Художник Головин

Прославившись, как театральный художник, Головин тем не менее оставался и незаурядным станковым живописцем. В 1898 году Головин был назначен на должность художника-декоратора Императорских театров. В 1912 году Головина избирают действительным членом Санкт-Петербургской Академии художеств, В это же время у него обнаружились первые признаки серьёзной сердечной болезни и врачи посоветовали художнику покинуть столицу.

Этому «Божественному цветку» всю свою жизнь посвятил прекрасный русский художник Александр Яковлевич Головин. Александр Яковлевич Головин (17февраля 1марта1863, Москва— 17 апреля 1930, Детское Село)— русский советский художник, сценограф, декоратор, народный артист Республики (1928)12, действительный член Академии художеств (1912).

В Петербурге с конца 90-х годов прошлого века и до 1924 года существовало декадентское (упадническое) формалистское художественное объединение «Мир искусства». Однако цвет сложного излучения не определяется однозначно его спектральным составом. Он расписывал атласные ткани, проектировал мебель и предметы интерьера, делал майоликовые панно и разнообразные керамические изделия совместно с участниками Абрамцевского художественного кружка и, конечно, занимался станковой живописью.

Архитектурное отделение его не впечатлило и три года спустя он перевелся на живописное. А. А. Бахрушина. Классическими художественными документами стали театральные портреты его работы: Ф. И. Шаляпин в ролях Мефистофеля (1905, Музей-квартира И. И. Бродского, Петербург), Олоферна (1908, Третьяковская галерея), Бориса Годунова (1912, Русский музей, Петербург) и др. Стилистику живописных панно, близких русскому модерну, Головин успешно использовал в декоративных пейзажах и натюрмортах, также в портретной живописи: серия «Испанки» (1902-08), портреты деятелей искусства – Ф. И. Шаляпина в роли Мефистофеля (1905, Музей-квартира И. И. Бродского, Санкт-Петербург), Демона (1906, Музей ГАБТ), Олоферна (1908, Государственная Третьяковская галерея) и Бориса Годунова (1912, Государственный Русский музей) Н. К. Рериха (1907, Государственная Третьяковская галерея), М. Н. Кузнецовой-Бенуа в роли Кармен (1908, ГЦТМ), М. А. Кузмина (1910, ИРЛИ РАН, Санкт-Петербург), К. А. Варламова (1914, Национальный музей, Стокгольм), В. Э. Мейерхольда (1917, Театральный музей, Санкт-Петербург) автопортреты (1904 и 1912, Государственная Третьяковская галерея). К 1907 году у Александра Яковлевича появилась собственная мастерская в Мариинском театре. В мае 1901 года Теляковский стал директором Императорских театров.

  • Художник Александр Головин картины
  • Картины — Головин, Александр Яковлевич
  • Художник Головин Александр Яковлевич
  • Художник Головин Алексей Константинович (42 работ)
  • Александр Яковлевич Головин биография
  • Головин Александр Яковлевич (1863-1930)

Ранние театральные работы Александра Яковлевича отмечены влиянием красочного живописного стиля Константина Алексеевича Коровина («Псковитянка» Николая Андреевича Римского-Корсакова, 1901, Большой театр, Москва). Родился 17 февраля 1863 года в семье священника.

Более 10 лет Головин работал с Мейерхольдом в Александринском театре Петербурга. Постепенно сформировалась и авторская манера Александра Яковлевича. Коровин свёл его с Врубелем. Большинство этих спектаклей (за исключением Кармен) поставил В. Э. Мейерхольд.

ТЕПЕРЬ ВСЕ РАСПУСТИЛОСЬ, И ВИД ИЗ ОКНА ПОХОЖ НА СЛЕПЫЕ ОБЛОЖКИ ГОЛОВИНА, ВСЕ ПРОСТРАНСТВО СПЛОШЬ ЗАПОЛНЕНО ЗЕЛЕНЫМИ УЗОРАМИ РАЗНЫХ ОТТЕНКОВ «ВОСХИЩЕНЫ, ВЗВОЛНОВАНЫ, ГОРДИМСЯ, ЛЮБИМ ВСЕМ ТЕАТРОМ, НЕЖНО ОБНИМАЕМ» – ГЛАСИЛА ПРИСЛАННАЯ А. Я. Неслучайно, в своем обширном театральном наследии Головин выделял постановку «Орфей и Эвридика» как самую любимую, где все было подчинено красоте пейзажных фонов. Однако самые яркие свои сценические шедевры создал в Петербурге, куда был приглашен в 1902 на должность главного художника императорских театров (Кармен Ж. Бизе, 1908 и Орфей и Эвридика К. В. Глюка, 1911, в Мариинском Гроза А. Н. Островского, 1916 и Маскарад М. Ю. Лермонтова, 1917, в Александринском и др. ). С 1899 участвовал в выставках Мира искусства, с 1902 – член объединения.

  1. Головин Александр Яковлевич (1863 – 1930)
  2. Александр Яковлевич Головин — биография
  3. К 145-летию Александра Яковлевича Головина 1863–1930
  4. Официальный блог Государственной Третьяковской галереи
  5. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Переезд состоялся после того, как отца будущего художника, Якова Даниловича Головина, назначили профессором богословия в только что основанную Петровскую земледельческую и лесную академию (ныне всем известная Тимирязевка). Как вспоминал сам Головин, художественные наклонности в нем первым заметил организатор и первый директор академии Н. И. Дягилев оказывал Головину большую поддержку в художественных кругах, регулярно публикуя его работы на страницах журнала «Мир искусства» и упоминая художника в своих статьях. сотрудничал в одноименном журнале. И их совместная работа в театре имела огромный успех. Рука художницы-любительницы видна в эскизах костюмов к операм «Руслан и Людмила» и «Троянцы», балету «Дон Кихот». Вскоре он понял, что ошибся со "специализацией" и перевелся на живописное отделение.

В 1898 назначен на должность художника-декоратора Императорских театров. Один из крупнейших реформаторов русского и мирового театрально-декорационного искусства, Головин создал оригинальный стиль сценографии, основанный на живописном единстве всех элементов оформления (задники, кулисы, занавесы, бутафория, костюмы, свет), целостном пространственном видении спектакля.

  1. Профессиональный фотограф Прокудин-Горский (1863 — 1944)
  2. Магазин тканей и фурнитуры высокого качества
  3. Творчество Александра Яковлевича Головина
  4. Игровое занятие – «Маленький эксперт»
  5. Мастер-классы по созданию кукол-мотанок, ткачеству поясов или соломоплетению

Его училищное прозвище «франтик», напускная рисовка и пижонство остались в прошлом. В 1901 переехал в Петербург, с 1902 занимал пост главного декоратора Императорских театров и консультанта дирекции по художественным вопросам. Центральный театральный музей им. Работал Головин в станковой живописи, в области монументального и декоративного искусства. В 1900-1903 создал майоликовый фриз Времена года и несколько декоративных панно на мифологические сюжеты (Клеопатра, Поклонение природе, Поклонение божеству, Купание наяд, Жажда) для фасадов гостиницы Метрополь в Москве.

ГОЛОВИН Александр Яковлевич, российский сценограф, художник и график, действительный член петербургской Академии Художеств (1912), народный артист Республики (1928). Именно Головин в 1908 году стал художником постановки оперы Мусоргского «Борис Годунов» для первого «Русского сезона» Дягилева в Париже. Он известен и как автор многочисленных портретов актеров, в частности Ф. И. Большая работа на главном фасаде – «Принцесса Грёза» – выполнена Михаилом Врубелем, а остальные – «Клеопатра», «Жажда», «Поклонение божеству», «Поклонение природе», «Орфей играет», «Купание наяд» – созданы Головиным. Главный консультант МариинкиВладимира Теляковского повысили до директора Императорских театров. В это же время у него обнаружились первые признаки серьезной сердечной болезни и врачи посоветовали художнику покинуть столицу. С 1913 года и до самой смерти Головин жил в Царском Селе (в 1918 году пушкинскую духовную родину переименовали в Детское Село – в 1937 году оно, в свою очередь, превратилось в город Пушкин). Население 2, 1 млн.

  1. В Национальном художественном музее Республики Беларусь действует программа Карта Гостя
  2. Новая развлекательно-познавательная экскурсия для детей «Самые-самые»
  3. Словари и энциклопедии на Академике

Головин по-настоящему страдал. Вскоре он понял, что ошибся со специализацией и перевелся на живописное отделение. Художник, который к тому времени чувствовал себя очень плохо, на премьеру не попал. Участник выставок «Мира искусства» (с 1899 член объединения с 1902), член СРХ (с 1903). Сын священнослужителя, Александр Головин получил прекрасное образование. Александр Яковлевич Головин (1863-1930) — знаменитый русский художник.

Художник Александр 
Головин картины

Учился в МУЖВЗ (1881-90) у В. Е. Маковского, В. Д. Поленова, И. М. Прянишникова в Париже – в академии Ф. Коларосси (1889) у Ж. Э. Бланша и в мастерской Витти у Р. Коллена и Л. О. Мерсона (1897). Особый, «головинский стиль», присущий его театральным работам, театрализованным портретам, пейзажам и натюрмортам, отличает изощренная и прихотливая декоративность изысканная фантазия и живописный темперамент. Работал в театре с 1898, оформлял спектакли московского Большого театра («Ледяной дом» А. Н. Корещенко, 1900, совместно с К. А. Коровиным «Франческа да Римини» С. В. Рахманинова, 1906 и др. ). В 1899-1917 гг. В 1903 вступил в Союз русских художников.

Они отличались неизменным удобством для актеров, а также потрясающими декоративным и колористическими решениями самого Головина. Расцвет его связан с романтизмом, выдвинувшим, начиная со второй трети 19 века., выдающихся балетмейстеров Ф. Тальони (ставившего балеты для своей дочери М. Тальони), Ж. Перро (работавшего с Ф. Эльслер и К. Гризи), А. Бурнонвиля, А. Сен-Леона. И – первая удача: его пастель приобрел Павел Михайлович Третьяков. Следуя общим тенденциям, российская живопись, разбуженная в натуралистических полотнах Венецианова и Шишкина, напитавшаяся романтизмом Саврасова и чувственностью Левитана, мощно социализированная «передвижниками», дала последний всплеск перед увяданием и будущей гибелью эпохи в «Черном квадрате» Малевича.

Он принялся энергично реформировать всю систему подготовки спектаклей на казенной сцене. По воспоминаниям Головина, некоторые «костюмы изготавливались кустарным способом на квартире Теляковского, при деятельном участии его жены». Приступив в 1900 году к декорационному оформлению оперы А. С. Даргомыжского «Русалка» для Большого театра, Головин обратился в разработке сценического пространства к композиционному решению и стилистическим приемам использованным им в интерьере Кустарного отдела для Всемирной выставки в Париже. – член Союз русских художников. Головину рекомендовали сменить бурную деятельность в столице на более спокойный образ жизни и в 1913 году художник приобрел себе дом в Детском Селе (нынче город Пушкин), где прожил оставшиеся годы.

Особенности творчества художника Александра Головина: Многочисленные театральные работы, созданные Головиным для Мейерхольда, Дягилева и Императорского Мариинского театра всегда отличались символикой цвета и орнаментальностью декора, были пропитаны символикой «серебряного века». С тех пор и до 1917 года вывший полковник и поповский сын работали рука об руку. Мейерхольд, к тому времени уже успевший поиграть в Художественном театре, пытался реализовать свои новаторские идеи в театре Веры Комиссаржевской. Вот тут-то ему и помог Головин, энергично рекомендовавший режиссера Теляковскому. Увлечение живописью пришло в старших классах гимназии.

На следующий год Головин оформлял балетные и оперные спектакли, в том числе «Русалка», «Лебединое озеро», «Борис Годунов», демонстрируя глубокое понимание народного искусства Древней Руси, а также знание национальных традиций и потрясающие колористические решения. Активная театральная деятельность Александра Головина завершилась в 1917 году: в Стране Советов изысканным театральным решениям не было места, «серебряный век» уступил место авангарду. Особенно важной для Головина стала возникшая дружба с Е. Д. Ярчайшим событием в искусстве позднего Головина была его работа с Константином Станиславским в МХАТе. Заслугой «Мира искусства» было также создание высокохудожественной книжной графики, эстампа, театральной декорации.

ОДНОВРЕМЕННО ФОРМИРУЮТСЯ И ЕГО ВЗГЛЯДЫ НА РОЛЬ ХУДОЖНИКА В ТЕАТРЕ. После 1917-го продолжал активно работать в театрах Москвы и Ленинграда. Поленова, И. М.

«Мир искусства», Дягилев и МеерхольдОкунувшись в жизнь столицы, Головин свел близкие знакомства с художниками объединения «Мир искусства» и стал принимать участие в их выставках. В 1898-1900 совместно с К. А. Коровиным, М. Ф. Якунчиковой и Е. Д. Поленовой работал над интерьерами Кустарного павильона и павильона окраин России на Всемирной выставке в Париже 1900. Совместные замечательные проекты Головина и Мейерхольда – «Орфей и Эвридика» и «Маскарад» – надолго запомнились современникам.

Дягилев оказывал Головину большую поддержку в художественных кругах, регулярно публикуя его работы на страницах журнала «Мир искусства» и упоминая художника в своих статьях. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1881 — 89) у Иллариона Михайловича Прянишникова, Владимира Егоровича Маковского, Василия Дмитриевича Поленова, в ПарижеПариж (Paris) — столица Франции на реке Сена, главный город исторической области Иль-де-Франс. Поленов уже в студенческих работах Головина отмечал редкое чувство колорита. Но любимым преподавателем был профессор Василий Поленов, который не только был учителем будущих гениев русской живописи, но и их наставником и, можно сказать, духовным отцом. Их цветовая гамма строилась на довольно резких контрастах и порой доходила до крикливости. Он чувствовал себя забытым и мучился этим.

В 1889 написал картину «Снятие с креста», за которую получил большую серебряную медаль и был выпущен из Училища со званием классного художника. ГОЛЛЕРБАХОМ «ВСТРЕЧИ И ВПЕЧАТЛЕНИЯ» АЛЕКСАНДРА ГОЛОВИНА РИСУЮТ ВНЕШНЮЮ КАНВУ ПРОЖИТОГО ВНИМАНИЕ АКЦЕНТИРУЕТСЯ НА СОБЫТИЯХ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ, ОЦЕНКЕ ТЕХ ИЛИ ИНЫХ ЛЮДЕЙ И ЯВЛЕНИЙ, В МЕНЬШЕЙ СТЕПЕНИ ВКЛЮЧАЯ РАССУЖДЕНИЯ ОБ ИСКУССТВЕ. Орфей и Эвридика Глюка и Маскарад Лермонтова – самые громкие плоды этого сотрудничества. В 1912 году Головин стал действительным членом Академии художеств.

Изобразительное и декоративное искусство «модерна» отличают поэтика символизма, декоративный ритм гибких текучих линий, стилизованный растительный узор». Предметы бутафории должны отличаться дешевизной, прочностью, подчёркнутой выразительностью внешней формы (при их изготовлении обычно отказываются от воспроизведения деталей, не видимых зрителю). Жанровую живопись Головину преподавали Илларион Прянишников и Владимир Маковский. Новейшая французская живопись поразила его. Целую эпоху петербургского бытия Головина составила его совместная работа с Мейерхольдом.

сотрудничал в одноименном журнале. Он истинное дитя московской школы живописи, выпускник МУЖВЗ, где Головин учился у таких мастеров как Илларион Прянишников, Владимир Маковский, Василий Поленов. Александр Яковлевич оформлял также спектаклиСпектакль (французское spectacle, от латинского spectaculum — зрелище) — произведение сценического искусства, создаваемое театральным коллективом (актёры, художник-декоратор, композитор и др. ), возглавляемым в современном театре режиссёром-постановщиком. -антрепризыАнтреприза — частное зрелищное предприятие (театр, цирк и т. п. ), небольшая (из 3 – 5 актёров) труппа, создаваемые обычно на какое-то время и выступающие с минимумом декораций. В этих условиях театр начал играть гораздо более заметную роль в жизни общества.

В кругу «поленовцев» В 1881 году Александр Головин поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Создавал в полной мере «сорежиссерские», красочные и в то же время остродраматические зрелища, порой изысканно совмещающие (как это было в сенсационном Маскараде) внешнюю роскошь с внутренним трагизмом. Вместе с пригородами (Версаль, Сен-Дени, Иври, Аржантей, Булонь-Бийанкур, Дранси) образует городскую агломерацию Большой Париж с населением 11, 4 млн.

Его, как и чуть раньше К. Коровина, пригласил в Большой театр новый управляющий Московской конторой Императорских театров В. Теляковский. Также он создал ряд портретов своих друзей, коллег и выдающихся театральных деятелей. Большая работа на главном фасаде – «Принцесса Грёза» – выполнена Михаилом Врубелем, а остальные – «Клеопатра», «Жажда», «Поклонение божеству», «Поклонение природе», «Орфей играет», «Купание наяд» – созданы Головиным. Главный консультант МариинкиВладимира Теляковского повысили до директора Императорских театров.

Работник театра изготовляющий предметы бутафории, называется бутафором., решая их во взаимосвязи с общим постановочным замыслом. Он был также талантливым живописцем. Эскиз декорации к драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад». Еще одна страница работы Головина в Санкт-Петербурге – его сотрудничество с Мейерхольдом. Художник, который к тому времени чувствовал себя очень плохо, на премьеру не попал. В 1934 ГОДУ В СТЕСНЕННЫХ УСЛОВИЯХ ПОСТРЕВОЛЮЦИОННОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ, КОГДА МОДЕРН БЫЛ УЖЕ В НЕВОЗВРАТНОМ ПРОШЛОМ – ТОМ СЧАСТЛИВОМ ПРОШЛОМ, В КОТОРОМ ЖИЛА МОЛОДОСТЬ, ЗВУЧАЛИ ВДОХНОВЕННЫЕ АРТИСТИЧЕСКИЕ СПОРЫ В ЖУРНАЛАХ «МИР ИСКУССТВА» И «АПОЛЛОН», А В МАСТЕРСКОЙ ХУДОЖНИКА-РОМАНТИКА, ВОЗНЕСШЕЙСЯ НАД СЦЕНОЙ МАРИИНСКОГО ТЕАТРА, РАЗЫГРЫВАЛИСЬ «ПОЭТИЧЕСКИЕ» ДУЭЛИ, – МИХАИЛ КУЗМИН СДЕЛАЛ В ДНЕВНИКЕ СЛЕДУЮЩУЮ ЗАПИСЬ: «ВЕСНА.

Постановка имела грандиозный успех и стала началом триумфа Русских сезонов. По ночам художнику снились декорации 17 апреля 1930 года Александр Головин ушел из жизни. Центральный театральный музей им. За свои произведения в керамике был награжден золотой и серебряной медалями.

К 1907 году у Александра Яковлевича появилась собственная мастерская в Мариинском театре. Москва. А. Клеевая краска, гуашь, серебро, белила.

На выставках 1880 – 90-х годов появились «Девочка с персиками» В. Серова, «Демон сидящий» М. Врубеля, «Видение отроку Варфоломею» М. Нестерова, «Парижское кафе» К. Коровина. Позже закончил парижскую академию Коларосси и школу-студию Витти. Детей с раннего возраста приобщали к театру, музыке, литературе. Свадьбу сыграли в сентябре. После Октябрьской революции «серебряный век» фактически завершился, хотя многие его творцы еще долгие годы пытались создавать свои произведения. Его учителями были И. Прянишников, В. Маковский, В. Поленов. Как вспоминал сам Александр Яковлевич, первооткрывателем его художественных талантов стал директор академии Николай Иванович Железнов, который часто бывал у них в гостях.

В ходе исторической эволюции выработаны разнообразные оперные формы: ария, речитатив, вокальный ансамбль, хоры, оркестровые номера (увертюра, антракты). Модеста Петровича Мусоргского «Борис Годунов», 1908 балетБалет (французское ballet, от итальянского balletto) — вид сценического искусства, содержание которого раскрывается в танцевально-музыкальных образах. Однако, вскоре понял, что ошибся со «специализацией» и перевелся на живописное отделение. Вот тут-то ему и помог Головин, энергично рекомендовавший режиссера Теляковскому. – декоратор императорских театров.

«Мир искусства», Дягилев и МеерхольдОкунувшись в жизнь столицы, Головин свел близкие знакомства с художниками объединения«Мир искусства» и стал принимать участие в их выставках. Александр Бенуа иМстислав Добужинский не всегда были художественными решениями коллеги, однако признавали его несомненный талант. Пейзажное творчество Головина пронизано чувством поэтической ностальгии и возвышенного переживания утраты «идеального былого». В Петербург вместе с ним переехал и Головин. Его живописное мастерство окрепло, техника стала свободнее, уверенней. Жил в Москве до 1901 года и в Петербурге. Современники называли его сценографические решения «музыкой для глаз», каждая постановка имела свое цветовое настроение и законченность декорационных и костюмных решений. К тому же, за них поручились Василий Поленов и Виктор Васнецов.

В детстве будущий художник серьезно занимался музыкой. Произошло это важное для русской культуры событие в Москве, на Плющихе. Я. Головин. В дальнейшем он регулярно ездил в Европу и глубоко проникся духом европейского искусства. Общаясь с «поленовцами», Головин познакомился с сестрой своего учителя, талантливой художницей Еленой Поленовой, которая посвятила свою жизнь педагогической деятельности.

Александр Яковлевич Головин (1 марта 1863, Москва – 17 апреля 1930, Детское село (ныне Пушкин) – русский и советский художник, сценограф, декоратор, мастер портрета и натюрморта. человек (2004). Тот взял его на работу. Коровин свел его с Врубелем.

К моменту приглашения его в театр был уже сложившимся декоратором-модернистом. В женственной и грациозной «Маркизе» (темпера, акварель), созданной Головиным в 1908 году, как бы оживает дух эпохи рококо – чувственный и капризный. Академии художеств. В мае 1901 года Теляковский стал директором Императорских театров.

Головин стал первым в истории театра художником, «создававшим» спектакль, в котором грим, костюмы и декорации представляли собой единый художественный ансамбль. Первый успех в новой сфере принесли ему работы в Большом театре (оперы Ледяной дом А. Н. Корещенко, 1900 и Псковитянка Н. А. Римского-Корсакова, 1901). В Санкт-Петербург вместе с ним переехал и Головин. Возникла в Италии на рубеже 16 и 17 веков. Сотрудничал также с такими гигантами, как Всеволод Мейерхольд (1908) и Сергей Дягилев (оформлял спектакли Русских сезонов в Париже в 1909-1910).

В 1889 и 1897 годах Головин побывал в Париже, где посещал музеи, выставки, мастерские. На выставках с 1894 г. (Московское товарищество художников, Московское общество любителей художеств, Союз русских художников, Мир искусства – член объединения с 1902). «Основатели» этого творческого союза А. Бенуа, К. Сомов, Е. Лансере, Л. Бакст, С. Дягилев были убеждены, что искусство должно не только обличать пороки общества, но и дарить людям радость, эмоциональное наслаждение красотой формы, цвета, линий, а для этого необходимы высокий уровень культуры и профессиональное мастерство самого художника. Живописи и графике «Мира искусства» (Л. Бенуа и художественно-театральный деятель СА.

По сути она открыла и развила в нем грани его дарования, обусловившие то место, что занял Головин в русской культуре начала ХХ века. После смерти матери, последовавшей в 1884 году, молодой человек остался без средств к существованию. Последний триумф Головина – «Женитьба Фигаро» Бомарше – состоялся в 1927 году на сцене Художественного театра.

Молодой художник брал уроки в Академии Коларосси и частной школе Витти. Стихотворениями в тряпках назвали их современники. Архитектурное отделение его не впечатлило и три года спустя он перевелся на живописное. К концу 19 века занимался дизайном интерьеров, мебели и утвари, участвовал в оформлении русского павильона на Всемирной выставке в Париже (вместе со своим другом К. А. Коровиным 1900) и создании майоликового фриза гостиницы «Метрополь» (1900–1903).

Головин работал также и для антрепризы С. П. Дягилева в Париже (Жар-птица И. Ф. Стравинского, 1910). Дягилев. Большое впечатление на него произвели картины Моне, Писсарро, Ренуара, Ван-Гога, Гогена. Мейерхольда, «Фарфор и цветы», «Серебристые ветлы», «Умбрийская долина», Портрет художника Н. К. Рериха, «Испанка в черной шали». Ботаника, гимназия, ШекспирАлександр Головин родился в семье московского священника. В 1890-е гг. Труды насущныеВ 1884 году умерла мать Головина.

Оформлял спектакли Большого театра в Москве, в частности оперы А. Н. Корещенко «Ледяной дом» (1900), Н. А. Римского-Корсакова «Псковитянка» (1901). Сейчас это – полуразрушенный двухэтажный домик.

Александр Головин родился 1 марта (17 февраля по старому стилю) 1863 года в Москве. Почти все дни, а иногда и ночи А. Головин проводил в своей мастерской в Мариинском театре. Особенности творчества художника Александра Головина: Многочисленные театральные работы, созданные Головиным для Мейерхольда, Дягилева и Императорского Мариинского театра всегда отличались символикой цвета и орнаментальностью декора, были пропитаны символикой «серебряного века». Жанровую живопись Головину преподавалиИлларион Прянишников и Владимир Маковский.

Прянишникова, а также в Париже. На следующий год Головин оформлял балетные и оперные спектакли, в том числе «Русалка», «Лебединое озеро», «Борис Годунов», демонстрируя глубокое понимание народного искусства Древней Руси, а также знание национальных традиций и потрясающие колористические решения. Работа над подготовкой постановки драмы М. Ю. Лермонтова «Маскарад» стала вершиной многолетнего сотрудничества А. Я. Головина и В. Э. Застланный красным ковром просцениум отделялся от сцены пятью разного цвета занавесами — своего рода «эмоциональными камертонами», настраивающими зрителя на развитие драматического сюжета в следующем акте. В сентябре 1897 года Головин женился на Марии Константиновне Котовой.

Выдвигая лозунги «чистого» искусства и «преображения» жизни искусством, представители «Мира искусства» отвергали как академизм, так и тенденциозность передвижников опираясь на поэтику символизма, они уходили часто в мир прошлого и гротескных полусказочных образов. Тот же принцип «превращения» (но уже обратного — «с подмостков») в выставочное пространство — будет применен художником в 1903 году в интерьере «Теремок», специально сочиненном для выставки «Современное искусство» в Санкт-Петербурге.

ВНУТРЕННИЙ МИР ХУДОЖНИКА, ЕГО ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ ПОЧТИ ВСЕГДА ОСТАЮТСЯ ЗА КАДРОМ. Вернувшись в Россию, он попытался делать то.

А. Я. Головин. Современники называли его сценографические решения «музыкой для глаз», каждая постановка имела свое цветовое настроение и законченность декорационных и костюмных решений. В эти годы Головин испытал влияние стиля «модерн». Издавало одноименный ежемесячный иллюстрированный литературно-художественный журнал (1898/99-1904, Санкт-Петербург), в котором печатались произведения писателей-символистов, статьи религиозно-философского характера».

Совместные замечательные проекты Головина и Мейерхольда – «Орфей и Эвридика» и «Маскарад» – надолго запомнились современникам. Головин и Коровин, которые, как утверждают некоторые современники, в свое время участвовали в оформлении спектаклей Частной оперы Мамонтова, где ценились богатство и эмоциональность живописных решений, практически сломали консерватизм привычных, стандартных композиций раскрашенных декораций. По воспоминаниям Головина, некоторые «костюмы изготавливались «кустарным способом» на квартире Теляковского, при деятельном участии его жены». Во главе его стояли известный художник и знаток искусства А. Н.

Искал свой путь в сложном художественном пространстве тех лет и Александр Головин, вошедший в «Мир искусства» в 1899 году. Необходимо отметить, что окончательно стиль Головина сложился в 1910-е гг. МоскваДобиваясь целостного художественного решения спектакля, А. Я. Клеевая краска, гуашь, серебро, белила. Активная театральная деятельность Александра Головина завершилась в 1917 году: в Стране Советов изысканным театральным решениям не было места, «серебряный век» уступил место авангарду.

Огромным успехом пользовались оформленные им оперы «Псковитянка» Римского-Корсакова и «Борис Годунов» Мусоргского, где пел великий Федор Шаляпин. Это была настоящая симфония цвета. Когда на премьере «Грозы» Островского в постановке Мейерхольда поднялся занавес, зал утонул в звуке оваций, адресованных работе художника. В 1900 году Александр Головин начал создавать декорации для театральных постановок. человек.

А состоявшуюся накануне февральской революции 1917 года премьеру «Маскарада» Лермонтова, в контрастных красно-черных декорациях Александра Яковлевича, современники назвали «пышными похоронами императорской России». Труды насущныеВ 1884 году умерла мать Головина. Шаляпина в роли Бориса Годунова, 1912, ГРМ), натюрморта, пейзажа. Общаясь с «поленовцами», Головин познакомился с сестрой своего учителя, талантливой художницей Еленой Поленовой, которая посвятила свою жизнь педагогической деятельности.

Предчувствие надвигающихся катаклизмов овладевало всеми слоями населения. Также он создал ряд портретов своих друзей, коллег и выдающихся театральных деятелей. С 1884 посещал также поленовские рисовальные вечера. В браке родились две дочери – Елена и Мария и сын Александр. Мейерхольда.

Спустя три года мальчик вместе с семьей переехал в Петровское-оРазумовское. Родился Александр Яковлевич Головин 17 февраля 1863 года в Москве. Последний триумф Головина – «Женитьба Фигаро» Бомарше – состоялся в 1927 году на сцене Художественного театра.

Свойственное рококо ощущение эфемерности жизни, отношение к ней как к игре, маскараду, театральному представлению находило отзвук во многих произведениях художников «Мира искусства» и Головин тонко передает в своей «Маркизе» своеобразную «связь времен». Головину рекомендовали сменить бурную деятельность в столице на более спокойный образ жизни и в 1913 году художник приобрел себе дом в Детском Селе (нынче город Пушкин), где прожил оставшиеся годы. Натюрморт «Цветы» (1910-е годы, акварель, гуашь) пленяет зрителя красотой линий, сплетающихся в причудливый узор изысканностью цветовой гармонии. На лепном портале были помещены зеркала, в которых отражались огни и публика в зале.

1916 — 1917. Свадьбу сыграли в сентябре. А. А. Дебютировал Головин успешно, оформив оперу «Ледяной дом» вот когда пригодились три года, проведенные на архитектурном отделении МУЖВЗ. Дебютировал Головин успешно, оформив оперу «Ледяной дом» вот когда пригодились три года, проведенные на архитектурном отделении МУЖВЗ.

Третьяков. Еще одна страница работы Головина в Санкт-Петербурге – его сотрудничество с Мейерхольдом. С ЭТОГО ВРЕМЕНИ НА ХУДОЖНИКА ЛОЖИТСЯ ОГРОМНАЯ РАБОТА ПО ОФОРМЛЕНИЮ КАК МУЗЫКАЛЬНЫХ, ТАК И ДРАМАТИЧЕСКИХ СПЕКТАКЛЕЙ В МОСКВЕ. Железнов, выдающийся русский ботаник и агроном. Мейерхольда, «Фарфор и цветы», «Серебристые ветлы», «Умбрийская долина», Портрет художника Н. К. Рериха, «Испанка в черной шали». Ботаника, гимназия, ШекспирАлександр Головин родился в семье московского священника.

Репина. Головин сильно сомневался в своих силах, но первый опыт оказался удачен и дело пошло. в академии Коларосси (1889), в мастерской Витти (1897). Оставшись практически без средств, Александр брался за самые разные заказы.

ФАКТИЧЕСКИ ЖЕ ПОЧТИ ВСЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ГОЛОВИНА – И СТАНКОВЫЕ НАТЮРМОРТЫ, И «ПРИДУМАННЫЕ» ПЕЙЗАЖИ, И ПОРТРЕТЫ ДРУЗЕЙ И ЗНАКОМЫХ, И ИЗОБРАЖЕНИЯ «ИСПАНОК», В РОЛИ КОТОРЫХ НЕРЕДКО ВЫСТУПАЛИ РАБОТНИЦЫ ТЕАТРА, – В ТОЙ ИЛИ ИНОЙ СТЕПЕНИ ТЕАТРАЛИЗОВАНЫ. Работал для Александринского и Мариинского театров, в том числе создал эскизы костюмов и декораций к операм «Кармен» Ж. Бизе (1908), «Орфей и Эвридика» К. В. Глюка (1911), «Каменный гость» А. С. Даргомыжского (1917) спектаклям «У врат царства» К. Гамсуна (1908), «Гроза» А. Н. Островского (1916), «Маскарад» М. Ю. Лермонтова (1917), «Песнь соловья» И. Ф. Стравинского (1919) и многим другим. В 1881 году он поступил на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества, но через некоторое время перевелся на живописное, где уже учились в то время И. Левитан, К. Коровин, М. Нестеров. Головин тщательно исполнял эскизыЭскиз (французское esquisse) — предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения, сооружения, механизма или отдельной его части.

Он замечательно овладел пастелью, стал писать клеевыми красками и темперой. ИЗДАННЫЕ Э. Ф. Его училищное прозвище «франтик», напускная рисовка и пижонство остались в прошлом. он участвовал в деятельности Абрамцевского кружка, где работал в майолике и дереве. Современники находили, что они даже внешне были очень похожи друг на друга. Оставшись практически без средств, Александр брался за самые разные заказы. Новейшая французская живопись поразила его.

Сергея Павловича Дягилева в Париже (операОпера (итальянское opera, буквалькно — сочинение) — музыкально-театральное произведение, основанное на синтезе слова, сценического действия и музыки. Все было подчинено идее колористического воздействия, усиливающегося с каждой картиной спектакля. Родился в семье священника.

Многие считают, что именно данный фактор послужил в дальнейшем для создания великолепных полотен, которые до сих пор называют «музыкой для глаз». Вскоре первую Гловинскую пастель приобрел П. М. С тех пор и до 1917 года бывший полковник и поповский сын работали рука об руку. В браке родились две дочери – Елена и Мария и сын Александр.

А. А. Бахрушина. Здесь он познакомился сЛевитаном и Коровиным, свел дружбу сНестеровым и Архиповым. Их творческий и дружеский союз продолжался на протяжении долгих лет и был основан на взаимном доверии и уважении.

Тот взял его на работу. БОМАРШЕ «БЕЗУМНЫЙ ДЕНЬ, ИЛИ ЖЕНИТЬБА ФИГАРО». В 1787 году Московскую контору Императорских театров возглавил В. Теляковский.

Рука художницы-любительницы видна в эскизах костюмов к операм «Руслан и Людмила» и «Троянцы», балету «Дон Кихот». Балет начал формироваться в Европе в 16 веке. НЕУДИВИТЕЛЬНО, ЧТО ЕГО РАБОТЫ ЕЩЕ ПРИ ЖИЗНИ НЕЗАМЕДЛИТЕЛЬНО РАСХОДИЛИСЬ ПО ЧАСТНЫМ И МУЗЕЙНЫМ СОБРАНИЯМ. В кругу «поленовцев»В 1881 году Александр Головин поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. не только декорацийДекорация (от позднелатинского decoratio — украшение) — оформление сцены, павильона, съемочной площадки, создающее зрительный образ спектакля, фильма., но и костюмов, бутафорииБутафория (итал. ) — поддельные, специально изготовляемые предметы (скульптура, мебель, посуда, украшения, оружие и др. ), употребляемые в театральных спектаклях взамен настоящих вещей. Поленова. ложатся друг подле друга подобно мозаике («Дон-Жуан» Жана Батиста Мольера, 1910, «Маскарад» Михаила Юрьевича Лермонтова, 1917, — оба в Александрийском театре в Петрограде).

Именно по ночам писал он портреты Ф. Шаляпина. Александр хорошо играл на рояле, мечтал стать оперным певцом. Однако они вновь и вновь обращались к нему с просьбой оформить спектакль. Сначала он учился в Катковском лицее.

Возникали новые художественные объединения, среди которых самым значительным стал «Мир искусства» (1898). К тому же, за них поручились Василий Поленов и Виктор Васнецов. После революции Головину удалось «блеснуть стариной» в Женитьбе Фигаро по пьесе П. Бомарше (МХАТ, 1927), но в целом его все реже привлекали к работе в театре. Мастер портрета (Портрет Ф. И.

Он поддерживал талантливую молодежь (Серова, Головина и Коровина вообще называл своими художественными детьми) и в то же самое время сам ставил перед собою и решал в своем творчестве все новые и новые живописные задачи, был знаком с Саввой Мамонтовым, Константином Станиславским. Автор декораций для Мариинского театра («Руслан и Людмила» М. И. Глинки, 1904, совместно с Коровиным «Кармен» Ж. Бизе, 1908 «Орфей и Эвридика» К. В. Глюка, 1911 и др. ), Александринского театра (в том числе «Дон Жуан» Мольера, 1910 «Маскарад» М. Ю. Лермонтова, 1917, – последний спектакль императорской сцены, отмеченный избыточной роскошью), также придворных театров в Гатчине и Царском Селе, Малого театра в Москве. Родился Александр Головин в Москве на Плющихе в семье священника. Художник Александр Головин работал над оформлением русского павильона на всемирной выставке (Париж, 1900 г. ), совместно с Врубелем создавал майоликовый фриз в гостинице «Метрополь», тесно сотрудничал с Дягилевым в Париже (декорации Русских балетных сезонов в 1908г. ). Головин родился в Москве в семье священника (был самым младшим, 12-м ребенком).

Спасла художника театральная работа в которую он с головой окунулся. В этот период он создал лучший свой книжно-иллюстративный цикл (к Двойнику Э. Т. А. Гофмана, 1922) и по-прежнему активно занимался станковой живописью и графикой. Один из крупнейших реформаторов русского и мирового театрально-декорационного искусства.

Член объединения «Мир искусства«Мир искусства» — российское художественное объединение (1898-1924), создано в Санкт-Петербурге А. Н. Бенуа и С. П. Дягилевым. 1916 — 1917. Она тактично, умело руководила его духовным развитием.

В мае 1901 года Теляковский стал директором Императорских театров. В 1903-1916 гг. В Петербург вместе с ним переехал и Головин. Суворина Мария Эдуардовна Троянова изображена во весь рост на фоне театральной декорации.

Именно Головин в 1908 году стал художником постановки оперы Мусоргского «Борис Годунов» для первого «Русского сезона» Дягилева в Париже. Особое влияние на молодого А. Головина оказала младшая сестра В. Поленова художница Елена Поленова. Подлинным триумфом стало для А. Головина оформление в 1908 году оперы Ж. Бизе Кармен.

ПРИОТКРЫТЬ ЗАВЕСУ ПОМОГАЮТ ВОСПОМИНАНИЯ И ПИСЬМА. По ночам художнику снились декорации 17 апреля 1930 года Александр Головин ушел из жизни. Но во взглядах на режиссуру они не сошлись и Мейерхольд в 1907 году оказался на улице. В это же время начинается его десятилетнее знакомство и сотрудничество с Сергеем Дягилевым. Многолетняя деятельность Александра Яковлевича в театре в качестве декоратора оставила не менее яркий след в культурной среде «серебряного века», чем его живописные работы.

СТАНИСЛАВСКИМ. Шаляпина, запечатленного в ряде созданных им сценических образов, В. Э. Вернувшись в Россию, он попытался делать именно «то». Испытал влияние стиля «МодернМодерн (французское moderne — новейший, современный) («ар нуво», «югендстиль») — стилевое направление в европейском и американском искусстве конце 19 — начале 20 веков. Александр Яковлевич Головин (1 марта 1863, Москва – 17 апреля 1930, Детское село (ныне Пушкин) – русский и советский художник, сценограф, декоратор, мастер портрета и натюрморта.

Игоря Федоровича Стравинского «Жар-птица», 1910). Представители «модерна» использовали новые технико-конструктивные средства, свободную планировку, своеобразный архитектурный декор для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий, все элементы которых подчинялись единому орнаментальному ритму и образно-символическому замыслу (Хенри ван де Велде в Бельгии, Йозеф Мария Ольбрих в Австрии, Антонио Гауди в Испании, Чарлз Ренни Макинтош в Шотландии, Федор Осипович Шехтель в России). Они идеализировали старину, дворянский быт, были сторонниками стилизации и символизма.

Мейерхольда, выполненного остро композиционными приемами. Коровин представил его Врубелю. Складывались новые принципы художественного мышления. Постановка имела грандиозный успех и стала началом триумфа Русских сезонов. Коровин представил его Врубелю. Это была первая совместная работа А. Головина с выдающимся режиссером К. Станиславским.

С 1912 г. – д. чл. В него входили художники Бакст, Добужинский, Сомов, Рерих и другие. Иногда опера включает балетные сцены, разговорный диалог, мелодраму. Александр Яковлевич Головин родился 17 февраля (1 марта) 1863 года в Москве в семье священника. Особенно важной для Головина стала возникшая дружба с Е. Д. Головин Александр Яковлевич (1863-1930) – русский театральный художник, художник.

В положенный срок Александр Головин поступил в Катковский лицей, а после смерти отца его перевели в Поливановскую гимназию. Коровин свел его с Врубелем. Актриса петербургского театра А. С. Многие его работы имели просто ошеломляющий эффект. Но во взглядах на режиссуру они не сошлись и Мейерхольд в 1907 году оказался "на улице".

Некоторое время Головин занимался в парижской мастерской Колларосси, где понял, что «в своих прежних работах делал не то, что следовало делать». 17 апреля 1930 года Александр Головин скончался в Детском Селе. Стебли, листья, лепестки Головин выписывал, по его словам, с «ботанической точностью». Маковского, В. Д. Эскиз декорации к драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад». С 1899 участвовал в выставках «Мира искусства», с 1902— член объединения.

Здесь он познакомился с Левитаном и Коровиным, свел дружбу с Нестеровым и Архиповым. Окончательно стиль живописца сложился в 1910-е годы.