Едоки Картофеля Музей Винсента Ван Гога

Картина "Едоки картофеля", Винсент Ван Гог, 1885 – описание

Йоханна продолжила дело своего мужа по популяризации и сохранению работ Винсента Ван Гога. Было другое, что мешало ему остаться навсегда среди крестьян. Художника начал работать над картиной после смерти отца. К тому же он признавал только индивидуальную технику. Ван Гог вырос в строгой и суровой атмосфере и, так как он не демонстрировал особых успехов в учебе, то в 15 лет начал работать на фирме Goupil, которая торговала произведениями искусства.

Раз ей мешают соединить свою жизнь с любимым человеком, она примет яд. Он вконец озлобился. Винсенту Ван Гогу было 37 лет. Вот оно теперь он был уверен, что крестьяне никогда не умрут. Sorrow is better than joy.

Винсент Ван Гог 
– Едоки картофеля

Винсент Ван Гог – Едоки картофеля

Пожилая женщина разливает в чашки напиток, мужчина, сидящий справа от нее, пьет его, остальные едят картофель из большого общего блюда. Однако, – тут же добавлял он, – не утруждайте себя сверх меры: ничего не форсируйте. Есть в картине и другой контраст – фона с передним планом: первый – нейтрального цвета, полученный от добавления оранжевого к синему, другой – того же нейтрального цвета, слегка видоизмененного добавлением небольшого количества желтого. Винсент будет писать картины.

Источник света в «Едоках картофеля» предельно прозаичен и подчеркнут. В первой книге его особенно поразила следующая, весьма характерная история. Теперь его волновали важные технические проблемы. Соответственно темнота других частей картины усилена. Это вялая, равнодушная дружба.

Ван Гог поступил в протестантскую миссионерскую школу под Брюсселем. На следующий же день Тео примчался, а несколькими часами позже состояние Винсента резко ухудшилось и он испустил последний вздох на руках своего горячо любимого брата. И шедевр родился в ноябре 1885 года. По фасаду вился плющ. Вслед за этим Винсент решил написать за зиму пятьдесят крестьянских голов (Некоторые из этих холстов в настоящее время находятся в музеях Парижа, Брюсселя и Лондона (Крестьянка в зеленой шали) используя относительный досуг, которым крестьяне располагают в ненастное время года. (Так впервые вошел в его жизнь мотив сознательной нищеты, очень значительный для последующего).

Описание картины 
«Едоки картофеля»

Описание картины «Едоки картофеля»

И хотя называли его вангоговским кабинетом, висела там только одна маленькая картиночка известного художника— подготовительный этюд к картине Едоки картофеля: тёмная, мутная клякса, жирные линии, закрученные углем в осыпающуюся спираль, подобия лиц, глаз и носов, ничего толком не разберешь Разочарованные посетители недоумённо пожимали плечами: угольная клякса издали напоминающая трещину в небе, почерневшую, обуглившуюся молнию (и только позже, если приглядеться из мрака начинали проступать осторожные фигуры людей их перекрученные бедностью бледностью лица), не пробуждала воспоминаний, не требовала отождествлений, не искала человеческого сочувствия». Теперь живопись открылась Винсенту во всем великолепии. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Все это надо прочно освоить. Он избрал себе образцом Милле. Судя по всему, он не слишком надеялся на это.

Разве может их дочь выйти замуж за этого пачкуна, за неудачника оборванца. В 1991 году из музея были украдены 20 картин, в том числе ранняя картина Ван Гога «Едоки картофеля». Ему удалось запечатлеть всю беспросветность каждого их дня. Винсент торопился уехать. Родственники Марго тут же расстроили эти планы – такой скандал допустить было нельзя.

Его органически отталкивало все связанное с «высшим обществом», с гостиными, нарядными дамами изысканными манерами, «лакированными ботинками» и так же органически притягивали все атрибуты жизни низших классов, «людей в деревянных башмаках». Лев Толстой говорил там, что между классами современного общества – зияющая пропасть жизнь господская, с науками искусствами, «влюбленьями», как бы вовсе не существует для крестьян, а господам жизнь крестьян, с ее трудами и со всеми ее интересами, представляется удручающе однообразной и темной. Большую часть картин приобрел бредский портной господин Маувен. Он должен жить среди декорации своих сюжетов.

Описание картины 
Ван Гога Едоки картофеля

Описание картины Ван Гога Едоки картофеля

Светлые краски. Винсент оборудовал себе временную мастерскую в чулане прачечной, пристроенной к дому. Личность художника жаждет раздвинуть свои границы через нечто «другое», находящееся вне его «я», но ему созвучное.

Природа открылась ему, позволив заглянуть в свою душу. Он страдал от своего одиночества, но именно в нем черпал он силу и вдохновение. Наконец-то картина смогла вместить нечто большее – то, что художник искал в этих краях.

И Винсент снова остался один. Он окажется очень далеко от слащавости известной картины Милле «Анжелюс». Может, это и совпадение, но оно возвращает специалистов к изучению великого безумца. На тот момент он еще находился в поиске своей манеры. Его вращающихся светил, создающих эффект движения.

Ван Гог: описание 
картины «Едоки картофеля»

Ван Гог: описание картины «Едоки картофеля»

Но. Никогда еще он не был озабочен таким множеством технических вопросов. Почему бы и нам не поступать точно так же. Пачкун с каждым днем вызывал в Нюэнене все большую настороженность.

Она никоим образом – точнее, почти никоим образом – не отвлекла Винсента от его исканий. Они страдают, радуются, ненавидят. Дрожь нетерпения била Винсента.

Можно сказать, что в то лето 1884 года Ван Гог открыл для себя живопись. Ты справедливо заметил, что в Антверпене мне будет трудно без мастерской, – писал он брату, – но я вынужден выбрать одно из двух: или мастерскую, но без работы здесь или работу, но без мастерской там. Теперь Винсент одерживал один успех за другим. В Нюэнене Винсент почти ни с кем не поддерживал отношений. Винсент не поладил также с новым пастором, пришедшим на смену его отцу.

17 января с его матерью приключился несчастный случай и поначалу это происшествие как будто примирило Винсента с родными: горе всегда сближало его с людьми. Винсент ощупью продвигался вперед. Братская привязанность Тео.

Едоки картофеля 
– 1885 Ван Гог – 
картины

Едоки картофеля – 1885 Ван Гог – картины

Его судьба определена иначе. Здесь кончается «ранний Ван Гог». – Непосредственность впечатления при этом полностью сохранена и передается зрителю.

Прошло время колебаний, сомнений, вопросов. Сюжет полотна очень прост. Но это трудно осуществить. Благодаря этой покупке было спасено все, что относится к нюэненскому периоду (точнее, все, что сохранилось от этого периода). В том, что художник смотрит на мир глазами своих персонажей. Столько трудов даром, он снова промахнулся, упустил последний шанс.

Однако, добавил он, я нипочем не желал бы избежать этой ошибки. Ему ставили диагноз «шизофрения», а чрезмерное увлечение зеленой, красной и белой красками, по мнению врачей, указывало на цветовую слепоту художника, тогда как он считал свою манеру изображения революционной и не доступной для понимания современников. Уставшие (крестьяне вообще редко едят отдохнувшими), они безрадостно, но и спокойно поедают свой бедный ужин, ведя неспешный разговор.

Техника – не риторика, она должна выражать личность художника. Он не отличался от них одеждой и образом жизни, но внутренне оставался самим собой. Видит бог, неустанно повторял он, ведь он не злоупотребляет помощью Тео. У Хальса по меньшей мере двадцать семь черных тонов. Депрессии, которые были и раньше, стали одолевать его всё чаще.

Винсент сразу убежал, а Гоген предпочел переночевать в гостинице. Напротив, вплоть до самого последнего времени я ничего другого и не встречал. Цвет – это поэзия. Винсента попросту выгнали оттуда.

Что до меня, – объявил он Ван Раппарду, – я намерен поступать теперь вот как: если здешние люди станут мне что-либо говорить, я буду заканчивать за них фразу, не дожидаясь, когда они сами договорят. Но Марго (судя по всему, наделенная крайне хрупкой нервной конституцией) не примирилась с этим отказом. Именно в этот период проявилось всё своеобразие художественной манеры Ван Гога.

Описание картины 
Винсента ван Гога 
«Едоки картофеля»

Описание картины Винсента ван Гога «Едоки картофеля»

Человечность искусства Ван Гога коренилась глубже.

Профессионализм сплошь и рядом обращается в штамп – неужели он этого не уразумел. Он с готовностью ответил на ее любовь вдвоем они стали строить планы женитьбы. Он отчетливо знал это – как в нравственном, так и в эстетическом плане.

Я намерен и впредь поступать таким же образом. Скудный крестьянский скарб всегда под руками, он или создан крестьянином или служит ему. В конце концов, если уж Винсенту так приспичило быть художником, пусть рисует и продаёт картины, пусть забудет свои бредни о «настоящем» искусстве.

В 1880-х Ван Гог обратился к искусству, посещал Академию художеств в Брюсселе (1880--1881) и Антверпене (1885--1886), пользовался советами живописца А. Мауве в Гааге, с увлечением рисовал шахтёров, крестьян, ремесленников. Другой любопытный факт обнаружили специалисты НАСА – изучая полотна Ван Гога, они пришли к выводу, что океанические течения ведут себя именно так, как изобразил художник в «Звездной ночи». Винсент вспоминал слова Херкомера, которые тот произнес, открывая свою школу живописи: Мне важно выпестовать индивидуальные таланты, а не воспитать последователей доктрины Херкомера. Всегда и за все надо платить.

Хотя все сомнения Винсента остались в прошлом, тем не менее легкость, которой он достиг, всего лишь начало. Вещи живут у него своей жизнью, не менее напряженной, чем человеческая. Здесь я только писал и писал без устали, чтобы научиться писать. Его особой манеры смешивать краски и передавать реальность.

Врач не стал обнадеживать ее родных: боюсь, сказал он, что госпожа Ван Гог не сможет ходить раньше чем через полгода и, по всей вероятности, останется хромой. – В сущности, ты даже не пытался этого сделать. Серовато-красный цвет, в котором сравнительно мало красного, будет казаться более или менее красным в зависимости от соседствующих с ним цветов.

Почему ты не продаешь своих картин. Но куда. Пламенный художественный темперамент, мучительный порыв к гармонии, красоте и счастью и, одновременно, страх перед враждебными человеку силами, находят воплощение то в сияющих солнечными красками юга пейзажах («Жёлтый дом» (1888), «Кресло Гогена» (1888), «Жатва.

Винсент продолжал писать – натюрморты, птичьи гнезда, кое-какие пейзажи. Откуда ему знать, что его сын – Ван Гог. Он как бы разучивал гаммы. Эфемерная и трагическая идиллия. Винсента презирали и третировали, как никогда раньше.

В поисках сюжетов для картин они вместе бродили по окрестностям. Винсент с первых же слов затронул здесь самую суть вопроса. Все в этом мире эфемерно, преходяще и недолговечно.

Картина Едоки картофеля 
Винсента ван Гога

Картина Едоки картофеля Винсента ван Гога

Художнику они говорили, что он «не должен заводить близкие отношения с людьми не его круга», а своим прихожанам – чтобы они не смели ему позировать.

Скудость вещи — непременное условие ее одушевленности. В мае, на радость Винсенту, к нему приехал Ван Раппард. Доктор Гаше даже говорил о выздоровлении.

Это не античность, а ренессанс – сказал Делакруа. Этот возглас словно вырвался из самого сердца Винсента. Ван Гог был так потрясен, что утратил всякий интерес к работе. Благородная ложь придает непререкаемость зримому, очеловечивает мир, скрывая его жуть и хаос. Правда, время от времени Винсент отпивал глоток коньяка из фляги, которую всегда брал с собой в свои походы и, не переставая, курил.

Он давно уже перестал. После смерти Йоханны коллекция картин была унаследована её сыном Винсеном Виллемом ван Гогом в 1925 году и в конечном итоге предоставлена в аренду в Городской музей (Амстердам). Впрочем, желание быть полезным у него осталось.

едоки картофеля 
винсент ван гог

едоки картофеля винсент ван гог

Как знать – может быть, в Антверпене ему даже удастся продать какие-нибудь из своих работ. Мысль его ежеминутно возвращалась к ним. Если Винсент так остро реагировал на нападки Ван Раппарда (Порой мне кажется, – гласит его душераздирающее признание, – что поднимают руку на меня самого, настолько я связан с моим творчеством, настолько мои убеждения – часть меня самого) и если ему не всегда удается – он и это признает – сохранять спокойствие, то потому только, что суждения, высказанные Ван Раппардом, на взгляд Ван Гога, могли исходить лишь от невыносимо педантичного человека, верного питомца академии, от человека, абсолютно неспособного понять истинный смысл его творчества, направления, которое он избрал.

Очеловечивание вещей он поставил во главу угла в своей работе. Его часто называют «сумасшедшим художником», приводят в подтверждение спутанные и навязчивые мысли, галлюцинации и припадки безумия, преследовавшие его всю жизнь. Работы почти никто не покупает, его манеру живописи называют «мазнёй» и «примитивом». Это одна фигура, один организм.

Хальс – колорист из колористов. Винсент стал старшим сыном и братом, у него было два брата и три сестры. Затем, скопировав полотна, он вернет их Винсенту. Его ходатайство было отклонено, а сам он отстранен от должности проповедника. Пожилая женщина справа разливает в чашки черный кофе. Ведь он жил в стране, где лишь редко возникают яркие цветовые контрасты и где художники, мастера светотени, в силу сложившейся традиции приглушая цвет, никогда не используют его в чистом виде и стремятся выискать теневые эффекты они пишут – как говорят искусствоведы – валёрами. В Боринаж он попал в должности протестантского проповедника. Если сфотографировать человека, который копает землю, то на снимке он не будет копать.

Но не тут-то было. Никогда.

Художественно-исторический 
музей Арт-Рисунок

Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Он даже сказал ему об этом. Конечно, его работам присуще множество недостатков, он отнюдь не склонен это отрицать.

Он относил к трудовым классам и себя, художника, человека «тяжелой и грязной работы».

Художник должен быть художником и ничем больше.

Жерико и Гро, пояснил он, научились у греков первым делом выражать массы контура (почти всегда в форме яйца) и выводить все дальнейшее из расположения и соотношения этих овалов). Долина Ла-Кро» (1888), то в зловещих, напоминающих ночной кошмар образах («Ночное кафе» (1888) динамика цвета и мазка наполняет одухотворённой жизнью и движением не только природу и населяющих её людей («Красные виноградники в Арле» (1888), но и неодушевлённые предметы («Спальня Ван Гога в Арле» (1888).

Семейные беды еще больше сблизили братьев. Отныне Винсент будет жить только живописью и для живописи. Но понимает ли Ван Раппард смысл всех его исканий.

Ван Гог, Едоки картофеля: 
описание

Ван Гог, Едоки картофеля: описание

Сознательно он допускал и анатомические неправильности в рисунке фигур, за что его тогда постоянно упрекали. Керссемакерс много раз был свидетелем того, как он совершенствовал свое мастерство, неделями напролет рисовал руки, ноги, деревянные башмаки.

В мае 1886 года, после отъезда его матери, – пишет Ж. Б. де ла Фай, – грузчики сложили произведения Ван Гога в ящики и оставили на хранение у колбасника города Бреды (в действительности это был краснодеревщик по фамилии Схрауэр). Даже если ему не понравились мои рисунки, все равно покажи ему эту картину.

Загадочность Рембрандта, виртуозность Хальса. Рисунки Ван Гога боринажского периода почти все потеряны. – к любым лишениям. Табак, как он утверждал, действовал на него успокаивающе. Картины, которые передавали бы суть вещей в присущих им темных красках.

Картина «Едоки картофеля» 
—настоящая крестьянская 
картина

Картина «Едоки картофеля» —настоящая крестьянская картина

Это висячая керосиновая лампа. Когда он приходил, то обычно ссорился с отцом. Усердно работая над собой, он снова почувствовал вкус к жизни и попытался создать семью с беременной уличной женщиной по имени Христин, с которой познакомился прямо на улице и из-за которой окончательно рассорился с родными. Но, разочаровавшись в учебе, бросил занятия и в 1878 году покинул Амстердам. Здесь хранится большая часть работ художника. Окончательно охладев к работе, молодой Ван Гог был уволен.

Ван Гог задумал написать за зиму пятьдесят этюдов голов крестьян. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией. В Эйндховене Винсент смотрел работы Керссемакерса, одобрил их, а тот нанес ему ответный визит в Нюэнен. С какой изощренностью он располагал цвета играя на контрасте и нюансах, варьируя оттенки.

Милле рисовал богатых, представительных крестьян на фоне спокойной и плодородной природы. Он почти не выходил из музея, без устали разглядывая картины великих мастеров. Несмотря на все мои недостатки, сбить меня с толку не так легко, как некоторые воображают. Художник, его картина и ее объект сливаются воедино, связанные друг с другом и с жизнью неразрывными узами.

Тео убеждает Винсента расстаться с ней. Он уезжает из дома, «в мир», доказывать свою правоту.

Винсент ван гог 
едоки картофеля

Винсент ван гог едоки картофеля

На сей предмет он заручился адресами шести торговцев картинами. Завтра, как и сегодня, она будет его кредо. Так, значит, вперед.

Винсента корили за то, что он не зарабатывает денег. С восхищением и страхом смотрел художник на Винсента, человека, беззаветно преданного искусству, который питался одним лишь хлебом и сыром (Это не портится в дороге, – шутил Винсент) и, вечно голодный, готовился и впредь жить в нищете. Вечером, взяв с собой этот холст, я отправился в Эйндховен, где живет один мой приятель (Германе), владелец довольно изящной гостиной (серые обои и мебель черная с золотом) и мы повесили там картину. Ван Гог взял свои краски, холсты, мольберт, кисти и пошел к хижине де Гротов.

В первых вариантах достаточно схематично были изображены только четыре фигуры за столом, в более поздних появился пятый персонаж. Кругом все черным-черно. Ведь торф дает свет и тепло крестьянской хижине. (Это была его судьба — во всем повиноваться только личной, внутренней логике). Абсолютно верно, – подтвердил он.

К тому времени он уже постиг многие тайны мастерства и убежденно провозглашал свое кредо. Так что же, отказаться от мечты, забыть свои волшебные эксперименты в области цвета и рисовать «правильные» картины для обывателей. На самом деле имя «Винсент» предназначалось для старшего сына Ван Гогов, но он не прожил долго и потому имя перешло ко второму в семье чаду. Ван Гог снова обратился к живописи и его брат Тео (единственный, кто поддерживал Винсента на протяжении всей его нелегкой жизни) помог ему уехать в Брюссель и попробовать себя в роли слушателя Королевской академии изящных искусств.

Наперекор традиции Ван Гог лишает трапезу какой-либо священной окраски. Керссе-макерсу он дал множество полезных советов. Повинуясь первому побуждению, он вернул Ван Раппарду его письмо с почтительным приветом. Это стремительность кисти дает такой мощный эффект, – прочитал он в статье о Гейнсборо. В 1963 году голландское правительство заказало здания для музея Ван Гога голландскому архитектору и дизайнеру мебели Герриту Ритвельду. Винсент провел в Амстердаме три дня. Винсент упорно отыскивал гнезда дроздов и корольков, зяблика и иволги и изучал их, как самый настоящий орнитолог, наверно, даже еще основательней так как всем сердцем жаждал постичь сокровенную тайну жизни птиц.

Все сомнения остались позади. Как говорят врачи, поначалу убиваешь, затем исцеляешь. Холст, если так можно выразиться, отстранял художника от его моделей. Они жили в хижине, где была всего одна комната с нишами для постелей.

Страдание свято. (Этот колорит — дань Ван Гога собственному будущему, высветленной палитре). Но он жестоко ошибался. Она была свидетельством трагической смерти художника.

Крестьянин дорожит вещью, сделанной собственными руками, все в ней открыто ему, знакомо наизусть постепенно вещь превращается как бы в одушевленное существо, которое живет, страдает и стареет вместе с хозяином, несет с ним тяготы его труда. Его невольно влекло к Винсенту и он снова поехал в Нюэнен. Не лучше ли ему устроиться в каком-нибудь другом месте. «Я часто думаю, что крестьяне представляют собой особый мир, во многих отношениях стоящий гораздо выше цивилизованного», — писал Винсент. А с открытием портов в Японии и началом «японского бума» Ван Гог стал создавать этюды по мотивам японских эстампов.

Картины Ван Гога— 
экспонаты музея

Картины Ван Гога— экспонаты музея

Вот тогда и произошел этот знаменитый инцидент. Причинив ему острую боль, она глубоко омрачила его настроение. Вот почему можно говорить о взаимосвязи между цветами. Не поладил он и со священником католической церкви. Однако Милле изображал на фоне безмятежного пейзажа людей с благородной осанкой и гармония их жестов была созвучна гармонии природы, спокойной, умиротворенной и щедрой.

Дом стоял в саду, среди деревьев. В начале своей работы он пользовался локальным цветом иными словами, пытался достоверно передать на холсте предметы в присущем им цвете.

– представить его как нечто абсолютно естественное. Все черным-черно вокруг него и в душе тоже. Будь у него много таких же прекрасных вещей, как лист, который я недавно обнаружил – Пять возрастов пьяницы или фигура старика под каштаном, о которой я недавно тебе рассказывал, – право, нам всем следовало бы пойти к нему на выучку, – писал он Тео в конце 1882 года. И он шел вперед гигантскими шагами.

Винсент стал мастером своего дела. Картина Едоки картофеля стала финальным аккордом пребывания художника в Нюэнене (Северный Брабант, Нидерланды). Ван Гог изучал разные художественные направления и стили в престижной частной студии, перенял изобразительную манеру импрессионистов – покрывать холст пятнами краски – и познакомился (благодаря брату) с Писсарро, Дега, Гогеном. В декабре 1883 года в небольшой брабантский (Брабант – провинция в Голландии) городок Нюэнен приехал ещё нестарый, но уже изрядно помятый жизнью человек.

  • МУЗЕЙ ВАН ГОГА, ЕДОКИ КАРТОФЕЛЯ
  • Человечность искусства Ван Гога
  • Словари и энциклопедии на Академике

Три картины — «Пшеничное поле с воронами», «Натюрморт с Библией» и «Натюрморт с фруктами» — были сильно порваны 5. Ночью 7 декабря 2002 из музея были похищены две картины Ван Гога— «Вид на море у Схевенингена» и «Выход из протестантской церкви в Нюэнене».

МУЗЕЙ ВАН ГОГА, 
ЕДОКИ КАРТОФЕЛЯ

Неточности, а подчас и огрехи.

И хотя называли его вангоговским кабинетом, висела там только одна маленькая картиночка известного художника – подготовительный этюд к картине Едоки картофеля: тёмная, мутная клякса, жирные линии, закрученные углем в осыпающуюся спираль, подобия лиц, глаз и носов, ничего толком не разберешь Разочарованные посетители недоумённо пожимали плечами: угольная клякса издали напоминающая трещину в небе, почерневшую, обуглившуюся молнию (и только позже, если приглядеться из мрака начинали проступать осторожные фигуры людей их перекрученные бедностью бледностью лица), не пробуждала воспоминаний, не требовала отождествлений, не искала человеческого сочувствия». Вчера я именно так подшутил над почтенным собратом моего отца. Звали человека Винсент Ван Гог. «Едоки картофеля» — это прощание с родиной исполненное горечи и поэзии. Можно ли с уверенностью сказать, что это было именно так.

Частые неудачи, необузданный нрав, срывы и постоянные переезды тоже не прошли бесследно. – принять предначертание судьбы.

Нет, скорее всего, нет. Впрочем, разве речь идет о продаже картин, о деньгах, о каких-то обидах. Он должен бежать от этих унылых степей. Вот так и родилась великолепная картина «Едоки картофеля». Съездив в Утрехт, он беседовал там с врачом клиники. О нем все время ходили сплетни, недобрые толки. В изображение крестьян он не вносил умиленной идеализации, свойственной кающимся дворянам или ходокам в народ, – он отдавал себе отчет в загрубелости своих персонажей, день-деньской копающихся в земле» знал, что в крестьянине «много от зверя» (его собственные слова) Но это его не отпугивало. Дает жизнь.

Землистые, темные тона «Едоков картофеля» вовсе не заслуживают пренебрежения, с каким о них иногда отзываются. Грубым формам сопутствуют мрачные тона: глинистый коричневый, грязноватая охра, оливковый зеленый, берлинская лазурь, почти переходящая в черный (Цвета черного мыла – по меткому замечанию Юлиуса Манер-Грефе). Благодаря стараниям Тео в начале 1890 года на выставке в Брюссельском королевском музее современного искусства было представлено несколько работ Винсента и один из критиков дал им высокую оценку. Они, как люди, вовлечены в круг существования. Наступило утро и наконец Винсент почувствовал умиротворение, которого был лишен уже много дней. Женщина благодаря дружбе с Эмилем Бернаром, смогла организовать выставку картин в музеях.

Убежденный в своей правоте человек наконец-то уверенно зашагал к светлой и ясной цели. В мае Винсент завершил свою картину. Ван Гог позднее будет подчеркивать, что в искусстве Милле все является одновременно «и искусством и символом», но не откажется от утверждения, согласно которому «следует представлять тривиальную действительность так, чтобы она выражала благородную мысль». Винсент Виллем Ван Гог родился 30 марта 1853 года в деревушке Грот-Зюндерт на юге Нидерландов.

Куда он шел. Он всей душой проникает в самые сокровенные глубины их жизни, приобщается к их судьбе, которую он не отделяет от своей собственной. Пуля пробила ребро и застряла в кости.

Может быть, вернуться в Дренте. Один из пастырей даже пообещал прихожанам деньги, если они не дадут себя рисовать, «но они мужественно ответили, что предпочитают зарабатывать у меня, чем клянчить у него». Для чего же теперь оставаться в Нюэнене. К возмущению родных, Ван Гог и вернувшись домой, продолжает делать то, что «никому не нужно». надеяться, что когда-либо вкусит нормальную жизнь. Художник мастерски передает мрачный уют их дома – полутемного простого жилища, где нет ничего лишнего, только самое необходимое: грубо сколоченные стол и стулья. Потянулись пасмурные месяцы.

Роль человека в его творчестве становилась всё меньше и чаще служила стаффажем (то есть человеческая фигура использовалась лишь для того, чтобы внести немного жизни). На моем холсте были табачные тона, нежно-зеленый и белый (серый), даже чистый белый – такой, каким выдавливаешь его из тюбика. Знакомство с Поль Гогеном также заканчивается ссорой, после которой Ван Гог отрезал себе мочку левого уха.

Отныне всякий раз, когда он хочет написать картину, он избирает отправной точкой определенный цвет и тогда, говорит он, я абсолютно отчетливо вижу, что должно получиться.

События тоже следовали одно за другим. Мог ли он написать их иначе, не погрешив против жизненной правды, не изменив самому себе. Винсент неизменно старался убедить в этом брата и самого себя. Он сам, как они, плоть от плоти этой земли.

Я горю желанием видеть картины Рубенса. Они сажали картофель, копали картофель и ели картофель – в картофеле была вся их жизнь, ради него они вставали на рассвете и трудились весь день не покладая рук. Хроническое отравление дигиталисом в ряде случаев может сделать мир для больного желтым, как и в случае с Ван Гогом, который, должно быть, видел желтые круги вокруг звезд – как на знаменитой картине «Звездная ночь» (которую он написал в 1889-м в психиатрической лечебнице) и ряде других полотен.

Скоро учение будет завершено – уже теперь он рисовал с удивительной легкостью. Искусство, к которому его влечет, – это субъективное искусство экспрессивного толка.

И какая чудесная стремительность. Винсент возвратился из Амстердама, воодушевленный всем, что увидел нет, он не ошибся, он на верном пути: Некоторые художники, которых я знаю, но не хочу называть, неустанно бряцают тем, что они зовут техникой на мой взгляд, как раз они обладают слабой техникой. – говорил Винсент. Повторяю, я вынужден просить Вас об этом.

Вы ничего не говорите мне о технике, – писал он ему в своем первом письме. Оставшиеся картины он погрузил на тележку и повез по дорогам и в конечном счете распродал их по десять центов за штуку. Его заменил на этой должности его брат Тео, которому удалось сделать скромную карьеру. Но делать ему на ней больше нечего.

С редкой преданностью ухаживал он за матерью, дневал и ночевал у ее постели. – Мой долг – искать случая и использовать всякую возможность для продажи моих работ. Вдвоем они много работали. К последним Винсент питал истинную страсть. Вскоре Ван Гога увольняют с должности помощника пастора. – Возьмите, к примеру, этот тон (он показал пальцем на серую, грязную мостовую) так вот, если бы Паоло Веронезе сказали: Напишите белокурую красавицу с телом такого тона, он написал бы ее и на его картине женщина и впрямь была бы белокурой красавицей.

В обмен на проживание он обещал высылать Тео Ван Гогу свои картины. Сходя с поезда в Хелмонде, куда она ездила за покупками, мать упала, сломав правое бедро.

И вот, после нескольких лет бесплодной борьбы, Ван Гог возвратился в семью. Одна лишь работа давала ему отдохновение. («Выход из протестантской церкви в Нюэнене» (1884--1885), «Крестьянка» (1885), «Едоки картофеля» (1885), «Старая церковная башня в Нюэнене» (1885), «Башмаки» (1886), написанных в тёмной живописной гамме, отмеченных болезненно-острым восприятием людских страданий и чувства подавленности, художник воссоздавал гнетущую атмосферу психологической напряжённости.

Винсент знал, чего он хочет и куда идет. С той и другой стороны были брошены резкие слова. После ссоры, разыгравшейся между ними, дело обернулось совсем плохо. Он должен отождествить себя со своими персонажами (крестьянами), растворить себя в них, чтобы усвоить себе их взгляд на мир, привычки, особенности психики.

Таким образом, все полотно звучит как бы в басовом регистре. Отсюда вывод: Львы – не обезьяны, они не подражают друг другу. В доме воцарилась гнетущая атмосфера, натянутость отношений усугублялась еще и религиозными разногласиями. Он условился с Керссе-макерсом, что вдвоем они поедут в Амстердам и посетят тамошний музей. Эта утрата, по существу, завершила долгий период в жизни Винсента. Неужели его отец прав.

Музей Винсента Ван Гога (нидерл. Van Gogh Museum)— художественный музей в Амстердаме, хранящий самую крупную в мире коллекцию картин и рисунков Винсента Ван Гога, а также работы его современников, в том числе Поля Гогена, Жоржа Сёра, Поля Синьяка, Клода Моне, Анри Тулуз-Лотрека, Пабло Пикассо. Это был серьезный удар. Многочисленные гости, приходившие навестить больную, неумолчно расточали ему хвалу. Вдобавок его новая пассия попыталась покончить с собой.

История с Марго никак, точнее, почти никак не отразилась на его работе. У него образовался круг друзей и родственных душ и именно в парижской атмосфере свободы родилась большая часть его работ. Старые мастера пользовались подобной штукой. В этом мире все случайно, неповторимо и невозвратимо. И очень важно, каково это «другое». Тогда Жигу спросил, почему он так думает.

Особенностью крестьянской психики Ван Гог считал очеловечивание вещей.

Два года Ван Гог каторжно трудился, не выпуская из рук карандаш и кисть. Винсента угнетал Нюэнен, где теперь работать ему было невмоготу. «Хорошо зимой утопать в глубоком снегу, осенью – в желтых листьях, летом – в спелой ржи, весной – в траве хорошо всегда быть с косцами и крестьянскими девушками – летом под необъятным небом, зимой у закопченного очага хорошо чувствовать, что так было и будет всегда». Надо заставить обыденное служить выражению прекрасного (Запись на полях рисунка), – говорил Милле.

Но при всем этом мужество мое, а, возможно, также и силы скорей окрепли, нежели ослабели. Да и какой отец на месте пастора вел бы себя по-иному. Его сумасшествия боялись, а его картины, без сомнения, вызывали интерес.

Этот розовый – заглушённый цвет, полученный в результате сочетания красного с зеленым. В это же самое время, когда никому не ведомый голландский художник писал свою картину – вызов и обвинение «цивилизованным людям», в далекой России всемирно известный писатель писал трактат «Что такое искусство» – с тем же вызовом, тем же обвинением. И господствующий колорит у Ван Гога иной: серо-зеленый, с глубокими голубыми тенями. Это считается крупнейшей кражей искусства в Нидерландах со времен Второй мировой войны 7.

Он вновь с мрачным ожесточением взялся за кисть. Приехал он к своему отцу, к своим родным, но Нюэнен не был его родиной. Он испытывает таинственное влечение к цвету. Они не смотрят друг на друга. Ему, безусловно, полезно также возобновить знакомство с художниками, даже если он не сойдется с ними во взглядах.

Это не давало ему покоя. Таков закон внезапного контраста, который отчасти уже широко использовал Делакруа. Безуспешно. Но конец всему положила безответная любовь. Только в труде его раненая душа забывала о жизненной пытке. В последнюю неделю своей жизни Ван Гог пишет свою последнюю и знаменитую картину: «Пшеничное поле с воронами». В своем исступлении Винсент накинулся даже на брата.

В серии картин и этюдов середины 1880-х гг. Он колебался, стараясь совладать с нетерпением, от которого его вдруг начало лихорадить. Ван Гог не сомневался, что, даже и темная, она все-таки здоровее и достойнее господской.

Да что там. Его восприятие жизни приняло оттенок какой-то печали, он болезненно и остро воспринимал мир вокруг себя и это отражалось буквально в каждом наброске и мазке. Брата Тео, приехавшего на похороны, Винсент настойчиво убеждал взять его с собой в Париж. Произошел давно назревавший его разрыв с семьей.

Так или иначе, есть все основания полагать, что Винсент решил – будь что будет. Но есть одна объединяющая деталь в этой мрачной атмосфере изоляции – горящая лампа, символ его (Ван Гога) любви, свет, несущий утешение им в их одиночестве, от которого он сам так много страдал всю жизнь». Это так но не нужно смешивать предмет изображения с предметом любви, – то, что художник истинно любит, определяет собой его «как», его подход к любому предмету. Изображение пятерых усталых людей, которые при тусклом свете керосиновой лампы едят свой скудный ужин «теми же руками, которыми они копали землю» исполнено своеобразного величия: хочется назвать эту сцену не ужином, а трапезой.

– восклицал он, откликаясь на зов величайшего из мастеров цвета. Есть нечто необыкновенное, – писал он Тео, – в ощущении, что ты должен ринуться в огонь. И она выполнила свое намерение, не сумев, однако, себя убить.

И все же инстинктивно стремясь к той же цели, он шел к ней вслепую. Художник, стоя у холста, не отгораживается от своих моделей. Незачем даже вспоминать об этом благонравном бессилии. Кстати, по обыкновению стремясь оправдать свое решение в глазах Тео, Винсент в каждом письме приводил все новые и новые доводы в пользу отъезда – в Антверпене он мог бы немного поработать с обнаженной моделью.

До этого еще очень далеко. Крестьяне относились к нему хорошо и позировали охотно, – разумеется, за плату. Неизменно угрюмый, он лишь ненадолго заходил в пасторский дом. Оценивая это произведение исследователь творчества Ван Гога X. Грэтц заметил по поводу персонажей: «Каждый из них кажется одиноким и изолированным, между ними нет живого общения.

В этот период палитра Ван Гога стала светлой исчезли землистого оттенка краски, появились чистые голубые, золотисто-жёлтые, красные тона, характерный для него динамичный, как бы струящийся мазок («Агостина Сегатори в кафе «Тамбурин»» (1887--1888), «Мост через Сену» (1887), «Папаша Танги» (1887), «Вид на Париж из квартиры Тео на улице Лепик» (1887). Это было одним из его любимых выражений.

Нет. «Едоки картофеля» стала первой крупной картиной, написанной в так называемый «нюэненский» период (по нидерландскому селению Нюэнен, где проживали родители художника). И снова картина не удалась. Подобное заявление, право, способно обескуражить кого угодно. Он преисполнен решимости жить самостоятельно – согласно своим убеждениям.

Винсент был более философ, чем это принято думать. Подавленный печалью этого края, он, как никогда, страшился своей участи. Разве они не наглядное олицетворение, глубоко поэтический символ семейного очага.

Куда важнее другое – обвинения Ван Раппарда по части искусства живописи. Неординарность Гога пугает горожан до такой степени, что в марте 1889 года горожане пишут прошение освободить город от «рыжего безумца». Чем скорей я уеду отсюда, тем будет лучше. Столкнулись лицом к лицу два разных мира. Однако сын его неприятно поразил жителей Нюэнена.

долларов США. Самой главной работой Ван Гога в Нюэнене была картина «Едоки картофеля» (с большим количеством подготовительных и сопутствующих этюдов) – ужин крестьян в хижине. – беспрестанно спрашивали они. Послушайте, дружище, вещь эта довольно хороша, но она сделана с линии, а античные художники шли от объемов (от массы или ядра).

Даже изобразил двух женщин, копающих картофель. И снова вспыльчивость и приступы ярости помешали ему завершить обучение. Показывайте всем мои рисунки, – просил он Ван Раппар-да. Это нисколько не поставит под угрозу его самобытность. Лица некрасивы до уродливости, в них есть что-то животное, но вместе с тем значительное и священное, как священ труд, жизнь, природа.

Обилия его «болезненного» желтого, который спустя какое-то время приобрел «золотой» оттенок, ведь полотна Ван Гога стали на вес золота. В этот период 75 работ Винсента Ван Гога выставлялись в Эрмитаже на Амстеле. Своим поведением во время эпидемии тифа или после чудовищной аварии на шахте он заслужил любовь и уважение местных углекопов, но не духовного начальства, которое считало, что его взаимоотношения с паствой подрывают авторитет церкви. Он расположен в зданиях, спроектированных Герритом Ритвельдом и Кисё Курокавой. Что поделаешь.

В этом споре отец Ван Гога был не на стороне сына. Инстинкт вел его вперед с поистине волшебной безошибочностью. Винсента захлестнуло безграничное отчаяние. Винсент сердился, мечтал как можно скорее убраться отсюда. Он встал, сорвал полотно с подрамника, отбросил его в угол и натянул новый холст.

Но ты все равно покажи ее ему – он должен видеть, что мы упорно идем к своей цели. Он стушевался и, надо сказать, без особого труда. Жители поселка смеялись при одном появлении,, пачкуна, этого неудачника, который без зазрения совести жил на средства своих родных. Коричневое платье девочки, стоящей спиной на первом плане, коричневые руки и лица сотрапезниц в «Едоках картофеля», выразительные блики коричневого до предела насыщены смыслом.

Может быть, на этот раз Винсент и вправду поверил, что пришел конец его одиночеству. Ее поместили в утрехтскую клинику. Хотя того несколько смущали размеры картин, как и то, что Германе хотел получить композицию с пятью-шестью фигурами (тогда как Ван Гог предпочитал иметь дело с меньшим числом персонажей), Винсент был в восторге от этой сделки, дававшей ему возможность писать картины без каких-либо затрат и с рвением принялся за работу.

Сразу же после приезда в Нюэнен Винсент понял, как непоправим его разлад с родными. Ван Гога очень волновала эта тема. Я решил выбрать второе и притом с таким восторгом, словно возвращаюсь из изгнания.

Среди жителей Нюэнена он был белой вороной. Подобная концепция красоты абсолютно чужда Винсенту. А между тем Милле, будь он к тому времени еще жив (Он умер в 1875 году), содрогнулся бы при одном виде картин Винсента, его плотных мазков и резкой, жесткой манеры. Он довольствуется самой малостью – тем, что абсолютно необходимо для жизни. Так или иначе, отцу стало невмоготу разговаривать с сыном.

– говорил Винсент. Сам процесс работы над «Едоками картофеля» обернулся своеобразным актом социальной борьбы, хотя это странно звучит по отношению к такому мирному и сосредоточенному делу, как писание картины.

С тех пор Винсент часто виделся с Керссемакерсом. Шахтеры любили его, но считали чужим. Он хотел писать правдивые картины – не те, которые ждет от него публика. Как ни сложна диалектика содержания и формы в искусстве, большое заблуждение думать, что в искусстве «как» важнее, чем «что». Смотрите, как хорошо. Гоген уехал, Тео Ван Гог, напротив, стал ухаживать за братом.

Мгновение, которое проходит, уже ушло от тебя навсегда. Он сделал также много эскизов – вариантов общей композиции, – и в мае 1885 года «Едоки картофеля» были закончены. Картофель он писал картину в гамме картофеля, пыльного и нечищеного. Моя палитра оттаяла, – констатировал он.

Я не хочу, чтобы они были академически правильны. Здесь он будет лишь топтаться на месте и вянуть. Он отождествляет себя с ними. Жертвой своему призванию.

Его сначала поместили в больницу, а после буйного припадка – в палату для умалишенных. То же относится к синему и желтому. Он же запальчиво возражал: «Я был бы в отчаянии, если бы мои фигуры были правильными я нахожу великолепными фигуры Микеланджело, хотя ноги у них, несомненно, чересчур длинны, а бедра и зад чересчур широки Милле и Лермит являются для меня подлинными художниками по той причине, что они пишут вещи не такими, как они выглядят, если сухо и аналитически копировать их, а так, как они, Милле, Лермит, Микеланджело, чувствуют их». И тут его осенило. Пусть даже он найдет ее плохой.

Ни в коем случае. Я был бы в отчаянии, – уверяет он, – будь мои фигуры хороши. Начиная с конца 2012 года, музей был закрыт на ремонт в течение шести месяцев. Оставшись без моделей, Винсент начал писать натюрморты. Трудно вообразить более трагический контраст. У родителей нет больше с сыном общего языка.

Музей открылся 2 июня 1973 года 3. Осенью Винсента вновь навестил Ван Раппард. Начало лета застало Винсента в процессе стремительного творческого роста.

Этого он и сам не знал. Бедность художника (вообще его социальную отчужденность) он считал не столько печальной необходимостью (следствием внешних условий), сколько необходимым долгом. Чего он добивался. А вскоре и собственную хижину ему пришлось покинуть, так как местный пастор посчитал аморальным, что крестьяне позируют художнику.

Однако, когда церковная администрация освободила его от должности (Винсент не только читал Библию, от дирекции шахт он требовал улучшения условий для рабочих), она освободила уже сформированного внутренне художника. Можно возразить: тысячи художников писали, например, «Благовещение» и «Тайную вечерю», а различает их то, как они писали тысячи писали натюрморты с яблоками, но каждый писал яблоко по-своему. Но мог ли Винсент написать брабантских крестьян веселыми красками. Он спускался с горняками в шахты, а по вечерам читал им Библию.

Но еще больше удивило кожевника то, что он никак не мог забыть холсты и рисунки Ван Гога. Женщина, воспылавшая к нему нежным чувством, – это было нечто новое для Ван Гога.

Это программное произведение художника, он писал его с огромным увлечением и мыслил как вызов академическому искусству, вызов «чистой публике», любящей приглаженное искусство, вызов тем, кого художник ощущал «по ту сторону баррикады». Вы потом измените свое мнение, – ответил тот. Его отец был протестанским пастором, а мать – дочерью переплетчика и продавца книг.

То и дело вспыхивали ссоры.