Валерий Брюсов Портрет

Валерий Яковлевич Брюсов написал стихотворение «Портрет» в 1912 году. На этой странице представлено стихотворение поэта Валерий Брюсов — Женский портрет.

Валерий Брюсов — Женский портрет

Стихотворение Осеннее чувство (Гаснут розовые краски в бледном отблеске луны. ) варьировало мотивы Малларме и Бодлера, Самоуверенность (Золотистые феи в атласном саду. ) играло метафорами на манер Рембо, а Творчество (Фиолетовые руки на эмалевой стене. ) было примером «утаивания», характерного для «суггестивной» поэзии и т. д. Став родоначальником «русской литературной Ленинианы», Брюсов пренебрёг «заветами» изложенными им самим ещё в 1896 году в стихотворении «Юному поэту»— «не живи настоящим», «поклоняйся искусству»11. Некоторые постреволюционные стихи являются восторженными гимнами «ослепительному Октябрю» в отдельных своих стихах он славит революцию в один голос с марксистскими поэтами (см., например, стихотворения сборника «В такие дни» (1923)— в частности, «Работа», «Отклики», «Братьям-интеллигентам», «Только русский»)40. М., 1897), «Tertia vigilia» («Третья стража». Стихи 1919–1920гг» (М., 1921), «Миг. У него были хорошие знания в области латинской поэзии и поэзии французской (русскую он знал просто ослепительно). В своих критических статьях Брюсов не только раскрывал теорию символизма, но и выступал с высказываниями о зависимости формы от содержания в литературе поэзии, как считает Брюсов, «можно и должно» учиться ибо она— ремесло имеющее важное воспитательное значение.

Не современникам и даже не человечеству завещаю я эту книгу, а вечности и искусству». После организации издательства Скорпион, которое стало выпускать новую литературу (произведения модернистов), Брюсов принимал активное участие в организации альманахов и журнала Весы (1904 – 1909), ставшего рупором русского символизма. Брюсов кидался на все и все, на что он кидался, он изучал необычайно основательно. Но у нас было много общих знакомых. Как переводчик Брюсов много сделал для русской литературы. Только циклы «Из ада изведённые» и «Мгновения» посвящены любви.

Стихотворение Женский 
портрет Брюсов Валерий 
Яковлевич

Стихотворение Женский портрет Брюсов Валерий Яковлевич

Поэт писал в дневнике: «Недели перед свадьбой не записаны. Чулков.

Усы – как клыки, характерное французское en croc (закрученные кверху). Наиболее полным сборником критических статей Брюсова является «Далёкие и близкие». Воспоминания).

Валерий Брюсов – 
Женский портрет

Валерий Брюсов – Женский портрет

Символизм в России был признан существующим. В стихотворениях Брюсова перед читателем встают противоположные начала: жизнеутверждающие— любовь, призывы к «завоеванию» жизни трудом, к борьбе за существование, к созиданию, — и пессимистические (смерть есть блаженство, «сладостная нирвана», вот таким образом стремление к смерти стоит превыше всего самоубийство «соблазнительно», а безумные оргии суть «сокровенные наслаждения искусственных эдемов»). Брюсов являлся и членом Моссовета40. Вместе они стали издавать рукописный журнал «Начало». «Песни» написаны жизненно, в «лубочной» форме они привлекли к себе большое внимание критики, отнёсшейся, однако, к этим произведениям большей частью скептически, назвав «фальсификацией» «псевдонародные частушки» Брюсова14.

Брюсов писал и фантастические произведения— это роман «Гора Звезды», рассказы «Восстание машин» (1908) и «Мятеж машин» (1914), повесть «Первая междупланетная», антиутопия «Республика Южного Креста» (1904—05)52. В Октябре поэт увидел знамя нового, преображённого мира, способного уничтожить буржуазно-капиталистическую культуру, «рабом» которой поэт считал себя ранее теперь же он может «возродить жизнь». В 1920 году вступил в Коммунистическую партию. В 1917 – 1919 годах он возглавлял Комитет по регистрации печати (с 1918 года – отдел Российской книжной палаты).

В 1914 году, с началом Первой мировой войны, Брюсов отправился на фронт военным корреспондентом «Русских ведомостей». В 1895 году вышла первая книга стихотворений Брюсова – Chefs duvre (Шедевры), в 1897 году – сборник стихов Me eum esse (Это – я) о мире субъективно-декадентских переживаний, провозглашавшие эгоцентризм. Классическим примером гражданской лирики (и, пожалуй, наиболее известным в сборнике) является стихотворение «Каменщик». Третья стража начинается (после программного пролога Возвращение) циклом Любимцы веков, посвященным истории и месту личности в ней. Сейчас еще не время оценивать творчество Серова в его целом. В 1919 году Брюсов стал членом РКП (б).

Брюсов поёт «гимн славы» «грядущим гуннам», прекрасно понимая, что они идут разрушить культуру современного ему мира, что мир этот обречён и что он, поэт, — его неотрывная часть. В остальном он умел как никто переключаться из одной поэтической атмосферы в другую. В нём мы видим слияние трудно сочетаемых качеств.

– скрещивать руки. Интересныисточник не указан 97 дней брюсовские работы по стихосложению («Основы стиховедения» и др. ). Брюсов видит в будущем лишь времена «последних дней», «последних запустений». Два следующих сборника, Urbi et orbi (Городу и миру, 1903) и Stephanos (Венок, 1905) вводят бытовые и гражданские мотивы в поэзию Брюсова.

Стихи 1903–1905гг» (М., 1906), «Все напевы» (М., 1909), «Зеркало теней» (М., 1912), «Стихи Нелли. Брюсов сочувственно относился к творчеству пролетарских поэтовисточник не указан 97 дней, что выражено в его статьях «Вчера, сегодня и завтра русской поэзии», «Синтетика поэзии». Критики восприняли стихи скептически, в том числе из-за громкого названия книги.

Он искал одного – верности тому, что есть. Необычность, новизна мысли или образа, оригинальность формы – вот что для Брюсова было необходимостьюЧувствую потребность подчеркнуть еще одно примечательное (и для многих, вероятно, неожиданное) качество Брюсова. В сборниках «Зеркало теней» (1912), «Семь цветов радуги» (1916) нередкими становятся выдающие этот кризис авторские призывы к самому себе «продолжать», «плыть дальше» ит. п. изредка появляются образы героя, труженикаисточник не указан 91 день. В 1890-е годы параллельно с Зинаидой Гиппиус Брюсов разрабатывал тонический стих (дольник— термин им и введённый в русское стиховедение в статье 1918 года), но, в отличие от Гиппиус и впоследствии Блока, дал мало запоминающихся образцов и в дальнейшем к этому стиху обращался редко: наиболее известные дольники Брюсова— «Грядущие гунны» (1904) и «Третья осень» (1920)49. Валерий Брюсов внёс большой вклад в развитие формы стиха, активно использовал неточные рифмы, «вольный стих» в духе Верхарна, разрабатывал «длинные» размеры (12-стопный ямб с внутренними рифмами: «Близ медлительного Нила, там, где озеро Мерида, в царстве пламенного Ра // ты давно меня любила, как Озириса Изида, друг, царица и сестра», знаменитый 7-стопный хорей без цезуры в «Конь блед»: «Улица была как буря.

Валерий Брюсов – 
Женский портрет 
 (стихи)

Валерий Брюсов – Женский портрет (стихи)

Одной из причин был отказ Струве печатать роман Андрея Белого «Петербург», считавшего роман творческой неудачей— на печатании романа настаивал Брюсов. Поэт из «пустыни одиночества» возвращается в мир людей он словно бы вновь обретает «отчий дом» среда, которая взрастила его, разрушена и теперь на месте «полутёмных лавок и амбаров» вырастают сияющие города настоящего и будущего («Рассеется при свете сон тюрьмы и мир дойдёт к предсказанному раю»)33. В «Третьей страже» помещены также несколько переводов стихотворений Верхарна, восхищение творчеством которого последовало за восхищением музыкой и «нечёткими образами» поэзии Верленаисточник не указан 97 дней. Варьируя намеченные в предыдущих книгах мотивы, Брюсов изменил акценты. Появились в них и темы, которые Брюсов будет развивать в последующих книгах: тема поэта и поэзии тема современного города, впервые зазвучавшая у Бодлера тема личности и истории «декадентские» мотивы смерти и любви как губительной страсти лирические пейзажные зарисовки в духе романтиков, с одной стороны и Верлена, с другой.

Свободен человек лишь на природе, — в городе он лишь ощущает себя узником, «рабом каменьев» и мечтает о будущем разрушении городов, наступлении «дикой воли». Однако первой публикацией Брюсова стала вполне обыденная статья — в 13 лет он выступил на страницах журнала «Русский спорт» в поддержку тотализатора на скачках. Это была крепкая хватка, волевая и судорожная. Одновременно с третьим выпуском Русских символистов Брюсов опубликовал первую книгу своих стихов Chefs d"oeuvre (Шедевры, 1895).

  1. Валерий Брюсов — Портрет (Привык он рано презирать святыни): Стих
  2. Портрет поэта Валерия Яковлевича Брюсова, Врубель, 1906
  3. Портрет поэта Валерия Яковлевича Брюсова
  4. Портрет (Привык он рано презирать святыни)
  5. Валерий Яковлевич Брюсов (1873-1924)

При негодности данных – сильнейшее данное (не дано, дан). Брюсов полностью перевёл «Фауста» Гёте, «Энеиду» Вергилия. Топорная внешность, топором, а не резцом, но крепко, но метко. Эти стихи насыщены социальными мотивами, пафосом «научности» (в духе «научной поэзии» Рене Гиля, которой Брюсов интересовался ещё до революции: «Мир электрона», 1922, «Мир N-измерений», 1924), экзотическими терминами и собственными именами (автор снабдил многие из них развёрнутым комментарием). В последней работе имеются новооткрытые и восстановленные тексты Пушкина-лицеиста)57. С каждым днем портрет оживал под его карандашами.

В последнем великолепно отображена психология описываемого времени (Германии XVI века), точно передаётся настроение эпохи по мотивам «Огненного ангела» Сергей Прокофьев написал одноимённую оперу51. Уже в 13 лет он связывал свою будущую жизнь с поэзией. Они Её слышат. В связи с этим Брюсов прекращает выступать как деятель литературной борьбы и лидер конкретного направления, занимая более взвешенную, «академическую» позицию. Несмотря на трагический финал, в пьесе изредка всё же встречаются вселяющие надежду нотки так, в финальной сцене появляется верящий в «возрождение человечества» и в Новую жизнь юноша по нему— лишь истинному человечеству вверена жизнь земли и люди, решившиеся умереть «гордой смертью», — только заблудившаяся в жизни «несчастная толпа», ветвь, оторванная от своего дерева.

  • Портрет Валерия Яковлевича Брюсова
  • Описание картины «Портрет Валерия Яковлевича Брюсова»
  • Биография Брюсова Валерия Яковлевича
  • «Громадные пакеты исписанной бумаги»
  • Посвящение «Вечности и искусству»
  • Корреспондент, переводчик, профессор
  • Стихотворение входит в подборки

», 1903)39. / Путь труда, как путь иной (Работа). Даже стихотворения о природе, которых в сборнике немного, звучат «из уст горожанина» («Месячный свет электрический» ит. п. ).

В 1920-е годы (в сборниках «Дали» (1922), «Mea» («Спеши. », 1924) он радикально обновляет свою поэтику используя перегруженный ударениями ритм, обильные аллитерации, рваный синтаксис, неологизмы (вновь, как в эпоху «Стихов Нелли» используя опыт футуризма) Владислав Ходасевич, в целом критически настроенный к Брюсову, не без сочувствия оценивает этот период как попытку через «сознательную какофонию» обрести «звуки новые». В некоторых текстах проявляются ноты разочарования своей прошлой и настоящей жизнью, даже самой революцией (особенно характерно стихотворение «Дом видений»). М., 1900), «Urbi et orbi» («Граду и миру». Основным, то есть особо характеризующим Брюсова, была собранность, скованность. Любовь к «Тале» Дарузес Брюсов испытывал до 1895 годаисточник не указан 97 дней.

  • Валерий Брюсов, самые читаемые стихотворения
  • Лучшая поэзия, читайте на сайте

Брюсов сам ощущает себя рабом буржуазной культуры, культуры города и его собственное культурное строительство является сооружением той же тюрьмы, что представлена в стихотворении «Каменщик». Поэт, прозаик, драматург, критик, литературовед (теория стихосложения исследования о творчестве Пушкина – более 80 публикаций), переводчик, литературный и общественный деятель. Новый поэтический предмет требовал нового языка. Только у детей бывает такая пытливость, такая тяга узнать все. Это все – смешно, но именно так я чувствовал тогда. Он заново перечитывает Пушкина, но восхищается и «новыми» поэтами, Д. С. Мережковским и К. М. Фофановым. При этом Брюсов замаскировал свои опыты несколькими псевдонимами: каждый представлял особый темперамент и особое ответвление «нового искусства».

Валерий Брюсов — 
Портрет (Привык 
он рано презирать

В новеллистическом цикле «Ночи и дни» Брюсов отдаётся «философии мига», «религии страсти». «Если бы мне жить сто жизней, они не насытили бы всей жажды познания, которая сжигает меня», — отмечал поэт в дневнике27. Как литературный критик Валерий Брюсов начал выступать ещё в 1893 году, когда отбирал стихи начинающих поэтов (таких же, впрочем, как и он сам) для первого сборника «Русские символисты»56. В этом было даже что-то ребяческое. Приятную особенность итальянских городов составляет изобилие статуй.

Несмотря на слабость большинства стихотворений, мистификация удалась. Бунин. Осенью 1890 поступает в 6-й класс другой гимназии, где увлеченно занимается математикой изучает философию (Канта, Шопенгауэра, особенно Спинозы). При этом будущий поэт получил хорошее образование— он учился в двух московских гимназиях: с 1885 по 1889 год— в частной классической гимназии Ф. И. Креймана (был отчислен за пропаганду атеистических идей) и в 1890—1893 годах— в частной гимназии Л. И. Поливанова последний педагог оказал значительное влияние на юного поэта в последние гимназические годы Брюсов увлекался математикой16.

Он, без колебания, не заботясь о последствиях исполнял то, что почитал своим долгом. Принимал активное участие в подготовке первого издания Большой советской энциклопедии (являлся редактором отдела литературы искусства и языкознания первый том вышел уже после смерти Брюсова)47. Во всяком случае у итальянцев какая-то страсть ставить памятники на всех площадях. Несмотря на все свои стремления стать частью наступившей эпохи, «поэтом Новой жизни» Брюсов стать так и не смог. Она замыкала и строгие мысли и девическую застенчивость.

Великодержавное настроение времён Русско-японской войны 1904—1905 годов (стихотворения «К согражданам», «К Тихому океану») сменились у Брюсова периодом веры в непременную гибель урбанистического мира, упадок искусств, наступление «эпохи ущерба». В период с 1894 по 1895 он издал (под псевдонимом Валерий Маслов) три сборника Русские символисты, куда вошли многие из его собственных стихов (в том числе под различными псевдонимами) большая их часть была написана под влиянием французских символистов. – воскликнул он. Стихи 1920–1921гг» (Берлин Пг., 1922), «Дали» (М., 1922), «Меа» («Спеши». Опыт Брюсова-редактора был учтён Струве, когда тот пригласил поэта редактировать литературный отдел старейшего московского журнала «Русская мысль» в 1910 году.

На протяжении 1890-х годов поэт обращается к «крестьянской» теме всё чаще. Был заведующим Московского библиотечного отдела при Наркомпросе (1918 – 1919), председателем президиума Всероссийского союза поэтов (1919 – 1921), с 1919 года работал в Государственном издательстве, с 1921 года – заведующий литературным подотделом Отдела художественного образования при Наркомпросе. Родители мало занимались воспитанием Валерия и мальчик был предоставлен самому себе большое внимание в семье Брюсовых уделялось «принципам материализма и атеизма», вот таким образом Валерию строго запрещалось читать религиозную литературу («От сказок, от всякой чертовщины, меня усердно оберегали. Для себя Брюсов выбирает среди всех жизненных путей «путь труда, как путь иной», дабы изведать тайны «жизни мудрой и простой». Свое творческое становление Брюсов подробно описал в автобиографии (Из моей жизни). В течение двух лет работал секретарем редакции журнала Русский архив.

В нём ярко расцветает гражданская лирика Брюсова, начавшая проявляться ещё в сборнике «Urbi et Orbi». Поэт публиковал свои произведения во многих московских и петербургских журналах, работал в московском издательстве «Скорпион». Значительного внимания критики удостоиласьисточник не указан 97 дней и повесть «Последние страницы из дневника женщины»53.

В 1885 в возрасте 11 лет он поступил во 2-й класс гимназии. Поэты и писатели устраивали литературные встречи в кружке Гиппиус, на «средах» у Брюсова, а также у его друга Александра Миропольского (Ланга). Писать Брюсов начал рано, еще ребенком, сочиняя стихи и рассказы. Годы странствий). Современники иронизировали, что ежемесячник Струве издаётся так, будто это «юбилейные номера русского символизма». «О, придут не китайцы избиваемые в Тяньцзине, а те— более страшные, втоптанные в шахты и втиснутые в фабрики Я зову их ибо они неизбежны», — пишет поэт четырём символистам в 1900 году, после «Трёх разговоров» Владимира Соловьёва14.

В 1893 году он пишет письмо (первое из известных) Верлену, в котором говорит о своём предназначении распространять символизм в России и представляет себя как основоположника этого нового для России литературного течения21. Настроение «Земли» (произведения «предельно высокого», по определению Блока) в целом пессимистическое. Таким образом, по собственному выражению, он творил «храм всем богам, дню и ночи и Христу и Адонису и демонам» (из письма И. И. Ореусу-Коневскому 15 марта 1899). Единственное, чего не терпел Брюсов, были проторенные дороги. Не лишён Брюсов был и чувства «ревности» к новому поколению символистовисточник не указан 97 дней (см. «Внешность Брюсова. По-новому определяется и его взгляд на творчество.

Стихи 1912–1915гг» (М., 1916), «Последние мечты» (М., 1920), «В такие дни. Ему нужна была маска мэтра. В своём эксперименте Брюсов оказался одинок: в эпоху построения новой, советской поэзии опыты Брюсова были сочтены слишком сложными и «непонятными массам» представители модернистской поэтики также отнеслись к ним отрицательноисточник не указан 97 дней.

В Берлине я впервые увидел подлинные полотна Боттичелли (петербургское Поклонение волхвов я еще не умел ценить). Символистская поэзия стала для Брюсова «целым откровением: не будучи знаком с западно-европейской литературой последнего полустолетия», он «только из их стихов понял, как далеко ушла поэзия от творчества романтиков» (там же). Причина— повесть Брюсова «Последние страницы из дневника женщины»60. В комнатах приглушали свет и вызывали «духов», которые двигали мебель и даже «писали» таинственные тексты — разумеется, чужой рукой.

Прекрасно играл в винт и преферанс интересовался спортом изучал языки (он мог отдаться изучению какого-либо языка специально для того, чтоб прочесть в подлиннике того или иного автора или перевести его произведения). Кроме того уже давно, после Пана, после Тридцати трех богатырей, после Фауста я был страстным поклонником его творчества (Демона мне на выставке не довелось видеть). «Ни разбросанные, как попало, кубические линии лица, ни несколько заспанные, но всегда просверливающие глаза, ни намеренная эластичность движений (он написал о себе, что он потомок скифов, как же можно было после этих строк потерять гибкость и упругость. ), – ничто из этого не было самым существенным в Брюсове.

Брюсов изучал творчество Николая Гоголя (что выразилось в его речи «Испепелённый»), Баратынского, Фёдора Тютчева (Брюсов фактически открыл творчество этого талантливого поэта для русского общества), Алексея Толстогоисточник не указан 97 дней. После революции Брюсов продолжал и активную творческую деятельность. Сборник рассказов и драмы «Земля», «Зеленая ось» (М., 1907). Повесть IV века» (1911–1912), «Юпитер поверженный» (опубликован в 1934) повести «Обручение Даши» (1913), «Рея Сильвия» (1914), «Моцарт» (1915) сборник рассказов «Ночи и дни» (М., 1913) пьесы «Путник» (1911), «Протесилай умерший» (1913), «Диктатор» (1921). / Я хочу изведать тайны, / Жизни мудрой и простой, / Все пути необычайны. Но Брюсова окрестили «декадентом» и на целых пять лет журналы оказались для него закрыты.

В 1897 году Валерий Брюсов женился. Венок. Он сравнивал поэтическую мечту с волом, а поэта с ее погонщиком. Тогда же Брюсов начал читать русскую литературу «от Пушкина и Лермонтова, через Тургенева, Толстого, Достоевского, доЛескова. » (до того он увлекался историей и естественными науками).

В нем появились урбанистические исторические и научные мотивы. В 1916 году Брюсов издал стилизованное продолжение поэмы Пушкина «Египетские ночи», вызвавшее крайне неоднозначную реакцию критики. Широта охвата ценимой Брюсовым поэзии была беспредельна. Литературовед Михаил Гаспаров оценивает роль Брюсова в русской модернистской культуре, как роль «побеждённого учителя победителей-учеников», повлиявшего на творчество целого поколения38. Усы нападчика, шевелящиеся в гневе. Конечно, Серов был реалист, в лучшем значении этого слова.

В сборнике Me eum esse за прологом (Новые заветы), где речь шла о новых поэтических задачах автора, следовал цикл Видения, в котором, подключая контекст поэзии Бодлера и Малларме, Брюсов решал проблему соотношения земной жизни и небесного идеала. Окончание редакторства Брюсова произошло в конце 1912 года. Его избранницей стала Иоанна Рунт, молодая гувернантка сестер поэта. Дед с материнской стороны А. Я. Бакулин был поэтом-самоучкой. Брюсов оказал влияние советами и критикой на творчество очень многих младших поэтов, почти все они проходят через этап тех или иных «подражаний Брюсову»14. Ум Брюсова не был быстр, но очень остер и подкреплен особой, брюсовской логичностью.

Трезвый и деловитый в повседневной жизни, Брюсов, кажется, хотел навести порядок и на потусторонний мирДальше литературного и салонного оккультного экспериментализма у него дело не пошло. Брюсов солидно знал историю, математику и даже оккультные науки. В каждом городе непременно есть свой Виктор-Эммануил и свой Гарибальди.

Как же писать теперь, если свое состояние я могу определить только словом «блаженство». Я стоял в зале Берлинского музея (то было еще его прежнее помещение, теперь занятое почти исключительно собранием чудовищно-безобразных мула-жей, опозоривающих едва ли не все лучшие создания мировой скульптуры), стоял в пестрой толпе, беспечно глазеющей на белокурую Афродиту, стыдливо потупившую глаза, – и чувствовал себя как бы государем, путешествующим инкогнито и узнанным некоей принцессой. Слова вылетали с как бы припухших губ. Стилизации самых разных поэтических манер, русских и иностранных (вплоть до «песней австралийских дикарей»)— излюбленное занятие Брюсова, он готовил даже антологию «Сны человечества», представляющую собой стилизацию (или переводы) поэтических стилей всех эпох. По Л. Каменеву Брюсов— «молотобоец и ювелир»источник не указан 97 дней. По Брюсову, революция была неминуема. Следующую книгу — сборник стихотворений «Третья стража» с историко-мифологическими сюжетами — поэт посвятил Константину Бальмонту.

др. )14. Уже на втором курсе обучения поэт опубликовал свой первый сборник «Chefs doeuvre» — «Шедевры». Стихотворные сборники «Chefs doeuvre» («Шедевры». Эти эксперименты были плодотворно восприняты младшими поэтами. Заслуживает внимания повесть «Обручение Даши», в которой автор изображает своего отца, Якова Брюсова, вовлечённого в либеральное общественное движение 1860-х годовисточник не указан 97 дней. Поэт по-прежнему был верен своему стремлению быть первым в любом начатом деле.

Его произведения разбросаны по разным городам, вспоминаются только в перспективе лет. У нас нет даже ни одной обстоятельной монографии о Серове (приготовлена к печати и скоро должна выйти книга о Серове – И. Э. Грабаря). Схоже по духу с «Каменщиком» и стихотворение «Гребцы триремы» (1905).

Одним из первых русских поэтов Брюсов в полной мере раскрыл урбанистическую тему (хотя элементы «городской лирики» можно встретить ещё задолго до Брюсова— например, в пушкинском «Медном всаднике», в некоторых стихотворениях Н. А. Некрасова). Волевой, наполеоновский, естественнейший — сосредоточенной воли жест. Он не выносил только плохой поэзии. Либо перо, либо крест.

Из брюсовских литературоведческих работ наиболее известныисточник не указан 97 дней его труды, посвящённые биографии и творчеству Александра Пушкина (работы по стихосложению Пушкина, «Письма Пушкина и к Пушкину», «Пушкин в Крыму», «Сношения Пушкина с правительством», «Лицейские стихи Пушкина». Может быть, причиной этому почти всегда светлое итальянское небо или сравнительная высота даже среднего уровня итальянских скульптурных изделий или, наконец, достоинства итальянского мрамора из которого, что ни сделай, все будет прекрасно, – не знаю. Эта черта творчества Брюсова вызывала наиболее поляризирующие критику отклики сторонники его (прежде всего символисты, но и такие акмеисты-ученики Брюсова, как Николай Гумилёв) видели в этом «пушкинскую» черту, «протеизм», знак эрудиции и поэтической мощи, критики (Юлий Айхенвальд, Владислав Ходасевич) критиковали такие стилизации как знак «всеядности», «бездушия» и «холодного экспериментаторства»источник не указан 91 день33. Раньше с Врубелем встречаться мне не приходилось. Манеру позднего Брюсова детально исследовавший её М. Л. Гаспаров назвал «академический авангардизм»38.

В Любимцах веков и в подобных циклах из других сборников (Баллады в Urbi et Orbi Правда вечная кумиров в Stephanos Правда вечная кумиров и Приветствия в книге Все НапевыВластительные тени в Зеркале Теней и т. д. ) Брюсов-поэт говорил от лица исторических персонажей, героев древнегреческой и библейской мифологии, обобщенных героев, символизирующих определенную эпоху. Нередко здесь проходили модные в те годы спиритические сеансы. С посвящением Валерия Брюсова» (М., 1913), «Семь цветов радуги. Зато об идеях Дарвина и принципах материализма я узнал раньше, чем научился умножать», — вспоминал Брюсов15) но при этом других ограничений на круг чтения юноши не накладывалось, вот таким образом среди «друзей» его ранних лет были как литература по естествознанию, так и «французские бульварные романы», книги Жюля Верна и Майн Рида и научные статьи— словом «всё, что попадалось под руку»15.

Прямота и честность были основными чертами его существа. Невозможность изгиба (невозможность юмора, причуды, imprevu (неожиданность)– всего, что относится к душевной грации). Его литературные интересы становятся более разнообразными. С попыткой выйти из кризиса и найти новый стиль исследователи творчества Брюсова связывают такой интересный эксперимент поэта, как литературную мистификацию— посвящённый Надежде Львовой сборник «Стихи Нелли» (1913) и продолжившие его «Новые стихи Нелли» (1914—1916, остались не изданными при жизни автора).

В раскосости и скуластости – перекличка с Лениным. Уже сборники конца 1900-х годов— «Земная ось» (прозаический сборник рассказов, 1907), «Все напевы» (1909)— оценивались критикой как более слабые, чем «Stephanos», в основном они повторяют прежние «напевы» усиливаются мысли о бренности всего сущего, проявляется духовная усталость поэта (стихотворения «Умирающий костёр», 1908 «Демон самоубийства», 1910). Руки вдоль тела – не Брюсов. Свою миссию в качестве литературного редактора Брюсов видел в продолжении традиций «Весов». И главным действующим лицом в поэзии Брюсова является то отважный, мужественный боец, то— отчаявшийся в жизни человек, не видящий иного пути, кроме как пути к смерти (таковы, в частности, уже упоминавшиеся «Стихи Нелли», творчество куртизанки с «эгоистической душой»)38. Брюсову будто бы были ведомы какие-то великие тайны творчества и жизни. Так есть».

М., 1903), «Etefauoz. Форма головы – конус, посадка чуть кверху, взирание и вызов, неизменное свысока. В юности Брюсов увлекался также театром и выступал на сцене московского Немецкого клуба здесь он познакомился с Натальей Александровной Дарузес (выступала на сцене под фамилией Раевская), ставшей вскоре возлюбленной поэта (первая любовь Брюсова— Елена Краскова— скоропостижно скончалась от чёрной оспы весной 189328 ей посвящено множество стихотворений Брюсова 1892—1893 годов). Свободное отношение Брюсова к наследию веков, к мифологиям и религиям позволяло ему, смешивая их, создавать единую систему культурных знаков, где отдельные «портреты» призваны были символизировать непрерывность, единство культуры и диалогичность времени. Он пользовался большим авторитетом как среди сверстников-символистов, так и среди литературной молодёжи имел репутацию строгого безукоризненного «мэтра», творящего поэзию «мага», «жреца» культуры и среди акмеистов (Николай Гумилёв, Зенкевич, Мандельштам) и футуристов (Пастернак, Шершеневич и др. ). Своего пика эти настроения достигли во время Первой русской революции они ярко выражены в брюсовской драме «Земля» (1904, вошла в сборник «Земная ось»), описывающей будущую гибель всего человечества затем— в стихотворении «Грядущие Гунны» (1905) в 1906 году Брюсовым была написана новелла «Последние мученики», описывающая последние дни жизни русской интеллигенции, участвующей в безумной эротической оргии пред лицом смерти. Русские символистыподверглись яростной критике, что создало его авторам скандальную славу. Известны брюсовские переводы произведений Эдгара По (стихотворения), Ромена Роллана («Лилюли»), Мориса Метерлинка («Пеллеас и Мелезанда», «Избиение младенцев»), Виктора Гюго, Расина, Авсония, Мольера («Амфитрион»), Байрона, Оскара Уайльда («Герцогиня Падуанская», «Баллада Рэдингской тюрьмы»).

В. Я. Брюсова) и до конца жизни был его ректором и профессором. Несколько статей («Пушкин и крепостное право», статья о стихотворной технике Пушкина и др. ) написано Брюсовым для собрания сочинений великого русского поэта (издание Брокгауза). Стихотворения «Кинжал» (1903), «Довольным» (1905)— стихотворения «песенника» растущей революции, готового встретить «приветственным гимном» её свержение14. И аккуратность у него, в его низкой комнате на антресолях, была удивительная» (И. В 1918 году Брюсов издал сборник «Опыты», не ставивший творческих задач и специально посвящённый самым разнообразным экспериментам в области стиха (сверхдлинные окончания строк, фигурная поэзия ит. п. ). Оригинальные новеллы Брюсова, построенные на принципе двоемирья, составили сборник «Земная ось» (1907). Эти стихи написаны от лица увлечённой модными веяниями «шикарной» городской куртизанки, своего рода женского соответствия лирического героя Игоря Северянина, поэтика обнаруживает— наряду с характерными приметами брюсовского стиля, благодаря которым мистификация была скоро разоблачена— влияние Северянина и футуризма, к появлению которого Брюсов относится с интересом1446.

В 1921 году организовал Высший литературно-художественный институт (впоследствии ВЛХИ им. Скрещенные на груди руки и черный застегнутый сюртук к тому времени уже стали атрибутами Брюсова. Возглавляемые им «Весы» стали самым тщательным по отбору материала и авторитетным модернистским журналом (противостоящим эклектичным и не имевшим чёткой программы «Перевалу» и «Золотому Руну»). Это трехчастная антология, составленная из переводов (поэзии П. Верлена, А. Рембо, С. Малларме, М. Метерлинка, А. Э. По, Лорана Тальяда) и подражаний.

Увлёкшись скачками, отец просадил всё состояние на тотализаторе он заинтересовал скачками и сына, первая самостоятельная публикация которого (в журнале «Русский спорт» за 1889 год) представляет собой статью в защиту тотализатора14. Он начинает переводить символистов и подражать им. М., 1924).

Наиболее известны исторические романы Брюсова «Алтарь победы», описывающий быт и нравы Рима IV века н. э. 50 и— в особенности— «Огненный ангел».

Отзывы 1916—1917 годов (писавшая под псевдонимом Андрей Полянин София Парнок, Георгий Иванов и др. ) отмечают в «Семи цветах радуги» самоповторения, срывы поэтической техники и вкуса, гиперболизированные самовосхваления («Памятник» и др. ), приходят к выводу об исчерпанности брюсовского таланта4445. Урбанистическая тема получает здесь большее развитие по сравнению с «Tertia Vigilia» поэт отдельными штрихами рисует жизнь большого города во всех её проявленияхисточник не указан 97 дней: так, мы видим и чувства рабочего («И каждую ночь регулярно я здесь под окошком стою и сердце моё благодарно, что видит лампадку твою»35) и истинные переживания обитательницы «дома с красненьким фонариком». Характерной чертой поэтики Брюсова с этого периода становится стилевая всеохватность, энциклопедизм и экспериментаторство, он был ценителем всех видов поэзии (им посещаются «пятницы К. К. Случевского»), собирателем «всех напевов» (название одного из его сборников). В 1896 выпустил вторую книгу стиховMe eum esse (Это – я, датировано 1897). Брюсов, происходивший из русского крестьянства, находившегося под «барским гнётом», был хорошо знаком с сельской жизнью. Следует отметить рост патриотических настроений в лирике Брюсова 1914—1916 годов42.

Журнал «Весы» прекращает выходить в 1909 к 1910 активность русского символизма как движения снижается. Однако позже Брюсов сблизился с другими юными любителями чтения, вместе они начали издавать рукописный журнал «Начало». Первое, негибкость, негнущесть, вплоть до щетиной брызжущих из черепа волос (бобрик). Согласно характеристике Андрея Белого48, Валерий Брюсов— «поэт мрамора и бронзы» в то же время С. А. Венгеров считал Брюсова поэтом «торжественности по преимуществу»23.

И даже в период поклонения городу у Брюсова иногда возникает мотив «бегства» с шумных улиц на лоно природы. Романы «Гора Звезды» (1895–1899 опубликован в 1975), «Огненный Ангел» (М., 1908 2-е изд., доп., М., 1909) «Алтарь Победы. Двумя годами позднее вышел второй сборник — «Это — я». Работал в Государственном издательстве, заведовал литературным подотделом Отдела художественного образования при Наркомпросе, был членом Государственного учёного совета, профессором МГУ (с 1921) с конца 1922 года— заведующий Отделом художественного образования Главпрофобра в 1921 году организовал Высший литературно-художественный институт (ВЛХИ) и до конца жизни оставался его ректором и профессором.

Все было в его словах крайне революционно (в смысле искусства)– да здравствует только новое и долой все старое. Родился 1 декабря 1873 в Москве в купеческой семье. Вот таким образом так многозначительны портреты, оставленные Серовым. Однако упаднические настроения только усилились в последующие годы жизни поэта.

М., 1895), «Me eum esse» («Это – я». Не таков Брюсов. Периоды полного бесстрастия сменяются у Брюсова лирикой неутолённых болезненных страстей («Я люблю в глазах оплывших», 1899 «В игорном доме», 1905 «В публичном доме», 1905 и мн. Вскоре Брюсов, помимо беллетристики, стал курировать библиографию и критику журнала. С 1917 по 1919 год он возглавлял Комитет по регистрации печати (с января 1918 года— Московское отделение Российской книжной палаты) с 1918 по 1919 год заведовал Московским библиотечным отделом при Наркомпросе с 1919 по 1921 год был председателем Президиума Всероссийского союза поэтов (в качестве такового руководил поэтическими вечерами московских поэтов различных групп в Политехническом музее).

Книга Tertia Vigilia (Третья стража, 1900), третий поэтический сборник Брюсова, принесла ему признание и обозначила начало его творческой зрелости. Настроения Брюсова подчас противоречивы они без переходов сменяют друг друга. Это потому, что они были неделями счастья. Толпы проходили // Словно их преследовал неотвратимый Рок») использовал чередования строк разного метра (так называемые «строчные логаэды»: «Губы мои приближаются // К твоим губам»).

Такие губы называют чувственными, – пожалуй, на сей раз эпитет был бы по существу. По мнению Брюсова, отрыв от действительности губителен для художника14. Однако вскоре наметились трения между Струве и Брюсовым: декабрьский номер «Русской мысли» 1910 года был арестован за порнографию. Брюсов не был очень умен от природы, но был бесконечно образован, начитан и культурен. Это стало причиной исключения Брюсова из гимназии.

Крестьянские образы возникают ещё в ранний— «декадентский»— период брюсовской лирики. Гордая голова с клином черной бородки и выступающими скулами была закинута назад. стихотворение «Младшим»: «Они Её видят. В 1901 году вышел их первый совместный альманах «Северные цветы» — именно тогда символизм и стал сформировавшимся литературным течением. Об этом он говорит в предисловии к «Tertia Vigilia»: «Я равно люблю и верные отражения зримой природы у Пушкина или Майкова и порывания выразить сверхчувственное, сверхземное у Тютчева или Фета и мыслительные раздумья Баратынского и страстные речи гражданского поэта, скажем, Некрасова»23. И сам он любил казаться загадочным.

Он дал нам пример трудолюбия, точности, добросовестности. Вслед за Началом Брюсов, уже в одиночку, выпускает рукописный «Листок V класса», посвятив его не литературе, а политике и сатире на гимназическую жизнь. С начала 1910-х годов он уделяет значительное внимание прозе (роман «Алтарь победы»), критике (работа в «Русской мысли», журнале «Искусство в Южной России»), пушкинистике32. В Urbi et orbi в стихотворениях Работа и В ответ (цикл Вступления) Брюсов в противовес идее спонтанности, «стихийности» поэтического акта, популярной среди символистов, утверждал необходимость сознательной работы над стихом. Мне почти стыдно делать такое признание, но что же.

Следующим сборником Брюсова стал «» («Венок»), написанный во время самых ожесточённых революционных событий 1905 года (вышел в декабре 1905) сам поэт считал его вершиной своего поэтического творчества («Венок завершил мою поэзию, надел на неё воистину венок», — пишет Брюсов37). Еще в дошкольном возрасте мальчик написал первую комедию — «Лягушка».