Брюллова Последний День Помпеи

«последний день Помпеи» — одна из самых известных картин великого русского художника Карла Павловича Брюллова (1799 — 1852). Давно знакома нам с вами картина Карла Брюллова ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ПОМПЕИ, но подробно мы её не рассматривали. Захотелось узнать её историю и рассмотреть полотно в деталях. Художественное полотно «Последний день Помпеи», созданное Карлом Павловичем Брюлловым, написано в жанре исторической живописи.

Элемент несет главнуюидею картины Брюллова «Последний день Помпеи»: погибель старого мира, зарождение новой эпохи, противопоставление жизни и смерти. В настоящее время картина К. П. Брюллова «Последний день Помпеи» находится в Государственном Русском музее. Неофициальная версия — Брюллов, пораженный представлением вРиме фееричной оперы Джованни Пачини «Последний день Помпеи», придя домой, сразу же набросал эскиз будущей картины. В Италии написал грандиозное полотно великий живописец Брюллов – «Последний день Помпеи».

Неофициальная версия — Брюллов, пораженный представлением в Риме фееричной оперы Джованни Пачини «Последний день Помпеи», придя домой, сразу же набросал эскиз будущей картины. Мультимедийный фильм с элементами интерактивности представляет картину К. П. Брюллова «Последний день Помпеи» из собрания Русского музея историю ее создания исторические, археологические памятники и произведения древнеримского искусства. В грандиозной работе «Последний день Помпеи» Карла Брюллова любой неравнодушный зритель находит ответы на многие вопросы о смысле жизни и предназначении человека. Полотно «Последний день Помпеи» выставляется в зале 14 Михайловского дворца, где находятся и другие картины Карла Брюллова, а также несколько произведений Ивана Айвазовского («Девятый вал», «Волна» и другие)118.

В 1833 г. Карл Брюллов написал свою знаменитую картину «Последний день Помпеи».

«Последний день Помпеи»: классический шедевр русского искусства руки Карла Брюллова

Художник и молодая женщина с кувшином на голове относятся к наиболее поздним фигурам, введённым Брюлловым в композицию127. Город неподалеку от современного Неаполя погиб при извержении вулкана Везувия. Он оказался погребенным под семиметровой толщей пепла. Привлекают внимание и еще три персонажа – женщины склонившие колени в молитве. Как происходила в течение одного дня катастрофа можно увидеть в фильме Би-би-Си или вкратце на такой вот инсталляции: Или посмотреть фильм «Помпеи», где тоже с помощью компьютерной графики воссоздан вид города и масштабный апокалипсисец.

С картины «Последний день Помпеи» Брюлловым были сделаны два авторских повторения исполненных акварелью85. Берег явно продвигался вперед много морских животных застряло в сухом песке. Следуя традиции искусства Возрождения, художник изобразил в левой части картины себя самого с принадлежностями живописца. Оба выжили.

Картина «Последний 
день Помпеи», 1833, 
Брюллов

Картина «Последний день Помпеи», 1833, Брюллов

Осознавая, что самостоятельно спастись невозможно, они надеются на помощь Бога. «Декорацию сию я взял всю с натуры, не отступая нисколько и не прибавляя, стоя к городским воротам спиною, чтобы видеть часть Везувия как главную причину», – делился Брюллов в одном из писем. Мать стремится укрыть детей. Мать на картине совсем не немощна, а вполне еще молода. Эту пару называют «Плиний с матерью» (хотя, как мы помним, Плиний Младший находился не в Помпеях, а в Мизено): в письме к Тациту Плиний передает свой спор с матерью, которая убеждала сына оставить ее и, не мешкая, бежать, а он не соглашался покинуть немощную женщину.

Сохранились многие рисунки извержений разных веков.

Драматический дар проявлялся и в портретах, отличающихся значительностью образов. Савинов писал, что Брюллов так сильно стремился «быть правдивым и точным в изображении дорогой ему античности, воплощённой в прекрасных людях, в улицах и гробницах Помпей, что мы до сих пор верим ему, какой бы условностью ни страдали его воззрения на древность, его художественные средства и приёмы»189. Именно они создают настроение картины.

Описание картины 
«Последний день 
Помпеи»

Описание картины «Последний день Помпеи»

Плиний изображенный на переднем плане, пытается уговорить свою упавшую мать встать и бежать подальше от надвигающейся опасности. Вот таким образом у Брюллова нет искажённых лиц, давки или неразберихи. Преимущественно его полотна написаны в историческом и портретном жанре. Он силён в своей вере, вот таким образом бесстрашен и спокоен перед надвигающейся опасностью. «Художник обыкновенный, конечно, не преминул бы воспользоваться извержением Везувия, чтобы осветить им свою картину но господин Брюллов пренебрег сим средством. Образ-антипод других действующих лиц полотна, его глаза не несут ужаса.

Обмеры терм были закончены в 1826 году37. Заказчик картины— князь Анатолий Демидов— заплатил за полотно сорок тысяч франков16. Впечатленный Брюллов практически сразу взялся за работу, причем, весьма серьезно и основательно.

Картина пользовалась огромным успехом, ей посвятил своё стихотворение «Везувий зев открыл» поэт Александр Пушкин, а писатель Николай Гоголь написал статью, в которой он называл «Последний день Помпеи» одним из ярких явлений XIX века и «светлым воскресением живописи, пребывавшей долгое время в каком-то полулетаргическом состоянии»18. Неподалёку от них стоит христианский священник. Брюллов поместил сцену с Плинием на полотно «как пример детской и материнской любви», несмотря на то что бедствие застигло писателя и его семью в другом городе – Мизенах (около 25 км от Везувия и около 30 км от Помпеев). Рассматривая эскизы будущего шедевра Брюлловаон делает вывод, что «тема требует огромного полотна, но на огромном полотне пропадет то хорошее, что есть в эскизах Карл мыслит небольшими холстами Маленький русский пишет маленькие картины Колоссальное произведение по плечу кому-нибудь покрупнее. » Брюллов не обиделся, лишь улыбнулся — злиться и гневаться на старика было бы абсурдным. Вот таким образом подготовка к написанию шедевра заняла у Брюллова больше 5-ти лет. Эту «моду на вулкан» ввел британский посланник в Неаполитанском королевстве лорд Уильям Гамильтон (супруг легендарной Эммы, подруги адмирала Нельсона).

Девушка рядом несет светильник. По словам Степановой, в этом произведении Брюллову требовалась определённая авторская смелость, чтобы преодолеть границы строгого академизма «путём постановки и разрешения сложнейших композиционных, световых и пластических задач». Жители Помпеи уже переживали за 15 лет до этого извержение вулкана, но не сделали выводов. Конечно, такая работа требовала много времени.

Главное для Брюллова, так же как и для древних скульпторов, – передать человеческое чувство движением. В письме к Демидову от 4 сентября 1830 года Карл Брюллов писал, что ему передали сведения о намерении заказчика разорвать относящийся к картине «Последний день Помпеи» контракт в том случае, если работа над полотном ещё не начата. 15734, также из собрания Остроухова)156157.

История одного шедевра: 
«Последний день 
Помпеи» Брюллова

История одного шедевра: «Последний день Помпеи» Брюллова

Тьма, абсолютно непроглядная, нависла над терпящими бедствие людьми. Брюллов не захотел обезобразить лица людей их тела ни ранами, ни грязью. Выстроенная по «рецептам» академиков композиция. Они неподвижны и просто ждут страшной неминуемой участи. Сыновья спасают старика отца, несут его на плечах.

Критики дружно бранили Брюллова. Вот таким образом точное число погибших оценить невозможно. 29 ноября того же года Министерство императорского двора известило Академию о том, что «государь император не соизволил изъявить высочайшего соизволения на возведение художника Карла Брюллова в звание профессора, а соизволили отказаться, что в сем случае надлежит держаться устава». Историки утверждают, что по картине Брюллова можно изучать древнеримскую культуру. Историческая память – важное понятие страны, боровшейся за свободу от Австрийской власти. – лучшее доказательство того, что в своем проникновении в прошлое Брюллов действительно сроднился с событием, создавая и для зрителя «эффект присутствия», делая его как бы участником происходящего.

Исследователи творчества Брюллова полагают, что самое раннее письменное упоминание художника о работе над новой картиной относится к марту 1828 года52: в письме к своему брату Фёдору Карл Брюллов писал: «Эскиз для картины, заказанной мне граф Разумовской, приведён в порядок сочинение следующее: Последний день Помпеи». К нему жмется мать с двумя дочерьми, будто ища у старика защиты. Живший в Неаполе художник Сильвестр Щедрин в письме к своему брату Аполлону от 6 мая 1828 года писал: «Наконец мне удалось увидеть и сделать этюд с натуры: извержение Везувия». Например, разрушения Содома или египетские казни. Вместе с этим званием художник получил лишь «право носить мундир старшего профессора», оставаясь при этом в чине титулярного советника.

Над мечущимися фигурами – темное небо с зигзагами молний. Только к осени 1833 года работа была завершена75. 1828 – 1833 – Работал над полотном «Последний день Помпеи». 1832 – Написал «Всадницу», «Вирсавию». 1832 – 1834 – Работал над «Портретом Юлии Павловны Самойловой с Джованиной Пачини и арапчонком». 1835 – Вернулся в Россию. 1836 – Стал профессором Академии художеств. 1839 – Женился на дочери рижского бургомистра Эмилии Тимм, но через два месяца развелся.

Его там просто нет. История сохранила эпитеты, полученные художником от знакомых: «Блестящий», «Великолепный». 1827. Она показывает, насколько человек бессилен перед разъяренной природой.

Так, например, знаменитое полотно «Итальянское утро», написанное Брюлловым после приезда в Италию в 1823 году. Картина принесла известность Брюллову, получив лестные отзывы сначала у итальянской публики, затем от членов Общества поощрения художников. Паренек должен был явиться в крепость для присяги послезавтра.

Плиний Младший так описывает то, что происходило 25-го числа в Мизено. Самое выдающееся произведение Брюллова в итальянский период— картина «Последний день Помпеи». Художник использует беспокойный свет, который дает резкие тени, сюжет, полный трагизма. По её мнению, эскизы должны быть расставлены в следующем порядке: 1) 2-й графический эскиз из ГТГ167 2) графический эскиз из ГРМ158 3) живописный эскиз из ПГХГ (на момент написания книги местонахождение этого эскиза было неизвестно)168 4) 1-й графический эскиз из ГТГ169 5) живописный эскиз из ГТГ170 6) графический эскиз из МИХМ171 7) 3-й графический эскиз из ГТГ172 8) живописный эскиз из ГРМ173. Брюллова приветствовали аплодисментами на улице, устраивали овации в театре. Отец художника, Павел Брюлло, не дожил до этих событий— он скончался в январе 1833 года. 1799 – Родился в Петербурге в семье академика орнаментальной скульптуры Павла Брюлло. 1809 – 1821 – Учился в Академии художеств. 1822 – На средства Общества поощрения художников отбыл в Германию и Италию. 1823 – Создал «Итальянское утро». 1827 – Написал картины «Итальянский полдень» и «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя».

«Последний день 
Помпеи» картина 
Брюллова

«Последний день Помпеи» картина Брюллова

писал – «Долго зрела его композиция «Последний день Помпеи» в голове его, чертил он ее в альбомах своих и, наконец, решил ее в огромной величине. Бегущая по дороге толпа вскоре оказалась в полной темноте, слышались крики, плач детей. Другой альбом с набросками художника для картины находится в коллекции Государственной Третьяковской галереи (ГТГ)155.

И все же в художника особо не верили, а иногда и вовсе насмехались. Речь идет о Геркуланских воротах Помпей (Porto di Ercolano), за которыми, уже вне пределов города, начиналась «Улица гробниц» (Via dei Sepolcri) – кладбище с пышными усыпальницами и храмами. По мнению искусствоведа Галины Леонтьевой, разбившаяся женщина «символизирует прекрасный, но обречённый самой историей на гибель античный мир» в то же время дитя, тянущееся к погибшей матери, «воспринимается как аллегория нового мира, должного возникнуть на обломках прежнего, не порвав, однако, живых связей с минувшим»86.

Описание картины 
Карла Брюллова «Последний 
день Помпеи»

Описание картины Карла Брюллова «Последний день Помпеи»

Рядом мужчина поднял руку и пытается хоть как-то защитить свою семью. И лишь немногим удалось спастись. Сила извержения была такова, что пепел от него долетал даже до Египта и Сирии. И над ними— три прекрасных лица, две молодые женщины и художник.

Первая мысль картины «Последний день Помпеи» (1830-1833, Государственный Русский музей) относится к 1827 году. Так автор обозначил историческую кончину языческой религии после прихода христианства. Выйдя за город, мы останавливаемся.

ОПХ подарило картину «Итальянское утро» Александре Фёдоровне, жене Николая I. Император захотел получить парную к «Утру» картину, что послужило началом написания Брюлловым картины «Итальянский полдень» (1827 год). Расчищая от налета пыли, пепла, грязи и земли территорию, археологи находят большое количество предметов, а сам город сегодня является музеем под открытым небом.

Последние стали очень популярным сувениром из Италии. Участие полотна в этой экспозиции было обеспечено при содействии Юлии Самойловой82 сообщая об этом факте, художественный критик Владимир Стасов писал, что «Последний день Помпеи» был помещён на выставке «стараниями графини Самойловой, как видно из письма А. Н. Демидова к его брату в ноябре 1833 года»83. Созданию картины предшествовало пристальное изучение исторических источников (в том числе писем очевидца историка Плиния Младшего) и памятников древности. Прославившее художника полотно изображает не только трагедию народа, гибнущего в столкновении со стихией, но и смену исторических эпох – зарождение на обломках старого языческого мира новой христианской цивилизации.

Редкий случай — общее мнение победило суждения «записных критиков» (как их именовали газеты и журналы): жюри не рискнуло угодить «записным», — Брюллов получил золотую медаль первого достоинства. На верхней площадке— там, где эти встречные потоки должны столкнуться друг с другом, — находится «плотная фигура согбенного корыстолюбца, подбирающего со ступеней золото»148. Решено, наконец, уходить из города за нами идёт толпа людей, потерявших голову. В середине полотна жрец, спасая храмовые ценности, убегает от неминуемой погибели. Материалы археологических раскопок дали художнику предметы быта для его полотна.

Но кому именно они молятся. Формальной причиной отказа в звании профессора было то, что Брюллов создавал «Последний день Помпеи» по свободному выбору, а не по академической программе91. Сыновья несут немощного отца на плечах, «забыв о себе, живя только страхом за его жизнь»4. Гелл и Ганди предположили, что его полное имя— Ариций Скавр (Aricius Scaurus)55, но впоследствии выяснилось, что там был захоронен Умбриций Скавр (Umbricius Scaurus), а усыпальница была воздвигнута его отцом Авлом Скавром (Aulus Scaurus)565758.

В частности, он прочитал свидетельства очевидца событий, древнеримского писателя (впоследствии также политического деятеля и адвоката) Плиния Младшего, который в своих письмах к историку Тациту писал: «Уже первый час дня, а свет неверный, словно больной. Три года велась работа над огромным полотном. Отмечая, что «из этого, вероятно, ничего бы не вышло», далее Железнов писал, что одна дама имя которой осталось ему неизвестным, за обедом, на котором присутствовал и Брюллов, завела с Демидовым разговор о поездке в Помпеи и «сумела поставить его в такое положение, что он из угождения своей собеседнице, заказал Брюллову написать Последний день Помпеи»67. Кроме этого, в Русском музее есть ещё один живописный эскиз («один из ранних вариантов разработки темы»), датируемый концом 1820-х годов (бумага на картоне, масло, 17, 5 19, 7см инв.

Сочинение по картине 
Последний день Помпеи 
Брюллова

Сочинение по картине Последний день Помпеи Брюллова

Сколько удивительного и сколько страшного мы пережили. Молодые люди пытаются вынести старика и уберечь от надвигающейся природной стихии. Так родился замысел картины «Гилас и нимфы». В Помпее началась паника, да вот бежать было некуда.

Сколько их осталось захороненными под обломками домов – неизвестно и по сегодняшний день. Мать, стоящая на коленях и рядом ее дети, которые ищут у нее помощи. Трагедия обнажает их чувства, показывает суть человеческих душ120. Согласно уставу Академии, в звание профессора можно было возводить «отличившегося в бытность свою за границею пенсионера по возвращении его в отечество и по исполненной заданной ему от Совета программе». Смятение и страх испытывает спасающаяся бегством семья.

Сам художник так описывал эту группу в письме к своему брату Фёдору, написанном в марте 1828 года: «в середине картины— упавшая женщина, лишённая чувств младенец на груди её, не поддерживаемый более рукою матери, ухватившись за её одежду, спокойно смотрит на живую сцену смерти сзади сей женщины лежит сломленное колесо от колесницы, с которой упала сия женщина»128119. Человечество до сих пор верит в «авось пронесет». Причем в 1631-м, в 1794-м и 1944 годах извержение было довольно сильным. Женщина стоит на коленях, её окружили дети, пытаясь найти у неё защиты и помощи.

Характеристика и 
описание картины 
Брюллова Последний

Характеристика и описание картины Брюллова Последний день Помпеи

Зачем же Брюллов нарисовал их настолько похожими. Рядом ещё один мужчина пытается помочь пожилой даме встать. Художник, собирающий свои инструменты – это и есть автопортрет Брюллова.

Некогда великолепные статуи девушек падают на несчастных жителей Помпеи. По словам искусствоведа Эсфири Ацаркиной, картина Карла Брюллова «была высоко оценена жюри потому, что поражала грандиозностью события, патетикой чувств, правдивостью ситуации», создавая тем самым «впечатление подлинной монументальной эпопеи»13. Академии Болоньи, Флоренции и Пармы также сделали Брюллова своим почётным членом31. Однако, в 1748 г. археологи смогли его раскопать, приоткрыв завесу ужасной трагедии.

Они заглушают его своею красотою»175. Сначала был сделан по свежему впечатлению композиционный набросок. Искусствовед Светлана Степанова отмечала, что полотно «Последний день Помпеи», прибывшее в Россию в 1834 году, стало «не просто одним из очередных достижений национальной школы, а явлением, ускорившим эволюцию искусства».

По воспоминаниям Александра Бенуа, в том же зале находились «Медный змий» и «Смерть Камиллы, сестры Горация» Бруни, «Христианские мученики в Колизее» Флавицкого, «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения» Иванова, «Тайная вечеря» Ге и ещё две-три картины Айвазовского109110. В одной из групп заднего плана художник изобразил самого себя.

Последний день Помпеи 
Карла Брюллова

Последний день Помпеи Карла Брюллова

Понятно, что археологи работали не один день, а несколько десятилетий. Общество поощрения художников выразило надежду, что, сделав копию с «Афинской школы» и жанровые картины, Брюллов создаст, наконец и капитальное историческое полотно. Таково вдохновение, почерпнутое в петербургской атмосфере»181. Учитывая то, что в 1828 году (когда был готов эскиз для Разумовской) Демидову было всего лишь 15 лет, журналист Николай Прожогин высказывал предположение, что передача заказа могла произойти несколько позже.

Тем не менее, наряду с эскизами, эти наброски дают дополнительную информацию о работе Брюллова над композицией полотна, а также над расположением отдельных групп154. В 1822году Брюллов отправился в Италию для усовершенствования в живописи.

Ж-5081)161162. Гоголем. Художник сообщал Демидову, что по ряду непредвиденных обстоятельств он «не имел на холсте другого, кроме одних начертаний фигур время приближалось к концу контракта, а окончание картины слишком было далеко от оного»6667. По словам Савинова, «Брюллову выпала на долю редкая судьба новатора, принятого в первый же день, как только его труд стал известен»190. Сам же Демидов имея «непреодолимое желание тотчас повергнуть картину на высочайшее воззрение», отправился сухопутным путём, прибыв в Санкт-Петербург раньше, чем туда было доставлено полотно8814. Сын, выносящий отца на себе, напоминает о классическом сюжете про Энея, вынесшего на себе отца из горящей Трои. А мы посмотрим что же отрыли археологи за долгие годы раскопок.

Там же хранятся три графических эскиза, датированных 1828—1830 годами. На ступенях гробницы слева мы видим женщину, чей взгляд полон первобытного ужаса. Он несет на голове самое дорогое – ящик с красками и другими живописными принадлежностями.

На картине вам не удастся найти главного героя. 25 сентября 1834 года Совет Академии пытался ходатайствовать перед Николаем I о возможности присвоить Брюллову звание профессора в порядке исключения, учитывая то, что картина «Последний день Помпеи» «имеет неоспоримо величайшие достоинства, ставящие её в число необыкновенных в нынешнее время художественных творений в Европе». Юноша, держащий на руках свою погибшую невесту, будто не верит, что ее уже нет в живых. Оставшиеся же не спаслись от пепла, достигшего Египта и вулканической лавы.

Перед нами картина «Последний день Помпеи», которая была написана Карлом Брюлловым в 1833 году. Николай Рамазанов тоже отмечал, что во время работы над «Помпеей» Брюллов «доходил до такого изнеможения сил, что нередко его выносили из мастерской»6364. Многие же весь их век в Риме ограничиваются копированием». Роберт Винспиер, состоявший чиновником при русском посольстве в Риме, 6 июля 1827 года сообщал Александру Брюллову: «Ваш братец Карл увезён был в Неаполь графиней Разумовской»47 она же потом выступала в качестве заказчицы эскиза будущей картины48. Доминирующий цвет на картине – красный. Например, в 1822 году английский художник Джон Мартин написал большое полотно «Разрушение Помпеи и Геркуланума» (холст, масло, 161, 6 253, 0см, ныне в галерее Тейт)30, а в 1824 году появилась опера итальянского композитора Джованни Пачини «Последний день Помпеи», декорации к которой создал Алессандро Санквирико31.

Гений внушил ему смелую мысль, столь же счастливую, как и неподражаемую: осветить всю переднюю часть картину быстрым, минутным и беловатым блеском молнии, рассекающей густое облако пепла, облегшее город, между тем как свет от извержения, с трудом пробиваясь сквозь глубокий мрак, набрасывает на задний план красноватую полутень». Каждый образ на картине уникален. На луврской выставке 1834 года, где был показан «Последний день Помпеи», рядом с картиной Брюллова висели полотна Энгра и Делакруа, приверженцев «пресловутой античной красоты». Работу над картиной «Последний день Помпеи» проводила группа отдела реставрации ГРМ, в которую входили Ирина Корнякова, Александр Минин и Евгений Солдатенков116117. Автопортрет и портреты подруги – лучшее доказательство того, что в своем проникновении в прошлое Брюллов действительно сроднился с событием, создавая и для зрителя «эффект присутствия», делая его как бы участником происходящего.

Работа Брюллова над «Последним днём Помпеи» глубоко взволновала и художника Александра Иванова— будущего автора «Явления Христа народу», работавшего с 1830 года в Риме. Так, например, знаменитое полотно «Итальянское утро», написанное Брюлловым после приезда в Италию в 1823 году. Аближе кзрителю — жених, охваченный ужасом, который пытается удержать наруках свою невесту (наней венок изроз), потерявшую сознание. Он хлопнул Дементия по плечу, тот обернулся и с радостью обнял любимого дядьку. Ответ находим все в той же статье Гоголя, который сравнивает картину Брюллова «по обширности и соединению в себе всего прекрасного с оперой, если только опера есть действительно соединение тройственного мира искусств: живописи, поэзии, музыки» (под поэзией Гоголь, очевидно, подразумевал литературу вообще).

Лица людей в большинстве красивы и отражают не ужас, а спокойствие. По мнению искусствоведа Алексея Савинова, «большой темой» картины «Последний день Помпеи» была смена эпох, вызванная катастрофой, которая прервала размеренное течение жизни. Муки тех, у кого взрывался мозг от жары, легкие становились цементом и распадались зубы и кости, мы и представить не можем.

Карл Брюллов лично знакомится с историей погибшего города. В том же письме Сильвестр Щедрин сообщал, что среди прибывших в Неаполь был и Карл Брюллов, но, по его словам, «лишь Брюллов явился ко мне, то, как насмех, стихший вулкан перестал вовсе куриться и он, пробыв дня четыре, возвратился опять в Рим»6061. Три года художник доводит себя до полного изнеможения, пытаясь довести картину до совершенства.

Последний день Помпеи: 
хроника событий

Последний день Помпеи: хроника событий

В 1828 году Карл Брюллов завершил работу над копией фрески Рафаэля «Афинская школа», которая находилась в Ватиканском дворце. Большинство жителей покинули город до катастрофы, однако останки погибших находят и за пределами города. В более поздних эскизах изображение жреца было отодвинуто художником на второй план. Копоть и пепел засыпает несчастный город с его испуганными жителями.

Здесь не может быть никаких рассуждений о вине и наказании. У автора ушло 3 года для того, чтобы полностью продумать и изобразить все его замыслы. Тогда же он делает первые эскизы и наброски для картины. После этого художник начал изучать исторические документы. Художник и критик Александр Бенуа в книге «История русской живописи в XIX веке», первое издание которой вышло в свет в 1902 году, писал, что, по его мнению, картина «Последний день Помпеи» представляла собой «такой фейерверк, такой трескучий оперный финал, громадный, превосходно исполненный, с весьма красивыми, славно группированными статистами», который «должен был производить ошеломляющее действие». На картинах Карла Брюллова люди находились во власти слепой природной стихии, рока.

«Последний день Помпеи» страшна и прекрасна. Поэты посвящали ему стихи. Люди пытаются спастись от разбушевавшейся стихии, вокруг слышны их крики, стоны и мольбы. Костюмы, украшения и предметы быта того времени художник изучал посещая музеи. Гений внушил ему смелую мысль, столь же счастливую, как и неподражаемую: осветить всю переднюю часть картину быстрым, минутным и беловатым блеском молнии, рассекающей густое облако пепла, облегшее город, между тем как свет от извержения, с трудом пробиваясь сквозь глубокий мрак, набрасывает на задний план красноватую полутень», — писали тогда в газетах.

В том же письме, отмечая недостаточное психологическое разнообразие действующих лиц полотна Брюллова, Бруни писал: «Я, может быть, немного придирчив, но я люблю видеть в картине глубокие чувства»180. По словам самого Брюллова, знаменитый посетитель «просидел целое утро перед картиной весь смысл, всю подноготную понял»72. На полотне изображены люди, которые в ужасе бегут от извергающегося вулкана.

Это и составляет предварительное описание картины Брюллова «Последний день Помпеи». Здесь изображена женщина, обнимающая дочерей и священник-христианин. Следует отметить, что современники живописца по достоинству оценили его творчество. Толпа беглецов.

В другом письме к матери, датированном 6 декабря 1825 года, он так описывал свои впечатления: «Я вижу огненные реки, вырывающиеся из его жерла», «дождь песку, золы и камней засыпает пышную Помпею Помпея исчезает перед моими глазами»36. Отчаяние, немая мольба о помощи заметны каждому. Свет от них так силен, что ближайшие к вулкану здания кажутся как бы уже горящими.

Картина «Последний 
день Помпеи»: описание

Картина «Последний день Помпеи»: описание

Колорит его так ярок, каким никогда почти неявлялся прежде, его краски горят имечутся вглаза. Удивительно на этой картине и то, как решен вопрос света. Их лица не обезображены болью, даже лежащая на земле девушка прекрасна. Автопортрет и портреты подруги. Сюжет полотна возник после посещения художником в 1827 году раскопок похороненного много лет назад под лавой Везувия древнего итальянского города Помпеи.

Будучи в восторге от исключительного успеха картины «Последний день Помпеи» в Италии, её владелец Анатолий Демидов очень хотел показать творение и во Франции. «Декорацию сию я взял всю с натуры, не отступая нисколько и не прибавляя, стоя к городским воротам спиною, чтобы видеть часть Везувия как главную причину», – делился Брюллов в одном из писем. К их страху прибавилось новое чувство – неотвратимость трагедии. Он видит пейзаж, который тут же решает изобразить на холсте.

Брюллов впервые изобразил в исторической картине не «героев», не исключительные личности, а народ, его трагическую судьбу. Эту особенность «Помпеи» можно обозначить одним словом – синтетичность: картина органично соединяет драматический сюжет, яркую зрелищность и тематическое многоголосье, подобное музыке. В конце сентября того же года полотно было перемещено в отдельный зал Академии художеств для всеобщего обозрения16. В картине нет главного героя, перед нами объятая страхом толпа. Россия торжествовала. С 1825 по 1828 год он работал над копией «Афинской школы» Рафаэля— этот заказ, который дал художнику важный опыт работы над многофигурной композицией, был предложен ему русским посольством в Риме, обещавшим заплатить за него 10 тысяч рублей41. Густой черный туман, потоком расстилающийся поземле, настигал нас. Эта новость невероятно обрадовала Дементий, наконец, его мечта осуществиться.

В Государственном Русском музее (ГРМ) хранится альбом Брюллова с первыми набросками для «Последнего дня Помпеи» исчерченный художником «без всякого порядка». Решено, наконец, уходить из города за нами идет толпа людей, потерявших голову и предпочитающих чужое решение своему с перепугу это кажется разумным нас давят и толкают в этом скопище уходящих. Стоит также отметить, что на картине изображён и сам Брюллов — мужчина в левом углу. Весь город стекался дивиться ей»9.

Оставшиеся же не спаслись от пепла, достигшего Египта и вулканической лавы. Магдалина Ракова отмечала, что изображение художника близко к датированному 1833 годом автопортрету Брюллова из Русского музея, причём не только за счёт внешнего сходства, но и с точки зрения характера интерпретации образа. Вместе с «Последним днём Помпеи» на выставке, проходившей в Лувре, экспонировались полотна известных французских художников: «Мученичество святого Симфориона» Энгра, «Казнь Джейн Грей» Делароша, «Битва Мария с кимврами» Декана, «Смерть Пуссена» Гране, «Арабский сказитель» Верне13, «Алжирские женщины» Делакруа84 и другие.

Сочинение по картине 
Брюллова Последний 
день Помпеи

Сочинение по картине Брюллова Последний день Помпеи

За картину Карла Павловича Брюллова Николай I наградил лавровым венком. И вот что интересно – лица на картине похожи, а позы – разные. Иванов считал, что славный художник лишь в глазах невежд может казаться ленивым. Карл Брюллов так описывал эту часть композиции в письме к своему брату Фёдору: «сзади сей группы виден теснящийся групп на лестнице, ведущей в Sepulcro Scauro, накрывая головы табуретками, вазами (спасаемые ими вещи все взяты мною из музея)»48119. Брюллов написал почти всё не так как полагалось. По словам Гагарина, «это великое произведение вызвало в Италии безграничный энтузиазм»: в разных городах её автору устраивали торжественные приёмы, «ему посвящали стихотворения, его носили по улицам с музыкой, цветами и факелами»81.

Искусствовед Алла Верещагина отмечала, что сюжет, выбранный Брюлловым для полотна «Последний день Помпеи», «был неслыханным в практике классицистической исторической живописи»: художник показал не подвиг одного героя, совершаемый в гордом одиночестве или в окружении восхищённых его действиями зрителей, а стихийное бедствие, одновременно затронувшее многих людей, — тем самым «впервые в русскую историческую живопись вошёл народ»20. Плиний Старший, который в то время был командиром римского флота, отправился в Мизены, чтобы понаблюдать за редким явлением природы. Страх и смятение в композиции семьи, укрывшейся покрывалом. Редкий случай – общее мнение победило суждения «записных критиков» (как их именовали газеты и журналы): жюри не рискнуло угодить «записным», – Брюллов получил золотую медаль первого достоинства. Шесть лет над монументальным плотном работал Карл Брюллов.

Страстный вулканолог, он был буквально влюблен в Везувий и даже построил на склоне вулкана виллу, чтобы с комфортом любоваться извержениями. Кроме этого, значительное влияние на художника оказала другая ватиканская фреска— «Пожар в Борго», созданная Рафаэлем и его учениками. 3176). Юный жених, забыв об опасности, вглядывается в помертвевшее лицо невесты.

Само же полотно, площадью более 30-ти квадратных метров, он создал меньше чем за год. Себя Брюллов изобразил художником, несущим на голове ящик с кистями и красками. Женщина – единственный персонаж, смотрящий прямо, обращаясь к зрителю.

Стержень этот. Одежда людей чистая, на ней не видно крови. Об этом говорят еще манускрипты древних историков, в частности, Плиния младшего. В 1995 году проводилась масштабная реставрация полотна, во время которой было осуществлено дублирование с рабочего подрамника на новый холст, проведены укрепление красочного слоя, регенерация старого лака и тонирование утрат, а также удалены загрязнения, кромки и пластыри с тыльной стороны картины. М-7267. Г-176)160.

Для второго, силуэтного плана применялись блёклые полутона, среди которых встречались нежно-голубые, светло-зелёные и золотисто-жёлтые. Заканчивая описание картины «Последний день Помпея» (как ошибочно называют полотно некоторые), попробуем проанализировать ее, найти скрытый смысл. Три года понадобилось ему, чтобы создать шедевр размером 4, 5 х 6, 5 метра. Художник так описывал эту группу в письме к своему брату Фёдору: «По правую сторону помещаю групп матери с двумя дочерьми на коленях (скелеты сии были найдены в таком положении)»48119. Кстати, Брюллов некоторые фигуры срисовал с фигур из раскопок.

Эту новизну принес в Европу свежий ветер романтизма. Вместе с тем Бенуа полагал, что и публика и художники «заболели» от этой картины «самым бешеным энтузиазмом» потому, что она притягивает всех своим «эффектничанием» и «надутым, но выдержанным пафосом»183. Бруни также отмечал «ужасный эффект, полученный благодаря молнии, которая соблаговолила замереть в воздухе, чтобы осветить сцену, выполненную с художественной точки зрения достойной восхищения»179. Но были третьи – зрители: парижане часами толпились перед «Последним днем Помпеи» и восхищались им так же дружно, как римляне. Популярность картины и её автора стремительно росла: в те дни вместо обычного приветствия на римских улицах и в местных кафе можно было услышать: «Видели ли вы картину Последний день Помпеи, о которой говорит весь Рим. »78 Писатель Николай Рожалин в письме к литературному критику Степану Шевырёву от 25 августа 1833 года сообщал: «У нас в Риме важнейшим происшествием была выставка картины Брюллова в его студии.

Работа Брюллова 
над картиной «Последний 
день Помпеи»

Работа Брюллова над картиной «Последний день Помпеи»

Таково описание картины Брюллова «Последний день Помпеи». Из 20 000 жителей Помпей в зданиях и на улицах погибло около 2000 человек. Половину сознательной творческой жизни Карл Брюллов провел в Европе.

Среди них— один из первых эскизов к полотну (бумага, бистр, перо, 15, 5 18, 9см инв. Им некому помочь. В то же время Брюллов был занят копированием «Афинской школы» Рафаэля и написал множество портретов. Во время посещения он сделал необходимые для картины наброски, после чего приступил к написанию полотна.

«Последний день 
Помпеи»: история 
создания картины

«Последний день Помпеи»: история создания картины

В письме к своему брату Фёдору художник так описывал семейную группу, расположенную возле ступеней гробницы Скавра: «бегущее семейство, думая найти убежище в городе: муж, закрывши плащом себя и жену, держащую грудного ребёнка, прикрывая другой рукой старшего сына, лежащего у ног отца»142119. Это мы можем понять по фигуре, которая расположена в левом нижнем углу. Полотно по-праву назвали лучшей картиной столетия.

– кладбище с пышными усыпальницами и храмами. Для таких крупноформатных картин, как «Последний день Помпеи», специально изготавливали деревянные валы длиной до 10м и диаметром от 60 до 120см, на которые их наматывали. Анны 3-й степени. К вечеру извержение пошло на убыль, а 26-го к вечеру все стихло. Все это так как на их лицах изображены эмоции, которые полны страха и ужаса. Но в таких библейских историях подразумевалось, что казнь идет свыше, здесь можно было увидеть проявление божьего промысла.

Древнеримский писатель и адвокат Плиний Младший рассказывал, что это случилось в седьмом часу после восхода солнца (примерно в полдень) 24 августа. Это называется «КЛАССИЦИЗМ». Перед отъездом из России фамилия братьев Брюлло была официально изменена на русский лад: Александр I пожаловал им «въ» и они стали Брюлловыми24.

Выразить это «новое чувство», создать новый образ античности – не отвлеченно-музейный, а целостный и полнокровный, стремился художник в своей картине. Много труда и подлинного вдохновения вложил он в свое творение. Я осветил камни около ног воина и воин выскочил из картины. Его фигуры прекрасны при всём ужасе своего положения. На обеде, устроенном в его честь Московским художественным классом 28 января 1836 года, певец-баритон Николай Лавров исполнил песню «Там, где парил орёл двуглавый», содержавшую следующее четверостишие: «Принёс ты мирные трофеи / С собой в отеческую сень, — / И был последний день Помпеи / Для русской кисти первый день. »101102 Автором музыки был композитор Алексей Верстовский, а стихи приписывались Евгению Баратынскому (по другой версии, автором слов являлся Степан Шевырёв)102. Одну из причин такого прохладного приёма критик «Gazette de France» видел в том, что «прекрасная картина господина Брюллова прибыла слишком скоро в Париж после пребывания в нём казаков».

Напервом плане— два сына несут своего старика отца наруках. Утром на город стала надвигаться черная туча пепла.

Это отразилось в последней композиции художника и составляет описание картины Брюллова «Последний день Помпеи». Там же Рамазанов приводил следующее высказывание Брюллова: «Для написания Помпеи мне ещё мало было таланта, мне нужно было пристально вглядеться в великих мастеров»6364. У Плиния художник позаимствовал образ матери и юноши.

– объясняли русские), однако «Помпея» удостоилась золотой медали французской Академии изящных искусств. Кажется, что на плоскости холста запечатлен не город, а целый мир, переживающий гибель. Именно для «совета» со старыми мастерами уже в процессе работы над картиной Брюллов ездил в Венецию и Болонью— в Венеции художник хотел ещё раз повидать творения Тициана и Тинторетто, а в Болонье он на некоторое время задержался, копируя «Святую Цецилию» Рафаэля65.

Он тонко улавливает рефлексы света и соединяет их с отчетливой светотенью. Брюллов получил диплом почётного члена Миланской Академии изящных искусств, в сопроводительном письме от которой было написано: «Присоединив Вас к себе в качестве своего почётного члена, Академия только увеличила блеск своей славы». По мнению Верещагиной, своим произведением художник «приблизил историческую живопись к современному уровню знаний и представлению о прошлом» в значительной степени этому способствовало стремление Брюллова к исторической верности в изображении архитектуры, одежды, а также национального облика героев картины121. И наконец в 1830 году Брюллов решается испытать себя на большом холсте.

Карл метался между впитанной в Академии классикой с её идеально-возвышенными принципами и новой эстетикой романтизма. В ней «с равною силой выражены и физические движения и порывы испуганных, трепещущих душ»143. По поводу столь длительной и тщательной подготовки к написанию «Помпеи» не менее великий художник Иванов А. А. Жених уносит бесчувственную невесту. Невозможно передать в словах ритм этих скомканных в один узел человеческих фигур, над которыми ясным Американский искусствовед Джордж Хёрд Хэмилтон в монографии об искусстве и архитектуре России писал, что успех, который сопутствовал полотну «Последний день Помпеи», можно было объяснить тем, что в нём любой зритель мог найти что-нибудь на свой вкус.

Весной 1828 года снова начал проявлять свою вулканическую активность Везувий. Опыт копирования многофигурного произведения оказался очень ценным для построения композиции картины «Последний день Помпеи». Искусствовед Ольга Лясковская высказывала предположение, что моделью для девушки с кувшином могла послужить известная натурщица Виттория Кальдони, впоследствии ставшая женой художника Григория Лапченко134.

Кажется, он замедлил шаги и старается запомнить развернувшуюся перед ним картину. Иванов писал Брюллову: «Любопытный видеть славную Вашу картину, я несколько раз покушался прийти к Вам в студию, но, наконец, несмотря на все убеждения людей к Вам близких войти к Вам без позволения, я решился написать к Вам письмо сие, в коем теперь спрашиваю самих Вас, позволите ли Вы мне видеть труды Ваши. » Другого живописца— Петра Басина, увидевшего «Последний день Помпеи» ещё в состоянии подмалёвка, — картина Брюллова вдохновила на создание полотна «Землетрясение в Рокка ди Папа близ Рима»31. Незадолго до его смерти, когда картина «Последний день Помпеи» начала экспонироваться в академическом зале, товарищи Ивана на руках принесли его к полотну старшего брата. Художник же, смело подняв глаза, смотрит на небесный огонь: «в роковую минуту он не оставил того, что для него всего дороже, — ящик с кистями и красками»149. Каждый большой художник нарушает существующие правила.

Но гибель неизбежна. Не сумев в полной мере отразить эмоции и игру чувств на лицах Плиния и его матери, художник смог передать происходящий между ними драматический диалог с помощью жестов. «Мир все же гармоничен в своих основах» – это ощущение возникает у зрителя подсознательно, отчасти вопреки тому, что он видит на холсте.

Писатель Николай Гоголь в статье «Последний день Помпеи», написанной в августе 1834 года и опубликованной в январе 1835 года в сборнике «Арабески», называл картину одним из ярких явлений XIX века и «светлым воскресением живописи, пребывавшей долгое время в каком-то полулетаргическом состоянии»18, а самого Брюллова— «первым из живописцев, у которого пластика достигла верховного совершенства». Этот эскиз датирован 1828 годом и, по-видимому именно он упоминался Карлом Брюлловым в письме к брату Фёдору как «эскиз для картины, заказанной мне графиней Разумовской»161. Возвратившись с проходившей в 1834 году выставки, на которой экспонировался «Последний день Помпеи», Александр Пушкин по памяти набросал одну из групп полотна— старца, которого несут сыновья, — и написал стихотворение: «Везувий зев открыл— дым хлынул клубом— пламя / Широко развилось, как боевое знамя. Мы видели, как море отходит назад земля, сотрясаясь, как бы отталкивала его. На заднем плане картины грозно возвышается огнедышащий вулкан.

Кто-то оплакивал свою неминуемую гибель, другие – смерть близких. Себя Брюллов изобразил художником, несущим на голове ящик с кистями и красками. Ракова также отмечала схожесть образов этой группы с античным мотивом гибели Ниобид— детей Ниобы, умерщвлённых древнегреческими богами Аполлоном и Артемидой (возможно, Брюллов видел посвящённую этому сюжету скульптурную композицию в галерее Уффици во Флоренции)139. Молодой человек, уговаривающий свою мать встать и продолжить бегство. Удивительно на этой картине и то, как решен вопрос света.

Как если бы библейская история знала бы не бессмысленный рок, а только гнев Божий. В письме от 12 (24) сентября 1834 года Демидов сообщал Брюллову: «Достославную сию картину я всеподданнейше поднёс государю императору и удостоился благосклонного принятия. Он же не исключал, что «дамой, подтолкнувшей Демидова на заказ», могла быть другая графиня— Юлия Самойлова46. Торжественное событие было подробно описано в письме художника Андрея Иванова (бывшего наставника Брюллова) своему сыну Александру от 8 августа 1836 года.

Интересные факты о картине «Последний день Помпеи»

В картине рассказано множество захватывающих и трогательных историй. Рядом с разрушающимися постройками в правом краю полотна можно увидеть человека на лошади. Отзыв, опубликованный в газете «Dbats», был ещё более негативным: «В этом произведении нет воодушевления, оно оставляет зрителя холодным и невнимательным»85. Вторую копию Брюллов сделал для вице-короля Ломбардо-Венецианского королевства Райнера Иосифа Австрийского— об этом известно из хранящегося в рукописном отделе Русского музея письма художника, в котором он давал поручение о переводе 1350 австрийских лир, описывая их как «вознаграждение, которое Его Высочество герцог Раниери и вице-король Ломбардский Венецианского королевства соблаговолил назначить мне, на акварельный рисунок исполненный мною в его альбоме изображающий мою большую картину Последний день Помпеи»85.

11733, поступил из собрания И. С. Остроухова). Рядом с лошадью расположилась толпа. Узнав о том, что в Помпеях было открыто хорошо сохранившееся здание публичных бань (терм), Александр получил от неаполитанского короля позволение делать обмеры и зарисовки любых заинтересовавших его архитектурных сооружений, обнаруженных при раскопках32. Так появился на полотне портрет легкоатлета Марини – фигура отца в семейной группе.

Столько же героев изображено на многофигурном полотне Брюллова. Полотно Брюллова вдохновляло поэтов и писателей на создание литературных произведений.

Где находится «Последний 
день Помпеи»

Где находится «Последний день Помпеи»

Публицист и писатель Александр Герцен неоднократно писал о картине «Последний день Помпеи» в своих письмах, дневниках и других произведениях96. Казалось, что город скрылся с лица земли. Народ, гонимый страхом, / Под каменным дождём, под воспалённым прахом, / Толпами, стар и млад, бежит из града вон»96. Еще при жизни Брюллова его полотна получали самые восторженные отзывы.

Неизвестно, когда и каким будет следующее. И картины и мастера. Ж-7867, поступил в 1963 году от Е. М. Шапиро), а также этюд «Голова натурщицы» (бумага на холсте, масло, 17, 2 17, 2см инв. Это дань традиции художников Возрождения рисовать свой автопортрет на картине. Каменные блоки из которых состояли здания, также стремятся упасть на землю. После открытия музея в 1898 году она была выставлена в Михайловском дворце, в одном зале с другой картиной Брюллова «Осада Пскова». После расчистки пепла оказалось, что за две тысячи лет город прекрасно сохранился. На переднем плане изображены люди.

Везувий и после этого просыпался не раз, почти что раз в 20 лет. Извержение Везувия. В 1897 году она была передана в создаваемый в то время Русский музей императора Александра III (ныне— Государственный Русский музей), где она и находится до сих пор12. Сейсмологи поражаются тому, с какой убедительностью изобразил он землетрясение: глядя на разрушающиеся дома, можно определить направление и силу подземного толчка (8 баллов).

О сюжете картины 
«Последний день 
Помпеи»

О сюжете картины «Последний день Помпеи»

Самые известные работы – Всадница, Осада Пскова, Портрет археолога Микеланджело Ланчи и другие. На картине «Последний день Помпеи» графиня Самойлова представлена сразу в трёх образах: женщина с кувшином на голове, разбившаяся женщина на мостовой в центре полотна и мать в левом углу картины, которая обнимает своих дочерей. У него совсем не такая толпа, как на улице. Для современников ее появление было событием.

Таким образом мастер передал чувства с помощью движения, пластики. Реакция публики была здесь не столь горячей, как в Италии (завидуют. В целом приём, оказанный в Париже картине «Последний день Помпеи», оказался менее восторженным, чем в Италии13. Кроме этого, Николай I подарил художнику бриллиантовый перстень94.

Описание картины 
Последний день Помпеи

Описание картины Последний день Помпеи

Прозрачные одежды героев картины падают «струящимися складками», которые дают возможность явственно обрисовать контуры их фигур при этом характер складок одежды свидетельствует о душевном состоянии действующих лиц. Ни один русский художник не имел такого успеха в Европе, как молодой 34-хлетний Брюллов, за которым очень быстро закрепилось символичное прозвище — «Великий Карл», — что соответствовало масштабуего шестилетнего многострадального детища — размер холста достигал 30 квадратныхметров (. ). Они бегут, мать просит её оставить и спасаться в одиночку, но Гай помогает ей идти дальше. Несмотря на то, что этот народ был показан Брюлловым довольно идеализированно и абстрактно, без какой-либо социальной характеристики, Верещагина писала, что нельзя не оценить значение сделанного автором полотна: «до него в русской исторической живописи слышался голос солиста, Брюллов заставил звучать хор»191. Наблюдения за вулканом, когда он проявлял активность (в 18-19 вв.

Картина была подарена Демидовым Николаю I, который ненадолго поместил её в императорский Эрмитаж, а затем подарил Академии художеств. В частности, в очерке «Новая фаза русской литературы» (другой перевод— «Новая фаза в русской литературе»), опубликованном в 1864 году в газете «La Cloche», он так описывал свои впечатления о полотне Брюллова: «На громадной картине вы видите группы испуганных, остолбеневших людей они стараются спастись они погибают среди землетрясения извержения вулкана, настоящего катаклизма они падают под ударами дикой, тупой, неправой силы, всякое сопротивление которой было бы бесполезно. Дети, обнимающие мать, преклонили колени. Во время пребывания в Италии художнику довелось побывать на археологических раскопках, открывших миру древние города Помпеи и Геркуланум, погребенные при извержении Везувия 24 августа 79 года.

Картина беззвучно кричит о том, что нет в мире ничего важнее человеческой трагедии. Среди погибших от извержения был Плиний Старший из научного интереса и из желания помочь страдавшим от извержения людям пытавшийся приблизиться к Везувию на судне и оказавшийся в одном из очагов катастрофы — у Стабии. Дементия берут в армию и вдобавок в отряд, которым командовал дядька.

Карл Павлович Брюллов: 
Последний день Помпеи

Карл Павлович Брюллов: Последний день Помпеи

Причем, в тот момент наиболее расчищенными оказались именно Помпеи. «Последний день Помпеи» (описание картины и ее восприятие итальянцами можно выразить одним словом – триумф) стал шедевром для жителей страны. Христианин с обнажившейся грудью и крестом на ней верит в будущее воскресение.

Подобное использование драпировок демонстрирует хорошее знакомство Брюллова с шедеврами античного искусства более того, в ряде первоначальных набросков к «Последнему дню Помпеи» просматривается непосредственное влияние искусства вазописи31. Вспышки молний освещают лишь передний план. Вокруг рушатся здания.

Сочинение описание 
картины Брюллова 
Последний день Помпеи

Сочинение описание картины Брюллова Последний день Помпеи

Достоверно известны, что тут был театр, водопровод и римские бани. В частности, это видно в изображениях их ног: «мускулистые, натруженные в походах ноги широко шагающего воина, мелко переступающие и мягко очерченные— юноши»137. Отзывы критиков ошеломляли.

Он посещал окрестности Везувия не единожды, делая наброски для будущего полотна. Находясь под влиянием произведения Брюллова, английский писатель Эдвард Бульвер-Литтон в 1834 году написал роман «Последние дни Помпеи»97. Может быть, напуганные, они просят помощи у всех известных божеств.

Парни несут на руках старого отца, который сам, скорее всего, не может убежать. В июле 1827 года Карл Брюллов, наконец, отправился в путешествие из Рима в Неаполь4. Смотрит он на разрушаемые огромной силой стихи статуи языческих богов. Прибывшие туда картины и другие экспонаты были размещены в Молотовской областной картинной галерее (ныне Пермская государственная художественная галерея), расположенной в здании Спасо-Преображенского кафедрального собора. По предположению Ольги Лясковской, при написании сыновей и отца Брюллов воспользовался принципом построения аналогичной группы использованным в картине Тинторетто «Похищение тела святого Марка из Александрии»127.

Описание настроения 
картины Последний 
день Помпеи

Описание настроения картины Последний день Помпеи

Брюлловский красный – кровавый, словно отражающий библейский Армагеддон. В «Последнем дне Помпеи» каждая группа имеет свое содержание, вытекающее из общего содержания картины. Содержанием многих из этих картин, как и полотна Брюллова, была тема страдания. В письме к Александру Брюллову от 13 апреля 1833 года Яненко сообщал, что его брат «творит чудеса», а его новая картина— чудо. Картина принесла Брюллову мировую известность. По словам Иванова, общий стол был накрыт перед полотном «Последний день Помпеи», причём «на одну сажень расстояния от картины протянута решётка, чтобы не близко подходить к оной»105. В начале января 1836 года99 (по другим данным, в конце декабря 1835 года100) Брюллов выехал из Одессы в Москву, где провёл несколько месяцев.

Среди мастеров русского романтизма Карл Брюллов– выдающаяся фигура. По словам самого Брюллова, которые цитировал в своих воспоминаниях скульптор Николай Рамазанов, «надо было пережевать 400 лет успехов живописи, дабы создать что-нибудь достойное нынешнего требовательного века». Сыновья, которые уносят своего отца. При этом, «желая изъявить новый знак всемилостивейшего внимания к отличным дарованиям сего художника» император пожаловал ему орден Святой Анны 3-й степени92 (указ о награждении был датирован 27 ноября 1834 года93). Но картина Брюллова «Последний день Помпеи» – по первому впечатлению обычная история катастрофы. Плиний Младший оказался очевидцем, оставившим письменное свидетельство о гибели городов.

Отдавая должное своему конкуренту, он писал что новая картина Брюллова «очень красива, особенно для публики». В письме к своему брату Фёдору Карл Брюллов так описывал образ жреца: «По правую сторону упавшей женщины— жрец, схвативши жертвенник и приборы жертвоприношения, с закрытой головой, бежит в беспорядочном направлении»128131. В Помпеях было восемь ворот, но далее художник упомянул «лестницу, ведущую в Sepolcri Scauro» – монументальную гробницу именитого горожанина Скавра и это дает нам возможность точно установить выбранное Брюлловым место действия. Художник Михаил Железнов со ссылкой на рассказы самого Брюллова писал, что «к концу 1830г.

Анализ картины «Последний 
день Помпеи»

Анализ картины «Последний день Помпеи»

Последнему дню древнего города и была посвящена картина русского художника Карла Брюллова. Его возвращение состоялось в конце 1835 года: 17 декабря он прибыл в Одессу из Константинополя на пароходе «Император Николай». Художник Фёдор Бруни, работавший в те годы над монументальным полотном «Медный змий», подробно описывал картину «Последний день Помпеи» в письме к скульптору Самуилу Гальбергу от 17 марта 1834 года.

В монографии о творчестве Брюллова изданной в 1940 году искусствовед Ольга Лясковская предприняла попытку хронологического упорядочивания восьми графических и живописных эскизов, созданных Брюлловым в процессе работы над картиной «Последний день Помпеи». К картине ведет длинный ряд эскизов, но сравнительно мало рисунков и этюдов с натуры. Поражает талант художника, сумевшего передать всю хрупкость человеческой жизни.

Описание картины 
Брюллова «Последний 
день Помпеи»

Описание картины Брюллова «Последний день Помпеи»

Плиний проплыл мимо Геркуланума, людей на берегу в тот момент можно было еще спасти, но он стремился скорее увидеть извержение во всей красе. Плиний вернулся в Мизено, хотя землетрясения продолжались. Полотно отправляется непосредственно в Рим фактически сразу после написания. Рафаэль оказал огромное влияние на композиционное и пластическое решение, на характеристики и описание картины Брюллова «Последний день Помпеи». Такая мощная сюжетная нагрузка на картину может быть опасна для живописи, делая полотно «рассказом в картинках», но у Брюллова литературность и обилие деталей не разрушают художественной целостности картины. Ж-11015, поступил в 1929 году из музея Остроухова)164165.

Одежда героев, задний план картины словно сливаются с заревом вулкана. Но думается, что возможен и другой поворот темы: сплав двух «измов» оказался плодотворным для картины. По словам Эры Кузнецовой, «только в результате напряжённой работы художнику удалось передать то величие и красоту чувств, которые и по сей день пленяют нас»123.

Общество предлагало ряд тем, от которых он отказывался, выдвинув встречное предложение. Тогда я осветил всю мостовую и увидел, что картина моя была окончена»7677. Причем это не тот жизнерадостный цвет, который призван дарить жизнь. За столом был предложен тост за Карла Брюллова, «прославившего в Европе имя русского художника»106. – осмеянные последующими поколениями живописцев «треугольники», в которые вписываются группы людей, равновесные массы справа и слева.

Арядом сними — юноша, умоляющий мать подняться ибежать далее отэтой всепоглощающей стихии. Почему. Кроме того, прислушиваясь к голосу романтизма, он изобразил массовую народную сцену, нарушив классический принцип барельефности. Ю. Самойлова была воплощением его идеала, который пылал мощью и страстью красоты. Что-то было навеяно раскопками, что-то историческими фактами.

Во время посещения Помпеи Брюллов увидел фреску, сохранившуюся на стене одного из домов. Каждый садовник знает, как хорошо растет на золе урожай.

Сочинение Последний 
день Помпеи

Сочинение Последний день Помпеи

Отец Дементия погиб, когда тот был маленьким и Амадей был ему, как отец. Рушатся здания, а вместе с ними рушится привычная жизнь людей, которые пытаются спастись в бесполезном бегстве. Так продолжалось несколько часов, но после полудня пепловая туча стала рассеиваться.

Он раз за разом менял композицию, но собственная работа его не устраивала. Эскизы же поражают не только количеством, но и последовательностью развивающейся в них картины. Если разглядывать картину, то можно выделить несколько групп и отдельных персонажей, каждый со своей историей. Далее художник пишет: «Декорацию сию я взял всю с натуры, не отступая нисколько и не прибавляя, стоя к городским воротам спиною, чтобы видеть часть Везувия как главную причину, — без чего похоже ль было бы на пожар. » В том же письме Карл Брюллов подробно описывает группы действующих лиц, которые он предполагал изобразить на полотне4853.

Публикация сих артефактов в издании «Antichita di Ercolano», выпущенном итальянской Академией и переизданном в других странах между 1771 и 1780 годами, вызвала реакцию культурного шока – на фоне винкельмановского постулата о «благородной простоте и спокойном величии» античного искусства. Это послужит значительным шагом вперед в сравнении с картиной Брюллова. 3175)156. Сам Брюллов посетил трагически известный город в 1827 году.

  1. Древнеримская трагедия, ставшая триумфом Карла Брюллова
  2. Тайны «Последнего дня Помпеи»: Кого из современниц Карл Брюллов изобразил на картине четырежды
  3. Клоны любимой: занимательные факты о самой известной картине Брюллова
  4. Сообщество «Волшебная сила искусства»
  5. На стыке классицизма иромантизма

«Я ответил, что спасусь только вместе с ней беру ее под руку и заставляю прибавить шагу», – рассказывал Плиний. Она выражалась в разнообразии жанров и сюжетов, в широте охвата жизненных явлений. Жители в ужасе бежали из города к берегу моря (вероятно, так же пытались поступить и жители погибших городов). В Помпеях было восемь ворот, но далее художник упомянул «лестницу, ведущую в Sepolcri Scauro».

Творческий диапазон художника был необычайно широк. Художник ранее у него учился, копируя фрески «Пожар в Борго» и «Афинскую школу», где действует около сорока персонажей. По одному описанию, «его несли сквозь бесчисленную толпу, молча расступавшуюся перед ними»17, по другому— «в часы, свободные от публики, его принесли в кресле из академического лазарета и оставили в зале одного», после чего он долго молча сидел перед картиной, впервые за долгое время абсолютно не кашлял и, закрывая и открывая глаза, как бы вбирал картину в себя, чтобы унести с собой её образ95.

Виной – соблазнительное морское побережье и плодородные земли. Эти черные клубы дыма и пепла разрывают острые яркие молнии. Брюллов отошел от правил реализма, следуя основам классицизма.

  1. Брюллов-театральный постановщик
  2. Самое интересное в виде мозаики
  3. ЗАСТЫВШАЯ ТРАГЕДИЯ: О КАРТИНЕ КАРЛА БРЮЛЛОВА ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ПОМПЕИ
  4. Коллекция Государственного Русского музея
  5. Композиция картины: сочетание романтизма и классицизма
  6. Центральная и левая часть холста
  7. ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ПОМПЕИ (история одной картины)

Картина Брюллова угодила всем – и строгим академикам, ревнителям эстетики классицизма и тем, кто ценил в искусстве новизну и для кого «Помпея» стала, по словам Гоголя, «светлым воскресением живописи». В письме родителям от 8 мая 1824 года Александр писал, что «вид сих развалин невольно заставил меня перенестись в то время, когда эти стены были ещё обитаемы, когда этот форум, на котором мы стояли одни и где тишина была прерываема какой-нибудь ящерицею, был наполнен народом»3435. На луврской выставке 1834 года, где был показан «Последний день Помпеи», рядом с картиной Брюллова висели полотна Энгра и Делакруа, приверженцев «пресловутой античной красоты». Его восторженно встретили в Италии, Франции, России. Брюллову удалось передать трагическую участь жителей и их неминуемую гибель. Именно в этом Гоголь видел высшее совершенство художника— в том, что в самой катастрофе ему удалось показать всю красоту человека и «всё верховное изящество своей природы»175176.

Древнеримская трагедия, 
ставшая триумфом 
Карла Брюллова

По словам Раковой и в автопортрете и в «Последнем дне Помпеи» Брюллов «изображает себя в сходном душевном состоянии: и в том и в другом случае мы видим человека, чьи душевные силы в трагическом напряжении, выражающемся даже игрой одних и тех же мускулов лица, к тому же одинаково подчёркнутых в обоих случаях резким освещением»150. К счастью, они спасаются.

Многосторонность его таланта была отмечена Н. В. Горизонт заливает кроваво-красный свет пожара. В толпе, находящейся на ступенях гробницы Скавра, происходит встречное движение. Речь идет о Геркуланских воротах Помпей (Porto di Ercolano), за которыми, уже вне пределов города, начиналась «Улица гробниц» (Via dei Sepolcri). Летом 1834 года, после окончания парижской выставки, по распоряжению Анатолия Демидова картина «Последний день Помпеи» была запакована в огромный ящик, погружена на корабль «Царь Пётр» и отправлена из Франции в Санкт-Петербург морем14. Священник— «один из немногих героев картины, который бесстрашно обратил открытое лицо навстречу молниям, навстречу катастрофе», будто бы он «готов вступить в единоборство с разбушевавшейся стихией»143.

В частности, автор статьи в журнале «LArtiste» писал, что, по его мнению, у полотна Брюллова слишком большой размер и сама картина «опоздала на 20 лет», хотя она и «задумана с большой смелостью воображения». По мнению искусствоведа Марины Шумовой, введение в композицию автопортрета Брюллова является «абсолютно романтической деталью», поскольку «художник становится соучастником изображённого события, всё, происходящее в картине, как бы проходит через призму его восприятия и переживания»151. Место, где происходит действие, для него было ясно сразу – перекресток улицы Гробниц.

Сюжет картины рассказывает о трагическом событии, которое настигло древнеримский город Помпеи в результате извержения вулкана Везувий. Брюллов стремится к естественности освещения, нарушая требования классицизма. Россия торжествовала. Публикация сих артефактов в издании «Antichita di Ercolano», выпущенном итальянской Академией и переизданном в других странах между 1771 и 1780 годами, вызвала реакцию культурного шока — на фоне винкельмановского постулата о «благородной простоте и спокойном величии» античного искусства.

А на заднем плане виднеется языческий жрец, пытающийся спасти священный алтарь. И это несмотря на то, что картины Брюллова в определенной мере уже были известны задолго до «Помпеи». (Кстати, у театральной основы картины был реальный прототип – опера Джованни Паччини «Последний день Помпеи», которая в годы работы художника над полотном ставилась в неаполитанском театре Сан Карло. Картина швейцарской художницы Анжелики Кауфманн как раз показывает этот момент. Возможно, Брюллов несколько приуменьшал сделанную им работу, поскольку примерно в то же самое время он писал скульптору Самуилу Гальбергу, что «половина картины Помпеи для Демидова уже написана», добавляя, что «сия работа меня абсолютно сделала так прилежным, как ты меня Самойлушка желал видеть»68.

Картина Брюллова, говоря современным языком, стала действительно трендовой. Зарево вулкана оттеняет панораму умирающего города на заднем плане картины. После этого Брюллов в течение двух недель ходил в мастерскую, пытаясь понять, в чём заключалась неверность его расчёта.

Перед нами предстает только толпа, народ, который был объят страхом. Этим Брюллов хотел показать как христианская вера приходит на смену язычеству. В его глазах не столько ужас перед смертью, сколько пристальное внимание художника, обостренное ужасным зрелищем. Среди тех, кто мог сопровождать Карла Брюллова в этой поездке, упоминаются имена графини Марии Разумовской, будущего сенатора Ипполита Подчасского (Подчацкого)5, а также графини Юлии Самойловой и князя Анатолия Демидова46. Художник Григорий Гагарин писал, что «успех картины Гибель Помпеи был, можно сказать, единственный, какой когда-либо встречается в жизни художника».

Помпеи на долгие века были погребены под толстым слоем пепла. Там была изображена гибель Гиласа, увлекаемого нимфами в пучину вод. Критики дружно бранили Брюллова. Плиний описал ужас бедствия и описал вид извержения, после чего его стали называть «плинианским».

Один из самых известных живописных эскизов, созданных Брюлловым при работе над «Последним днём Помпеи», хранится в Государственном Русском музее (бумага на картоне, масло, 58 81см инв. Трагически мрачен день катастрофы. Она показывает, что бывают в жизни моменты, когда «горе оказывается сильнее страха смерти»: не замечая грохота и молний, не слыша криков других людей, отрешившись от движений толпы, молодой жених неотрывно смотрит в покрывшееся мертвенной белизной лицо своей погибшей невесты, цветы в свадебном венке которой ещё не успели завять4.

Заносчивые итальянцы, превозносив итальянскую живопись над всей мировой, считали молодого и перспективного русского живописца не способного на что-то большее, что-то крупное и масштабное. Результаты трудов Александра Брюллова по исследованию помпейских бань были опубликованы в вышедшем в 1829 году в Париже альбоме «Thermes de Pompi»2738. Он уже не способ передачи происходящего, а становится живым героем «Последнего дня Помпеи». 1840 – Создал «Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, удаляющейся с бала. ». 1849 – 1850 – Уехал на лечение за границу. 1852 – Умер в селении Манциана близ Рима, похоронен на римском кладбище Тестаччо. Рядом с ними— христианский священник, без страха взирающий на происходящее.

В его облике чувствуются стремительность и инерция движения, которое привело его в гущу событий, происходящих на улице Гробниц. Каждый пытается спасти себя и какую-то ценность или провести последние минуты жизни с близкими. Вправой части картины навтором плане изображен всадник наконе, который встал надыбы.

Шедевр создавался долгих шесть лет — от замысла и первого эскиза до полноценного полотна. Одним куском материи художник объединяет в группу семью, спасающуюся от бедствия. Они считали, что полотно художника вызывает мысли о героическом прошлом их родины именно в то время, когда вся страна охвачена борьбой за свободу. Во время пребывания в Эрмитаже картину часто копировали начинающие художники108.

Брюллов был историческим живописцем, жанристом, пейзажистом и портретистом. ОПХ подарило картину «Итальянское утро» Александре Фёдоровне, жене Николая I. Император захотел получить парную к «Утру» картину, что послужило началом написания Брюлловым картины «Итальянский полдень» (1827 год). В 1821 году Карл Брюлло окончил Академию художеств, получив большую золотую медаль. А где, как ни в Италии этим заниматься.

Несмотря на успех, с которым полотно «Последний день Помпеи» было принято в России, Карл Брюллов не торопился возвращаться на родину. Создавались произведения искусства, связанные с этой темой. И был успех. Но были третьи — зрители: парижане часами толпились перед «Последним днем Помпеи» и восхищались им так же дружно, как римляне. Этим он открыл новые пути и возможности в изобразительном искусстве. Люди пытались укрыться в домах, но погибали от удушья или под развалинами.

Как бы то ни было, в ответ на письмо Брюллова Демидов попросил его продолжить его работу над полотном, «назначив для окончания картины такой срок в новом контракте, какой Брюллов признает сам за лучший для себя»69. Дома вокруг трясёт на открытой узкой площадке очень страшно вот-вот они рухнут. Долгое время художник не может решиться перейти к работе на большом холсте. «Последний день Помпеи» итальянцы называли «триумфальной» картиной.

Прообразом помпеянца в семейной группе стал итальянский метатель тяжестей и игрок в паллону Доменико Марини86, портрет которого Брюллов написал в 1829 году (холст, масло, 62 50см, ныне— в Новгородском музее-заповеднике)144145K 3. Выстроенная по «рецептам» академиков композиция – осмеянные последующими поколениями живописцев «треугольники», в которые вписываются группы людей, равновесные массы справа и слева – читается в живом напряженном контексте картины совсем по-другому, чем в сухих и мертвенных академических полотнах. Передний план левого угла картины – семейная пара, укрывающая своими телами детей. – классическая уравновешенность сложнейшей композиции, которая спасает картину от трагического чувства безнадежности.

Как сообщала газета «Одесский вестник» в номере от 4 января 1836 года, жители города «с нетерпением ожидали увидеть г. Брюллова, которого имя заняло столь блистательное место между европейскими артистами и которого могущественной кисти Россия одолжена дивным созданием Последний день Помпеи». Из 20 тысяч жителей Помпеи в тот день на улицах города погибло 2000 человек. Сам Брюллов так описывал эту группу в письме к брату Фёдору: «Между сим группом и жрецом видны два молодые помпеянина, несущие на плечах своих больного старого отца между ног детей прячется верная собака»128131. Взгляд зрителя невольно устремляется за ним в пучину, в круговорот событий.

Педагоги-классицисты поругивали Карла за отступление от канонов классической живописи. Савинов отмечал, что Брюллов, показав вторжение стихийных сил в развитие человеческого общества, «наметил новое для его эпохи понимание истории», которая вершилась не монархами или полководцами, а стихийными силами, обрушившимися на страдающих и пытающихся спасти людей— художник попытался изобразить народ. Вслед за Брюлловым другой русский художник— А. А. Иванов— приступит к картине «Явление Христа народу», где будет изображен угнетенный народ. 1 июля 1941 года экспонаты музея, подготовленные к эвакуации, были отправлены на Московский вокзал, далее на специальном эшелоне в сопровождении военной охраны в Горький (ныне Нижний Новгород), а затем по Волге и Каме в Молотов (Пермь)114. Стоило Брюллову появиться в театре – зал взрывался овациями.

Рядом с ней плачет от страха маленький ребёнок. Художник Михаил Железнов вспоминал, что, заканчивая работу над большим холстом, Брюллов остался недоволен своим произведением— «по его расчёту фигуры должны были выходить из холста, а в картине они не имели того рельефа, который он хотел им придать». Он посещает раскопки. В 1851 году картина «Последний день Помпеи», хранившаяся до этого времени в Академии художеств, была перемещена в только что построенное здание Нового Эрмитажа, где она находилась в зале русской школы19107. Немногие российские художники удостаивались настолько высоких оценок за рубежом. Священник, смело и спокойно смотрящий на надвигающийся ужас и то, как огонь, пришедший с небес, смывает его богов.

В картине изумительным образом сочетаются протокольная точность и романтический пафос. Именнокартина Карла Брюллова «Последний день Помпеи» вызвала столь высокую оценку, удостоив творца титулом великого русского художника-романтика. Её скорбный и проникновенный взгляд свидетельствует о том, что «ей вдруг до конца ясна стала её судьба, судьба города, всех людей вокруг, она опускает руки, сосуд падает». Тем не менее, по свидетельству жившего в Риме художника Якова Яненко, весной 1833 года работа Карла Брюллова над полотном «Последний день Помпеи» всё ещё продолжалась.

В Италии Брюллов создал множество произведений. Упавших затаптывали идущие следом. О данном полотне с восторгом отзывались ценители живописи Италии, России и других стран.

Наиболее значительные среди них— «Итальянское утро», «Итальянский полдень», «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя», «Всадница», «Вирсавия», «Пляска перед остерей в Риме», «Гуляние в Альбано». После окончания художественной академии в 1827 году, молодой перспективный художник Карл Брюллов отправляется в Италию для изучения классического искусства римской империи. Многочисленна группа людей на ступенях гробницы Скавра, среди которых находится и художник, в образе которого Брюллов изобразил самого себя. При построении композиции полотна Брюллов использовал академические правила. / Земля волнуется— с шатнувшихся колонн / Кумиры падают.

Он выражает спокойствие, смирение, принимая случившееся как Божью волю. В том же письме художник сообщает, что местом действия им была выбрана улица Гробниц (Strada dei Sepolcri или Via dei Sepolcri), а картинная линия проходит от гробницы Скавра (Sepolcro di Scauro) к гробнице сына жрицы Цереры.

Эта часть Помпей была в 1820-е гг. Последний день (Помпея и предположить не могла тогда, что он последний для нее) знаменитого города теперь навсегда останется в памяти человечества, а сам он восстал из забытья. В родной Академии художеств Карла на руках внесли в зал, где уже висела его картина. По словам Яненко, Карл Брюллов «себя прославил между новейшими художниками», все «за счастье поставляют видеть картину в его студии, хотя ещё не совсем законченную».

Амадей пришел с хорошими новостями. 13 Мать Плиния Младшего. Заносчивые итальянцы, превозносив итальянскую живопись над всей мировой, считали молодого и перспективного русского живописца не способного на что-то большее, что-то крупное и масштабное. И это несмотря на то, что картины Брюллова в определенной мере уже были известны задолго до «Помпеи». Вот отрывок изего письма Тациту: «Я оглядываюсь назад.

в брюлловской Помпее все фигуры были только поставлены на места и пропачканы в два тона», причём «вся эта работа была закончена в две недели и так подействовала на организм Брюллова, что у него от упадка сил дрожали голова, руки и ноги»707. Рот мужчины раскрыт, его лицо выражает ужас134. В Помпее началась паника, да вот бежать было некуда.

Герцен сравнивал неотвратимые силы природы с деспотической российской властью тем самым он видел в картине иносказание и метафору, которые, возможно и не входили в сознательные цели художника96. Описание картины Брюллова «Последний день Помпеи» мы начинаем с рассказа о многолетней подготовительной работе художника, которая шла три года. В начале 1833 года в письме к Обществу поощрения художников Александр Иванов сообщал: «Брюлло оканчивает картину свою, удивляющую уже Рим, а следовательно и Европу»74. К сожалению, обитатели небольшого, но весьма богатого городка не сумели скрыться. Лишь в 1830 году Брюллов приступил к написанию большой картины. Ещё один эскиз хранится в собрании Пермской государственной художественной галереи (около 1827—1828, до 1986 года— в частном собрании)166. По мнению Верещагиной, «подобным образом решить центр картины не позволил бы себе ни один последовательный классицист»: группа, в которую входят мёртвая мать и живое дитя, «романтически смело, в резком противопоставлении жизни и смерти, раскрывает замысел художника»125.

Эта часть Помпей была в 1820-е гг. Однако подавляющее большинство жителей все же успели покинуть город.

По рассказу самого автора «Помпеи» изложенному в воспоминаниях его ученика Аполлона Мокрицкого, в один из дней к нему в мастерскую пришёл глава римской школы художников Винченцо Камуччини, который, постояв несколько минут перед картиной, подошёл к Брюллову, прижал его к себе и сказал: «Обними меня, Колосс. »79 Работавший в Риме датский художник и скульптор Бертель Торвальдсен заявил, что «такой картины никто из теперешних художников не только написать, но и скомпоновать не в силах»80. От изнеможения художник порой не мог идти, его буквально выносили из мастерской. В мае 1831 года в мастерской у художника побывал писатель Алексей Толстой, который записал в своём дневнике: «Мы были у живописца Брюллова, который начал писать для князя Демидова картину, представляющую последний день Помпеи»71. В честь русского художника устраивались обеды и приемы, ему посвящались стихи. По словам Ольги Лясковской, голова младшего из сыновей обладает исключительной жизненной реальностью, «она необычайно рельефно рисуется почти в центре картины и привлекает зрителя своими мягкими живыми чёрными глазами»134. Такой приём в искусстве называется «УСЛОВНОСТЬЮ»: художник отказывается от внешнего правдоподобия во имя высокой цели: человек – самое прекрасное создание на земле.

Любопытство его сгубило, кроме того некая Рекцина прислала ему письмо с просьбой о помощи из её виллы спастись можно было только морем. Извержение он видел издали: «Облако (глядевшие издали не могли определить, над какой горой оно возникало что это был Везувий, признали позже), по своей форме больше всего походило на пинию: вверх поднимался как бы высокий ствол и от него во все стороны расходились как бы ветви. Молодой художник не подозревал о фатальности поездки.

Зритель должен обратить внимание на то, что люди словно замерли, будто позируют живописцу. Эти валы были сделаны из фанеры на деревянном каркасе, которая была обтянута искусственной замшей112113. «Последний день Помпеи» — самое известное полотно Карла Брюллова. Потом мастер будет писать, что он испытывал новое ощущение, забыв обо всем, кроме страшного рока, обрушившегося на город. Автор картины «Последний день Помпеи»оказался под глубоким впечатлением.

Романтизм и классику смело соединяет на полотне Брюллов («Последний день Помпеи»). Последний день Помпея встретила бурлящей жизнью. Дома вокруг трясет на открытой узкой площадке очень страшно вот-вот они рухнут. Вот молодой человек в чем-то убеждает сидящую без сил старуху. На её лице изображено смирение, принятие неизбежной смерти. Это трудное искусство называется «ПЛАСТИКА».

По её словам, эта группа построена как «типичный равнобедренный треугольник композиции классицизма, решённый, однако, чрезвычайно мастерски, без обнажения рёбер конструкции».