрождения. Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера. Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба32.

Ночью вспыхнула резня из-за остатков пищи. Жерико создает замечательную серию портретов душевнобольных, среди них «Безумный», «Одержимый манией воровства». В этот период Жерико увлекается графикой и создает литографии на военные сюжеты. Итальянский период продлился недолго. Фон и одежду Жерико лишь намечает, сосредоточивая внимание на лице душевнобольного. И в том же 1812 году Франция была потрясена вестью о гибели Великой армии в снегах России.

Флагманом конвоя был как раз фрегат «Медуза». Пусть даже и за свой счет. Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер23. Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы»6. В Англии он работал над серией литографий («У ворот Адельфинской верфи в Лондоне», «Нищий, умирающий у дверей булочной» и др., все 1821). Странный художникбыл постоянным посетителем «скорбных домов» и моргов.

  1. Развлекательно-познавательный блог Коктейль
  2. Вечно юный романтик Теодор Жерико 01 2014
  3. Описание картины Теодора Жерико «Портрет сумасшедшей» (Умалишенной)
  4. Страна, где любят свой дом и детей
  5. «Плот Медузы», Теодор Жерико, 1818 — 1819

Главной картиной Жерико стало гигантское (около 37 м2) полотно «Плот Медузы» (1819, Лувр), темой которого послужило реальное событие – гибель фрегата «Медуза» в 1816. И все это разворачивается на фоне хотя и сумрачного, но безмятежного пейзажа. Многие работы Жерико, написанные по итальянским впечатлениям, близки по духу творчеству известных представителей Высокого Возрождения. Однако работа не задалась и средства на путешествие художник выручил, выполнив пейзажные панно для дома одного из своих друзей в Вилле-Котре. «Ужасное в искусстве — такой же дар, как и грация» — записал у себя в дневнике ещё один великий художник (и друг Жерико), Делакруа. Как и предыдущие, эта картина не была приобретена государством.

Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции. Все портреты душевнобольных выдержаны в темной гамме, в которой преобладают коричневые, рыжие, желтоватые тона, сочетающиеся с малиновыми, темно-зелеными, зелено-синими. Известно, что перед смертью Теодор Жерико задумывал написать большую картину «Отступление французов из России в 1812».

Умалишенный, воображающий 
себя полководцем

Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история24. Работа хранится в Лувре, в Париже. Это был великолепный успех — первый и последний, выпавший Жерико.

Фрегат "Медуза" потерпел крушение у берегов Сенегала. Художник показал на полотне тот момент, когда люди на плоту заметили на горизонте «Аргус». Этим определялась направленность его поисков»13.

Однако вскоре люди на плоту обнаружили, что буксирные тросы обрублены и они брошены в открытом океане почти без воды и продовольствия. Художник, которому предстояло стать истинным вождём романтизма, был Эжен Делакруа (1798-1863). Светлая и вместе с тем очень звучная гамма "Хиосской резни" – бирюзовые и оливковые тона в фигурах молодого грека и гречанки (слева), сине-зеленые и винно-красные пятна одежды безумной старухи (справа) – послужила отправной точкой для последующих колористических исканий художников. Вернувшись на родину, художник вошел в оппозиционную группировку, главой которой был мастер исторической живописи Орас Верне. 2 июля 1816 года «Медуза» наскочила на мель приблизительно в 50километрах от берега. Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров).

Разумеется, выставленная картина произвела фурор. Корабль затонул во время шторма близ островов Зеленого мыса в 1816 году. Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида. Учился в Императорском лицее в Париже (1806-1808), брал уроки живописи у К. Верне, в 1810-1811 годах у П. Н. Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида. Взятый из реальной жизни сюжет, да ещё и не приукрашенный высокими идеалами и не освещенный отблеском славы (как, например, батальная живопись).

Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»). О Теодоре Жериковпервые заговорили в 1812 году, когда двадцатилетний художник осмелился выставить в Салоне картину «Офицер конных герей императорской гвардии, которая идет в атаку» («Портрет лейтенанта Г. Дьедоне). Полотно отметил и сам Давид14.

Общественность, оппозиционно настроенная к правительству, обвинила последнее в коррупции. Есть на картине и ещё один друг Жерико. Занимался также скульптурой («Сатир и нимфа», ок. 1815–16, Музей изящных искусств, Руан). Кроме того, он решил вместо карьеры торговца табаком выбрать карьеру художника. 1822), поражающая психологич.

Жерико многое сближало с классикой и классицизмом. Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле). из признанных художников, кто готов был поддержать это новое поколение. Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр).

В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время— после Давида во всяком случае, — кто питал действительное расположение к педагогике»4. Там картина вызвала большой интерес. Наконец, в Англии он находит тему своей последней большой картины "Скачки в Эпсоме" ("Дерби в Эпсоме", 1821) – произведения, в котором он создал любимый им образ летящих, как птицы, над землей коней. О Теодоре Жерико впервые заговорили в 1812 году, – именно тогда двадцатилетний художник осмелился выставить в Салоне картину, посвященную драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812 г). ЖЕРИКО (Gricault) Теодор (Жан Луи Андре Теодор) (26. 9. 1791, Руан – 26. 1. 1824, Париж), французский художник, график, скульптор. Впоследствии Мане и Сезанн копировали это раннее произведение Делакруа. Теодор принял участие в конкурсе молодых живописцев, но проиграл. Он часто вдохновляется в эти годы литературными сюжетами, прежде всего Байроном ("Крушение Дон Жуана"), пишет "Взятие Константинополя крестоносцами" (1840) по Торквато Тассо, возвращается к образам Фауста и Гамлета.

Динамика и патетика ранних работ Жерико («Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку», 1812, Лувр, Париж) характерны для живописи раннего романтизма, воспринимающего мир в движении и изменчивости. Из них известно пять: портрет сумасшедшей старухи «Гиена Сальптиера», «Клептоман», «Сумасшедшая, страдающая пристрастием к азартным играм», «Вор детей», «Умалишённый, воображающий себя полководцем». В результате Жерико оказался на грани душевного заболевания. Из 148 человек, высадившихся на плоты (из которых один сразу оторвался и сгинул), лишь девять полумертвецов подобрал бриг "Аргус" на двенадцатый день.

В этот период Жерико увлекается графикой и создает литографии на военные сюжеты. Подобного показа душевного неблагополучия французское искусство еще не знало. – Т. И. ) были выразителями революционных тенденций и это их сближало. Теодор демонстрирует исключительно реалистичную манеру живописи и одновременно поднимает тему человечности (первым среди «романтиков»).

Но Анри Совиньи, судовой врач, публикует эту историю 13 сентября 1816 года в оппозиционной «Журналь де деба» — он поплатился за это своей должностью. «Мы жаждем самой страсти, — писал Стендаль, — следовательно, можно предположить, что XIX век будет отличаться от всех предшествующих, точным и пламенным изображением человеческого сердца». Цветом художник прежде всего создает определенное настроение. Картина Делакруа была освистана и в буквальном смысле и в переносном – в прессе (Лувр купил полотно только в 1921 г. ). Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза». О Теодоре Жерико впервые заговорили в 1812 году, – именно тогда двадцатилетний художник осмелился выставить в Салоне картину, посвященную драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812 г).

Эту картину критика и публика приняли в штыки. Прежде всего — «Рабы, останавливающие лошадь». Полотно приобретено Лувром на посмертной распродаже работ художника. Уже а конце 1817 года Жерико снова в Париже. Сюжетом для него послужил рассказ о гибели по вине французского правительства около берегов Африки судна «Медуза». Мир в их воображении (и соответственно изображении) предстает в непрерывном движении.

Жерико писал эти полотна малыми кистями, прорабатывая детали и избегая больших цветовых пятен и сильных светотеневых контрастов. Несомненно, огромную роль здесь сыграло знакомство Делакруа с живописью Констебла. Служивший в королевских мушкетерах юноша как нельзя более реалистично выразил сюжет. В следующем году Совиньи и ученый-географ Александр Коррейяр (один из пятнадцати, выживших на плоту) опубликовали книгу «Крушение фрегата Медуза». Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры. 17 июля, через 12 дней кошмарной одиссеи, оставшиеся в живых 15 человек были подобраны бригом «Аргус».

Его картины, в том числе «Плот Медузы» и «Скачки в Эпсоме», стали новым словом в живописи, хотя их подлинное значение в развитии изобразительного искусства было осознано гораздо позднее. Известно, что перед смертью Теодор Жерико задумывал написать большую картину «Отступление французов из России в 1812». Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой», явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей. После прибытия на Мадейру (27 июня) губернатор Шмальц выразил желание прибыть в Сенегал как можно быстрее. В 1816-17 Жерико путешествовал по Италии изучая творчество мастеров Возрождения. 1822), поражающая психологич.

Картина написана в мрачной гамме, нарушаемой редкими вспышками красных и зелёных пятен. Настолько близкий, что изображен на картине трижды. Общественность, оппозиционно настроенная к правительству, обвинила его в коррупции.

Большой интерес представляет лист, посвященный событиям недавнего прошлого, названный автором «Возвращение из России». Внимание зрителя обращается на человека на переднем плане.

После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец. Динамика форм, экспрессия линий, резкие перепады света и тени подчеркивают патетику сцены. Хотелось бы, однако, чтобы читатель ощутил главное — мужественный, волевой характер этой жизни, присущий ей отпечаток риска и отваги. Корабль затонул во время шторма близ островов Зеленого мыса в 1816 году. На четвертый день в живых осталось 67 человек из почти полутораста.

И, когда ему предложили экспонировать «Плот» в Лондоне, охотно согласился. Подобного показа душевного неблагополучия французское искусство еще не знало. «Ладью Данте» (размером 2 на 2, 5 метра) он написал за два с половиной месяц, вызвал огонь критики, но с восторгом был принят Жерико и Гро. Идеал романтиков туманен, оторван от реальности, но всегда возвышен и благороден.

Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе. Поездки в Марокко и Алжир в конце 1831-1832 г., в экзотические страны, обогатили палитру Делакруа и вызвали к жизни две его знаменитые картины: "Алжирские женщины в своих покоях" (1834) и "Еврейская свадьба в Марокко" (ок. Еще несколько человек решило остаться на «Медузе» (по разным данным от 10 до 17, 4 сентября спасли троихиз них).

Настроение самого Жерико было противоречивым. Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков. Возможно, сейчас нездоровый рассудок играет с ней в злые игры.

Очень близкий друг. С одной стороны, он был огорчен, что во Франции в 1815 году вновь воцарились Бурбоны. Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба32. Жерико настойчиво ищет героические образы в современности. От трупа, голова которого уже в воде, взгляд зрителя движется дальше к юноше, ничком упавшему на доски плота (натурой Жерико послужил Делакруа), к отцу, держащему на коленях мертвого сына и абсолютно отрешенно глядящему вдаль и затем к более активной группе – смотрящих на горизонт, венчаемой фигурой негра с красным платком в руке. Несколько человек сошли с ума.

Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы»19. Пионер французского романтизма Теодор Жерико (Theodore Gericault) прожил короткую, но яркую жизнь. Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года.

У юноши две страсти: живопись и лошади. В портрете нет внешнего действия, все внимание сосредоточено на передаче «состояния души»: перед нами человек, будто стоящий на распутье, в его глазах, обращенных на зрителя, вопрос, тревога, гнетущие предчувствия. Полотно приобретено Лувром на посмертной распродаже работ художника. Впервые Жерико обратил на себя внимание серией конных портретов наполеоновских офицеров, но бессмертную славу ему принесло полотно «Плот Медузы» (внизу), рассказавшее о страшной участи тех, кто плыл на этом погибшем фрегате. Жерико, несомненно, явился провозвестником и даже первым представителем романтизма. Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»).

Служивший в королевских мушкетерах юноша как нельзя более реалистично выразил сюжет. В 1818—1819 годах Жерико напишет главную картину своей жизни: Плот «Медузы» (Париж, Лувр). Картина «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814, там же) передаёт мрачные настроения соотечественников после разгрома войск Наполеона I тревожный эмоциональный строй картины усиливается пейзажем с холодным вечерним небом. В Англии Жерико создает серии литографий на бытовые темы (литография была совершенно новой техникой, которой в XIX в. предстояло большое будущее), делает множество рисунков нищих, бродяг, крестьян, кузнецов, угольщиков и всегда передает их с большим чувством достоинства и личного к ним уважения (серия литографий "Большая английская сюита", 1821). Кожа, с оттенком нездоровой желтизны, обтягивает ее очерченные скулы и высокий лоб. 10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его. На ее губах можно заметить подобие улыбки.

Последние годы жизни Жерико полностью посвятил дисгармоничной, драматичной современности. Из почти 150 человек в живых осталось десять. Замысел картины «Бег свободных лошадей» возник у Жерико сразу же. Он побывал в Риме и Флоренции, где воочию увидел картины многих старых мастеров.

В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении. Этим определялась направленность его поисков». Там картина вызвала большой интерес.

Представленная в Квадратном (главном) зале Салона 1812 года, она выиграла золотую медаль и вызвала неподдельный восторг у французов, упивающихся мощью своей армии и еще не догадывающихся о её грядущих бедах. Считают, что несчастный философ (знавший, конечно, географию, но имеющий весьма слабое понятие о навигации) принял группу облаков на горизонте за мыс Кабо-Бланко и дело довершилДюруа де Шомаре, проигнорировав буруны и замеры глубины. Настроение самого Жерико было противоречивым. Картина «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814, там же) передаёт мрачные настроения соотечественников после разгрома войск НаполеонаI тревожный эмоциональный строй картины усиливается пейзажем с холодным вечерним небом. Это была драматичная жизнь и драматическая живопись. В возрасте 32 года (26 января 1824, Париж) он погиб в результате падения с лошади.

Готье), "пламенный гений" – такие отзывы о "Хиосской резне" соседствовали с выражениями: "это резня живописи" (Гро), ". И все-таки он продолжал работать постарому, «Если препятствия и трудности пугают человека ничтожного, — говорил он, — они, напротив, необходимы гению, так как питают его». Восемнадцатого июня 1816 года фрегат «Медуза» отплыл из Франции в Сенегал. Чувство французов, которые познали горечь поражения, выразил на картине «Раненный кирасир, который оставляет поле битвы» (в 1814 г. ). Последние работы Жерико по возвращении во Францию в 1822 г. – портреты сумасшедших, которых он наблюдал в клинике своего друга-психиатра Жорже (1822-1823).

Всю жизнь для него кумирами были Гойя и Рубенс. Успех «Плот Медузы» имел в Лондоне, где предпринимателем Буллоком была организована её выставка. В-третьих, у многих картина вызвала восторг. Делакруа отвергал данное ему звание романтика. Лишенная пафоса литография правдиво передает трагедию побежденной наполеоновской армии. глубиной.

Тем не менее как портретист он принадлежит к самым выдающимся мастерам мирового искусства. Учился в Императорском лицее в Париже (1806-1808), брал уроки живописи у К. Верне, в 1810-1811 годах у П. Н. Среди этих людей есть и подлинные портретные изображения – инженера Корреара, указывающего на корабль стоящему у мачты врачу Савиньи (оба – оставшиеся в живых очевидцы катастрофы). После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец.

Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года. «Гиена Сальпетриер» — это старая седая женщина в белом чепце и больничном халате. Сопровождал суда военный корабль «Медуза». Жерико пошёл по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов». Среди портретов Ж. – изображение молодого Э. Делакруа (1819, Музей изящных искусств, Руан), а также серия портретов сумасшедших (ок. Жерико видел перед собой не столько пациентов, сколько индивидуально неповторимых людей, пусть больных изолированных от общества (Гиена Сальпетриер, Безумная старуха, Клептоман, Похититель детей).

Что касается драматизма, переданного мастером с помощью нагромождений и переплетений человеческих тел (живых и мертвых), то здесь очевидно влияние другого великого живописца — Рубенса. Гро. Давида и А. Ж. Считают, что несчастный философ (знавший, конечно, географию, но имеющий весьма слабое понятие о навигации) принял группу облаков на горизонте за мыс Кабо-Бланко и дело довершилДюруа де Шомаре, проигнорировав буруны и замеры глубины. Конкретное событие трактовано Жерико как эпическая трагедия, раскрывающая силу человеческого духа, противостоящего судьбе и стихии эстетизация дисгармоничного и отталкивающего интерес к остродраматичному сюжету в дальнейшем станут характерными приметами романтичной живописи. Самым известным, небывалым в истории искусства по силе заключенного в нем пафоса и протеста является полотно «Плот «Медузы»» (1818 – 1819 г. г. ), – этот шедевр Жерико создавал целый год.

Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера. С написанием этой картины к нему пришло признание, однако продолжалось это недолго. В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов. Конечно, Жерико не мог пройти мимо такого сюжета, как плот с «Медузы». Занимался также скульптурой («Сатир и нимфа», около 1815-1816 годов, Музей изящных искусств, Руан). Жерико работал с натуры, его портреты в итоге превращаются в документальные изображения.

Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис». Спустя тринадцать дней плот с оставшимися в живых пятнадцатью матросами спасло судно «Аргус». Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги. Теодор Жерико родился в 1791 году, умер в возрасте тридцати трех лет. 149 (по другим данным — 146) человек (в основном матросы, солдаты и пассажиры победнее — включая одну женщину, маркитантку) должны были плыть на плоту губернатор с семьей, ученые, офицеры (включая капитанаДюруа де Шомаре), чиновники и колонисты побогаче — разместились в шлюпках правда, несколько человек (в том числе офицеров) перешли на плот добровольно. Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе.

Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821). Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота30. Копировал в Лувре старых мастеров (увлёкся творчеством П. П. Художник запечатлел здесь событие, которое было еще свежо в памяти французов, — гибель фрегата «Медуза». Недаром, напомним именно в этом Салоне был впервые признан Энгр.

Многие его шедевры итальянского периода – простые рисунки свинцовым карандашом, где почти уже нет теней и выразительность чистой линии достигает предельного мастерства. С этого времени началось его увлечение монументальным искусством. Своей революционностью. Тема человеческих страданий была продолжена художником позднее в знаменитой картине «Плот Медузы» (1819, Лувр, Париж), в основе которой лежало реальное событие, всколыхнувшее всю Францию.

В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении. Следующий этан творчества Делакруа связан с июльскими событиями 1830 г. Он воплощает революцию 1830 г. в аллегорическом образе "Свободы на баррикадах" (другие названия – "Свобода, ведущая народ", "Марсельеза" или "28 июля 1830 года"). Каждый выпуск газет рисовал все новые и новые душераздирающие подробности.

Однако душевное состояние Жерико в последние годы жизни было весьма неустойчивым и это дает основание предполагать, что художник сам наблюдался у доктора Жорже. Особенно заметно это влияние в картине «Бег свободных лошадей в Риме» (ок. Стало быть, перед нами — своего рода историческая фантазия. Перед лицом опасности, которую нес "Школе" Делакруа, Энгр, конечно, становился столпом классицизма и не признать его было уже нельзя. Это, вероятно, его любовник Луи Бро, гаитянский негр, солдат.

По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818). Каникулы мальчик проводил в Нормандии, где, по словам одного из его друзей, много рисовал2. Художник, которому предстояло стать истинным вождем романтизма, был Эжен Делакруа (1798-1863). Жерико создал композицию из четырёх групп персонажей, отказавшись от классических построений с использованием параллельных линий, он сформировал энергичную диагональ.

Одна сторона лица ярко освещена, другая в тени — контраст вносит ноту беспокойства. Он побывал в Риме и Флоренции, где воочию увидел картины многих старых мастеров. лицее в Париже (1806–08), брал уроки живописи у К. Верне, в 1810–11 у П. Н. И они начали есть друг друга. Среди портретов Жерико – изображение молодого Э. Делакруа (1819, Музей изящных искусств, Руан), а также серия портретов сумасшедших (около 1822), поражающая психологической глубиной.

Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. живописи. Картина вызвала также полное смятение в лагере классиков.

В отличие от «барельефного», фронтального построения композиции у классицистов художник смело «атакует» плоскость холста, направляя движение коня в глубину. Военная тема еще некоторое время занимает воображение художника. Фрегат Медуза потерпел крушение у берегов Сенегала.

1841). Кожа, с оттенком нездоровой желтизны, обтягивает ее очерченные скулы и высокий лоб. Лондонская выставка одной картины стала успешной для Жерико и в материальном плане, он имел право на треть выручки от продажи входных билетов и получил 20 тысяч франков40. Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров). Жерико болезненно переживал критику. Свой путь в искусстве Энгр начал с портретов («Автопортрет», 1804 три портрета членов семьи Ривьер – отца, матери, дочери, 1805 «Император Наполеон на троне», 1806).

Много копирует в Лувре. Еще несколько шлюпок продолжили путешествие морем и добрались до Сенегала (или были подобраны другими кораблями конвоя) — на них, среди прочих, находилисьДюруа де Шомаре и Шмальц. 37м2) полотно «Плот Медузы» (1819, Лувр), темой которого послужило реальное событие– гибель фрегата «Медуза» в 1816. "Метеор, упавший в болото" (Т. Картина «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814, там же) передаёт мрачные настроения соотечественников после разгрома войск Наполеона I тревожный эмоциональный строй картины усиливается пейзажем с холодным вечерним небом.

Энгру были близки творческие принципы его учителя Давида тонкое чувство объёма и контура, особая экономность линии, отсутствие лишних деталей, стремление подчеркнуть в натуре прекрасное, благородное. 7x5 м), на котором изображает немногих оставшихся на плоту людей в тот момент, когда они увидели на горизонте корабль. К этим же годам относится погрудный портрет «Офицер карабинеров» (Париж, Лувр). Наскочив на мель, корабль дал течь и было принято решение о строительстве плота.

Возможно, сейчас нездоровый рассудок играет с ней в злые игры. Композиция картины построена на двух пересекающихся диагоналях, которые делают акцент на стремлении людей туда, где виднеется спасительный корабль и стихийном встречном движении ветра, который надувает парус и относит плот прочь. Теодор Жерико родился 26 сентября 1791 года в Руане, Франция. Успех «Плот Медузы» имел в Лондоне, где предпринимателем Буллоком была организована её выставка.

Лишь на одиннадцатые сутки на горизонте мелькнул парус брига «Аргус». Несомненно, что его первые работы "Ладья Данте" и "Хиосская резня" написаны – при сохранении независимости – прежде всего под стилевым влиянием Жерико. Совсем иными настроениями отмечена созданная в тяжелый для Франции год национальной катастрофы картина «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814, Лувр, Париж). Гойя и Рубенс всю жизнь были для него кумирами. В отличие от «барельефного», фронтального построения композиции у классицистов художник смело «атакует» плоскость холста, направляя движение коня в глубину. Картина не получила ни первой, ни второй премии. Давида и А. Ж. На его борту находилось 232 пассажира (включая губернатора Шмальца с семьей) и 160 человек команды.

Нечего и говорить, что никаких рабов в Риме 1817 года не было. Один из них, художник Шампионе, писал по-новому— «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена— Эжена Делакруа. После «Офицера» Теодор Жерико стал известен в профессиональной среде.

Картина «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814, там же) передаёт мрачные настроения соотечественников после разгрома войск НаполеонаI тревожный эмоциональный строй картины усиливается пейзажем с холодным вечерним небом. В 1812 году Жерико дебютировал в парижском Салоне пронизанной вихревым движением картиной «Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку» (лошадь, вставшая на дыбы, всадник, повернувшийся вполоборота, кривая сабля в откинутой руке и сумрачно клубящиеся тучи). Среди последних картин Ж. – «Скачки в Эпсоме» (1821), предвосхищающие искусство Э. Дега и «Печь для обжига извести» (1821–22 обе– Лувр).

Картины из этой серии не были предназначены для продажи. Кое-кто пил морскую воду — и умирал. Кроме лошадей он увлекался рисованием сумасшедших и трупов. Произведение Делакруа полно истинного, потрясающего драматизма. Остановившись возле картины, он воскликнул: «Откуда это. Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане.

Вместе с тем, вышедшие из-под кисти большого художника, они являются как бы олицетворением человеческих судеб. Совершенно справедливо исследователи усматривают в строгом рисунке и пластической ясности «Свободы на баррикадах» близость к давидовскому «Марату», лучшей картине революционного классицизма. «Ужасное в искусстве — такой же дар, как и грация» — записал у себя в дневнике ещё один великий художник (и друг Жерико), Делакруа. Внешний вид женщины напоминает зрителю о ее недуге.

Картины из этой серии не были предназначены для продажи. Подобного показа душевного неблагополучия французское искусство еще не знало. Фон и одежду Жерико лишь намечает, сосредоточивая внимание на лице душевнобольного.

Он задумал написать огромную картину, тема — борьба могучего коня и человека: «Бег свободных лошадей в Риме» (1817, Париж, Лувр). 10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его. В 1863 г. Делакруа умирает. Иногда в серию включают также работу «Вандеец» (Париж, Лувр). Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков.

В относительной безопасности была только центральная часть плота. Романтическая литература Франции: сначала Шатобриан с сто программным произведением эстетики романтизма "Гений христианства" (1800-1802), затем наиболее передовое крыло – Ламартин, Виктор Гюго, Стендаль, Мюссе, в раннем творчестве – Флобер, Теофиль Готье, Бодлер, как и английские романтики, прежде всего Байрон и Шелли, – имела громадное влияние на художественную культуру всей Европы. Он создал большое полотно «Бег свободных лошадей в Риме» (1817, Лувр), тема которого – противоборство человека и могучего вольного коня. Гро. художник, график, скульптор. Он создал большое полотно «Бег свободных лошадей в Риме» (1817, Лувр), тема которого – противоборство человека и могучего вольного коня.

Совсем иными настроениями отмечена созданная в тяжелый для Франции год национальной катастрофы картина «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814, Лувр, Париж). Взгляд больной лишен выражения и жизни, хотя, слегка опухшие глаза лихорадочно блестят. Правая критика ругала художника за излишний демократизм образов, называя саму "Свободу" "босой девкой, бежавшей из тюрьмы", левая упрекала его за компромисс, выразившийся в соединении столь реальных образов – гамена (напоминающего нам Гавроша), студента с ружьем в руках (в котором Делакруа изобразил себя), рабочего и других – с аллегорической фигурой Свободы. И в том же 1812 году Франция была потрясена вестью о гибели Великой армии в снегах России. Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане. Работа имела успех и была отмечена золотой медалью.

на заднем плане – турок, топчущий и рубящий людей, привязанная к крупу его коня молодая гречанка. Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм». И новый курс «Медузы»направил фрегат вдоль мавританского побережья изобиловавшего мелями и рифами. Жерико увлекался лошадьми и скачками и умел быстро схватывать самую сущность движения. Динамика и патетика ранних работ Ж. («Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку», 1812, Лувр, Париж) характерны для живописи раннего романтизма, воспринимающего мир в движении и изменчивости.

Жерико настойчиво ищет драматические образы в современности. Ибо, как верно писал один из исследователей творчества Жерико, оба (Жерико и Давид.

В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей. У юноши две страсти: живопись и лошади. Критик из «Таймс» говорил о «холодности», которой отличалась эта школа и отмечал в картине Жерико те же «холодность колорита искусственность поз, патетизм».

1817, Лувр, Париж). В 1818—1819 годах Жерико напишет главную картину своей жизни: Плот «Медузы» (Париж, Лувр). В 1821-м Жерико возвращается в Париж, а его душевное здоровье только ухудшается. Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»). Трагедия, каннибализм, множество трупов Он подошел к делу крайне серьезно: кроме подготовки множества набросков и этюдов, он лично общался выжившими после крушения, тщательно выяснял все детали. 1817 год Жерико проводит в Италии, где изучает искусство Античности и Возрождения, перед которыми преклоняется и которые, как признавался сам художник, даже подавляют его своим величием.

В. С. Турчин называет этот эскиз «счастливым итогом изучения пейзажных фонов картин Пуссена, ритмов фриза Парфенона изображения людей у Микеланджело и у итальянских маньеристов». "Плот "Медузы"" на цветной вклейке). трагедия, раскрывающая силу человеческого духа, противостоящего судьбе и стихии эстетизация дисгармоничного и отталкивающего интерес к остродраматичному сюжету в дальнейшем станут характерными приметами романтич.

И обе оказались фатальными. Подобного не мог бы добиться от ученика ни один из наставников». живописи. Однако именно эти принципы живописца и подарили ему славу и место в истории. Вслед за Жерико Делакруа также едет в Англию. Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико. 149 (по другим данным — 146) человек (в основном матросы, солдаты и пассажиры победнее — включая одну женщину, маркитантку) должны были плыть на плоту губернатор с семьей, ученые, офицеры (включая капитанаДюруа де Шомаре), чиновники и колонисты побогаче — разместились в шлюпках правда, несколько человек (в том числе офицеров) перешли на плот добровольно.

Конкретное событие трактовано Ж. как эпич. В Риме художник тщательно изучал античное искусство, что воплотилось в его картинах «Эдип и сфинкс» (1808), «Юпитер и Фетида (1811). В первую же ночь было убито 20 человек. Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии»38. Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы»6.

«Плот Медузы» получил противоречивые отклики у французских критиков и публики. Одного из погибших волной смывает в море. Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного»5 мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма5. Пятеро из нихумерли в течение ближайших нескольких дней.

Знаковой во всём творчестве художника стала картина «Плот Медузы», которая была основана на реально произошедших трагических событиях. Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения. Во-вторых у многих картина вызвала отвращение — из-за чересчур натуралистичных деталей. Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер. Лишенная пафоса литография правдиво передает трагедию побежденной наполеоновской армии.

Самая известная работа серии «Раненый кирасир, покидающий поле боя» подверглась критике за тяжелый колорит, небрежность и дисгармоничность. наполовину написанные посиневшие трупы" (Стендаль. ). Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду. В Англии он работал над серией литографий («У ворот Адельфинской верфи в Лондоне», «Нищий, умирающий у дверей булочной» и др., все 1821). Но не только литература. Затем поднялся шторм.

Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции. Этим же объясняется и его трагическое одиночество. Работа имела успех и была отмечена золотой медалью. Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного»5 мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма5. Он написал "Ладью Данте" ("Барка Данте", "Данте и Вергилий", 1822) за два с половиной месяца (размер картины 2 х 2, 5 м), вызвал огонь критики, но с восторгом был принят Жерико и Гро. Среди портретов Жерико – изображение молодого Э. Делакруа (1819, Музей изящных искусств, Руан), а также серия портретов сумасшедших (около 1822 года), поражающая психологической глубиной. Их путешествие длилось не более четырех дней.

Но отношение к модели, пиетет к личностному выдает в нем мастера эпохи романтизма каждый его портрет воспринимается как некий памятник. В Риме художник тщательно изучал античное искусство, что воплотилось в его картинах «Эдип и сфинкс» (1808), «Юпитер и Фетида (1811). Как и в ателье Верне, Жерико копировал у Герена произведения учителя, а также перерисовывал анатомические листы.

В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей. Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения. Плот был оставлен на произвол судьбы. И, когда ему предложили экспонировать «Плот» в Лондоне, охотно согласился. Благодаря этому романтическому, т. е. В Риме художник проводит целый год.

Странный художникбыл постоянным посетителем «скорбных домов» и моргов. История гибели «Медузы» получила широкую огласку. Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах.

Знаковой во всём творчестве художника стала картина «Плот Медузы», которая была основана на реально произошедших трагических событиях. Среди портретов Жерико – изображение молодого Э. Делакруа (1819, Музей изящных искусств, Руан), а также серия портретов сумасшедших (около 1822 года), поражающая психологической глубиной. Но Анри Совиньи, судовой врач, публикует эту историю 13 сентября 1816 года в оппозиционной «Журналь де деба» — он поплатился за это своей должностью. Наибольшей выразительности художник достигает цветом. Энгр воплощал ее в гармонических, устойчивых, скульптурно-четких, масштабных и одновременно филигранных образах. Но в том же 1812 году Францию потрясла новость о поражении войск Наполеона в России.

И в открытом море на небольшом плоту оказалось 140 человек. В результате «Медуза» села на мель и затонула. Неопытный и трусливый капитан (получивший должность по протекции) посадил судно на мель и вместе со своими приближенными спасся в шлюпках, бросив на произвол судьбы сто пятьдесят пассажиров и матросов. Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж. Жерико брал кульминационный момент драмы: оставшиеся в живых замечают мелькнувший на горизонте парус всю поверхность картины занимает огромный плот, его край срезан рамой – зритель невольно чувствует себя участником происходящего. Флагманом конвоя был как раз фрегат «Медуза».

Престижный «При де Ром» получает другой художник, а упрямый Жерико, уверенный в том, что самым достойным кандидатом всё равно был он, решает ехать в Италию за свои деньги. Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю29. В настоящее время достоверно принадлежащими Жерико считаются пять: «Гиена Сальпетриер» (Лион, Музей изящных искусств), «Безумная старуха» (Париж, Лувр), «Клептоман» (Гент, Музей изобразительных искусств), «Похититель детей» (США, Спрингфилд, Музей изобразительных искусств), «Воображающий себя полководцем» (Винтертур, собрание Рейнгардт). Художник смог подойти к столь обнаженному изображению человеческого страдания в отдельном портрете имея за плечами опыт, накопленный в процессе работы над полотном Плот Медузы (1818-1819, Париж, Лувр). Её похвалил М. -Б. Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций.

В Англии он работал над серией литографий («У ворот Адельфинской верфи в Лондоне», «Нищий, умирающий у дверей булочной» и др., все 1821). В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр). Динамика форм, экспрессия линий, резкие перепады света и тени подчеркивают патетику сцены. Правая критика ругала художника за излишний демократизм образов, называя самое «Свободу» «босой девкой, бежавшей из тюрьмы», левая упрекала его за компромисс, выразившийся в соединении столь реальных образов — гамена (напоминающего нам Гавроша), студента с ружьем в руках (в котором Делакруа изобразил себя), рабочего и других — с аллегорической фигурой Свободы. Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. Престижный «При де Ром» получает другой художник, а упрямый Жерико, уверенный в том, что самым достойным кандидатом всё равно был он, решает ехать в Италию за свои деньги. Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии»38. Общественность, оппозиционно настроенная к правительству, обвинила его в коррупции.

В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей. Эта картина стала событием парижского Салона 1819 года. В-третьих, у многих картина вызвала восторг. Вспоминаются слова Делакруа из "Дневника": ". Художник запечатлел здесь событие, которое было еще свежо в памяти французов, — гибель фрегата «Медуза».

Восемнадцатого июня 1816 года фрегат «Медуза» отплыл из Франции в Сенегал. Он создал большое полотно «Бег свободных лошадей в Риме» (1817, Лувр), тема которого – противоборство человека и могучего вольного коня. В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов26. Он создал большое полотно «Бег свободных лошадей в Риме» (1817, Лувр), тема которого– противоборство человека и могучего вольного коня.

В возрасте 32 года (26 января 1824, Париж) он погиб в результате падения с лошади. Рубенса) испытал влияние современников – Ж. Л. Он создал большое полотно «Бег свободных лошадей в Риме» (1817, Лувр), тема которого– противоборство человека и могучего вольного коня.

Но Жерико работает с натуры, его портреты в итоге превращаются, по сути, в документальные изображения. Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера. И это было для него большое благо. С этого времени началось его увлечение монументальным искусством. Через пять лет после смерти Жерико именно к этой картине был применен термин "романтизм".

Природа на полотне враждебна человеку. Обстоятельства, при которых мастер получил заказ на портреты, загадочны. Из почти 150 человек в живых осталось десять. Художник показал на полотне тот момент, когда люди на плоту заметили на горизонте «Аргус». Среди последних картин Жерико – «Скачки в Эпсоме» (1821), предвосхищающие искусство Э. Дега и «Печь для обжига извести» (1821-22 обе – Лувр). Отказ от приукрашивания идеализации изображенного — натурализм, кровь, гниющие трупы, кости с ошметками мяса это все шокировало. Кроме лошадей он увлекался рисованием сумасшедших и трупов. Он не стремился подражать оригиналу, многое обобщая, придавая более экспрессии ритму, усиливая колористическое решение картины12: «Он стремился постичь тайну огромной жизненности, масштабности образов произведений старых мастеров их воздействия на современного зрителя.

В реальности на плоту с «Медузы» был лишь один негр но Жерико любил рисовать своего сожителя и изобразил его в трех ракурсах: со спины (негр, взобравшийся на бочку и машущий кораблю, появившемуся на горизонте, красной тряпкой), в три четверти (третий от мачты в группе стоящих рядом с ней мужчин) и в профиль (сидит под мачтой в центре картины). Лишь спустя годы картина была оценена по достоинству. Ее появление в Салоне вызвало нападки критики (исследователи пишут, что художника ругали хуже, чем вора и убийцу), но и восторженное поклонение молодых перед гражданственной прямотой и смелостью живописца. Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты.

Они с надеждой тянутся к нему, машут платками. Русский художник Сильвестр Щедрин, видевший карнавал двумя годами позднее, писал, что перед состязанием «лошади столь разгорячены, что четыре человека едва могут их удержать». Природа на полотне враждебна человеку.

Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр). Многие сходили с ума, доходило до каннибализма.

И она действительно была для того времени революционна. И эмоции, чрезмерные, бьющие через край, далекие от правильности и приглаженности «классической» живописи. Картина «Смерть Сарданапала» (1827) написана по мотивам легенды о ассирийском царе Сарданапале VII века до н. э., который вел беспутную жизнь в неге и роскоши.

Герена. Но, возможно, лишь старый Давид оценил ее подлинную новизну и мощь. Подлинным вождем он становится, когда в Салоне 1824 г. выставляет картину "Резня на Хиосе" ("Хиосская резня"). «Плот Медузы» — со всем кипением человеческих страданий — вырастает как некий монолит, как некая единая изваянная группа. И эмоции, чрезмерные, бьющие через край, далекие от правильности и приглаженности «классической» живописи. Тема человеческих страданий была продолжена художником позднее в знаменитой картине «Плот Медузы» (1819, Лувр, Париж), в основе которой лежало реальное событие, всколыхнувшее всю Францию. Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза».

Копировал в Лувре старых мастеров (увлёкся творчеством П. П. Рубенса) испытал влияние современников– Ж. Л. Роман закончился ребёнком (которого воспитывали родители молодого Теодора) и большим скандалом, после какового Жерико (как утверждали сплетни) поклялся не прикасаться больше к женщинам и стал гомосексуалистом. С написанием этой картины к нему пришло признание, однако продолжалось это недолго.

На плоту начались драки за доступ к воде. я подумал о своем ничтожестве перед лицом этих повисших в пространстве миров". Патриотические мажорные ноты, звучавшие в предыдущих работах Жерико, в «Раненом кирасире» сменились настроением разочарованности и печали, что граничит с событиями реальной жизни — военными неудачами наполеоновской армии. 1831), "Шопен" (1838): в поздние годы исполняет несколько декоративных работ: купол библиотеки Люксембургского дворца (1845-1847) и галереи Аполлона в Лувре (1850-1851), капеллы Святых ангелов в соборе Сан Сюльпис, 1849-1861), пишет натюрморты, пейзажи. Занимался также скульптурой («Сатир и нимфа», около 1815-1816 годов, Музей изящных искусств, Руан).

Жерико был человеком романтической эпохи, прежде чем стал ее художником. Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы. Динамика и патетика ранних работ Жерико («Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку», 1812, Лувр, Париж) характерны для живописи раннего романтизма, воспринимающего мир в движении и изменчивости. Правда, Жерико считал своих лошадей намного лучше лошадей Верне: «Одна моя лошадь съест семь его лошадей». Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет.

Нам, вероятно, не удастся последовательно рассказать о жизни Жерико — слишком многое в ней гадательно и неясно. Его учителями были такие прославленные художники, как Пьер Герен и Карл Верне. В Англии он работал над серией литографий («У ворот Адельфинской верфи в Лондоне», «Нищий, умирающий у дверей булочной» и др., все 1821).

Зато следующее большое произведение – "Раненый кирасир, покидающий поле боя" (1814) – потерпело полную неудачу ибо многие увидели в фигуре воина, с трудом спускающегося со склона и еле удерживающего коня, определенный политический смысл – намек на разгром Наполеона в России, выражение того разочарования в политике Наполеона, которое испытывала французская молодежь. Занимался также скульптурой («Сатир и нимфа», около 1815-16, Музей изящных искусств, Руан). Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций. Но при этом Жерико упорно и много работает. Но и здесь первое время он мрачен, его гнетет одиночество.

В 1816 году Жерико отправился в Италию, на родину великих художников прошлого. В портрете нет внешнего действия, все внимание сосредоточено на передаче «состояния души»: перед нами человек, будто стоящий на распутье, в его глазах, обращенных на зрителя, вопрос, тревога, гнетущие предчувствия.

Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах. Он воплощает революцию в аллегорическом образе «Свободы на баррикадах» (другие названия — «Свобода, ведущая народ», «Марсельеза» или «28 июля 1830 года»). Он детально изучает анатомию лошади и выполняет в скульптуре великолепного «анатомического коня» со всеми мускулами, сухожилиями, костяком.

Работа хранится в Лувре, в Париже. Ж. избрал кульминац. Отсюда и обобщенный стиль Жерико — лаконичный избегающий второстепенных эффектов, сосредотачивающий внимание на целом. Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы. Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков.

«Плот Медузы» — со всем кипением человеческих страданий — вырастает как некий монолит, как некая единая изваянная группа. Разумеется, выставленная картина произвела фурор. Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история.

Учился в Имп. Взятый из реальной жизни сюжет, да ещё и не приукрашенный высокими идеалами и не освещенный отблеском славы (как, например, батальная живопись). Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида. Делакруа нередко черпал мотивы в произведениях Уильяма Шекспира, Иоганна Вольфганга Гёте, Джорджа Байрона, Вальтера Скотта, обращался к событиям Великой французской революции, другим эпизодам национальной истории. Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы»19. Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы.

И она действительно была для того времени революционна. Лишь на одиннадцатые сутки на горизонте мелькнул парус брига «Аргус». И, хоть он и начал свою службу на флоте ещё в 1780-х годах, последние 25 лет своей жизни он провел почти исключительно (он выходил в море только ради участия в высадке на Кибероне — и то пассажиром) на берегу, в Англии.

Картина «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814, там же) передаёт мрачные настроения соотечественников после разгрома войск Наполеона I тревожный эмоциональный строй картины усиливается пейзажем с холодным вечерним небом. «Плот Медузы» получил противоречивые отклики у французских критиков и публики. Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»).

В 1816 году Жерико принимает участие в конкурсе молодых живописцев, главным призом которого было бесплатное обучение в Италии. В июле 1830 Париж восстал против монархии Бурбонов. «Плот Медузы» воспринимается не как эпизод, а как эпос картина явно перерастает свой сюжет, она становится символом трагической борьбы человека с враждебной стихией, олицетворением безмерного страдания, героических напряжений и порыва. В их трагически-острой характеристике ощущается горькое сочувствие самого художника.

Последние одиннадцать месяцев жизни вследствие неудачного падения с лошади он был прикован к постели и умер в январе 1824 г., на 33-м году жизни. От трупа, голова которого уже в воде, взгляд зрителя движется дальше к юноше, ничком упавшего на доски плота (натурой Жерико послужил художник Делакруа), к отцу, державшему на коленях мертвого сына и абсолютно отрешенно глядевшему вдаль и затем к группе людей, смотрящих на горизонт, в конце которой фигура негра с красным платком в руке. Теодор Жерико родился 26 сентября 1791 года в Руане, Франция. В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов26. Герена. При этом «Медуза» оторвалась от остальных судов конвоя — чем нарушила все мыслимые инструкции и приказы. Главной картиной Жерико стало гигантское (около 37 м2) полотно «Плот "Медузы"» (1819, Лувр), темой которого послужило реальное событие – гибель фрегата «Медуза» в 1816 году.

глубиной. Романтизм проявлял особенный интерес ко всему трагическому, мрачному и отталкивающему. Шлюпки должны были отбуксировать плот к берегу. Серию портретов, в таком случае, уместно рассматривать как плату за лечение или же как своеобразную форму психотерапии. Чувством восхищения проникнуто полотно «Офицер императорских конных егерей во время атаки» (1812, Лувр, Париж).

Особенной отточенности достигает рисунок Энгра в его картинах с обнаженным человеческим телом: «Эдип и сфинкс» (1808), «Купальщица» (1807), «Большая одалиска» (1814), «Руджиеро освобождает Анжелику» (1819). Кстати, о Делакруа и любопытныхдеталях: видите в левом нижнем углу картины двух мертвецов. И 5 июля капитан принял решение плыть к африканскому берегу на шлюпках — чтобы обойтирифы и достигнуть земли, жертвам кораблекрушения надо было проплыть почти 95 километров.

Одного из погибших волной смывает в море. Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм». В учителя себе он выбрал Ораса Верне— их объединяла любовь к лошадям. Несколько человек сошли с ума. Командовал фрегатом 53-летний капитан Юг Дюруа де Шомаре (в современном русском — бессмысленном и беспощадном — гуглопереводе он именуетсяГуго Дюрой де Шомарей).

Жерико воспринимает действительность прежде всего объемно-пластически. Кроме того, он решил вместо карьеры торговца табаком выбрать карьеру художника. Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой»18, явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей. По плану, шлюпки должны были буксировать плот до берега.

О Теодоре Жерико впервые заговорили в 1812 году, – именно тогда двадцатилетний художник осмелился выставить в Салоне картину, посвященную драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812 г). Теодор принял участие в конкурсе молодых живописцев, но проиграл. Таковы его портреты госпожи Детуш, знаменитого скрипача Паганини, семьи Стамати, Леблана. ЖЕРИКО (Gericault) Теодор (Жан Луи Андре Теодор) (26. 9. 1791, Руан– 26. 1. 1824, Париж), франц. Дальше было ещё хуже: капитан обнаружил, что его познаний в навигации просто не хватает для прокладки нового курса — и попросил одного из ученых, находившихся на борту (философа Ришфора) помочь ему в управлении кораблем.

Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года. Давида и А. Ж. Сюжетом для него послужил рассказ о гибели по вине французского правительства около берегов Африки судна «Медуза». В путешествии художник видел возможность для расширения кругозора, вот таким образом не жалел средств. Две страсти сопровождали биографию Жерико – к живописи и к лошадям.

О методах обучения в мастерской Герена сохранилось мало достоверных сведений. Служивший в королевских мушкетерах юноша как нельзя более реалистично выразил сюжет. 10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его. По плану, шлюпки должны были буксировать плот до берега. По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818).

Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю29. На полотне лейтенант не позирует, а дерется: стремительная диагональ композиции ведет зрителя вглубь картины, туда, где идет битва. «Плот Медузы» воспринимается не как эпизод, а как эпос картина явно перерастает свой сюжет, она становится символом трагической борьбы человека с враждебной стихией, олицетворением безмерного страдания, героических напряжений и порыва. Её похвалил М. -Б. Наслаждаться этой славой ему пришлось недолго: едва успев возвратиться в Париж из Англии, где главным предметом его занятий было изучение лошадей, он погиб в результате несчастного случая — падения с лошади. Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо.

Этот адский костер горел 15 дней. Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер23. Жерико пошёл по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов». Патриотические мажорные ноты, звучавшие в предыдущих работах Жерико, в «Раненом кирасире» сменились настроением разочарованности и печали, что граничит с событиями реальной жизни — военными неудачами наполеоновской армии. Большой интерес представляет лист, посвященный событиям недавнего прошлого, названный автором «Возвращение из России». Однажды, во время римского карнавала, Жерико стал свидетелем яркого необычного зрелища — бега вольных лошадей по улице Рима (на Корсо).

Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы. Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна. Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис».

В начале XIX века французская публика и критики видели в Герене художника, который отошёл от искусства Давида и его последователей. Один из них, художник Шампионе, писал по-новому— «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена— Эжена Делакруа. В Риме художник проводит целый год. Он детально изучает анатомию лошади и выполняет в скульптуре великолепного «анатомического коня» со всеми мускулами, сухожилиями, костяком. Романтический образ карабинера выражает атмосферу переломной эпохи. Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы». Ж. избрал кульминац.

По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну. Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду. В 1816-1817 годах Жерико путешествовал по Италии изучая творчество мастеров Возрождения. Во время бури корабль сел на мель, капитан и высшие чины заняли шлюпки, для остальных (149 человек) был построен плот. В июле 1830 Париж восстал против монархии Бурбонов. Всегда горячо, экспрессивно (учась этому у своего кумира Рубенса) пишет он сцены охот, портреты любимых музыкантов – "Паганини" (ок.

Однако взятые из жизни образы выступают в картине как символы основных сил революции. На борт были подняты пятнадцать полутрупов, пятеро из них скончались. По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну. Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой»18, явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей. Стремясь к искусству активному, действенному, он жаждал найти примеры того же понимания и в предшествующие времена.

Один из них, художник Шампионе, писал по-новому— «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена— Эжена Делакруа. Он написал серию необыкновенно поразительных портретов душевнобольных: «Умалишенный, воображающий себя полководцем», «Вандеец», «Клептоман», «Гиена Сальпетриера». Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах. Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба. Много копирует в Лувре.

Сначала правительство пыталось скрыть эту историю. Учился в Императорском лицее в Париже (1806-08), брал уроки живописи у К. Верне, в 1810-11 у П. Н. Герена. Бутар, посоветовав начинающему художнику заняться батальным жанром, который в эпоху Империи ставился выше остальных.

Гро. Эта картина стала событием парижского Салона 1819 года. Командовал фрегатом 53-летний капитан Юг Дюруа де Шомаре (в современном русском — бессмысленном и беспощадном — гуглопереводе он именуетсяГуго Дюрой де Шомарей). Это Делакруа — он позировал другу для «Плота Медузы».

Сухари были съедены в первый же день (200-300 граммов на человека). Полотно отметил и сам Давид14. Наблюдать его берётся выдающийся психиатр своего времени Этьен-Жан Жорже. Несмотря на богатство разноречивых эпизодов из которых слагается композиция, все они воспринимаются не как нечто самодовлеющее, а как подчиненная целому часть.

Но многие уже не могут подняться, они обессилили или уже умерли. В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время— после Давида во всяком случае, — кто питал действительное расположение к педагогике». Тем не менее как портретист он принадлежит к самым выдающимся мастерам мирового искусства. Дальше было ещё хуже: капитан обнаружил, что его познаний в навигации просто не хватает для прокладки нового курса — и попросил одного из ученых, находившихся на борту (философа Ришфора) помочь ему в управлении кораблем.

Взгляд больной лишен выражения и жизни, хотя, слегка опухшие глаза лихорадочно блестят. От трупа, голова которого уже в воде, взгляд зрителя движется дальше к юноше, ничком упавшего на доски плота (натурой Жерико послужил художник Делакруа), к отцу, державшему на коленях мертвого сына и совершенно отрешенно глядевшему вдаль и затем к группе людей, смотрящих на горизонт, в конце которой фигура негра с красным платком в руке. Марокканская тема еще долго будет занимать Делакруа.

Семнадцатилетним юношей поступил он на обучение к художнику Карлу Верне, «главному по лошадям» во французской живописи, но затем перешел к убеждённому приверженцу классицизма Пьеру Герену. Итогом его учебы стала картина ""Офицер императорских конных егерей". Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры. Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр). Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра.

Жерико создает замечательную серию портретов душевнобольных, среди них «Безумный», «Одержимый манией воровства». Четкую грань между классицизмом и романтизмом провести трудно. Еще некоторое время военная тема занимала мысли художника и он создал портрет «Офицер карабинеров», в котором чувствовалась переломная атмосфера. Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»).

Сопровождал суда военный корабль «Медуза». Копировал в Лувре старых мастеров (увлёкся творчеством П. П. Рубенса) испытал влияние современников – Ж. Л. Давида и А. Ж. Гро. В итоге длительной работы Жерико создает гигантское полотно (ок.

Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю. Первые работы Делакруа были написаны прежде всего под стилевым влиянием Жерико. Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе. В 1816–17 Ж. путешествовал по Италии изучая творчество мастеров Возрождения. Правда, Жерико считал своих лошадей намного лучше лошадей Верне: «Одна моя лошадь съест семь его лошадей».