Александр Дейнека

И в завершении поведаем вам интересные факты о жизни и творчестве великого художника Александр Дейнека. Александр Дейнека скончался в Москве в 1969 году. Также Александр Дейнека создавал эскизы для мозаик, которые украшают станции «Маяковская» и «Новокузнецкая» московского метро. Сначала, вы сможете ознакомится с лучшими работами такого художника как Александр Дейнека.

Александр Дейнека относится к числу художников, безусловно, признанных и публикой и критикой и арт-рынком.

Художник создал серию пейзажей Москвы, а после посещения разрушенного Севастополя в 1942 году написал батальное полотно «Оборона Севастополя». Насмотревшись на модные «измы» во время столичных командировок, Дейнека принялся «насаждать на курских ухабах яркий кубизм». Большое влияние на Дейнеку оказали немецкие экспрессионисты (Отто Дикс, Эмиль Нольде, Оскар Кокошка, Георг Гросс), работы которых привезли на выставку в Москву осенью 1924 года.

Более остовскую вещь сложно себе представить, однако на четвертой выставке объединения в 1928 году «Текстильщицы» показаны не были. На Первой дискуссионной выставке (1924), предшествовавшей образованию ОСТа, Дейнека в компании с Юрием Пименовым и Андреем Гончаровым выставил свою картину «Футбол». 2009–2011».

  • Дейнека, Александр Александрович
  • АЛЕКСАНДР ДЕЙНЕКА: ХУДОЖНИК ВО ВРЕМЕНИ
  • Дейнека Александр АлександровичКартины и биография
  • Дейнека Александр Александрович

По воспоминаниям Дейнеки, роль агитационного плаката, журнального рисунка сводилась в ОСТе на нет, в то время как сам художник чувствовал себя в ту пору больше графиком, нежели живописцем (писал всего несколько картин в год). Дело в том, что в 2009 году, к 110-летию художника, был запущен трехгодичный проект «Александр Дейнека. В том же 1937 году художник получил заказ на эскизы 35 мозаик для украшения строящейся станции метро «Маяковская». «Истинным спартанцем» называли современники и самого художника. Вместе с тем тяга к красивому была в мальчике всегда: прогулки по окрестным полям и лесам воспитывали любовь к природе иллюстрации из журнала «Нива» и лубочные картинки знакомили с искусством.

Фигуры, при всей своей уплощенности и некоторой графичности, тем не менее обладают «чисто живописной весомостью в духе Микеланджело», как выразилась ведущая западная исследовательница творчества Дейнеки Кристина Кьер. Вот таким образом в ОСТе он стал одним из основных участников (до тех пор, пока не покинул объединение). Послушайте знающих людей, особенно тех, кто сомневается.

  • Александр Александрович Дейнека биография
  • Дейнека Александр Александрович (1899-1969)
  • ДЕЙНЕКА Александр Александрович
  • ДЕЙНЕКА, АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ
  • Дейнека Александр – художник монументального стиля

Работа была выполнена по заказу РВС СССР и, что интересно, всего за одну неделю. ВХУТЕМАС в начале 1920-х годов — отдельная история. Дейнека вспоминал: «Как будто сегодня, сижу на барьере сухого фонтана в небольшом дворике с садиком и смотрю на шумный народ, толпящийся вокруг. Один из немногих— эскиз росписи плафона Челябинского театра оперы и балета— приемная комиссия признала «низкого качества» и даже призывала художника исправить росписи.

А Фаворский, правда, учил его классической гравюре — полезно, но не так актуально. Конечно, совершенно застраховаться нельзя (известно, что на фальшивом Дейнеке «прокалывались» даже опытные коллекционеры). Где остальные мозаики — неизвестно. Александр Дейнека родился в 1899 году в Курске. В 1939–1940 годах Дейнека расписал плафон в Центральном театре Красной Армии в Москве и получил заказ на эскизы 14 мозаик для нынешней станции «Павелецкая».

Одной из лучших работ военного периода Дейнеки стала «Окраина Москвы. Поодиночке, не зная еще друг друга, бредут будущие Кукрыниксы.

  • Биография Дейнеки Александра Александровича
  • Биография Александра Дейнеки: детство и юность
  • Самый плодотворный период в творчестве Дейнеки
  • Военные и послевоенные годы Александра Дейнеки
  • Учитель в женской гимназии и фотограф в Уголовном розыске

Но если судить в целом, общее настроение работ художника в 1930-х очевидно изменилось. Но государственных заказов в этот период ему все равно почти не давали. В 1930-х здоровый образ жизни и физкультура вошли в моду. Студент Дейнека зимой жил при пяти градусах тепла, работал по ночам, но задора не терял. Поначалу художник тяготел почти к монохромности и в целом к темному, мрачному колориту.

И тогда Дейнека решил: раз он пишет картину о том, чего никто раньше не изображал, то он должен изобрести для нее новую композицию — «игра натолкнула меня на свой самостоятельный язык». В картине «Парашютист над морем» (1934) не сразу различаешь, где небо, вода и суша фигура парашютиста показана в неожиданном ракурсе — вниз головой все это создает ощущение полета, бескрайнего неба. Зимой 1942 года Дейнека был командирован на фронт под Юхнов. Яркие порывы, титанические размахи пролетариата хочется писать тысячью самоцветных каменьев, запечатлеть эту героическую борьбу пролетарских масс» Дейнека собирался писать, ни много, ни мало, «красоту заводов» и «работу коллективных созиданий» для «храмов современности». На форуме AI время от времени разворачиваются бурные обсуждения работ Дейнеки из тех, что появляются на аукционах (подробнее — здесь и не поленитесь дочитать до конца).

  1. Скульптура, мозаика, батальное полотно
  2. Александр Дейнека: самые популярные картины (топ 12)
  3. Александр Дейнека – картины с названиями и описанием по алфавиту
  4. Краткая информация о художнике и его картинах
  5. Направление, стиль и тематика произведений

Как говорил автор, «искусство выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью». Многим картинам и правда, предшествовали журнальные иллюстрации. Он вспоминал, что как-то раз на кровно скопленные деньги купил дорогой набор красок и так берег и жалел его, что старался наносить краску тонким слоем. В нем, правда, тоже пробыл недолго.

Дейнека с детства был увлечен спортом, закалял свое тело и дух. Что писать— он понимал, а вот как— пока не очень. Художник академической выучки, М. Р. Пестриков муштровал ученика в классическом рисунке.

Во время войны культ спорта и здоровья в творчестве Дейнеки уступил место военной теме. Но самое главное, что в рамках проекта вышли в свет три отдельных исчерпывающих исследования по графике (том 1), живописи (том 2) и монументальным работам (том 3) художника. Одновременно он занимался рисованием в студии местных курских художников М. Н. Якименко-Забуги, В. В. Голикова и А. А. Отдушиной в этот период для Дейнеки стала скульптура (работал в дереве, майолике, бронзе, фарфоре, цементе) и камерная живопись— портреты близких, натюрморты, пейзажи. Возможно, они до сих пор лежат под землей (во время бомбежек их прятали во временное хранилище, местонахождение которого не установлено). Журнальной графикой художник активно занимался до начала 1930-х. Обнаженные на картинах Дейнеки— это почти всегда сильные, крепкие, пышущие здоровьем юноши и девушки, похожие на античных богов или олимпийских героев.

Начавшаяся война все изменила: мозаики «Павелецкой» стали не нужны из 14 мозаик, героически собранных в блокадном Ленинграде 70-летним мозаичистом Владимиром Фроловым (умер от голода в 1942 году, едва закончив и отправив по «дороге жизни» в Москву последний ящик с мозаиками), удалось сохранить только семь, установив их на соседней «Новокузнецкой». Одним из последних был журнал «Даешь», где также трудились Родченко и Маяковский. Художник умел молниеносно схватывать силуэты спортсменов, ловить их характерные движения его постоянно видели на стадионах за такими «снайперскими» зарисовками. Дейнека постепенно отходил от графической работы в журналах.

  1. Материал из Википедии — свободной энциклопедии
  2. Напишите отзыв о статье Дейнека, Александр Александрович
  3. Отрывок, характеризующий Дейнека, Александр Александрович
  4. Лирика на полотнах этого периода
  5. Годы Великой Отечественной войны
  6. Дейнека Александр Александрович, художник

Многие графические приемы перешли потом в живопись художника. Графическое искусство он находил самым полезным для агитационных целей. В этих работах со все большей силой стала проявляться тяга художника к монументальности. Полетико. К любимым сюжетам Александр Дейнека вернулся только во второй половине 1940-х годов: в 1947 году он написал полотно «Эстафета по кольцу «Б».

Другие члены ОСТа тоже отличались графичностью, сухим письмом в противовес рыхлой импрессионистической манере. Более того, Дейнека уже не был указан в списке участников ОСТа. Плафон тем не менее был выполнен в первоначальном варианте. К юбилейным выставкам Александр Дейнека создал два знаковых произведения — картины «Текстильщицы» и «Оборона Петрограда». Потребность продолжать обучение чувствовалась и в 1921 году Дейнеку направили повышать квалификацию во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские). Самый интересный из них— «Скука» (1935), портрет госпожи Снайдер.

«Бывает, вас охватывает задор, прилив энергии, мышцы пружинятся, по телу проходит холодок бодрости. В 1936 году им были выполнены два панно для Дома Красной Армии в Минске (уничтожены в годы войны). Их получилось около 300. В своей поэтизации физического труда художник достиг невиданных ранее высот.

Особое впечатление на художника произвела Сикстинская капелла: рассматривая роспись Микеланджело, художник убедился, что «темперамент заключается не в размашистом мазке, а в более глубоких проявлениях». Глубоким страданием проникнуто другое произведение— «Сгоревшая деревня» (1942). Во время учебы Дейнека сотрудничал с журналами «Безбожник у станка» и «Прожектор»: он рисовал колкие карикатуры на религиозные темы изображал трудовые будни заводских рабочих. Был одним из лучших в боксерской секции ВХУТЕМАСа (говорят, даже дрался с чемпионом Градополовым, чей портрет впоследствии написал).

  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

С задачей он, впрочем, все равно справился. В 1942 Дейнека создал наполненное героическим пафосом полотно «Оборона Севастополя» (1942), которое явилось своего рода гимном мужеству защитников города. Мозаики Дейнеки украшают станции московского метро «Маяковская» (1938) и «Новокузнецкая» (1943). Именно в журналах во многом сформировался уникальный дейнековский стиль. «Сколько себя помню, я всегда рисовал», — вспоминал Дейнека. На ключевой выставке «Художники РСФСР за пятнадцать лет» (1933) работы Дейнеки демонстрировались как наиболее близкие, задающие верное направление в сторону соцреализма, в противовес работам авангардистов. Всё это создает идеальные условия для фальсификаторов.

Дейнека, Александр 
Александрович

Дейнека преподавал в Москве во ВХУТЕИНе (1928—1930), в Московском полиграфическом институте (1930—1934), в МГАХИ имени В. И. Сурикова (1934—1946, 1957—1963), в Московском институте прикладного и декоративного искусства (1945—1953, до 1948 директор), в МАРХИ (1953—1957). Они создают компиляции из элементов разных работ художника (вот таким образом даже «насмотренному» зрителю подделка кажется уже виденной), в иных случаях они пишут нечто совсем новое, но пытаются подражать стилистике автора. Вы как бы только что поутру вышли из холодной реки. По семейной традиции он поступил в железнодорожное училище, чтобы продолжить дело отца.

Отточенные движения девушек подчинены ритму работы ткацких станков, девушки словно вплетены в орнамент из катушек и бобин, человек и машина сливаются в некое органическое целое. В творчестве Дейнека потом очень далеко ушел от сатиры. Дейнека перешел в созданное в том же году объединение «Октябрь». Дейнека много ездил по стране и везде собирал материал для своих работ. На юбилейной выставке к 10-летию РККА одним из центральных произведений стала дейнековская «Оборона Петрограда».

За довольно долгую жизнь Александр Александрович попробовал себя в живописи, графике (в том числе журнальной, книжной, плакатной и театральной), монументальном искусстве (панно, фрески, мозаики), скульптуре. В столице он попал в ученики к известному графику Владимиру Фаворскому. К числу значительных работ послевоенного времени можно отнести полотна «Эстафета по кольцу Б» (1947), «У моря. Александр Дейнека (по другой версии, Дейнеко) родился 8 (20) мая 1899 года в семье железнодорожного слесаря в уездном Курске. Ноябрь 1941».

Представленная на выставке к 10-летию Октября картина «Текстильщицы» решена в светлой, почти белой гамме с оттенками красных охр на лицах и руках девушек. В это время он создал напряженные и драматичные произведения. Миром машин сын железнодорожника Дейнека был пленен, как мы помним, еще с детства.

Проходит изящный Петя Вильямс с молодым белобрысым Сергеем Образцовым. Дейнека был расстроен, ведь на новые краски придется снова копить целый месяц. В конце 1940-х— 1950-е Дейнеку начали все больше критиковать за «формализм» и «схематизм». Сходите в музеи, посмотрите альбомы, не ориентируйтесь на Интернет (некоторые, мягко говоря, сомнительные работы считаются там подлинными).

Исследования, книги, выставки. Между тем во ВХУТЕМАСе к середине 1920-х годов образовалась художественная группа ОСТ — «Общество станковистов». Тогда ее планировали назвать «Донбасской» и восьмигранные мозаики были объединены темой «Донбасс — всесоюзная кочегарка». Однако карикатурами рисунки Дейнеки все-таки назвать сложно.

Это были панно и росписи для фабрики-кухни в Филях (1932), эскизы панно для клуба Наркомзема, увы, так и не реализованные (1933). В подаренном бабушкой тайком от родителей альбоме появились первые рисунки — солдаты, шарманщики, птицеловы, дамы, разные животные (рисунки, увы, не сохранились). После Февральской революции занятия в училище прекратились. Впоследствии и Дейнеке досталось за «формалистские» эксперименты 1920-х годов с цветом, формой и композицией, но в первой половине 1930-х он пока был в фаворе. Живописный стиль Дейнеки к тому времени уже вполне сформировался.

Огромное значение в этом случае имеет провенанс (история бытования) и если вещь не экспонировалась, не публиковалась в серьезных изданиях, т. е. Наробраз Курска привлек художника к агитационной работе, поручил иллюстрировать стихи Маяковского плакатами по типу «Окон РОСТа».

Размещенные в куполах мозаики рассказывали об одном дне из жизни Страны Советов: «. Через несколько лет крымские впечатления выльются в одну из самых романтичных работ Дейнеки— «Будущие летчики» (1938). Жизнь СССР бьет полным пульсом круглые сутки».

При всей правдоподобности, смешного в них было меньше, чем у тех же Кукрыниксов. Художник старался видеть пейзажи глазами не стороннего наблюдателя, но моряка или летчика. Он являлся членом президиума (с 1958 года), вице-президентом (1962—1966), академиком-секретарем (1966—1968) отделения декоративных искусств АХ СССР. Но вскоре редакторы журнала начали отдавать предпочтение фотографии, а не рисункам и Дейнека оттуда ушел. С началом 1930-х годов тематика работ Дейнеки начала меняться. Увиденное отразилось в драматичных полотнах «Сгоревшая деревня», «Тревожные ночи» и др.

На следующей выставке ОСТа, в 1926 году Дейнека поразил всех картиной «На стройке новых цехов». Дейнеку пленил залитый солнцем Севастополь с его «презагорелыми, с фиолетовым отливом» мальчишками, отдыхающими, строгими набережными и конечно морем. Но, несмотря на сложности, Дейнека продолжал учиться. На склоне лет, в конце 1950-х— 1960-е, Дейнеку начали осыпать почестями и наградами: стал народным художником РСФСР (1959) и СССР (1963), был избран вице-президентом АХ СССР (1962–1966), получил орден Трудового Красного Знамени (1962) и др. Но в целом «журнально-плакатная работа» (таким объединяющим термином художник обозначил свои графические труды) Дейнеку порядком утомила. Дейнека мастерски писал их в сложных ракурсах и движениях.

Тема спорта была одной из любимых у художника на протяжении всей жизни. Ноябрь 1941 года» (1941)— первая в этом ряду. Не знаю, хорошая эта картина или плохая, но кажется, что настоящая». Дейнека ездил по стране и постоянно рисовал он проникся культурой афроамериканцев: «Они поют такие грустные песни, в моленьях приходят в экстаз, по-особенному бешено и ритмично танцуют, а главное они— рабочие». Как позже писал Дейнека о «Текстильщицах», он «обрабатывал поверхность, делая ее гладкой, лакированной, смутно желая найти единство поверхности с фактурой полированных, светлых, еще не существующих стен, для которых он мечтал писать картины».

Рыбачки» (1956), «Москва военная», «В Севастополе» (1959), а также мозаики для фойе актового зала МГУ имени М. В. Ломоносова (1956), мозаику для фойе Дворца съездов в Московском Кремле (1961). В 1942 году совместно с художником Г. Г. Нисским совершил поездку на фронт под город Юхнов. Творческий облик Дейнеки ярко и отчетливо проявился на первой же крупной выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (совместно с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым).

В период Великой Отечественной войны Дейнека жил в Москве и выполнял политплакаты для мастерской военно-оборонного плаката «Окна ТАСС». Он все больше стал работать в живописи, а потом и в монументальном искусстве. Это самый полный на сегодняшний день живописный каталог Дейнеки. С 1923 года помимо учебы Дейнека начал сотрудничать с журналом «Безбожник у станка» чуть позже — с изданиями «У станка», «Прожектор», «Даешь», «Красная нива», «Смена». Картина «Окраина Москвы. Увидев на фотографии в немецкой прессе милый сердцу город в руинах, представив, как отчаянно защищали Севастополь его «будущие летчики», Дейнека решил написать картину именно об этом эпизоде войны, хотя и не видел его своими глазами.

В первой половине 1930-х власть впервые заговорила о том, что у людей искусства должен быть единый творческий метод и имя ему — социалистический реализм. Полная трагизма, ярости, героики, «Оборона Севастополя» по праву считается одним из лучших произведений, посвященных Великой Отечественной войне. В 1944 году он создал наполненную оптимизмом картину «Раздолье».

В начале 1930-х художник пережил еще одно графическое увлечение — плакатом: создал около 20 агитационных плакатов, многие из которых были очень популярны («Механизируем Донбасс», «Работать, строить и не ныть. », «Китай на пути освобождения от империализма» и др. ). Рисунки, которые впоследствии можно бы было издавать тысячными тиражами, — вот о чем мечтал юный Дейнека. Объединение покинул один из лучших его представителей из-за чрезмерной, по его словам, увлеченности участников станковой живописью. Как верно сказал один из участников форума, «экспертиза экспертизой, но мозги нужно иметь свои», вот таким образом к работам Дейнеки, как, впрочем и любого другого «музейного» художника, нужно относиться с повышенным вниманием и бдительностью. С наступлением «оттепели» оттаяли чиновники и в отношении к Дейнеке. Успех картины был такой, что в том же 1928 году ее послали на Венецианскую биеннале, а впоследствии «Оборона Петрограда» была выкуплена государством (сейчас входит в собрание ГТГ).

Итальянцы нам— Караваджо, а мы им— Дейнеку. Отец не поддерживал его выбор, не помогал материально. Живописные работы Дейнеки 1920-х годов напоминали многократно увеличенные рисунки. Дейнека идеализировал советский мир еще тогда, когда понятие соцреализм не изобрели. В 1937 Дейнека создал панно «Знатные люди Страны Советов» для советского павильона на Всемирной выставке в Париже.

Это был не первый его полет (летал однажды в Курске), но на этот раз он сумел запомнить и после передать на холсте необъятность воздушной среды, перевернутый с ног на голову мир. Но все эти пути для Дейнеки были мелковаты. Предельная обобщенность образов превращает их в символы. Итальянские зарисовки отличны от американских или французских. В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» С (1928). Специфика работы в периодических изданиях (поточность, ограниченность по времени, невысокое качество печати) заставляли приспосабливаться, работать быстро, упрощать рисунок и вкладывать максимум смысла в форму и композицию.

Четкую грань между этими двумя творческими периодами провести сложно: спортсменов Дейнека писал и в 1920-х, а к темам Гражданской войны и техники (особенно авиации) художник обращался и в 1930-х. На родине Дейнеку потом долго ругали за этот эксперимент. Настоящим ударом стал для Дейнеки прорыв немцами обороны Севастополя. В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ).