За Туалетом Автопортрет Зинаида Евгеньевна Серебрякова

Зинаида Серебрякова, За туалетом: описание картины

Мотив «зазеркалья» не вызывает чувства таинственности. Автопортрет «За туалетом», посланный Серебряковой в Петербург по настоянию брата Евгения, получил всеобщее признание на VII выставке Союза русских художников, где он экспонировался вместе с тринадцатью другими работами Серебряковой, созданными в 1906–1909 годах. Е. Дорош, конечно, прав в том, что «деревенский мир» с пушкинских времен до начала XX века внешне изменился сравнительно мало. На фоне самой художницы все эти детали невзрачные и совсем неброские. Браслет на руке ясности не добавляет – это универсальное украшение.

Безусловно, глубоко справедливо и тонко прочувствовано сопоставление этой полной свежести искренней картины с поэтикой «божественного» Пушкина — самой большой литературной любви Серебряковой от юных лет до глубокой старости сопоставление, которое должно было глубоко ее порадовать. Художница изобразила не реального человека, а его отражение в зеркале. Но художница не смогла на нее приехать по состоянию здоровья. Нос слегла закругленный. Революция вторглась в ее жизнь драматическим образом. Но подлинно большой успех и признание любителей живописи, прежде всего круга «Мира искусства» во главе с Александром Николаевичем Бенуа, принесло ей портретное творчество конца 1900-х — начала 1910-х годов.

10 автопортретов 
Зинаиды Серебряковой 
— самой важной русской

10 автопортретов Зинаиды Серебряковой — самой важной русской художницы

Исходит оно прежде всего от девушки – обаятельной, любующейся собой и радостной. Очень хорошо проработано лицо, хорошо отражено состояние предчувствия. Картина Зинаиды Серебряковой «За туалетом» представляет собой автопортрет художницы.

Колорит картины решён в светлых, жизнерадостных тонах. Модерн — и это одна из его особенностей — широко предоставлял художнику «право на разновариантные стилизации», не принуждая его менять органически присущий ему взгляд на мир это дало Серебряковой возможность свободно (по всей вероятности, абсолютно безотчетно, но тем более естественно) использовать элементы стиля, обогатившие ее произведение, сделавшие его интересным и привлекательным. У нее достаточно тонкая талия. Серебрякова создает идеальный образ гармонически абсолютного человека, но это только мечта, мимолетная «реальность» отражения.

Зинаида Евгеньевна 
Серебрякова, За 
туалетом

Зинаида Евгеньевна Серебрякова, За туалетом

Настроение передается и зрителю. Я начала рисовать себя в зеркале и забавлялась изобразить всякую мелочь на «туалете»». Девушка слегла, повернута к зрителю, тем самым мы можем рассмотреть ее фигуру.

Дорош признается: «При этом я думал не столько о Татьяне Лариной, сколько о Пушкине, первым открывшем деревенскую Россию — поэзию ее повседневного бытия Девушка с Автопортрета вот так по-пушкински свежо и ясно видит лежащий за окнами ее светлой комнаты деревенский мир, мало изменившийся за те восемь десятков лет, что отделяют Евгения Онегина от этой картины». Другие детали мы узнаем из ее письма, отправленного тогда же А. Н. Савинову: «Я решила остаться на хуторе — в имении моего мужа (рядом с Нескучным), где дом был маленький и его можно было протопить зимой легче, чем большие высокие комнаты Нескучного. Нет никакой грусти, огорчения или задумчивости.

Художница изобразила себя за утренним туалетом. Губы изогнуты в нежно улыбке. Оннаписан влегкой эскизной манере, когда из-под одного изображения проглядывает другое. 7. 5.

Я так одурела от новизны впечатлений, что ничего не могу сообразить, что и как рисовать». Именно молодостью освещено скромное помещение комнаты, в котором чувствуется тепло и уют. На ее молодом лице легкая и непринужденная улыбка.

«Автопортрет. Это придает картине особую атмосферу.

Зинаида Серебрякова, 
«За туалетом» : 
краткое описание

Зинаида Серебрякова, «За туалетом» : краткое описание картины

Используя здесь мотив отражения в зеркале излюбленный новым стилем, художница усложняет смысловой строй произведения, внося в него оттенок игры со зрителем. В движении обнаженных рук заключено море грации и обаяния. Ночная рубашка на ней сидела свободно и спала с левого плеча, полностью его оголив. Они очень доброжелательно были отмечены в печати — в каталожной статье Г. К. Лукомского и в «Художественном письме» А. Н. Бенуа.

Глаза яркие, выразительные, сверкающие. Наибольшая интенсивность цвета наблюдается на переднем плане— на туалетном столике изображены «стеклянные флаконы с жёлтыми и зелёными духами, синяя подушечка со шпильками для шляп, расписная коробка с бусами и многое другое», «всё это пронизано цветом играет и переливается, как драгоценности».

«Здесь есть все 
для экологического 
оргазма»: зачем

«Здесь есть все для экологического оргазма»: зачем юристка из России переехала во Францию

Еще более показательны ритмизованность решения картины и характерная для модерна «остановленность» действия во времени. Весь ее стан легкий и жизнерадостный. А незадолго до смерти художницы и Евгений смог встретиться с матерью. Муж мой Борис Анатольевич был на изысканиях в Северной Сибири — обещал приехать на Рождество в деревню и вместе вернуться с двумя детьми (сыновьями Женей и Шурой. — А. Р. ) в Петербург. Светлый, мажорный колорит делает «отраженный» мир ярким и воздушным.

Добиваясь осязаемой материальности в изображении таинственного мира, «существующего» по ту сторону зеркала, художница как бы стремится проникнуть в глубоко спрятанную тайну человеческой природы и самой жизни. Написанный в 1909 году и представленный на выставке, автопортрет вызвал истинный восторг. При содействии Красного креста Серебряковой удалось добиться того, чтобы к ней приехали сын Саша и дочь Катя. Таких работ уСеребряковой виммиграции было очень много. «За туалетом.

После возвращения в Россию весной 1906 года Зинаида Серебрякова несколько лет жила в семейном имении Нескучное, которое располагалось рядом с одноимённым селом3, входившим в состав Курской губернии Российской империи (ныне на территории Харьковской области Украины)4. Наконец удалось вернуться к творчеству – она писала портреты, чаще всего своих близких. Однако эти портретные работы оказались лишь предшественниками произведения, сразу выдвинувшего ее в первый ряд русских живописцев этих лет, — автопортрета «За туалетом», характеризующего эпоху своего создания с такой же точностью, как «Девушка, освещенная солнцем» Серова — вторую половину восьмидесятых годов XIX столетия, а «Купание красного коня» Петрова-Водкина — начало 1910-х годов. Глаза и улыбка героини говорят о радости жизни. Общая обстановка комнаты представляется какой-то фантастической и необыкновенной.

Иэта маска переходит напортреты еепоздних персонажей. Вместо атрибутов живописи – на туалетном столике атрибуты женской красоты. Картина «Автопортрет. «Автопортрет вкостюме Пьеро» тоже впервые показывается навыставке. В декабре 1910 года в Петербурге открылась выставка воссозданного, но сильно отличавшегося от прежнего, «Мира искусства» с этих пор участие Серебряковой в организованных им выставках стало «само собой разумеющимся».

Она смогла приехать во Францию и, наконец, увидеть мать. Прямо с выставки картину приобрела Третьяковская галерея, где «Автопортрет. Потом недолго работала в мастерской наглядных пособий. Косвенное дорошевское сравнение Серебряковой на автопортрете с пушкинской Татьяной, конечно, не случайно: так непосредственно прелестен образ, так веет от него чистотой и очарованием юности — от огромных продолговатых глаз, свежего, слегка улыбающегося рта, чуть скуластого, сужающегося к подбородку лица, густых темных волос, грациозного и очень естественного движения обнаженных рук, белизны лифа. По словам художницы, «дом был маленький и его можно было протопить зимой легче, чем большие высокие комнаты Нескучного».

Как ивсе ранние ееработы, онносит очень романтический характер: Серебрякова примеряет насебя разные образы. Сдержанный колорит портрета также оставляет его в «рамках» трёхмерной живописи реалистических полотен, а сочетание плоскостей и объёмов примиряет его с парадоксами нового стиля». На заднем плане видна белая стена, а также столик с тазом и кувшином для умывания18. Она получила большой гонорар: денег хватило на путешествие с детьми в Марокко.

«Муравьи — народ 
чудесный»: Резо 
Габриадзе — о марионетках,

«Муравьи — народ чудесный»: Резо Габриадзе — о марионетках, морковке и ядерной войне

Много лет спустя, в 1932 году, Александр Бенуа вспоминал, как Серебрякова «всех поразила своим замечательным автопортретом, ставшим украшением Третьяковской галереи» и писал, что на протяжении всех прошедших с того времени лет её искусство продолжало оставаться таким же «свежим, непосредственным и подкупающим»30. Руки и волосы создают обрамление для лица. Она была по-истине прекрасна. Это эскиз кпортрету, который находится вОдесском музее.

И костюмы самых разнообразных цветов и все расы человеческие, перемешанные здесь, — негры, арабы, монголы, евреи (совсем библейские). Еще два абсолютно замечательных исчастливых портрета ввосточных тюрбанах. Среди её работ этого периода встречаются и портреты и автопортреты22. Диспропорция растущего существа, этакий человечий «щенок» с большими лапами — он знает, что будет огромной собакой, а пока ему некуда деть их. Сорочка белоснежного цвета.

Французский дизайнер— 
осибирском гостеприимстве, 
кошмарной русской

Французский дизайнер— осибирском гостеприимстве, кошмарной русской зиме исвоей работе

Но они не зажжены, солнечного света достаточно. За туалетом», вместе с другими тринадцатью работами, был представлен З. Серебряковой на VII выставке Союза русских художников (1910). Однако именно автопортрет «За туалетом» неопровержимо и убедительно доказывает, что в решительно захватившем в эти годы часть русской живописи модерне (уже, впрочем, оттесняемом ко времени написания автопортрета новыми, более «революционными» исканиями и течениями) характерные его содержательные и стилевые особенности зачастую органически соединялись «с реализмом и чертами импрессионизма». Стоит пузырек с духами, а по правую руку от девушки две свечи в красивых подсвечниках. Много лет спустя Бенуа не преминул вспомнить, что уже тогда она «всех поразила своим замечательным автопортретом, ставшим украшением Третьяковской галереи», неожиданно для всех представ перед современниками «готовой художницей». Недаром Е. Е. Лансере в письме К. А. Сомову, сравнивая это произведение с более ранними работами сестры, дает ему очень точное определение: «Вещь несравнимо значительнее — полукартина, полуавтопортрет, маслом, почти в натуру: дама deshabillee (в домашнем, утреннем платье, полуодетая, фр. — А. Р. ) расчесывает себе волосы, автор себя видит в зеркале, так что часть предметов на первом плане повторяется вдвойне (свечи).

Зинаида Серебрякова За туалетом. Автопортрет (1909) Холст, масло. И вместе с тем живая — и живительная — непосредственность видения решительно отличает «За туалетом» от таких, например, произведений, как «Ужин» Л. Бакста и его же портрет Зинаиды Гиппиус, где на первый план выступают стилевые поиски и изыски, делающие эти безусловно прекрасные работы типичными образцами чистого, «беспримесного» модерна. Как обычно, сдержанный и всегда безупречно объективный В. А. Серов высказался об этой работе: «Автопортрет у зеркала — очень милая, свежая вещь», — а к остальным выставленным полотнам художницы отнесся строже.

Художественно-исторический 
музей Арт-Рисунок

Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Все очень просто, все точная копия натуры, но вместе с тем Шура (Александр Бенуа. — А. Р. ) находит, что в ней есть стиль» (имеются в виду, несомненно, стилевые особенности модерна). —Прим. Это качество живописи Серебряковой — если не «веселость», то, во всяком случае, бодрость, — в ту пору вполне естественное и в последующие периоды ее весьма нелегкой жизни оставалось всегда неизменным, подчас вступая в резкое противоречие с ее повседневным мироощущением, да и с замкнутым, самоуглубленным характером.

Работа была хорошо встречена и критиками и более старшими коллегами Серебряковой. ««За туалетом» Зинаиды Серебряковой – один из лучших автопортретов в русском искусстве, который принёс художнице, показавшей его на петербургской выставке 1910 года, шумную славу, – уже современниками её был оценён как первоклассное произведение. Страна восхитила художницу. Выставку работ Зинаиды Серебряковой можно посмотреть до 30 июля. За туалетом».

По словам Д. В. Сарабьянова, в этом автопортрете-картине «естественная красота жизни, существующая как бы сама по себе, становится своеобразным эстетическим критерием, определяя позицию художницы, ее взгляд и на себя и на все окружающее». Эта работа считается эскизной кпортрету «Затуалетом»— да, тот знаменитый портрет сделан вдругой манере ицветовой гамме, нонанем есть таже самая улыбка, которая его отличает иона здесьже замечательно изображена. Многие современники кнему относились поэтически ипервым онем написал Александр Бенуа (основатель «Мира искусства» приходился художнице дядей.

Счастливая жизнь 
Зинаиды Серебряковой

Счастливая жизнь Зинаиды Серебряковой

Серебрякова писала: «Как ужасно, что современники не понимают почти никогда, что настоящее искусство не может быть «модным» или «немодным» и требуют от художников постоянного «обновления», а, по-моему, художник должен оставаться сам собой. ». Все они поражают жизненностью, простотой и прирожденным мастерством». Зинаида Серебрякова родилась 10 декабря 1884 года в селе Нескучное Курской губернии (сейчас Харьковская область).

Зинаида Серебрякова «Автопортрет (За туалетом)» Картина была написана художницей зимой 1909 года, в семейном доме в Нескучном. В творчестве Серебряковой — и особенно в автопортрете «За туалетом» — мы встречаемся как раз со слиянием реалистического взгляда на мир (причем принципиально реалистического, что характерно для всего ее мироощущения) с несомненными и весьма существенными и даже типичными для произведений модерна чертами. Искусствоведы автопортрет «За туалетом» относят к ряду основных произведений Зинаиды Серебряковой: «Баня», «Жатва» и «Беление холста». За месяц до того она экспонировала две ранние работы — «Автопортрет» 1905 года и несколько более поздний «Портрет няни» — на выставке современных русских женских портретов, устроенной С. К. Маковским в редакции журнала «Аполлон». Отношения между СССР и странами Запада становились все более закрытыми.

Женщина молода, полна энергии и задора. Столь свойственное искусству модерна и прежде всего его живописным панно и картинам, которые рассматривались их создателями не как самоценно художественные произведения, но как пространственно организующие элементы интерьера, – итак присущее модерну подчёркивание линейного начала – симметрии и уравновешенности в композиции, не носит у Серебряковой утрированного до «ковровости» характера. Увлечение балетом подтолкнуло ее к созданию нескольких небольших картин и портретов балерин. Еще обэтом портрете замечательно написал поэт Чулков, который сравнивал появление этого портрета слинией Леонардо даВинчи вискусстве. Возвращаясь к отзыву Бенуа, хочется подчеркнуть здесь два его положения. Зинаида Серебрякова с юных лет начала рисовать.

Александр стал брать заказы и писать интерьеры богатых домов, Катя взяла на себя быт. Вообще, портрет счастья— это портрет Серебряковой. В ноябре того же года она выехала в Париж, где занималась в Академии де ла Гранд Шомьер20.

Портреты за обещание рекламировать

Работа выполнена в светлых, теплых тонах, передающих солнечное морозное утро. Загадкой остается то, какая будет прическа – кокетливая или строгая и чуть озорная. От огромных блестящих карих глаз, приветливого лица героини исходит тепло. Возникает ощущение, что автопортрет написан для близких людей семейного круга.

Вернувшись в Петербург, Серебрякова училась живописи в мастерской Осипа Браза. При работе над картиной Серебрякова использовала белила, которые хорошо отражают свет. Зеркало, куда смотрится женщина, нет в картине.

Материал из Википедии 
— свободной энциклопедии

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

За туалетом» (холст, масло 75х65 см) хранится до сих пор. В ее семье говорили: «У нас все дети рождаются с карандашом в руке». Все, что ей удавалось заработать, она отправляла детям. Зеркало — это мы, зрители. Во время Второй Мировой войны переписка с ними и вовсе оборвалась. Но это всё кажется таким невзрачным, скучным и простым, по сравнению с их хозяйкой.

Бенуа называл эту картину Серебряковой «таким прекрасным даром, такой улыбкой во весь рот, что нельзя не благодарить её» он описывал этот автопортрет, как «самую радостную вещь», отмечая, что «здесь полная непосредственность и простота: истинный художественный темперамент, что-то звонкое, молодое, смеющееся, солнечное и ясное, что-то совершенно художественное»91011. От самой героини веет добром и счастьем. Её поза непринуждённа, «живо переданы грациозное движение обнажённых рук, лёгкий поворот стройной фигуры»16. Этот прием привносит оттенок интимности и одновременно создает необходимую отстраненность. Автопортрет простотой и в то же время некоторой таинственностью трактовки образа.

  1. Прекрасные женщины на портретах художницы Зинаиды Серебряковой
  2. Зинаида Евгеньевна Серебрякова 18
  3. Автопортреты конца 1900-х— начала 1910-х годов

Автопортрет «За туалетом»Зинаида Серебрякова написала в 1909 году в родном селе Нескучное (сейчас в составе Харьковской области). Девушка на портрете очень рада новому дню. Кажется, что на ней не хватает украшения. Многие произведения второй половины 1900-х годов она исполняла масляными красками3. Французское общество восторгалось ар-деко, а работы Серебряковой не оценивались высоко. И, может быть, самая главная и наиболее привлекающая зрителя его черта — это «простая красота», которая «есть во всем». Мы видим в них глубокую внутреннюю жизнь, а также отражение лучиков солнца.

Прекрасные женщины 
на портретах художницы 
Зинаиды Серебряковой

«Улыбкой во весь рот» назвал он эту работу, вмиг заметивший и блестящее мастерство и необычное радостное настроение этой работы. Но, по сути именно автопортрет «За туалетом» стал подлинным открытием нового дарования, отмеченным не только блестящей статьей Бенуа, но и рядом других отзывов. Вся обстановка в комнате какая-то фантастическая искрящаяся светом и радостью. На первом плане туалетный столик. Однажды Зинаида Серебрякова писала семейные портреты для бельгийского предпринимателя.

Серебрякова пишет — хотя это и звучит в первый момент парадоксально — не себя, а свое отражение в зеркале. На щеках виднеется румянец. ред. ): «Есть что-то ребяческое вэтом боковом взгляде «лесной нимфы», что-то игривое, веселое Икак само лицо, так ивсе вэтой картине юно исвежо». Более того, они сами стали создателями модерна в России в эпоху, которую в Германии называют Jahrhundertwende — «поворот столетий», что точнее определяет движение и характер времени, чем французское Fin de siecle («конец века»). Шея элегантно повернута в сторону.

После этого заказа Зинаиде было сложно найти работу. В залитой солнцем комнате, счастливая, она непринужденно начала расчесывать волосы. Ее красивое движение в полуповороте очень изящно показывает тонкую талию.

Похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Это уже французский автопортрет. Эта «зеркальность», отраженность изображаемого, двойная — хотя в данном случае непреднамеренная, подсознательная — отстраненность его от зрителя, пребывание модели и окружающего ее предметного мира, по выражению Д. Сарабьянова, «на грани посюстороннего и потустороннего бытия»является одним из излюбленных приемов модерна. Она расчесывает свои красивые, густые волосы.

Дочь стала в то время главной моделью художницы. Лицо ее очень свежее и радостное. Это было второе выступление художницы «на публике». Зинаида Серебрякова умерла в 1967 году в возрасте 82 лет. В статье, посвящённой автопортретам Серебряковой искусствовед Дмитрий Сарабьянов выделял женственность как самое привлекательное качество и творчества художницы и её собственной внешности и жизненного пути: «весь её облик овеян чистотой раскрытой души, сиянием добрых глаз её чувства отмечены естественностью проявления а помыслы, воплощённые в картинах, отражают ясность представления о человеческом назначении».

Портрет втюрбане был написан вПариже уже после замужества. Палитра, в которой решена картина – перламутрово-розовые, серебристо-голубые, золотистые тона – придает полотну праздничное настроение и дарит ощущение сказки. 1. С искренним увлечением написан отраженный в зеркале незатейливый натюрморт («я забавлялась изобразить всякую мелочь на туалете»): флакон духов, булавки, платочки, бусы и свеча в подсвечнике — кстати, единственный предмет изображенный дважды, «в натуре» и в отражении. Сарабьянов, как и Савинов, отмечает простоту концепции автопортретов Серебряковой, подчёркивая, что они выражают естественные чувства, показывают обыденные действия (причёсывание, смотрение в зеркало и т. д. ), совершаемые на фоне простой окружающей обстановки3233. Три свечи, чтобы усилить ракурс.

Не менее важно, что Бенуа отмечает среди основных достоинств ее работ их настроение: «Они все веселые, бодрые и молодые». Это «существование как отражение» служит ей (может быть, абсолютно подсознательно) своеобразной «защитой», границей между собой и зрителями, существование которой особенно характерно для целомудренной и скромной Серебряковой — человека и живописца. Художник Валентин Серов говорил об автопортрете, что это «очень милая и свежая вещь». Она с раскрытой душой готова встречать новые впечатления и эмоции. Глубоко верны слова о «прирожденном мастерстве» Серебряковой — ведь она была, по существу, самоучкой, ставшей благодаря таланту, помноженному на упорный труд, великолепным и оригинальным живописцем, всегда идущим своим путем.

Здесь и милые девичью сердцу безделушки – флаконы и коробочки и спицы и свечи. Художница с ранних лет росла в атмосфере искусства. Хотя мотив с использованием зеркала кажется довольно простым изображение реальной свечи и её повторения привносит в композицию необычность, оригинальность16, затейливость и остроумность17. Модерн — стиль, пришедший в Россию из Западной Европы в начале девяностых годов и расцветший, особенно в архитектуре и прикладном искусстве, к середине 1900-х, — наложил свой отпечаток на творчество таких крупных русских живописцев, как М. Врубель, В. Серов, К. Коровин, М. Нестеров, ранний В. Кандинский, а среди «мирискусников» — Л. Бакст, К. Сомов, А. Бенуа.

Разлука с двумя другими детьми угнетала Серебрякову. Серебрякова писала: «Меня поразило все здесь до крайности.

Бенуа же, безусловно выделяя автопортрет племянницы, замечал: «Другие произведения Серебряковой (были выставлены портреты крестьян, в том числе «Пастух» и «Нищий», портрет студента, пейзажи «Весной», «Зимний день», «Зеленя». — А. Р. )— дальнейший комментарий к ее искусству. Окружающие детали прописаны тщательно и вместе с тем как будто незначительны. 6.

Картина наполнена светом, теплом и хорошим настроением. Серебрякова никак не демонстрирует свою принадлежность к собратьям по искусству. Через пять лет в России состоялась первая выставка работ Серебряковой. Предлогом для уже давно назревавшего разрыва между «москвичами» и «петербуржцами» (за исключением В. Серова, крепко связанного с основной группой «мирискусников») стали критические высказывания А. Бенуа в адрес некоторых «москвичей». Несколько смягчённые тона в той же цветовой гамме можно найти в других частях полотна16. Только вдоволь налюбовавшись самой девушкой, уже можно рассмотреть все нюансы.

Пространство комнаты наполнено оттенками белого цвета. 26 мая 1906 года у неё родился первый ребёнок— Евгений (Женя), а 7 сентября 1907 года— второй сын, Александр (Шура)21. Но молодость – самое лучшее, что может «украсить» любую женщину. Мы вдруг чувствуем, как тяжелы они худенькой фигурке.

По словам искусствоведа Валентины Князевой, это произведение «чарует своей световой насыщенностью: кажется, что и фигура женщины на переднем плане и натюрморт и фон не только залиты светом, но сами излучают его».