Дубовский Николай

Был женат на художнице Терской (Дубовской) Фаине НиколаевнеКомм. Говоря о Николае Никаноровиче Дубовском нельзя умолчать и о той роли, которую он сыграл в судьбе прославленной Императорской Академии живописи. Мне удалось собрать небольшую галерею работ Николая Дубовского. Академик живописи Николай Никанорович Дубовской умер в революционном Петрограде 28 февраля 1918 года от паралича сердца. Ни о какой карьере художника Николай Дубовской и мечтать не смел.

Николая Дубовского причисляют к молодой школе русских живописцев, подающих большие надежды. Дубовской, НИКОЛАЙ НИКАНОРОВИЧ (1859–1918), русский художник, мастер живописного пейзажа, переходного от романтизма к символизму. Был женат на художнице Терской (Дубовской) Фаине Николаевне (1875 – 1943), также вошедшей в Товарищество передвижников. Сын— Сергей Николаевич Дубовской.

А что же Николай Дубовский. С начала восьмидесятых годов Николай Дубовский регулярно участвует в выставках «Общества поощрения художников». Сын – Сергей Николаевич Дубовской. Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Николая Дубовского.

Сын— Сергей Николаевич Дубовской. Сын— Сергей Николаевич Дубовской. Был женат на художнице Терской (Дубовской) Фаине Николаевне Комм. Был женат на художнице Терской (Дубовской) Фаине Николаевне (1875—1943), также вошедшей в Товарищество передвижников.

С начала восьмидесятых годов Николай Дубовский регулярно участвует в выставках «Общества поощрения художников».

Стасов посвятил «Зиме» в высшей степени похвальные слова, особенно восторгался изобразительной точностью: «Г. Литературно-философский подтекст лучших пейзажей Дубовского сближает его с И. И. Левитаном. Вслед за «Зимой» последовали картины «Ранняя весна» (1886), «Притихло» (1890), «Утро в горах», «Зимний вечер», «На Волге» (1892 и 1903), которые принесли Дубовскому широкую известность и выдвинули его в первые ряды русских пейзажистов. Будучи активным и убежденным «передвижником», Николай Дубовский регулярно участвует в выставках и делах Товарищества, а после смерти «папаши передвижников» Н. А. Левитан, В. А. Долгое время я не мог выразить один пейзаж, который меня очень увлек.

Как-то не верится после этого, что Дубовского мало интересовали художественные задачи и, тем более, что он «пошёл назад».

Убежденный, что для подлинного творчества художник должен иметь свободу, Дубовской, по примеру участников знаменитого академического «бунта четырнадцати» в 1863 году, отказался от работы над дипломной картиной на заданную тему и в 1881 году покинул Академию — без диплома, а значит, был лишен заграничной поездки за казенный счет для продолжения образования. В ранней юности открылось ему: искусство — могущественнейшее средство единения людей между собой и с природой. За границей Дубовской был пять раз. В изображении природы Дубовской продолжает концепцию пейзажа-настроения.

Как и у И. И. Левитана, «Пейзаж настроения» Н. Н. Дубовского, при всей его натурной достоверности (мастер обычно бережно сохранял исходный мотив, внося в него лишь отдельные коррективы), обрёл беспрецедентную психологическую насыщенность, выражая жизнь человеческой души, что вглядывается в природу как средоточие неизъяснимых тайн бытия, которые здесь видны, но не выразимы словами. Пейзажисты работали в одно и то же время и жили своим временем. Дубовской написал в общей сложности около 400 картин и более 1000 этюдов. К сожалению, посмертная выставка Н. Н. Дубовского, которая должна была подвести итоги деятельности художника в 1918 году, не состоялась по причинам военного времени. «Рок непризнания висит над Дубовским. » – говорили в семье художника. И теперь талантливая молодежь пойдет за ушедшими от нас.

  1. Дубовский Николай Никанорович ( )
  2. Русский художник Николай Никанорович Дубовской
  3. Дубовской Николай Никанорович (1859-1918)
  4. Дубовской Николай Никанорович, художник
  5. РЕПРОДУКЦИИ КАРТИН Николая Дубовского
  6. Дубовской Николай Никанорович (1859 – 1918)
  7. Дубовской Николай Никанорович – все картины художника
  8. Дубовской, Николай Никанорович: биография

Он принадлежал к младшему поколению передвижников, в «Товарищество» вступил в 1886 году, в 1889 году стал постоянным членом совета «Товарищества Передвижных Художественных Выставок». Дубовской в двух-трёх вещах хорош, но в общем нынче не силён». Об этом хлопотали уже давно его родные и даже подыскали ему невесту. К последним можно отнести и Дубовского. В своих произведениях он чаще всего использовал темы и образы, характерные для живописи передвижников.

Третьяков приобрёл двадцать произведений Левитана (вместе с этюдами), ныне в галерее их количество приближается уже к сотне. Ему приходилось даже недоедать до тех пор, пока сама хозяйка не переменила блюда.

Она ясно просматривается и в трудах его последователей – И. Э. Ещё одна загадка его творческой судьбы. В журнале «Всемирная иллюстрация» В. В. Чуйко, отрицательно охарактеризовав работы пейзажистов на выставке, отметил, что «исключение могут составить только Дубовской и Архипов: у них замечаются попытки выйти за пределы установившейся рутины. Он не изливает на полотно свою скорбь и тяжкие предчувствия.

Савинов А. Н. Н. П. Клодта. Открытый, «фактурный» мазок не стал еще принадлежностью живописи Дубовского, однако, он легко прописывает теневые части картины и более корпусно-световые, достигая тем самым усиления эмоциональной напряженности красочных поверхностей. Жизнь идет вперед, а мы упорно хотели остановить ее течение. В. Серовым, К. Коровиным, с именами которых связывается возникновение новой русской пейзажной живописи.

В журнале Всемирная иллюстрация В. В. Его стремление к правде, убеждённость в преемственности и отстаивании идеалов «передвижников» вооружали неравнодушных к судьбе Товарищества людей. Но военное дело не отбило у Николая страстную тягу к рисованию.

Левитан: Вечер на пашне (1883), Весна (1886), Вечер на Волге (1888), Тихая обитель (1890), Над вечным покоем (1894), Озеро, Русь (1900). – говорили в семье художника.

  1. Пейзажи России Николая Никаноровича Дубовского
  2. Яков Данилович Минченков Дубовской Николай Никанорович
  3. Дубовской Николай Никанорович (1859-1918) // Пейзаж
  4. БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА НИКОЛАЯ ДУБОВСКОГО
  5. КАРТИНЫ ХУДОЖНИКА НИКОЛАЯ ДУБОВСКОГО
  6. Русский художник Дубовской Николай Никанорович (1859-1918)
  7. Участие в художественных объединениях

С. 296., «Популярная художественная энциклопедия» Под ред. Но у каждого человека есть и интеллект. Царь Николай II Александрович отрешен от власти Перед белым холстом стоит старый мастер.

За четыре года учебы в Академии Дубовской получил четыре Малые серебряные медали. Изъездил всю Европу, знал прекрасно все музеи и европейских мастеров живописи. Дубовской был счастливым человеком. ДУБОВСКОЙ (Дубовский) Николай Никанорович, российский художник, график.

416 с. ДУБОВСКОЙ НИКОЛАЙ НИКАНОРОВИЧ (1859–1918)Н. В 1884 году Дубовской показывает свою картину «Зима» на передвижной выставке. Наибольшую известность принесла Дубовскому его картина «Притихло». Поленов. Но на самом деле наследие Дубовского оказалось выключенным из художественного процесса. Крамского и Н. А.

Иное приковывало в картине Дубовского. Только они и обращают на себя внимание публики, только о них и говорят. Сколько светила русским людям.

  • Сохранение памяти и судьба наследия художника
  • Напишите отзыв о статье Дубовской, Николай Никанорович
  • Отрывок, характеризующий Дубовской, Николай Никанорович
  • ДУБОВСКОЙ Николай Никанорович (1859-1918)

музей изобразительных искусств), которое наряду с «Притихло» стало вершиной его творчества. В 1911 году его приглашают занять место профессора — руководителя пейзажной мастерской. М. А.

Путь Н. Н. Дубовского в искусстве был непрост, т. к. Но он не имел решимости сознаться в этом перед хозяйкой и просить перемены. «Казалось, Васильев и Куинджи соединили лучшие стороны своих дарований, чтобы произнести этот шедевр», – писал художественный обозреватель журнала «Артист» В. Н. Михеев. По заказу земляков-новочеркассцев позже он выполнил пейзаж «Туча надвигается» (1912, МИДК).

  • Общееколичествопросмотровстраницы

Кроме того, он много путешествовал. Саврасова, И. И. После Академии Н. Дубовской всецело отдается пейзажу и Товариществу передвижных художественных выставок (ТПХВ). Родился в семье донского казака. Я из своей жизни сделал фонарь. Всё это напоминает судьбу А. К. Саврасова, творчество которого, кроме «одиночной» картины «Грачи прилетели», было мало известно современникам. Их лаконизм близок чеховской способности «говорить коротко о длинных вещах». Земля теряет свою материальность, но и вода – лишь зеркало для неба.

И. Е. Преподавал в петербургской Академии художеств с 1909 года (профессор с 1911 года). 135—136, Романовский, А. С. Пейзаж в русской живописи. Человек очень общительный и энергичный, он дружил с И. Е. Репиным, В. Е. Маковским, Н. А. Ярошенко, общался с известным физиологом И. П. Павловым, Д. И. Менделеевым — автором периодической системы химических элементов. Довольно странной, к примеру, выглядит такая аналогия, приведённая Раковой в Истории русского искусства: По ощущению огромного водного пространства и неумолимо надвигающейся стихии это произведение (Притихло) перекликается с более поздней по времени картиной Левитана Над вечным покоем. В 1889 году он прожил все лето в Кисловодске у Ярошенко, с которым подружился и под влиянием которого утверждался в идеях передвижничества.

Дубовский Николай 
Никанорович ( )

Часто обращался к зимним мотивам, любил покойные, «штилевые» состояния природы, порой придавая им национально-романтический оттенок (Родина, около 1903–1905, Музей изобразительных искусств, Омск). Однако свадьба не состоялась. Возможно, благодаря Н. Н. Вот и все. что привлекало се к этому полотну художника. Однако, начиная с 1898 года, с появлением нового объединения художников, группировавшегося вокруг журнала «Мир искусства», ситуация резко меняется.

Особенно хороши Серов, Левитан, Дубовской, Костя Коровин». От г. Дубовского надо, кажется, много ожидать». Постепенно Дубовской приобрел известность и стал зарабатывать на выставках.

Только они и обращают на себя внимание публики, только о них и говорят». Зачастую в прямой зависимости от этого давалась и оценка произведений художника. Более того, тематический диапазон у Дубовского намного шире. Я говорю правильно в сфере того миропонимания, к которому меня привела вся моя жизнь.

Те участливо спросили, что ему давать на обед, что он любит. Не многим отличаются от них и некоторые работы современных исследователей, например, М. М. Но во имя чего и в каких целях. Добилась даже того, что через короткое время муж ее поборол страх высоты, свободно ходил по краям страшных обрывов и переходил ручьи на большой высоте по перекинутым бревнам. Шишкина, А. И. До женитьбы Дубовской вел аскетическую жизнь.

И был счастлив. Не оставлять же кисель нетронутым, пожалуй, обидятся. Скромный юноша ответил, что больше всего он любит молочный кисель. Иногда, наоборот, Дубовской робко подходит к явлению, многократно его наблюдает и передает часто даже по памяти. Исполнял акварели и иллюстрации (для юбилейного издания сочинений М. Ю. Лермонтова, тома 1-2, 1889-1891 годы).

В отличие от волевых И. Н. Крамского и Н. А. Ярошенко, Дубовской был человеком мягким и деликатным, вероятно именно вот таким образом он очень умело исполнял роль вечного примирителя передвижников старшего и младшего поколений. М. В. Золотой Плёс и После дождя. Он трудится, словно творит молитву — с верой и надеждой. Нужно разъезжать по всей стране, чтобы составить цельное представление о творчестве художника.

Пантеистический характер «Родины» Дубовского, возвышающийся до высоты подлинной поэзии, связывает его с исканиями пейзажистов рубежа веков и прежде всего с картиной И. Левитана «Озеро. Вот, к примеру, И. И. Все люди, каждый человек – животное. Писал также марины («Океан», 1898-1899 годы «Море», 1912 год, Музей донского казачества, Новочеркасск) и горные пейзажи («Набережная Невы вечером», 1898 год, «Московский Кремль», 1902 год, оба – Государственный Русский музей).

Опираясь на опыт старших передвижников, заложивших основы реалистического пейзажа, они продолжили их поиски в создании так называемого пейзажа настроения. Действительный член Академии художеств и ее профессор пейзажного класса Н. Н. Скалистая гора находится в глубокой тени. Клодта, — используя открытия французских импрессионистов в области цвета и пленэра, Дубовской однако, не увлекался «этюдизмом», а остался, прежде всего, мастером пейзажной картины. Особо отмечались тогдашней критикой его произведения «Вне монастыря» (1893), «Водопад Иматра» (1894), «Пашня» (1894), «Последние льдины» (1897), «Океан» (1899), «Жатва» (1899), «Сумерки» (1901), «Поденщики» («Землекопы», 1906), «У Василия Блаженного» (1916) и др. Имя Николая Никаноровича Дубовского (1859—1918) неотделимо от художественной жизни истории Дона, русской пейзажной живописи конца XIX — начала XX веков.

Ярким явлением художественной жизни России стала картина «Притихло» (1980, ГРМ), написанная в широкой и обобщенной манере. По материалам: Wikipedia, Энциклопедия мирового искусства- Вильнюс, UABBestiary, 2008г., Большая иллюстрированная энциклопедия Мастера мировой живописиСПб, ОООСЗКЭО, 2011г., Информационный портал Арт Планета Small Bay- художественно-исторический музей, Информационный портал Русская живопись от А до Я, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1890-1907), 82 тт. Он пишет Троице-Сергиеву лавру, хранящую свет Святой Руси. На страницах «Мира искусства» передвижники подвергаются уничижительной критике, обвиняются «в отсутствии стремления к техническому совершенству», в «игнорировании разрешения художественных задач» и т. д. В Товариществе, помимо, так называемого балласта, состояли и многие крупные мастера – Репин, Суриков, Васнецов Начинается перетягивание в свой лагерь молодых передвижников и, прежде всего, Серова, Левитана, Нестерова. Дубовской путешествовал по Западной Европе и Ближнему Востоку, хорошо знал классическое искусство Италии, Франции, Германии, был прекрасно осведомлён о новейших течениях в западноевропейской живописи.

Дубовскому она понравилась и он сделал ей предложение. Над всем довлеет низкое небо, отражающееся в воде, как в зеркале. Третьяков заказывает художнику ее повторение для своей галереи в Москве. Левитан: «Вечер на пашне» (1883), «Весна (1886), «Вечер на Волге» (1888), «Тихая обитель» (1890), «Над вечным покоем (1894), «Озеро», «Русь» (1900). Куинджи».

В Академии Дубовской пробыл четыре года и получил четыре серебряные медали. Узнав о том, что полотно «Притихло» с передвижной выставки в Петербурге приобрёл царь для галереи Зимнего дворца, Третьяков выехал в столицу, чтобы заказать художнику повторение, так как картина оказывалась недоступной широкому зрителю. художник путешествовал за границей. — Т. 1. Метод «сочинения» Айвазовского, основанный на зрительной памяти и воображении, был далек от побуждений Дубовского, стремящегося к исследованию реальности не в стенах мастерской, а на конкретном мотиве самой природы. 1899 г.

Кто-то, кажется, Буква (псевдоним И. Ф. Василевского — В. К. ) назвал ее симфонией в лиловом и это было меткое определение того, что она собой представляла: вся выдержанная в лиловых тонах, она действительно была симфонией. Пейзажист по призванию и хранитель священных традиций передвижничества по убеждению, Н. Н. «Притихло» — и теперь самое известное произведение Дубовского. Очерки о жизни и творчестве художников второй половины XIX века / под редакцией Леонова А. И. — М. : Издательство «Искусство», 1962. Как сработана вода, небо, сколько во всём поэзии – лучшая вещь на выставке».

Золотой Плёс» и «После дождя. Вот одно из них, профессора В. А. Вагнера.

Будучи активным и убежденным «передвижником», Николай Дубовский регулярно участвует в выставках и делах Товарищества, а после смерти «папаши передвижников» Н. А. Для него важно – не как передавать, а что передавать. Это и есть название моей картины». I. С. -Пб. И вопрос был не столько в том, кому отдать «пальму первенства», сколько в том, что оба художника – и Дубовской и Левитан – объективно утверждали в своём творчестве принципы «пейзажа настроения». Все сложилось так, что пора ему было подумать о женитьбе, обзавестись семьей.

В его ученических работах уже проскальзывают отблески будущего самобытного мастера. Нестеров в письме к родным из Киева передает мнение В. М. Мастерство. Особенно хороши Серов, Левитан, Дубовской, Костя Коровин.

Вдали – темная полоса берега, как бы сдавленная сверху и снизу стихиями неба и воды. Вот я и повторяю: потому я прост, что данных нет быть непростым. В обзорах передвижных выставок того времени имена Дубовского и Левитана стоят рядом. Его пейзаж лаконичен и прост. Для мастера дорого содержание, передача дыхания жизни природы, связь с ней.

Можно, нарушив посмертное завещание П. М. По нерушимой семейной традиции он обязан был стать военным. Уже нет прежней России: прошлое — и хорошее и плохое, — стерто Февральским переворотом. Николай Никанорович был человеком мягким интеллигентным, деликатным, однако руководил Товариществом очень умело, не допускал конфликтов между «старыми» и «молодыми» товарищами, но твёрдо стоял на страже интересов всего Товарищества. Дата рождения: 1859Дата смерти: 1918Пример великого постоянства в избранном пути в творчестве являет собой замечательный русский пейзажист Николай Никанорович Дубовской.

Куинджи, Б. Д. Среди его типических работ – Зима (1884, Третьяковская галерея), Притихло (1890, Русский музей повторение – в Третьяковской галерее), На Волге (1892, Третьяковская галерея), Ноябрьский вечер (1900, там же), Санный путь (1900, там же). Более того, Дубовской занимает место вслед за Шишкиным и Поленовым, а Левитан долго считается лишь «одним из самых сильных конкурентов Дубовского». После смерти Н. А. Ярошенко (в 1898 году) Дубовской оказался идейным руководителем Товарищества.

90, 164, 216, 336, 350, 355, 386, 439, 447. М. : Издательство «Советская энциклопедия», 1986г. Ткач, М. И. Энциклопедия пейзажа — М. : Олма-Пресс, 2002. Преподавал в Академии художеств с 1909 г., с 1911-го – профессор, руководитель пейзажной мастерской.

Врубеля). Строгий критик В. В. Писал также марины («Океан», 1898-99 «Море», 1912, Музей донского казачества, Новочеркасск) и городские пейзажи («Набережная Невы вечером», 1898, «Московский Кремль», 1902, оба – ГРМ). В Товариществе, помимо, так называемого балласта, состояли и многие крупные мастера – Репин, Суриков, Васнецов. Стасов, И. Е. В 1881 году он оставил Академию, учителем его становится одна природа.

По сути, он возглавил Товарищество и был его руководителем до своей смерти в 1918 году. По приезде в Петербург он поселился у своих близких знакомых. Богатство этих тонов исходящих из одного, основного и сливающихся в нем, поразительное. Дубовской, Н. А. Академик (1898) и действительный член (1900) петербургской Академии Художеств. Ярко заявив о себе в 1884 году на 12-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ) картиной «Зима», он становится непременным участником всех последующих, показав там более 700 своих работ.

2008, Италия. Тогда же, в 1884 году, состоялось первое выступление молодого пейзажиста на передвижной выставке, которое было высоко оценено как художественной критикой того времени, в частности, В. В. Стасовым, так и коллекционерами: П. М. Третьяков приобретает для своей галереи его картину «Зима». Зритель приковывался к картине не самой картиной, а тем, что составляло се душу».

Другой шедевр Дубовского — «Тихий вечер» — критики определили как «поэма в золотом». В одном стилистическом ряду стоит и другое полотно Н. Дубовского — «Иматра» (1893, Севастопольский художественный музей), которое являет собой пример новых образно-выразительных качеств. М., 1970, т. 1. Да, мы это предвидели и с этим считаемся. Он обладал сильной волей и упорно шел к намеченной цели.

В картине «Красивый день» (1903, МИДК) видно как возросло мастерство художника, его цветопонимание. Но каковы теперь отзывы о его произведениях. Завещал родному городу коллекцию произведений русских художников, в том числе много своих работ (ныне – в Музее донского казачества, Новочеркасск). Так что никакого слепого рока в забвении Дубовского нет, а была и есть вполне реальная практика замалчивания, возвышения одного художника за счёт принижения другого, теоретическим обоснованием которой явилась концепция Александра Бенуа в «Истории русской живописи». На передвижной выставке 1890 года в центре внимания рецензентов оказалась картина Дубовского «Притихло», Архипова «На Оке», Левитана «Вечер. Притихло Все названные произведения Дубовского были куплены Третьяковым. Репин, такого критика, как В. В.

Как и у И. И. Левитана, «Пейзаж настроения» Н. Н. Дубовского, при всей его натурной достоверности (мастер обычно бережно сохранял исходный мотив, внося в него лишь отдельные коррективы), обрёл беспрецедентную психологическую насыщенность, выражая жизнь человеческой души, что вглядывается в природу как средоточие неизъяснимых тайн бытия, которые здесь видны, но не выразимы словами. В этом же году молодой пейзажист впервые представил свою работу «Зима» на передвижной выставке, которая была высоко оценена в художественных кругах. Конечно, можно игнорировать мнение такого авторитета, как И. Е.

Стасов и других, не менее известных деятелей русской культуры. Петров // Русское искусство. Свое понимание я своими картинами выношу в мир. На смену драматической напряженности «Притихло» пришло романтически-умиротворенное восприятие природы.

20 декабря 1913 года он направил главе Новочеркасской управы заявление, в котором предложил свою коллекцию картин (70 собственных работ и 129 работ художников-передвижников) для создания в его родном городе художественного музея. Радостным настроением отмечены его полные воздуха морские пейзажи. В настоящее время работы Н. Н. Как и в пейзаже«Притихло», в этой картине важную роль играет небо, торжественное и бесконечное. и 4 доп.

Кисти Дубовского принадлежит около 400 картин и более 1000 этюдов. Но одна картина резко выделяется из этого ряда и в историю русского искусства Дубовской вошел прежде всего как автор пейзажа Притихло (1890, Русский музей повторение – в Третьяковской галерее), созданного по этюдам, выполненным на Белом море. Федорова-Давыдова. Дубовской: Ранняя весна (1886), Притихло (1890), На Волге (1892), Вне монастыря (1893), Земля (1894), Родина (1904). Способ сюжетного рассказа вполне обычен для Дубовского и многих других художников, — он начинается от первого плана картины. Картиной молодого художника восхитился И. Е.

В 1882 г. Дубовской получил вторую премию Общества поощрения художников за работы «После дождя» и «Перед грозой в Малороссии». Клодта (1877—1881). Среди произведений художника картина «Притихло» (1890), передающая предгрозовое состояние природы, она принесла ему особое признание, в том числе и российских корифеев пейзажа. Неслучайно картину «На Волге» один из рецензентов передвижной выставки назвал «симфонией в лиловом».

Намереваясь посвятить себя искусству, будущий художник выбывает из этого учебного заведения, «пройдя в оном с удовлетворительными успехами пять классов». Пишет обитель Преподобного — «солнечно-розовую», такой мысленно видел ее в изгнании из парижского далека, замечательный русский писатель Иван Шмелев. Вдали – темная полоса берега, как бы сдавленная сверху и снизу стихиями неба и воды. Программным произведением Дубовского в этом плане стала картина «Притихло». Дубовского представлены более, чем в 70 музеях России и зарубежных стран.

От Варшавы до Казани и от Новгорода до Астрахани проходили регулярные выставки, где были представлены работы Н. Дубовского, с 1884 года бывшего в рядах «передвижников». П. М. Зима 1917 года. Дубовской родился 5 (17) декабря 1859 года в Новочеркасске в семье казака-старшины Области Войска Донского. Серов.

Опираясь на опыт и достижения русских пейзажистов старшего поколения — А. К. Дубовской изобразил самый незамысловатый вид: деревенская околица, оголенные деревья, крыши изб, занесенные снегом Дорога со свежими следами саней Все просто, буднично даже, бедно И вспоминаются строки Тютчева, словно не поэт, а сам молодой художник написал их смелой кистью на своем полотне: «Эти бедные селенья, эта скудная природа Всю тебя, земля родная, В рабском виде Царь Небесный Исходил благословляя». Дубовской принадлежал к младшему поколению передвижников. Клодта, ставшего его учителем. Поруганная, плененная, светилась она — не тленная Было во мне такое чувство ли, дума ли — «все, что творится, — дурманный сон, призрак, не настоящее а вот это — живая сущность, творческая народная идея, завет веков это — вне времени, нетленное» почувствовал я веру, что — есть защита, не обозримая по чувствовал, в чем — опора». И остается все более необходимое.

Биобиблиографический словарь. Искусствоведение все еще в большом долгу перед пейзажистом. Он много путешествовал. Картины мастера пейзажа представлены в Государственной Третьяковской галерее (Москва), Государственном Русском музее (С. -Петербург), музеях изобразительных искусств Омска, Нижнего Новгорода, Новочеркасска, Казани, Красноярском государственном художественном музее им. Однако, начиная с 1898 года, с появлением нового объединения художников, группировавшегося вокруг журнала Мир искусства, ситуация резко меняется.

Куинджи. Директор гимназии посоветовал родителям послать сына учиться живописи.

Полотно пронизано солнечным светом идущим как будто от края холста.

Уже с 1884 года Дубовской – среди передвижников. Конечно, можно игнорировать мнение такого авторитета, как И. Е. Репин, такого критика, как В. В. Стасов и других, не менее известных деятелей русской культуры. Он предчувствует тяжкие испытания, которые ожидает Отечество. Завещал родному городу коллекцию произведений русских художников, в том числе много своих работ (ныне – в Музее донского казачества, Новочеркасск).

Шишкин, А. И. О выставке 1895 года М. В. Нестеров писал: «Левитан на этот раз слабее. М. В. Нестеров в письме к родным из Киева передает мнение В. М. Васнецова о передвижной выставке 1891 года: «Божится, что моя лучшая вещь на выставке, потом Дубовской, Серов, Репин». Водопад «Иматра» обрушивает на камни целые пласты могучих волн, все приведено в движение в этом закрученном водовороте, поглощающий все на своем пути, сметая и круша в едином порыве.

Чуйко, отрицательно охарактеризовав работы пейзажистов на выставке, отметил, что исключение могут составить только Дубовской и Архипов: у них замечаются попытки выйти за пределы установившейся рутины. Дубовским было выполнено более 1000 этюдов и 400 картин. «Зима» была куплена Третьяковым. Как же в таком случае расценивать успехи Дубовского. Написанные Дубовским на свободную тему пейзажные картины «Перед грозой» и «После дождя» академическим советом приняты не были, зато, будучи показанными в том же году на выставке Общества поощрения художников, удостоились премий. Узнав о том, что полотно «Притихло» с передвижной выставки в Петербурге приобрёл царь для галереи Зимнею дворца, он выехал в столицу, чтобы заказать художнику повторение, так как картина оказывалась недоступной широкому зрителю.

Его произведения высоко ценят В. В. Учась в военной гимназии в Киеве, он обратил на себя внимание воспитателей тем, что использовал все свободное время для рисования. Всего же Н. Н. Зачастую в прямой зависимости от этого давалась и оценка произведений художника. Все стараюсь высмотреть и выглядеть, чтобы понимать мир, а также и людей.

Крамским. Ещё одна загадка его творческой судьбы. В. И. Сурикова, во многих других музеях и галереях России и за рубежом.

Плёс. Поддержка таких корифеев русской культуры – и непризнание. А. Н. Радищева, Саратов), «Курганы в степи» (1900, Художественный музей, Новочеркасск), «Закат солнца» (1909). Но на самом деле наследие Дубовского оказалось выключенным из художественного процесса.

Полевого В. М. Оба полотна имели успех, были премированы и проданы. С 1894 года Дубовской приглашается на международные выставки мюнхенского «Сецессиона», затем посылает туда свои работы «вне жюри», а в 1913 году за картину «После грозы» награждается золотой медалью. В обзорах передвижных выставок имена Дубовского и Левитана стоят рядом.

Но одна картина резко выделяется из этого ряда и в историю русского искусства Дубовской вошел прежде всего как автор пейзажа «Притихло» (1890, Русский музей повторение – в Третьяковской галерее), созданного по этюдам, выполненным на Белом море. Земля теряет свою материальность, самым материальным, осязаемым здесь «телом» становятся грозовые тучи – яркие и светоносные. В настоящее время работы Н. Н. Дубовского представлены более чем в 70 музеях России и зарубежных стран. В этой, уже вполне самостоятельной работе художника прослеживается влияние его учителя М. К. Клодта. После смерти «папаши передвижников» Н. А. А через два года на XII Передвижной выставке — его новое полотно — «Зима». Экспонент (с 1884) и член ТПХВ (с 1886 член правления с 1899), один из главных представителей пейзажной живописи поздних передвижников. Дубовского представлены более чем в 70 музеях России и зарубежных стран.

Его жена, значительно моложе его и чуть не наполовину ниже ростом, отличалась силой воли и особенной настойчивостью. За «Зимой» последовали «Летом», «На берегу реки», «Поздняя осень», «Ранняя весна» — как бы пейзажная летопись Русской Земли. Успешно пройдя курс обучения и выйдя на конкурс, он, тем не менее, в 1881 году отказывается писать дипломную картину по заданной программе и покидает Академию, повторив своим поступком знаменитый «бунт четырнадцати», демонстративно ушедших из Академии художеств в 1863 году во главе с И. Н.

Художник любил изображать природу в светлые и солнечные дни. «Поэт в живописи с оригинальными, сильными приемами воспроизведения природы», — маринист Дубовской не подражатель Айвазовскому или «русскому импрессионисту» К. Коровину. Словарь русскихъ художниковъ, Т. III, вып. Необыкновенный талант Н. Дубовского рано проявился и обрел силу. Мольберты были также простые. Семнадцатилетний Дубовской был отправлен в Петербург, где поступил в Академию художеств. Но во имя чего и в каких целях.

Как сработана вода, небо, сколько во всём поэзии – лучшая вещь на выставке. — 40 726 стр., П. С 1898-го – академик, с 1900-го – действительный член Академии художеств.

Куинджи, М. К. С 1899 г. – бессменный член правления и один из идейных руководителей передвижников. В 1890-1900-е гг. Художник открыл здесь новый для передвижников мотив, по его словам – «тишины перед грозой», «когда дышать бывает трудно, когда чувствуешь свое ничтожество при приближении стихии». Вот с этой «творческой народной идеей» жил и трудился Николай Никанорович Дубовской. Репин в письме к П. М.

Вместе с Ярошенко ездил верхом по Военно-Грузинской дороге. Но у него еще есть силы и кисть его работает легко и свободно. Это состояние в природе – тишина перед грозой – можно выразить одним словом «Притихло». Русь» (1899—1900, ГРМ). Выразительностью и завершенностью художественного образа отмечено эпическое полотно «Родина» (1905, Омский гос. Среди пейзажей этого плана, написанных в 90-х годах, особой значительностью отличаются картины «На Волге» (1892), «Радуга» (1892, МИДК).

— М. : Терра, 2001. Высвеченные солнечными лучами грозовые тучи тянутся тяжелой горизонталью, занимающей почти всю верхнюю половину картины, над почерневшей водой, отражаясь в ней. Биографы Левитана его участие на выставках «Сецессиона» и на Всемирной парижской выставке расценивают «как европейское признание его искусства». Теперь же их – тридцать восемь. «Смотрите все, сколько хотите». Пространство, свет, воздух, — вот те составляющие формирования пейзажного образа, по которым безошибочно узнаются его работы. С 1884 года Дубовской примкнул к передвижникам.

У него в картинах вы не замечаете блестящей техники, особой выработанной манеры, он не придает большого значения мастерству. Все названные произведения Дубовского были куплены Третьяковым. Эмоциональны и выразительны его пейзажи «Зима» (1884, Третьяковская галерея, Москва), «Мишкина балка» (1885, Художественный музей, Новочеркасск), «Ранняя весна» (1886), «Радуга» (1892, Художественный музей, Новочеркасск), «После грозы» (1897, Государственный художественный музей им. Опираясь на опыт старших передвижников, заложивших основы реалистического пейзажа, они продолжили их поиски в создании так называемого «пейзажа настроения». Дубовской: «Ранняя весна» (1886), «Притихло (1890), «На Волге» (1892), «Вне монастыря» (1893), «Земля» (1894), «Родина (1904). Все это чудесно и хорошо и ново. 1866, т. III, стр.

Творчество Айвазовского принадлежало другому времени. Это была умная и красивая девушка. От камерных и лиричных картин (Ветлы, 1877 Зима, 1884, обе – в ГТГ) он приходит к обобщенным, эпическим образам (Притихло, 1890, ГТГ и ГРМ Родина, 1905, Омский областной музей изобразительных искусств им. Прямо на выставке его купил российский император. сс.

Вспомните замечательный холст Дубовского Притихло (. ) Среди лучших произведений мировой живописи найдется не много полотен, в которых с такой законченностью, с такой поистине классической ясностью было бы выражено то, что принято называть настроением». Сделал себе имя пейзажами, где традиционный романтический подход к природе (основанный на «сочинении» пейзажа в студии) преображался в визионерскую прозрачность границ между натурной реальностью и неким сном наяву. «Вы говорите о материальном. Никому это не «обидно, а многим как будто бывает даже интересно.

Иначе как ссылкой такую акцию и не назовешь. Даже вот такой беглый ряд названий их произведений уже говорит о многом. С большим мастерством художник пишет море, реки, каналы («На Волге», 1892 и 1903 «На Екатерининском канале летом», 1905 «Море», 1911 «Черноморское побережье», 1912-1913). В такой же манере написаны и более поздние картины: «Закат солнца» (1909), «Море» (1911, 1912), «У скалистого берега» (1913), «Свежий ветер» (1914). Вот и все.

Клодта. «Золотая пора» Товарищества передвижных художественных выставок миновала и оно переживает кризис. Плёс». Дубовской входил в состав правления Товарищества передвижников, стал одним из самых влиятельных руководителей передвижников. Рок непризнания висит над Дубовским.

Художник написал ряд вариантов на эту тему. На страницах «Мира искусства» нет ни одного положительного отклика о произведениях Дубовского. Вдали – темная полоса берега, как бы сдавленная сверху и снизу стихиями неба и воды. Даже вот такой беглый ряд названий их произведений уже говорит о многом. И Левитан и Дубовской стремились соединить в своих полотнах многогранность образа с конкретностью состояния природы. тт.

Третьяков, который приобретает для галереи в Москве такие замечательные полотна художника, как «Зима» (1884), «Ранняя весна» (1886), «Притихло» (1890), «На Волге» (1892), «Сумерки» (1897), «Тихий вечер» (1898). Все дело в том только, какая из сторон держит в подчинении другую. В других оно было не меньше, а, пожалуй и больше. Все названные произведения Дубовского были куплены Третьяковым.

В 1893-1916 неоднократно посещал страны Европы и Ближнего Востока. И хотя с ранних лет он проявлял живой интерес к рисованию, ему по традиции была уготованы судьба военного. Она ясно просматривается и в трудах его последователей – И. Э. Грабаря, А. А.

Грабаря, А. А. В 1898 году Императорская Академия художеств избирает Дубовского академиком пейзажной живописи, в 1900-м —действительным членом Академии, в 1908-м — членом Академического совета. Тогда изо дня в день в его комнату к обеду подавалось на второе это злополучное кушанье. Именно к нему устремлена яхта, преодолевающая сопротивление ветра.

В 1900 году на Всемирной выставке в Париже Н. Дубовской награжден малой серебряной медалью за картины «Притихло», «Штиль», «Вид монастыря» и «К вечеру». О выставке 1895 года М. В. Развивая традиции русской пейзажной живописи, Дубовской создаёт свой тип пейзажа.

На выставках с 1882 г. (Общество поощрения художеств, с 1884 г. – экспонент, с 1886 -го – член Товарищества передвижных художественных выставок). «Повторение но мне вышло лучше и больше размером, отчего мотив сделался грандиознее», — делился своими впечатлениями Третьяков в письме к Репину. Пейзажное творчество Дубовского, по признанию критиков, являлось «одной из тех вех на пути развития искусства, которая намечает новый этап в его поступательном движении к новому совершенству, глубине, содержательности и идейному богатству». Но тогда возникает вопрос: а почему Дубовской обделён таким же вниманием. Поддержка таких корифеев русской культуры – и непризнание. От лирических пейзажей небольшого размера («Зима», 1884 год, Государственная Третьяковская галерея «Весна», 1885 год, Государственный Русский музей) в 1890-х годах перешёл к крупноформатным эпическим полотнам («На Волге», 1892 год, Государственная Третьяковская галерея «Родина», 1903-1905 годы, Музей изобразительных искусств, Омск) наиболее значительное произведение – «Притихло» (1890 год, Государственный Русский музей варианты в Государственной Третьяковской галереи и других музеях).

Исполнял акварели и иллюстрации (для юбилейного издания сочинений М. Ю. Лермонтова, тома 1-2, 1889-91). С 1899 года Н. Н. Левитан – другое дело. Архипов, Н. Н.

Друзья его запечатляли под ослепляющим южным солнцем прекрасные виды Италии. Настроение, которое художник создавал в своих работах, многогранно. Более того, тематический диапазон у Дубовского намного шире. Николай Никанорович был человеком мягким интеллигентным, деликатным, однако руководил Товариществом очень умело, не допускал конфликтов между «старыми» и «молодыми» товарищами, но твёрдо стоял на страже интересов всего Товарищества. Золотая пора Товарищества передвижных художественных выставок миновала и оно переживает кризис.

В 1887 году жил он на даче у Репина на Сиверской и писал этюды этой местности. Только Дубовской представлял петербургскую школу пейзажа, а Левитан – московскую. Он был предан делу Товарищества, его любили и уважали, дорожили его мнением. Репин.

— С. 53. Н. Петров, «Сборник материалов для истории Импер.

Он же в России, под милым отеческим небом, писал родное, привычное сердцу и глазу. Дубовского было одним из самых популярных. Литературно-философский подтекст лучших пейзажей Дубовского сближает его с И. И. Левитаном. Такова картина «Красивый день» (1903), представляющая спокойное и теплое море, овеянное легким ветерком. В 1898 году пять молодых передвижников «за известность на художественном поприще» были удостоены звания академиков живописи: А. Е. Архипов, Н. Н. Дубовской, Н. А. Касаткин, И. И. Левитан, В. А. Серов.

Последним произведением художника, приобретённым им при жизни, было полотно Тихий вечер (1898). Дубовскому было чуждо бесстрастно-прозаическое воспроизведение внешних форм природы. Много раз Н. Н.

Учился в петербургской Академии Художеств (1877-81) у М. К. Клодта, но не окончил курса, отказавшись участвовать в конкурсе. Среди русских пейзажистов конца XIX — начала XX столетия имя Н. Н. В 1870 году отец определил сына кадетом во Владимирскую Киевскую военную гимназию. Для Дубовского главным в «пейзаже настроения» становится не только точность воспроизведения природы, сколько то из чего слагается красочное впечатление, что составляет «настроение» мотива, его художественный смысл.

Учителем его был профессор по пейзажной живописи М. К. Клодт. «Ты называешь меня умным и даже находишь, что мы с тобой незаурядные люди. Дубовской экспонировался на десятках международных художественных выставках. А наблюдал природу он всегда и при всякой обстановке. А что есть много людей глупее нас, так какое в этом утешение.

В обзорах передвижных выставок имена Дубовского и Левитана стоят рядом. лицам. И сразу же — оглушительный успех: явлено новое слово в русской пейзажной живописи.

Морозовым и Д. П. Только Дубовской представлял петербургскую школу пейзажа, а Левитан – московскую. Пейзажисты работали в одно и то же время и жили своим временем. Порывая с природой, человек становится жалким калекою. Репин, П. М. Но в световых эффектах, к которым прибегает Дубовской, чувствуется влияние А. И.

Дубовской вместе с Левитаном и другими молодыми передвижниками был создателем того направления в русской пейзажной живописи, которое получило потом название «пейзаж настроения». Автор безымянной заметки о передвижной выставке 1899 года в журнале «Мир искусства», отметив удачные работы на ней Левитана, Нестерова, Сурикова, далее пишет: «Некоторые художники, от которых можно было ожидать чего-нибудь интересного, нынче ничем себя не проявили. Но самое главное, самое близкое сердцу художника было участие в деятельности Товарищества передвижных выставок.

Я же нахожу, что хотя мы и талантливые, может быть, но все же обыкновенные люди. Дубовской изображает море в различных состояниях: оно бывает то абсолютно спокойным и тихим, то взволнованным надвигающейся непогодой, как в картине «Море» (1911) исполненной в импрессионистической манере. Искусство Н. Н. Дубовского имеет не только историко-культурное значение, оно актуально, т. к. Берег на горизонте кажется ирреальным.

Но одна картина резко выделяется из этого ряда и в историю русского искусства Дубовской вошел прежде всего как автор пейзажа "Притихло" (1890). В отличие от волевых И. Н. Касаткин, И. И. академии художеств за 100 лет ее существования», СПб. Дубовскому кризис ТПХВ не привел к прекращению его существования много ранее 1923 года. Довольно странной, к примеру, выглядит такая аналогия, приведённая Раковой в «Истории русского искусства» : «По ощущению огромного водного пространства и неумолимо надвигающейся стихии это произведение (Притихло) перекликается с более поздней по времени картиной Левитана Над вечным покоем.

Более того, «по установленному порядку» Дубовской занимает место вслед за Шишкиным и Поленовым, а Левитан долгое время считается лишь одним из сильных конкурентов Дубовского». В 1880-е годы посещал рисовальные вечера у И. Е. Репина. И вот Дубовской каждый день прячет кисель в бумагу и вечером несет его топить в Неву. Дубовской в двух-трёх вещах хорош, но в общем нынче не силён. И тем человек счастливее, чем совершеннее в нем животное. «Повторение по мне вышло лучше и больше размером, отчего мотив сделался грандиознее», – делился своими впечатлениями Третьяков в письме к Репину. Зритель приковывался к картине не самой картиной, а тем, что составляло ее душу».

От лирических пейзажей небольшого размера («Зима», 1884, ГТГ «Весна», 1885, ГРМ) в 1890-е годы перешёл к крупноформатным эпическим полотнам («На Волге», 1892, ГТГ «Родина», 1903-05, Музей изобразительных искусств, Омск) наиболее значительное произведение – «Притихло» (1890, ГРМ варианты в ГТГ и других музеях). Нестеров писал: Левитан на этот раз слабее. Что было такого, что меня смущало в моей жизни, постепенно стало отходить куда-то. Нужно разъезжать по всей стране, чтобы составить цельное представление о творчестве художника. Русский художник-пейзажист Н. Н.

«Живопись впечатления» Н. Н. Дубовского более устойчива, упорядочена, подвергнута анализу, он пейзажист — мастер «чистого пейзажного видения» (термин А. А. Федорова-Давыдова). Н. П. Собко. Преподавал в петербургской Академии Художеств с 1909 года (профссор с 1911).

Скорбью полнится его сердце. Что делать. В настоящее время работы Н. Н. В 1884 г. он стал членом Товарищества передвижных художественных выставок, а в 1889 г. вошел в правление этого объединения. Но около картины постоянно толпилась публика и подолгу стояла, очевидно, не сразу отдавая себе отчет в том.

Относясь к молодому поколению передвижников, Н. Дубовской как член правления ТПХВ много делает для устранения конфликтных ситуаций в товариществе, особенно когда дело касается взаимоотношений «отцов и детей». Для Дубовского главным в «пейзаже настроения» становится не только точность воспроизведения природы, сколько то из чего слагается красочное впечатление, что составляет «настроение» мотива, его художественный смысл. Но в световых эффектах, к которым прибегает Дубовской, чувствуется влияние А. И. Из книги в книгу кочуют определения, основанные больше на одностороннем рассмотрении Дубовского через призму «левитановского пейзажа», чем на подлинном изучении произведений художника и связи их со своей эпохой. Вот одно из них, профессора В. А. Вагнера.