Бартоломео Мурильо

Бартоломе Эстебен Мурильо родился в Севилье в семье цирюльника четырнадцатым ребенком. Бартоломе Эстебан Мурильо (исп. Bartolom Esteban Murillo род. Бартоломе Эстебан Мурильо (исп.

Мурильо Бартоломе ЭстебанПерес (Bartolome Esteban Murillo) (род. Своей работой Бартоломео Эстебан Мурильо делает огромный шаг к реализму XIX века, так как картина «Маленький нищий», бесспорно, не может иначе трактоваться как выражение вполне очевидных реалистичных тенденций. Бартоломе Эстебан Мурильо (исп. Неизвестно, рисовал кто-то портрет Бартоломе Эстебана Мурильо.

Мурильо БАРТОЛОМЕО ЭСТЕБАН (Bartolomе Esteban Murillo род. Вероятно, не будет преувеличением сказать, что организовать тур в Испанию стоило бы лишь из-за одной возможности непосредственного соприкосновения с картинами художника Бартоломе Эстебана Мурильо. И имя Бартоломе Эстебана Мурильо (Bartolom Esteban Murillo) – лишь одно из них, далеко не последнее по важности.

До сих пор имя Бартоломе Мурильо остается для испанцев напоминанием о подлинном величии живописи XVII века.

Именно Дева Мария была покровительницей Севильи, а также всех городов и сел Андалузии. Эрмитаже, в котором вообще имеется 20 картин этого знаменитого испанского художника. После смерти жены 1 января 1664 года Мурильо два года работал довольно медленно.

Мурильо прожил всю жизнь в Севилье. Судьба определила ему стать последним представителем Золотого векаиспанской живописи. Решение оказалось верным, поскольку по завершении заказа к нему пришла слава. Семейство со св. Она приходит ему на помощь и принимает его просьбу. Фигура очерчена мягкими плавными линиями.

  1. Бартоломе Эстебан Мурильо: жизнь и творчество художника
  2. Бартоломе Эстебан Мурильо: картины и биография
  3. «Барселона» — «Валенсия»: Черышев начнёт матч с первых минут
  4. Бартоломео Эстебан Мурильо (1617-1682)
  5. Картины — Мурильо, Бартоломе Эстебан Перес

За этот заказ оскорбленный недоверием художник получил двойную плату. Апокрифы — это легенды, не допущенные официальное церковью в тексты четырех существовавших канонических евангелий: сказания об играх маленького Христа с его братьями (сыновьями Иосифа) о финиковой пальме, выросшей по мольбе Мадонны во время её пути в Египет о нападении на святое семейство зверей и разбойников (дракона, волков, льва и леопарда) о воспитании мальчика Иисуса Иосифом о детстве Марии и многие другие. Бартоломе Мурильо был скорее лирическим художником. Что касается «Продавщицы фруктов», то ее традиционно относят к началу 1670-х годов. Он едва не потерял один из заказов – «Непорочное зачатие», часть алтарной росписи для францисканского монастыря.

И возникает эффект присутствия многих лиц в одном. Антонием часто изображают коленопреклоненного осла. На св. Испытывает большое влияние Франсиско де Сурбарана и Хусепе де Риберы.

Но сестры, не желая, чтобы плоды их рук служили «нуждам» богини любви, отказались продать горшки жрецам. К числу первых картин молодого Мурильо этого типа принадлежит еще несколько тяжеловатая и многословная Мадонна, передающая четки Святому Доминику (1642, Севилья, Архиепископский дворец). Они едят, болтают играют в кости их радости просты, огорчения мимолетны. Диего» или так называемая «Кухня ангелов» (в Луврском музее в Париже), «Кончина св. Его лучшими картинами этого жанра признаны знаменитые «Игра в кости», «За едой паштета», «Маленькие торговки», «Мальчик с собакой» и др.

Об особом отношении мастера к образу Девы Марии говорит и то, что он не только писал «традиционных» Мадонн, но и «иллюстрировал» различные этапы ее жизни. Леандр» и «Св. Здесь свободнее и независимее развивалась художественная мысль, а мастера ее были теснее связаны с народом.

Если исходить из возраста вступления в брак самого Мурильо (то есть из семейной традиции), отцу в это время могло быть около шестидесяти лет, а в момент рождения Эстебана – около пятидесяти иными словами, будущий художник был поздним ребенком, четырнадцатым у родителей, а значит, существом легко возбудимым до болезненности и, очевидно, как это бывает часто в таких случаях игрушкой-баловнем всей семьи. А «Мадонна дель Росарио», где показано бого явление Доменику, включает в композицию фигуру лежащей собаки, что оказывается расшифровкой названия ордена (собаки господа). В 1674г. Заметно смятение чувств и двух кабальеро. Мурильо стал членом братства, написал в 1674—1680 годах серию картин для госпиталя Милосердия (Ла Каридад) в Севилье.

  1. Бартоломе Эстебан Мурильо (1617 — 1682)
  2. Испанская живопись с по век – Бартоломе Эстебан Мурильо
  3. Золотой век испанской живописи: Бартоломе Эстебан Мурильо
  4. Музеи ЕвропыО художниках и картинах
  5. Бартоломео Эстебан Мурильо (1618 – 1682)
  6. Эстебан Бартоломео Мурильо Мадонны
  7. Мурильо, Бартоломе Эстебан: биография
  8. Бартоломео Эстебан Мурильо Маленький нищий

Восседающие на облаках небожители окружены сияющим потоком парящих ангелочков. Исидор» (оба в ризнице этого собора) и две главные в ряду произведений средней поры его деятельности, «Рождество Богородицы» (1655 в Луврском музее) и «Видение св. Мурильо написал больше 20 картин для капуцинского монастыря Севильи из них 17, в том числе особенно замечательные: «Пречистая Дева во славе», «Св.

Только по настоянию Мурильо они разрешили «для пробы» повесить картину на место и. были поражены необычайной красотой как центральной фигуры, так и всех ее деталей.

  • Перейти к полному тексту работы
  • Смотреть полный текст работы бесплатно
  • ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • Мурильо – мастер религиозной и жанровой живописи
  • Словари и энциклопедии на Академике

Одно из первых «Непорочных зачатий» было заказано архиепископом Севильи и этот факт говорит о возросшей репутации Мурильо: ему стали верить без боязни, что он ошибется. Столь лестному для художника мнению послужил отчасти и такой случай. als Maler Kirchlicher Visionen» в «Deutsche Revue», 1909 г., I C. G. В произведениях этого рода (о некоторых из их числа было упомянуто выше) Мадонна является в виде отроковицы или юной девы, стоящей или парящей в воздухе, среди облаков и окруженной сонмом ликующих малюток, ангелов, нередко с лунным серпом или земным шаром под ногами, с неподражаемо переданным в позе и лице выражением девственной чистоты, кротости, молитвенного умиления и неземного блаженства. Особенное внимание следует уделить ангелам. Его творчество стало блистательным завершением «золотого века» испанской живописи, представителями которого были Хусепе Рибера, Франсиско Сурбаран, Диего Веласкес. В 1665 г. Мурильо был занят работами для севильской церкви C. -Мариа-ла-Бланка из которых важнейшими могут считаться четыре полукруглые картины: «Торжествующая Церковь» (принадлежала лет 30 тому назад Пурталесу, в Париже), «Непорочное зачатие» (в Луврском музее), «Основание базилики C. -Мариа-Маджоре, в Риме» (в Мадридской акад.

Из привозимого сырья искуснейшие ремесленники Севильи (точнее её предместий Триане и Макарене), создавали великолепные сосуды, золототканые парчовые алтарные покровы, одежды для духовенства, производили и расписывали массивные и тяжелые церковные свечи. Самая крупная коллекция произведений мастера хранится вМузее Прадо (Мадрид), среди которых «Поклонение пастухов», «Мученичество св. Возможности получить качественное образование в столь стесненных условиях было немного. Строгая и скорбная складка возле рта. 1670 гг.

На них, как на троне, сидит мадонна, а у ее ног стоят Франциск и Доменик, основатели знаменитых нищенствующих орденов. По содержанию, как уже указывалось выше, они мало разнятся друг от друга: красивая девушка в белом одеянии и синем плаще, сложив молитвенно руки (или скрестив их на груди), стоит на облаках на земном шаре (или лунном серпе). В ней правдиво изображена сидящая фигура уличного мальчишки. музеев «Младенец Иоанн-Креститель с ягненком», в Лонд.

Кончено. Вскоре он отпустил на волю раба, выросшего в его доме. Одна из удивительных и прекрасных его работ находится в Музее Прадо (Мадрид) – «Непорочное зачатие. Bielefeld – Leipzig, 1904 H. v. C. Williamson «M», London, 1903 г. A. У ног ее, под пятой извивается змий — символ попранного греха, вокруг Девы порхают ангелы, сверху на нее льется небесный свет, глаза ее в блаженном упоении подняты к небу (или с безграничной жалостью смотрят вниз на смертных).

Однако сегодня более привлекают жанровые сценки и портреты Мурильо. Фигура Иакова в бледной одежде малозаметна. М. Tubino «Murillo», Sevilla, 1864 г. Luis Alfonso «Murillo el hombre, el artista у las obras», Barcelona, 1886 г. С. Justi «Murillo», Leipzig, 1904 г. A. Франциск в экстазе», красуются теперь в музее этого города. «Жажда» («La Sed» Моисей источает воду из скалы), «Умножение хлебов и рыбы» и «Св. Эстебан Мурильо был необычайно популярный в ХIХ веке.

  1. Общееколичествопросмотровстраницы

В 1675—76 гг. Дело заключается в самом раскрытии затронутой темы. За неимением лучших предложений францисканцы приняли их. Но значение этого образа, связанного с испанским культом Девы Марии, был гораздо шире: по королевскому указу начала века образ Непорочного зачатия провозглашался защитой Испании.

Knackfusz «M» в серии «монографий Кнакфуса». Антония Падуанского» (1656 в севильском соборе). Клары» (Дрезденская галерея), «Чума» (у герц. относятся работы для августинского монастыря и для госпиталя братства «Venerables Sacerdotes» послед ним произведением мастера является алтарь в монастырской церкви капуцинов Кадиса, во время писания которого Мурильо упал с лесов и получил тяжкие по вреждения умер мастер вскоре после этого в Севилье, в 5 ч. вечера 3 апреля 1682 г. (жена его умерла до него) похоронен Мурильо в капелле церкви S. Cruz, в то вре мя украшенной любимой его картиной Педро Кампаньи «Снятие со Креста» (ныне в соборе). Картина «Маленький нищий» (Вшивый нищий) относится к ранним работам мастера.

Бартоломе Эстебан 
Мурильо: жизнь и 
творчество художника

«Кухня ангелов» (в Луврском музее, в Париже), «Кончина св. В 1665 г. Мурильо был занят работами для севильской церкви C. -Мариа-ла-Бланка из которых важнейшими могут считаться четыре полукруглые картины: «Торжествующая Церковь» (принадлежала лет 30 тому назад Пурталесу, в Париже), «Непорочное зачатие» (в Луврском музее), «Основание базилики C. -Мариа-Маджоре, в Риме» (в Мадридской акад. Скорее всего, он жертвовал деньги. После смерти он оставил очень скромное состояние, но много учеников и последователей. Самым крупным художником второй половины XVII столетия был младший современник Веласкеса – Бартоломео Эстебан Мурильо (1618-1682), один из основателей, а затем президент Севильской Академии художеств. Молодой Веласкес написал картину «Непорочное зачатие» (Лондон, Национальная галерея), показав на ней юную, вполне земную девочку с немного скуластым личиком, смущенно опустившую глаза.

музеев «Младенец Иоанн-Креститель с ягненком», в Лонд. Выполнение этого заказа стало своего рода отчётом о годах ученичества. В торжественном пространстве храма с идущими между колоннами лучами солнца высится строгая, полная достоинства и сострадания фигура святого, его окружают нищие и калеки. Картина «Освобождение апостола Петра из темницы» (Санкт-Петербург, Эрмитаж), написанная для Каридад, отличается необычайной трактовкой светотеневого решения.

В произведениях этого рода (о некоторых из их числа было упомянуто выше) Мадонна является в виде отроковицы или юной девы, стоящей или парящей в воздухе, среди облаков и окруженной сонмом ликующих малюток, ангелов, нередко с лунным серпом или земным шаром под ногами, с неподражаемо переданным в позе и лице выражением девственной чистоты, кротости, молитвенного умиления и неземного блаженства. национ. В 1668 он пишет картину «Непорочное зачатие» для собора и серию полуфигур «Святых» для сакристии. Их фигуры написаны ещё довольно жестко, а их размещение не слишком удачно: они поставлены «лесенкой» — один над другим. Существует и гораздо более убедительная версия об этом этапе в жизни Мурильо.

В течение двух лет после ее смерти Мурильо почти не писал. До 1663г. гал. ), в этом жанре художник был талантливым последователем Ван Дейка, у которого он перенял утонченную элегантность, хотя и более мрачную, более «испанскую», созданную строгим колоритом, в котором черные и белые резко контрастные тона оттеняют друг друга хрупкими карнациями. Отец – цирюльник, что при жизни так и не смог приобрести собственный дом. Поэтическому настроению его картин способствует мягкая цветовая гамма, красота форм и композиционных решений. Выполнение этого заказа стало своего рода отчетом о годах ученичества.

Многие персонажи правдивы, но иногда приукрашены. Иконография Марии у Мурильо отличается одной характерной особенностью. Вероятно, картины «Спящий Младенец Христос с ангелами» и «Младенец Христос и маленький Иоанн Креститель с ягненком», ок.

Необычайно виртуозно передано плавное движение ввысь. Желание совершенствоваться привело его в скором времени в Мадрид, где Веласкес предоставил ему колоссальную возможность изучать и копировать в королевских дворцах произведения Тициана, Рубенса, ван Дейка и Риберы, а также оказывая своей техникой и мастерством влияние на юного художника. Изображение Богоматери составляют значительную группу произведений Мурильо. Великий мастер занимался также пейзажной и ландшафтной живописью.

Это кажется вероятным, так как в торговой Севилье многие художники работали для верфи. Композиции произведений Мурильо, написанных по заказу Католической церкви отличаются сочетанием спокойной торжественности религиозного полотна с жанровыми мотивами, вносящими в него теплоту и задушевность простой человеческой жизни. Золотистый мягкий свет заполняет все пространство. Листья на ветвях могучих старых деревьев чуть тронуты кое-где розовым, кое-где красным завивающимися мазками, что создает ложно впечатление цветов. Здесь Мурильо великолепно передал сказочность и богатство сновидения.

Из произведений Мурильо, не упомянутых в предыдущих строках, особенно замечательны: «Ревекка и Елеазар» и «Воспитание Богородицы», в мадридск. Антония», в берлинском музее «Отдых св. Вершиной этих изображений признаны феерические видения Мурильо.

При этом, все изображения Богоматери, принадлежащие его кисти имеют общие черты: какую-то неуловимую схожесть в разрезе глаз, очертаниях носа и лба (есть и другие, еще более неуловимые черты сходства. Таким образом, Севилья была городом контрастов — роскоши и нищеты, богатства и убожества. Но, следует отметить, что в поздних жанровых работах Мурильо гораздо меньше той «беспричинной жизнерадостности», которая характеризует его ранние картины (исключение составляет лишь картина «Маленький нищий» 1650 года). По содержанию, как уже указывалось выше, они мало разнятся друг от друга: красивая девушка в белом одеянии и синем плаще, сложив молитвенно руки (или скрестив их на груди), стоит на облаках на земном шаре (или лунном серпе).

Маньяра сидит за столом, указывая на распятие немного театральным жестом руки. Его Мадонны («Благовещение», «Мадонна в облаках», «Мадонна с четками», «Воспитание Марии» и другие картины) — это прекрасные испанки с прелестным, нежным лицом и жгучими испанскими глазами. Семья, в которой родился Эстебан Бартоломе, проживала в арендованном монастырском доме. Очевидно, его мысли занимали вопросы бренности земного существования и бесполезности земного богатства.

Она является своеобразным подведением итогов жизни, таким же программным произведением, как «Менины» Веласкеса или «Автопортрет» Пуссена. Картина «Мальчик с собакой» написана в середине 50-х годов. Лицо девочки сильно напоминает лицо Марии из «Непорочного зачатия», созданного художником для монастыря капуцинов и хранящееся в Севилье.

Но, 1 января 1664 года, после трудных родов, скончалась жена художника. Типична для Вальдеса Леаля и работа «Портрет Маньяры». На Мурильо со всех сторон посыпались заказы. Поццо-ди-Борго, в Париже) и «Св.

Об этом заботилось не только духовенство, но и знать: большие средства жертвовали на такие события герцоги Медина Сидония, Суньига, Алькала и многие другие, стремившиеся подчеркнуть своё богатство и влияние. Мы видим мальчика идущего по улице. Реалистично изображены его загорелые руки, грязная рубашка, худые колени, грязные ноги.

Нежные хрупкие ангелы облачены в бледно-желтые, розовые и голубые одежды. Все это косвенно коснулось творчества Мурильо. Младенец держит в руке маленькую птичку. В обоих полотнах библейский сюжет как бы отодвинут на задний план. Франциск в экстазе», красуются теперь в музее этого города.

Никто не понимал, как мог этот «мазилка», еще абсолютно неизвестный три года назад, так быстро усвоить столь мощную и благородную манеру письма. Именно эти стороны искусства Мурильо вызывали восхищение последующих поколений. Например, знаменитая картина «Мадонна-цыганка». В 1665 г. Мурильо был принят в Братство Милосердия.

Клары» (Дрезденская галерея) и др. Творчество). Блестяшим примером может послужить первое известное «Святое семейство».

Влияние этих двух мастеров очевидно в ранних произведениях Мурильо. Они святые – но от мира сего, например, «Мадонна с четками», несомненно, принадлежит к высшему обществу Севильи, как и ее прелестный младенец. Только в Музее Прадо находится еще две версии.

Относительно личности монаха давно ведутся искусствоведческие споры. Бартоломе Эстебан Мурильо – последний в блестящей плеяде испанских живописцев-реалистовXVIIстолетия. Монах, парящий в золотом ореоле, является смысловым центром всей композиции.

Самые знаменитые мадонны Мурильо: «Мадонна с младенцем» (Флоренция, Уффици), «Мадонна с четками» (Мадрид, Прадо), «Мадонна с младенцем» имеющая второе название — «Мадонна с салфеткой» (Севилья, Музей изящных искусств) и «Мадонна с младенцем» известная также под названием «Цыганская мадонна» (Рим, галерея Корсини). Этот факт считается достоверным, поскольку сохранилась доверенность от 30 апреля 1658 года, где он наделил своих родственников правом «требовать, получать и конфисковывать деньги у его должников в Севилье. Религиозная картина была написана по заказу францисканского монастыря. О жизни будущего художника сохранилось мало достоверных сведений. Лауретий, подобострастно согнувшись, вступает в беседу с Франциском. Елизаветой и Иоанном Крестителем» (в Луврском музее). L. Mayer «Murillo» в серии «Klassiker der Kunst», Stuttgart, 1913 г. P.

Сам художник был счастлив в браке, эта тема была ему близка. Последнее поколение испанских живописцев «золотого века». Но трагические нотки, появившиеся в его творчестве после смерти жены, снова и снова «звучат» на полотнах.

Андрея», «Добрый пастух Христос», «Святое семейство», «Мадонна с четками». Вероятно, этот же мальчик послужил живописцу моделью и для произведения «Мальчик в окне» (Лондон, Национальная галерея), в которой также он прорабатывал свой отличительный колорит, продолжая экспериментировать с светом и цветом. Значительную группу среди них составляют изображения особого, созданного им типа, посвященные прославлению Богоматери и известные под названием «LImmaculata Concepcion», «LA s uncion» и «La Purisima». Типологически, большинство работ восходит к «Едокам дыни и винограда» (ок. 1650 г. ). Замечательно, что и Мурильо уже в начале творческой карьеры формулирует эту проблему как чисто техническую, очень далеко отстоящей от мистической спиритуализации. Важной особенностью раннего Мурильо оказывается намечающаяся у него многоплановость, которой придается весьма характерный акцент.

1655, Лондон, Нац. В 1670-е годы образ Девы Марии в творчестве Мурильо утратил теплоту, становясь «обобщенно-теологическим». Поццо-ди-Борго, в Париже) и «Св.

Исидор» (оба в ризнице этого собора) и две главные в ряду произведений средней поры его деятельности, «Рождество Богородицы» (1655 Лувр) и «Видение св. Годы 1642—1645 остаются наиболее таинственными в жизни Мурильо. Картина «Иосиф, ведущий младенца Христа» (Санкт-Петербург, Эрмитаж), написанная в 1670 году, трактована как жанровая сценка.

Родители умерли в 1628 году и парень – сирота 10 лет остался на попечении младшей сестры матери (родной тети) и ее мужа, хирурга. Тоска же Его и душевные мучения были так велики и молитва – так усердна, что с лица Его падали на землю капли кровавого пота. Этот момент Страстей (страданий) Христовых и запечатлел Мурильо на своей картине. Окончив молитву, Спаситель встал, подошел к спящим ученикам и сказал: «Вы все еще спите. Приблизительно к тому же времени относится «Непорочное Зачатие», принадлежащее тому же музею и представляющее едва ли не самое мастерское изображение сюжета, многократно трактованного художником. Антония», в Имп. Мурильо написал больше 20 картин для капуцинского монастыря Севильи из них 17, в том числе особенно замечательные: «Пречистая Дева во славе», «Св.

ряд своих шедевров из которых некоторые остались на местах, другие украшают Эрмитаж, Прадо и лондонский Stafford House столь же значительна была и следующая работа мастера – для мона стыря капуцинов на окраине города (ныне почти все картины в Севильском музее, главная же картина – в Кельнском музее) к концу 1670-х гг. В его картинах юная прекрасная Мария, стоящая на полумесяце или земной сфере, легко возносится на небо в окружении гирлянд парящих, тающих в туманном золотистом свете миловидных ангелочков. Наилучшим образом Мурильо представлен – кроме Севильи – в Прадо, в Эрмитаже и в Лувре. Они вступают гарантом отношений семьи с внешним миром.

Они погружены в тень (своими прихотливыми очертаниями она напоминает тень от дерева), постепенно светлеющую к правому краю картины. Художника влекло к изображению простой, обыденной жизни народа. До 1633 года творческая эволюция мастера представляла собой динамичное движение вперёд. Лишь единственный раз он направился в Кадис для работы над росписями монастыря. Художник наивно расшифровывает название ордена (доминиканцы — псы господни) включением в композицию лежащей собаки.

Семья была вынуждена жить в квартире, которая арендовала у местного монастыря. Вероятно, обе картины были написаны мастером с одной модели. К числу лучших произведений мастера принадлежит картина «Святой Фома Вильянуэва, раздающий милостыню» (Севилья, Музей изящных искусств). Доминик изображен с традиционными для него символами: лилия, книга и собака.

Никто из испанских мастеров так часто не обращался к апокрифическим сюжетам, как Мурильо. Условной датой рождения художника можно, вероятно, считать последние дни 1617 года ибо в XVII веке крещение детей не откладывали надолго. Вероятно, часть именно этих средств художник вложил в торговое предприятие в Новом Свете.

Причем, ценили их не только в Испании, но и по всей Европе. Семейства на пути в Египет», «Непорочное Зачатие», «Смерть Петра Арбуэза» и «Видение св. Мурильо был принят в Братство милосердия.

В 1656 году он написал «Видение святого Антония Падуанского» для кафедрального собора Севильи и получил за эту работу весьма значительную сумму в десять тысяч реалов. Диего» или так наз. Это колективное творческое начало, постулируемое Р. Менеднесом Пидалем в качестве «одной из устойчевых черт испанского искусства». Достоверных фактов о жизни Мурильо крайне мало.

Там, в сияющей высоте, Она видит нечто, недоступное взору зрителя. Ему суждено было завершить дело, начатое его старшими современниками. Художник писал картины и продавал их на ферии — знаменитой на всю Испанию севильской ярмарке. Вскоре Мурильо создал ряд полотен, прославивших его имя («Сон Иакова», «Исаак, благословляющий Иакова», «Рождество богоматери»). Таким образом, самая влиятельная для семьи из пока извесных фигур города в ближайшем окружении Мурильо появляется только тогда, когда художник успевает обрести некоторый вес, следовательно, без соответствующей поддержки. Справа внизу — полная тьма — это покинутая земля.

Реалистические тенденции творчества Мурильо ярко проявились в бытовом жанре. Бартоломео Эстебан Мурильо родился в Севилье. Жанровые картины художника завоевали популярность еще при его жизни. В этих «севильских Мадоннах» воплотилась наивная и страстная вера, свойственная испанскому народу. Мы видим отвалившуюся кое-где штукатурку на стене дома.

Неподалеку стоит Иосиф, придерживая мула. На самом деле, дети, которых мы видим на полотнах «Иоанн Креститель с ягненком» (Санкт-Петербург, Эрмитаж), «Добрый пастырь» (Мадрид, Прадо) и других — типичны для Андалузии их и сейчас можно увидеть в Севилье и окрестных селениях. Если раньше мастер шел по пути конкретизации образа Мадонны (каждая из его ранних Мадонн не похожа одна на другую, но каждая, в то же время, напоминает уроженку Андалусии), то теперь, художник, напротив, стремился максимально обобщить его. В конечном счете идея Милосердия, восходившая к Евангелию, порождалась жестокой реальностью.

Диего насыщает бедняков», написан ная, вероятно, еще до поездки в Мадрид и находящаяся ныне в Мадридской Ака демии), в других сказывается влияние «романистов» и Сурбарана (музей в Тулузе, собрания Ford в Лондоне и P. W. Именно он первым из перечисленных мастеров заставил остальную Европу взглянуть на испанскую живопись «золотого века» как на эталон совершенства. Слава Мурильо бросила на долгое время глубокую тень на Риберу, Сурбарана, Веласкеса. Здесь Мурильо прошёл хорошую школу. Творческая эволюция Мурильо не отличалась ни четкостью, ни последовательностью.

Мурильо – самый младший из них. В неравноценном наследии Мурильо высокие художественные достижения соседствовали со штампами барочного академизма.

Эрмитаже, в котором вообще имеется 20 картин этого знаменитого испанского художника. Исидор» (оба в ризнице этого собора) и две главные в ряду произведений средней поры его деятельности, «Рождество Богородицы» (1655 в Луврском музее) и «Видение св. Но различия в творчестве художников определялись не только их личностями и характерами, но и сложностью противоречивого искусства конца «золотого века» испанской культуры.

Он возносил Мадонну на пьедестал, с высоты которого она представлялась зрителю далекой и, в сущности, безразличной к его мелким земным скорбям и радостям. Исключениями являются лишь «Мадонна-цыганка» и «Вознесение Девы Марии» из коллекции Государственного Эрмитажа, где Мурильо вновь возвратился к своей прежней стилистике. Юсту и Руфину схватили и казнили. Мурильо всегда охотно писал сцены с Иосифом.

Его изображения «Мадонны с младенцем», «Вознесения мадонны», «Непорочного зачатия», «Святого семейства», в которых поэтичность нередко переходит в слащавость, снискали ему европейскую славу, равно как и изображения детей улицы, мальчишек в поэтических лохмотьях («Мальчик с собакой» – находиться в Эрмитаже, стоимость – 90000 руб. ).

Мурильо два года работает довольно медленно. «Жажда» («La Sed» Моисей источает воду из скалы), «Умножение хлебов и рыбы» и «Св. Именно к таковому роду рисунков относятся работы «Святой Иосиф со спящим Младенцем Христом», «Святой Франциск, обнимающий Христа» и «Маленький Иоанн Креститель с ягненком».

Эта особенность Мурильо создавать Мадонн с ярко выраженными чертами испанки постепенно развилась настолько, что некоторые его Мадонны вызывают весьма специфические ассоциации. Очень тонко решен общий колорит картины. Счастье материнства у Мурильо передано с особой теплотой. Белая собачка, сидящая рядом, умильно смотрит на нее. Она подкупает наивной непосредственностью. Им были написаны различные варианты мадонн.

Клары» (в дрезденской галерее), «Чума» (у герц. Сам Маньяра был весьма интересной фигурой, впрочем, характерной для своего времени. «Жажда» («La Sed» Моисей источает воду из скалы), «Умножение хлебов и рыбы» и «Св. В его руке корзина. творческая эволюция мастера представляет собой динамичное движение вперед. Мария дарует ему новые возможности, духовные силы, Иисус благословляет его на миссию.

В особенности, это касается работ «Девушек в окне»1670 г. и «Крестьянский мальчик». Ярче всего освещены голова и одежды св. И, тем не менее, работы сильно отличаются друг от друга.

В 1627 году умирает отец, а год спустя мать. Постоянно варьируются ее глаза (незначительная для канона, деталь эта очень важна для физиогномики) – их разрез, открытость, припухлость лоб – чуть покатый или прямой, нос – чуть длиннее, короче, разная форма крыльев подбородок, округлость щек.

Причём Иосиф показан не старым, а средних лет мужчиной с испанскими чертами лица. Возможно, юный Мурильо написал картину «Поклонение пастухов», находящуюся сейчас в Эрмитаже. Старые испанские авторы называли эффектные приемы живописи позднего Мурильо — «вапоросо» (от слова пар), т. е. насыщенными переходами цвета, тающими переливами воздушной светотени. E. Lindner «Murillos Madonnen» в «Kunstfreund», XXIII, 1907 r. С детства увлекался рисованием и это увлечение в довольно обеспеченной семье, где он рос, поощрялось. И возникает эффект присутствия многих лиц в одном.

Темно-серое небо выписано характерными большими размашистыми мазками. Три из них, так наз. Они подходят к дверям кухни, отворяют их (удивленные странным светом, пробивающимся в щель под дверью) и застывают в изумлении.

У ног ее, под пятой извивается змий – символ попранного греха, вокруг Девы порхают ангелы, сверху на нее льется небесный свет, глаза ее в блаженном упоении подняты к небу (или с безграничной жалостью смотрят вниз на смертных). И даже в более спокойных по сюжету композициях (таких как «Святой Фома Вильянуэва, раздающий милостыню» Ок. 1668 г., «Милосердие Елизаветы Венгерской». Одной из самых известных серий картин Мурильо стал цикл из одиннадцати работ (1671-1674 годы), выполненных для госпиталя Каридад, расположенного в Севилье. Мурильо – один из наиболее значительных испанских художников XVII века.

Когда у Мурильо завелись деньги, он (чтобы не тратиться на дорогу) пешком пошел в Мадрид, намереваясь оттуда отправиться в Италию. Он первым присоединился к ордену св. Популярность среди живописцев Севильи такой практики хорошо известна. Мурильо показывает это устремление и богатой цветовой гаммой и светом.

Антоний с Младенцем-Спасителем» и «Св. Никто не понимал, как мог этот «мазилка», еще абсолютно неизвестный три года назад, так быстро усвоить столь мощную и благородную манеру письма. национ.

Доминика, его молодое лицо. Андрея» Роэласа и некоторые вещи Сурбарана.

Мурильо предпочитает религиозные темы и жанровые сцены. Из Эскориала». Колорит картины неярок, строго продуман и довольно графичен. Именно после этого в его творчестве произошел небывалый подъем. Арагон в те времена пользовался рядом привилегий и некоторыми вольностями. et ses eleves», Paris, 1892 г. F.

По некоторым свидетельствам, заботливые родственники, рано заметив способности мальчика к рисованию, отдали его в ученики к Хуану дель Кастильо (1584 — 1640) известному в то время живописцу. Довольно рано жанровые работы мастера стали известны за пределами Испании. Затем Мурильо развивает собственный воздушный стиль с нежными контурами, красками мягких тонов и серебряной или золотой дымкой. И здесь, Мурильо удалось найти верные решения, хоть и не лишенные сентиментальности. Антония», в берл. Но и с библейскими мотивами художник обходился по-прежнему вольно.

d. Gabelentz «M.

музее «Отдых св. Столь лестному для художника мнению послужил отчасти и такой случай. A descriptive Catalogue», New-York, 1883 г. H. он окончил восемь больших картин, заказанных ему для церкви госпиталя «де ла-Каридад» и изображающих подвиги христианского милосердия— произведения, бесподобные столько же по рисунку, перспективе и колориту, сколько и по композиции и выразительности фигур и лиц. Все это взято из жизни и показывает нам быт простых андалузсцев.

Диего насыщает нищих» (в Мадридской академии художеств), «Чудо св. В 1675—76 гг. Елизаветой и Иоанном Крестителем» (в Луврском музее). Что мешает картине выглядеть одним из сюжетов пасторали. Прелестный образ Мадонны встречается у художника в различных сюжетах: «Непорочное зачатие», «Благовещение», «Поклонение пастухов», «Отдых на пути в Египет», «Бегство в Египет», «Святое семейство», «Взятие мадонны на небо» и многих других, как написанных по заказу церкви, так и созданных для других заказчиков.

все более богатый колорит свидетельствуют не только о знании венецианских и фламандских работ (особенно Ван Дейка), но и генуэзской живописи, отмеченной фламандским влиянием. Выдающийся испанский художник, большой мастер религиозной и жанровой живописи. Только молодой Мурильо был исполнен желания проявить себя и предложил свои услуги. Сохранилось лишь очень небольшое количество портретов, принадлежащих его кисти. Монастырский заказ сделал художника выгодным женихом.

художеств) и «Сон римского сенатора» (там же). Свободно и весело текла в Севилье жизнь – в городе, «таком удобном для всяких приключений». В 1665 Мурильо принимается за серию крупных фигур «Святых», заказанную монастырем капуцинов Севильи (Севилья, Провинциальный музей изящных искусств). Известность приходит к Мурильо в 1645 г., вместе с выполнением заказа из 11 картин для местного монастыря ордена францисканцев. Из этих картин, рассеянных в настоящее время по разным музеям, главные: «Св. Однако, этот жанр, по-видимому, не слишком привлекал художника. В 1665г. Для «Мадонны дель Росарио»-«Мученичество Св.

В Испании образ Марии был синонимом всемогущества доброты. Клары» (Дрезден, Картинная гал. ). Мурильо писал также и сильно реалистические жанры из севильской простонародной жизни известные под названием «Уличных ребятишек»— мальчиков и девочек, занятых едой игрой в кости, счетом мелких монет, продажей фруктов ит. п. Теперь они разбросаны по музеям всего мира (Лувр, Эрмитаж, Мадрид, Берлин, Лондон и т. д. ).

В Севилью Мурильо возвращается совсем другим художником и вскоре получает крупный заказ отмонастыря ордена францисканцев, а потом вместе с коллегами-художниками (Хуаном Вальдес Леаль, Себастьяном де Льявос, Игнасио Ириарте и др. )создаст Академию художеств в Севилье и станет ее первым главой. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.

Смешанные чувства владеют зрителем при просмотре картины «Продавщица фруктов». По характеру своей натуры и по религиозному чувству испанцев художник чувствовал, что Испания настолько схожа со Святой землей, что все библейские события могли иметь место и в Испании. Значительно плавней и гармоничнее по краскам написанные им для севильского собора «Св. Фомы и для монастырей «de la Merced» и Regina Angelorum рассказы вернувшегося из Нидерландов Мойи якобы побудили Мурильо отправиться в 1642 г. в путешествие, однако накопленных денег ему хватило лишь до Мадрида, где он сблизился с Веласкесом, открывшим для его изучения богатейшие сокрови ща живописи во дворцах в это же время сказывается влияние на мастера Риберы, произведения которого Мурильо также мог видеть как в Мадриде, так и в Севилье в 1645 г. М. возвращается в родной город и здесь быстро завоевывает популярность работы исполненные им в 1645 и 1646 гг. Постоянно варьируются ее глаза (незначительная для канона, деталь эта очень важна для физиогномики) — их разрез, открытость, припухлость лоб — чуть покатый или прямой, нос — чуть длиннее, короче, разная форма крыльев подбородок, округлость щек. Если в легенде их было трое, что может символизировать три части Розария (радостную, скорбную и славную), то на картине мы видим три группы (левая, правая и херувимы над папским гербом) их даже чуть больше, чтоб послужить символами пятнадцати тайн Розария.

Но, Мурильо, скорее всего, не имел в виду голландцев, при написании картины. душа Моя скорбит смертельно, побудьте здесь и бодрствуйте со Мною». Есть у Мурильо и другая Мадонна — хозяйка бедного дома, обычная жена ремесленника. Тот обеими руками указывает на мадонну. Доминик изображенный в центре, призывает монаха жестом прислушаться к словам Франциска. Всех произведений Мурильо насчитывается свыше 450 (по Куртису, 481 по Лефору, 478).

ГМИИ им. Антония» для капеллы этого святого в соборе. Любопытно, что и эту работу Мурильо подписывает. Тем не менее, эти упреки не совсем справедливы. Семья была довольно зажиточной и его даже отдали в ученики к одному из дальних родственников – художнику.

Очевидно, эта тема очень волновала Мурильо и он возвращался к ней не раз. Поццо-ди-Борго в Париже) и «Св. И вновь благодаря своему необычному стилю.

Мурильо чаcто обращался к детским образам. Таково ближайшее окружение Мурильо, когда он из отрока превращается в юношу. Первые сведения о том, что они оказывали влияние на голландскую жанровую живопись, относятся еще к 1650 году, т. е ко времени создания «Едоков дыни и винограда». Поццо-ди-Борго, Париж) и «Св. Эти же дети служили прообразами ангелов и юных святых Мурильо. Постепенно, Мурильо арендовал все более и более комфортабельные дома, пока, наконец, не остановил свой выбор на роскошном особняке, при котором был «сад с бегущей водой». А вообще всех произведений Мурильо насчитывается свыше 450.

В ранних картинах (Мальчик с собакой, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) больше жизненной прозы, дети некрасивы, естественны. Франциска, решил разыскать его. В 1674 г. он окончил восемь больших картин, заказанных ему для церкви госпиталя «де ла-Каридад» и изображающих подвиги христианского милосердия — произведения, бесподобные столько же по рисунку, перспективе и колориту, сколько и по композиции и выразительности фигур и лиц. S. Miles в Kings Weston) однако вскоре мастер находит вполне свой особенный стиль и уже картины из того же монастыря Сан-Франсиско в Лувре и в Дрезденской галлерее – «типичные Мурильо», по существу мало чем отличающиеся от работ позднейшего времени в 1646 г. Мурильо женится на донье Беатрисе де Кабрере-и-Сотомайор, а в 1648 г. у супругов рождается стар шая дочь, ставшая впоследствии доминиканской монахиней в монастыре Madre de Dios крестным отцом старшего сына Мурильо, Габриэля, также постригшегося в монахи, был знаменитый «покаявшийся Дон Жуан Севильи XVII в» Мигуэль Ма-ньяра имя которого мы еще встретим в биографии Вальдеса Леаля к 1655 г. отно сятся образа «Св. Два года после её смерти Мурильо практически не рисовал. художеств) и «Сон римского сенатора» (там же).

Первый план с фигурами действующих лиц преображается в замысловатую связь, отдаленно напоминающую узор оконной решетки или причудливую раму. Более вероятно, что художник изобразил в «Смятом Семействе» досуг собственной семьи, дав картине религиозное название для того, чтобы убедительнее обосновать ее появление.

Таковы: «Портрет молодого человека в сером» и «Портрет неизвестного кавалера», ок. 1670 г. Возможно, что нежелание Мурильо занять должность придворного живописца, предполагающую частое обращение к портретному жанру проистекало именно из его нелюбви к последнему. Это было для него страшным ударом. В 1665году Мурильо был занят работами для севильской церкви Санта-Мариа-ла-Бланка из которых важнейшими могут считаться четыре полукруглые картины: «Торжествующая Церковь» (принадлежала лет 30 тому назад Пурталесу, в Париже), «Непорочное зачатие» (в Луврском музее), «Основание базилики C. -Мариа-Маджоре, в Риме» (в Мадридской акад. И на эту стезю Мурильо вступает уже в молодые годы, чтобы со временем превзойти остальных живописцев Испании.

Елизаветой и Иоанном Крестителем» (в Луврском музее). Эта работа занимает особое место в европейской портретной живописи XVII века.

В 1674 г. он окончил восемь больших картин, заказанных ему для церкви госпиталя «де ла-Каридад» и изображающих подвиги христианского милосердия — произведения, бесподобные столько же по рисунку, перспективе и колориту, сколько и по композиции и выразительности фигур и лиц. Первые картины Мурильо, которые вызвали общий восторг («Вдохновение монаха», «Милостыня святого Диего» и «Смерть святой Клары»), были написаны им для Малого монастыря Святого Франциска. В 1668г.

В 1668 г. из-под кисти Мурильо вышла великолепная «Пресвятая Дева на облаках с восемью, взирающими на неё, святыми» (в зале капитула севильского собора), а в 1670 г. — одно из лучших его созданий в колоритном отношении, «Св. Учился живописи у Хуана де Кастильо, затем самостоятельно переехал в Кадис (Андалусия) – город, считавшийся в то время культурным центром страны. Все персонажи очень характерны для Мурильо. Антонии обычно надета ряса ордена францисканцев.

Основные из них: «Св. Из произведений Мурильо, не упомянутых в предыдущих строках, особенно замечательны: «Ревекка и Елеазар» и «Воспитание Богородицы», в мадридск. Уже в 1656 году он получил звание первого живописца родной Севильи за большую картину «Видение св.

«Детский цикл» 1670-х годов является своего рода предтечей живописи реализма XIX столетия. В зрелые годы заказчики не давали художнику покоя. Его фигура направлена слева направо, что создает линию движения на полотне. Картина имела большой успех. Lefort «M. Простой народ чтил её как заступницу, слагал о ней песни, сказки и легенды.

В мае 1665г. Вся картина наполнена доминиканской символикой. Леандр» и «Св.

Эрмитаже, в Будапештской и многих других галереях. Поражает спокойный и словно отрешенный взгляд Мурильо. Исидор» (оба в ризнице этого собора) и две главные в ряду произведений средней поры его деятельности, «Рождество Богородицы» (1655 в Луврском музее) и «Видение св. Полотно «Вознесение» (Санкт-Петербург, Эрмитаж) написано несколькими годами позже.

Молодой Мурильо предпочитал изображать видения или же деяния святых. В 1648 Бартоломе Мурильо женится и ведет спокойную семейную жизнь. Картины вызвали всеобщее удивление и восторг, ничего подобного по красоте и смелости замысла Севилья еще не видела. Создатель и первый президент Академии художеств в Севилье (1660 г. ). Ребенок рано стал сиротой, в 1627г. Три великих мастера – Рибера, Сурбаран, Веласкес – определяют значение ХVII столетия как «золотого века испанской живописи».

Во всяком случае, это не те классические образцы, которыми представлена картина «Едоках дыни и винограда». И это странно. Вместе с тем эта деталь показывает, что Мурильо воспользовался привилегией, а значит он был не простого происхождения.

Отложив работу, он взял ребёнка на руки, лицо отца спокойно и ласково. Франсиско Сурбаран – самый «испанский» из трех великих представителей «золотого века». Так что трудно решить, был ли новорожденный Эстебан Бартоломе долгожданным.

Доходы живописца были, по-прежнему, весьма значительны. Дитя тянет ручки к матери, которая, оставила шитье, чтобы взять сына. В 1678 г. он исполнил несколько картин для севильской больницы «de los Venerables Sacerdotes», между прочим «Богоматерь во славе», составляющую одну из главных драгоценностей Луврского музея. Рядом с ним стоит его жена Ревекка, а его Иаков стоит на коленях у ложа отца. Эстебан Мурильо же любил жизнь в самых разных её проявлениях. Апостол Петр прежде был рыбаком из Галилеи, как и его брат Андрей Первозванный. Впечатление движения вверх достигается не одной лишь композицией.

В 1668г.

Он редко датировал свои работы, о его жизни известно крайне мало. Это заставило его последующих критиков осторожнее судить о том, чего они не понимают. Андалузцы называли свою землю «краем Марии Пречистой». Наступил час и Сын Человеческий предается в руки грешников. Его творчество оказало большое влияние на искусство Испании, оно было признано в Европе. В ту пору еще малоизвестный, но амбициозный художник согласился.

Мурильо обратился к теме мученичества. Уже в 1673 году некоторые из работ упоминались в инвентарях собраний живописи. галерее «Видение св. и мадрид. Величие Испании ушло в прошлое, как и её мечты о всемирном господстве. Именно в это время Мурильо, после долгого перерыва, вновь возвратился к «детскому» жанру и сделал множество «зарисовок» из жизни севильских детей и подростков таких, как «Едоки паштета», «Два крестьянских мальчика и негритенок», «Игроки в кости».

После смерти жены 1 января 1664г. Вот таким образом рядом со св. Содержание их в основном религиозное. Основные из них: «Св. Мурильо, как все великие испанцы, — замечательный мастер колорита.

Первые картины Мурильо, которые вызвали общий восторг («Вдохновение монаха», «Милостыня святого Диего» и «Смерть святой Клары»), были написаны им для Малого монастыря Святого Франциска. Ответ прост – весь дневной заработок девочки умещается в ладони. Леандр» и «Св. Вглядываясь в эти лики, можно обнаружить, что Богоматерь Мурильо – всегда уроженка Андалусии. Бракосочетание двоюродной сестры Мурильо с судьей Трибунала Индий произошло в 1644 году. Представлена, вероятно, местная легенда. Всех произведений Мурильо насчитывается свыше 450 (по Куртису, 481 по Лефору, 478). Семейства на пути в Египет», «Непорочное Зачатие», «Смерть Петра Арбуэза» и «Видение св. Темный участок фона в нижнем правом углу резко контрастирует с Ее сияющей белой одеждой.

Мария смотрит на него очень серьезно и даже тревожно, обеспокоенно. Но это все в будущем, а пока он был четырнадцатым ребенком в скромной семье цирюльника. Мягкое, окутывающее сияние придает Ее образу еще большую теплоту и выразительность. Примерно с 1650 ориентируется на произведения Ван Дейка, Питера Пауля Рубенса и Рафаэля.

Благословенна земля, производящая в изобилии прекрасные плоды. Выполнение этого заказа стало своего рода отчетом о годах ученичества. Мурильо написал больше 20 картин для капуцинского монастыря Севильи из них 17, в том числе особенно замечательные: «Пречистая Дева во славе», «Св. Семейство с птицей», Мадрид, Прадо). Так получается потому, что театр и литература и приходят в другие культуры лишенными испанских одежд – языка, а живопись выступает в наичестнейшей испанской форме, у которой нельзя ничего отнять.

Значительно плавней и гармоничнее по краскам написанные им для севильского собора «Св. Мурильо писал также и сильно реалистические жанры из севильской простонародной жизни известные под названием «Уличных ребятишек» — мальчиков и девочек, занятых едой игрой в кости, счетом мелких монет, продажей фруктов и т. п. Такие картины можно видеть в Луврском музее, Мюнхенской пинакотеке, в Имп. Семейство со св. Они святые — но от мира сего, например, «Мадонна с четками», несомненно, принадлежит к высшему обществу Севильи, как и ее прелестный младенец.

Оживленно текла в Севилье и художественная жизнь. Клары» (в Дрезденской галерее), «Чума» (у герц. Мы видим усталое, печальное, немолодое лицо. Знаменитые картины с изображением мальчиков («Маленький нищий», ок.

С конца XVII в. изобразительное искусство Испании переживает упадок. Со второго из только что указанных годов вообще начинается самый продуктивный период творчества Мурильо.

Однако, в действительности все обстояло, по-видимому, гораздо прозаичнее. Мурильо быстро овладел мастерством и получил признание сограждан. Антония», в берл. Петр продолжал свою деятельность в Риме на протяжении 20 лет, пока не был обвинен одним из приближенных императора. Последователи христианства убедили апостола покинуть город, но по дороге его посетило видение Христа. Мурильо писал также и сильно реалистические жанры из севильской простонародной жизни известные под названием «Уличных ребятишек» — мальчиков и девочек, занятых едой игрой в кости, счетом мелких монет, продажей фруктов и т. п. Такие картины можно видеть в Луврском музее, Мюнхенской пинакотеке, в Имп. В 1665-1666 для ц. Санта-Мария ла Бланка в Севилье художник исполняет декоративный ансамбль («Сон патриция», «Толкование сна папой Либерием», Мадрид, Прадо), ставший одним из величайших шедевров мастера и по тонкости и уверенности мазка и по красоте теплого золотистого колорита, нюансированного серым и серебристым тонами в изображении пейзажных далей.

Светлое покрывало на голове Марии и её плечи сливаются с облаком. Эрмитаже, в Будапештской и многих других галереях. Мурильо не был рожден борцом и не смог стать философом. Коленопреклоненные монахи обращают к ним взоры, воздевают руки в экстатическом восторге. В Испании образ Марии был синонимом всемогущества доброты.

В этом плане любопытно изображение мадонны с сидящим у нее на коленях младенцем Христом. Из обширной литературы о Мурильо мы ограничимся указанием на следующие труды: D. F. Доминик. Но это все в будущем, а пока он был четырнадцатым ребенком в скромной семье цирюльника. В 1668 г. из-под кисти Мурильо вышла великолепная «Пресвятая Дева на облаках с восемью, взирающими на неё, святыми» (в зале капитула севильского собора), а в 1670 г. — одно из лучших его созданий в колоритном отношении, «Св.

Милые любопытные ангелочки, боясь разбудить дитя, стоят, обнявшись поодаль. Мурильо превосходен в колорите и светотени. Семейство со св.

Реалистические тенденции и лирический талант Мурильо ярко проявились в бытовом жанре. Очень красивы его хрупкие руки бережно принимающие чётки. Но нет ни одной Марии, которая бы походила на другую. Три из них, так наз.

Одна из главных тем Мурильо — видения, чудеса, небесные апофеозы. Святой Иосиф поддерживает маленького Иисуса играющего с птичкой и собакой. Леандр» в соборе 9 марта 1656 г. (в год создания «Менин» Веласкеса) капитул собора заключает с мастером контракт, обязавший его написать грандиозную картину «Видение св. Годы 1642—1645 остаются наиболее таинственными в жизни Мурильо. Он смотрит прямо на зрителя, но, в то же время, не видя его. Вальдес Леаль отражал в своем творчестве аристократическую реакцию на реализм, включавшую мистический ужас перед загробной карой.

художеств) и «Сон римского сенатора» (там же). Карьера мастера постепенно набирает обороты. Про «Непорочные зачатия» исследователь его творчества Куглер сказал: «Произведения эти знаменуют собой одну из вершинXVIIвека и во всей области искусства только они вполне достойны равняться «Сикстинской мадонне» Рафаэля». «Едоки дыни и винограда» относятся к лучшим картинам художника.

Елизаветой и Иоанном Крестителем» (в Луврском музее). Августина, но, узнав о житии св. Но даже тогда Мурильо не создавал «проходных» вещей. Не только по тематике (сцены мученичеств) и образным приемам (неидеальная натура и миф, травестия игровое начало, перенос религиозной картины в сферу обыденной жизни), но и по духу (верность натуре, демократизм идеала, народность типов, «веризм» – ориентация на неприкрашенную правду) может считаться одним из наиболее ярких приверженцев Караваджо в «Хромоножка» Риберы – один из наиболее содержательных примеров народного жанра середины ХVII века, сохраняющего монументальность крупной караваджистской формы и утверждающего новые принципы конкретно-жизненного гуманизма на почве народной поэтики, в русле не стилевого, реалистического мышления.

Его имя Эстебан Бартоломео Мурильо и именно его назовут истинным представителем севильской школы живописи, «главой испанских колористов». Прошли долгие годы и во второй половине XX века популярность Мурильо заметно выросла. Диего» или так называемая «Кухня ангелов» (Лувр, Париж), «Кончина св. В 1627 идет в обучение к Хуану де Кастильо.

Только молодой Мурильо был исполнен желания проявить себя и предложил свои услуги. Через несколько дней это и произошло. Композиции Мурильо легко интегрируют в свою структуру элементы разных жанров, при этом требуемое от художника религиозное содержание в действительности обращается им в форму объединения. Оживленно текла в Севилье и художественная жизнь.

А. С. Освещающая худенькое, не отличающееся красотой лицо, улыбка чувствуется под длинными ресницами слегка опущенных век, сквозь которые ясно виден блеск лукавых глаз. В 1675—76 гг. Однако и прежде и теперь Мурильо оставался самым загадочным, а потому и наименее изученным из творцов «золотого века». Ее сын со временем отправится в Новый Свет, а дочь выйдет замуж за судью Трибунала Индий, фигуру, весьма уважаемую и преметную в Севилье.

Елизавета Венгерская, моющая прокаженных» — в Мадридской галерее, «Ангел изводит ап. В 1645г. Вот таким образом все здесь опирается на легенду, а значит, предположительно.

Изабелла Венгерская») эти произведения особенно характерны для его зрелого творчества. Она представляет сцену из жизни испанского семейства.

Диего насыщает нищих» (Королевская академия изящных искусств Сан-Фернандо, Мадрид), «Чудо св. Художник демонстрирует свою способность работать в различных жанрах. Петра из темницы» — в Императорском Эрмитаже, в С. -Петербурге, «Посещение Авраама тремя ангелами» — в Стаффорт-Гоузе, в Лондоне, «Христос в Силоамской купели» — у г. Томлина, в Суффольке, в Англии). Волосы, лицо, руки, одежду художник пишет совсем тонким слоем краски, проводя кистью косые длинные мазки. Чуть выше густой пелены облаков открывается молочной белизны сфера.

Глаза Девы Марии возведены к небу. Как уже говорилось ранее, значительная часть работ гения прославляет Богоматерь. Это заставило его последующих критиков осторожнее судить о том, чего они не понимают.

Мурильо был занят работами для севильской церкви C. -Мариа-ла-Бланка из которых важнейшими могут считаться четыре полукруглые картины: «Торжествующая Церковь» (принадлежала лет 30 тому назад Пурталесу, в Париже), «Непорочное зачатие» (в Луврском музее), «Основание базилики C. -Мариа-Маджоре, в Риме» (в Мадридской акад. Маленькие ангелы создают для Нее «живую лестницу», по которой Она восходит к свету. Библейская история повествует о том, как Иаков, опасаясь мести брата, совершал путешествие в страну Харран, но по пути уснул и увидел во сне лестницу в небо, по которой спускались ангелы, несущие весть о том, что Бог решил всю страну, на земле которой он спит, подарить ему. Место рождения было родиной.

Он провел около двух лет в Мадриде (вероятно с 1648 по 1650 год), где действительно мог встречаться с Веласкесом и изучать благодаря нему картины великих мастеров в королевских собраниях. Его задачей было показать историю нищенствующего ордена с первых дней его основания.

Севилья был одним из двух портов в Испании, которым было позволено торговать с Америкой (согласно королевскому указу 16-го века). Вероятно, Мурильо чувствовал в их семье себя комфортно. Это огромные декоративные произведения, предназначенные для украшения дворца.

Приблизительно к тому же времени относится «Непорочное Зачатие», принадлежащее тому же музею и представляющее едва ли не самое мастерское изображение сюжета, многократно трактованного художником. В 1658 году художник прибыл в Мадрид. Но спокойное и гармоничное искусство Мурильо тяготело к идеальной трактовке образов. Антония Падуанского» (1656 в севильском соборе). Но нет ни одной Марии, которая бы походила на другую. Примером могут служить две его наиболее известные картины, написанные для Каридид — «Иероглифы смерти» и «Конец земной славы».

Непорочное зачатие Христа – важный момент в Библии. Его имя Эстебан Бартоломео Мурильо и именно его назовут истинным представителем севильской школы живописи, «главой испанских колористов». Иконография Девы Марии у Мурилъо традиционна (в условиях Испании XVII столетия не представлялось возможным отступить хоть на малость от канона).

Мальчик внимательно высматривает закопавшееся в лохмотья насекомое. Все это подтверждается документами. Антоний с Младенцем-Спасителем» и «Св. Примечательно, что эти же дети служили прообразами ангелов и юных святых Мурильо. художеств) и «Сон римского сенатора» (там же).

Он 14 ребенок в небогатой семье. В 1627 году Гаспар Эстебан, отец Мурильо, скончался. Один из монахов одолевает теологическую премудрость. «Старуха с прялкой» показывает поворот к живой модели и умение справиться с трудностью в передаче разнохарактерной фактуры материала. Теперь они разбросаны по музеям всего мира (Лувр, Эрмитаж, Мадрид, Берлин, Лондон и т. д. ). Согласно христианской вере, Христос по своей природе и полностью человек и полностью божественен.

В большинстве своих картин Мурильо не заботился об исторической правде. Ею любуются и люди и деревья и солнце и море и ручьи.

Плащ Богоматери развевается, словно подхваченный ветром. Четкость композиции, рассеянный свет. Но необходимо отметить, что с чисто технической точки зрения эти картины являются наиболее удачными и свободными в творчестве художника и шире – являются шедеврами барокко. Три из них, так наз.

На руках у него осталось пятеро детей. Мораль очевидна: «Будь прилежен и тогда ты станешь подобен своим авторитетам». Бартоломе Эстебан Мурильо (1617, Севилья – 1682, Севилья) — главный представитель высокого барокко и один из известнейших испанских художников. У Лагареса и тетки Мурильо рождается общий ребенок, дочь (она станет монахиней, когда умрет ее муж).

Дома у него появились чернокожие рабы. Светотень прозрачна, переход тонов незаметен, а контуры фигур растворяются в воздухе. Диего» или так называемая «Кухня ангелов» (Лувр, Париж), «Кончина св.

На папертях многочисленных церквей толпились, прося милостыню, бедняки, нищие и калеки. Семейство со св. Диего насыщает нищих» (в Мадридской академии художеств), «Чудо св.

и мадрид. Наклон головы возвращает движение вниз, Мария заглядывает туда, будто боясь высоты. Диего насыщает нищих» (Мадридская академия художеств), «Чудо св. На их мученическую кончину указывают пальмовые ветви (традиционные символы мученичества в религиозной живописи), которые сестры держат в руках.

Внизу видны здания и улицы Севильи. Учился живописи он у Хуана де Кастильо. Значительно плавней и гармоничнее по краскам написанные им для севильского собора «Св. В молодости ему приходилось много писать, чтобы сохранять востребованность.

«Непорочное зачатие», заказанное монахами францисканского монастыря для главного алтаря, должно было висеть высоко, на большом расстоянии от зрителя. Мурильо мог бы, подобно Веласкесу стать выдающимся портретистом. Антония», в Имп.

Бонавентура» Сурбарана. Клары» (в дрезденской галерее), «Чума» (у герц.

Темный колорит полотна слева озарен светом исходящим от младенца. В поздний период творчества, Мурильо, после довольно долгого перерыва, создал несколько блестящих вещей в «детском жанре». Антоний с Младенцем-Спасителем» и «Св. Как в этих картинах, так и в других религиозных произведениях своих, Мурильо поражает свободой, смелостью и силой, с какими его пламенное одушевление идеальными темами выливается в реалистические, национально-испанские формы. Через год та же судьба постигла и Марию Перес-Мурильо и десятилетний Бартоломе Эстебан остался сиротой. Иконография Марии у Мурильо отличается одной характерной особенностью.

Такова работа «Отдых на пути в Египет». В 18 веке Эрмитаж приобрёл полотно «Святое семейство», небольшой формат которой соответствует интимной трактовке сюжета. Значительно плавней и гармоничнее по краскам написанные им для севильского собора «Св. По характеру своей натуры и по религиозному чувству испанцев художник чувствовал, что Испания настолько схожа со Святой землей, что все библейские события могли иметь место и в Испании.

Легенда гласит, что с его отъездом для Мурильо началась самостоятельная жизнь. Самыми известными работами этой серии стали «Моисей, высекающий воду из скалы» (Севилья, Каридад), «Христос исцеляет паралитика» (Лондон, Национальная галерея) и «Св. Антония Падуанского» (1656 Севильский собор). Среди них можно выделить работы «Лестница Иакова» и «Благословение Иакова Исааком» (обе в Эрмитаже, Санкт-Петербург). Мурильо часто обращался к этому не вошедшему в канонические евангелия сюжету.

В 1678 г. он исполнил несколько картин для севильской больницы «de los Venerables Sacerdotes», между прочим «Богоматерь во славе», составляющую одну из главных драгоценностей Луврского музея. Мурильо узнал, что настоятель францисканского монастыря намеревается расписать монастырские стены картинами, которые бы иллюстрировали жизнь их ордена. В новой манере решается небольшое полотно «Старуха с прялкой». Появлению такой композиции, несомненно, предшествовал этап целенаправленного ученичества. И этот мотив, несомненно, приходит от Роэласа и его учеников. Отца звали Гаспар Эстебан, а мать-Мария Перес.

Одно из первых «Непорочных зачатий» было заказано архиепископом Севильи и этот факт говорит о возросшей репутации Мурильо: ему стали верить без боязни, что он ошибется. Его лирический талант полнее всего раскрылся в серии картин изображающих жизнь уличных детей Севильи («Игра в кости», «За едой паштета», «Маленькие торговки», «Мальчик с собакой», «Продавщица фруктов» и др. ). В этот период и появился на свет будущий великий художник Бартоломе Эстебан Мурильо.

Вскоре Антоний стал любимым учеником и близким другом Франциска. Особенностью Испании даже в XVII веке продолжает оставаться регионализм, чисто средневековое восприятие себя частью единой державы только через собственное отношение к центральной власти, королю. музее Мадонны Дрезденской галереи, палаццо Питти во Флоренции, палаццо Корсини в Риме, севильск.

Зеленые складчатые одежды Марии символизируют мир и покой. В большинстве своих картин Мурильо не заботился об исторической правде. Возможность существования множество истин (одной для всей Испании, другой для Андулусии, третьей для Севильи, четвертой для монастыря францинсканцев в городе и так далее), законсервированная характером испанской истории, позволяла художнику не поступаться своей искренностью. 62 Bartolome Esteban Murillo крещен в церкви S. Magdalena в Севилье 1 января 1618 г. потеряв в 1627 г. отца (Гаспара Эстебана) и в 1628 г. мать (Марию Перес), юноша был отправлен своим опекуном, хирургом Хуаном Аугустином Ласаресом, женатым на Анне Мурильо, к позднему «романисту» Хуану дель Кастильо послед ний покидает в 1639 г. Севилью и юноша с тех пор начинает сам искать себе за работка, расписывая знамена для флота и занавеси для церквей, а также исполняя заказы для коллегии св.

Его картины редко могут быть восприняты однозначно, на волне лишь одного чувства. «Непорочное зачатие», заказанное монахами францисканского монастыря для главного алтаря, должно было висеть высоко, на большом расстоянии от зрителя. Только по настоянию Мурильо они разрешили «для пробы» повесить картину на место и. были поражены необычайной красотой как центральной фигуры, так и всех ее деталей.

Правая рука Мадонны поднята, голова чуть откинута, глаза подняты к небу. Диего, превращающий хлеб в розы» (у Ч. Куртиса, Нью-Йорк). Свободно и весело текла в Севилье жизнь — в городе, «таком удобном для всяких приключений». Семейство», «Мадонна с младенцем», «Непорочное зачатие»), принесшие ему огромную популярность в XVII в. и очень почитаемые в XVIII и XIX вв.

из-под кисти Мурильо вышла великолепная «Пресвятая Дева на облаках с восемью, взирающими на неё, святыми» (в зале капитула севильского собора), а в 1670 году— одно из лучших его созданий в колоритном отношении, «Св. В 1639 году в Кадис отправился и Хуан дель Кастильо. На ее улицах можно было встретить испанцев, немцев, англичан, голландцев, мавров, негров индейцев и все они перемешались в пестрой говорливой толпе. Обычно на нем желтый (золотой) плащ поверх голубого.

И так повторилось трижды. Но явился Ему ангел с неба и укреплял Его. для монастыря Сан-Франсиско, частью еще выдают робость (особенно картина «Св. Произведение «Лестница Иакова» отличается большей декоративностью. Сохранившиеся рисунки Мурильо позволяют говорить о том, что он был превосходным рисовальщиком. В 1671-1674 Бартоломе Мурильо создает серию картин для капеллы госпиталя Ла Каритад в Севилье («Моисей источающий воду из скалы», «Св.

Диего, превращающий хлеб в розы» (у Ч. Куртиса вНью-Йорке) и т. д. Отец бережно поддерживает мальчика и, возможно, что-то говорит ему или собачке. Значительную группу среди них составляют изображения особого, созданного им типа, посвященные прославлению Богоматери и известные под названием «Непорочное зачатие» («La Inmaculada Concepcin»), «Вознесение» («La Asuncin») и «La Pursima». Для каждого сюжета он искал свою композицию, свое звучание. Работает в основном в Севилье и в 1660 становится соучредителем академии искусств. Его стиль в этот период развивается в контексте течения тенебризма («Тайная вечеря», 1640, Севилья, ц. Санта-Мария ла Бланка «Св. Елизавета, королева венгерская, лечит больных» (Мадрид, Прадо).

Антония Падуанского» (1656 в севильском соборе). Слитности Родины и Испании не существовало. Из произведений Мурильо, не упомянутых в предыдущих строках, особенно замечательны: «Ревекка и Елеазар» и «Воспитание Богородицы», в мадридском музее Мадонны Дрезденской галереи, палаццо Питти во Флоренции, палаццо Корсини в Риме, севильского и мадридского музеев «Младенец Иоанн-Креститель с ягненком», в Лондонской национальной галерее «Видение св. Например, знаменитая картина «Мадонна-цыганка». Святой Иосиф (отец) изображен не старцем, как это обычно было принято, а молодыми и полным сил.

Они интересовали его не менее, чем классические сюжеты «Вознесения мадонны» и «Непорочного зачатия», множество примеров которых можно найти в музеях всего мира – в Прадо, В Эрмитаже, в Лувре, музеях Севильи и частных коллекциях. Там же в 1664 году был устроен небольшой госпиталь, вход в который украшала надпись, кончающаяся словами: «дом бедных и лестница на небо». Подтверждение этому можно найти в его автопортрете, датированном 1672-75 гг. Такими перекличками «Видению Лаутерия» были «Апофеоз Фомы Аквинского» и «Св.

Это тема «Уличные ребятишки». В первых работах Мурильо очень много прямых «цитат» известных мастеров, чьи картины украшали соборы Севильи, а молодой художник их штудировал. По всей видимости, работу над каждым своим полотном Мурильо начинал именно с подготовительного рисунка, где прорабатывал позы персонажей, продумывал расположение деталей, «собирал» элементы композиции в единое целое. Трогательное материнское чувство художник подчеркивал в Святых Семействах. Но ученики уснули. Та, в свою очередь, хорошо позаботилась о ребенке и дала ему приличное образование.

У Мурильо заметно хорошее знание севильских живописных традиций. Когда у Мурильо завелись деньги, он (чтобы не тратиться на дорогу) пешком пошел в Мадрид, намереваясь оттуда отправиться в Италию. Все сюжеты черпались из Библии, Евангелия и более поздних легенд о святых. Он очень часто писал различные варианты мадонн. При Филиппе II (1556-1598), сыне Карла I исступленный фатализм испанского абсолютизма принимает формы канона. Плотное серое облако, на котором весело резвятся маленькие ангелочки, уносит стоящую на нём Мадонну.

Но вскоре Мурильо оказался предоставленным самому себе, так как его учитель уехал в Кадис. Антония Падуанского» исполненную для алтаря севильского собора. В конце XIX столетия слава художника постепенно померкла, критике подвергались слабые стороны его творчества, обозначаемые как «приторная слащавость», «поверхностность», «приглаженность».

В 1674 г. он окончил восемь больших картин, заказанных ему для церкви госпиталя «де ла-Каридад» и изображающих подвиги христианского милосердия— произведения, бесподобные столько же по рисунку, перспективе и колориту, сколько и по композиции и выразительности фигур и лиц. В 1645 году он женился на Беатрис Сотомайор-и-Кабрера, племяннице ювелира Томаса де Вильалобоса, жившего на той же улице, что и его приемные родители. Его большие циклы, состоявшие из многих картин, часто исполнялись при помощи учеников.

С безбоязненной готовностью, решительностью раскрывается нам св. Оба маленьких героя картины сидят на земле. Содержание их в основном религиозное. 1650, Париж, Лувр) обладают редчайшей для испанской живописи XVII в. живостью в них приукрашенная интерпретация жестокой реальности той эпохи сочетается с весельем и витальностью плутовского мира и несравненной технической виртуозностью. За неимением лучших предложений францисканцы приняли их.

Хуан дель Кастильо когда-то учился у знаменитого Хуана де Роэласа (1560 — 1625), которого впоследствии очень почитал Мурильо. Но будет неверным называть такие «цитаты» признаками эклектичности стиля раннего Мурильо. Глядя только на эти картины, можно понять, почему при жизни Мурильо называли «Рафаэлем Севильи». Его ранние работы отличались простотой и правдивостью («Диего де Алькала, раздающий милостыню», около 1645 г. «Святое семейство», 1645— 1650). Петр спросил: «Господи, куда Ты идешь. ». Он выполнял большое количество заказов и вёл умеренный образ жизни.

На полотне «Иосиф с младенцем Христом» (Москва, ГМИИ) мы видим, как Иосиф обнимая Христа, забавляет его цветущей веткой. Иисус ответил: «В Рим, чтобы быть заново распятым». Петр понял слова Христа и вернулся в Рим, где его арестовали и бросили в тюрьму. Диего, превращающий хлеб в розы» (у Ч. Куртиса, в Нью-Йорке). Эта поездка стала для художника роковой упав с лесов во время работы, он получил тяжелые травмы и вскоре скончался. 1 января 1618 года всевильскойцеркви Санта-Магдалена был крещен сын цирюльника Гаспара Эстебана и его жены Марии Перес. Однако, в 1670-х годах он брался писать абсолютно новые, не характерные для себя сюжеты. Леандр» и «Св.

В 1678 г. он исполнил несколько картин для севильской больницы «de los Venerables Sacerdotes» в переводе на русский «почтенных священнослужителей» между прочим «Богоматерь во славе», составляющую одну из главных драгоценностей Луврского музея. Одновременно, Севилья была и крупным центром всесильной и богатой католической церкви. Архангел Рафаил с епископом Домонте. В семье Лагареса явно большое значение придается кровнородственным отношениям. Картины разительно отличаются друг от друга. Диего насыщает нищих» (в Мадридской академии художеств), «Чудо св.

Искусство мастераавтобиографично. Его избили плетью и распяли вниз головой. Второй вариант картины находится в музее Прадо, в Мадриде, но на нём часть ступни ангела и часть вазы с цветами обрезаны краями холста, что значительно искажает композицию произведения. Таковы: «Рождество Богоматери», 1661 г., «Воспитание Девы Марии» 1665 г. и «Непорочное зачатие». Неизвестно, ни когда он появился на свет, ни откуда взялось его (ныне всемирно известное) имя Мурильо.

Корона, увенчанная крестом, как атрибут Царицы мира. Картина «Маленький нищий» иногда считается прямой предшественницей наполненной солнцем живописи XIX в. Хотя портреты, которые можно с уверенностью приписать Мурильо, достаточно редки («Андрее де Андраде», Нью-Йорк, музей Метрополитен «Николас Омасур», Мадрид, Прадо «Портрет рыцаря» иногда называемый «Портрет еврея», там же: «Автопортрет», ок. она сама была зачата «без вожделения». В «Видении Лаутерия» подробно фиксируется отличия нарядов представителей трех орденов. Художник отклонил приглашение короля занять место возле престола.

Количество нищих, беспризорных детей и бездомных бродяг было огромно. Творчество Вальдес Леаля было диаметрально противоположно искусству Мурильо. Он стал испанским Рафаэлем, что означало высочайшую похвалу для художника в XVII и XIX веках. Их датировка условно увязывается с легендарным отъездом Хуана дель Кастильо.

«Кухня ангелов» (в Луврском музее, в Париже), «Кончина св. A. De Valencienne «Murillo у los Capuchmos», Sevilla, 1908 г. Curtis «Velasquez and Murillo. Но, распоряжался ими художник не так как прежде: жертвовал монастырям, раздавал бедным. Непорочное зачатие писали все испанские художники. Поздние работы Мурильо, причисляемые к жанровым, уже не совсем таковы.

Его деятельность завершает «золотой век» испанской живописи, представленный именами Хусепе Риберы, Франсиско Сурбарана, Диего Веласкеса. Диего» или так наз. Центр движения сосредоточен на св. Именно таково хранящееся в Эрмитаже «Непорочное зачатие». И ему волей-неволей приходилось писать то, что хотели получить от него клиенты.

F. Calvert «Murillo», London, 1908 г. G. галерее «Видение св. Таковы работы «Два крестьянских мальчика и негритенок», 1668-70 гг и «Игроки в кости», 1670-75 гг.

Некоторое время художник живет в монастыре капуцинов, где ему было предложено украсить всю алтарную стену. В мае 1665года Мурильо был принят в Братство милосердия. Слева Дева Мария перематывает нитки, но вся она поглощена игрой ребёнка. Справа композицию завершает столярный верстак, что напоминает зрителю о роде занятий Иосифа (он был плотником). Пылкость фантазии иногда мешает ему быть стильным в композиции, но зато он всегда полон жизни и превосходен в колорите и светотени.

На первый взгляд они похожи на «Едоков дыни и винограда. музее «Отдых св. Но он избегает возможной специализации.

Франциск в экстазе», красуются теперь в музее этого города. Его Мадонны («Благовещение», «Мадонна в облаках», «Мадонна с четками», «Воспитание Марии» и другие картины) – это прекрасные испанки с прелестным, нежным лицом и жгучими испанскими глазами. К середине 40-х годов XVII века Мурильо был уже вполне сложившимся художником. Сеан-Бермудес еще видел некоторые из них висящими на своих местах.

К ним можно отнести: «Мученичества святого Андрея», «Бичевание Христа», «Распятие», «Святой Франциск, обнимающий Христа». Большеформатное полотно «Смерть инквизитора Педро Арбуэса», также принадлежащее коллекции Эрмитажа, было заказано живописцу трибуналом севильской инквизиции. 1670-80 гг. из-под кисти Мурильо вышла великолепная «Пресвятая Дева на облаках с восемью, взирающими на неё, святыми» (в зале капитула севильского собора), а в 1670г. — одно из лучших его созданий в колоритном отношении, «Св.

Бартоломео Эстебан Мурильо БАРТОЛОМЕО ЭСТЕБАН МУРИЛЬО (родился 31 декабря 1617 года, Севилья — умер в 1682 году). Семейства на пути в Египет», «Непорочное Зачатие», «Смерть Петра Арбуэза» и «Видение св. Натурщиками для его картин были обычные люди из народа. В композиции этой картины на религиозный сюжет нет ничего мистического и сверхъестественного.

Легенда утверждает, что у Эстебана рано проявляется наклонность к рисованию и заботливый хирург отдает мальчика в ученики к Хуану дель Кастильо (1584- 1640). Из ранних работ Мурильо, оставшихся в Севилье, можно указать всего несколько. Недаром Мурильо получил прозвище — «художник Мадонн». Диего, превращающий хлеб в розы» (у Ч. Куртиса, в Нью-Йорке). Доверчивость проявляется и в раскрытых ладонях Девы Марии.

Антония» (окончена уже к 21 ноября того же года поныне в соборе), причем Мурильо просто обозначен в договоре, как «лучший художник города» в 1660 г. М. избран президентом только что основан ной Академии (интриги Вальдеса Леаля заставляют его вскоре отказаться от этой должности) приблизительно с 1665 г. Мурильо начинает работать для церкви мо настыря S. Maria la Blanca, перестроенной в 1659 г. (лучшие картины ныне в Прадо и в Лувре) в том же году, 4 июня, он вступает в избранное братство «de la Caridad» для монастыря этой же Hermandad, пользовавшейся особенными благодеяниями Маньяры, Мурильо исполняет с 1671 по 1674 гг. Святой Антоний Падуанский (XIII в. ) родился в Лиссабоне и получил воспитание в церковной школе. Он не становится, как Веласкеа, преимущественно портретистом. В картине «Благословении Иакова Исааком» сцене с участием главных героев отведено значительно меньшее место, чем остальному пейзажу с фигурами.

Родившийся в небогатой семье цирюльника, Бартоломе стал в ней четырнадцатым ребенком. Мурильо-пейзажисту приписывают несколько замечательных работ («Пейзаж», Мадрид, Прадо), хотя их атрибуция остается спорной, поскольку известно, что они были созданы в соавторстве с баскским художником Ириарте, личность которого еще не достаточно определена. Композиция не лишена юмора, который, правда, не мешает восприятию сюжета.

У плотника Иосифа настал час отдыха. Исидор» и «Св. Приблизительно к тому же времени относится «Непорочное Зачатие», принадлежащее тому же музею и представляющее едва ли не самое мастерское изображение сюжета, многократно трактованного художником.