Гойя Художник

Байеу был тогда официальным придворным художником короля Карла III. Потерпев неудачу, молодой художник не опустил руки и вскоре стал учеником придворного живописца Франсиско Байеу. Эту картину художнику никто не заказывал, он написал ее для собственного удовольствия.

Старик с длинной бородой, напоминающий фигуру с рисунка Гойи «Я всё ещё учусь», скорее всего изображает самого живописца. Вторая фигура, это демон его вдохновения или инфернальный искуситель, который вынужден кричать глухому художнику в ухо, чтобы тот его услышал. За свою работу Гойя заработал 20 тысяч реалов, а жене художника досталось платье, расшитое золотом и серебром, стоимостью около 30 тысяч реалов. Сегодня, 30 марта исполняется 269 лет величайшему живописцу, одному из первых представителей эпохи романтизма испанскому художнику –Франсиско Гойя. Головные боли и нарушение равновесия оторвали художника на два года от работы.

Через 4 года художник достиг вершины карьеры – его возвели в сан первого придворного живописца короля Карла IV. Прирожденный авантюрист и отчаянный драчун, Гойя, даже находясь вдали от родины, оставался верен себе: легенда приписывает ему дерзкий налет на женский монастырь в Риме, удачное похищение оттуда некой прекрасной итальянки и последовавшую за этим дуэль из которой художник вышел победителем. Кстати, в отличие от большинства жен и подруг художников, она практически не служила ему моделью – Гойя написал всего один ее портрет. Художник, проведя в браке 39 лет, напишет всего лишь один портрет жены. Он, как и отец, станет художником, но такого дара и таланта ему не достанется.

Но легендарная любовь пожилого и уже больного художника к богатой аристократке, скорее всего, так легендой и осталась. В этот период художник сблизился с испанскими просветителями Г. М. Ховельяносом-и-Рамиресом и М. X. Байеу был тогда официальным придворным художником короля Карла IV и королевы Марии Луизы. Той самой церкви, стены и потолок которой когда-то расписал художник. Гойя — не только самый национальный художник Испании, с его именем связано становление искусства Нового времени.

Свою глухоту художник переносил с редким мужеством, стараясь найти средства общения с окружающим миром. Испанский художник умер на руках у преданной супруги в окружении родственников в ночь с 15 на 16 апреля 1828 года. Шурин начинает помогать карьере даровитого художника. Франсиско Гойя (1746-1828) – испанский художник, вошедший в историю своей страны как великий живописец, отрицавший классические устои и изображавший человеческую сущность в ее реальном, болезненно оголенном свете, со всеми недостатками и пороками.

В то время как коллеги порицали непрестанное нарушение стандартов живописи, а революционные лидеры корили за ее бессмысленность, простой человек внутри каждого восхищался искусством, которое рождалось под кистью художника. Спящий среди инструментов художник находится в окружении монстров, которые символизируют невежество и другие пороки общества. Francisco Jos de Goya y Lucientes 30 марта 1746, Фуэндетодос, близ Сарагосы — 16 апреля 1828, Бордо) — испанский художник и гравёр, один из первых и наиболее ярких мастеров изобразительного искусства эпохи романтизма. Король Фердинанд VII прямо говорит художнику, что он достоин только повешения.

В 1786 году Франсиско заинтересовался Карл III, он стал придворным художником. К середине семидесятых годов он обосновался в Мадриде и здесь в 1776 году по рекомендации шурина Байэу получил место художника королевской мануфактуры гобеленов. Особенно страшным и могущественным было духовенство, которое друг художника поэт Мануэль Кинтана назвал «.

В 1824 году жизнь художника становится невыносимой и он под предлогом лечения уезжает во Францию. Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес (исп. Francisco Jos de Goya y Lucientes 30марта 1746 (1746-03-30), Фуэндетодос, близ Сарагосы— 16 апреля 1828, Бордо)— испанский художник и гравёр, один из первых и наиболее ярких мастеров изобразительного искусства эпохи романтизма. Искусствоведы считают, что художнику для этих картин позировала более юная девушка простого происхождения.

В эти же годы художник создал целый ряд портретов. В настоящий список включены картины художника, характеризуемые как наиболее известные, наиболее часто репродуцируемые либо наиболее характерные для того или иного периода творчества или живописного жанра. Франсиско Гойя – это великий художник, который оставил яркий след в искусстве, только он мог писать такие разные картины: прекрасный и чувственный романтизм и ужасающий мрачный реализм. После смерти жены в 1812 году судьба дарит художнику прощальную улыбку: он завязывает знакомство с Леокадией де Вейс.

Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес (30 марта 1746, Фуэндетодос, близ Сарагосы — 16 апреля 1828, Бордо) — испанский художник и гравёр, один из первых и наиболее ярких мастеров изобразительного искусства эпохи романтизма. Художник покупает себе загородный дом на реке Мансанарес, где живет очень замкнуто вместе с ведущей его хозяйство дальней родственницей Леокадией Вейс и ее дочерью Розарио. Великий испанский художник Франсиско Гойя — художник радости, страдания и борьбы.

Байеу был тогда официальным придворным художником короля Карла IV и королевы Марии Луизы. «фантазия», «игра», «воображение» 80 листов с комментариями художника, 1797—1798 гг. ). Занимающая первый правый простенок «Асмодея», наверное, самое труднообъяснимое произведение из всех, написанных художником на стенах «Дома глухого».

После смерти Карла III в 1789 г. он стал придворным художником нового короля – Карла IV. В 1777 году Гойя впервые серьезно заболел «неизвестной болезнью»: многие биографы считают, что речь шла о сифилисе, специфические последствия которого художник испытывал всю жизнь. Потерпев неудачу, молодой художник не опустил руки и вскоре стал учеником придворного живописца Франсиско Бай-еу. Она завещала выдавать ежегодно 3500 реалов из оставшегося после нее состояния Хавьеру Гойе, сыну художника. Загадка кроется в наследственности художника.

Создавая на стенах собственного дома шедевры «черной живописи», чудовищной в своей жестокости, художник просто иллюстрировал свои самые страшные кошмары и видения. Среди них — портрет герцогини Альбы, с которой в 1796-97 годах у художника была связь. Может быть, художник пародировал самого себя, намекая на написанные им когда-то портреты герцогини Альбы. Дед Франсиско Гойи по линии матери страдал шизофренией, а две тети художника наблюдались в отделении для душевнобольных сарагосской больницы.

Друг Гойя, художник Франсиско Байеу, познакомил его со своей сестрой. В 1824 году, опасаясь гонений нового правительства, художник принимает решение уехать во Францию.

Франсиско де Гойя: жизнь и творчество художника

Гойя по этому поводу создал 6 полотен. В начале1799 года в Академии продемонстрирована, а затем установлена в ризнице Толедского собора «Взятие Христа под стражу», где отмечено абсолютное изображение ночного освещения. В 1878 году, когда дом купил немецкий банкир Эмиль Эрлангер, картины перевели на холст. Оно не принадлежит строго к портретному жанру. И то и другое приглянулось испанскому обществу и Гойя стал знаменит уже при жизни.

Полотна Маха одетая иМаха обнаженная были написаны с герцогини около 1802 года. Будучи придворным художником, Гойя писал испанскую королевскую семью. Ожидаемой премии картины Франсиско Гойя не получают. И как в воду глядела. К празднику св. С этого времени заказы на Гойю посыпались со всех сторон.

Франсиско де Гойя, 
биография и картины

Франсиско де Гойя, биография и картины

Гойя написал только один ее портрет. Девы Марии. Под ее одеждой скрыт нож. Из писем Гойи известно, что в начале 1793 года он был тяжёло болен. И вот болезнь приковала Байеу к смертному одру. В Сарагосе за молодым художником охотилась инквизиция по причине драки в церковный праздник, которую он устроил.

В сентябре 1799 года королева заказала Гойе портрет изображающий её в мантилье. Гойя болел тяжелой болезнью, природа которой до конца так и не была выяснена. Гойе удалось познакомиться с герцогиней.

Гойе поручили увековечить это событие в «Филиппианском совете», где тот мастерски изобразил пространство и световые эффекты. С начала 1780-х годов Гойя получил известность и как автор выполненных в тонкой цветовой гамме портретов, фигуры и предметы в которых как бы растворяются в тонкой дымке (Семья герцога Осуна, 1787, Прадо, Мадрид портрет маркизы А. Понтехос, около 1787, Национальная галерея искусства, Вашингтон). 4 апреля он в последний раз присутствовал на академическом заседании.

Холст, масло. В прославленном портрете Исабель Кобос де Порсель (1806, Лондон, Национальная галерея) облик молодой цветущей женщины с огненным взором и в черных испанских кружевах, отмечен острой национальной характерностью. Гойя отправился в Кадис навестить своего друга, Себастьяна Мартинеса. Самого же Гойю в июле 1790 году отправляют в Валенсию «подышать морским воздухом».

Гойя ФрансискоКартины 
и биография

Гойя ФрансискоКартины и биография

Картины с описанием будут представлены ниже. Между тем быстро растетпопулярность Гойи в придворных кругах – в основном как портретиста. В 1785 году Гойя знакомится с семьёй маркиза де Пеньяфель (исп. )русск., которые будут его постоянными заказчиками в течение 30 лет. Там Гойя жил последние годы, периодически продлевая отпуск по болезни.

К концу 1750-х годов семья переехала в Сарагосу. По другим мнениям, Сатурн – это французская кровавая революция или даже Наполеон. Сын Хавьерженится и начинает жить отдельно. Заключенная в его творчестве сила драматизма достигла высшего накала. Гойя стал модным портретистом, заваленным заказами. Ныне оба портрета висят друг против друга в Лувре.

Испанский художник 
Гойя (1746-1828)

Испанский художник Гойя (1746-1828)

Родился 1746 в Фуэндетодос, что близ Сарагосы. Стены своего жилища он расписывает изнутри мрачными фресками, так называемыми «Черными полотнами», представляющими, по сути, видения и галлюцинации одинокого, уставшего от жизни человека. По возвращению в Бордо Гойя создал последние свои шедевры: портрет бывшего алькальда Мадрида Пио де Молина и эскиз «Молочница из Бордо», в котором воскресают его любовь к человеку, светлое, радостное приятие жизни. В том же году он написал знаменитую панораму Мадрида при закате майского солнца в полотне «Луг у Сан-Исидро».

Девы Марии. Зато монументальный «Портрет герцога де Сан-Карлоса» использует все преимущества полихромии. В 1815 году изобразил себя в «Погрудном портрете», где он не выглядит на свои почти уже 70 лет. Гойе периодически продлевали отпуск во Франции.

Пытаясь справиться с внутренним хаосом и тоской, Гойя на стенах комнат своего дома пишет масляными красками пятнадцать картин, которые впоследствии назвали «чёрными» за тревожное настроение и преобладание в палитре тёмных тонов. В Сарагосе юный Франсиско был отдан в мастерскую художника Лусана-и-Мартинеса. Композиция первой картины завязана в один упругий узел. В результате одного из столкновений ему приходится бежать в Мадрид в 1766 году. 1808 год стал годом потрясений для всей Испании. Но и в самых мрачных видениях Гойи жестокая тьма не может подавить присущее художнику ощущение вечного движения, вечного обновления жизни, ставшее лейтмотивом в картине Похороны сардинки (около 1814, Прадо, Мадрид), в серии офортов Тавромахия (1815). В том же 1799 году (какоесовпадите. ) Альба возвращается к Гойе. В течение двух лет (1778—1780) Гойя создаёт 7 картонов для шпалер в опочивальню принца и его жены и 13— в их гостиные.

Тогда он отправился в Италию и в 1771 г. получил вторую премию пармской Академии художеств. Гойя вновь заболел и оказался в Кадисе, где возможно в это время создавал 3 больших полотна для оратория Санта-Куэва (исп. )русск., новаторские в изображении жизни Христа. В 1798 году Карл IV поручил Гойе расписать купол своей загородной церкви Сан Антонио де ла Флорида (исп. )русск. Уродство ее моральных, духовных и политических основ Гойя раскрывает в гротескно-трагической форме, питающейся фольклорными истоками, в большой серии офортов Капричос (80 листов с комментариями художника, 1797–1798) смелая новизна художественного языка, острая выразительность линий и штрихов, контрастов света и тени, соединение гротеска и реальности, аллегории и фантастики, социальной сатиры и трезвого анализа реальности открывали новые пути развития европейской гравюры. С Гойи же сняли все подозрения в сотрудничестве с французскими захватчиками (он даже не получал жалованья во время оккупации) и позволили спокойно работать, хотя Фердинанд VII и относился к Гойе враждебно.

Лишь 2 картины выделяются из этого ряда в изображении войны: «Литьё пуль» и «Изготовление пороха в горах Сьерра де Тардиента». Как толькоГойя получает возможность знакомства с придворными дамами, он словно забывает Жозефу. Кстати, в отличие от большинства жен и подруг художников, она практически неслужила моделью для Гойи – он написал всего один ее портрет. В мае 1801 года Гойя написал также портрет Годоя в вальяжной позе, на тот момент— сомнительного триумфатора «Апельсиновой войны».

На нём остались порезы, а некоторые части полотна были утеряны. Неужто у меня на самом делестоль сладострастное лицо. Неумолимости надвигающейся гибели резко противопоставлена сила человеческих чувств. «Черным картинам» — так принято их называть — грозило полное исчезновение ибо «Кинта дель Сордо» была снесена в 1910 году. В это время заказчиками на портреты стала зарождающаяся в Испании крупная буржуазия: Порсель, Фелис де Асара (натуралист), Тереса Суреда (жена управляющего фарфоровой мануфактуры Буэн-Ретиро), Сабаса Гарсия, Педро Мокарте и другие.

Никто и никогда не изображал так убедительно и достоверно жестокость, суеверия и безумие. Авторы этой теории исходят из того, что современники Гойи не знали о существовании «тёмных картин» и никогда их не видели, а первое упоминание о фресках появилось в печати спустя 40 лет после смерти художника. Силой гения он выразил это мгновение, правдиво запечатлев гамму переживаний. Не случайно, в письме к другу Гойи директор Королевской академии истории просит воздействовать на художника, чтобы он написал его портрет так «как он может, когда хочет». Всего Хосефа родила пять (по разным данным и больше) детей из которых выжил лишь один мальчик по имени Хавьер— Франсиско Хавьер Педро (1784—1854)— который стал художником.

Краткая биография 
Франсиско Гойя

Краткая биография Франсиско Гойя

Он любил светский успех, его приглашали на все великосветские мероприятия. Сначала их показали в Париже, а затем подарили музею Прадо. «В начале нового столетия Гойя пишет одетую и обнаженную "Маху". Старый, одинокий, глухой и больной, Гойя расписывает стены своего дома, так называемого «Дома глухого». По требованию короля картина была социально нейтральной в отличие от ранее написанного «Паяца». Произведение «Зонтик» – пример раннего творчества художника – привлекает взор игрой красок, каждым мазком, гибкой грацией женщины, сочными и смелыми переливами цветовой палитры, сказочным освещением и какой-то почти музыкальной слаженностью композиции.

После мессы в присутствии короля Гойя принял поздравления. В начале 1790-х годов тяжелая болезнь привела художника к глухоте. Для монархов же выход «Капричос» остался незамеченным. Как бы то ни было, художника постиг паралич и частичная потеря зрения. Два года престарелый мастер прожил во Франции.

«Черная живопись» 
изДома глухого

«Черная живопись» изДома глухого

Но настал день и Гойя затосковал. В декабре того же года он закончил 7 панно для шпалер, ставшие последними его картинами. В портретах Гойи во всей широте представлено общество того времени. Ей никогда не выбраться.

В портретах Каэтаны Альбы можно найти намёки на существование связи. В результате Гойя приглашен расписать ораторий дворца Собрадиэль, ему также стал покровительствовать знатный арагонец Рамон Пиньятелли (исп. )русск., чей портрет он напишет в 1791 году. Как крупный художник Гойя сложился сравнительно поздно. Входя в определенное состояние катарсиса художник, как бы заглядывает по «ту сторону сознания», для того, что бы поведать все смертным истину. В 1816 году он создал новую серию офортов «Тавромахию». Франсиско Гойя создал поразительную серию офортов «Капричос» (1793-1797), состоящую из 83 произведений, максимально передающих дух свободы и реальности, который он описал кратко и точно: «Мир – это маскарад, в котором все обманывают, хотят казаться не тем, кто они есть на самом деле.

Рядом с ней ее муж, долговязый мужчина, наследный принц герцогского королевства Пармского. Мытарева. В июле 1803 года Гойя предложил королю для его гравировальной мастерской медные доски «Капричос» и непроданные офорты. Картина «Зонтик» была написана среди серии жизнерадостных гобеленов. Последние работы сделаны под впечатлениемвторжения Наполеона в Испанию. Сюжеты этой серии, пронизанные ненавистью к ужасам войны и состраданием к невинным жертвам «наглой воли»Наполеона I, отображены и в полотнах того периода у Гойи.

Блистательное завершение раннего периода творчества, ощущение себя «как самого счастливого человека», по словам самого Гойи, вскоре сменяется постигшим его огромным несчастьем — после тяжелой болезни он глохнет на всю жизнь. Грузовик с этой картиной Гойи попал в аварию, полотно было сильно повреждено. Его обвиняли, что неверно написана грудь, что маха слишком коротконога и пр. В июне Гойя овдовел, скончалась Хосефа. Здесь и инфанта Мария-Луиза с ребенком на руках, приветливая, славная, но не очень видная.

В 1780 году Гойю наконец-то приняли в Королевскую академию Сан-Фернандо. В октябре Гойя вновь оказался в Сарагосе, где создал портрет каноника Рамона Пиньятелли известный лишь в копии.

Дон Луис поручает художнику исполнить портреты членов своей семьи. Свадьба состоялась в Мадриде. Две фигуры, мужская и женская, застыли в воздухе. В июле 1773 году Гойе пришлось жениться на ней, когда она была на пятом месяце беременности.

Действительно, эта живопись вызвалакрайнее раздражение и гнев Сант-Оффицио (святой инквизиции). Драгоценности выполнены в технике импасто и сверкают при пламени свечей. Девочка получила фамилию Вейс, хотя многие полагают, что она была дочерью Гойи: во всяком случае, Гойя до конца своих дней относился к ней как к дочери, много занимался с ней живописью и рисунком (Росарио стала художницей, после смерти Гойи она даже была приближена ко двору и давала уроки рисунка королеве Изабелле II). По возвращению в Бордо Гойя взялся за новую для него технику литографии: «Портрет гравёра Голона» и 4 листа под названием «Бордосские быки».

Среди прочего, художник увековечил Карла IV и Фердинанда VII. В начале 1799 года в Академии продемонстрирована, а затем установлена в ризнице Толедского собора «Взятие Христа под стражу», где отмечено абсолютное изображение ночного освещения17. Как сильно «Зонтик» отличается от более позднего Франсиско де Гойя, картины которого созданы под влиянием герцогини Альбы. Зато монументальный «Портрет герцога де Сан-Карлоса» использует все преимущества полихромии. Самым известным произведением этого цикла является «Сон разума порождает чудовищ».

В небольшой картине «Колосс» (1810—1812, Мадрид, Прадо) возникает зрелище всеобщего хаоса, порожденного неожиданным появлением колоссальной фигуры обнаженного гиганта, которая жутко вырастает за очертаниями гор и касается облаков. В1827 году в Бордо Гойя написал портрет банкира Сантьяго Галоса, управляющего его финансами, а также портрет испанского торговца Хуана Баутисту Мугиро, родственника своей невестки. Летом того же года Гойя последний раз был в Мадриде, где запечатлел на полотне своего 21-летнего внука Мариано Гойю. В 1773 году он женился на Хосефе Байеу. Гойя очень любил подчеркивать противоречия в людской натуре: женщина на его полотнах это всегда воплощение любви и страсти, но она горда и непреступна.

Гойя и прежде обращался к теме колдовства и сатанизма. Гойю разбил паралич, но точно диагностировать болезнь художника сейчас не удаётся. В 1775 году он женится на Хосефе Байе и уезжает в Мадрид.

Плафоны в Сарагосе, 
шпалеры в Мадриде

Плафоны в Сарагосе, шпалеры в Мадриде

До сих пор продолжают ходить слухи об их бурном романе, продолжавшемся семь лет. 30 мая разрешение было получено и уже в июне Гойя уехал – правда, не в Пломбьер, а в Бордо, где в тот момент скрывались многие его друзья. Родственники и друзья решали, что делать с незаконченными картинами художника.

Работает Гойя быстро и под руководствомБайеу. В июне 1798 года Гойя вручил герцогу Осуне 6 небольших картин, сюжеты которых предвосхитили «Капричос», среди них выделяется «Большой козёл». Здесь он вновь обретает спокойствие духа. Он пишет «Проповедь св. Тематика гравюр необычна, зачастую понятна только самому художнику.

«Сатурн, пожирающий 
своего сына»

«Сатурн, пожирающий своего сына»

Вторая картина пользуется мировой известностью. Считается, что художник – это некий проводник между, чем-то Божественным и человеческим миром. В 1797-1798 годах Гойе продолжали поступать заказы на портреты: Бернардо де Ириарте (исп. )русск. Но в творчестве Гойи есть одна особенность, которую не встретишь у других художников.

Одновременно в творчестве Гойи нарастают черты трагизма, неприязнь к феодально-клерикальной Испании старого порядка. Ему в это время— 27 лет, а Хосефе— 26. В том же 1803 году умер Сапатер, с которым Гойя не переписывался с 1799 года.

Великий романтик: 
биография Франсиско 
Гойя

Великий романтик: биография Франсиско Гойя

Но в то же время чувствовал себя чужим в их присутствии и знал, что, преклоняясь перед его талантом, высшая знать не забывает о его происхождении. Но его картина была отвергнута. Бернардина Сиенского в присутствии Арагонского короля». В том же году он написал знаменитую панораму Мадрида при закате майского солнца в полотне «Луг у Сан-Исидро». 4 января 1796 года Гойя отправился вместе с королевским двором в Андалусию для почтения останков святого Фердинанда Севильского. Слева, у мольберта, художник рисует свой автопортрет.

К июню1801 года Гойя закончил знаменитый «Портрет семьи Карла IV» (где изобразил с психологической достоверностью всех членов семьи короля), портреты короля и королевы в полный рост и «Конный портрет Карла IV», менее удачный, нежели портрет Марии Луисы. Но вообще жекостры по-прежнему пылали, хотя и не столь массово (например, в 1810 году вИспании сожгли 11 человек по обвинению в ведовстве). Гойя ненавидит слепки, он признается в этом намного позже.

Франсиско Гойя: 
портрет художника

Франсиско Гойя: портрет художника

Членов королевской семьи он расставил не в ряд, а вперемежку. Графической параллелью росписям Кинты стала серия Диспаратес (Пословицы, 1820—1823) с еще более сложными зашифрованными образами. Это полотно пленяет своим сочным жизнерадостным колоритом.

запрашивает 25000 реалов за ту же работу8. Гойя раскрывает реальный мир во всем его бесконечном многообразии. У Гойи и Хосефы родилось несколько детей, но все они, за исключением Хавьера (1784—1854), умерли в младенческом возрасте. Воля к жизни пробудила жажду борьбы. По возвращении в Бордо Гойя создал последние свои шедевры: портрет бывшего алькальда Мадрида Пио де Молина и эскиз «Молочница из Бордо».

В начале1828 года Гойя готовился к приезду своего сына с женой, направляющихся в Париж. Гойя много принимает заказов от представителей высших слоев общества Мадрида. Один из них, писатель и драматург Леандро де Моратин, писал тогда своему корреспонденту Мелону, что в Бордо приехал Гойя, «глухой, старый, неуклюжий и слабый, ни слова не говорящий по-французски, без слуги (а уж он-то нуждается в слуге больше, чем кто бы то ни было) и такой довольный и такой ненасытный в своем стремлении познать мир». Но женщины-махи нас интересуют в большей степени, так как Франсиско Хосе де Гойя картины напишет с представителями аристократии, одетыми в костюмы мах. Исидора, которую он написал за сорок пять лет до создания «чёрных картин».

Картины Франсиско 
Гойя: взгляд на 
внутренний мир общества

Картины Франсиско Гойя: взгляд на внутренний мир общества

К религиозным работам Гойи этого периода относится оформление церкви Сан-Антонио де ла Флорида в Мадриде (1798), выполненное им всего за три месяца. Франсиско, ухаживающий за умирающим», в последней Гойя впервые изобразил дьявола. Все они – плод видений и галлюцинаций художника. Хотя Гойя оставался с ней в браке вплоть до её смерти в 1812году.

Свободных и гордых горожанок любил изображать художник Франсиско Гойя., чей портрет он создал. Гойе удалось познакомиться с Альбой. Дьявол в образе летучей мыши записывает в книгу постановления против общего блага. Также в 1794 году он написал портрет знакомой актрисы Марии Росарио дель Фернандес (исп. )русск., по прозвищу «Ла Тирана». В том же 1803 году умер Сапатер, с которым Гойя не переписывался с1799 года. В 1795 году Гойя создал портрет герцога Альбы, а затем и его жены— в полный рост.

1808 год стал годом потрясений для всей Испании.

Он удостаивается второй премии Пармской Академии художеств, получив 6 голосов. Для монархов же выход «Капричос» остался незамеченным. К иным из них он оставался абсолютно равнодушным и тогда его заказные портреты кажутся странно безжизненными, одеревенелыми. Видна лишь поднятая голова с тоской в глазах. В течение военных лет Гойя однако сумел создать ряд своих выдающихся жанровых картин: «Махи на балконе», «Девушки или Письмо», «Старухи или Que tal. », «Кузница» и «Ласарильо де Тормес». Всего Хосефа родила пять (по разным данным и больше) детей из которых выжил лишь один мальчик по имени Хавьер— Франсиско Хавьер Педро (1784—1854)— который стал художником. Возможно, она символизирует Испанию, пожирающую своих детей.

  1. Известные картины Франсиско Гойи
  2. Лучшие картины Франсиско Гойя – любовь и боль великой души
  3. Картины — Гойя-и-Лусьентес, Франсиско де
  4. Франсиско Гойя ( ) – величайший испанский художник
  5. Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес ( ) (477 работ)
  6. Франсиско Гойя: сила в искренности

Опасаясь преследований со стороны нового правительства Испании, в1824 году Гойя вместе с Леокадией и маленькой Росаритой выехал во Францию, где теперь царствовалЛюдовик ХVIII (а с 16 сентября1824 года —Карл Х). В 1799 году Гойя достигает вершины своейкарьеры – его возводят в сан первого придворного живописца короля Карла IV (придворным живописцем он был с 1786 года). Гойя-и-Лусьентес (Fransisko Goya y Lucientes) Франсиско Хосе де испанский художник, гравер, рисовальщик. Он считал, что художник сотрудничал с оккупантами и начал все хуже относиться к Гойе.

Среди этих работ выделяются «Прачки», «Продавец посуды», «Врач» или «Мяч». В том же году он написал портреты актрисы «Ла Тираны» и поэта Леандро де Моратина. В 1806 году произошёл арест бандита Марагато, вызвавший в народе резонанс. Через некоторое время Гойя уже просит место придворного художника, но ему отказывают.

  1. ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА
  2. Франсиско Гойя: последние новости
  3. «Капричос», что переводится как причуды
  4. Франсиско Хосе Гойя, также Гойя-и-Лусьентес (1746-1828)
  5. Бессмертные полотна: лучшие картины Франциско Гойя
  6. Франсиско Гойя: известные картины

После беспорядков в стране появится сатирическая серия «Капричос». В ней нет ни одной светлой картины, только мрак и трагедия. Первые картины Франсиско Гойя в этом жанре были парадными («Карл III на охоте»), с течением времени они приобрели легкость и ощутимую иронию по отношению к моделям («Маркиза Анна Понтехос», «Семья герцога Осуна»). С самого начала Гойя решил написать портрет-картину.

В руках малыша шнурок, привязанный к лапке сороки, которая, оправдывая свою славу «воровки», держит в клюве визитную карточку художника, который таким оригинальным приемом помещает свою подпись на работе. Леокадия уговаривала его эмигрировать, но бегство грозило конфискацией имущества. 19 марта 1823 года умер кардинал Луис Бурбон, младший брат короля Карла III, покровительствовавший Гойе семья другого его покровителя и свата, коммерсанта Мартина Мигеля де Гойкоэчеа (сын Гойи Хавьер был женат на дочери Гойкоэчеа Гумерсинде), была скомпрометирована. Маха из простонародья – женщина с чувством самоуважения, которая может постоять за себя. Картины Гойя рисовал для себя. В июле 1803 года Гойя предложил королю для его гравировальной мастерской медные доски «Капричос» и непроданные офорты.

Художник широко использует контрасты света и тени. С этого времени в его творчестве появляются ужасные внутренние демоны человека. Им также заинтересовался сам Карл III, который сделал его придворным художником. В 1801—1803 годах Франсиско написал 4 тондо и для собственного дома.

  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • Словари и энциклопедии на Академике
  • «Клятва Горациев» Жака Луи Давида
  • «Свобода, ведущая народ» Эжена Делакруа
  • «Расстрел повстанцев» ФрансискоГойи
  • «Возрасты жизни» Каспара Давида Фридриха
  • «Утро стрелецкой казни» Василия Сурикова
  • «Похороны вОрнане» ГюставаКурбе

Оно разрушает традицию парадных официальных изображений. Предположительно, это было отравление свинцом (сатурнизм), но некоторые исследователи склоняются к версии тяжелого инсульта., вот таким образом местные жители называли его жилище «quinta del sordo» – «дом глухого».

Художник написал образ своей современницы, которая полна чувственной притягательности и в то же время «закрыта» от посторонних глаз. В 1790-х – начале 1800-х годов исключительного расцвета достигло портретное творчество Гойи, в котором звучат тревожное чувство одиночества (портрет сеньоры Бермудес, Музей изобразительных искусств, Будапешт), мужественное противостояние и вызов окружающему (портрет Ф. Гиймарде, 1798, Лувр, Париж), аромат тайны и скрытой чувственности (Маха одетая и Маха обнаженная, обе – Прадо, Мадрид). А уже через месяц она позировала и для конного портрета. Сатурн узнал о том, что его свергнет один из сыновей.

  1. «Бар в Фоли-Бержер» ЭдуардаМане
  2. Франсиско Гойя — яркий представитель эпохи романтизма

В это же время он расписал стены своего дома изображениями кошмаров, писал портреты своего внука Мариано и начал последнюю, самую горькую серию офортов «Диспаратес». Очаровательная девушка стала символом женской недоступности, при этом она игрива и чувствует свою власть над мужчиной. С его картинами, офортами и гравюрами в живопись ворвались эмоции и страсть. Альба изображена абсолютно обнаженной и насотнях рисунков, сделанных художником. Свадьба состоялась в Мадриде. Франсиско де Борха со своим семейством» и «Св.

Он писал пейзажи и натюрморты. В 1798 году Гойя создал фрески для мадридской церкви Сан Антонио де ла Флорида. С Гойи же сняли все подозрения в сотрудничестве с французскими захватчиками (он даже не получал жалованья во время оккупации) и позволили спокойно работать, хотя Фердинанд VII и относился к Гойе враждебно. В ней нет аллегоричности, все предельно понятно и в высшей степени выразительно. А после того, как летом 1795 года она посетила его мастерскую, художник, который несколькими месяцами ранее был избран почетным директором Академии Сан Фернандо, потрясенно признался одному из друзей: «Теперь, наконец, я знаю, что значит жить. » Их бурный роман продолжался около семи лет. по заказу герцога Осуна: «Прощание св.

Гойе были предъявлены обвинения в безнравственности, но художник избежал наказания, так как влияние инквизиции к началу XIX в. значительно ослабло. В настоящее время большинство искусствоведов склоняется к версии, что на картинах изображена Пепита Тудо, любовница Годоя испанского государственного деятеля, фаворита королевы Марии Луизы и друга короля Карла IV. Эта картина составляет пару с картиной «Маха одетая». Штрихи его иглы острые, царапающие. Чтобы этого не случилось, бог пожирал их. Картины Франсиско Гойя – это громкая сатира на общество с его изъянами и слабостями. Впрочем, каждому свое. Впрочем, каждому свое», – и как в воду глядела.

Известные картины 
Франсиско Гойи

Знаменитое произведение Гойи не имеет аналогий в мировой живописи. В 1788 году Гойя создал 2 картины для поминальной капеллы в Кафедральном соборе Валенсии (англ. )русск. В 1783 и 1784годах он бывает в Аренас-де-Сан-Педро, выполняя заказы и изображая младшего брата короля инфанта дона Луиса (англ. )русск., его молодой жены Марии Тересы Вальябрига и их архитектора Вентуры Родригеса. В них и интеллект и испанский характер и индивидуальность личности. В состоянии душевного смятения и мрачного отчаяния поселился в новом доме известном как «Кинта дель Сордо» («Дом глухого»).

В июне 1800 года Гойя купил за 234 000 реалов дом на углу улиц Вальверде и Десэнганьо. Для банка св. в несвойственной ему неоклассической манере (сюжеты смерти святых Иосифа, Бернарда и Лутгарды).

Его прах был перевезен на родину и захоронен в мадридской церкви Сан-Антонио де ла Флорида.

В портретах Каэтаны Альбы можно найти намёки на существование связи16. Картины «Маха обнаженная» и «Маха одетая» составляют парный портрет. Даже дети перестают играть, чтобы полюбоватьсяею.

Эти сюжеты не вдохновляют Гойю. Темы он брал как мифологические, так и религиозные. Женщина смотрит в противоположную сторону. Вот таким образом, чтобы «прочитать» росписи Кинта дель Сордо, понять их скрытый смысл надо исходить не только из того, что изображено на фресках, но и принять во внимание их пространственные отношения друг с другом. Сын Гойи Хавьер в 1823 году был членом революционной милиции.

Ф. Гойя. Когда она появляется на улице, все смотрят только на нее. Холст, масло.

В 1814 году Гойя вновьудостаивается звания придворного живописца при Фердинанде IV. Молодая женщина изображена лежащей в одной и той же позе дважды. В ноябре того же года в апартаментах дворца Годоя замечена «Маха обнажённая». Отец – мастер позолотчик, мать -дочь обнищавшего идальго (таких дворян в те времена было чуть ли непол-Испании). В этом портрете Гойя изобразил герцогиню на фоне природы. В начале XIX века в портретных образах Гойи, полных энергии, уверенности в своих силах, появляются черты, близкие идеалам эпохи романтизма.

И все же судьба улыбается Мастеру в последний раз: он знакомится с Леокадией Вейс. В апреле Гойя написал портрет супруги Годоя, графиню де Чинчон, дочь дона Луиса. Так назывались мужчины и женщины, которые вышли из простого народа, обедневшие жители провинций, выходцы из мадридских трущоб. После этого к Гойе приходит слава портретиста среди приближенных короля.

Из которых сохранились только семь и те испорчены реставрационными работами. Паломничество к св.

Каждый безумствует по-своему. Некоторые искусствоведы рассматривают это произведение как аллегорию. Останки Гойи французы возвратят испанцам лишь в 1919 году. Около 1769 Гойя отправился в Италию, в 1771 вернулся в Сарагосу, где писал фрески в духе итальянского барокко (росписи бокового нефа церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар, 1771–1772).

Одна из самых больших коллекций Франсиско Гойи хранилась у герцогини Каэтаны Альба. В эти же годы художник создал целый ряд портретов. Начались годы странствий. Самыйзнаменитый офорт Гойи – Сон разума порождает чудовищ. Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес – великий испанский художник, представитель романтизма.

Чрезвычайно трудные для него годы, совпавшие с периодом жестокой реакции, он провел в своем загородном доме Кинто дель Сордо (Дом глухого), стены которого расписал маслом. Из которых сохранились только семь и те испорчены реставрационными работами. Никто себя не знает». От него, подобно темной реке, вдоль холмов движется к месту казни толпа жертв.

В 1796 году умер престарелый муж герцогини и она уехала в свое поместье в Андалузию «оплакивать потерю». Испанская аристократия была не прочь поиграть в игры с переодеваниями. Пока обратим взгляд на биографию Франсиско Гойя.

В 1815 году изобразил себя в «Погрудном портрете», где он не выглядит на свои почти уже 70 лет. Но под впечатлением от происходящего в стране хаоса Гойя вновь взялся за резец и создал цикл офортов «Бедствия войны». Картины «Махи на балконе» (Метрополитен-музей, 1816 год) и портрет донны Исабель Порсель он написал под этим впечатлением и в память о герцогине Альбе. Гойе стали заказывать портреты дети его прежних покровителей: «Дон Франсиско де Борха Тельес Хирон», портрет 10-го герцога Осуна или её сестры герцогини Абрантес. Это поспособствовало его утверждению в художественном мире того времени. 30 мая 1815 года король председательствовал на генеральном совете Филиппинской компании, где получил значительную ссуду. Через несколько месяцев после рождения Франсиско, семья переехала в деревеньку Фуендетодос, находившуюся в 40км к югу от Сарагосы, где они и прожили до 1749 года (по другим сведениям— до 1760-го), покуда ремонтировался их городской дом. Как выяснилось 50 лет спустя, там он расписывал стены своего дома: сначала написал несколько обширных пейзажей, а затем, предположительно, весной или летом 1823 года поверх старых фресок отштукатурил стены и написал на них маслом 14 или 15 картин, которые позднее стали называть «черной живописью» (pinturas negras) за их мрачный колорит и сюжеты, напоминающие ночные кошмары.

В1812 году в Мадрид входитВеллингтон, Гойе поручили написать его портрет. Но тем не менее совершенно ясна острота социальной сатиры идейной устремленности. Вспыхивает бурный роман, в результате которого Леокадия разводится со своим мужем.

Эти сюжеты не вдохновляют Гойю. Было бы крайним упрощением видеть в нем карикатуру ибо здесь все — самая жестокая правда. В сентябре 1799 года королева заказала Гойе портрет изображающий её в мантилье. Женщина в маске, подающая руку уродливому жениху, кругом шумит толпа людей тоже в масках (Она подает руку первому встречному).

Уединившись на вилле, Гойя работал. Именно о нем мы говорим сегодня: он совершил революцию в изобразительном искусстве. Стены своего жилища он изнутри расписываетмрачными фресками, так называемыми Черными полотнами (позже онибыли перенесены в музей Прадо) – например, Сатурн, пожирающийДетей. В сорок три года Гойя становится придворным художником короля Карла IV. Целые сериипосвящены аутодафе и ужасам войны.

Это была рака для хранения мощей. Ему предложено выполнить эскизы для плафона капеллы архитектора Вентуры Родригеса на тему «Поклонение имени Бога». По странному совпадению в соседнем доме жил человек, который, так же как и Гойя, был лишен слуха Гойя потерял слух после тяжелой болезни, которую перенес в 1792 – 1793 годах.

После назначения он написал ряд невыразительных портретов короля и его супруги. В том же году умирает его мать (отец скончался в1781 году). В мастерской юный Гойя занимался копированием Веласкеса, Рембрандта.

Действительность раскрывает перед ним зловещую и трагическую правду. К июню 1801 года Гойя закончил знаменитый «Портрет семьи Карла IV» (где изобразил с психологической достоверностью всех членов семьи короля), портреты короля и королевы в полный рост и «Конный портрет Карла IV», менее удачный, нежели портрет Марии Луисы19. Он пишет «Проповедь св. Осталось последнее мгновение перед залпом. В это время заказчиками на портреты стала зарождающаяся в Испании крупная буржуазия20: Порсель, Фелис де Асара (натуралист), Тереса Суреда (жена управляющего фарфоровой мануфактуры Буэн-Ретиро), Сабаса Гарсия, Педро Мокарте и другие. Картина «Похороны сардинки», написанная между 1812 и 1819 годами, также наполнена политическим подтекстом.

Тогда же он возвращается в Сарагосу и начинается его профессиональный творческий путь. В июне 1800 года Гойя купил за 234000 реалов дом на углу улиц Вальверде и Десэнганьо. В 1812 году умирает жена художника, Хосефа. Сзади за королем брат короля инфант дон Антонио Паскуаль, до смешного похожий на него. 6 и 19 февраля1799 года сообщили о выходе «Капричос» их можно было приобрести в парфюмерной лавке на улице Десэнганьо, 1.

Мгновение осталось жить стоящим под дулами ружей. В них торжествует светлое жизнеутверждающее начало. Он удостаивается второй премии Пармской Академии художеств, получив 6 голосов. Но под впечатлением от происходящего в стране хаоса Гойя вновь взялся за резец и создал цикл офортов «Бедствия войны». В июле 1795 года умирает шурин Гойи Франсиско Байеу, Гойя выставил в Академии его неоконченный портрет. В стране бушевала кровопролитная война против тех, кого Гойя и его «офранцуженные» друзья еще так недавно считали носителями долгожданной свободы.

В конце жизни Гойя стал затворником, он создавал неясные, пугающие картины безумия и фантазии, в то время определяющиеся, как «Черный стиль», но во многом предвосхищающий движение экспрессионизма. Тем не менее, тьма, которая окутывает идущую толпу и испуганные лица паломников придают картине мрачное настроение. Это семейный портрет в интерьере опасных связей и бурных исторических событий. В ноябре того же года в апартаментах дворца Годоя замечена «Маха обнажённая». В то время Гойя приобрёл широкую известность как очень умелый портретист. В 1780 Гойя был избран в мадридскую Академию художеств (с 1785 вице-директор, с 1795 – директор ее живописного отделения), в 1799 – первый художник короля.

Слуга тащит мужчину на помочах, в детском платье (Старый избалованный ребенок). В1802 году появилась и «Маха одетая», на которой изображена всё та же модель и в той же позе, что и в «Махе обнажённой». В отличие от царившего в испанской живописи духа парадной торжественности и рассудочности, картоны Гойи были проникнуты любовью к жизни и естественной красотой. В столице свои работы Гойя отправляет на конкурсы, которые организует Академия искусств.

В 1808 г. «Маха обнажённая» была обнаружена Испанской инквизицией вместе с другими картинами «сомнительного содержания». Мать— Грасиа Лусиентес— дочь бедного арагонского идальго. Еще сложнее система мрачных гротескных образов в серии офортов Диспаратес (22 листа, 1820–1823).

6 и 19 февраля 1799года сообщили о выходе «Капричос» их можно было приобрести в парфюмерной лавке на улице Десэнганьо, 1. Фантазия сонных грез приносит человеку непереносимые ужасы.

Например, «Портрет королевской семьи» (1800) изображает Карла IV с его близкими, чопорные и высокомерные лица которых художник даже не пытался приукрасить. Благодаря Мануэлю Байеу, Франсиско приглашается в картезианский монастырь Аула Деи, вблизи Сарагосы, где он в течение двух лет (1772—1774годах) создаёт 11 больших композиций на темы из жизни Св. Тем было освещено великое множество. В феврале 1819 года 72-летний художник купил за 60 тысяч реалов сельский дом и 22 акра земли в пригороде Мадрида, за мостом, ведущим в Сеговию, со стороны луга Сан-Исидро (сегодня это почти центр города) и жил отшельником, никого не принимая. В свое время такой пост занимал знаменитый Веласкес.

Boзлюблeннaя позволила Гойе сохранитьих, но на одном написала: Хранить такое – просто безумие. Некоторые наиболее ревностные церковники объявляли Гойю чуть ли не дьяволом, раз он может не просто изобразить такое, но и вдохнуть пылкую жизнь в свои полотна, сделать этих обнаженных женщин таинственно притягательными. Сам же Гойя к тому времени создал себе капитал в 100 000 реалов. В том же году умирает его мать (отец скончался в 1781 году). Его отец— Хосе Гойя— был баск.

Предположение о том, что Гойе позировала его возлюбленная герцогиня Каэтана Альба было отвергнуто из-за физического и возрастного несходства герцогини с неизвестной девушкой, послужившей художнику моделью. Также в 1794 году он написал портрет знакомой актрисы Марии Росарио дель Фернандес, по прозвищу «Ла Тирана». Академия Сан Фернандо, Мадрид Гойя представляет народный карнавал демоническим праздником. В них он нанес удар академической школе.

По требованию короля картина была социально нейтральной в отличие от ранее написанного «Паяца». Гойя был напуган. В любом случае, неизлечимая глухота Гойи стала следствием перенесённого недуга. Опасаясь преследований со стороны нового правительства Испании, в 1824 году Гойя вместе с Леокадией и маленькой Росаритой выехал во Францию, где теперь царствовал Людовик XVIII (а с 16 сентября 1824 года— Карл Х). Мужчина протянул руку к огромной скале, на которой расположен город с крепостными стенами. Исидору мрачная карикатура Гойи на быт и нравы Испании начала 19 века.

Художник работал быстро используя широкие мазки, мастихин, губки. Глухота, конечно, сильно осложняла жизнь художника. Усталое, слегка раздраженное выражение лица и небрежно застегнутый сюртук характеризуют личность модели. Следующие несколько месяцев он провел на грани между жизнью и смертью.

Портрет понравился и был благосклонно принят. Он жил на широкую ногу, особо не задумываясь о тратах. Паломничество к св. Холст, масло. Трезво и внимательно посмотрев на мир, он увидел царящие в нем ложь, ханжество, тупость, суеверие и, воспылав негодованием, запечатлел их. «Шабаш ведьм», несмотря на своё гнетущее и тревожное настроение, произведение, скорее всего, сатирическое, в котором Гойя высмеивает человеческую глупость, необразованность и отсутствие рационального мышления. В 1801—1803 годах Франсиско написал 4 тондо и для собственного дома. Кроме того, «Дом глухого», в то время, когда в нём жил Гойя имел только один этаж, а второй был построен после его отъезда во Францию.

Гойя по этому поводу создал 6 полотен. Maxa – женский род отмахо. В те годы Гойя не интересуется политикой и с радостью принимает официальные должности: его избирают членом Академии Сан Фернандо (Академии художеств), он становится главным художником шпалерной мануфактуры, затем получает звание придворного художника.

У нее некрасивое лицо, но оно незаурядно, оно притягивает, запоминается. В 1806 году произошёл арест бандита Марагато, вызвавший в народе резонанс. Гойя написал только один её портрет. Между июлем 1766 года и апрелем 1771 года жизнь Франсиско в Риме остается загадкой. В 1797 году Гойя написал «Герцогиня Альба в мантилье», где изобразил её в наряде махи (чёрная мантилья и юбка) с надписью на песке «Solo Goya» (Только Гойя). 268 347 см. на тему «Поклонение имени Бога».

Его руки впились в нежное тельце и проткнули его до крови. Молодой человек закрывает от яркого солнца свою прелестную даму китайским зонтиком. Зимой 1792—93 годов безоблачной жизни преуспевающего художника пришел конец. В 1819 году художник покупает себе дом в пригороде Мадрида. 97 х 190 см.

Согласно статье русского искусствоведа А. И. Сомова, в Италии художник «занимался не столько живописными работами и копированием итальянских мастеров, сколько наглядным изучением их средств и манеры»7. В 1824 году, опасаясь гонений со стороны нового правительства (король Испании Фердинанд, только что вошедший на престол, прямо заявил Гойе: «Вы достойны петли. »), художник испрашивает разрешения уехать «лечиться» во Францию. Его болезнь прогрессировала и заставляла думать о смерти.

Гойя любил писать по ночам, при тревожном колеблющемся пламени свечей. Жить ей осталось недолго. Позднее же в «Капричос» Гойя весьма едкими рисунками изобразил герцогиню. Франсиско Байеу был шурином Гойи. Из этой серии выделяются «Весна» (или «Цветочницы»), «Лето» (или «Жатва») и «Зима» (или «Снежная буря»).

1800, Мадрид, Прадо), однако само слово «маха» — «городская щеголиха» — применительно к ним появилось только в 1831 года, а в старых описях речь шла о Цыганке, Венере. 19 февраля 1819 года Гойя приобрёл за 60000 реалов сельский дом под названием «Дом Глухого», располагавшийся за мостом, ведущем в Сеговию со стороны луга Сан-Исидро. Это не помешало ему написать в 1812 году портрет Веллингтона. Целый ряд листов посвящен современным нравам. Так Гойя и Леокадия оказываются в Бордо. Учение продлилось около трех лет. Фонарь поставлен для того, чтобы лучше видеть тех, кого нужно убить. Тогда же Гойя приступил к серии офортов «Капричос». По возвращении в Бордо Гойя взялся за новую для него технику литографии: «Портрет гравёра Голона» и 4 листа под названием «Бордосские быки».

Так он вызвал ненависть Жозефа. Петра и по карнизу обошел гробницу Цецилии Метеллы. Мастерство этого творения (вершины раннего Гойи) кристально чисто, атмосфера еще безоблачна, равно как и юные годы талантливого испанца. В1785 году Гойя знакомится с семьёймаркиза де Пеньяфель, которые будут его постоянными заказчиками в течение 30 лет. Загадки, связанные с «чёрными картинами», не ограничиваются их таинственным содержанием.

Фантастический образ истолковывался по-разному. Обычно двойные картины называют «Маха одетая» и «Маха обнаженная» (обе — ок.

К празднику св. Возможно, что именно так ощущал себя художник в тот непростой для него период: одиноким, погибающим в пучине нахлынувших на него бед и несчастий, но не теряющим надежды на чудесное спасение. Его офорты, обличающие обычаи и зло того времени, оказали влияние на французского художника Оноре Домье. Сияющие яркие цвета в живописи и драматические эффекты светотени в графике повлияли на развитие импрессионизма во Франции, в особенности на Клода Моне и Огюста Ренуара. Ночные кошмары росписей Гойи в «Доме глухого» и полные ужасов офорты «Диспаратес» оказали воздействие на немецких экспрессионистов.

Но протокол допроса не сохранился. В картине «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года» художник представляет образ врага в виде группы бездушных, автоматически действующих солдат. Следующий король, Карл IV, оставляет Гойе его должность и даже прибавляет ему жалование. Свою жену Франсиско называет «Пепой»9. Молодая женщина изображена лежащей в одной и той же позе дважды.

1797). В июле 1802 года умерла покровительница Гойи герцогиня Альба, сохранился рисунок Гойи с проектом гробницы для герцогини. Тема испанской народной жизни считается абсолютно новой и импонирует заказчикам. Картина «Похороны сардинки», написанная между 1812 и 1819 годами, также наполнена политическим подтекстом.

27 июня единственная премия присвоенаПаоло Борони за «тонкий изящный колорит», тогда как Гойю упрекают за «резкие тона», зато признаётся «грандиозный характер выписанной им фигурыГаннибала». Ныне оба портрета висят друг против друга вЛувре. В том же году он написал портреты актрисы «Ла Тираны» и поэта Леандро де Моратина. Произведения долгое время находились в будуаре герцогини Альбы.

Один его брат, Камилло, стал священником второй, Томас, пошел по стопам отца. Музей Прадо (Мадрид)На картине изображён эпизод, случившийся утром 2 мая 1808 г., когда испанские патриоты напали на служивших в Императорской гвардии Наполеона мамлюков и драгунов, выводящих из королевского дворца самого младшего инфанта Франсиско де Паула. Художник поселился там со своей «экономкой», а фактически подругой и спутницей жизни последних лет, Леокадией Соррильей Вейс.

Злые искаженные и измученные лица пугают своей откровенностью. И тогда Гойя предложил дописать его. После назначения он написал ряд невыразительных портретов короля и его супруги14. 27 июня единственная премия присвоена Паоло Борони (фр. )русск. Его графика в виде 80-ти сатирических офортов была создана в 1799 году.

Считается, что именно она позировала Гойе для знаменитой Махи обнаженной. В центре он поставил королеву с детьми. Действительно, эта живопись вызвала крайнее раздражение Сант-Оффицио (святой инквизиции). Гойя знакомится с Леокадией Вейс, молодой женой купца. Под черным небом затаился порабощенный и растоптанный Мадрид.

Два года спустя он получает вторую премию Пармской академии художеств за картину «Ганнибал с высоты Альп взирает на покоренные им земли Италии» (как это часто бывает в истории имя обладателя первой премии кануло в Лету). Гойя исполнил ряд рисунков молодожёнов и подарил им свой дом на улице де лос Рейес. Гойя ненавидит слепки, он признается в этом намного позже. Музей Прадо (Мадрид)Маха – испанская горожанка XVIII-XIX вв., один из излюбленных объектов изображения художника. Эти произведения не имели аналогов в тогдашней живописи.

После мессы в присутствии короля Гойя принял поздравления. работает по украшению церкви св. В 1802 году появилась и «Маха одетая», на которой изображена всё та же модель и в той же позе, что и в «Махе обнажённой». Они сидят, стоят, лежат, сжавшись в комок под нависшим каменным сводом.

В 1771 году художник получает вторую премию Академии в Парме за картину о Ганнибале. Хотя Гойя оставался с ней в браке вплоть до её смерти в 1812 году. К счастью, живопись Гойи была перенесена на холст, отреставрирована и находится в Прадо. Эта картина, еще напоенная светом, уже предвещает полное трагизма позднее творчество Гойи.

Серия завершается образами беспредельного пессимизма. К «черным картинам» мы еще вернемся. Этот дом был сплошным царством ужаса и мрака.

Он относится к их портретам с особым бережным вниманием (портреты художника Ф. Байеу, доктора Пераля, общественного деятеля Ховельяноса, поэта Л. Моратина). С этого момента он выступает свидетелем и судьей своей эпохи, выражает ее с горечью и мужеством. Из писем Гойи известно, что в начале 1793 года он был тяжело болен. Свою жену Франсиско называет «Пепой».

Среди них — Портрет герцогини Альбы, с которой в 1796-97 годах у художника была связь. Его хитростью завлекли во Францию. Не сдерживая бушующих чувств, хранящий тайну Франсиско выплескивал эмоции на холст: помимо официальных портретов, черты Каэтаны отчетливо проскальзывают в лицах ведьм из жутковатых офортов «Капричос» и в лицах обеих «Мах». Здесь героизм и трагедия целого народа. В 1814 году у Леокадии родилась девочка, которуюназвали Розаритой. Все невзгоды и огорчения, которые ложились на его плечи, находили отражение на холсте.

Его друг, художникФрансиско Байеу знакомит тезку со своей сестрой, белокурой красавицей Жозефой, Гойя от нее в восторге – он немедленно влюбляется и соблазняет девушку. В июле 1781 года Гойя наряду с Франсиско Байеу и Маэллой (англ. )русск. Картина родилась в период с 1797 по 1798 гг.

Лишь во время повторной реставрации 2008 г. картина была полностью восстановлена. В это же время Гойя начал серию из 87 офортов «Бедствия войны». «Серия открывается автопортретом Гойи, в котором нет следа ухарства и горячности, свойственных художнику в молодости, – пишет К. В. Первый значительный успех ему принесли две серии (1776—1791) многочисленных панно (картонов для ковров) для Королевской мануфактуры Санта Барбара в Мадриде, на которых изображены прогулки, пикники, танцы, пиры городской молодежи, сцены на рынках, прачки на берегу Мансанареса, бедняки у колодца, слепой гитарист, деревенская свадьба.

Ночью при свете фонаря у холма на окраине города солдаты расстреливают повстанцев. В начале своей художественной карьеры (1780) был избран в Академию художеств в Мадриде, а в 1786 был назначен придворным художником и оказался первым живописцем короля. за «тонкий изящный колорит», тогда как Гойю упрекают за «резкие тона», зато признаётся «грандиозный характер выписанной им фигуры Ганнибала»8.

У Гойи начинается депрессия. Самого же Гойю в июле 1790 году отправляют в Валенсию «подышать морским воздухом». Если бы мы его не отпустили, то он сел бы на мула и пустился бы в путь один». В мае 1791года он закончил эскиз к самому большому картону для шпалеры в кабинет короля в Эскориале, к «Деревенской свадьбе».

Иосифа Каласанского» для церкви Эскуэлас Пиас в Мадриде. В 1795 году Гойя создал портрет герцога Альбы, а затем и его жены— в полный рост. Среди его друзей — писатели, поэты, политики, актеры. Легенда о любви художника и аристократки осталась и не опровергнутой и не подтвержденной. Тем более, что новичок Гойя согласен на сумму 15000 реалов, в то время как более опытный Антонио Гонсалес Веласкес (исп. )русск.

Например, королеву Марию-Луизу Пармскую или герцогиню Альбу. Поразителен размах его творческой эволюции от парадных портретов в традициях XVIII века до произведений, предвосхищающих самые смелые завоевания искусства XIX столетия. Это не мог пропустить Франсиско Хосе де Гойя. Наступает новый период творческой активности художника.

Тогда же Гойя приступил к серии офортов «Капричос». Гойю разбил паралич, но точно диагностировать болезнь художника сейчас не удаётся. Лишь 2 картины выделяются из этого ряда в изображении войны: «Литьё пуль» и «Изготовление пороха в горах Сьерра де Тардиента». Этот дом старый 74-летний художник назвал «Дом глухого».

Сюжеты этой серии, пронизанные ненавистью к ужасам войны и состраданием к невинным жертвам «наглой воли» Наполеона I22, отображены и в полотнах того периода у Гойи. Обширное помещение, напоминающее погреб, голые каменные стены со сводами. Также Гойя написал портреты графини Альтамиры, её дочери, её сыновей графа де Трастамаре и трёхлетнего Мануэля Осорио, кроме того создал «Портрет семейства герцога и герцогини Осуна» в реалистической манере. С 1760 учился в Сарагосе у Х. Лусана-и-Мартинеса. Сегодня на его месте находится станция метро, которая носит имя художника – «Гойя».

В это время Гойя присоединяет к своей фамилии дворянскую приставку «де». Ф. Гойя «Маха обнажённая» (ок. В последние четырегода жизни Гойя в силу ряда причин (в основном – опасаясь преследования в связис приходом к власти нового правительства) обрекает себя на добровольноеизгнание. Летом того же года он был вПариже, где создал «Корриду» и портреты своих друзей: Хоакина Феррера и его жены.

Хосефа приходилась сестрой упомянутому Франсиско Байеу, пользовавшемуся немалым влиянием. У двора, напряжённо следящего за событиями Французской революции, пропал интерес к украшению дворцов— и теперь у Гойи нет заказов на картоны для шпалер. Над Мадридом и окружающими его голыми холмами стоит глухая и словно вечная ночь. У Гойи не было любимого жанра. Картина представляет собой внутренность сумасшедшего дома. В том жегоду она скоропостижно скончалась.

Их лица искажены страхом, жесты выражают тревогу. Исчезает очарование беззаботного праздника. Портрет Мартина Сапатеры (1797). Ему в это время— 27 лет, а Хосефе— 26.

Всего же супруга художникародила пять (по некоторым сведениям – шесть) детей из которых выжил лишь сынХавьер. Полицейские ведут проституток (Бедняжки). Художник былуязвлен и оскорблен, но разлука оказалась не окончательной. Сын Хавьер женится и начинает жить отдельно. Мужчинам художник предложил одеться в яркие костюмы, а женщинам – в светлые тонкие полупрозрачные платья.

В 1798 году он написал картину, которая носила такое же название, что и фреска в «Доме глухого». Некоторые из них посвящены библейским или мифологическим сюжетам, но в основном «Чёрные картины» это мрачные порождения фантазии художника. Однако с уверенностью можно сказать, что в «Чёрных картинах» Гойя, возможно спонтанно и непреднамеренно, в виде пугающих загадочных образов выразил то, что его мучило и беспокоило: гражданскую войну, крах испанской революции, отношения с Леокадией Вайс, собственное неизбежное старение и приближающуюся смерть.

У нее родилась дочь от Гойи, которую назвали Росарита. В1797 году Гойя написал «Герцогиня Альба в мантилье», где изобразил её в наряде махи (чёрная мантилья и юбка) с надписью на песке «Solo Goya» (Только Гойя). Гойя Франсиско Хосе де, Гойя-и-Лусьентес (Goya у Lucientes) испанский художник, гравёр, рисовальщик. В этой стране Гойя провёл свои последние четыре года жизни. В августе он закончил «Последнее Причастие св.

Эта серия – вершина реалистической графики Гойи. Франсиско принял их у себя в конце марта, а 16 апреля 1828 года умер в своих апартаментах в Фоссе де лИнтенданс в Бордо. Гойя остается совсем один. Той самой церкви, стены и потолок которой когда-то расписал художник.

В июле1781 года Гойя наряду сФрансиско Байеу иМаэллой работает по украшениюцеркви св. Там он перенес неожиданную и загадочную болезнь. В октябре 1784 года он получает от инфанта 30000 реалов за 2 картины: «Конный портрет доньи Вальябрига» и «Семейство дона Луиса».

Обладая неординарным талантом и индивидуальностью, он достиг успеха не сразу, сначала провалившись на конкурсе лучшей живописной копии гипсовой фигуры, а после — на творческом состязании в Академии Сан-Фернандо. В компании с последним Гойя в январе 1800 года искал себе новые апартаменты, так как его дом приобрёл Годой для своей любовницы Пепиты Тудо18. Дон Луис приглашает Гойю написать портрет его семьи.

В октябре1784 года он получает от инфанта 30 000 реалов за 2 картины: «Конный портрет доньи Вальябрига» и «Семейство дона Луиса». За эту работу Гойя получил 16000 реалов из которых 6 800 вернул из уважения к герою картины приору и подарил ещё свою маленькую картину «Моление о чаше»25. В семье мастера-позолотчика Хосе Гойи росло трое сыновей: Франсиско был младшим. Под давлением инквизиции художник был вынужден изменить первоначальный вариант картины и заменить надпись на хоругви mortus (умер) на гримасу маски.

С этого момента в картинах художника всё больше царит мрак, который является не только фоном его полотен, но и поглощает сами фигуры. В декабре того же года он закончил 7 панно для шпалер, ставшие последними его картонами. Также Гойя написал портреты графини Альтамиры, её дочери, её сыновей графа де Трастамаре и трёхлетнего Мануэля Осорио, кроме того создал «Портрет семейства герцога и герцогини Осуна» в реалистической манере. Портрет переливается волшебным сиянием красок, он кажется сложенным из драгоценных камней. Испанской патриот, он глубоко страдал и негодовал. Это очень известные картины живописца.

Он не видит в окружающем мире ничего радостного и светлого. Гойя сумел показать самые крайние и отталкивающие свойства человеческой натуры с максимальным реализмом и честностью. Наиболее яркоэта особенность его художественной натуры проявилась в, так называемых, Чёрных картинах, – комплексе фресок, которыми Гойя покрыл стены своего дома, расположенного в предместье Мадрида. Кинта дель Сордо (Дом Глухого)В 1819 году Гойя переезжает из Мадрида в загородный дом с поместьем известный как Кинта дель Сордо (Дом Глухого). Большой козел (как известно, дьявол на шабаше частоявляется своим приспешникам в виде огромного черного козла) и др. Лошадь, отбивающаяся от стаи псов – это Испания среди врагов. Бернардина Сиенского в присутствии Арагонского короля».

огромен. Близость Гойи к передовым людям Испании наполняла его искусство новым ощущением жизни. В 90-х годах Гойя исполняет ряд блестящих по технике и тонких по характеристике портретов, свидетельствующих о расцвете его живописного мастерства (портрет Ф. Байе).

Благодаря Мануэлю Байеу, Франсиско приглашается в картезианский монастырь Аула Деи, вблизи Сарагосы, где он в течение двух лет (1772—1774годах) создаёт 11 больших композиций на темы из жизни Св. А окончательно инквизициябыла отменена только в 1834 году. Около 1759 года (то есть в возрасте 13 лет) Франсиско поступил в ученики к местному художнику Хосе Лу-сан-и-Мартинесу. Это обострило его восприимчивость к страданиям других людей. Франциска Великого в Мадриде. Один из современников писал оней так: Нет в мире более прекрасной женщины. Следовательно, авторство Гойи нельзя считать бесспорным.

«В начале нового столетия Гойя пишет одетую и обнаженную Маху. Анны он выполнил за короткий срок 3 полотна для алтарей монастыря Санта-Ана де Вальядолид (исп. )русск. «Маха обнажённая» – одно из ранних произведений западного искусства изображающих полностью обнажённую женщину без мифологических или отрицательных значений. У этой картины трагическая судьба. Гойе поручили увековечить это событие в «Филиппианском совете», где тот мастерски изобразил пространство и световые эффекты24.

Тем более, что новичок Гойя согласен на сумму 15 000 реалов, в то время как более опытный Антонио Гонсалес Веласкес запрашивает 25 000 за ту же работу. Гойя остается совсем один.

Однако этого емууже не нужно. Их романпродолжался семь лет – до самой смерти Альбы. Значение этого диптиха огромно для развития прогрессивной художественной мысли XIX века. В 1812 году умирает жена Жозефа. Но уже в октябре Гойя написал в Сарагосе портрет своего друга Мартина Сапатера (исп. )русск., одинокого и богатого негоцианта, с которым Франсиско состоял в регулярной переписке с 1775 по 1801 год.

В конце 1769 года Гойя отправляется в Италию – посещает Рим, Неаполь и Парму. Гойе периодически продлевали отпуск во Франции. Особенно его обвиняли в том, что образы махи чересчур чувственны.

В сложившейся обстановке диктатуры и гонений большое количество шедевров Гойи упрятано в Академии Сан-Фернандо. В любом случае, неизлечимая глухота Гойи стала следствием перенесённого недуга. Как просто и как чудовищно – поставить фонарь и расстреливать одну группу за другой. 1814).

Летом того же года он был в Париже, где создал «Корриду» и портреты своих друзей: Хоакина Феррера и его жены. Франсиско обладал вспыльчивым характером, его настроение часто менялось. В этой стране Гойя провёл свои последние четыре года жизни. На просвещенных испанцев начались гонения: ряд его друзей подвергаются аресту или находятся фактически в ссылке. Но в картине очень много воздуха и света. Идаже представляли собой определенную политическую силу.

С 1803 до 1808 года Гойя создавал почти исключительно только портреты: молодого графа де Фернана Нуньеса (сына близкого друга Карла III), маркиза де Сан Адриана (типичного испанского гранда и мачо, друга Кабарруса), маркизы де Вильяфранка (член семьи Альба), дамы Исабель де Лобо-и-Порсель и портрет дочери герцога Осуна. Нет здесь и сарказма, которым часто отличались парадные портреты кисти Гойи. Молодая женщина, в ужасе прикрывающая лицо, вырывает зуб у повешенного (На охоте за зубами). Анны он выполнил за короткий срок 3 полотна для алтареймонастыря Санта-Ана де Вальядолид в несвойственной емунеоклассической манере (сюжеты смерти святых Иосифа, Бернарда и Лутгарды). Заказчикам, вознесенным на вершину власти, не было дано понять его разоблачительную силу. Привлекательность этого эскиза для гобелена, предназначенного для отделки кабинета во дворце Эскориал, проявляется в ярких красках, в непринужденности движений персонажей.

Все во власти господствующей напряженности и взаимной неприязни. Ф. Гойя ««Восстание на Пуэрто дель Соль 2 мая 1808 года» (ок. Этот брак продолжался до самой смерти Хосефы, наступившей в 1812 году. Позднее же в «Капричос» Гойя весьма едкими рисунками изобразил герцогиню. Среди придворных аристократок самойжеланной для Гойи была 20-летняя герцогиня Альба.

Пьяная, горланящая песни толпа простолюдинов явно не охвачена религиозным чувством. Текучая и плавная живопись пластична и безупречна. И все же судьбаулыбается ему в последний раз. После 1794 Гойя создает ряд портретов с натуры.

А уже через месяц она позировала и для конного портрета. Среди этих картин был автопортрет Байеу. В начале 1828 года Гойя готовился к приезду своего сына с женой, направляющихся в Париж. В июне1798 года Гойя вручил герцогу Осуне 6 небольших картин, сюжеты которых предвосхитили «Капричос», среди них выделяется «Большой козёл». Гойе стали заказывать портреты дети его прежних покровителей: «Дон Франсиско де Борха Тельес Хирон», портрет 10-го герцога Осуна или её сестры герцогини Абрантес. Некоторые из них были написаны на религиозные, другие на мифологические сюжеты, как, например, «Сатурн, пожирающий своего сына».

Их лица реалистично и с большой виртуозностью выписаны. Их связь не прекратилась даже после того, как в 1807 году Леокадия вышла замуж за некоего коммерсанта немецкого происхождения, урожденного мадридца. Нейтральный фон, тонкие переходы серых и зеленых оттенков наполняют картину воздухом, выделяя фигуру Сапатеры. Гойя исполнил ряд рисунков молодожёнов и подарил им свой дом на улице де лос Рейес.

В апреле Гойя написал портрет супруги Годоя, графиню де Чинчон, дочь дона Луиса. Через несколько месяцев после рождения Франсиско семья переехала в деревеньку Фуендетодос, находившуюся в 40км к югу от Сарагосы, где они и прожили до 1749 года (по другим сведениям— до 1760-го), покуда ремонтировался их городской дом.

Франсиско де Борха со своим семейством» и «Св. После смерти Гойи так стали называть и его дом, который, к сожалению, не сохранился. В течение военных лет Гойя однако сумел создать ряд своих выдающихся жанровых картин: «Махи на балконе», «Девушки или Письмо», «Старухи или Que tal. », «Кузница» и «Ласарильо де Тормес». и Гаспара Ховельяноса. В мае 1801 года Гойя написал также портрет Годоя в вальяжной позе, на тот момент— сомнительного триумфатора «Апельсиновой войны». В июне 1800 года Гойя приступил к Портрету семьи короля Карла IV (Мадрид, Прадо), объединившему четырнадцать фигур. С 1803 до 1808 года Гойя создавал почти исключительно только портреты: молодого графа де Фернана Нуньеса (сына близкого друга Карла III), маркиза де Сан Адриана (типичного испанского гранда и мачо, друга Кабарруса), маркизы де Вильяфранка (член семьи Альба), дамы Исабель де Лобо-и-Порсель и портрет дочери герцога Осуна.

В том же году Гойя написал портреты французского посла Фердинанда Гиймарде и его возлюбленной маркизы де Санта-Крус, урождённой Марианны Вальдштейн. В 1816 году он создал новую серию офортов «Тавромахию». Свет падает в проемы между сводами и в окно с решеткой. Герцогиня изображена абсолютно обнаженной и на сотнях рисунков, сделанных художником. В начале1820 года Гойя тяжёло заболел.

Первым в истории искусства Гойя отобразил события жестокой расправы и народного страдания. Ведьмы присутствовали в качестве главных персонажей на его знаменитых гравюрах «Капричос». Надо сказать, что эта фреска имеет ещё один, политический подтекст.

Жизнь провела Гойя от успешных королевских дворов к самым низам, что отразилось на психическом и психологическом состоянии художника. Франциска Великого в Мадриде. Но продали всего 27 комплектов из-за вмешательства инквизиции. Эти композиции полны мрачной фантазии и устрашающей безнадежности. Его любили женщины и он имел постоянную любовницу. Современники Гойи утверждали, что художник был прямолинейным и искренним.

В 1812 году муж обвинил Леокадию в неверности, они развелись, а в 1814 году у нее родилась дочь Росарио. Это 14 картин. Здесь представлен портрет придворного живописца и шурина Гойи Франсиско Байе (1734–1795) незадолго до смерти. Между июлем1766 года и апрелем 1771 года жизнь Франсиско вРиме остается загадкой. В Сарагосе юный Франсиско был отдан в мастерскую художника Лусана-и-Мартинеса. В это время появился Санлукарский альбом Гойи с его первыми этюдами, выполненными непосредственно на природе.

В июне Гойя овдовел, скончалась Хосефа. Ему одинаково хорошо удавались лица напыщенных вельмож и заманчивые черты женских тел. Ему предложено выполнить эскизы для плафона капеллы архитектора Вентуры Родригеса (исп. )русск. В луже крови, распростертые на земле, лежат казненные. Но продали всего 27 комплектов из-за вмешательства инквизиции. По левую от нее руку, на самом переднем плане, поместил дородного дона Карлоса. В мае 1791 год он закончил эскиз к самому большому картону для шпалеры в кабинет короля в Эскориале, к «Деревенской свадьбе».

Однако в массе своей это трагические порождения фантазии художника. Росписи церкви — грандиозное завоевание Гойи как мастера монументальной живописи. Престарелый отец души не чает в дочурке.

Франсиско, ухаживающий за умирающем», в последней Гойя впервые изобразил дьявола. Изображение двух загадочных мах у Франсиско Гойя – самые известные картины, не считая, конечно, «черных». В 1819 году он отходит от дел, уезжает из Мадрида и уединяется в своем загородном доме «Кинта дель Сордо», что означает «Дом Глухого». Эта обыденная деталь обладает огромной силой художественной выразительности. Рядом с королем – она, стареющая, некрасивая, разряженная королева Мария-Луиза.

Карла Гойя написал реалистичные портреты графа Альтамира и короля Карла III. Гойя начал свой творческий путь с создания монументальных росписей в церквах.