Художник Арчимбольдо Джузеппе

Джузеппе Арчимбольдо родился в 1530 году в Милане, в семье художника. И в завершении поведаем вам интересные факты о жизни и творчестве великого художника Джузеппе Арчимбольдо. Заново Джузеппе Арчимбольдо открыли только в ХХ веке сюрреалисты, признав художника величайшим мастером абстрактного искусства XVI века. Экстравагантным художником Джузеппе Арчимбольдо (Giuseppe Arcimboldo) были написаны работы, которые смело можно рассматривать в ряду оптических иллюзий.

Даже современники Джузеппе Арчимбольдо понимали и ценили искусство художника, как что-то виртуозное и гениальное. Сначала, вы сможете ознакомится с лучшими работами такого художника как Джузеппе Арчимбольдо. После создания эскизов на сюжеты Священного писания и создания гербовых щитов для самого князя Фердинанда из Богемии, Джузеппе Арчимбольдо в 1562 году был приглашен в Прагу, на службу уже ставшему на престол Фердинанду I в качестве придворного художника.

Краткая информация о художнике и его картинах

Связь с сюрреализмом подчёркивалась на этапных выставках в Нью-Йорке («Фантастическое искусство, дада, сюрреализм», 1937) и в Венеции («Эффект Арчимбольдо: Эволюция лица в живописи от XVI века», Палаццо Грасси, 1987), на которых были представлены аллегории Арчимбольдо14.

Рисунок в Лувре— «Повар»— составлен из кухонных элементов. В основе его «Цветового клавикорда» лежала идея о соответствии каждому звуковому тону определенного цвета из составленной им цветовой шкалы. Он основывал свою интерпретацию на тексте неопубликованной поэмы Дж.

Крупнейшая энциклопедическая выставка наследия Арчимбольдо, на которой было представлено около 150 его работ, включая графику, была проведена в Вене в 2008 году. Существует версия, что росписи в церкви св. В 1591 г. художник написал два своих самых прославленных полотна – «Флору» и «Вертумна» (последнюю работу друзья считали портретом Рудольфа). Отец Арчимбольдо дружил с учеником Леонардо да Винчи Бернардино Луини, у которого после отъезда Леонардо из Милана остались наброски и записные книжки учителя (чертежи, рисунки). Арчимбольдо был художником, наделенным неисчерпаемой фантазией.

Разносторонность 
интересов художника

Разносторонность интересов художника

Это же подтверждается поздними свидетельствами его биографов Мориджиа и Ломаццо. В XX веке, особенно с появлением сюрреализма, этот художник вошёл в моду.

Габсбургская символика присутствует и на картине «Земля», где львиная шкура обозначает геральдический знак Богемии, на то же намекают жемчуг и похожие на оленьи рога кораллы в «Воде»5253. В 1582 году император отправил Арчимбольдо в Германию, чтобы приобрести предметы старины и «животных и изумительных птиц Нового Света» (Thiere und Wundervoegel aus der neuen Welt). В его доме бывали многие выдающиеся ученые, писатели и художники того времени.

Нико Пиросмани: 
9 фактов о голодном 
грузинском художнике

Нико Пиросмани: 9 фактов о голодном грузинском художнике

Плоды, составляющие облик императора, представляют все четыре времени года. Связь с сюрреализмом подчёркивалась на этапных выставках в Нью-Йорке («Фантастическое искусство, дада, сюрреализм», 1937) и в Венеции («Эффект Арчимбольдо: Эволюция лица в живописи от XVI века», Палаццо Грасси, 1987), на которых были представлены аллегории Арчимбольдо14. Виртуозно исполненные «плодоовощные» головы являли собой не только острую сатиру (обнаруживая очевидное сходство с придворными императора), но и хитроумные головоломки. Густав Хоке проводил параллели между работами Арчимбольдо, Дали и М. Эрнста. Только в 1885 году искусствовед К. Касати опубликовал монографию «Джузеппе Арчимбольди, миланский художник», в которой основное внимание уделялось его амплуа портретиста.

Создал несколько портретов членов императорской семьи, первый вариант серии «Времена года» («Лето» и «Зима» находятся в Музее искусств в Вене, «Весна» – в мадридской академии «Сан-Фернандо», «Осень» утеряна). По заказу Максимилиана II Арчимбольдо написал в аналогичном стиле цикл «Четыре элемента», ещё одну серию «Времена года» (1572 года), повторил «Времена года» в 1573 году, а также создал в 1574 году картины «Повар» и «Виночерпий», которые утрачены22. Наконец, в «Воде» аллюзия на империю скрыта в коралловой ветви, напоминающей корону, в драгоценных камнях серег и в жемчужном ожерелье. Арчимбольдо, видимо имел возможность познакомиться с этими бесценными материалами.

Что это такое. В 1591 художник написал два своих самых прославленных полотна — «Флору» и «Вертумна» (последнюю работу друзья считали портретом Рудольфа) — и послал их императору в Прагу тот не только пришел в восторг от этих шедевров, но и пожаловал художнику титул пфальцграфа. В 1582 году император отправил Арчимбольдо в Германию, чтобы приобрести предметы старины и «животных и изумительных птиц Нового Света» (Thiere und Wundervoegel aus der neuen Welt)31.

Во всяком случае, поздние его полотна представляли что-то новое, абсолютно незнакомое. Только в 1885 году искусствовед К. Касати опубликовал монографию «Джузеппе Арчимбольди, миланский художник», в которой основное внимание уделялось его амплуа портретиста. Современники причисляли его, как и Содому, к маньеристам. По документам, Арчимбольдо был режиссёром-постановщиком и декоратором двух турниров: на свадебных торжествах 1571 года и на восшествии Рудольфа II на венгерский престол (в 1572 году). Плоды, составляющие облик императора, представляют все четыре времени года55. Двое Поццо считались прикреплёнными к Пражскому замку и жалованье им начислялось от королевства Богемия, в то время как Лучинио был приписан к замку Прессбурга (Братиславы), получая жалованье из бюджета Венгерского королевства. С 1562 года он числился придворным живописцем с жалованьем 20 гульденов в месяц, а сверх того, получал награды помимо жалованья за особо понравившиеся монарху работы (от 28 до 65 гульденов).

Стиль этих работ уникален и не характерен для XVI столетия: например, «Весна» изображает голову в профиль, составленную из тысяч изображений цветов, каждый из которых в отдельности может опознать специалист-ботаник. Относительно поездки Арчимбольдо в Италию 1566 года много неясного, Карл Шютц даже предполагал, что художник намеревался остаться на родине, во всяком случае, два года он не фигурировал в документах Венского двора и только с марта 1569 года в расходных книгах вновь появляется имя «Йозефа Арчимбольдо, придворного живописца». Также ему приписывается роспись алтарной части церкви Сан-Джорджо в Монце.

Рождество Христово 
на картинах художников 
разных стран и эпох

Рождество Христово на картинах художников разных стран и эпох

В 1570 году Арчимбольдо был послан в Прагу к Рудольфу, сыну Максимилиана, проектировать сложное театрализованное представление для Максимилиана (сюжет— смешанная классическая и чешская мифология) и остался служить Рудольфу II, когда тот поднялся на трон Габсбургов (1575) после смерти Максимилиана II. Относительно поездки Арчимбольдо в Италию 1566 года много неясного, Карл Шютц даже предполагал, что художник намеревался остаться на родине, во всяком случае, два года он не фигурировал в документах Венского двора и только с марта 1569 года в расходных книгах вновь появляется имя «Йозефа Арчимбольдо, придворного живописца». По мнению Г. Хоке, в сознании возникает concetto – концепция картины или картина концепции, умственный первообраз.

Однако уже в 1581 году жалованье его было увеличено до 30 флоринов в месяц. Среди его друзей были: будущий биограф — инженер и архитектор Джузеппе Ломаццо, священник-иезуит Мориджиа (автор «Истории древностей Милана» — основного источника по биографии художника), а также Аурелио Луини — профессор Падуанского университета, Джован Антонио Полакини и другие. Двое Поццо считались прикреплёнными к Пражскому замку и жалованье им начислялось от королевства Богемия, в то время как Лучинио был приписан к замку Прессбурга (Братиславы), получая жалованье из бюджета Венгерского королевства. В 1954 году вышли объёмная монография Б. Гейгера и книга Ф. Легран и Ф. Сюи.

Зимние пейзажи выдающихся 
художников

Зимние пейзажи выдающихся художников

Интересна деятельность Арчимбольдо как «Мастера Празднеств». Cерия времена года, пожалуй самая моя любимая, хотя четыре стихии, перевертыши и профессии тоже весьма. После 1559 года имя Арчимбольдо не упоминается в документах о строительстве Миланского собора. Самое большое количество картин под названием «Весна». Плащ «Зимы» украшен символом железа и буквой «М», намекая вновь на Орден Золотого Руна и его главу – императора Максимилиана.

К наиболее значительным достижениям архитектуры маньеризма относятся Палаццо дель Те в Мантуе (работа Джулио Романо) и Библиотека Лауренциана во Флоренции, спроектированная Микеланджело. Ряд искусствоведов также утверждают, что стиль миланских работ Арчимбольдо отражает влияние Гауденцио Феррари. Арчимбольдо в эти годы написал второй вариант «Времён года» (1573), посвятил императору красный кожаный фолиант, содержавший 150 рисунков ручкой и чернилами (1585).

Уже современники Арчимбольдо вполне отдавали себе отчет в том, что имеют дело с гением. Существует версия, что росписи в церкви св. Palazzo Rosso, Genoa. Художник продолжал активно работать по заказам из Праги, создав самые известные из своих работ — «Флору» и «Портрет Рудольфа II в образе Вертумна». Маньеризм отличался от ренессансного искусства в тяготении к «ненатуралистической абстракции».

Живописью в этот период художник занимался, видимо, немного. Плоды, составляющие облик императора, представляют все четыре времени года. В «Истории уродства», выпущенной под редакцией У. Эко, Арчимбольдо также признаётся принадлежащим к маньеристской традиции, для которой свойственно «предпочтение экспрессивного прекрасному, стремление к странному, экстравагантному и бесформенному»50.

К сожалению из его росписей в Миланском соборе сохранилось совсем немного — цикл витражей, посвященных Святой Екатерине, выполненных в традиционном духе. Великий иллюзионист живописи Джузеппе Арчимбольдо. Здесь присутствовала и древнеримская символика: у латинян год начинался с зимы, которую именовали «глава года». Сохранились альбомы с эскизами (изображения костюмов, процессий и балов) художника, подаренные им Рудольфу II.

Вася Ложкин – самый 
известный художник 
Рунета

Вася Ложкин – самый известный художник Рунета

Б. Гейгер, впервые поставивший эти вопросы, опирался главным образом на суждения современников – Ломаццо, Команини и Мориджиа, которые использовали термины scherzi, grilli и capricci (соответственно, «шутки», «причуды», «капризы»). Маньеризм отличался от ренессансного искусства в тяготении к «ненатуралистической абстракции». Забытый средневековый художник был провозглашен в ХХ в. предтечей сюрреализма, а одна из его картин («Библиотекарь») названа «триумфом абстрактного искусства в ХVI столетии».

С 1978 года наследием Арчимбольдо занимался Т. Дакоста Кауфман (защитивший диссертацию «Вариации на имперскую тему»), чья объёмная работа, опубликованная в 2009 году, в известной степени подытожила отношение современных искусствоведов к Арчимбольдо. Вероятно именно Арчимбольдо выполнил эскизы для всех 7 гобеленов в Комо, включая изображение Смерти, — это доказывается простым сравнением стиля. Стиль этих работ уникален и не характерен для XVI столетия: например, «Весна» изображает голову в профиль, составленную из тысяч изображений цветов, каждый из которых в отдельности может опознать специалист-ботаник. Согласно Б. Гейгеру, сюжеты миланских работ Арчимбольдо «не выходят за границы типичного для того времени стиля».

Прослужив при дворе Габсбургов около 25 лет, в 1587 году художник вышел в отставку и вернулся в Милан, однако продолжал создавать произведения в избранном им стиле, которые отсылал в Прагу. Маврикия в Милане, относящиеся к 1545 году, были выполнены не Луини, как предполагалось ранее, а отцом и сыном Арчимбольдо (об этом позволяет судить сходство стиля фресок и витражей)9. Сын Луини, однако, общался с Джузеппе Арчимбольдо и показывал ему альбомы и записи Леонардо, оставшиеся в семье. Авторская концепция цикла «Времена года» уникальна и явилась основой успеха художника при дворе, эти картины сильно увлекли монарха. Это было продолжение позднего Средневековья – искусство, воплощающее идеи.

Классификация Арчимбольдо как маньериста также принадлежит ХХ веку, её обоснование содержится в работе Густава Рене Хоке «Мир как лабиринт», опубликованной в 1957 году. Умер Арчимбольди в Милане 11 июля 1593, в 66 лет. Символика «Элементов» продолжается во «Временах года». Арчимбольдо происходил из древнего южногерманского рода.

С 1562 года он числился придворным живописцем с жалованьем 20 гульденов в месяц, а сверх того, получал награды помимо жалованья за особо понравившиеся монарху работы (от 28 до 65 гульденов). «Как тело земли, человек составлен из земли, воды, воздуха и огня», – писал Леонардо да Винчи. Рудольф II получил прекрасное образование (глубоко изучал химию, астрологию) и был большим любителем изящных искусств, тонким его знатоком, особенно скульптуры и живописи. Фонтео «Картины Времена года и Четыре элемента императорского художника Джузеппе Арчимбольдо». Вариантов «Времен года» было несколько.

Стоит отдалиться – и видишь лицо. Также ему приписывается роспись алтарной части церкви Сан-Джорджо в Монце. Здесь присутствовала и древнеримская символика: у латинян год начинался с зимы, которую именовали «глава года». Это показывает, что к 1560-м годам художник стремился найти работу вне Милана11.

О знаменитости:Итальянский 
художник

О знаменитости:Итальянский художник

Судя по надписи на графическом автопортрете 1587 года (число «61» интерпретируется как возраст), он мог родиться в 1526 или 1527 году. Как художник-декоратор участвовал в оформлении празднеств, торжеств, турниров и свадеб. В первые два года службы Арчимбольдо написал несколько портретов императора и членов его семьи, а также создал первую из прославивших его серий «Времена года». Это было продолжение позднего Средневековья— искусство, воплощающее идеи. Опять таки, многие современные сюрреалисты нервно курят в сторонке. На воинственное начало указывают и пушки.

Это было продолжение позднего Средневековья— искусство, воплощающее идеи. Фонтео «Картины Времена года и Четыре элемента императорского художника Джузеппе Арчимбольдо». Арчимбольдо был не только главным хранителем всех ценностей «Кабинета», он участвовал и в приобретении его экспонатов. В портрете Зима (The Winter), в основном, задействованы корни деревьев.

  • Джузеппе Арчимбольдо, биография и картины
  • Овощные картины Джузеппе Арчимбольдо и скульптуры Филипа Хааса
  • То, что время пощадило, то, что память сберегла
  • «Смешные картины» Джузеппе Арчимбольдо (1527 — 1593)
  • 15 малоизвестных фактов об удивительных портретах Джузеппе Арчимбольдо
  • Невероятные картины Джузеппе Арчимбольдо
  • Вакханалия природы в полотнах Джузеппе Арчимбольдо

Четыре стихии также были написаны при дворе Максимиллиана. По мнению В. Кригескорте, эти работы абсолютно уникальны28.

Вообще художнику очень повезло с покровителями. Двое Поццо считались прикреплёнными к Пражскому замку и жалованье им начислялось от королевства Богемия, в то время как Лучинио был приписан к замку Прессбурга (Братиславы), получая жалованье из бюджета Венгерского королевства13. Судя по надписи на графическом автопортрете 1587 года (число «61» интерпретируется как возраст), он мог родиться в 1526 или 1527 году. С восхищением писали современники и о его рисунках, подаренных Рудольфу II (тетрадь со 150 рисунками хранится во Флоренции в галерее Уффици) и об оригинальной формы лютне, придуманной Арчимбольдо для Кунсткамеры Рудольфа II. Густав Хоке проводил параллели между работами Арчимбольдо, Дали и М. Эрнста. Вариант «Зимы», выполненный для курфюрста Саксонского, украшен гербом Саксонии.

  • Краткая биография Джузеппе Арчимбольдо
  • Художник Джузеппе Арчимбольдо ( )
  • Средневековый сюрреалист Джузеппе Арчимбольдо
  • Биографии великих и известных людей
  • Портретные натюрморты от Джузеппе Арчимбольдо
  • Арчимбольди ДжузеппеКартины и биография

В 22 года он помогал отцу расписывать Миланский собор. Специальную статью посвятил творчеству художника Ролан Барт, она вышла в 1980 году. Pencil, pen and ink, wash and warecoloured ink, gray wash on paper, 442 x 318 mm. По выражению искусствоведа Вернера Кригескорте, «интересы Рудольфа II замыкались в пределах его Кунсткамеры»28. Эти произведения настолько необычны, что вполне объясним вспыхнувший к ним интерес. Однако уже в 1581 году жалованье его было увеличено до 30 флоринов в месяц.

Специальную статью посвятил творчеству художника Ролан Барт, она вышла в 1980 году. Среди его друзей были: будущий биограф — инженер и архитектор Джузеппе Ломаццо, священник-иезуит Мориджиа (автор «Истории древностей Милана» — основного источника по биографии художника), а также Аурелио Луини — профессор Падуанского университета, Джован Антонио Полакини и другие. Судя по надписи на графическом автопортрете 1587 года (число «61» интерпретируется как возраст), он мог родиться в 1526 или 1527 году.

  1. Арчимбольдо Джузеппе: картины-вымыслы
  2. Арчимбольдо Джузеппе: праздничное меню века
  3. Иллюзии в картинах Джузеппе Арчимбольдо
  4. Презентация на тему "Джузеппе Арчимбольдо"
  5. Джузеппе Арчимбольдо: биография
  6. Джузеппе Арчимбольдо – средневековый сюрреалист
  7. Джузеппе Арчимбольдо: самые популярные картины (топ 12)

Первый сохранившийся его рисунок, датированный 1566 годом, подписан Josephus Arcimboldus Mlnensis (то есть «Млнский»). Джузеппе Арчимбольдо был сыном миланского художника Бьяджо Арчимбольдо или Арчимбольди. Джузеппе Арчимбольдо не оставил письменных свидетельств ни о себе, ни о своих картинах. Согласно платоновскому диалогу «Тимей» извечный бог создал Вселенную из хаоса путём комбинации четырёх элементов— огня, воды, воздуха и земли, что и определяет всеединство, демонстрируемое картинами51. было довольно много. Собственно, монография Гейгера так и озаглавлена: «Комические картины Джузеппе Арчимбольдо».

Турнир и триумфальное шествие оформлялись как театрализованное представление, сюжет для которого брался из античной мифологии или истории, причём император играл роль героя, чьи подвиги обязательно заканчивались триумфом. По документам, в этот период Арчимбольдо ещё дважды побывал в Милане: первый раз в 1576 или 1577 году (это следует из упоминания в документах 1580-х годов). Флора Произведения Арчимбольдо восхищали своей оригинальностью современников. Мифология, близкая сердцу Арчимбольдо, тоже «мага» метаморфоз.

Оно вытекает из множества заключенных в них символов и намеков на династию Габсбургов. Self-Portrait on Paper, 1587. Таким образом, дата возвращения Арчимбольдо на родину не является бесспорной. Это показывает, что к 1560-м годам художник стремился найти работу вне Милана. Фактически он стал «артистическим директором» императора Максимилиана II.

Так что Джузеппе, со своими причудливыми картинами, очень удачное вписался в их тусовку.

В Милане художник возобновил старые знакомства и приобрёл много новых. Б. Гейгер, впервые поставивший эти вопросы, опирался главным образом на суждения современников— Ломаццо, Команини и Мориджиа, которые использовали термины scherzi, grilli и capricci (соответственно, «шутки», «причуды», «капризы»). Фонтео «Картины Времена года и Четыре элемента императорского художника Джузеппе Арчимбольдо». С другой стороны, какие бессовестные эти итальянцы, если они зимой лимоны выращивают. С восхищением писали современники и о его рисунках, подаренных Рудольфу II (тетрадь со 150 рисунками хранится во Флоренции в галерее Уффици) и об оригинальной формы лютне, придуманной Арчимбольдо для Кунсткамеры Рудольфа II.

В эпоху Ренессанса при дворах европейских монархов было принято устраивать праздники, турниры и т. п. — яркие и торжественные, они надолго запоминались современникам. Публиковались и другие работы20. В нем отсутствует гармония между духовной и телесной природой человека. Это должно было оказать влияние на становление молодого художника. Плащ «Зимы» украшен символом железа и буквой «М», намекая вновь на Орден Золотого Руна и его главу— императора Максимилиана.

По выражению искусствоведа Вернера Кригескорте, «интересы Рудольфа II замыкались в пределах его Кунсткамеры». Второй акт включал парный свободный турнир, в котором противники сходились врукопашную. Тяжело придумать более точное прозвище — достаточно глянуть на его необыкновенные картины. Атмосфера города, который называли столицей магии и меланхолии обстановка при дворе замкнутого и нервозного Рудольфа II, окна замка которого были заделаны серебряными коробами и покрыты чёрным бархатом королевская коллекция редкостей (страусиных яиц, бивней слона, заморских фруктов, статуэток) стали источниками причудливой и неповторимой живописной манеры Арчимбольдо.

  1. Джузеппе Арчимбольдо – картины с названиями и описанием по алфавиту
  2. Самое интересное в виде мозаики
  3. Рабочие моменты Джузеппе Арчимбольдо
  4. Аллегория в портретной живописи
  5. Словари и энциклопедии на Академике

Вариант «Зимы», выполненный для курфюрста Саксонского, украшен гербом Саксонии. В литературе XVII—XVIII веков он не упоминался вовсе. Публиковались и другие работы20. Так американский художник и кинорежиссерФилип Хаас (Philip Haas)в 2012 году создалхудожественную инсталляцию«Времена года», ставшая скульптурной переработкой цикла картин итальянского художника. Каждая из четырех скульптур, размером 4, 5 х 4 х 3 метра, состоит из разнообразных природных форм – цветы, плющ, мох, грибы, овощи, фрукты, деревья, кора, ветви, листья – вместе образующих портреты людей. Инсталляция «The Four Seasons» олицетворяла собой Зиму, Весну, Лето и Осень. Как правило, маньеризм свидетельствовал о тесной связи между человеком и природой. На воинственное начало указывают и пушки.

Эксперты отмечают, что это очень скромно для художника такого уровня известности4243. Работы Арчимбольдо хранятся в государственных музеях и частных собраниях Италии (в том числе Галерее Уффици), Франции (Лувр), Австрии, Чехии, Швеции, США. Сохранилось мало его работ: обычно это портреты по грудь, в профиль, реже — анфас. Это же самый настоящий сюрреализм 16 века». Воздух.

Земля. Известно, что в 1577 он дважды повторил «Времена года». Это же подтверждается поздними свидетельствами его биографов Мориджиа и Ломаццо14. Известны также знаменитый цикл «Четыре стихии» («Вода» и «Огонь» находятся в Музее искусств в Вене, местонахождение «Земли» и «Воздуха» не установлено), несколько повторений серии «Времена года» (один из вариантов 1573 г. был приобретен Лувром), «Адвокат», «Повар», «Официантка» (две последние картины, а также множество других, написанных в этот период, утеряны).

Создал несколько портретов членов императорской семьи, первый вариант серии «Времена года» («Лето» и «Зима» находятся в Музее искусств в Вене, «Весна» — в мадридской академии «Сан-Фернандо», «Осень» утеряна). В Милане художник возобновил старые знакомства и приобрёл много новых. Однако он заявил, что в некоторых витражах можно рассмотреть элементы будущего стиля arcimboldesque. «Вертумн» был особенно оценён обществом и в особенности самим Рудольфом.

  1. Хед Мартин Джонсон, «Голубая бабочка»
  2. Винсент Ван Гог, «Цветущие ветки миндаля»
  3. 20 фотографий для новогоднего настроения
  4. Новогодние елки в сказочном лесу: красивые фото

Фамилия Арчимбольдо — южногерманского происхождения. С 1562 года он числился придворным живописцем с жалованьем 20 гульденов в месяц, а сверх того, получал награды помимо жалованья за особо понравившиеся монарху работы (от 28 до 65 гульденов). Он играет со зрителем, создает оптические иллюзии, чтобы ввести в заблуждение. Связь с сюрреализмом подчёркивалась на этапных выставках в Нью-Йорке («Фантастическое искусство, дада, сюрреализм», 1937) и в Венеции («Эффект Арчимбольдо: Эволюция лица в живописи от XVI века», Палаццо Грасси, 1987), на которых были представлены аллегории Арчимбольдо.

Изображения времён года и элементов всегда представлены в профиль, но при этом «Зима» и «Вода», «Весна» и «Воздух», «Лето» и «Огонь», «Осень» и «Земля» обращены друг к другу. Мориджиа упоминал также изготовленные Арчимбольдо apparati di commedie — театральные машины, своеобразные «спецэффекты» на придворных балах-турнирах XVI века25. Огонь.

Маврикия в Милане, относящиеся к 1545 году, были выполнены не Луини, как предполагалось ранее, а отцом и сыном Арчимбольдо (об этом позволяет судить сходство стиля фресок и витражей). Он основывал свою интерпретацию на тексте неопубликованной поэмы Дж. Император привлек его к расширению своей коллекции, влившейся впоследствии в уникальное собрание 16 в. — «Кабинет искусств и всевозможных редкостей» Рудольфа II.

  1. Август Маке – ещё один немецкий экспрессионист, убитый на войне
  2. Кирилл Челушкин: японские сказки и новая Алиса
  3. Стихотворение Иосифа Бродского «Любовь»: о любви поэта и Марины Басмановой
  4. Японская мудрость гласит: «Измена всегда верностью прикрывается»
  5. 29 января в Киеве отметили День памяти Героев Крут

Ряд искусствоведов также утверждают, что стиль миланских работ Арчимбольдо отражает влияние Гауденцио Феррари. Художник продолжал активно работать по заказам из Праги, создав самые известные из своих работ — «Флору» и «Портрет Рудольфа II в образе Вертумна». Это должно было оказать влияние на становление молодого художника.

Арчимбольдо, видимо имел возможность познакомиться с этими бесценными материалами. Загадочна живопись этого художника и загадочна его жизнь. Джузеппе Арчимбольдо В 1571 году по случаю свадьбы Карла, брата Максимилиана и Марии Баварской, он ставит «Праздник звезд» – аллегорию планетарной власти Габсбургов, где переодевает каждого участника в планету. Первый сохранившийся его рисунок, датированный 1566 годом, подписан Josephus Arcimboldus Mlnensis (то есть «Млнский»). Искусство Арчимбольдо нагло и сатирично. Картины художника при жизни вызывали споры.

  • Лучшие фильмы производства студии Довженко
  • Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас
  • Джузеппе Арчимбольдо и три императора
  • Творчество Джузеппе Арчимбольдо
  • Джузеппе АРЧИМБОЛЬДО в фотографиях
  • Напишите отзыв о статье Арчимбольдо, Джузеппе
  • Отрывок, характеризующий Арчимбольдо, Джузеппе

Фактически он стал «артистическим директором» императора Максимилиана II. Полотно входит в цикл «Профессии». Кроме того, в творениях художника есть некое странное чувство юмора, а порою и сатира. «Лето» аналогичным образом составлено из спелых фруктов и колосьев и так далее. Сохранились альбомы с эскизами (изображения костюмов, процессий и балов) художника, подаренные им Рудольфу II. По документам, в этот период Арчимбольдо ещё дважды побывал в Милане: первый раз в 1576 или 1577 году (это следует из упоминания в документах 1580-х годов). Такого рода представления являлись и элементом имперской пропаганды, демонстрируя прочность положения государства и величие монархии.

Джузеппе Арчимбольдо, 
биография и картины

Собственно, монография Гейгера так и озаглавлена: «Комические картины Джузеппе Арчимбольдо». Арчимбольдо также попытался показать свою признательность природе через свои портреты.

С 1978 года наследием Арчимбольдо занимался Т. Дакоста Кауфман (защитивший диссертацию «Вариации на имперскую тему»), чья объёмная работа, опубликованная в 2009 году, в известной степени подытожила отношение современных искусствоведов к Арчимбольдо. Добившись известности и авторитета, в 1562 году был приглашён ко двору императора Священной Римской империи Максимилиана II в Вену, а далее служил его преемнику Рудольфу II в Праге. Он начал создавать «композитные головы» – причудливые портреты аллегории, составленные из овощей, фруктов, злаков. Имеются еще три картины-перевертыша, цикл «Четыре элемента», «Сезоны» и сохранившиеся в самом большом количестве во всем наследии Арчимбольдо Джузеппе картины «Времена года», причем все сезоны нарисованы в нескольких вариантах. Аллегории времён года: «Лето» и «Зима», 1563 год (Музей истории искусств, Вена), «Весна» (Академия Сан-Фернандо, Мадрид) стихий — «Огонь» и «Вода», 1566 год, в Венском Музее истории искусств.

Здесь присутствовала и древнеримская символика: у латинян год начинался с зимы, которую именовали «глава года». По мнению В. Кригескорте, эти работы абсолютно уникальны. Уже современники Арчимбольдо вполне отдавали себе отчет в том, что имеют дело с гением. Специальную статью посвятил творчеству художника Ролан Барт, она вышла в 1980 году.

Если его кончина точно документирована, то записей о рождении и крещении не сохранилось. Только в 1885 году искусствовед К. Касати опубликовал монографию «Джузеппе Арчимбольди, миланский художник», в которой основное внимание уделялось его амплуа портретиста40. Император привлек его к расширению своей коллекции, влившейся впоследствии в уникальное собрание ХVI в. – «Кабинет искусств и всевозможных редкостей» Рудольфа II.

С Рудольфом II его связывала личная дружба. Однако уже в 1581 году жалованье его было увеличено до 30 флоринов в месяц. Художник развлекается. Наиболее известны его циклы «Четыре элемента» и «Времена года», которые художник неоднократно повторял с небольшими изменениями а также картины «Библиотекарь», «Юрист», «Повар», «Виночерпий» и несколько картин-обманок, которые можно рассматривать в перевёрнутом виде. В первые два года службы Арчимбольдо написал несколько портретов императора и членов его семьи, а также создал первую из прославивших его серий «Времена года». В 1954 году вышли объёмная монография Б. Гейгера и книга Ф. Легран и Ф. Сюи.

Эксперты отмечают, что это очень скромно для художника такого уровня известности. Вариант «Зимы», выполненный для курфюрста Саксонского, украшен гербом Саксонии. Классификация Арчимбольдо как маньериста также принадлежит XX веку, её обоснование содержится в работе Густава Рене Хоке «Мир как лабиринт», опубликованной в 1957 году. В 1592 году император присвоил художнику почётный придворный титул пфальцграфа — в Священной Римской империи XVI века этой чести удостоились всего три художника: Содома, Тициан и Арчимбольдо. Отец Арчимбольдо дружил с учеником Леонардо да Винчи Бернардино Луини, у которого после отъезда Леонардо из Милана остались наброски и записные книжки учителя (чертежи, рисунки). Рудольф состоит полностью из великолепных плодов, цветов и овощей.

И сразу же после смерти мастера в 1593 году Италию, Францию, Голландию и другие страны Европы наводнил поток неумелых стилизаций под Арчимбольдо. Он основывал свою интерпретацию на тексте неопубликованной поэмы Дж. Публиковались и другие работы. Такое впечатление, что на полотна художника сошли древние духи и божества природы.

Некоторые зарисовки могут быть отождествлены с описанием турнира в Вене 1571 года27. Наиболее известны его циклы «Четыре элемента» и «Времена года», которые художник неоднократно повторял с небольшими изменениями а также картины «Библиотекарь», «Юрист», «Повар», «Виночерпий» и несколько картин-обманок, которые можно рассматривать в перевёрнутом виде. «Лето» аналогичным образом составлено из спелых фруктов и колосьев и так далее. Ключ к реконструкции мировоззрения Арчимбольдо виделся им в символике придворных торжеств, режиссируемых художником и в его аллегорических сериях. При дворе императора работали такие знаменитые ученые, как Тихо Браге и Иоганн Кеплер. Его интересуют сублимация реальности, выведение необычного из банальности. Изображения времён года и элементов всегда представлены в профиль, но при этом «Зима» и «Вода», «Весна» и «Воздух», «Лето» и «Огонь», «Осень» и «Земля» обращены друг к другу.

Маньеризм отличался от ренессансного искусства в тяготении к «ненатуралистической абстракции». На это намекает и политическая символика: в изображении «Воздуха» присутствуют габсбургские символы— павлин и орёл, а «Огонь» украшен цепью Ордена Золотого Руна, великим магистром которого по традиции был глава царствующей династии, однако составлена она из кремней и кованой стали. В его доме бывали многие выдающиеся ученые, писатели и художники того времени.

Арчимбольдо был большим знатоком музыки, создателем музыкальных автоматов. По документам, Арчимбольдо был режиссёром-постановщиком и декоратором двух турниров: на свадебных торжествах 1571 года и на восшествии Рудольфа II на венгерский престол (в 1572 году)26. В XVI веке искусство садовников равноценно искусству художника. Вода.

Джузеппе Арчимбольдо не оставил письменных свидетельств ни о себе, ни о своих картинах. Габсбургская символика присутствует и на картине «Земля», где львиная шкура обозначает геральдический знак Богемии, на то же намекают жемчуг и похожие на оленьи рога кораллы в «Воде». Дата рождения художника неизвестна. В литературе XVII – XVIII веков он не упоминался вовсе. Император Рудольф II в 1580 году пожаловал Арчимбольдо дворянство. Уже современники Арчимбольдо вполне отдавали себе отчет в том, что имеют дело с гением. В начале 1550-х гг.

Маньеризм отличался от ренессансного искусства в тяготении к «ненатуралистической абстракции». Авторская концепция цикла «Времена года» уникальна и явилась основой успеха художника при дворе, эти картины сильно увлекли монарха. В литературе XVII—XVIII веков он не упоминался вовсе. В начале 1550-х гг.

Плащ «Зимы» украшен символом железа и буквой «М», намекая вновь на Орден Золотого Руна и его главу— императора Максимилиана. Согласно Фонтео, аллегорические циклы Арчимбольдо передают идею величия императора. Арчимбольдо происходил из древнего южногерманского рода. В «Истории уродства», выпущенной под редакцией У. Эко, Арчимбольдо также признаётся принадлежащим к маньеристской традиции, для которой свойственно «предпочтение экспрессивного прекрасному, стремление к странному, экстравагантному и бесформенному»50.

Ещё в 1570 году император Максимилиан отрядил Арчимбольдо в Прагу — ко двору своего наследника Рудольфа, с которым у художника сложились и хорошие личные отношения. В «Воздухе» орел и павлин являются символами империи и Австрийского императорского дома. Если его кончина точно документирована, то записей о рождении и крещении не сохранилось. В литературе XVII—XVIII веков он не упоминался вовсе.

Точное написание фамилии неясно: орфографические нормы в XVI веке были неустойчивыми, сам Арчимбольдо на письме латинизировал свою фамилию (лат. Arcimboldus), вместо имени Джузеппе он иногда подписывался на немецкий лад Йозефом или латинизировал это написание. Таким образом, дата возвращения Арчимбольдо на родину не является бесспорной. Согласно платоновскому диалогу «Тимей» извечный бог создал Вселенную из хаоса путём комбинации четырёх элементов— огня, воды, воздуха и земли, что и определяет всеединство, демонстрируемое картинами. Он даже работает при дворе инженером, когда создает фонтаны. Все увлечены разнообразием живых форм. Работы Арчимбольдо хранятся в государственных музеях и частных собраниях Италии (в том числе Галерее Уффици), Франции (Лувр), Австрии, Чехии, Швеции, США.

Он родился в Милане в 1527 году. Специальную статью посвятил творчеству художника Ролан Барт, она вышла в 1980 году. Максимилиан II, по характеристике историка Т. Грановского, «принадлежал к числу тех благородных умов и характеров, которые не часто встречаются в век, волнуемый религиозными страстями и фанатизмом». Арчимбольдо, отталкиваясь от concetti, писал метафорически-фантастические картины, в высшей степени типичные для маньеристского искусства. Эксперты отмечают, что это очень скромно для художника такого уровня известности4243. Джузеппе Арчимбольдо родился в семье миланского художника с юных лет он помогал отцу создавать церковные росписи, а также специализировался на выполнении эскизов гобеленов и витражей. Если его кончина точно документирована, то записей о рождении и крещении не сохранилось. Даже оторопь берет.

Его отец был художником, работал над украшением Миланского собора дядя — архиепископом, умным и образованным человеком. Данный стиль поощрялся императорами-заказчиками и даже служил предметом для подражания. Какое расхождение с имперской статью героя и какое мужество для той эпохи. Арчимбольдо был художником, наделенным неисчерпаемой фантазией. За «долгую, верную и добросовестную» службу император пожаловал художнику полторы тысячи рейнских гильдеров.

Данный стиль поощрялся императорами-заказчиками и даже служил предметом для подражания. для Миланского собора, перекликается с будущими композициями Арчимбольдо.

Публиковались и другие работы. Инженер, естествоиспытатель, астролог, устроитель Кунсткамеры, он лично занимался пополнениями королевских коллекций. В основе его «Цветового клавикорда» лежала идея о соответствии каждому звуковому тону определенного цвета из составленной им цветовой шкалы. Основным объектом интерпретации современных искусствоведов являются «курьёзные» картины Арчимбольдо.

Второй акт включал парный свободный турнир, в котором противники сходились врукопашную. Его портрет Весна (The Spring) был полностью скомпонован из различных весенних цветов и растений. Основным объектом интерпретации современных искусствоведов являются «курьёзные» картины Арчимбольдо.

Некоторые зарисовки могут быть отождествлены с описанием турнира в Вене 1571 года. Прославился Рудольф II своим «Кабинетом искусств и всевозможных редкостей» — своеобразным собранием музеев (зоологический, палеонтологический, краеведческий исторический, этнографический и политехнический, картинная галерея). Б. Гейгер, впервые поставивший эти вопросы, опирался главным образом на суждения современников— Ломаццо, Команини и Мориджиа, которые использовали термины scherzi, grilli и capricci (соответственно, «шутки», «причуды», «капризы»)14.

Император Рудольф II в 1580 году пожаловал Арчимбольдо дворянство. Художник продолжал активно работать по заказам из Праги, создав самые известные из своих работ – «Флору» и «Портрет Рудольфа II в образе Вертумна». Возможно, в Вене и Праге художник познакомился с произведениями Иеронима Босха и Питера Брейгеля Старшего, Лукаса Кранаха, Альбрехта Альтдорфера, но, скорее всего, своеобразные живописные графические работы Арчимбольдо были созданы под влиянием вкусов просвещенных монархов, по заказам которых он работал талант его развивался в художественной среде европейского маньеризма. Стиль этих работ уникален и не характерен для XVI столетия: например, «Весна» изображает голову в профиль, составленную из тысяч изображений цветов, каждый из которых в отдельности может опознать специалист-ботаник. Согласно Фонтео, аллегорические циклы Арчимбольдо передают идею величия императора. С появлением сюрреализма его апологеты и теоретики обратили внимание на формальные эксперименты Арчимбольдо и в первой половине ХХ века ему наследию было посвящено много статей.

Символика «Элементов» продолжается во «Временах года». Картины Арчимбольдо пользовались столь большим успехом у современников, что породили целые вереницы подражателей именуемых «арчимбольдесками». Равным образом, «Вертумн» предназначался не для увеселения Рудольфа II, который восхищался этой картиной, но был аллегорией «прекрасной гармонии», прославляющей императора, уподобленного богу плодородия и изменчивости.

Фамилия Арчимбольдо – южногерманского происхождения. Похожую точку зрения высказывал Р. Барт, но он сводил творчество художника к своей теории языка, полагая, что основа философии искусства Арчимбольдо— лингвистическая, поскольку не создавая новых знаков, он их путал, смешивал, комбинировал, то есть исполнял роль новатора языка46. Первый вариант Арчимбольдо написал еще при Максимиллиане, в честь праздника Нового года. Фамилия Арчимбольдо — южногерманского происхождения.

Основным объектом интерпретации современных искусствоведов являются «курьёзные» картины Арчимбольдо. Это же подтверждается поздними свидетельствами его биографов Мориджиа и Ломаццо. Арчимбольдо происходил из древнего южногерманского рода. итальянский художник. Маврикия в Милане, относящиеся к 1545 году, были выполнены не Луини, как предполагалось ранее, а отцом и сыном Арчимбольдо (об этом позволяет судить сходство стиля фресок и витражей). Но его картины свидетельствуют о превосходном умении передачи света, красок, перспективы. Восхищенный этими картинами Рудольф II щедро наградил Арчимбольдо.

Собственно, монография Гейгера так и озаглавлена: «Комические картины Джузеппе Арчимбольдо». Джузеппе Арчимбольдо был сыном миланского художника Бьяджо Арчимбольдо или Арчимбольди. Дата рождения художника неизвестна. Арчимбольдо был очень популярен при жизни, чем объясняется множество подражаний его стилю.

Мориджиа упоминал также изготовленные Арчимбольдо apparati di commedie – театральные машины, своеобразные «спецэффекты» на придворных балах-турнирах XVI века. Это было продолжение позднего Средневековья— искусство, воплощающее идеи. Как художник-декоратор участвовал в оформлении празднеств, торжеств, турниров и свадеб, часто устраиваемых при дворе. «Лето» аналогичным образом составлено из спелых фруктов и колосьев и так далее20. Произведения Арчимбольдо восхищали своей оригинальностью современников. В Праге Арчимбольдо был организатором придворных празднеств и маскарадов, конструировал сложные сценические механизмы и официально носил титул «Мастер Празднеств».

Год спустя Арчимбольдо скончался, причиной смерти, согласно записи в регистрационной книге, было «задержание мочи и почечные камни». Густав Хоке проводил параллели между работами Арчимбольдо, Дали и М. Эрнста. Согласно Б. Гейгеру, сюжеты миланских работ Арчимбольдо «не выходят за границы типичного для того времени стиля». За «Портрет Рудольфа II в образе Вертумна» художник был пожалован почётным титулом пфальцграфа.

Арчимбольдо Джузеппе, картины которого вызывали интерес у королевских особ, долгое время (около 25 лет) был придворным художником Габсбургов. На обороте «Зимы» имеется дата «1563», но в её аккуратности сильно сомневался Т. Дакоста Кауфман. После восшествия на престол нового императора в 1575 году положение Арчимбольдо при дворе, вероятно изменилось мало, во всяком случае, он продолжал получать прежнее жалованье – 20 флоринов в месяц. Согласно Б. Гейгеру, сюжеты миланских работ Арчимбольдо «не выходят за границы типичного для того времени стиля».

По заказу Максимилиана II Арчимбольдо написал в аналогичном стиле цикл «Четыре элемента», ещё одну серию «Времена года» (1572 года), повторил «Времена года» в 1573 году, а также создал в 1574 году картины «Повар» и «Виночерпий», которые утрачены. Он играет правилами искусства.

Если смотреть вблизи, это нагромождение фруктов и овощей. Эти работы не имели ничего общего с прославившими художника произведениями, только пышное декоративное обрамление (переплетение фруктов, цветов и лент) эскизов к гобеленам на сюжеты из Священного писания, выполненных в конце 1550-х гг. Только в 1885 году искусствовед К. Касати опубликовал монографию «Джузеппе Арчимбольди, миланский художник», в которой основное внимание уделялось его амплуа портретиста40.

Некоторые зарисовки могут быть отождествлены с описанием турнира в Вене 1571 года. В настоящее время Арчимбольдо считается классиком маньеризма. Его трансформации стали источником вдохновения и предметом подражания для Сальвадора Дали Арчимбольдо создавал также ирреально-гротескные антропоморфные пейзажи, с холмами и скалами в виде голов и т. п., но их труднее отделить от работ подражателей-«арчимбольдистов», которых на рубеже 16-17 вв. Именно благодаря Рудольфу, в Праге была основана кунсткамера — собрание разнообразной экзотики, начиная с живописи и кончая зверинцем. Согласно Фонтео, аллегорические циклы Арчимбольдо передают идею величия императора. Классификация Арчимбольдо как маньериста также принадлежит XX веку, её обоснование содержится в работе Густава Рене Хоке «Мир как лабиринт», опубликованной в 1957 году. Дата рождения художника неизвестна.

По выражению искусствоведа Вернера Кригескорте, «интересы Рудольфа II замыкались в пределах его Кунсткамеры». Равным образом, «Вертумн» предназначался не для увеселения Рудольфа II, который восхищался этой картиной, но был аллегорией «прекрасной гармонии», прославляющей императора, уподобленного богу плодородия и изменчивости. В 1954 году вышли объёмная монография Б. Гейгера и книга Ф. Легран и Ф. Сюи. «Арчимбольдески» уже в XVII в. наводнили Италию, Францию, Голландию и другие страны Европы.

По мнению В. Кригескорте, эти работы абсолютно уникальны. Какого же было мое удивление, когда в детстве мне подарили энциклопедию искусства (да, все настолько запущенно — эта болезнь еще с детства) и я узнал про таких художников, как Босх и Арчимбольдо, а позже Джорджо де Кирико. Предполагают, что, увидев рукописи и рисунки Леонардо (а такая возможность у Арчимбольдо была), молодой художник навсегда сохранил в памяти гениальные наброски удивительных чудовищ, всевозможные гибриды растений и животных, составлявших человеческие лица. Император чрезвычайно любил и ценил Арчимбольдо. В «Истории уродства», выпущенной под редакцией У. Эко, Арчимбольдо также признаётся принадлежащим к маньеристской традиции, для которой свойственно «предпочтение экспрессивного прекрасному, стремление к странному, экстравагантному и бесформенному». Авторская концепция цикла «Времена года» уникальна и явилась основой успеха художника при дворе, эти картины сильно увлекли монарха15.

Джузеппе известен как маньерист 16-го века. На это намекает и политическая символика: в изображении «Воздуха» присутствуют габсбургские символы— павлин и орёл, а «Огонь» украшен цепью Ордена Золотого Руна, великим магистром которого по традиции был глава царствующей династии, однако составлена она из кремней и кованой стали. Наиболее известны его циклы «Четыре элемента» и «Времена года», которые художник неоднократно повторял с небольшими изменениями а также картины «Библиотекарь», «Юрист», «Повар», «Виночерпий» и несколько картин-обманок, которые можно рассматривать в перевёрнутом виде44. Отец Арчимбольдо дружил с учеником Леонардо да Винчи Бернардино Луини, у которого после отъезда Леонардо из Милана остались наброски и записные книжки учителя (чертежи, рисунки). В 1582 году император отправил Арчимбольдо в Германию, чтобы приобрести предметы старины и «животных и изумительных птиц Нового Света» (Thiere und Wundervoegel aus der neuen Welt).

Классификация Арчимбольдо как маньериста также принадлежит ХХ веку, её обоснование содержится в работе Густава Рене Хоке «Мир как лабиринт», опубликованной в 1957 году. Арчимбольдо начал работать самостоятельно (отец к этому времени умер). Всего сохранилось около 20 его картин, однако утрачено намного больше, судя по упоминаниям современников и в документах.

В созданных им символических портретах-аллегориях в единый художественный образ сплетаются «представители» фауны (цикл «Стихии»), флоры (цикл «Времена года»), а также различные предметы: горшки, кастрюли, рабочие инструменты, даже книги. Загадочна не только живопись, но и личность Арчимбольдо. На воинственное начало указывают и пушки. За «Портрет Рудольфа II в образе Вертумна» художник был пожалован почётным титулом пфальцграфа. В работе «Арчимбольдо и арчимбольдески» Ф. Легран и Ф. Сюи попытались реконструировать философские воззрения художника и пришли к выводу, что они представляли собой разновидность платонического пантеизма. Это, возможно, свидетельствует, что в тот период Арчимбольдо был известен гораздо больше, чем предполагается сейчас.

Сохранились альбомы с эскизами (изображения костюмов, процессий и балов) художника. До нас дошло 17 станковых картин, принадлежащих кисти художника. Работы Арчимбольдо хранятся в государственных музеях и частных собраниях Италии (в том числе Галерее Уффици), Франции (Лувр), Австрии, Чехии, Швеции, США. В «Огне» художник надевает на шею персонажа цепь ордена Золотого руна, украшенную кремнями (намек на рыцарский орден, основанный Габсбургами.

Густав Хоке проводил параллели между работами Арчимбольдо, Дали и М. Эрнста.

С 1978 года наследием Арчимбольдо занимался Т. Дакоста Кауфман (защитивший диссертацию «Вариации на имперскую тему»), чья объёмная работа, опубликованная в 2009 году, в известной степени подытожила отношение современных искусствоведов к Арчимбольдо. С 1978 года наследием Арчимбольдо занимался Т. Дакоста Кауфман (защитивший диссертацию «Вариации на имперскую тему»), чья объёмная работа, опубликованная в 2009 году, в известной степени подытожила отношение современных искусствоведов к Арчимбольдо. С восхищением писали современники и о его рисунках, подаренных Рудольфу II (тетрадь со 150 рисунками хранится во Флоренции в галерее Уффици) и об оригинальной формы лютне, придуманной Арчимбольдо для Кунсткамеры Рудольфа II. По заказу Максимилиана II Арчимбольдо написал в аналогичном стиле цикл «Четыре элемента», ещё одну серию «Времена года» (1572 года), повторил «Времена года» в 1573 году, а также создал в 1574 году картины «Повар» и «Виночерпий», которые утрачены.

В «Земле» шкура льва Геракла и шкура барана также истолковываются как символы Габсбургов (лев намекает на Богемское королевство). Четыре стихии, как это не трудно догадаться, символизируют основные четыре элемента. Интерес к нему вспыхнул после выхода в свет монографии искусствоведа К. Касати в 1885 году.

Короче, разносторонний художник. Арчимбольдо творит фантастику из повседневности: в сумме нечто иное, чем обычное сложение частей (Социолог Ролан Бартес). Он создает фантастический мир, не поддающийся классификации, черпая с подросткового возраста идеи в набросках живописных голов Леонардо да Винчи. Символика «Элементов» продолжается во «Временах года». При этом следует иметь в виду, что его художественные работы крайне редко или вовсе не фигурируют в сохранившихся документах. Относительно поездки Арчимбольдо в Италию 1566 года много неясного, Карл Шютц даже предполагал, что художник намеревался остаться на родине, во всяком случае, два года он не фигурировал в документах Венского двора и только с марта 1569 года в расходных книгах вновь появляется имя «Йозефа Арчимбольдо, придворного живописца». Екатерины для витражей Миланского собора с этим заказом они были связаны до 1557 года – сохранилось более 150 счетов. Аллегории времён года: «Лето» и «Зима», 1563год (Музей истории искусств, Вена), «Весна» (Академия Сан-Фернандо, Мадрид) стихий— «Огонь» и «Вода», 1566год, в Венском Музее истории искусств. Уже современники Арчимбольдо вполне отдавали себе отчет в том, что имеют дело с гением.

Честно говоря, первая проба смотрится как-то по кошернее, вот таким образом выложил именно ее. В «Истории уродства», выпущенной под редакцией У. Эко, Арчимбольдо также признаётся принадлежащим к маньеристской традиции, для которой свойственно «предпочтение экспрессивного прекрасному, стремление к странному, экстравагантному и бесформенному».

Джузеппе Арчимбольдо не оставил письменных свидетельств ни о себе, ни о своих картинах. На обороте «Зимы» имеется дата «1563», но в её аккуратности сильно сомневался Т. Дакоста Кауфман. Также ему приписывается роспись алтарной части церкви Сан-Джорджо в Монце. В старости вернулся в родной город.

Согласно платоновскому диалогу «Тимей» извечный бог создал Вселенную из хаоса путём комбинации четырёх элементов – огня, воды, воздуха и земли, что и определяет всеединство, демонстрируемое картинами. Сохранилось мало его работ: обычно это портреты по грудь, в профиль, реже— анфас.

После 1551 года имя Бьяджо перестаёт фигурировать в документах, возможно из-за кончины единственным точно идентифицированным произведением отца и сына является упомянутый витраж. Связь с сюрреализмом подчёркивалась на этапных выставках в Нью-Йорке («Фантастическое искусство, дада, сюрреализм», 1937) и в Венеции («Эффект Арчимбольдо: Эволюция лица в живописи от XVI века», Палаццо Грасси, 1987), на которых были представлены аллегории Арчимбольдо. Точное написание фамилии неясно: орфографические нормы в XVI веке были неустойчивыми, сам Арчимбольдо на письме латинизировал свою фамилию (лат. Arcimboldus), вместо имени Джузеппе он иногда подписывался на немецкий лад Йозефом или латинизировал это написание4.

Джузеппе Арчимбольдо был сыном миланского художника Бьяджо Арчимбольдо или Арчимбольди. На обороте «Зимы» имеется дата «1563», но в её аккуратности сильно сомневался Т. Дакоста Кауфман18. Год спустя Арчимбольдо скончался, причиной смерти, согласно записи в регистрационной книге, было «задержание мочи и почечные камни». О них упоминали в Трактате об искусстве живописи Джованни Паоло Ломаццо (1584) и Грегорио Команини (1591) в издании Фиджино или О цели живописи. Его картины восхищали своей оригинальностью современников. Интересна деятельность Арчимбольдо как «Мастера Празднеств».

В Милане художник возобновил старые знакомства и приобрёл много новых. Арчимбольдо был большим знатоком музыки, создателем музыкальных автоматов. Он изобретает карикатуру. Это показывает, что к 1560-м годам художник стремился найти работу вне Милана.

В работе «Арчимбольдо и арчимбольдески» Ф. Легран и Ф. Сюи попытались реконструировать философские воззрения художника и пришли к выводу, что они представляли собой разновидность платонического пантеизма. В 1575 году Максимилиан II узаконил положение внебрачного сына Арчимбольдо — Бенедетто, а в 1576 году художник удостоился последнего дара императора в размере 200 гульденов. В 1954 году вышли объёмная монография Б. Гейгера и книга Ф. Легран и Ф. Сюи. В 22 года Арчимбольдо помогал отцу расписывать Миланский собор. Рисунок в Лувре — «Повар» — составлен из кухонных элементов.

Но дело в том, что случайных предметов на полотнах нет. В 1562 г. Арчимбольдо приехал в Прагу и поступил на службу в качестве придворного художника. Цикл «Стихии» («Вода», «Воздух», «Огонь», «Земля») имеет политическое значение. Среди его друзей были: будущий биограф – инженер и архитектор Джузеппе Ломаццо, священник-иезуит Мориджиа (автор «Истории древностей Милана» – основного источника по биографии художника), а также Аурелио Луини – профессор Падуанского университета, Джован Антонио Полакини и другие.

При этом 12 августа 1587 года датировано распоряжение Рудольфа II о награждении художника 1500 флоринами за длительную службу царствующему дому. Эксперты отмечают, что это очень скромно для художника такого уровня известности. О них упоминали в Трактате об искусстве живописи Джованни Паоло Ломаццо (1584) и Грегорио Команини (1591) в издании Фиджино или О цели живописи. Маньеризму присуща претенциозность. В первые два года службы Арчимбольдо написал несколько портретов императора и членов его семьи, а также создал первую из прославивших его серий «Времена года».

Эти работы еще больше похожи на каких-то индейских духов или очень сложные тотемы. О них упоминали в Трактате об искусстве живописи Джованни Паоло Ломаццо (1584) и Грегорио Команини (1591) в издании Фиджино или О цели живописи.

Арчимбольдо начал работать самостоятельно (отец к этому времени умер). Эти работы не имели ничего общего с прославившими художника произведениями. Портрет библиотекаря состоит только из вещей имеющихся в читальном зале. Мориджиа упоминал также изготовленные Арчимбольдо apparati di commedie — театральные машины, своеобразные «спецэффекты» на придворных балах-турнирах XVI века. Джузеппе Арчимбольдо родился в Милане в 1527 году.

Изображения времён года и элементов всегда представлены в профиль, но при этом «Зима» и «Вода», «Весна» и «Воздух», «Лето» и «Огонь», «Осень» и «Земля» обращены друг к другу. Это должно было оказать влияние на становление молодого художника6. В работе «Арчимбольдо и арчимбольдески» Ф. Легран и Ф. Сюи попытались реконструировать философские воззрения художника и пришли к выводу, что они представляли собой разновидность платонического пантеизма. На это намекает и политическая символика: в изображении «Воздуха» присутствуют габсбургские символы – павлин и орёл, а «Огонь» украшен цепью Ордена Золотого Руна, великим магистром которого по традиции был глава царствующей династии, однако составлена она из кремней и кованой стали.

По документам, Арчимбольдо был режиссёром-постановщиком и декоратором двух турниров: на свадебных торжествах 1571 года и на восшествии Рудольфа II на венгерский престол (в 1572 году). Габсбургская символика присутствует и на картине «Земля», где львиная шкура обозначает геральдический знак Богемии, на то же намекают жемчуг и похожие на оленьи рога кораллы в «Воде». Первый сохранившийся его рисунок, датированный 1566 годом, подписан Josephus Arcimboldus Mlnensis (то есть «Млнский»)5. В период его правления творчество художника было наиболее плодотворным: знаменитый цикл «Четыре стихии» («Вода» и «Огонь» находятся в Музее искусств в Вене, местонахождение «Земли» и «Воздуха» не установлено), несколько повторений серии «Времена года» (один из вариантов 1573 был приобретен Лувром), «Адвокат», «Повар», «Официантка» (две последние картины, а также множество других, написанных в этот период, утеряны).

При нём, кроме всего, он изобретал гидравлические машины. Существует версия, что росписи в церкви св. Второй акт включал парный свободный турнир, в котором противники сходились врукопашную.

Джузеппе Арчимбольдо не оставил письменных свидетельств ни о себе, ни о своих картинах. Джузеппе Арчимбольдо — личность в некотором роде весьма неординарная. Арчимбольдо, видимо имел возможность познакомиться с этими бесценными материалами. Второй вариант был написан уже при Рудольфе. У того же Мориджиа упоминается, что прапрадед Джузеппе — Гвидо Антонио Арчимбольдо — овдовев, стал в 1489 году архиепископом Милана, унаследовав сан от покойного брата Джованни.

Равным образом, «Вертумн» предназначался не для увеселения Рудольфа II, который восхищался этой картиной, но был аллегорией «прекрасной гармонии», прославляющей императора, уподобленного богу плодородия и изменчивости. В одном из блогов его назвали прадедушкой сюрреализма. Исследователь предполагает, что цикл был представлен императору уже после возвращения художника из Милана, примерно в начале нового, 1569 года19.