Воз Сена Босх

«воз сена» («Воз с сеном»)— триптих Иеронима Босха. Поскольку аналогичный по смыслу вопрос уже был на одном из этапов викторины, теперь отвечать на вопросы о творчестве Босха будет уже гораздо легче – изображение воза сена в центре уже знакомого нам триптиха означает не что иное, как "жажду земных благ" – останавливаемся на ответе "С". Как и в «Саду земных наслаждений», правая панель «Воза сена» рассказывает о видении ада Босхом. Триптих Иеронима Босха Воз сена представляет собой нравоучительную, с одной стороны и сатирическую, с другой стороны, аллегорию.

«воз сена»—триптих Иеронима Босха, находящийся в коллекции музея Прадо в Мадриде. Триптих Иеронима Босха, который называется " Воз сена ". Поскольку аналогичный по смыслу вопрос уже был на одном из этапов викторины, теперь отвечать на вопросы о творчестве Босха будет уже гораздо легче – изображение воза сена в центре уже знакомого нам триптиха означает не что иное, как жажду земных благ – останавливаемся на ответе С. Правильным ответом будет Жажды земных благ. «воз сена» («Воз с сеном»)— триптих Иеронима Босха.

Триптих Иеронима Босха "Воз сена" на сегодняшний день сохранился в двух вариантах, состояние обоих таково, что не позволяет точно установить, какая из работ является подлинником, а какая копией, выполненной учениками живописца. Думаю, что здесь подойдёт вариант C, Триптих Воз сена, написанный нидерландским живописцем Иеронимом Босхом, является аллегорией жажды земных благ: алчности, корысти.

Иероним Босх «Воз сена» 1500—1502, Музей Прадо

Босх превратилискусствов зеркало современного мира. На правой створке триптиха изображены бесы-каменщики, возводящие исполинскую башню. Возможно, оба триптиха являются оригиналами. Образы ужасных наказаний, которым подвергаются грешники, не только плод фантазии Босха. Может ли кто-нибудь в мире устоять перед соблазном охапки сена.

Дидактический, морализаторский характер триптиха несомненен. Идет своим чередом. Однако для Босха, как и для большинства его современников, неизбежная адская кара выражалась прежде всего в физических мучениях. Здесь изображено возмездие за различные грехи, которые объединяет тема жадности. Некоторые из них делятся и берегут сено, а другие уже смакуют его.

В 1516 году художник скончался, отпевание прошло именно в этом соборе, в капелле (т. е. На верху воза изображенного на доске, которая находится в Прадо, музицирует синий (традиционный цвет обмана) демон. Нож, клинок, лезвие традиционно являются носителями сексуальных ассоциаций. В нидерландской народной песне (около 1470 года) рассказывается, как Бог сложил подобно копне сена всё, что есть на свете хорошего, в одну кучу, предназначив её на общее благо.

Воз сена (центральная 
часть триптиха)

Воз сена (центральная часть триптиха)

Его жизненный путь не отличался какими-либо особыми зигзагами, превратностями судьбы. О, если бы они рассудили, подумали о сем, уразумели, что с ними будет. » (Втор 32: 28-29) и «И сказал: сокрою лице Мое от них и увижу, какой будет конец их ибо они род развращенный дети, в которых нет верности» (Втор 32:20). Левый ставень триптиха Иеронима Босха «Воз сена» посвящен теме грехопадения прародителей, Адама и Евы. Дидактический, морализаторский характер триптиха несомненен.

Под другим деревом под звуки волынки пляшут крестьяне. Именно таков был аллегорический смысл изображений возов с сеном, появлявшихся после 1550г. Здесь изображено возмездие за различные грехи, которые объединяет тема жадности. Благодаря своему росту он возвышается над окружающим его пустынным пейзажем.

Основное внимание уделено одному из смертных грехов — погоне за благами земными, то есть алчности (в расширительном значении слова, куда входят понятия «стяжательство», «корысть», «жадность»), различные ипостаси которой обозначены движущимися за возом и вокруг него людьми. Сатира – одна из сторон живописи Босха. Под мостом свора собак, опередив своего хозяина, уже настигла убегающих грешников. На самом загадочном и самом известном алтаре «Сад земных наслаждений» три створки: на правой – рай, последние три дня творения мира на центральной – сам Сад наслаждений на левой – ад.

Повозка с сеном участвовала в религиозных шествиях -- например, остались описания современников о том, как в 1563 году дьявол вез по улицам Антверпена груженую сеном телегу, за которой шли люди разного звания, разбрасывая сено по мостовой в знак того, что все мирские блага -- ничто (каламбурно обыгрывая двойное значение фламандского слова hooi -- сено и ничто). О технике живописи Иеронима Босха. Лекарь-шарлатан в центре выложил на стол свои дипломы, склянки и ступку, чтобы поразить воображение легковерной жертвы набитый соломой кошель у него на боку (данный фрагмент существует лишь на версии триптиха из Прадо) указывает на то, что деньги, нажитые неправедным путём, впрок не пойдут.

Если в изображении «Земного Рая» в триптихе «Сад земных наслаждений» Иероним Босх показывает нормальные, естественные взаимосвязи, пусть и не всегда гуманные, то в «Аду» – все перевернуто. Никто не понимает, что бесы тянут воз с сеном прямо в ад изображенный на правой панели. Библейский эпизод грехопадения Босх изображает вполне традиционно: вокруг древа познания добра и зла объявилась змея -- это дьявол искуситель рода человеческого, начиная с прародительницы Евы. Под мостом свора собак, опередив своего хозяина, уже настигла убегающих грешников.

Триптих Иеронима Босха «Воз сена» считается первой из больших сатирико-правоучительных аллегорий зрелого периода творчества художника. Сюжет не нуждается в пояснениях.

Босховская игра со словом сено полна смысловых подтекстов. Босховский персонаж приводит на память Обывателя (в голландской литературе – Elckerlijk, в немецкой – Jedermann), чье духовное паломничество служило темой для многочисленных нравоучительных пьес того времени. Все эти подробности призваны усилить основную тему – торжество алчности. Традиционный характер этой композиции не вызывает сомнений: она включает четыре эпизода из библейской Книги Бытия— низвержение с небес восставших ангелов, сотворение Евы, грехопадение изгнание из Рая.

В конечном счете, всё обернется hooi -- так звучал припев песни того времени. Это было для меня самым тяжким страданием, какое я когда-либо испытывал в этом мире.

Воз сена – аллегория 
и атрибуционная 
проблема на века

Воз сена – аллегория и атрибуционная проблема на века

Женщина выступает причиной зла, первородного греха и вечного проклятия. Другие считают мастера хорошим знатоком народных традиций и нидерландского фольклора. Мотив музыкальных инструментов мастер, скорее всего, заимствовал из некоторого средневекового сочинения «Видения Тундала», где беспечному рыцарю Тундалу при жизни довелось побывать в аду. Возможно, картина иллюстрирует старинную фламандскую пословицу: «Мир – это стог сена: каждый хватает, сколько сможет». Другой прячется за деревом, держа длинную палку с сосудом на ее конце – символом похоти. Картины ада были второй, наиболее таинственной стороной творчества Босха.

Правый ставень «Ад» триптиха «Страшный суд» Иеронима Босха изображает грешников, осужденных Богом. Правый ставень триптиха Иеронима Босха «Воз сена». Критики двадцатого века называли Иеронима Босха сумасшедшим.

Алтарь «Искушения святого Антония» (преподобного Антония Великого) наполнен бесами: чудовищами, составленными из частей различных животных, уродливыми карликами, летящими рыбами-кораблями, безголовыми птицами, оживающими предметами, обнаженными женскими фигурами. Такова страшная участь. Псевдоним Босх, возможно, появился от сокращения названия родного города.

Ожизни художника Иеронима Босха, как ни странно известно очень мало. В каких скрытых уголках сознания начал рождаться демонический мир, наполненный странными существами. Этот триптих создан около 1500 года. Более того, пейзаж в ней очень похож на пейзаж рая из правой створки. Изображение Ада встречается в творчестве Босха гораздо чаще, чем Рая. На наружных створках алтаря Босх изобразил фигуру нищего странника.

Есть в этом и ещё один нюанс поскольку сено – товар дешевый, оно символизирует никчемность и ничтожность земных благ. На правой створке триптиха изображены бесы-каменщики, возводящие исполинскую башню. Венский «Страшный суд» Босха рисует удел человеческий в самых мрачных красках. Работа подписана и совпадает по размерам с упоминаемой в документах. Под мостом свора собак, опередив своего хозяина, уже настигла убегающих грешников.

Взятие Иисуса под 
стражу и Несение 
креста

Взятие Иисуса под стражу и Несение креста

«В конечном счёте, всё обернётся hooi»— так звучал припев песни того времени. Триптих изобилует маленькими фигурками, написанными в смелой технике мазка. Впоследствии Босх использовал этот замысел в другой картине – «Блудный сын». Босховская игра со словом сено полна смысловых подтекстов. Под мостом свора собак, опередив своего хозяина, уже настигла убегающих грешников. Дидактический, морализаторский характер триптиха несомненен.

Знаем, что Иерон или Иером ван Акен (Jeroen van Aeken) – таково его настоящее имя – происходил из города Хертогенбоса Брабантского герцогства (территория современных Нидерландов). В нидерландской народной песне (около 1470 года) рассказывается, как Бог сложил подобно копне сена всё, что есть на свете хорошего, в одну кучу, предназначив её на общее благо. Художник заполняет пространство апокалиптическими пожарами и руинами архитектурных построек, заставляющими вспомнить о Вавилоне – христианской квинтэссенции бесовского города, традиционно противопоставлявшегося Граду небесному Иерусалиму. На правой створке триптиха изображены бесы-каменщики, возводящие исполинскую башню. Некоторые считают, что Босх, возможно, сам боялся своих творений.

Жизненный путь, 
алтарь Воз сена

Жизненный путь, алтарь Воз сена

дьявол «Лживый», в иерархии демонов «отвечающий» за ложь и обман, вёз по улицам Антверпена гружёную сеном телегу, за которой шли люди «разного звания», разбрасывая сено по мостовой в знак того, что все мирские блага— ничто (каламбурно обыгрывая двойное значение фламандского слова «hooi»— «сено» и «ничто»). Каждый день я молил Господа Иисуса Христа, чтобы Он извел меня из этой грязи». Современников Босх приводил в восхищение своей живописной техникой.

По характеру он был жизнерадостным, общительным и позитивным человеком. Насколько оправдана такая трактовка живописи Босха – спорный вопрос, поскольку исследователи находили в адских панорамах алхимические и мистические символы, а также заимствования из литературных произведений.

Открытка (плейкаст) 
«Иероним Босх " 
Воз сена "»

Открытка (плейкаст) «Иероним Босх " Воз сена "»

Существует множество попыток интерпретировать сюжет триптиха. Внешние ставни алтаря «Воз сена» имеют свое название «Жизненный путь» и по мастерству исполнения уступают изображению на внутренних створках и были закончены, вероятно, подмастерьями и учениками Босха, хотя ему принадлежит общий композиционный замысел. Женщина выступает причиной зла, первородного греха и вечного проклятия.

Впоследствии Босх использовал этот замысел в другой картине, «Блудный сын», также представленной на выставке в Хертогенбос. У Тунгдала вести корову по узкому подобно бритвенному лезвию мосту приходится грешникам, грабившим церкви и совершавшим иные святотатства, чем вероятно и объясняется потир, зажатый в руке босховского персонажа.

В нидерландской народной песне (около 1470 года) рассказывается, как Бог сложил подобно копне сена всё, что есть на свете хорошего, в одну кучу, предназначив её на общее благо. Все эти подробности призваны усилить основную тему -- торжество алчности.

Здесь изображено возмездие за различные грехи, которые объединяет тема жадности. Внешние створки «Сотворение Мира» алтаря «Сад земных наслаждений». на фламандских гравюрах. Благодаря изображениям геенны огненной, мастер получил от сюрреалистов прозвище «почетного профессора кошмаров».

В конечном счете, всё обернется hooi – так звучал припев песни того времени. Эти ангелы грешили и Князь тьмы, завидуя Адаму, заставил его в свой черед согрешить. Левый ставень триптиха Иеронима Босха «Воз сена» посвящен теме грехопадения прародителей, Адама и Евы.

  1. Сообщество «Волшебная сила искусства»
  2. Земной Рай, композиция Видения загробного мира
  3. композиция Видения загробного мира
  4. Аллегория чревоугодия и любострастия

Центральная часть. Иконографическим новшеством является то, что Босх связал грехопадение прародителей, Адама и Евы, с низвержением восставших ангелов. Число праведников, взошедших на голубую гладь небес, совсем невелико по сравнению с количеством осуждённых грешников. Они не устоят не перед чем, даже убийством другого, лишь бы получить свою долю.

Испанские богословы XVI века подозревали его в ереси, но потом художник был оправдан. На фоне бескрайнего пейзажа следом за огромным возом сена движется кавалькада и среди них – император и папа (с узнаваемыми чертами Александра VI). которую Бог уготовил человечеству. Однако каждый человек стремился забрать себе всё. За лихорадочной людской суетой сверху безразлично и отстранённо наблюдает Христос, окружённый золотым сиянием. В средневековой Европе существовала масса приспособлений для пыток: «ручная пила», «пояс смирения», «аист», «покаянные рубашки», «козлы для ведьм», колодки, жаровни, ошейники. Однако каждый человек стремился забрать себе всё. Однако каждый человек стремился забрать себе все.

Принято считать, что триптих выполнен в 1504 году по заказу наместника Нидерландов Филиппа Красивого (Габсбурга), хотя размеры указанного в документе произведения отличаются от размеров венского триптиха. Он происходит из семьи потомственных живописцевван Акен. В литературной фантазии Видение Тундала, созданной в XII веке ирландским монахом-бенедиктинцем, путешествие через Ад состоит из описания всех видов мучений, в том числе наказание за кражу святынь, всевозможных демонов и скотских чудовищ. Иногда он становится почти «импрессионистическим», сгущаясь в тончайших зигзагах и мерцающих прожилках, полученных от прикосновения щеточки с белой краской.

  1. Иероним Босх: когда видения становятся реальностью
  2. Материал из Википедии — свободной энциклопедии
  3. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  4. Последние комментарии (всего 6)

На холме (на заднем плане) вокруг виселицы собралась толпа, а рядом виден высокий шест с укреплённым на конце колесом— на нём было принято выставлять тела казнённых преступников. Левая створка триптиха посвящена теме грехопадения прародителей, Адама и Евы. В четырех углах картины изображены «четыре последние вещи» : смерть, Страшный Суд, ад и Небесные Врата. на фламандских гравюрах. Возможно, через мрак мастер пробивался к Свету. Художник заполняет пространство апокалиптическими пожарами и руинами архитектурных построек, заставляющими вспомнить о Вавилоне— христианской квинтэссенции бесовского города, традиционно противопоставлявшегося «Граду небесному Иерусалиму».

Сообщество «Волшебная 
сила искусства»

Нам также известно, что Босх был знаменит и почитаем. Босх смог разглядеть их, а именно понять суть самого мира, что и выразилось в пейзажном фоне триптиха «Воз сена». На картине неоднократно показаны все смертные грехи и очень много эротической символики. Можно предположить, что художественному мастерству он выучился в семье.

Сцены разворачиваются в цветущем райском саду. Вполне в духе Фомы Кемпийского, воскликнувшего в своем «Подражании Христу»: «Если любовь к Богу не удерживает тебя от греха, то пусть, по крайней мере, удержит страх перед Адом».

Он перевернул обычный мир вверх тормашками и вывернул его наизнанку. Однако каждый человек стремился забрать себе все. В литературной фантазии «Видение Тундала», созданной в XIIв.

Так, на картине жарится чей-то обед, женщина обмывает ребенка, две женщины застыли в молчании, прислушиваясь к зарождению жизни в одной из них (иконологически этот сюжет похож на сюжет встречи Марии с Елизаветой). Одни угрожают жизни, воплощаясь в образах разбойников или злобной собаки (впрочем, она может символизировать также и клеветников, чьё злоязычие часто сравнивали с собачьим лаем). Тем не менее, картина имеет ярко выраженный трагический и грехоподобный характер.

Правый ставень триптиха Иеронима Босха «Воз сена». Повозка с сеном участвовала в религиозных шествиях – например остались описания современников о том, как в 1563 году дьявол Лживый, в иерархии демонов отвечающий за ложь и обман, вез по улицам Антверпена груженую сеном телегу, за которой шли люди разного звания, разбрасывая сено по мостовой в знак того, что все мирские блага – ничто (каламбурно обыгрывая двойное значение фламандского слова hooi – сено и ничто). И фантазия Босха вновь проявляет себя поистине беспредельной. Но в любом случае изображения на внешних створках явно выполнены кистью кого-то из подмастерьев или учеников Босха. В литературной фантазии «Видение Тундала», созданной в XIIв. Женщина выступает причиной зла, первородного греха и вечного проклятия. Сцены этой картины расположены по кругу, вот таким образом у исследователей возникло предположение, что она была настольной.

Возможно, Босх хотел показать, что все человеческие желания, даже те, которые кажутся «выше простых желаний» (показанные наверху стога сена) – любовь и музыка, являются пристрастиями и могут быть использованы силами зла. Под мостом свора собак, опередив своего хозяина, уже настигла убегающих грешников. На среднем – херувим с огненным мечом изгоняет их из Эдема. После смерти художника испанский король Филипп II (1527-1598 гг. ) собрал большую коллекцию его работ в своей резиденции-монастыре Эскориале. В нидерландской народной песне (около 1470г. ) рассказывается, как Бог сложил подобно копне сена всё, что есть на свете хорошего, в одну кучу, предназначив её на общее благо.

Если современники Босха полагали, что художник воочию видел этих чудовищ Ада, а затем точно изобразил их (а в Средневековье подобная возможность никого не удивила бы), то они, несомненно, были убеждены, что такого Ада нужно избежать любой ценой. Возможно, оба триптиха являются оригиналами. Под другим деревом под звуки волынки пляшут крестьяне. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.

Место, которое в композиции Рая отведено источнику жизни, здесь занимает трухлявое «древо смерти», вырастающее из замерзшего озера – вернее, это человек-дерево, наблюдающий за распадом собственной оболочки. В своей версии Ада Босх опирался на литературные источники, расцвечивая почерпнутые оттуда мотивы игрой собственной фантазии. Картины мучений земных кажутся даже более пугающими, чем картины мучений адских. Творческий путь художник начал с росписи алтарей, храмовых элементов. Точная дата рождения неизвестна (по предположениям –около1450года).

Портал Стихи. ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.

Живопись Босха ярко иллюстрирует эту фламандскую пословицу. Филипп II видел в Босхе моралиста, обличителя пороков и, например, распорядился хранить картину «Семь смертных грехов» в своей спальне в Эскориале, чтобы размышлять на досуге о человеческой греховности. Все сцены распределены в пространстве единого пейзажа изображающего Рай. В конечном счете, всё обернется hooi – так звучал припев песни того времени. В этом чудовищном мире властвует птицеголовый монстр, который заглатывает человеческие тела и, пропустив их сквозь свою утробу, низвергает в сточную яму, вокруг которой представлены кары за всевозможные грехи. Она предназначена для душ осужденных грешников, сопровождавших в Ад воз сена. Можно согласиться с теми исследователями, которые считают, что картины мастера так и останутся до конца неразгаданными, так как они были адресованы средневековому зрителю, серьезно от нас отличающемуся, глубоко религиозному католику, живущему в мире суеверий и алхимии, костров инквизиции и мистицизма, постоянных угроз эпидемий и ожиданий Страшного Суда. Босх выполнял заказы братства, например, написание алтаря для собора святого Иоанна.

Группа священников и монахинь в правом нижнем углу уже получила мешок с сеном. Рассматриваемая композиция – первый чистый пейзаж в истории нидерландской живописи. Ад и демоны присутствуют у Босха почти везде. Коллеги-художники ценили его мастерство колорита.

Все сцены распределены в пространстве единого пейзажа изображающего Рай. Один из исследователей назвал «Сад» «отравленным раем», следствием которого может быть только ад (левая створка). В день Второго Пришествия мертвые восстанут из гробов своих и Христос будет судить всех, воздавая каждому «по делам его». Спорна центральная часть.

Очевидно, в этом проявилось пессимистическое видение художником будущих судеб мира. Родился будущий маэстро живописи в небольшом нидерландском городке Хертогенбосе.

Босховский персонаж приводит на память «Обывателя» (в голландской литературе— Elckerlijk, в немецкой— Jedermann), чьё духовное паломничество служило темой для многочисленных нравоучительных пьес того времени. Кроме того изображена только что появившаяся растительность. Является самым масштабным из уцелевших произведений Босха. Даже короли, епископы и аристократы в нетерпении следуют за сеном сразу за повозкой. В отдалении видны разбойники, ограбившие другого путника и привязывающие его к дереву.

Изображение Ада встречается в творчестве Босха гораздо чаще, чем Рая. На верху воза изображенного на доске, которая находится в Прадо, музицирует синий (традиционный цвет обмана) демон. Удод предпочитает жить там, где воздух зловоннее. Из-за его видений коллеги называли художника «почетным профессором кошмаров».

Под ней надпись: «Берегись, берегись, Бог видит все». Дидактический, морализаторский характер триптиха несомненен. Она предназначена для душ осужденных грешников, сопровождавших в Ад воз сена. Триптих Иеронима Босха «Воз сена» считается первой из больших сатирико-правоучительных аллегорий зрелого периода творчества художника. В отдалении видны разбойники, ограбившие другого путника и привязывающие его к дереву.

Именно таков был аллегорический смысл изображений возов с сеном, появлявшихся после 1550г. Босх неистощим в своих описаниях наказаний за различные прегрешения. Воз сена имеет еще одно метафорическое назначение. Все сцены распределены в пространстве единого пейзажа изображающего Рай. Ее поворот основывает все движения центра – слева направо, то есть от рая к аду.

Здесь изображено возмездие за различные грехи, которые объединяет тема жадности. При сравнении с доской «Семь смертных грехов», где в изображении Ада подписано, какие грехи чем наказываются, можно догадаться, за что грешники несут кару здесь. дьявол «Лживый», в иерархии демонов «отвечающий» за ложь и обман, вёз по улицам Антверпена гружёную сеном телегу, за которой шли люди «разного звания», разбрасывая сено по мостовой в знак того, что все мирские блага— ничто (каламбурно обыгрывая двойное значение фламандского слова «hooi»— «сено» и «ничто»). Женщина выступает причиной зла, первородного греха и вечного проклятия. Некоторые говорят, что тьма на его картинах победила свет.

Только в поздних произведениях Босха добро и зло уравновесится, здесь же пока на всех трех створках торжествует зло. Адской музыкой будут наказаны те, кто слушал праздные песни и мелодии. Некоторые думают, что он через страх пытался внушить зрителю набожность. В литературной фантазии «», созданной в XIIв.

Пляшущие крестьяне— образ иной, моральной опасности подобно любовникам на верху воза с сеном, они прельстились «музыкой плоти» и покорились ей. Мистик Иоганн Рюйсбрук пишет, что сова избегает света и посещает мертвых.

Воз сена имеет еще одно метафорическое назначение. Но исследователи пришли к выводу, что в полотнах, которые автор, кстати, никогда почему-то не подписывал, скрыт намного более глубокий смысл. Однако каждый человек стремился забрать себе все. «Семь смертных грехов» считается почти самой ранней известной работой, хотя сам художник свои произведения не датировал. Слева внизу лежат череп и груда костей по пятам за этим странником бежит, норовя укусить его, уродливая собачонка мостки, на которые он собирается ступить, треснули и вот-вот подломятся. Тем не менее, в деталях художник и тут проявляет удивительную фантазию.

Проблема пространства тоже решается Босхом удивительно оригинально. Основное внимание уделено одному из смертных грехов -- погоне за благами земными, то есть алчности (в расширительном значении слова, куда входят понятия стяжательство, корысть, жадность), различные ипостаси которой обозначены движущимися за возом и вокруг него людьми.

Левый ставень «Рай» или «Райские кущи» триптиха «Страшный суд» Иеронима Босха иллюстрирует вторую и третью главы Книги Бытия. Изображение Ада встречается в творчестве Босха гораздо чаще, чем Рая. Дидактический, морализаторский характер триптиха несомненен. Творчество Босха загадочно. А в правой створке есть фигура грешника, которая тащит упряжку: он оглядывается в последний раз, чтобы окончательно уйти в подземный мир. А вот о том, в чем оно состоит, возникает множество толкований.

На холме (на заднем плане) вокруг виселицы собралась толпа, а рядом виден высокий шест с укрепленным на конце колесом – на нем было принято выставлять тела казнённых преступников. Босх изображает здесь третий день творения: сотворение земли, плоской и круглой, омываемой морем и помещенной в гигантскую сферу. Здесь изображено возмездие за различные грехи, которые объединяет тема жадности.

Повозка с сеном участвовала в религиозных шествиях – например остались описания современников о том, как в 1563 году дьявол Лживый, в иерархии демонов отвечающий за ложь и обман, вез по улицам Антверпена груженую сеном телегу, за которой шли люди разного звания, разбрасывая сено по мостовой в знак того, что все мирские блага – ничто (каламбурно обыгрывая двойное значение фламандского слова hooi – сено и ничто). На этот вопрос, наверное, никто уже не сможет ответить. Основное внимание уделено одному из смертных грехов – погоне за благами земными, то есть алчности (в расширительном значении слова, куда входят понятия стяжательство, корысть, жадность), различные ипостаси которой обозначены движущимися за возом и вокруг него людьми.

В нидерландской народной песне (около 1470г. ) рассказывается, как Бог сложил подобно копне сена всё, что есть на свете хорошего, в одну кучу, предназначив её на общее благо. Мы знаем также, что около 1481 года Босх женился на знатной и богатой Алейт Гойартс ван ден Мервене, вероятно благодаря этому браку, он приобрел независимость и мог писать, что хотел.

Средневековые моралисты именовали любострастие «музыкой плоти» – и вот у Босха многочисленные музыкальные инструменты терзают человеческую плоть, но уже отнюдь не звуками. Собственно, вторая и третья части ветхозаветной Книги Бытия – традиционный рассказ о том, как грех пришел в мир (сотворение Евы искушение первых людей дьяволом и изгнание их из Рая). в боковом пределе) братства. Одни угрожают жизни, воплощаясь в образах разбойников или злобной собаки (впрочем, она может символизировать также и клеветников, чьё злоязычие часто сравнивали с собачьим лаем). Страшное и пессимистичное, с одной стороны, это изображение, с другой стороны, указывает на милосердие Бога.

В «железные ботинки» зажимали ноги – степень сжатия зависела от суровости приговора в этой обуви осужденным полагалось ходить по городу, оповещая о своем приближении железным колокольчиком. «В конечном счёте, всё обернётся hooi»— так звучал припев песни того времени. Это особенно видно по изображению преисподней. Каждый современник Босха, будь то доверчивый безграмотный крестьянин или образованный бюргер, вероятно, понял бы значение почти всех деталей и безоговорочно принял на веру главную идею, хотя некоторые образы по своей новизне, наверное, показались бы ему чересчур пугающими и гнетущими. «Железный шлем» завинчивался на голове, ломая кости черепа.

Можно с уверенностью сказать, что все изображенное художником – это иносказание. Это круглое сооружение выглядит инфернальной пародией Вавилонской башни, предназначенной для осуждённых душ, – от этого и предостерегает Босх род человеческий. История искусства. Лекарь-шарлатан в центре выложил на стол свои дипломы, склянки и ступку, чтобы поразить воображение легковерной жертвы набитый соломой кошель у него на боку (данный фрагмент существует лишь на версии триптиха из Прадо) указывает на то, что деньги, нажитые неправедным путём, впрок не пойдут.