В Верещагин Апофеоз Войны

«апофеоз войны»— картина русского художника Василия Васильевича Верещагина. «апофеоз войны»— это протест Верещагина против войн, насилия и душегубства. Картина «Апофеоз войны» была написана Василием Верещагиным под впечатлением от кровавых боев во время Русско-турецкой войны 1860-х.

«апофеоз войны»— картина русского художника Василия Васильевича Верещагина. На современников Верещагина картина «Апофеоз войны» произвела ошеломляющее впечатление, хотя не все пришли в восторг от её гнетущей атмосферы. Апофеоз войны – картина русского художника Василия Васильевича Верещагина. Картинаверещагина«апофеоз войны» первоначально называлась «ТоржествоТамерлана». По другой версии, сюжет картины «Апофеоз войны» сформировался у Василия Васильевича Верещагина в период участия художника в военной экспедиции в Средней Азии (в 1867 году Верещагин был в Туркестанском походе прапорщиком), где художник был свидетелем ужасов войны и жестокости местного населения.

Современникам Верещагин известен по «Апофеозу войны» (1871). Картина «Апофеоз войны» была написана русским художником Василием Верещагиным. Не у многих художников, создающих произведения на тему войны, получалось так четко завуалировать последствия войны, разрушения, кровь и страдания. По другой версии известная картина «Апофеоз войны» была создана Верещагиным под впечатлением рассказа о том, как деспот Кашгар – Валихан-торе казнил европейского путешественника и приказал голову его положить на вершину пирамиды, сложенной из черепов других казненных людей.

«Апофеоз войны» Верещагина: история картины

Творческому воображению художник не давал воли и в этом была его и сила и слабость. Следуя одна за другой, эти картины разворачивали перед зрителем весь сюжет (Нищие в Самарканде, Опиумоеды, Продажа ребенка-невольника и др. ). Впоследствии все свои туркестанские картины (вместе с этюдами) художник объединил в серию, чтобы усилить идейное воздействие на зрителя. человек. А после поездки в Западный Китай в 1869 году, где войска богдыхана безжалостно усмиряли восстание местных дунган и уйгуров и появилась картина «Апофеоз войны». «Я никогда не видел поля битвы и сердце мое облилось кровью». С большим мастерством передан раскаленный зноем воздух.

А после поездки в Западный Китай в 1869 году, где войска богдыхана безжалостно усмиряли восстание местных дунган и уйгуров и появилась картина «Апофеоз войны». Изначально полотно называлось «Торжество Тамерлана».

Егоимяприводило вужас правителей Востока иЗапада. Все лучшие критики, писатели, художники отдавали должное Верещагину, а некий академик Н. Тюртюмов публично клеветал на Верещагина и утверждал, что картины туркестанской серии написаны им «компанейским способом», при помощи мюнхенских художников. В минуту отчаяния Верещагин мог порезать и сжечь свои картины, но лгать он не умел. Чтобы полнее выразить ее, художник пояснил это надписью на раме: «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим».

По другой версии известная картина «Апофеоз войны» была создана Верещагиным под впечатлением рассказа о том, как деспот Кашгара — Валихан-торе казнил европейского путешественника и приказал голову его положить на вершину пирамиды, сложенной из черепов других казненных людей. Мне захотелось поближе посмотреть на тревогу сражений и я немедленно покинул деревню». Даже когда был успех. Верещагин не застал сражения, развернувшегося на подступах к Самарканду 2 мая 1868 года, но содрогнулся перед картиной трагических последствий этого сражения. Мы повернули и пошли большим ходом к Артуру. Существует три версии того, чем вдохновился художник для создания этой картины.

Верещагин был точен в каждой детали. На мостике остались: адмирал Макаров, командир «Петропавловска» капитан 1 ранга Яковлев, контр-адмирал Моллас, лейтенант Вульф, художник Верещагин и я. Вдруг раздался неимоверный силы взрыв Броненосец содрогнулся и страшной силы струя горячего, удушливого газа обожгла мне лицо. Верещагин изобразил пирамиду из черепов на безжизненной земле, выжженной солнцем и войной. Апофеоз в переводе с древнегреческого означает «обожествление, прославление, возвеличение какого-либо лица, события или явления». После того, как приказ был исполнен, было выложено семь пирамид из голов.

Эту картину помнят все еще со школы. мирных жителей. На самом деле художник-баталист работал над «Апофеозом войны» в 1871 году после своей поездки в Туркестан, где состоял прапорщиком при туркестанском генерал-губернаторе Константине Кауфмане.

Изначальное название картины «Торжество Тамерлана». Тамерлан считал, что подобные пирамиды прославляют его полководческий талант. А после поездки в Западный Китай в 1869 году, где войска богдыхана безжалостно усмиряли восстание местных дунган и уйгуров и появилась картина «Апофеоз войны». Однако в Камбодже красные кхмеры на практике воссоздали нарисованное художником.

«Апофеоз войны», 
Верещагин Василий 
Васильевич – описание

«Апофеоз войны», Верещагин Василий Васильевич – описание картины

Центральное место среди туркестанских картин В. В. Россия тогда покоряла эти земли и Верещагин насмотрелся на смерть и трупы, вызвавшие у него сострадание и человеколюбие. Есть несколько версий насчёт того, чем вдохновился художник для создания этой картины.

После того, как приказ был исполнен, было выложено семь пирамид из голов. Жестокой пыткой был для них каждый час пребывания в этой тюрьме. Зимой 1865-1866 годов художник учился в Парижской академии, а весной 1866-го завершил официальное обучение и приехал в Россию. Заключительным полотном этой серии является всемирно известная картина Апофеоз войны.

Чтобы создать «Апофеоз войны», Верещагин имел всего несколько черепов, которые он и изобразил в различных ракурсах. Это не единственное полотно об ужасах военного времени, которое написал Верещагин. человек. Тот рассказывал о работе над картиной «Наполеон в 1814 году».

Также он писал природу и сцены быта жителей Средней Азии. Не многим гениям удается передать все это в одном произведении. А после поездки в Западный Китай в 1869 году, где войска богдыхана безжалостно усмиряли восстание местных дунган и уйгуров и появилась картина «Апофеоз войны»2.

Вошедшие в Туркестанскую серию картины, а также этюды и эскизы были впервые показаны в Лондоне в 1873 году, а затем в 1874 году – в Петербурге и Москве. И все же первое сильное потрясение имело далеко идущие последствия.

История одного шедевра: 
«Апофеоз войны» 
Верещагина

История одного шедевра: «Апофеоз войны» Верещагина

Только тогда происходит трансформация безымянного и талантливого художника в «великие». Картину невозможно описать словами: она потрясает. Верещагин не знал, что для того, чтобы пирамида из человеческих голов была устойчивой, черепа должны быть без нижней челюсти. Здесь он замыслил известную «Туркестанскую серию», в которой позже изобразил не собственно батальные сцены, а моменты, предшествующие сражению либо следующие за ним.

Однако картина В. В. Центральное место среди туркестанских картин В. В. Заключительным полотном этой серии является всемирно известная картина Апофеоз войны. Василий Верещагин, показавший уже серию в Лондоне (выставка была в Хрустальном дворце), поставил условием приобретение всей серии целиком.

В настоящее время находится в Государственной Третьяковской галерее в Москве. И так близко от меня. Здесь и появилась известная «Туркестанская серия», где художник-баталист изобразил не только боевые действия, но также природу и сцены быта Средней Азии. Безоблачное, сверкающее голубизной небо только усугубляет гнетущее впечатление от полотна. Современникам Василий Васильевич казался ужасным, кровавом, экзотически жестоким.

Впоследствии все свои туркестанские картины (вместе с этюдами) художник объединил в серию, чтобы усилить идейное воздействие на зрителя. Верещагин не знал, что для того, чтобы пирамида из человеческих голов была устойчивой, черепа должны быть без нижней челюсти. Посозданным эскизам художник работал двагода вМюнхене. Отсюда было еще очень далеко до выработки твердых антимилитаристских взглядов. Жестокой пыткой был для них каждый час пребывания в этой тюрьме.

Описание картины 
«Апофеоз войны»

Описание картины «Апофеоз войны»

Как оказалось — это было одно из писем художника императору Николаю II. В основе сюжета – события XIV века, связанные с Тамерланом.

Сам же художник хотел сказать абсолютное иное. Стаи голодных хищных птиц кружат над пирамидой, садятся на черепа. Верещагина очень потряс этот обычай. Головой несчастного он велел увенчать пирамиду из черепов казненных им людей.

Его бескомпромиссной правдивостью восхищались передвижники. Немного спустя на горизонте показалась другая неприятельская эскадра. утра вышел на внешний рейд остальные броненосцы несколько задержались на внутреннем рейде. На раме картины художник начертал знаменательные слова: «Посвящается всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим».

Его потряс и сам Восток и то, что он оказался участником войны. Вот какого апокалиптического звучания достиг в этой своей работе В. В. Воснове сюжета— события XIVвека, связанные сТамерланом.

Со всех сторон ее окружают черные вороны — символ смерти. Созданная в 1871 году картина «Апофеоз войны» поразила современников автора удивительным сочетанием невиданного еще сюрреализма исполнения и реализма смысловой нагрузки. история Картина была написана в 1871 году.

Так нередко писали и в официальных реляциях, то есть «как хотели, чтобы было, но как в действительности никогда не бывает», — говорил Верещагин. В 1867 году Верещагин уехал в Туркестан, где он состоял прапорщиком при туркестанском генерал-губернаторе Кауфмане. Картина воспроизводит одну из «пирамид», которые по приказу Тамерлана и других восточных деспотов складывали из черепов их поверженных врагов. Многие политические деятели запрещали солдатам посещать выставки Верещагина. «Апофеоз войны», картина, написанная в 1871 году, входит в Туркестанскую серию (1871-1874), появившуюся в результате поездок художника в 1867-1870 годах.

Василий Верещагин 
«Апофеоз войны»

Василий Верещагин «Апофеоз войны»

Ему, Георгиевскому кавалеру, участнику нескольких войн второй половины XX века претило красивое описание сражений с батальонами солдат в новеньких мундирах и с блестящими штыками наперевес, с гарцующими на породистых конях молодцеватыми генералами-победителями. В «Апофеозе войны» художник достигает значительного тонального единства, свидетельствующего о росте его мастерства в передаче пространства, воздуха и света.

Сошлись на том, что около 28 тысяч. За проявленный героизм художник удостоился Ордена Святого Георгия 4-го класса. В самой центральной Азии.

Описание картины 
Василия Верещагина 
«Апофеоз войны»

Описание картины Василия Верещагина «Апофеоз войны»

А после поездки в Западный Китай в 1869 году, где войска богдыхана безжалостно усмиряли востание местных дунган и уйгуров и появилась картина «Апофеоз войны». Тогда он приказал каждому воину из своей 200-тысячной армии принести по отрубленной голове мужей-развратников. Справедливости ради, нужно понимать, что великими почти всегда становились исключительно самые «популярные». Современникам Василий Васильевич казался ужасным, кровавом, экзотически жестоким.

Уничтожали сластолюбцев зверски: черепа носят следы пуль и сабельных ударов. Узнав в апреле 1868 года о том, что бухарский эмир, находившийся в Самарканде, объявил русским войскам «священную войну», Верещагин устремился вслед за армией навстречу неприятелю. Затем художник почти два года прожил в Индии, а весной 1876-го вернулся в Париж.

Здесь и появилась известная «Туркестанская серия», где художник-баталист изобразил не только боевые действия, но также природу и сцены бытаСредней Азии. Чтобы создать «Апофеоз войны», Верещагин имел всего несколько черепов, которые он и изобразил в различных ракурсах. Картина символизирует смерть, уничтожение и разрушение. Еще одно мгновение.

Картина Верещагина 
«Апофеоз войны» 
и ее печальная неисторичность

Картина Верещагина «Апофеоз войны» и ее печальная неисторичность

Он хотел лично убедиться, надеясь хоть с боем, но спасти своих и «Баяну» было приказано идти вперед, чтобы указать место гибели «Страшного». В «Апофеозе войны» художник достигает значительного тонального единства, свидетельствующего о росте его мастерства в передаче пространства, воздуха и света. Почти всю жизнь художника окружала атмосфера непонимания и враждебности.

После того, как приказ был исполнен, было выложено семь пирамид из голов3. Находясь уже под защитой береговых батарей, «Петропавловск» уменьшил ход и команда была отпущена обедать офицеры стали понемногу расходиться. К сожалению, современный человек так привык к насилию и смерти, происходящих ежедневно по всему миру, что массовыми убийствами сейчас никого не удивишь.

Имперская Россия как раз вела там захват территорий и «умиротворяла» местные народы, так что Верещагин вдоволь насмотрелся на трупы. Запрещалось ходить на выставки Верещагина и детям. Именно здесь, на этом этапе начинается популярность художника. «На Шипке все спокойно», — доносили они в Петербург. Немало повидал он на своем веку. Картина была написана в 1871 году. В самой центральной Азии. 3.

Он был офицером и сражался за Российскую армию. Его имя приводило в ужас правителей Востока и Запада. «Одни распространяют идею мира своим увлекательным словом, другие выставляют в ее защиту разные аргументы — религиозные, политические, экономические, а я проповедую то же посредством красок», — говорил этот суровый, мужественный и бесстрашный человек. Почему художник решил отобразить столь жуткое зрелище и кто запрещал детям смотреть на «Апофеоз войны» – телеканалу «МИР» рассказала хранитель живописи второй половины ХIХ-начала ХХ вв. Немецкий фельдмаршал Мольтке запрещал военным вход на выставку Верещагина.

Третьяков купил ее за 92 тысячи серебром. Верещагин. Все картины этой серии очень хороши («Ворота Тамерлана», «Портрет бачи», «Смертельно раненный»). Русский художник Василий Верещагин никогда не был в фаворе у правителей. Тамерлан остроумно пресек разврат: каждый солдат из его многотысячной армии принес по отрубленной голове греховодника (судя по количеству, особенно в грехах разбираться не стали). «Пасмурное утро 31 марта.

Но в любых условиях делал зарисовки. Следуя одна за другой, эти картины разворачивали перед зрителем весь сюжет (Нищие в Самарканде, Опиумоеды, Продажа ребенка-невольника и др. ). «Апофеоз войны» – единственная картина, на которой Верещагин изобразил то, чего не видел в реальности. По созданным эскизам художник работал два года в Мюнхене. П. Кауфмане.

Макаров не мог примириться с мыслью, что там, на месте гибели «Страшного», могло остаться еще нисколько человек из команды миноносца, беспомощно боровшихся со смертью. Перепрыгнув через поручни, я вскочил на носовую 12 башню. В 1874 году П. М. Поначалу Верещагин назвал полотно «Торжество Тамерлана» – именно из описаний походов знаменитого тюркского полководца художник позаимствовал образ зловещей пирамиды. Здесь и появилась известная «Туркестанская серия», где художник-баталист изобразил не только боевые действия, но также природу и сцены быта Средней Азии.

«Апофеоз войны» 
: история создания 
шедевра

«Апофеоз войны» : история создания шедевра

В то время английские колонизаторы жестоко подавили восстание сипаев. С большим мастерством передан раскаленный зноем воздух. Из черепов врагов складывали пирамиды для устрашения врага и как символ памяти, как утверждение своей власти на землях завоеванных народов. Ряд батальных картин был объединен художником в серию, которую он назвал «Варвары». Верещагин, сменив карандаш на ружье, влился в ряды обороняющихся. По другой версии По другой версии известная картина «Апофеоз войны» была создана Верещагиным под впечатлением рассказа о том, как правитель Кашгара Валихан-торе казнил европейского путешественника и приказал положить его голову на вершину пирамиды, сложенной из черепов других казненных людей.

Посмотрев на такое, дети и солдаты могли просто не захотеть в будущем воевать – настолько сильное впечатление производила эта картина и до сих пор производит. мирных жителей. Верещагина занимают батальные полотна, которые он объединил в серию Варвары. Были ите, ктоподозревал еговнамеренном смаковании деталей— чтобы пощекотать людям нервы. Но в мирной жизни пытался проповедовать и говорить людям о мире. Кроме того иллюзию Средневековья развеивала надпись, которую сделал художник на раме: «Посвящается всем великим завоевателям – прошедшим, настоящим и будущим». Вот что остаётся от людей в результате войн.

Узнав в апреле 1868 года о том, что бухарский эмир, находившийся в Самарканде, объявил русским войскам «священную войну», Верещагин устремился вслед за армией навстречу неприятелю. Результатом этих потрясений и стала картина «Апофеоз войны» – одна из наиболее известных, философских и пацифистских картин Верещагина. В. В. «Апофеоз войны» – это суровое осуждение художником захватнических войн, несущих смерть, уничтожение, разрушение. Штурм не удался.

Его ответом на вооруженный конфликт как таковой стало полотно «Апофеоз войны». Не романист-психолог и не занимательный рассказчик, Верещагин был по складу своего дарования художником-документалистом, «специальным корреспондентом» русского искусства на театрах военных действий. Согласно истории, однажды к Тамерлану обратились женщины Багдада и Дамаска, которые жаловались на своих мужей, погрязших в грехах и разврате. Эту печальную весть нам передал вернувшийся «Баян», которому под сильным огнем удалось спасти из команды «Страшного» всего только пятерых. Он твердо знал, что хочет и поставленной цели добивался с настойчивостью и упорством.

«Война. Полотно «Апофеоз войны» — это изображение смерти, уничтожения, разрушения. Георгия 4–го класса. Верещагина занимают батальные полотна, которые он объединил в серию Варвары. Заключительная же картина серии «Апофеоз войны» изображает пирамиду человеческих черепов, сложенную в среднеазиатской долине, на фоне разрушенного войной города и высохших садов. Одна из самых известных его работ – «Апофеоз войны».

«Я никогда не видел поля битвы и сердце мое облилось кровью». И так близко от меня. Картина «Апофеоз войны» действительно имела первоначальное название «Торжество Тамерлана», но планетарный трагизм полотна поднял его над границами и временем. Особое значение имеют детали картины.

Мне захотелось поближе посмотреть на тревогу сражений и я немедленно покинул деревню». По другой версии известная картина «Апофеоз войны» была создана Верещагиным под впечатлением рассказа о том, как правитель Кашгара Валихан-торе казнил европейского путешественника и приказал положить его голову на вершину пирамиды, сложенной из черепов других казненных людей. Егобескомпромиссной правдивостью восхищались передвижники. «Апофеоз войны»— единственная картина, накоторой Верещагин изобразил то, чего невидел вреальности. Поначалу картина «Апофеоз войны» называлась «Торжество Тамерлана», но круглые следы от пуль в черепах неминуемо отсылали наблюдательного зрителя в более поздние времена.

«Апофеоз войны» 
картина Верещагина

«Апофеоз войны» картина Верещагина

Здесь и появилась известная «Туркестанская серия», где художник-баталист изобразил не только боевые действия, но также природу и сцены быта Средней Азии. «Апофеоз войны» — это суровое осуждение художником захватнических войн, несущих смерть, уничтожение, разрушение. А после разграбления Дели по приказу полководца были обезглавлены 100 тыс. Изначально полотно называлось «Торжество Тамерлана». «Война. В. Верещагин принимал участие в военных действиях и был награжден орденом св. А после поездки вЗападный Китайв1869 г., где войска богдыханабезжалостно усмиряливосстание местных дунган и уйгуров и появилась картина «Апофеоз войны».

Неприятель остановился в какой-то нерешительности. Наша эскадра стала выходить из гавани и «Петропавловск», на который я перешел со штабом адмирала Макарова с «Дианы», уже около 7 час.

Самжехудожник говорил: «Слезы набегают, когда вспоминаю весь этот ужас, аумные люди уверяют, чтояхолодным умом сочиняю небылицы». Однако ужасающие реалии ХХ века делают нас всех печальными «экспертами» в этом деле. От их огня ряды мужественных защитников самаркандской цитадели сильно редели. «Явсюжизнь горячо любил солнце. Георгия за бой под Самаркандом.

Василий Верещагин 
— вдохновленный 
ужасом войны

Василий Верещагин — вдохновленный ужасом войны

И все же первое сильное потрясение имело далеко идущие последствия. В картинах этой серии: «Высматривают» (1873), «Нападают врасплох» (1871), «Окружили – преследуют» (1872), «Представляют трофеи» (1872), «Торжествуют» (1872), «У гробницы святого благодарят всевышнего» (1873) и «Апофеоз войны» (1871-1872), запечатлены связанные один с другим эпизоды из туркестанской войны, повествующие о ее жестокости. Полотно «Английская казнь в Индии» была продана в Нью-Йорке частному лицу на аукционе и с тех пор след ее пропал.

Но, видимо, так уж повелось у настоящих ценителей и псевдолюбителей искусства, что непременно должен быть некий список, в который одни с учетом своей популярности попадают, а другие остаются за чертой этой безмерно-громадной «великости» (уж простите за тавтологию). Холодное голубое небо также выглядит равнодушным и безжизненным. В 1867 году Верещагин уехал в Туркестан, где он состоял прапорщиком при генерал-губернаторе К. П. Кауфмане. Полотно Апофеоз войны – это изображение смерти, уничтожения, разрушения. Тема человека на войне, «драма человеческого сердца как самостоятельный сюжет», по словам И. Крамского, часто отступали в творчестве Верещагина на второй план.

«Апофеоз войны» Верещагин Василий Васильевич

В полотне Самаркандский зиндан В. В. Но со временем термин приобрёл переносное значение и стал значить «прославление, хвалу чего-либо вообще». До весны 1862 года без устали зарисовывал природу, народные типы, сцены быта Средней Азии.

Самжехудожник хотел сказать абсолютное иное. Ряд батальных картин был объединен художником в серию, которую он назвал «Варвары». «На Шипке все спокойно» — так с болью и горькой иронией назвал художник свою картину.

То есть не те, которые довольствуются вздохами восторженной публики — «я в восхищении. », «лепота. », «прелестно, прелестно. » и не те, кого узнают на улице и даже не те, кто собирает толпы зевак на перво-второсортных выставках, а исключительно те художники, за творчество которых пылкие коллекционеры готовы друг друга порвать на части. Верещагина носит не столько конкретно-исторический, сколько символический характер. Будучи профеессиональным военным, художник оказался в 1867 году в Туркестане. В картинах этой серии: «Высматривают» (1873), «Нападают врасплох» (1871), «Окружили — преследуют» (1872), «Представляют трофеи» (1872), «Торжествуют» (1872), «У гробницы святого благодарят всевышнего» (1873) и «Апофеоз войны» (1871—1872), запечатлены связанные один с другим эпизоды из туркестанской войны, повествующие о ее жестокости. Но, разумеется, центральным произведением была картина-откровение «Апофеоз войны».

Сочинение по картине 
Верещагина «Апофеоз 
войны»

Сочинение по картине Верещагина «Апофеоз войны»

Картина «Апофеоз войны» написана в 1871 году, холст, масло, 127 197 см. Ясное синее небо подчёркивает мёртвенность картины. И я бы с радостью писал только одно солнце, если бы люди не убивали друг друга». На раме картины художник начертал знаменательные слова: «Посвящается всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим».

Интерес к ней был огромен. Во Франции Верещагин познакомился с художником-баталистом Мейссонье. Он был очень сильно разорен китайскими войсками.

Апофеоз войны: 7 
шедевров Василия 
Верещагина

Апофеоз войны: 7 шедевров Василия Верещагина

«Я всю жизнь горячо любил солнце. И название «Апофеоз войны» подобрано удивительно точно. Следы от пуль и ударов сабель на черепах еще ярче выражают идею полотна. «Поехал потому, что хотел узнать, что такое истинная война, о которой много читал и слышал»», — писал художник. Иябысрадостью писал только одно солнце, если былюди неубивали друг друга».

На Шипке гибли и замерзали солдаты, это Верещагин видел своими глазами. Во время русско-японской войны Верещагин снова поехал на фронт. Однако ужасающие реалии ХХ века делают нас всех печальными «экспертами» в этом деле. Здесь и появилась известная «Туркестанская серия», где художник-баталист изобразил не только боевые действия, но также природу и сцены быта Средней Азии. В 1867 году Верещагин уехал в Туркестан, где он состоял прапорщиком при генерал-губернаторе К. П. Кауфмане.

и т. п. Тамерлан считал, чтоподобные пирамиды прославляют егополководческий талант. Положение порой становилось просто катастрофическим. Противники превосходили силы русских чуть ли не в восемьдесят раз.

Почему картины Василия 
Верещагина, прошедшего 
через мрак двух

Почему картины Василия Верещагина, прошедшего через мрак двух войн, на 30 лет попали в опалу царей

Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. Черепов в итоге хватило на семь больших пирамид. Повоспоминаниям современников, сделанные изголов индийцев башни достигали огромной высоты. Верещагин былточен вкаждой детали. Он, как Гойя, показывает «ужасы войны» (так называлась серия великого испанца), трагизм, грязь и запредельную жестокость.

Вошедшие вТуркестанскую серию картины, атакже этюды иэскизы были впервые показаны вЛондоне в1873 году, азатем в1874 году— вПетербурге иМоскве. Заключительная же картина серии «Апофеоз войны» изображает пирамиду человеческих черепов, сложенную в среднеазиатской долине, на фоне разрушенного войной города и высохших садов. Онобескровил Орду, жестоко подчинял каждое селение насвоем пути.

«Апофеоз войны» 
– центральное полотно 
Туркестанской серии

«Апофеоз войны» – центральное полотно Туркестанской серии художника Верещагина

Художник погиб 31 марта 1904 года при взрыве броненосца Петропавловск вблизи Порт-Артура. «У меня нет таких проблем, – ответил Верещагин. Перед атакой русских войск на турецкие позиции. Даже такие детали, как шрамы от сабельных ударов и дыры от пуль на черепах «пирамиды», еще явственнее выражают идею произведения. Картина воспроизводит одну из «пирамид», которые по приказу Тамерлана и других восточных деспотов складывали из черепов их поверженных врагов. На картине «Апофеоз войны» изображена пирамида из черепов, которую мог видеть Верещагин и которые пошли со времен Тимура Тамерлана. Сам же художник говорил: «Слезы набегают, когда вспоминаю весь этот ужас, а «умные люди» уверяют, что я холодным умом сочиняю небылицы».

Ему, Георгиевскому кавалеру, участнику нескольких войн второй половины XX века претило «красивое» описание сражений с батальонами солдат в новеньких мундирах и с блестящими штыками наперевес, с гарцующими на породистых конях молодцеватыми генералами-победителями. В 1867 году Верещагин уехал в Туркестан, где в звании прапорщика состоял художником при генерал-губернаторе К. П. Кауфмане. Стаи голодных хищных птиц кружат над пирамидой, садятся на черепа. На картине «Апофеоз войны» изображен курган из человеческих черепов на фоне выжженной дотла степи. «А как вы решаете такие проблемы, мсье Верещагин. » – спросил он.

О жизни и творчестве 
выдающихся художников

О жизни и творчестве выдающихся художников

«Торжество Тамерлана» или «Апофеоз войны» входит в туркестанскую серию картин художника, которую он создал во время путешествия по Туркестану, где видел множество смертей и самых ужасных событий. В полотне Самаркандский зиндан В. В. Апосле разграбления Дели поприказу полководца были обезглавлены 100тыс. После атаки.

Картина освещена ярким безжалостным солнцем. Последующая география перемещений Верещагина очень обширна. «Апофеоз войны» так можно назвать и его вторую картину, которая появилась несколько позже, когда художник совершил поездку в Индию.

Плевна. Привести Японию к «смирению», смыть нанесенное ею «оскорбление царю» – этого требует, по его мнению, русский престиж в Азии. Но об этом стало известно гораздо позже. Верещагин в своих письмах больше всего боится, как бы царь не вздумал «смиловаться» над Японией и не заключил бы с ней мира, «не наказавши ее полностью».

Отсюда было еще очень далеко до выработки твердых антимилитаристских взглядов. До весны 1862 года без устали зарисовывал природу, народные типы, сцены быта Средней Азии. Он обескровил Орду, жестоко подчинял каждое селение на своем пути. В этих полотнах прозвучал протест художника-гуманиста против зверств турецких башибузуков, бессмысленной гибели русских солдат, обреченных на гибель бездарным командованием. В раскинувшейся перед зрителем панораме преобладает жёлтый цвет.

Апофеоз войны — 
программное произведение 
Василия Верещагина

Апофеоз войны — программное произведение Василия Верещагина

Третьяковской галереи Светлана Соловьева.