Художник Грез Жан Батист

Двадцать первого августа родился выдающийся французский художник-жанрист эпохи Просвещения Жан-Батист Грёз

А. С. В 1760-е годы он написал бесчисленное множество вариантов слащавых и откровенно чувственных композиций с играющими детьми и томно мечтающими юными красавицами, которые пользовались громадным успехом и заслужили множество восторженных похвал Дидро: Эта картина поистине одна из приятнейших и, бесспорно, самая интересная во всем Салоне (Девушка, оплакивающая мертвую птичку, 1765 г., Эдинбург, Национальная галерея Шотландии). Натуара. 1732 известна только по гравюрам Дювербре и Субейрана), но и о его пасторальном жанре. Кроу интерпретирует французское искусство XVIII века, рассматривая художника в контексте его взаимоотношений с монархией, любителями, антикварами и Академией, определяет роль публики в художественной жизни той эпохи.

С другой стороны, выбрав так называемую «фламандскую» манеру, которая была ориентирована на композиционные, тонально-цветовые приемы нидерландских живописцев предшествующего столетия, художник следовал запросам рынка. Уже его ранние портреты кажутся столь же тонкими, что и работы Латура, а по своему ощущению реальности напоминают Шардена («Жорж Гужено де Круасси», около 1756, Брюссель, Кор. Сцены и персонажи этого художника чаще встречаются в жизни, но у Греза больше изящества, больше грации, больше привлекательных образов» -то в отзывах на «Септимия Севера» критики сравнивали его с Пуссеном, при этом подобные сравнения были не в пользу Греза. В сентябре 1755 аббат Гужено, член Большого Совета, увозит Грёза в Неаполь, а потом в Рим, где художник проводит около года и знакомится с концепциями живописности (картины, выставленные в Салоне 1757: «Неаполитанский гитарист», Варшава, музей «Ленивая итальянка», Хартфорд, Уодсворт Атенеум «Разбитые яйца» Нью-Йорк, музей Метрополитен), однако не кажется увлеченным ни античностью (в эти годы был издан знаменитый фолиант Пиранези «Римские древности», купленный его другом Гужено или Бартелеми), ни предромантизмом римских руин Фрагонара или Робера.

Буше – чуть не забыл о нем. Замужество оказалось крайне неудачным: супруга обобрала художника до нитки. «Маленькая спящая вязальщица» вдохновила Греза на создание «Девушки, сматывающей клубки шерсти» (1759, Ныо-Йорк, коллекция Фрик). В 1755-56 был в Италии.

Картины художника 
Жана-Батиста Грёза 
 (- )

Картины художника Жана-Батиста Грёза (- )

С первых же выставленных им в Салоне 1755 картин («Отец семейства, читающий Библию детям», частное собрание, Париж и др. ) определился характерный для Грёза жанр морализующей семейной сцены. Когда Грёз представил свою первую большую работу «Отец, разъясняющий своим детям Библию», возникли даже сомнения в том, что она создана им самостоятельно. А. С. Пушкина «Итальянское путешествие Жана-Батиста Греза» (2007), «Жанровые картины Жана-Батиста Греза в собрании ГМИИ им.

Берне был любимым живописцем русских собирателей на протяжении долгого времеии. Умер Грёз в Париже 4 мая 1805. Его усталые широко раскрытые глаза и мутный взгляд намекают на беспорядочный образ жизни. Там Грёз пережил первую романтическую любовь, однако, помня о своем «низком» происхождении, не решился связать себя узами брака.

Накануне революции 1789 года на смену дидактическому бытовому искусству приходит классицизм. Важно учесть, что Жан-Батист Грёработал не только и не столько для дворянства. Глюка, оперной певицы Софи Арну (1780), актера Комеди Франсез Батиста Эне, графа А. П. Не знаю» 16. Учился в Лионе у Ш. Грандона, после 1750 – в Королевской академии живописи и скульптуры в Париже у Ш. Ж. Натуара.

Именно с Грезом связаны важнейшие мысли Дидро о родстве живописи с театром и литературой. Поздние портреты Грёза столь же великолепны, как и работы 1760-х годов. В графическом наследии Греза существует значительное число разнообразных этюдов: одетые и обнаженные мужские, женские и детские фигуры, портретные зарисовки, наброски отдельных частей тела (головы, руки, ноги), животные и предметы быта. Герои книги Бейли – «пионер патриотического вкуса» Анж-Лоран Ла Лив де Жюлли, олицетворение «прогрессивного вкуса» маркиз Луи-Габриель де Вери и представитель «нового типа» собирателей нотариус Шарль-Никола Дюкло-Дюфренуа, являются патронами и заказчиками многочисленных произведений Греза и что важно – наиболее значительных его жанровых картин.

Грез осваивает язык рококо, находит ему применение в галантных композициях – в парных овалах, написанных по заказу мадам Помпадур и в многочисленных «головках», например, «Девушка, оплакивающая мертвую птичку» (Эдинбург, Национальная галерея Шотландии). ГРЗ, ЖАН БАТИСТ (Greuze, Jean Baptist) (1725–1805), французский художник, родился в Турню, в Бургундии, 21 августа 1725. А. С. Пушкина) художника вдохновила фризовая композиция «Несения креста» Лебрена (ок. Сентименталисты много способствовали демократизации искусства, обратив самое пристальное внимание на жизнь «третьего сословия». Последний был художником довольно средних способностей, зато чутко откликался на злобу дня, умел, как говорится, держать нос по ветру и прекрасно чувствовал все модные веяния своего времени.

Леписье – жалкий художник. Во времяфранцузской революцииГрёз жил уединённо и не вмешивался в политику. Будущий художник не мог похвастать знатным происхождением. Двадцати лет от роду Грёз приехал покорять Париж. Художественные вкусы публики переменились, в моду вошёл неоклассицизм. Часто условен и колорит картин Греза. Перебравшись к последнему в Париж (около 1750 г. ), Грандон взял с собой и ученика.

Без вины виноватый 
художник Жан-Батист 
Грёз

Без вины виноватый художник Жан-Батист Грёз

Творчество Греза 1759-1769 годов невозможно рассматривать без знаменитых «Салонов» Дидро. Темы, а зачастую и идеи полотен очевидны из самих названий: «Отцовское благословение», «Отцовское проклятие», «Счастливая мать», «Девушка, оплакивающая смерть своей птички», «Деревенская помолвка», «Паралитик или Плоды хорошего воспитания».

— вопрошал философ Дидро. Морализаторство и сентиментальность Грёза связаны с идеями Руссо и Дидро. Характеристики их исчерпываются лишь чувствительностью их натур. 1785, Лондон, собрание Уоллес).

  1. Сайт с говорящим названием — Про искусство и его ведение
  2. Картина "Паралитик", Жан-Батист Грёз, 1763
  3. Жан-Батист Грёз: как картины известного морализатора покорили весь мир
  4. Виктор Михайлович Васнецов1848-1926
  5. Волошин Максимилиан Александрович
  6. Основные идеи картин Жана-Батиста Греза
  7. Жан-Батист Грёз (1725, Турню – 1805, Париж)

Шувалова (около 1780) и его супруги графини Е. П. «Вот поистине мой художник — это Грез», — писал Дидро, разбирая картину Греза «Паралитик» (Эрмитаж) в своем «Салоне» 1763 года. Теме «Дидро и Грез» посвящено значительное число публикаций как в зарубежном искусствознании, так и в отечественном4. Нравоучительность полотен Грёза бывала назойливой и даже агрессивной. Идеализация натуры в произведениях Г. приводит к слащавости образа (женские и детские головки) более реалистичны и жизненно-конкретны подготовит, рисунки и портреты («Гравёр И. Г. Билль», 1763, Музей Жакмар-Андре, Париж). Лит. : Mauclair С., Greuze et son temps. Следующее исследование Бейли «Патриотический вкус. Художник пишет нравственные картины – Деревенсая невеста, Балованное дитя и др.

Грёз, поощренный похвалой Дидро, продолжал расточать себя в сентиментальном жанре, уже не замечая несоответствия своих поучительных историй новому духу времени и, видимо, не понимая, что вкусам Дидро он отвечал не больше, чем Буше. Шедевры французской жанровой живописи», которая проходила в трех музеях в 2003 – 2004 году (Национальная галерея Канады в Оттаве, Национальная галерея искусств в Вашингтоне и Галерея изобразительных искусств Государственных музеев Берлина)49. Классицистический пейзаж художник ввел и в более раннее полотно Невинность, увлекаемая Любовью (1780-е). Лувр).

Но и большая глубина порочности под всей этой игрой в чистоту. Так, большим успехом пользовались жанровые сцены Обри («Отцовская любовь» 1775, Barber Institute of Fine Arts «Первый урок братской дружбы» 1776, Нельсон-Аткинс, Канзас-Сити «Расторгнутый брак» 1777, частное собрание), выставленные в Салонах 1775, 1777 и 1779 годах. Тема любовного треугольника звучит еще в «Обманутом слепце», в дальнейшем в картинах итальянского периода: «Разбитые яйца» Нью-Йорк, Музей Метрополитен «Неаполитанский жест» Массачусетс, Уорчестерский художественный музей «Птицелов» Варшава, Национальный музей и «Итальянская лентяйка» Хартфорд, Коннектикут, Уотсворт Аттенеум.

В 1755 – 1756 гг. «Черное» ему виделось однозначно черным, а белое – белым. мастерство, также талант в передаче освещения. В музейных собраниях и частных коллекциях нередко встретишь «головки» исполненные «в манере Греза».

Развитие Греза как живописца происходит в процессе овладения новыми «манерами». Грёз был не только живописцем, но и автором многочисленных рисунков. Каждой манере соответствует своя живописная техника и понимание цвета. Животные должны пойти в поле, а мальчик должен провести свою первую борозду. Греза «Обманутый слепец» из собрания ГМИИ им. 31 мая 1813 года в театре Водевилей в Париже она представила одноактную пьесу «Грез или Деревенская помолвка». Им присуща та же свежесть, что и замечательной серии рисунков в Гос. Грёз (Greuze) Жан Батист (21. 8. 1725, Турню, Бургундия, – 21. 3. 1805, Париж), французский художник.

Грёз и умиляется-то чистотой девушки, чтобы еще острее гутировать ее падение».

  1. Архитектура средневековой Сирии (Дамаск, загородные замки)
  2. Себастьяно Риччи – (1659, Беллуно – 1734, Венеция)
  3. Общееколичествопросмотровстраницы
  4. Словари и энциклопедии на Академике

Живопись и зритель во времена Дидро» (1980), Н. Брайсон «Слово и образ. Бытовые сцены могли остаться воплощенными только на бумаге. В 1755–1756 Грёз путешествовал по Италии и писал картины на итальянские темы. А. С.

Шувалова, Эрмитаж оба между 1776 и 1781 годами граф П. А. В 1986-1985 годах И. Н. Новосельская публикует две статьи: «Картины Ж. -Б. 1780, Лондон, собрание Уоллес), «Девушка с письмом» (Москва, ГМИИ им. Когда придет пора расстаться с жизнью, не найдется ни одной из твоих композиций, которую ты не мог бы вспомнить без удовлетворения.

Грез был признан современниками в первую очередь как жанровый мастер, таким он и вошел в историю французской живописи. Отдельная глава этого исследования, посвященная художнику, называется «Грез и официальное искусство», в ней автор останавливается лишь па некоторых работах мастера, ограничиваясь концом 1770-х годов – «Отцовским проклятием» из Лувра (1777-1778). А. С. Пушкина), «Читающая» (Кристи, Лондон, 25 марта 1977 года (16), «Невинность» (ок. С 1767 член Королевской академии со званием «художник жанра». Здесь можно добавить, что число известных бытовых полотен художника часто ограничивается лишь знаменитыми «Деревенской помолвкой» и «Паралитиком». хотя и лишенные сарказма этих художников, уже кажутся скучными («Мемуары» Башомона) и художник обращается к портретной живописи. Используя ее иконографическую схему, художник пишет такие жанровые портреты, как «Девушка с голубями» (ок.

В творчестве Греза типология в строгом смысле присутствует лишь в жанровых портретах и «головках», что касается бытовых сцен, здесь можно наблюдать общность тематического, сюжетного и образного плана. Здесь амбиции пришлось умерить и пахать до седьмого пота. С первых же выставленных им в Салоне 1755 года картин («Отец семейства, читающий Библию детям», частное собрание, Париж и другие) определился характерный для Грёза жанр морализующей семейной сцены. «Север и Каракалл» уже имеет все те черты, которые позже появятся в «Смерти Сократа» Давида (1787). Подобная тенденция усилится в его жанровых произведениях, созданных после 1769 года.

В данном случае мы лишь отметим, что «голос Дидро» постоянно звучит во второй и третьей главах настоящего исследования. Грёз, друг мой, смелее прославляй в живописи мораль и не изменяй этому вовеки. Но все же я не советую пройти мимо картины Грёза без внимания. Исследуется художественно-образное содержание и типология его искусства. Диссертация обсуждалась на заседаниях Отдела Классического искусства Запада ФГНУ «Государственный институт искусствознания».

  1. Грёз Жан Батист, французский художник
  2. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  3. Жан-Батист Грёз знаменитый французский художник второй половины века, представитель искусства
  4. Рисунок акварелью собирателя открыток
  5. Галереи, серии картин, портретов
  6. СОВЕТСКИЕ ХУДОЖНИКИ часть третья
  7. Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Сулимова, Анна Викторовна
  8. Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Сулимова, Анна Викторовна, 2009 год

Грез первым среди французских художников стал проповедником буржуазной морали, чем в значительной степени объясняется успех таких его работ, как «Отец семейства, объясняющий своим детям Библию», появившаяся в Салоне 1755 г. года (Париж, частное собрание) или «Деревенская невеста» (Салон 1761 г., в настоящее время находится в Лувре). А. С. Пушкина. По мнению исследователя, публика представляет искусство Греза благодаря нескольким жанровым картинам и его «головкам», часто не принадлежащим кисти художника. Когда в 1755 г. Грёз создал полотно «Обманутый слепой», он сразу же, по рекомендации Сильвестра, получил в Академии звание «причисленного». Собиратель приобрел несколько картин художника («Обманутый слепец», «Отец семейства, читающий Библию своим детям», «Школьник, заснувший над книгой»), написанных во «фламандской манере» и предоставил их для экспонирования в первом для Греза Салоне 1755 года, в дальнейшем он покупает и другие его работы.

Жан- Батист Грёз был превознесен как художник-моралист. Мастер нередко обращался к своим ранним зарисовкам, в особенности в поздние годы, примером чему служит метод работы над «Первой бороздой». Жанровая живопись Греза еще ни разу не становилась предметом специального анализа.

  1. Напишите отзыв о статье Грёз, Жан-Батист
  2. Отрывок, характеризующий Грёз, Жан-Батист
  3. Отправить запрос на изготовление копии

Подобную характеристику вряд ли в настоящее время можно считать убедительной. Грёз исключением не был. Так, в случае «Балованного дитя» и «Прачки» известно, что моделью для женских образов послужила одна и та же натурщица, мадемуазель Лье. А то, что с этим не граничит становится не важным и второстепенным.

Каталог интересен также хорошим подбором иллюстративного материала, дающим богатую сравнительную базу, он также демонстрирует современный подход западной науки к изучению проблематики жанровой живописи во Франции XVIII века. О «Неблагодарном сыне» анонимный автор писал: «Наконец, эта картина -несомненный, шедевр. Авторы эссе заявляют: «Эта страница в книге де Лакло – Грез в XVIII столетии» 32. Картины, выставленные Грезом в его первом Салоне 1755 года, не остались незамеченными. Цель замысла – преподать урок нравственности, непреложной как закон природы.

Сайт с говорящим 
названием — Про 
искусство и его

Теоретические и методологические основы исследования. Художественная критика воспринимала «моральную» живопись Греза сквозь призму других видов искусства, в первую очередь театра и литературы, то есть в традициях «прочтения» академической картины.

Но прямое подражание классическому искусству внушало отвращение Дидро. Пушкина). И хотя самого Грёза с некоторых пор и именовали «добродетельным художником» его собственная тщеславная натура была весьма далека от рисуемого идеала. В женских изображениях также нередко можно узнать образ жены художника.

Вступление к каталогу Э. Манхалл начинает словами Пьера Розенберга: «Грез, великий Грез, . который остается все еще одним из самых непризнанных художников, наиболее презираемых во всей истории живописи, чье 250-летие со дня рождения, кажется, не будет отмечено ни одной громкой выставкой» 42. Литература. Одно из самых поздних произведений – Первая борозда (1801) – с изображением крестьян в пейзаже ничем не напоминает по колориту работы раннего Грёза. Впрочем искусство Греза имело лишь временный успех. Можно сказать, что Грёз, как и большинство французских художников того времени, за исключением, пожалуй, Вьена и Прюдона, был не столько «неоклассицистом», сколько «неопуссенистом» во всяком случае. На примере этого полотна, выставленного художником в Салоне 1761 года вместе с «Деревенской помолвкой», автор подробно рассматривает вопрос влияния на творчество Греза его старшего современника Шардена и голландской живописи XVII века.

Именно социокультурный контекст эпохи и обращение к документальным источникам и художественной критике того времени дали возможность «взгляда изнутри» на искусство мастера. Однако рисование и живопись захватили мальчишку целиком. Исследовательница отдает важную роль Грезу в продвижении идеалов Просвещения таких, как «счастливое семейство», «хороший отец», «добродетельный крестьянин». Художник предпочитал изображать молоденьких девушек. Ранние жанровые детские портреты («Школьник, заснувший над книгой» 1755, Монпелье, Музей Фабра «Маленькая спящая вязальщица» 1758, Сан-Марино, Художественная коллекция Хантингтона «Мальчик, учащий урок» 1757, Эдинбург, Национальная галерея Шотландии) построены по близкому композиционному принципу: героем картины является ребенок, поясное или близкое К поколенному изображение которого дается крупным планом и занимает почти всю плоскость холста. Но для художника очень важно выписать все морали, связанные с этими персонажами.

Между этими двумя важнейшими работами Манхалла появилось значительное число зарубежных исследований и выставочных проектов, посвященных французскому искусству в целом, в которых важнейшее место отводится творчеству Греза. 1780, Орегона, Музей изобразительных искусств Портланда) и «Отшельник, раздающий четки» (ок. Таким художником стал Жак Луи Давид. Бейли вписывает грезовскую «Прачку» в контекст такого явления культуры XVIII столетия, как жанр «пуассар», получивший наибольшее распространение в литературе и театральных постановках47.

Грёз очень любил литературные пояснения к своим картинам. Созданные Грезом сцены повседневной жизни часто заключают в себе нравоучительный смысл. Дидро восхищается этой картиной, так как это «моральная живопись», которая наравне с драматической поэзией должна «нас трогать, поучать исправлять и побуждать к добродетели». Коллекционирование современного искусства в предреволюционном Париже». Внешность молодой матери на полотне «Балованное дитя» напоминает о прачке из одноименной работы Греза, что и было тонко подмечено Дидро.

Критики были строги к поздним произведениям Жана-Батиста Грёза, утверждая, что колорит их не правдив, что рисунок не верен, композиции неудачны Но иногда они бывали более благосклонны к «старику Грёзу», один из них в Journal de Paris заметил, что Грёз все-таки автор композиций, полных шарма, что он заслужил звание «художник нравов», что он крупный портретист. Шотландии), двусмысленность которого должна была понравиться публике. Он намного пережил свою громкую прижизненную славу.

Грёз стал моден и востребован, получал баснословные деньги, наконец-то был принят в Королевскую Академию. Зато его многочисленные рисунки обладают большими достоинствами. Гораздо важнее для него были уроки болонских художников XVII в. Он создает новый жанр («Девушка, оплакивающая мертвую птичку», 1765, Эдинбург, Нац. Автор не воспринимает Греза как серьезного моралиста, его в первую очередь интересуют «грезовские девушки», знаменитые «головки» он рассматривает как выражение его индивидуальности, здесь наблюдается близость идеям братьев Гонкуров о любвеобильном темпераменте художника. «Не будь этого Септимия Севера, – замечает Дидро, – Грез мог считать себя удовлетворенным в нынешнем году но проклятый Септимий испортил все», – а в заключение критик приводит отрывок из басни Лафонтена, который отражает его отношение к злополучному полотну: «Коль мы насилуем талант изящное мы создавать не в силах» 14.

При работе над morceau de reception – «Септимием Севером и Каракаллой» (1769, Париж, Лувр) – Грез осваивает академическую традицию и выбирает искусство Пуссена как образец для подражания и источник иконографии. Достаточно назвать такие картины как «Маленький лентяй», «Балованное дитя», «Разбитый кувшин», «Паралитик или Плоды хорошего воспитания». «Уже сам жанр мне по душе: это нравоучительная живопись, — писал Дидро. Среди работ, посвященных любовным сюжетам, превалируют однофигурные жанровые композиции («Птицелов», «Разбитое зеркало», «Безутешная вдова» (обе – собрание Уоллес), «Нерешительная добродетель») и жанровые портреты («Простота» Форт Уорт, Художественный Музей Кимбелл «Пастушок» Париж, Музей изобразительных искусств города Парижа, Пти Пале «Девушка, оплакивающая мертвую птичку», «Разбитый кувшин»).

Безусловно, общий замысел «Отцовского проклятия» восходит к библейской теме Блудного сына, но всепрощение и великодушие отца, принявшего в свои объятия раскаявшегося сына, здесь заменено назиданием и напоминанием о том, что существуют непоправимые ошибки и можно безнадежно опоздать в своем раскаянии. Ей очевидным образом не достает историзма. Грёзом восторгались в России, он имел многочисленных подражателей во Франции (Бунье, Обри, Билкок, Краус). Однако к 1780 его жанровые произведения, колеблющиеся между Шарденом и Хогартом. В 1866-1877 годах появилось эссе Эдмона и Жюля Гонкуров «Искусство XVIII века» 31, включающее главу, посвященную жизни и творчеству мастера.

Надо сказать, что Грёз пережил рамки XVIII века и эта работа была создана уже в XIX веке. К этому периоду относятся многочисленные неаполитанские этюды, в которых Грёза больше привлекает живописность персонажей, чем стремительно входящие в моду античные сюжеты или руины. Знаменитый французский художник-жанрист.

Хартфорде (Коннектикут, Уотсворт Атенеум) и Сан-Франциско (Калифорнийский дворец легиона чести) и во французском Дижоне (Музей изобразительных искусств), был Эдгар Манхалл. Его изначальные установки были похвальны, но он все больше разменивал себя на мелочи, становился расчетливым, скатываясь в неизбежную чудаковатость. Брукнер стала пионером в возрождении интереса к творчеству Греза.

Эрмитаже и Лувре (его рисунки хранятся также в музее в Турнюсе, венской Альбертине, лондонском Британском музее) и его лучшим портретам зрелого периода («Бабути», Париж, собрание Давид-Вейль портрет гравера И. Билля, 1763, Париж, музей Жакмар-Андре, портреты П. А. Строганова в детстве, 1778, Е. П. Шуваловой, около 1780, П. А. Строганова, все – Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Работам художника Жана Батиста Грёза свойственны сочетание чувствительности с преувеличенным пафосом идеализация натуры, порой довольно известная слащавость (особенно в многочисленных изображениях детских и женских головок). Ориентирами для Греза в «Деревенской помолвке» (1761, Париж, Лувр) и в «Паралитике» (1763, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) стали мастера французского академизма Лебрен и Пуссен.

И при том, что в 1979-1989 годах во французских музеях были организованы монографические выставки: Шардена (1979), Ватго (1984-85), Буше (1986-87), Фрагонара (1987-88), Давида (1989-1990)43. В тексте «Салона 1763 года», описывая картину «Паралитик» (Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), Дидро называет ее автора «мой художник» и определяет жанр произведения как «нравоучительную живопись» 5. Следуя традиции, Грез создает серию «картин в итальянских костюмах», которые воспринимались современниками как своеобразные «souvenirs» о «grand tour» по Италии.

В дальнейшем в «Даме-благотворительнице» (1772-1775, Лион, Музей изобразительных искусств), «Неблагодарном сыне» и «Наказанном сыне» (1777-78, Париж, Лувр) иконографические мотивы пуссеновских произведений стали основой для индивидуальной интерпретации. Портрет композитора К. -В. Люди 3-го сословия подолгу стояли у полотен, обсуждая их. Академии», 1755, Париж, Лувр). В этот период Грёз обращается к забавным историям Яна Стена и, одновременно, стремится к провозглашенной Дидро «великой идее».

Решение вопросов, связанных с атрибуцией, остается актуальным, так как на протяжении XVIII века произведения Греза копировались в огромном количестве, создавались картины и рисунки в «манере Греза», в особенности это касается его знаменитых «головок». Имя Греза постоянно фигурирует в переписке тех лет, участниками которой являются ведущие деятели французской культуры – аббат Жан-Жак Бартелеми и граф Кейлюс, директор Французской Академии в Риме Шарль-Жозеф Натуар и маркиз де Мариньи, в современном понимании тогдашний «министр культуры». В 1991 году она защитила докторскую диссертацию «Жан-Батист Грез и его наследие в России». Таким образом, художник, по их мнению, не является убедительным моралистом. В последней бытовой сцене «Первая борозда» (1801, Москва, ГМИИ им. Грандон был прекрасный ремесленник, копиист, но искры Божьей ему не досталось.

Прачки» (1737, Стокгольм, Национальный музей), «Хорошего воспитания» (1753, Хьюстон, Музей изобразительных искусств), «Молитвы перед I/ обедом» и детских портретов ощущается в ранних работах художника. В том же году она издала пьесу с посвящением дочери художника мадемуазель Грез с «Заметками о Грезе и его произведениях». Так, отдельные главы книги посвящены «чувствительности» в литературе и живописи.

Сентиментальные сцены – Девушка, молящаяся у подножия алтаря Амура (1769) и Утренняя молитва (1770-е) – не вызвали восхищения у критиков. Отец желал видеть его архитектором, но в конце концов уступил природным склонностям сына и направил в учение к лионскому портретисту и торговцу картинами Грандону (другие варианты произношения – Громдон или Грондом), тестю знаменитого композитора Гретри. Это не только передвижническая анекдотичная картина, но и превосходная живопись. Но Грёзу было не суждено перекинуть мостик из одного века в другой. В эти произведения художник вводит изображения, связанные с символикой потерянной невинности (разбитые яйца, разбитое зеркало, разбитый кувшин, мертвая птичка). Но основной вывод, к которому приходят братья Гонкуры в своей работе скорее отрицательный: «Впечатление, которое оно (искусство Греза) вызывает, сложное, смутное, смешанное. Завершает обзор Грез, – «и, наконец, Грез, конечно, превосходящий всех в своем жанре.

Знаменитый текст Дидро «Салона 1765 года» развивается вокруг воображаемого разговора с героиней грезовской картины «Девушка, оплакивающая мертвую птичку» (Эдинбург, Национальная галерея Шотландии). Следуя братьям Гонкурам, Брукнер пишет о «конфликте между чувственностью Греза и его пуританизмом». Обстановкой и костюмами персонажей Грёз близок к Шардену, но самая его труппа взята напрокат из Parc aux cerfs» (Оленьего парка) или из тех гаремов, которые окружали Сантера и Буше. С 1767 года член Королевской академии со званием «художник жанра». Например, волы по отношению к всему действу.

Робер -превосходно пишет античные руины. Сам же Грёз мечтал войти в Академию в звании не жанриста, а исторического живописца, что было более почётным и в 1769 г. наконец представил полотно «Септимий Север, укоряющий Каракаллу», на которое возлагал большие надежды. Картины Билля отличаются рсобой театральностью и преувеличенной жестикуляцией. Напишет ли вторую такую же.

Эта привычка не раз затем сослужит ему дурную службу. Для этой картины Грёз исполнил множество эскизов античных персонажей («Папиньен», 1768, Париж, Лувр «Каракалла», 1768, Байонна, музей «Фортуна», «Септимий Север», 1768, Париж, Школа изящных искусств).

В 1755-56 годах посетил Рим и Неаполь, где исполнил многочисленные этюды. Это было веяние времени, распространившееся по всей Европе. В первую очередь исследовательница сосредоточена на теме графического наследия художника, она раскрывает вопросы, связанные с приобретением произведений художника их бытованием в отечественных собраниях. В 1755-56 был в Италии.

А затем растроганный и гордый отец сдался, определив сына в ученики к лионскому живописцу Грандону. Когдаконвентрешил предоставить заслуженным писателям и художникам даровые квартиры, Грёз получил помещение вЛувре вконце своей жизни он получает заказ на портрет Наполеона, который сейчас находится в Версале (1804-805). В 1755-1756 годы посетил Рим и Неаполь, где исполнил многочисленные этюды.

Они рогами упираются в пейзаж, протыкая крестьянина, стоящего перед ними. В 2002 году Э. Манхалл организовал следующую монографическую выставку художника «Грез – рисовальщик», которая проходила в коллекции Фрик в Нью-Йорке и в музее Гетти в Лос-Анджелесе44. Одним из последних заказов стал портрет Первого консула Бонапарта (1804 – 1805).

В Санкт-Петербургском Эрмитаже находятся 11 картин Жана-Батиста Грёза, которые считаются настоящим достоянием и входят в число интереснейших коллекций музея. Его учителями стали не только голландские мастера предшествующего столетия (Рембрандт), но и современники – Шарден и Буше, но позднее также Рубенс, Вьен и Пуссен. Греза в музеях Советского Союза» и «Жан-Батист Грез. Подобные вопросы ускоряли перемены в тематике французской живописи. Если критик весьма сдержанно оценил «Простоту» (1759, Форт Уорт, Художественный Музей Кимбелл) и «Пастушка» (1761, Париж, Музей изобразительных искусств города Парижа, Пти Пале), созданные в традициях пасторального жанра Буше, глубоко чуждого Дидро, посвятив им лишь несколько строк, то «Деревенская помолвка» (Париж, Лувр), экспонировавшаяся в Салоне 1761 года, вдохновила его на подробное описание, в котором перед читателем разворачивается целое театрализованное представление. Однако по своим художественным достоинствам произведения Греза уступают работам Шардена. Салон 1769 года и крах академической карьеры художника» содержится новый взгляд на искусство мастера того времени, так как в литературе до сих пор господствует точка зрения об этом периоде как о кризисном моменте в биографии Греза, с которого начинается его постепенное «падение».

Значительное место в зрелом творчестве Грёза занимали портреты. Творчество мастера намного сложнее, оно не вписывается в рамки какого-то одного направления или стилевого течения, но граничит с основными идейно-образными (просветительский реализм, сентиментализм) и стилевыми системами того времени (рококо, неоклассицизм). Жан-Батист Грез (1725-1805) является ведущим французским художником XVIII века имя которого можно поставить в один ряд с такими знаменитыми мастерами эпохи, как Антуан Ватто, Жан-Батист Симеон Шарден, Франсуа Буше, Жан Оноре Фрагонар и Жак-Луи Давид. Итальянское путешествие также сыграло значительную роль в карьере Греза. Подобная тенденция характерна и для французской жанровой живописи в целом.

В рукописном журнале М. Гримма и Д. Дидро «Correspondance Litteraire» грезовские работы характеризуются как «картины во фламандском вкусе» 2 – своего рода клише, которое использовалось для описания произведений жанрового живописца. В своих жанровых картинах (Паралитик или Плоды хорошего воспитания, 1763, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) Грёз прославлял добродетели третьего сословия, что поначалу вызвало энергичную поддержку философа Дидро. 9Q биография художника, автором которой была мадам Валори. Хотя первую картину Дидро и назвал в Салоне 1769 года «очаровательной», но отметил, что голова принадлежит юному существу, а тело – немолодой женщине, что плохо исполнены складки одежды, тяжеловесен пейзаж, а статуя Амура напоминает маленького уродца.

ГРЗ (Greuze) Жан Батист (21. 8. 1725, Турню – 21. 3. 1805, Париж), французский художник. Автор многочисленных сентиментальных композиций с играющими детьми и томно мечтающими красавицами, которые пользовались громадным успехом у публики и заслужили восторженные похвалы Д. Дидро: «Девушка, оплакивающая мёртвую птичку» (1759, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Балованное дитя» (1765, Эрмитаж, Санкт-Петербург), «Наказанный сын» (1778, Лувр, Париж), «Вновь обретённая голубка или Сладострастие» (1789-90, ГМИИ) и тому подобное. правдивее.

Однако работу для Академии он выполнил неудачно и приняли его с оговорками. «Отцовское проклятие» является характерным примером проповеди патриархальной идиллии и семейных добродетелей. Они признают его живописцем женской красоты, восхищаются его женскими и детскими «головками», отмечая их популярность во Франции и за рубежом. В начале главы, посвященной этому художнику, братья Гонкуры описывают сцену из эпистолярного любовного романа XVIII столетия Шодерло де Лакло «Опасные связи» (1782), где Вальмон уплачивает сборщику податей пятьдесят шесть ливров — сумму, причитавшуюся с семейства крестьян.

Исторические композиции Грёза («Септимий Север упрекает своего сына Каракаллу. », 1769, Лувр) близки французскому классицизму. Автор монографии стремится вписать искусство Греза в культурный контекст эпохи Просвещения, показывая философские, литературно-художественные течения того времени и раскрывая причины возникновения феномена «sensibilite». И собственный вкус Дидро тяготел к прямо противоположному, чем к ясности, достигнутой выучкой. P., 1926. Ю.

К. Золотов. Жанровые композиции Г. («Деревенская помолвка», 1761, Лувр, Париж «Паралитик или Плоды хорошего воспитания», 1763, Эрмитаж, Ленинград) прославляли добродетели третьего сословия, что встретило энергичную поддержку Д. Дидро. Многие давно пресытились ею. Повсеместное увлечение, точнее, мода на произведения «северных» художников в среде парижских коллекционеров способствовала активному развитию этого жанра.

После 1769 года в критических заметках постоянно возникает имя Пуссена в связи с произведениями художника, что не было случайным, так как в «Даме-благотворительнице» (1772-1775, Лион, Музей изобразительных искусств), в диптихе «Отцовское проклятие» (1777-1778, Париж, Лувр) и других его поздних картинах ощущается влияние мастера французского классицизма. Автор рассматривает произведения Греза, опираясь на эту теорию, показывая эволюцию творчества художника от погруженности героев в себя в ранних жанровых полотнах («Обманутый слепец» 1755, Москва, ГМИИ им. Под влиянием культа чувствительности, свойственного сентиментализму, Г. наделяет своих героев трогательными побуждениями, проявляющимися с преувеличенным пафосом. Картина «Септимий Север упрекает своего сына Каракаллу в том, что тот покушался на его жизнь в шотландских ущельях» (1769, Париж, Лувр) вызвала живую реакцию Академии и публики и отметила важный этап в творчестве художника, ее можно поставить в один ряд с «Продавщицей амуров» Вьена (1763) и «Клятвой Горациев» (1784) Давида. В 1755 г. он был причислен к Академии и провел около года в Риме и Неаполе. А. С. Пушкина) до театральности в работах второй половины 1770-х годов (диптих «Отцовское проклятие») с особым интересом к драматическому действию и экспрессии, по мнению Фрида, чему способствовал и Дидро. В диссертации при анализе «Обманутого слепца» и упомянутой выше «Прачки» мы обращаемся к книге Бейли в вопросах о «натурализме» Греза и его взаимодействии с жанром пуассар. Совсем иное отношение у нас к Грёзу.

Устремления Дидро и Греза совпадают, оба стремятся исправлять своего читателя и зрителя. Художник повторял одни и те же удачно найденные образы, меняя лишь детали. Он создает композиции из жизни аристократии так называемые «tableaux de modes», получившие большое распространение в творчестве де Труа, Ланкре и Буше.

Это лишь отчасти справедливо, когда речь идет о жанре «головок», который был «поставлен на поток». Дени Дидро, с которым художник познакомился в 1759 г., поначалу горячо приветствовал избранное Грёзом направление, а после одной из выставок (художник участвовал в салонных бьеннале 1759, 1761 и 1763 гг. ) назвал гением. Эрмитаж, «Обожаемая мать», 1765, Мадрид, собрание графа де Лаборда). Работам Грёза присущи оттенок чувствительности идеализация натуры, порой слащавость (особенно в многочисленных изображениях женских и детских головок).

О том же в свое время писали Гонкуры, которых сочувственно цитирует Бенуа. Жан-Батист Грёз познал и пик славы и пик неудач, его «фатум» не назовешь счастливым. Новизна и актуальность этой книги Бейли, посвященной проблемам коллекционирования, является несомненной. Греза». К новейшим зарубежным исследованиям принадлежит книга Эммы Баркер «Грез и живопись сентиментализма» (2005)50.

Исторические композиции Грёза («Септимий Север упрекает своего сына Каракаллу», 1769 год, Лувр) близки французскому классицизму. В основе исследования Фрида лежит заявленная уже в названии теория о двух типах живописи того времени («absorbsion» и «theatricality»), в первом – герои погружены в себя, не обращая внимания на зрителя, во втором – присутствует театральность поведения персонажей картины. Фрагонар -написал очень хорошую картину. Большой мастер кисти.

Правда, все это требует дальнейшего уточнения и проверки. Его искусство во многом обусловлено запросами и интересами покупателей. Шувалова, 1776—1781 г., Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. На примере шести знаменитых собраний французской живописи автор рассматривает ситуацию на художественном рынке Парижа второй половины и конца XVIII столетия, раскрывая, таким образом, как формировался «патриотический вкус».

Грёз зарекомендовал себя художником-моралистом. Произведения Грёза являлись чем-то наподобие проповеди в живописной форме. Семейные сцены ученика Греза Пьера-Александра Билля («Двойное вознаграждение» 1781, Музей замка Блеранкур «Французский патриотизм» 1782, Музей замка Блеранкур «Последние минуты любимой супруги» 1785, Муниципальный музей Камбре) нередко по амбициям приближаются к работам самого мастера – в стремлении возвести бытовую сцену в ранг исторической композиции. Французская живопись и скульптура Старого режима» (1981), Т. Кроу «Художники и публичная жизнь в Париже восемнадцатого века» (1985, в 2000 году вышло французское издание)45. Успех его жанровых полотен (в которых ощутимо влияние голландской жанровой школы) вскружил художнику голову, что в дальнейшем отрицательно сказалось на его карьере.

Среди наиболее характерных картин Грёза – Паралитик или Плоды хорошего воспитания (1763, С. -Петербург, Эрмитаж) и Разбитый кувшин (Нью-Йорк, музей Метрополитен). Так, к устойчивым типам принадлежит образ пожилого отца, который переходит из картины в картину, начиная с «Чтения Библии» и «Обманутого слепца». По возвращении он с головой окунулся в работу. Шуваловой (около 1780) свидетельствуют о том, что мастерство Грёза-портретиста с годами все возрастало. Пушкина), они заказывали Грёзу и многочисленные портреты (Портрет графа А. П.

Покровители Грёза были изгнаны из Франции в годы Революции и Империи. Каталог включает вступительную статью, биографию художника, доработанную Манхаллом сравнительно с вариантом 1977 года и эссе российского специалиста из Государственного Эрмитажа Ирины Новосельской «Коллекция рисунков Греза в Санкт-Петербурге». Шувалов, ГМИИ граф Е. П. музей изящных искусств): иногда в них чувствуется сияние Рембрандта («Жозеф, натурщик Кор.

С первых же выставленных им в Салоне картин (Отец семейства, читающий Библию детям, 1755 г., Париж, частное собрание) определился характерный для художника, несколько двойственный жанр морализующей и одновременно фривольно-чувствительной семейной сцены, который приносил Грёзу неизменный успех у парижской публики и академических критиков. Картиной «Деревенская помолвка» (Салон 1761, Париж, Лувр) Грёз открывает для себя новый тип жанровой живописи, который обращается к средствам живописи исторической и позволяет персонажам выразить свои чувства («Балованное дитя», 1765, Санкт-Петербург, Гос. «Новым Рафаэлем» назвал живописца и известный антиквар Ж. -Б. П. Лебрен 23, он указывает на область талантов Греза, – «писать людей в частной жизни. Выражение простых нравов, непорочности, любви. благодарности, сыновней нежности – таковы сюжеты, которые он берет с натуры и которые рассказывает с большим интересом» 24. Сейчас трудно поверить, что у картин Грёза плакали, но это было в действительности.

Автор многочисленных сентиментальных композиций с играющими детьми и томно мечтающими красавицами, которые пользовались громадным успехом у публики и заслужили восторженные похвалы Д. Дидро: «Девушка, оплакивающая мёртвую птичку» (1759 год, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Балованное дитя» (1765 год, Эрмитаж, Санкт-Петербург), «Наказанный сын» (1778, Лувр, Париж), «Вновь обретённая голубка или Сладострастие» (1789-1790, ГМИИ) и тому подобное. Грез был оценен как одна из ключевых фигур в данном художественном процессе. Автор еще раз отмечает первенство Греза «в своем жанре» – жанре бытовой картины. Жанровые композиции Грёза (Деревенская помолвка, 1761, Лувр Паралитик или Плоды хорошего воспитания, 1763, ГЭ) прославляли добродетели третьего сословия, что вызвало энергичную поддержку философа-просветителя Д. Дидро. Революция лишила Грёза состояния.

После длительного периода молчания в 1972 году появилось исследование английского специалиста Аниты Брукнер «Взлет и падение феномена восемнадцатого века» 39. (Вновь он примет участие в академической выставке лишь в 1804 г., после Французской революции, когда выставляться в Академии могли все желающие. ) Это, впрочем, не помешало ему быть популярным художником до 1780-х годов впоследствии его затмил классицизм Давида. Апробация. Старость его была унылой и беспросветной, а уход прошел незамеченным. 1780, частное собрание). В настоящей диссертации нами были рассмотрены и проанализированы малоизвестные жанровые произведения художника, например, такие как «Пьяница у себя дома» (ок.

Его картины были очень популярны во Франции XVIII века и заслужили высокую оценку философов-моралистов, например Дидро. Стоит отметить, что просветитель не только воспевает талант художника, но и критикует, по его мнению, слабые места в его работах, например, композиционные огрехи в картине «Прачка» (Салон 1761 года Лос-Анджелес, Музей Дж. Все эти произведения имели огромный успех, а, особенно, «Разбитый кувшин» (Париж. В его время французские портретисты, желая «облагородить натуру», мало заботились о сходстве. Высоко оценивал творчество Греза и Дидро.

Грёза заметили и оценили. Современники Греза считали подобную достоверность изображения деталей быта и костюма элементами нового «натурализма» художника. В его статьях, которые никогда не были напечатаны, но вошли в «Литературную переписку» барона Мельхиора фон Гримма, переписывались от руки и рассылались подписчикам при дворах всей Европы, впервые была теоретически опробована идея антитезы романтической и классической традиций, которая воодушевит искусство после 1800 года. Однако именно эти так называемые «головки» Греза в свое время пользовались особой популярностью. Грёз родился в бургундском городке Турню в семье кровельщика. Каталог составлен по тематическому принципу, авторы выделяют: сюжеты религиозные исторические, мифологические, аллегории, пейзажи, семейные сцены, tetes dexpression (выразительные головки), портреты и академические этюды.

Галантная живопись доживала свой век. Сочно написанная картина изобилует деталями, характерными для фламандских жанристов XVII века, манеру которых Грез стремился превзойти.

Постепенно звезда его славы закатилась. Однако в нем много легко узнаваемых персонажей более ранних картин. В записках аббата сообщаются условия и детали их совместной поездки, живописцу дается следующая характеристика – «молодой художник бамбоччанти» 3- также указывающая на его принадлежность к мастерам бытового жанра. Он ценил крайности, ему нравилось фантазирование, он считал экстравагантность более привлекательным качеством в искусстве, чем холодность. Молодой человек, одетый в театрализованный костюм, настраивает гитару, внимательно прислушиваясь к звукам. гал. Красота формы подчинена дидактической цели.

1735, Музей Коньяк-Же) и «Прекрасная крестьянка» (ок. В этом отношении он близок Хогарту и противоположен Буше. Совсем наоборот – он был родом из семьи простолюдинов. К этой группе можно отнести и более поздние работы «Маленькую девочку, держащую на коленях черную собачку, с которой она играет» (1767, Лондон, частное собрание), «Маленького математика» (1780-е, Монпелье, Музей Фабра).

На выставке были представлены девяносто пять рисунков и одна живописная работа («Автопортрет» Греза из Музея изобразительных искусств в Марселе). Красота формы подчинена дидактической цели. Позы полны какой-то распущенности и податливости. А. С. Пушкина: история создания и происхождение» (2008). Произведения молодых художников часто затмевали славу родоначальника «моральной» живописи, тем более, что после 1769 года Грез демонстрировал свои работы только в мастерской.

1658, Париж, Лувр). Зато Грёз достиг совершенства в изображении женской натуры, причем вовсе не обнаженной. И совсем резко критик напишет о «детских головках», экспонировавшихся в Салоне 1769 года, с иронией заметив, что их было бы пристойнее подарить другу, а не показывать публике. Их искусство вдохновляла возвышенная идея. Более того – он сам, напомним, был выходцем оттуда.

В каталоге выставки особое внимание было уделено проблеме самоопределения «бытового жанра» в XVIII столетии. Здесь речь идет не только о «bambochades» Буше – «Прекрасная кухарка» (ок.

Грез мог вернуться к своим сюжетным зарисовкам спустя даже десятилетие, примером чему является работа над диптихом «Отцовское проклятие». Так появилась серия картин исполненных в темноватом колорите, в которых жесты становятся более почтенными и напряженными, хотя изображена всего-навсего мещанская драма («Бобовый пирог», 1774, Монпелье, музей, «Милостивая дама», 1775, Лион, Музей изящных искусств, «Родительское проклятие» и «Наказанный сын», 1777-1778, Париж, Лувр, «Возвращение пьяницы», Портланд, Орегон. Для художественного почерка мастера характерны разные «манеры», здесь речь идет не об эклектизме искусства Греза, а об индивидуальном выборе ориентиров для дальнейшего развития и реализации своих способностей и талантов вне традиционного пути академического художника. Строганов в детстве, 1778 год, Эрмитаж и другие).

В самом названии главы III «Период творческих поисков (1766-1769). Благодаря покровительству одного аббата удалось съездить в Италию. Грёз Жан Батист (Greuze) (1725-1805), французский художник. В таком контексте его искусство привлекает скорее как выразительный «документ» эпохи.

В нынешнее время эти работы могут показаться чересчур морализаторскими, сентиментальными и мелодраматичными, но при жизни художника они имели бешеный успех, вызывали потоки благодарных и восторженных слов и слёз. Грёз обратился в 1801 году с письмом к Наполеону Бонапарту со словами «у Вас, сир, доброе сердце». музей). Грёз занимает во французской живописи важное место и как портретист. Художник был очень моден и популярен в своё время. Здесь перед нами предстает не столько художник-моралист, сколько исторический художник, отмеченный влиянием Пуссена и даже такая работа, как «Смерть отца семейства» (Страсбург, частное собрание), по своей композиции напоминает, в действительности, «Смерть Германика» Пуссена.

Эти картины объединяет общее композиционное решение – поколенное изображение сидящей женской фигуры, развернутой в три четверти. А. С. Пушкина (2004), «Жан-Батист Грез – «картины во фламандском вкусе»» в РГГУ на конференции «Искусство как сфера культурно-исторической памяти» (2004) на Отчетных конференциях ГМИИ им.

Взбешенный таким унижением, Грёз перестал выставляться вовсе. В 2000 году вышла его небольшая книга, посвященная приобретенной в 1983 году музеем Гегги в Лос-Анджелесе картине Греза «Прачка» (1761)46. В знаменитых «женских головках» Грёза внешняя невинность сочеталась со скрытой чувственностью часто эти произведения содержат сексуальные аллюзии, как, например, «Разбитый кувшин», который ассоциируется с потерей девственности. Таким образом, тема настоящего исследования может считаться неразработанной. Следующие доклады были прочитаны на нескольких научных конференциях: «Картина Ж. -Б. Однако преобладающий тон во взглядах Дидро на искусство мастера – безусловно, положительный: «Но вот, наконец и излюбленный нами обоими художник, первый кто решил живописать нравы, повествовать о событиях, которые так и просятся в роман» («Салон 1765 года»). В их творчестве, как и в работах мастера, преобладали детские и женские «головки». Он получил заказы от Жозефины и ряда богатых нуворишей эпохи Наполеона, повторял с небольшими вариациями свои «головки» (Девушка с ягненком Девушка с корзиной Мальчик с собачкой Девушка, пишущая письмо Девушка с голубками, 1802), написал несколько портретов деятелей революции (Портрет Фабра дЭглантин, Портрет Дженсонне), создал два портрета Наполеона, закончил Автопортрет (1803), который экспонировал в Салоне того же года.

П. Гетти). Если при описании произведений в начале карьеры Греза критика прибегала к сравнениям художника с голландскими и фламандскими мастерами XVII века (Рембрандтом, Браувером и Тенирсом) – так в тексте «Салона 1761 года» Дидро писал: «Тенирс живописует нравы.

Но на картине волы не могут никуда пойти. «Изобразительное искусство, – писал Дидро, – нуждается в элементе неприрученном и примитивном, в чем-то захватывающем и преувеличенном». Таким образом, Грез завел нужные знакомства в окружении посла Франции в Риме графа де Стенвиля, который впоследствии выступил заказчиком его работ. Семейные сентиментальные сцены «в духе» Греза активно выставляются в Салоне их авторами являются такие художники, как Этьен Обри, Этьен Толоне, Мишель-Оноре Бунье, Никола-Бернар Леписье, Мария Франсуаза Констанция Майер. В один временной отрезок Грез может создавать картины в разной стилистике, как, например, семейные сцены во «фламандском вкусе» и галантные композиции в духе рококо или неоклассицизма.

Несмотря на очевидную мелодраматическую театрализацию сюжета (Наказанный сын, 1778 г., Париж, Лувр), лучшие картины Грёза отличало несомненное композиционное и колористическое мастерство, внимание к обыденным предметам и редкий талант в передаче освещения, которые позволили позднейшим исследователям сравнивать полотна художника с произведениями Пуссена, Шардена и даже Рембрандта. В исследовании Брайсона художнику посвящена глава «Грез и погоня за счастьем». Там Жан Батист посещал занятия в Королевской академии и сперва не вызывал интереса наставников (одним из которых был Натуар).

Актуальность темы. В этом утонченность Греза, он возводит в соблазн простоту и неприхотливость девушки.