Анри Матисс Семейный Портрет Сочинение

Семейный портрет (картина Матисса)

Среди его находок отметим искусно подобранные контрастные оттенки пурпурного и зеленого цвета. Этого рыбака было бы ничуть не странноувидеть за одним столом с Петром на картине «Пир у Симона» в чикагскомХудожественном институте, а лицо с резкими охряными впадинами, очерченнымижженой костью, было бы вполне уместно среди апостолов «Сошествия св. Сердить, между тем, Матисс никого не собирался. Эта вибрация слишком незначительна и ощущение промежуточных оттенков преходяще. Умер Матисс в Симье близ Ниццы 3 ноября 1954.

С другой стороны, в 10-х годах он хочет непременно сохранить чистоту цвета. В позднейшие годы он прибегает к более сложным сочетаниям и значительно расширяет свою палитру, внося большее разнообразие оттенков. В знаменитом парижском осеннем Салоне 1905, вместе со своими новыми друзьями он выставляет ряд работ и среди них «Женщину в зеленой шляпе». Тёрнера А. Матисс начинает использовать более насыщенные краски, отдавая предпочтение светлым цветам («Булонский лес», ок.

1Сейчас в собрании семьи художника. 2Эсколье ошибается. Стилистика тут дивизионистская, но композиция об наруживает влияние Сезанна – прежде всего, его знаменитых «Трех купальщиц», приобретенных, кстати, восхищенным Матиссом у Амбруаза Воллара в 1899 году. Другое дело, что за ощущение жизни было у художника. Четкий узор вышивки на блузе сохраняется, но фигура героини, слегка выпрямляясь и на глазах «вырастая», заполняет собой почти все пространство картины и в целом принимает отчетливую форму сердечка. Художник постоянно испытывал два противоположных стремления. В сдержанно-суровой манере работ Матисса 2-й половины 10-х годов заметно воздействие кубизма («Урок музыки», 1916-17, Музей современного искусства, Нью-Йорк) произведения 20-х годов, напротив, отличаются жизненной непосредственностью мотивов, колористическим многообразием, мягкостью письма (серия «Одалиски»).

Описание картины 
Анри Матисса «Семейный 
портрет»

Описание картины Анри Матисса «Семейный портрет»

«Мы стремимся к ясности, упрощая идеи и смыслы, – позже объяснял он. Великий Анри Матисс не был исключением. А все потому, что специально для этого заказа автор придумал и разработал оригинальную технику декупажа (что в переводе с французского означает «вырезать»). Анри Матисс увлекался импрессионистами и неоимпрессионистами, Гогеном искусством арабского Востока, в 35 лет стал лидером фовистов. В создании столь крупной композиции Анри Матисса и вдохновляли персидские миниатюры. Сама же картина исполнялась в Париже. 3«Сошествие св.

В Коллиуре был написан только этюд к «Радости жизни». Поправде говоря, здесь гораздо больше чувства и даже нежности, чем в «Женщине вшляпе», написанной годом раньше в совсем другой, куда более вызывающей манере. В это время Маргаритапредставляла для своего отца модель, о которой он мечтал. Иногда он пользуется слоями различной плотности (например, в Девушке с тюльпанами), выдвигая вперед один цвет в ущерб другому. Яблоко из шара превратилось в круг. Он стремился найти такие контрасты цвета, которые излучали бы свет сами по себе.

Сочинение по картине 
анри матисса семейный 
портрет

Сочинение по картине анри матисса семейный портрет

Жизни этому увлечению было отпущено около двух лет. 1902, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Подобно гигантскому пазлу, картина собиралась из отдельных фрагментов. В «Осеннем салоне» 1905 года в Париже несколько художников выставили свои произведения, за что получили от одного критика прозвище «фовисты» (дикие).

Последняя работа Матисса — оформление интерьера (в том числе витражи) «Капеллы чёток» в Вансе, близ Ниццы (1953). Его одалиски – это носительницы божественной гармонии, а не сексуального чувства (оно ведь, поопределению, беспокойно). Начиная со 2-й половины 1900-х годов Матисс утверждает новый тип художественной выразительности используя лаконичный, резкий и в то же время гибкий рисунок, остро ритмизованную композицию, контрастное сочетание немногих цветовых зон, но интенсивно ярких и локальных (панно для особняка С. И. Щукина в Москве «Танец» и «Музыка», оба — 1910, Эрмитаж, Ленинград), то богатых оттенками одного основного тона, полупрозрачных и не скрывающих фактуры холста («Мастерская художника», 1911, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва). Фона в привычном понимании в этой работе нет. Среди них во Франции были А. Леже, П. Пикассо, Ж. Руо и А. Матисс.

Получив диплом юриста, работал адвокатом (1889-1891). Учился в Париже — в академии Жюлиана (с 1891) у А. В. Бугро, в Школе декоративных искусств (с 1893) и в Школе изящных искусств (1895-99) у Г. Моро копировал произведения старых французских и голландских мастеров. Уникальное панно широким жестом отправили в Россию: сначала оно провисело три месяца в Государственном Эрмитаже, а теперь (с 6 сентября) прибывает в ГМИИ имени Пушкина. Технология эта предполагала быструю замену одного куска на другой. Одна из самых известных бронзовых статуй Матисса «Большая сидящая обнаженная» была создана в 20-е годы — в то же время, что и его полотна «Одалиска» и «Обнаженная, сидящая на голубой подушке». духа» Эль Греко (настоящее имя Доменикос Теотокопулос) находится в Прадо. 4Сейчас коллекция Жана Матисса в Понтуазе. 5Эсколье имеет в виду свою книгу «Анри Матисс». 6Сейчас в Эрмитаже. 7Сейчас в Эрмитаже. 8Эсколье явно преувеличивает значение «Портрета Маргариты».

Можно и вправду подумать, что, благодаря какому-то ироническомуповороту судьбы, сбылись желания Бенуа Матисса и что в этом абсолютнонеожиданном Матиссе мы имеем дело не с художником, написавшим «Танец», а снотариусом или адвокатом из Сен-Каптена, коим и хотел видеть своего сына хлеботорговециз Боэна. Много существует автопортретовхудожника изучающего обнаженную женскую натуру, например 1903 года, где онвиден в зеркале, отражающем спину «Кармелины», 1916 года — «Художник и егомодель» (Париж, Национальный музей современного искусства) оба эти портретанаписаны маслом, в то время как все остальные — и среди них многопредставляющих не только художественный, но и огромный психологический интерес— выполнены углем или пером. Помимо большого количествапроизведений фовистского периода, таких, как знаменитая «Женщина в шляпе», «Портрет женщины в полосатом кресле», «Гитаристка», «Дама в зеленом» (Музейнового западного искусства в Москве), 6существуют другиепревосходные портреты красивой и достойной подруги великого художника, средикоторых первое место занимает «Мадам Матисс в мадрасском головном уборе», 1908года (собрание Барнса, Мерион) — прекрасная дочь Лангедока в покрывале цветакиновари, с немного скуластым лицом, чувственным ртом, трепещущими ноздрями, миндалевидными черными глазами, мечтательно глядящими из-под дуг синих бровей. В работах, написанных в 1913году, по возвращении из Марокко, красота модели отступает перед заранеепродуманным замыслом. Темные глаза и изгиб бровей выдают в мадам Матисс сильную натуру. Разумеется, это иллюзия.

Когда художник создавал свою «Женщину в шляпе» (1905), он хотел лишь показать потенциальные возможности чистого цвета. В Осеннем Салоне 1905 года он выступил совместно с Вламинком, Дереном и Марке. Матисс, как он сам писал, окрасил свои картины «до насыщенности, так, что полностью раскрывается синева, как идея совершенного синего». духа»Теотокопулоса. 3Одиннадцать лет спустя — еще один автопортрет (собраниеАнри Матисса).

«Портрет художника в полосатой майке» (из Копенгагенскогомузея) относится к 1906 году. Жил Матисс в это время трудно. Колорит энергичен, но не агрессивен. Он много копировал в Лувре, ездил в Бретань, а в 1897 году выставил в Салоне Национального общества изящных искусств одну из самых значительных своих импрессионистических работ — картину «Десерт». Исчезают стул и обои.

сочинение по картине 
анри матисса семейный 
портрет

сочинение по картине анри матисса семейный портрет

В 1898 году художник женился на Амели Перейр. Вот откуда этот потрясающий эффект симфонического звучания интенсивных цветов, музыкальность линейных ритмов, завидная композиционная гармония.

С одной стороны, его увлекали чистый цвет и простая форма, с другой – пышный орнамент. В 1908—1912 годах Матисс, пользуясь почти исключительно чистым цветом (в редких вещах он пользуется переходами, смешанными тонами), строит свои картины на трех основных тонах. И еще одна интересная подробность: в процессе работы над «Парижским танцем» Анри Матисс познакомился с простой русской женщиной, Лидией Николаевной Делекторской, которая сделалась сначала секретарем, затем незаменимой помощницей и сиделкой, а после – ближайшим другом и последней музой художника.

Слуга», 1900, Музей современного искусства, Нью-Йорк «Посуда на столе», 1900, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Эта простота (и совсем уж «детскость» в конце жизни – чего стоят его аппликации. ) является результатом точнейшего расчета, кропотливого изучения естественных форм и их смелого упрощения.

IV, 13), напротив, выражается стремление к ясности в ущерб характеру. Зачем. «Восток, — говорил он, — всегда был для меня откровением. Большое влияние на него оказало искусство П. Сезанна («Обнаженная натура. Он был написан в Ницце, в начале его пребывания в этом чудесномгороде. Да и там оценить в полной мере художественные полотна, которые так далеки от жизни и существуют только как музейные экспонаты, могут лишь знатоки-ценители. Художник углубил черты лица с помощью тонкой штриховки и наложения телесных тонов.

Говоря об оттенках, Матисс, конечно имеет в виду не градации насыщенности тона — разбелы, которые также возможны при пользовании чистым цветом (у итальянских и русских примитивов). Все это заметно улучшило материальное положение живописца. Все остальное здесь придумал сам Матисс. Работы Матисса из серии «одалисок» со всей очевидностью обнаруживают это противоречие. Еще не настал час одалисок и обнаженных моделей, требовавшихслишком долгого изучения. Автопортрет, появившийся в 1917 году, написан незадолгодо строгого и сильного полотна, на котором перед нами стоит художник, пишущий левой рукой (нигде не отмечался важный факт, что Матисс одинаково владелобеими руками), одетый с элегантностью, о которой приблизительно в то же время (1918 г. ) говорит Жорж Бессон, — все это выдержано в очень строгой гамме (собраниеАнри Матисса). 4Далее следует ряд рисованныхпортретов, на которых художник изображает себя весьма нелестно, как, например, тот, что был выполнен в 1937 году для посвященной ему книги, 5илипросто карикатурных, как набросок, воспроизведенный в книге Андре Верде «СлаваМатисса». В серии из восьми портретов, появившейся в 1944 году в «Verve» (т. Какими средствами достигает Матисс столь сильного цветового воздействия.

Еще один композиционный источник – легендарный «Завтрак на траве» Мане. По возвращении во Францию супруги уехали на Корсику (удивительные краски Средиземноморья после этого ворвались на полотна живописца). Это увлечение дало о себе знать в ряде его работ.

Описание картины 
«Семейный портрет»

Описание картины «Семейный портрет»

Другое название этой работы – «Десерт». Но при ближайшем рассмотрении открывается необычайная тонкость и человеческое тепло. Период увлечения фовизмом (который, по большом) счету, Матисс и придумал) зафиксировал отход Матисса от «сладкого» неоимпрессионистского цвета. Вход в Казбу — малиновый, голубой, зеленый, бледно-розовый.

Затем, чтобы, произведя искуснейший синтез «природы» и «культуры», выразить непосредственное ощущение жизни в строжайшей художественной форме. Склонившаяся над книгойвысокая темноволосая девушка с ярким, кирпичного оттенка, цветом лица, очерченного черным, с резким разрезом губ, со вздернутым носом, длиннымиресницами изогнутыми бровями тыльная сторона обеих рук изумрудно-зеленоготона, платье, цвета марены в белую горошину, украшено большим белым воротником, а копна черных волос — лентой цвета киновари. Особенный признак: форма видоизменялась соответственно воздействию соседних цветовых плоскостей ибо экспрессия зависит от цветовой поверхности, охватываемой зрителем в ее целом. Окончательный вариант был одобрен клиентом и успешно отбыл за океан. В портрете «Мадам Матисс» (Москва, Музеи нового западногоискусства)7больше всего поражает не лишенное выразительностилицо, сведенное, по сути, к овалу, а маленькая шляпка, увенчанная перьями ибутоньеркой абсолютно очевидно, что шляпка времен суженных книзуплатьев больше всего привлекла внимание художника и он не смог удержаться оттого, чтобыизобразитьее гораздо менее абстрактно, чемпортретируемую. Но одним из самых прекрасных изображении мадам Матисс остается «Шотландское пальто» — очень красивое полотно, написанное пабалконе в Ницце около 1918 года и исполненное глубокой внутренней жизни. Маргарита Матисс вдохновиласвоего отца на многие не менее значительные полотна, среди которых «СидящаяМаргарита» (1901, собрание Лайонела Стейнберга, Фресно) и восхитительная«Любительница чтения» (1900), завещанная Марселем Самба и его женой ЖоржеттАгют музею в Гренобле.

Автопортрет 1900 года (собрание Анри Матисса), 1где пылкая энергия свидетельствует овлиянии Сезанна. У Анри и Амели один за другим родились два сына. Он запросто «разбирал» картину на простейшие цветные формы (как в случае с вырезанными из цветной бумаги силуэтами), но следом мог вернуться к искусным узорам, спиралям, зигзагам из которых складывался декоративный орнамент, напоминающий ковер, обои или яркую ткань.

Произведение, в которомеще ощущается влияние фовистского периода. Позднее появляется «Маргарита в интерьере» (1915—1916, бывшая коллекция Канна), затем «Мадемуазель Матисс в полосатом жакете», «Маргарита в меховой шляпе», 11«Маргарита в боа» (музей Охара, Курасики, Япония) последние три работы относятся к 1917 году. Вообще-то панно «Парижский танец» существует в трех вариантах. Эти плоскости играют в картине важную роль – в том числе и композиционную. Он мог подчинить человеческую фигуру линии орнамента, как это происходит в его «Красной комнате», мог сместить фигуру относительно опоры — это он проделал в «Стоящей Зоре».

Существует мнение, что Пикассо, когда он условился с Матиссом обменяться картинами, намеренно выбрал среди произведений Матисса далеко не лучшее (правда, сам Пикассо это отрицал). 9Сейчас в парижском Национальном музее современного искусства. 10Сейчас в коллекции дочери художника в Париже. 11«Мадемуазель Матисс в полосатом жакете»— в Токио, галерея Бридж-стоун, «Маргарита в меховой шляпе»—в Париже (частная коллекция). 12Картина находится в одной из нью-йоркских частных коллекций. 13Сейчас — в Эрмитаже. 14Эсколье неверно описывает картину: на диване слева изображена мадам Матисс, справа стоит Маргарита. Самая ранняя, но не оконченная версия, по сути является подготовительным этюдом. И наконец, в1919 году, в период эйфории, последовавшей после победы Франции, —«Маргарита, лежащая в траве» (Мерион, собрание Барнса). Написанный в 1909 году портрет Пьера Матисса12свидетельствуето стремлении передать здоровую прелесть детства, полного жизни и энергии. По правде говоря, в течениемногих лет вся семья давала своему главе много мотивов для крупных полотен. Так, «Семейный портрет» (Москва, Музей нового западного искусства), 13который можно сравнить с персидской миниатюрой, где стоящаяслева мадам Матисс, в центре играющие в шашки Жан и Пьер Матисс и сидящаяслева на диване с шитьем в руках Маргарита14написанына обильно орнаментированном фоне: на первом плане восточный ковер, обои сцветущими тюльпанами, мраморный камин с керамической плитой, на которой стоят в вазах цветы. Тем не менее, он считается одной из самых смелых и новаторских работ художника. Матисс всегда стремился изображать не сам предмет, а свое отношение к увиденному.

Лицо героини написано более мелкими мазками, чем ее платье и фон картины. В середине 1930-х годов (после Первой мировой войны и накануне Второй) А. Матисс говорил, что всегда хотел, чтобы «усталый, надорванный изнуренный человек перед моей живописью вкусил покой и отдых». В период первых исканий несколько вялый и приблизительный (Обеденный стол), его рисунок становится постепенно все более острым и выразительным. Даже пол у него вдруг делался покатым, а цвета давали физическое ощущение струившегося знойного воздуха («Вход в Козба») или прохладной прозрачной воды в аквариуме («Красные рыбы»). В 30-40-е годы Матисс как бы суммирует открытия предыдущих периодов, сочетая поиски свободной декоративности времени фовизма с аналитически-чётким построением композиции (фриз в Музее Барнеса «Танец», 1931-32, Мерион, штат Филадельфия, США), с тонко нюансированным цветовым строем («Ветка сливового дерева», 1948, частное собрание, Нью-Йорк). Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму.

Описани картины Анри Матисса " Семейный портрет "

Голова девушки оказывается частично срезана верхним краем полотна. Творчеству Матисса в целом присущ ряд общих черт. В 40-е годы Матисс часто прибегает к технике аппликаций из цветной бумаги (серия «Джаз», 1944-47). Около этого времени Матисс познакомился с виднейшим последователем Сера Полем Синьяком и увлекся дивизионизмом, смысл которого заключался в письме отдельными точками чистого основного цвета. Он несет на себе яркую печать коллиурскогопериода — он был написан в Коллиуре одновременно с «Радостью жизни». 2Жесткая борода моряка, широкий выпуклый лоб, большие серьезные глаза, несколькоперекошенный, а ля Эль Греко, нос. Он стремился к тому, чтобы его искусство оказалось «бальзамом для души», но при этом порой не справлялся с влечением к красочному, пышному узору. Из листов, предварительно окрашенных гуашью, маэстро собственноручно вырезал ножницами фигуры или куски фона, которые затем (по рисунку, обозначенному углем) прикреплялись к основе булавками. В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры. И еще из него же: «Если в картинах стало много изысканности, если там топкие оттенки, переливы цвета без настоящей энергии – тогда время призывать на помощь великолепные голубые, красные и желтые тона, которые способны воззвать к глубинам человеческой чувственности».

Разумеется, речь идет совсем не опортрете, а о вариациях в розовом и голубом, в белом и черном (фон интенсивночерный, как и во многих марокканских композициях). Испытал влияние неоимпрессионизма (главным образом П. Синьяка), П. Гогена искусства арабского Востока, в известной мере — древнерусской иконописи (одним из первых на Западе оценил её художественные достоинства в 1911 посетил Москву). Особое значение имеет прием незаконченности деталей, особенно хорошо заметный в Марокканце, Игре в мяч и других вещах цвет в тех местах, которые художник хотел заглушить, не берется более тусклым, но оставляется чистый холст (что иногда делается для выявления света) или деталь остается недорисованной (по большей части руки, ноги и др. ). А предыдущий, «бракованный», художник довел до ума и в 1936 г. уступил за скромное вознаграждение Музею современного искусства города Парижа.

Прежде всего, крайне подчеркнутыми цветовыми контрастами. Так, в 1908 году появляется портрет в фас, накотором в верхней части холста можно прочесть имя«Marguerite» (собрание Пикассо), написанный в довольно редкой для Матисса манере, напоминающей одновременно китайские картины эпохи Мин и цветные афиши Лотрека. Здесь в гораздо большей степени, чем при изображении чужого лица, художникимеет основания заявить: «Модель — это я». Стайны подружились с художником. Для Матисса, как декоративиста, особенно важна слитность картины с ее основой, холстом, белизна и строение которого учитываются им настолько же, насколько монументалист учитывает поверхность стены. Эмоциональное воздействие его живописи достигается прежде всего предельной насыщенностью цветовой гаммы, музыкальностью линейных ритмов, создающих эффект внутреннего движения форм, наконец, полной соподчинённостью всех компонентов картины, ради чего предмет порою превращается в своего рода арабеск, сгусток чистого цвета («Красные рыбы», 1911 «Натюрморт с раковиной», 1940 обе работы — в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина).

Не менее справедливо и то, что этотпортрет молодой парижанки, написанный после стольких этюдов, свидетельствует опреднамеренном желании пойти дальше внешнего сходства и показать то своеобразноесущество, которое кроется за этими восточными глазами, за этим задумчивым взглядомиз-под вуали, с носом изгиб которого как-то странно продолжает правую бровь, с выразительным и волевым подбородком, как у «папаши Матисса». Пусть не говорят после такогопортрета, что Анри Матисс был не способен на психологизм. И это было отражением каких-то борений, происходивших в душе художника. В динамичном, неистовом «Танце» можно разглядеть сложные ракурсы, необычное сплетение рук и тел, а в противоположной по ритму «Музыке» основой композиционного решения делается не динамика, не движение, а абсолютная неподвижность обособленных, фронтально расположенных фигур.

«Я очень люблю танец. Матиссу пришлось «хлебнуть» страшного XX века, но жестокости и страданий в его творчестве нет и в помине. 1902, ГМИИ, Москва «Люксембургский сад», ок. Он – психолог, «врачеватель» ран его картины представляют собой островок тишины и мира – то есть как раз того, чего так не времен, теперь его цвет усложнился «контролировать» его стало гораздо труднее. А. Матисс сознательно отвергал современные ему художественные приемы, в живописи искал простоту и доходчивость, вот таким образом его так сильно привлекала (наряду с безыскусностью архаики и итальянских примитивов) живопись Дальнего Востока и декоративные узоры персидских миниатюр. В 1909 году С. Щукин заказал Матиссу два панно для своего московского особняка – «Танец» и «Музыка».

Было еще несколькодругих изображений Маргариты, как, например, ее «Портрет» (частная коллекция вСолёре) или «Маргарита с черной кошкой» 1910 года (собрание Анри Матисса), 10сидящая в фас, большой палец ее правой руки странно искривлен, округлая головаоттенена каштановой шевелюрой, напоминающей тюрбан. Самих авторов Л. Воксель назвал «дикими» – от этого французского слова и родилось название нового художественного направления («фовизм»), не без гордости принятое молодыми революционерами от живописи. Синтетичность средневекового искусства должна была осветиться «молнией индивидуальности» художника и А. Матисс стремился освободить живопись от аристократического высокомерия, наделить ее общительностью, породнить с бытом и трудом человека. «Русский» след в жизни художника становился все явственнее.

Мне легко жить с танцем», – признавался мастер. Его мастерство ясно проявляется в любом из его живых, порывистых набросков с натурщиц. Отец его был хлеботорговцем и мечтал, чтобы сын стал юристом. И. Стравинский и С. Дягилев предложили ему оформить балет «Песнь соловья». Эта дружба в его судьбе значила многое. К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии.

Матисс, Анри – Семейный 
портрет

Матисс, Анри – Семейный портрет

Матисс дал новое видение мира. Синий цвет передает небо, розовый – тела танцоров, а зеленым цветом изображен холм». Оно помогло мне выйти за пределы интимной живописи». Матисс отнял у живописи глубину и начал изменять натуру, делать ее созвучной своим мыслям. Но одной умиротворенности сюжета для этого было недостаточно, да и вообще изображение спокойных «оазисов счастья», куда якобы невозможно никакое тревожное вторжение извне, здесь не годилось.

Назначение своей живописи А. Матисс связывал с созданием атмосферы отдыха и радости для человека, утомленного безрадостным трудом и суетой повседневных будней. Волосы жены художника написаны синей и черной краской с вкраплениями красного. – "Танец" написан мной всего тремя красками.

Это попытка художникапримирить свои поиски экспрессии цвета с открытиями кубизма, футуризма иорфизма. Гораздо грубее и менее лестной была «Марго в шляпе», написанная в Коллиуре в 1907 году (Цюрих, Кунстхауз). Такой, наверное, воспринимал художник свою жену. А. Матисс старался возродить эту цельность живописи, но уже на современной ему основе. Здесь важно раскрыть значение слов Матисса о взаимодействии чистых тонов. Неплохим смотрится и название этого произведения, заимствованное у Бодлера.

В октябре 1933 г. Лидия Делекторская переехала в дом Матисса и «задержалась» в нем почти на 22 года, вплоть до самой смерти великого мастера. К скульптуре Матисс обращался с начала 1900-х годов, но особенно часто в 20-30-е годы (рельеф «Обнажённая женская фигура со спины», бронза, 1930, Художественный музей, Цюрих). Здесь не следует искатьтого художника, мэтра, волшебника света, чьи энергия и властность поражали егознакомых.

Там начался его отход от техники дивизио-низма. Еще несколько лет спустя, около1913 года, в «Голове в голубом и розовом»9почти невозможноузнать ту же модель и того же художника. Парижский танец" был задуман Матиссом на седьмом десятке лет. Лето 1905 года Матисс провел на южном побережье Франции. Работая чистым цветом, Матисс хочет, как и всякий художник избегнуть однообразия — антитезы живописности, но не всегда это ему удастся и некоторым его вещам свойственна монотонность (панно Музыка). Работая над ними, художнику удалось достичь совершенной гармонии формы и цвета. Французские художники конца XIX – начала XX столетия были весьма неравнодушны к танцу.

Удивительная вещь танец: жизнь и ритм. Персидские миниатюры, например, открыли мне пути для реализации моих ощущений. Следовательно, почти бесплотным, очищенным от бытовых признаков и даже примет времени. Впрочем, ряд вещей 1912 года написан гладкой, однообразной фактурой.

В 1905-07 лидер фовизма. Это, разумеется, фовистская живопись, но ее реализм ещене синтетичен. У него была внебрачная дочь, требовавшая заботы.