Художник Дейнека Картины

Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Александра Дейнеки. Дух ВХУТЕМАСа наложил значительный отпечаток на творчество молодого художника: картины Дейнеки периода обучения в мастерских (Автопортрет в панаме, Женский портрет, Портрет художника Вялова) испытывают заметное влияние авангардных течений. Октябрьский переворот, захлестнувший страну, не мог не оказать влияния на биографию художника Дейнека Александра Александровича, картины которого отражали самые яркие аспекты новой, социалистической жизни.

Дейнека Александр: творчество, самые известные картины художника

роман «Мастер и Маргарита» Булгакова). Многие из этих задач ОСТ очень весомо и сильно решил за время своего короткого существования – именно отсюда среди других работ вышла первая подлинно монументальная, несущая в себе обобщенный и глубоко действенный образ советская историко-революционная картина – «Оборона Петрограда» Дейнеки (1927).

Вот так вот – Дейнека уже продукт не классической художественной школы, а новой. Одним из последних был журнал «Даешь», где также трудились Родченко и Маяковский. (Через год и ОСТ и РАПХ прекратят своё существование). Художник старался видеть пейзажи глазами не стороннего наблюдателя, но моряка или летчика.

Это было самое прогрессивное художественное объединение 1920-х годов, состоявшее из молодых художников, вчерашних студентов, что сказалось на содержании устава – «Платформы» ОСТа. В своих литературных произведениях Дейнека не раз указывал на необходимость связи теории с практикой. «Будущие летчики» – это еще одна, всем известная работа художника. И художник вновь справляется с вызовом.

Тем не менее, за последующие два десятка лет он создаёт ещё множество шедевров ("У моря. Уже первое произведение Дейнеки «Окраина Москвы. ", "Превратим Москву в образцовый социалистический город пролетарского государства", 1930).

Но там Дейнеку подвергают ещё большей критике – за не изжитые недостатки стиля ОСТ, с которым РАПХ враждовала, за обилие безыдейной спортивной тематики, за формализм и индивидуализм. «Она поражала многих зрителей своей жизненностью, большой образной собирательностью, пластической силой и конкретностью в изображении нового человека», – вспоминал Костин. Между тем во ВХУТЕМАСе к середине 1920-х годов образовалась художественная группа ОСТ — «Общество станковистов». К тому времени у него уже имелся опыт иллюстрирования книг, например, романа А. Барбюса "В огне" в 1926 (впрочем, более известно повторное в 1934). Во Вхутемасе он читал «теорию композиции».

Ещё один принципиально новый вид работы для Дейнеки – настенная роспись. Обращают на себя внимание его наиболее известные послевоенные картины: «Эстафета по кольцу Б» (1947), «На просторах подмосковных строек» (1949), «Открытие колхозной электростанции» (1954), в которых сложился удивительный симбиоз присущего Дейнеке монументализма с натуралистическо-иллюстративными тенденциями и фальшивым восторгом персонажей, полотно «Покорители космоса» (1961) с игрушечными ракетами. Одним из первых шагов становится работа над книгой "Про лошадей" для самых маленьких. Особенно характерны для этого времени две: авиация и история.

Дейнека Александр 
– художник монументального 
стиля

Дейнека Александр – художник монументального стиля

В послевоенный период искусство Дейнеки было очень неровным. А зимой 1938 года в стремительном темпе начинается работа над мозаичным циклом "Сутки советского неба" (на котором, по замыслу, должна быть запечатлена жизнь советского народа в течение одних суток) будущей станции московского метрополитена "Маяковская", всего за шесть месяцев до её открытия. Самым сильным и самым совершенным воплощением этого перелома (или, по существу, полной художественной зрелости мастера) стала картина «Мать» (1932), бесспорно принадлежащая к числу вершин советского искусства. Когда в 1931 году "Октябрь" принимает его рисунки на выставку с большим количеством оговорок, художник покидает общество и переходит в РАПХ ("Российская ассоциация пролетарских художников"). Дейнека много ездил по стране и везде собирал материал для своих работ. С наступлением «оттепели» оттаяли чиновники и в отношении к Дейнеке.

Другие члены ОСТа тоже отличались графичностью, сухим письмом в противовес рыхлой импрессионистической манере. Но если судить в целом, общее настроение работ художника в 1930-х очевидно изменилось. Работа была выполнена по заказу РВС СССР и, что интересно, всего за одну неделю. С 1920-х гг. Вместе с тем он не прекращает писать в хорошо знакомых стилях на привычные темы исторические и спортивные (Коммунисты на допросе (в штабе белых), Безработные в Берлине, 1933, Крестьянское восстание, Бегуны, Вратарь, 1934).

Советские художники 
– Дейнека Александр 
Александрович

Советские художники – Дейнека Александр Александрович

Некоторые из них особенно выделяются своей смелой новизной и поэтической прелестью. Проходит изящный Петя Вильямс с молодым белобрысым Сергеем Образцовым. И поэт и художник выбирали схожие темы для своих произведений их вдохновляло одно и то же — искренняя вера в революцию и советскую власть, любовь к пролетариату, восхищение физической силой и физическим здоровьем человека. Пустынная «Площадь Квиринала» или причудливая «Испанская лестница» передают неповторимый «дух местности», атмосферу улочек Рима. По мосту прямо на зрителя шагает слитная шеренга матросов, за ней – другие ряды моряков и солдат.

Но картина не была одинокой удачей. Большевистские руководители Советской России рассматривали ее как наиболее «слабое звено» в системе мирового империализма, где посредством коминтерновской агентуры должна начаться следующая после «октябрьской» революция (планировавшаяся на 1925 год). На годы Великой Отечественной войны приходится один из самых высоких подъемов в творчестве Дейнеки. Что писать— он понимал, а вот как— пока не очень.

Александр Дейнека: 
самые популярные 
картины (топ 12)

Александр Дейнека: самые популярные картины (топ 12)

Специфика работы в периодических изданиях (поточность, ограниченность по времени, невысокое качество печати) заставляли приспосабливаться, работать быстро, упрощать рисунок и вкладывать максимум смысла в форму и композицию. Умер Дейнека в возрасте 70 лет. Закончу не совсем типичной для Дейнеки картинкой. Тем не менее, Италия и Советский Союз вовсю сотрудничали.

Это «Спящий мальчик с васильками», «Полдень» (обе – 1932), «Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами», «Купающиеся девушки» (обе – 1933). Ещё один принципиально новый вид работы для Дейнеки – настенная роспись. В его рамках в 2009 году в Третьяковской галерее прошла выставка графики Дейнеки из собрания Курской художественной галереи, в 2010-м в ГТГ состоялась грандиозная ретроспектива, а в 2011-м работы Дейнеки повезли в Италию. И вот однажды утром, когда он делал утреннюю гимнастику в боксерских трусах, к нему пришел проверяющий из комитета по устройству выставки и увидел кристально белый холст.

Дейнека абсолютно по-особому чувствовал прелесть и очарование русского пейзажа. успешно работал в журнальной графике (для журналов «У станка», «Прожектор» и др. ), книжной иллюстрации (к басням И. А. Крылова, 1922 кн. Пафос советской действительности, революционная романтика созидания социалистического общества сразу же завладели Дейнекой, когда он после окончания московского Вхутемаса (Всесоюзных художественно-технических мастерских) в 1924 г. выехал в творческую командировку в шахтерский Донбасс. Серьезные люди все эти игры не берут во внимание.

Жизнь СССР бьет полным пульсом круглые сутки». Научные и исторические статьи, атеистическая публицистика сочетались с безжалостной сатирой: памфлетами на библейские темы, антирелигиозными частушками и, конечно, рисунками и карикатурами. Набережная Сены, Париж. Художник, как бы разрывается, между пейзажными зарисовками и обнаженной натурой. Как и у других членов ОСТ, множество картин раннего периода творчества Дейнеки посвящены изображению "примет XX столетия", воспеванию мирной советской действительности: промышленного производства индустриализации, жизни современного города и горожан, физической культуры и массового спорта ("В Донбассе", 1925, "Перед спуском в шахту", "На стройке новых цехов", "Лыжники", 1926, "Текстильщицы", 1927).

Важную роль в творчестве Дейнеки играет и другая командировка – заграничная. Большую выставку его работ, устроенную в 1969 году, он увидеть уже не смог. Самый интересный из них— «Скука» (1935), портрет госпожи Снайдер. Таков прелестный рисунок «Теннис» (1926) – четыре легкие изящные фигурки девушек-спортсменок.

Художники нового общества принимают решение совмещать новейшие европейские течения (в частности, экспрессионизм) с советской тематикой, провозглашают ориентацию на художественную молодежь. Он сам рассказал «о времени и о себе» в большой фундаментальной книге «Жизнь искусство, время» и других литературных произведениях.

Александр Дейнека 
– картины с названиями 
и описанием по алфавиту

Александр Дейнека – картины с названиями и описанием по алфавиту

Более остовскую вещь сложно себе представить, однако на четвертой выставке объединения в 1928 году «Текстильщицы» показаны не были. Но возникла проблема с проведением испытаний — для них не хватало лётчиков. В 1936 году им были выполнены два панно для Дома Красной Армии в Минске (уничтожены в годы войны).

Некоторые рисунки были созданы на основе ранее написанных картин (например, Краснокрылый гигант, 1938). Насмотревшись на модные «измы» во время столичных командировок, Дейнека принялся «насаждать на курских ухабах яркий кубизм». Благодаря этому, хоть и косвенно, его знают даже люди, далекие от живописи. В этих работах со все большей силой стала проявляться тяга художника к монументальности. Зима" (1931, частная коллекция)В следующий раз будет мастер, которого тоже относят к соцреализму, но уже не "СОЦиалистическому", а "СОЦиальному". Многим картинам и правда, предшествовали журнальные иллюстрации. Созданные Дейнекой мифические города, полные «света и воздуха» (любимая формула конструктивистов), населены выстроенными в колонны и дружно марширующими народными массами.

Настоящим шедевром в этом ряду становятся Будущие лётчики (1937), одна из самых романтических картин Дейнеки, на которой изображены трое подростков, они сидят спиной к зрителю и мечтательно смотрят вслед улетающему самолёту. И это издание (пользовавшееся покровительством Бухарина) и сам художник все чаще подвергались критике в печати. Однако проиллюстрировать суровое взрослое повествование о войне для мастера пафосно-героической тематики было делом привычным, в отличие от принципиально новой работы для детей.

Краткая информация 
о художнике и его 
картинах

Краткая информация о художнике и его картинах

Художники нового общества принимают решение совмещать новейшие европейские течения (в частности, экспрессионизм) с советской тематикой, провозглашают "ориентацию на художественную молодежь". Он вспоминал, что как-то раз на кровно скопленные деньги купил дорогой набор красок и так берег и жалел его, что старался наносить краску тонким слоем. В картине практически нет никаких примет быта. Утопические проекты Дейнеки создавались на фоне реальной массовой нищеты и всенародной неустроенности.

Фигуры, при всей своей уплощенности и некоторой графичности, тем не менее обладают «чисто живописной весомостью в духе Микеланджело», как выразилась ведущая западная исследовательница творчества Дейнеки Кристина Кьер. Тема спорта была одной из любимых у художника на протяжении всей жизни. «Сколько себя помню, я всегда рисовал», — вспоминал Дейнека. Творческая направленность «Объединения трех» во многом послужила созданию Общества станковистов., Китай на пути освобождения от империализма, Механизируем Донбасс. Где остальные мозаики — неизвестно.

Типичными живописными произведениями остовского периода стали полотна Перед спуском в шахту (1925 г. ), На стройке новых цехов (1926 г. ), Текстильщицы (1927 г. ). В них заметны черты надуманности или рассудочной нарочитости. У его рисунков и картин появляется новая интересная особенность. По воспоминаниям Дейнеки, роль агитационного плаката, журнального рисунка сводилась в ОСТе на нет, в то время как сам художник чувствовал себя в ту пору больше графиком, нежели живописцем (писал всего несколько картин в год). Во второй половине 1930-х годов в искусство Дейнеки широко входят новые темы.

Особенности работы 
над картиной

Особенности работы над картиной

Написанные в 1925 году, они тогда же экспонировались на первой выставке ОСТа. Она – первая в целом ряду отличных работ того же, 1932 года и ближайших последующих лет. Это полотно обозначило резкий перелом в искусстве Дейнеки. В кафе", "Париж.

Одним из первых шагов становится работа над книгой Про лошадей для самых маленьких. «Окраина Москвы» (1941) передает пустоту и тревогу. Однако любовь к рисованию оказалась сильнее: уже через год Александр Дейнека отправился в Харьков, поступать в художественное училище. В 1935 году художник посещает США, Францию и Италию.

Это был не первый его полет (летал однажды в Курске), но на этот раз он сумел запомнить и после передать на холсте необъятность воздушной среды, перевернутый с ног на голову мир. Началом этой многочисленной серии можно считать монументальное панно Гражданская авиация (1932). Вот таким образом в ОСТе он стал одним из основных участников (до тех пор, пока не покинул объединение). О «программных» произведениях 1920-х напоминают только их большие размеры. На смену ей и ее носителям пришла «советская культура» и «великий советский народ». Дейнековскому образу матери с ребёнком на руках предстоит стать классическим.

На следующий год участники этой выставки вместе с другими выпускниками ВХУТЕМАСа основывают Общество станковистов (ОСТ), Дейнека – один из членов-учредителей. Графическое искусство он находил самым полезным для агитационных целей. Много работает в качестве иллюстратора и плакатиста для советских периодических изданий.

Один из авторитетнейших критиков 1920-х годов Абрам Эфрос отмечал, что ОСТ является единственной группировкой, которая сумела переработать и ввести в дальнейший обиход все то, что было значимого в самых разных «измах». «Весь путь ОСТ –. Удостаивается и множества других регалий.

Среди художников самых разных радикальных направлений выставлялось «Объединение трех», состоявшее из студентов полиграфического факультета Вхутемаса Андрея Гончарова, Александра Дейнеки и Юрия Пименова. В 1935 году художник посещает США, Францию и Италию. Изображая эту сторону советской действительности, Дейнека находится как бы в собственной стихии.

Рекорды продаж, 
стоимость картин 
Дейнеки

Рекорды продаж, стоимость картин Дейнеки

При небольшом размере они отличаются монументальной широтой. Оба в своём творчестве уделяли большое место сатире, оба не чурались работы над рекламными и агитационными плакатами, считая это своим долгом перед обществом. Нередко при всей незрелости формальных исканий (ведь в 1924 году Дейнеке было двадцать пять, Пименову и Гончарову – двадцать один год от роду) эта тогдашняя художественная молодежь ставила себе весьма серьезные и важные задачи.

Входит в так называемую «Группу трех», вместе с художниками Андреем Гончаровым и Юрием Пименовым. Этого не допустят защитники столицы, которые здесь незримо присутствуют. Дейнеку пленил залитый солнцем Севастополь с его «презагорелыми, с фиолетовым отливом» мальчишками, отдыхающими, строгими набережными и конечно морем. Произведения Дейнеки становятся лиричнее, человечнее и в то же время смелее индивидуальнее (Полдень, 1932, Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами, Купающиеся девушки, 1933). Отец не поддерживал его выбор, не помогал материально.

  • Дейнека, Александр Александрович
  • Дейнека Александр Александрович
  • Александр Александрович Дейнека
  • Дейнека Александр Александрович (1899-1969)

На юбилейной выставке к 10-летию РККА одним из центральных произведений стала дейнековская «Оборона Петрограда». Мозаики Дейнеки украшают станции московского метро «Маяковская» (1938) и «Новокузнецкая» (1943). В это время он создал напряженные и драматичные произведения.

Его картины и панно отражают приметы современности и дух эпохи (коллективизация индустриализация, военная тематика, антирелигиозный пафос, новый быт) в стилистике, близкой конструктивизму и «новой вещественности». Журнальной графикой художник активно занимался до начала 1930-х. В нем, правда, тоже пробыл недолго. Такая популярность привела к часто встречающейся фальсификации работ художника.

  • Дейнека Александр АлександровичКартины и биография
  • АЛЕКСАНДР ДЕЙНЕКА: ХУДОЖНИК ВО ВРЕМЕНИ
  • Сюжетная живопись Александра Дейнека
  • АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ ДЕЙНЕКА
  • Художник Александр Дейнека (1899–1969)

Четкую грань между этими двумя творческими периодами провести сложно: спортсменов Дейнека писал и в 1920-х, а к темам Гражданской войны и техники (особенно авиации) художник обращался и в 1930-х. Как будто бы не светотенью моделирует её, а цветом. В период Великой Отечественной войны Дейнека жил в Москве и выполнял политплакаты для мастерской военно-оборонного плаката «Окна ТАСС». Художник начал было оправдываться, что картину он, дескать, пишет не здесь, а в другом месте и что она почти готова, но проверяющий этому не поверил и доложил, что, так, мол и так: холст у Дейнеки чистый и сам он передо мной голый.

Итальянские зарисовки отличны от американских или французских. и сравнить их с картинами Дейнеки того же времени. Однако у современного инвестора, который пожелает приобрести работы Дейнеки, есть некоторые преимущества. Ее кульминацией можно считать один из лучших советских плакатов «Физкультурница» (1933). Живописные работы Дейнеки 1920-х годов напоминали многократно увеличенные рисунки. носивший название "Безбожник у станка" (т. к.

  • Биография Александра Дейнеки: детство и юность
  • Самый плодотворный период в творчестве Дейнеки
  • Военные и послевоенные годы Александра Дейнеки
  • Творческие периоды в работе Дейнеки
  • Западноевропейская и антикварная живопись
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Учитель в женской гимназии и фотограф в Уголовном розыске

Дейнека много и плодотворно работал над темой о спорте. «Группа трех» принимает участие в 1924 году в Первой дискуссионной выставке объединений активного революционного искусства, где очень ярко заявляет о себе. Но враг не пройдет. Обнаженные на картинах Дейнеки— это почти всегда сильные, крепкие, пышущие здоровьем юноши и девушки, похожие на античных богов или олимпийских героев. Даже в работах 1940 – 1950-х годов, отшлифовав «стиль соцреализма» до полного соответствия критериям «партийности и народности», художник довел его почти до соответствующего «идеала» и тем самым до состояния абсурда в силу исчерпывающе обозначенных имманентных соцреализму качеств. Эту работу (и некоторые последующие) нельзя полностью охарактеризовать как произведение живописи. С 1923 года помимо учебы Дейнека начал сотрудничать с журналом «Безбожник у станка» чуть позже — с изданиями «У станка», «Прожектор», «Даешь», «Красная нива», «Смена».

К этому времени было окончательно покончено с остатками гуманистической русской культуры. А летающие лодки фирмы SIAI (известные под брендом «Savoia-Marchetti» и активно закупавшиеся СССР в 20-е и 30-е гг. ) оставили яркий след в истории авиации: итальянцы осуществили два массовых трансатлантических перелёта на двухфюзеляжных S. 55. Ноябрь 1941 года» (1941)— первая в этом ряду. Первая выставка ОСТа сразу же принесла художнику большую популярность. С началом 1930-х годов тематика работ Дейнеки начала меняться.

Первой значительной работой становится Окраина Москвы. Такова замечательная акварель «Тюильри» (1935) с изображенной на ней скульптурой стремительно бегущей девушки и с неподвижно застывшей фигурой человека – бродяги или безработного – на садовой скамейке. В 1921 году, получив первоначальное образование в Курском первом высшем начальном училище и в Харьковском художественном училище (1916 – 1917), Дейнека был принят во Вхутемас, где чрезвычайно разнообразные процессы обучения зависели от самых разных творческих воззрений преподавателей. 2009–2011». После войны работает (и даже возглавляет несколько лет) в Московском институте прикладного и декоративного искусства.

Но в целом «журнально-плакатная работа» (таким объединяющим термином художник обозначил свои графические труды) Дейнеку порядком утомила. В итоге получается какая-то адская смесь ренессанса и экспрессионизма.

  1. Скульптура, мозаика, батальное полотно
  2. Лирика на полотнах этого периода
  3. Годы Великой Отечественной войны
  4. Направление, стиль и тематика произведений
  5. Бесплатно получать новые статьи на свою почту

Результатом поездки стало создание картин «В штреке» и «Перед спуском в шахту», в которых предпринята попытка сформулировать «типовой» облик современного пролетария. Здесь ломать копья бессмысленно. Дейнека постепенно отходил от графической работы в журналах. В послевоенный период Дейнека сохраняет прежний уровень работоспособности и мастерства, однако возвращается к старым, проверенным жанрам (мирные трудовые будни, спорт, духовно и физически здоровая натура), практически перестаёт расширять границы своего творчества. В 1924 году Дейнека принял активное участие в создании Общества художников-станковистов. На следующей выставке ОСТа, в 1926 году Дейнека поразил всех картиной «На стройке новых цехов».

После нескольких работ с мучительно тревожными образами гибели и страдания (например, «Сгоревшая деревня», 1942) Дейнека создал «Оборону Севастополя» (1942) – одну из самых сильных своих картин и одну из самых драматических работ всего советского искусства того времени – скорбную и величественную героическую эпопею о подвиге защитников Севастополя. В конце тридцатых Дейнека иллюстрирует книги об авиации, написанные для детского чтения известными лётчиками (Г. Байдуков Через полюс в Америку, 1938, И. Мазурука Наша авиация, 1940). Попы и знахари, обличаемые кистью Дейнеки ("Сам батюшка пожаловал", "Святые прозорливцы", "Чудодейница", 1925) пришлись в этом журнале ко двору.

Я знал Дейнеку много лет и очень близко. Размещенные в куполах мозаики рассказывали об одном дне из жизни Страны Советов: «. Вялова» (1923) Дейнеки с явным налетом посткубизма, чем-то напоминающем живопись Натана Альтмана. Уже на Первой дискуссионной выставке 1924 года, где Дейнека, студент Вхутемаса, фигурировал в составе особой «группы трех» (вместе с Г. Пименовым и А. Гончаровым), он имел ясно выраженный творческий облик и очень отчетливо проступающие склонности и стремления. Это был Микеланджело, барочное буйство человека и природы" Вернувшись, художник соединяет свои впечатления с воспоминаниями о прежнем довоенном городе и создаёт знаменитое героическое полотно "Оборона Севастополя" (1942), страшное и величественное.

В такой же манере, сдержанной по колориту и лаконичной, но полной внутренней динамики, пишет Дейнека в 1928 г. картину «Оборона Петрограда», запечатлевшую героические события гражданской войны и непреклонное мужество защитников Петрограда, полных решимости отстоять завоевания революции. Работы художника этого периода отличаются графичностью, четким силуэтом, контрастностью цвета. Но все эти пути для Дейнеки были мелковаты. Не знаю, хорошая эта картина или плохая, но кажется, что настоящая».

Одновременно с фотографичными, жизненными и где-то игривыми полотнами (На балконе, 1931) он пишет идейные и трагические картины (Наёмник интервентов, 1931) и вместе с тем продолжает рисовать плакаты (Построим мощный советский дирижабль Клим Ворошилов, Дадим пролетарские кадры Урало-Кузбассу, 1931). А в это «жизнерадостное» время ведущие советские авиаконструкторы во главе с Андреем Туполевым находились в Бутырской тюрьме. Но там, где он оставался самим собой, где возвращался к основам своего дара, где уходил от схем к живым, ярко индивидуальным человеческим образам, к нему всегда приходила удача и рождались сильные, смело новаторские произведения. Послушайте знающих людей, особенно тех, кто сомневается.

Именно в журналах во многом сформировался уникальный дейнековский стиль. Это были панно и росписи для фабрики-кухни в Филях (1932), эскизы панно для клуба Наркомзема, увы, так и не реализованные (1933). Картина «Окраина Москвы. Живописный стиль Дейнеки к тому времени уже вполне сформировался. Вместе с тем тяга к красивому была в мальчике всегда: прогулки по окрестным полям и лесам воспитывали любовь к природе иллюстрации из журнала «Нива» и лубочные картинки знакомили с искусством.

Дейнека, Александр 
Александрович

Впоследствии ему ещё раз предложат поработать в оформлении метро, но планы будут прерваны войной и лишь в 1943 году откроется станция "Новокузнецкая" с расписанными Дейнекой плафонами наружного и подземного вестибюлей. Через год, Дейнека основывает Общество станковистов. С задачей он, впрочем, все равно справился. В нем среди других значились следующие «линии» : революционная современность и ясность в выборе сюжета стремление к совершенному мастерству в области предметной станковой живописи, рисунка, скульптуры в процессе дальнейшего развития формальных достижений последних лет стремление к законченной картине ориентация на художественную молодежь. Это многокрасочные, пронизанные светлым оптимизмом и радостью бытия картины «У моря» и «В Донбассе» (обе 1956 г. ). Можно даже образно назвать Дейнеку Маяковским в живописи. Одна из лучших картин Дейнеки получит то же название, что и известное стихотворение Маяковского – "Левый марш" (1941).

Капитолий", "Танцоры в Гарлеме", "Нью-Йорк", "Париж. Курская областная картинная галерея им. Дейнека, в частности, демонстрировал картины «Футбол» и «Две фигуры» (1923).

Однако работа художника в "Безбожнике" и других журналах отнюдь не ограничивалась сатирой. В нескольких листах начала 1930-х годов под общим названием «Кросс» в бегущих крепких голубоглазых блондинах определенно просматривается увлечение арийской эпикой. Этим годом датируется Мать – одна из самых значительных его картин. Увиденное отразилось в драматичных полотнах «Сгоревшая деревня», «Тревожные ночи» и др. Начавшаяся война все изменила: мозаики «Павелецкой» стали не нужны из 14 мозаик, героически собранных в блокадном Ленинграде 70-летним мозаичистом Владимиром Фроловым (умер от голода в 1942 году, едва закончив и отправив по «дороге жизни» в Москву последний ящик с мозаиками), удалось сохранить только семь, установив их на соседней «Новокузнецкой».

В тридцатые годы колорит в работах художника светлеет, становится мягче, портреты и пейзажи наполняются одновременно реализмом и романтизмом, появляется много женских образов. В 1942 году совместно с художником Г. Г. Нисским совершил поездку на фронт под город Юхнов.

В 1930-х здоровый образ жизни и физкультура вошли в моду. Творческий облик Дейнеки ярко и отчетливо проявился на первой же крупной выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (совместно с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым). В начале 1950-х гг. Его товарищ по ОСТу, один из самых блистательных живописцев ХХ века Александр Лабас писал о том времени, о «мелких и консервативных» людях, окружавших Дейнеку: «Незаметно Дейнека сам приобрел их черты Строг и суров ритм картины. В послевоенный период Дейнека сохраняет прежний уровень работоспособности и мастерства, однако возвращается к старым, проверенным жанрам (мирные трудовые будни, спорт, духовно и физически здоровая натура), практически перестаёт расширять границы своего творчества. Набережная Сены", "Париж.

Но самое главное, что в рамках проекта вышли в свет три отдельных исчерпывающих исследования по графике (том 1), живописи (том 2) и монументальным работам (том 3) художника. Рыбачки» (все 1956), такие мозаики, как «Парашютист» (1957), «Красногвардеец», «Доярка» (обе 1962), такие рисунки, как «Обнаженная девушка» (1951), являются созданиями большого художника, влюбленного в жизнь, преклоняющегося перед нравственной и физической красотой и достоинством человека. В кафе, Париж. Дейнека Александр Александрович, российский художник, график, скульптор, народный художник СССР (1963), действительный член Академии художеств СССР (1947 вице-президент в 1962-1966).

Плафон тем не менее был выполнен в первоначальном варианте. Как позже писал Дейнека о «Текстильщицах», он «обрабатывал поверхность, делая ее гладкой, лакированной, смутно желая найти единство поверхности с фактурой полированных, светлых, еще не существующих стен, для которых он мечтал писать картины». Опыт «Обороны Петрограда» и лучших рисунков конца 1920-х годов дал свои плодотворные результаты очень скоро. Годы обучения в училища совпали с трагическими революционными событиями 1915-1917 годов. Встречи эти окажут на художника огромное воздействие.

Согласно постановлению ЦК ВКП (б) 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций», художники с целью более эффективного ими управления были коллективизированы в едином хозяйстве под названием «Союз советских художников». Они создают компиляции из элементов разных работ художника (вот таким образом даже «насмотренному» зрителю подделка кажется уже виденной), в иных случаях они пишут нечто совсем новое, но пытаются подражать стилистике автора. В том же 1937 году художник получил заказ на эскизы 35 мозаик для украшения строящейся станции метро «Маяковская». Художник создал серию пейзажей Москвы, а после посещения разрушенного Севастополя в 1942 году написал батальное полотно «Оборона Севастополя». На форуме AI время от времени разворачиваются бурные обсуждения работ Дейнеки из тех, что появляются на аукционах (подробнее — здесь и не поленитесь дочитать до конца). И художник вновь справляется с вызовом. Происходит кристаллизация режима.

Дейнека ездил по стране и постоянно рисовал он проникся культурой афроамериканцев: «Они поют такие грустные песни, в моленьях приходят в экстаз, по-особенному бешено и ритмично танцуют, а главное они— рабочие». Наробраз Курска привлек художника к агитационной работе, поручил иллюстрировать стихи Маяковского плакатами по типу «Окон РОСТа». На Первой дискуссионной выставке (1924), предшествовавшей образованию ОСТа, Дейнека в компании с Юрием Пименовым и Андреем Гончаровым выставил свою картину «Футбол». Но не только негритянские джазовые концерты или танцы запечатлевал Дейнека он писал картины о бейсболе и горнолыжном спорте, дорожные пейзажи с автомобилями и рекламными вывесками, городские виды с небоскребами и даже портреты буржуазных дам.

В архитектуре – сталинский ампир: лепнина, шпили, арки, колосья и грозди. По сути дела, по моей природе ОСТ мне не был родственным. Творцами таких «текстов», оседлавших полуофициальные, выражавшие казенную точку зрения журналы «Искусство в массы» и «Пролетарское искусство», были забытые впоследствии «деятели искусства» Борзятов, Вязьменская, Цирельсон, Четыркин (см. На второй выставке Общества станковистов в 1926 году наиболее сильное впечатление на зрителей произвела картина Дейнеки «На стройке новых цехов», не просто продолжавшая графическую манеру двух упомянутых композиций, но углубившая и поднявшая ее настолько, что можно было говорить о возникновении оригинального монументального стиля. Яркие порывы, титанические размахи пролетариата хочется писать тысячью самоцветных каменьев, запечатлеть эту героическую борьбу пролетарских масс» Дейнека собирался писать, ни много, ни мало, «красоту заводов» и «работу коллективных созиданий» для «храмов современности».

Выстраивая архитектонику своих произведений на теоретической основе, а не эмпирически и не в подражание каким-то классическим образцам, он был редким явлением среди советских художников. Учился в Харьковском художественном училище (1915-1917), во Вхутемасе в Москве (1920-1925) у В. А. Фаворского. Тогда на одном из официальных приемов советский военно-воздушный атташе подкатил к маршалу Бальбо и пожаловался: мол, облётывать машины некому, помогите.

Искусствовед Владимир Костин вспоминал: «Дейнека полностью игнорировал прочно сложившееся у многих из нас, в то время начинающих художников и искусствоведов, представление о живописи как об искусстве верных и тонких цветовых гармоний, передающих красочное богатство натуры. У финиша", 1927). Кстати, этому самолёту своим рождением обязан Комсомольск-на-Амуре. Поездка в Севастополь в 1934 году даёт художнику почву для написания ряда новых пейзажей. В этот же период, одной из значимых тем для художника, становиться авиация.

Миром машин сын железнодорожника Дейнека был пленен, как мы помним, еще с детства. Сходите в музеи, посмотрите альбомы, не ориентируйтесь на Интернет (некоторые, мягко говоря, сомнительные работы считаются там подлинными). Таков трогательный и нежный «Негритянский концерт» (1935), где словно схвачен самый звук музыки и пения, самый образ и стиль американской музыки середины XX века. Зимой 1942 года Дейнека был командирован на фронт под Юхнов. В 1928-29 гг. Даже в тяжёлое военное время Дейнеке удаётся написать несколько картин (часть из которых была начата ещё до июня 1941) на мирные темы (Раздолье, Портрет Мирель Шагинян, 1944).

На ключевой выставке «Художники РСФСР за пятнадцать лет» (1933) работы Дейнеки демонстрировались как наиболее близкие, задающие верное направление в сторону соцреализма, в противовес работам авангардистов. Усвоенные теории стали для Дейнеки руководством в творческих поисках.

И все же можно сказать, что «монументализм» искусства Дейнеки нигде не проявился в таком последовательном и чистом виде, как в станковой живописи и акварелях, – именно здесь большой стиль менее всего оказался предвзятой, заранее намеченной формой, а стал органически целостным и естественным выражением чувства реального времени в его наиболее прогрессивном и действенном осмыслении, стал верным эхом истинных и вечных человеческих ценностей. Если в «Обороне Петрограда» превалировала формально-художественная сторона, то теперь сугубо политическая концепция была выражена гипертрофированным языком батального жанра. Журнал "Безбожник", в 1923-1932 гг. Просто сейчас они все объединены одной идеей и ничему личному в данный момент нет места.

В работах, показанных на первой выставке ОСТа, Дейнека находил свой стиль. Своим пониманием композиции, значения линии, пятна, контраста и т. П. обязан прежде всего Фаворскому. Критика охарактеризовала работы «Объединения трех» как «экспрессионистический урбанизм».

На следующий год участники этой выставки вместе с другими выпускниками ВХУТЕМАСа основывают "Общество станковистов" (ОСТ), Дейнека – один из членов-учредителей. Бескомпромиссное отвержение новаторства – ее главная черта» 10. И все. Авиационные картины Дейнеки разнятся по настроению – от изобразительности (Бомбовоз, 1932, Гидропланы, 1934) до героической патетики (Парашютист над морем, 1934, Краснокрылый гигант, 1938).

Конечно, картина далеко вышла за рамки простой иллюстрации. В 1939–1940 годах Дейнека расписал плафон в Центральном театре Красной Армии в Москве и получил заказ на эскизы 14 мозаик для нынешней станции «Павелецкая». Но государственных заказов в этот период ему все равно почти не давали. Если художник, следуя мудрым словам Домье, принадлежит своему времени, то его искусство не стареет.

В передаче и глубоко трагического («Наемник интервентов») и светлого, радостного, личного («На балконе», «Девочка у окна. Картина «Первая пятилетка» (группа идущих рабочих, со строгими, серьезными, напряженными лицами, а за ними вверху, на фоне неба, греческая статуя Ники Самофракийской – гордое олицетворение победы) еще раз доказала одно из важнейших свойств Дейнеки: умение создать живые человеческие образы, полные психологической сложности и обостренной выразительности. В этот же период, художником создается первая, подлинно монументальная, хрестоматийная, советская историко-революционная работа – «Оборона Петрограда». В эти годы у Дейнеки были удачи и в монументально-декоративном искусстве – в мозаиках для фойе актового зала Московского университета (1956), для Дворца съездов в Московском Кремле.

Защищал родной город Курск от белых. Студент Дейнека зимой жил при пяти градусах тепла, работал по ночам, но задора не терял. А в живописи – идеальные люди (привет античности и ренессансу), уверенно смотрящие в будущее. Для ранних работ Дейнеки характерны аскетизм колорита, повышенная роль силуэта и контура, монтажность композиции («На стройке новых цехов», 1926, ГТГ «Текстильщицы», 1927, ГРМ) в картине «Оборона Петрограда» (1928, Центральный музей Вооружённых Сил РФ, Москва) с её обострённым ритмом, героической монументализацией образов заметно влияние Ф. Ходлера. Однако карикатурами рисунки Дейнеки все-таки назвать сложно.

Одна из лучших картин Дейнеки получит то же название, что и известное стихотворение Маяковского — «Левый марш» (1941). Он являлся членом президиума (с 1958 года), вице-президентом (1962—1966), академиком-секретарем (1966—1968) отделения декоративных искусств АХ СССР. Участник «Объединения трёх» (1924, с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым), член художественных объединений ОСТ (1925-1927, один из учредителей), «Октябрь» (1928-1930), Российской ассоциации пролетарских художников (1931-1932). При всей правдоподобности, смешного в них было меньше, чем у тех же Кукрыниксов. И сразу же по возвращении на родину он пишет наполненную солнечным светом картину из жизни советских детей — «Будущие летчики» (1938, Государственная Третьяковская галерея).

Оба в своём творчестве уделяли большое место сатире, оба не чурались работы над рекламными и агитационными плакатами, считая это своим долгом перед обществом. К любимым сюжетам Александр Дейнека вернулся только во второй половине 1940-х годов: в 1947 году он написал полотно «Эстафета по кольцу «Б». Как уже было сказано, в рисунках Дейнеки вырабатывался его «большой стиль». В картине «Парашютист над морем» (1934) не сразу различаешь, где небо, вода и суша фигура парашютиста показана в неожиданном ракурсе — вниз головой все это создает ощущение полета, бескрайнего неба. Дейнека преподавал в Москве во ВХУТЕИНе (1928—1930), в Московском полиграфическом институте (1930—1934), в МГАХИ имени В. И. Сурикова (1934—1946, 1957—1963), в Московском институте прикладного и декоративного искусства (1945—1953, до 1948 директор), в МАРХИ (1953—1957). Также в этот период он иллюстрирует басни Крылова ("Кот и повар", "Крестьянин и смерть", 1922).

В начале 1930-х художник пережил еще одно графическое увлечение — плакатом: создал около 20 агитационных плакатов, многие из которых были очень популярны («Механизируем Донбасс», «Работать, строить и не ныть. », «Китай на пути освобождения от империализма» и др. ). "Стахановцы" (1937, Пермская государственная художественная галерея)"Колхозница на велосипеде" (1935, Русский музей)О, вот сверхактуальное:"Вратарь" (1934, Третьяковка)"Бегуны" (1934, Русский музей)С формой Дейнека очень интересно работает. Конечно, совершенно застраховаться нельзя (известно, что на фальшивом Дейнеке «прокалывались» даже опытные коллекционеры).

Картина "Эстафета по кольцу "Б" (1947), мозаика "Лыжники" (1950), скульптуры "Стометровка", "Бегущая спортсменка" и многие другие – убедительное тому подтверждение. Огромное значение в этом случае имеет провенанс (история бытования) и если вещь не экспонировалась, не публиковалась в серьезных изданиях, т. е. Насколько к концу войны была глубока эта «разрядка» в настроении художника, наглядно говорит его большая картина «Раздолье» (1944) – радостная, полная жизнеутверждающей праздничной яркости, звучащая как песня благодаря ясному, прозрачному, легкому ритмическому и колористическому строю. Раньше всего, в 1930 году, он с большим блеском сказался в плакатах Дейнеки («Механизируем Донбасс», «Физкультурница»), где очень счастливо использованы приемы строго продуманной и построенной композиции, полной стремительной динамики, с чеканно четким силуэтом и условным, распластанным пространством, а главное – с живыми, хотя и обобщенно типизированными человеческими образами. Бронзой и сталью отливает сдержанный колорит картины. Работает в РОСТе, общается с Маяковским. "Физкультурница" (1933, Российская государственная библиотека, Москва)"Работать, строить и не ныть.

Недоработка была «исправлена» созданием в 1942-м своего рода живописно-идеологического шедевра «Оборона Севастополя», с содержанием весьма далеким от исторической правды. Одновременно с фотографичными, жизненными и где-то игривыми полотнами ("На балконе", 1931) он пишет идейные и трагические картины ("Наёмник интервентов", 1931) и вместе с тем продолжает рисовать плакаты ("Построим мощный советский дирижабль Клим Ворошилов", "Дадим пролетарские кадры Урало-Кузбассу", 1931). В конце 1940-х— 1950-е Дейнеку начали все больше критиковать за «формализм» и «схематизм». После Февральской революции занятия в училище прекратились. Байдуков "Через полюс в Америку", 1938, И. Мазурука "Наша авиация", 1940). Представленная на выставке к 10-летию Октября картина «Текстильщицы» решена в светлой, почти белой гамме с оттенками красных охр на лицах и руках девушек. Рыбачки» (1956), «Москва военная», «В Севастополе» (1959), а также мозаики для фойе актового зала МГУ имени М. В. Ломоносова (1956), мозаику для фойе Дворца съездов в Московском Кремле (1961).

Дома тревожно притихли. Художник к тому же очень любил изображать море и небо. Эта, казалось бы, чисто техницистская идея соединяется в его работах с живым, волнующим восприятием природы как, например, в картинах «Дождь и самолеты над морем» (1932) или «Будущие летчики» (1938). Вернувшись, художник соединяет свои впечатления с воспоминаниями о прежнем довоенном городе и создаёт знаменитое героическое полотно Оборона Севастополя (1942), страшное и величественное. Типичными живописными произведениями «остовского» периода стали полотна Перед спуском в шахту (1925), На стройке новых цехов (1926), Текстильщицы (1927). Командиром трансатлантичесего перелёта 1933 года был Итало Бальбо, министр авиации Италии и второй после дуче фашист страны (ему даже дали прозвище «наследник Муссолини»).

"Игра в мяч" (1932, Третьяковка)А потом – война. А продолжает образование он во ВХУТЕМАССе. Художественная «критика» зачастую носила характер политического доноса.

Как вам наверняка стало понятно из биографии художника Дейнека Александра Александровича. Он что-то все-таки жалеет, к какой-то стороне изображаемого относится снисходительно» 9. В 1937 Дейнека создал панно «Знатные люди Страны Советов» для советского павильона на Всемирной выставке в Париже. Резкая и яркая, зорко наблюденная характеристика изображенных людей скупой отбор минимальных необходимых примет места и времени смелая, вольная, даже причудливо отстраненная композиция цвет, сдержанный и полностью отвечающий эмоциональному состоянию, – все это говорило о настоящей взволнованности и действенном гуманизме создателя этих картин, очень далеких от элементарной, чисто внешней «современности», какую часто только и хотели видеть в искусстве Дейнеки.

Дейнеки)Про следующую картину я всегда думал, что она довоенная, а оказывается – 1944 год. "Раздолье" (1944. В творчестве Дейнека потом очень далеко ушел от сатиры. Я очень мало писал станковых картин – в год две картины. Этому помогают и естественная асимметричная композиция и сдержанная простота колористического строя и выбор моделей.

Советский Союз действительно находился на передовых подступах к современной авиации. Ведущий представитель идеологии казенной Ассоциации художников революции искусствовед Фрида Рогинская выступила на страницах журнала «Искусство в массы» со статьей, очень характерной для полемических выпадов конца 1920-х – начала 1930-х. Плакат «Механизируем Донбасс» – сегодня пример классического плакатного искусства, а в момент создания, в 1930 году, плакат становиться почти новаторским, как в отношении цвета, так и в отношении композиционной выразительности. В 1944 году он создал наполненную оптимизмом картину «Раздолье».

Исчезает конструктивность, характерная для ранних работ художника. Некоторые рисунки были созданы на основе ранее написанных картин (например, "Краснокрылый гигант", 1938).

Александр Дейнека родился в 1899 году в Курске. Впоследствии и Дейнеке досталось за «формалистские» эксперименты 1920-х годов с цветом, формой и композицией, но в первой половине 1930-х он пока был в фаворе. Если они представляют лирическую линию в творчестве Дейнеки, то общественно-политическую, а также художественно-публицистическую сторону его искусства не менее сильно представляют картина «Безработные в Берлине» (1933) и обостренно-драматические, дышащие гневом рисунки к книге «Огонь» А. Барбюса (1934). Художник много работает в области монументально-декоративного искусства. Причем свойственная прежнему Дейнеке живописная экспрессия в «Обороне Севастополя» была подменена экспрессией жестов и поз. Но, несмотря на сложности, Дейнека продолжал учиться.

Тема спорта как культа сильного и здорового тела никогда не оставляла Дейнеку, художник постоянно обращался к ней в рисунках («У финиша», 1926 «Лыжники», 1927 «Хоккей», «Футбол», оба – 1928, «Рабочая окраина», 1929). 1945), на изображение освобождённых просторов родной земли (Под Курском. Наступила золотая эра гидропланов и все полагали, что за ними будущее, а сухопутные самолёты и дирижабли — это так, побаловаться. В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» С (1928). История изображённой на «Будущих летчиках» «савойи» связана с министром самым непосредственным образом. В своей поэтизации физического труда художник достиг невиданных ранее высот.

Он не показывает непосредственно боя с противником. Его перепады из одного состояния в другое преподносятся как закономерная эволюция. Фон дан скупой линией отдаленного города.

Особое место занимает в искусстве Дейнеки спорт. путь зигзагообразный, путь колебаний. Великая нежность, всепоглощающая любовь женщины к своему малышу дали художнику возможность создать обобщенный образ благородной и прекрасной материнской души. «Живописное полотно Футбол 1924 года, – пишет Татьяна Малова, – своеобразный манифест нового объединения» 3.

В день подписания декларации» (1945), написанная Дейнекой с натуры и поднятая до символического обобщения, – это превосходные свидетельства всеобщности тех чувств, что владели всем советским народом на исходе войны. Также в этот период он иллюстрирует басни Крылова (Кот и повар, Крестьянин и смерть, 1922). Но Севастополь в работах Дейнеки— это не экзотический и разнеженный курорт, а база военного флота и авиации. Его персонажи – рослые юноши и девушки, пышущие здоровьем, атлетически сложенные.

1932 года считается годом начала нового творческого этапа в жизни Дейнека. Увидев на фотографии в немецкой прессе милый сердцу город в руинах, представив, как отчаянно защищали Севастополь его «будущие летчики», Дейнека решил написать картину именно об этом эпизоде войны, хотя и не видел его своими глазами. Дейнека действительно был большим мастером. За комплекс мозаичных работ «Красногвардеец», «Доярка», «Хорошее утро», «Хоккеисты» Дейнека в 1964 г. был удостоен Ленинской премии.

Они захватили воображение художника в связи с работой над иллюстрациями к детским книгам «Через полюс в Америку» Г. Байдукова и «Наша авиация» И. Мазурука (вышли в свет в 1938 и 1940 годах). Все эти работы – от картины «Мать» до произведений, выполненных в Америке, – отличаются особенным живописным богатством, необычайно изысканной колористической гармонией, неисчерпаемой изобретательностью композиционного построения, неизменно оставаясь проникнутыми жизненной правдой, обостренной психологической выразительностью. Таким видит город Дейнека Александр.

Полетико. Художник академической выучки, М. Р. Пестриков муштровал ученика в классическом рисунке. В целом в его искусстве прошлое переплетается с будущим.

Попы и знахари, обличаемые кистью Дейнеки ("Сам батюшка пожаловал", "Святые прозорливцы", "Чудодейница", 1925) пришлись в этом журнале ко двору., Превратим Москву в образцовый социалистический город пролетарского государства, 1930). Его давний (от Фаворского) интерес к философии и теории искусства, особенно к проблеме пространства, заставлял искать почти научный метод в построении картинной архитектоники.

Дейнека остаётся в Москве, работает в мастерской плаката ТАСС и пишет одну из своих самых знаменитых и эмоциональных работ:"Оборона Севастополя" (1942, Руский музей)"Сбитый ас" (1943, Русский музей)Очень пронзительная. В 1942 Дейнека создал наполненное героическим пафосом полотно «Оборона Севастополя» (1942), которое явилось своего рода гимном мужеству защитников города. С другой стороны, опыт работы над этими иллюстрациями позволит позднее создать такое монументальное произведение как "Никитка – первый русский летун" (1940), где Дейнека неожиданно решит вернуться к истокам и запечатлеть образ первого русского "авиатора".

Тематика работа, в основном, социальная и агитационная. Но удивительнее всего не это (по первой профессии Дейнека железнодорожник), а то, что такие паровозы сохранились в виде памятников по сейдень. Дейнека с детства был увлечен спортом, закалял свое тело и дух. Теперь старые места предстают в новом, драматичном и зловещем антураже.

Когда в 1931 году Октябрь принимает его рисунки на выставку с большим количеством оговорок, художник покидает общество и переходит в РАПХ (Российская ассоциация пролетарских художников). Советский художник Дейнека создал свой художественный стиль, неповторимый и ставший образцом искусства высокого накала и нравственной чистоты. Не хватает мне образования, чтобы описать. Как и у других членов ОСТ, множество картин раннего периода творчества Дейнеки посвящены изображению "примет XX столетия", воспеванию мирной советской действительности: промышленного производства индустриализации, жизни современного города и горожан, физической культуры и массового спорта ("В Донбассе", 1925, "Перед спуском в шахту", "На стройке новых цехов", "Лыжники", 1926, "Текстильщицы", 1927). Его книга «Проблема формы в изобразительном искусстве» была издана в России в 1914 году в переводе Владимира Фаворского и Николая Розенфельда. Он все больше стал работать в живописи, а потом и в монументальном искусстве.

В 1924 году художник съездил в Донбасс. Живые наблюдения самоотверженного труда горняков стали основой для монументальных полотен «Перед спуском в шахту» и «На стройке новых цехов». Одна из лучших картин Дейнеки получит то же название, что и известное стихотворение Маяковского – Левый марш (1941).

Как верно сказал один из участников форума, «экспертиза экспертизой, но мозги нужно иметь свои», вот таким образом к работам Дейнеки, как, впрочем и любого другого «музейного» художника, нужно относиться с повышенным вниманием и бдительностью. К юбилейным выставкам Александр Дейнека создал два знаковых произведения — картины «Текстильщицы» и «Оборона Петрограда». «Не вопрос», — ответил фашист 2.

К числу значительных работ послевоенного времени можно отнести полотна «Эстафета по кольцу Б» (1947), «У моря. Равно как и карикатуры на тех, кто считался классовым врагом победившего пролетариата: на кулаков интервентов, нэпманов, мещан и манерных дам, сожалеющих о дореволюционных временах ("Тоска по изящной жизни", 1927). Журнал "Безбожник", в 1923-1932 гг. Пожалуй, самой выразительной и значимой работой этого периода можно назвать работу «Мать», выполненную в 1932 году. С переломом к победе изменились и образы все еще обостренно-напряженных произведений художника: «Сбитый ас» (1943), с его безжалостно-суровой и в то же время великодушно-человечной правдой художественного образа и акварель «Берлин. Во время учебы Дейнека сотрудничал с журналами «Безбожник у станка» и «Прожектор»: он рисовал колкие карикатуры на религиозные темы изображал трудовые будни заводских рабочих.

Успех картины был такой, что в том же 1928 году ее послали на Венецианскую биеннале, а впоследствии «Оборона Петрограда» была выкуплена государством (сейчас входит в собрание ГТГ). Так и статья Рогинской, хотя и в малой степени, не лишена этого оттенка. Вы как бы только что поутру вышли из холодной реки. Такие картины, как «Донбасс» (1947), «На просторах подмосковных строек» (1949), «Тракторист», «В Севастополе», «У моря. Потребность продолжать обучение чувствовалась и в 1921 году Дейнеку направили повышать квалификацию во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские). В столице он попал в ученики к известному графику Владимиру Фаворскому.

За довольно долгую жизнь Александр Александрович попробовал себя в живописи, графике (в том числе журнальной, книжной, плакатной и театральной), монументальном искусстве (панно, фрески, мозаики), скульптуре. Эта замечательная картина, показанная в феврале 1928 года на выставке к десятилетию Красной Армии, – одно из сильнейших воплощений в искусстве образа Революции, могущее с полным правом и честью стоять в одном ряду с «Клятвой сибирских партизан» С. Герасимова и «Октябрем» А. Матвеева. Особое впечатление на художника произвела Сикстинская капелла: рассматривая роспись Микеланджело, художник убедился, что «темперамент заключается не в размашистом мазке, а в более глубоких проявлениях». Герой Социалистического Труда (1969). Но и в пейзажах Дейнека остается мастером необычайной живописной экспрессии и динамики. Несколько месяцев назад в Facebook состоялась интересная дискуссия: пользователь Сергей Сигачёв опубликовал картину «Бегущие девушки» и остроумно доказал, что, во-первых, девушки на картине — не главное, а во-вторых, паровоз на заднем плане картины — не просто «я-художник-я-так-вижу» паровоз, а редкая модификация паровоза «ЭУ», у которой тендер для воды и угля был конструктивно интегрирован с самим локомотивом.

(Через год и ОСТ и РАПХ прекратят своё существование). Возможно, они до сих пор лежат под землей (во время бомбежек их прятали во временное хранилище, местонахождение которого не установлено). Отдушиной в этот период для Дейнеки стала скульптура (работал в дереве, майолике, бронзе, фарфоре, цементе) и камерная живопись— портреты близких, натюрморты, пейзажи. В 1919-1920 гг. Увидев это, профессор А. М. Любимов велел ученику работать толстыми, широкими мазками— и на один эскиз ушел почти весь набор. Последние два года жизни из-за тяжелой болезни Дейнека был не в состоянии работать.

В 1946 году по зарисовкам Дейнека создал серию акварелей «Москва военная», где зорко увидена и достоверно передана жизнь столицы в годы войны, но передана она уже с эпическим спокойствием, без напряжения и тревоги. ", "Китай на пути освобождения от империализма", "Механизируем Донбасс.

После окончания училища Дейнека работал в Уголовном розыске, фотографом. Русский музей)После войны манера художника слегка изменилась – Дейнека теперь чаще отказывается от фирменной плакатности и пишет более реалистично. "Женский портрет" (1944, Симферопольский художественный музей)"У моря" (1957, Русский музей)"Купальщицы" (1952, частная коллекция)Вообще, на мой взгляд, наряду с рубенсовскими женщинами и кустодиевскими красавицами, заслуживают вынесения в отдельный типаж и дейнековские физкультурницы. "Натурщица" (1952, Курская областная картинная галерея им. Встречи эти окажут на художника огромное воздействие. Более того, Дейнека уже не был указан в списке участников ОСТа.

Мерно и стройно шагает отряд. Через несколько лет крымские впечатления выльются в одну из самых романтичных работ Дейнеки— «Будущие летчики» (1938). Много было и в советский период художников выдающихся и великих. Образования оказалось достаточно, чтобы работать оформителем. Меняются лица исчезают образованные люди, упрощается язык, уплощается мышление. Картина даже сближается со скульптурой, настолько мощно выписаны защитники города.

Можно даже образно назвать Дейнеку Маяковским в живописи. Прежде всего в сфере производства и закупок вооружений (причём даже во время гражданской войны в Испании, когда итальянские и советские военные друг друга убивали). Поездка в Севастополь в 1934 году даёт художнику почву для написания ряда новых пейзажей. Поначалу художник тяготел почти к монохромности и в целом к темному, мрачному колориту. И это же можно сказать о большинстве графических работ Дейнеки 1925 – 1929 годов, когда он делал много поверхностных журнальных рисунков, пробовал заниматься карикатурой, к которой у него не было решительно никаких способностей. «В огне» А. Барбюса, 1927 и 1935), плакате, станковой графике (серия «Севастополь», акварель, гуашь, 1932-1934, ГТГ и ГРМ). Оставим в стороне мозаики для фойе актового зала МГУ (1956) и Дворца съездов Московского Кремля (1961), где проявился технический профессионализм мастера, заключенный в прокрустово ложе государственного заказа.

Многие графические приемы перешли потом в живопись художника. Как говорил автор, «искусство выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью». Это самый полный на сегодняшний день живописный каталог Дейнеки. Итальянцы нам— Караваджо, а мы им— Дейнеку.

Ну это на мой дилетантский взгляд. В первый год войны в центре внимания Дейнеки находится прифронтовая жизнь Москвы. Равно как и карикатуры на тех, кто считался классовым врагом победившего пролетариата: на кулаков интервентов, нэпманов, мещан и манерных дам, сожалеющих о дореволюционных временах (Тоска по изящной жизни, 1927). В подаренном бабушкой тайком от родителей альбоме появились первые рисунки — солдаты, шарманщики, птицеловы, дамы, разные животные (рисунки, увы, не сохранились).

На родине Дейнеку потом долго ругали за этот эксперимент. То же самое можно сказать и о картине «Левый марш», написанной на тему известного стихотворения В. Маяковского. Река Тускорь, 1945). За ней следует ряд других городских пейзажей военного времени (Площадь Свердлова в декабре 1941 года, Манеж, 1941). Цвет и линии в работе «Мать» становятся мягкими и плавными.

Тем не менее, мастерство Дейнеки становится всё более плодотворным, разнообразным по тематике и настроению. Однако работа художника в Безбожнике и других журналах отнюдь не ограничивалась сатирой. Дейнека перешел в созданное в том же году объединение «Октябрь». Тогда ее планировали назвать «Донбасской» и восьмигранные мозаики были объединены темой «Донбасс — всесоюзная кочегарка».

В журнале работает ряд блестящих фотографов и художник заимствует у них неожиданные угловые ракурсы, оригинальные точки зрения. Один из немногих— эскиз росписи плафона Челябинского театра оперы и балета— приемная комиссия признала «низкого качества» и даже призывала художника исправить росписи. Дейнека идеализировал советский мир еще тогда, когда понятие соцреализм не изобрели. Я думаю, что в период между 1935 и 1941 годами Дейнека не писал ничего более значительного и ответственного, чем «Первая пятилетка» и последовавший за нею «Левый марш». Капитолий, Танцоры в Гарлеме, Нью-Йорк, Париж.

Не забыта тема авиации, но теперь картины несут совсем другие настроения, чем в тридцатые (Сбитый ас, 1943, Парашютный десант на Днепре, 1944). А зимой 1938 года в стремительном темпе начинается работа над мозаичным циклом Сутки советского неба (на котором, по замыслу, должна быть запечатлена жизнь советского народа в течение одних суток) будущей станции московского метрополитена Маяковская, всего за шесть месяцев до её открытия.

После службы молодого талантливого курянина командируют в Москву, где он получает возможность продолжить художественное образование во ВХУТЕМАСе, на полиграфическом отделении, у самых именитых учителей – известного живописца, графика и театрального декоратора Игнатия Нивинского и другого, ничуть не менее прославленного художника, сценографа, книжного иллюстратора, основателя советской ксилографии и теоретика живописи – Владимира Фаворского. А кроме того, ОСТовцы всё больше замыкались на производственной тематике. Попы и знахари, обличаемые кистью Дейнеки (Сам батюшка пожаловал, Святые прозорливцы, Чудодейница, 1925) пришлись в этом журнале ко двору. «Истинным спартанцем» называли современники и самого художника.

Они занесены снегом. С другой стороны, опыт работы над этими иллюстрациями позволит позднее создать такое монументальное произведение как Никитка – первый русский летун (1940), где Дейнека неожиданно решит вернуться к истокам и запечатлеть образ первого русского авиатора.

За посредственные мозаики «Хорошее утро» и «Хоккеисты» (обе 1959 – 1960) в 1964-м Дейнека удостаивается Ленинской премии. На склоне лет, в конце 1950-х— 1960-е, Дейнеку начали осыпать почестями и наградами: стал народным художником РСФСР (1959) и СССР (1963), был избран вице-президентом АХ СССР (1962–1966), получил орден Трудового Красного Знамени (1962) и др.

В этой тематике художником были созданы ряд живописных, романтических картин, самой значимой из которых можно назвать, «Будущие летчики», 1937 года. У его рисунков и картин появляется новая интересная особенность. Талантлив он был и в литературном творчестве.

ВХУТЕМАС в начале 1920-х годов — отдельная история. На смену новаторским и конструктивистским 1920-м пришли монументальные и помпезные 1930-е. 1941 год» (1941) стало почти символом тревоги за столицу и вместе с тем обобщенным образом неприступной Москвы военных лет. Художественный образ предельно величав и обобщен. Предельная обобщенность образов превращает их в символы.

Настоящим ударом стал для Дейнеки прорыв немцами обороны Севастополя. Ноябрь 1941 года (1941). Большое влияние на Дейнеку оказали немецкие экспрессионисты (Отто Дикс, Эмиль Нольде, Оскар Кокошка, Георг Гросс), работы которых привезли на выставку в Москву осенью 1924 года. Ноябрь 1941».

носивший название "Безбожник у станка" (т. к. Можно даже образно назвать Дейнеку Маяковским в живописи. Уже только эта «мадонна двадцатого века» могла бы дать Дейнеке право на одно из первых мест в советском искусстве.

Тем не менее, за последующие два десятка лет он создаёт ещё множество шедевров (У моря. Художник умел молниеносно схватывать силуэты спортсменов, ловить их характерные движения его постоянно видели на стадионах за такими «снайперскими» зарисовками. Художники нового общества принимают решение совмещать новейшие европейские течения (в частности, экспрессионизм) с советской тематикой, провозглашают "ориентацию на художественную молодежь". Он осознавал окружающий мир как совокупность множества элементов.

Был одним из лучших в боксерской секции ВХУТЕМАСа (говорят, даже дрался с чемпионом Градополовым, чей портрет впоследствии написал). Поодиночке, не зная еще друг друга, бредут будущие Кукрыниксы. У финиша, 1927). И тогда Дейнека решил: раз он пишет картину о том, чего никто раньше не изображал, то он должен изобрести для нее новую композицию — «игра натолкнула меня на свой самостоятельный язык». Встречи эти окажут на художника огромное воздействие.

Чуть отставший раненый только подчеркивает драматизм и напряжение ситуации. Исследования, книги, выставки. В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ).

Одной из лучших работ военного периода Дейнеки стала «Окраина Москвы. Во время войны культ спорта и здоровья в творчестве Дейнеки уступил место военной теме. И вместе с тем дается образ неприступной для врага столицы.

Заслуживают внимания всего лишь три картины этого периода: «Первая пятилетка» (1936), «Никитка – первый русский летун» (1940), «Левый марш» (1941). Немногие картины, созданные до «Обороны Петрограда», можно расценивать только как эксперимент, но не как свершение («Перед спуском в шахту» 1925, «На стройке новых цехов» 1926) в них много по тем временам нового и дерзкого – в построении условного пространства, в столь же условном цвете, в нарочито резкой экспрессивности жестов и поз, – но в целом работы эти схематичны и «сочинение» полностью преобладает в них над реальным знанием и реальным чувством жизни. Дейнека мастерски писал их в сложных ракурсах и движениях. А Фаворский, правда, учил его классической гравюре — полезно, но не так актуально. Надо сказать, что интерес к искусству Германии не был случайным.

Тогда же, в начале 1930-х, страна, воодушевленная призывом «отца всех народов» «летать выше всех, дальше всех, быстрее всех» переживала авиационный восторг. Важную роль в творчестве Дейнеки играет и другая командировка – заграничная. Дейнека был расстроен, ведь на новые краски придется снова копить целый месяц. Весной 1924 года в Москве открылась вошедшая в историю мировой культуры «Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства». Полная трагизма, ярости, героики, «Оборона Севастополя» по праву считается одним из лучших произведений, посвященных Великой Отечественной войне.

И так же подлинно звучат «Набережная Сены» или «Дорога в Маунт-Вернон» в парижских и американских акварелях и этюдах маслом. По семейной традиции он поступил в железнодорожное училище, чтобы продолжить дело отца. Как и у других членов ОСТ, множество картин раннего периода творчества Дейнеки посвящены изображению примет XX столетия, воспеванию мирной советской действительности: промышленного производства индустриализации, жизни современного города и горожан, физической культуры и массового спорта (В Донбассе, 1925, Перед спуском в шахту, На стройке новых цехов, Лыжники, 1926, Текстильщицы, 1927). Новое испытание Александр Александрович, как обычно, с честью проходит и мозаичные панно по сей день украшают станцию.

Глубоким страданием проникнуто другое произведение— «Сгоревшая деревня» (1942). Всё это создает идеальные условия для фальсификаторов. Александр Дейнека (по другой версии, Дейнеко) родился 8 (20) мая 1899 года в семье железнодорожного слесаря в уездном Курске. Но была и противная сторона.

Это особенно ощущается, например, в «Портрете художника К. А. Это, так же как и работа «Оборона Петрограда», хрестоматийная картина.

От города художник переходит к сельской местности, с глубоким страданием запечатлевает изуродованную землю родной страны (Сгоревшая деревня, 1942). Их получилось около 300.