Зима Фальконе Этьен Морис

К тому времени у скульптора появилось много завистников, которые поговаривали, что он мало причастен к созданию скульптуры, только командует, да участвует в каких-то технических моментах. Его дарование развивалось главным образом на почве национальной культуры. 1770. В 1783 году Фальконе стал ректором-адъюнктом Парижской академии художеств. У окна перед помостом сидел Фальконе и внимательно зарисовывал увиденное. Покинув Россию в 1778 до установки монумента (торжественное открытие памятника было приурочено к двадцатилетию царствования Екатерины II 7 августа 1782 года), Фальконе уехал в Голландию и в 1781 вернулся во Францию.

Из восьми скульптурных групп исполненных в манере барочных алтарей XVII века, сохранилась лишь одна— «Моление о чаше», остальные погибли в годы Французской революции. Гонорар скульптору предложили достаточно скромный (200 тысяч ливров), другие мастера просили в два раза больше. В этом раннем произведении, как и в ряде других работ (Франция, обнимающая бюст Людовика XV по рисунку Ш. Куапеля, 1748, завершена О. Пажу в 1779, Лувр), Фальконе сохранил свойственную пластике барокко динамику и театральность, одновременно тяготея к классицистической ясности формы. Только целует руку девушки не Пигмалион, а маленький Амур за спиной девушки. Самостоятельно стал изучать рисование и скульптуру.

  • Скульптуры Этьена Мориса Фальконе
  • Этьен Морис Фальконе: скульптуры их описание и фото
  • Фальконе: скульптуры, биография автора памятника Петру 1
  • 1 декабря 1716 родился Этьен Морис Фальконе – автор «Медного всадника»

Подлинным шедевром мастера явилась статуя «Зима» (начата по заказу мадам де Помпадур в середине 1750-х гг. Для доставки камня были забиты сваи, проложена дорога, сделана деревянная платформа использовались другие оригинальные приспособления. В 1753 году Фальконе принял участие в конкурсе по реконструкции и украшению церкви Св. Отделку бронзы после отливки (которую делал пушечник Емельян Хайлов) в 1775 Фальконе выполнял сам. Она является аллегорией, возвышает мысль и одновременно выполняет конструктивную роль, придает статуе устойчивость.

Автор лишь немного изменил позу, а лицо героя сделал более детским и задорно-веселым. Надо показать людям более прекрасный образ законодателя, благодетеля своей страны. В капелле Распятия скульптурную группу со Спасителем на кресте Фальконе установил на постаменте в виде груды необработанных камней, контраст естественной фактуры постамента и отполированных фигур создавал изысканный декоративный барочный эффект (впоследствии этот прием будет использован в памятнике Петру I).

  • Творчество французского скульптора Этьена Мориса Фальконе
  • ПРОИЗВЕДЕНИЯ ФАЛЬКОНЕ ЭТЬЕН МОРИС
  • Выдающийся скульптор Этьен Фальконе
  • Энциклопедический словарь (2009) ФАЛЬКОНЕ ЭТЬЕН МОРИС

Среди наиболее известных произведений этих лет декоративные скульптуры в алтаре церкви св. Технология была очень сложна. Его Амурка – это шаловливый, жизнерадостный ребенок. Он задумал его в виде гранитной скалы.

Его дарование развивалось главным образом на почве национальной культуры. В честь необыкновенной транспортной операции Екатерина II повелела отчеканить памятную медаль. Наибольшую же роль сыграл Жан-Батист Лемуан известный портретист и придворный скульптор. Является по своей сути повторением предыдущей скульптуры. А автор, обессмертивший себя этим творением, никогда больше скульптурой не занимался.

  1. Напишите отзыв о статье Фальконе, Этьен Морис
  2. Отрывок, характеризующий Фальконе, Этьен Морис
  3. Ещё документы из категории художественная культура
  4. КАКАЯ ЖЕНЩИНА БЫВАЕТ В ПОСТЕЛИ: МУЖСКОЙ ВЗГЛЯД
  5. Как выйти из депрессии самостоятельно женщине
  6. Женская доля индийский сериал на русском языке все серии

В 1753—66 годах Фальконе принимает участие в украшении капелл Распятия и святой Девы в парижской церкви святого Роха. На одной стороне ее изображен Гром-камень, а на другой – надпись: Дерзновению подобно. Этьен Морис Фальконе (1716 – 1791) – французский скульптор, родился 1 декабря 1716 года. Он настойчиво возвращается к этим мотивам. Долгожданный успех принесло участие Фальконе в Салоне 1757 года.

Во Франции Фальконе прочитал в парижской Королевской академии цикл лекций изданных позднее в Амстердаме под названием «Размышления о скульптуре». В капелле Распятия скульптурную группу со Спасителем на кресте Фальконе установил на постаменте в виде груды необработанных камней, контраст естественной фактуры постамента и отполированных фигур создавал изысканный декоративный барочный эффект (впоследствии этот прием будет использован в памятнике Петру I). В одном из писем к другу Дидро, между прочим известного философа, Этьен Фальконе говорил: «на углу Вашего стола я сделал набросок Героя, берущего на скаку эмблематическую скалу». В одном из объяснений замысла скульптор трактует ее как побежденную зависть. В 1764 году Фальконе работает над заказом мадам де Помпадур. Например, Бецкой хотел, чтобы Петр был изображен в античном одеянии.

  1. КАК БЫТЬ МОДНОЙ И СТИЛЬНОЙ В 12 ЛЕТ
  2. Новогодние поделки своими руками на 2018 год
  3. Вязание кардигана спицами для женщин с описанием и схемами бесплатно
  4. Сценарий дня рождения для женщины прикольный в домашних условиях
  5. Словари и энциклопедии на Академике

Но он считал, что познакомиться с шедеврами древности можно и по гипсовым копиям, которые тщательно штудировал. Отделку бронзы после отливки (которую делал пушечник Емельян Хайлов) в 1775 Фальконе выполнял сам. Условия Фальконе определяли: памятник Петру должен состоять из "главным образом конной статуи колоссального размера". Дидро писал другу, что некоторые французы были бы рады, если бы Фальконе не только постигла неудача, но и смерть под обломком его скульптуры.

Он увидел в царе прежде всего мудрого политика и самодержавного деспота, человека, обладающего огромной волей законодателя, совершающего великие преобразования, преодолевающего косность и невежество в стране и направляющего ее к прогрессу. Пушкин. Этьен Фальконе родился 1 декабря 1716 года в Париже в семье столяра. «Это, может быть, самая лучшая вещь, какую я мог сделать и я смею думать, что она хороша», — писал Фальконе.

  • Этьен Морис ФАЛЬКОНЕ в фотографиях

Не лучше отзывались, впрочем и некоторые из соотечественников Фальконета, напр., рекомендованные Дидро императрице для ее комиcсии о наказе и раздосадованный на скульптора за его малое внимание Ларивьер, возвещавший, что это «дрянной скульпторишка, а памятник царя нелеп и невыполним». Выбитая на пьедестале лаконичная надпись Petro primo Catharina secunda (Петру первому Екатерина вторая) сделана по предложению Фальконе. «Только природу, живую, одухотворенную, страстную должен воплощать скульптор в мраморе, в бронзе или в камне», — эти слова всегда были девизом Фальконе. В отличие от многих своих современников Фальконе не посетил Италию. «Это, может быть, самая лучшая вещь, какую я мог сделать и я смею думать, что она хороша», — писал Фальконе.

Скульптуры Этьена 
Мориса Фальконе

Настоящий триумф скульптора ждал на выставке Салона 1763 года. По приказу Екатерины II Фальконе пригласил в Санкт-Петербург князь Голицын. В1744принят в Парижскую Академию за представленную на конкурсе группу «Милон Кротонский» в1754 годуза исполнение этой группы в мраморе получил звание академика. Он не был в Италии, куда обычно так стремились художники всех стран.

В 1753—66 годах Фальконе принимает участие в украшении капелл Распятия и святой Девы в парижской церкви святого Роха. Скульптор попадает в затруднительное финансовое положение. Фальконе специально изучал технику литья из бронзы монументальных произведений.

Фальконе заинтересовался личностью Петра I еще во Франции. В 1757 Фальконе был назначен директором Севрской фарфоровой мануфактуры (находившейся под покровительством маркизы де Помпадур), для которой создает множество сразу вошедших в моду статуэток из бисквита с изображением аллегорий и мифологических персонажей. «Это, может быть, самая лучшая вещь, какую я мог сделать и я смею думать, что она хороша», — писал Фальконе. Из восьми скульптурных групп исполненных в манере барочных алтарей 17 в., сохранилась лишь одна (Моление о чаше), остальные погибли в годы Французской революции. Последние годы жизни был парализован и не мог работать. Скульптура «Грозящий Амур» работы Фальконе, ныне хранящаяся в Эрмитаже, раньше принадлежала Вольтеру.

В 1753 году Фальконе принял участие в конкурсе по реконструкции и украшению церкви Св. В длительных творческих поисках создавалась модель памятника, решался вопрос о выборе места для монумента, велись поиски камня для постамента. Не зная, которой отдать предпочтение, публика восхищалась обеими, оживленно их обсуждая. Выбитая на пьедестале лаконичная надпись «Petro primo Catharina secunda» («Петру Первому Екатерина Вторая») сделана по предложению Фальконе. Кругом Петра Великого не будет никакой решетки, – зачем сажать его в клетку.

«Это, может быть, самая лучшая вещь, какую я мог сделать и я смею думать, что она хороша», — писал Фальконе. В 1777 — 78 годах были произведены работы по отливке и чеканке памятника. Природа и люди противопоставляли ему самые отпугивающие трудности.

В 1768 году Фальконе приступил к созданию модели в величину памятника. Мастер огромного диапазона, Фальконе обладал ярким многогранным дарованием. В 1744 принят в парижскую Академию за представленную на конкурсе группу Милон Кротонский (авторский гипс – 1744, Эрмитаж) в 1754 году за исполнение этой группы в мраморе получил звание академика. Статуи «Музыка», «Амур», «Купальщица», полные рокайльной изысканной грации, естественны и изящны без жеманства, — аллегорические образы по-земному конкретны. таковы вот перепетии жизни. Девы в парижской церкви св.

Многие смеялись над задумкой Фальконе. У окна перед помостом сидел Фальконе и внимательно зарисовывал увиденное. Она находится ныне в собрании ленинградского Эрмитажа.

Взялся за дело Емельян Хайлов, пушечных дел мастер. Он задумал его в виде гранитной скалы. Скульптор стремился понять личность Петра, его значение для России.

А сам памятник Петру Первому стал одним из символов Санкт-Петербурга. Так продолжалось по несколько часов в день. По совету Дидро императрица Екатерина II поручила скульптору создание конного памятника Петру I. Отказавшись от аллегорического решения, предложенного ему в окружении Екатерины II, Фальконе решил представить самого царя как «созидателя, законодателя и благодетеля своей страны», который «простирает десницу над объезжаемой им страной». пишет Фальконе. Вместе с ним Фальконе подбирал сплав, делал пробы.

Еще во Франции скульптор думал над программой монумента искал его композицию, делал зарисовки. Он утверждал, что искусство идеально концентрирует в себе красоту, рассеянную в природе и подчеркивал особую роль творческого чувства как «души произведения». В 1757 Фальконе был назначен директором Севрской фарфоровой мануфактуры (находившейся под покровительством маркизы де Помпадур), для которой создает целое множество сразу вошедших в моду статуэток из бисквита с изображением аллегорий и мифологических персонажей (Психея, 1758, Эрмитаж). Работа над Медным всадником достойна отдельной статьи.

Там он занялся литературным трудом. Фальконе же предпочел одеть Петра в простую и легкую одежду, которая, по словам скульптора, принадлежит «всем нациям, всем мужам и всем векам одним словом, это героическое одеяние».

Так продолжалось по несколько часов в день. Свободно и непринужденно сидит он на облаке, приготовившись вытащить стрелу из колчана. Здесь он делал первые шаги к искусству. Многие мастера отказались от подобной затеи.

Подлинным шедевром мастера явилась статуя «Зима», о которой восторженно отозвался друг скульптора Дени Дидро, не раз повторявший, что ценит в творчестве Фальконе прежде всего верность природе. С произведениями античных мастеров он познакомился по слепкам, рисункам и гравюрам. Фальконе, который учился на мраморах садов барокко, в произведениях из бисквита (разновидности фарфора) дал в Севре волю своему декораторские умения. Не зная, которой отдать предпочтение, публика восхищалась обеими, оживленно их обсуждая. Мой царь не держит никакого жезла он простирает свою десницу над объезжаемой страной. Начали отливать "Медного всадника" в 1774 году.

Пришлось её срубить, ещё три года готовиться ко второй заливке. В 1768 году Фальконе приступил к созданию модели в величину памятника. Преклоняясь перед античным искусством, мастер, однако, никогда не воспринимал его как холодный и безжизненный канон.

Не исключено, что Фальконе имел в виду вовсе не врагов Петра, а собственных. Фальконе специально изучал технику литья бронзы монументальных произведений.

Последние 10 лет жизни, разбитый параличом, он не мог работать и творить. По совету Дидро императрица Екатерина II поручила скульптору создание конного памятника Петру I. Отказавшись от аллегорического решения, предложенного ему в окружении Екатерины II, Фальконе решил представить самого царя как «созидателя, законодателя и благодетеля своей страны», который «простирает десницу над объезжаемой им страной».

Учителем и близким другом Этьена был Жан-Луи Лемуан, скульптор короля, крупный портретист. Отказавшись от аллегорического решения, предложенного ему в окружении Екатерины II, Фальконе решил представить самого царя как «созидателя, законодателя и благодетеля своей страны», который «простирает десницу над объезжаемой им страной». Там не будет ни Варварства, ни Любви народов, ни олицетворения народа. статуе «Зима».

Работы для церкви св. 23 сентября 1770 года гранитный камень доставили к Сенатской площади. В одном из объяснений замысла скульптор трактует ее как побежденную зависть. Однако маркиза умирает. Статуи Музыка, Амур, Купальщица (все – 1750-е, Лувр), полные рокайльной (см. В Санкт-Петербург Фальконе прибыл со своей семнадцатилетней помощницей Мари-Анн Колло.

«Монумент мой будет прост. Амур Фальконе – это шаловливый, жизнерадостный ребенок. Скульптор стремился понять личность Петра, его значение для России. Скульптор превратил холодный мрамор в фигуру, наполненную жизнью и теплом. Января 1770 года". Выбитая на пьедестале лаконичная надпись «Petro primo Catharina secunda» («Петру Первому Екатерина Вторая») сделана по предложению Фальконе с незначительной редакцией самой Екатерины изначально надпись выглядела как «Петру Первому от Екатерины Второй».

Этот момент и взял за основу Фальконе. Поцеловав статую, скульптор оживил ее. В капелле Распятия скульптурную группу со Спасителем на кресте Фальконе установил на постаменте в виде груды необработанных камней, контраст естественной фактуры постамента и отполированных фигур создавал изысканный декоративный барочный эффект (впоследствии этот прием будет использован в памятнике Петру I).

На его будущее значительно повлиял дядя – Никола Гильом, мастер-мраморщик. Работы по созданию монумента были начаты 15 (26) октября 1766 года, сразу после прибытия Фальконе в Россию.

Во Франции скульпторы получают все меньше заказ на скульптуры для садов барокко, что уступают место пейзажным паркам. Здесь скульптор занимал должность директора модельерной мастерской.

Опора же из двух ног казалась ненадежной – вздыбленный скакун запросто мог переломиться. Надо показать людям более прекрасный образ законодателя, благодетеля своей страны. Под его началом Этьен Фальконе украшал версальский парк. Его принесла группа «Пигмалион и Галатея». Отделку бронзы после отливки (которую делал Ф. Гордеев) в 1775 Фальконе выполнял сам.

Там не будет ни варварства, ни любви народной, ни олицетворения народа. Долгожданный успех принесло участие Фальконе в Салоне 1757 года. Генваря, 20. Осколки с камня петербуржцы подбирали, делали из них набалдашники для тростей. Самая известная работа Фальконе – знаменитый «Медный всадник», ставший не только памятником основателю Петербурга, но и символом города. В капелле Распятия скульптурную группу со Спасителем на кресте Фальконе установил на постаменте в виде груды необработанных камней, контраст естественной фактуры постамента и отполированных фигур создавал изысканный декоративный барочный эффект (впоследствии этот прием будет использован в памятнике Петру I). Роха.

Преклоняясь перед античным искусством, мастер, однако, никогда не воспринимал его как холодный и безжизненный канон. В Санкт-Петербург Фальконе прибыл со своей семнадцатилетней помощницей Мари-Анн Колло. Тем не менее Иван Бецкой постоянно вмешивался в работу Фальконе, настаивая на внесении изменений.

Когда поступило приглашение о возведении в России памятника, Фальконе не раздумывая 6 сентября 1766 года подписал контракт. У Фальконе Амур – это шаловливый ребенок, жизнерадостный и лукавый. Роха. Плавны и текучи линии стройной фигуры девушки, движения ее полны грации.

В честь успешного окончания ее была выбита медаль с надписью Дерзновению подобно. Это событие было отмечено чеканкой медали "Дерзновению подобно. Губерта. В окрестностях Петербурга был найден камень огромных размеров — Гром-камень. Искренней радостью и непосредственностью веет от всего облика Амура.

Подлинным шедевром мастера явилась статуя «Зима», о которой восторженно отозвался друг скульптора Дени Дидро, не раз повторявший, что ценит в творчестве Фальконе прежде всего верность природе. Неудивительно, что открытие памятника прошло без Фальконе. «Санкт-Петербургские ведомости» (август 1782 г. ) писали об открытии памятника: «В 2 часа стали собираться гвардейские полки Строй войска простирался до 15 000 На месте памятника взорам людей представилась дикая каменная гора, вышиной в 5, а в окружении в 32 сажени Сигнал открытия был дан ракетою Вдруг видению всех предстал изумленным очам зрителей Петр на коне, как будто бы из недр он внезапно въехал на поверхность огромного камня Ему отдали честь ружьем и уклонением знамен, а суда на Неве поднятием флагов и пальбою с обеих крепостей и беглым огнем».

Отказавшись от аллегорического решения, предложенного ему в окружении Екатерины II, Фальконе решил представить самого царя как «созидателя, законодателя и благодетеля своей страны», который «простирает десницу над объезжаемой им страной». За три года скульптор в совершенстве овладел литьём.

И какой успех. Последние 10 лет жизни, разбитый параличом, он не мог работать. Из восьми скульптурных групп исполненных в манере барочных алтарей XVII века, сохранилась лишь одна— «Моление о чаше», остальные погибли в годы Французской революции.

Аллюзией зимы являются знаки зодиака изображенные по сторонам постамента и чаша у её ног, расколовшаяся от замерзшей воды. Возвышаясь на постаменте из цельного камня в виде волны, памятник выразительным силуэтом вырисовывается на фоне перспективы Петербурга. Под его резцом рождаются образы, в основе которых всегда лежит тонкое восприятие природы. Доставляли скалу до места назначения 9 месяцев, на барже.

Под копытами коня Фальконе поместил змею. Молодого скульптора поддержала мадам де Помпадур, сделав ему несколько заказов. Пигмалион – это кипрский античный скульптор. Описывая две мраморные статуи скульптора – «Грозящий Амур», а также «Купальщица», критики захлебывались от восторга. У Фальконе Амур – это шаловливый ребенок, жизнерадостный и лукавый.

Прибыв в Россию, Фальконе обратился к тщательному изучению исторического материала, связанного с жизнью и деятельностью Петра I, внимательно проанализировал его прижизненные портреты и гипсовую посмертную маску. Под копытами коня Фальконе поместил змею. Природа и люди противопоставляли ему самые отпугивающие трудности. В окрестностях Петербурга был найден камень огромных размеров – Гром камень.

Произведения1750-60-х годов. «Большинство публики, за очень малыми исключениями, особенно из среды высшей духовной иерархии, оказывало полное равнодушие к творцу монумента, когда, с 1770 г., дверь его мастерской была открыта для всех некоторые же, вроде какого-то Яковлева, нападали открыто, хвалясь своими обширными знаниями, – и на головной убор императора и на его усища и на его якобы русский костюм и кричали, что больше 500 дворян в негодовании от сделанного Фальконетом, что об этом идет речь во всех домах и что это можно стерпеть разве только по царскому указу а иные, как тогдашний прокурор Синода, ни за что не хотели понять, откуда скульптор взял сделать людей и лошадей вдвое больше настоящих и как это в скульптуре может быть больше поэзии, выраженной аллегорией сюжета, чем в глиняном горшке. В июле 1769 года была готова гипсовая модель памятника.

Этьен работал у дяди подмастерьем. "Медным всадником" скульптуру в своей поэме назвал А. С. Образы сидящей девочки-подростка с розами у ног (Флора, 1750-60, Эрмитаж), юной девушки в античном хитоне с голубем в руках (Нежная грусть, 1763, Эрмитаж), ожившей Галатеи, перед которой склонился восхищенный Пигмалион (Пигмалион и Галатея, 1763, Лувр) исполнены нежного элегического настроения, силуэты фигур плавны и изящны, легкие наклоны полны музыкальной грации.

Фальконе заинтересовался личностью Петра I еще во Франции. «Только природу, живую, одухотворенную, страстную должен воплощать скульптор в мраморе, в бронзе или в камне», — эти слова всегда были девизом Фальконе. Галатея просыпается и с ласковой улыбкой тянется к пораженному юноше. Медный всадник (1766-1778).

Я ограничусь только статуей этого героя, которого я не трактую ни как великого полководца, ни как победителя, хотя он, конечно, был и тем и другим. Во время перевозки десятки каменотёсов придавали ей необходимую форму. В Санкт-Петербург Фальконе прибыл со своей семнадцатилетней помощницей Мари-Анн Колло. На этот раз работа удалась.

Он был сыном простого столяра. и завершена в 1771г. ), о которой восторженно отозвался друг скульптора Дени Дидро. В честь успешного окончания ее была выбита медаль с надписью Дерзновению подобно.

И какой успех. Это выражение стало настолько популярным, что стало практически официальным. В 1777-1778 годах были произведены работы по отливке и чеканке памятника. Первая отливка скульптуры состоялась летом 1775 года.

Долгое время никто не хотел браться за отливку статуи. Фальконе тепло относился к своему учителю до конца жизни. В 1777 году были выполнены верхние части скульптуры, не получившиеся при первой отливке. В 1753-66 годах Фальконе принимает участие в украшении капелл Распятия и св. «Вот гениальный человек полный всяких качеств, свойственных и несвойственных гению.

Легкие и игривые фигурки стали лучшим достоянием стиля рококо середины 18 века. Императрица начала холодеть к французу. Покинув Россию в 1778 до установки монумента (торжественное открытие памятника было приурочено к двадцатилетию царствования Екатерины II 7 августа 1782 года), Фальконе уехал в Голландию и в 1781 вернулся во Францию. Самостоятельно стал изучать рисование и скульптуру. Статуя Амура была исполнена для парижского особняка маркизы Помпадур. С произведениями античных мастеров он познакомился по слепкам, рисункам и гравюрам. «Только природу, живую, одухотворенную, страстную должен воплощать скульптор в мраморе, в бронзе или в камне», — эти слова всегда были девизом Фальконе.

Искренней радостью и непосредственностью веет от всего облика Амура. В Петербурге Фальконе работал двенадцать лет. Подлинным шедевром мастера явилась статуя «Зима», о которой восторженно отозвался друг скульптора Дени Дидро, не раз повторявший, что ценит в творчестве Фальконе прежде всего верность природе.

Скульптор превратил холодный мрамор в фигуру, наполненную жизнью и теплом. Семья Фальконе происходила из провинции Савойя. Покинув Россию в 1778 до установки монумента (торжественное открытие памятника было приурочено к двадцатилетию царствования Екатерины II 7 августа 1782 года), Фальконе уехал в Голландию и в 1781 вернулся во Францию. Многие скульпторы Франции обращались к образу маленького бога любви, который играючи ранил любовными стрелами сердца людей.

Камень был погружен на специальную платформу с желобчатыми полозьями, которая при помощи 32 бронзовых шаров опиралась на деревянные переносные рельсы с желобами. Учителем и близким другом Этьена был Жан-Луи Лемуан, скульптор короля, крупный портретист. В 1750-е годы и особенно после получения звания академика в 1754 году (оно давало право на выполнение королевских заказов) он много работал. Вес монолита – около 1600 тонн. Описывая две мраморные статуи скульптора – «Грозящий Амур», а также «Купальщица», критики захлебывались от восторга. В отличие от многих своих современников Фальконе не посетил Италию.

Из восьми скульптурных групп исполненных в манере барочных алтарей XVII века, сохранилась лишь одна — «Моление о чаше», остальные погибли в годы Французской революции. Он отправился в Голландию четырьмя годами ранее. «Это, может быть, самая лучшая вещь, какую я мог сделать», . Молодого скульптора поддержала мадам де Помпадур, сделав ему несколько заказов. Он не был в Италии, куда обычно так стремились художники всех стран.

Роха. Прибавьте к этому, что Петр Великий сам себе сюжет и атрибут – довольно показать его.

Последние 10 лет жизни, разбитый параличом, он не мог работать. Гонорар скульптору предложили достаточно скромный (200 тысяч ливров), другие мастера просили в два раза больше. Они покоряют своей поэтичностью и высоким мастерством исполнения. Одной заливкой статуи дело не обошлось. Фальконе взял себе за девиз собственное мнение: «Только природу, живую, одухотворенную, страстную должен воплощать скульптор в мраморе, в бронзе или камне». Мой царь не держит никакого жезла он простирает свою десницу над объезжаемой страной.

Большой успех выпал и на долю «Купальщицы». Толщина передних стенок обязательно должна была быть меньше толщины задних.

Гонорар скульптору предложили достаточно скромный (200 тысяч ливров), другие мастера просили в два раза больше. Возвышаясь на постаменте в виде уступчатой гранитной скалы (знаменитом Гром-камне, весом в сто тысяч пудов, доставленном на плоту из Лахты), памятник (после поэмы А. С. Пушкина за ним укрепилось название Медный всадник) выразительным силуэтом вырисовывается на фоне перспективы Петербурга. Этьен Морис Фальконе (1716 – 1791) родился в Париже в семье столяра. Здесь скульптор занимал должность директора модельерной мастерской. Роха.