В И Сурикова Утро Стрелецкой Казни

История одного шедевра: «Утро стрелецкой казни» Сурикова

обнаружил и в том, что, сближая планы, он сумел «наполнить» Красную площадь лишь несколькими десятками людей, создавая вместе с тем впечатление огромной толпы. В. С. Сурикова). Наконец, группа царевен и иностранцев приходится под правой ближней башней. В результате получился образ человека с несгибаемой волей. Многое из того, что описано у Корба, творчески воссоздано Суриковым в его картине.

Погасшая свеча – это погасшая жизнь. С 1895 г. был. Репин выискал натуру для Сурикова. Линия горизонта находится довольно низко и делит картину примерно пополам. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.

Большому левому куполу с завитой главой – рыжий стрелец (и пламя его свечи повторяет завитки луковиц). С неменьшей силой написаны художником стрелецкая жена из груди которой рвется вопль отчаяния или сидящая на земле у телеги, «выплакавшая очи» старуха – великий по простоте и сдержанности образ материнской скорби. Это был взгляд несколько сверху. Летом 1914 года Василий Иванович посещает Красноярск, где пишет ряд пейзажей: «Красноярск в районе Благовещенской церкви», «Плашкоут на Енисее» и несколько акварелей. Пятерым из них царь лично отрубил голову.

За ним в молчаливой скорби заломила руки и склонила голову жена его. Это я должен здесь лечь». Склонившаяся голова стоящего на телеге стрельца предвещает его будущую участь. Софью постригли в монахини.

«Утро стрелецкой 
казни» картина Сурикова

«Утро стрелецкой казни» картина Сурикова

Важное значение имеет и архитектурный фон картины. Стрелецкое войско было уничтожено. В центре картины стрельцы, восставшие против Петра и ведомые теперь на казнь. Над этим волнующимся морем фигуры самих стрельцов возвышаются, как непоколебимые утесы. В их лицах нет ни злобы, ни ожесточения, но скорее скрытое сочувствие стрельцам. Начались аресты разбежавшихся стрельцов.

Так что Суриков вполне достоверно изобразил место казни. Столь же эмоционально показаны и другие стрельцы. Лица у стрельцов печальные. На это царь, стоявший от него всего на шаг расстояния, ответил: «Умри, несчастный.

Утро стрелецкой 
казни, Василий Иванович 
Суриков

Утро стрелецкой казни, Василий Иванович Суриков

Так как эта полнокровная женщина – это, конечно, сама Свобода. Увидев ее, губернатор попытался смахнуть насекомое. Скорее восторг. Мучительной казни был предан и родной дядя Петра – Иван Кириллович Нарышкин, брат Натальи. Солдаты волокут к виселице ещё одного обессилевшего стрельца. А позже добавил в коллекцию еще две работы мастера на историческую тематику – «Боярыня Морозова» и «Меншиков в Березове».

Главная героиня полотна — боярыня Федосия Морозова. Священников для напутствия осужденных видно не было. Помню, шел, мешок нес, раскачивался от слабости -- и народу кланялся.

Но трагизм предчувствия казни держит нас в постоянном напряжении. За фигурой Петра виднеются виселицы. Какая перспектива, как далеко ушел Петр. Взяв сюжетом своей картины казнь стрельцов, Суриков Суриков Василий Иванович Великий русский художник, художник, крупнейший мастер исторической живописи. Он ведёт свою жертву мимо неподвижно сидящего на белом коне царя. С лютой злобой, с неистовой ненавистью он смотрит на Петра и его приверженцев.

А Курбе лишал своего зрителя возможности такого покровительственного сопереживания. Я на памятники, как на живых людей смотрел, – говорил он, – расспрашивал их: вы видели, вы слышали, вы свидетели.

Однако, Суриков не показал самой казни, так как он не стремился шокировать зрителя, а хотел рассказать о трагической народной судьбе в момент исторического перелома. Для него вся эта толпа – заклятые враги. Окошки там ещё слюдяные, песни, что в городе не услышишь. Написал порядочное количество. На первом карандашном эскизе (1878) эта свеча горит в руках рыжего стрельца, являющегося узлом всей композиции.

«Утро стрелецкой 
казни» как предчувствие

«Утро стрелецкой казни» как предчувствие

За его спиной, возможно, стоял и Корб. Идея полотна «Утро стрелецкой казни» возникла из свечи, которая горела днем и казалась трагичной и одинокой. Это символизирует высоко взметнувшееся пламя свечи, которую тот сжимает в ладони.

Этот приём помог ему добиться эффекта большой толпы. Его лицо полно бессильной ненависти к этому отродью, который хочет изменить слободскую спокойную жизнь на бурную, полную борьбы и преобразований. В феврале пригревало солнышко, а в марте снова грянули холода. помещает и точку схода. Ради забавы он на бумаге в канцелярии изобразил муху. Мастером масштабных полотен в русской живописи считается Суриков Василий Иванович. Солдаты Петра выбили их из столицы.

На землю брошены уже ненужные кафтан и колпак, чуть тлеет фитилёк свечи, выпавшей из рук. На фоне белой рубахи в живой руке она еще более жутко напоминает о смерти, о казни. Злой, непокорный тип.

Братья же, Иван и Пётр, остались полноправными соправителями. Он впервые увидел Кремль с его соборами и Красную площадь.

Во всей архитектурной обстановке есть непреложная историческая достоверность. Глубокий трагизм момента подчёркивает и тёмный колорит картины. В Лувре вон быки ассирийские. Напротив, в руке рыжего стрельца свеча зажата судорожно и гневно. Что изображено здесь. В год окончания «Стрельцов» Суриков Суриков Василий Иванович Великий русский художник, художник, крупнейший мастер исторической живописи.

Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией. Рядового человека она отпугивала тем, что он не очень может понять, кто это. После комплиментов даже Маковской (это достойно галантного кавалера) вдруг пройти молчанием такого слона. трагического впечатления. Восстание продолжалось несколько дней.

Сочинение по картине 
Василия Сурикова 
«Утро стрелецкой

Сочинение по картине Василия Сурикова «Утро стрелецкой казни»

В 1895 году «Взятие Сибири» представляли на выставке передвижников. Сюжеты, связанные с именем Петра I, Суриков писал со студенческих времен. А памятники все сами видели: и царей в одеждах и царевен – живые свидетели.

В картине «Утро стрелецкой казни» Суриков применил композиционный приём сближения планов, сократив расстояние между Лобным местом, храмом Василия Блаженного и Кремлёвской стеной. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Четыре ярких огонька лежат ровно на одной наклонной линии, начинающейся от левого нижнего угла (в руке человека, сидящего к нам спиной), проходящей через пламя свеч рыжебородого и чернобородого стрельцов к стоящему вверху и кланяющемуся народу смертнику.

Особенно Василий Блаженный: все он мне кровавым казался. Торжественность последних минут мне хотелось передать, а совсем не казнь. Восставших взяли в плен.

А рыжий стрелец -- это могильщик, на кладбище я его увидал. Я в Риме в соборе Петра в Петров день был. Весна 1881 года была запоздалой. мирно, буднично прощается с близкими седовласый воин (на переднем плане картины). Ему удается в одной картине – очень патетической, очень романтической, очень звучной – соединить реальность, физически осязаемую и брутальную, (посмотрите на любимые романтиками трупы на переднем плане) и символы. Картину скрепляет дуэль взглядов Петра и рыжебородого стрельца. Картина Сурикова здесь – яркое исключение.

Летопись земли Русской: 
семь исторических 
фигур вкартинах

Летопись земли Русской: семь исторических фигур вкартинах Василия Сурикова

Однако муха продолжала сидеть. Он полон сознания своей правоты. По именам их знали: какой Мишка, какой Сашка. Сурикову начали сниться сны, причем, по его воспоминаниям, чувствовался запах крови. Картина выполнена в темных, даже тяжелых красках. Сразу и не разберешь где простой народ, где солдаты, где элита.

Оно не может оставить равнодушными и нас: « сотня осуждённых в небольших московских телегах (которые москвитяне называют извозчичьими) ждали смертной казни. Но сила других уже сломлена. Море у Фридриха очень часто метафора инобытия, смерти. Учился в петербургской Академии художеств.

Проснувшись, он решал изображать не казнь, а те минуты, которые ей предшествовали. Причём, как писал князь Куракин, эти советы были весьма дельными: «Правление царевны Софьи Алексеевны началось со всякою прилежностью и правосудием всем и ко удовольствию народному, так что никогда такого мудрого правления в Российском государстве не было». Хотя руки его связаны, а ноги забиты в кандалы, видно, что его дух не сломлен. Художник прибег к интересному приему в построении композиции.

И по характеру ведь такой, как стрелец. Соловьев. Из-за смут сорвались еще два брака — с царевичем Хозроем из Грузии и кузенами короля Дании Христиана IV. Всю Красную площадь занимает толпа скорбящего народа. Левой рукой он сжимает конские поводья – так же властно и гневно, как стрелец свою свечу.

Картина Утро стрелецкой 
казни: характеристика 
и фото

Картина Утро стрелецкой казни: характеристика и фото

За неисполнение приказа царь грозил им смертной казнью. Позже он говорил: «Торжественность последних минут мне хотелось передать, а совсем не казнь». Тогда, по летописям, было повешено пятьдесят шесть человек. Ни лишения, ни пытки не заставили Морозову переменить взгляды.

Трагическая история Ксении Годуновой — словно готовый сюжет для исторического блокбастера. И сила какая бывала у людей: сто плетей выдерживали, не крикнув. Они прибыли в Москву с челобитной в марте 1698 года.

Рядом с ней, сжав ручонку в кулак, охваченная страхом, кричит маленькая девочка. «Я все народ себе представлял, как он волнуется. «Потешные» – всегда были приверженцами царя, а стрельцы считали себя войсками Софьи. Глубокий трагизм момента подчёркивает и тёмный колорит картины. Он, как позировал, спрашивал: Что, мне голову рубить будут, что ли.

Чтобы самодержца было видно, художник изобразил его верхом на коне. Для работы над «густонаселенной» картиной пригодились все этюды, сделанные художником во время поездок по Сибири и по Дону. Горький плач жен усиливал для них страх предстоящей смерти. Он навсегда раздавит эту замшелую, упорствующую в своей косности Русь.

Громада Василия Блаженного, Лобное место, башни и стены Кремля замыкают пространство. Жалостные вопли и пронзительные крики несчастных тот только может себе представить, кто в состоянии понять всю силу их мучений и невыносимой боли». А бабы -- это, знаете ли, у меня и в родне были такие старушки. Они не проходили на Красной площади, как это изображает картина Сурикова «Утро стрелецкой казни».

С 1895 г. был. Перед нами характерное, волевое, но спокойное лицо, поражающее лишь сходством с профилем, бегло зачерченным в первом композиционном наброске «Утра стрелецкой казни», то есть еще до встречи Сурикова с могильщиком Кузьмой.

Сочинение по картине 
Сурикова Утро стрелецкой 
казни

Сочинение по картине Сурикова Утро стрелецкой казни

Москва ошеломила Сурикова. Но и этому браку не суждено было осуществиться: принц внезапно скончался. Они сталкивают стрельцов с телег, оттаскивают от них рыдающих баб и детей. Мане историй не рассказывает.

Но модус изображения был общепринятым. Петр Первый ведет «дуэль взглядом» с одним из стрельцов, который не сломался под гнетом репрессий. Во время бала у Лефорта царю стало известно, что группа стрельцов готовит покушение на него. Начались массовые казни.

В 1854 году отца перевели на службу в акцизное управление в село Сухой Бузим (в настоящее время Сухобузимское, Сухобузимский район Красноярского края). Солдат, уводящий стрельца к виселице, обхватил его рукой и поддерживает почти по-братски. Этот персонаж и есть главный эмоциональный центр картины.

Девочка в красном платочке, которая растерялась в толпе – это дочка самого художника, который ждал, пока она подрастет, чтобы написать образ. Из Красноярска целый день лошадьми ехать. Важное значение имеет и архитектурный фон картины. На картине представлено два главных героя.

Василий Суриков, 
«Утро стрелецкой 
казни»

Василий Суриков, «Утро стрелецкой казни»

Тяжело опустилась на землю старуха. Есть и еще одна волнующая вещь: ощущение хаоса и поножовщины здесь чрезвычайно важно. Эта история есть у Тита Ливия и Диодора Сицилийского, на ее сюжет написал трагедию Пьер Корнель. Солдат выхватывает свечу из его разжатой бессильной руки. Царь инициировал и возглавил повторное следствие.

После смерти Бориса Годунова ни о каких союзах речи не шло. Даже пламенный борец за национальное русское искусство, критик В. В. Стасов, обычно с большой чуткостью отмечавший все оригинальное и талантливое в современном искусстве, на этот раз предпочел воздержаться от отзыва об «Утре стрелецкой- казни».

«Утро стрелецкой 
казни» описание 
картины

«Утро стрелецкой казни» описание картины

Образ Петра исторически достоверен, он не просто уверенно сидит на коне, а вся его фигура выдает нервное монументальное напряжение-ожидание. Солдаты душевно близки стрельцам, они представители простого русского народа. а между ними, в пёстрой толпе женщин и детишек, сноровисто мелькают, как бесы на фресках «Страшного суда», преображенцы.

Художник обратился к событиям эпохи Петра I, когда Стрелецкий бунт, возглавляемый царевной Софьей, был подавлен, а стрельцы казнены. Именно эта спрессованность момента здесь исключительно важна. Однако Суриков далеко не во всем следовал за этим источником.

«Утро стрелецкой 
казни» Василий Суриков

«Утро стрелецкой казни» Василий Суриков

Свечи горят не ярко на фоне дня. Палачей дети любили. Тяжело опустилась на землю старуха. Эти герои легко читаются, так как являются двумя противоположными центрами.

Солдаты Петра в униформе, которая кажется черной и стрельцы в белом противопоставлены как добро и зло. Они перед толпой по эшафоту похаживали, плечи расправляли.

Человек изменяет свой масштаб, человек переживает себя по-иному в мире. Репин писал ему вскоре после открытия выставки: «Одного не могу я понять до сих пор, как это картина Сурикова «Казнь стрельцов» не воспламенила вас. » А в следующем письме он вновь возвращается к тому же: «Более всего я сердит на вас за пропуск Сурикова. У меня с тех пор прямо культ предков остался.

С него начались первые эскизы к картине. Художник начал работу над ним в 1878 году. А такие политические абстракции, как свобода, равенство, братство, не имеют облика. Попытаемся разобраться в этом. Повешенных целых пять месяцев не снимали.

Слева от него – три сына, сливающиеся в одну фигуру, справа – три женщины. От них добыли признание, что они собирались посадить Софью на царство. Дальше, почти в самом центре картины, седой старик в белой рубахе, величаво-спокойный, мужественно ожидая смерти, находит в себе силы, чтобы утешать своих плачущих детей. Суриков вспоминал: «Казнь стрельцов так пошла: раз свечу зажжённую днём на белой рубахе увидал, с рефлексами». Когда я их задумал, у меня все лица сразу так и возникли.

О жизни и творчестве 
выдающихся художников

О жизни и творчестве выдающихся художников

Но смерть для него, верующего человека, – это обетование вечной жизни, про которую мы не знаем. В Свищове у меня родственники были. С 1895 г. был. «XIX век создал историческую живопись, какой мы ее знаем. Источник был выбран удачно. В эти дни «верный Алексашка» особо «отличился»: боевым оружием – шпагой, он добивал казнимых и потом хвастался, что срубил двадцать голов.

И цветовая раскраска вместе с композицией я ведь живу от самого холста из него все возникает, – говорил Суриков. Он уж занес было ногу в сани, да товарищи стали смеяться. «Курбе переехал в Париж, но не стал частью художественного истеблишмента.

«Пишу татар. Он стоит в центре, он представляет собой ось картины. Художник картины «Утро стрелецкой казни» отошел от исторических фактов, но передал ужас смерти и противостояния двух миров. Особенно выделятся не сдавшийся духом царю Петру рыжий стрелец. В картине Утро стрелецкой казни Суриков в полной мере проявил свой дар мастера композиции. В июне бунт был подавлен, а «самые злостные зачинщики» повешены.

Захватив в ходе переворота власть, он совершал набеги на соседние русские княжества.

Единственное исключение – сам лидер «Народной воли» Андрей Желябов, выходец из семьи зажиточных крепостных крестьян, занимавшихся торговлей. сделал и первый эскиз «Боярыни МорозоваБоярыня Морозова. Крестьян нужно было пожалеть, крестьянам нужно было посочувствовать. Между тем она не кокетничает с нами, а смотрит сквозь нас. Так же смелы и суриковские стрельцы. Похоже, что справа от него с обнаженной шпагой «заботливо» обнимает стрельца фаворит государя Меншиков.

Петр, в свою очередь, окруженный боярами и иностранцами, уверен в своих силах. Когда мэтр ушёл, Суриков мелом изобразил на виселице одного из казнённых. Восстание было подавлено, заговорщиков ссылали или казнили. Кузьмой звали.

Описание картины 
Сурикова Утро стрелецкой 
казни

Описание картины Сурикова Утро стрелецкой казни

Учился в петербургской Академии художеств. Об этом подробно рассказывает историк С. М. В них Суриков видел выражение народности. В картине «Утро стрелецкой казни» Суриков применил композиционный приём сближения планов, сократив расстояние между Лобным местом, храмом Василия Блаженного и Кремлёвской стеной. Глубокий трагизм момента подчёркивает и тёмный колорит картины. иначе говоря, процитированное выше описание Корба в сочетании с впечатлением от свечи на фоне белой рубашки замкнуло в сознании художника звенья «цепи», дало ключевой образ картины: живые, но уже мёртвые.

Еще до Петра выяснилась слабость стрельцов в военном деле и их стали заменять полками «иноземного строя» и переводить на несение внутренней службы. Например, хорошо одетая женщина, видимо, жена одного из стрельцов, вздымает руки к небу от безысходности, а в её одежды уткнулся маленький мальчик — её сын. Картину, выстраданную сердцем, продуманную до мелочей. Кончил картину, которую писал несколько лет. Царь Петр неумолим и грозен, сурово и гневно смотрит он на стрельцов.

Иконы льняным маслом натирали, а ризы серебряные мелом. Кузьмой звали. События тех лет были столь драматичны, что молодому художнику снились кровавые сны. Насилу его уговорил. Он даже нарисовал эскизы. «Я написал много этюдов все лица характерные.

Несколько слов о 
биографии художника

Несколько слов о биографии художника

«Мане – провокатор. Описывая утро стрелецкой казни, Суриков берет за основу официальную версию. В руках он сжимает свечу с взметнувшимся языком пламени. Говорят, что поначалу художник хотел изобразить на холсте и нескольких повешенных.

Петр, вернувшись в Москву, остался недоволен «розыском», распорядился пересмотреть все дело и лично повел следствие. Нервы всё выдерживали. Но одна из служанок в доме, увидев их, упала в обморок.

Василий Иванович начал рисовать в раннем детстве. Второй мыслью, которая его натолкнула на написание картины «Утро стрелецкой казни», была свеча.

Рассказ по картине 
«Утро стрелецкой 
казни»

Рассказ по картине «Утро стрелецкой казни»

«Это полотно обращается не к личности – оно обращается к человеку, стоящему в строю. Кому же сочувствует Суриков. И вот Вам в пример скажу: верю в Бориса Годунова Самозванца только потому, что про них на Иване Великом написано. Так, в действительности на Красной площади не казнили через повешение (как это изображено на картине В. Сурикова), на Красной площади стрельцам рубили головы и было это уже в феврале 1699 года. Однако перед самым отъездом в Москве чуть было вновь не вспыхнул стрелецкий бунт. Ответ с приглашением в столицу пришел довольно скоро. Или я маленьким был, что они такими громадными казались А Бузимово было к северу.

Его воля повернет Россию на новый путь, который откроет ей широкие горизонты. Взгляд злой, с ненавистью. Десять других куполов становятся символом зажженных свечей, одна из которых некогда вдохновила Сурикова. Я в Петербурге еще решил Стрельцов писать, -- рассказывает сам художник.

В общем, она ведет себя так, как должна была бы вести та, на которую смотрим мы». Сегодня она уже в раме и окончательно поставлена. В его подробном и неторопливом повествовании чутко уловлена атмосфера эпохи. Но Василий Иванович Суриков ходил в приподнятом настроении.

Словари и энциклопедии 
на Академике

Словари и энциклопедии на Академике

Раннее осеннее утро после дождливой ночи, когда над площадью еще висит туман, служит серым фоном, на котором тем явственнее проступают белые рубахи осужденных стрельцов и огоньки свечей в их руках. Собор продолжает и венчает собой это людское скопище, но центральный купол храма Покрова Богородицы словно не вместился в пространство: он срезан верхним краем картины и символизирует образ Руси, обезглавленной Петром I. Остальные десять куполов соответствуют десяти изображенным смертным свечам. «Клятва Горациев» написана на сюжет о том, как римские патриоты три брата Горация были выбраны, чтобы сразиться с представителями враждебного города Альба-Лонги братьями Куриациями. Он уверен в своей правоте и считает свое решение единственно верным.

Архитектурный фон полотна также несет в себе скрытый смысл. Лжедмитрий удерживал Ксению Годунову около полугода, а после сослал в монастырь. Но если присмотреться, то по одеянию можно понять, что на коне царь Петр. Тогда было повешено и обезглавлено около двух тысяч стрельцов. Ещё одна женщина от страха перед неизбежностью закрыла лицо руками.

«Покорение Сибири» стало первой картиной, которую Суриков писал в мастерской, расположенной в Историческом музее. Наиболее ранним датированным произведением Сурикова считается акварель «Плоты на Енисее» 1862 года (хранится в музее-усадьбе В. И. Сурикова в Красноярске). Группы, состоящие из стрельцов и их семей, занимают первый план картины. Он полон сознания своей правоты. Крамской использует холодные цвета, чтобы изобразить раннее утро — заря только зачинается.

На столе, в тепле стоят четыре бутылки шампанского – но почему не во льду. Учился в петербургской Академии художеств. «Пейзаж абсолютно меняет оптику. Помимо душераздирающего зрелища, картина интересна и своими композиционными решениями. Физическое уничтожение началась почти сразу.

Нашел тип для Ермака», — писал Василий Суриков в одном из писем. Он родился в Красноярске, в казачьей семье. И очень трудно понять, на самом деле, какой из них доминирует».

Утро стрелецкой 
казни Сурикова: 
московский шедевр

Утро стрелецкой казни Сурикова: московский шедевр

Он сократил расстояние между объектами на Красной площади. Под безобразием на самом деле понималась предельная правдивость». Так, силуэт склоненного в прощальном поклоне стрельца напоминает как отмечал советский искусствовед А. М. Кузнецов, древнерусскую икону из «чина». Его руки сжимают свечу с взметнувшимся языком пламени.

На законченной картине свечей. Глаза глубоко сидящие меня поразили. Хмурое небо нависает над Красной площадью. Его ноги в колодках, руки связаны у локтей, но зритель сразу видит, что он не покорен.

На дальнем плане картины мы видим храм Василия Блаженного. Дед Василий Иванович служил сотником в Туруханске. – В Бузимове мне вольно было жить, – вспоминал Суриков.

Описание настроения 
картины Утро стрелецкой 
казни

Описание настроения картины Утро стрелецкой казни

Но над Годуновой словно довлел какой-то рок: всякий раз матримониальные планы срывались. Белые рубахи и серый фон, этот гризайль смягчают яркие одежды жителей тех времен. Боярин Шакловитый был убит, а царевна Софья – заключена в Новодевичий монастырь. В прощёное воскресенье мы приходили у матери прощенье на коленах просить.

Картина «Утро стрелецкой казни» была первым большим полотном Сурикова на тему русской истории. Петр же смотрит на стрельцов не менее гневно и непримиримо.

  1. Композиции семи исторических картин
  2. Рядом расположены достопримечательности

Одеты они все в белые рубахи, в руках держат свечи, как символ их догорающей жизни. Утро стрелецкой казни была написана Суриковым в 1881 году. -- Задумал я их, еще когда в Петербург из Сибири ехал. Да так это ясно, что даже остановишься и ждешь: а вдруг и в самом деле выйдут».

За живой клубящейся толпой, часть которой скоро умрет, стоит пестрый, волнующийся храм Василия Блаженного. Корб вполне заслужил репутацию внимательного и вдумчивого наблюдателя. «Стены я допрашивал, а не книги», -- говорил Суриков. Вот что меня поражает. Но ни в одном из них нет и тени раскаяния или колебания.

Цвет у Сурикова становится носителем характеристики чувства. Это Утро стрелецкой казни Василия Сурикова». Там, после переговоров о мире, с ними быстро расправилось четыре полка. Боялся я ночей.

Композиции семи 
исторических картин

Подобно шуму вод многих», -- говорил впоследствии Суриков. Это он мог бы сказать Петру: «Посторонись, государь. Злой, непокорный тип.

Случайность: на ловца и зверь бежит. Рубахи у них красные, порты широкие. Но мне кажется, что в этой вещи есть еще некоторые значения, которые делают ее уникальной. 1883Холст, масло, 169 x 204Государственная Третьяковская галерея».

И он не покорился приговору Петра. За застывшим Петром, шеренгой солдат, шеренгой виселиц – шеренга зубцов кремлевской стены. Было там ещё за двадцать вёрст Свищово. Он всегда ощущал себя провинциалом и лучше всего ему было дома, в Орнане. Горе уничтожило их мысли, раздавило волю.

Случайность: на ловца и зверь бежит. Полотно «Утро Стрелецкой казни» было показано на выставке передвижников весной 1881 года и тотчас же куплено Павлом Третьяковым. Посмотришь на картину: Слава Богу, никакого ужаса в ней нет. Насилу его уговорил.

Это чувство сильнее, чем лицезрение кровавых сцен. И по характеру ведь такой, как стрелец. Бокал с розами увиден не под тем углом, под каким увидены все остальные предметы, стоящие на столике. В своей знаменитой картине «Утро стрелецкой казни» автор впервые обратился к жанру русской истории. Переезд в одну из башен Исторического музея оказался как нельзя кстати. Дочь Бориса Годунова, внучку Малюты Скуратова, шесть раз пытались выдать замуж. Последние минуты перед неотвратимой казнью.

Торгошино было под горой. Чтобы завоевать крепость, нужно было застать шведов врасплох. Рядом столбы с плитами, на них выбивали текст приговора с указанием преступления. Царь уверен в себе и спокоен. Другой солдат тянется к свече того, кто, став на телеге, кланяется народу. На полотне художник в темных тонах написал седое туманное утро после ночного дождя. В те годы Нотебург служил воротами из Ладожского озера в Неву и Балтийское море.

Его убили на глазах напуганного до смерти Петра, которого бояре заставили наблюдать за казнями родственников. Он, как позировал, спрашивал: «Что, мне голову рубить будут, что ли. » А меня чувство деликатности останавливало говорить тем, с кого я писал, что я казнь пишу». Василий Иванович Суриков Суриков родился 12 (24) января 1848 года в Красноярске он принадлежал к роду казаков, которые пришли в Сибирь с Дона с Ермаком еще в 16 веке.

Вдали стоят любопытные и равнодушные зрители. Воспользовавшись отсутствием брата, она заявила, что Петра подменили. В душе царя разгоралась ярость.

Вы бы вот здесь, на виселице, на правом плане, повесили бы». Тонко прочувствованы пропорции кремлевских башен.

Стены я допрашивал, а не книги. Ее сослали в Боровский острог, где она скончалась. -- Сколько было виновных, столько же тележек и столько караульных солдат. Как ты можешь увидеть свободу. Суриков гениально показал все состояния людей в смертный час. Мы видим, как Василий Суриков на картине «Утро стрелецкой казни» написал шестерых еще живых персонажей. Кафтаны стрельцов — и новенькие европейские наряды приближенных Петра. Проснешься и обрадуешься.

Суть полотна заключается в показе того необычайного, сверхчеловеческого мужества, той непобежденной душевной силы, которыми наделены стрельцы, готовые встретить смерть. Этот неистовый человек представляет собой эмоциональный центр композиции. Это большой холст (379 х 218 сантиметров), выполненный маслом.

В них он на физическом уровне чувствовал запах крови. Так он добился эффекта огромной народной толпы, полной жизни и движения, в реальности изобразив всего лишь несколько десятков персонажей. Не менее эмоционально показаны и другие персонажи картины.

В 1915 году Василий Иванович уезжает на лечение в Крым. Картина «Утро стрелецкой казни» понравилась коллекционеру Третьякову. Он «поспевал всюду, не давая покоя никому», — так говорили о Петре I. Свою первую историческую картину Василий Суриков посвятил событиям 1698 года, когда стрелецкие полки подняли восстание, желая посадить на престол вместо Петра I его старшую сестру, царевну Софью. Молодое лицо Петра сурово и замкнуто. В августе Петру донесли, что на него готовится покушение.

А поскольку этот ужас универсален, то и Клятва Горациев никуда от нас не уйдет». Около двух тысяч стрельцов расстались с жизнью, тела хоронили у дорог, ведущих из Москвы. Однако художник отодвинул царя в глубину картины. Я ему говорю: «Поедем ко мне — попозируй».

И что хотел сказать художник своей картиной. С 1895 г. был. То есть акт правосудия, свершившийся 22 или 28 июня 1698 года. Корб писал, что все бойницы стен Кремля и Белого города были увешаны трупами казнённых.

Штука ли. Хранится в собрании Государственной Третьяковской галереи. Осетры да стерляди в сажень. Так что же хочет поведать зрителю картина «Утро стрелецкой казни», которая находится в экспозиции Государственной Третьяковской галереи в Москве.

25 января 1878 года Суриков женился на Елизавете Августовне Шаре. Казнь сейчас начнется первого осужденного уже повели к виселице. Я ему говорю: Поедем ко мне -- попозируй.

В итоге царевна Софья, подкупив командиров стрелецких полков, повела их на Кремль, где стрельцы учинили настоящий погром. Глаза глубоко сидящие меня поразили. Репрессии продолжались вплоть до весны 1699 года. Хотя даже на лицах некоторых иностранных послов видно сострадание. Во время работы в губернском управлении рисунки Сурикова увидел енисейский губернатор П. Н. Замятнин.

Эта картина потрясающе проста. Яркий пятном, притягивающим взгляды зрителей, выступает стрелец с рыжими волосами. На землю брошены уже ненужные кафтан и колпак, чуть тлеет фитилёк свечи, выпавшей из рук. Но в этой картине очень хорошо заметна роль народа.

Каждый из них держал в руке зажженную свечу. Сарафанницы, хоть и казачки.

Похоронен рядом с женой на Ваганьковском кладбище. Как это случилось. Он даже плохо спал по ночам, вскрикивал во сне, мучаясь видениями казни. Все действия происходят на знаменитой Красной площади в Москве. Читая описания стрелецких казней, Суриков узнал большое количество страшных подробностей, плохо спал по ночам, но при работе над картиной думал об одном — «как бы зрителя не потревожить».

Картина «Утро стрелецкой казни» кисти Василия Сурикова ставит неподготовленного зрителя в тупик. Не следует понимать этих слов буквально: «самым важным» были для Сурикова не декоративные детали.

На картине «Покорение Сибири» запечатлен драматический момент сражения ермаковцев с воинством хана Кучума. Сконфуженный Суриков затёр силуэт на виселице. В детстве Суриков не раз наблюдал в своём родном Красноярске казни на Острожной площади (она была между домом Суриковых и уездным училищем, где сейчас стадион «Локомотив») и впоследствии вспоминал: «Какие люди были, сто плетей выдерживали, не крикнув». Ермак на полотне изображен в самой гуще битвы, плечом к плечу со своими соратниками. На самом деле массовые репрессии начались, когда Петр Первый вернулся в Россию (25 августа 1698 г. ).

Пётр глядит на стрельцов не менее гневным и непримиримым взглядом. События картины происходят в Москве на Красной площади. Интересно, то что «Утро стрелецкой казни» стала первой исторической картиной Сурикова и была мгновенно куплена Третьяковым. Изображение русского народа в переломные моменты истории составляют суть всей его живописи.

Понятно, что народная трагедия: всеобщий накал страстей не дает повода в этом сомневаться. Именно вот таким образом он не показал на картине собственно процесс казни. Король Германии Рудольф II не пожелал жить в России. Солдаты волокут к виселице ещё одного обессилевшего стрельца. Суриков стремился к реалистической естественности и гармонии колорита. Он создавал картину в Москве, куда переехал на постоянное жительство после окончания Академии художеств.

Его интерес к этой теме был не случаен. Он рассержен и полон уверенности в правоте своего решения. За спиной рыжебородого стрельца -- «злого, непокорного», в котором «пышет пламя бунта» (слова Н. М. Щекотова), -- стоит сокрушенная скорбью мать, оплакивающая обреченного на казнь сына. «Французские салоны знали изображения тяжелого крестьянского труда, бедных крестьян.

Простой народ сидит на полу, плачет, печалится. Но это позволяет Гойе превратить современное событие в звено истории Испании. Этим приемом усилено впечатление его монументальности. Это замечание Суриков благодарно принял и поправил холст. Он смотрит в сторону Петра I озлобленным взглядом. Ермак с 1579 года служил купцам Строгановым, охраняя их владения от сибирских татар, а затем возглавил поход через Уральские горы.

Теперь, через 16 лет, наступил час расплаты, утро его мести. Учился в петербургской Академии художеств. Корба послужило Василию Сурикову лишь канвой для воплощения задуманного им замысла. Примечательно, что критики считают его символом обезглавленной Руси. Последние явно не случайно расположены в соответствии со строгой геометрией. Петр узнал, что четыре московских стрелецких полка, отправленных к польской границе, взбунтовались и двинулись домой, в Москву.

А меня чувство деликатности останавливало говорить тем, с кого я писал, что я казнь пишу. Вскоре пришёл к Сурикову Павел Третьяков, коллекционер и знаток живописи и отругал художника за поправку: «Что вы, картину испортить хотите. ». Действительно, в них отсутствует один герой – в них отсутствует один двигатель.

На переднем плане большое скопление народа. Его руки связаны, ноги забиты в колодки, но он не смирился со своей участью. Есть жертвы и есть убийцы.

О чем думает каждый из них в последние минуты своей жизни. В Москве очень меня соборы поразили. Стрельцов привезли на казнь в телегах. Народ волнуется, «подобно шуму вод многих», — как любил говорить художник.

Д воюродный брат деда — Александр Степанович Суриков (1794—1854), был атаманом Енисейского Казачьего полка. В центре двое солдат ведут стрельца на казнь. Спокойно величав боярин в длинной шубе с собольей опушкой.

Дознание шло девять лет. Из-за масштаба полотна нельзя было даже оценить колористическое решение. По «розыску» Шейна 136 стрельцов были повешены, 140 биты кнутом и около 2 тысяч приговорены к высылке в разные города.

Картина Жака Луи Давида «Клятва Горациев» является поворотной в истории европейской живописи. У стен храма совершается движение истории. Во-первых, это число «7». Центральное место здесь занимает Петр I, лицо которого обращено к рыжебородому стрельцу. От этой картины не хочется с содроганием отвернуться, наоборот рассматривая ее, все больше погружаешься в детали, сопереживаешь ее героям, остро понимая жестокость того времени. Двух служанок своих сестер он приказал живыми закопать в землю. В руках он сжимает свечу с взметнувшимся языком пламени.

Казни продолжались до начала 1700 года, страна была потрясена террором. Что соединяет эти две неравные части композиции. Посмотрев на полотно, он сказал: «Что это у Вас ни одного казнённого нет.

С 1895 г. был. Народ стал главным действующим лицом. Во время бунта 1689 года они перешли на сторону Петра, сыграв заметную роль в пленении царевны Софьи, но потом Циклер и Соковнин решили, что размеры царской благодарности никак не соответствуют их заслугам. На ее призыв откликнулись 175 военных из четырех полков.

Рядом с ней кричит охваченная страхом маленькая девочка в красном платочке. По Москве начались казни. Они прошли через ужасы пыток. Мать — Прасковья Фёдоровна Торгошина — родилась в казачьей станице Торгошино под Красноярском (современное название Торгашино). В композиции «Утра стрелецкой казни» есть скрытые соответствия с архитектурой Василия Блаженного. А что за горой – никто не знал. Пусть этот человек связан по рукам и ногам, но он никогда не смирится со своей участью.

Двум малым, притаившимся между большими, – черный стрелец и обнимающая его сзади женщина. Принц Густав Шведский предпочел ей свою любовницу и не захотел менять веру. Именно там, в 1878 году он начал работу над картиной про казнь бедных стрельцов. Третий образуется пересечением линии воли и противостояния (от глаз царя к глазам рыжебородого стрельца) и той, что идет от погасшей свечи к тихому огоньку на дальнем плане, ниже лица стоящего стрельца.

Обращался он с ним вольно, часто отступал даже от фактической стороны.

Тогда еще красоту Москвы увидал. Учился в петербургской Академии художеств. Их соединяет условная диагональ, символизируя антагонизм. Это команда. Архитектурный фон картины неразрывно связан с ее содержанием.

Для каждого преступника – телега, при каждой телеге – солдат. На полотне В. Суриков показывает нам минуты перед самой казнью. Всего же на картане три правильных креста.

В соответствии с основной мыслью художника, внутреннеобъединенная композиция как бы распадается на две неравных части – народ и власть их соединяет лишь перекладина виселицы. И тогда они решили всё «переиграть», то есть царя Петра убить, а на престол вернуть Софью Алексеевну, которая уж точно не пожалеет для своих верных слуг денег и хлебных должностей. И преступники так относились: сделал – значит, расплачиваться надо. Солдаты, вытянувшиеся в четкую линию, стоят подобно стене Кремля.

А за Свищовым пятьсот вёрст лесу до самой китайской границы. Автор вспомнил события эпохи правления Петра. И масленичные гулянья и христославцы. «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (также известна под названием «Иван Грозный убивает своего сына») — картина русского художника Ильи Репина, написанная в 1883—1885 годы.

От деревни Нюхчи до села Повенец на Онежском озере фрегаты «Святой Дух» и «Курьер» тащили по Государевой дороге, которую прокладывали через леса и болота. В эстетическом плане участники Товарищества или передвижники, целенаправленно противопоставляли себя представителям официального академизма. Человек, который сочувствует, по определению находится в приоритетной позиции. Оппозиция петровским реформам была потоплена в стрелецкой крови. Тогда же похватали и привели в застенок немало простых людей, которые говорили между собой: «Наш государь таков, что ежели с утра крови человеческой не напьеца, то ему хлеб не есца». Выяснилась организаторская роль Софьи.

Так совпало, что именно в эти дни отмечалось 300-летие покорения Сибири. Могучая картина. Снова и снова сильный контраст безнадежной думы и непосредственного чувства. А старик в Стрельцах -- это ссыльный один, лет семидесяти. Увы, эта история так и не стала картиной, оставшись лишь в эскизах.

Об этом и повествует картина Василия Сурикова. На деле же там были построены два корабля, на которых царь отправился к Онежскому заливу. К этому времени, к августу 1698 года, в Россию срочно вернулся Петр Алексеевич. Его привлекали мощные люди, вольные, смелые, сильные духом и телом, люди могучей воли, отважные, непокорные, несгибаемые, твердо стоящие за свои убеждения, люди, которые не страшатся ни темницы, ни пытки, готовые идти на смерть, если того потребует от них исполнение долга.

Дальнему левому – молодой стрелец, сидящий спиной. Самый простой ответ: Мане прежде всего художник, Мане прежде всего глаз. Он говорит: «Не хочу». Художник еле-еле уговорил его позировать. Склонившаяся голова стоящего на телеге стрельца предвещает его будущую участь. И это команда к человеку, который сначала действует, а потом размышляет.

Взгляд его обращен в сторону царя. Картина «Утро стрелецкой казни» выдержана в темном колорите, что еще больше подчеркивает трагизм и мрачность момента. Учился в петербургской Академии художеств.

У седого стрельца с длинной бородой преображенец вынул из рук свечу и задувает ее. Но есть поразительные пейзажи, которые принадлежат и тому и другому модусу. Там на кобыле наказывали плетьми. А вот у Пушкина не верю: очень у него красиво, точно сказка.

Это был кладбищенский могильщик. Ведь в Красноярске никто до железной дороги не знал, что там за горами. Также видно семь глав собора Василия Блаженного. И ужаса никакого не было. Кремлевская же башня, стоящая на отлете посредине стены, – одинокой верховой фигуре Петра.

В начале апреля их удалось выбить из Москвы, но они вернулись в свои полки и подняли бунт. Стрельцы прощаются с народом, во взглядах читается ужас и безумие.

Вот место из дневника Корба, которое произвело сильное впечатление на художника. Корабли преодолели по суше целых 160 верст (около 170 км). Петру, превратившему Россию в мировую державу или стрельцам, защищавшим старину. Правительство направило против двух тысяч восставших четыре полка и дворянскую конницу. У Сурикова и Шаре родились две дочери : Ольга (1878—1958) и Елена. Он назвал картины такого рода хоровыми. Именно столько стрельцов изображено на полотне (одного из них уже увели казнить – осталась лишь его горящая свеча – как символ его вечной души).

Женщина в центре обращается с мольбами к царю, но взгляд его не приклонен. Кровью кругом пахнет. В Красноярске в 1910 году по инициативе Сурикова и Л. А. Чернышёва открылась рисовальная школа. Когда я их задумал, у меня все лица так и возникли. На картине изображён Христос, сидящий на сером камне, расположенном на возвышенности в такой же серой каменистой пустыне.

Более того, во всем мире трудно назвать другого живописца, который бы так глубоко проник в прошлое своего народа и так волнующе воссоздал его в живых художественных образах. Был он силы непомерной. P. s.

Три другие, менее заметные свечи, находящиеся на дальних планах композиции (слева под дугой, перед стоящим вверху стрельцом и сразу позади него), тоже расположены на одной линии, фактически делящей полотно пополам. Основателями общества были И. Н. Крамской, Г. Г. Мясоедов, Н. Н. Ге и В. Г. Перов. Он сумел создать впечатление, будто на его полотне сосредоточилась громадная народная толпа, полная жизни и движения. Именно Давид превращает клятву в центральный эпизод трагедии. Суриков прислал из Петербурга наглядные пособия для школы.

Суриков на своей картине «Утро стрелецкой казни» решил изображать время, которое ей предшествовало, психологический настрой всех персонажей. В его честь назван остров Атаманский на Енисее. Лишь множество красных деталей одежды, а также багровый силуэт Покровского собора, возвышающегося над тоетой осужденных стрельцов и их семьями, напоминает зрителю о том, как много крови пролилось в то трагическое утро. Он тут же приобрел ее.

Пётр Иванович оплатил обучение Василия Сурикова в Академии художеств., — говорил он о своих Стрельцах. Только они не словами говорят. Тогда царевна Софья, которая боролась с Петром за власть, возглавила Стрелецкий бунт. Мы на палачей, как на героев, смотрели. Этот неистовый человек представляет собой эмоциональный центр композиции.

Осталась незавершённой картина «Благовещение» (хранится в Красноярском художественном музее им. Важно, что фигура царя расположена на втором плане. Крепко сжатые кисти рук находятся практически в самом геометрическом центре холста. Истекают последние минуты их жизни.

не показал самой казни. – Страна была неведомая. Двигателем становится народ. Не у всех первая казнь сломила мятежный дух. Столь же эмоционально показаны и другие стрельцы.

Поразительный был распад коммуникаций между зрителями провинциальной Франции и парижанами. А спустя два года поехал на Дон, чтобы познакомиться с местными казаками. «Но когда эта картина была выставлена в 1851 году в Париже, она создала скандал. В 1670 году Морозова тайно постриглась в монахини.

И медведей полно. Подобный творческий метод у Сурикова мы наблюдаем и далее, вплоть до «Степана Разина». В картине «Утро стрелецкой казни» художник заложил определенный код, понятный не каждому. Геройство было в размахе Вот теперь скажут – воспитание.

У меня в картине крови не изображено и казнь еще не начиналась. Как я на Красную площадь пришел -- все это у меня с сибирскими воспоминаниями связалось. Здесь некоторые подробности приобретают особую значительность. Желая усмирить стрельцов, Петр удаляет их из Москвы.

В ходе короткого следствия были повешены 56 «заводчиков» бунта, ещё две сотни – биты кнутом и сосланы. Еще не везде растворился утренний туман. (Свечи — символ молитвы. Именно события эпохи автора «окна в Европу» поразили художника, а потом и зрителей.

Возможно именно австрийского посла изобразил Суриков в образе богато одетого дипломата, стоящего в позе стороннего наблюдателя возле посольской кареты. Но что толкнуло их к этому бунту. Но Смута добралась и туда. Также на картине можно увидеть – и узнать – царя Петра Первого. А самое главное – он сместил акцент с самой казни на последние минуты перед казнью. Однако столь выразительное и яркое повествование И. Г. Пётр глядит на стрельцов не менее гневным и непримиримым взглядом.

Это первое большое полотно Василия Сурикова, которое он выставил на суд зрителей. Железо колесных ободьев сквозь налипшую на них грязь сверкает, как серебро. Там и сям мелькают синие мундиры преображенцев. Отец — коллежский регистратор Иван Васильевич Суриков. Картина Василия Сурикова «Утро стрелецкой казни» признана одним из лучших произведений этого замечательного русского художника. С 1895 г. был.

На рождестве христославцы приходили. Не понимаю — это страшно меня взорвало». Суриков скончался в Москве 6 (19) марта 1916 года от хронической ишемической болезни сердца. А ведь это укрепляло. Слева – рыжебородый стрелец в красном заломленном колпаке руки связаны, ноги забиты в колодки но он не покорился.

Ведущими стилями в искусстве передвижников были импрессионизм и реализм. Солдат выхватывает свечу из его разжатой бессильной руки. Рядом с чернобородым стрельцом -- его молодая жена, которая силится вывести его из состояния мрачного оцепенения.

Мятежники закрепились под Новым Иерусалимом. Эти люди готовы претерпеть жестокие муки и смерть ради того, что они считали правдой. «Про конфликт общества и государства, народа и империи говорить можно очень много. Еще один закован в кандалы. Человек на переднем плане – это его конечное бытие.

Символичны все архитектурные постройки. Писал этюды, зарисовывал одежду, вооружение, кольчуги. Один стрелец выделяется из толпы. Только глубокий драматизм всенародного горя. – Эшафот недалеко от училища был.

Он уже занес было ногу в сани, да товарищи стали смеяться. В картине «Утро стрелецкой казни» Суриков применил композиционный приём сближения планов, сократив расстояние между Лобным местом, храмом Василия Блаженного и Кремлёвской стеной.

Интересно и месторасположение двух центральных сюжетов. В своей деятельности передвижники вдохновлялись идеями народничества. В зеркальном отражении эти бутылки стоят не на том краю стола, на каком стоят на переднем плане. Задумчиво смотрит на казнь иностранец в черном кафтане (предположительно, австрийский посол Христофер Гвириент де Валль). «Все он мне кровавым казался», -- говорил Суриков.

Здесь он подписал указ, в котором приказывал стрелецким полковникам явиться в его распоряжение в сопровождении стрелецких выборных. Неумолимый ход событий превратил их в главных действующих лиц исторической драмы. Рядом с ней кричит охваченная страхом маленькая девочка в красном платочке. Вот таким образом Суриков отказался от идеи шокировать зрителя.

Данный шедевр рассказывает зрителям о неоднозначном и кровавом событии в истории Русского государства. Действие в картине «Утро стрелецкой казни» совершается на Красной площади, на фоне кремлевских башен и собора Василия Блаженного. Этот образ много лет волновал Сурикова, пока не соединился с темой стрелецкой казни. Старик держит три меча. Возвратившись, царь Петр приказал допрашивать их под страшными пытками. Его руки связаны, ноги забиты в колодки, но он не смирился со своей участью. Он не миловал никого, не взирал ни на пол, ни на возраст. Известие о бунте стрельцов настигло царя в июле 1698 года, когда он был за границей.

Помню – их привезут, так в дверях прямо, как солдаты, стоят. Брат до сих пор поминовение обо всех умерших подаёт.

Она оказалась так велика, что работать дома, как прежде, было уже невозможно. Давид тщательно срежиссировал появление своего шедевра. Тут нет человека, которого ты жалеешь. Он говорит: Не хочу.

Несколько бояр из клана Нарышкиных были прямо в церкви изрублены на куски (в числе погибших были Долгоруков, Матвеев, Ромодановский, Языков, то есть родственники и отцы будущих сподвижников Петра Великого). В центральной части полотна художник изобразил самих стрельцов, ведомых на казнь и их близких. Он, расправив плечи, сидит справа на коне и возвышается над всеми. Они сидят, так как ноги у них закованы в колодки. Это воистину монументальные характеры по своей несокрушимой цельности.

Для картины «Утро стрелецкой казни» Суриков использовал богатую палитру. Эти стены сделались любимым местом моих прогулок именно в сумерки. Исход битвы предрешен.

Он находится в центре полотна. Суриков любил русских людей ярых сердцем, не раз с гордостью повторяя народную поговорку о своих земляках: Краснояры -- сердцем яры. Какие рыбы были. : В 1910 году Суриков вместе с зятем художником П. П. Кончаловским посещает Испанию. При взгляде на картину кажется, что ее наполняет неисчислимая толпа. И он не покорился приговору Петра.

От седьмого, уже повешенного, у его матери в руках осталась только свеча. Вот высокие фигуры, вот низкие фигуры, вот парусники большие, вот шлюпки под парусами. Народ олицетворяется как главное действие картины, где отражены воистину мужественные характеры, которыми наделены стрельцы не боящиеся гневного царя.

Она шла против всего, к чему парижская публика на этот момент привыкла. Никакой внешней вычурной эффектности и театральности, никаких занесенных топоров, воздетых к небу рук, окровавленных одежд, висельников и отрубленных голов.