Грабарь Наталья

Индивидуальный предприниматель Грабарь Наталья Николаевна зарегистрирована 08. 02. 2006 в регионе Белгородская область. Наш новый герой — искусствовед и галерист Наталья Грабарь, которой было очень сложно выделить из своей коллекции всего одну картину.

«После Дугина так много и долго я еще ни разу не работал», - замечал художник. В данном случае мне понравилось само число — 1991, зеркальное. Этот карпатский район входил в состав АвстроВенгерской империи. Фоном им служила долина Москвы-реки, широко открывавшееся небо с низким горизонтом. Грезя о масляных красках, он медленно, но неуклонно продвигался к своему предназначению.

По образованию я искусствовед, работала в Научно-исследовательском институте теории и истории искусств Академии художеств у ВладимираПавловича Толстого в секторе монументального искусства, писала диссертацию и занималась архивами. У нас бывают квартирники, мы приглашаем людей, которым это интересно. Ежедневно светило солнце, но ночные морозы держали снег, не давая ему таять. А 1991 год стал для меня лично прорывом, я оказалась в самой гуще событий. Наибольшую трудность для Грабаря составили, как ни странно, струны арфы – они потребовали специальных «струнных сеансов».

«Персонажами» нескольких этюдов стали молодые дубки, окруженные густым кустарником. В 1908 году первый выпуск задуманного многотомного издания уже был подготовлен к печати. Работа Грабаря в Третьяковской галерее – это особая тема.

Это было испытание. Но и после этого я с портретом не порывал». Целый год мы проводили такой «арт-сериал» с концепцией «арт-пары», муж и жена в искусстве. Зато на открытие пришла вся художественная Москва. Шевченко, окончивший Московское училище живописи и ваяния. В рамках выставки был представлен мой проект «Секреты».

  • Наталья Мамонтова – Игорь Грабарь
  • Наталья Мамонтова: Игорь Грабарь
  • Читать онлайн Игорь Грабарь автора Мамонтова Наталья Николаевна – – Страница 1
  • ИП Грабарь Наталья Николаевна 2019

«Немного на свете таких потрясающих по красочной полифоничности моментов, как солнечный день инея, где цветовая гамма, ежеминутно меняясь, окрашивается в самые фантастические оттенки, для которых на палитре не хватает красок». Предложение увлекло Грабаря чуть ли не сильнее, чем История русского искусства. Люблю работы Игоря за его чувство юмора.

Через него произошло знакомство с Абрамом Архиповым, встречи с Василием Поленовым, Сергеем Ивановым. В нем были драматические эпизоды, в том числе суд над дедом и матерью, Ольгой Грабарь, которую едва не приговорили к смертной казни за «государственную измену», эмиграция его отца, Эммануила Ивановича Грабаря, юриста, депутата Будапештского парламента, вынужденного скрываться за «антимадьярскую» деятельность.

У меня началась другая интересная и увлекательная жизнь. «Я давно уже считал себя по преимуществу портретистом. Происхождение и место рождения Грабаря, его семейная история достаточно необычны. Во многих работах этого времени адекватная передача пейзажного образа становится для него специальной творческой задачей как продолжение дистанцирования от импрессионизма и других формалистических «измов». Но эти методы создания картин не были стихией Грабаря. У меня есть то, что мне дарили.

Он считал, что «художник более чуток и гибок, чем искусствовед, его глаза не столь безнадежно закрыты шорами, его мозг не столь предательски загружен историей, теорией и всякими предвзятостями. » – и уж ему, сочетавшему в себе две эти ипостаси, можно было об этом судить лучше, чем кому-либо другому. Когда я начала работу, то поняла, что нельзя никого забыть, так как к этому художники относятся ревностно и трепетно. У меня в галерее собралось несколько работ 1991 года и я увидела, как эти работы абсолютно разных художников похожи и мне захотелось сделать большую выставку. В ней он вспоминал не только о событиях своего жизненного пути, но и привел много интереснейших сведений о художественной культуре Европы и России конца XIX – начала XX века, рассказал о людях, с которыми встречался и дружил, о событиях, которым он был свидетелем.

  1. ИП Грабарь Наталья Николаевна, село Беловское
  2. База данных белорусских госслужащих
  3. Вера Погодина: «В августе 1991-го я была на баррикадах с художниками»
  4. Все книги автора Наталья Мамонтова
  5. Отзывы о Наталья Мамонтова – Игорь Грабарь
  6. Свадебное агентство, Оренбург

Побывав в Яхроме у художника Сергея Иванова, в снежных просторах, напомнивших Грабарю северную природу, он «впервые познал красоту бесконечных бирюзово-сиреневых переливов на снегу». Грабарь внес в этот жанр много изысканных решений – и колористических и композиционных. Сюжет произведения захватывающий, стилистически яркий интригующий с первых же страниц. Но у него уже был свой мир, позволявший уходить от тяжелых впечатлений. К массиву живописных работ мы также присоединяем фотографии самых ярких перформансов того времени — это и Олег Кулик с его знаменитой акцией «Человек-собака» на Якиманке и Анатолий Осмоловский с акцией «Хй на Красной площади», когда участники выложили небезызвестное слово своими художественными телами.

На выставке я хотела показать разные направления — большая часть работ принадлежит к московской школе концептуализма, также будет неоакадемическое направление (оно было представлено Айдан Салаховой, Александром Якутом и Евгением Миттой, у которых тогда была легендарная галерея) и условно обитатели знаменитой Галереи в Трехпрудном переулке, самой веселой и ключевой площадки актуального искусства начала 1990-х. Она помогает и координирует этот проект. «Меня в то время особенно волновала благородная красота расцветки груш-дюшес – от зеленой через зелено-оранжевую, к темнокрасной». Следующая выставка была «Горе от ума», потом «Мертвые души», «Волки и овцы» и «Путешествие из Петербурга в Москву». «Мне до смерти хотелось как-нибудь к нему забраться, чтобы собственными глазами увидать, как пишут картины и что это за масляные краски, о которых я знал только понаслышке». В один сеанс возникла эта картина, которая составила славу художнику.

  • Игорь Грабарь: краткое содержание, описание и аннотация
  • Наталья Мамонтова: другие книги автора
  • Игорь Грабарь — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком
  • Похожие книги на «Игорь Грабарь»
  • Белорусский биатлон / Команда Б отправляется на сбор в Италию
  • Белорусский биатлон / А у нас третье место

Это была Крыша со снегом (1889), написанная из окна комнаты одного из университетских товарищей на углу Владимирской улицы и Графского переулка. Многие, глядя на эту картину, думают: «что-то есть в ней знакомое».

Но сам художник знал о нем больше, чем зрители, – ему самому картина «показалась скучной и суховатой по выполнению, а главное слишком механической в своем дивизионизме, лишенной того живописного нерва, который один вносит в художественное произведение подлинно животворящее начало. Этюд- картина Ясный осенний вечер (1923) стала для художника одним из важных итогов этого плодотворного лета в Крылатском. К числу первых «скандальных» покупок относились работы Наталии Гончаровой и Михаила Ларионова. Делалось это в виде маленьких цветных набросков, так как на морозе быстро застывала краска.

  • ИП Грабарь Наталья Николаевна: адрес, телефон, факс,, сайт
  • ИП Грабарь Наталья Николаевна реквизиты: ОГРНИП, ИНН, ОКПО, ОКАТО
  • Работа в ИП Грабарь Наталья Николаевна вакансии, карьера, практика, стажировка
  • Отзывы об ИП Грабарь Наталья Николаевна
  • Расположение ИП Грабарь Наталья Николаевна
  • Указывать местоположение в твитах

Вообще, это для меня главное. Если бы я знала заранее, что будет так тяжело, я бы не ввязывалась даже. Картина За самоваром (1905) была написана в тот час, когда дневной свет переходит в голубые сумерки. Волнение Грабаря было напрасным – его поняли и одобрили. Влияние Сезанна сказалось в этих поисках, которые Грабарь считал очень важными для себя.

Грабарь сменяет И. С. Номер, посвященный И. Э. Грабарь, которому страшно хотелось работать, писать снег, зиму, принял это приглашение. Основная пластическая и цветовая тема натюрмортов 1920-х годов возникала из сочетания разных фруктов и тканей, на которых они располагались.

  1. ИП Грабарь Наталья Николаевна 2019: адрес, телефон, факс,, сайт
  2. ИП Грабарь Наталья Николаевна 2019 реквизиты: ОГРНИП, ИНН, ОКПО, ОКАТО
  3. Работа в ИП Грабарь Наталья Николаевна 2019 вакансии, практика, стажировка, карьера
  4. Отклики и отзывы ИП Грабарь Наталья Николаевна 2019
  5. Реквизиты ИП Грабарь Наталья Николаевна
  6. ИП Грабарь Наталья Николаевна – краткая справка
  7. Клеман Кожитор: «Я не был уверен, что Белютин и его жена реально существуют»
  8. Елена Сальмистраро: «Мой дизайн — как из детской сказки»

Еще одна, очень важная ветвь жизни Грабаря сформировалась в этот период. Это дало ему возможность подвести некоторые итоги своего пути в живописи. В основном на выставке у нас будет живопись, причем монументальная. Вот таким образом спустя двадцать пять лет мне стало интересно показать то искусство, которое создавалось тогда, когда никто и не думал, что это войдет в историю. Недовольный картиной, Грабарь дал себе слово написать еще множество натюрмортов, «чтобы выправить кривую этой натюрмортной эволюции». Художник пользуется пастозным мазком для усиления этой светоносности форм – свет не скользит по поверхности, а словно «зарывается» в нее, становится материально ощутимым.

Он попытался изменить построение натюрмортов, отказаться от излюбленных мотивов. Это стало большим разочарованием для Грабаря. Даль сентябрьского пейзажа изображена сквозь красные гроздья рябины и золотую листву берез, голубизна неба и зелень полей дополняют эту интенсивную красочную гамму, основанную на чистых цветах. Первой значительной работой, написанной здесь, стала картина Белая зима. После университетских занятий, по вечерам он писал юмористические рассказы для журналов.

Я собрала выставку буквально по крупицам из собраний друзей художников и коллекционеров. Первым художником, встреченным им в жизни, стал учитель рисования в Егорьевской гимназии И. М. «Я чувствовал, что удалось создать самое значительное произведение из всех до сих пор мной написанных, наиболее свое, не заимствованное, новое по концепции и по выполнению». «Чайные» натюрморты после Константина Коровина на рубеже веков стали популярны среди московских живописцев.

Легкий и утонченный юмор подается в умеренных дозах, позволяя немного передохнуть и расслабиться от основного потока информации. А в 1991 году никто об этом не думал — ни о коллекциях, ни о музеях. Работа редакции над данным выпуском шла, однако, без привязки к какой-то конкретной дате: он третий (после «третьяковского» и «остроуховского»), логично завершающий ряд монографических номеров инициированных издателями «Русского искусства» – Благотворительным Фондом имени П. М. Однако всех без исключения авторов волнует личность Грабаря: каждая из статей «работает» на его образ. К числу удавшихся работ этого времени Грабарь относил Рябинку, созданную в 1915 году.

Я была на ней волонтером, но еще не включилась в сам процесс, была как бы наблюдателем «на задворках». В мастерской наброски стали превращаться в композиции, составившие сюиту картин День инея (1907-1908). В этой траншее художник поместился с мольбертом и большим холстом в поисках более сильного впечатления низкого горизонта и высокого неба (впоследствии такой «траншейный» метод использовался им и в других натурных работах). Я долго общалась с Иосифом Бакштейном (куратор, один из основателей Московской биеннале современного искусства, ныне ее почетный комиссар. Здравствуй уважаемый читатель.

«Угнетавшее и унижавшее чувство достоинства окружение», – так характеризовал лицейскую среду Грабарь. Этот сентябрьский огонь так точно согласован с серебристым цветом дерева и белизной пушистого снега, что картина не могла не стать художественным событием, не вызвать одобрения зрителей и критики. Сплетение «чистого» пейзажа с жанровым мотивом было одним из наиболее характерных и ценимых в среде Союза русских художников качеств пейзажной живописи. Побывал в том коридоре Совнаркома, который примыкает к кабинету Владимира Ильича. Свою «страсть к портрету интерес к человеку, долго заслонявшийся увлечением природой», Грабарь в полной мере реализовал в работах 1920-1930-х годов.

  1. Евгений Асс: «Лучше один уродливый дом в Подмосковье, чем на Большой Никитской»
  2. Марсель Вандерс: «Я горжусь, когда мой дизайн не могут датировать»
  3. ТОП-15 главных музеев и галерей Нью-Йорка
  4. ТОП-100 признанных российских художников
  5. Открылся павильон России на Венецианской биеннале
  6. Олег Целков: «Почти 60 лет я сам не могу понять, что делаю»

Эта фигура стала воплощением света – ее «световая» роль в пространстве сродни роли канделябров на рояле. Эффектная диагональ композиции, сопоставление заснеженной плоскости крыши с уходящей вдаль перспективой домов достаточно много говорят о художественном даровании Грабаря. Конечно, сейчас ситуация другая, тогда был какой-то рок-н-ролл.

И это побудило его наконец поставить вопрос о создании полной истории русского искусства на государственном уровне. Грабарь выбрал Историю и начал писать о русской архитектуре XVIII-XIX веков. Размах этих работ потрясает — это обычно 1, 52 м, 22 м и 23 м. В этих монументальных произведениях есть налет героизма, открытия нового. До 1914 года вышло пять томов Истории русского искусства. Я никогда ничего не брала. Множество натюрмортов, в которых напряженный ритм и пластика объемов, контраст фактур сочетаются с многообразием и насыщенностью колорита, противопоставлением горячих и холодных цветов, можно назвать «драматическими» (Груши на зеленой драпировке, 1922 Красные яблоки на синей скатерти, 1920 Туркестанские яблоки, 1920). 1991 год стал рубежом в моей жизни и жизни страны. Бродить вокруг усадьбы и наблюдать стало главным его занятием.

Картины быстро раскупили, а один из этюдов – Луч солнца (1901) – стал первой работой Грабаря, приобретенной в Третьяковскую галерею. Слитность предметов, отсутствие пространства между ними усиливают впечатление движения. Этот зимний живописный сезон в Дугине Грабарь завершил этюдом Вешний поток. В Дугине Грабарь начал писать этюды снега с близкого расстояния – для его изучения.

  1. Юко Хасегава: «Импульс русского авангарда близок работам Московской биеннале»
  2. Валентина Василева: «Коллекционерам комфортно в приватной обстановке»
  3. В галерее построили сюрреалистичный кукольный домик
  4. Ретроспектива Пьера Боннара открылась в
  5. Пушкинский музей отправляет 200 рисунков из своего собрания в Париж
  6. Промышленный апокалипсис на выставке Павла Отдельнова в Москве
  7. посвятит экспозицию современным женщинам-художницам

Правда, только в России — для остального мира его величина понятна и очевидна. Я была на баррикадах, как и многие художники. Другую, более плодотворную и близкую ему линию творчества составлял в эти годы портрет. Одним из важнейших для него приемов стал «дивизионизм» – прием разложения цвета на холсте.

Я тогда собрала работы около сотни российских художников. При всей очевидной и неизменной «укорененности» Грабаря в камерных лирических жанрах живописи он, как советский художник и государственный деятель, не мог, да и не должен был в своем творчестве обойти сферу ангажированных форм искусства.

  • Энди Уорхол от А до Б в Музее Уитни
  • Андрей Бартенев: «Люблю лежать на двух диванах, а не сидеть на двух стульях»
  • Субодх Гупта: «Для художника одной жизни недостаточно»
  • Сергей Шеховцов: «Поролон был очень важным этапом моей жизни»

Эта белизна без белильности, кажется, удалась», – писал Грабарь. Живопись оставалась его главным интересом. Узнав все подробности, я принялся компоновать эскиз. И одним из любимых моих воплощений стало появление Буратино в крестьянах Малевича. Я для всех заказала коньки и все могли еще и прокатиться над объектами. Женскую выставку «Сердца четырех» по роману Сорокина мы делали в Доме офицеров. Возможно, я стала на двадцать пять лет старше и уже этого не чувствую.

Серый день (1941) есть предвосхищение живописи следующих десятилетий: в камерной трактовке мотива, в настроении, в тональной гамме и обобщенности форм. Эту выставку я делаю не одна, а со своим партнером Натальей Грабарь. Может, молодежь сейчас это ощущает. Говоря как-то о своей огромной переписке, накапливавшейся в течение жизни (теперь она издана в трех томах), Грабарь определил ее главное содержание: «.

  • Русские артефакты собрали в Букингемском дворце
  • Трансформации современной живописи исследуют в
  • В Метрополитен исследуют тело и драгоценности

«Я вечно жил у кого-нибудь, только дважды на короткое время заведя собственный угол. Многое в его личности объясняют автопортреты. Этот проект растянется на два года точно. Я старалась показать и тех, кто ушел из профессии, так как это очень интересно.

Наталья Мамонтова 
– Игорь Грабарь

Ленин у прямого провода. Почему этот очень локальный зимний мотив приобрел в творчестве Грабаря такое значение. В натюрморте На голубом узоре (1907) Игорь Грабарь достиг откровенной декоративности построения: фон – узорная скатерть — создает предельно плоскостную основу для блюда с яблоками, которое словно повисает на холсте. Послеобеденный чай и Утренний чай, большая картина, находящаяся в Национальной галерее в Риме (обе – 1904), стали первыми в ряду подобных работ. Я сознательно обхожу политическую составляющую, хотя от нее никуда не денешься.

На следующий день, когда всё замерзло, ничего не было видно из-за сильного мороза. Грабарь писал иней «на всякие лады» – разнообразные его виды, в утренние и вечерние часы, при солнце и в бессолнечный день. У Игоря была значимая выставка в Государственной Третьяковской Галерее, где одним из главных действующих персонажей был Пиноккио, который путешествовал по миру авангарда. Живописные рефлексы, словно перебегающие с предмета на предмет тени, вихрящаяся вокруг яблок бумажная обертка, взлетающие как под дуновением ветерка края бумажных крышек – все подчинено идее и форме импрессионистического «потока жизни», еще более выигрывающего от контраста смыслов: «мертвая натура» предстает более живой, чем ее принято видеть и изображать.

Пейзаж в картине На лазоревом небе (1923) обладает высокими декоративными качествами – выразительные линии контуров, прихотливая узорность листвы, вычерченная на фоне неба, плоскостность крон деревьев и кустов напоминает японское искусство. Рядом стоял в белом кувшине букет белой и лиловой сирени. Велись также работы в Новгороде и Пскове, объектом которых были фрески Феофана Грека и другие древнейшие росписи и иконы. Грабарь был принят «живущим стипендиатом» и это положение сильно отличалось от положения окружавших его богатых мальчиков, не дававших ему забыть о бедности его семьи.

Мы делаем выставки на нейтральных площадках. искусство искусство и искусство. Еще у меня есть целая серия выставок «Русская хрестоматия» по знаменитым литературным произведениям, но там место проведения вполне логичное — Литературный музей. О картине Сирень и незабудки Грабарь писал: «Я увидал на рояле корзину, .

Среди последних он познакомился с Дмитрием Щербиновским, студентом-юристом и художником. Они подчеркнуто прозаичны, скупы по своим выразительным средствам, лишены какого-либо декоративного жеста или эффектной детали. При Грабаре приобретения галереи получили новый характер. Грабарь решил заменить случайную развеску размещением произведений живописи в историко-художественной последовательности, превращая частную коллекцию в «организованный музей европейского типа». «Мир искусства» поставил перед русской художественной культурой проблему исследования собственных корней.

Это в начале 2000-х запрос на большие работы казался закономерным — большой формат был востребован коллекционерами с их большими домами. Прошло больше ста лет, а мы все еще спорим о значимости Казимира Малевича. Она получила название «Современное искусство» и оправдала его в работах Константина Коровина, Александра Головина, Александра Бенуа, Евгения Лансере, самого Грабаря.

Почти вся многочисленная родня Грабаря, прежде всего его дед по матери Адольф Иванович Добрянский, была причастна к европейскому славянофильскому движению, вовлечена в борьбу против «мадьяризации» славян Австро-Венгрии. Так, принципиально необходимыми, по мнению Грабаря, были изменения в размещении картин в залах, где стены и дополнительные щиты от пола до потолка были предельно загружены полотнами без какой-либо логики в развеске. Как куратор я с Бакштейном делала большую выставку «Монументы. Помимо классических ценностей европейской культуры молодых русских художников (и Грабаря в их числе), ехавших в Европу в 1890-е годы, привлекали явления современного искусства, опыт европейских художников-современников, отчасти знакомый по частным коллекциям и эпизодическим выставкам.

По его собственным словам, работа над инеем будила его «живописный задор». И в силу своего общительного характера я перезнакомилась со всеми художниками. Освоение зимней темы во всей ее живописной специфике происходило постепенно, с накоплением наблюдений. В формате шоу-рума. Увлеченный творчеством итальянского архитектора эпохи Возрождения, Грабарь выстроил истинно «палладианскую» больницу. В 1918 году Грабарь участвовал в организации Главмузея – музейного отдела Наркомпроса.

Ему позировали все домашние, а затем и друзья и знакомые. Найденный Грабарем «очаровательный овраг» поразительным образом соединил в себе осеннюю высохшую листву, остатки зимнего снега и весеннюю синеву ручья. «Хотелось передать эффект белого снега на белом небе, с белой березой. Вот таким образом, мне кажется, нельзя 1990-е годы однородно воспринимать. Грачиные гнезда (1904), мотив которой был найден в деревне Шестово недалеко от усадьбы Мещериных.

Лето 1923 года Грабарь провел в селе Крылатском близ Москвы. Мне тоже хотелось найти новое пространство и место и тогда у меня возникла идея соединить детскую игру в «секретики» и любимое с детства катание на коньках. Язык его живописи делается проще, сдержаннее, в то же время во многих работах концентрируется, сгущается выразительность мотива (Разъяснивается, 1928 Старый сарай в морозный день, 1933). Изящный, «женский» по стилистике портрет арфистки Веры Дуловой (1935), поступивший недавно по ее завещанию в собрание Государственной Третьяковской галереи, был написан как портрет-картина, обладающий сложной композицией.

Она, по замыслу художника, должна была обобщить его импрессионистический опыт и перевести его в план декоративного синтеза, он намеревался вывести некую формулу цветового и светового видения. Как и в пейзажах этого времени, он стремился к освобождению от власти живописного приема, к устранению преград между натурой и зрителем, не отвлекая того «живописной кухней».

А сейчас мы мнемся на том же месте. «Пиноккио» Макаревича для меня картина эпохи. Избрав пейзаж «не музыкальный, не поющий по краскам», художник, не испытывая творческого подъема, старательно и деловито писал его, «стараясь забыть все измы на свете и быть только публикой, любующейся прекрасной природой». Таких набросков накопилось у Грабаря около сотни – «не было эффекта инея в течение дня, которого бы я не зафиксировал в этой коллекции».

«Живопись Сентябрьского снега была действительно переломной для меня. В «Автомонографии» Игорь Эммануилович писал о себе так: «Меня часто спрашивают, как я мог физически успевать делать все то, что довелось сделать. Просто в 1991-м шла смена парадигмы.

Это автопортреты предельно собранного, целеустремленного человека, движимого «волей и страстью к труду» – тем, что сам в себе Игорь Эммануилович ценил более всего. У Сергея Волкова я, например, работы и вовсе покупала. С этой точки художник смог раскрыть все многообразие голубых тонов в градации от светлозеленого до ультрамаринового – то, что Илья Остроухов назовет позже «индийским небом». Третьякова.

И попав, наконец, к учителю, увидев эти серебряные тюбики, мальчик испытал сильнейшее впечатление: «Я думал, что не выдержу от счастья, наполнявшего грудь, особенно когда почувствовал сладостный, чудесный запах свежей краски». И в других работах университетского периода (В вагоне конки, 1891 Лампа с зеленым абажуром, 1891 Няня с ребенком, 1892) заметно стремление молодого художника к обобщению форм, поиску острых композиционных решений, к трактовке изображения не детально, а массами и главное – к свежему интенсивному колориту. Для совершенствования в искусстве портрета он применил ту же методику, что и в натюрмортах, постановив для себя бесконечно упражняться, «добывая свободу портретной кисти».

Ленина (1938) – историко-революционная тема была сконцентрирована в образе Ленина и потому главной задачей художника было портретное сходство и достоверность происходящего, ради чего он много работал с документальными материалами, с бюстом и маской Ленина, с натурщиком. И вспоминая об Игоре Эммануиловиче Грабаре, нужно сказать что это содержание было не только «единственно подлинным», но и предельно достойным прожитой им большой жизни. — ARTANDHOUSES). Помню, как делали выставку в Бутырской тюрьме. То, что увидел Грабарь, попав после Италии в Париж, показалось ему необыкновенным. Акция проходила зимой и накануне стоял 40-градусный мороз.

Затем был куплен великолепный натюрморт Тыква Ильи Машкова, картины Петра Кончаловского, Павла Кузнецова, Кузьмы Петрова- Водкина, Мартироса Сарьяна и еще целый ряд полотен, составляющих сейчас «золотой фонд» Третьяковки. В 1913 году И. Э. Как и в пейзажах этого времени, в натюрмортах Грабаря воплощен «чистокровный» импрессионизм – это Сирень и незабудки, Хризантемы (обе – 1905).

В 1930-е годы Грабарь отдал много времени автобиографической книге Моя жизнь. «Когда в конце марта снег почти всюду сошел, в Дугине начинали искать его остатков в оврагах – обычай, ведущий свое начало еще от последних снегов К. Коровина и Левитана 1880-х годов и укоренившийся с тех пор в Москве». На выставке трудность задачи и удачное ее разрешение оценил Валентин Серов, который отметил, что «зима – действительно белая, а белил не чувствуешь». Начало новой жизни, воздух свободы и перемен — всё это присутствовало в искусстве. Первая выставка состоялась в 2001 году и называлась она «Отцы и дети», в ней участвовали Пивоваров и Пепперштейн, Дубосарский со своим отцом, семейства Чуйковых, Бродских, Макаревичей и т. д. До глубокой осени он писал неброские мотивы, воплощал композиции, «мудро сочиненные в самой природе».

Я постоянно помогала ему в его проектах. Около десяти его работ появились на выставке «Мира искусства» в 1902 году. Наряду с классическими шедеврами – среди них портрет Пушкина работы Ореста Кипренского, Разборчивая невеста Павла Федотова, картины Михаила Шибанова, открывшие этого художника, работы Левицкого, Лосенко и других выдающихся русских мастеров – Грабарь приобретал картины «новейших» художников, что вызывало резкую реакцию консервативной прессы. Моя коллекция — это прежде всего подаренные художниками работы. После Февральской лазури Грабарь в течение нескольких месяцев работал запоем, занимаясь темой весеннего снега, уже тронутого солнцем и несущего на себе ажурные тени, следы людей и лошадей, «оркестровые симфонии красок и форм». Я бы не стала обобщать.

В стройности и зрелищности композиции разумная доля импрессионизма сочетается с четким членением объемов, в котором ощущается взгляд Грабаря-архитектора. Упомянем только о некоторых ее эпизодах. А каждый декабрь мы делаем предновогоднюю выставку «Открытки от художников». Я стала пиар-директором московской ярмарки АРТ-МИФ (она проводилась с 1990 по 1993 год.

«Он, кажется, вышел довольно острым, – отмечал сам художник, – как по композиции, развернутой горизонтально, так и в цветовом отношении, – зеленому фону, красной обложке книжки, серебристым волосам и серому пиджаку». Здесь Грабарь «добирал» в рисовании то, что не удалось получить в Академии. Вот в 2014 году Лена Селина делала в Фонде «Екатерина» проект «Реконструкция» о 1990-х, если помните. Отец переселился в Россию в 1876 году под конспиративным именем Храбров (эта фамилия надолго, вплоть до окончания университета, оставалась в жизни Игоря Грабаря и ею он подписывал некоторые свои ранние работы, например иллюстрации к повестям Гоголя изданным в 1890-е годы).