Веласкеса Менины

Того портрета Филиппа IV и королевы Марианны, который якобы Веласкес пишет в «Менинах», в реальности не существовало. Картина Диего Веласкеса «Менины» — один из шедевров мадридского музея Прадо. Картина «Менины» Веласкеса оставила после себя много загадок.

Несмотря на то что Веласкес был придворным художником короля, это был очень смелый шаг — нарисовать самого себя в «Менинах». В Институте Сервантеса в Москве открылась художественная выставка, посвященная одной из самых загадочных картин великого испанского художника Диего Веласкеса «Менины». Продолжая проект, отдел культуры Института Сервантеса, его руководитель Татьяна Пигарева предложили художникам обратиться к творчеству Веласкеса, создавать свои интерпретации картины «Менины» – одного из самых выдающихся творений мировой живописи.

«менины» (исп. Las Meninas— «фрейлины») или «Семья Филиппа IV»— картина Диего Веласкеса, написанная в 1656 году. Несмотря на то, что Веласкес был придворным художником короля, это был очень смелый шаг – нарисовать самого себя в "Менинах". Будничную обстановку вместо парадного зала изобразил Веласкес («Менины»). Несмотря на то, что Веласкес был придворным художником короля, это был очень смелый шаг – нарисовать самого себя в Менинах.

Маргарита Тереза вышла замуж по устоявшейся брачной традиции габсбургской династии, после долгих переговоров кпасхе1666 года за своего дядю по материнской и кузена отца (двоюродного дядю) по отцовской линииимператора Священной Римской империи Леопольда I. Картина Веласкеса Менины подобна зеркалу:каждый из нас по своему трактует её содержание, усматривает в ней отражение своих мыслей и чувств так, стоя перед зеркалом, мы способны увидеть в ней своё отражение. Писал Диего Веласкес «Менины» в тот период, когда Маргарита была единственной наследницей короля.

Уже одно это решение так ясно и просто, как это могло быть только у Пуссена (новое доказательство того, что значение Веласкеса не в одном колоризме). Под эту какофонию, условно говоря и спускается в ад знаменитый Ночной дозор. Но это спокойствие весьма обманчиво. Ведь известно, что во время работы над «Менинами» король и королева часто посещали ателье Веласкеса, чтобы смотреть, как пишется картина, если принять последнее предположение, то картина в буквальном смысле становится изображением самой себя. Действующих лиц мы можем перечислить поименно.

Она представлена здесь всевозможными знаками, в комплексе всевозможных отношений: своими инструментами (мольберт, подрамник с натянутым холстом, палитра, кисти), пространственными формами, родственными полю изображения и дублирующими функцию рамы (двери, окна, зеркала), органично входящими в этот ряд картинами, своими моделями и исполнителями во главе с живописцем. Ее отец за всю свою жизнь прилюдно смеялся всего два раза. Джон Сарджент выполнил небольшую копию «Менин» в 1879 году, а спустя три года написал картине оммаж «Дочери Эдварда Дарли Бойта». В «Менинах» воспроизведена сходная ситуация ибо здесь придворный художник как бы вступает в соперничество с королями, богоравными вершителями человеческих судеб. В отличие от полотен Рембрандта, например его «Ночного дозора», (напомним, кстати, что эти художники были современниками и оба написали великие групповые портреты), в картине Веласкеса звук отсутствует.

  1. «Менины», Диего Веласкес — описание картины
  2. История одного шедевра: «Менины» Веласкеса
  3. 14 малоизвестныхфактов о шедевре Веласкеса «Менины»
  4. 14 малоизвестных фактов о шедевре Веласкеса «Менины»
  5. 14 секретов шедевра Веласкеса «Менины»
  6. Тайны шедевра Веласкеса «Менины» (15 фото)

Над ее правым плечом видно наставницу принцессы, донью Марселу де Уллоа и неизвестного гвардадамаса, который был обязан повсюду сопровождать инфанту (его имя было утеряно в истории, но некоторые современные ученые считают, это мог быть Диего Руис де Аскона). Изображая, как пишутся портреты (в частности, евангелист Лука — Мадонну), старые мастера доказывают их правдивость сопоставлением оригинала и изображения. Не стал исключением и Диего Веласкес. Разумеется, нет. Не было бы «Менин», не было бы ни Гойи, ни Сезанна, ни Магритта, ни искусства XIX и XX века вообще. – спрашивает Веласкес и сама написанная им картина отвечает на эти вопросы.

В огромной литературе, посвященной творчеству Веласкеса, существуют различные истолкования сюжета и жанра «Менин», Картину можно трактовать как групповой портрет (раннее ее название «Семья»), как сцену из дворцового быта и, наконец, как своеобразную «аллегорию живописи», как «картину создания картины». Он не работает, он творит, так вот просто берет какую-то массу и месит и, как у Господа Бога, – шевелится, смотрит, мигает даже и в голову не приходят ни рельеф, ни рисунок, ни даже краски, ничего». Верхняя свободна, более воздушна и легка. Тот факт, что инфанта есть, что она здорова, вызывает надежду о будущем наследнике. Веласкес часто ставит искусствоведов в тупик.

В этом проявляются первые успехи воспитания самоконтроля и осознания собственного величия. На картину, вероятно, оказал влияние «Портрет четы Арнольфини» (1434) Яна ван Эйка, хранившийся в то время во дворце Филиппа и наверняка знакомый Веласкесу25, на котором так же присутствует зеркало на дальней стене, только выпуклое искажающее пропорции и деформирующее пространство.

  1. История одной картины: «Менины» Веласкеса
  2. Какие тайны скрывает самая известная картина Диего Веласкеса «Менины»
  3. Описание картины Диего Веласкеса «Менины»
  4. Менины (картина, Веласкес, 1656)

Строго говоря, «Менины» не являются портретом, хотя образ инфанты является центральным. Место действия – старый королевский дворец Алькасар, в котором Веласкесу отвели просторное помещение под мастерскую. Это ребёнок, лишённый детства. А, может быть, художник лишь изучает саму инфанту и ему нет никакого дела до нас. Звание королевского камергера (aposentador mayor del palacio) подняло его статус и принесло материальный достаток, хотя исполнение возложенных обязанностей отнимало слишком много времени.

Картина по неизвестным причинам обрезана с обеих сторон42. В левой части картины мы видим самого художника перед мольбертом. " Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука.

  1. 14 малоизвестных фактов о шедевре Веласкеса Менины
  2. Загадки картины Веласкеса Менины 1656
  3. Менины (картина Веласкеса, 1656)
  4. Малоизвестные факты о картине Диего Веласкеса «Менины»
  5. Сообщество «Волшебная сила искусства»
  6. Невообразимый эксперимент Веласкеса

Джоэл-Питер Уиткин по заказу Министерства культуры Испании выполнил работу «Менины, Нью-Мехико», содержащую отсылки к картине Веласкеса и к произведениям других испанских художников. В 2004 году Ив Суссман сняла короткометражный фильм «89 секунд в Алькасаре», воссоздающий примерно полторы минуты, предшествующие и непосредственно следующие за мгновением, когда королевская семья с придворными собралась в точную конфигурацию, соответствующую картине Веласкеса. Прошедшая в 2008 году в музее Пикассо выставка «Забывая Веласкеса: Менины» представляла произведения искусства, так или иначе связанные с картиной Веласкеса, включая среди прочих работы таких художников, как Франциско Гойя, Хуан Карреньо де Миранда, Сальвадор Дали, Пикассо, Ричард Гамильтон, Масо, Франц фон Штук, Ив Суссман, Джоэл Питер-Уиткин, Майкл Крейг-Мартин, Вик Мюнис, Хорхе Отейса, Антонио Саура, Авигдор Ариха и Фермин Агуайо. В 2009 году музей Прадо запустил в Bнтернете проект, позволяющий изучать «Менины» в ультравысоком разрешении. В 2010 году в галереях современного искусства Эрарта более 30 петербургских художников представили свои вариации на тему «Менин». Его фигура во многом доминирует на картине, у него очень гордый, живой вид. На момент создания «Менин» он пробыл при королевском дворе уже 33 года, будучи не только придворным художником, но и куратором растущей коллекции европейской живописи, под опекой которого были приобретены многие полотна, включая работы Тициана, Рафаэля и Рубенса, составившие впоследствии значительную часть собрания Прадо6. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. В «Менинах» Веласкес вывел на сцену всех тех, кто был живыми героями его картин и стал его «актерами» и сам предстал в их окружении. Инфанта Маргарита на момент написания картины была их единственной дочерью. В 1747—1748 годах картина была включена в состав королевской коллекции.

Картины, размещенные над зеркалом, свидетельствуют о том, что и автор «Менин», подобно героям «Метаморфоз», бросает вызов природе. При экспертизе 1747—1748 годов картина была указана как недавно восстановленная, с утраченной после пожара оригинальной рамой. Эту надежду подчеркивает свет, падающий на принцессу. На фрейлину она не обращает ровным счетом никакого внимания. Особенно интересен последний портрет инфанты, написанный Веласкесом в 1659 году.

Дело в том, что Филипп женился на своей 15-летней племяннице, которая к тому же была невестой его внезапно умершего сына. Но самым знаменитым изображением инфанты Маргариты, подлинной жемчужиной мировой живописи стали именно «Менины». Сэр Джон Лавери выбрал шедевр Веласкеса в качестве основы для написания портрета королевской семьи в Букингемском дворце (1913). Он занят работой – пишет портрет королевской четы изображение которой можно заметить, если приглядеться и заглянуть в зеркало, висящее над головой инфанты. Расположение фигур останется неизменным, но картина утратит легкость и воздушность. Архитектурное пространство, несмотря на некоторые двусмысленности, является самым тщательно проработанным во всём творчестве Веласкеса, единственным с изображением потолка. Удивительно, но имена всех изображённых на картине людей установлены абсолютно точно.

Она вызвала на состязание Афину. Но, может быть, это «Менины». Так это их изображает Веласкес.

По своему воздействию на зрителя полотно производит эффект тихо разорвавшейся бомбы. Короли принуждены стать лишь свидетелями великого триумфа Живописи.

Слева от принцессы (подает ей сосуд с напитком) изображена фрейлина принцессы донья Мария Агустина де Сармьенто Сотомайор, а справа (в реверансе) донья Изабель де Веласко. Существует мнение, что полотно вдохновило Оскара Уайльда на написание сказки «День рождения инфанты»51. Марсий, по греческому мифу, достигнув необычайного мастерства в игре на флейте, вызвал на состязание самого Аполлона. Так, мы узнаём, что у короля – это второй брак. Позади них стоит компаньонка инфанты донья Марсела де Уйоа (6) в траурном одеянии, беседующая с её личным охранником (7) (guardadamas)10. Считается, что это – достоверный автопортрет самого Веласкеса.

По мнению американского писателя Джона Манчипа Уайта «Менины» можно рассматривать как венец жизни и творчества художника, своеобразное подведение итогов его достижений в живописи. Справа от инфанты два карлика, служившие придворными шутами: страдающая ахондроплазией Марибарбола (Мария Барбола (4) из Германии и Николас Пертусато (5) из Италии, тормошащий ногой сонного мастифа. Получается, что Веласкес настолько уверен в себе, что бросает вызов богам Олимпа. Что за картину пишет Веласкес и кто ему позирует.

Инфанта в то время ошибочно идентифицировалась как Мария Терезия Испанская— её старшая единокровная сестра (при инвентаризации нового королевского дворца в Мадриде в 1772 году ошибка сохранилась)44. Английский коллекционер Уильям Джон Банкс, путешествовавший по Испании во время Пиренейских войн (1808—1814), приобрёл копию дель Мазо50, считая её оригинальным эскизом Веласкеса к «Менинам», хотя тот обычно не занимался подготовительными этюдами. Именно тихо. За последние восемь лет жизни Веласкес написал всего несколько картин— в основном, портреты королевской семьи5.

  • Автопортрет Веласкеса, «вшитый» в «Менины»
  • Самое интересное в виде мозаики
  • Любопытное о картине Диего Веласкеса «Менины»
  • «Мы не зрители, мы участники действия»

Они позируют все, включая и старую шутиху, но лиц их Веласкес явно не видит. Она словно была на долгие годы заточена в золотой клетке королевской резиденции. И действительно, с 17 века у картины было второе название «Familia – «Семья». «Менины» написаны очень точно и реалистично игра света и тени создает объем и глубину.

Слева от принцессы (подает ей сосуд с напитком) изображена фрейлина принцессы донья Мария Агустина де Сармьенто Сотомайор, а справа (в реверансе) донья Изабель де Веласко. С этой целью и был написан «Портрет инфанты Маргариты в голубом платье», где Веласкес изобразил восьмилетнюю девочку достаточно взрослой для обручения с императором Австрии. Ее привели для развлечения королевской четы во время утомительных сеансов. Существует мнение, что полотно вдохновило Оскара Уайльда на написание сказки «День рождения инфанты». Английский коллекционер Уильям Джон Банкс, путешествовавший по Испании во время Пиренейских войн, приобрёл копию дель Мазо, считая её оригинальным эскизом Веласкеса к «Менинам», хотя тот обычно не занимался подготовительными этюдами. Неужели ради очаровательных фрейлин инфанты был написан этот огромный холст.

  • ИНФАНТА (Менины Веласкеса и Пикассо)
  • Словари и энциклопедии на Академике
  • «Менины» Веласкеса: картина о картине
  • Укротительница Маргарита Назарова и тигр Пурш на палубе
  • Картина-убийца: мистическая загадка автопортрета Ван Гога
  • Загадка самой известной картины Кустодиева

Король Филипп IV (10) с королевой Марианной (11) в отражении зеркала идентифицируются по другим портретам и по свидетельству Паломино. На это указывает отражение в зеркале. А с другой – сам бросает вызов богам. По свидетельству Лавери: «Найдя достойным для Его Величества королевский голубой цвет, я смешал его на палитре и, взяв кисть, король нанёс его на Орден Подвязки»50.

Тогда картина приобретает вид портрета инфанты Маргариты в окружении придворных. Её сопровождают фрейлины (менины) из самых именитых семей— донья Исабель де Веласко (2), приготовившаяся к реверансу и донья Мария Агустина Сармьенто де Сотомайор (3), подающая инфанте красный кувшин (bcaro) на золотом подносе, преклонив колено10. «Менины» – полотно, где живописный план тесно переплетается с реальным.

Согласно описанию в музее, эти работы представляют собой «исчерпывающее изучение формы, ритма, цвета и движения»54. Живопись здесь изображена и отражена, ей подражают, её цитируют, её «играют». Но что всё-таки на этом самом загадочном холсте изображено. В самом деле, где король с королевой и где мы, зрители. На заднем плане в дверном проеме видна фигура дворецкого королевы Хосе Ньето де Веласкеса, родственника художника. В центре картины изображены король, королева, принцесса и художник. Инфанту лишили детства и именно вот таким образом она так похожа на старую карлицу.

  • Правда и вымысел о Пабло Пикассо
  • Замысловатые миры австралийского художника Чарльза Блэкмена

Филипп отказывался позировать для портретов в пожилом возрасте, однако он позволил Веласексу включить себя в «Менины»5, содержащие единственный известный совместный портрет монарших особ, написанный художником7. Георг V, наблюдавший работу Лавери над портретом, возможно, вспомнил легенду о написании креста Святого Иакова рукой Филиппа IV и спросил художника о возможности внести свой собственный вклад в портрет. На гравюре «Менины Пикассо», собственной вариации картины, Ричард Гамильтон изобразил обоих – и Веласкеса и Пикассj. Тот факт, что инфанта есть, что здорова, вызывает надежду о будущем наследнике. Она, пятилетняя, берет кувшин не глядя на него, что очень необычно для ее возраста.

«Менины», Диего 
Веласкес — описание 
картины

Согласно описанию в музее, эти работы представляют собой «исчерпывающее изучение формы, ритма, цвета и движения». И это – в условиях жесткого этикета и строгой иерархии испанского двора. Фрейлины и инфанта кажутся красавицами на фоне Марии Барболы. В 1794 году картине вернули прежнее название «Семья Филиппа IV». Арахна славилась как вышивальщица и ткачиха.

Высказывалось предположение, что эскиз может принадлежать кисти самого Веласкеса и был выполнен им для получения одобрения короля перед началом работы53. На картине изображена церемония подачи бокала с водой маленькой принцессе. В целом исследование Фуко посвящено более эпистемологии, в частности, «когнитивному статусу современных гуманитарных наук»35, нежели искусствоведению, будучи основанным на предпосылке Людвига Витгенштейна о картине как модели реальности36. В этой церемонии главная роль отводилась менинам – юным фрейлинам инфанты, выбранным из знатных испанских родов. Пять персонажей смотрят прямо на короля с королевой (и, соответственно, на зрителя), вкупе с отражением в зеркале подтверждая их присутствие за пределами пространства картины12. А почему в мастерской находится инфанта.

Всё правильно. Мишель Фуко посвящает анализу «Менин» всю первую главу своей философской работы «Слова и вещи» (1966), где кропотливо описывает картину на языке, «не подверженном влиянию других искусствоведческих текстов»34, без учёта исторического фона, биографии художника, социального контекста, технических особенностей живописи, возможных источников и влияний при написании картины. Слева висит картина Питера Пауэла Рубенса «Афина и Арахна», справа – полотно Якоба Йорданса "Аполлон и Марсий" (возможно, копии). Аполлон, победив Марсия, содрал с него кожу. Заметим, что миф об Арахне, очевидно, был для Велескеса особенно важен: в написанной примерно через год после «Менин» картине «Пряхи» художник изобразил большой ковер со сценой состязания Афины и Арахны.

Познакомившись с персонажами картины, мы не можем не удивиться ее странному названию: «Las Meninas. Известно, что во время работы над этой картиной в мастерскую нередко приходили король и королева, увлечённые процессом. Он видит маленькую девочку, которую зашнуровали в жёсткий корсет и фижмы. Ключи на его поясе свидетельствуют о том, что Веласкес – к тому же и апосентадор, т. е.

Арахна выткала рассказ о "преступлениях" и "пороках" богов, в том числе и сюжет о похищении Европы. На груди художника алеет крест рыцарского ордена Сант-Яго. Этот перечень можно дополнить портретным изображением инфанты в «Менинах», притом едва ли не лучшим из всех названных выше. У Веласкеса всё тихо, как и положено в королевских покоях, всё размеренно и степенно.

Тем не менее, Веласкес даёт нам ответ и на этот вопрос. Тогда получается, что то, что мы видим перед собой – отражается в зеркале, а художник фиксирует это отражение у себя на холсте. Ей всего пять лет. Для чего же собралась в мастерской придворного живописца королевская семья.

Вот таким образом нас не должна удивлять вольность художника изобразившего рядом с инфантой приближенных придворных, карлицу и шута. Над ее правым плечом видно наставницу принцессы, донью Марселу де Уллоа и неизвестного гвардадамаса, который был обязан повсюду сопровождать инфанту (его имя было утеряно в истории, но некоторые современные ученые считают, это мог быть Диего Руис де Аскона). Если хотите, то в этой картине заключён реквием по никогда не случившемуся детству. Для меня «Менины» – картина об искусстве живописи и оптической иллюзии, а еще о значимости искусства.

Странное явление объясняется просто: это не картина, а зеркало. К началу XVIII века интерес к Веласкесу вышел за пределы Испании, куда направились многие британские коллекционеры в поисках его работ, хотя пик популярности в Великобритании итальянского искусства сосредоточил внимание на картинах художника с явным итальянским влиянием, оставив в стороне работы вроде «Менин». Ни при каком другом европейском дворе не было их так много как при испанском. В 1651 году у Филиппа IV и Марианны Австрийской родилась девочка – инфанта Маргарита.

Овидий восклицает: "сочтешь настоящим быка, настоящим и море. Своим участием он словно преодолевает атмосферу инцеста, внося творческое (здоровое) начало в эту картину. Но любого процесса есть руководитель и он собственной персоной явлен на полотне. Сам Веласкес (9) изображён слева от сцены у мольберта с огромным холстом14.

Стоун пишет: «Невозможно окинуть всех персонажей одним взглядом. " Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука. В центре сцены стоит пятилетняя инфанта Маргарита (1). Сюжетная многоплановость «Менин» производила сильное впечатление на современников.

Ещё одним важным испытанием для этого шедевра стала его изолированность. Это им показывает инфанта как она может неподвижно стоять, как она может себя держать. За пределами холста или внутри него. Может быть, мы тоже попали туда каким-то чудом.

На поясе художника висят символические ключи от его дворцовых помещений16. Ему принадлежит замысел всей постановки и ему же принадлежит реализация замысла, что подчеркивает изнанка огромного холста, на котором рождается невидимая картина. Это слово (кстати, португальское) можно перевести как «придворные дамы» или «фрейлины». Веласкес привнес в живопись и новое измерение – время.

Король Филипп на 30 лет старше своей второй жены и приходится ей дядей. То есть король вступил в инцестуозные отношения. Ему 57 лет. Одна из них изображает состязание Марсия с Аполлоном (копия с композиции Иорданса), другая – соревнование Арахны с Афиной (Рубенс). Здесь в полной мере проявляется остроумие и глубина замысла Веласкеса ибо обращение к королям оказывается обращением именно к отражению и все становится на свои места.

Соперники богов жестоко поплатились за свою дерзость: Аполлон велел содрать с Марсия кожу, а Арахна, несмотря на свой успех, была превращена мстительной богиней в паука (этот сюжет разработан также в картине Веласкеса «Пряхи»). В настоящее время копия хранится в особняке Кингстон-Лейси (Дорсет)52. В 1819 году она вошла в собрание музея Прадо43. Слева от принцессы (подает ей сосуд с напитком) изображена фрейлина принцессы донья Мария Агустина де Сармьенто Сотомайор, а справа (в реверансе) донья Изабель де Веласко. И вот вырвалась наружу.

Над ее правым плечом видно наставницу принцессы, донью Марселу де Уллоа и неизвестного гвардадамаса, который был обязан повсюду сопровождать инфанту (его имя было утеряно в истории, но некоторые современные ученые считают, это мог быть Диего Руис де Аскона). Обе картины написаны на сюжеты греческих мифов в изложении древнеримского поэта Овидия. Картина приобрела широкую известность лишь тогда, когда она, наконец, в 1819 году оказалась в музее Прадо, а до этого её могли созерцать только члены королевской семьи и их гости. Но не это главное в полотне. Русского художника Ивана Крамского, автора знаменитой «Незнакомки», не отягощала необходимость «объяснять» чудо Веласкеса, вот таким образом его простые искренние слова о великом собрате по профессии говорят нам больше, чем страницы глубокомысленных рассуждений: «Смотрю на него и чувствую всеми нервами своего существа: этого не достигнешь, это неповторимо.

Это королевская чета, Филипп IV и Марианна Австрийская. Тем не менее, живая, общительная девочка с роскошными светлыми волосами скоро стала всеобщей любимицей в королевском дворце Алкасар. Портрет приобретает черты развернутого сюжетного действия, становится «портретом» повседневной дворцовой жизни. Здесь этот оксюморон вполне уместен.

«Менины» – картина историческая известны даже имена всех изображенных на ней. Левая щека инфанты была почти полностью переписана в связи со значительной утратой красочного слоя43. Но смотрит и художник. Быть может, расширяя изображаемое пространство, художник стремился преодолеть ограничения, присущие групповым портретам, подобно тому как это сделал его современник Рембрандт в прославленном «Ночном дозоре». Надо полагать, введение названных полотен в композицию «Менин» было не случайным.

Инфанта, напротив, ярко освещена. По-видимому, неравнодушный к искусству король имел близкие отношения с художником, несмотря на жёсткий придворный этикет и после смерти Веласкеса начертал на краю указа о назначении его преемника: «Я сокрушён»8. Он здесь и объект наблюдения и его субъект. Это было принципиально важно для Веласкеса, так как правила ордена Сантьяго не допускали членства в нём ремесленников и торговцев3. Но что он рисует. Во время гражданской войны в Испании большая часть коллекции Прадо была эвакуирована республиканским правительством в Женеву и «Менины» экспонировались там на выставке испанских картин 1939 года рядом с «Герникой» Пикассо.

Что ж, это интересное толкование картины-головоломки, как иногда называют «Менины». Загадка заключается в другом. Все мы, смотрящие на картину, словно становимся участниками вечно длящегося сеанса и в то же время, благодаря отражению в зеркале, мы видим фрагмент будущего произведения, над которым работает художник. На заднем плане в дверях виден дон Хосе Ньето Веласкес (8), гофмейстер королевы в 1650-е годы и хранитель королевских гобеленов— возможно, родственник художника.

Понять тревогу трудно, не зная подробностей истории. Мы смотрим на то, что происходит в мастерской.

В «Триумфе Вакха» (1629) и нескольких ранних бодегонах некоторые персонажи смотрят прямо на зрителя, словно вызывая того на диалог. В начале 1650-х годов король отдал Веласкесу под ателье главный зал бывших покоев Бальтазара Карлоса, служивший до того дворцовым музеем, в котором и происходит действие «Менин». Как достичь совершенства, как сделать картину зеркальным отражением жизни.

Однако эскиз изображает конечное состояние «Менин» и не соответствует раннему, обнаруженному рентгенографией, следовательно, он мог быть написан только позже самого полотна Веласкеса. Между августом и декабрём 1957 года Пабло Пикассо написал 58 интерпретаций картины, в настоящее время экспонирующихся в зале Менин музея Пикассо в Барселоне. Кажется, что взоры участников этой композиции устремлены к нам. Этот вывод не покажется вольной фантазией, если дополнительно учесть, что картины на дальней стене посвящены мифологическим сюжетам, почерпнутым из «Метаморфоз» Овидия (этой «библии живописцев», как называли поэму) и объединенным темой соперничества с олимпийскими богами. Мы знаем, что проживёт инфанта очень недолго. Для Фуко «Менины» являются первым признаком рождения новой эпистемы, срединной точкой между двумя великими разрывами в европейской мысли— классической и современной, в которой появляются элементы чистого представления (репрезентации в теории «археологии знания» Фуко), свободного от внешнего воздействия34. В глазах зрителей того времени это означало высшее признание».

Композиция «Менин» может быть понята по аналогии с заключительным актом театрального представления, когда публика, еще живущая в атмосфере совершившегося действия, видит перед собой актера в двух лицах сразу – как героя и как исполнителя роли и в этот миг, на грани вымысла и реальности, вспоминает об авторе-драматурге и вызывает его на сцену. Оба принадлежали к дворцовой утвари короля. Сэр Джон Лавери выбрал шедевр Веласкеса в качестве основы для написания портрета королевской семьи в Букингемском дворце. 1647—1651)— его единственной сохранившейся работой в жанре ню— отражённое лицо модели размыто без всякого реализма, а Купидон держит зеркало под углом, создающим у зрителя впечатление, будто Венера смотрит на него, а не на себя37.

Эту надежду подчеркивает свет, падающий на принцессу. Справа находятся постоянные члены свиты принцессы — карлица Мария Барбола, карлик Николас Пертусато и любимый мастиф Маргариты (его кличка также неизвестна).

С ней беседует гвардадамас – придворный, обязанный повсюду сопровождать инфанту. Наконец, мое внимание привлекает сам художник, Веласкес. управляющий дворцом (должность почетная, однако хлопотная и к искусству отношения не имеющая). В «Венере с зеркалом» (ок. Ведь на месте позирующих монархов стоит зритель и прямо на него направлен напряженный и в то же время отстраненный взгляд художника, сверяющего с натурой каждый мазок кисти.

В центре картины изображены король, королева, принцесса и художник. И творчество побеждает. По свидетельству Антонио Паломино известного как Джорджо Вазари золотого века Испании, Филипп приказал добавить его на картину после смерти Веласкеса, а по некоторым утверждениям «его Величество написал крест самолично»15.

Прелестная светловолосая девочка в центре комнаты – их пятилетняя дочь инфанта Маргарита. А теперь дополню из источника общеизвестного – о влиянии этого грандиозного произведения на многое воспоследовавшее. В 1692 году неаполитанский художник Лука Джордано стал одним из немногих, удостоившихся чести осмотреть коллекцию живописи Филиппа IV в его личных покоях и был крайне впечатлён «Менинами», назвав их «теологией живописи» и вдохновившись на написание оммажа Веласкесу. Франциско Гойя выполнил с картины гравюру в 1778 году и позже использовал мотивы «Менин» при написании портрета семьи Карла IV, в частности, разместив королевскую семью в мастерской художника, а самого себя – в левой части полотна. К началу XVIII века интерес к Веласкесу вышел за пределы Испании, куда направились многие британские коллекционеры в поисках его работ, хотя пик популярности в Великобритании итальянского искусства сосредоточил внимание на картинах художника с явным итальянским влиянием, оставив в стороне работы вроде «Менин». Инфанте прислуживают донья Мария Агустина Capмьенто и донья Исабель де Веласко карлики – это немка Мария Барболa и маленький Николасито Пертусато художник – сам Веласкес (это единственный достоверный его автопортрет) и т. д. С появлением имен картина приобретает вид группового портрета.

Картину «Менины» можно назвать портретом о портрете, картиной о картине: пролет двери, зеркало, картины на стене и сама картина — все это стадии включения образа в рамы, стадии живописного воплощения. В каталоге 1843 года она впервые упоминается под своим современным названием «Менины»44. Так как оно рождает истинно живое, в отличие от инцестуозных отношений». Итак, время действия – 1656 год.

В настоящее время копия хранится в особняке Кингстон-Лейси. Но здесь возникают новые вопросы. Историки искусства считают, что художник вдохновлялся картиной Ван Эйка «Чета Арнольфини» (1434 г. ), которая находилась во времена Веласкеса в собрании испанского монарха. Однако эскиз изображает конечное состояние «Менин» и не соответствует раннему, обнаруженному рентгенографией, следовательно, он мог быть написан только позже самого полотна Веласкеса.

Справа находятся постоянные члены свиты Маргариты — карлица Мария Барбола, карлик Николас Пертусато и любимый мастиф принцессы (его кличка также неизвестна). Некоторые ученые считают, что образы короля и королевы, которые как бы фигурируют на фоне, на самом деле отображаются в зеркале, а родители инфанты смотрели за процессом написания картины. Справа находятся постоянные члены свиты Маргариты – карлица Мария Барбола, карлик Николас Пертусато и любимый мастиф принцессы (его кличка также неизвестна). На гравюре «Менины Пикассо» (1973), собственной вариации картины, Ричард Гамильтон изобразил обоих— и Веласкеса и Пикассо55. Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале.

Объект – если не изображении, то всеобщего внимания – вынесен за пределы картины и тем не менее представлен в ней различным знаками. Это Веласкес. Относительно того, что изображает изображенный Веласкес, предположения расходятся. Общепринятой трактовки картины не существует, но большинство искусствоведов считает, что по сюжету «Менин» королевская пара позирует Веласкесу для совместного портрета их дочь наблюдает за процессом, а сама картина изображает их взгляд на происходящее. Её рождение поначалу было встречено при дворе без особой радости. Скорее всего это портрет королевской четы.

Веласкес «пустил» зрителя в живопись и это открытие поменяло всю концепцию искусства. И как бы гордо она ни стояла, мы понимаем, что отцу-то нужна не она, а сын, наследник.

Инфанту Маргариту, младшую дочь Филиппа IV, Веласкес писал неоднократно до нас дошло несколько таких портретов (три – в венском Художественно-историческом музее, по одному – в Лувре, Прадо и киевском Музее западного и восточного искусства). Карлица Мария Барбола родом из Германии, карлик Николао де Пертусато из Италии. В высших слоях испанского общества «семьей» в те времена называли не только близких родственников, но и всех домочадцев, включая прислугу. Джоэл-Питер Уиткин по заказу Министерства культуры Испании выполнил работу «Менины, Нью-Мехико» (1987), содержащую отсылки к картине Веласкеса и к произведениям других испанских художников56. Многие аспекты «Менин» связаны с более ранними работами Веласкеса, в которых он обыгрывает условности представления. В классическом искусстве рама замыкает картину, как пролог и эпилог замыкают поэму.

Это привело к инцесту внутри семьи. Но мы уже знаем, что никакого двойного королевского портрета никогда не существовало. Эрнст Гомбрих предположил, что необычная композиция картины могла родиться из невинного замечания кого-то из монархов об инфанте, присутствующей на сеансе, как о достойном кисти Веласкеса объекте, а поскольку любые слова, произнесённые государем, считаются приказом, то появление «Менин» могло быть обусловлено мимолётным желанием, воплотить которое в жизнь оказалось лишь под силу гению Веласкеса19. Его книга «Метаморфозы» была хорошо известна европейскому читателю 17 столетия. По свидетельству Лавери: «Найдя достойным для Его Величества королевский голубой цвет, я смешал его на палитре и, взяв кисть, король нанёс его на Орден Подвязки».

Действительно, сценка с инфантой – лишь звено в соединении видимого и представляемого. В центре картины изображены король, королева, принцесса и художник. Джон Сарджент выполнил небольшую копию «Менин» в 1879 году, а спустя три года написал картине оммаж «Дочери Эдварда Дарли Бойта». По другой версии в зеркале отражается полотно, над которым работает художник1718, с крайне необычными для портретной живописи Веласкеса размерами, аналогичными размерам самих «Менин».