Доклад Боярыня Морозова

Жизнь и смерть боярыни Морозовой

Боярыня Феодосия стала черницей Феодорой. Толпа вокруг саней, везущих закованную в кандалы бунтарку, не безлика. Картина обладает единым композиционным центром в лице боярыни Морозовой. И вот приехала к нам начетчица с Урала – Анастасия Михайловна.

Всего сохранилось более сотни подготовительных этюдов к картине, в основном портретных. Женщина одета богато, при этом руки ее закованы в цепи. Толпа на нем живет и волнуется движутся, клином врезаясь в толпу, убогие сани.

После пыток на дыбе, мучимая голодом, она скончалась. Он был довольно зажиточным человеком и имел несколько домов в Москве.

Боярыня Морозова 
Выполнили 9 класс 
доклад по теме История

Боярыня Морозова Выполнили 9 класс доклад по теме История

Вслед за Даниловой вздернули на дыбу и княгиню Урусову. История картины «Сударыня Морозова» очень необыкновенна хотя бы вот таким образом, что эта работа вызвала противоречивые оценки и звучные споры критиков во время передвижной выставки. Юродивый – единственный человек в толпе, который открыто поддерживает боярыню (повторяет её жест). Также за Феодосию заступилась сестра царя Алексея Михайловича царевна Ирина Михайловна.

Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни. Обе были подвергнуты допросу. Набожная боярыня щедро подавала милостыню на храмы и монастыри.

Дороги перед санями как таковой нет, она не видна, загорожена толпой, символизирующей тупик, отсутствие пути. Ее вскинутые пальцы рук не являются жестом отчаяния. Картина вызывает восторг. Художник желал показать нелегкую жизнь и глубокую веру российского народа. На то время это была самая шикарная усадьба.

Происхождение боярыни 
Морозовой

Происхождение боярыни Морозовой

Престани, послушай, еже аз начну глаголати. Поспешно были преданы анафеме все, кто крестится двумя перстами, в 1656 году – это и стало поводом к расколу (причин, конечно же, больше). (Её муж, Степан Фёдорович изображён на картине «Утро стрелецкой казни»— стрелец с чёрной бородой).

Потом боярыню Морозову написал. В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев. Это всё равно что сегодня вдова олигарха отдала бы всё своё состояние на сеть бесплатных ночлежек для бездомных или защиту животных, а сама переселилась в подвал хрущёвки с «дешираком» и водой из-под крана. Премудрая же разумница не внимаше о сем буести их уведевши же смерть возлюбленного си сына, оскорбися вельми и падши на землю пред образом Божиим умильным гласом плакаше, рыдающи, вещаше: «Увы мне, чадо мое, погубиша тя отступницы. » И пребысть на мног час, не воставающи от земли, воспущающи о сыне си надгробные песни, яко и инем слышащим рыдати от жалости. Благодаря картине «Боярыня Морозова» зритель раскрывает для себя всю силу загадочной русской души, полной страдания и трагизма. В толпе, окружающей сани, мы видим людей разных сословий и положение в обществе.

Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова— Авдотья Васильевна Торгошина. Тем временем Морозоав приняла постриг и стала именоваться инокиней Феодорой, что, конечно, усилило ее фанатизм и «стояние за веру». Также за Феодосью заступилась сестра царя Алексея Михайловича царевна Ирина Михайловна.

Интерес Сурикова 
к судьбе боярыни

Интерес Сурикова к судьбе боярыни

Почти так же рассказывает и Тихонравов: «Морозову и Урусову, прикованных за шею к стульям, положили на дровни и повезли мимо Чудова монастыря под царскими переходами. Протопоп Аввакум обладал огромным даром убеждения, в плен которого попала не только Феодосия Морозова, но и ее сестра Евдокия Урусова. Видевши же сие Феодора и слышавши, рече посланнику: «Что твориши, человече. В 1650 году царь Алексей Михайлович пожаловал его придворным чином и должностью окольничего — второго (после боярина) думного чина.

Он же рече: «Ни, госпоже, боюся». В 1662 году Глеб Иванович Морозов скончался.

Но потом их заточили в еще худшую тюрьму – прямо в глубокую удушливую яму, куда не проникал ни один луч света. Урусова изображена без оков, она пешком идет за санями, сжав руки в молитвенном жесте. Подперев рукой щеку, задумалась старуха в расшитом платке. Все эти детали подчеркивают мотив насмешки над упорствующей раскольницей.

И как вставил её в картину – она всех победила», – говорил художник. И глагола: «Не смею».

Правитель знал об убеждениях верховой сударыни и такое поведение ему совсем не нравилось. На первых эскизах именно ее чертами художник наделил боярыню. Основную роль и здесь сыграли пропорции.

Странник (справа, с посохом) снял шапку, выражая своё уважение и скорбь. cb:after content: Сюжет менее известной картины А. Д. В 17 лет Феодосия вышла замуж за Морозова Глеба Ивановича. Суриков неоднократно удлинял холст.

Здесь они застали и сестру ее, княгиню Урусову. В 17 лет Феодосия вышла замуж за Морозова Глеба Ивановича. (Это было в конце 1674-го года). Это был раскол из-за убеждений и веры. Они провели допрос Феодосьи и её сестры. Боярыню Морозову окружало не просто богатство, но роскошь.

Мучиническая смерть 
боярыни Морозовой

Мучиническая смерть боярыни Морозовой

«Сидящие в санях фигуры держат их на месте. Плачущая женщина идет рядом с санями, нищая старуха склоняется в земном поклоне. Его потомок в шестом колене Иван Семенович, по прозванию Мороз, стал родоначальником Морозовых. История картины «Боярыня Морозова» очень необычна хотя бы потому, что эта работа вызвала противоречивые оценки и громкие споры критиков во время передвижной выставки.

Такие примеры пробуждают в нас веру в человеческую природу, подымают душу». ". И как вставил ее в картину – она всех победила. Ремни, на которых ее повесили, впились в ее тело и протерли его до жил. Юродивый срисован с московского бедняка, который торговал огурцами, сидя на снегу.

В 1662 году почти одновременно умерли сначала бездетный Борис Иванович Морозов, а чуть позже и Глеб Иванович. Будущая сударыня заходила в число придворных, сопровождавших королеву.

О знаменитости:боярыня 
, одна из трех ближайших 
сподвижниц духовного

О знаменитости:боярыня, одна из трех ближайших сподвижниц духовного лидера раскольников протопопа Аввакума

На сегодняшний день это один из самых больших экспонатов галереи. Брат Глеба, Борис Иванович, был очень богат. На картине за боярыней Морозовой никто не идёт. Юродивый срисован с московского бедняка, который торговал огурцами, сидя на снегу.

Интерес Сурикова к теме старообрядчества связывают с его сибирским детством. Древнее пение было мужским, одноголосным. Не первая и не последняя была Феодосия Прокопьевна, устроившая свой дом по-монастырски. Царь предложил ему самому провести допрос боярыни. Церковный раскол, который произошел в XVII веке, также во многом связан с музыкой.

  1. Сообщение «Боярыня Морозова» по картине Сурикова
  2. Боярыня Морозова реальная биография
  3. Музыкальная гостиная Дмитрия Шварца
  4. Боярыня Морозова: история мятежной раскольницы

Очень трудно ее лицо было найти. Но нет. На главной диагонали расположен и центр всей картины — фигура Морозовой.

Впервые о боярыне Морозовой Василий Иванович услышал от своей тётки Ольги Матвеевны Дурандиной, у которой он жил в Красноярске во время учёбы в уездном училище. Женщины сочувствуют. Художник хотел показать нелегкую жизнь и глубокую веру русского народа. В центре эпизода – боярыня Морозова собственной персоной. Данилову же били еще плетьми в две перемены, сначала по хребту, потом по животу.

Ее глаза полны слез. И тако благоверная княгиня Евдокия предаде дух свой в руце Господни месяца сентября в 11 день (житие). При взоре на полотно сначала в глаза кидается центральный персонаж – сударыня Морозова. Богатство ее было сказочно.

В толпе терялось. Здесь главный мотив — сострадание к мученице. И глагола мученица: «И ты поне хлебца». Немногие знали, как звали сударыню Морозову после пострига у старообрядцев.

Из коллекции Новгородского государственного объединенного музея-заповедника. padding: 5pxПосле смерти мужа и его брата боярыня Морозова осталась владелицей огромного имения, но не простой вдовой, а «матерой», как тогда говорили, – то есть вдовой-матерью, управляющей поместьями до абсолютнолетия сына и сохраняющей для него наследство. По некоторым данным, с «Повестью о боярыне Морозовой» Сурикова познакомила его крестная мать. Чего он ждал.

Я сразу обратилась к терапевту, терапевт отправила к неврологу. Алексей Михайлович решил избавиться от непокорных женщин без шума. В это непростое для опальной боярыни время (она потеряла горячо любимого сына) своими наставлениями ее поддерживал протопоп Аввакум. Это было ужасное зрелище.

Это привело к большому недовольству бояр, которые восстановили царя против Никона. В Сибири, где было много старообрядцев, широкое распространение получили рукописные «жития» мучеников старообрядческого движения, включая «Повесть о боярыне Морозовой». Прибавишь или убавишь лишний вершок холста – сани не поедут. Сёстры, выказывая своё презрение к пришедшим, легли в постели и лежа отвечали на вопросы. В декабре скончалась и Марья Данилова.

Картина Сурикова представляет собой холст размером 304х587, 5 см, написана она маслом. Именно такой теперь все и представляют боярыню Морозову. Широко известно так же и особое его повествование «О трех исповедницах слово плачевное», полностью посвященное страдальческому подвигу боровских мучениц.

Вдова «томила» тело власяницей, но и власяница не всегда помогала усмирить плоть. Боярыню вернули под арест. За приверженность к «старой вере» в результате конфликта с царём Алексеем Михайловичем была арестована, лишена имения, а затем сослана в Пафнутьево-Боровский монастырь и заточена в монастырскую тюрьму, в которой погибла от голода» – читаем в краткой справке, которую дает Wiki-энциклопедия. И как вставил ее в картину- она всех победила".

Ощущается волнение толпы и тревожные разговоры. Это была попытка братьев Бориса и Глеба Морозовых продолжить свой род. Лицо у боярыни бледное, под глазами темные тени, брови сдвинуты. Интерес к судьбе русской женщины возник у Сурикова закономерно. Это вызов новой церкви с ее предписаниями, вызов самому царю. Портретный этюд был написан всего за два часа. Мы видим и злорадство попа, ощерившего свой беззубый рот и сочувствие посадских людей и «нищей братии» -- юродивого, повторяющего патетический жест Морозовой, странника, обнажившего голову и замершего в глубоком раздумье, нищенки, опустившейся на колени перед гонимой царем раскольницей. С той поры и началась их борьба, борьба двух сильных властолюбивых людей.

  1. Василий Суриков, Боярыня Морозова: описание картины интересные факты истории
  2. Анализ картины Боярыня Морозова
  3. История картины Сурикова «Боярыня Морозова»
  4. Сочинение по картине Боярыня Морозова Сурикова 7 класс
  5. Боярыня Морозова в жизни и в живописи: история мятежной раскольницы

Советник Алексея Михайловича, бывший в детстве его «дядькой» и наставником, Борис Морозов тоже с пышностью обустроил свое село Павловское, куда приглашал самого царя. Морозова отвергает новые обряды. В 1200 году один из этого рода получил от князя-епископа Рижского в лен замок Икскюль (ныне Ишкиле в Латвии).

Наконец прибавил последний кусок — и лошадь пошла», — рассказывал художник. В 1650 году у Морозовых родился сын Иван, болезненный, тихий мальчик. Таков был господствующий идеал для женской личности, свободной от супружества. Вскоре церковные распри приобрели довольно большое влияние в народе.

Этот врач дала мне рецепт для палочки-выручалочки – Грандаксина. Василий Иванович за базу взял тему церковного раскола XVII века. К ней в дом нередко приходили прокаженные, юродивые и странники. Их окружают люди, глубоко сочувствующие героической женщине.

  • Картина «Боярыня Морозова», Суриков
  • БОЯРЫНЯ МОРОЗОВА – ЖЕРТВА РАСКОЛА
  • Сочинение по картине Сурикова Боярыня Морозова 7 класс
  • Сторонница старообрядческой веры

Жизнь в таком заключении была немыслима.

На то время это была самая роскошная усадьба. В 1662-м году приезжают из Киева монахи, которые привозят первые образцы песнопений. Он оказал большое влияние на боярыню Феодосию.

  1. Образы главных персонажей картины
  2. Боярыня Морозова в семейной жизни
  3. Боярыня Морозова и протопоп Аввакум
  4. Боярыня Морозова: биография и интересные факты

С наибольшей четкостью эти темы были развиты в знаменитом романе Чернышевского «Что делать. ». Образ боярыни срисован со старообрядки, которую художник встретил у Рогожского кладбища. Поскольку старообрядчество – означает верность обряду.

«Не идет у меня лошадь, да и только. Светом пропитаны и одежды толпы и пейзаж и лица изображенных Суриковым людей. Позже Морозову канонизировали, сегодня она почитается у старообрядцев как святая.

  1. Чего не хватает в организме, если хочется чего-то неполезного
  2. Женский образ в живописи 18-20 веков часть 1
  3. Происхождение сударыни Морозовой
  4. Достояние и воздействие сударыни
  5. Энтузиазм Сурикова к судьбе сударыни
  6. Образы основных персонажей картины
  7. Когда умер Сталин, страна горевала

Его сын Василий, по прозванию Соковня (существует множество версий относительно этого прозвища), стал родоначальником русских Соковниных. Еще писатель В. Гаршин, увидав 100 лет назад на выставке полотно художника, предсказывал, что потомки будут не в состоянии «представить себе Феодосию Прокопьевну иначе, как она изображена на картине».

Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни. Лошадь тянет сани по рыхлому снегу, полозья саней оставляют глубокий след. В толпе терялось. Тебя обдает холодом настоящей русской зимы, слышен хруст снега от саней и копыт лошади.

В 1887 году, после 15-й передвижной выставки для Третьяковской галереи, за 25 тысяч рублей была куплена работа гениального художника «Боярыня Морозова». Вероятнее всего, входила в число придворных, сопровождающих царицу. 1669 год — царица скончалась.

Сразу появились слухи о том, что Феодосья нагуляла сына не от мужа. Даже старушки мне себя рисовать позволяли и девушки-начетчицы. Как правило, чтобы избежать этого (чересчур большое богатство заключало в себе опасность для власти), состояние бездетного брата отторгалось в пользу государства. Морозова -- источник, возбуждающий в толпе сложную гамму различных переживаний и тот центр, к которому устремляются взоры, мысли и чувства всех действующих лиц этой сцены. Показывая историческое событие как народную трагедию, Суриков гениально разрешил труднейшую задачу сочетания «героя и толпы». В левом углу эскиза изображена женская фигура, благоговейно распростершаяся на снегу. А о смерти уважаемого на Руси патриарха Иосифа говорили: или «его отравили помещики, так как он заступался за крестьян» или «патриарх не вынес неуважения простолюдинами своих господ». Боярыня была арестована иотправлена вЧудов монастырь надопрос.

., они уже видят эту большую картину. Здесь и ребятишки, здесь и просто любопытствующие, здесь горячо сочувствующие ей. До этого художник долго не мог найти подходящее лицо -- бескровное, фанатичное, соответствующее знаменитому описанию Аввакума: «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны и кидаешься ты на врагов аки лев». А мне Толстой с женою, когда «Морозову» смотрели, говорят: «внизу надо срезать, низ не нужен». Род Морозовых при царе Алексее Михайловиче был одним из 16 знатнейших фамилий, члены которых поступали прямо в бояре, минуя чин окольничего. Многие люди представляют себе боярыню Морозову суровой, пожилой женщиной, как на картине, которая фанатично взметнула руку в двоеперстии.

Это математика. Надо было найти расстояния от рамы до саней, чтобы пустить их в ход. Рядом с санями, молитвенно сжав руки идет княгиня Евдокия Урусова, сестра Морозовой. Грешница аз и не сподобихся достоинства Екатерины, великия мученицы. Правда, справедливости ради следует уточнить, что и в прошлом таких героинь было немного.

В 1887 году, после 15-й передвижной выставки для Третьяковской галереи, за 25 тыщ рублей была куплена работа превосходного художника «Сударыня Морозова». Главный редактор: Новикова Инна Семеновна. Вернувшись однажды из «крестового похода» в Москву, Никон, узнав, что Алексей Михайлович опять находится в Зюзине у Морозовых, решил царя проучить: объявил, что слагает с себя сан патриарха и удалился в основанный им Воскресенский монастырь. В отчаянии скрестила руки на груди девушка в вышитой шапке.

Брат Глеба, Борис Иванович, был очень богат. Никон весь в черном (среди прочего он пытался привить церковникам аскетизм) свое согласие дал не сразу, молча обвел окружавших царя бояр победоносным взглядом и остановил его на ней. В русской живописи именно в эти годы появился ряд картин на темы истории старообрядчества: «Никита Пустосвят» В. Г. Перова (1880), «Самосжигатели» Г. Г. Мясоедова (1882), «Черный собор» С. Д. Милорадовича (1885).

  • Описание картины Боярыня Морозова
  • Работа над картиной: центральный образ
  • Никита епископ Новгородский чудотворец
  • Описание картины Сурикова Боярыня Морозова
  • Самое интересное в виде мозаики
  • Описание картины Боярыня Морозова Сурикова: анализ, материалы для сочинения
  • Другие картины Василия Ивановича Сурикова

Учредитель: ООО «ТехноМедиа». Это Феодосия Морозова. В истории искусства бытует предание, что первоначально Суриков начал писать «Боярыню Морозову» на холсте меньшего размера, но почувствовав, что не в состоянии вместить на него всех задуманных персонажей, сделал снизу надшивку, где изобразил расстояние от края картины до розвальней и только после этого сани визуально «поехали», то есть стало ясно, «как тяжело этим саням пробиваться, пробираться сквозь толпу». Они настаивали на аресте Морозовой. И убо аще живы, помолимся о них и о тебе аще же умроша — помянем их.

Перейдем от искусства к фактам известных историкам о жизни боярыни Морозовой. Ей было семнадцать, мужу – далеко за пятьдесят. Образ Морозовой является, бесспорно, наиболее сильным и впечатляющим в картине. Он может выражать лишь сострадание всем противоборствующим сторонам. Имущество было конфисковано, адвое братьев сосланы.

  • Ностальгический клуб любителей кино
  • Боярыня Морозова: правда и вымысел
  • Сочинение-описание картины Боярыня Морозова
  • Описание настроения картины Боярыня Морозова

Об этом дальше будет подробнее рассказано в биографии боярыни Морозовой. Щеки запали, рот полуоткрыт, она что – то говорит людям, которые ее провожают. На голове у нее черная шапка, надвинутая на глаза. Поиски композиции завершились лишь на самом холсте картины. Морозова призвала старицу к себе, поселила в своем доме и стала ее смиреной послушницей. Кроме соображений гуманности, в этом предложении была и доля политического умысла: заключение твердой в своей вере боярыни, ее сестры и их подруги Марии Даниловой производило сильное впечатление на русский люд и их освобождение скорей привлекало бы к новому обряду, чем устрашение. На другой же день обеих раскольниц снова заковали и отправили в заточение.

Людская масса едина, но ни одно лицо не растворяется в ней, художник достигает удивительной гармонии в изображении массы и отдельной человеческой личности: каждый в толпе по-своему воспринимает событие, каждое лицо -- новый голос в едином трагическом хоре. Суриков ставит ту же тему на историческом материале.

Сообщение «Боярыня 
Морозова» по картине 
Сурикова

Первый эскиз изображает Морозову в темном одеянии, сидящую в дровнях на высоком сиденье (очевидно, том самом «стуле», о котором упоминают исторические источники). Тогда правительству пришлось направить армию против собственных городов. В истории Алексей Михайлович получил прозвище «Тишайший», но тут он словно стал другим человеком. Обессиленных и лишившихся чувств женщин сняли с дыб. Появившаяся Мусикийская грамматика Дилецкого способствовала перевороту в церковной музыке. Морозова, подняв руку, что-то крикнула людям на ходу.

Дочь окольничего Прокопия Фёдоровича Соковнина. Вместе с тем экономнее и строже даются бытовые детали в частности исчезает изображение «стула», на котором в первых эскизах была помещена фигура Морозовой. Но выбрать подходящую невесту богатому наследнику уже в те времена было трудно: «Которые породою получше девицы – те похуже, а те девицы лучше, которые породою похуже», – переживает любящая мать. Ино принеси поне яблоко или огурчик». Глаза ярко выражены и горят внутренним светом.

В русской общественной мысли шестидесятых-семидесятых годов, в литературе, в передовой публицистике и в искусстве значительное место занимает круг тем, объединенных так называемым «женским вопросом». — Честное вдовство само собою уже приравнивалось к обету иночества. Толпа стоит лишь в глубине сцены.

Но суть дела ведь не в обряде, а в вере. Арест последовал скоро. Ты словно ощущаешь себя частью картины, словно находишься там, среди людей.

Уложение 1649 г. завершило закрепощение крестьян, начатое при Иване Грозном. «Картина Сурикова удивительно ярко представляет эту замечательную женщину (боярыню Морозову. — Авторы). Её напряжённое лицо показывает всю тяжесть её положения. Естественно, я говорю о староверах православных. Для зачина скажем, первоначально картина Сурикова называлась Поругание боярыни Морозовой и репродукции с нее нередко встречаются в старообрядческих храмах, но только не в иконостасе. Из жития соименной боярыне Феодосии – преподобномученницы Феодосии Константинопольской (8 в. ), которая также, презревши знатность рода и земное богатство, от юных лет посвятила себя на сугубое служение Христу в иноческом чине известно, что, не терпя ее высокой подвижнической жизни, враг спасения рода человеческого предстал ей видимым образом и грозился жестоко отомстить. На ее лице глубокая скорбь. Сама того не замечая, она протянула руку, словно пытается задержать бег саней.

Под красочным слоем «Боярыни Морозовой» скрыта сложная, долгие месяцы длившаяся работа художника, который вначале нанес углем на холст всю композицию и потом тщательно проверял изменял и перерабатывал размещение основных масс, соотношение отдельных частей, позы и движения каждой фигуры. Морозову было приказано подольше держать на дыбе. Решив, что она больна (боярыня не хотела стоять перед патриархом и весь допрос висела на руках стрельцов), попытался помазать её освященным маслом, но Феодосья воспротивилась. Боярыня Морозова противилась реформам патриарха Никона и поддерживала старообрядцев.

Однако Морозова была не рядовая ослушница. Морозова бросила упрек жестоким мучителям: «Это ли христианство, чтобы так человека мучить. » Но мученицы победили палачей: они не изменили святой вере и не пошли в никонианство. И как ни напишу ее лицо – толпа бьет. Вот пять женщин в правой части картины. Сразу даль открылась, улица стала бесконечной. Одета боярыня в черный бархатный кафтан, отороченный мехом. И отверженные тянутся душами к своей заступнице.

Все на картине будто напряглось. Юродивый, являя собой отребье человеческое, также страдает по вере своей. Инокиня Мелания наставляла боярыню сотворить всякое богоугодное дело. Морозову окружает атмосфера народной любви. Заснеженная улица старой Москвы, толпа расступается перед дровнями, на которых сидит закованная в цепи немолодая женщина в черной одежде.

Но враги и насмешники одиноки в толпе. Боярыня изображена одетой в широкую чёрную бархатную шубу, оттеняющую бледность её лица. Первое — мыслящи, — яко вещи сей невозможно есть в дому утаитися и аще уведено се будет у царя — многим людем многие будут скорби, расспросов ради уведения: «Кто постриг. » А другое дело — и еже из дому скрытися — другая беда.

Он допросил Феодосию и ее сестру Евдокию Урусову и вначале оставил их под домашним арестом, но через два дня боярыню Морозову перевезли под стражей в Чудов монастырь в Кремле. Из них лепится психологический объём, возводятся своды русского общества. «Боярыня Морозова» представляет собою новый этап в развитии суриковского колорита.

Согласно одной из трактовок, под воздействием примера боярыни «совершается душевное преобразование этих людей закаляется в них воля восстают неведомые душевные силы»6. «Феодосия Прокофьевна Морозова (в девичестве Соковнина, в иночестве Феодора 21 (31) мая 1632—2 (12) ноября 1675, Боровск) — верховная дворцовая боярыня, деятельница русского старообрядчества, сподвижница протопопа Аввакума. Морозова в это время пряла нитки или шила рубахи, которые после тайно раздавала нищим. И глагола Феодора: «Не смееши ли. Я читала, как Суриков натирал и поил водкой натурщика, чтобы ему не холодно было сидеть в снегу и говорил: Если бы я ад писал, то сам в огне бы сидел и в огне позировать заставлял бы. Где пьем и едим, тут, прости Бога ради, ладно испражняем.

После допроса их заковали в кандалы и оставили под домашним арестом. Феодосия Морозова неоднократно присутствовала в «новообрядной церкви» на богослужении, что старообрядцами рассматривалось, как вынужденное «малое лицемерие». Такой русской зимы, такого «многоцветного» снега, такого «голубого» влажного зимнего воздуха до Сурикова в живописи не бывало.

Рядом с юродивым странник — характерный тип русского «искателя правды». Борис Иванович Морозов был назначен дядькой — воспитателем наследника престола 5-летнего царевича Алексея, а потом сумел породниться с царской семьей. Однако в стране было неспокойно.

По внешнему виду он походит на сумасшедшего. После допроса дам заковали в оковы, оставив под домашним арестом. Склоняются многие, что староверы – правильнее.

Немногие знали, как звали боярыню Морозову после пострига у старообрядцев. Без устали работал Суриков на натуре.

Портретный этюд был написан всего за два часа. Царь знал об убеждениях верховой боярыни и такое поведение ему абсолютно не нравилось. Впрочем, чего гадать. Алексей Михайлович понимал, что для усмирения народа нужна реформа церкви.

В истории искусства бытует предание, что первоначально Суриков начал писать «Боярыню Морозову» на холсте меньшего размера, но почувствовав, что не в состоянии вместить на него всех задуманных персонажей, сделал снизу надшивку, где изобразил расстояние от края картины до розвальней и только после этого сани визуально «поехали», то есть стало ясно, «как тяжело этим саням пробиваться, пробираться сквозь толпу»1. Двери ее дома открываются для всех гонимых, нищих, юродивых, а также раскольников. Это было абсолютно новой изобразительной проблемой, никем до Сурикова не решенной. Алексей Михайлович тоже стал тяготиться покровительством патриарха.

Ностав монахиней вконце 1670 года, Морозова начала отказываться отучастия вподобных «светских» мероприятиях. Сибиряки положительно относились к старенькой вере, вот таким образом в этом регионе обширное распространение получили рукописные «жития», принадлежавшие старообрядческим страдальцам, пострадавшим от рук представителей новейшей веры. При бесплодии русские женщины обращались к преподобному Сергию Радонежскому. Первое, что нарушило порядок и спокойствие, было введение новой нотации.

Мученицы-сестры умирали медленной смертью. На шапку накинут платок. Вслед за великим революционным мыслителем к той же тематике обратились русские художники-реалисты — В. Г. Перов, В. В. Пукирев (1832–1890) и многие другие. Вслед за ней духовной дочерью Аввакума стала и ее младшая сестра Евдокия, княгиня Урусова. В это же время Феодосия захотела принять иночество – великий ангельский образ. Широкой рукой она раздавала милостыню направо и налево.

Не стоит забывать, что свой выбор боярыня Морозова сделала еще и вот по какой причине. В конце 1674 г. боярыня Морозова, её сестра Евдокия Урусова и жена стрелецкого полковника Мария Данилова были приведены на Ямской двор, где пытками на дыбе их пытались переубедить в верности старообрядчеству. Когда ее поднимали на дыбу, она кричала: «Вот что для меня велико и поистине дивно, если сподоблюсь сожжения огнем в срубе на Болоте. В морозовском имении Зюзино был разбит огромный сад, где гуляли павлины.

Слева выпустил на холст бегущего за санями мальчишку. Молодой царь приблизил Морозовых ко двору. Картина В. И. Сурикова «Боярыня Морозова» написана в 1887 году. Почто ми поклоняешися много. Так и моя бабушка говорила.

Безусловно, самое яркое впечатление от полотна – лицо Морозовой, суровое изможденное. В том же году умер и отец Феодосии Прокопьевны. Но государь, не жестокий по своей природе, в этот раз оказался непреклонен. События происходят в 17 веке. Женское их дело что они много смыслят.

Зима, снег, холод – ещё сильнее усугубляют состояние героини. Решив, что она больна (боярыня не хотела стоять перед патриархом и весь допрос висела на руках стрельцов), попытался помазать её освящённым маслом, но Феодосия воспротивилась. В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев. Реакция на картину была неоднозначной.

Именно боярин выбрал для государя жену Марию Ильиничну Милославскую и на свадьбе играл первую роль — был у государя «на отцово место». Её муж, Степан Фёдорович изображён на картине «Утро стрелецкой казни» -- стрелец с чёрной бородой. Это граничит с подписанием греками Флорентийской унии, падением Константинополя и концепцией «Москва – третий Рим».

Но непобедимая страдалица выдержала терпеливо и это мучение. Протопоп Аввакум был сожжен с товарищами за великие на царский дом хулы. У царя состоялся совет, что делать с Морозовой и Урусовой. Она именовалась кравчей царской державы и была, по словам Аввакума, в четвертых бояронях. Но восторжествовало предложение послать их в заточение. Дородный московский купец и рядом с ним священник в лисьей шубе, злобно ощеривший свой беззубый рот, смеются над увозимой на допрос «еретичкой». После допроса женщин заковали в кандалы, оставив под домашним арестом.

В противовес группе друзей боярыни (изображенных на первом плане справа) Суриков показывает здесь ее врагов. Мальчишки смеются – они ещё ничего не понимают им весело. Она отказывается от всего этого и даже от драгоценной жизни во имя духовных убеждений. На передвижной выставке 1885 года появилась (не дошедшая до нас) картина А. Д. Литовченко «Боярыня Морозова», вызвавшая, впрочем, единодушное осуждение со стороны художественной критики.

Только тогда, когда Алексей Михайлович при большом скоплении людей в Успенском соборе Кремля, умоляя приять патриаршество, поклонился митрополиту в ноги, Никон (опять же прилюдно) истребовав от царя обещания не вмешиваться в церковные дела, дал согласие. Прогрессивный историк Щапов первым разглядел скрытую за догматическими спорами о «двоеперстии» и «троеперстии» социальную сторону движения и привлек внимание науки к «церковно-гражданскому демократизму» и «народным гражданским бунтам под знаменем раскола». В Чудовом монастыре состоялся — еще один допрос, опять ни к чему не приведший. Свет неяркого, мглистого, морозного зимнего дня объединяет и связывает между собой все части композиции «Боярыни Морозовой». Реставраторами и музейными сотрудниками легенда о надшивке холста не подтверждается.

Оставшись в тридцать лет вдовой, она «усмиряла плоть», нося власяницу. Еще на протяжении двух лет Алексей Михайлович опасался трогать непокорную боярыню. Постепенно, день за днем, рождалась своеобразная партия оппозиционеров. Этим жестом она показывает, что ее не сломили и она готова принять кару за веру.

А потом проверять надо: поделить глазами всю картину по диагонали». Боярыня в действительности стала ярой противницей церковных реформ.

Сурикова даже обвиняли в пропаганде раскола. Умилосердися, раб Христов. Суриков понемногу прибавлял внизу холста колею.

Вдова по понятиям и убеждениям века уже носила в своем положении смысл монахини, — писал историк-археолог Иван Егорович Забелин (1820-1908). В глубокую ночь в дом Морозовой прибыли Чудовский архимандрит Иоаким (впоследствии патриарх Московский) и думский дьяк Ларион Иванов. Феодосия же начат мыслию на большая простиратися, желая зело аггельскаго образа.

Его бег поможет поехать дровням. Все лицо мелко было. Но результат его не удовлетворил: «Как ни напишу ее лицо – толпа бьет. Образ боярыни срисован со старообрядки, которую художник встретил у Рогожского кладбища. В отличие от «Утра стрелецкой казни», где композиция замкнута архитектурой, улица в «Боярыне Морозовой» неприметно уходит в голубоватую мглу неяркого зимнего дня. В ее приветливом доме находили себе приют странники, бедные, нищие и гонимые за старую веру.

Картина Сурикова представляет собой холст размером 304х587, 5 см, написана она маслом. Протопоп Аввакум был нарочито строг со своей духовной дочерью, хотя в глубине души любил ее, с удовольствием останавливался в ее большом гостеприимном доме в Зюзине и называл «женой веселообразной и любезной». Но царь, называя Морозову «сумосбродной лютой», ответил патриарху, что «много наделала она мне трудов и неудобств показала» и предложил ему самому провести допрос боярыни.

Нравилось им, что я казак и не курю. Но ей за унижение царя стало обидно и Феодосия смерила чванливого попа с головы до ног. Она так же бестрепетно выдержала эту бесчеловечную пытку. Когда скончался старый муж, ей было всего 30 лет.

Ведь сколько времени я его искал. Ноги у нее скованы цепью. И паки мученица: «Поне мало сухариков».

Художник допустил ряд исторических неточностей. Некоторые предлагали сжечь их на костре. Человек, воплощённая личность, – и толпа, сгущаемая любопытством на заднем плане. Хотел, чтобы Морозова покорно склонилась и опустила глаза. Вдруг лошадь дернула, розвальни качнулись на ухабе, накренились и пошли.

(Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году). По окончанию выставки ее приобрели для Третьяковской галереи за гигантскую сумму и больше «Боярыня Морозова» не покидала никогда галерею, где находится и в настоящее в Старообрядческие обычаи были знакомы Сурикову с малолетства. Скончался он в 1662 году, а так как потомством он так и не обзавелся, то все перебежало наиблежайшему родственнику. Главное же – точно вычислить расстояние от саней до нижнего края картины. На сегодня это один из наибольших экспонатов галереи.

В движении есть живые точки, а есть мертвые. По неким данным, с «Повестью о боярыне Морозовой» Сурикова познакомила его крестная мама. Она носила власяницу, чтобы избавиться от соблазнов, но и это не всегда помогало и протопоп писал ей в ответ на жалобы: «Глупая, безумная, безобразная, выколи глазища те свои челноком. » Упрекал он духовную дочь и в скупости, узнав, что она пожертвовала церкви восемь рублей – сумма немалая по тем временам, когда все исчислялось на копейки и полушки, но Аввакум знал о золоте и драгоценностях, спрятанных боярыней от властей: «Милостыня от тебя истекает как от пучины морской малая капля и то с оговором», – сердито пишет он. Исследователи этой темы – серьезные историки – не первый век спорят, какой термин справедлив: старообрядчество или староверие. Дьяк повелел посадить ее на дровни Ее повезли через Кремль. Феодосия Морозова была не просто противницей Никона.

Ночью их привезли на Ямской двор, где был застенок. Будущая боярыня входила в число придворных, сопровождавших царицу. Сурикову удалось оживить своих персонажей. Чуть меньше расстояние — сани стоят. Они поселились в одном из монастырей в Замоскворечье. Однако Аввакум попрекал молодую вдову тем, что она недостаточно «смиряет» плоть и писал ей: «Глупая, безумная, безобразная выколи глазища те свои челноком, что и Мастридия» (призывая по примеру преподобной Мастридии, чтобы избавиться от любовных соблазнов, выколоть себе глаза).

Кроме этого слово обряд применительно к церкви чуждо староверам. Но только в ноябре 1666 года собрался церковный собор, который признал Никона виновным в оскорблении царя и впадении в латинские догматы. Её образу художником приданы неистовые черты: поднятая в двуперстном сложении по старообрядческому канону рука— призыв к народу стоять за старую веру, бескровное фанатичное лицо, суровые прощальные слова к толпе— все отражает сказанное о ней Аввакумом: «Кидаешься ты на врага, аки лев». Неизвестно, смотрел ли царь Алексей Михайлович с дворцовых переходов, как провожал народ свою любимицу, как возглашала она анафему «нечестивцам», но в том, что мысль о Морозовой преследовала его, не давала ему покоя, сомневаться не приходится. Никакие мучения не в силах были сломать их преданность Христу и Церкви.

Столь же изумительно колористическое решение картины, ее живописная «оркестровка», ее цветовой диапазон -- от черного до белого, с использованием всей гаммы палитры. Художественная композиция картины Сурикова строится на противопоставлениях. Одни люди всецело подчинились новым правилам в полном соответствии с Флорентийской унией (договором, заключенным между католической и греко-православной церковью на Ферраро-Флорентийском соборе), среди других было немало сочувствующих. Оно вошло в обиход уже в 18 веке.

Толта здесь состоит из всевозможных характеров, которые можно часами изучать. Рукой она изображает два перста. Картина ожила. Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году.

Очень трудно ее лицо было найти. Но Суриков мучается: Не то, не то. По приказу царя Алексея Михайловича за свою приверженность к старой вере была арестована. Все лицо мелко было.

Никон был прекрасным оратором и любил произносить поучения собственного сочинения. В дело вмешался патриарх, который вначале держался примирительно и даже уговаривал царя простить сестер: «Женское их дело, много они смыслят. » Тогда царь предложил патриарху самому испытать характер «сумасбродной и лютой» Морозовой. Через два дня Морозову перевезли сначала в Чудов, а потом в Псково-Печерский монастырь. Чудов монастырь, куда ее везли, находился в Кремле. Василий Иванович за основу взял тему церковного раскола XVII века.

Но этим не закончились пытки. На свадьбе царя он был посаженным отцом. Староверы беспоповцы (мои предки) слово старообрядцы не признавали. Феодосия Морозова неоднократно присутствовала в «новообрядной церкви» на богослужении, что старообрядцами рассматривалось, как вынужденное «малое лицемерие». Но Аввакум предпочел царским хоромам дом боярыни.

Их предок, дружинник князя Александра Ярославича Невского, новгородец Михаил (Миша) Прушанин стал одним из героев Невской битвы 1240 года. Важно найти замок, чтобы все части соединить.

Всего сохранилось более сотни подготовительных этюдов к картине, в основном портретных. По справедливому замечанию советского искусствоведа Н. Г. Машковцева, «в «Боярыне Морозовой» колорит возвышен до значения, равного значению пространственной формы. Той, когда Алешенька ему в ноги поклонился. Охлаждение отношений между царем и патриархом привело Никона к самовольному сложению сана в 1658 г. Он удалился на шесть лет в Ново-Иерусалимский Воскресенский монастырь (который сам основал в 1656 г. ). Картина потрясающая.

Детей у них не было. Она почти не смотрит на боярыню. Это настоящая математика.

Она сидит в розвальнях, на соломе. Боярыню Морозову и княгиню Урусову подвергли жестоким пыткам. Впереди на коленях старая нищенка. Динамичность всей сцены усиливается и диагональным построением картины.

Однако этого не произошло и с 1658 года патриарший престол освободился. Называли себя староверами. Сохранилась суриковская запись, перечисляющая литературные источники «Боярыни Морозовой»: статья Н. С. Тихонравова в «Русском вестнике» 1865 года, немногие страницы в книге И. Е. Забелина «Домашний быт русских цариц» и «Житие» протопопа Аввакума. Реставраторами и музейными сотрудниками легенда о надшивке холста не подтверждается1. Но поддержка ею старообрядчества, судя по письмам Аввакума, была недостаточной: «Милостыня от тебя истекает, яко от пучины морския малая капля и то с оговором». В доме была и сестра сударыни княгиня Урусова.

В 1635-37 гг. И глагола: «Не смею». Я видела ее в Третьяковской галерее и меня поразили ее масштабы. Четырнадцать слуг боярыни, поддерживающих старообрядчество, были сожжены в срубе. Тоталитарная власть – и свободолюбие, духовная независимость, непокорность, сопротивление. Ее лишили имущества и вместе с сестрой Евдокией Урусовой и слугами заточили в земляную тюрьму Боровского городского острога (ныне Калужская область).

Единственный музыкальный инструмент-колокол, призыв в церковь, глас Божий. С увлечением работал художник над пейзажем картины. С верой, любовью и жалостью глядит она вслед боярыне. Так, «огнем и мечом», внедрялись на Руси богопротивные «никоновские затейки», расколовшие русский народ и погубившими десятки и сотни тысяч неповинных жизней, мученический подвиг которых служит нам теперь высоким примером к утверждению в истинной вере и благочестии.

Допринятия пострига Феодосия Прокопьевна даже присутствовала в«новообрядной церкви» набогослужении.

Ведь сколько времени я его искал. Сие святей рекши, умолче голова (житие). Еще более славен и богат был его старший брат Борис Иванович, влиятельнейший человек того времени, дядька (воспитатель) и свояк тишайшего царя Алексея Михайловича, всесильный временщик, бывший молодому самодержцу в отцово место.

Историю Морозовой Суриков знал с детства – был знаком с раскольниками, к старой вере склонялась тетка художника Авдотья Васильевна. Феодосия вскоре почувствовала, что значит царский гнев. Вот юродивый в веригах, чье тело едва прикрыто лохмотьями.

Никон был уверен, что Алексей Михайлович немедленно явится к нему уговаривать остаться. Среди суриковских образов, быть может, один только рыжебородый стрелец из «Утра стрелецкой казни» по силе и выразительности выдерживает сравнение с боярыней Морозовой. Полотно воспринимается, как живой кусок действительности. Но было бы неправильно считать, что боярыня Морозова была фанатичкой и «синим чулком».

Дома твоего тебе служащих было человек с триста, у тебя же было крестьян 8000 имения в дому твоем на 200 000 или на полтретьи (250 000 — Ред. ) было Другов и сродников в Москве множество много. В 1881 году Суриков сделал первый эскиз «Боярыни Морозовой», в 1884 году начал работать над картиной. Композиция суриковских картин становится вот таким образом естественной — «такой, как в жизни», но вместе с тем она глубоко продумана: в суриковской композиции нет места случайности. По лицам людей, пришедших посмотреть на боярыню, видно их отношение к происходящему. Если приглядеться внимательно – в героине на самом деле есть что-то черное, птичье.

По центру полотна изображена боярыня Морозова. Оба брата находились довольно близко к русскому трону и не собирались от него отходить. Композиция всегда была одной из основных проблем художественного творчества Сурикова. Среди последних, как известно, было даже немало священников. Одни ей сочувствуют, другие – насмехаются.

Мати же паки отлагаше многих ради вещей. Её вернули под арест. Там, в Преображенском, все меня знали. ace:after content: Воссозданный дворец Алексея Михайловича в Коломенском – образец роскоши, которому следовали царские приближенные Борис и Глеб Морозовы. padding: 5pxК достоинствам Феодосии Прокопьевны стоит отнести в первую очередь силу духа – несмотря на привычку жить в роскоши, она добровольно отреклась от всех земных благ, «отрясла прах» богатства и сравнялась с простыми людьми, тайно постригшись в монахини под именем Феодоры. Как мы уже видели, колорит имеет огромное эмоциональное значение в «Утре стрелецкой казни» и «Меньшикове в Березове». Огромную композиционную работу над «Боярыней Морозовой» сам Суриков определял словом «утрясание».

До этого художник долго не мог найти подходящее лицо— бескровное, фанатичное1, соответствующее знаменитому описанию Аввакума: «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны и кидаешься ты на врагов аки лев»4. Никон также активно вмешивался в политические дела, особенно во время войны с Польшей (1654-1667 гг. ) и длительного отсутствия царя. Мечтал о том, чтобы светская власть полностью подчинялась церковной власти. Но справа от саней изображена толпа москвичей, пришедших проститься с опальной боярыней.

В 1887 г. картина «Боярыня Морозова» впервые была представлена на 15-й выставке художников-передвижников, после чего ее купил П. Третьяков для своей коллекции. Ее сестра умерла от истощения двумя месяцами раньше. Он связал боярское правительство и народ торжественной клятвой – дать ему устроить церковные дела.

Прокопий Соковнин был человеком зажиточным имевшим в Москве несколько домов. Считается, что женский лик, сам образ боярыни, Сурикову навеяла ворона, вскинувшая крылья. Тишайший царь Алексей Михайлович, поддерживавший реформы, пытался повлиять на боярыню через её родственников и окружение, а также отбирая и возвращая поместья. Черты его лица напоминают облик самого Сурикова. А церковная музыка – это церковное пение.

Суриков понял, что санную колею надо написать очень точно. Первым шагом нового патриарха стало сближение традиционного русского и греческого обрядов. Её поручили патриарху Никону.

Ведь сколько времени я его искал. Сибиряки положительно относились к старой вере, потому в этом регионе широкое распространение получили рукописные «жития», принадлежавшие старообрядческим мученикам, пострадавшим от рук представителей новой веры.

Много раз она обращалась к своей наставнице, умоляя постричь ее, но Мелания не спешила. Учитывая все это — удачное замужество Морозовой, роскошную жизнь, личную дружбу с царской семьей, — можно понять протопопа Аввакума, который видел нечто совершенно исключительное в том, что Феодосия Прокопьевна отреклась от «земной славы». Она, должно быть, вспоминает многие бедствия, которые ей суждено было пережить. Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова -- Авдотья Васильевна Торгошина. Даже Аввакум замечал, что она отличалась веселым и приветливым характером.

Эта толпа вся соучаствует в этом событии. Последней каплей дляцаря стал ееотказ отучастия вегосвадьбе сНатальей Нарышкиной.

Она взывает к Богу, чтобы тот помог ей в борьбе за справедливость. Все лицо мелко было. Еже государь сия словеса глаголет о мне — превыше моего достоинства. Снова сказалось пристальное наблюдение, жадное изучение жизни, зоркое виденье живописца.

Морозова перекрестилась, поцеловала огорлие цепи и сказала: «Слава тебе, господи, яко сподобил мя еси Павловы узы возложити на себя». И рече: «Не смею». В 30 лет боярыня Морозова осталась вдовой и сиротой. Женское их дело что они много смыслят. ».

На полотне замечательного исторического и религиозного живописца Александра Дмитриевича Литовченко боярыня Морозова — молода и пригожа, каковой была в жизни, но в сравнении, его картина проигрывает суриковской. Это мне преславно ибо этой чести никогда еще не испытала». Есть ли у тебе отец и мати в живых или преставилися. Зело изнемогох от глада и алчу ясти, помилуй мя, даждь ми калачика». Она носила власяницу, чтобы таким макаром «усмирить плоть».

Боярыня Морозова слегка откинулась назад и подняла руку вверх. Люди потянулись к ней взорами.

Следующее испытание приготовил для сестер патриарх Питирим. Приблизительно к XV-XVI векам сложились такие дивные напевы, как большой знаменный распев.

Ее влияние при дворе и до того бывшее немалым, выросло многократно. Мелочность, праздность клубящейся жизни – и величие лика смерти, переходящей в бессмертие. В доме была и сестра боярыни княгиня Урусова.

Я с нее написал этюд в садике в два часа. Она не молчала, а обличала, вися на дыбе, «лукавое отступление» никониан. Алексей Михайлович отреагировал так остро именно, потому, что его народ уже показал, что он может восстать точно так же. Домашние молитвы Морозова совершала «по древним обрядам», а её московский дом служил пристанищем для гонимых властью староверов. Здесь они не знали, когда день, когда ночь. Их направили в Боровск (Калужской губернии) и бросили в земляную тюрьму – сырую, холодную, без света, в которой обитали крысы да насекомые. А там ничего убавить нельзя — сани не поедут». И уже близ есени приела к ней болярина Троекурова и с месяц поноровя — князь Петра Урусова, с выговором, еже бы покорилася, приняла все новоизданные их законы аще ли не послушает, то быти бедам великим (житие).

Морозову подвергли пытке. Через два денька Морозову перевезли поначалу в Чудов, а позже в Псково-Печерский монастырь. В конце 1674 года боярыня Морозова, её сестра Евдокия Урусова и их сподвижница жена стрелецкого полковника Мария Данилова были приведены на Ямской двор, где пытками на дыбе их пытались переубедить в верности старообрядчеству.

В толпе терялось». Аввакум вспоминал уже после ее гибели: Пред очами человеческими ляжет почивать на перинах под покрывалами драгоценными, тайно на рогоже (циновке) и мало уснув, по обычаю, соблюдая правило. Для полотна свойственны яркие пестрые цвета, насыщенные оттенки.

Одним из существенных моментов в построении картины была передача движения. В банях тело свое не парила, ризы же ноша с заплатами и вшами, нитки делая.

Он был лишен сана и сослан в Белозерский Ферапонтов монастырь. Сурикову удалось воскресить собственных персонажей. Морозову заковали в цепи и отправили в Чудов монастырь.