Венера У Зеркала Веласкес

Венера перед зеркалом, Диего Веласкес — описание

Зеркало может присутствовать незримо, но мы всегда узнаем о его присутствии. За свое ужасное действие, абсолютное, видимо истеричной и обделенной мужским вниманием особой (а иначе, как объяснить такой негатив к красивому телу. ), Мэри Ричардсон, дали полгода тюрьмы. От зрителя многое что скрыто, в том числе и лицо богини. (Кстати именно о поисках цельности напоминает разобщенность фигуры и изображения лица в зеркале на картине Веласкеса. ) Но не только смысловой антитезой привлек Веласкеса этот эллинистический образ, а своей непостижимой таинственностью: лежащая фигура так скручена, что ни с одной точки зрения невозможно явственно прочесть ее тайну. Именно тут мы и разим врага».

Но юный Купидон не способен скрыть живой плоти, живой неги, живой страсти и красоты линий этого чувственного изящного тела. Конечно же, ее тут же арестовали. Специалисты предполагают, что моментом завершения были годы с 1647 по 1651. Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской академией художеств в 1890 году. Молодое тело, отражение зрелой женщины, маленький сын — Купидон.

Многие считают, что именно её красоту Веласкес воспел в картине «Венера с зеркалом». Когда же фортуна отвернулась от этого гордого красавца и его изгнали из страны, конфисковав все имущество, «Венера» попала на Британские острова, где ее приобрел за 500 фунтов стерлингов известный коллекционер историк и большой друг Вальтера Скотта Джон Морритт. Когда фортуна отвернулась от этого гордого красавца, когда его изгнали из страны и конфисковали все имущество, «Венера» попала на Британские острова, где ее приобрел за 500 фунтов стерлингов (ныне эта сумма эквивалентна 25 000 фунтам стерлингов) известный коллекционер историк и большой друг Вальтера Скотта Джон Моррит.

В зеркале отражаются люди, которые стоят как бы на месте зрителя. На всеобщее обозрение она была представлена в Англии, куда была привезена лишь в XIX веке. До 1935 года она активно занималась политикой, делала и какие-то полезные дела, но англичане так и не простили ей покушение на национальное достояние – «Венеру с зеркалом» Веласкеса. И кожа женщины светлая, она не выглядит, как розовые, пухлые итальянские Венеры. Мальчик появился на свет, когда Веласкес уже покинет Италию навсегда и вернётся в Испанию, а его матерью, предположительно, была итальянская художница Фламиния Трива (Flaminia Triva). Им приходилось бороться с клеветой, с обвинениями в корыстных целях и даже мошенничестве.

Опубликование подробного реестра этого приданого, находившегося в архивах дома Альбы и позволило со всей достоверностью определить происхождение «Венеры с зеркалом». Все — суета сует. Зеркало обрамлено массивной, выделяющейся, чёрной рамкой. По-видимому, он хотел, чтобы никто не раскрыл её инкогнито.

Но юный Купидон не мог скрыть красоту и страстность живой плоти. Так и случилось: король пожаловал ему звание королевского обергофмаршала дворца. Необычна композиция картины.

Недаром долгие годы картина хранилась в спальне дона Гаспара и тайна «Венеры», дабы не принести несчастья ее автору и обладателю, оберегалась свято. Но на этом превратности веласкесовой Венеры не закончились. Веласкес тогда переживал личный кризис, жену в поездку он не взял. «На старости лет. Если принять зеркало за метафору изображения и изобразительного искусства, что является общепринятым со времен Ренессанса (изображение как зеркало реальности), само полотно оказывается по отношению к нам в позиции зеркала, то есть мира идеальных сущностей. Кроме того.

Должны ли мы понимать это в духе характерных для 18 века идей, соответственно которым все, даже божественная красота, подвластно времени и имеет сугубо преходящий характер. Но я о другом. «Веласкес дает нам представление о людях его времени» – писал Пабло Пикассо. Летом 1660 года Веласкесу поручили участвовать в организации династического брака инфанты Марии Терезии и Людовика XIV. Полотно снова выставили на продажу.

Описание картины 
«Венера перед зеркалом»

Описание картины «Венера перед зеркалом»

А его «Венера с зеркалом» продолжала свою жизнь. 6 августа 1660 года художника не стало. У итальянцев манера написания Венер более раскованная – они все позируют обнаженными в позах, обращенных к зрителю.

Конечно, Веласкес принял это предложение. Церковь распространяла свои правила на все стороны человеческой деятельности. Маc терская художника находилась в королевских апартаментах и там было установлено кресло для Его Величества. Филипп даже распорядился, чтобы впредь его портреты писал только Веласкес. А в картине «Венера с зеркалом» нет ни намека на христианское благочестие, аскетизм и фанатическое исступление.

Амур внимательно наблюдает за божественной женщиной. Веласкесова Венера -изящна и тонка, грациозна и оболь-стительна. Иначе говоря, сладко ничего не делать. В конце концов в 1813 году один из английских перекупщиков за бесценок купил «Венеру с зеркалом» и в Англии за 500 фунтов перепродал её другу Вальтера Скотта Морритту. Многообразны приемы техники Веласкеса.

И все это из-за каких-то там прав женщин. Зеркало в богато украшенной раме перед нею держит амур. А еще были «Пряхи», таящие в себе множество смыслов, лежащих гораздо глубже, чем просто изображение гобеленной мануфактуры, как полагали ранее, — тут и спор о цивилизации и естественности, о духовном и материальном, об аристократии и народе, об искусстве и ремесле Как будто он предвидел, что власть все равно укажет ему на его место. Франсиско Пачеко оставил даже специальные рекомендации о том, как следует писать обнаженных дам (конечно же, только мифологических или библейских героинь), не нарушая норм благонравия: лишь лицо и руки разрешается писать с натуры, а все остальное – по гравюрам итальянских и немецких мастеров, например, Дюрера. Членами Национального фонда была развернута огромная пропагандистская работа среди широкого населения, поднята кампания в печати. Картину приобрёл другой богатый испанец, хозяин торговых складов в мадридском порту.

Свой вклад, решающий – 8000 фунтов стерлингов (сегодня это 640 000 фунтов), – анонимно внес восхищавшийся картиной король Эдуард VII. По одной теории Веласкес, таким образом, показывает связь между старостью и молодостью. После смерти герцогини Каэтаны в 1802 году Карл IV приказал Альба продать картину вместе с другими принадлежавшими им полотнами своему фавориту и премьер-министру Мануэлю Годою. Портал Стихи. ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Звучит весьма пышно, но на деле оказалось, что на Веласкеса возложили не очень-то почетные обязанности. Служителям Господа удалось заполучить не только невероятные богатства, но и огромную власть.

«Та женщина хороша, что полна огня, но не обжигается», — гласит испанская пословица. А его «Венера с зеркалом» продолжала свою жизнь. Она сидела в это время в тюрьме Холлоуэй, где объявила голодовку. Первое письменное упоминание о картине «Венера перед зеркалом» датировано 1651 годом — в описи коллекции маркиза дель Карпио.

Описание и анализ 
картины Диего Веласкеса 
«Венера перед зеркалом»

Описание и анализ картины Диего Веласкеса «Венера перед зеркалом»

Особенный интерес, разумеется, вызывает личность модели, с которой художник мог писать «Венеру перед зеркалом». Король имевший у себя ключ от мастерской, приходил сюда почти каждый день, чтобы наблюдать за работой художника». Видимо, ради того, что осуществить замысел и написать «Венеру с зеркалом» (La Venus del espejo), Веласкесу пришлось покинуть родину и уехать в Италию. Все – суета сует. Они всегда его завораживали, влекли в свое зазеркальное пространство. В начале XIX века картина принадлежала Каэтане Альбе, той самой, которую так любил другой великий испанский художник — Франсиско Гойя и с которой он написал свою Венеру — «Обнаженную маху». После смерти герцогини Каэтаны, в 1802 году, Карл IV приказал Альба продать картину (вместе с другими принадлежавшими им полотнами) своему фавориту и премьер-министру Мануэлю Годою.

Написал себя среди царственных особ, равным среди равных — в этой картине есть зеркало, в котором зритель видит отражение присутствующих в зале короля и королевы. Однако позднее удалось установить, что, хотя и написанная, по-видимому, в то же самое время, она не входила в данную серию, а принадлежала дону Гаспаро де Харо герцогу Оливаресу, дочь которого Каталина, выйдя замуж за герцога Альбу, принесла ее с собой в приданое. Остановить вошедших в раж суфражисток смогла только Первая мировая война. Я имею в виду этого господина, что на лестнице. «Создавая на холсте сладострастные обнаженные фигуры, художники становятся проводниками дьявола, поставляют ему приверженцев и населяют царство Ада», – говорил один из ярых проповедников веры Хосе де Иезус Мария. Пачеко отмечал, что «великий монарх был удивительно щедр и благосклонен к Веласкесу. Пачеко отмечал, что «великий монарх был удивительно щедр и благосклонен к Веласкесу.

Желание выразить свои чувства в полотне было сильнее любых церковных запретов. Теперь даже святая инквизиция не могла перечить одобрению короля.

«Венера перед зеркалом» — единственная картина Веласкеса с обнаженной натурой, которая сохранилась, но не единственная в его творчестве (документированы еще три). Возможно ли, что Веласкес приравнял неизменный и завершенный мир мифа к изменчивой и принципиально незавершенной реальности, что на его полотне «река времен в своем теченье уносит» даже вечность мира мифологического. Именно с неё он написал свою Венеру — «Маху обнажённую» (в переводе с испанского maja — «свободная женщина», так называли женщин, ведущих независимый образ жизни).

Очень может быть, что именно эта неизвестная нам итальянка и позировала Веласкесу для его Венеры. Смотреть на свое лицо можно было, лишь дабы постигнуть замысел Божественного Творца, познать себя. По легенде, «Венера с зеркалом» была показана Филиппу IV — и ему понравилось, что в зеркале отражается лицо не слишком красивой женщины. Но существует и другая версия — полотно было создано в Испании и на картине не итальянка, а настоящая испанка, очаровательная Дамиана известная мадридская актриса и танцовщица. В начале июля он писал другу: «Я вернулся в Мадрид уставшим от ночных переездов и дневных дел».

Интерпретация произведения 
Веласкес Диего де 
Сильва «Венера с

Интерпретация произведения Веласкес Диего де Сильва «Венера с зеркалом»

Мэри Ричардсон прожила долгую жизнь (она родилась в 1889-м, а умерла в 1961 году). Подобные греховные сюжеты резко осуждались испанской инквизицией. Её красота не вызывает сладострастного чувства, она, скорее, отталкивает, предостерегает. Богиня показана спиной к зрителю (это очень необычно), а её лицо можно видеть только в зеркале. Это – общественная собственность. Он всегда их любил, они его завораживали, влекли в свое зазеркальное пространство.

В 1906-м картину приобрела Лондонская национальная галерея. Мэри отсидит несколько лет в тюрьме и напишет о своём акте вандализма книгу, а «Венеру» Веласкеса удастся благополучно реставрировать. Явно переживая творческий, а возможно и личный кризис (во всяком случае, жену в Италию он с собой не взял), в 1648 году с разрешения короля Веласкес отправился в Рим. Лишь несколько дальновидных знатоков, таких, как французский критик Торе-Бюрже, оценили его изумительную живопись, когда в 1867 году картина появилась на всемирной выставке в Манчестере.

Этой чести удостаивались лучшие художники того времени. Более того, точно не известно и время создания полотна. Конечно же, Веласкесу очень хотелось попробовать сделать нечто подобное и самому.

В «Венере» и так оказалось сильно влияние Великого инквизитора Торквемады – женщина повернута спиной к зрителю и целомудренно скрывает свое тело от обращенных взглядов зрителей. Веласкесова Венера – изящна и тонка, грациозна и обольстительна, горда и сильна духом. Духовные стражи Испании прислушивались к любому известию о нарушении святых догматов. Образ же Венеры постоянно балансирует между чувственностью и холодностью.

но еще и горда. Банкиры – чувствительный народ. Её любил другой великий испанский художник, Франсиско Гойя. Насчёт зеркала выдвигаются разные теории.

Путешествие во Францию оказалось сложным и очень утомительным для художника. В конце концов нужная сумма, 45 000 фунтов, была собрана и в 1905 году «Венера» попала в Лондонскую национальную галерею, став одной из самых ярких жемчужин ее коллекции.

"Венера с зеркалом" 
Диего Веласкеса

"Венера с зеркалом" Диего Веласкеса

И тогда та решила отомстить королю – когда он пришел в «комнату свиданий», его ждал гроб, в котором лежала бледная Маргарита, сжимая в руках распятие. Но у Веласкеса совсем другое отношение к зеркалам. К сожалению, точной даты, когда полотно было написано, уточнить до сих пор не удалось. И кожа женщины светлая, она не выглядит, как розовые, пухлые итальянские Венеры. Существовали определенные рамки дозволенного и для живописцев.

После смерти любвеобильного маркиза дона Гаспара картина досталась его дочери Каталине, маркизе дель Карпио. Новым владельцем картины стал купец из Мадрида. В Италии Веласкес создал ряд замечательных работ, за одну из которых – великолепный портрет папы Иннокентия Х – он заслужил право называться членом Академии святого Луки. Но и здесь покой ей только снился.

Картина Венера с 
зеркалом Диего Веласкеса

Картина Венера с зеркалом Диего Веласкеса

Казалось бы – вот она, тихая гавань, которую «Венера» обрела после длительных странствий. В отличие от устоявшегося образа богини любви, у неё тёмные волосы. У Веласкеса же зритель в первую очередь натыкается на отсутствие лица.

Это вызвало возмущение при дворе и в церкви. Красота и жизнь мимолетны. По его личику видно, что и ему доставляет удовольствие вид этой небожительницы. Долгое время считали «Венеру с зеркалом» второй картиной, уцелевшей от огня. То было настоящее чудо, причем не имевшее ничего общего с чудесами христианскими. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.

Высокомерная публика. Нашлись люди, которые утверждали, что «Венера с зеркалом» вовсе не является созданием Веласкеса, а просто позднейшей подделкой и призывали публику не поддаваться на обман.

Картина «Венера 
перед зеркалом имеет» 
и другие названия

Картина «Венера перед зеркалом имеет» и другие названия

Однако Венера Веласкеса воплощает испанский идеал женской красоты: она хрупка и пропорции её фигуры далеки от античной «правильности». В 1914 году с картиной приключилось несчастье. То было высшим признанием его таланта. Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией художеств в 1890 году, когда почва была уже подготовлена трудами известных ученых, установивших подлинное значение этого произведения. Узнается и восхищение художника его предшественниками Тицианом и Веронезе.

В испанской традиции женщина, смотрящаяся в зеркало, — сюжет философско-поучительный. Возможно ли, что Веласкес приравнял неизменный и завершенный мир мифа к изменчивой и принципиально незавершенной реальности, что на его полотне «река времен в своем теченье уносит» даже вечность мира мифологического. В его мастерской было десять зеркал, а кстати, стоили они в те времена немало. Существовали определенные рамки дозволенного и для живописцев.

Веласкес «Венера с зеркалом»: история картины

Ей и другим суфражисткам не простили и то, что покушение на «Венеру» стало первым в ряду атак на сокровища Англии. Когда-то «Венерой» Веласкеса восхищались только самые близкие друзья маркиза де Эличе, допущенные в его спальные покои. Удивительное дело – между Филиппом, всесильным королем огромной империи и Веласкесом, молодым художником, отнюдь не отличавшимся высокородностью и богатством, сложились довольно дружеские отношения. С технической точки зрения в изображении Рубенсом «ню» почти невозможно отыскать изъян, хотя современные вкусы в отношении женской красоты значительно отличаются от вкусов и подходов художника. Красота и жизнь — мимолетны.

Так гранды-аристократы отомстили гениальному, но невысокородному собрату. Именно тут мы и разим врага». После кончины маркиза дель Карпио полотно досталось его дочери Каталине. зачем ему столько, он ответил, что зеркала — его помощники, почти подмастерья.

Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес (1599-1660 годы) родился в Севилье в небогатой дворянской семье. Потом в интервью она заявила следующее: «Я пыталась уничтожить картину самой красивой женщины в мифологии в знак протеста против ареста госпожи Панкхерст, самой прекрасной личности в современной истории», позже она добавила еще, что «ей не нравилось, как посетители музея целый день смотрят на это».

Картина Венера перед 
зеркалом (1647—1651)

Картина Венера перед зеркалом (1647—1651)

«Чувствуется, – как говорил один выдающийся исследователь испанского искусства, – что она родилась для андалузских танцев и что танцует она не только ногами, но и всем телом». Моррит, друг Вальтера Скотта. И тона картины способствуют этому, холодные: серая, гладкая простынь (так и напрашивается «шёлковая», а шёлк холоден), тёмно-красная драпировка на заднем плане. В испанской традиции женщина, смотрящаяся в зеркало, – сюжет философско-поучительный.

Тем более что оно стало первой в длинном ряду атак на сокровища Англии. Лицо ее видно лишь в зеркале. Инквизиция, узнав о проявлении творческой смелости, могла отлучить художника от Церкви, сослать в отдаленные колонии, потребовать немалый штраф и полностью разорить оступившегося. Через три дня в его дом забрались грабители и убили хозяина.

Все было подчинено вере. Она сумела пронести в галерею мясной нож и яростно вспорола нежную плоть Венеры. С тех пор жизнь Веласкеса была неразрывно связана с мадридским двором.

И среди них – великий испанский художник Диего Веласкес. Ведь отражение в зеркале – та же картина, только существует она лишь мгновение. Мэри Ричардсон прожила долгую жизнь (она родилась в 1889-м, а умерла в 1961 году). Несколько десятилетий картина хранилась в поместье Морриттов Рокеби-Парк (в Англии ее так и называют – «Венера Рокеби»).

  1. Раскрывая тайну богини Веласкеса
  2. Подписка на блог по электронной почте
  3. Пластиковые рамки для фотографий
  4. Заказ рамок для дипломов в багетной мастерской
  5. Багетные рамки для вышивки икон
  6. 13 фильмов про разговор с Отцом

Нет ничего вечного. С тех пор жизнь великого мастера была неразрывно связана с мадридским двором. Лицо ее, довольно неясно, мы видим в зеркале. Название полотна отсылает нас к творчеству Тициана, который впервые ввел этот сюжет в искусство (статьи о Тициане в 3/06 и Джорджоне в 8/06).

Такое, вот, несоответствие. Она больше походит не на богиню, а на обычную, земную женщину. Как раз после смерти герцогини картина приобрела дурную славу.

Так гранды-аристократы отомстили гениальному, но невысокородному собрату. На самом деле считают, что у испанского мастера живописи было много портретов с изображениями женских тел, однако дошла до нас только «Венера». Оно кажется старее, чем дышащее юностью, грациозностью тело. Но не последний. Теперешний владелец картины, банкир из Биркенхеда Джордж Рэй уверяет, что от такой красоты его каждый раз бьет, как электрическим током. Совсем иная интрига возникает в картине Веласкеса.

Первое упоминание о картине появилось в 1651 году – в описи коллекции маркиза дель Карпио. Не исключено, что именно эта итальянка позировала художнику для его Венеры.

Раскрывая тайну 
богини Веласкеса

В тот период Веласкес переживал личный кризис — жену в Италию он с собой не взял. 10 марта 1914-го года суфражистка Мэри Ричардсон, боровшаяся за избирательные права женщин путём швыряния камней в стёкла британского парламента, придумала новую акцию. «Создавая на холсте сладострастные обнаженные фигуры, художники становятся проводниками дьявола, поставляют ему приверженцев и населяют царство Ада», — говорил один из ярых проповедников веры Хосе де Иезус Мария. Это — общественная собственность. Но самый удивительный персонаж картины Веласкеса (кроме нас с вами, конечно) – пришелец из какого-то другого, более светлого пространства. Женщина лежит на подушках к нам спиной и лица её не видно. С тех пор жизнь Веласкеса была неразрывно связана с мадридским двором. Несколько десятилетий картина хранилась в поместье Морриттов Рокебю-Парк — в Англии его так и называют — «Венера Рокебю».

До 1935 года она активно занималась политикой, делала и какие-то полезные дела, но англичане так и не простили ей покушение на национальное достояние — «Венеру с зеркалом» Веласкеса. Венера Веласкеса, скорее, воплощает испанский идеал женской красоты: она хрупка и пропорции ее фигуры далеки от античной «правильности». В этом лабиринте относительных пространств возможен и еще один смысловой вариант. 6августа 1660 года художника не стало. Рассказывали, что папа, увидев свой портрет кисти Веласкеса, воскликнул: «Слишком похож. » Веласкес всегда жил довольно замкнуто, но трудно себе представить, что пылкий испанец мог провести эти почти три года без любви. Это неясное лицо в зеркале — словно прекрасное видение, недостижимая мечта Но все-таки «Венера» — прежде всего портрет тела, влекущего, прекрасного, таящего в себе обещания изысканных наслаждений.

На полотне изображена молодая богиня любви. И эта деталь тоже чрезвычайно важна для испанца Веласкеса. Остановить вошедших в раж суфражисток смогла только Первая мировая война. Филипп IV дважды (в 1629-1631 годах и 1648-1651 годах) отправлял Диего в Италию — повышать мастерство, а также закупать для королевской коллекции шедевры итальянской живописи и античной скульптуры. В Лондонской национальной галерее она находится и сейчас.

Картина Диего Веласкеса«Венера с зеркалом» написана в 1664 году. Работа понравилась как поэту, так и его знакомым вельможам. статью «Менины»). Но при этом страна жила в строго ограниченных рамках дозволенного Церковью.

И тогда та решила отомстить королю — когда монарх пришел в «комнату свиданий», он увидел там гроб, в котором лежала бледная Маргарита, сжимая в руках распятие. Эти сексисты пялятся на изображение прекраснейшей из женщин как на порнографическую открытку.

Купцу пришлось продавать все, что у него было. В 1656 году он написал знаменитых «Менин», сценку из жизни королевской четы инфанты Маргариты и ее подружек, где изобразил и себя, в первый и последний раз, — конечно же у мольберта, с кистью в руке. Создавая «Венеру с зеркалом», Веласкес безусловно вдохновлялся прославленными «Венерами» Тициана, творчество которого было блестяще представлено в королевских собраниях. Среди них каждодневное стояние позади королевского кресла, пока его величество принимал пищу. Так им не позволялось изображать голое тело.

Перед Ренессансом встала весьма сложная задача воссоединить античную телесность со средневековой духовностью. Ей удалось нанести семь ударов. Волосы стали много рыжее, чем у Тициана, а некоторая рассеянность или незаинтересованность Венер превратилась в могильный холод и тайну без шансов разгадать.

А картина была полностью реставрирована и возвращена в галерею, где находится и по сей день. Так им не позволялось изображать голое тело. Но при этом страна жила в строго ограниченных рамках дозволенного церковью. «Венера с зеркалом» — единственное сохранившееся изображение обнажённого женского тела кисти Веласкеса.

В конце концов нужная сумма, 45 ООО фунтов, была собрана и в 1905 году «Венера» попала в Лондонскую национальную галерею, став одной из самых ярких жемчужин ее коллекции. Этот прекрасно образованный, увлеченный искусством и историей эсквайр (именно он впервые доказал, что Троя – не только легенда, но и действительно существовавший в далекие времена город и именно его труды стали основополагающими для Шлимана) сразу понял всю ценность полотна Веласкеса. И эта деталь тоже чрезвычайно важна для испанца Веласкеса. Именно о поисках цельности напоминает разобщенность фигуры и изображения лица в зеркале на картине Веласкеса. Мастерская живописца располагалась рядом с королевскими покоями. А также подсвечник – невероятно сложный и реалистичный.

Король, конечно же, подвергся осуждению Ватикана, замаливал грех, делал щедрые пожертвования монастырю «А ведь дон Гаспар – родственник влиятельного Оливареса, – думал, приступая к работе Веласкес, – если что, тот заступится». В его мастерской было десять зеркал, а стоили они в те времена немало. После этого «Венера с зеркалом» долго не могла найти нового владельца. Но у Веласкеса совсем другое отношение к зеркалам. Нет ничего вечного. К тому же существует еще и реальность зрителя, которая приобретает странный смысл.

Для нее любить – значит не сдаваться, а побеждать. Суфражистка Мэри Ричардсон, пройдя в музей с мясным тесаком, семь раз ударила им по картине (в область тела нарисованной Венеры).

Но, увы, плохо различимые персонажи из маленького зеркальца за спиной художника (а это, несомненно, король Филипп IV и его супруга Марианна) не дают помечтать. Мазок у художника не есть одинаковое движение кисти, безотносительное к форме, цвету и фактуре предметов. По этой причине от полотна отказывались не только частные коллекционеры, но и музеи. Филипп даже распорядился, чтобы впредь его портреты писал только Веласкес.

«Венера с зеркалом» – единственная картина Веласкеса с обнаженной натурой, которая сохранилась, но не единственная в его творчестве (документированы еще три). И это, похоже, первый подобный трюк с изображением зеркал. Веласкес был главным ассенизатором дворца. Ведь отражение — та же картина, только существует она лишь мгновение. Ее лицо можно увидеть только в зеркале, но оно изображено неясно, расплывчато.

В начале XIX века картина принадлежала Каэтане Альба, той самой Каэтане, которую так любил другой великий испанский художник – Франсиско Гойя и с которой он написал свою Венеру – «Обнаженную маху». Эммелин Панкхёрст, о которой говорила Мэри, была главой движения суфражисток. Стали говорить о том, что картина приносит несчастья. Венера целомудренная — это стоящая фигура, что предполагает отказ. Вся картина дышит негой и умиротворением: Веласкес изобразил Венеру как простую смертную женщину, которую застали врасплох за самолюбованием.

Настоящее чудо, причем не имевшее ничего общего с чудесами религиозными. «Та женщина хороша, что полна огня, но не обжигается», – гласит испанская пословица. «Меня зовут Мэри Ричардсон, – заявила она констеблю. – Я суфражистка, борец за права женщин.

Они зеркальны относительно друг друга и по своей форме тождественны. Непрерывные балы, охоты, церемонии, празднества Интриги и интрижки, тайны и пороки истовость веры и страшные грехи «Мертвящая среда», по точному определению замечательного советского искусствоведа В. Н. Лазарева, в которой удавалось сохранить себя, свою душу очень немногим. В этом случае возможно истолкование картины в духе высказывания апостола Павла, который утверждал, что мы видим идеальное и абсолютное «гадательно», будто во тьме тусклого зеркала (латинское «speculum in aenigmati» — зеркало гадательное, темное, неясное).

По другой теории, зеркало являет собой разграничитель между миром реальным (отражение) и миром фантазий (красота). В те годы о ее существовании знали немногие, но когда в 1906 году наследникам Джона Морритта понадобились деньги и они решили ее продать, о картине заговорила вся Британия. Франсиско Пачеко оставил даже специальные рекомендации о том, как следует писать дам (разумеется, в образах мифологических или библейских героинь), не нарушая норм благонравия: лишь лицо и руки можно было писать с натуры, а все остальное — по гравюрам итальянских и немецких мастеров, например Дюрера.

Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Его выкупил состоятельный ростовщик. Балансируя между «да» и «нет» телесной чувственности и высокой духовности, Веласкес смог создать некую классическую формулу в духе чисто испанской национальной ментальности, в которой, с одной стороны, было множество запретов, а с другой — брала свое непреодолимая страстность южной натуры. Она больше походит не на богиню, а на обычную, земную женщину.

Лишь в 1983-м году достоянием широкой публики стал документ, согласно которому во время пребывания Веласкеса в Италии (примерно 1649-1651) у него была внебрачная связь, от которой родится сын Антонио. Для нее любить — значит не сдаваться, а побеждать.

Однажды, когда художника спросили. Происходит фантасмагорическое удвоение матрицы. Все было подчинено вере. А через некоторое время того изгнали из страны, конфисковав все имущество. Церковь распространяла свои правила на все стороны человеческой деятельности. Это неясное лицо в зеркале – словно прекрасное видение, недостижимая мечта Но все-таки «Венера с зеркалом» – прежде всего портрет тела, зовущего и влекущего, прекрасного, таящего в себе обещания изысканных наслаждений.

Образ Венеры постоянно балансирует между чувственностью и холодностью.