Автопортрет Франсиско Гойя

Гойя ФрансискоКартины и биография

Останки Гойи французы возвратят испанцам лишь в 1919 году. Первые его эскизы пространственны и «картинны», но художник быстро усваивает требования производства — перевод картона в полосу коврового тканья, обычно заполняющего пространство между окнами. Он жил на широкую ногу, особо не задумываясь о тратах. ОТНОШЕНИЕ ГЛУХИХ ШКОЛЬНИКОВ К ОВЛАДЕНИЮ ЯЗЫКОМА. в несвойственной ему неоклассической манере (сюжеты смерти святых Иосифа, Бернарда и Лутгарды). Из писем Гойи известно, что в начале 1793 года он был тяжёло болен. Тьеполо —с другой, было определяющим для испанских художников в этот период.

Также в 1794 году он написал портрет знакомой актрисы Марии Росарио дель Фернандес (исп. )русск., по прозвищу «Ла Тирана». Уединившись на вилле, Гойя работал. Бернардина Сиенского в присутствии Арагонского короля». Это полотно пленяет своим сочным жизнерадостным колоритом. В июне 1798 года Гойя вручил герцогу Осуне 6 небольших картин, сюжеты которых предвосхитили «Капричос», среди них выделяется «Большой козёл».

за «тонкий изящный колорит», тогда как Гойю упрекают за «резкие тона», зато признаётся «грандиозный характер выписанной им фигуры Ганнибала»4. На нём остались порезы, а некоторые части полотна были утеряны. Те же названия, которые, по мнению автора, недостаточно чётко выражали сущность изображения, снабжались разъясняющими комментариями.

Болезнь и творчество 
в 1793—1799-е годы

Болезнь и творчество в 1793—1799-е годы

Он удостаивается второй премии Пармской Академии художеств, получив 6 голосов. Работа над офортами «Каприччос» заняла пять лет, с 1793 по 1797 г. Возможно, нет произведений более трудных для анализа, чем эти графические листы. В них и интеллект и испанский характер и индивидуальность личности.

В этой стране Гойя провёл свои последние четыре года жизни. Свою жену Франсиско называет «Пепой»5. Здесь он находит друзей. – Средние века. Их лица реалистично и с большой виртуозностью выписаны. В это время заказчиками на портреты стала зарождающаяся в Испании крупная буржуазия20: Порсель, Фелис де Асара (натуралист), Тереса Суреда (жена управляющего фарфоровой мануфактуры Буэн-Ретиро), Сабаса Гарсия, Педро Мокарте и другие. «Когда разум спит, фантазия в сонных грезах порождает чудовищ, но в сочетании с разумом фантазия становится матерью искусства и всех его чудесных творений», – таким пояснением Гойя сопроводил этот офорт.

Серия завершается образами беспредельного пессимизма. Его обвиняли, что неверно написана грудь, что маха слишком коротконога и пр. В июне Гойя овдовел, скончалась Хосефа.

Опасаясь преследований со стороны нового правительства Испании, в 1824 году Гойя вместе с Леокадией и маленькой Росаритой выехал во Францию, где теперь царствовал Людовик ХVIII (а с 16 сентября 1824 года— Карл Х). Рядом с королем – она, стареющая, некрасивая, разряженная королева Мария-Луиза. В 1801—1803 годах Франсиско написал 4 тондо и для собственного дома.

В любом случае, неизлечимая глухота Гойи стала следствием перенесённого недуга. Но его картина была отвергнута. В том же году умирает его мать (отец скончался в 1781 году). Так Гойя и Леокадия оказываются в Бордо. Благодаря Мануэлю Байеу, Франсиско приглашается в картезианский монастырь Аула Деи, вблизи Сарагосы, где он в течение двух лет (1772—1774годах) создаёт 11 больших композиций на темы из жизни Св. Холст, масло. Всего Гойя выпустил 300 комплектов гравюр из которых продано было лишь 27.

Франциска Великого в Мадриде.

Жизнь Гойи в первые 
годы века (1799—1808)

Жизнь Гойи в первые годы века (1799—1808)

Сын Хавьер женится и начинает жить отдельно. Герцогиня изображена абсолютно обнаженной и на сотнях рисунков, сделанных художником. Полицейские ведут проституток («Бедняжки»). Также Гойя написал портреты графини Альтамиры, её дочери, её сыновей графа де Трастамаре и трёхлетнего Мануэля Осорио, кроме того создал «Портрет семейства герцога и герцогини Осуна» в реалистической манере. В 1771 г. Академия в Парме присудила Гойе вторую премию за картину о Ганнибале. Среди известных произведений того времени— Сон разума рождает чудовищ.

27 июня единственная премия присвоена Паоло Борони (фр. )русск. Анны он выполнил за короткий срок 3 полотна для алтарей монастыря Санта-Ана де Вальядолид (исп. )русск. Но 18 мая 1814 году Фердинанд VII отменил конституцию 1812 года, распустил Кортесы, подверг тюремному заключению ряд либеральных депутатов. И в представлении художника они побеждали добродетели. Тем было освещено великое множество. В 1824 году, опасаясь гонений со стороны нового правительства (король Испании Фердинанд, только что вошедший на престол, прямо заявил Гойе: «Вы достойны петли. »), художник испрашивает разрешения уехать «лечиться» во Францию.

«Сатурн, пожирающий 
своего сына»

«Сатурн, пожирающий своего сына»

Время пожирает своих собственных детей. В портретах Каэтаны Альбы можно найти намёки на существование связи16. Эти работы принесли Гойе известность. В 1816 году он создал новую серию офортов «Тавромахию».

Ей никогда не выбраться. 1808 год стал годом потрясений для всей Испании. В изгнании он пишет портреты своих друзей-эмигрантов, осваивает новую тогда технику литографии и делает серию, посвящённую бою быков: «Бордоские быки», 1826 и картину «Молочница из Бордо» (1827—1828). «Каприччос» включает 80 листов, пронумерованных и снабженных подписями. Чрезвычайно трудные для него годы, совпавшие с периодом жестокой реакции, он провел в своем загородном доме Кинто дель Сордо (Дом глухого), стены которого расписал маслом.

  • Описание картины Франциско де Гойя «Автопортрет»
  • Известные картины Франсиско Гойи
  • Франсиско Гойя (социальная, антивоенная и антиклерикальная темы в творчестве художника)
  • Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес ( )
  • «Клятва Горациев» Жака Луи Давида
  • «Свобода, ведущая народ» Эжена Делакруа
  • «Расстрел повстанцев» ФрансискоГойи
  • «Возрасты жизни» Каспара Давида Фридриха

Эти сюжеты не вдохновляют Гойю. на тему «Поклонение имени Бога». В это время заказчиками на портреты стала зарождающаяся в Испании крупная буржуазия16: Порсель, Фелис де Асара (натуралист), Тереса Суреда (жена управляющего фарфоровой мануфактуры Буэн-Ретиро), Сабаса Гарсия, Педро Мокарте и другие. Тем более, что новичок Гойя согласен на сумму 15000 реалов, в то время как более опытный Антонио Гонсалес Веласкес (исп. )русск. Для монархов же выход «Капричос» остался незамеченным.

Позднее же в «Капричос» Гойя весьма едкими рисунками изобразил герцогиню. Иосифа Каласанского» для церкви Эскуэлас Пиас в Мадриде. Но после его смерти, Испания забыла своего великого художника. Этот успех помог начинающему живописцу поверить в себя и в определенной мере явился компенсацией того высокомерного молчания академического совета Сан Фернандо, которым встречались работы Гойя, регулярно высылаемые им в Мадрид на всевозможные конкурсы и выставки. Он пишет «Проповедь св. Изувеченные тела, разрубленные на куски трупы, грабежи, насилия, расстрелы, пожары, казни — «художнику ни разу не изменили ни твердость руки, ни верность глаза в изображениях, которые и сейчас заставляют содрогаться самые крепкие нервы. » Эта серия —вершина реалистической графики Гойи.

  1. «Утро стрелецкой казни» Василия Сурикова
  2. «Похороны вОрнане» ГюставаКурбе
  3. «Бар в Фоли-Бержер» ЭдуардаМане
  4. Франсиско Гойя: последние новости

Фронтисписом служит автопортрет Гойи в шляпе «боливар»: немолодое лицо, представленное в профиль, с горько опущенными уголками губ. Гойя написал только один её портрет. Молодой человек закрывает от яркого солнца свою прелестную даму китайским зонтиком.

Художник работал быстро используя широкие мазки, мастихин, губки. «Зачем их прятать. » —толпа бродяг обступила трясущегося над кошельком скрягу. В 1824 г., когда реакция в Испании достигает предела, а одиночество художника становится невыносимым, Гойя под предлогом лечения уезжает во Францию. – Современные кодексы. В июне 1798 года Гойя вручил герцогу Осуне 6 небольших картин, сюжеты которых предвосхитили «Капричос», среди них выделяется «Большой козёл». Самого же Гойю в июле 1790 году отправляют в Валенсию «подышать морским воздухом». Гойя умер в Бордо в 1828 г. В конце века останки его были перевезены на родину. Слева, у мольберта, художник рисует свой автопортрет.

И только молодая передовая Франция, в первую очередь художники романтического направления Жерико и Делакруа, а немного позже —Домье, затем Мане, в полной мере оценила великого испанца имя которого со второй половины XIX в. не сходит со страниц литературы об искусстве и всеобщий интерес к которому не затухает и по сей день. После мессы в присутствии короля Гойя принял поздравления. Впрочем, каждому свое», – и как в воду глядела. В мае 1801 года Гойя написал также портрет Годоя в вальяжной позе, на тот момент— сомнительного триумфатора «Апельсиновой войны».

  1. Рисунок акварелью собирателя открыток
  2. Галереи, серии картин, портретов
  3. СОВЕТСКИЕ ХУДОЖНИКИ часть третья
  4. Общееколичествопросмотровстраницы

Мытарева. В июле 1781 года Гойя наряду с Франсиско Байеу и Маэллой (англ. )русск. На одном изображена, например, женщина в маске, подающая руку уродливому жениху, кругом шумит толпа людей тоже в масках (надпись: «Они говорят «да» и отдают руку первому встречному»). Всего Хосефа родила пять (по разным данным и больше) детей из которых выжил лишь один мальчик по имени Хавьер— Франсиско Хавьер Педро (1784—1854)— который стал художником. Ему в это время— 27 лет, а Хосефе— 26. Но в картине очень много воздуха и света. Картины «Маха обнаженная» и «Маха одетая» составляют парный портрет.

Однако сеанс был сокращённым и как оказалось последним, вот таким образом Гойе пришлось дописывать портрет по памяти17. Из которых сохранились только семь и те испорчены реставрационными работами. Сюжеты этой серии, пронизанные ненавистью к ужасам войны и состраданием к невинным жертвам «наглой воли» Наполеона I22, отображены и в полотнах того периода у Гойи. В том же году он написал знаменитую панораму Мадрида при закате майского солнца в полотне «Луг у Сан-Исидро».

С удивительной силой обличения запечатлел художник надменность, физическое и духовное убожество королевской семьи в групповом портрете «Семья Карла IV»). Гойя исполнил ряд рисунков молодожёнов и подарил им свой дом на улице де лос Рейес. В сентябре 1799 года королева заказала Гойе портрет изображающий её в мантилье. Драгоценности выполнены в технике импасто и сверкают при пламени свечей. В августе он закончил «Последнее причастие св. Гойе удалось познакомиться с герцогиней.

Франсиско де Борха со своим семейством» и «Св. Картины с описанием будут представлены ниже. В 90-х годах Гойя исполняет ряд блестящих по технике и тонких по характеристике портретов, свидетельствующих о расцвете его живописного мастерства (портрет Ф. Байе). Здесь и инфанта Мария-Луиза с ребенком на руках, приветливая, славная, но не очень видная. Обширное помещение, напоминающее погреб, голые каменные стены со сводами. В 1775 году Гойе пришлось жениться на ней, когда она была на пятом месяце беременности.

  1. Франсиско Хосе Гойя, также Гойя-и-Лусьентес (1746-1828)
  2. Словари и энциклопедии на Академике
  3. Реставрация Испанских Бурбонов (1814—1819)
  4. «Чёрные картины», жизнь в Бордо и смерть (1820—1828)

Отдельно Гойя написал почти монохромно портреты членов Компании: Мигеля де Лардисабаля, Иньясио Омульриана и Хосе Муньярриса. С 1803 до 1808 года Гойя создавал почти исключительно только портреты: молодого графа де Фернана Нуньеса (сына близкого друга Карла III), маркиза де Сан Адриана (типичного испанского гранда и мачо, друга Кабарруса), маркизы де Вильяфранка (член семьи Альба), дамы Исабель де Лобо-и-Порсель и портрет дочери герцога Осуна. В том же 1803 году умер Сапатер, с которым Гойя не переписывался с 1799 года. Но уже в октябре Гойя написал в Сарагосе портрет своего друга Мартина Сапатера (исп. )русск., одинокого и богатого негоцианта, с которым Франсиско состоял в регулярной переписке с 1775 по 1801 год. В июне 1800 года Гойя купил за 234000 реалов дом на углу улиц Вальверде и Десэнганьо.

К июню 1801 года Гойя закончил знаменитый «Портрет семьи Карла IV» (где изобразил с психологической достоверностью всех членов семьи короля), портреты короля и королевы в полный рост и «Конный портрет Карла IV», менее удачный, нежели портрет Марии Луисы19. 268 347 см. Напряженной интеллектуальной жизнью дышит тонкое, нервное лицо доктора Пераля, величием, спокойствием и уверенностью веет от фигуры знаменитой трагической актрисы, носящей прозвище «Ла Тирана». Лишь 2 картины выделяются из этого ряда в изображении войны: «Литьё пуль» и «Изготовление пороха в горах Сьерра де Тардиента».

  • «Капричос», что переводится как причуды
  • Напишите отзыв о статье Гойя, Франсиско
  • Отрывок, характеризующий Гойя, Франсиско

Гойя стал внимательнее присматриваться к окружающим и внезапно осознал, что существующий традиционный уклад испанского общества грешит эфемерностью, а весь внешний лоск испанского двора (да и не только) скрывает свою уродливую сущность под маской добродетели. Франсиско, ухаживающий за умирающем», в последней Гойя впервые изобразил дьявола. Из-за войны с Францией Гойя получил заказ на портреты видных командиров испанской армии: Антонио Рикардоса (англ. )русск.

Описание картины 
Франциско де Гойя 
«Автопортрет»

В начале 1790-х годов тяжелая болезнь привела художника к глухоте. В мае 1801 года Гойя написал также портрет Годоя в вальяжной позе, на тот момент— сомнительного триумфатора «Апельсиновой войны». Музей Прадо (Мадрид)На картине изображён эпизод, случившийся утром 2 мая 1808 г., когда испанские патриоты напали на служивших в Императорской гвардии Наполеона мамлюков и драгунов, выводящих из королевского дворца самого младшего инфанта Франсиско де Паула. II. 2.

В 1808 г. «Маха обнажённая» была обнаружена Испанской инквизицией вместе с другими картинами «сомнительного содержания». В 1806 году произошёл арест бандита Марагато, вызвавший в народе резонанс. Гойе периодически продлевали отпуск во Франции.

Под ее одеждой скрыт нож. И тогда Гойя предложил дописать его. Но уже в октябре Гойя написал в Сарагосе портрет своего друга Мартина Сапатера (исп. )русск., одинокого и богатого негоцианта, с которым Франсиско состоял в регулярной переписке с 1775 по 1801 год. Его руки впились в нежное тельце и проткнули его до крови. «Игра в жмурки» (1791) безупречна по сочетанию белых, красных, желтых, темных пятен. Он пишет «Проповедь св. работает по украшению церкви св.

Мать— Грасиа Лусьентес— дочь бедного арагонского идальго. Между июлем 1766 года и апрелем 1771 года жизнь Франсиско в Риме остается загадкой. Им также заинтересовался сам Карл III, который сделал его придворным художником.

После назначения он написал ряд невыразительных портретов короля и его супруги14. Изначально художник хотел посвятить её колдовству и ведьминым шабашам, но в процессе работы Гойя отказался от этой задумки, придав своим работам сатирический и в значительной мере социальный характер, хоть и не без нотки мистики. Лишь 2 картины выделяются из этого ряда в изображении войны: «Литьё пуль» и «Изготовление пороха в горах Сьерра де Тардиента». Художник широко использует контрасты света и тени (темные силуэты старика и старухи ищущих тело сына среди белых фигур мертвецов, —лист «Хоронить и молчать»). Холст, масло. Его графика в виде 80-ти сатирических офортов была создана в 1799 году.

И все же судьба улыбается Мастеру в последний раз: он знакомится с Леокадией Вейс. Искусство неолита (6-2 тыс. Потрясает откровенностью характеристик портретируемых групповой портрет королевской семьи исполненный Гойей в 1800 г. Уродливые, тупые, без тени духовности на лицах, стоят неподвижно члены королевского семейства около Карла IV и Марии Луисы. Самого же Гойю в июле 1790 году отправляют в Валенсию «подышать морским воздухом». Ему предложено выполнить эскизы для плафона капеллы архитектора Вентуры Родригеса (исп. )русск. Рядом с ней ее муж, долговязый мужчина, наследный принц герцогского королевства Пармского.

Благодаря Мануэлю Байеу, Франсиско приглашается в картезианский монастырь Аула Деи, вблизи Сарагосы, где он в течение двух лет (1772—1774годах) создаёт 11 больших композиций на темы из жизни Св. В апреле Гойя написал портрет супруги Годоя, графиню де Чинчон, дочь дона Луиса. Картины, полные карнавального веселья («Игра в жмурки», «Карнавал» и пр. ), сменяются такими, как «Трибунал инквизиции», «Дом сумасшедших», предваряющими его бессмертные офорты «Каприччос». Гойя-и-Лусьентес (Fransisko Goya y Lucientes) Франсиско Хосе де испанский художник, гравер, рисовальщик. А уже через месяц она позировала и для конного портрета.

Само же название «Caprichos» переводится с испанского приблизительно как каприз, фантазия игра воображения. Его любили женщины и он имел постоянную любовницу. Это не исключало намеков самого конкретного значения.

В 1878 году, когда дом купил немецкий банкир Эмиль Эрлангер, картины перевели на холст. Видна лишь поднятая голова с тоской в глазах. В течение военных лет Гойя однако сумел создать ряд своих выдающихся жанровых картин: «Махи на балконе», «Девушки или Письмо», «Старухи или Que tal. », «Кузница» и «Ласарильо де Тормес». Гойя ненавидит слепки, он признается в этом намного позже. работает по украшению церкви св. Но настал день и Гойя затосковал.

27 июня единственная премия присвоена Паоло Борони (фр. )русск. В том же году он написал портреты актрисы «Ла Тираны» и поэта Леандро де Моратина. Отдельно Гойя написал почти монохромно портреты членов Компании: Мигеля де Лардисабаля, Иньясио Омульриана и Хосе Муньярриса. Девы Марии.

Для банка св. После 1794 Гойя создает ряд портретов с натуры. Из этой серии выделяются «Весна» (или «Цветочницы»), «Лето» (или «Жатва») и «Зима» (или «Снежная буря»). Это привело Гойю к плоскостности изображения и вертикальной композиции. Тогда он отправился в Италию и в 1771 г. получил вторую премию пармской Академии художеств.

Летом того же года он был в Париже, где создал «Корриду» и портреты своих друзей: Хоакина Феррера и его жены. Картина «Похороны сардинки», написанная между 1812 и 1819 годами, также наполнена политическим подтекстом. – Латинский мир. И, конечно же, он был совершенно прав, ведь речь шла об одном из наиболее загадочных и фантасмагорических произведений в истории искусства – «Los Caprichos» («Капричос»). Проносятся на шабаш ведьмы. В мае 1791 год он закончил эскиз к самому большому картону для шпалеры в кабинет короля в Эскориале, к «Деревенской свадьбе».

В августе он закончил «Последнее Причастие св. «В начале нового столетия Гойя пишет одетую и обнаженную "Маху". 1 июля 1772 года Гойя заканчивает роспись, его работа вызывает у капитула восхищение ещё на стадии представления эскиза.

Например, королеву Марию-Луизу Пармскую или герцогиню Альбу. Либеральные члены кортесов были брошены в тюрьму. Через пять месяцев родился мальчик, которого назвали Эусебио, он прожил недолго и вскоре умер.

В конце 1769 года Гойя отправляется в Италию – посещает Рим, Неаполь и Парму. и Гаспара Ховельяноса. по заказу герцога Осуна: «Прощание св. Чтобы этого не случилось, бог пожирал их.

Ф. Гойя ««Восстание на Пуэрто дель Соль 2 мая 1808 года» (ок. В начале 1828 года Гойя готовился к приезду своего сына с женой, направляющихся в Париж. Он удостаивается второй премии Пармской Академии художеств, получив 6 голосов.

Следующий король, Карл IV, оставляет Гойе его должность и даже прибавляет ему жалование. Пол. Эти сюжеты не вдохновляют Гойю. В 1815 году изобразил себя в «Погрудном портрете», где он не выглядит на свои почти уже 70 лет. В 1771 году художник получает вторую премию Академии в Парме за картину о Ганнибале. Дон Луис приглашает Гойю написать портрет его семьи.

19 февраля 1819 года Гойя приобрёл за 60000 реалов сельский дом под названием «Дом Глухого», располагавшийся за мостом, ведущем в Сеговию со стороны луга Сан-Исидро. По требованию короля картина была социально нейтральной в отличие от ранее написанного «Паяца». Но тем не менее совершенно ясна острота социальной сатиры идейной устремленности. Испанская аристократия была не прочь поиграть в игры с переодеваниями. Гойя остается совсем один. Живопись темная, оливково-серых и черных тонов, с пятнами белого, желтого, красного.

Тогда же он возвращается в Сарагосу и начинается его профессиональный творческий путь. В декабре того же года он закончил 7 панно для шпалер, ставшие последними его картонами. Это не мог пропустить Франсиско Хосе де Гойя. Анны он выполнил за короткий срок 3 полотна для алтарей монастыря Санта-Ана де Вальядолид (исп. )русск. С самого начала Гойя решил написать портрет-картину.

по заказу герцога Осуна: «Прощание св. По возвращении в Бордо Гойя взялся за новую для него технику литографии: «Портрет гравёра Голона» и 4 листа под названием «Бордосские быки». в несвойственной ему неоклассической манере (сюжеты смерти святых Иосифа, Бернарда и Лутгарды). В июне Гойя овдовел, скончалась Хосефа. В сентябре 1799 года королева заказала Гойе портрет изображающий её в мантилье. В том же году он написал знаменитую панораму Мадрида при закате майского солнца в полотне «Луг у Сан-Исидро».

Но Гойя сумел уловить самое существенное в образах, не потеряв сходства и коронованные заказчики были вполне удовлетворены. В это время Гойя присоединяет к своей фамилии дворянскую приставку «де». Для банка св. Гойе стали заказывать портреты дети его прежних покровителей: «Дон Франсиско де Борха Тельес Хирон», портрет 10-го герцога Осуна или её сестры герцогини Абрантес. Композиция напоминает «Жмурки» (1791), но это карикатура на них, это ирония над собственным ослеплением, «розовыми очками» молодости, скорбь над утраченными иллюзиями. Женщина в колпаке, сидящая на позорном помосте, выслушивает приговор («Этому праху. »).

Огромное значение имело творчество Гойи и для формирования европейского романтизма. В октябре 1784 года он получает от инфанта 30000 реалов за 2 картины: «Конный портрет доньи Вальябрига» и «Семейство дона Луиса». В 1783 и 1784 годах он бывает в Аренас-де-Сан-Педро, выполняя заказы и изображая младшего брата короля инфанта дона Луиса (англ. )русск., его молодой жены Марии Тересы Вальябрига и их архитектора Вентуры Родригеса.

Зато монументальный «Портрет герцога де Сан-Карлоса» использует все преимущества полихромии. По протекции Байеу Гойя выполнил для Королевской шпалерной мануфактуры в 1776-80 45 панно, которые служили образцами (картонами) для гобеленов и получил постоянную работу на фабрике. Слуга тащит мужчину на помочах, в детском платье («Старый избалованный ребенок»). К празднику св. Гойя любил писать по ночам, при тревожном колеблющемся пламени свечей. В ноябре того же года в апартаментах дворца Годоя замечена «Маха обнажённая». Развитие капитализма в Германии XVIII в. – причины экономической отсталостиX.

Это очень известные картины живописца. За эту работу Гойя получил 16 000 реалов из которых 6 800 вернул из уважения к герою картины приору и подарил ещё свою маленькую картину «Моление о чаше»21. В течение военных лет Гойя однако сумел создать ряд своих выдающихся жанровых картин: «Махи на балконе», «Девушки или Письмо», «Старухи или Que tal. », «Кузница» и «Ласарильо де Тормес». Картина «Похороны сардинки», написанная между 1812 и 1819 годами, также наполнена политическим подтекстом.

Художник по призванию, Гойя не удовлетворялся одной графической игрой линий, ему нужно было декоративное, живописное пятно и это как раз давала ему техника акватинты. Влияние Менгса, с одной стороны и работавшего при мадридском дворе в 1767—1770 гг. В 1816 году он создал новую серию офортов «Тавромахию». Но под впечатлением от происходящего в стране хаоса Гойя вновь взялся за резец и создал цикл офортов «Бедствия войны». В 1786 году Гойя назначается королевским художником, в это же время он пишет портрет своего шурина, что может свидетельствовать о примирении с ним после такого назначения9. Фантазия сонных грез приносит человеку непереносимые ужасы.

В результате Гойя приглашен расписать ораторий дворца Собрадиэль, ему также стал покровительствовать знатный арагонец Рамон Пиньятелли (исп. )русск., чей портрет он напишет в 1791 году. Они сидят, стоят, лежат, сжавшись в комок под нависшим каменным сводом. Через несколько месяцев после рождения Франсиско семья переехала в деревеньку Фуендетодос, находившуюся в 40км к югу от Сарагосы, где они и прожили до 1749 года (по другим сведениям— до 1760-го), покуда ремонтировался их городской дом. В портретах Каэтаны Альбы можно найти намёки на существование связи12.

Он считал, что художник сотрудничал с оккупантами и начал все хуже относиться к Гойе. После этого ни одна из серий Гойи не был выпущена в свет при жизни мастера. В 1795 году Гойя создал портрет герцога Альбы, а затем и его жены— в полный рост. В этом портрете Гойя изобразил герцогиню на фоне природы. Техника серии — не только офорт, но и акватинта.

У нее родилась дочь от Гойи, которую назвали Росарита. Близость с испанскими просветителями (Г. М. Ховельяносом-и-Рамиресом, М. Х. Кинтаной) обостряет неприязнь Гойя к феодально-клерикальной Испании. Франсиско Байеу был шурином Гойи.

Два года престарелый мастер прожил во Франции. Зато монументальный «Портрет герцога де Сан-Карлоса» использует все преимущества полихромии. В 1785 году Гойя знакомится с семьёй маркиза де Пеньяфель (исп. )русск., которые будут его постоянными заказчиками в течение 30 лет. Штрихи его иглы острые, царапающие. Вторжение французов в Испанию, борьба испанцев с лучшей тогда в мире армией, борьба, в которой маленький народ проявил большое мужество, —все эти события явились этапом не только в жизни страны, но и в творчестве самого Гойи. 19 февраля 1819 года Гойя приобрёл за 60 000 реалов сельский дом под названием «Дом глухого», располагавшийся за мостом, ведущем в Сеговию со стороны луга Сан-Исидро.

Этот дом старый 74-летний художник назвал «Дом глухого». Лошадь, отбивающаяся от стаи псов, — это Испания среди врагов. Лишь во время повторной реставрации 2008 г. картина была полностью восстановлена. В это же время Гойя начал серию из 87 офортов «Бедствия войны». А после того, как летом 1795 года она посетила его мастерскую, художник, который несколькими месяцами ранее был избран почетным директором Академии Сан Фернандо, потрясенно признался одному из друзей: «Теперь, наконец, я знаю, что значит жить. » Их бурный роман продолжался около семи лет. В 1826 г. он ненадолго приезжает в Мадрид, где его встречают, как патриарха: «Он слишком знаменит, чтобы ему вредить и слишком стар, чтобы его бояться».

Предельная выразительность композиции и колорита, строгий отбор деталей, высшая степень драматизма характерны для этого произведения Гойи (1814). Гойя исполнил ряд рисунков молодожёнов и подарил им свой дом на улице де лос Рейес. Свою жену Франсиско называет «Пепой»9. Сначала их показали в Париже, а затем подарили музею Прадо.

Холст, масло. Свадьба состоялась в Мадриде. Так он вызвал ненависть Жозефа. Дон Луис поручает художнику исполнить портреты членов своей семьи. К празднику св.

В 1815 году изобразил себя в «Погрудном портрете», где он не выглядит на свои почти уже 70 лет. Пока обратим взгляд на биографию Франсиско Гойя. Нет здесь и сарказма, которым часто отличались парадные портреты кисти Гойи. В 1806 году произошёл арест бандита Марагато, вызвавший в народе резонанс. Целый ряд листов посвящен современным нравам. Около 1769 Гойя отправился в Италию, в 1771 вернулся в Сарагосу, где писал фрески в духе итальянского барокко (росписи бокового нефа церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар, 1771–1772).

В этой стране Гойя провёл свои последние четыре года жизни. В начале 1799 года в Академии продемонстрирована, а затем установлена в ризнице Толедского собора «Взятие Христа под стражу», где отмечено абсолютное изображение ночного освещения13. 6 и 19 февраля 1799 года сообщили о выходе «Капричос» их можно было приобрести в парфюмерной лавке на улице Десэнганьо, 1. Девы Марии.

Картина «Зонтик» была написана среди серии жизнерадостных гобеленов. Весной того же года Франсиско отказался от должности директора отделения живописи в Академии Сан-Фернандо под предлогом плохого самочувствия. Летом того же года он был в Париже, где создал «Корриду» и портреты своих друзей: Хоакина Феррера и его жены.

Его хитростью завлекли во Францию. Портрет Мартина Сапатеры (1797). Лошадь, отбивающаяся от стаи псов – это Испания среди врагов. Байеу был тогда официальным придворным художником короля Карла IV и королевы Марии Луизы. на тему «Поклонение имени Бога».

Картины «Махи на балконе» (Метрополитен-музей, 1816 год) и портрет донны Исабель Порсель он написал под этим впечатлением и в память о герцогине Альбе. Свет падает в проемы между сводами и в окно с решеткой. Гойю разбил паралич, но точно диагностировать болезнь художника сейчас не удаётся. Дж. С начала 1780-х годов Гойя получил известность и как автор выполненных в тонкой цветовой гамме портретов, фигуры и предметы в которых как бы растворяются в тонкой дымке (Семья герцога Осуна, 1787, Прадо, Мадрид портрет маркизы А. Понтехос, около 1787, Национальная галерея искусства, Вашингтон). Гойя становится даже чрезмерным, когда изображает уродства, гримасы страшных чудовищ.

В 1827 году в Бордо Гойя написал портрет банкира Сантьяго Галоса, управляющего его финансами, а также портрет испанского торговца Хуана Баутисту Мугиро, родственника своей невестки. Дьявол в образе летучей мыши записывает в книгу постановления против общего блага. После этого к Гойе приходит слава портретиста среди приближенных короля. Художник широко использует контрасты света и тени. Произведения долгое время находились в будуаре герцогини Альбы. Членов королевской семьи он расставил не в ряд, а вперемежку. Этот дом был сплошным царством ужаса и мрака.

Самым известным произведением этого цикла является «Сон разума порождает чудовищ». Академия Сан Фернандо, Мадрид Гойя представляет народный карнавал демоническим праздником. Гойе были предъявлены обвинения в безнравственности, но художник избежал наказания, так как влияние инквизиции к началу XIX в. значительно ослабло. В настоящее время большинство искусствоведов склоняется к версии, что на картинах изображена Пепита Тудо, любовница Годоя испанского государственного деятеля, фаворита королевы Марии Луизы и друга короля Карла IV. Эта картина составляет пару с картиной «Маха одетая». запрашивает 25000 реалов за ту же работу8.

Гойе периодически продлевали отпуск во Франции., чей портрет он создал. 1797). В 1798 году Карл IV поручил Гойе расписать купол своей загородной церкви Сан Антонио де ла Флорида (исп. )русск. Он любил светский успех, его приглашали на все великосветские мероприятия. Сатурн узнал о том, что его свергнет один из сыновей.

Тематика гравюр необычна, зачастую понятна только самому художнику. По возвращении в Бордо Гойя взялся за новую для него технику литографии: «Портрет гравёра Голона» и 4 листа под названием «Бордосские быки». Но именно эта гравюра стала лейтмотивом всей серии. В том же году умирает его мать (отец скончался в 1781 году).

запрашивает 25 000 за ту же работу4. Маха из простонародья – женщина с чувством самоуважения, которая может постоять за себя. Бернардина Сиенского в присутствии Арагонского короля». 1808 год стал годом потрясений для всей Испании. Мытарева.

До сих пор продолжают ходить слухи об их бурном романе, продолжавшемся семь лет. В июле 1803 года Гойя предложил королю для его гравировальной мастерской медные доски «Капричос» и непроданные офорты. Выявление самой сути личности портретируемого характерно для всех портретов Гойи. Хотя Гойя оставался с ней в браке вплоть до её смерти в 1812году.

Гойя написал только один ее портрет. ИСКУССТВО МАГИИ И СИЛА ВЕРЫV. Тогда же Гойя приступил к серии офортов «Капричос». По требованию короля картина была социально нейтральной в отличие от ранее написанного «Паяца». В 1802 году появилась и «Маха одетая», на которой изображена всё та же модель и в той же позе, что и в «Махе обнажённой».

Также Гойя написал портреты графини Альтамиры, её дочери, её сыновей графа де Трастамаре и трёхлетнего Мануэля Осорио, кроме того создал «Портрет семейства герцога и герцогини Осуна» в реалистической манере. Его друзья также умерли или были изгнаны из Испании. С 1803 до 1808 года Гойя создавал почти исключительно только портреты: молодого графа де Фернана Нуньеса (сына близкого друга Карла III), маркиза де Сан Адриана (типичного испанского гранда и мачо, друга Кабарруса), маркизы де Вильяфранка (член семьи Альба), дамы Исабель де Лобо-и-Порсель и портрет дочери герцога Осуна. Это не помешало ему написать в 1812 году портрет Веллингтона. В начале 1828 года Гойя готовился к приезду своего сына с женой, направляющихся в Париж. Но 18 мая 1814 году Фердинанд VII отменил конституцию 1812 года, распустил Кортесы, подверг тюремному заключению ряд либеральных депутатов.

К июню 1801 года Гойя закончил знаменитый «Портрет семьи Карла IV» (где изобразил с психологической достоверностью всех членов семьи короля), портреты короля и королевы в полный рост и «Конный портрет Карла IV», менее удачный, нежели портрет Марии Луисы15. Всего Хосефа родила пять (по разным данным и больше) детей из которых выжил лишь один мальчик по имени Хавьер— Франсиско Хавьер Педро— который стал художником. Некоторые искусствоведы рассматривают это произведение как аллегорию.

Еще сложнее система мрачных гротескных образов в серии офортов Диспаратес (22 листа, 1820–1823). «Серия открывается автопортретом Гойи, в котором нет следа ухарства и горячности, свойственных художнику в молодости, – пишет К. В. В результате одного из столкновений ему приходится бежать в Мадрид в 1766 году. В 1788 году Гойя создал 2 картины для поминальной капеллы в Кафедральном соборе Валенсии (англ. )русск. По левую от нее руку, на самом переднем плане, поместил дородного дона Карлоса. Музей Прадо (Мадрид)Маха – испанская горожанка XVIII-XIX вв., один из излюбленных объектов изображения художника. Через несколько месяцев после рождения Франсиско семья переехала в деревеньку Фуендетодос, находившуюся в 40км к югу от Сарагосы, где они и прожили до 1749 года (по другим сведениям— до 1760-го), покуда ремонтировался их городской дом.

Если бы мы его не отпустили, то он сел бы на мула и пустился бы в путь один». В 1795 году Гойя создал портрет герцога Альбы, а затем и его жены— в полный рост. Из писем Гойи известно, что в начале 1793 года он был тяжело болен. К «черным картинам» мы еще вернемся. После мессы в присутствии короля Гойя принял поздравления.

Ныне оба портрета висят друг против друга в Лувре. Художник живет одиноко, замкнуто, в полутора часах езды от Мадрида, в доме, который получил у соседей название «дом глухого». Начался период реакции. В июне 1800 года Гойя купил за 234 000 реалов дом на углу улиц Вальверде и Десэнганьо. Ему в это время— 27 лет, а Хосефе— 26. Полицейские ведут проституток (Бедняжки). В центре он поставил королеву с детьми.

Гойе поручили увековечить это событие в «Филиппианском совете», где тот мастерски изобразил пространство и световые эффекты20.

Кроме того, чтобы загладить вину перед Карлом IV Гойя передал ему собрание репродукций своих работ, а также 80 тех самых подготовленных для «Капричос» типографских пластин и все непроданные их копии вместе с рукописными листами. Гойя по этому поводу создал 6 полотен. до н. э. )V. Два года спустя он получает вторую премию Пармской академии художеств за картину «Ганнибал с высоты Альп взирает на покоренные им земли Италии» (как это часто бывает в истории имя обладателя первой премии кануло в Лету).

Эта серия – вершина реалистической графики Гойи. Каждой из них он давал краткие сатирические и порой даже слишком грубые названия. В 1819 году художник покупает себе дом в пригороде Мадрида. Гойя написал только один её портрет.

Это 14 картин. В них он нанес удар академической школе. Для монархов же выход «Капричос» остался незамеченным.

Среди этих картин был автопортрет Байеу. С 1760 учился в Сарагосе у Х. Лусана-и-Мартинеса. Особенно его обвиняли в том, что образы махи чересчур чувственны.

В 1786 году, после серии работ, выполненных по заказу герцога Осуны, творчеством Гойи заинтересовался сам король Карл III. огромен. В 1775 году он женится на Хосефе Байе и уезжает в Мадрид. Восстание 2 мая 1808 г. послужило для него поводом к созданию картин «Восстание 2 мая» и «Расстрел со 2 на 3 мая 1808 г». В 1796 году умер престарелый муж герцогини и она уехала в свое поместье в Андалузию «оплакивать потерю».

Лист называется «Какая доблесть. ». Гойя был абсолютно одинок. В июле 1781 года Гойя наряду с Франсиско Байеу и Маэллой (англ. )русск. Франсиско де Борха со своим семейством» и «Св. Его болезнь прогрессировала и заставляла думать о смерти.

Здесь представлен портрет придворного живописца и шурина Гойи Франсиско Байе (1734–1795) незадолго до смерти. Это был алтарь для приходской церкви в Фуэндетодос. В возрасте 19 лет Гойя приехал в Мадрид и участвовал в конкурсе с надеждой быть принятым в Королевскую Академию изящных искусств Сан Фернандо. Родственники и друзья решали, что делать с незаконченными картинами художника. Глубоким историзмом, страстным протестом проникнуты большие картины Гойи, посвященные борьбе против французской интервенции («Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде», «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года»). В начале 1790-х годов тяжелая болезнь привела художника к глухоте. Гойю разбил паралич, но точно диагностировать болезнь художника сейчас не удаётся. А уже через месяц она позировала и для конного портрета.

Молодая женщина изображена лежащей в одной и той же позе дважды. Но другие его чувства значительно обострились. В ноябре того же года в апартаментах дворца Годоя замечена «Маха обнажённая».

Гойя вновь заболел и оказался в Кадисе, где возможно в это время создавал 3 больших полотна для оратория Санта-Куэва (исп. )русск., новаторские в изображении жизни Христа. Ведут хоровод безобразные старики и старухи.

С этого времени заказы на Гойю посыпались со всех сторон. Но продали всего 27 комплектов из-за вмешательства инквизиции. Сцены повседневной жизни и народных развлечений, для которых характерны насыщенность цветов и непринужденность композиции, проявили новые тенденции в творчестве художника. И хотя первоначально серию должна была открывать наиболее знаменитая гравюра из этой серии – «Сон разума рождает чудовищ», всё же высокопоставленные приятели Гойи отговорили его от этого, ведь сборник и так носил слишком провокационный характер. – Влияние на правоспособность. В Сарагосе юный Франсиско был отдан в мастерскую художника Лусана-и-Мартинеса.

Согласно статье русского искусствоведа Сомова А. И., в Италии художник «занимался не столько живописными работами и копированием итальянских мастеров, сколько наглядным изучением их средств и манеры»3. В начале 1799 года в Академии продемонстрирована, а затем установлена в ризнице Толедского собора «Взятие Христа под стражу», где отмечено абсолютное изображение ночного освещения17. Здесь он исполняет последние листы «Десастрес», а также серию, посвященную бою быков «Тауромахия» (около 40 листов). Постигшее его несчастье заставило по-новому посмотреть на многие события в стране.

С Гойи же сняли все подозрения в сотрудничестве с французскими захватчиками (он даже не получал жалованья во время оккупации) и позволили спокойно работать, хотя Фердинанд VII и относился к Гойе враждебно. Женщина в маске, подающая руку уродливому жениху, кругом шумит толпа людей тоже в масках (Она подает руку первому встречному). И автором его был знаменитый художник и гравёр Франсиско де Гойя Лусиентес.

Здесь он пишет свои последние прекрасные зрелые произведения, простые в своей правдивости, предвещающей расцвет европейского реалистического искусства: «Бордосская молочница», «Девушка с кувшином» — это образы юных, в изображении которых нет ни старческого творческого бессилия художника, ни пошлой сладости. Свободных и гордых горожанок любил изображать художник Франсиско Гойя. Ф. Гойя.

Начались годы странствий. Технология написания введения и первой главы работыIV. За эту работу Гойя получил 16000 реалов из которых 6 800 вернул из уважения к герою картины приору и подарил ещё свою маленькую картину «Моление о чаше»25.

В любом случае, неизлечимая глухота Гойи стала следствием перенесённого недуга. В мастерской юный Гойя занимался копированием Веласкеса, Рембрандта. Картины Гойя рисовал для себя. Сзади за королем брат короля инфант дон Антонио Паскуаль, до смешного похожий на него. В 1802 году появилась и «Маха одетая», на которой изображена всё та же модель и в той же позе, что и в «Махе обнажённой». Карла Гойя написал реалистичные портреты графа Альтамира и короля Карла III.

В 1797 году Гойя написал «Герцогиня Альба в мантилье», где изобразил её в наряде махи (чёрная мантилья и юбка) с надписью на песке «Solo Goya» (Только Гойя). В те годы Гойя не интересуется политикой и с радостью принимает официальные должности: его избирают членом Академии Сан Фернандо (Академии художеств), он становится главным художником шпалерной мануфактуры, затем получает звание придворного художника. В 1788 году Гойя создал 2 картины для поминальной капеллы в Кафедральном соборе Валенсии (англ. )русск. Ф. Гойя «Маха обнажённая» (ок.

В 1793 году Гойя стал делать первые наброски к серии, планируя озаглавить её «Сны разума» по названию одного из рисунков. В апреле Гойя написал портрет супруги Годоя, графиню де Чинчон, дочь дона Луиса. В 1780 Гойя был принят при дворе и написал портрет короля, картину в академическом стиле «Распятие» и стал членом Королевской Академии (с 1785 вице-директор, а с 1795— директор её живописного отделения), а в 1786 был назначен придворным живописцем после смерти Карла III стал придворным художником Карла IV и с 1799 его первым живописцем. Целый ряд листов посвящен современным нравам.

В 1798 году Карл IV поручил Гойе расписать купол своей загородной церкви Сан Антонио де ла Флорида (исп. )русск. «Капричос» – не были всего лишь набором графических изображений, объединённых одной темой, они стали настоящей симфонией испанского народного искусства, социально-политических карикатур Французской революции, средневековой демонологии и испанской сатирической традиции «золотого века». В 1812 году умирает жена художника, Хосефа. Сюжеты этой серии, пронизанные ненавистью к ужасам войны и состраданием к невинным жертвам «наглой воли» Наполеона I18, отображены и в полотнах того периода у Гойи.

В ней нет ни одной светлой картины, только мрак и трагедия. Молодая женщина, в ужасе прикрывающая лицо, вырывает зуб у повешенного (На охоте за зубами). Из этой серии выделяются «Весна» (или «Цветочницы»), «Лето» (или «Жатва») и «Зима» (или «Снежная буря»). В 1790-х – начале 1800-х годов исключительного расцвета достигло портретное творчество Гойи, в котором звучат тревожное чувство одиночества (портрет сеньоры Бермудес, Музей изобразительных искусств, Будапешт), мужественное противостояние и вызов окружающему (портрет Ф. Гиймарде, 1798, Лувр, Париж), аромат тайны и скрытой чувственности (Маха одетая и Маха обнаженная, обе – Прадо, Мадрид). Во второй половине 90-х годов Гойя исполняет ряд блестящих по технике и тонких по характеристике портретов, свидетельствующих о расцвете его живописного мастерства (портрет Ф. Байе). Также в 1794 году он написал портрет знакомой актрисы Марии Росарио дель Фернандес (исп. )русск., по прозвищу «Ла Тирана».

В 1780 Гойя был избран в мадридскую Академию художеств (с 1785 вице-директор, с 1795 – директор ее живописного отделения), в 1799 – первый художник короля. Ему предложено выполнить эскизы для плафона капеллы архитектора Вентуры Родригеса (исп. )русск. В столице свои работы Гойя отправляет на конкурсы, которые организует Академия искусств.

Позднее же в «Капричос» Гойя весьма едкими рисунками изобразил герцогиню. Стены своего жилища он расписывает изнутри мрачными фресками, так называемыми «Черными полотнами», представляющими, по сути, видения и галлюцинации одинокого, уставшего от жизни человека. Здесь, в «доме глухого», около 1820 г. он создает свою последнюю графическую серию, возможно, самое зрелое произведение его графического таланта, стилистически совпадающее с фресками его дома, — серию притч, снов под названием «Диспаратес» — «Необычайности» (излишества, безумства), 21 лист самых сложных художественно и технически, самых трудных для понимания, самых индивидуальных и странных гравюр. Но продали всего 27 комплектов из-за вмешательства инквизиции. В декабре того же года он закончил 7 панно для шпалер, ставшие последними его картинами. Действительно, эта живопись вызвала крайнее раздражение Сант-Оффицио (святой инквизиции).

По другим мнениям, Сатурн – это французская кровавая революция или даже Наполеон. У нее некрасивое лицо, но оно незаурядно, оно притягивает, запоминается.

В 1819 году он отходит от дел, уезжает из Мадрида и уединяется в своем загородном доме «Кинта дель Сордо», что означает «Дом Глухого». Сюжеты для конкурсных работ связаны с великодушием короля Альфонсо X Мудрого и подвигами национальных героев-воинов XVI века. Гойя много принимает заказов от представителей высших слоев общества Мадрида. Возлюбленная позволила Гойе сохранить их, но на одном написала: «Хранить такое – просто безумие. В июле 1803 года Гойя предложил королю для его гравировальной мастерской медные доски «Капричос» и непроданные офорты.

Жить ей осталось недолго. В 1785 году Гойя знакомится с семьёй маркиза де Пеньяфель (исп. )русск., которые будут его постоянными заказчиками в течение 30 лет. 97 х 190 см.

1814). Весной 1771 года он участвует в конкурсе Пармской академии на картину по античной теме, называя себя римлянином и учеником Байеу. Но под впечатлением от происходящего в стране хаоса Гойя вновь взялся за резец и создал цикл офортов «Бедствия войны». Гойе поручили увековечить это событие в «Филиппианском совете», где тот мастерски изобразил пространство и световые эффекты24.

Изображение двух загадочных мах у Франсиско Гойя – самые известные картины, не считая, конечно, «черных». Слуга тащит мужчину на помочах, в детском платье (Старый избалованный ребенок). Иосифа Каласанского» для церкви Эскуэлас Пиас в Мадриде. «Маха обнажённая» – одно из ранних произведений западного искусства изображающих полностью обнажённую женщину без мифологических или отрицательных значений. У этой картины трагическая судьба.

за «тонкий изящный колорит», тогда как Гойю упрекают за «резкие тона», зато признаётся «грандиозный характер выписанной им фигуры Ганнибала»8. Его отец был андалузским позолотчиком алтарей, а мать —дочерью бедного идальго из тех, кто, как писал Сервантес, «имеет родовое копье, древний щит, тощую клячу и борзую собаку». Франциска Великого в Мадриде. Возможно, она символизирует Испанию, пожирающую своих детей. Грузовик с этой картиной Гойи попал в аварию, полотно было сильно повреждено. Каждый безумствует по-своему.

Гойя принимает участие в защите своего родного города Сарагосы. В результате Гойя приглашен расписать ораторий дворца Собрадиэль, ему также стал покровительствовать знатный арагонец Рамон Пиньятелли (исп. )русск., чей портрет он напишет в 1791 году. Хотя Гойя оставался с ней в браке вплоть до её смерти в 1812 году. Гойя по этому поводу создал 6 полотен.

Ожидаемой премии картины Франсиско Гойя не получают., чей портрет он создал. Франсиско, ухаживающий за умирающим», в последней Гойя впервые изобразил дьявола. Согласно статье русского искусствоведа А. И. Сомова, в Италии художник «занимался не столько живописными работами и копированием итальянских мастеров, сколько наглядным изучением их средств и манеры»7. С Гойи же сняли все подозрения в сотрудничестве с французскими захватчиками (он даже не получал жалованья во время оккупации) и позволили спокойно работать, хотя Фердинанд VII и относился к Гойе враждебно. Гойя раскрывает реальный мир во всем его бесконечном многообразии.

В ней нет аллегоричности, все предельно понятно, лапидарно, в высшей степени выразительно. Трудные для него годы, совпавшие с периодом жестокой реакции, он провел в своем загородном доме («Дом глухого»), стены которого расписал маслом. В Сарагосе юный Франсиско был отдан в мастерскую художника Лусана-и-Мартинеса.

6 и 19 февраля 1799года сообщили о выходе «Капричос» их можно было приобрести в парфюмерной лавке на улице Десэнганьо, 1. Как сильно «Зонтик» отличается от более позднего Франсиско де Гойя, картины которого созданы под влиянием герцогини Альбы. И вот болезнь приковала Байеу к смертному одру.

Темы он брал как мифологические, так и религиозные. Ныне оба портрета висят друг против друга в Лувре. Умерла его жена. Гойе стали заказывать портреты дети его прежних покровителей: «Дон Франсиско де Борха Тельес Хирон», портрет 10-го герцога Осуна или её сестры герцогини Абрантес. Дьявол в образе летучей мыши записывает в книгу постановления «против общего блага».

Свадьба состоялась в Мадриде. Совы, летучие мыши, страшные чудовища окружают заснувшего человека: «Сон рассудка производит чудовищ». Опасаясь преследований со стороны нового правительства Испании, в 1824 году Гойя вместе с Леокадией и маленькой Росаритой выехал во Францию, где теперь царствовал Людовик XVIII (а с 16 сентября 1824 года— Карл Х). Серия завершается образами беспредельного пессимизма. Гойя ненавидит слепки, он признается в этом намного позже.

Карла Гойя написал реалистичные портреты графа Альтамира и короля Карла III. Вспыхивает бурный роман, в результате которого Леокадия разводится со своим мужем. После беспорядков в стране появится сатирическая серия «Капричос».

После назначения он написал ряд невыразительных портретов короля и его супруги10. Под давлением инквизиции художник был вынужден изменить первоначальный вариант картины и заменить надпись на хоругви mortus (умер) на гримасу маски. Его офорты, обличающие обычаи и зло того времени, оказали влияние на французского художника Оноре Домье. Сияющие яркие цвета в живописи и драматические эффекты светотени в графике повлияли на развитие импрессионизма во Франции, в особенности на Клода Моне и Огюста Ренуара. Ночные кошмары росписей Гойи в «Доме глухого» и полные ужасов офорты «Диспаратес» оказали воздействие на немецких экспрессионистов. В октябре 1784 года он получает от инфанта 30 000 реалов за 2 картины: «Конный портрет доньи Вальябрига» и «Семейство дона Луиса». Из которых сохранились только семь и те испорчены реставрационными работами.

По возвращении в Бордо Гойя создал последние свои шедевры: портрет бывшего алькальда Мадрида Пио де Молина и эскиз «Молочница из Бордо». С 1808 по 1820 г. он работает над своей второй графической серией «Десастрес делла герра» («Ужасы войны»), состоящей из 85 листов офортов и листов смешанной техники (офорт с акватинтой). В ней нет аллегоричности, все предельно понятно и в высшей степени выразительно. Легенда о любви художника и аристократки осталась и не опровергнутой и не подтвержденной. – Народные правовоззрения нового времени. Картина представляет собой внутренность сумасшедшего дома.

Но и в самых мрачных видениях Гойи жестокая тьма не может подавить присущее художнику ощущение вечного движения, вечного обновления жизни, ставшее лейтмотивом в картине Похороны сардинки (около 1814, Прадо, Мадрид), в серии офортов Тавромахия (1815). Уродство ее моральных, духовных и политических основ Гойя раскрывает в гротескно-трагической форме, питающейся фольклорными истоками, в большой серии офортов Капричос (80 листов с комментариями художника, 1797–1798) смелая новизна художественного языка, острая выразительность линий и штрихов, контрастов света и тени, соединение гротеска и реальности, аллегории и фантастики, социальной сатиры и трезвого анализа реальности открывали новые пути развития европейской гравюры. Как только Гойе стали доступны встречи с придворными аристократками, Хосефа была тут же им практически забыта. Из-за отсутствия королевских и частных заказов, почти прекратившейся переписки с Сапатером судьба Гойи в 1792 году остаётся малоизвестной11.

В 1797-1798 годах Гойе продолжали поступать заказы на портреты: Бернардо де Ириарте (исп. )русск. Всего Хосефа родила пять (по разным данным и больше) детей из которых выжил лишь один мальчик по имени Хавьер— Франсиско Хавьер Педро (1784—1854)— который стал художником. Общеевропейскую известность испанское искусство после «золотого века» вновь обрело лишь с появлением Франсиско Гойи. Художник чуть не умер и остался полуглухим на всю жизнь.

Между июлем 1766 года и апрелем 1771 года жизнь Франсиско в Риме остается загадкой. В 1801—1803 годах Франсиско написал 4 тондо и для собственного дома. По возвращении в Бордо Гойя создал последние свои шедевры: портрет бывшего алькальда Мадрида Пио де Молина и эскиз «Молочница из Бордо». В 1814 г. Фердинанд VII вернулся в Испанию. Тем более, что новичок Гойя согласен на сумму 15 000 реалов, в то время как более опытный Антонио Гонсалес Веласкес (исп. )русск.

В мае 1791года он закончил эскиз к самому большому картону для шпалеры в кабинет короля в Эскориале, к «Деревенской свадьбе». В 1783 и 1784годах он бывает в Аренас-де-Сан-Педро, выполняя заказы и изображая младшего брата короля инфанта дона Луиса (англ. )русск., его молодой жены Марии Тересы Вальябрига и их архитектора Вентуры Родригеса. В это же время он расписал стены своего дома изображениями кошмаров, писал портреты своего внука Мариано и начал последнюю, самую горькую серию офортов «Диспаратес». В том же 1803 году умер Сапатер, с которым Гойя не переписывался с 1799 года.

В том же году он написал портреты актрисы «Ла Тираны» и поэта Леандро де Моратина. Молодая женщина, в ужасе прикрывающая лицо, вырывает зуб у повешенного («На охоте за зубами»).